Меню Рубрики

Как провести анализ чувствительности прибыли предприятия

Анализ чувствительности является составной частью СРР-анализа, представляет собой оценку реакции либо степени изменения прибыли под влиянием изменений таких факторов, как цена продаж, удельные переменные затраты, общие постоянные затраты, объем продаж. Анализ чувствительности прибыли основан на действии принципа «что будет, если», т.е. оценки того, как изменится прибыль, если изменятся первоначально заданные значения факторов.

Ключевое содержание анализа чувствительности заключается в том, что любое изменение анализируемого фактора всегда порождает более сильное изменение прибыли. Анализ чувствительности позволяет степень такого воздействия (изменения) измерить количественно. Поскольку влияние факторов многообразно и сопряжено с изменением их различных параметров, использование формульного и графического методов в анализе чувствительности оказывается недостаточным; при его проведении с множественными расчетами применяются также матричные (построение матриц) и электронные (электронные таблицы типа Excel) методы.

Как правило, анализ чувствительности проводится одновременно с оценкой уровня безубыточности (точки безубыточности), маржинального запаса прочности (порога безопасности), объема производства (продаж) для получения заранее установленной величины прибыли. Такие расчеты показывают, какие изменения в абсолютных и относительных значениях происходят в прибыли и объемах продаж (выручке) при изменении основных компонентов CVP-анализа: в удельных переменных затратах, общих постоянных затратах, цене продаж единицы продукции, объемах производства (продаж).

Существует более универсальный подход к анализу чувствительности. В его основу положен расчет операционных рычагов по каждому из факторов, оказывающих влияние на прибыль: цене продаж (ОРц), переменным затратам (ОРпер), общим постоянным затратам (ОРпост), объему продаж (ОРо6прод). Операционный рычаг по каждому из этих факторов рассчитывается по соответствующим формулам:

Для определения процентного изменения прибыли (ДР%) необходимо значение операционного рычага по анализируемому фактору: цене (ОРц), удельным переменным затратам (ОРпер), постоянным затратам (ОРпост), объему продаж (ОР^ ) умножить на процентное изменение соответствующего анализируемого фактора: цены (ДЛ%), переменных затрат (AZnepo6ut%), постоянных затрат (AZnocT%), объема продаж (AMD%o). Так, процент изменения прибыли под влиянием фактора цены продаж определяется по формуле:

по фактору процента изменения переменных затрат:

по фактору процента изменения постоянных затрат:

по фактору процента изменения объема продаж (выручки):

Рассмотрим процедуру проведения анализа чувствительности с использованием этих формул на примере.

Пример. Исходные данные возьмем из предыдущего примера. Необходимо проанализировать чувствительность прибыли к изменению таких факторов, как цена продаж, удельные переменные затраты, общие постоянные затраты, объем продаж. (Примечание. При решении рассматривать изменения факторов в процентном ряду от -10% до +10%.)

Прежде всего следует рассчитать значения операционных рычагов по каждому анализируемому фактору. Они составят:

Наиболее высокое значение операционного рычага складывается по цене; в случае ее увеличения (уменьшения) на 1% прибыль от продаж возрастет (сократится) на 9,29%, что гарантирует высокие предпринимательские риски. Меньшее, но тоже очень существенное влияние на прибыль будет оказывать изменение удельных переменных затрат (операционный рычаг 5,71), затем изменение объема продаж (3,57) и, наконец, еще меньшее — изменение в постоянных затратах (2,57).

Матрица, представленная в табл. 1, показывает процент изменения прибыли под влиянием изменения анализируемых факторов в диапазоне от-10%до+10%.

Чувствительность прибыли к изменениям анализируемых факторов, %

Процент изменения прибыли при изменении фактора на:

источник

Проведем анализ чувствительности прибыли к изменениям отдельных элементов операционного рычага.
Таблица 3 — Анализ чувствительности прибыли к изменениям отдельных элементов СОР

Показатели Базовое значение Цена, % Переменные затраты, % Постоянные затраты, %
10 -10 10 -10 5 -5
Выручка от реализации, тыс. руб. 12231.8 13454.98 11008.62 12231.8 12231.8 12231.8 12231.8
Переменные затраты, тыс. руб. 10970.5 10970.5 10970.5 12067.55 9873.45 10970.5 10970.5
Валовая маржа (ВМ), тыс. руб. 1261.3 2484.48 38.12 164.25 2358.35 1261.3 1261.3
Квм, ед. 0.103 0.185 0.00346 0.0134 0.193 0.103 0.103
Постоянные затраты, тыс. руб. 687.6 687.6 687.6 687.6 687.6 721.98 653.22
Прибыль, тыс. руб. 573.7 1796.88 -649.48 -523.35 1670.75 539.32 608.08
Темп роста прибыли, % 213.209 -213.209 -191.224 191.224 -5.993 5.993

Расчет компенсирующего объема выполненных работ:
• при изменении цены:
Ко = Исходная сумма ВМ / Новый Квм / Новая цена реализации
Ко( + 10%) = 1261.3 / 0.185 / 13454.98 = 0.508
Ко( — 10%) = 1261.3 / 0.00346 / 11008.62 = 33.088
Таким образом. увеличение стоимости товаров на 10% приведет к увеличению прибыли на 213.209% при сохранении неизменного объема продаж. а при его уменьшении на -49.233%(0.508 * 100 — 100) прибыль останется неизменной.
При уменьшении стоимости товаров на 10% для получения неизменной прибыли необходимо увеличить объем продаж на 3208.762% иначе прибыль снизится на 213.209%.
• при изменении переменных затрат:
Ко = Исходная сумма ВМ / Новый Квм / Цена реализации
Ко( + 10%) = 1261.3 / 0.0134 / 12231.8 = 7.679
Ко( — 10%) = 1261.3 / 0.193 / 12231.8 = 0.535
Увеличение переменных затрат на 10% приведет к снижению прибыли на 191.224%. Для обеспечения базовой величины прибыли необходимо увеличить объем продаж на 667.915%.(7.679 * 100 — 100)
При уменьшении переменных затрат на 10% возможно уменьшить объем реализации на -46.518(0.535 * 100 — 100)%. сохранив исходную величину прибыли. При сохранении неизменного объема реализации прибыль увеличится на 191.224%.
• при изменении постоянных затрат
Ко = Новая сумма ВМ / Исходный Квм / Цена реализации
Новая сумма ВМ = Прибыль исходящая + Постоянные затраты новые
Ко( + 10%) = 1295.68 / 0.103 / 12231.8 = 1.027
Ко( — 10%) = 1226.92 / 0.103 / 12231.8 = 0.973
Увеличение постоянных затрат на 5% компенсирует увеличение объема продаж на 2.726% при неизменной прибыли или приведет к уменьшению прибыли на 5.993% при сохранении неизменного объема реализации.
В случае уменьшения постоянных затрат на 5% прибыль увеличится на 11.9% а при уменьшении объема продаж на 5% — останется неизменной.
Влияние изменения объема выполненных работ можно определить через силу операционного рычага:
% изменения прибыли = СОР * % изменения выручки
%изменения прибыли = 2.199 * ( + 10%) = 21.985%
%изменения прибыли = 2.199 * ( + 10%) = -21.985%
Таким образом, при увеличении объема продаж на 10% прибыль увеличится на 22% и, наоборот, при уменьшении объема реализации на 10% прибыль уменьшиться на 22%.
Сгруппируем влияние отдельных элементов операционного рычага на чувствительность прибыли в табл.4.
Таблица 4 — Влияние отдельных элементов операционного рычага на чувствительность прибыли

