Меню Рубрики

Как провести анализ годового отчета

Анализ бухгалтерской отчетности позволяет руководству быть в курсе общей картины экономического и имущественного положения предприятия. Кроме того, с помощью этого анализа можно проверить компании, с которыми затевается сотрудничество, или в которые руководитель намерен инвестировать средства.

В состав бухгалтерской отчетности обычно входят:

  • бухгалтерский баланс – документ, который отражает соотношение активов предприятия (всего имущества) и обязательств (средств, которые предприятие должно выплатить инвесторам, акционерам, кредиторам и так далее);
  • отчет о финансовых результатах предприятия.

К общему пакету бухгалтерской отчетности может прилагаться пояснительная записка, помогающая провести анализ, раскрывающая некоторые позиции баланса или отчета более подробно.

Также к балансу и отчету о финансовых результатах могут прилагаться дополнительные отчеты, которые более наглядно покажут перемещение средств и помогут составить мнение о деятельности предприятия.

Для предоставления в налоговую службу и иные контролирующие органы бухгалтерская отчетность составляется раз в год за некоторыми исключениями.

Но всем предприятиям рекомендуется не пренебрегать составлением промежуточной бухгалтерской отчетности – ежемесячной, ежеквартальной и так далее – поскольку таким образом и ситуацию легче контролировать, и ошибок легче избежать.

Кроме того, например, инвесторы, прежде чем решить вложить средства в развитие бизнеса, захотят ознакомиться с его рентабельностью, то есть провести анализ бухгалтерской финансовой отчетности. И в таком случае лучше держать наготове квартальный отчет, чем объяснять потенциальным спонсорам, что необходимые документы будут готовы через неделю.

К тому же детальные и частые отчеты позволяют проследить динамику развития компании, сравнить опыт определенных периодов, чтобы попытаться проанализировать, когда именно показатели достигли наивысшей отметки, и что в тот период для этого предпринималось.

Анализ форм бухгалтерской отчетности состоит, как правило, в изучении бухгалтерских документов и подготовке определенных выводов на основе прочитанного. В результате можно сделать вывод о том, насколько платежеспособно предприятие, каким количеством активов оно обладает, насколько финансово независимо, имеет ли смысл привлекать для его развития инвестиционные средства и тому подобное.

Анализируя бухгалтерский баланс, можно оценить:

  • насколько эффективно используются активы;
  • достаточно ли их для полноценного и успешного осуществления хозяйственной деятельности;
  • способно ли руководство в полной мере управлять своим бизнесом и успешно его развивать;
  • возможность сохранения и наращивания первоначального капитала.

Бухгалтерская отчетность как источник анализа в части отчета о финансовых результатах предприятия дает ясное понимание того, как менялось поступление прибыли на протяжении, например, нескольких лет.

Изучая отчет, можно сделать вывод о том, были ли приняты верные управленческие решения, оценить влияние различных факторов на уровень прибыли, понять, за счет чего в отчетном периоде поступала прибыль или произошли убытки и так далее.

Полноценный анализ необходимо проводить в несколько этапов:

  • На первом этапе необходимо изучить общий объем оборотных активов на предприятии: сравнить темп изменения объема реализаций и темп роста средней суммы от оборота активов.
  • На втором этапе рассматривают динамику состава оборотных активов предприятия по разным видам: отдельно сырье, отдельно продукцию, денежные средства и так далее. Таким образом оценивается уровень ликвидности по каждому виду.
  • На третьем этапе исследуется общая продолжительность и структура циклов предприятия: производственного, финансового и операционного.
  • На четвертом этапе производят проверку рентабельности оборотных активов.
  • На пятом этапе изучают основные источники финансирования предприятия, определяют степень финансового риска.

В результате такого поэтапного анализа определяется эффективность общего уровня управления предприятием, можно сделать выводы о том, какие направления его деятельности необходимо развивать в дальнейшем, а какие лучше приостановить либо ликвидировать.

Можно выделить некоторые сложившиеся методы анализа бухгалтерской отчетности, а именно:

  • горизонтальный;
  • вертикальный;
  • трендовый;
  • факторный;
  • чтение бухгалтерской отчетности;
  • пространственный;
  • метод финансовых коэффициентов;
  • экспресс-анализ отчетности.

Рассмотрим подробнее, в чем заключается каждый метод.

Называют также временным методом. Он заключается в сравнении показателей отчетности за разные периоды времени. При этом можно сравнивать статьи отчетности между собой, а можно сравнивать колебания сумм между статьями отчетности. Особое внимание при этом уделяется резким изменениям показателей.

Заключается в сравнивании удельного веса отдельных статей баланса с такими же показателями иных периодов. Таким образом возникает наглядная картина распределения капитала. Вертикальный анализ часто используют вместе с горизонтальным.

Рассчитывает отклонения параметров отчетности за некоторые отчетные периоды от основного уровня. Этот аналитический метод позволяет прогнозировать результаты развития предприятия.

При факторном анализе изучают причины изменения уровня чистой прибыли, изучают факторы, влияющие на этот показатель. При этом можно как разделять общий показатель на отдельные части (анализ), так и составлять общий показатель из отдельных элементов (синтез).

Эта методика является основной и применяется прежде всех остальных методов. Как можно понять из названия, заключается в ознакомлении с данными бухгалтерских документов, которое дает общее представление о бизнесе.

Такой анализ еще называют сравнительным, и заключается он в сравнении не только отдельных статей отчетности предприятия между собой, но и в сравнении таких же показателей у конкурирующих предприятий.

