Меню Рубрики

Как провести анализ доходов бюджета

Рассмотрим структуру доходов государственного бюджета Российской Федерации за 2010-2012 года и проведем их структурный анализ (Таблица 1. ). Используя данные таблицы 1, рассмотрим процентное соотношение статей доходов федерального бюджета России (рис.1).

Таблица 1. Структура доходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г.

Доходы от внешнеэконо-мической деятельности

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

По данным таблицы 1 видно, что все доходы в рассматриваемый период возросли. Самые большие доходы поступают в бюджет за счет внешнеэкономической деятельности, они составляют в среднем 39,5% всех поступлений в бюджет (4962,7 млрд. руб.), что значительно больше доли других статей доходов. Однако стоит заметить, что большое количество поступлений в бюджет осуществляется за счет всех налогов. Их общая сумма на 2012 год составила 6383,8 млрд. руб., что составляет 49,6% от общей суммы всех доходов федерального бюджета России.

Рисунок 1 – Доходы федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г., млрд. руб.

На рисунке 1 видно, что доли каждого дохода в федеральном бюджете на протяжении двух лет примерно одинаковые: показатели колеблются в пределах 2%. Данный факт свидетельствует о стабильности поступлений каждого дохода государственного бюджета РФ.

Для проведения статистического анализа динамики доходов государственного бюджета, необходимо рассчитать темп роста, темп прироста и удельный вес роста (Таблица 2. ).

Таблица 2. Анализ динамики и влияния изменения величины доходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г. на их общее изменение.

Темп роста 2010-2012 г.г., млрд. руб.

Темп прироста 2010-2012 г.г., %

Доходы от внешнеэкономической деятельности

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

По данным таблицы 2 видно, что в рассматриваемый период все доходы в 2012 году значительно увеличились по сравнению с 2010. Причинами этого являются инфляция и стремление государства привести государственный бюджет из состояния дефицита 2010 года к почти сбалансированному бюджету 2012 года.

На основании данных расчетов можно сделать вывод, что на увеличение суммы поступлений в государственный бюджет за два года на 4548,3 млрд. руб. большее влияние оказали доходы от внешнеэкономической деятельности (их удельный вес в увеличении суммы доходов 38,1%).А доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности наоборот оказали самое малое влияние на увеличение общей суммы доходов (их удельный вес в изменении 2,5%).

Таким образом, можно сделать вывод, что государство старается активно развивать внешнеэкономические отношения, чему свидетельствует значительное увеличение данных доходов за два года на 53,8%.

Рассмотрим расходы государственного бюджета за этот же период, проведем их структурный анализ (Таблица 3. ) и отобразим их структуру на диаграмме (рис. 2).

Таблица 3. Структура расходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г.

Национальная безопасность и правоохранитель-ная деятельность

Рисунок 2–Расходы федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г., млрд. руб.

По данным таблицы 3 видно, что многие расходы за рассматриваемый период выросли: так расходы на национальную оборону выросли с 1276,46 млрд. руб. до 1812,33 млрд. руб., национальную безопасность и правоохранительную деятельность – с 1085,37млрд. руб. до 1842,97 млрд. руб., национальную экономику – с 1222,69 млрд. руб. до 1968,49 млрд. руб., охрану окружающей среды – с 13.47 млрд. руб. до 22,49 млрд. руб., образование – с 442,81 млрд. руб. до 603,84 млрд. руб. и социальную политику – с 2344,94 млрд. руб. до 3859,75 млрд. руб. Этому явлению нельзя дать однозначную оценку. С одной стороны, можно утверждать, что это действует положительно, т.к. расходы увеличиваются на общественно важные вопросы, на благо обществу. С другой стороны, данный рост расходов требует уменьшение их в других направлениях или же рост доходов, а, следовательно, и налогов, взимаемых с населения.

По данным рисунка 2 видно, что государство осуществляет самые большие расходы на социальную политику, что составляет 27,3% всех расходов. За два года доля данных расходов в федеральном бюджете РФ выросла от 23% до 30%. Этому можно дать только положительную оценку, ведь государственный бюджет обеспечивает функционирование государства, а значит и всего общества.

Оценим динамику и влияние изменения каждого расхода на их общее изменение (Таблица 4. ).

Таблица 4. Анализ динамики и влияния изменения величины расходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г. на их общее изменение

Темп роста 2010-2012 г.г., млрд. руб.

Темп прироста 2010-2012 г.г., %

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

По данным расчетам таблицы 4 видно, что с 2010 по 2012 года больше изменились расходы на социальную политику: они выросли на 1514,81 млрд. руб. Но в процентном же соотношении наибольшее изменение имели расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность: они увеличились на 69,8%. Другими словами, государство считает это направление расходов наиболее значимым, так как оно увеличило их больше, чем наполовину.

Стоит отметить, что не все расходы возросли. Так расходы на общегосударственный вопросы уменьшились с 2010 года по 2012 год на 81,93 млрд. руб. (9,2%), расходы на ЖКХ – на 6,44 млрд. руб. (2,6%).

На увеличение общей суммы расходов на 2773,3 млрд. руб. наибольшее влияние оказали расходы на социальную политику (54,6%). Самое незначительно влияние на увеличение расходов федерального бюджета оказали расходы на охрану окружающей среды (0,3%). В то же время, прочие расходы значительно уменьшили изменение общей суммы расходов. Их удельный вес в данном изменении составляет -31,1%.

Обобщим итоговые данные доходов и расходов федерального бюджета РФ в диаграмму и рассмотрим состояние бюджета в данный период (рис. 3).

Рисунок 3 – Доходы и расходы федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г., млрд. руб.

В 2010 году наблюдается превышение расходов над доходами на 1812,05 млрд. руб., или дефицит государственного бюджета РФ. В 2011 году – небольшой профицит, равный 440,38 млрд. руб., а в 2012г. федеральный бюджет почти достиг идеального состояния сбалансированности: профицит составил 37,05 млрд. руб.

Можно сделать вывод, что правительство старается исправлять допущенные ошибки в планировании бюджета и приводить его к сбалансированному состоянию. А также оно значительно увеличило государственные расходы на социальную политику, что несомненно благоприятно сказывается на общественном благосостоянии и развитии самого государства

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

источник

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 11.06.2018 2018-06-11

Статья просмотрена: 1151 раз

Матуев Б. С., Бурлов Д. Ю. Анализ доходов бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Бурятии) // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 323-326. — URL https://moluch.ru/archive/209/51321/ (дата обращения: 07.12.2019).

В данной статье говорится о насущных проблемах бюджетной системы регионов Российской Федерации. Автор выделяет такой регион страны, как Республика Бурятия. На основе данных по этому региону описывает зависимость Республики Бурятия от общего бюджета страны, тем самым показывает возрастание дефицита бюджета Республики Бурятия, однако в прогнозной части исследования было выявлено повышение поступлений в бюджет за счет повышения доходов населения. В результате исследования предложены пути выхода из сложившейся ситуации. Также в статье описывается статистический анализ доходной части бюджета Республики Бурятия по данным 2007–2017 годов и основные направления развития денежных поступлений. Для прогноза доходов бюджета Республики Бурятия применялись методы экономико-математического моделирования. Автор затрагивает важные вопросы инвестиционной политики, потенциал в этой области у Республики Бурятия большой. Для составления социально-экономической программы развития Республики Бурятия предполагается пересмотр налогового бремени для предпринимателей и инновационных идей населения Республики Бурятия, необходимо уделить больше внимание на земельные и минерально-сырьевые ресурсы региона, на развитие туризма (в большей степени ориентироваться на озеро Байкал), агропромышленного комплекса, потенциала человеческого капитала (развитие качества трудовой силы).

Ключевые слова: бюджет, дефицит бюджета, налоговое бремя, инвестиционная деятельность, доходы регионального бюджета.

This article deals with the urgent problems of the budget system of the regions of the Russian Federation. The author singles out a region of the country, like the Republic of Buryatia. Based on the data on this region, the dependence of the Republic of Buryatia on the total budget of the country is described, thereby showing an increase in the budget deficit of the Republic of Buryatia, however, in the forecast part of the study, it was revealed that the revenues to the budget were raised by raising the incomes of the population. As a result of the research, ways of getting out of the current situation are suggested. Also, the article describes the statistical analysis of the revenue side of the budget of the Republic of Buryatia according to 2007–2017 and the main directions of the development of cash receipts. To forecast the budget revenues of the Republic of Buryatia, methods of economic and mathematical modeling were used. The author touches upon important issues of investment policy, the potential of the Republic of Buryatia is great in this area. To compile a socio-economic development program for the Republic of Buryatia, it is planned to revise the tax burden for entrepreneurs and innovative ideas of the population of the Republic of Buryatia, it is necessary to pay more attention to the land and mineral resources of the region, to develop tourism (to focus more on Lake Baikal), agro-industrial complex, The potential of human capital (development of the quality of labor force).

Keywords: budget, budget deficit, tax burden, investment activity, regional budget revenues.

В настоящее время многие регионы Российской Федерации сильно зависимы от бюджета государства. Таким образом, формируется актуальная проблема развития экономической системы страны — недостаточная бюджетная самостоятельность регионов.

На региональном уровне отыскиваются все резервы и источники финансирования для увеличения объема собственных доходов. Субъекты РФ стремятся получить средства из бюджета государства даже при наличии достаточного финансовой обеспеченности.

Дотации, субвенции, средства фондов финансовой поддержки, взаимные расчеты — различные формы финансовой помощи бюджетной системы РФ, которые занимают немаловажное место в структуре доходов региональных бюджетов. Эти формы наравне с отчислениями от федеральных и региональных регулирующих налогов являются основными инструментами бюджетного выравнивания.

Республика Бурятия принадлежит к числу тех регионов, у которых доходы бюджета в основном формируется за счет межбюджетных трансфертов из бюджета государства, что придает экономике республики зависимый и неустойчивый характер.

По прогнозам в ближайшие годы Республика Бурятия не сможет удовлетворить свои финансовые запросы и потребности в связи с тем, что республиканский бюджет будет оставаться дефицитным с учетом внешних долгов федеральному бюджету [1, С. 1076–1080].

В настоящее время проблема формирования доходной части бюджета республики заключается в недостатке денежных средств, возникшем в результате невыполнения плана поступлений в бюджет. Правительство вынуждено ежегодно сокращать статьи расходов бюджета, что приводит к ряду многих проблем.

Несмотря на всю сложность экономического положения бюджета региона, возможно ее улучшение за счет более эффективного использования собственных ресурсов [1]. Стоит уделить внимание инновационным проектам, снизить им налоговую нагрузку, также оказывать государственную поддержку предприятий и производств. Важно заметить, что должную поддержку необходимо предоставлять успешно действующим и рационально использующим ресурсы организациям. Стоит учитывать факторы увеличения совокупного спроса на продукцию для населения и предприятий, что улучшит экономической ситуации Республики Бурятия в ближайшие годы.

В целях разработки программы социально-экономического развития возникает проблема оценки финансовых возможностей республики [4, С. 274.]. Это наталкивает на совершенствование статистической методологии собственных ресурсных возможностей республики.

Основными методами экономико-математического моделирования являются: экономический анализ объектов и процессов, прогнозирование экономического развития, прогнозирование экономических процессов.

В целях статистического анализа динамики доходной части бюджета Республики Бурятия важно произвести расчет показателей [7, С. 991–994]:

Расчет показателей динамики доходной части бюджета Республики Бурятия за предыдущие 10 лет (2007–2017гг.)

Доходы бюджета РБ, млн. руб.

Базисный абсол. прирост, млн. руб.

Цепной абсол. прирост, млн. руб.

Абсол. ускорение, млн. руб.

Относ. ускорение, млн. руб.

Темп роста цепной,%

Темп прироста цепной,%

источник

Понятие местного бюджета, принципы его формирования и исполнения. Содержание и классификация доходов и расходов местного бюджета. Современные проблемы повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований на примере МО «Мяндигинский наслег».

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГЛАВА 1. МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие местного бюджета, принципы его формирования и исполнения

1.2 Содержание и классификация доходов и расходов местного бюджета

1.3 Методические аспекты анализа доходов и расходов местного бюджета

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА МО «Мяндигинский наслег» Амгинского района

2.1 Краткая экономическая характеристика МО «Мяндигинский наслег» Амгинского района

2.2 Анализ доходов бюджета МО «Мяндигинский наслег» Амгинского района

Читайте также:  Как делаются анализы собаке на дисплазию

2.3 Анализ расходов бюджета МО «Мяндигинский наслег» Амгинского района

ГЛАВА 3. ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО УКРЕПЛЕНИЯ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

3.1 Современные проблемы повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований

3.2 Рекомендации и укреплению доходной базы бюджета МО «Мяндигинский наслег»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Местное самоуправление охватывает наиболее массовые формы народовластия и составляет одну из основ конституционного строя современной России. Формирование местного самоуправления в Российской Федерации оказалось одной из самых трудных задач реформирования всей политической и экономической системы общества и обновления государственности, возник целый комплекс нерешенных экономических, финансовых, социальных и политических проблем, в числе которых финансирование социально значимых расходов.

Перед администрациями городов и районов остро стоят задачи рационального управления доходами и расходами местных бюджетов. Пока еще нет эффективной системы мероприятий, позволяющих высвобождать ресурсы из статей текущих расходов в пользу статей развития территории, не наносящих ущерб финансированию социально значимых расходов. Существующая же практика распределения помощи из вышестоящих бюджетов не в полной мере выполняет функции стимулирования по наращиванию собственных доходов муниципального образования и уровня их мобилизации.

Обозначенные проблемы требуют дальнейшей разработки вопросов управления эффективным использованием финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов местного самоуправления. Это совершенствование планирования и прогнозирования социально значимых доходов и расходов, контроль за эффективностью их использования, определение безопасных для территории размеров муниципальных займов.

В процессе трансформации бюджетных отношений на уровне местного самоуправления появилась необходимость дальнейшего исследования бюджетного процесса, формирования финансовых ресурсов, исполнения бюджетов и контроля за целевым использованием средств. Изучению этих вопросов в 80-90-х годах XX века были посвящены труды таких ученых как Л. Абалкин, А. Бабич, А. Воронин, Л. Велихов, О. Врублевская, А. Дадашев, Л. Дробозина, А. Игудин, Г. Поляк, В. Родионова, М. Романовский, В. Хурсевич, И. Ходорович, Д. Черник, Н. Ширкевич и др.

Активизация реформы местного самоуправления привела к его унификации и появлению новых форм муниципальных образований, которые в свою очередь требуют индивидуального подхода к решению проблем местных бюджетов. Особенно обострилась проблема управления социально значимыми расходами муниципальных бюджетов в условиях снижения их собственной доходной базы. В современной литературе уделено недостаточно внимания планированию, прогнозированию, контролю и другим функциям управления доходами и расходами местного бюджета в период реформирования местного самоуправления, и многие вопросы требуют нового решения.

Цель исследования — провести анализ доходов и расходов местного бюджета и на основе полученных в результате анализа выводов определить пути и перспективы дальнейшего укрепления его ресурсной базы.

Реализация цели потребовала решения следующих задач:

— раскрыть понятие местного бюджета, принципы его формирования и исполнения;

— исследовать содержание и классификацию доходов и расходов местного бюджета;

— рассмотреть методические аспекты анализа доходов и расходов местного бюджета;

— провести анализ доходов и расходов местного бюджета на примере МО «Мяндигинский наслег» Амгинского района;

— на основе проведенного анализа выявить пути и перспективы дальнейшего укрепления ресурсной базы местного бюджета МО «Мяндигинский наслег».

Поставленная цель и задачи работы определили ее структуру — введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.

Во введении определена актуальность, цель и задачи работы. В первой
(теоретической) главе исследованы основные вопросы формирования местного бюджета, в частности дано понятие местного бюджета, принципы его формирования и исполнения, раскрыто содержание и классификация доходов и расходов местного бюджета, рассмотрены методические аспекты анализа доходов и расходов местного бюджета.

Во второй (аналитической) главе проведен анализ доходов и расходов местного бюджета на примере муниципального образования «Мяндигинский наслег» за период с 2007 по 2009 год, и на основе полученных выводов определяются пути и перспективы дальнейшего укрепления его ресурсной базы.

В третьей главе рассмотрены пути и перспективы дальнейшего укрепления ресурсной базы местного бюджета, раскрыты современные проблемы повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований, и предложены рекомендации и укреплению доходной базы бюджета МО «Мяндигинский наслег».

В заключении сделаны основные выводы по проделанной работе.

Предметом исследования являются денежные отношения, возникающие на уровне местного самоуправления в процессе формирования и исполнения расходной и доходной части бюджета.

Объект исследования: бюджет муниципального образования «Мяндигинский наслег» Амгинского района.

В работе применяются методы и приемы экономического и финансового анализа и планирования, такие как: метод использования абсолютных, относительных и средних величин, методы сравнения, группировки, темпы роста и темпы прироста, метод финансовых коэффициентов и др.

В работе использованы: Конституция РФ; бюджетный и налоговый кодексы РФ; федеральные законы по вопросам формирования бюджета муниципальных образований; учебные и учебно-методические издания российских авторов (проф. Романовского М.В., проф. Ковалева В.В, проф. Грязновой А.Г., проф. Поляка Г.Б. и др.); статьи экономических периодических журналов («Финансы», «Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ»); ресурсы сети Интернет (minfin.ru); информационно-справочные системы «Гарант», «КонсультантПлюс», а также годовые отчеты за 2007 — 2009 г.г. о формировании и исполнении местного бюджета МО «Мяндигинский наслег» Амгинского района.

ГЛАВА 1. МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие местного бюджета, принципы его формирования и исполнения

Общее понятие бюджета приведена в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. «Бюджет, — сказано в ст. 6 Бюджетного кодекса — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Бюджеты являются финансовой базой местных органов власти. Бюджет — центральное звено финансово-кредитной системы, охватывающие значительную часть валового внутреннего продукта.

Понятие «бюджет» употребляется как экономическая и правовая категории.

В материальном понимании бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно — территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т. е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность

экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизируют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечения задач и функций государства, социально — культурных мероприятий.

Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 — ФЗ от 6.10.2003г.

Функции местных бюджетов социально-экономическом развитии районов характеризуются следующим.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органом власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в котором написано: «Местное самоуправления в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст 130). И далее в Конституции сказано: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».

Создание финансовой базы — главная роль местных бюджетов.

Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.

В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).

В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов создание новых местных производств и промыслов.

Местный бюджет-бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляются органы местного самоуправления.

Доходов местного бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжении органов местного самоуправления. Средства местного бюджета относятся к объектам муниципальной собственности. Это определяет собственника бюджетных средств, которым является не орган местной власти, а административно — территориальное образование. Органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью. Статья 72 Конституции Российской Федерации относит вопросы разграничения государственной собственности, куда входят и бюджетные средства, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с ст.1 Федерального закона Российской Федерации № 131 ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление определяется как одна из основ конституционного строя Российской Федерации, которая признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации

Местное самоуправление — это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законам субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования. Один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуг которых является важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения Богачева О. В., Налоговый потенциал и региональные сета //Финансы. — 2008. — № 2.- с. 36 .

Местный бюджет можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию. Он имеет свои особенности:

— местный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках органов местного самоуправления и ее использованием с целью удовлетворения потребностью общества;

— с помощью местного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями, сферами общественной деятельности;

— пропорции местного бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями воспроизводства, задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе Бюджет государства и информационные технологии: Учебник/Род. Науч. Ред. Е. В. Бушмина. — М: «Перспектива», 2008.- с. 215. .

Сущность местного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции.

Распределительная функция заключается в том, что благодаря ей происходит концентрация денежных средств в руках органов местного самоуправления и их использование с целью удовлетворения социально -экономических потребностей на подведомственной им территории. Кроме того, с помощью этой функции можно определить на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение органов местного самоуправления и каким образом фактически складываются пропорции в распределении местного бюджетного фонда. Содержание функции определяется процессами перераспределение финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансовой системы не осуществляет такого разнообразия перераспределения финансовых ресурсов (межотраслевое, межтерриториальное, многоуровневое перераспределение финансовых ресурсов, т. е. между различными уровнями бюджетной системы) Актуальные вопросы государственного и муниципального управления в Республике Саха (Якутии): Сб. научн. Тр. / Под. Ред. Тарасова Ю. С., Филиппова В. П., Саксоновой И. Л. Якутск: Триада, 2008г. — с.245 .

Сфера деятельности этой функции определяется тем, что в отношении с местным бюджетом вступают все участники общественного производства, как юридические, так и физические лица (на подведомственной территории).

Контрольная функция заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств органов местного самоуправления отражает экономические процессы, характеризующие экономику муниципального образования. Благодаря этой функции можно судить о том, как поступают в распоряжение органов местного самоуправления финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, а также соответствует ли размер централизуемых ресурсов потребностям муниципального образования. Основу этой функции составляет движение местных бюджетных ресурсов, которое находит отражение в соответствующих показателях местных бюджетных поступлений и расходных назначений Актуальные вопросы государственного и муниципального управления в Республике Саха (Якутии): Сб. научн. Тр. / Под. Ред. Тарасова Ю. С., Филиппова В. П., Саксоновой И. Л. Якутск: Триада, 2008г. — с.255 .

Функции местного бюджета также объективны, как и сама эта категория. Местный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство может изменить структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования.

Читайте также:  Как делают анализы на брюшной тиф

Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых закреплено законодательно Актуальные вопросы государственного и муниципального управления в Республике Саха (Якутии): Сб. научн. Тр. / Под. Ред. Тарасова Ю. С., Филиппова В. П., Саксоновой И. Л. Якутск: Триада, 2008г. — с.252 .

С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функции местных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается Красноперова О. А. Новые правила бюджетного учета: с учетом изм., внесенных в Бюджетный кодекс Российской Федерации законом от 26 апреля 2008 года № 63-ФЗ/О. А. Краснаперова. — М.: ГроссМедия РОСБУХ, 2008. — 384 с. .

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений

могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

1.2 Содержание и классификация доходов и расходов местного бюджета

Доходами бюджета признаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республиканских, республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, окружных, местных) она должны иметь соответствующие доходы. В соответствии со ст.55 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131 доходы территориальных бюджетов состоят из двух частей:

2) субвенции, полученные из фондов компенсации на осуществление отдельных государственных полномочий Иванова, М.В. Особенности влияния налогового законодательства на формирование бюджетов субъектов РФ/ М.В. Иванова// Финансы.- 2008.- №3.- С. 24. .

Собственные доходы бюджетов — это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

Собственные доходы включают отчисления (в процентах) от федеральных и региональных налогов, а также выделяемые из федерального и региональных бюджетов трансферты, дотации и субсидии.

Трансферты выделяются территориальным бюджетам из созданных в федеральном, региональных и районных бюджетах специальных фондов (фонды финансовой поддержки территорий, фонды территориального развития и др.).

Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субсидии — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицами на условиях долевого финансирования целевых расходов Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. / под ред. Бабич А.М., Павлова Л.Н.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. — С.94. .

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нецелевого использования субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.

Все источники формирования территориальных бюджетов делятся на 4 группы: собственные, перераспределяемые, заемные и привлеченные средства.

Собственные доходы — средства, полученные территориальными органами власти в соответствии с наделенными законодательством налоговобюджетными и имущественными полномочиями и полученные вследствие принятых ими законодательных, административных, хозяйственно — экономических решений. То есть это доходы, полученные в результате собственных действий. Такая трактовка этих доходов отражает уровень самостоятельности территориальных органов власти. Доходы же, полученные в виде финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня, даже если они формально (на основе законодательного акта) причислены к собственным доходам, рассчитаны по единой методике и установлены на ряд, не прибавляют финансовой самостоятельности территориальными органам власти и поэтому их причисление к собственным доходам не правомерно. К собственным доходам можно отнести:

— доходы от территориальных налогов (региональных для бюджетов субъектов РФ, местных — для бюджетов муниципальных. образований);

— доходы от эксплуатации имущества, находящегося в собственности территориальных органов власти;

— доходы, полученные в результате экономической, административной деятельности территориальных органов власти;

— средства, поступающие в виде процентных отчислений от налогов вышестоящих бюджетов по нормативам, установленным федеральным и региональным законодательством на период более трех лет;

— средства от реализации имущества, активов, принадлежащих территориальным органами власти;

— часть прибыли предприятий, находящихся в собственности территориальных органов власти и др.

Перераспределяемые доходы — финансовые ресурсы, поступающие в территориальные бюджеты в порядке перераспределения средств внутри бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для оказания финансовой помощи и осуществления, переданных на другой уровень власти, полномочий на период бюджетного периода, т. е. три года. К перераспределяемым доходам можно отнести:

— безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов других уровней;

— отчисления от региональных и местных налогов в бюджеты муниципальных районов и поселений на период бюджетного планирования (три года).

Заемные источники — средства, поступившие в бюджет в виде полученных банковских, коммерческих кредитов, выпуска облигаций, акций и др.

Привлеченные источники — средства, переданные территориальным органам власти юридическими и физическими лицами на добровольной и безвозмездной основе для решения территориальных экономических и социальных задач. К привлеченным источникам можно отнести:

— средства самообложения граждан;

— добровольные пожертвования юридических и физических лиц и др. Такая классификация территориальных доходов позволит:

— проводить более точный анализ формирования доходной части территориальных бюджетов;

— определять реальную финансовую самодостаточность и финансовое состояние территорий;

-устанавливать уровень финансовой самостоятельности территориальных органов власти;

— повышать уровень управления доходами территориальных бюджетов на основе разработки более обоснованных мероприятий по воздействию территориальных органов власти по мобилизации бюджетных доходов Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. / под ред. Бабич А.М., Павлова Л.Н.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. — С.98. .

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации представляет собой группировку доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Структура 20-значного кода классификации доходов представлена в виде четырех частей. Код администратора (1-й — 3-й разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации) состоит из трех и соответствует номеру, присвоенному администратору поступлений в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, ее субъектов и законодательством муниципальных образований.

Администраторы бюджетных доходов (органы налогового администрирования, государственной власти; органы управления государственных внебюджетных фондов; местного самоуправления; юридические лица, уполномоченные указанными выше структурами) осуществляют в пределах своих полномочий контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей в бюджет, а также начисление, учет, взыскание и возврат (зачет) этих платежей. В бюджетном процессе администраторы осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представляют проектировки поступлений на очередной год в соответствующие финансовые органы.

Назначение органов государственной власти Российской Федерации администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством России. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации закрепляют источники доходов бюджета субъекта Федерации за соответствующими администраторами, если администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления закрепляют источники доходов бюджетов муниципальных образований за соответствующими администраторами, если администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. / под ред. Бабич А.М., Павлова Л.Н.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. — С.99 .

Органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления вправе производить детализацию классификации доходов бюджетов с применением кодов программ (подпрограмм) в части видов доходов, не относящихся к налоговым доходам, в соответствии с законодательным актом о бюджете субъекта Федерации и/или решением муниципалитетов при исполнении соответствующих бюджетов только в том случае, если администрирование доходов не возложено на органы власти другого уровня.

Экономическая классификация доходов определяется трехзначным кодом и предусматривает группировку операций с доходами по их экономическому содержанию.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 58 налогового Кодекса.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 налогового Кодекса, в том числе за счет:

-доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, — по нормативу 100 процентов;

-доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, — по нормативу 100 процентов;

-доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями; части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов.

В бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают:

-доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков — по нормативу 50 процентов;

-доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах межселенных территорий муниципальных районов, — по нормативу 100 процентов;

-доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, — по нормативу 50 процентов;

-доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах межселенных территорий муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков — по нормативу 100 процентов Иванова, М.В. Особенности влияния налогового законодательства на формирование бюджетов субъектов РФ/ М.В. Иванова// Финансы.- 2008.- №3.- С. 26. .

В бюджеты поселений, муниципальных районов, городских округов подлежит зачислению плата за пользование водными объектами в зависимости от права собственности на водные объекты по нормативу 100 процентов.

В бюджеты муниципальных районов поступают:

-доходы от продажи земельных участков, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

-доходы от передачи в аренду земельных участков, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков — по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

-доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.

Таким образом, состав доходов бюджета муниципального образования определяется его типом. Далее рассмотрим содержание и классификацию расходов местного бюджета

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходами бюджета являются денежные средства, выплачиваемые из бюджета, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

Структура расходов местного бюджета включает в себя расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта РФ, с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления, обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — 2-е изд., испр. и переработ. — М.: Юрайт, 2009. — С.118. .

В соответствии с Бюджетным кодексом исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

Читайте также:  Как делают анализы на грибок ногтей

— содержание органов местного самоуправления; формирование

муниципальной собственности и управление ею; организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

— содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

-муниципальное дорожное строительство и содержание, дорог местного значения;

-благоустройство и озеленение территории муниципальных образований; организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

-содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

-организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

-обеспечение противопожарной безопасности;

-охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

-реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

-обслуживание и погашение муниципального долга; целевое дотирование населения; содержание муниципальных архивов; проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

-финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2007 г.) // Информационная система Гарант .

Главные стороны деятельности местных органов власти — это разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функции местных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы.

Формирование расходных функций органов местного самоуправления имеет принципиальное значение для определения особенностей функционирования местных бюджетов. Расширение функций местных органов самоуправления по финансированию расходов свидетельствует о децентрализации бюджетных отношений. Однако доходные источники местных бюджетов не соответствуют расходам, возложенным на местные органы самоуправления, что подтверждает централизация доходов на вышестоящих уровнях бюджетной системы.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

-принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

-принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

-заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — 2-е изд., испр. и переработ. — М.: Юрайт, 2009. — С.134. .

Расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями.

В случае если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих межбюджетных трансфертов, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета указанного муниципального образования.

1.3 Методические аспекты анализа доходов и расходов местного бюджета

местный бюджет финансовый доход

В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла территориальные финансовые органы проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета. Бюджетный анализ включает:

— анализ исполнения бюджета;

— анализ финансового состояния территории.

— оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

— обоснование финансово-бюджетной политики администраций территорий;

— обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

— выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

— обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;

— выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

— обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов;

— обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

— выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

— определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;

— выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их

— совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2009. — С.189. .

Кроме перечисленных выше общих для всех бюджетов задач, анализ территориальных бюджетов позволяет определить:

— уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных заходов;

— уровень устойчивости территориального бюджета;

— факторы, воздействующие на финансовое положение территории и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;

— приемлемость и справедливость, с точки зрения населения, проводимой местной администрацией бюджетной политики.

Финансовые и контролирующие органы проводят:

-анализ состояния предоставления и погашения бюджетных кредитов, ссуд;

— анализ состояния предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям;

— анализ состояния предоставления бюджетных инвестиций, в том числе анализ заключенных договоров с точки зрения обеспечения государственных интересов7.

Для администрации территории также важным является получение на основе анализа объективной информации о состоянии финансовой базы территории и определение уровня устойчивости территориального бюджета.

Следует отметить, что в современной практике работы финансовых органов применяются главным образом анализы исполнения бюджетных показателей. Вопросы же, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости, еще недостаточно разработаны. В то же время в условиях неустойчивого состояния экономики в стране ив регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости территориальных бюджетов, а следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны.

Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий. Наиболее простой метод — сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2009. — С.199. .

Следующий метод — группировки, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это дает возможность для проведения аналитических расчетов, выявления тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторов, влияющих на изменение показателей.

Метод цепных подстановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

Бюджетные коэффициенты используются:

— для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий;

— для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории8.

Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам. Для бюджетного анализа могут использоваться:

— горизонтальный анализ — сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также

— плановые показатели с фактическими;

— вертикальный анализ — определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

— трендовый анализ — проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;

— факторный анализ — выявление влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексов инфляции т.д.). В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели — бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и перераспределяемых доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. — М.: Финансы и статистика, 2009. — С.119. .

Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы — понятие, неоднократно отраженное в законодательных актах РФ. Это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения, то есть это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.

Устойчивость бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния;

— абсолютно устойчивое состояние бюджета;

— нормальное состояние бюджета;

— неустойчивое состояние бюджета;

— кризисное состояние бюджета;

Анализ и контроль за исполнением бюджетов подразделяется на следующие этапы:

— делегирование полномочий главным специалистам и руководителям бюджетных образований по контролю за исполнением отдельных показателей или статьей бюджетных (хозрасчетных) заданий бюджетных образований;

— определение перечня финансовых и нефинансовых показателей деятельности бюджетных образований;

— сбор, обработка информации и формирование сегментарной отчетности бюджетных образований;

— сравнение плановых (бюджетных) показателей с фактическими;

— анализ отклонений и определение их причин;

— принятие решений о возможной корректировке бюджетных (хозрасчетных) заданий муниципального образования;

— контроль за исполнением бюджетных (хозрасчетных) заданий.

Основной задачей анализа исполнения бюджета является изучение фактических расходов бюджетного учреждения в соответствии с бюджетной росписью лимитов бюджетных обязательств, позволяющих оценить результативность бюджетных расходов и качество управления бюджетными средствами учреждения, а также повышение эффективности государственных расходов за счет концентрации их на наиболее; важных для учреждения направлениях.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 137-н отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127) составляется раздельно по бюджетной деятельности и деятельности, приносящей доход, поэтому анализ данного отчета следует осуществлять отдельно по видам деятельности.

Анализ отчета об исполнении бюджета по бюджетной деятельности ведется в разрезе, формирующих его доходов и расходов бюджета, а также источников финансирования дефицита бюджетов, в соответствии с бюджетной росписью с учетом всех последующих изменений, оформленных в установленном порядке. В процессе анализа изучается объем, состав, структура и динамика плановых и фактических показателей доходов и расходов бюджета, а также источников финансирования дефицита бюджетов, исполненных через лицевые счета казначейства. При этом структура доходов, расходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджетов анализируются в отдельности

в соответствии с кодами бюджетной классификации Российской Федерации Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. — М.: Финансы и статистика, 2009. — С.90. .

По итогам аналитических расчетов делается вывод об исполнении бюджетных назначений по доходам, расходам; бюджета и источникам финансирования дефицита бюджетов в соответствии с бюджетной росписью с учетом всех последующих корректировочных изменений, оформленных в установленном порядке. Определяется влияние изменения суммы доходов и расходов бюджета в целом и отдельных их элементов на отклонение величины результата исполнения бюджета (дефицит или профицит) за разные сопоставляемые периоды. При этом как негативное явление рассматривается существенная величина дефицита или профицита бюджета, характеризующая недостатки в деятельности администраторов бюджетных средств Нешитой А.С. Финансы: Учебник.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.- С.89. .

Анализ плановых и фактических показателей отчета об исполнении бюджета ведется в динамике, в сопоставлении с данными разных отчетных периодов, а также с данными показателей аналогичных бюджетных учреждений (для главных распорядителей и распорядителей средств бюджета).

По итогам анализа отчета об исполнения бюджета делается вывод о результативности бюджетных расходов, а также дается оценка деятельности администраторов бюджетных средств, исходя из достигнутого результата деятельности бюджетного учреждения. Результаты анализа позволяют выработать определенную систему мониторинга результативности бюджетных расходов с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема бюджетных ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств. В связи с этим возникает необходимость в группировке расходных обязательств в зависимости от степени их предопределенности и правил планирования бюджетных ассигнований на их выполнение.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА МО «Мяндигинский наслег» Амгинского района

2.1 Краткая экономическая характеристика МО «Мяндигинский наслег» Амгинского района

местный бюджет финансовый доход

Муниципальное образование «Мяндигинский наслег» наделено статусом сельского поселения Законом Республики Саха (Якутия) от 30.11.2004 173-3 №353-11 «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселения муниципальных образований Республики Саха (Якутия)».

Официальное наименование муниципального образования — муниципального образование «Мяндигинский наслег» Амгинского района Республики Саха (Якутия) — МО «Мяндигинский наслег».

Территория сельского поселения входит в состав территории муниципального района «Амгинский район».

Территорию сельского поселения «Мяндигинский наслег» составляло исторически сложившиеся земли населенных пунктов — с.Чакыр-1, с.Арыылаах, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения сельского поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

Муниципальное образование имеет официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции, утверждаемы наслежным Советом.

источник