Элементы операционного рычага % Изменение прибыли, % Необходимый объем реализации для сохранения постоянной прибыли, тыс. руб. Изменение объема реализации, % Порог рентабельности, тыс. руб.
Цена 10 213.209 6209.738 -49.233 3723.775
-10 -213.209 404721.127 3208.762 198571.016
Переменные затраты 10 -191.224 93929.798 667.915 51206.001
-10 191.224 6541.849 -46.518 3566.301
Постоянные затраты 5 -5.993 12565.209 2.726 7001.598
-5 5.993 11898.391 -2.726 6334.779
Объем реализации 10 21.985 6668.188

В табл. 4 определен рейтинг факторов, которым позволяет выбрать ключевые переменные, т.е. элементы операционного рычага, которые приводят к наиболее сильному изменению прибыли. В данном случае такими элементами являются цена и переменные затраты.

источник

Как не ошибиться и не вложиться в неприбыльный проект? Примерно узнать перспективы поможет анализ чувствительности проекта онлайн. Пример в Excel и подробные разъяснения к нему – в материале.

Что это за метод? По сути это алгоритм, по которому оценивают экономическую эффективность, целесообразность и устойчивость разных проектов. Им пользуются инвесторы и собственники бизнеса в России и за рубежом. Иногда этот метод называют имитационным моделированием или Sensitivity analysis.

Цель анализа чувствительности инвестпроекта — понять, как изменится экономический результат работы предприятия, если поменяется какой-нибудь важный фактор. Например:

  • обрушится или резко вырастет спрос на продукцию/услугу;
  • вырастет инфляция;
  • изменится кредитная ставка;
  • усилится налоговое бремя;
  • подскочит себестоимость выпуска товара;
  • и прочее, что способно повлиять на рентабельность бизнеса и инвестиций в него.

Задача — определить, какие из этих факторов наиболее важные. То есть к каким изменениям бизнес будет более восприимчив.

Практическим результатом станут знания о том, до каких пределов могут колебаться эти переменные без угрозы для устойчивости предприятия.

1. Необходимо определиться, какой итоговый показатель взять за базовый. Вариантов несколько:

NPV (net present value, то есть чистая приведенная стоимость) — показатель доходности инвестиционного объекта. Показывает разницу между всеми денежными притоками и оттоками к моменту оценки инвестиционного проекта. Иными словами — сумму, которую инвестор ожидает получить от проекта после того, как инвестиции окупятся.

IRR (internal rate of return внутренняя норма доходности или прибыли) — процентная ставка, при которой NPV равна 0. Если внутренняя норма рентабельности выше, чем ожидаемый доход на капитал, то можно говорить об эффективности инвестиций.

ROI/ROR (return on investment/of return, коэффициент рентабельности/окупаемости инвестиций) — отношение общей прибыли к начальной инвестиции с учетом коэффициента дисконтирования.

DPI (discounted profitability index, дисконтированный индекс доходности) — отношение чистой приведенной стоимости к начальным инвестициям. Если показатель больше 1, вложение капитала можно считать эффективным.

Удобный инструмент для анализа чувствительности компании к изменениям

Готовое решение в Excel поможет проанализировать расхождения факта с планом и выяснить, почему они возникли и какие факторы повлияли.

Чаще всего для анализа чувствительности инвестиционного проекта выбирают NPV или IRR.

2. Определяем наиболее ожидаемое значение выбранного показателя (например, NPV) и значения всех указанных в первой главе переменных, которые его формируют. Как правило, все эти значения прописаны в бизнес-плане.

3. Меняем значения одной из переменных на произвольное количество процентов (например, на 10%) и смотрим, как это повлияет на итоговый NPV. Скажем, при увеличении объемов продаж на указанную долю NPV может вырасти на 16%. Это изменение нужно зафиксировать.

4. Аналогичным образом проследить, на сколько изменится NPV при изменении на 10% других факторов — себестоимости производства, переменных издержек и т.д.

5. Исходя из полученных результатов уже можно будет определить чувствительность по каждому пункту по формуле:

Чувствительность = процентное изменение выходного параметра (в нашем случае NPV) / процентное изменение входящего параметра.

Результаты наглядно можно изобразить на графике. Например, так:

Чем сильнее наклонена прямая, тем выше чувствительность инвестпроекта к изменению этого параметра. Конкретно в этом случае по предприятию сильнее всего бьет необходимость снижать стоимость своего товара и рост переменных затрат. Изменения постоянных издержек и объема продаж влияют на стабильность компании не так сильно.

Благодаря этому графику можно определить предел изменений исходных данных. Для NPV критичным считается показатель 0. Как следует из графика, предприятие не может позволить себе снизить цены больше, чем на 8%, иначе его работа будет бессмысленной. В то же время организации нельзя допустить роста переменных затрат больше 13%.

Формулу для проведения анализа чувствительности проекта можно условно представить как частное выходного параметра к входному:

Чувствительность = Процентное изменение выходного параметра / Процентное изменение входного параметра

При этом порядок расчета следующий:

  1. Вычислить выходной параметр при базовом сценарии (к примеру, чистый дисконтированный доход). как
  2. Изменить один входной параметр, остальные оставить такими же. Отследить, каким станет выходной параметр.
  3. Определить процентное изменение входного и выходного параметра относительно базового сценария.
  4. Рассчитать анализ чувствительности проекта.

