Меню Рубрики

Как провести анализ бизнеса клиента

Ведущие мировые бренды инвестируют крупные суммы в маркетинговые исследования, результаты которых во многом влияют на принятие ключевых управленческих решений. Стоимость таких исследований стартует с 60 000 рублей и выше — космические суммы, особенно для малого бизнеса. Однако зная, как анализировать рынок, вы сможете добыть ключевую информацию самостоятельно.

Прежде всего необходимо чётко обозначить цели. От того, какую именно информацию вы хотите получить, зависит предмет исследования. Основными структурными компонентами рынка, анализируемыми предпринимателем, являются:

  • состояние рынка (ёмкость, конъюнктура, тенденции, реакция на новые товары);
  • доля разных компаний на рынке, их возможности и перспективы;
  • целевые сегменты, их особенности поведения и требования к продукту, уровень спроса;
  • уровень цен и норма прибыли в отрасли;
  • свободные ниши, в которых можно вести бизнес;
  • конкуренты, их сильные и слабые стороны.

Говоря о том, как правильно анализировать рынок, стоит подчеркнуть, что конкретная, понятная цель позволяет сократить затраты, не тратить время на обработку бесполезной информации и сразу выбрать наиболее эффективные методы исследования.

Комплексное маркетинговое исследование, как правило, проводится на этапе запуска или расширения бизнеса. Его цель — собрать как можно более подробную и всестороннюю информацию о конкретной нише. Как анализировать рынок?

«Отправная точка» в проведении комплексного анализа — Market Research (собственно, изучение рынка и его перспектив). В идеале необходимо проанализировать информацию за последние 3-5 лет.

Ключевой показатель здесь — ёмкость рынка. Говоря простыми словами, это то количество товаров, которое потребители могут купить за определённый промежуток времени — месяц или год. Для расчётов используется формула:

где: V — размер рынка, A — численность целевой аудитории (тыс. чел), N — норма потребления продукции за период.

На основе этого показателя вычисляют, какого максимального уровня продаж может достичь компания в данном регионе.

Следующий критерий, на который нужно обратить внимание — уровень спроса. Важно учитывать динамику рынка, развивается он или, напротив, сокращается. В первом случае необходимо определить его потенциал и границы роста, а на этапе стагнации — понять, как долго это будет продолжаться.

Дополнительно изучают факторы, влияющие на рынок, долю ключевых конкурентов в общем объёме сбыта, способы реализации продукции.

На основе полученных данных необходимо обозначить основные тенденции и направления развития, а также проанализировать перспективы рынка — что потребители выбирают сейчас и как могут измениться их предпочтения в обозримом будущем.

Совет: Актуальную статистику и результаты исследований отдельных рынков на международном и национальном уровнях можно найти в отраслевых журналах и экономических отчётах.

Итак, мы знаем объём анализируемого рынка в целом. Теперь необходимо определить, какие группы потребителей приносят компании основную прибыль, что их объединяет. Для сегментации аудитории используются разные критерии — пол, возраст, профессия, уровень дохода, социальный статус, интересы и т. д. В зависимости от приоритетов значимость отдельных факторов может отличаться.

Чтобы решить, на какие сегменты ориентироваться в первую очередь, дополнительно анализируют:

  • объём каждого сегмента (количество потенциальных клиентов);
  • географическое расположение;
  • доступность различных групп потребителей;
  • ориентировочные затраты времени и финансов для начала деятельности.

Грамотный выбор ЦА в будущем избавит предпринимателя от лишних затрат и позволит направить ресурсы на привлечение самых «прибыльных» покупателей.

Любой рынок постоянно подвергается воздействию извне. Современные маркетологи выделяют 6 видов внешних факторов, которые влияют на организации:

  • политические (государственная политика в сферах транспорта, занятости, образования и т. д., налоги);
  • экономические (уровень инфляции, ставка ссудного процента);
  • социальные (численность населения, мировоззрение, уровень образования);
  • технологические;
  • правовые (законы, регулирующие создание и работу предприятий);
  • экологические.

Некоторые тенденции проявляются медленно, их легко предсказать — например, ещё в 70-х в обществе начали обсуждать проблемы защиты окружающей среды, а сейчас eco-friendly business стал глобальным трендом. В то же время, экономическая ситуация может измениться в любую минуту, а сказать с уверенностью, что будет через 3-5-10 лет, просто невозможно.

Говоря о том, как научиться анализировать рынок, особое внимание следует уделить изучению предприятий, которые уже работают в данной отрасли. Прежде всего нужно узнать как можно больше о самих компаниях и их возможностях:

  • технологии, которые используются при производстве товаров и услуг;
  • наличие патентов и уникальных технологических преимуществ;
  • уровень квалификации персонала;
  • доступ к ограниченным, редким ресурсам;
  • возможность получения дополнительных инвестиций.

Следующий шаг — изучение товаров и услуг конкурентов. Оценивать нужно «глазами потребителя», учитывая как рациональные, так и эмоциональные факторы.

Остаётся систематизировать данные и объективно сравнить основных игроков рынка. Для удобства предлагаем воспользоваться простым шаблоном.

Компания А Компания Б Компания В
«Точки пересечения» (в чём именно конкурируете)
ЦА (целевая аудитория)
Доля рынка
Ассортимент и качество продукции
Цены
Маркетинговая стратегия (оффлайн)
Маркетинговая стратегия (в Интернете)
Политика сбыта
Конкурентные преимущества
Сильные стороны конкурента
Недостатки конкурента

Заполнив таблицу, вы получите базовое представление об основных игроках рынка и их деятельности, а также сможете сравнить их показатели со своими.

Идём дальше. Теперь нужно сосредоточиться на одном из ключевых аспектов, а именно — проанализировать цены основных конкурентов на товары и услуги.

Чтобы увидеть полную картину, необходимо разбить всех игроков рынка на ценовые сегменты — эконом, премиум и т. д. Также важно понимать структуру цены (себестоимость, затраты на продвижение и рекламу, наценка) и приблизительно рассчитать прибыль от каждой продажи.

При этом следует учитывать не только стандартные цены, но и наличие бонусов, промо-акций, специальных предложений, а также условия рассрочки.

Обязательно подумайте, какие причины могут привести к изменению среднерыночных цен в сторону увеличения или уменьшения.

В результате вы должны получить чёткую картину ценовой политики конкурентов, выяснить, в чём причины различий в стоимости, и рассчитать возможную прибыль через N месяцев/лет. Отталкиваясь от этого, можно определить, не слишком ли завышены или занижены цены компании, как лучше позиционировать товар — дорогой, но качественный, или доступный и экономичный.

Маркетологи, которые анализируют ситуацию на рынке и участвуют в разработке бизнес-планов, часто подчёркивают, что этот пункт — один из самых значимых.

Рассматривая действующую систему сбыта, нужно выделить основные элементы — оптовые и розничные сети, отдельные магазины, склады, транспортные компании.

Исследуют как отдельные предприятия, так и работу логистической системы в целом — как продукция движется от производителей к конечным потребителям, через каких посредников проходит, сколько времени это занимает и т. п.

