Меню Рубрики

Как провести анализ финансовой стратегии предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Элитон» было создано 1 июня 2005 года.

Предметом деятельности ООО «Элитон» является:

Оптовая и розничная торговля;

Оказание бытовых услуг населению;

Продажа товаров населению и предоставление услуг за наличный расчет;

Реализация отделочных и строительных материалов;

Реализация и производство мебели;

Открытие собственных магазинов.

При осуществлении хозяйственной или иной деятельности предприятие может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, заключать договора, быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, совершать в стране и за рубежом в установленном порядке сделки, осуществлять иную деятельность в соответствии с действующем законодательством, прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации и реорганизации.

ООО «Элитон» в своей деятельности преследует следующие цели:

Социальные, которые проявляются в обеспечении сотрудников своевременным отдыхом, предоставлении им и их детям льгот и оказании медицинской помощи;

Ресурсные, проявляющиеся в стремлении привлечь наиболее ценные ресурсы, такие как капитал, современное оборудование и квалифицированные сотрудники;

Экологические – удовлетворение потребностей людей в экологически чистой продукции;

Качественные для повышения эффективности деятельности для полного удовлетворения потребителей;

Эгоистические – получение прибыли для привлечения капитала и для стимулирования желания владельцев разделить риск;

Количественные, проявляющиеся в увеличении объема продаж, расширении ассортимента продукции, производственных и торговых площадей.

Товары, выпускаемые ООО «Элитон» характеризуются легкой сборкой, которой способствует входящие в комплект инструменты.

Товары оснащены защитной упаковкой. Также изделия отличаются красивым дизайном, который отвечает любым эстетическим требованиям потребителя.

Товары обладают высоким сроком использования, износостойки и просты в применении. Также ООО «Элитон» устанавливает гарантийный срок на свою продукцию от полугода до года.

В настоящее время ООО «Элитон» специализируется на продаже:

Мягкой мебели различной модификации (механизмы трансформации, книжка, «выкатной» и прочие);

Кухонных гарнитуров с фасадами из ламината, софтформинга и МДФ ПВХ.

На данный момент ООО «Элитон» расширяет рынок сбыта своей продукции. Наладились прочные деловые отношения с мебельными салонами в Москве, Казани, Перми и Санкт-Петербурге.

На данный момент организационная система в организации строится по принципу подчинения нижестоящего органа вышестоящему. На рисунке 2 приведена структура управления в ООО «Элитон».

Анализ финансового состояния ооо «Элитон» как этап разработки финансовой стратегии. Расчет финансово-экономических показателей

Под финансовым состоянием предприятия понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Финансовое состояние предприятия — это совокупность показателей, отражающих его способность погасить свои долговые обязательства. 18

Основными задачами анализа финансового состояния предприятия являются:

— оценка динамики состава и структуры активов, их состояния и движения;

— оценка динамики состава и структуры источников собственного и заемного капитала, их состояния и движения;

— анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости предприятия и оценка изменения ее уровня;

— анализ платежеспособности предприятия и ликвидности активов его баланса. 19

Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии.

Финансовый анализ дает возможность оценить: имущественное состояние предприятия; -степень предпринимательского риска; -достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций; -потребность в дополнительных источниках финансирования; -способность к наращиванию капитала; -рациональность привлечения заемных средств; — обоснованность политики распределения и использования прибыли 20

Главная цель анализа — своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс (см. прил. №1), отчет о прибылях и убытках (см. прил. №2) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса. 21

Для каждого предприятия разработка стратегии развития вообще и финансовой стратегии в частности заключается, как правило, в поиске наилучшего способа адаптации к условиям внешней среды. В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств, поэтому комплексный анализ и стратегия развития предприятия являются важнейшими составляющими его развития. 22

Теперь на примере ООО «Элитон» произведем расчет основных финансово-экономических показателей.

Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах.

Рентабельность активов = Чистая прибыль за период / Средняя величина активов за период

Где: Ra – рентабельность активов, P – прибыль за период, A – средняя величина активов за период.

Рентабельность активов (экономическая рентабельность активов) показывает сколько приходится прибыли на каждый рубль, вложенный в имущество организации.

Ra (2011) = -624736 / 22799,5 = -2,74 р.

Таким образом, каждый рубль, вложенный в имущество организации приносит -2,74 р. убытка отчетный период.

Рентабельность продаж – прибыли от продаж к выручке.

ROS = Прибыль от продаж / Выручка

Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов.

ROS (2010) = -4555 / 227293*100% = -2% доля убытка в каждом заработанном рубле.

ROS (2011) = -76561 / 305669*100% = -25% доля убытка в каждом заработанном рубле.

Рентабельность продаж за отчетный период снизилась на 23%, главным образом из-за увеличения убытков.

Рентабельность собственного капитала характеризует отдачу или доходность собственных средств.

ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал*100%

ROE (2010) = -20621 / (-23909)*100% = 86,24% отдача собственных средств.

ROE (2011) = -83094 / (-107003)*100% = 76,55% отдача собственных средств.

Рентабельность собственного капитала снизилась на 9,69% из-за увеличения непокрытых убытков.

Рентабельность затрат – оценка величины прибыли, порожденной одной денежной единицей затрат.

Pз = Чистая прибыль / Себестоимость реализованной продукции

Pз (2010) = -20621 / 184946*100% = -11% убытков, порожденной каждым рублем затрат.

Pз (2011) = -83094 / 343101*100% = -24% убытков, порожденной каждым рублем затрат.

Рентабельность продаж снизилась на 13% из-за увеличения чистого убытка.

Для основных средств в совокупной стоимости активов.

За 2010 г. = стоимость ОС / суммарная стоимость активов = 9004 / 175389*100% = 5,1% доля основных средств в совокупной стоимости активов.

За 2011 г. = 16618 / 268210*100% = 6,2% доля основных средств в совокупной стоимости активов.

Ликвидность и платежеспособность.

Коэффициент текущей ликвидности дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств.

Формула расчета коэффициента текущей ликвидность выглядит так:

Где ОбА – оборотные активы, принимаемые в расчет при оценке структуры баланса – это итог второго раздела баланса (см. прил. №3, строка 290) за вычетом строки 230 (дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев после отчетной даты).

КДО – краткосрочные долговые обязательства – это итог четвертого раздела баланса (см. прил. №3, строка 690) за вычетом строк 640 (доходы будущих периодов) и 650 (резервы предстоящих расходов и платежей).

Ктл (2010) – коэффициент покрытия = 165650 / 154801 = 1,07р. текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств.

Ктл (2011) – коэффициент покрытия = 232020 / 315403 = 0,74р.

Коэффициент отражает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счет только оборотных активов. Чем показатель больше, тем лучше платежеспособность предприятия. Значение ниже 1 говорит о высоком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии стабильно оплачивать текущие счета. Значение более 3 может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала.

За отчетный период коэффициент снизился на 0,33, это говорит о том, что платежеспособность предприятия ухудшилась.

Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности.

По смысловому назначению показатель аналогичен коэффициенту текущей ликвидности; однако, исчисляется по более узкому кругу текущих активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть – производственные запасы:

Где ОА – оборотные активы, КП – краткосрочные пассивы, З – запасы.

Коэффициент отражает способность компании погашать свои текущие обязательства в случае возникновения сложностей с реализацией продукции.

Кбл (2009) = (165650 — 125438) / 154801 = 0,23

Кбл (2010) = (232020 — 138251) / 315403 = 0,3

Коэффициент увеличился на 0, 07, но он все равно достаточно не высок.

Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности).

Является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно.

Формула расчета коэффициента выглядит так:

Где, ДС – денежные средства, КП – краткосрочные пассивы.

Формулу расчета этого показателя можно представить как отношение строки 260 (денежные средства) к итогу четвертого раздела баланса (строка 690) за вычетом доходов будущих периодов (строка 640) и резервов предстоящих расходов и платежей (строка 650).

Кал (2010) = 1859 / 154801 = 0,01

Кал (2011) = 4024 / 315403 = 0,01

Коэффициент очень низкий, это говорит о том, что предприятие при необходимости не сможет немедленно погасить свои обязательства.