Рассмотрим условный инвестпроект со стартовыми вложениями 30 млн рублей, рассчитанный на три года. Пусть в нем будут такие показатели:

источник

Этот коэффициент показывает степень чувствительности прибыли к изменению объема производства. При его высоком значении даже незначительный спад или увеличение производства продукции приводит к существенному изменению прибыли. Значительный уровень производственного левериджа обычно имеют предприятия с более высоким уровнем технической оснащенности производства. При повышении уровня технической оснащенности происходит увеличение доли постоянных затрат и уровня производственного левериджа. С ростом последнего увеличивается степень риска недополучения выручки, необходимой для возмещения постоянных расходов. Убедиться в этом можно на следующем примере (табл. 13.20). [c.300]

Рассмотренный метод расчета влияния выручки на прибыль позволяет оценить изменение прибыли в результате изменения объема выпуска и реализации продукции при неизменном соотношении переменных и постоянных издержек как за отчетный период, так и при составлении бюджета по прибыли на планируемый период. С помощью операционного рычага оценивается чувствительность прибыли к изменению выручки. Чем выше значение операционного рычага, тем выше чувствительность , т. е. тем больший прирост прибыли обеспечивает один процент прироста выручки. В то же время операционный рычаг является одним из показателей предпринимательского риска. Чем выше значение рычага, тем выше степень предпринимательского риска, так как при высоком значении операционного рычага снижение объема продаж на один процент приводит к многократному понижению прибыли. [c.371]

Читайте также:  Как сдают анализ на допинг спортсмены

Изменение факторов. График покрытия расходов, представленный на рис. 14.1, показывает взаимосвязь между прибылью и объемом выпуска. Чем больше отношение цены к переменным издержкам на единицу продукции, тем выше чувствительность прибыли к объему выпуска и тем больше степень операционного левереджа выпуска. Изменение объема выпуска — не единственный фактор, влияющий на прибыль изменение продажной цены, переменных издержек на единицу продукции или постоянных издержек также влияет на прибыль. На рис. 14.1 мы анализировали изменение каждого из этих факторов, считая все остальные факторы неизменными. [c.384]

Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат [c.369]

Чувствительность прибыли к изменению объема реализации [c.113]

Одновременно с определением уровня безубыточности обычно проводят и анализ чувствительности прибыли к изменению отдельных компонентов, участвующих в формировании финансового результата. Методику проведения такого анализа рассмотрим на примере 3.2. [c.172]

Рассмотрим чувствительность прибыли к изменению основных параметров на 1%. [c.173]

Чувствительность прибыли предприятий «Заря» и «Эстер» к изменению их выручки на 10 % [c.364]

Эффект производственного левериджа проявляется в том, что при изменении выручки предприятия изменяется и прибыль, причем чем выше уровень производственного левериджа, тем сильнее это влияние. Эффект производственного левериджа предприятия «Заря» равен 6,33, что означает, что падение выручки предприятия на 1% приведет к падению его прибыли на 6,33%. Изменение выручки на 10% должно привести к изменению прибыли на 63,3% (10% х 6,33), что мы и видели в расчетах по табл. 4.31. Для фирмы «Эстер» чувствительность прибыли к изменению выручки гораздо ниже — при изменении выручки на 1% прибыль упадет на 3% (значение эффекта операционного левериджа — 3,00). Если выручка обоих предприятий упадет на 15,8%, для «Зари» это будет иметь гораздо более серьезные последствия, поскольку деятельность станет убыточной. Падение выручки на 15,8% для предприятия «Эстер» не будет столь трагичным, поэтому данную туристическую фирму можно считать менее рискованным предприятием. Запас финансовой прочности у таких предприятий гораздо выше. В случае финансовых затруднений им гораздо легче без особых потерь «свернуть» производство, все еще работая достаточно прибыльно, поскольку их финансовые результаты не так сильно зависят от объема производства, как это имеет место у предприятий с высоким уровнем производственного левериджа. [c.365]

Провести анализ чувствительности прибыли предприятия к 10%-ным изменениям основных элементов операционного рычага [c.224]

Провести анализ чувствительности прибыли к изменениям для каждого из трех направлений увеличения рентабельности. Характеризуя четвертое направление выхода из кризиса (изменение ассортиментной политики), использовать данные по основным видам продукции фирмы Радуга , представленные в таблице [c.230]

Представленный ранее анализ чувствительности прибыли предприятия Анна (см. пример 5, практикум, часть II) к изменениям различных элементов операционного рычага касался лишь одного вида продукции — изделий типа А. Рассматривая вопрос об определении наиболее прибыльного вида продукции, введем в анализ еще два вида продукции — изделия типа В и С — и решим пример 4. [c.491]

Действие операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации продукции всегда порождает более сильное изменение прибыли. Степень чувствительности прибыли к изменению выручки от реализации — сила операционного рычага зависит от соотношения постоянных и переменных затрат в общих затратах предприятия. Чем выше удельный вес постоянных затрат в общем объеме затрат на производство и реализацию продукции, тем больше сила операционного рычага. Это означает, что большей силой операционного рычага обладают предприятия, использующие дорогостоящее оборудование и имеющие высокую долю внеоборотных активов в балансе. И наоборот, самый низкий уровень операционного рычага наблюдается у тех предприятий, где высок удельный вес переменны [c.230]

Анализ приведенных расчетов позволяет сделать вывод о том, что в основе изменения эффекта производственного левериджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия. [c.324]

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПРИБЫЛИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТА [c.261]

Эффект финансового рычага (ЭФР, финансовый левередж) — чувствительность прибыли в зависимости от существующей ставки налогообложения доходов, сложившейся структуры заемного и собственного капитала и процентов за пользование заемными средствами. С его помощью определяется возможное изменение финансового результата при перечисленных выше условиях при изменении объема реализации на 1%. [c.261]

Чувствительность прибыли и показателей бюджета имеет большое значение для практики. Небольшое изменение отдельных факторов может привести к существенному изменению прибыли. [c.267]

Чертежи заказчика 144-145 Чувствительность прибыли 69 [c.239]

Экономический смысл показателя силы воздействия операционного рычага он показывает степень чувствительности прибыли предприятия к изменению объема продаж. Сущность опе-рационного рычага можно иллюстрировать так называемой «задачей физика и экономиста». Физик как передвинуть большой груз, прилагая малое усилие Экономист как получить больший процент прибыли при малом росте продаж [c.390]

Анализ чувствительности прибыли к изменению затрат, цены и объема продаж [c.413]

Анализ чувствительности прибыли к изменению анализируемых факторов Определение компенсирующего объема продаж при изменении анализируемых факторов [c.414]

Пример 7.18. Анализ чувствительности прибыли к изменению определяющих ее величину факторов. Имеются следующие данные о цене,, объемах продаж и структуре затрат предприятия. [c.416]

Анализ чувствительности прибыли к изменению анализируемых факторов [c.435]

Иначе говоря, значение коэффициента операционного рычага выражает чувствительность прибыли от продажи к изменению объема продаж. [c.196]

Диаграмма «пороговой» рентабельности (рис. Ш. 11) показывает соотношение между чистой прибылью и объемом производства в заданный момент времени. Чем больше отношение цены продукции к переменным затратам на единицу выпуска, тем выше чувствительность прибыли к изменению объемов производства. Чтобы показать, каким образом изменение каждого фактора влияет на оценку пороговой рентабельности, оно рассматривается для одного момента времени. Предположим, что в году t + 1 постоянные и переменные затраты остались неизменными, а цена возросла до 750 тыс. р./т. Минимальный объем выпуска составит [c.203]

В технике рычаг — это средство, с помощью которого можно поднять или передвинуть тяжелый предмет с наименьшими усилиями. Для руководителя термин «рычаг» связан с представлением о том, как можно значительно увеличить прибыль при незначительном увеличении объема продаж. Операционный рычаг — это показатель доли постоянных затрат в структуре общих затрат данной организации. Он значителен на тех предприятиях, где высока доля постоянных затрат по отношению к переменным. Наоборот, самый низкий уровень операционного рычага наблюдается на тех предприятиях, где больший удельный вес в составе затрат занимают переменные затраты. Если у предприятия высокий уровень операционного рычага, его прибыль очень чувствительна к изменениям в объеме продаж и незначительное изменение в объеме продаж приводит к значительному изменению прибыли. [c.133]

В этом случае прибыл полностью отбирается у производственной единицы. Максимальное поощрение в объеме е она получает при выборе Xi = Xi, iji = у г в противном случае Л = 0. Таким образом, производственная единица в силу выполнения предположения о максимизации прибыли вынуждена принимать решения, в которых заинтересован Центр. Если Центр к тому же старается добиться своей цели с минимальными затратами поощрения, то надо выбрать величину е такой, чтобы она равнялась порогу чувствительности предприятия (т. е. такому значению, поощрение меньше которого предприятие просто не почувствует ). [c.353]

Обычно компании выполняют анализ чувствительности по 3 — 7 основным факторам. Представим новые значения ожидаемой прибыли, приведенной в оценке настоящего времени, или чистой дисконтированной стоимости при изменении рассматриваемого показателя на 0% и 20%. [c.414]

Инструментом анализа чувствительности является величина выручки, которая находится за критической точкой. Критическая точка показывает, до какого предела может упасть объем реализации, чтобы не было убытка. Величина прибыли, получаемая организацией, определяется разницей между выручкой от реализации продукции и суммарными затратами (область прибыли на графике из нашего примера). [c.48]

Анализ прибыли в системе директ-косгинг предполагает расчет и изучение показателя маржинальный доход , характеризующего возможности предприятия по возмещению постоянных издержек. Снижение маржинального дохода по сравнению с постоянными издержками увеличивает риск предпринимательской деятельности и чувствительность прибыли к изменению выручки. Анализ соотношения переменных и постоянных издержек и их влияния на финансовый результат позволяет принять управленческое решение по изменению состава имущества и структуры располагаемых ресурсов. [c.382]

Один из способов анализа называется горизонтальным анализом (horizon analysis), при котором рассматриваются один период и возможная структура доходности на конец этого периода (т.е. на горизонте ), анализируется возможная прибыль по двум облигациям — по той, которая уже есть в портфеле, и по другой, которая является кандидатом для замены первой. При этом предполагается, что до конца периода отсутствует риск неуплаты по облигациям. В процессе анализа измеряется чувствительность прибыли к изменениям общего уровня доходности (при принятых предположениях) и, таким образом, приблизительно оцениваются потенциальные риски. [c.469]

Под чувствительностью прибыли понимают возможность ее изменения в зависимости от различных факторов. Процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте категорией леве-редж (буквально —рычаг). В экономике он трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению прибыли. [c.261]

Эффект операционного рычага (ЭОР, производственный ле вередж) — чувствительность прибыли к изменению объема реализации при сложившейся структуре издержек (показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении объема реализации на 1%). [c.261]

источник

Анализ чувствительности прибыли предприятия на изменение основных элементов операционного рычага цены, постоянных и переменных затрат, объема производства

Проведем анализ чувствительности прибыли к 5 %-м изменениям (увеличение, уменьшение) основных элементов операционного рычага (цены переменных и постоянных затрат объема производства). По результатам проведенного анализа построим рейтинг влияния анализируемых факторов на прибыль.

В основе проведения анализа чувствительности лежат два условия.

1. Изменение анализируемых факторов должно быть пропорциональным, т.е. цена, объем и различные группы затрат должны изменяться на один и тот же процент.

2. Эти изменения должны быть параллельными, а не последовательными. Например, проанализировав изменение цены на 5%, необходимо вернуться в исходное положение и провести анализ 5%-го изменения постоянных затрат и т.д.

Анализ чувствительности показывает степень влияния анализируемых факторов на прибыль, а это влияние зависит, в первую очередь, от той доли, которая приходится на каждый фактор. Весомость же этой доли связана с тем, на каком расстоянии находится объем выпуска продукции от точки безубыточности. Например, с удалением от порога рентабельности в более прибыльную зону доля постоянных затрат уменьшается, следовательно, и степень влияния на прибыль постоянных затрат также снижается.

Итак, мы задаем определенный параметр возможного изменения анализируемого фактора и смотрим, каким образом это изменение повлияет на размер прибыли.

Анализ чувствительности прибыли позволяет:

— построить рейтинг влияния анализируемых факторов на финансовый результат деятельности предприятия;

— планировать рентабельность на основе запаса финансовой прочности;

— прогнозировать последствия изменения рыночных цен, уровня и структуры затрат на результат финансовой деятельности предприятия.

Расчет объема реализации, обеспечивающего постоянный результат при изменении одного из факторов, дан в таблице 1.8.

Таблица 1.8 — Расчет объема реализации, обеспечивающего неизменный результат

Анализируемый фактор Расчетная формула Обозначения
Цена реализации — новая цена реализации, руб. Ц- цена реализации, руб. — коэффициент валовой маржи исходный и новый -валовая маржа исходная и новая
Постоянные издержки
Переменные издержки
Читайте также:  Как сдают анализ на энтеробиоз ребенку

Предприятие производит 116 тыс. шт. изделий. Цена реализации – 65 руб., средние переменные издержки – 20 руб./шт.; постоянные издержки – 4000 тыс. руб.

Таблица 1.9 — Анализ чувствительности прибыли к 5% снижению цены

Показатели Объем — 116 тыс. шт. Объем, обеспечивающий постоянный результат Ко=125,03 тыс. шт.
тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка от реализации 7720,6
Переменные издержки 32,39% 2500,6 32,39%
Валовая маржа 67,61% 5220,0 67,61%
Постоянные издержки 55,84% 51,81%
Прибыль 11,77% 1220,0 15,80%

Цнов = Ц*0,95 = 65*0,95 = 61,75 руб.

Прибыль упала на (843 /1220)*100 – 100 = -30,9%

Объем вырос на (125,03/116)*100–100 = 7,78%

Таблица 1.10 — Анализ чувствительности прибыли к 5% увеличению цены

Показатели Объем — 116 тыс. шт. Объем, обеспечивающий постоянный результат Ко=108,19 тыс. шт.
тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка от реализации 7383,7
Переменные издержки 29,30% 2163,7 29,30%
Валовая маржа 70,70% 5220,0 70,70%
Постоянные издержки 50,52% 54,17%
Прибыль 20,17% 1220,0 16,52%

Цнов = Ц*1,05 = 65*1,05 = 68,25 руб.

Прибыль возросла на (1597/1220)*100 – 100 = 30,9%

Объем упал на (108,19/116)*100–100 =-6,73%.

При снижении цены на 5% прибыль уменьшится на -30,9%, т.е. будет равной 843. При новой цене для получения исходной прибыли 1220 тыс. руб., объем реализации необходимо увеличить на 7,78% (компенсирующий объем). При увеличении цены на 5% прибыль предприятия увеличивается на 30,9%. В тоже время, данное увеличение цены может компенсировать снижение объема реализации на 6,73%. В данном случае предприятие получит исходную прибыль 1220 тыс. руб.

Таблица 1.11 — Анализ чувствительности прибыли к 5% снижению постоянных затрат

Показатели Объем — 116 тыс. шт. Объем, обеспечивающий постоянный результат Ко=111,56
тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка от реализации 7251,1

Переменные издержки 30,77% 2231,1 30,77%
Валовая маржа 69,23% 5020,0 69,23%
Постоянные издержки 50,40% 52,41%
Прибыль 18,83% 1220,0 16,83%

Уменьшение постоянных затрат на 5%

Ипост нов = Ипост *0,95 = 4000*0,95 = 3800 тыс. руб.

Прибыль возросла на (1420/1220)*100–100 = 16,39%

Объем упал на (111,56/116)*100–100 = -3,83%

Таблица 1.12 — Анализ чувствительности прибыли к 5% увеличению постоянных затрат

Показатели Объем — 116 тыс. шт. Объем, обеспечивающий постоянный результат Ко=120,44
тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка от реализации 7828,9
Переменные издержки 30,77% 2408,9 30,77%
Валовая маржа 69,23% 5420,0 69,23%
Постоянные издержки 55,70% 53,65%
Прибыль 13,53% 1220,0 15,58%

Увеличение постоянных затрат на 5%

Ипост нов = Ипост *1,05 = 4000*1,05 = 4200 тыс. руб.

Прибыль упала на (1020/1220)*100–100 = 16,39%

Объем вырос на (120,44/116)*100–100 = 3,83%

При уменьшении постоянных затрат на 5% прибыль возрастает на 16,39%. Также данное уменьшение может компенсировать снижение объема реализации на 3,83%. В этом случае прибыль останется исходной – 1220 т. руб. Увеличение постоянных затрат на 5% повлечет за собой снижение прибыли на 16,39%. Однако увеличение объема реализации на 3,83% компенсирует рост затрат и поможет сохранить исходную прибыль.

Таблица 1.13 — Анализ чувствительности прибыли к 5% снижению переменных затрат

Показатели Объем — 116 тыс. шт. Объем, обеспечивающий постоянный результат Ко=113,48
тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка от реализации 7376,1
Переменные издержки 29,23% 2156,1 29,23%
Валовая маржа 70,77% 5220,0 70,77%
Постоянные издержки 53,05% 54,23%
Прибыль 17,72% 1220,0 16,54%

Уменьшение переменных затрат на 5%

Ипер нов = Ипер *0,95 = 20*0,95 = 19 руб.

Прибыль возросла на (1336/1220)*100–100 = 9,51%

Объем упал на (113,48/116)*100–100 = – 2,17%

Таблица 1.14 — Анализ чувствительности прибыли к 5% увеличению переменных затрат

Показатели Объем — 116 тыс. шт. Объем, обеспечивающий постоянный результат Ко=118,64
тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка от реализации 7711,4

Переменные издержки 32,31% 2491,4 32,31%
Валовая маржа 67,69% 5220,0 67,69%
Постоянные издержки 53,05% 51,87%
Прибыль 14,64% 1220,0 15,82%

Увеличение переменных затрат на 5%

Ипер нов = Ипер *1,05 = 20*1,05 = 21 руб.

Прибыль упала на (1104/1220)*100–100 = -9,51%

Объем вырос на (118,64/116)*100–100 = 2,27%

При снижении переменных затрат на 5% прибыль увеличится на 9,51%. В тоже время данное сокращение затрат может компенсировать снижение объема реализации на 2,17%. Увеличение переменных затрат на 5% понизит прибыль на 9,51%, данное сокращение затрат может компенсировать увеличением объема реализации на 2,27%.

Таблица 1.15 — Анализ чувствительности прибыли к 5% изменению объема реализации

Показатели Объем новый, 110,2 тыс. шт. Объем новый, 121,8 тыс. шт. Объем исходный, 116 тыс. шт.
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка от реализации
Переменные издержки 30,77% 30,77% 30,77%
Валовая маржа 69,23% 69,23% 69,23%
Постоянные издержки 55,84% 50,52% 53,05%
Прибыль 13,39% 1481,0 18,71% 16,18%

Уменьшение объема производства 5%

Qнов = Q*0,95 = 116* 0,95 = 110,2 тыс. шт.

Прибыль упала на (959/1220)*100–100= -21,39%

Увеличение объема производства 5%

Qнов =Q*1,05=116*1,05 = 121,8 тыс. шт.

Прибыль возросла на (1481/1220)*100–100 = 21,39%

Уменьшение объема производства на 5% приведет к падению прибыли на 21,39%, а увеличение на 5% – к возрастанию прибыли на 21,39%.

Рисунок 1.5 — Рейтинг влияния анализируемых факторов на прибыль

Данный рисунок наглядно демонстрирует степень влияния изменения каждого фактора (цена, переменные затраты, постоянные затраты, объем реализации) на изменение прибыли предприятия.

Наибольшее влияние оказывает цена. Ее увеличение или снижение на 5% вызывает изменение прибыли на 30,9%.

Наименьшее воздействие оказывает изменение переменных затрат, увеличивая или уменьшая прибыль на 9,51%.

Влияние изменения объема и постоянных затрат на прибыль примерно одинаково (21,39% и 16,39% соответственно).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10164 — | 7567 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Для предприятия ОАО «Электроагрегат» необходимо провести анализ

чувствительности прибыли предприятия к 10-процентным изменениям основных элементов операционного рычага и определим:

  • 1. Цена реализации изменится на 10%, как изменится прибыль? На сколько единиц продукции можно сократить объем реализации без потери прибыли?
  • 2. Оценим влияние 10% изменения переменных расходов на прибыль.
  • 3. Оценим влияние 10% изменения постоянных расходов на прибыль.
  • 4. Оценим влияние 10% увеличения объема реализации.

Выбор именно 10-процентного изменения элементов операционного анализа обусловлен среднеотраслевым показателем темпов роста выручки.

Воспользуемся нижеприведенными формулами вычисления объема реализации (К0), обеспечивающего постоянный результат при изменении одного из элементов операционного рычага:

— если изменится цена реализации:

К0 = (Исходная сумма валовой маржи / Новый коэффициент валовой маржи): Новая цена реализации

— если изменяются постоянные издержки:

К0 = (Исходная сумма валовой маржи / исходный коэффициент валовой маржи): Цена реализации

— если изменяются переменные издержки:

К0 = (Исходная валовая маржа / Новый коэффициент валовой маржи).

Для выполнения анализа необходимо, прежде всего, определить по исходящим данным роль различных элементов операционного рычага в формировании финансовых результатов предприятия ОАО «Электроагрегат» за 2001 год для исходного положения:

Средние переменные издержки

1. Предположим, что цена реализации возрастает на 10%, тогда:

Новая цена реализации — 13,783515 т.р. / шт.

Переменные издержки — 175303 тыс. руб. (67,17%)

Валовая маржа — 85674 тыс. руб. (32,83%)

Постоянные расходы — 16601 тыс. руб. (6,36%)

Прибыль — 69073 тыс. руб. (26,47)

Определим, при каком объеме реализации можно получить прежний результат прибыли (45348 тыс. руб.):

Объем — 18934 шт; Цена — 13,783517 т.р./шт.

Объем, обеспечивающий неизменный результат 13689,99шт.; цена=12,53

Выручка от реализации продукции

Переменные издержки (при V = 13689,99) = Ср. переменные издержки * V реализации = 9,2586 т.р. / шт. * 13689,99 шт. = 126750 т.р.

Таким образом, повышение цены на 10% компенсирует сокращение объема реализации (18934 шт. — 13689,99 шт. = 5244,01 шт. или на 27,69%) и увеличивает прибыль на 52,32%; если цена снизится на 10%, то предприятие должно увеличить объем реализации на 55,38%.

2. Проанализируем влияние изменения переменных издержек на прибыль предприятия. Предположим, что благодаря повышению производительности труда и более выгодным закупкам сырья и материалов предприятию ОАО «Электроагрегат» удалось снизить переменные издержки на 10%. Определим величину сокращения объема реализации, которую компенсирует данное снижение переменных затрат (без потери прибыли).

Выручка от реализации — 237252 тыс. руб. (100%)

Новые переменные расходы — 157772,7 тыс. руб. (66,5%)

Валовая маржа — 79479,3 тыс. руб. (33,49%)

Постоянные расходы — 16601 тыс. руб. (6,99%)

Прибыль — 62 878 тыс. руб. (26,5%)

Объем, обеспечивающий неизменный результат 14762,2 шт.

Выручка от реализации продукции

Следовательно, снижение переменных издержек на 10% компенсирует сокращение объема реализации на 4171,8 шт. (18934 — 14762,2) или на 22,033% и увеличивает прибыль на 38,6572%. Анализ показывает, что при повышении переменных издержек на 10% предприятие ОАО «Электроагрегат» должно добиться увеличения объема реализации на 32% (чтобы компенсировать потерянную часть дохода), или оно потеряет 38,65% своей прибыли.

3. Рассмотрим изменение постоянных издержек. Предположим, рассматриваемому предприятию, благодаря новой организации своей деятельности удалось снизить постоянные издержки на 10%. Тогда при первоначальном объеме реализации прибыль должна возрасти на 4534,8 т.р. или на 10%. Определим снижение объема реализации, на которое теперь может пойти предприятие для достижения первоначальной прибыли 45348 т.р. После снижения постоянных издержек требуется валовая маржа на уровне 60288,9 т.р. Тогда новый объем реализации составит:

Аналогично, рост постоянных издержек предприятия может компенсировать путем уменьшения объема реализации на 2,64%, так как в противном случае прибыль снизится на 10%.

4. Влияние изменения объема реализации на прибыль проанализируем с помощью эффекта операционного рычага. Сила воздействия рычага равна (61949 т.р.: 45348) = 1,36. Предположим, предприятие ОАО «Электроагрегат» увеличило объем реализации на 10%. Тогда выручка возрастет на 10% также, а прибыль с учетом действия операционного рычага должна увеличиться на (10% * 1,36) = 13,6

Прибыль действительно выросла на 13,6% или на 6195,64 тыс. руб.

Таким образом, для предприятия ОАО «Электроагрегат» можно сделать следующие выводы: на основе проведенного анализа можно распределить элементы рентабельности по степени их влияния на прибыль предприятия:

повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 52,32%, а соответствующее снижение цены ухудшает результат на 52,32%;

изменение прибыли предприятия при изменении переменных издержек составляет 38,65%;

увеличение объема реализации продукции на 10% приводит к росту прибыли предприятия на 13,66%;

из числа рассмотренных факторов наименьшее влияние на результат оказывает изменение уровня постоянных издержек. 10% изменение этих расходов приводит к пропорциональному изменению результата (на те же 10%).

С помощью операционного анализа выявлена и взаимосвязь факторов цены и переменных издержек с изменениями объема реализации:

при снижении цены на 10% предприятие ОАО «Электроагрегат» должно увеличить объем реализации на 55,38%, чтобы компенсировать потерю дохода, а при увеличении цены на 10% можно сократить объем реализации на 27,69% без негативных последствий для финансовых результатов предприятия;

для компенсации роста переменных издержек на 10% предприятие должно добиться увеличения объема реализации на 32%, при снижении уровня переменных издержек можно сократить объем реализации на 22,033%.

источник

В основе проведения анализа чувствительности лежат два условия.

1. Изменение анализируемых факторов должно быть пропорциональным, т.е. цена, объем и различные группы затрат должны изменяться на один и тот же процент.

2. Эти изменения должны быть параллельными, а не последовательными. Например, проанализировав изменение цены на 5%, необходимо вернуться в исходное положение и провести анализ 5%-го изменения постоянных затрат и т.д.

Анализ чувствительности показывает степень влияния анализируемых факторов на прибыль, а это влияние зависит, в первую очередь, от той доли, которая приходится на каждый фактор. Весомость же этой доли связана с тем, на каком расстоянии находится объем выпуска продукции от точки безубыточности. Например, с удалением от порога рентабельности в более прибыльную зону доля постоянных затрат уменьшается, следовательно, и степень влияния на прибыль постоянных затрат также снижается.

Читайте также:  Как сдают анализ на дисбактериоз взрослому

Итак, мы задаем определенный параметр возможного изменения анализируемого фактора и смотрим, каким образом это изменение повлияет на размер прибыли.

Анализ чувствительности прибыли позволяет:

— построить рейтинг влияния анализируемых факторов на финансовый результат деятельности предприятия;

— планировать рентабельность на основе запаса финансовой прочности;

— прогнозировать последствия изменения рыночных цен, уровня и структуры затрат на результат финансовой деятельности предприятия.

Расчет объема реализации, обеспечивающего постоянный результат при изменении одного из факторов, дан в таблице3.7.

Таблица 3.7 — Расчет объема реализации, обеспечивающего неизменный результат

Анализируемый фактор Расчетная формула Обозначения
Цена реализации — новая цена реализации, руб. Ц- цена реализации, руб. — коэффициент валовой маржи исходный и новый -валовая маржа исходная и новая
Постоянные издержки
Переменные издержки

Приведем схему расчета влияния изменения переменных затрат на прибыль на следующем условном примере. Предприятие производит 8 тыс.шт. изделий. Цена реализации – 800 руб., средние переменные издержки – 500 руб./шт.; постоянные издержки – 1020 тыс.руб.

Повышение производительности труда и более выгодные закупки сырья и материалов у поставщиков позволили предприятию снизить переменные издержки на 20%. Рассчитаем величину сокращения объема реализации, которую компенсирует данное снижение переменных издержек (без потери прибыли).

При таком объеме реализации предприятие получит прежнюю прибыль в размере 1380 рублей. Остальные расчеты представлены в таблице 3.8.

Таблица 3.8 — Анализ чувствительности прибыли к 20%-му изменению переменных издержек

Показатели Объем – 8 тыс.шт. Объем, обеспечивающий постоянный результат Qк=6000 ед.
тыс.руб. % тыс.руб. %
Выручка от реализации 6 400 4 800
Переменные издержки 3 200 2 400
Валовая маржа 3 200 2 400
Постоянные издержки 1 020 15,9 1 020 21,25
Прибыль 2 180 34,1 28,75

Анализ данных показывает, что снижение переменных издержек на 20% компенсирует сокращение объема реализации на 25% или увеличивает прибыль на 58%. Аналогичные расчеты свидетельствуют о том, что при повышении переменных издержек на 20% предприятие должно добиться увеличения объема реализации на 50% для компенсации потерянной части прибыли, или оно потеряет 58% своего дохода.

Подобным образом рассматривается влияние на прибыль изменения цены реализации, объема продаж и совокупных постоянных затрат.


На основании проведенных расчетов можно распределить данные факторы по степени их влияния на прибыль.

Рисунок 3.1 — Рейтинг влияния анализируемых факторов на прибыль

По приведенному рисунку видно, что наименьшее влияние на финансовый результат деятельности предприятия оказывает изменение величины совокупных постоянных издержек – 14,8%, а наибольшее – цена реализации. 20%-е изменение цены приводит к пропорциональному изменению результата на 92,8%.

источник

Анализ чувствительности – это метод оценки риска, относящийся к группе количественных методов. Его суть заключается в следующем. Определяется величина, изменение которой можно отследить и измерить. Это величина, имеющая большое значение для возможности реализации проекта. Затем по одному изменяются входные параметры, при этом фиксируется изменение контрольной величины. Если величина изменилась больше, чем на 5% (в некоторых случаях допускается предельное отклонение до 10%), проведенный анализ чувствительности говорит о том, что проект имеет высокую степень риска. Ведь такая сила реагирования говорит о высокой степени зависимости от колебаний входных параметров.

Мы не будем приводить подробные формулы вычислений, а на примере поясним, что может быть контрольной измеряемой величиной, а что – изменяемым параметром, от которого она зависит.

Чаще всего на практике выполняется анализ чувствительности прибыли предприятия. Нужно измерить зависимость прибыли, которую будет получать компания, от других величин, и соответственно, оценить степень риска. Итак, от чего может зависеть прибыль? От объема реализации, от удельных переменных затрат и других факторов. Сила влияния каждого из этих факторов будет зависеть от рода деятельности компании, типа производства. Так, одни предприятия будут сильнее реагировать на изменение закупочных цен на сырье, другие – на изменение объемов производства.

В качестве факторов, устойчивость к которым учитывается при анализе, могут выступать и показатели экономической ситуации в целом на рынке/в стране, например, инфляция. Причем в каждом случае, выполняя анализ чувствительности, желательно смоделировать три сценария. Это наилучший вариант развития ситуации, пессимистичный и, наконец, реалистичный.

Важное условие: при изменении исходных данных и последующих измерениях контрольной величины важно, чтобы изменялся только один входной параметр. В противном случае полученные результаты сложно считать достоверными. Но, поскольку в реальности мы имеем дело с совокупностью изменяющихся факторов, подобные расчеты, учитывающие сразу несколько величин, выполняются при помощи компьютера. Анализ чувствительности проекта проводится в 6 этапов:

  1. Установление входных параметров, влияющих на измеряемый показатель (например, прибыль).
  2. Определение формулы, показывающей зависимость прибыли от входных параметров.
  3. Расчет показателя при прогнозируемых влияющих на него факторах.
  4. Расчет показателя при изменении влияющих на него факторов (изменения факторов и, соответственно, искомого показателя выражаются в процентах). Эта процедура проводится для всех исследуемых факторов, данные фиксируются в таблицах и наглядно отображаются в виде графиков. Кроме того, существует вариант анализа, при котором в расчетную формулу подставляют не изменения факторов в процентах, а конкретные значения. Это позволяет выявить, что произойдет с показателем (прибылью) при конкретных входных значениях.
  5. Выявление наиболее значимых факторов, от которых в случае конкретного предприятия зависит прибыль, а также расчет их критических значений.
  6. Итоговый анализ результатов.

Часто анализ чувствительности прибыли выполняется одновременно с анализом безубыточности. В совокупности эти расчеты дают наиболее полную картину того, что будет происходить с предприятием при изменяющихся условиях, и каким образом можно сохранить рентабельность производства. Они также выявляют предельно допустимые для предприятия значения входных параметров.

Таким образом, анализ чувствительности инвестиционного проекта или действующего предприятия позволяет установить степень финансового риска, целесообразность вложения средств, а также выявить аспекты, требующие наиболее пристального внимания, и разработать меры по защите стабильности компании. Все это помогает правильно распределять трудовые и финансовые ресурсы, способствует эффективному управлению предприятием и обеспечивает ему стабильную прибыль.

источник

На рис. 7.14 отражена последовательность анализа влияния на прибыль от продаж таких факторов, как цена реализации, объем продаж, структура переменных и постоянных затрат.

Сначала определяется сила воздействия на прибыль операционного рычага для каждого из анализируемых факторов. Затем осуществляется построение универсальной факторной модели. В результате определяется компенсирующий объем продаж при прогнозируемом изменении одного из факторов.

Рис. 7.14. Принципиальная схема анализа влияния
различных факторов на прибыль

различных факторов на прибыль

Сила воздействия операционного рычага по анализируемым факторам для предприятия может быть выражена следующим образом.

1. Сила операционного рычага по цене (СВОРЦед):

(7.63)

гдеЦед¾ цена реализации единицы продукции.

2. Сила операционного рычага по объему продаж (СВОРВн.е.):

(7.64)

где Прп¾ прибыль от продаж продукции (операционная прибыль);

ма ¾ удельная маржинальная прибыль на единицу продукции;

Ма ¾ маржинальная прибыль на весь объем производства (продаж);

В н.е. ¾ объем продаж продукции, натур. ед.

3. Сила операционного рычага по переменным затратам (СВОРСпер):

(7.65)

где Спер ¾ сумма переменных затрат в себестоимости продукции предприятия;

спер ¾ удельные переменные затраты на единицу продукции.

4. Сила операционного рычага по постоянным затратам :

(7.66)

где Спост ¾ совокупные постоянные затраты, тыс. руб.

Полученные таким образом значения показателей силы операционного рычага по факторам служат базой для построения модели, описывающей влияние различных факторов на прибыль предприятия. В общем виде такая модель имеет следующий вид:

(7.67)

где DПрп ¾ относительный прирост прибыли, %;

± СВОРФi¾ сила воздействия операционного рычага по i-му фактору;

i ¾ изменение анализируемого фактора, %.

Учитывая, что увеличение переменных или постоянных затрат оказывает отрицательное воздействие на изменение прибыли, универсальное уравнение для анализа чувствительности прибыли при изменении одновременно четырех факторов (объема продаж, цены, переменных и постоянных затрат) имеет следующий вид:

(7.68)

Использование приведенных уравнений позволяет графически отображать влияние на прибыль различных факторов.

Пример 7.18. Анализ чувствительности прибыли к изменению определяющих ее величину факторов. Имеются следующие данные о цене, объемах продаж и структуре затрат предприятия.

Таблица 7.20

На основании имеющейся информации

1. Рассчитать величину прибыли предприятия при сложившихся пропорциях цены, объема производства (продаж), постоянных и переменных затрат;

2. Рассчитать силу воздействия операционного рычага по каждому фактору;

3. Проанализировать влияние на прибыль предприятия изменения рассматриваемых факторов на ±20,0% (с шагом в 5,0%).

1. Рассчитаем величину прибыли предприятия:

Ппр = 200 ´ (8,5 — 6,0) — 400,0 = 100,0 тыс. руб.

2. Рассчитаем силу воздействия операционного рычага для каждого из факторов:

¾ сила воздействия операционного рычага по цене:

¾ сила воздействия операционного рычага по переменным затратам:

¾ сила воздействия операционного рычага по постоянным затратам:

¾ сила воздействия операционного рычага по объему производства (продаж):

Условные исходные данные для построения графика и сам график приведены в табл. 7.21 и на рис. 7.15.

Таблица 7.21. Данные для построения графика зависимости прибыли от изменения различных факторов

Рис. 7.15. График эластичности прибыли предприятия
к изменению различных факторов

Приведенные данные интерпретируются следующим образом. Наибольшее влияние на прибыль в конкретном примере оказывает цена (СВОРЦед= 17,0). На втором месте по влиянию на прибыль ¾ переменные затраты (СВОРРпер= 12,0). Далее следуют объем продаж (СВОРВн.е.= 17,0) и постоянные затраты (СВОРСпост= 4,0).

Графическая интерпретация: чем больше угол наклона прямой, характеризующей воздействие конкретного фактора, тем больше его влияние на прибыль (рис. 7.15).

Таким образом, с помощью приведенных уравнений и графика можно оперативно осуществлять контроль изменения прибыли при изменении различных факторов. Между тем в практических целях чаще необходимо решать обратную задачу, а именно: задаваясь желательным результатом, определять, что нужно сделать, чтобы добиться этого результата.

В контексте рассматриваемой проблемы управления операционной прибылью задачу следует сформулировать следующим образом: на какой процент необходимо изменить объем продаж для сохранения прибыли на заданном уровне при изменении различных факторов.

Универсальным уравнением для определения компенсирующего изменения объема реализации (продаж) при одновременном изменении трех факторов является следующая формула:

(7.69)

где ¾относительный прирост объема продаж, компенсирующий совокупное изменение факторов.

Пример 7.19. Расчет компенсирующего прироста объема продаж при изменении факторов. Для иллюстрации возможностей практического использования приведенного уравнения использованы условия предыдущего примера. Расчет компенсирующего прироста объема продаж приведен в табл. 7.20, на основании которой построен график (рис. 7.16).

Таблица 7.22. Компенсирующие объемы реализации при изменении анализируемых факторов

Рис. 7.16. График зависимости компенсирующих объемов реализации
от изменения анализируемых факторов

Экономический смысл полученных результатов заключается в том, что приведенные на графике кривые играют роль так называемых кривых безразличия: любая точка на этих кривых соответствует таким возможным значениям факторов, которые не приводят к изменению прибыли, достигнутой в исходном состоянии предприятия. Таким образом, кривые безразличия являются границей, выше которой располагаются области, благоприятные для предприятия в целом. Любые события, которые изменят анализируемые факторы так, что предприятие окажется в такой области, принесут ему операционную прибыль. И наоборот: области, лежащие ниже кривых безразличия, являются неблагоприятными и переход в них лишает предприятия части запланированной прибыли.

Если, например, средневзвешенная цена продукции предприятия возрастет, скажем, на 5%, то оно может допустить снижение объемов продаж на 14,5%. (Значение компенсирующего объема продаж ¾ см. табл. 7.20.) При снижении объема реализации менее чем на 14,5% предприятие в результате повышения цены получит дополнительную прибыль. Если же объем реализации снизится более чем на 14,5%, то предприятие лишится части запланированной прибыли.

Дата добавления: 2017-02-04 ; просмотров: 2819 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник