Меню Рубрики

Как провести анализ бюджетной системы

Рассмотрим цели, методы и инструменты анализа бюджета .

В течение года и по его завершении центральные и территориальные финансовые органы проводят аналитическую работу по результатам исполнения бюджета.

Целями анализа бюджета являются:

• оценка конечных результатов формирования, составления и исполнения бюджета;

• обоснование бюджетной политики государства и территориальных образований;

• обоснование параметров показателей, использованных при формировании бюджета;

• выявление причин, оказавших влияние на нерациональное и неэффективное использование средств бюджета или его исполнение;

• выявление резервов в процессе исполнения бюджета;

• выявление отрицательных моментов в деятельности бюджетополучателей, приводящих к нерациональному, нецелевому, неэффективному использованию бюджетных средств;

• разработка методов и методик рационального и эффективного планирования и использования бюджетных средств;

• совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

Анализ бюджета позволяет:

• уточнить уровни финансовой самодостаточности центра и территорий, способы перераспределения бюджетных средств между уровнями бюджетной системы;

• определить уровень устойчивости бюджетов всех уровней бюджетной системы;

• вскрыть факторы, влияющие на финансовое положение бюджетной системы и степень их влияния на бюджеты всех уровней власти;

• выявить направления корректировки бюджетной политики на очередной финансовый год.

Методы анализа бюджета

В целях проведения анализа бюджета и бюджетного процесса используется на практике ряд методов, в частности, методы сравнения, группировки, цепных постановок, горизонтального, вертикального, ретроспективного, факторного анализа и др.

Метод сравнения является наиболее простым методом анализа бюджета. При использовании метода бюджетные показатели отчетного периода сравниваются с плановыми или с аналогичными показателями за предыдущие периоды (квартал, год), которые называют базовыми.

Путем сравнения показателей за определенный период добиваются их сопоставимости методом пересчета с учетом инфляционных процессов в экономике.

Метод группировки сводится к группировке показателей бюджетов и сведению их в таблицы, что позволяет делать аналитические расчеты, выявить тенденции развития отдельных факторов, установить взаимосвязи с другими факторами и условиями, влияющими на изменение показателей бюджета.

Метод цепных постановок (метод элиминирования) заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным при неизменности остальных показателей, что позволяет выявлять влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

Горизонтальный анализ используется для сравнения текущих показателей бюджета с показателями за текущие периоды или сравнения плановых показателей с фактическими.

Вертикальный анализ позволяет выявить структуру бюджета или долю отдельных бюджетных показателей в итоговом бюджетном показателе и их влияние на общие результаты.

Ретроспективный анализ (трендовый) проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей на основе сравнения плановых и отчетных показателей за несколько лет, что позволяет проводить более точное прогнозирование бюджетных показателей на перспективу.

Факторный анализ заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели, например на показатели расходов на экономическую или социальную сферу.

Инструменты анализа бюджета

В качестве инструментов бюджетного анализа используются на практике бюджетные коэффициенты, представляющие собой относительные или абсолютные показатели финансового состояния государства или территориального образования.

Бюджетные коэффициенты используются для сравнения показателей финансового состояния конкретного территориального образования с аналогичными показателями других территориальных образований в интересах выявления динамики развития тенденций изменения финансового состояния территории.

В качестве примера приведем метод анализа устойчивости территориального бюджета. Уровень устойчивости территориального бюджета можно охарактеризовать объемом средств, которые необходимо иметь в составе бюджета для обеспечения минимальных бюджетных расходов.

Объем минимальных бюджетных расходов — это сумма средств, необходимая для обеспечения жизнедеятельности населения территориального образования. Иначе, это средства, предусмотренные бюджетом для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения, а именно на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджетном обеспечении и представляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.

Устойчивость бюджета можно характеризовать следующими состояниями:

Устойчивость состояния характеризуется в абсолютных величинах: в объемах доходов и расходов денежных средств.

Рассчитав и проанализировав бюджет по приведенным коэффициентам, можно вскрыть факторы, влияющие на его состояние, и выявить причины негативных явлений в бюджетном процессе в интересах оптимального планирования и рационального использования бюджетных средств.

Бюджетный анализ, как свидетельствует опыт, проводится по результатам составления бюджета.

Анализ составления бюджета проводится по следующим направлениям исследования бюджетного процесса:

• анализ финансового состояния сферы материального производства;

• анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;

• анализ показателей сводного финансового баланса;

• анализ доходной части проекта бюджета по источникам дохода;

• анализ расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств.