Коэффициент концентрации собственного капитала

Коэффициент автономии показывает процент собственных средств от всей суммы активов. По мере приближения коэффициента к 1 уменьшается риск невыполнения предприятием своих долговых обязательств. Отрицательной тенденцией является его уменьшение.

Ккск = Собственный капитал / Суммарная стоимость активов

Ккск (2010) = -23909 / 175389 = -0,16

Ккск (2011) = -107003 / 268210 = -0,4

Коэффициент снизился на 0,24, это говорит о том, что идет тенденция повышения невыполнения предприятием своих долговых обязательств.

Доля заемного капитала в общем сумме средств

Дзк = Долгосрочные обязательства + Текущие обязательства / Суммарная стоимость активов

Дзк (2010) = 44497 + 154801 / 175389 = 1,14

Дзк (2011) = 59810 + 315403 / 268210 = 1,4

Коэффициент показывает, сколько заемных средств приходится на 1 рубль собственных.

За отчетный период коэффициент увеличился на 0,26, что показывает увеличение заемных средств в акимвах.

Коэффициент финансовой зависимости (финансовый рычаг).

Кфз = Суммарная стоимость активов / Собственный капитал

Кфз (2010) = 175389 / 9-239090 = -7,33

Кфз (2011) = 268210 / (-107003) = -2,51

Коэффициент финансовой зависимости предприятия означает насколько активы финансируются за счет заемных средств. Слишком большая доля заемных средств снижает платежеспособность предприятия, подрывает его финансовую устойчивость и соответственно снижает доверие к нему контрагентов и уменьшает вероятность получения кредита.

Однако, слишком большая доля собственных средств также невыгодна предприятию, так как если рентабельность активов предприятия превышает стоимость источников заемных средств, то за недостатком собственных средств, выгодно взять кредит.

Соотношение собственных и привлеченных средств.

Сспс = Долгосрочные обязательства + Текущие обязательства / Собственный капитал

Сспс (2010) = 44497 + 154801 / (-23909) = -3,72

Сспс (2011) = 59810 + 315403 / (-107003) = -3,51

Соотношение собственных и привлеченных средств практически не изменилось за отчетный период.

Эффективность использования активов.

Фондоотдача = Выручка от реализации / Стоимость внеоборотных активов

Фо (2010) = 227293 / 9739 = 23,33р.

Фо (2011) = 305669 / 36190 = 8,44р.

Определение величины выручки, порожденной за период одной денежной единицей стоимости внеоборотных активов.

Таким образом, фондоотдача снизилась на 14,89 из-за увеличения стоимости внеоборотных активов.

Оа = Выручка от реализации / Суммарная стоимость активов

Оа (2010) = 227293 / 175389 = 1,29

Оа (2011) = 305669 / 268210 = 1,14

Оборачиваемость активов снизилась, но незначительно.

Темп изменения прибыли (убытков) = (Прибыль текущего периода – Прибыль прошлого периода) / Прибыль прошлого периода*100%

Темп изменения убытков = -89094 – (-20621)*100% = на 302,9% увеличился убыток за отчетный период.

Темп изменения выручки = (Выручка текущего периода – Выручка прошлого периода) / Выручка прошлого периода*100%

Темп изменения выручки = 305669 – 227293 / 227293*100% = 34,5%

На 34,5% увеличилась выручка за отчетный период.

Темп изменения активов = (Стоимость активов в текущем периоде – Стоимость активов в прошлом периоде) / Стоимость активов в текущем периоде*100%

Темп изменения активов = 268210 – 175389 / 268210*100% = 34,6%

На 34,6% увеличилась стоимость активов за отчетный период.

источник

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 25.11.2019 2019-11-25

Статья просмотрена: 11 раз

Устинов К. В. Анализ финансовой стратегии компании // Молодой ученый. — 2019. — №47. — С. 230-232. — URL https://moluch.ru/archive/285/64372/ (дата обращения: 11.12.2019).

Научная статья посвящена исследованию значения и практической роли финансовой стратегии при управлении устойчивостью развития бизнеса. Описан процесс разработки эффективной финансовой стратегии предприятия. Выделены негативные факторы, которые приводят к экономической неэффективности разработанных финансовых стратегий. Предложены пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: финансовая стратегия; стратегическое управление; стратегия развития; финансовая деятельность.

A scientific article is devoted to the study of the significance and practical role of financial strategy in managing the sustainability of business development. The process of developing an effective financial strategy of the enterprise is described. Negative factors that lead to economic inefficiency of the developed financial strategies are highlighted. Ways to solve this problem are proposed.

Key words: financial strategy; strategic management; development strategy; financial activities.

Функционирование предприятия в конкурентных условиях требует эффективного управления на основе информации, которая формируется в бухгалтерском учете и содержится в финансовой и нефинансовой отчетности. В ходе своей деятельности предприятие осуществляет какие-либо факты хозяйственной жизни, принимает те или иные управленческие или финансовые решения. Практически каждое такое действие находит отражение в финансовой документации. Главным направлением формирования такой информации является создание условий, при которых, руководству предприятия известны все аспекты коммерческой деятельности, исходя из чего, они способны сформировать эффективную финансовую стратегию развития бизнеса [1].

Необходимо заметить, что основными проблемами управления предприятиями в современной экономике России являются условия внешней среды, влияющие не только на производство, но и на финансовую деятельность. В частности, речь идет о экономической и рыночной конъюнктуре, где изменение тенденций и макроэкономических показателей, может пагубно влиять на финансовую устойчивость и основные финансово-экономические показатели.

К таким фундаментальным факторам следует отнести:

− рост цен и инфляционные риски;

− изменение курса валют, используемых при расчете стоимости сырья и продукции;

− темпы экономического роста и изменение структуры спроса/предложения, приводящего к дефициту или профициту товаров на рынке;

− ценовые риски товарно-сырьевого рынка, влияющие на изменение размера себестоимости производства продукции и его реализации.

В конечном итоге, такие фундаментальные факторы приводят к снижению эффективности деловой активности предприятий в России, что требует анализа их финансовой стратегии и разработки мероприятий по повышению их уровня продуктивности.

Финансовая стратегия является одним из основных инструментов управления деятельностью предприятия. Реализация предприятием любых стратегических, тактических и оперативных решений неразрывно связана с финансовой стратегией, поскольку в системе рыночных отношений любое экономическое действие обусловлено финансовой составляющей.

Российские и зарубежные ученные признают следующие задачи, следуемые в рамках формирования эффективной финансовой стратегии для предприятия [2]:

− формирование базы финансовых ресурсов, используемых при коммерческой деятельности организации;

− поиск и разработка потенциала роста прибыли, как за счет стратегии минимизации издержек, так и при стратегии максимизации дохода;

− формирование оптимальных взаимоотношений с основными стейкхолдерами организации, включая акционеров, инвесторов, клиентов и персонал;

− определение наиболее оптимальных путей вложения финансовых ресурсов;

− формирование управленческой системы контроля за оперативной информацией, при помощи финансовых показателей и индикаторов.

Процесс разработки экономически эффективной финансовой стратегии предприятия обязан состоять из следующих этапов [3; 4; 5]:

− определение временного периода/срока действия финансовой стратегии, которая будет разрабатываться;

− формирование стратегических целей финансовой деятельности организации, которые будут представлены, как задача при реализации финансовой стратегии;

− анализ внутренней и внешней среды функционирования предприятия, как субъекта финансовой деятельности;

− формирование портфеля финансовых стратегий;

− оценка и выбор определенной финансовой стратегии;

− формирование обеспечивающих процессов/функций для реализации финансовой стратегии предприятия;

− организация системы контроля и мониторинга за реализацией финансовой стратегии.

Из вышеперечисленных этапов процесса формирования финансовой стратегии предприятия, наиболее проблематичными является анализ среды финансовой деятельности и формирование системы контроля/мониторинга за реализацией самой финансовой стратегии. Ключевой причиной такого обстоятельства являются условия конкурентной среды экономики России.

По этой причине, для минимизации негативного влияния рыночной конъюнктуры на реализацию финансовой стратегии компании необходимо принятие следующих мер:

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

− финансовая стратегия обязана иметь детали и быть известна для всей структуры компании;

− необходимо иметь базовый и альтернативный вариант финансовой стратегии;

− необходимо проводить широкую диверсификацию поступления денежных потоков.

Таким образом, финансовая стратегия отыгрывает ключевую роль в развитии каждого предприятия, и при этом, имеет весомое влияние со стороны внешней бизнес-среды, условия которой зачастую нестабильные и приводят к не реализации отдельных планов и задач. По этой причине, необходим постоянный процесс контроля за реализацией финансовой стратегии, применения инструментов минимизации различных рисков и разработка альтернативных вариантов.

Ключевым индикатором оценки эффективности финансовой стратегии компании является соблюдение «золотого правила», в рамках которого:

Темп роста прибыли > Темп роста объема продаж > Темп роста авансированного капитала >100. Если в результате разработки финансовой политики по основным направлениям финансовой стратегии предприятия это соотношение не соответствует рекомендованному в данной модели, стратегию или часть ее необходимо менять, чтобы она выполняла основную цель — обеспечение максимальной эффективности деятельности предприятия.

Важно отметить в заключении, что формирование эффективной финансовой стратегии предприятия позволяет применять активное маневрирование финансовыми ресурсами, обеспечивает реализацию перспективных инвестиционных вложений, создает возможности снижения отрицательных факторов внешней среды на финансовую деятельность организации, а также формирует устойчивое стратегическое развитие бизнеса.

  1. Рыбянцева М. С., Масалитина Ю. А., Игнатова О. М. Значение бухгалтерской отчетности и ее составление в соответствии с требованиями МСФО // Научный журнал КубГАУ — Scientific Journal of KubSAU. — 2016. — № 120.
  2. Зуева Е. В., Конорев В. В. Финансовая стратегия предприятия и возможности ее реализации // Политика, экономика и инновации. 2015. № 2.
  3. Журова Л. И. Механизм формирования финансовой стратегии предприятия // Дайджест-финансы. 2011. № 3.
  4. Кулахметова З. С. Теоретические аспекты разработки финансовой стратегии предприятия // Концепт. 2015. № 5.
  5. Сергеева И. Г., Дзвинкайте М. В. Финансовые стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия // Экономика и экологический менеджмент. 2017. № 1.

Виды, цели и процесс разработки финансовой стратегии.

В статье приведены определения, цели и этапы процесса разработки финансовой стратегии организации. Автор приводит мнения различных ученых и подчеркивает значимость финансовой стратегии организации в деятельности компании.

Роль финансовой стратегии в разработке финансовых решений

Финансовая стратегия — это обусловленный длительным сроком финансовый план мероприятий, связанный с риском и неопределённостью, результат которого достижение эффективного развития организации, путём аккумулирования, распределения и контроля.

Финансовая стратегия — это система рекомендаций по всем направлениям финансовой деятельности компаний, основанная на действующей системе управления финансами предприятия, системе финансовых отношений (как внешних, так и внутренних).

Финансовая стратегия — это концепция управления финансовой деятельностью, являющаяся частью стратегического менеджмента организации, направленная на достижение поставленных целей в условиях динамичного изменения внешней и внутренней среды.

В данной статье обоснована необходимость формирования финансовой стратегии. Приведены основные виды финансовой стратегии и дана трактовка этих видов, рассмотрены основные задачи.

В статье рассматриваются вопросы анализа методологических подходов разработки финансовой стратегии предприятия, определяются преимущества и недостатки каждого подхода.

Разработка финансовой стратегии предприятия общественного.

В статье рассматриваются вопросы разработки финансовой стратегии предприятия общественного

Финансовое состояние предприятия. Определяет процесс формирования и

Финансовая стратегия — это концепция управления финансовой деятельностью.

Финансовая стратегия предприятия в послекризисный период

Финансовая стратегия — представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, которая обеспечивает все основные направления развития финансовой деятельности и финансовых отношений путем формирования долгосрочных.

Финансово-оздоровительная стратегия предприятия в условиях.

Ключевые слова:финансовое оздоровление, финансовая стратегия

Финансовая стратегия образуется по такому же принципу, что и общая стратегия организации.

Стратегия оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия.

Помимо комплексной оценки эффективности стратегического финансового планирования в банке, руководству необходимо обладать методологией постоянного контроля соответствия финансовой стратегии быстро меняющимся условиям внешней среды.

источник

Актуальность разработки финансовой стратегии предприятия определяется рядом условий.

Важнейшим из таких условий является интенсивность изменений факторов внешней финансовой среды. Высокая динамика основных макроэкономических показателей, связанных с финансовой деятельностью предприятий, темпы технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры финансового рынка, непостоянство государственной экономической политики и форм регулирования финансовой деятельности не позволяют эффективно управлять финансами предприятия на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов финансового менеджмента. В этих условиях отсутствие разработанной финансовой стратегии, адаптированной к возможным изменениям факторов внешней среды, может привести к тому, что финансовые решения отдельных структурных подразделений предприятия будут носить разнонаправленный характер, приводить к возникновению противоречий и снижению эффективности финансовой деятельности в целом. [3]

Одним из условий, определяющих актуальность разработки финансовой стратегии предприятия, является его предстоящий переход к новой стадии жизненного цикла. Каждой из стадий жизненного цикла предприятия присущи характерные ей уровень инвестиционной активности, направления и формы финансовой деятельности, особенности формирования и распределения финансовых ресурсов. Разрабатываемая финансовая стратегия позволяет заблаговременно адаптировать финансовую деятельность предприятия к предстоящим кардинальным изменениям возможностей его экономического развития.

Наконец, существенным условием, определяющим актуальность разработки финансовой стратегии, является кардинальное изменение целей операционной деятельности предприятия, связанное с открывающимися новыми коммерческими возможностями. Реализация таких целей требует изменения производственного ассортимента, внедрения новых производственных технологий, освоения новых рынков сбыта продукции и т.п. В этих условиях существенное возрастание инвестиционной активности предприятия и диверсификация форм его финансовой деятельности должны носить прогнозируемый характер, обеспечиваемый разработкой четко сформулированной финансовой стратегии. [1]

Целью данной работы является анализ финансовой стратегии предприятия.

Объект исследования — ЗАО «Галлоп» — предприятие г. Новосибирска.

В работе поставлены следующие задачи:

Рассмотреть сущность финансовой стратегии предприятия;

Рассмотреть методы анализа финансовой стратегии предприятия;

Провести анализ финансовой стратегии ЗАО «Галлоп»;

Дать рекомендации по совершенствованию финансовой стратегии предприятия.

Финансовая стратегия компании есть сложная многофакторно ориентированная модель действий и мер, необходимых для достижения поставленных перспективных целей в общей концепции развития в области формирования и использования финансово-ресурсного потенциала компании. Экономическая сущность финансовой стратегии обусловлена финансовыми отношениями компании с экономическими субъектами и государственными органами, взаимодействием с ними в процессе осуществления деловых отношений. Место и роль финансовой стратегии неоднозначно оцениваются в экономической литературе. Чаще всего финансовая стратегия компании, как инструмент регулирования, используется в связке с инвестиционной стратегией, что, в общем, понятно, учитывая перспективность и временной промежуток принятия инвестиционных решений и их тесную связь с финансовыми процессами. Отдельные исследования трактуют финансовую стратегию как часть финансового менеджмента, однако логичнее, на наш взгляд, рассматривать финансовую стратегию как органичный элемент финансово-бюджетного планирования деятельности компании. Экономическая природа, сущность и механизмы формирования финансовой стратегии экономических субъектов, должна анализироваться как одна из проблем финансовых отношений. В общей схеме экономического регулирования финансовая стратегия должна рассматриваться как компонент общей стратегии компании в ряду с производственной, инновационной, инвестиционной, маркетинговой и другими видами стратегических решений. При выработке финансовой стратегии компании эффективно использование метода сценариев (приближенное к реальности описание тенденций, которые могут проявляться в финансово-экономической сфере деятельности компании). Сценарии позволяют выявить основные факторы макро — и микросреды, которые необходимо учитывать при выработке эффективной финансовой стратегии крупной компании. [10]

Формирование стратегии управления сложным предприятием, крупной корпоративной структурой в условиях переходной, динамичной экономики, нечеткой, неполной, быстро устаревающей информации требует разработки нового метода, позволяющего работать в указанных условиях. В качестве такого метода предлагается формирование стратегии предприятия на основе использования комплексов взаимосвязанных методов, причем структура комплексов этих методов должна меняться в зависимости от ситуации и специфики решаемых стратегических задач. Так, эффективно использование сочетания методов программно-целевого управления с методами позиционирования предприятия и методами управления на основе анализа эффективности. [7]

Учитывая высокую степень инновационности финансовых инструментов, которыми оперирует компания, необходимо выделить ряд организационно-структурных компонентов финансовой стратегии развития компании: выбор целевых рыночных сегментов для работы на перспективу; выбор финансовых институтов в качестве приемлемых долгосрочных партнеров; разработка системы централизованного управления финансами в сочетании с обоснованной децентрализацией других управленческих функций в рамках диверсифицированной схемы регулирования деятельности компании.

Очевидна необходимость использования комплексных финансовых моделей компании, в основе которых должны лежать прогнозы развития компании. Пока уровень разработки этих прогнозов оставляет желать лучшего как по их качеству, так и по форме. Преобладает ориентация на краткосрочные прогнозные разработки, что может быть оправдано общероссийской ситуацией в экономике, но не может быть оправдано с точки зрения стратегии жизни компании. Очевидна также необходимость усиления работы по разработке функционально ориентированных стратегий: в области ценообразования, в области инвестиционной деятельности, инновационной деятельности, организационно-структурного развития корпорации. Разработка данных стратегий должна осуществляться в рамках реализации комплексных моделей корпоративного планирования, построения финансовых планов, характеризующих ключевые аспекты развития корпорации на основе системного анализа ее финансовых потоков, отражающих процессы распределения и концентрации (на важнейших участках бизнес-процесса) денежных средств корпораций. Современная ориентация внутрикорпоративного регулирования обусловливает необходимость перевода систем управления от вариантной оценки краткосрочных бюджетов корпорации к разработке долгосрочных прогнозов бизнес стратегий корпораций и их практической реализации в принятии тактических решений развития корпораций. Важнейшие блоки регулирования корпораций (производство, сбыт и др.) должны составлять каждый свою локальную систему прогнозов ключевых показателей. На высшем уровне руководство должно контролировать следующие основные параметры: прогноз доходов и расходов, структура инвестиций по подразделениям корпорации, налоговые параметры, норма доходности и др. Развитие финансовых моделей, различных видов бюджетов должно быть ориентировано на формирование единого финансового блока информационно-регулирующей системы, которая должна обеспечивать процесс принятия решений руководством корпорации. [2]

В системе внутрикорпоративного управления компанией необходимо внедрение модульной схемы регулирования, которая предопределяет стратегическую структуру организации компании. К таким модулям, по нашему мнению, можно отнести:

прогрессивное управление издержками компании (разработка новых принципов учета издержек, классификация издержек, анализ безубыточности, операционный и финансовые способы снижения издержек, определение областей возможного увеличения прибыли);

бюджетирование (новые цели финансового планирования, бюджеты продаж, коммерческих расходов, прямых затрат, производства, управленческих расходов, отчет о прибылях и убытках, сметный балансовый отчет и кассовый бюджет);

управление денежными средствами (структурирование денежных потоков, управление наличностью, ликвидность, дисконтирование, составление кассового бюджета);

источник

Имеются два наиболее распространенных подхода к планированию финансов:

— система долгосрочного планирования.

В системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции ретроспективы на перспективу. Высшее руководство на базе изучения прошлого развития, ставит завышенные цели, которые, как правило, не достигаются.

В системе стратегического планирования не считается, что будущее можно изучить только методом экстраполяции. В этой системе:

1. Осуществляют анализ перспектив развития предприятия, определяют тенденции, которые способны изменить существующие направления развития, поэтому результаты такого анализа не выходят за пределы обозримости.

2. Анализ позиций предприятия и его конкурентоспособности. Определяются возможности увеличения доли предприятия в различных зонах стратегического хозяйствования.

3. Выбор стратегии – сравнение перспектив развития предприятия в разных сферах деятельности, определение приоритетов и распределение ресурсов между зонами стратегического хозяйствования.

Анализ финансовой стратегии

Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности.

Указанные цели индивидуальны для каждого хозяйствующего субъекта. Предприятия в условиях инфляции и налоговой политики государства могут иметь различные интересы в вопросах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек производства, увеличения имущества и объемов продаж.

Известно, что для большинства предприятий характерна «реактивная» форма управления финансами, т. е. принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы, или так называемое «латание дыр». Такая форма управления финансами порождает ряд противоречий между интересами предприятия и фискальными интересами государства, ценой денег и рентабельностью производства, рентабельностью собственного производства и рентабельностью финансовых рынков, интересами производства и финансовой службы и т. д.

Необходим переход к управлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения.

Стратегическими задачами разработки финансовой политики предприятия являются:

Ø максимизация прибыли предприятия;

Ø оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;

Ø достижение прозрачности финансово — экономического состояния предприятия для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;

Ø обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

Ø создание эффективного механизма управления предприятием;

Ø использование предприятием рыночных механизмов привлечения средств.

В рамках решения этих задач «Методическими рекомендациями по разработке финансовой политики предприятия» (приказ Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. № 118) предлагается:

Ø проведение рыночной оценки активов;

Ø проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджет;

Ø разработка программы мер по ликвидации задолженности по выплате заработной платы;

Ø разработка мер по снижению неденежных форм расчетов;

Ø проведение анализа положения предприятия на рынке и выработка стратегии развития предприятия;

Ø проведение инвентаризации имущества и осуществлении реструктуризации имущественного комплекса предприятия.

Проведение диагностики состояния дел в организации является одним из самых важных моментов на этапе разработки стратегии. Ведь именно этот анализ позволяет сформулировать цели, соответствующие предварительно намеченной миссии организации, определить истинное положение дел в организации.

Предметом анализа состояния внешней среды являются спрос, предложение, конкуренция, социально-политические и технико-экономические тенденции (табл.59 ).

Факторы анализа состояния внешней среды

Спрос Предложение Конкурентные условия
Состояние спроса на продукцию Возможности производства Внешняя конкуренция
Размер и возможности роста спроса Структура затрат на производство продукции Потенциальные конкуренты
Природа спроса Система распространения продукции Клиенты
Окончание табл.59
Финансовая система Поставщики
Возможности сектора (подотрасли) Конкурентные условия
Внешняя конкуренция

Анализ внутреннего состояния организации позволяет определить элементы, которые могут проявиться либо как преимущества, либо как недостатки, возникшие под влиянием внешней среды. Эти элементы составляют достаточно широкий спектр ресурсов организации (табл.60).

Факторы анализа внутреннего состояния организации

Человеческие ресурсы Технические ресурсы
— квалификация и образование рабочей силы — новизна оборудования
— социальный аспект, культура — предприятия — возможности производства
— передвижение персонала- — уровень научных исследований
— качество руководства (квалифи­кация руководителей)
— коммерческие ресурсы — финансовые ресурсы
— наличие торговой сети организа­ции -структура затрат
— качество товаров и услуг — финансовые потоки
— номенклатура товаров и услуг — возможности самофинансирова­ния
— торговая марка (имидж фирмы) — уровень задолженности
— система управления

В результате анализа приведенных таблиц появляется возможность разработать стратегию развития организации. На стадии формулирования целей будущей деятельности происходит соединение диагностического анализа и предварительно намеченной миссии организации.

Формулирование целей деятельности организации предполагает охват широкого спектра деятельности фирмы и подразумевает их непротиворечивость. Приоритет в перечисленных целях диктуется природой миссии организации и, безусловно, результатами проведенного анализа. Следует отметить, что процесс выработки целей не всегда представляется рациональным, достаточно часто это – компромисс между руководством организации и сложившейся ситуацией.

Установление целей на перспективу предполагает наличие инструмента доведения этих целей до их практической реализации, для чего и разрабатываются стратегические варианты развития фирмы, т.е. возможные пути достижения поставленных целей.

Существует несколько вариантов классификации видов стратегии. Классификация, наиболее полно отвечающая рассматриваемым вопросам, включает:

— стратегию динамического роста;

— стратегию прибыли (рациональности);

— стратегию ликвидации (сокращение инвестиций по определенным направлениям);

— стратегию резкого изменения курса.

Выбор вида стратегии – завершающая стадия на этапе разработки стратегии. Это в достаточной степени формализованная процедура. Вместе с тем выбор не может быть окончательным в связи с тем, что другие организации при разработке их вариантов могут существенным образом повлиять на формулирование стратегии данной организации. Кроме того, на выбор варианта стратегии могут повлиять ранее использованная стратегия, а также личность руководителей, их предпочтения и ряд других факторов.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Этап внедрения стратегии не менее важен, чем ее разработка. Одна из сложностей при внедрении стратегии связана с вопросом соответствия существующей структуры управления выбранной стратегии.

Изменения в структуре еще не обеспечивают реализацию стратегии; на практике для реального внедрения выбранного варианта стратегии создаются план внедрения, система контроля и определяется, какие изменения отдельных позиций допустимы в самой стратегии. Такой план представляет собой конкретизацию принятых решений на начальном этапе стратегического планирования и включает методы и средства, необходимые для достижения поставленных целей с учетом временных факторов. На практике в организации вырабатывается система действий линейных и функциональных руководителей, которые определяют, как им целесообразнее действовать для успешного внедрения стратегии. Это означает необходимость:

— четко определить цель деятельности, которую руководитель и подчиненный ему коллектив должны достичь для реализации стратегических задач организации, а также выполняемые ими функции;

— разработать последовательность шагов (этапов), необходимых для достижения целей деятельности, и систему оценки их выполнения;

— предусмотреть все виды ресурсов (технических, материальных, финансовых и человеческих) для реализации предусмотренных действий.

Реализация этого плана предполагает, что ежедневно и на каждом рабочем месте исполнители проявляют заинтересованность в выполнении соответствующих заданий, а структуры управления обеспечивают их практическое осуществление.

Контроль и оценка стратегии – завершающий этап, на котором рассматривается все предприятие в целом по ряду критериев (табл.61).

Критерии оценки стратегии

Внутренние критерии Внешние критерии
Повышение производительности труда Увеличение полученной прибыли
Улучшение психологического климата Снижение процентной ставки
Улучшение качества продукции и услуг Стабильность положения конкурентов на рынке
Увеличение дивидендов на каждую акцию Относительное снижение Стоимости сырья
Увеличение доли рынка Сложность первоначального вхождения на рынке выпускаемого продукта
Освоение выпуска новых видов продукции

Рекомендуется использовать опыт западных стран по стратегическому управлению в организациях России, последовательно выполняя следующие шаги:

— определение стратегических целей организации, для чего необходимо разработать структуру целей организации, составить персональную оценку ведущих менеджеров, сформулировать социальные цели, например, обеспечение безопасности, сохранение окружающей среды;

— определение характерной компетенции предприятия, т.е. такого важного ресурса фирмы, который представляет лицо фирмы, ее силу, создает преимущества в конкурентной борьбе и состоит из суммы компетенций ее персонала;

— стратегическое исследование внешней среды организации для определения, с одной стороны, благоприятных возможностей, а с другой – опасностей, возникающих для фирмы со стороны ее конкурентов в результате действия определенных социальных причин или правительственного регулирования;

— формулирование стратегического решения о правильном использовании благоприятных условий или возможностей противостоять негативным факторам, что предполагает детальное планирование организационной структуры, информационной системы, исполнительной системы измерения и обоснования плана компенсаций сотрудникам;

— оценка стратегии, т.е. оценка того, насколько выдвинутые предложения согласуются с состоянием окружающей среды, дают ли они эффект «синергии» (общий результат превосходит сумму отдельных эффектов), выполнимы ли они.

Дата добавления: 2014-11-18 ; Просмотров: 1667 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Понятие финансовой стратегии, ее роль в развитии предприятия. Методика анализа финансовой стратегии предприятия, ее оценка на примере ОАО «Роснефтегаз». Организационно-экономическая характеристика предприятия, расчет его основных финансовых показателей.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тюменской области

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Кафедра учёта и налогообложения

по дисциплине: «Экономический анализ»

на тему: Анализ финансовой стратегии предприятия

Автор работы: студент 4 курса

НН-10-1 гр. очного отделения

    Введение
  • 1. Теоретические аспекты анализа финансовой стратегии предприятия
  • 1.1 Понятие финансовой стратегии, и её роль в развитии предприятия
  • 1.2 Методика анализа финансовой стратегии предприятия
  • 2. Анализ и оценка финансовой стратегии ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ»
  • 2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Роснефтегаз»
  • 2.2 Расчёт основных финансовых показателей ОАО «Роснефтегаз»
  • 2.3 Совершенствование действующей финансовой стратегии
  • Заключение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что тщательно разработанная финансовая стратегия способствует наиболее эффективному достижению одного из самых главных условий нормального функционирования предприятий — наличия необходимых и достаточных финансовых ресурсов.


Являясь частью общей стратегии экономического развития предприятия, финансовая стратегия носит по отношению к ней подчинённый характер и должна быть согласована с её целями и направлениями. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия.


Это связано с тем, что основная цель общей стратегии — обеспечение высоких темпов экономического развития и повышение конкурентной позиции предприятия связано с тенденциями развития соответствующего товарного рынка (потребительского или факторов производства).


Многие известные компании не только имеют хорошо разработанную и прозрачную стратегию, но и упорно придерживаются установленных параметров развития, и это в конечном итоге привело их к успеху, но и при достижении успехов, ради дальнейшего существования фирма должна прибегать к стратегическому планированию. Это должно быть не разовым процессом, а постоянной, текущей деятельностью менеджеров и бухгалтеров. Использование стратегии как инструмента управления в повседневной деятельности фирмы является необходимым условием и средством не только выживания, но и обеспечения процветания компании.


Для решения вышеперечисленных задач была использована годовая бухгалтерская отчётность ОАО «Роснефтегаз» за 2011 и 2012 года, а именно:

финансовая стратегия показатель оценка

Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях подготовки и ведения стратегических финансовых операций [3, C.87].


Финансовая стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчёты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг и др.


Финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке продукции, учитывая финансовые возможности предприятия и рассматривая характер внутренних и внешних факторов. В противном случае предприятие может обанкротиться [9, C.12].


Главной стратегической целью финансов является обеспечение предприятия необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами.


2) выявление решающих направлений и сосредоточение на их выполнении усилий, манёвренности в использовании резервов финансовым руководством предприятия;


5) объективный учёт финансово-экономической обстановки и реального финансового положения предприятия в году, квартале, месяце;


8) определение главной угрозы со стороны конкурентов, мобилизацию сил на её устранение и умелый выбор направлений финансовых действий [1,C.56].


Генеральной финансовой стратегией называют финансовую стратегию, определяющую деятельность предприятия. Например, взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода предприятия, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования на год.


Оперативная финансовая стратегия — это стратегия текущего маневрирования финансовыми ресурсами, т.е. стратегия контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно актуально в современных условиях экономической нестабильности; разрабатывается на квартал, месяц. Оперативная финансовая стратегия охватывает:


валовые доходы и поступления средств: расчёты с покупателями за проданную продукцию, поступления по кредитным операциям, доходы по ценным бумагам;


валовые расходы: платежи поставщикам, заработная плата, погашение обязательств перед бюджетами всех уровней и банками [12, C.246].


Такой подход создаёт возможность предусмотреть все предстоящие в планируемый период обороты по денежным поступлениям и расходам. Нормальным положением считается равенство расходов и доходов или небольшое превышение доходов над расходами.


Оперативная финансовая стратегия разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии, детализирует её на конкретном промежутке времени.


Стратегия достижения частных целей заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели [13, C.58].


преимущественная ориентация на предпринимательский стиль стратегического управления финансовой деятельностью;


обеспечение постоянного использования результатов технологического прогресса в финансовой деятельности;


обеспечение разработанной финансовой стратегии соответствующей организационной структурой и организационной культурой;


ориентация на профессиональный аппарат финансовых менеджеров в процессе реализации финансовой стратегии;


Особое внимание при анализе финансовой стратегии уделяется полноте выявления денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности оборотных средствах, рациональному использованию капитала. Финансовая стратегия разрабатывается с учётом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств. Она должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться. Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступлений доходов, экономное и рациональное их использование, так как хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность хозяйства, увеличивая денежные накопления [10, C.67].


По данной работе я буду проводить анализ финансовых коэффициентов (R-анализ), который базируется на расчёте соотношения различных абсолютных показателей финансовой деятельности предприятия между собой. В стратегическом финансовом анализе наибольшее распространение получили следующие группы финансовых показателей: коэффициенты оценки финансовой устойчивости предприятия, показатели рентабельности предприятия, анализ актива и пассива бухгалтерского баланса и т.д. Для расчётов мне понадобятся данные бухгалтерского баланса (форма № 1) и отчёт о финансовых результатах (форма № 2). Коэффициенты финансовой устойчивости характеризуют состояние и динамику финансовых ресурсов предприятий с точки зрения обеспечения ими производственного процесса и других сторон их деятельности [6, C.35]. Коэффициент автономии (коэффициент финансовой независимости) характеризует отношение собственного капитала к общей сумме капитала (активов) организации. Коэффициент показывает, насколько организация независима от кредиторов. Чем меньше значение коэффициента, тем в большей степени организация зависима от заемных источников финансирование, тем менее устойчивое у нее финансовое положение. Рассчитывается по формуле (1.1):


Коэффициент финансовой зависимости — является обратным к коэффициенту автономии, он определяется отношением общей величины финансовых ресурсов к сумме источников собственных средств по формуле (1.2):


Коэффициент маневренности собственного капитала — показывает, какая часть собственного оборотного капитала находится в обороте, т.е. в той форме, которая позволяет свободно маневрировать этими средствами, а какая капитализирована и определяется по формуле (1.3):


Индекс постоянного актива коэффициент отношения основных средств и внеоборотных активов к собственным средствам, или доля основных средств и внеоборотных активов в источниках собственных средств. Если предприятие не пользуется долгосрочными кредитами и займами, то сложение коэффициента маневренности собственных средств и индекса постоянного актива всегда даст единицу. Определяется по формуле (1.4):


Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности идентифицируют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, идентифицируют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании [18, С.23].


Рентабельность активов — финансовый коэффициент, характеризующий отдачу от использования всех активов организации. Коэффициент показывает способность организации генерировать прибыль без учета структуры его капитала, качество управления активами по формуле (1.5):


В результате расчёта получается величина чистой прибыли с каждого рубля вложенного в активы организации. Часто, чтобы получить более наглядное, процентное соотношение в формуле используют умножение на 100. В этом случае показатель также можно интерпретировать как «сколько копеек приносит каждый рубль, вложенный в активы организации».


Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции по формуле (1.6):


Коэффициент рентабельности деятельности рассчитывается как отношение чистой прибыли предприятия к чистой выручки от реализации продукции (работ, услуг). Увеличение этого показателя свидетельствует о росте эффективности хозяйственной деятельности предприятия, а уменьшение наоборот, рассчитывается по формуле (1.7):


Рентабельность сильно зависит от отрасли, в которой работает предприятие. Для капиталоёмких отраслей (например, железнодорожный транспорт или электроэнергетика) этот показатель будет ниже. Для компаний сферы услуг, не требующих больших капитальных вложений и вложений в оборотные средства, рентабельность будет выше. [19, С.170].


Наиболее последовательной и комплексной процедурой проведения стратегического анализа, получившей признание, как у зарубежных, так и у отечественных исследователей, является SWOT-анализ. Аббревиатура SWOT складывается из первых букв английских слов strengths — сильные стороны, weaknesses — слабости, opportunities — возможности, threats — угрозы. Такой анализ проводится по определённой схеме, хотя процедура его проведения и не является полностью формализованной [15, C.188].


Разобрав главу 1, я изучила все теоретические аспекты финансовой стратегии, а также методику проведения анализа, которую я подробно исследую в главе 2, на примере ОАО «Роснефтегаз».


ОАО «Роснефтегаз» было образовано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №971 от 29 сентября 1995 г. С момента основания Компания существенно расширила сферу деятельности посредством естественного роста, приобретения и консолидации других компаний, а также развития новых направлений деятельности. Роснефтегаз является лидером нефтяной отрасли Российской Федерации по размеру нефтяных запасов и объемам добычи нефти и ведет активную деятельность во всех ключевых регионах страны.


Роснефтегаз является одной из крупнейших компаний по доказанным запасам углеводородов среди публичных компаний мирового нефтегазового рынка. По состоянию на 31 декабря 2012 г. объем доказанных запасов углеводородов по итогам независимого аудита запасов углеводородов, выполненного компанией DeGolyer&MacNaughton, составил 24,16 млрд. барр. нефтяного эквивалента, включая 18,33 млрд. барр. нефти и 992 млрд. куб. м. газа по классификации PRMS.


В среднем за четвёртый квартал 2012 г. добыча нефти Компании составила 2,5 млн барр. в сутки, а добыча природного и попутного газа Компании — 5,37 млрд. куб. м. в четвёртом квартале 2012 года.


Роснефтегаз перерабатывает часть объема добытой нефти на семи нефтеперерабатывающих предприятиях на территории РФ с общей проектной мощностью 1,1 млн барр. в сутки, включая мини-НПЗ. В среднем за 4 квартал 2012 г. общий объем переработки нефти на нефтеперерабатывающих предприятиях Компании составил в России 1,0 млн барр. в сутки (в среднем, за четвёртый квартал 2012 г.), что составляет около 46% от общего объема добычи нефти Компании за этот же период. Текущая загрузка нефтеперерабатывающих мощностей Компании близка к максимальной. Оставшийся объем добытой нефти направляется, в основном, на экспорт в страны Европы, Азии и СНГ. Роснефти также принадлежит 50% -ная доля в Ruhr Oel GmbH, которое владеет долями в четырех нефтеперерабатывающих заводах в Германии, где Компания перерабатывает нефть как из собственных, так и из покупных ресурсов.


Компания реализует часть произведенных нефтепродуктов в России оптом на внутреннем рынке и через собственную розничную сеть, которая включает более 1 650 действующих станций обслуживания в 44 регионах страны. Другая часть произведенных нефтепродуктов (в основном, мазут, прямогонный бензин и дизельное топливо) направляется на экспорт в страны Европы, Азии и СНГ. Нефтепродукты, произведенные на заводах в Германии, реализуются на территории Западной Европы.


Деятельность Компании преимущественно осуществляется на территории Российской Федерации. Так как географические регионы в Российской Федерации имеют по существу схожие экономические и правовые условия, Компания не раскрывает отдельно информацию по географическим сегментам. Компания также осуществляет ряд проектов за рубежом, включая геологоразведочные проекты в Алжире, Гудаутском районе в территориальных водах Абхазии, ОАЭ и Венесуэле, а также доли в НПЗ в Германии.


В ходе дальнейшей деятельности предприятия его финансовое состояние может изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. В самой неблагоприятной ситуации состояние может стать кризисным. Чтобы предотвратить ухудшение состояния предприятия и не допустить банкротства, на наш взгляд, необходимо исследовать финансовое состояние ОАО «Роснефтегаз» и, как следствие этого финансовые результаты предприятия. Для этого нужно провести анализ активов и пассивов баланса, который отражён в таблице 2.1.

*Источник: Составлена автором на основании данных, представленных в приложения А.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Из таблицы 2.1 видно, что доля оборотных активов составляет наибольший удельный вес и увеличилась в 2012 году на 153,48% по сравнению с 2011 годом. Внеоборотные активы предприятия увеличились в 2012 году на 10,37% и практически не изменились, следовательно, в данные средства предприятия не вкладывались денежные средства в течение двух лет. За анализируемый период капитал и резервы увеличились на 390586362 тыс. руб. или 17,20 %, что является положительной тенденцией.

Для определения количественной характеристики финансовой устойчивости завода были рассчитаны коэффициенты, которые представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 — Оценка финансовой устойчивости ОАО «Роснефтегаз» за 2011 и 2012 года*

Коэффициент финансовой зависимости

Индекс постоянного актива

*Источник: Составлена автором на основании данных, представленных в приложении А.

Из таблицы 2.2 видно, что значение коэффициента автономии в 2012 году повысился на 0,001% и составил также 99%, что свидетельствует о высокой независимости деятельности компании от заёмных средств. Значение индекса постоянного актива в 2012 году понизилось на 5% по сравнению с 2011, и составило 90%. Коэффициента маневренности повысился в 2012 году на 0,05 и составил 0,10, что является положительной тенденцией для предприятия.

Оценить результативность финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Роснефтегаз» можно на основе показателей рентабельности, представленной в таблице 2.3.

Таблица 2.3 — Анализ показателей рентабельности ОАО «Роснефтегаз» за 2011 и 2012 года, %*

*Источник: Составлена автором на основании данных, представленных в приложениях А и Б.

По результатам расчёта рентабельность активов увеличилась 115,54%, что говорит о способности компании генерировать прибыль без учёта структуры его капитала. Снижение рентабельности продаж на 0,29%, а также снижение рентабельности деятельности на 2,12% свидетельствует о неэффективности предпринимательской деятельности.

Проведённый анализ позволил сделать вывод, что ОАО «Роснефтегаз» обладает довольно стабильной финансовой устойчивостью и финансовые результаты его работы явно удовлетворительные.

Динамичное развитие компании в последние годы позволило создать мощный потенциал для устойчивого роста и планомерной реализации стратегических задач. Ключевыми составляющими этого являются уникальная по масштабу и качеству ресурсная база, высококвалифицированные кадры и эффективная система инновационного развития.

В будущем компания изучает возможность инвестирования в строительство крупных НПЗ в России и Китае, способных увеличить перерабатывающие мощности компании почти в полтора раза. Это должно обеспечить потенциал роста компании в долгосрочном периоде.

В 2012 году началась работа по созданию системы комплексного управления рисками. Был сформирован Департамент рисков, который разработал «дорожную карту» по развитию системы. Для внедрения системы управления рисками разработан план работ, который учитывает масштабы деятельности ОАО «Роснефтегаз». Была разработана концепция системы управления рисками, которая находится на стадии согласования.

Помимо основного бизнеса, «Роснефтегаз» проводит различные социальные программы, занимается благотворительностью, а также строго следит за экологической безопасностью добычи углеводородов. Как считают эксперты инвестиционной компании «Финам», эффективность решений, принимаемых менеджментом и советом директоров компании, несколько выше, чем у других компаний, контролируемых государством. Тем не менее, есть опасения, что российское правительство ставит под сомнение лояльность менеджмента компании государству. Так, новые полномочия, которыми был наделён совет директоров компании на последнем годовом собрании, косвенно говорят в пользу того, что государство постепенно готовит почву для смены менеджмента «Роснефтегаз», что, по мнению экспертов «Финам», негативно отразилось бы на качестве её управления.

На основе вышеизложенных данных можно составить SWOT-анализ ОАО «Роснефтегаз», который отражён в таблице 2.4.

1. Лидер по объемам добычи нефти в России и по запасам среди публичных компаний мира.

2. Высокая степень вертикальной интеграции нефтяного бизнеса.

3. Сравнительно малая степень выработанности месторождений.

4. Приоритет при распределении стратегических нефтяных месторождений государством.

1. Высокая долговая нагрузка.

2. Зависимость от трубопроводной инфраструктуры Газпрома и Транснефти.

3. Слабая экспансия в профильные активы за рубежом.

4. Низкая степень вертикальной интеграции газового и сбытового бизнеса.

5. Контроль государства ограничивает гибкость в принятии инвестиционных решений.

6. Подверженность политическому риску.

1. Разработка крупных месторождений в Восточной Сибири, подлежащих налоговым льготам.

2. Кредит от Китая на $15 млрд. по невысокой процентной ставке должен помочь безболезненно пережить кризис.3. Разработка месторождений в Алжире, как первый шаг в крупных зарубежных проектах.

4. Реконструкция Туапсинского НПЗ и удвоение его мощностей.

5. Увеличение доли в крупном Верхнечонском месторождении.

6. Наращивание добычи в Восточной Сибири.

7. Финансовая помощь со стороны государства в случае необходимости.

8. В результате ввода банка качества нефти в России будет происходить возмещение Роснефтегаза за потерю в качестве нефти в трубе Транснефти.

1. Ограничение доступа к газотранспортной системе Газпрома в будущем.

2. Повышение влияния со стороны государства в будущем.

3. Замена текущего президента компании на человека, более зависимого от государства.

4. Закрытие доступа к нефтепроводу Одесса, как следствие, броды из-за политического давления со стороны Украины.

5. Борьба с Газпромом за сахалинские шельфовые проекты по добыче углеводородов.

6. Разводнение акционерного капитала при продаже или использовании в сделках 9,44% казначейских акций

*Источник: Составлена автором на основе данных ОАО «Роснефтегаз».

В таблице сопоставлены характеристики ОАО «Роснефтегаз» с характеристиками основных конкурентов, то есть, оценена внутренняя среда компании, а также рассмотрены внешние условия, предоставляющие определенные возможности, но и несущие отрицательные факторы.

Динамичное развитие компании в последние годы позволило создать мощный потенциал для устойчивого роста и планомерной реализации стратегических задач. Ключевыми составляющими этого являются уникальная по масштабу и качеству ресурсная база, высококвалифицированные кадры и эффективная система инновационного развития.


Основная стратегия развития компании до 2020 года предполагает форсированное развитие важнейших бизнес подразделений, как существующих, так и создаваемых с «нуля».


процесс изменения системы планирования должен успевать за процессами слияния, поглощения, соответствующими изменениями в структурах, системах управления предприятий и холдингов;


планирование финансовой стратегии должно осуществляться «сверху вниз» по принципу «дерева целей» то есть системно, тогда планы будут комплексными и самодостаточными;


должно осуществляться сценарное планирование с учетом изменений внешней среды, внешних и внутренних рисков;


нужно планировать защитные действия и контрдействия для компенсации реальных угроз конкурентов, их лоббистских действий и т.д.;


следует оптимизировать планы и производственные программы с учетом стратегических интересов собственника, по экономическим и инвестиционным критериям;


обязательное требование — система стратегического финансового планирования должна включать в себя систему мотивации для топ-менеджеров, «ключевых» руководителей и специалистов.


Оптимальная финансовая стратегия ОАО «Роснефтегаз» должна быть нацелена на обеспечение роста объёма продаж и прибыли. Достичь этого возможно следующими способами:


последовательное снижение издержек, сопровождающееся сокращением административных расходов, исключение не основных расходов, а также реструктуризация долга;


продажа части неиспользуемых или редко используемых активов предприятия с целью увеличения наличных средств;


Реализация этих принципов и способов построения финансовой системы планирования позволяет выстроить и реализовать стратегию, минимизирующую вероятность потерь.


Без стратегии у предприятия нет продуманного плана действий, позволяющего быстро и легко адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, а без этого трудно добиться желаемых целей и задач.


Известно, что планирование стратегического поведения может происходить по-разному. Разработано множество способов оценки той или иной сферы деятельности предприятия, и для обеспечения наиболее полной картины его состояния желательно использовать несколько разных подходов. Именно благодаря этому может быть разработана стратегия, позволяющая уверенно достигать поставленных целей, и в то же время, гибко реагировать на изменения внешней среды.


Хорошо проведенная диагностика сильных и слабых сторон деятельности предприятия даёт реальную оценку его ресурсов и возможностей, а также является отправной точкой разработки стратегии.


Для проведения анализа финансовых результатов деятельности предприятия я использовала основные источники информации такие как: «Бухгалтерский баланс» форма №1 и «Отчёт о финансовых результатах» форма №2.


Для проведения анализа финансовой стратегии была выбрана нефтяная компания ОАО «Роснефтегаз» — одна из крупнейших нефтегазовых компаний в мире по объёму производства нефти.


После проведённого анализа можно сделать вывод о том, что за 2012 год валюта баланса компании увеличилась на 390582095 тыс. руб. или 17, 20% по сравнению с 2011 годом.


Прибыль до налогообложения увеличилась с 35028131 тыс. руб. до 88040342 тыс. руб. или 151,34%. Это привело к увеличению чистой прибыли с 33664169 тыс. руб. до 84849666 тыс. руб. или 152,05%.


Коэффициента автономии в 2012 году повысился на 0,001% и составил также 99%, что свидетельствует о высокой независимости деятельности компании от заёмных средств. Значение индекса постоянного актива в 2012 году понизилось на 5% по сравнению с 2011, и составило 90%. Коэффициента маневренности повысился в 2012 году на 0,05 и составил 0,10, что является положительной тенденцией для предприятия.


Рентабельность активов увеличилась в 2012 году на 115,54%, что говорит о способности компании генерировать прибыль без учёта структуры его капитала. Снижение рентабельности продаж на 0,29%, а также снижение рентабельности деятельности на 2,12% свидетельствует о неэффективности предпринимательской деятельности предприятия.


Оптимальная финансовая стратегия ОАО «Роснефтегаз» должна быть нацелена на обеспечение роста объёма продаж и прибыли. Достичь этого возможно следующими способами:


последовательное снижение издержек, сопровождающееся сокращением административных расходов, исключение не основных расходов, а также реструктуризация долга;


продажа части неиспользуемых или редко используемых активов предприятия с целью увеличения наличных средств;


Реализация этих способов построения финансовой системы планирования позволяет выстроить и реализовать стратегию, минимизирующую вероятность потерь.


Таким образом, можно сказать, что наиболее оптимальной для ОАО «Роснефтегаз» будет являться финансовая стратегия устойчивого роста и развития вертикальной интеграции.

Список использованных источников

1. Акулов В.Б. Теория организации [Текст]: учебник / В.Б. Акулов. — М.: ДИС, 2012. — 355 с.

2. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебник / М.И. Баканов. — М.: Экономика, 2009. — 310 с.

3. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия [Текст]: учебное пособие / И.А. Бланк. — М.: Финансы и статистика, 2010.

4. Большаков С.В. Финансы предприятий [Текст]: учебник / С.В. Большаков. — М.: Книжный мир, 2011. — 611 с.

5. Ковалев В.В. Управление финансами [Текст]: учебник / В.В. Ковалев. — М.: ЮНИТИ, 2011.

6. Кретина М.Н. Финансовая устойчивость предприятия. Методы оценки [Текст]: учебное пособие / М.Н. Кретина. — М.: ИКЦ, 2009. — 139 с.

7. Крылов Э.И. Анализ финансовой устойчивости [Текст]: учебное пособие / Э.И. Крылов, В.М. Власова, И.В. Журавкова. — М.: ФиС, 2011. — 720 с.

8. Кузьмина Л.П. Теория экономического анализа [Текст]: учебник / Л.П. Кузьмина. — Пятигорск: МКА, 2010.

9. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент [Текст]: учебное пособие / М.Н. Крейнина. — М.: Дело и Сервис, 2009.

10. Любушин Н.П. Современный финансовый менеджмент [Текст]: учебник / Н.П. Любушин. — М.: Юнити-Дана, 2009. — 190 с.

11. Негашев Е.В. Методика финансового анализа [Текст]: учебник / Е.В. Негашев. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 342 с.

12. Озорнина Е.Г. Теория экономического анализа [Текст]: учебное пособие / Е.Г. Озорнина. — М.: МФПА, 2010. — 105 с.

13. Павлова Л.Н. Финансовая стратегия предприятия [Текст]: учебник / Л.Н. Павлова. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.

14. Поляк, Г.Б. Финансовый менеджмент [Текст]: учебник для вузов / Г.Б. Поляк. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 527 с.

15. Протасова А.В. Анализ деятельности предприятия (производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг, оценка персонала [Текст]: учебное пособие / А.В. Протасова. — М.: «Финансы и статистика», 2012. — 522 с.

16. Попов В.М. Анализ финансовых решений в бизнесе [Текст]: учебное пособие / В.М. Попов. — М.: Юрайт-Издат, 2011. — 220 с.

17. Романова Т.Г., Белоусова А.Г. Финансовый анализ: схемы и таблицы [Текст]: учебное пособие / Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009. — 63 с.

18. Руденская И.П., Скрипка В.И. Финансовый анализ в аудите [Текст]: учебник / И.П. Руденская. М.: ИНФРА-М, 2010. — 185 с.

19. Бадмаева Д.Г. Бухгалтерский финансовый учет [Текст]: учебное пособие / Д.Г. Бадмаева. — М.: Эксмо, 2009. — 228 с.

20. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник / Г.В. Савицкая. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 425 с.

21. Сафронов Н.А. Экономика предприятия [Текст]: учебник / Н.А. Сафронов. — М.: Владос, 2010. — 533 с.

22. Селезнёва Н.Н. Финансовый анализ предприятия [Текст]: учебник / Н.Н. Селезнёва. — М.: Новое знание, 2012. — 704 с.

23. Сухарев А.С. Стратегия и тактика фирмы [Текст]: учебник / А.С. Сухарев. — М.: Мысль, 2010. — 144 с.

24. Тупицын А.Л. Финансовая стратегия предприятия [Текст]: учебник / А.Л. Тупицын. — Мн.: Новое знание, 2011. — 704 с.

25. НК Роснефть. Стабильность превыше всего [Электронный ресурс] / НК Роснефть // официальный сайт компании. — Режим доступа: http://www.rosneft.ru/.

Место и роль финансовой стратегии в общей стратегии предприятия. Принципы и особенности формирования финансовой стратегии предприятия. Основные этапы формирования, методика и инструменты организации процесса разработки финансовой стратегии предприятия.

реферат [131,6 K], добавлен 30.10.2010

Сущность и виды финансовой стратегии, факторы, определяющие ее выбор. Оценка состояния предприятия, этапы формирования его финансовой стратегии. Экономический анализ деятельности, мероприятия по реализации основных направлений развития производства.

курсовая работа [538,2 K], добавлен 28.05.2016

Теоретические и нормативно-правовые основы разработки финансовой стратегии предприятий. Оценка движения предприятия по матрице финансовой стратегии Франшона и Романе. Использование матрицы финансовой стратегии для выбора стратегической цели предприятия.

дипломная работа [1,1 M], добавлен 05.10.2010

Сущность и роль финансовой стратегии в деятельности предприятия; процесс формирования, методы, модели выбора. Анализ финансовой деятельности компании ОАО «Атомредметзолото»: предварительный обзор экономического положения, разработка финансовой стратегии.

дипломная работа [2,4 M], добавлен 24.03.2012

Характеристика стратегии экономического развития, принципы стратегического планирования. Характеристика и основные виды деятельности АО «KazTransCom», экономическая политика предприятия. Анализ финансовой стратегии и финансового состояния компании.

дипломная работа [1,9 M], добавлен 29.04.2012

Понятие финансовой стратегии, ее роль в развитии предприятия. Экспресс-анализ финансового состояния ООО «ДАКГОМЗ» г. Комсомольска-на-Амуре за 2005 год. Расположение и структура предприятия. Анализ разработки финансовой стратегии его развития до 2010 г.

дипломная работа [117,2 K], добавлен 07.09.2009

Финансовая стратегия предприятия: принципы, этапы и методы разработки. Принятие основных стратегических финансовых решений. Процесс реализации финансовой стратегии, особенности контроля. Структура компании ОАО «Северсталь», анализ финансовой деятельности.

курсовая работа [203,5 K], добавлен 12.06.2012

Сущность, виды и этапы разработки финансовой стратегии, методы и модели ее выбора. Экспресс-анализ финансовой и бухгалтерской отчётности предприятия ООО «ЗПСК-2». Оценка ликвидности, рентабельности, деловой активности и финансовой устойчивости компании.

дипломная работа [1,4 M], добавлен 25.07.2015

Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности как информационная база для разработки финансовой стратегии ОАО «Надежда». Определение позиции предприятия в матрице финансовых стратегий. Разработка политики максимизации прибыли предприятия.

курсовая работа [1,3 M], добавлен 18.05.2015

Особенности стратегии предприятия, ее виды, цели, задачи. Анализ и основные направления финансовой отчетности ОАО «Воронежсинтезкаучук». Виды финансовой стратегии: генеральная, оперативная. Практика разработки финансовой стратегии хозяйствующего субъекта.

курсовая работа [241,3 K], добавлен 07.10.2011

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник