Меню Рубрики

Как провести анализ договора выполнения работ

Во время прохождения производственной практики руководитель практики предложила мне провести анализ договора подряда, заключенного ранее нашей организацией. Мне этот договор показался интересен тем, что в настоящее время договор подряда широко используется и является важным элементом гражданских правоотношений, и каждый юрист-практик должен уметь грамотно составить, проанализировать форму и содержание такого типа договоров. В современных условиях гражданско-правовой договор представляет собой одну из широко применяемых, гибких и оперативных правовых связей между различными субъектами права, позволяющих осуществлять процесс трансформации материальных и иных благ между участниками гражданского оборота.

Договор в равной мере позволяет учесть специфику и особенности взаимоотношений сторон, согласовывать их индивидуальные интересы, а также обеспечивать правовые гарантии этих интересов.

Статья 702 ГК РФ определяет договор подряда как такое соглашение, в силу которого одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. В отличие от иных гражданско-правовых обязательств, обязательства подрядного типа регулируют экономические отношения по оказанию услуг. Предметом договора подряда является результат выполненной работы.

Сторонами в договоре подряда являются заказчик и подрядчик, которыми могут быть организации, наделенные правами юридического лица, а также дееспособные граждане. Выступая заказчиками по договору подряда, и граждане, и юридические лица, как правило, заказывают выполнение лишь таких работ, которые необходимы для удовлетворения их собственных запросов и потребностей. Договор подряда является консенсуальным, взаимным и возмездным. Этот договор относится к числу консенсуальных договоров, поскольку для возникновения прав и обязанностей достаточно лишь соглашения между заказчиком и подрядчиком, но в отличие от иных консенсуальных договоров, подряд не может быть исполнен непосредственно в момент заключения договора, поскольку для достижения требуемого результата следует затратить определенное время на выполнение работы.

Взаимность договора проявляется в том, что каждая из сторон (заказчик и подрядчик) наделяются ГК РФ правами и обязанностями. В частности, согласно ст. 702 ГК РФ, подрядчик обязан выполнить работу и ее результаты передать заказчику. В свою очередь заказчик обязан принять результат работы и оплатить его.

Договор подряда является возмездным, поскольку затраты подрядчика проявляются в расходовании имущества, а заказчика — в выплате вознаграждений, т. е. заказчик оплачивает подрядчику обусловленную цену за выполненную работу.

Содержание договора подряда составляет совокупность условий, определяющих права и обязанности заказчика и подрядчика, выраженные в форме пунктов договоров.

Все условия договора подряда следует подразделить на две группы:

  • а) особые (или существенные) условия;
  • б) обычные условия.

Особые (существенные) условия договора подряда составляют основу договора, так как только при достижении соглашения по всем особым (существенным) условиям договор считается заключенным. При отсутствии соглашения хотя бы по одному из особых условий договор нельзя считать заключенным. Так, цена работ договора определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого условия договор является ничтожным. Если же сроки начала и окончания работ не согласованы, то договор считается незаключенным и именно нарушение этого условия договора рассматривается как просрочка и влечет соответствующие последствия. Стороны могут установить и промежуточные сроки выполнения работ, а также установить меры ответственности за их нарушение.

К особым (существенным) условиям договора подряда в соответствии со ст.703, 704, 708, 709 ГК РФ относятся:

  • а) Организация работ. Организация работ как одно из основных условий договора подряда проявляется в том, что согласно п. 1 ст. 704 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется из материала подрядчика, его силами и средствами, т.е. иждивением подрядчика. В соответствии с п. 3 ст. 703 ГК РФ подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика, если иное не предусмотрено договором подряда;
  • б) Сроки выполнения работы. Согласно ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки), которые могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором;
  • в) Цена работ. Цена работы, согласно п. 2 ст. 709 ГК РФ, включает в себя:
    • — компенсацию издержек подрядчика; — причитающееся подрядчику вознаграждение.

Цена работы может быть определена путем составления сметы (п. 3 ст. 709 ГК РФ).

В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком;

Обычные условия договора подряда не влияют на юридическую силу договора, так как они (условия) могут быть включены в договор, но могут и не включаться в него.

К обычным условиям договора подряда следует отнести:

  • а) условие о качестве результата работы (ст. 721-725 ГК РФ);
  • б) порядок оплаты работы (ст. 711 ГК РФ);
  • в) содействие заказчика в выполнении работы;
  • г) конфиденциальность информации по договору подряда (ст. 727 ГК РФ).

источник

Правовым регулированием любых взаимоотношений двух сторон является договор. Грамотно составленный договор — это гарантия получить ожидаемый результат и избежать судебных споров. Договор можно составить и в свободной форме, однако это может привести к такому риску, что договор будет признан недействительным и незаключенным. Поэтому при составлении любого договора, особенно если это крупная сделка или международная, важно провети анализ договора. Он позволит выявить слабые стороны, предотвратить возможные конфликты и неприятности.

Условия, на которых договор заключается, имеют большое практическое значение, поскольку от них, в конечном счете, будут зависеть особенности возникших договорных прав и обязанностей сторон и надлежащее исполнения обязательств.
В зависимости от их юридического значения все договорные условия можно свести к трем основным группам: существенные, обычные и случайные.

Существенными считаются условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора. Это следует из статьи 153 Гражданского кодекса, в соответствии с которой договор считается заключенным только тогда, когда между сторонами в требуемой законом в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Это означает, что при отсутствии хотя бы одного из таких условий договор не может считаться заключенным. В то же время, если достигнуто соглашение относительно существенных условий, то договор вступает в силу, даже если не содержит каких-либо иных условий.

При заключении договора поставки покупателю следует обратить внимание на ряд важных моментов:

  1. в договоре должны быть указаны периоды поставки товара (разовая, партиями, по графику). Досрочная поставка может быть произведена только с согласия покупателя.
  2. порядок поставки товара: путем отгрузки или передачи товара покупателю (представителю). Доставка товара осуществляется поставщиком путем отгрузки; если иное не предусмотрено договором, то товар должен быть доставлен покупателю поставщиком за счет и силами последнего;
  3. в договоре следует определить момент перехода права собственности на товар;
  4. существует несколько случаев нарушения обязательств поставщика (недопоставка товара, поставка товара ненадлежащего ассортимента, качества; поставка в количестве сверх оговоренного договором; поставка в ненадлежащие сроки). При недопоставке товара покупатель имеет право:
  • приобрести недопоставленный товар у другого поставщика (разницу в цене возместив за счет поставщика, нарушившего обязательства);
  • потребовать допоставки недостающего товара;
  • отказаться от оплаты недопоставленного товара.

Чтобы обезопасить себя от риска по досрочному расторжению договора со стороны покупателя в договоре необходимо указать, что вследствие нарушения обязательств со стороны покупателя поставщик имеет право продать товар другим лицам и требовать возмещения убытков или разницы в цене от недобросовестного покупателя.

В случае разногласий между сторонами при осуществлении поставки товаров стороны вправе договориться об урегулировании таких разногласий и праве поставщика (покупателя) для подтверждения своей правоты использовать технические средства (фото- и видеосъемки и др.) и другие доказательства, не запрещенные законом.

В договоре поставки могут быть использованы следующие дополнительные документы:

  • Дополнительное соглашение — часто после заключения какого-либо договора, в момент его действия и исполнения возникают определенные обстоятельства, в соответствии с которыми отдельные пункты такого договора необходимо отменить, изменить или добавить новые условия договора. Данные изменения оформляются дополнительным соглашением. В дополнительном соглашении к договору должны быть указаны место и время заключения, а также стороны дополнительного соглашения к договору. Следует отметить, что условия дополнительного соглашения вступают в силу с момента заключения дополнительного соглашения к договору (если иное не предусмотрено законом или договором).
  • Протокол разногласий – это документ, в котором стороны фиксируют свои разногласия по условиям заключаемого договора поставки. Протокол разногласий можно составить как после заключения договора (тогда его условия принимаются в том же порядке, как и условия самого договора), так и на стадии разработки проекта договора.
    Существование такого дополнения означает существование некоторых разногласий в отдельных вопросах. Именно эти спорные вопросы и фиксируются протоколом разногласий. Протокол разногласий должен быть подписан, скреплен печатями и приложен к договору поставки. Также договор поставки может быть дополнен по соглашению сторон графиками поставок, платежей; документами, отражающими спецификацию товара, тару и т.д.

Обязательным условием в договоре продажи недвижимости является предмет договора (данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества). При отсутствии в договоре данных о предмете, соответствующий договор признается незаключенным, в связи с чем, обязанностей по исполнению условий такого договора у сторон не возникает.

Договор купли-продажи недвижимости относится к консенсуальным договорам, которые вступают в силу с момента достижения сторонами согласия

Наличие договора купли-продажи объектов недвижимости не влечет прекращение прав собственности продавца на это имущество и не является препятствием для его продажи третьим лицам, если переход к покупателю права собственности не был зарегистрирован. Кроме того, договор признается незаключенным при отсутствии в договоре условия о цене продаваемого недвижимого имущества и при несоблюдении письменной формы договора.

Договор купли-продажи считается заключенным при соблюдении двух необходимых условий:

  • сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора;
  • достигнутое сторонами соглашение по своей форме должно соответствовать требованиям, предъявляемым к такого рода договорам (ст. 432 ГК РФ).

Единственное существенное условие договора купли-продажи — это предмет договора. Договор может быть заключен на куплю-продажу товаров имеющихся в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товаров, подлежащих изготовлению в будущем либо уже существующих, но не принадлежащих продавцу в момент его заключения. Предмет купли-продажи должен считаться установленным, если содержание договора позволяет определить наименование и количество товара.

Покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором. Если цена договором не предусмотрена и не может быть определена, то следует руководствоваться ч. 3 ст. 424 ГК РФ, предусматривающей в этих случаях оплату товара по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за оплаченный товар. Когда цена установлена по весу товара, она определяется по весу нетто, если иное не предусмотрено договором.

Если договором купли-продажи предусмотрено, что цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обуславливающих цену товара (себестоимость, затраты и т.п.), но не определен способ пересмотра цены, цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара. При просрочке продавцом исполнения обязанности передать товар цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара, предусмотренный договором. А если он договором не предусмотрен, на момент определенный в соответствии со ст. 314 ГК РФ, которая предусматривает разумный срок исполнения обязательства.

В договоре купли-продажи может быть предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи продавцом товара (предварительная оплата). Договором может быть предусмотрена обязанность продавца уплачивать проценты на сумму предварительной оплаты со дня получения этой суммы от покупателя.

Действующее законодательство запрещает производить расчеты при исполнении договора в иностранной валюте, однако в конкретном договоре цена, может быть указана в иностранной валюте. При осуществлении непосредственных расчетов цена должна пересчитываться в рубли по соответствующему курсу.

Момент исполнения продавцом своей обязанности передать товар покупателю определяется одним из трех вариантов:

1) при наличии в договоре условия об обязанности продавца по доставке товара — моментом вручения товара покупателю;

2) если в соответствии с договором товар должен быть передан покупателю в месте нахождения товара — моментом предоставления товара в распоряжение покупателя в соответствующем месте;

3) во всех остальных случаях — моментом сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю (ст. 458 ГК РФ).

Сроки в договоре излагаются следующими способами:

  • определением фиксированной даты поставки;
  • установлением периода поставки, то есть того промежутка времени, в который она должна быть произведена: декада, месяц, квартал, год, с применением специфических терминов — “немедленная” поставка, поставка “со склада”, с “колес” и т. д.;
  • указанием о поставке товаров по частям.

При заключении договоров возмездного оказания услуг сторонам следует согласовать ряд обязательных условий, а также проверить ряд обстоятельств, связанных с налоговыми рисками организации.

ГК РФ не содержит специальных норм, регулирующих форму договора возмездного оказания услуг. Поэтому обратимся к общим положениям гражданского законодательства. Согласно ст. 161 ГК РФ должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения:

  • сделки юридических лиц между собой и с гражданами;
  • сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, — независимо от суммы сделки.

Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.

Несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки. Договор возмездного оказания услуг заключается, как правило, в письменной форме путем составления двух экземпляров для каждой из сторон.

Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуенаш в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор возмездного оказания услуг может считаться заключенным, если в нем перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить, на это указывает Президиум ВАС в информационном письме от 29 сентября 1999 г. N 48 «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг».

Соответственно, договор оказания услуг не может считаться заключенным без согласования действий, которые должен выполнить исполнитель, или если не указана деятельность, которую он обязан осуществить.

В качестве предмета исполнения по рассматриваемому договору выступает полученный заказчиком полезный эффект от совершения исполнителем определенных действий либо осуществления им определенной деятельности.

ГК РФ не накладывает никаких ограничений на срок договора возмездного оказания услуг.

Договором возмездного оказания услуг должен быть предусмотрен начальный срок деятельности, которую должен осуществить исполнитель, конечный срок исполнения договором может быть и не предусмотрен, если иное не противоречит существу договора. Таким образом, срок исполнения договора определяется соглашением сторон, но в большинстве договоров возмездного оказания услуг предусмотрен и конечный срок исполнения.

Согласно п. 1 ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.

В ГК РФ не содержится каких-либо ограничений относительно субъектного состава по договору возмездного оказания услуг, поэтому необходимо ориентироваться на общие правила участия граждан и юридических лиц в гражданском обороте. Однако специальный субъектный состав может быть предусмотрен законом или вытекать из характера услуги.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Сторонами данного договора являются исполнитель и заказчик, как физические, так и юридические лица. Исполнители услуг должны являться субъектами предпринимательской деятельности, состоять на учете в налоговых органах, что подтверждается данными о государственной регистрации.

Таким образом, составление и анализ договора — довольно сложные и трудоемкие процессы. Однако технически верный договор — это, фактически, форма страховки от неисполнения сторонами обязательств, а также точное описание того, что именно предстоит выполнить в рамках сделки.

источник

В рамках договора строительного подряда по заданию заказчика подрядчик выполняет определенные строительные и иные специальные монтажные работы. А заказчик соответственно оплачивает эти работы. Заключение и исполнение договора строительного подряда регулируется рядом нормативных правовых актов. Среди основных:

  • 1. Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее — Правила № 1450).
  • 2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 г. № 235 об утверждении Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов и Положения о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, (далее — Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов и Положение о порядке формирования договорной (контрактной) цены).
  • 3. Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в том числе этапов работ по строительству), утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 1553 (далее — Постановление № 1553).
  • 4. Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 17 «Об установлении перечня видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности».
  • 5. Положение о генеральном подрядчике в строительстве, утверждено приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.08.1999 № 260.
  • 6. Примерный перечень функций заказчика, застройщика в строительной деятельности, определенный Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.05.2011 № 25.
  • 7. Правилами приемки выполненного вида (комплекса) строительных работ, утверждены приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.08.1999 № 255.
  • 8. Положение о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716.

Система управления процессом заключения и исполнения договоров на предприятии многообразно. В него входят:

  • · составление и подписание проектов договоров;
  • · определение и согласование цены договора;
  • · учет и хранение договорной документации;
  • · контроль над исполнением договорных обязательств;
  • · повышение эффективности договорной деятельности предприятия, как основная цель, включающая в себя:
  • — своевременность заключения договоров;
  • -высокий профессионализм участников процесса заключения договоров;
  • — надлежащее исполнение договорных обязательств;
  • — соблюдение принципов добропорядочности, правил деловой этики и т.д.;
  • — бесперебойное взаимодействие с контрагентами.

Все проекты договоров как подготовленные предприятием, так и полученные от другой стороны соответствующими подразделениями в обязательном порядке представляются для рассмотрения и визирования главному бухгалтеру, юридической службе, а также руководителям других служб в порядке, установленном приказом по предприятию.

При подготовке и рассмотрении проектов договоров, протоколов разногласий, проверяется соответствие их требованиям законодательства и хозяйственным интересам предприятия, содержат ли они все существенные условия, необходимые для обеспечения выполнения обязательств по договору, имущественные санкции и четкость изложения текста договора, не допускающего различного толкования, наличие полных реквизитов сторон.

В процессе заключения и исполнения договоров соблюдаются установленные правила деловой переписки. Каждое входящее (исходящее) письмо регистрируется во избежание спорных ситуаций.

Все возражения по условиям договора или предложения о дополнении договора фиксируются в протоколе разногласий, который в установленный срок (не позднее 10 дней) обязана составить сторона, получившая проект договора, и направить его в 2-х экземплярах другой стороне вместе с подписанным договором.

При урегулировании разногласий, возникших при заключении хозяйственных договоров, следует руководствоваться Положением о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам.

Возникшие разногласия рассматриваются руководителями предприятий сторон по договору, их заместителями либо по доверенности уполномоченными представителями.

Договоры, протоколы разногласий, акты приема-передачи, спецификации к договорам и документы по изменению договоров подписываются руководителем предприятия или его заместителем.

Учет исполнения договоров ведется по установленной на предприятии форме и осуществляются структурными подразделениями согласно приказу по предприятию. На ОДО «Вектор-А» учет ведется отделом бухгалтерии. Эти данные полностью автоматизированы и внесены в программу CRM, туда же прикрепляются сканированные файлы документов, сопровождающих исполнение договора, данные бухгалтерии, деловая переписка и контакты контрагентов. Обязанности должностных лиц, несущих первоначальную ответственность за учет исполнения хозяйственных договоров, устанавливаются должностными инструкциями. На ОДО «Вектор-А» такими лицами являются: главный бухгалтер, бухгалтер, секретарь-администратор.

Учет исполнения договоров строительного подряда должен использоваться для оперативного воздействия на заказчика или контрагентов в случае нарушения ими договорных обязательств.

Итоги исполнения договоров подводятся в сроки, установленные приказом по предприятию, в частности, не реже одного раза в месяц.

Экономический отдел и юридическая служба должны по итогам каждого квартала и года в целом обобщать и анализировать практику исполнения договоров.

Договор строительного подряда заключается при наличии у Заказчика определенной разрешительной и иной документации:

  • · разрешительной документации на строительство;
  • · выписки из регистрационной книги о правах, ограничениях (обременениях) прав на земельный участок, на котором будет осуществляться строительство, выданной не ранее чем за 30 дней до даты заключения договора;
  • · проектной документации, прошедшей государственную экспертизу, и утвержденной в установленном порядке;
  • · протокола о результатах проведения подрядных торгов и выбора их победителя, если проведение подрядных торгов является обязательным.

Инвестор (заказчик) обычно принимает решение о начале строительства на основе подготовленного по его заданию технико-экономического обоснования строительства объекта. Договоры строительного подряда могут заключаться как в обычном порядке, т.е. вступления будущих контрагентов в прямой контакт, согласования ими всех необходимых условий будущего договора и его подписания, так и посредством проведения специальных подрядных торгов.

Составление договора — сложный процесс, в котором участвует основная часть отделов предприятия. Чаще всего крупные организации используют уже готовый шаблон, добавляя и (или) изменяя пункты договора в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Очень важно четко определить предмет договора: строительство объекта, долевое строительство жилого дома и т.д. Если оставить этот пункт без особого внимания, то в дальнейшем исполнение договора может привести к спору между сторонами.

Когда предмет определен, решается вопрос цены договора. Цена формируется путем согласования ее обеими сторонами, заинтересованными в сотрудничестве друг с другом.

Права и обязанности сторон по данному договору охватывают саамы широкий круг вопросов, в т.ч. выходящий за рамки собственно подряда. Для правоотношений по строительному подряду характерно смешение элементов различных договоров (поставки, имущественного найма, оказания услуг, хранения, экспедиции, перевозки, кредитно-расчетных и др.).

Процесс реализации договора строительного подряда предполагает активное участие заказчика (его представителей). Являясь, как правило, собственником земельного участка либо создаваемого объекта, заказчик есет обязанности по созданию подрядчику необходимых условий для выполнения строительных работ.

Для оперативности исполнения договора строительного подряда, если строительство выполняется по выигранному тендеру, заказчик обязан выплатить сумму по графику запланированных строительных работ, предоставленному генподрядчиком, на оговоренную ранее дату начала строительства.

В ином случае, заказчик выплачивает аванс, либо, что случается крайне редко, полную стоимость, оговоренную в договоре. В этом случае генподрядчику приходится сталкиваться с рядом трудностей, связанных с изменением цен на расходные материалы, амортизацию оборудования. Во избежание этих проблем, закупка материалов указывается в смете с приложением графика производства работ с запланированными стоимостями работ.

Одна из наиболее важных функций заказчика — осуществление контроля и надзора за ходом и качеством выполняемых работ. Так, обнаружив в ходе осуществляемого им контроля и надзора допущенные подрядчиком отступления от условий договора, которые могут повлиять на качество выполняемых работ, заказчик обязан немедленно проинформировать об этом подрядчика, в противном случае, заказчик теряет право ссылаться в дальнейшем на наличие такого рода недостатков.

Необходимым условием исполнения договора строительного подряда является обязанность подрядчика осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с согласованной и утвержденной проектной документацией. Фактически эта документация представляет собой задание заказчика, согласно которому подрядчик должен выполнять работы.

Проектная документация предоставляется подрядчику до начала выполнения работ. Однако на практике бывают случаи, когда подрядчик приступает к строительным работам, не имея на руках проектно-сметной документации. Поэтому целесообразно в договоре не устанавливать твердую цену подрядных работ, которая в дальнейшем не может быть увеличена, а указать приблизительную стоимость строительства, которая может быть пересмотрена с введением в проектную документацию дополнительных работ.

Определяя в договоре порядок и сроки предоставления подрядчику проектной документации, стороны могут предусмотреть ответственность за нарушение заказчиком этих условий.

В случае необходимости, подрядчик, с согласия заказчика, проводит дополнительные работы, не учтенные в проектно-сметной документации. Если подрядчик выполнил дополнительные работы, не обусловленные проектом, предварительно не согласовав их с заказчиком, он не вправе требовать оплаты таких работ, если не докажет необходимости немедленных действий в интересах заказчика (ст.698 ГК).

При строительстве нередки ситуации, когда возникает необходимость изменения установленных договором сроков выполнения работ. Так, подрядчик вправе не приступать к работе или приостановить начатую работу при нарушении заказчиком его встречных обязанностей по договору. В таких случаях стороны обычно согласовывают новые сроки выполнения работ.

Следует заметить, что работы, выполненные подрядчиком раньше согласованного срока, должны быть оплачены заказчиком по факту их завершения только в том случае, если это предусмотрено договором строительного подряда.

Если подрядчик своевременно не приступает к выполнению работ или выполняет ее настолько медленно, что окончание ее к установленному сроку становится невозможным, то заказчик может отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

По окончании строительных работ оформляется акт сдачи-приемки строительных работ.

В том случае, когда результат выполненной работы имеет недостатки, которые исключают возможность его использования и не могут быть устранены, заказчик вправе отказаться от приемки, если ранее не подписал акт приемки работ с дефектами, то он вправе не оплачивать эти работы до устранения дефектов.

ОДО «Вектор-А» в договоре строительного подряда играет роль генерального подрядчика, т.к. вправе привлекать к исполнению своих обязанностей других лиц. Привлеченные же для выполнения работ лица выступают субподрядчиками. Отношения между генподрядчиком и субподрядчиком оформляются договором субподряда.

Исполнение договора строительного подряда подрядчиком (генподрядчиком) и заказчиком отражено по пунктам в таблице 3.5.

Таблица 3.6 — Ответственность сторон договора строительного подряда

1. Выполнить работу в срок, определённый договором или правилами выполнения отдельных видов работ. В договоре может предусматриваться срок выполнения работы, если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный правилами. Если подрядчик не приступает к выполнению работы своевременно, либо выполняет её настолько медленно, что окончание работы к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе тказаться от исполнения договора и требовать возмещения убытков.

  • 1. Предоставить материалы, оборудование, техническую документацию, а также вещь для обработки или переработки и иное имущество, необходимое для выполнения работы, если это предусмотрено договором, надлежащего качества и в установленный срок. Если заказчик не предоставляет имущество, необходимое для выполнения работы, то подрядчик вправе:
    • § Не приступать к выполнению работы либо приостановить начатую работу.Отказаться от исполнения договора и требовать возмещения убытков.

2. Выполнить работу своим иждивением, то есть своими материалами, силами и средствами, если иное не предусмотрено договором. Кроме того, он обязан заботиться о сохранности предоставленных заказчиком материала и оборудования, а также переданной для обработки или переработки вещи или иного имущества, оказавшегося в его владении в связи с исполнением договора подряда.

2. Оказать подрядчику содействие в выполнении работы в случаях, в объёме и в порядке, предусмотренных договором.

3. Выполнить работу надлежащего качества.

Качество работы должно соответствовать условиям договора (договорное качество), а при их отсутствии или неполноте — требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (обычное качество). При этом результат выполненной работы должен быть пригодным для использования, установленного договором, в пределах разумного срока, а если такое использование договором не предусмотрено, — для обычного использования результата работы такого рода.

3. Принять результат выполненной работы в сроки и в порядке, предусмотренные договором. Если заказчик не является за результатом работы либо уклоняется от его принятия, то, по общему правилу, подрядчик вправе:

Продать результат работы, а вырученную сумму за вычетом причитающихся за её выполнение платежей внести на имя заказчика..

Гарантия.Законом, договором или обычаями делового оборота может быть предусмотрен срок, в течение которого результат выполненной работы должен соответствовать обязательному, обычному или договорному качеству (гарантийный срок). По общему правилу, гарантийный срок начинает течь с момента, когда результат работы был принят или должен был быть принят заказчиком. По общему правилу, гарантийный срок не течёт, если заказчик:

a) был лишен возможности использовать результат работы по обстоятельствам, зависящим от подрядчика;

б) не использовал результат работы из-за недостатков.

4. Осмотреть с участием подрядчика результат выполненной работы и приобнаружении недостатков, которые могут быть установлены при обычном способе приёмки (явные недостатки) — незамедлительно уведомить об этом подрядчика. Обнаруженные недостатки должны быть задокументированы в акте сдачи-приёмки.

Если заказчик не проверил качество результата выполненной работы при его приёмке, то, по общему правилу, он лишается права ссылаться на явные недостатки.

4. Уведомить заказчика о соответствующих обстоятельствах:

Непригодность или недоброкачественность предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или вещи, переданной для переработки (обработки).Возможные неблагоприятные последствия указаний заказчика о способе выполнения работы. Иные не зависящие от подрядчика обстоятельства, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность её завершения в срок.

При этом подрядчик обязан приостановить работу вплоть до получения дальнейших указаний заказчика.

5. Оплатить результат работы.

По общему правилу, оплате подлежит окончательный, надлежащий и своевременно достигнутый результат. Таким образом, заказчик вправе не принимать и не оплачивать некачественный подрядный результат вплоть до устранения подрядчиком его недостатков, выполнения работы заново или разрешения вопросов о соразмерном уменьшении установленной за работу цены, а при наличии достаточных оснований — о возмещении своих расходов на устранение недостатков или об отказе от договора и возмещения убытков.

Источник: собственная разработка на основании источников [25, 26, 28, 29].

Определим наиболее частые причины неисполнения договоров строительного подряда в Республике Беларусь:

  • 1. Дебиторская задолженность.
  • 2. Отсутствие финансирования.
  • 3. Риск гибели имущества (данному риску чаще всего подвержен заказчик, если риск не по вине подрядчика). Риск случайной гибели имущества, не предусмотренный договором, влечет возвращение генподрядчиком суммы, полученной предоплаты у заказчика.
  • 4. Невозможность окончания работы по причине несвоевременного, медленного выполнения строительных работ подрядчиком.
  • 5. Уклонение от гарантийных обязательств подрядчика.

Основной причиной неисполнения договоров на ОДО «Вектор-А» является отсутствие финансирования строительства. В том случае, если стройка не финансируется достаточно большой промежуток времени, в течение которого при последующем возобновлении будет увеличен объем работ (ремонт, обслуживание, реконструкция), то генподрядчик вправе по собственному желанию расторгнуть данный договор строительного подряда с заказчиком, если ему такие объемы не выгодны.

Зачастую, принятие решения о расторжении договора принадлежит заказчику, т.к. в некоторых ситуациях он может избежать значительных затрат на строительство, продать незаконченный объект, либо заняться поиском инвестора.

источник

Коммерческая работа по закупке необходимых материальных ресурсов предусматривает не только выполнение операций по установлению хозяйственных связей с поставщиками продукции, но и организацию учета и выполнения договоров с поставщиками.

Грамотное ведение закупочных операций требует от сотрудников ООО «Кайрос Транс» отдельных знаний основ хозяйственного права, касающихся заключения контракта как основы закупок, поставки товаров и их оплаты.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

При рыночных отношениях резко повышается роль договоров поставки товаров. Это обусловлено тем, что при равноправных хозяйственных связях поставщиков и покупателей товаров, и их полной хозяйственной самостоятельности договор является основным хозяйственным документом, определяющим права и обязанности сторон по организации поставки товаров и продукции материально-технического назначения.

Работники предприятия обеспечивают своевременное и правильное заключение договоров с поставщиками продукции, установление рациональных прямых договорных связей по поставкам товаров, и постоянный контроль за их исполнением.

Гражданский кодекс определяет понятие договора как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

По договору поставки лицо-поставщик обязуется передать в определенные сроки или срок лицу-покупателю в собственность определенную продукцию (товар); лицо-покупатель обязуется принять продукцию и оплатить ее по установленным между поставщиком и покупателем ценам.
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Он считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Договор заключается посредством заключения оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Оферта должна содержать существенные условия договора.

Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Договор поставки товаров заключается в письменной форме путем составления одного документа подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Договоры могут заключаться на 5, 3, 2 года, на год или иной период.

В частности на ООО «Кайрос Транс» заключаются краткосрочные договора (сроком от 1 до 6 месяцев), а также на разовые поставки (единовременная закупка партии товаров).

Для обеспечения и ускорения оформления договорных отношений на предприятии применяется так называемая пролонгация, то есть продление договора. В этом случае обязательно согласовывается ассортимент поставляемых товаров (по спецификации). Спецификация должна включать наименование и характеристику материалов, требования к ним. В специфику должны быть включены все характеристики и стандарты требуемого материала.

Анализируя действующую на предприятии договорную практику, следует отметить, что стороны, при заключении договоров поставки (или купли-продажи) предусматривают в нем следующие обязательные условия:

— полное наименование сторон, заключивших договор;

— количество и ассортимент товаров, подлежащих поставке;

— качество, комплектность, упаковка и маркировка товаров; цены и порядок расчетов;

Правильное и выгодное для сторон согласование в договоре указанных выше условий является важной и в то же время сложной коммерческой задачей, требующей хорошего знания конкретной практики и организации поставок товаров.

К основным обязанностям поставщика относятся: поставка продукции на условиях договора, своевременное информирование покупателя о готовности материальных ресурсов к отгрузке, обеспечение проверки качества поставляемой продукции.

Продавец (поставщик) обязан: упаковать за свой счет продукцию, нести коммерческий риск и расходы по транспортировке до места передачи продукции покупателю.

Основные обязанности покупателя: принять продукцию в месте и в срок, указанные в договоре, уплатить цену товара, предусмотренную договором, нести все расходы и риски, которым может подвергнуться продукция после передачи на нее права собственности покупателю.

Когда в договоре указано, что покупатель должен вывезти материальные ресурсы со склада предприятия-поставщика, то все обязанности по транспортировке и коммерческий риск ложатся на покупателя. Такие условия наиболее выгодны для предприятия-поставщика.

Наиболее выгодным для покупателя являются условия поставки, при которых все расходы по транспортировке и страхованию, а также риски случайной гибели товара берет на себя продавец.

Цена материальных ресурсов – одно из существенных условий договора. Цена определяется соглашением партнеров и указывается либо в договоре, либо в спецификации; возможно согласование цены в протоколе, который является частью договора.

Анализ договоров ООО «Кайрос Транс» на поставку продукции показал, что цена в договоре указывается в счете-фактуре, которая является частью договора.

При установлении цены учитываются особенности поставки. Если предполагается поставка материальных ресурсов на склад покупателя, то в цену договора должны быть включены транспортные расходы и расходы на страхование груза. Когда предусматривается поставка продукции со склада продавца, цена договора учитывает только ее стоимость.

Цена в договоре может быть твердой (фиксированной) и скользящей, то есть последующей фиксацией. При указанной твердой цене в договоре определяется контрактная цифра, которая не подлежит изменениям при оплате покупателем. Общеизвестно, что фиксированная цена в условиях инфляции выгодна только покупателю. Поэтому поставщик, чтобы обезопасить себя от убытков, требует предусмотрения в договоре 100 % предоплаты.

Действующая практика договорной работы на ООО «Кайрос Транс» показывает, что поставщики продукции предусматривают, как правило, 50 % предоплаты. Это вызвано предметом неплатежей и стремлением снизить риск убытков.

Если в момент заключения договора трудно определить конкретную цену, то стороны могут предусмотреть фиксацию исходной цены, которая в течении исполнения договора может изменяться по согласованному партнерами методу. Такая цена называется скользящей, то есть эта цена является по существу рыночной в момент исполнения договора. Скользящая цена с последующей фиксацией в договоре не отражается. В этом случае в разделе «Особые условия договора» указываются точные способы определения скользящей цены.

При скользящей цене невозможно использовать 100 % предоплаты.

Когда при поставке продукции необходимы упаковка и маркировка, в договоре должен быть предусмотрен специальный раздел, в котором оговариваются вид и характер упаковки, ее качество, размеры и способ оплаты, а также нанесения на упаковку маркировки. К упаковке предъявляются общие и специальные требования. В соответствии с общими требованиями упаковка должна обеспечивать сохранность груза при выбранном способе транспортировки. В договоре предусматривается ответственность поставщика за поставку продукции в упаковке, не соответствующей условиям поставки. При получении материальных ресурсов в поврежденной упаковке покупатель составляет коммерческий акт, по которому поставщик должен возместить покупателю убытки. В ряде случаев повреждение упаковки равноценно нарушению качества товара.

Способы оплаты упаковки устанавливаются в договоре: стоимость упаковки может либо включена в цену продукции, либо установлена отдельно.

Обязанностью поставщика является маркировка продукции. В коммерческой деятельности маркировка продукции должна:

— быть источником товаросопроводительной информации (реквизиты покупателя, номер договора, номер места, число мест в партии и др.);

— указывать транспортным организациям, как обращаться с грузом;

— предупреждать об опасностях, содержащихся в специфике перевозимого груза в случае неправильного с ним обращения.

Содержание маркировки согласуется с партнерами и указывается в договоре.

Транспортные условия поставки также должны быть предусмотрены при заключении договора. В настоящее время расходы по транспортировке продукции составляют весьма значительную величину, поэтому еще до заключения договора нужно включать транспортные расходы в цену договора.

В договоре должна быть предусмотрена также приемка продукции по количеству и качеству как предварительная, так и окончательная.

Предварительно имеет целью установить соответствие товара условиям договора. Окончательная приемка означает фактическое выполнение договора по количеству и качеству.

Урегулирование споров при поставке товаров может быть осуществлено двумя способами: судебным и арбитражным. Способы урегулирования споров должны быть отражены в договоре.

В отчетном периоде на ООО «Кайрос Транс» было заключено 17 договоров, в том числе 11 договоров поставки, 6 договоров купли – продажи. При этом, имели место нарушения условий договора поставщиками в плане не соблюдения сроков поставки, недопоставки определенного количества товаров, поставки товаров ненадлежащего качества.

Важным моментом, при анализе договорно-претензионной работы предприятия является определение выполнения договора поставки по качеству.

Качество поставляемых товаров должно удовлетворять предъявляемым требованиям. Отсутствие должного контроля качества закупок может привести к следующим издержкам:

— Дополнительные расходы, связанные с возвратом бракованных недоброкачественных товаров;

— Остановка производства в случае, например, когда вся партия продукции оказалась недоброкачественной и подлежит возврату;

— Потер доверия потребителей своей продукции из-за поставок недоброкачественных материалов, продукции.

Качественная проверка (проверка соответствия поступившей на предприятие продукции требованиям стандартов и условиям договоров) является одним из способов обеспечения выполнения плана закупок, поэтому имеет важное значение при организации хозяйственных связей по закупке продукции.

Качественная приемка материалов – один из способов обеспечения выполнения плана МТО.

Качественная проверка – проверка соответствия поступившей на предприятие продукции требованиям стандартов и условиям договора.

Качественная приемка осуществляется по следующим этапам:

Этапы качественной проверки:

1.приемка продукции от транспортной организаций;

2.проверка качества продукции;

3.составление актов о результатах проверки;

4.подписание и утверждение актов.

ООО «Кайрос транс» заключает договора поставки с поставщиками воды, канцелярских товаров, а также автозапчастей. Большая часть поставщиков – это партнеры, с которыми фирма работает на протяжении нескольких лет. Руководство компании стремится устанавливать долгосрочные хозяйственные связи.

Также ООО «Кайрос транс» заключает договора аренды транспортного средства.

Объектами в договоре аренды транспортных средств являются только транспортные средства — устройства, предназначенные для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

В договоре аренды транспортных средств с экипажем объединены два вида обязательств: непосредственно связанные с предоставлением транспортного средства в аренду (объектом является транспортное средство) и связанные с оказанием услуг экипажем.

Различие в правовом регулировании данных двух видов договоров состоит в том, что в первом случае обязанности по технической эксплуатации транспорта сохраняются за арендодателем , а во втором — они переходят к арендатору.

Форма договора — письменная, независимо от срока его действия.

Экипаж транспортного средства, переданного в аренду, оказывается в двойном подчинении: арендатора и арендодателя.

Плата, вносимая арендатором, называетсяфрахтом.

Предельные сроки этого вида договора законом не установлены.

Арендатор вправе без согласия арендодателя заключать сделки, связанные с эксплуатацией арендованного транспортного средства.

Ответственность при нанесении вреда третьему лицу арендованным транспортным средством при аренде его без экипажа несет арендатор, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, а при аренде его с экипажем — арендодатель.

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство во временное владение и пользование с оказанием услуг по управлению им и его технической эксплуатации или без оказания таких услуг.

Договор аренды транспортного средства (фрахтования на время) с экипажем и без экипажа имеет ряд квалифицирующих признаков, относящихся к его предмету, что позволило выделить его в отдельный вид договора аренды.

Во-первых, по договору аренды транспортного средства передается не просто транспортное средство, а такое транспортное средство, которое требует управления им и обеспечения его технической эксплуатации, причем и управление и эксплуатация должны носить квалифицированный характер (профессионально подготовленный экипаж). Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать определенным обязательным для сторон требованиям, а при их отсутствии — требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора.

Во-вторых, это целевой характер использования транспортного средства, которое может эксплуатироваться лишь с определенной целью: для перевозки груза, пассажиров, почты или багажа.

В-третьих, в отношениях с третьими лицами арендатор транспортного средства выступает соответственно в качестве перевозчика грузов, пассажиров, почты или багажа, либо в качестве арендодателя транспортного средства (соглашение о субаренде), либо владельцем транспортного средства, так как транспортное средство является источником повышенной опасности.

Необходимо разграничивать договор аренды транспортного средства с договором фрахтования (чартера).

Во-первых, договор фрахтования (чартер) — этодоговор перевозки, и соответственно его предметом являются услуги но доставке грузов, пассажиров, почты и багажа в пункт назначения. Предметом договора аренды транспортного средства (фрахтования на время) является предоставление транспортного средства во временное владение и пользование.

Во-вторых, по договору фрахтования (чартера)транспортное средство не передается фрахтователю, ему предоставляется вместимость транспортного средства.

В-третьих, по договору фрахтования (чартера) транспортного средства в отличие от договора аренды (фрахтования на время) фрахтовщик не оказывает фрахтователю услуг по управлению транспортным средством и технической эксплуатации, эти действия составляют существо обязательства по перевозке груза, пассажира и багажа в пункт назначения.

За последний год было заключено 7 договоров аренды транспортных средств, что резко увеличило расходы фирмы, однако арендованные машины прибыль пока не приносят.

Из всех договоров ООО «Кайрос транс», 70% — это договора на перевозку грузов. Они подразделяются на 2 типа:

1. Договор, в котором ООО «Кайрос транс» выступает перевозчиком.

2. Договор, в котором ООО «Кайрос транс» выступает заказчиком.

В первом случае, фирма берет на себя обязательство доставить груз по маршруту, установленному заказчиком.

Гражданский кодекс РБ, ст.738, устанавливает, что перевозка грузов, пассажиров и багажа производится по договору перевозки, который таким образом является единственным правовым основанием выполнения перевозки.

При этом договор перевозки может заключаться в чистом виде, а может включать также элементы договора транспортной экспедиции, т.е. заключаться в форме смешанного договора.

Как известно, согласно ст. 391 ГК стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержаться в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Таким образом, в смешанном договоре к элементам договора перевозки будут применяться правила транспортного законодательств; к элементам договора транспортной экспедиции правовые нормы, установленные для транспортно-экспедиционной деятельности.

Хотелось бы также обратить ваше внимание на следующий момент. В законе «О ТЭД» в ст.23 установлено, что «экспедитор имеет право осуществлять перевозку груза собственным транспортном. В этом случае экспедитор заключает с клиентом договор транспортной экспедиции и договор перевозки груза». Я остановилась на этом моменте потому, что высказывается точка зрения о необходимости заключать два самостоятельных договора в этом случае. Представляется, что такая позиция не имеет никакого подтверждения в законодательстве. Договор необходимо рассматривать не только как документ, но и как соглашение сторон об установлении прав и обязанностей. И в приведенной статье речь идет о том, что сторонами должно быть достигнуто соглашение не только относительно условий договора транспортной экспедиции, но и по условиям договора перевозки. Но никоим образом из данной нормы не следует обязанность сторон заключать два самостоятельных документа. Отношения будут оформлены смешанным договором, о котором я упомянула выше.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9454 — | 7325 — или читать все.

источник

Мне бесчисленное количество раз приходилось проводить анализ договоров поставки, их текстов, содержания, последствий. Как проектов договоров, так и уже заключённых договоров. Многократно я их изготавливал собственными руками и головой «с чистого листа».

Договоры поставки были разные: типовые, для осуществления массовых поставок, и индивидуальные, со специфическими условиями. Некоторые мои шаблоны договоров поставки до сих пор используются в работе тех организаций, которые я обслуживал, будучи штатным юристом.

В вопросах подготовки и заключения договоров поставки я выступал с разных сторон: представляя интересы покупателя, представляя интересы поставщика, представляя интересы грузополучателя.

И в настоящий момент значительное количество вопросов в моей частной юридической практике возникает именно в связи с договорами поставки.

В данной статье я хотел бы поделиться своими мыслями о том, где чаще всего возникают спорные моменты, на которые следует обращать внимание при заключении договора поставки или же его анализе уже в ходе исполнения, а уж тем более – в случае спора между сторонами. И, возможно, дам некоторые практические советы.

Не «открою Америки» сказав, что договор поставки является самым массовым видом договора, который используется в хозяйственных отношениях между юридическими лицами.

В основе любого договора лежат т.н. «существенные условия».

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Это условия, по которым сторонам договора необходимо достичь взаимного согласия, чтобы потом, после надлежащего оформления договора, данный договор мог считаться заключённым.

Исходя из положений закона и сложившейся судебной практики, существенными положениями для договора поставки являются:

— условия о продукте (товаре),

— сроки поставки.

— а также те условия, которые какая-либо из сторон, а, вполне вероятно, и все стороны обозначила в качестве значимых, по которым также должно быть достигнуто согласие.

В этой части существенным может быть признано любое, в принципе, условие, помимо условия о товаре и о сроке поставки. Это и условие о цене товара, и о порядке расчётов, и даже условие о том, где должны рассматриваться споры из договора. Главное, чтобы эти условия были обозначены в качестве существенных, чтобы другая сторона чётко понимала, что несогласование условия договора поставки, о котором заявляет контрагент, будет расценено как потеря интереса этого контрагента к договору в целом, а именно это характеризует то или иное условие в качестве существенного.

Все прочие условия договора поставки, по большому счёту, можно даже и не согласовывать.

Не поверите, но это так! Договор поставки, если в нём согласованы ТОЛЬКО условия, относящиеся к категории существенных, будет считаться заключённым. Как, впрочем, любой другой договор.

Действительно, несущественные условия договора поставки можно не согласовать. На юридическую силу договора это никак не повлияет. Но вот вероятные последствия, юридические и фактические, этого могут быть весьма и весьма неприятны.

Многие из вас, кто с юриспруденцией тесно не связан, сейчас будут удивлены.

Дело в том, закон содержит такое положение:

«В письменной форме должны совершаться сделки, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения:

— юридических лиц между собой;

— юридических лиц с гражданами;

— сделки между гражданами на сумму, превышающую 10 000 рублей.

— в случаях, предусмотренных законом, сделки между гражданами независимо от суммы сделки.»

Но при всём при этом для договора поставки письменная форма не является обязательной!

Даже, если он заключается между юридическими лицами.

Даже если он заключается между гражданами на сумму свыше 10 000 рублей.

И вот тут, знающие люди могут мне возразить, дескать, «что ты тут ахинею несёшь? Какой ещё между гражданами договор поставки? Какой ещё договор поставки юридического лица и гражданина?». И будут правы.

Действительно, договор поставки может быть заключён только между субъектами предпринимательской деятельности, к коим граждане, не имеющие статуса индивидуальных предпринимателей, не относятся.

Но я не зря всё это пишу. Это же познавательная статья, а не научная. И рассчитана она отнюдь не на юристов.

Именно поэтому я посчитал необходимым сделать акцент на то, что при заключении договоров между гражданами на сумму свыше 10 000 рублей и гражданами и юридическими лицами не следует забывать соблюдать письменную простую форму договора.

Да. Договор поставки может быть только между юридическими лицами и ему следует придавать письменную простую форму. Но при этом она НЕОБЯЗАТЕЛЬНА! Такой вот парадокс.

Всё потому, что хоть закон и содержит такое, казалось бы, строгое положение, но этот закон же – гражданский. Это частное право. А частному праву присущи свои прекрасные черты.

Просто если будет соглашение сторон будет оформлено письменно, то обе стороны как покупатель, так и поставщик будут защищены от возможного риска, связанного с невыполнением обязательств или нарушением условий договора.

Но, повторюсь, в соответствии с законодательством, письменная форма договора поставки не является обязательной.

Он не может считаться недействительным автоматически. Да и вообще, недействительным.

При отсутствии договора поставки в письменном виде установить согласованность его существенных условий можно из сопутствующих документов.

К таким документам могут относится: переписка между покупателем и поставщиком, накладная на товар, квитанция об оплате от продавца, документы об оплате, в которых поименовано за что эта оплата произведена, смежные договоры в письменной форме, заключённые во исполнение договора поставки, которому эта письменная форма не была придана и т.д.

В процессе судебного разбирательства при отсутствии письменного договора можно будет обратиться и сослаться на вышеперечисленные документы. Принимая решение, суд должен будет учесть все имеющиеся доказательства, за исключением свидетельских показаний.

А вот существенным для договора поставки является условие о товаре.

Именно на него следует обращать пристальное внимание.

1. Вид приобретаемого товара;

4. Соответствие нормативам и стандартам, если в отношении такого товара они установлены

Если в договоре не будут прописаны перечисленные выше условия о товаре, например наименование продукции, комплектность, то это может привести к тому, что в этом-то случае по решению суда договор будет признан незаключённым.

В судебной практике есть примеры, когда договор признавался незаключённым, если стороны не указали конкретное наименование продукции, а только лишь прописали её родовую принадлежность. Подобная неопределённость может быть как выгодной обеим сторонам договора, так и невыгодной для обеих сторон.

Если условие о товаре прописано достаточно размыто, это может привести к спору, о каком товаре идет речь в договоре поставки. В результате это может стать причиной того, что даже если суд вынесет решение в пользу покупателя, покупатель может стать владельцем вовсе не того товара, который он хотел приобрести по договору. Может быть даже так случиться, что произведя оплату покупатель получит не сам товар, а лишь принадлежности к нему. И такая практика имеется.

При заключении договора на разовую поставку правильно будет, чтобы наименование приобретаемой продукции и цена содержались в разделе про предмет договора.

Если же договор будет носить длящийся характер, и непосредственно сам договор можно расценить как рамочный, то в таком договоре необходимо прописать общий ассортимент товара, категорию продукции, но обязательно самым дотошным образом отразить способы согласования сторонами количества товара, которое должно поставляться в конкретной партии.

Для того чтобы в дальнейшем договор не был признан незаключённым чрезвычайно важно достичь согласия об условиях, про которые стороны сами заявили как про существенные.

Мало, кто обращает внимание, на разного рода формулировки, которыми «грешат» договоры поставки, например: «….согласовывается сторонами дополнительно», «…отражается в дополнительном соглашении к договору», «стороны фиксируют в отдельном документе, прилагаемом к договору» и т.д. То есть все формулировки, которые носят отсылочный характер к каким-то дополнительным соглашениям между сторонам.

И вот это-то и есть «мина замедленного действия»!

Поскольку если стороны в самом договоре договорились о том, что что-то ещё согласовывают между собой, и это оформляют составлением какого-либо документа, а на деле ничего подобного не делают, причины при этом почти неважны, то при возникновении впоследствии спора велик риск, что такой вот договор с отсутствующими дополнительными документами признают незаключённым.

Спросите, а как так?? Ведь это же условие не относится к числу существенных! И будете неправы.

Дело в том, что стороны, чаще всего, сами даже того не подозревая, данному условию такой вот формулировкой текста договора придали характер существенного. И сделали это даже не задумываясь о последствиях, машинально, на автомате!

За примером далеко ходить не надо.

Суд признал незаключённым договор, в котором не была отражена цена товара. И всё было нормально, если б про цену в договоре вообще ни слова не говорилось. Нет упоминания и нет. Это-то даже и неплохо. Это-то не влечёт признания договора незаключённым, поскольку цена товара, как раз-таки, сама по себе не является существенным условием договора поставки.

Однако стороны проявили себя «продвинутыми» в плане юридической техники.

Они самолично прямым текстом в договоре отразили, что «цена на товар отражается в дополнительном соглашении сторон». И текст договора подписали. А вот соглашение это оформлять не стали. Ну уже не до того было. Или специально, или неспециально, уже не важно. Просто не сделали дополнительного соглашения. Согласовали же цену на словах? Договор же есть! Подписанный! Ну и что, что нет допсоглашения. Ерунда!

А потом одна сторона выставила счёт по «как бы согласованной» цене, а другая замешкалась с оплатой. Да и вовсе раздумала оплачивать.

Продавец расстроился и обратился в суд, чтобы взыскать штраф за нарушение условий договора об оплате. Штрафы-то ведь если указывают, то всегда в тексте, всегда, что называется «по-настоящему», чёрным по белому, так, чтоб до основания «продрало», если что! Чтоб надёжно! Чтоб потом нарушителю не отвертеться!

А суд даже и не стал расчёты про штрафы изучать. Он просто посмотрел в текст договора и увидел, что стороны условию о цене товара сами своими руками придали статус «существенного». И это существенное условие и не согласовали. А отсутствие согласия сторон по существенным условиям договора – это прямое основание для того, чтобы признать договор незаключённым. Что суд успешно и сделал.

Хотя сама по себе цена товара/продукции для договора поставки в качестве существенного не рассматривается и из-за отсутствия в договоре упоминания о цене договор поставки не может признаваться незаключённым, это вовсе не означает, что можно навсегда забыть про цену и в договоре её не прописывать.

Если в поставочном договоре цена не будет зафиксирована, то все расчёты по договору должны осуществляться фактически на рыночных условиях. В законе формулировка используется несколько иная, но смысл её именно такой.

И в случае спора за основу будут браться рыночные цены на соответствующий товар. Которые могут заметно отличаться от тех, на которых стороны фактически выстраивали свои отношения по договору поставки.

Также условие, думаю вы уже не удивитесь, несущественное. )))

Но на практике одно из самых непростых для формулирования и исполнения. Условие, вокруг которого происходят самые серьёзные бодания при согласовании условий договора.

Я не беру во внимание в данном случае простые договоры, где вариантов по оплате обычно три:

— постоплата или оплата «по факту»;

— комбинация: часть – предоплата, часть – постоплата.

В серьёзных поставочных договорах есть ещё один вариант, дополняющий все предыдущие, а иногда и заменяющий их: рассрочка оплаты.

Фактически условие о платеже в серьёзном договоре играет роль условия «скрытой цены». Дополняет и даже в чём-то компенсирует то, что чего не удалось добиться при согласовании цены.

Действительно, когда встаёт речь о том, чтобы заплатить значительно раньше или значительно позже относительно срока поставки товара, то всегда возникает риск того, что какая-то из сторон получает режим беспроцентного кредитования, то есть пользования денежными средствами или уже полученными, или ещё не оплаченными. И в подобных ситуациях всегда стоит задумываться о т.н. коммерческом кредите, возможности его использования, и последствиях его использования.

Ну и что ещё делает условие об оплате товара одним из самых значимых, хотя и опять же несущественных – это условие о формах расчётов.

Кто-то выделяет это в отдельную категорию условий, но я бы рассматривал всё в совокупности: способы оплаты и форму расчётов по договору. Хотя есть исключения.

Так вот с формами расчётов также надо быть внимательным при заключении договора поставки. Даже при такой простой и обычной форме как расчёты платёжными поручениями.

Весьма часто стороны не придают значения тому моменту, когда считать оплату по договору состоявшейся. А зря.

Ведь покупатель по факту может отвечать за расчёты только до того момента, пока банк не примет у него платёжное поручение к оплате при условии достаточного остатка на счетах. А вот то, что происходит после этого, от него не зависит. И не всегда это стороны учитывают.

Последние пару лет банки в России вылетают из банковской системы просто «со свистом». За примерами ходить вообще не приходится.

И получается, что весьма вероятно, когда даже при достаточном остатке на счёте при своевременном и правильном оформлении платёжного поручения на оплату, при его принятии к исполнению банком, до поставщика денежные средства могут не дойти!

И практика судов, начиная ещё с 90-х годов, следующая.

Если стороны в договоре не зафиксировали момент, когда оплата товара считается состоявшейся, то она считается таковой лишь тогда, когда денежные средства были зачислены на счёт получателя.

Я уж не говорю о ситуациях, когда в качестве расчётной единицы по договору фигурирует или иностранная валюта, или некая условная единица, привязанная к курсу иностранной валюты. Вот когда проблемы на пустом месте могут утроиться, если чётко не фиксировать момент оплаты состоявшейся, ибо очень легко запутаться с соответствующими курсами пересчёта, а следовательно – с суммами платежа.

Если в ходе чтения статьи у Вас возникло понимание того, чтобы обратиться ко мне за услугой анализа договора поставки, то — милости прошу

Что в себя включает услуга:

— анализ предложенного к заключению или заключённого договора поставки;

— выявление имущественных, финансовых, налоговых рисков, вытекающих из договора или его проекта;

— выдача рекомендаций о том, какие условия в проекте договора следует исключить, изменить или добавить;

— выработка аргументированной позиции в переговорах с другой стороной по заключению предложенного варианта договора поставки;

— рекомендации по технике оформления и подписания договора поставки;

— карта составляемых документов и план-график документооборота по заключённому договору поставки;

— консультирование и предложение решений по вероятным проблемным ситуациям, из заключённого договора поставки;

Как это происходит.

1. Для начала Вам следует направить в мой адрес заявку, использовав любой из способов связи, которые изложены в разделе «СВЯЗАТЬСЯ СО МНОЙ» на этом сайте, либо, заполнив форму, указанную в конце этой статьи.

2. В заявке кратко описываете то, в чём состоит Ваш вопрос, и указываете свои контактные данные. После этого я в течение нескольких часов выхожу с Вами на связь. В ходе обсуждения ситуации мы с Вами договариваемся об условиях сотрудничества.

3. Вы оплачиваете оговорённую стоимость моей услуги. Оплата производится любым согласованным между нами способом.

4. Вы направляете все имеющиеся по вопросу документы и материалов в отсканированном виде на мой адрес электронной почты.

5. Я приступаю к работе на следующий день после получения денежных средств в оплату своих услуг и получения необходимых документов и материалов.

6. В течение 1 — 2 дней я подготавливаю и направляю в письменном виде Вам свои рекомендации, ответы и иную необходимую информации, которая составляет содержание оказываемой услуги. Если в ходе выполнения работ потребуются дополнительные документы или информация, то я незамедлительно запрашиваю их, срок выполнения работ может в таком случае соразмерно сдвинуться.

7. Срочное выполнение работы (оказание услуги), то есть в день поступления оплаты или до поступления оплаты, осуществляется по специальной договорённости с заказчиком услуги.

Что Вы получите.

1. Письменный анализ проекта договора поставки и представленных материалов с рекомендациями по исключению, включению или изменению условий договора.

2. Письменный перечень вероятных рисков с рекомендациями, как их избежать.

3. Письменные рекомендации по технике оформления и подписания договора.

4. Письменная карта составляемых документов.

5. План-график документооборота по заключённому договору поставки.

6. План действий по изменению или прекращению договора поставки (при необходимости).

7. Устную разовую онлайн консультацию по любому вопросу, связанному с договором поставки.

1. Стоимость услуги по анализу договора поставки в большинстве случае составляет 10 500 (Десять тысяч пятьсот) рублей . Оплата производится одним платежом в виде предварительной оплаты. В отдельных случаях, когда договор поставки является весьма объёмным (от 10 страниц текста договора), стоимость услуги по анализу договора будет иной. И эта стоимость будет предварительно согласовываться с заказчиком.

2. Стоимость срочного оказания услуги увеличивается на повышающий коэффициент, равный 2.

источник