  1. Какие торговые предприятия работают на определённой территории (специализированные и фирменные магазины, супермаркеты, киоски и т. д.), их соотношение.
  2. Расположение, размер и уровень продаж основных магазинов.
  3. Интенсивность дистрибуции — процент точек, в которых можно купить товары конкретного производителя в данном регионе.
  4. Какой контингент чаще покупает в магазинах того или иного типа (место жительства, средняя сумма чека, процент постоянных клиентов).
  5. Уровень густоты дистрибуции — отношение общего количества магазинов к плотности населения на исследуемой территории.

Ключевой показатель эффективности системы дистрибуции — уровень расходов. Он рассчитывается по формуле:

где: ВД — затраты на дистрибуцию, Т — расходы на транспорт, Сп — фиксированные складские расходы, С9 — переменные складские расходы, Г — сумма не выполненных в срок заказов (в денежном выражении).

Ещё один аспект, на котором нужно остановиться, обсуждая, как анализировать рынок. Нужно выяснить, какие инструменты используют другие компании, что делают для привлечения и удержания клиентов.

Основные элементы комплекса маркетинговых коммуникаций — это:

  • реклама (в газетах, журналах, на интернет-ресурсах, ТВ, радио, наружная и т. д.);
  • PR/пропаганда — создание позитивного имиджа компании и её продукции за счёт публикации новостей, обзоров, интервью и других материалов в СМИ;
  • стимулирование сбыта — особые мероприятия для побуждения к покупке (купоны, конкурсы, бесплатные образцы товара, дисконтные программы);
  • личные продажи.

Где конкуренты чаще всего размещают рекламу? Что о них пишут в СМИ? Какие скидки и бонусы они предлагают? Чем больше информации — тем лучше.

На этом этапе особое внимание нужно уделить цифрам:

  1. Среднее количество контактов потенциального клиента с разными носителями рекламы.
  2. Эффективность объявлений. Проще всего отслеживать статистику на интернет-площадках — современные сервисы предоставляют информацию о количестве просмотров и переходов по ссылкам, времени, которое пользователь провёл на сайте и его активности.
  3. Конверсия — процент посетителей сайта/магазина/мероприятия, которые совершили покупку или другое целевое действие, от общего количества посетителей.
  4. Цена контакта — сколько денег компании понадобилось вложить в рекламу, чтобы 1 человек оставил свои данные или обратился к менеджеру (отношение суммы рекламного бюджета к числу потребителей, с которыми удалось связаться).

Чтобы понять, где и как лучше всего «ловить» потенциальных клиентов в конкретной нише, следует по отдельности исследовать эффективность каждого метода в выбранной нише.

Реклама в традиционных СМИ (ТВ, радио, популярные журналы) отлично работает в B2C-сегменте, но совершенно неэффективна для B2B — серьёзные руководители зачастую даже не тратят на это время. Зато их может заинтересовать статистика, планы с чёткими цифрами, «сухие» факты, доказывающие выгоду для бизнеса — то, что на обычного потребителя лишь навеет скуку.

Для разработки стратегии недостаточно знать общие характеристики типа возраста и дохода. Нужно понимать, как работать с конкретным типом людей, как они принимают решение о покупке, на что обращают внимание и т. п.

Анализ потребителей проводится в нескольких направлениях:

  • мотивация, определение потребностей и целей;
  • ожидания касательно стандартов обслуживания и цен;
  • ключевые критерии (что хочет получить от товара/услуги в первую очередь);
  • причины недовольства и претензий (что не устраивает в продукте или сервисе);
  • процесс принятия решений (чем руководствуются — логикой или эмоциями, с кем советуются).

Понимание своей целевой аудитории — важный шаг к тому, чтобы построить сильный бренд, которому будут доверять.

Поговорим о том, как анализировать рынок на практике. Современные маркетологи используют несколько основных программ для обработки данных:

  1. SWOT-анализ. Идеально подходит для разработки стратегии фирмы. Информация заносится в таблицу с 4-мя блоками: сильные стороны (Strength), слабые (Weaknesses), возможности (Opportunities) и угрозы/риски (Threats). При этом учитываются как внутренние, так и внешние факторы.
  2. PEST. Позволяет увидеть реальное положение компании в отрасли, а также влияние внешних факторов (экономических, политических, технологических и социальных).
  3. PESTLE. Расширенный вариант PEST-анализа, где также учитывается влияние климата, геолокация и правовые факторы.
  4. «Пять сил Портера». Один из мощнейших инструментов для тех, кто хочет знать, как анализировать рынок торговли. Согласно этой методике, нужно выделить 5 ключевых факторов, которые определяют стратегию и тактику компании. Однако есть и минусы — данная методика не учитывает всех исключений и частностей, а разрабатывается под каждое направление бизнеса отдельно.

Формат напрямую зависит от целей исследования и доступности информации. Иногда гораздо нагляднее представить информацию в виде диаграмм и графиков на основе обычных таблиц.

Хотя в сети можно найти готовый анализ любой отрасли, лучше потратить время и провести собственное исследование. Только так можно получить подробную, актуальную информацию конкретно по вашей нише и региону.

Говоря о том, как анализировать рынок торговли или любой другой, можно выделить несколько методов сбора данных:

  • опросы и анкеты (открытые или закрытого типа — с вариантами ответов);
  • фокус-группы — «круглый стол» с несколькими представителями целевой аудитории для обсуждения товаров и услуг компании;
  • эксперименты и A/B тестирование;
  • личное интервью с клиентами и партнёрами;
  • изучение тематических форумов и групп в социальных сетях;
  • работа с отраслевыми экспертами — интервью со специалистами, исследователями, маркетологами, которые могут подтвердить достоверность информации из открытых источников и сделать свои прогнозы касательно развития рынка;
  • изучение открытой государственной и региональной статистики;
  • документация и отчёты о деятельности различных предприятий.

Чтобы увидеть полную картину состояния рынка, необходимо понимание закономерностей его функционирования и развития, умение анализировать ситуацию на рынке труда. Действовать осознанно и иметь чёткую стратегию — важнейшие условия успеха в XXI веке, когда старая истина «кто владеет информацией — владеет миром» становится ещё более актуальной.

источник

Вы смотрите: Бизнес клуб » Статьи » Продажи » 10 способов анализа клиентов

Кому Вы продаете? Только не говорите, что всем, кто готов купить. Такой подход, кроме неработающего сайта и низкой конверсии, ничего не даст. Своего покупателя надо знать по возрасту, полу, привычка, местам обитания и прочим деталям. Как? 10 способов узнать истину о своих клиентах ищите в статье. © Вера Сусол.

Работая над новыми сайтами и редизайнами уже существующих, мы постоянно сталкиваемся с подобными описаниями целевой аудитории от владельцев бизнеса.

Фрагмент из брифа на разработку сайта:

Еще более запущенная ситуация в бизнесе — когда собственник хочет сделать один сайт и для оптовых клиентов, и для розницы.

Фрагмент из брифа на разработку сайта:

Причина таких ситуаций — банальное отсутствие интереса к своим клиентам. Собственники такого бизнеса очень слабо представляют своих клиентов, их проблемы и потребности. На выходе получается что-то вроде этого, глаза посетителей сайта «разбегаются» в поисках нужной информации:

Пренебрегая исследованиями целевой аудитории, не работая над UX (опытом пользователя), в наш век собственники бизнеса рискуют остаться вообще без клиентов. До того, как решиться на редизайн старого сайта (так как он стоит недешево!), стоит провести исследование и узнать, чего хотят пользователи. Иначе получите «красивый» сайт, который не соответствует ожиданиям клиентов, неудобен для них. Ведь редизайн вы делаете для пользователей, а не для себя любимых? Легче бизнесу от редизайна не станет, если сайт станет красивым, но по-прежнему неудобным для ваших клиентов. Например, на новом сайте родители, которые хотят отправить детей на обучение в Чехию, не могут найти нужной информации также, как и на старом из-за сложной структуры и чересчур современного дизайна:

Читайте также:  Как сдать анализы на спид спб

Сейчас в мире веб-разработки есть 2 «кита» интерфейса: UX и UI дизайн. UX это про то, кто ваши пользователи и как они взаимодействует с вашим продуктом (сайтом). Нельзя сделать хороший UX-дизайн, не исследуя пользователей. В брифах все любят писать так:

Но интуитивно понятным интерфейс делает именно UX дизайн. И понятен этот интерфейс должен быть не для всех, но для вашей целевой аудитории. В UX дизайн входят исследования аудитории, проектирование и тестирование продукта. А UI дизайн это уже привычный всем графический дизайн.

Чтобы идти в ногу со временем и не разориться, нужно четко себе представлять целевую аудиторию и не переставать исследовать её.

Методов исследований существует великое множество, вот 10 самых популярные способов анализа клиентов:

1. Маркетинговое исследование — Тут статья про то, как понять, кто ваша текущая аудитория, если нет денег на полноценное маркетинговое исследование.

2. Анализ опыта менеджеров/техподдержки — Спросить у менеджеров, которые общаются с клиентами, на что жалуются клиенты, чем недовольны.

3. Анализ рынка и конкурентов — Тут статья про конкурентный анализ.
Этот анализ очень важен для бизнеса, проводить нужно периодически.

4. Экспертная оценка — Провести аудит юзабилити текущего сайта, можно самостоятельно.
Помогает выявить типовые ошибки в интерфейсах.

5. Интервью с пользователями — Составить вопросы, выбрать нескольких пользователей из групп ЦА и просто спросить.
Очень ценный метод, но владельцы бизнеса почему-то его не используют.

6. Включенное наблюдение — Наблюдать, как пользователи работают с сайтом, по ходу задавать им вопросы.
Открывает глаза на то, что ваш сайт не такой уж и удобный.

7. Персонажи и сценарии — Портреты потенциальных клиентов и сценарии их взаимодействия с сайтом. Можно еще построить CJM.
Помогает понять, кто ваши пользователи, выявить их характерные черты.

8. Опрос — Устный, письменный, онлайн, по телефону.
Даже небольшой онлайн опрос в google-формах лучше неведения. Пример опроса о личном кабинете 1PS.
Помогает получить ответы на интересующие вас вопросы.

9. Юзабилити-тестирование — Вы формируете задачи для тестирования интерфейса (купить пиццу на сайте доставки еды, купить телефон и т.п.). Приглашаете респондентов. Они выполняют эти задачи у вас на глазах, вы-модератор, наблюдаете за процессом.
Метод открывает глаза на то, как на самом деле люди взаимодействуют с вашим сайтом. Иногда это шокирует =)

10. А/В тестирование — Точечные изменения с целью проверки гипотез.
Помогает выбрать один из имеющихся вариантов.

Применение методов зависит от того, на каком этапе проект.

Когда вы только создаете сайт, очень полезно применить методы:

  • анализ рынка и конкурентов;
  • персонажи и сценарии;
  • интервью с потенциальными пользователями;
  • маркетинговое исследование.

Когда у вас уже есть сайт и вам нужно найти проблемы в интерфейсе и проверить внесенные изменения, то можно использовать методы:

  • экспертная оценка;
  • опрос;
  • интервью с пользователями;
  • юзабилити-тестирование;
  • A/B тестирование;
  • анализ опыта менеджеров/техподдержки.

Когда вы хотите развить сайт, вывести на новый уровень, то полезны следующие методы:

  • интервью с пользователями;
  • включенное наблюдение;
  • персонажи и сценарии;
  • анализ опыта менеджеров/техподдержки;
  • анализ рынка и конкурентов.

Главное — понять незаменимую ценность исследований для бизнеса и начать их проводить. Необходимо наблюдать и общаться с людьми, если хотите сделать для них полезный сайт, а не сферического коня в вакууме.

  • поймете, чего хотят люди от вашего продукта (сайта).
  • сможете дать людям то, чего они хотят (а не то, чего ВАМ кажется, они хотят).

За рубежом активно применяют UX-исследования. В России их необходимость осознают только крупные компании (которые даже создают собственные юзабилити-лаборатории: MAIL.RU, Билайн, Сбербанк и т.п.), малый и средний бизнес исследованиями часто пренебрегает. Именно поэтому благодаря исследованиям сейчас можно легко обойти конкурентов и достичь высокой конверсии и хороших поведенческих факторов.

Многих отпугивают исследования, так как они думаю, что это дорого. Но это отмазка, так как, во-первых, можно провести многие исследования самостоятельно, во-вторых есть бюджетные сервисы в помощь.

Юзабилити-тестирование — метод оценки качества интерфейса, основанный на привлечении пользователей из целевой аудитории в качестве тестировщиков. Это самый полезный метод исследований. Но есть миф, что и самый дорогой. Это не совсем так. Для тестирований вовсе не обязательно обращаться в специализированные компании, у которых дорого.

Для начала можно попробовать самостоятельно организовать и провести юзабилити-тестирование, в помощь книга западного юзабилиста Стива Круга.

Также можно попробовать удаленные юзабилити-тестирования с помощью специализированных сервисов: Fabuza, AskUsers, UXCrowd.

В сервисах юзабилити-тестирование проводится пользователями-тестировщиками, выбранным по нужным вам параметрам: география, пол, возраст, род деятельности, опыт в какой-либо сфере. Вопросы теста вы составляете самостоятельно, у UXCrowd есть руководство на эту тему. Вопросов не должно быть слишком много, чтобы пользователь не устал проходить ваш тест.

В Fabuza эксперты по юзабилити помогают вам корректно составить вопросы для теста. Доступно проведение самостоятельного тестирования и работа с экспертами по юзабилити, которые подготовят отчет по результатам вашего теста и дадут советы по улучшению интерфейса.

В тесте есть возможность отправлять тестировщика на сайт для выполнения задания, запись видео-сеанса ответа. Пример теста для сайта 1PS. В интерфейсе Fabuza результаты теста выглядят следующим образом:

Благодаря юзабилити-тестированию вы увидите, как на самом деле люди из вашей целевой аудитории взаимодействуют с сайтом, какие у них возникают проблемы. Пришло время снять розовые очки!

Если мы донесли до вас необходимость исследований вашего сайта, то пишите, поможем их организовать. Мы проводим интервью и опросы пользователей, удаленные юзабилити-тестирования и А/В тесты.

Источник : онлайн-обучение SEO, рекламе и интернет-маркетингу.
Автор: Вера Сусол — Специалист по юзабилити сервиса 1PS.

Нравится информация? Расскажите о ней в своей социальной сети!

VIP club (Бизнес Клуб) — это сборник информации для создания и продвижения вашего бизнеса: скрипты и программы, семинары и тренинги, книги и специальные доклады, товары с правами перепродажи и правами личной марки, уроки и инструкции, а также скидки на товары и услуги.

Частично информацию можно скачать бесплатно и полностью в приватной зоне сайта Бизнес Клуб — выбирайте доступ:
Standart | Premium | Unlimited | Бесплатно

Внимание! Все товары и услуги добавляются в приватную зону сайта только с разрешения авторов и правообладателей.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

узнавайте первыми о добавлении:

и других материалов для создания и развития вашего бизнеса.

источник

Пребывая в «творческом отпуске», имею в своем распоряжении некое количество свободного времени, которое могу потратить на «общественно полезный труд». Потому, если бизнес-анализ Вам интересен, прошу ознакомиться с мыслями по этому вопросу:

Итак, целью статьи является показать, чего ожидают и в чем нуждаются пользователи результатов работ бизнес-аналитиков. По сути, статья писалась не только для бизнес-аналитиков, но и для тех, кто вынужден пользоваться результатами их труда. И чтобы не просто «читать и материться», а иметь возможность объяснить, чего же они пропустили или не учли в своей работе

Начнем с азов: что такое «бизнес-анализ»? Надеюсь ни для кого не секрет, что «бизнес-анализ», «анализ бизнеса» (аудит) и «бизнес-аналитика» — это совершенно разные понятия, и, кроме «похожих слов», между ними общего не так много.

Дабы не загромождать и без того объемный текст, я вынес «сборник определений» в сноску, кому интересно, можете ознакомиться.

Существуют два вида бизнес аналитиков:
— Обычный (не IT) бизнес-аналитик – тот, кто работает в контексте бизнеса в целом. Такой специалист участвует в совершенствовании процессов, оптимизации издержек и т.д.
— Бизнес-аналитик в IT: тот, чья работа происходит в рамках отдельных IT проектов – закупки, внедрения, внесение изменений и т.д. Его задачей является взаимодействие с заинтересованными лицами со стороны заказчика (бизнес пользователи, технический персонал и т.д.) для сбора требований, исходящих от бизнеса

«International Institute of Business Analysis» (www.iiba.org) в «BABOK Guide 2.0», определяет (раздел 1.2, стр. 3):

Бизнес-анализ, это набор задач и техник, используемых как связующее между участниками и заинтересованными лицами для понимания структуры, правил и операций в рамках организации, так и для рекомендации решений, позволяющих данной организации достичь ее целей.

Бизнес-анализ предусматривает понимание, как функционируют организации, чтобы соответствовать их назначению и определение возможностей, которые требуются организации для предоставления продуктов и услуг внешним (по отношению к организации) заинтересованным лицам. Он (бизнес-анализ) включает в себя указание целей организации, связей этих целей с отдельными задачами, определение направления действий организации для достижения указанных целей и задач, а также задание способов (процессов), как различные подразделения и заинтересованные лица в самой организации и за ее рамками будут взаимодействовать между собой.

Бизнес-аналитик, это тот, кто все это делает, безотносительно названия его должности

Бизнес-Аналитик, это специалист, который анализирует потребности и проблемы бизнеса, консультируется с пользователями и заинтересованными лицами, для нахождения возможностей улучшить отдачу от бизнеса с помощью IT, а также задает, управляет и отслеживает указанные требования в бизнес-процессах

Итак, как говориться, пора разобраться, ради чего все это затевалось. Все это, в смысле «бизнес». И если сами руководители и/или работники этого не знают, «тогда мы идем к вам» (ц). На самом деле, это очень важный этап и тут есть свои, совсем неочевидные сложности.

Традиционно, начнем с определений. Что есть бизнес? Бизнес, говоря по-русски, это просто некая деятельность или занятие, на которые мы тратим свои ресурсы (время, деньги) и свои способности. И любой «бизнес» существует не сам по себе в вакууме, он служит «удовлетворению потребностей». Все это наверняка уже слышали не раз. Так вот, выявление этих самых потребностей и является одной из задач бизнес-аналитика на первом этапе исследования.

И чтобы нам было все это славословие более понятным, давайте отвлечемся от гранита науки, к более податливым материям – к примерам. Представим, что перед нами стоит задача исследовать бизнес «Почты России». Этот пример, думаю, будет многим близок, поскольку с почтой каждый из нас сталкивался. Итак, что же является целью данной организации? Какую потребность она (организация) удовлетворяет? Многие сходу ответят что это – «доставка почтовых отправлений». И это будет не совсем верным ответом. Спросим несколько иначе, а что отражает потребность заказчиков в «отправке писем, посылок и так далее»? И тут уже наверняка все догадались – передача информации и ценностей на расстояния. Именно это и является той бизнес-потребностью, которую данная организация должна удовлетворять.

Чувствую, что будут недовольные ухмылки, мол «крутишь, вертишь, надурить хочешь» автор. Ан нет. Еще раз взглянем внимательно. Человек не родился со знанием, что для того, чтобы чего-то сообщить другому человеку за лесами и полями (в смысле который находится очень далеко) надо сначала все это записать на бумагу, запаковать в конверт и отправить с помощью почты. Таковыми были требования вследствии неразвитости средств связи.

И мы видим, что неверное определение целей бизнеса приводит к его (бизнеса, предприятия) умиранию. Ведь сотовая связь, факс, электронная почта – эти средства тоже удовлетворяют туже самую потребность – передача информации на расстояния. То, что руководство «Почты России» этого не поняло, это бывает, а вот то, что бизнес-аналитики, которых они наверняка звали, этого не указали – вот это уже проблема. Если говорить о почте, то ее задачей была и остается «передача информации и ценностей на расстояния». Не отправка посылок, конвертов, бандеролей – а именно «передача информации и ценностей», безотносительно способов, как она это делает, даже пусть телепортирует, или же производит на месте.

С появлением сотовых телефонов, было очевидно, что писать письма станут меньше. Остаются только те, кому важна передача информации на физических носителях. Вот что мешало поставить факсы и получить права нотариусов в каждом отделении почты, чтобы человек на другом конце получал заверенную копию? В дальнейшем, можно было использовать сканирование и передачу файла для печати в нужном отделении (благо цифровые подписи уже в ходу). Опять же, денежные переводы по России с получением/отправлением в каждом отделении. А если вспомнить про переговорные пункты, которые часто были на почтах, что мешало организовать VoIP, или ее аналог для дешевых звонков? Помешало именно непонимание целей организации. Теперь же все сладкие куски достались курьерским службам, системам денежных переводов и прочим VoIP операторам. А надо то было, всего лишь чуточку подумать.

Я надеюсь, что этот пример ясно показал, что первейшей целью бизнес-аналитика является распознание и указание бизнес-целей предприятия, потребностей, которые оно удовлетворяет. А уж каким способом оно (предприятие) это делает (как в нашем примере, отправкой конвертов, нотариальным заверение факс-отправлений, или же сервисом для видео звонков) это уже вопрос второй. Это будут всего лишь конкретные варианты бизнеса для решений задачи. Зная бизнес-цел��, маркетолог, продажник, риск-аналитик и многие другие могут заранее определить возможности и риски данного направления, и предложить заказчику более интересные варианты, или же указать на конкурентов. Сосредоточенность же на конкретных вариантах бизнеса, как мы прекрасно видим, приводит к плачевным результатам.

Читайте также:  Как сдать анализы на совместимость партнеров

Следующие «артефакты», с которыми должен работать бизнес-аналитик – это задачи, требования и пожелания. И вот наступает момент, когда нам (как бизнес-аналитикам) очень пригодится помощь маркетологов. Потребность то мы определили. А вот тех, кто будет удовлетворять эту свою потребность, пользуясь услугами бизнеса – должны найти маркетологи. «Сегмент рынка», «целевая аудитория», а значит и требования к оказываемой услуге или выпускаемой продукции – должны быть заданы маркетингом. Это их хлеб, им его и отрабатывать.

Очевидно, что бизнес-аналитик должен понять и зафиксировать все требования и задачи, которые будут озвучены, именно с точки зрения бизнеса – удовлетворение вполне конкретных потребностей. При этом, при их описании, желательно избегать всевозможных туманных определений задач в стиле «сделать счастливой тетю Глашу», или же постараться максимально их конкретизировать (например, «для должности «помощник»– уменьшить объем выполняемых работ до 5ти операций, общим временем не более 6 часов в день»). Ну и самое главное, все задаваемые требования должны иметь численное, абсолютное значение. Допустим, мы получили требование: «уменьшить затраты на доставку отправлений в рамках одной области на 5%». Уменьшить что? Затраты чего: труда сотрудников, времени доставки, стоимости доставки или все вместе в некой пропорции? Как все это считать? В идеале, хотелось бы, чтобы требования фиксировались в виде, близком к следующим примерам:

Затраты времени на доставку отправлений массой до 1 кг, в пределах 300 км от места отправления, с момента оформления отправления в офисе, до момента готовности к его выдаче в отделении получателю, необходимо уменьшишь с 24 до 16 рабочих часов.

Себестоимость доставки отправлений в пределах 300 км от места отправления, массой до 1 кг, с учетом:

  • затрат на оформление отправления;
  • зарплат всех занятых в процессе приемки, обработки, доставки, выдачи и иных необходимых процедур (включая уборку помещения, обслуживание транспорта и помещений, выписку документов и т.д.);
  • амортизации оборудования;
  • стоимости расходных материалов;
  • неизменного уровня качества и скорости доставки.

Должна быть снижена с 50 до 45 руб., в пересчете на одно отправление, при общем количестве отправлений не менее 50 в день.

Время предоставления информации на запрос о нахождении произвольной партии/единицы товара, не должно превышать 5 минут с момента его отправки/формирования.

Отчет о прохождении этапов отгрузки/производства единицы/партии продукции должен обновляться не реже, чем раз в час.

В таком виде, исполнители будут точно знать, чего от них ожидают и легко смогут подтвердить заказчику достижение заданных целей и задач. С другой стороны, заказчик будет знать, за что он платит и чего ему ожидать.

Ну и наконец, думаю, все это понимают, цели и задачи желательно ставить на процесс в целом, а не на отдельные его этапы. Хотя оптимизация и/или автоматизация будет касаться отдельных этапов процессов, но при этом мы понимаем, что улучшение в одном месте, часто влечет за собой ухудшение в другом. Поэтому только обобщенные показатели дают нам интегральную оценку эффективности.

Едем дальше. Когда мы говорим о задачах, которые ставит заказчик, бизнес-аналитик должен убедиться, что есть реальные возможности эти задачи выполнить. Вот, допустим, ставится задача гарантировать максимальный срок доставки посылок из Калининграда в Петропавловск-Камчатский в 3 дня. Супер. Все будут только счастливы. Однако, анализируя транспортные возможности, мы видим, что чисто физически, иногда в славном городе вулканов и «Авачи» неделю может «не быть погоды». То есть неделю самолеты туда не летают. И в таком случае, все обещания, улучшения процессов и чего угодно еще, не позволят решить данную задачу в текущих условиях. Поэтому такие задача следует или отвергать на самых ранних стадиях, или же обставлять условиями, когда они могут быть достигнуты.

Итак, внедрение системы автоматизации дистрибуции в филиале достаточно крупной и известной международной компании в одной из республик б. СССР. В процессе анализа, выявляется одно из требований: «система должна автоматически давать скидку на заказ/накладную, при условии, что клиент включает в закупку некий, заранее согласованный, набор товаров, который привязан к каждому конкретному клиенту. Список товаров для разных клиентов различается и должен передаваться во внедряемую систему в процессе интеграции, из учетной системы заказчика».

Как мы видим, требование в принципе простое. При поверхностном анализе – все прекрасно:

  • действительно, в контракте (договоре) с каждым клиентом присутствует приложение с указанием набора номенклатуры, наличие которого (набора номенклатуры) обеспечивает применение скидки на весь заказ;
  • более того, в 1С (с которой мы будем интегрироваться) в накладной такое поле тоже присутствует, и он часто заполнено в рабочих накладных;
  • все сотрудники филиала, от Директора филиала, до менеджера проекта со стороны заказчика и рядовых сотрудников утверждают, что все именно так и работает, причем автоматически.

Но, поскольку мне надо было подготовить не просто «некий документ» а полный и непротиворечивый источник информации о проекте и процессах, я должен был указать не только требования, но и то, как они (требования) должны и могут быть реализованы. Этот нюанс зачастую упускают, но он очень важен.

Итак, я пытаюсь понять, как же они рассчитывают эту скидку, и где у них хранится список «рекомендованных к заказу» товаров, в разрезе клиентов. Получив конфигурацию 1С, вижу, что это поле никак автоматически не заполняется вообще. Только ручным вводом. Менеджер проектов отнекивается, и утверждает, что все замечательно работает автоматически, а я смотрел «какую-то древнюю недоделанную конфигурацию 1С». Коммерческий отдел его в этом яростно поддерживает, указывая, что «вот, в накладной то оно заполнено». В итоге, прошу показать наглядно, как это работает в реальности и где же они и в каком виде хранят эти «рекомендованные заказы».

В общем, оказалось, что оператор в офисе «помнит» каждого клиента и его рекомендованный набор, и выставляет процент скидки вручную. Если же «вдруг» он «забудет», какая у данного клиента фактическая рекомендованная номенклатура, то «может найти договор и свериться с ним». Показать, как это происходит на практике, никто не смог.

В итоге, заказчик стал приводить все это безобразие к порядку, вводилась категоризация клиентов, и «рекомендованные ассортименты» вводились уже для этих категорий. Что касается внедрения, то данные функционал обеспечивался средствами внедряемой системы и управлялся там же.

Как видим, игнорирование деталей в требованиях и задачах могут привести к неприятностям на дальнейших стадиях работ и это не добавит «счастья» разработчикам, внедренцам и всем, кому придется использовать отчет и осуществлять «улучшения», предписанные бизнес-аналитиком, который «забыл уточнить пару несущественных деталей».

Надеюсь, все прониклись и осознали, что для каждого требования и задачи, необходимо убедится в возможности ее реализовать и приводить разъяснения с примерами и подробными пояснениями (с ограничениями, условиями и деталями по источникам, средствам, форматам данных, условиями их применимости и прочим). Забегая вперед, тоже самое относится и к найденным недостаткам, проблемам, нестандартным ситуациям. Крайне желательно также приводить причины их появления.

Например, если в справочнике товаров найдены «дубликаты», то надо выяснить и указать причину их появления. В данном случае возможны, как минимум, три варианта:

  • Товары вводились одновременно несколькими операторами по новым поступлениям из накладных, в результате каждая приходная накладная использует свой вариант товарной позиции;
  • Новые товарные позиции вводятся одним ответственным лицом, но таким образом «эмулируется» отсутствующий или отключенный «партионный учет» в учетной системе;
  • «Двойники» являются результатом объединения нескольких баз и многие из них (позиций-двойников) отсутствуют в остатках и применяются только для корректного отображение исторических документов/проводок, не влияя на текущую работу.

Как мы видим, могут быть ситуации, когда или не нужно ничего менять, или достаточно организационных мероприятий, или же придется расширять фронт работ за счет модернизации используемой учетной системы. При отсутствии подобных деталей, простая констатация факта «а в справочниках задвоение позиций» не говорит ни о чем, и даже рекомендации в стиле «привести справочник в порядок» или «удалить двойников» могут быть как бесполезными, так и ошибочными.

И в завершении этого раздела, заострю внимание, что бизнес-процессы не имеют никакого отношения к таким экономическим показателям, как объемы и цены продаж. Это зона ответственности коммерческого отдела вообще, и маркетинга – в частности. Иными словами, маркетинг отвечает за формирование спроса, а работники и бизнес-процессы – за его удовлетворение. И единственное, как бизнес-процессы любого предприятия могут повлиять на прибыль – только снижением издержек включая затраты времени. Ценообразование, формирование требований к продукции, объемы производства/реализации – все это касается маркетинга и только маркетинга.

Итак, резюмируя данную часть, можно сказать, что сбор и анализ требований должен сопровождаться анализом причин появления данных требований, наличия физических возможностей их реализации, а также рисков, и способов минимизации, как рисков, так и их последствий. При этом требования и задачи должны быть представлены в виде исчислимых показателей и задаваться в абсолютных величинах. По сути, создание или улучшение процессов, это организационная, или административная функция. И чтобы ее (функцию) реализовать эффективно, нужно ясно видеть для чего все это «безобразие» затевается, что ожидается, и какие есть возможности эти ожидания претворить в жизнь.

1. Изображение маяка взято тут.
2. Песик отсюда

источник

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Что такое бизнес-анализ
  • Каковы основные цели и задачи бизнес-анализа
  • Как анализировать бизнес-план
  • Что вам даст анализ финансовой деятельности бизнеса
  • Как интерпретировать результаты анализа
  • С какими проблемами можно столкнуться во время бизнес-анализа

Бизнес-анализ — это инструмент, позволяющий выявлять потребности бизнеса и находить пути преодоления трудностей. Он охватывает широчайший спектр вопросов. Анализ бизнес-процессов следует выполнять не только для начинающих проектов, но и действующих, в которых он существенно повысит вероятность успеха.

Бизнес-анализ представляет собой комплекс задач и методик, применяемых в работе, как связующее звено между заинтересованным сторонами для лучшего понимания структуры, политики и операций. Благодаря бизнес-анализу компания может принимать решения, реализация которых позволяет прийти к желаемым результатам.

Бизнес-анализ состоит из понимания того, как организации действуют, чтобы достичь поставленных целей, а также определения возможностей, необходимых компании для предоставления товаров и оказания услуг заинтересованным лицам извне.

Бизнес-анализ включает в себя определение целей, соотношение этих целей и задач, разработку плана действий, которые должна выполнить фирма, чтобы достичь их, а также установление формы взаимодействия разных подразделений и заинтересованных лиц в рамках данной компании и за ее пределами.

Выполнять анализ состояния бизнеса нужно для того, чтобы понимать текущее состояние дел на предприятии. На основании полученных результатов хозяйствующий субъект также определяет, что ему потребуется в дальнейшем для успешной деятельности.

Чаще всего бизнес-анализ проводят, чтобы определить и проверить решения, соотносящиеся с потребностями, целями и задачами бизнеса, как уже функционирующего, так и готовящегося к открытию.

Бизнес-аналитиком называют любого человека, который решает задачи, связанные с бизнес-анализом, зачастую даже вне зависимости от занимаемой должности и организационной роли в компании.

Практикующие специалисты по бизнес-анализу — это не только бизнес-аналитики. Речь здесь также идет об аналитиках бизнес-систем, системных аналитиках, разработчиках требований, процессных аналитиках, менеджерах по продуктам, менеджерах проектов, бизнес-архитекторах.

В общем это любой специалист, который способен решать ряд необходимых задач: управлять проектами, разрабатывать ПО, следить за качеством и проектировать взаимодействие.

В обязанности аналитиков входят анализ и оценка бизнеса, синтез информации, предоставленной большим количеством лиц, связанных с компанией, к примеру, заказчиками, рабочим персоналом, ИТ-специалистами, руководителями.

Бизнес-аналитик выявляет, чего на самом деле хотят заинтересованные лица, а не просто опирается на озвученные ими пожелания.

В ряде случаев бизнес-аналитик действует, стремясь облегчить коммуникацию между организационными отделами. Ключевая роль бизнес-аналитиков состоит в согласовании потребностей бизнес-подразделений и возможностей их реализовать при помощи IT. Также аналитики могут выступать в качестве «переводчиков» между разработчиками и бизнесом.

Бизнес-аналитики нацелены на достижение таких результатов, как:

  • Снижение расходов.
  • Поиск решения проблемы.
  • Своевременное окончание проектов.
  • Повышение эффективности.
  • Отражение правильных требований в документах.
  • предоставлять достоверные сведения в нужном разрезе для вынесения решений по управлению;
  • определять, насколько в данный момент эффективны бизнес-процессы;
  • оценивать потребности бизнеса, текущие и стратегические требования компании к эффективной организации бизнес-анализа;
  • формировать стратегию развития предприятия в целом и его самостоятельных направлений;
  • намечать пути реализации целей;
  • оценивать, нужно ли корректировать внутренние и внешние процессы;
  • оценивать и контролировать риски развития;
  • обеспечивать координированную работу всех отделов.

В рамках анализа бизнес-среды эксперты исследуют и анализируют рынок, конкуренцию на нем и т.д. Цель рыночных исследований — установить, кто уже сегодня является потребителем продуктов, услуг компании, а также наметить потенциальных клиентов. Эксперты определяют приоритеты человека при совершении покупок: качество, стоимость, сроки, точность, надежность доставки, сервис и т.д.

В процессе исследования сегментируется рынок, устанавливаются объемы и емкость рынков по продукции. Сегментация рынка в данном случае — выделение самостоятельных частей рынка с различными характеристиками спроса на продукцию или услуги. То есть покупательскую аудиторию здесь делят по мотивации и другим показателям.

Размером рынка называют территорию, где ведутся продажи продукции (услуг) компании.

Читайте также:  Как сдать анализы на стафилококк новорожденному

Емкость рынка — это объем проданных на рынке продуктов за определенный временной отрезок. В рамках планирования емкость рынка рассчитывают в денежном или натуральном эквиваленте.

Если компания знает, какая у рынка емкость, и как она будет меняться в дальнейшем, то может оценивать уровень перспективности рынка в течение запланированного периода.

Допустим, рынок, емкость у которого несущественная, если сравнивать ее с производственной мощностью компании, не является перспективным. В этом случае прибыль от реализации может не покрыть затраты на выход на торговую площадку и изготовление товаров.

Емкость рынка рассчитывается разными способами. Определяя количество потребительских товаров, специалисты анализируют факторы, влияющие на формирование покупательского спроса. Здесь могут иметь место такие факторы, как:

  • численность населения региона, их возраст и пол;
  • уровень доходов и структура потребительских расходов граждан;
  • политика оплаты труда.

Емкость рынка — показатель динамичный, на его формирование влияет ряд факторов. Основу его составляет соотношение между спросом и предложением на планируемый товар.

Обобщающий показатель, характеризующий уровень спроса и предложения, — это конъюнктура рынка. Именно она позволяет предсказать характер дальнейшего развития, что само по себе очень важное условие для составления прогноза вероятного объема продаж при планировании.

Программу оценки действующей рыночной конъюнктуры определяют особенности продукта, характер деятельности компании, производственный масштаб конкретного товара и иные параметры.

В рамках комплексного подхода к изучению рыночной конъюнктуры используются разные, дополняющие друг друга информационные источники, совокупность аналитических методик и способов прогнозирования.

Анализ бизнес-среды позволяет ответить на следующие вопросы: кто, по какой причине, в каком количестве и в какое время захочет приобрести товар завтра, в ближайшие дни и в целом в ближайшие два, три года и т.д. Кроме того, здесь:

  • анализируют, насколько быстро товар или услуга укрепится в рыночной среде, аргументируют его потенциал для последующего расширения;
  • оценивают ключевые факторы, от которых зависит расширение рынка (к примеру, тенденции в развитии отрасли, региона, экономическую политику в регионе и на федеральном уровне, создание конкуренции и т.д.);
  • отслеживают и оценивают главных конкурентов. Выделяют и анализируют недостатки и преимущества конкурентов и непосредственно разработчика бизнес-плана, способность выпускаемых продуктов или услуг конкурировать с аналогами;
  • на основании оценки преимуществ выпускаемых продуктов и услуг определяют вероятный уровень продаж в натуральном или денежном эквиваленте.

Чаще всего информацию собирают и анализируют при помощи:

Наблюдение — эффективный метод, основу которого составляет систематический сбор данных о состоянии потребительских рынков, а также ретроспективный анализ и прогноз таких показателей, как:

  • емкость рынка;
  • число поставщиков однотипных товаров;
  • объем сбыта в натуральном и денежном выражении;
  • развитие сбыта конкретных товарных категорий;
  • скорость сбыта;
  • запасы товаров в каналах сбыта и т.д.

Как показывает практика анализа рыночной конъюнктуры, именно благодаря наблюдению можно наиболее объективно и достоверно оценить ситуацию. В этом смысле метод превосходит другие способы сбора данных, поскольку позволяет изучать поведение объекта исследования в реальном времени и обеспечивает высокую представительность результатов.

В ходе опроса специалист, который проводит анализ бизнеса, в устной или письменной форме обращается к сотрудникам компании, потребителям или клиентам и задает им вопросы по теме исследования.

Опрос дает возможность выявить систему предпочтений покупателей при выборе продукции, узнать, почему они возвращают или отказываются покупать товар. Опрос может иметь форму анкетирования или интервью.

В ходе эксперимента специалисты исследуют, как один фактор влияет на другой в реальной обстановке. В процессе анализа рынка он позволяет раздельно наблюдать за тем, как воздействуют разные факторы, насколько реалистичны условия, а также контролировать посторонние факторы.

Эксперимент позволяет установить причинно-следственную связь при изменении в контролируемых условиях одного или нескольких факторов, например, повышение уровня продаж при понижении цены.

В экспериментах могут участвовать как реальные объекты, так и искусственные модели. При анализе рынка чаще всего пользуются экономико-математическим моделированием, позволяющим создавать такие аналоги изучаемых объектов, где отражены все их ключевые качества, а второстепенные, незначительные в рамках эксперимента не берутся в расчет.

Анализировать бизнес-план необходимо для оценки ожидаемой эффективности вложения средств на основании документально отраженной информации.

Априори качественный бизнес-анализ данных больше всего интересует потенциального инвестора. Ему крайне важно верно оценить, эффективен ли проект или компания, куда он планирует вложить собственные средства.

Но не только потенциальному инвестору интересна данная информация. Объективность выкладок, обозначенных в анализе, интересует также действующих или потенциальных партнеров компании.

Если проект сложный и объемный, когда создание бизнес-плана поручают специализированным компаниям или решают данную задачу самостоятельно, оценка данного документа требуется также руководству компании или проекта.

Рекомендуемые статьи по данной теме:

Для объективного анализа эффективности созданного бизнес-плана стоит уделить внимание ряду важных моментов:

  • Даты старта проекта и начала периода бизнес-планирования должны быть позже даты изучения вашего плана.
  • Чтобы грамотно составить бизнес-план, воспользуйтесь специальным программным обеспечением, например, Project Expert или Альт-Инвест. Благодаря им время на рассмотрение проекта гарантированно сокращается. Если расчеты ведутся вручную или используются другие ПО, процесс может затянуться на неопределенный срок.
  • Проверьте цены и типы в каждом из расчетов. Удостоверьтесь, что все вычисления в рамках бизнес-планирования производились в сопоставимых величинах. При этом как текущие, так и постоянные были определены с НДС и без него.
  • Проконтролируйте связь типологии цен с дисконтированной ставкой: если используются постоянные тарифы, то норма дисконтирования — около 30-40 %, не больше. Если выбраны текущие тарифы, то расчеты непременно ведутся с учетом инфляции.
  • Убедитесь в том, что при бизнес-планировании использовалась ставка кредитования ниже ставки Центробанка РФ. То есть проект с расчетной ставкой 26 % при реальной, равной 13 %, явно устарел, а потому не даст результата.
  • Оцените внутреннюю норму прибыльности от бизнеса в соответствии с проектом. Обычно она выше ставки кредитования примерно на 14 %. Но если вы отметите, что норма оказалась более 100 %, корректируйте документацию. Вы ошиблись в расчетах или запланировали слишком высокие расценки.
  • Эффективное бизнес-планирование выполняется при адекватном уровне налоговых ставок, в частности, когда налог на прибыль предприятия не превышает 35 %.
  • Вам необходимо оценить качество и глубину описания рынка, а также раздел, где обосновывается планируемый спрос на ваш товар или услугу.
  • Точки безубыточности проекта непременно стоит составлять с реальными убытками компании. Следует детально пересмотреть все переменные, участвующие в расчете чувствительности.
  • При анализе бизнес-планирования необходимо перепроверить кредитный договор, его условия, достоверность по части процентов, сроков и т.д.
  • Если в готовой документации отсутствуют расчеты, не оценена финансовая и общехозяйственная эффективность всего проекта, то его срочно нужно исправлять и дорабатывать.

Топ-5 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

Работник или директор компании должен понимать, как инвестор оценивает качество бизнес-плана, чтобы разработать данный документ в соответствии с его запросами.

Вот как осуществляется анализ и оценка эффективности бизнес-плана:

  1. Предварительная экспертная оценка бизнес-плана

Здесь оценивают, в каком состоянии находится экономическая отрасль (первый оценочный критерий), в которой работает предприятие, создавшее бизнес-план, и анализируют, какое место данный бизнес-субъект занимает в отрасли (второй оценочный критерий).

Оценка отрасли может показать, что ее стадия в данный момент:

  • эмбриональная (допустим, если говорить о солнечной энергетике и проч.);
  • растущая (к примеру, выпуск DVD-дисков и т.д.);
  • зрелая (изготовление часов и т.д.);
  • стареющая (кораблестроительная отрасль и т.д.).

На основании второго критерия необходимо определить, насколько компания конкурентоспособна в рамках своей отрасли, и в каком она сейчас состоянии: доминирующем, сильном, благоприятном, неустойчивом, слабом, нежизнеспособном.

Основываясь на сопоставлении критериев, формируют матрицу жизненного цикла компании:

источник

Клиентская аналитика (также можно встретить термин «аналитика клиентских данных») представляет собой систематический анализ данных о клиентах и их поведении. Основные цели аналитики – идентификация ЦА, привлечение и удержание покупателей. В зависимости от потребностей и зрелости бизнеса у вас могут быть look-alike модели, модели оттока, поведенческая сегментация, склонность к реакции на воздействие и модели LTV, которые регулярно оценивают статус клиентов и приносимую ими прибыль.

Клиенты принимают решения о выборе товара и покупке на основе определенной информации. Где купить, что купить, сколько заплатить и так далее – все эти данные в дальнейшем сохраняются у компании. Поэтому важность аналитики этих данных становится очевидной – аналитика позволяет использовать накопленные сведения для прогнозирования поведения клиентов при взаимодействии с брендом.

Основная цель клиентской аналитики – формирование точного портрета клиента

Основная цель клиентской аналитики – формирование точного портрета клиента, что в свою очередь позволяет понять, как привлекать и удерживать покупателей, сегментировать аудиторию; выявлять клиентов, готовых платить больше, и активно работать с ними. Чем лучше компания понимает привычки и предпочтения своих покупателей, тем точнее сможет спрогнозировать их поведение, и тем эффективнее будет выстраиваться карта пути клиента (customerjourney). Но такое понимание невозможно без анализа больших объёмов исторических данных.

Чаще всего клиентской аналитикой занимаются разрозненные команды, состоящие из менеджеров высшего и среднего звена, – руководителей отделов продаж, маркетинга, клиентского сервиса, IT и бизнес-аналитики.

Работа с данными будет максимально эффективной только в том случае, если все члены такой команды выработают соглашение относительно того, какие именно бизнес-показатели являются ключевыми для оценки потребительского опыта. Использование различных CRM- и ERP-систем и недостаточная интеграция всех получаемых данных могут повлечь за собой фрагментарное представление о клиенте, результатом чего станет формирование неверного портрета клиента и выбор некорректной стратегии работы с ним.

Накопление и анализ данных с использованием специфических метрик позволяет бизнесу успешно выстраивать отношения с клиентами. Далее перечислены лишь некоторые из методов аналитики, работающие на принятие более эффективных управленческих решений:

Метрики и KPI, которые характеризуют клиентов, например, новые, лучшие (приносящие высокую прибыль), постоянные (совершающие покупки с определенной регулярностью), в зоне риска по оттоку. Эти показатели отслеживаются и сравниваются между собой.

  • Определение отношения к бренду и уровня удовлетворенности клиентов.
  • Сегментация аудитории и персонализация рекламных предложений на основе данных о предпочтениях клиентов.
  • Привлечение покупателей с использованием эффективных каналов взаимодействия.
  • Прогнозирование снижений спроса и принятие мер по увеличению жизненного цикла клиента.
  • Выявление текущих трендов при помощи анализа больших данных и выстраивание новых моделей поведения с клиентами в целях роста продаж.
  • Очевидным кажется факт, что клиентской аналитикой можно заниматься только в случае возможности идентифицировать каждого клиента. Для этого ритейл, HORECA и другие операторы услуг вводят карты лояльности. В e-commerce с этим легче – не требуется специальных усилий, так как текущего клиента можно идентифицировать по номеру телефона или электронной почте.

    Можно ли заниматься клиентской аналитикой, если карт или других способов привязать конкретных людей к покупкам нет?

    Можно ли заниматься клиентской аналитикой, если карт или других способов привязать конкретных людей к покупкам нет? Даже существующие системы лояльности не всегда отрабатывают корректно – например, в магазинах, предлагающих редкие и дорогие товары, карта может передаваться разным людям, или продавцы могут предлагать использовать их карту, чтобы получить скидку. Отсутствие четкой идентификации не позволит разработать дифференцируемые портреты клиентов по сегментам, и таргетированные предложения тоже будут не доступны, но можно улучшить работу в других направлениях.

    Например, в продажах можно провести поиск закономерностей сочетаний товаров в чеке – определить лидеров и аутсайдеров, понять особенности структуры покупок по городам, дням/ неделям, продавцам. Немаловажным является изучение активности промо по брендам, категориям или подкатегориям: выручка, маржа, количество заказов, доля продаж по промо, проникновение в чеки. В результате можно понять, какие бренды и подкатегории являются доходообразующими и прибылеобразующими.

    Дополнительно результаты такого исследования можно предложить производителям – многие готовы покупать информацию, чтобы больше узнать о том, как продается их продукт.

    Инструменты клиентской аналитики – это специальные приложения, которые позволяют на основе собранных данных понять предпочтения и поведение покупателей и в дальнейшем адаптировать маркетинговые кампании под конкретные сегменты аудитории. Эти приложения могут быть частью CRM-системы или реализовываться как самостоятельные инструменты, позволяющие решать полный спектр задач – от сбора данных о клиентах из различных источников до анализа и визуализации результатов. Профессиональные решения для аналитики, как правило, включают в себя возможности Data Mining– интеллектуальные алгоритмы для глубинного анализа, например, кластеризацию и ассоциативные правила.

    Выбор решения зависит от зрелости и размера компании

    Выбор решения зависит от зрелости и размера компании – для полноценного анализа пути клиента недостаточно использовать данные только CRM: требуется объединение данных из разных источников и поиск стыков – по какому параметру данные из разных баз можно «привязать» к конкретному клиенту.

    И в завершении хочется обсудить такой вопрос – кто является пользователем систем клиентской аналитики? Аналитик, data scientist или представитель бизнеса? В идеале все три должны иметь доступ: data scientist работает с моделями оттока, прогнозирования, аналитик в ежедневном режиме анализирует текущие и исторические данные для поиска прорывных идей и бизнес-пользователь – человек, обладающий знаниями и опытом в предметной области тоже вовлечен в хантинг инсайтов – продвинутые инструменты практически в режиме реального времени позволяют проверять свои гипотезы. И глупо соглашаться на что-то меньшее.

    Материал опубликован пользователем.
    Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

    источник