Анализ исполнения бюджета проводится по направлениям:

• анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам доходов и отраслям хозяйства;

• анализ исполнения плана расходов бюджета по направлениям финансирования производственной и непроизводственной сферы;

• анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;

• анализ налогового исполнения бюджета;

• анализ неналогового исполнения бюджета.

Совместный анализ бюджета по всем абсолютным и относительным показателям, по составлению и исполнению бюджета является комплексным анализом бюджета, позволяющим получить наиболее полную и объективную информацию органам власти для принятия решения по корректировке бюджетной политики, формированию доходности бюджета, его исполнению, выявлению резервов в мобилизацию средств на главных программах и их экономном расходовании, усилению мер контроля за рациональным использованием бюджетных средств.

источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Дисциплина: БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ

На тему: Анализ тенденций развития бюджетной системы РФ

1.1 Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы

1.2. Структура бюджетной системы РФ

1.3 Принципы бюджетной системы РФ

1.4 Сущность бюджетного федерализма

2 Анализ тенденций развития бюджетной системы РФ

2.1 Анализ движения денежных средств федерального бюджета

2.2 Анализ плановых мероприятий по развитию бюджетной системы РФ

Список использованной литературы

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.).

Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Так же достаток бюджетных средств позволяет государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет государству осуществлять государственное регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования. Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической науке, требующим большого внимания.

Бюджетная система, как совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и бюджетов (смет) и счетов автономных в бюджетном отношении учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях и юридических нормах. Характер бюджетной системы определяется социально-экономическим и политическим строем страны, а её организационное построение зависит от формы государственного и административного устройства

Целью данной расчетно-графической работы, является изучение бюджетной системы РФ.

В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи:

· Рассмотрение таких понятий как, бюджетная система и бюджетное устройство.

· Изучить бюджетную систему РФ.

· Проанализировать принципы построения бюджетной системы РФ.

· Выявить сущность бюджетного федерализма.

· Проанализировать отчет о движении денежных средств в федеральном бюджете.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного и административного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство — это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев — государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство — это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах, распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств — трехзвенная и состоит из федеративного (федерального) бюджета, бюджетов членов (субъектов) федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве.

Составляющей частью бюджетного устройства России является бюджетная система, представленная на рис. 1.

Рисунок 1 – Структура бюджетной системы РФ

Бюджетная система — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. [2]

Бюджетная система — главное звено финансовой системы государства. Для построения бюджетной системы РФ по типу бюджетных систем демократических государств огромное значение имеет соблюдение принципов организации бюджетной системы.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

• первый уровень — федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

• второй уровень — бюджеты субъектов РФ (по Конституции РФ в бюджетную систему входят — 81 бюджетов, из них: 21 республиканский бюджет, 7 краевых и 48 областных бюджетов, 9 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) [З] и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

• третий уровень — местные бюджеты (около 24 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ, который представлен на рис. 2.[4].

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов, находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ — включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются, т.е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей.

Рисунок 2 – Структура консолидированного бюджета РФ

Консолидированный бюджет используется в бюджетном планировании и прогнозировании и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Свод бюджетов — расчетный документ, отражающий соединение всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.

Бюджетная система функционирует на основе принципов, изложенных в БК РФ [2]. Перечислим перечень этих принципов:

· Принцип единства бюджетной системы РФ, означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

· Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

· Принцип самостоятельности бюджетов означает:

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств и самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также устанавливать в соответствии с законодательством о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ;

источник

Бюджетный анализ включает:

1) анализ исполнения бюджета;

2) анализ финансового состояния территории.

— оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

— обоснование финансово-бюджетной политики администраций территорий;

— обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

— выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

— выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

— обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов и плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

— определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Анализ территориальных бюджетов позволяет определить:

· уровень финансовой самодостаточности территории;

· уровень устойчивости территориального бюджета;

· факторы, воздействующие на финансовое положение терри­тории и степень влияния этих факторов на бюджет;

Финансовые и контролирующие органы проводят:

· анализ состояния предоставления и погашения бюджетных кредитов, ссуд;

· анализ состояния предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям;

· анализ состояния предоставления бюджетных инвестиций.

Методы и инструментарий для анализа бюджета:

Бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо до­биться их сопоставимости.

Показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

3. Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным, при этом все остальные показатели неизменные. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

4. Бюджетные коэффициенты — относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.

Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета. Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.

Для бюджетного анализа могут использоваться:

1) горизонтальный анализ — сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

2) вертикальный анализ — определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

3) трендовый анализ — проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. Сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;

4) факторный анализ — выявление влияния отдельных факторов на бюджетные показатели.

Методы анализа устойчивости территориального бюджета

Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения мини­мальных, детерминированных бюджетных расходов.

Устойчивость бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния:

1) абсолютно устойчивое состояние бюджета;

2) нормальное состояние бюджета;

3) неустойчивое состояние бюджета;

4) кризисное состояние бюджета.

I. Метод анализа устойчивости территориального бюджета

1) Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если

II. Метод анализа устойчивости территориального бюджета

Возможны следующие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета, представленные в табл. 16.1

Коэффициенты для определения устойчивости территориальных бюджетов

Коэффициенты

Уровень устойчивости бюджета
абсолютно устойчивое состояние нормальное состояние неустойчивое состояние
Дс / Д 60-70% 40-50% 5-10%
Дп / Д 30-40% 50-60% 90-95%
3 / Р 10-15% 30-35% 40-50%

где Д — общая сумма бюджетных доходов;

Р — общая сумма бюджетных расходов;

3 — бюджетная задолженность.

Исходя из экономического и налогового потенциалов территорий, приведенные выше соотношения собственных и перераспределяемых доходов могут быть различными для различных регионов, поэтому эти соотношения должны быть определены на основе их анализа для каждого субъекта РФ.

III. Метод анализа устойчивости территориального бюджета

В анализе бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они могут применяться для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени, сравнения показателей бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку и т.д.

1) коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов:

3) коэффициент внешнего финансирования:

4) коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами:

5) коэффициент бюджетного покрытия:

6) коэффициент налогового покрытия:

где Дн — налоговые доходы бюджета

7) коэффициент неналогового покрытия:

где Днн.п — неналоговые доходы бюджета

8) коэффициент трансферного покрытия

где Дт.п — доходы бюджета, поступившие в виде трансфертов (безвозмездных, безвозвратных поступлений)

9) коэффициент дефицитности бюджета

где БД — бюджетный дефицит

10) коэффициент бюджетной задолженности

11) коэффициент бюджетной результативности региона:

где Дт — общая сумма бюджетных доходов, созданных на соответствующей территории и поступивших во все звенья бюджетной системы; Ч — среднегодовая численность населения региона;

12) коэффициент бюджетной обеспеченности населения

Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осу­ществлении финансовой политики, выявления резервов в мобили­зации средств в бюджет, повышения эффективности их использо­вания, усиления контроля за их освоением.

Контрольные вопросы к теме 16:

1. Перечислите основные задачи финансового контроля.

2. Какие формы финансового контроля осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления?

3. Назовите специализированные органы финансового контроля.

4. Охарактеризуйте парламентский и административный контроль бюджета.

5. Перечислите цели анализа бюджета.

6. Какие методы используются при проведении анализа бюджета?

источник

Содержание, задачи и значение анализа бюджетных показателей. Органы, осуществляющие анализ. Классификация и методы анализа бюджетных показателей.

Важнейшим элементом бюджетного контроля является экономический анализ бюджетных показателей: их обоснованности, структуры, динамики и др.

Экономический анализ представляет собой систему специальных методов, используемых при исследовании экономических процессов, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка.

Экономический анализ относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явлений, проводится в самых различных сферах деятельности, как на уровне предприятия, банка, так и на уровне бюджета страны. В современных условиях анализ используется для оценки финансового состояния и качества управления бюджетными ресурсами территории. Анализ можно подразделить на: предварительный, текущий (оперативный) и последующий (итоговый, результативный).

Предварительный анализ осуществляется на стадии планирования; его целью является оценка будущих показателей на предмет их соответствия необходимым параметрам.

Оперативный (текущий) анализ проводится в течение или сразу после совершения каких-либо действий, изменения ситуации за короткие отрезки времени (месяц, квартал); его целью является оперативное выявление недостатков.

Итоговый (результативный) анализ проводится за отчетный период (квартал, полгода, год).

Исполнительные органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.

Сущность, задачи экономического анализа, объем исходной информации меняются в зависимости от выполняющего его органа.

Исполнительные органы изучают степень выполнения бюджета соответствующей территории (местного, регионального, федерального), увеличение (уменьшение) объема доходов и расходов бюджета отчетного периода по сравнению с предыдущим и т.д.

Налоговые органы проводят анализ собираемости налогов в бюджеты различных уровней, структуры налоговых поступлений, задолженности в бюджетную систему по налоговым платежам и т.п.

Счетная палата проводит экспертизу будущих расходов бюджетных планов, федеральных целевых программ, законодательных актов, международных договоров и т.д. При этом особое внимание уделяется обоснованности представленных данных.

По результатам проведенного анализа разрабатываются предложения по устранению нарушений и отклонений в бюджетном процессе, совершенствованию законодательной и нормативной базы и т.п.

Органы Федерального казначейства анализируют объем поступающих доходов по уровням бюджетов, полноту, правильность и целевое использование бюджетных средств, своевременность «прохождения» доходов и расходов по счетам и другие вопросы.

В министерствах и ведомствах большое внимание уделяется анализу штата, контингента, соблюдению стандартов, норм и нормативов, другим вопросам. В зависимости от проводимого анализа изучаются различные бюджетные показатели:

  • ? при анализе расходов соответствующего бюджета изучаются общая структура расходов, степень исполнения бюджета по соответствующим разделам расходов и т.д. При этом изучаются факторы, влияющие на выполнение (невыполнение) плана по расходам;
  • ? при анализе доходов бюджета оцениваются поступления доходов в соответствующий бюджет, оценивается процент поступивших доходов по отношению к планируемым показателям, анализируется структура поступлений основных налоговых и неналоговых доходов, исследуются факторы, влияющие на увеличение (уменьшение) той или иной группы доходов;
  • ? при анализе обслуживания государственного или муниципального долга рассматривается, сколько средств было направлено на обслуживание государственного долга, в том числе в процентах к плану, и т.д.;
  • ? при анализе кредиторской задолженности бюджета рассчитывается объем долговых обязательств бюджета перед получателями бюджетных средств.

Существуют разные способы проведения анализа. При сопоставительном анализе ограничиваются сопоставлением отчетных показателей бюджета с плановыми данными прошлых лет, с показателями других бюджетов. Факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов на те или иные результативные показатели бюджета. Метод группировки позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей. Коэффициентный метод дает возможность сопоставить показатели различных бюджетов, например темпы роста доходов и расходов бюджета и т.п.

Существуют разные подходы к проведению анализа:

  • ? при сплошном анализе проводится изучение всех без исключения объектов;
  • ? при выборочном — исследуется только часть объектов;
  • ? при комплексном анализе изучаются все показатели, в том числе определяется влияние различных факторов (организационных, правовых, финансово-экономических, социально- экономических) на уровень исполнения бюджетных планов.

Важнейшие требования, предъявляемые к экономическому анализу бюджетных показателей при проведении контрольно-аналитической работы на любом уровне бюджетной системы страны, — комплексность, действенность, оперативность, и, кроме этого, анализ должен быть объективным и системным. Комплексность анализа бюджетных показателей предусматривает систематическое изучение влияющих на них факторов. Требование оперативности анализа означает, что по его результатам должна осуществляться разработка рекомендаций, с помощью которых можно повлиять на анализируемые показатели, процессы. Эти требования к анализу являются основополагающими, так как позволяют установить размеры влияния тех или иных нежелательных явлений на результаты бюджетного процесса и разработать конкретные предложения по их устранению.

Объективность анализа должна обеспечиваться путем обоснованного подбора информации, которая способна всесторонне охарактеризовать совокупность причин и факторов, определяющих выявленную динамику, тенденции. Это достигается благодаря аудиту бюджетных показателей, проверке их достоверности и взаимоувязки на всех стадиях. Системность обеспечивается комплексным изучением показателей с учетом сроков, объемов, приемов и взаимосвязи изучаемых данных.

Экономический анализ является важной и неотъемлемой частью бюджетного процесса на всех его стадиях: чтобы осуществлять эффективное управление финансовыми ресурсами, необходимо составлять реальные бюджетные планы, иметь эффективный механизм их исполнения — везде требуется качественный анализ бюджетных показателей.

Чаще всего бюджетный анализ преследует следующие цели:

  • ? оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;
  • ? обоснование бюджетно-финансовой политики правительства и администраций территорий;
  • ? обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;
  • ? выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;
  • ? основание принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления финансовыми ресурсами;
  • ? выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;
  • ? обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации доходов в бюджет;
  • ? обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;
  • ? выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
  • ? определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;
  • ? выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка рекомендаций по их устранению;
  • ? совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений [38].

Кроме перечисленных выше общих для всех бюджетов задач анализ территориальных бюджетов позволяет определить:

  • ? уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;
  • ? уровень устойчивости территориального бюджета;
  • ? факторы, воздействующие на финансовое положение территории, и степень их влияния на территориальный бюджет;
  • ? справедливость и приемлемость населением проводимой местной администрацией бюджетной политики.

В современной практике применяется главным образом анализ исполнения бюджетных показателей, результаты этого анализа отражаются в справочных материалах к отчету об исполнении соответствующего бюджета.

Методика анализа бюджетных показателей имеет особенности на каждом этапе бюджетного процесса и во многом зависит от стоящих перед ним задач. Но в любом случае выполняются следующие процедуры.

1. Постановка задачи, проверка, свод, группировка необходимых

  • 2. Аналитическая обработка данных:
    • — сравнение соответствующих показателей с плановыми показателями, нормативами и т.п.;
    • — раскрытие взаимосвязей и количественных зависимостей между показателями;
    • — оценка показателей;
    • — определение причин отклонений;
    • — классификация отклонений по повлиявшим факторам, и т.д.
  • 3. Подведение итогов анализа, формулировка основных выводов.
  • 4. Разработка практических предложений и рекомендаций по результатам анализа.

Каждый из элементов методики имеет важное значение, но конкретность и действенность выводов экономического анализа зависят прежде всего от их комплексного применения. Для проведения анализа бюджета используются определенные методы. Из них наиболее часто применяются следующие:

— метод сравнения, в процессе которого изучаемые показатели сопоставляются с другими показателями с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью данного метода изучаются изменения исследуемых объектов (доходов, расходов), тенденции и закономерности их развития;

  • — метод группировки, в процессе которого показатели группируются и сводятся в таблицы, это позволяет проводить аналитические расчеты, выявлять тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на их изменение. С помощью данного метода появляется возможность систематизировать материалы анализа, определить характерные черты и типичные зависимости;
  • — метод цепных подстановок, который позволяет определить влияние каждого фактора на величину исследуемого бюджетного показателя в отдельности. Например, к факторам, которые могут повлиять на величину доходной базы бюджета, относят: изменения налогооблагаемой базы, налоговых ставок, уровня доходов населения, темпы роста цен, наличие кризисных явлений в экономике, степень концентрации денежной наличности у физических лиц и т.п. На величину расходов бюджета влияют как макроэкономические показатели, так и численность контингента бюджетных учреждений, период их функционирования, наличие финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов;
  • — коэффициентный метод, при котором используются относительные бюджетные показатели, выражающие отношение одних абсолютных бюджетных показателей к другим.
Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Бюджетные коэффициенты позволяют сравнить характеристики бюджета конкретной территории за различные периоды с аналогичными показателями бюджетов других территорий, нормативными показателями. В качестве нормативов (критериев) состояния бюджета могут применяться такие же коэффициенты, разработанные на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку, и т.д.

Для осуществления мониторинга качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации Минфин России разработал ряд коэффициентов (индикаторов), порядок расчета которых представлен в приказе Минфина России от 11 мая 2005 г. № 98 «О мониторинге соблюдения субъектами Российской Федерации требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации».

Расчет предлагаемых коэффициентов проводится ежеквартально департаментом межбюджетных отношений по следующим направлениям:

  • ? предельный размер государственного долга субъекта Российской Федерации;
  • ? предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации;
  • ? максимальное отношение текущих расходов к объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации;
  • ? предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации;
  • ? условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации, получающих дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации);
  • ? исполнение бюджета по доходам (без учета безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы) в процентах от первоначально утвержденного значения;
  • ? кредиторская задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы и начислениям на оплату труда;
  • ? кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями;
  • ? доля оплаты коммунальных услуг населением в процентах от себестоимости;
  • ? максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;
  • ? отношение тарифа на электроэнергию для промышленности к тарифу для населения (по региону);
  • ? отношение тарифа на теплоэнергию для промышленности к тарифу для населения (по региону);
  • ? сумма просроченной (неурегулированной) задолженности по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации.

Например, коэффициент исполнения бюджета по доходам (без учета безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы) в процентах от первоначально утвержденного значения рассчитывается по формуле

где: КУ) — исполнение бюджета по доходам без учета безвозмездных

поступлений от других бюджетов бюджетной системы в процентах от первоначально утвержденного значения;

А — объем поступления доходов без учета безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы на конец отчетного периода;

Б — объем первоначально утвержденного законом о бюджете субъекта Российской Федерации значения доходов без учета безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы.

Для проведения анализа можно использовать и другие коэффициенты (табл. 4.1).

Система бюджетных коэффициентов и порядок их расчета

источник

Уровень социально-экономического развития территории и благосостояние проживающего на ней населения, результативность проводимой органами власти публично-правовой политики, состояние общественных финансов, в частности, их центрального звена, бюджета публично-правового образования, тесно связаны. Поскольку от эффективности управления финансовыми ресурсами публично-правового образования, главным образом, средствами бюджета, зависит достижение стратегических приоритетов развития территории, с момента становления Российской Федерации как суверенного государства особое внимание уделяется упорядочению бюджетных отношений, развитию бюджетного федерализма, выработке и практическому внедрению оптимальной модели управления общественными финансами [1].

Сформированную на настоящий момент в Российской Федерации систему организации бюджетного процесса можно охарактеризовать как смешанную модель, сочетающую элементы бюджетирования по затратам и управления, ориентированного на результат. При этом степень внедрения элементов бюджетирования, ориентированного на результаты, варьируется в достаточно широком диапазоне. Отличительная особенность российской системы бюджетирования состоит в интенсивности преобразований, многообразии внедрённых элементов управления «по результатам», комбинации подходов, принятых в практике различных государств и краткости практического опыта применения данных инновационных инструментов бюджетного управления.

По предварительным данным Минфина РФ и Федерального казначейства, доходы федерального бюджета по итогам января-декабря 2013 г. и консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-ноябрь 2013 г. сократились на 1,4 и 1,1 п.п. ВВП соответственно по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Снизились поступления в федеральный бюджет за январь-декабрь 2013 г. относительно двенадцати месяцев предыдущего года и по нефтегазовым доходам — на 0,7 п.п., в том числе за счет снижения среднегодовой цены на нефть марки «Urals» до 107,88 долл. за баррель или на 2,4% по сравнению с 2012 г. Ненефтегазовые доходы федерального бюджета за двенадцать месяцев 2013 г. относительно января-декабря предыдущего года сократились на 0,7 п.п. ВВП.

Таблица 1 — Основные параметры консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-ноябре 2012-2013гг.

налог на прибыль организаций

акцизы на товары, производимые

налог на совокупный доход

Источник: Федеральное Казначейство.

Доходы консолидированного бюджета за январь-ноябрь 2013 г. составили 7234,9 (11,8% ВВП), расходы — 7252,4 млрд руб. (11,8% ВВП) (табл. 1).

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло снижении поступлений в доходную часть бюджета на 1,1 п.п. ВВП, расходы сократились на 0,7 п.п. ВВП.

Сопоставление данных поступлений налогов и платежей в консолидированный бюджет субъектов РФ за 11 месяцев 2013 г. и предыдущего года, показывает:

— снижение доходов по налогу на прибыль относительно ВВП на 0,7 п.п. ВВП, в абсолютном значении по данному налогу поступило за 11 месяцев 2013 г. на 269,3 млрд руб. меньше, чем за январь-ноябрь 2012 г.;

— сокращение поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ в долях ВВП на 0,3 п.п. ВВП, в абсолютном значении по данному налогу поступило за 11 месяцев 2013 г. на 49,8 млрд руб. меньше, чем за январь-ноябрь 2012 г.;

— остались на уровне предыдущего года поступления в доходную часть консолидированных бюджетов субъектов РФ в долях ВВП по следующим налогам: по НДФЛ (3,5% ВВП), по внутренним акцизам (0,7% ВВП), по налогу на имущество (1,4% ВВП), по налогу на совокупный доход (0,5% ВВП).

Таблица 2 — Исполнение консолидированного бюджета субъектов РФ по расходам в январе-ноябре 2012-2013гг.

и правоохранительная деятельность

Физическая культура и спорт

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам 11 месяцев 2013 г. Сократились относительно января-ноября предыдущего года за счет снижения расходов по разделам: «Здравоохранение» — на 0,3 п.п. ВВП, «Общегосударственные вопросы», «Жилищно-коммунальное хозяйство» — на 0,1 п.п. ВВП каждый, «Социальная политика» — на 0,2 п.п. ВВП, «Межбюджетные отношения» на 0,023 п.п. ВВП. По остальным разделам расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-ноябрь 2013 г. в долях ВВП сохранились на уровне одиннадцати месяцев 2012 г.

По итогам января-ноября 2013 г. консолидированный бюджет субъектов РФ исполнен с дефицитом в 17,5 млрд руб. или 0,03% ВВП (за одиннадцать месяцев 2012 г. консолидированный бюджет субъектов РФ был исполнен с профицитом в 4,0%).

По предварительным оценкам Минфина, дефицит бюджетов российских регионов по итогам 2013 г. составил 673 млрд руб. (около 1% ВВП). При этом у 79 регионов бюджет будет исполнен с дефицитом, общая сумма которого составит 686,1 млрд руб.; у 5 субъектов РФ — бюджет по итогам года будет исполнен с профицитом в общем размере 13,1 млрд. руб.

Долг консолидированного бюджета субъектов РФ на 01.12.2012 г. составил 1472,3 млрд руб., что на 307,5 млрд руб. больше объема государственного долга на конец ноября предыдущего года.

Взаимосвязи звеньев бюджетной системы реализуются через механизм межбюджетных отношений, в основу которых заложены принципы бюджетного федерализма: распределение и закрепление расходов и доходов бюджетов по уровням бюджетной системы; равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований; выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Острая вертикальная несбалансированность бюджетной системы, состоящая в превышении объема фактически сложившихся расходных полномочий консолидированных бюджетов субъектов Федерации по сравнению с их бюджетной обеспеченностью, является одним из главных недостатков существующей в Российской Федерации модели бюджетного федерализма.

Для построения бюджетной системы РФ по типу бюджетных систем демократических государств огромное значение имеет принцип самостоятельности бюджетов.

Он означает, что в каждом бюджете должны быть собственные источники доходов; что на любом уровне бюджетной системы органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств и осуществлять самостоятельно бюджетный процесс; что недопустимо изымать в бюджет вышестоящего уровня доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения нижестоящего бюджета, а также экономию по расходам нижестоящего бюджета, и т.д.

Однако правовые нормы, заложенные в действующем Бюджетном кодексе РФ, пока что не способствуют последовательной реализации на практике этого принципа, более того, они препятствуют реальной (а не декларируемой) самостоятельности.

Принцип самостоятельности бюджетов не может быть обеспечен без четкого и последовательного воплощения другого принципа — разграничения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы РФ. Но еще остаются достаточно большими в бюджетах всех уровней расходы, совместно финансируемые из разных бюджетов, а доходы региональных и местных бюджетов формируются в основном за счет средств бюджетного регулирования, а не собственных источников доходов.

Очень важен для построения бюджетной системы РФ принцип равенства бюджетов субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом; он выражает одну из сторон бюджетного федерализма даже в условиях существования асимметричной федерации. Однако механизм реализации принципа равенства бюджетов, зафиксированный в Бюджетном кодексе РФ (ст. 132), предполагает установление единых для всех субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ.

Между тем реализация принципа равенства бюджетов требует использования единых методологических подходов (а не единых нормативов отчислений) к определению размеров финансовой помощи, оказываемой субъектам Федерации из федерального бюджета.

Бюджетная система должна быть единой, с точки зрения выполнения общепризнанных принципов и правил. Но управление бюджетными средствами должно быть децентрализовано, т.е. осуществляться самостоятельными и в определенной степени конкурирующими друг с другом администраторами бюджетных средств разных типов (органами власти, министерствами, учреждениями), вынужденными постоянно доказывать, что именно они обеспечивают наиболее прозрачное и эффективное использование средств налогоплательщиков для производства общественных услуг.

Чрезмерная централизация бюджетного устройства государства лишает региональные органы власти мотивации к эффективному управлению своими бюджетами и позволяет перекладывать ответственность за потенциально возможную неплатежеспособность. Существующий порядок распределения финансовых ресурсов ставит в крайне невыгодное положение те субъекты федерации, которые развивают собственную налоговую базу и сокращают нерациональные бюджетные расходы, и во многом дает преимущество тем регионам, которые полагаются исключительно на финансовую помощь из федерального бюджета.

источник

В ходе бюджетного года по окончании его годового цикла централь­ные и территориальные финансовые органы постоянно проводят анали­тическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.

Цели бюджетного анализа следующие:

• оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

• обоснование финансово-бюджетной политики правительства и администраций территорий, а также обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

• выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

• обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;

• выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

• обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов;

• обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

• выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэф­фективному использованию бюджетных ассигнований;

• определение экономической и социальной эффективности бюд­жетных расходов;

• выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;

• совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных от­ношений.

Эти цели — общие для всех бюджетов.

Анализ же территориаль­ных бюджетов позволяет определить:

• уровень финансовой самодостаточности территории, состоя­ние базы ее собственных доходов;

• уровень устойчивости территориального бюджета;

• факторы, воздействующие на финансовое положение территории, и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;

• приемлемость и справедливость с точки зрения населения проводимой местной администрацией бюджетной политики.

Методы и инструментарий, используемые для анализа бюджета.

1.Наиболее простой метод — сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показате­лями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.

2.Следующий метод — группировка, т.е. показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, устанавливать тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

3.Метод цепных подстановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным (все остальные показатели остаются неизменными). Метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.

Для бюджетного анализа могут использоваться:

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

горизонтальный анализ, позволяющий сравнивать текущие по­казатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

вертикальный анализ, в результате которого определяется струк­тура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

трендовый анализ, выявляющий тенденции динамики бюджет­ ных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа можно прогнозировать бюджетные показатели на будущее;

факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на показатели расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, ин­дексы инфляции и т.д.).

Бюджетный анализ может проводиться по результатам как со­ставления, так и исполнения бюджета.

Анализ составления бюджета включает следующие направления исследований:

• анализ финансового состояния отраслей сферы материально­
го производства;

• анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;

• анализ показателей сводного финансового баланса;

• анализ доходной части проекта бюджета по источникам доходов;

• анализ расходной части проекта бюджета по направлениям ис­
пользования бюджетных средств.

Анализ исполнения бюджета включает:

• анализ выполнения показателей поступления доходов по от­
дельным источникам и отраслям хозяйства;

• анализ исполнения плана расходов по направлениям финанси­
рования и отраслям производственной и непроизводственной сфер;

• анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;

• анализ кассового исполнения бюджета.

Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуще­ствлении финансовой политики, выявления резервов в мобилиза­ции средств в бюджет, повышения эффективности их использова­ния, усиления контроля за их освоением.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8888 — | 7571 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:59, курсовая работа

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………3
1.1. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации…………………………………………………………..3
1.2. Принципы бюджетной системы………………………………………….5
1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов…………………………………………………………………………9
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….13
2.1. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации..13
2.2. Местные бюджеты и внебюджетные фонды……………………………18
2.4. Межбюджетные отношения – современная ситуация, проблемы и пути их решения………………………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..25

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСВТЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Государственного и муниципального управления

по дисциплине: Государственные и муниципальные финансы

Тема: «Анализ бюджетной системы Российской Федерации»

ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………3

1.1. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации……………………………………………………… …..3

1.2. Принципы бюджетной системы………………………………………….5

1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов………………………………………………………… ………………9

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….13

2.1. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации..13

2.2. Местные бюджеты и внебюджетные фонды……………………………18

2.4. Межбюджетные отношения – современная ситуация, проблемы и пути их решения…………………………………………………………… …………22

На протяжении последнего десятилетия бюджетная система Российской Федерации постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных и экономических процессов, происходящих в России в условиях перехода от социалистического метода хозяйствования к рыночным отношениям. Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет.

В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и местных органов самоуправления. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования. В то же время нельзя не отметить и тот факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Важнейшей причиной тому обычно называют отсутствие достаточной и стабильной финансовой базы.

Объектом исследования является бюджетная система и проблемы исполнения бюджетов разных уровней в РФ.

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении, регулирующей роли в использовании ВВП.

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации.

ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1.Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет — имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»[1]. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства[2].

Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. Важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов»[3]. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит из[4]:

 федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

 бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

 местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством — в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня — государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно- территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет»[5] — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ — это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

1.2. Принципы бюджетной системы.

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации[6]:

 единства бюджетной системы Российской Федерации;

 разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

 полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

 эффективности и экономности использования бюджетных средств;

 общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

 адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ , местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

 право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

 наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации , определяемых в соответствии с законодательством РФ;

 законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Налоговым Кодексом и налоговым законодательством РФ;

 право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

 недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

 недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по рпсходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средст из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

источник