При этом методе производится расчет взаимосвязей показателей бухгалтерской отчетности. В основном определяют три показателя:

  • сколько заработано на суммарных активах;
  • сколько заработано на средства акционеров;
  • сколько получено на инвестированном капитале.

К содержанию

Экспресс-анализ заключается в поверхностном анализе ликвидности и платежеспособности предприятия. Как правило, такой метод используют компании – потенциальные партнеры. Метод заключается в изучении данных бухгалтерского баланса.

источник

Анализ бухгалтерской отчетности — важный инструмент, который поможет экономическим агентам действующим в условиях неопределенности принимать более взвешенные решения. Поэтому понимание особенности этого процесса важно для широкого круга лиц.

Анализ бухгалтерской отчетности — процесс расчета финансово-экономических показателей (индикаторов), применения прочих методов экономического анализа для формирования выводов и рекомендаций с использованием данных финансовой отчетности предприятия за определенный период. Как результат, аналитик (человек, который рассчитал показатели, провел горизонтальный и вертикальный анализ, применил прочие методы) может сформировать общее представление о финансовом положении организации.

В практике работы больших предприятий этот процесс позволяет подытожить результативность работы субъекта хозяйственной деятельности в общем и его структурных отделов в отдельности. Но все же основанием для реализации политики поощрения сотрудников, для принятия управленческих решений, для дальнейшей корректировки сбытовой и производственной сферы служит управленческая отчетность (не бухгалтерская).

Управленческая отчетность является конфиденциальной информацией предприятия. Поэтому для стороннего человека и даже большинства сотрудников такого предприятия возможность ее изучения отсутствует. В таком случае рассмотрение бух. отчетности — оптимальный вариант формирования относительно точной оценки финансового состояния и перспектив работы предприятия. Для того чтобы понять какие выводы и рекомендации можно получить по предприятию, нужно изучить основные группы показателей финансово-экономического анализа.

Анализ отчетности нужен для большого количества заинтересованных сторон:

  • работнику банка, ведь бухгалтерская отчетность является важным источником финансовой информации о предприятии. Как результат, положительная оценка кредитоспособности позволяет предприятию получить дополнительные кредитные средства для интенсификации деятельности;
  • сотруднику предприятия — он будет знать о кратко- и долгосрочных перспективах его работы и о перспективах своей карьеры;
  • поставщику, который сможет оценить вероятность получения оплаты за свой товар. Конечно фактор добропорядочности менеджмента в таком случае не учитывается, а только финансовый аспект платежеспособности поставщика. То есть оценка позволяет получить ответ на вопрос — есть ли финансовая возможность у контрагента ответить по своим обязательствам;
  • предоставление результата анализа на сайте позволит убедить клиента в том, что предприятие сможет действовать на рынке в течении долгого периода времени. Повышение доверия стимулирует авансовые продажи, а также позволяет убедить клиента в том, что работы по гарантии и сервисному обслуживанию будут выполнены;
  • потенциальному инвестору, собственнику, который сможет оценить как менеджмент справляется с обязанностями. Это позволит этим группам пользователей финансового анализа получить быструю оценку финансового состояния организации;
  • в рамках проведения проверки организации анализ бухгалтерской отчетности нужен аудитору;
  • участнику фондового рынка, который сможет оценить перспективы работы организации перед покупкой акций предприятия.

Конечно этот список не претендует на статус завершенного.

В процессе используются следующие формы отчетности:

Однако этот перечень не является полным. В процессе оценки стоит также ознакомиться с дополнительной информацией о текущем положении дел на предприятии, в отрасли, в экономике. Эти данные можно получить от отраслевых ассоциаций, Федеральной службы государственной статистики, СМИ и т. д.

Также компания может публиковать на своем официальном сайте расширенные годовые отчеты, пресс-релизы, новости, данные о социальной и экологической политике, операционной статистике, аффилированных лицах, структуре компании и прочем. Таким образом, аналитик должен использовать всю доступную информацию, которая может быть использована для формирования картины о текущем финансовом состоянии и эффективности деятельности предприятия.

Анализ ликвидности баланса означает оценку способности компании продать свои активы для того, чтобы погасить свои обязательства. Если деньги могут быть сразу направлены на погашение наиболее срочных обязательств, то для продажи запасов и превращения их в деньги без потери стоимости необходимо подождать некоторое время.

Поэтому для определения ликвидности структуры бухгалтерского баланса следует сравнить определенные группы активов с определенными группами пассивов.

Таблица 1 – Анализ ликвидности баланса предприятия

источник

Баланс является основным отчетным документом любой организации. Состав его показателей может быть разным у различных компаний, но в основе анализа лежат общие принципы и методики.

Анализ бухгалтерского баланса имеет практическое значение, если он основан на достоверной информации. Чтобы избежать ее искажений (случайных или намеренных), на предприятии должна работать система внутреннего контроля (ст. 19 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). А для внешнего подтверждения достоверности баланса используется аудиторская проверка (п. 3 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ). В отдельных случаях это обязательно (ст. 5 закона № 307-ФЗ). Перечень компаний, попадающих под обязательный аудит отчетности, можно найти на сайте Минфина России (http://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/basics/).

Все обязательные бухгалтерские отчеты должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям: сопоставимости, непротиворечивости и др.

Подробнее о том, каким требованиям должен соответствовать баланс, см. в материале «Каким требованиям должна удовлетворять бухотчетность?».

Рассмотрим, из каких основных этапов состоит анализ бухгалтерского баланса.

Рассмотрим пример анализа бухгалтерского баланса предприятия. Баланс ООО «Секунда» на 31.12.2018 имеет следующий вид:

Наименование показателя

На 31.12.2018

На 31.12.2017

На 31.12.2016

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

Денежные средства и денежные эквиваленты

Первое прочтение этого отчета можно назвать ознакомительным: по цифрам баланса оценивается общая структура имущества и обязательств, наличие привлеченных средств и др.

Читайте также:  Как собирать анализ мочи на кристаллы

В данном случае мы имеем дело с развивающейся компанией: ежегодный рост валюты баланса, появление в структуре активов финансовых вложений, увеличение стоимости ОС (что может свидетельствовать о намерениях компании вкладывать средства в развитие своего производственного потенциала), неуклонное снижение долгов — и всё это без привлечения долгосрочных заемных средств.

Предварительные выводы сделаны — можно приступать к более детальному анализу. Для этого проведем горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса.

При помощи горизонтального анализа сравним показатели бухгалтерского баланса по отчетным датам (для упрощения примера используем данные на начало и конец отчетного периода):

Статья баланса

На 31.12.2018

На 31.12.2017

Отклонение (+/–)

В том числе: внеоборотные (ОС)

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

Денежные средства и денежные эквиваленты

В том числе: собственный капитал

Источники средств в расчетах

Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса показал следующее: за отчетный период внеоборотные активы выросли на 28%, что может свидетельствовать о расширении деятельности и росте экономического потенциала компании. При этом снизились оборотные средства (на 10,65%) — в основном за счет снижения остатков денежных средств (на 42,86%). Произошел рост оборотных средств в запасах на 28,13%, что свидетельствует о снижении ликвидности и может повлиять на платежеспособность компании. Наличие в составе оборотных средств краткосрочных финансовых вложений говорит о желании вкладывать средства с целью получения дополнительной прибыли. Рост валюты баланса также необходимо сопоставлять с темпами инфляции и роста выручки.

С помощью этого вида анализа бухгалтерского баланса исследуем структуру показателей в динамике:

Статья баланса

На 31.12.2018

На 31.12.2017

Сдвиги в структуре, %

Структура имущества

В том числе: внеоборотные активы (ОС)

оборотные активы

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

Денежные средства и денежные эквиваленты

Структура капитала

В том числе: собственный капитал

заемный капитал

Вертикальный анализ бухгалтерского баланса показал, что в отчетном периоде значительных изменений в общей структуре имущества и капитала не происходило.

Рост внеоборотных активов составил 7,92%. В структуре оборотных активов небольшие структурные сдвиги наблюдаются по строкам «Денежные средства и денежные эквиваленты» (12,41%) и запасы (11,38%). Увеличение оборотных средств в запасах снижает их оборачиваемость, что может негативно отразиться на текущей ликвидности. Удельный вес собственного капитала в валюте баланса составил на конец периода 45,66% — в основном за счет доли нераспределенной прибыли в составе собственного капитала (97,47%). Непокрытые убытки в балансе отсутствуют.

Компания обходится без долгосрочных кредитов и займов, то есть объем и структура собственного капитала позволяют организовать производственный процесс и развиваться без внешних заимствований.

С помощью вычисления специальных коэффициентов проводится дальнейший анализ бухгалтерского баланса:

Коэффициент финансовой зависимости.

Валюта баланса / собственный капитал

Коэффициент финансовой независимости.

Собственный капитал / валюта баланса

Коэффициент общей платежеспособности

Валюта баланса / заемный капитал

Заемный капитал / собственный капитал

Коэффициент мгновенной ликвидности

Коэффициент абсолютной ликвидности

Коэффициент быстрой ликвидности

Коэффициент средней ликвидности

(ДС и ДЭ+ КФВ + ДЗ + Запасы) / КО

(120 + 50 + 170 + 205) / 470 = 1,16

Коэффициент промежуточной ликвидности

(ДС и ДЭ + КФВ + ДЗ + Запасы + НДС) / КО

(120 + 50 + 170 + 205) / 470 = 1,16

Коэффициент текущей ликвидности

* (ДС и ДЭ) — денежные средства и денежные эквиваленты.

** КФВ — краткосрочные фин. вложения.

*** КО — краткосрочные обязательства.

Анализ бухгалтерского баланса с помощью финансовых коэффициентов показал: показатели платежеспособности близки к рекомендуемым. Однако коэффициенты мгновенной, быстрой и текущей ликвидности показывают недостаточность оборотных средств для погашения краткосрочных обязательств на отчетную дату.

Кроме того, необходимо произвести расчет коэффициентов финансовой устойчивости (автономии, маневренности и др.). Сделать это вам помогут наши статьи:

В дополнение к указанным выше этапам анализа баланса можно провести трендовый, факторный и сравнительный виды анализа. Они позволят дополнить и расширить объем аналитических данных для принятия необходимых экономических решений.

Благодаря трендовому анализу можно сформировать мнение об основной тенденции изменений тех или иных показателей (прогнозный анализ).

Например, совместное исследование динамики краткосрочной задолженности и денежных средств:

Показатель баланса

На 31.12.2016

На 31.12.2017

На 31.12.2018

Денежные средства и денежные эквиваленты

Из приведенных цифр следует, что по отчетным датам характер изменений величины краткосрочных долгов соответствует изменению объема денежных средств, однако свободных денег компании недостаточно для погашения этих долгов.

С помощью факторного анализа определяют характер влияния основных факторов на изменение значения исследуемого показателя. Он проводится по определенной методике анализа бухгалтерского баланса.

Для проведения сравнительного анализа нужна дополнительная информация — данных баланса одной компании недостаточно. Это связано с тем, что при проведении такого вида анализа сопоставляются показатели баланса разных компаний с целью определения их рейтинга.

Банки, хотя и относятся к коммерческим компаниям и созданы для извлечения прибыли, обладают специфическими особенностями. Они подчиняются специальным нормам законодательства, ведут особый план счетов и выстраивают иную методологию учетных процессов.

Вместе с тем основные подходы к анализу баланса банка во многом схожи с анализом баланса обычной коммерческой компании. Для банковского баланса также актуальными остаются основные этапы анализа:

  • предварительный (чтение баланса, структурирование его статей и т. д.),
  • аналитический (описание расчетных показателей структуры, динамики, взаимосвязи показателей баланса);
  • заключительный (оценка результатов анализа).

В процессе анализа баланса банка также рассчитываются специальные коэффициенты, но виды их отличаются от рассмотренных ранее:

  • коэффициент надежности банка (коэффициент достаточности капитала),
  • коэффициент доходности активов (показывает эффективность использования активов и качества по их доходности),
  • коэффициент загрузки заемных средств (межбанковские кредиты) и др.

О том, как банки анализируют кредитоспособность своих клиентов, читайте в материале «Методы оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка».

Современные средства обработки информации позволяют значительно упростить процесс комплексного анализа бухгалтерского баланса. Расчеты проводятся как с применением стандартных компьютерных программ (например, с помощью Excel, где можно проводить расчеты, составлять таблицы и диаграммы), так и при помощи специализированных программ, позволяющих проводить финансовый анализ онлайн — через интернет.

Применение специализированных программных средств экономит не только время, но и значительно расширяет виды анализа. Они позволяют проводить анализ рыночной устойчивости, деловой активности, балльную оценку финансовой устойчивости и т. д. Кроме того, разработчики специализированных программ предусматривают возможность адаптации и изменения программы в зависимости от целей и задач анализа с учетом специфики того или иного предприятия.

Анализ показателей бухгалтерского баланса — объемный и многоэтапный процесс. Его результаты позволяют выявить потенциальные риски, выработать финансовую политику предприятия и способствовать эффективным управленческим решениям. Процесс анализа может быть облегчен с помощью применения специализированных программ.

источник

«Бухгалтерия для слабаков» – часто именно так думают начинающие предприниматели и пренебрегают проверкой своей финансовой «кухни». Что творится в этой части их бизнеса, как говорится, одному богу известно… Грешат «прохладным» отношением к анализу финансовой бухгалтерской отчетности и некоторые предприниматели с опытом. Но полагаться на везение в этом вопросе не стоит. Недооценивание порядка в бухгалтерской отчетности, отсутствие объективного понимания финансового положения компании могут привести к неприятным последствиям, порой даже к фатальным.

Как выполнить анализ показателей бухгалтерской отчетности: какие документы анализировать, в какой последовательности, какие методы анализа существуют, как проанализировать бухотчетность быстро и без лишних затрат? Читайте об этом в нашей статье.

Всем известна не радужная статистика: из 100 начинающих бизнесов около 90 не выживают в жестких рыночных реалиях. Но и из тех, кто проходит так называемую «долину смерти», к успеху приходят не все. Вот пример из новейшей истории: два компаньона, активно развивавшие бизнес-проект в сфере мобильных приложений, неожиданно для себя потеряли стремительно растущий бизнес. Проанализировав провал, они сформулировали его причины. Среди них неверно определенные потребности клиента, отданные на сторону продажи, слишком демократичный стиль управления, но главной причиной было названо наплевательское отношение к бухгалтерии. В момент, когда бизнес рос, и пришла пора для новых внешних вложений, инвестор попросил анализ финансовой бухгалтерской отчетности, вскрывший болевые точки проекта, о которых не подозревали его основатели и которые отпугнули инвестора. Без новых вливаний проект встал, а со временем «сошел на нет».

Анализ бухгалтерской отчетности организации дает полную картину состояния дел: активов, платежеспособности, динамики расчетов с дебиторами и кредиторами, прибылей и убытков, а также того, насколько успешно осуществляется управление.

Большой бухгалтерский словарь.

Анализ бухгалтерской отчетности это один из инструментов финансово экономического анализа деятельности предприятия, заключающийся в изучении абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности. В ходе анализа определяются состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники формирования собственного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяются размер и источники заемных средств, оцениваются объем выручки от реализации и размер прибыли. В ходе анализа сравниваются фактические показатели отчетности с плановыми, в случае их несовпадения устанавливаются причины. Проверяется достоверность бухгалтерской отчетности.

Зачем и кому нужно анализировать бухотчетность

Заказчиком анализа бухгалтерской отчетности могут выступать как внутренние подразделения — руководство и финансовые структуры компании, так и внешние заказчики: инвесторы, учредители — для оценки финансового положения и эффективности вложений, контрагенты — для оценки надежности сотрудничества, банки — для определения надежности заемщика, контролирующие органы – для оценки достоверности отчетности и т.д. В зависимости от целей анализ бухгалтерской отчетности организации разделяется на внешний и внутренний.

Внутренний анализ необходим для планирования финансового состояния организации, обеспечения ее финансовой устойчивости, независимости и платежеспособности. Цель внутреннего анализа – наладить стабильное поступление денежных средств, сбалансировать собственные и заемные средства, исключить банкротство и обеспечить получение максимальной прибыли.

Внешний анализ проводится на основе открытых данных, то есть публикуемой отчетности. Он призван дать объективную оценку финансового состояния компании, оценить возможность инвестирования, кредитования, сотрудничества.

Какие документы анализируются

Анализ бухгалтерской отчетности организации предполагает изучение и сопоставление ряда документов. У всех организаций анализируется бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2). В организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, анализируется больший пакет отчетности: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительная записка, аудиторское заключение (если организация подлежит обязательному аудиту).

Читайте также:  Как собирать анализ мочи на солеурез

Что показывает анализ бухгалтерского баланса

Анализ отчета «первой» формы (бухгалтерского баланса) помогает понять положение компании в целом. Из всех форм бухгалтерской отчетности бухгалтерский баланс содержит наибольшее количество данных о деятельности организации, необходимых для оценки ее финансового положения: объемы денежных средств, материальных запасов, инвестиций.

Бухбаланс позволяет оценить следующие аспекты деятельности организации:

  • имущественное положение,
  • ликвидность активов, в том числе с разбивкой по группам,
  • состав и структура источников активов,
  • обеспеченность активами обязательств,
  • взаимосвязь активов и пассивов,
  • способность генерировать финансовые средства,
  • возможность наращивания капитала.

Что показывает анализ отчета о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках – документ, анализ которого позволяет понять, в верном ли направлении движется компания, ведут ли действия руководства к достижению необходимого финансового результата. Отчет позволяет сделать выводы об эффективности деятельности предприятия.

Отчет о прибылях и убытках дает возможность оценить следующие аспекты деятельности организации:

  • динамика показателей балансовой и чистой прибыли,
  • факторы, влияющие на прибыль,
  • показатели рентабельности,
  • выявление аспектов, позволяющих увеличить прибыль.

Какие методы анализа отчетности используются

При анализе бухгалтерской отчетности сначала определяются абсолютные показатели, далее, на основе их сопоставления, переходят к финансовым коэффициентам, то есть к относительным показателям.

Детализация методики финансового анализа зависит от поставленных целей, а также от сопутствующих условий, например, от количества времени на ее выполнение, количества и квалификации сотрудников и т.п. Анализ делится на два типа: предварительная оценка или экспресс-анализ финансового положения и развернутый анализ.

Развернутый анализ включает в себя:

  • Оценка имущественного положения компании за счет построения аналитического баланса-нетто, вертикального анализа баланса, горизонтального анализа баланса, анализа качественных сдвигов в имущественном положении.
  • Оценка финансового состояния за счет оценки ликвидности, финансовой устойчивости.
  • Оценка и анализ финансовых результатов деятельности: оценка объема продаж, анализ структуры доходов и расходов, анализ рентабельности и прибыли, оценка платежеспособности и кредитоспособности.

Как проанализировать отчетность в считанные минуты

Всю подготовку, сдачу и отслеживание приема электронной отчетности осуществит сервис СБИС Электронная отчетность. С ним вам не придется волноваться о сроках предоставления отчетов, изменении бланков отчетности и формате документов – СБИС все это осуществляет в постоянном режиме.

Проанализировать же всю финансовую отчетность компании быстро и без специальных знаний и навыков поможет сервис СБИС Аналитический пакет «Расширенный». Опираясь на всю вашу отчетность, он проведет развернутый анализ данных, подготовит управленческие отчеты. Немаловажно, что сервис сопровождают опытные специалисты, которые в консультационном режиме могут помочь разобраться во всех возникших вопросах.

Перейдя на электронный формат отчетности, не забывайте цифровую подпись. Именно ЭЦП (электронная цифровая подпись) обеспечивает безопасность электронной коммуникации. Заказать ЭЦП под любые задачи вы можете в нашем Центре ЭЦП. Подробнее о всех возможностях сервиса СБИС в вопросе анализа бухгалтерской отчетности вам готовы рассказать наши специалисты.

источник

На каждом предприятии наступило время составления годовой бухгалтерской отчётности, сдачи налоговых деклараций, подготовки к годовым собраниям собственников (акционеров), утверждающих итоги финансово-хозяйственной деятельности за 2003 год.

Несмотря на то, что анализ отчётности на многих предприятиях проводится постоянно, именно отчёты за год представляют наиболее полную «информацию для размышления».

Во-первых, годовая отчётность полнее и подробнее характеризует работу предприятия. Во-вторых, квартальная отчётность не зря называется «промежуточной» — только по итогам года формируется окончательные данные, используемые впоследствии для анализа и стратегического планирования. В-третьих, проанализировать итоги прошедшего года необходимо в ходе подготовки годового комплекта отчётности, включающего в себя практически у всех средних и крупных предприятий Пояснительную записку к годовому отчёту.

Составление Пояснительной записки – творческого отчёта в произвольной форме, критерии которого законодательно не регламентируются, иногда вызывают затруднения у счётных работников. В качестве помощи при анализе можно посоветовать использование ряда показателей и коэффициентов, которые достаточно полно характеризуют как имущественное состояние предприятия, так и результаты его финансово-хозяйственной деятельности.

Для удобства расчётов аналитические показатели сведены в Таблицу № 1, формулы расчёта указаны с использованием строк Бухгалтерского баланса (форма № 1) и Отчёта о прибылях и убытках (форма № 2).

Показатели для анализа финансовой устойчивости предприятия

Полное наименование показателя

(в кодах строк бухгалтерской отчётности)

Основные тенденции, определяемые показателем

Собственные оборотные средства

(отражает достаточность постоянных ресурсов для финансирования постоянных активов)

СОС = стр. 490 – стр.190 (форма № 1)

Если СОС > 0, то предприятие имеет больше постоянных источников (ресурсов), чем это необходимо для самофинансирования.

Если СОС СОС не изменится, то потребуется либо привлечение заёмных средств, либо реализация основных средств и внеоборотных активов (а они, в свою очередь, относятся к наиболее медленно и трудно реализуемым).

Поэтому финансовое положение предприятия является неустойчивым и требуется принятие срочных мер для его исправления.

Собственные и Долгосрочные Оборотные Средства

(характеризуют наличие и сумму оборотных средств, имеющихся в распоряжении предприятия, которые могут быть востребованы в любой момент времени).

СДОС = стр. 490 – стр.190 + стр. 590 (форма № 1)

Изменение величины СДОС имеет в каждом конкретном случае неоднозначное толкование.

Уменьшение величины СДОС по сравнению с предыдущим периодом свидетельствует о том, что предприятие погашает долгосрочные кредиты банков и прочие долгосрочные займы, что положительно характеризует проводимую кредитно-денежную политику.

Рост СДОС должен анализироваться с позиций выгодности каждого договора кредита или долгосрочного займа (цель получения, направление использования, процентная ставка, срок заимствования и т.д.).

Итоговый результат – позитивно или негативно влияет рост (уменьшение) долгосрочных заимствований на ликвидность предприятия, выявляется при анализе конкретной ситуации, сложившейся по итогам анализируемого периода.

Основные источники формирования Оборотных Средств (характеризуют наличие и сумму собственных средств, финансирующих оборотные средства предприятия)

ООС = стр. 490 – стр.190 + стр. 590 + стр. 610

Увеличение ООС достигается за счёт прироста собственных оборотных средств ( СОС) предприятия (что всегда расценивается как позитивная тенденция), привлечения заимствований долгосрочного и краткосрочного характера, а также за счёт минимизации внеоборотных активов предприятия (уменьшения их стоимости, объективного выбытия ввиду списания, продажи и т.п.). Два последних фактора должны быть проанализированы отдельно, так как не могут быть охарактеризованы однозначно как только позитивное или негативное явление для предприятия.

Уменьшение ООС свидетельствует либо об уменьшении собственных оборотных средств ( СОС), либо о возврате предприятием ранее взятых займов и кредитов, либо об увеличении на балансе внеоборотных активов (чаще всего – из-за роста показателя «незавершёнки» и т.п.).

Обычно это отражает негативную тенденцию в развитии предприятия, так как фиксируется недостаточность ООС для финансирования необходимых предприятию оборотных средств.

(применяется для характеристики ликвидности предприятия)

Ф1 = СОС — стр. 210 – стр. 220 (форма № 1)

Если Ф1 СОС) для формирования запасов предприятия, что представляет собой отрицательный показатель для деятельности предприятия (периодическое отсутствие средств на неотложные нужды, нарушение платёжеспособности и т.п.)

Если Ф1 > 0, это означает достаточность Собственных Оборотных Средств ( СОС) для формирования запасов, что является положительным моментом для деятельности предприятия (необходимых для развития бизнеса средств у предприятия достаточно).

Если Ф1 = 0, то на предприятии складывается положение, при котором все Собственные Оборотные Средства ( СОС) материализованы в запасы для производства. Насколько такая политика правильна, можно судить по итоговым показателям финансово-хозяйственной деятельности за отчётный период.

(применяется для характеристики ликвидности предприятия)

Ф2 = СДОС – стр. 210 – стр. 220 (форма № 1)

Если Ф2 СДОС), что является отрицательным моментом для работы предприятия).

Если Ф2 > 0, то фиксируется достаточность Собственных и Долгосрочных Оборотных Средств ( СДОС), что является положительным моментом для работы предприятия.

Если Ф2 = 0, то на предприятии существует положение, при котором все собственные и долгосрочные заёмные источники материализованы в запасы для производства.

(применяется для характеристики ликвидности предприятия)

Ф3 = ООС – стр. 210 – стр. 220 (форма № 1)

Если Ф3 ООС), что свидетельствует о неплатёжеспособности и финансовом неблагополучии предприятия (постоянная нехватка свободных средств, высокая потребность в займах и кредитах, ведущая к потере финансовой независимости и т.п.)

Если Ф3 > 0, то фиксируется достаточность Основных источников формирования Оборотных Средств ( ООС), что является положительным моментом для работы предприятия, особенно, если достигается не за счёт заимствований на выгодных для предприятия условиях.

Если Ф3 = 0, то на предприятии существует положение, при котором все собственные и долгосрочные заёмные источники материализованы в запасы для производства (то есть каждый собственный и заёмный рубль сразу же вкладывается в дело, либо предприятие всё же испытывает недостаток ООС, так как не может сформировать хотя бы минимальный финансовый резерв в виде свободных средств на случай непредвиденных обстоятельств.ind35

Расчёт показателей СОС, СДОС, ООС и финансовых показателей Ф1, Ф2, Ф3 не является самоцелью. В зависимости от их значений устойчивость предприятия оценивается как абсолютная, нормальная, а также выделяется неустойчивое или кризисное финансовое состояние. Для отнесения предприятия к определённой группе финансовой устойчивости следует обратиться к данным Таблицы № 2.

источник

Эта статья научит вас выделять главное из нескольких страниц финансовой отчетности и экономить свое рабочее время. Финансовые отчеты компаний кажутся громоздкими и запутанными, но на самом деле их чтение сводится к анализу нескольких цифр – мультипликаторов, числом не более пятнадцати. Уяснив их, вы будете щелкать отчеты как орехи и моментально вникать в финансовые дела компании.

Во главе анализа всегда стоит вопрос: зачем? Для какой цели проводится анализ финансовой отчетности?

Целей может быть несколько:

  1. Вы составили отчетность своей компании и хотите оценить, насколько хорошо сработал бизнес
  2. Вы оцениваете отчетность компаний-конкурентов с целями бенчмаркинга
  3. Вы анализируете отчетность публичных компаний с инвестиционными целями
  4. Вы намерены вложиться в частную компанию или провести M&A сделку, для чего проводите анализ отчетности

Какую бы цель вы не преследовали, первым делом нужно получить отчетность для анализа.

Компании могут составлять отчетность в двух форматах:

Для России local GAAP – это привычный РСБУ.

Стоит помнить о том, что отчетность по МСФО в первую очередь отвечает инвестиционным интересам к компании и показывает, насколько успешно ведется бизнес. А вот отчетность по РСБУ и другим GAAP главным своим назначением имеет предоставление информации в налоговую для правильного расчета налогов. Поэтому всегда берите для анализа МСФО отчетность, если она есть, и только потом РСБУ.

Читайте также:  Как собирать анализ мочи на гормоны

Публичные компании раскрывают финансовую информацию несколько раз в год, найти годовые отчеты всегда можно на их официальных сайтах. С частными компаниями сложнее, так как они не обязаны отчитываться о своих финансах, но запросить информацию у контрагента, компании-цели, или компании – места вложения капитала всегда можно.

Главные показатели в отчетах по РСБУ, МСФО или другому GAAP не отличаются, поэтому для экспресс-анализа будем использовать универсальную методику.

Для примера возьмем отчет ПАО «Вымпелком» за 2017 год и сделаем сжатую выдержку из баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета об изменениях в капитале. Суммы представлены в миллионах рублей.

Важно! Часто отчетность компании измеряется в тысячах или миллионах рублей (долларов, евро и т. д). Разряд отчета всегда можно увидеть в заголовке.

КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

Выручка от реализации услуг

Итого выручка по операционной деятельности

Итого операционные расходы

Прибыль по операционной деятельности

Прибыль до налогообложения

КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ ОТЧЕТ О ФИНАНСОВОМ ПОЛОЖЕНИИ

источник

Анализ финансовой отчетности организации – это процесс оценки финансовой отчетности компании (например, баланса или отчета о прибылях и убытках). Финансовые отчеты фиксируют финансовые данные, которые обычно оцениваются с помощью различных финансовых коэффициентов и методов. Оценка и анализ финансовой отчетности позволяют оценивать ликвидность, рентабельность, эффективность всей компании и процессов движения денежных средств. Цель анализа финансовой отчетности предприятия – выявление, как положительных, так и отрицательных тенденций в этих областях.

Обычно финансовая отчетность содержит данные за несколько лет. Анализ и аудит финансовой отчетности – оценочные методы определения прошлой, текущей и прогнозируемой эффективности компании. Финансовый анализ по данным бухгалтерской отчетности может дополняться анализом управленческой отчетности.

При анализе финансовой отчетности компаний обычно используются несколько методов, включая:

  • Горизонтальный анализ, который сравнивает финансовые данные за два года или более, как в абсолютном выражении, так и в процентах;
  • Вертикальный анализ отображает каждую категорию счетов в балансе в процентах от общей суммы счета;
  • Коэффициентный анализ – анализ показателей финансовой отчетности.

Обычно проведение анализа финансовой отчетности начинается с горизонтального анализа. Горизонтальный анализ финансовой отчетности предполагает, что компания работает в течении нескольких периодов, при этом данный анализ фокусируется на тенденциях и изменениях в финансовых отчетах с течением времени. Наряду с суммами, представленными в финансовых отчетах, горизонтальный анализ может помочь пользователю финансовой отчетности видеть относительные изменения с течением времени и выявлять позитивные или, возможно, тревожные тенденции.

Рассмотрим анализ финансовой отчетности предприятия на примере. Возможен анализ различных форм финансовой отчетности. Мы будем использовать отчет о прибылях и убытках (показанный ниже), чтобы объяснить, как можно подготовить трехлетний горизонтальный анализ.

Сравнительный отчет о прибылях и убытках

2014 2015 2016
Выручка 100 000 108 000 120 000
Себестоимость продаж — 78 000 — 82 000 — 90 000
Валовая прибыль 22 000 26 000 30 000
Операционные расходы — 17 500 — 19 400 — 21 600
Операционная прибыль 4 500 6 600 8 400

Табл.1. Пример анализа финансовой отчетности

В данном подходе к горизонтальному анализу назначается базовый год, а сумма каждой статьи финансовой отчетности в последующие годы конвертируется в процент от суммы за базовый год. Предполагая, что 2014 год является базовым, доходы за 2015 и 2016 годы составили 108% и 120% от суммы базового года.

Аналогичные вычисления были сделаны для остальных элементов отчета о прибылях и убытках, как показано ниже.

2014 2015 2016
Выручка 100 000 100% 108 000 108% 120 000 120%
Себестоимость продаж — 78 000 100% — 82 000 105% — 90 000 115%
Валовая прибыль 22 000 100% 26 000 118% 30 000 136%
Операционные расходы — 17 500 100% — 19 400 111% — 21 600 123%
Операционная прибыль 4 500 100% 6 600 147% 8 400 187%

Табл. 2. Пример анализа финансовой отчетности

Из этого экспресс анализа финансовой отчетности можно сделать выводы о некоторых интересных тенденциях. Суммы и проценты в долларах для каждой статьи финансового отчета увеличивались с каждым годом, но тенденции по каждому пункту отличались. Например, в 2016 году, когда выручка составляла 120% от суммы базового года, себестоимость проданных товаров была меньше – всего 115% от суммы базового года. Возможно, компания повысила отпускные цены и/или снизила стоимость запасов.

Обратите внимание, что чистая прибыль за 2016 год составила 187% от суммы базового года; хотя операционные расходы увеличились до 123% от суммы базового года, что было более чем компенсировано благоприятными тенденциями в доходах и себестоимости проданных товаров.

В дополнение к сопоставлениям с базовым годом могут быть проанализированы суммарные и процентные изменения от одного года к другому. Например, выручка за 2015 год увеличилась на 8 000 долл. или на 8% по сравнению с предыдущим годом, а доходы за 2016 год увеличились на 12 000 долл. или 11,1% по сравнению с предыдущим годом.

Как выбрать базовый год? По сути, выбор базового года зависит от конкретного пользователя финансовой отчетности. Например, когда инвестор пытается решить, покупать или продавать акции компании в момент, когда компания испытала значительные изменения, например, приход нового руководства или разработка новой линейки продуктов. В такой ситуации, возможно, за базовый год будет принят последний год перед изменениями.

Являются ли эти пропорциональные увеличения, которые мы рассчитали для вышеприведенного примера, положительными? Возможно, что конкуренты в той же отрасли показывают еще больший рост. Чтобы интерпретировать пропорциональные изменения, пользователю потребуется дополнительная информация – отраслевые средние показатели и/или показатели другой компании, которую пользователь финансовой отчетности также рассматривает в инвестиционных целях.

Вертикальный анализ финансовой отчетности проводится в целях определения общего финансового состояния, поскольку все суммы за данный год конвертируются в проценты от основного компонента финансовой отчетности. Анализ по вертикали или по размеру позволяет увидеть состав каждого финансового отчета и определить, произошли ли существенные изменения.

После того, как общая сумма активов каждого года устанавливается как 100% (или общие обязательства плюс акционерный капитал, поскольку суммы должны быть сбалансированы), суммы различных счетов рассчитываются в процентах от общей суммы активов.

Когда расчет завершен, сумма процентов всех счетов активов должна быть равна 100%. Величина в процентах по всем счетам обязательств и собственного капитала также будет равна 100% (см. таблицу ниже).

2014 2015 2016
Денежные средства 608 000 30% 755 000 29% 783 000 31%
Дебиторская задолженность 476 000 24% 500 000 19% 556 000 22%
Запасы 500 000 25% 615 000 23% 595 000 24%
Внеоборотные активы 441 000 22% 760 000 29% 591 000 23%
АКТИВЫ всего 2 025 000 100% 2 630 000 100% 2 525 000 100%
Кредиторская задолженность 115 000 6% 160 000 6% 65 000 3%
Задолженность по заработной плате 55 000 3% 65 000 2% 60 000 2%
Задолженность по налогам 18 000 1% 35 000 1% 25 000 1%
Векселя к оплате 87 000 4% 210 000 8% 175 000 7%
Акционерный капитал 400 000 20% 450 000 17% 450 000 18%
Добавочный капитал 600 000 30% 700 000 27% 700 000 28%
Нераспределенная прибыль 750 000 37% 1 010 000 38% 1 050 000 42%
ПАССИВЫ всего 100% 100% 100%

Табл. 3. Пример анализа финансовой отчетности

Вертикальный анализ баланса будет отвечать на вопросы, касающиеся счетов активов, обязательств и капитала:

  • Какой процент от общих активов классифицируется как оборотные активы? Какой процент от общей суммы обязательств и акционерного капитала составляют текущие обязательства? Какова доля запасов в активах? Со временем эта доля изменяется? Если «Да», то увеличивается или уменьшается?*
    *Ответы могут привести к дополнительным вопросам: Если доля растет, может ли это указывать на то, что компания испытывает трудности с продажей своих запасов? Если «Да», то это из-за усиления конкуренции в отрасли или, возможно, устаревания запасов этой компании?
  • Какой процент от общих активов составляет дебиторская задолженность? Со временем доля значительно изменяется? Если «Да», то увеличивается или уменьшается?*
    *Ответы могут привести к дополнительным вопросам: Если доля растет, может ли это указывать на то, что компания испытывает трудности с оплатой дебиторской задолженности? Если она снижается, это может означать, что компания ужесточила свою кредитную политику? Возможно, компания теряет продажи, которые она могла бы осуществить с менее жесткой кредитной политикой?
  • Каков состав структуры капитала или, другими словами, какой процент от общего объема активов составляют обязательства? Какой процент приходится на акционерный капитал?

Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках помогает ответить на вопросы:

  • Какова доля выручки от реализации проданных товаров?
  • Каков процент валовой прибыли?
  • Какова совокупность расходов (в процентах), которые компания понесла в этот период?

Экспресс анализ финансовой отчетности, в приведенном выше примере за три года, показывает, что организация является довольно стабильной. Экспресс анализ финансовой отчетности будет более значимым, если сравнить показатели со средними показателями конкурентов или отрасли в целом, а также показателями за длительный период времени для одной компании. Если отмечены некоторые необоснованные колебания для одной компании с течением времени и/или проценты существенно отличаются от средних по отрасли, следует учитывать возможность искажения финансовой отчетности.

Методы анализа финансовой отчетности, как было указано выше, помимо горизонтального и вертикального анализа, включают коэффициентный анализ.

Существуют десятки различных коэффициентов, с помощью которых можно анализировать финансовую отчетность. В данной статье приведем несколько важных показателей и сгруппируем их по пяти основным категориям. Коэффициенты представлены в упрощенном виде, чтобы сделать их более понятными.

1. Коэффициенты ликвидности
2. Коэффициенты рентабельности
3. Коэффициенты платежеспособности
4. Показатели операционной эффективности
5. Показатели движения денежных средств

источник