Меню Рубрики

Как произвести анализ расчетов с бюджетом

Безбородова Т.И., кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и АХД экономического факультета ВЗФЭИ, филиал в г. Пензе.

Финансовое положение организации во многом зависит от оптимального соотношения собственного и заемного капитала. Привлечение заемных средств в оборот организации содействует временному улучшению финансового состояния при условии, что средства не замораживаются в обороте и своевременно возвращаются. Однако анализ данных бухгалтерских балансов несостоятельных организации показал, что наибольший удельный вес в составе кредиторской задолженности занимают задолженности перед бюджетом по налогам и сборам и перед государственными внебюджетными фондами. Поэтому именно представители УФНС и внебюджетных фондов выступают на заседании арбитражных судов в качестве инициаторов возбуждения дела о банкротстве хозяйствующего субъекта.

С целью недопущения подобных действий, приводящих к негативным последствиям для самой организации, необходимо своевременно проводить анализ расчетов с бюджетом по налогам и сборам: устанавливать суммы задолженности по основному долгу и по невыплаченным санкциям за просрочку платежа, проводить анализ их состава, сроков возникновения и причину несвоевременного погашения. Налоговый кодекс РФ определяет состав налогов, уплачиваемых хозяйствующим субъектом в зависимости от применяемой ими общей или специальной системы налогообложения. При общем режиме налогообложения изменение состава структуры налогов, уплачиваемых одним из хозяйствующих субъектов Пензенской области, выглядит следующим образом (рис. 1).

Предприятия, применяющие в бухгалтерском учете ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», имеют возможность оценить эффективность проводимой налоговой политики в области расчетов с бюджетом по данному налогу. Превышение отложенных налоговых обязательств над отложенными налоговыми активами говорит о полученной отсрочке по налогу на прибыль, что способствует росту чистой прибыли, о чем свидетельствуют данные табл. 1.

Таблица 1. Динамика изменения отложенных налоговых активов и обязательств по ЗАО «XX» за 2006 — 2007 гг. (руб.)

Однако информация не будет полной, если не провести анализ налоговой нагрузки, которую несет организация в сложившихся условиях хозяйствования. При этом базовым показателем для ее расчета может быть либо выручка-брутто, либо расчетная величина прибыли (табл. 2, 3) .

Бакаев А.С. Стратегия трансформации бухгалтерского учета в рыночной экономике. М.: ВЗФЭИ, 2005. С. 140.

При этом совокупная налоговая нагрузка большинства российских организаций составляет от 15 до 25% выручки-брутто, за исключением добывающих предприятий, а по расчетной прибыли — 70% . Данные табл. 2 и 3 свидетельствуют, что налоговая нагрузка не превышает среднее значение показателя по отрасли.

Налоги и налогообложение: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Д.Г. Черника. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 235.

Ввиду того что объектом налогообложения может быть не только прибыль, но и расходы предприятия, важно выявить чувствительность общего уровня налоговых изъятий на изменения выручки и себестоимости выпускаемой продукции (табл. 4) .

Бакаев А.С. Стратегия трансформации бухгалтерского учета в рыночной экономике. М.: ВЗФЭИ, 2005. С. 142.

Своевременность погашения налоговых обязательств организации перед бюджетом и внебюджетными фондами во многом зависит от наличия или отсутствия свободных денежных средств. Если темпы роста расходования денежных средств превышают темпы роста их поступления, то в перспективе это может привести к возникновению просроченной кредиторской задолженности, негативно сказаться на платежеспособности организации, привести к снижению ее ликвидности и даже прекращению функционирования организации. Для того чтобы предугадать подобное развитие событий, для выявления зон избыточности или недостаточности денежных средств проводится анализ динамики изменения денежных потоков организации (рис. 2).

Поэтому в целях предотвращения просроченной задолженности по налогам и сборам в будущем организации необходимо составить платежный календарь, в котором были бы учтены предстоящие налоговые платежи из налогового календаря (табл. 5).

Таким образом, использование графика денежных потоков и налогового календаря бухгалтера позволит организации свести к минимуму неуплату в бюджет налоговых платежей и сборов.

источник

1. Теоретические основы расчетов организаций с бюджетом и внебюджетными фондами. 6

1.1. Зависимость налогов от бюджетных систем. Закрепленные и регулирующие доходные источники. 6

1.2. Проблемы формирования налоговых поступлений. Общие правила взимания налогов. 15

1.3. Организация аналитического и синтетического учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Виды налогов. 21

2. Оценка производственно-финансовой деятельности предприятия. 46

2.1. Характеристика развития предприятия. 46

2.2. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Копир» 50

2.3. Анализ и особенности организации расчетов с бюджетом по налогам и налоговым сборам.. 70

3. Бизнес-план организации производства консервов детского питания. 83

3.3. Производственный и финансовый план. 93

Список библиографических источников. 125

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Новый тип бюджета основывается на подходе к бюджету и налогам на основе категории общественных благ, предоставляемых государством членам общества, налогоплательщикам. Данный подход свойственен рыночным воззрениям на бюджет, его функции в современной жизни. Государство формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность предоставлять особые блага, общественные товары, призванные удовлетворять совместные потребности (продукция оборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления).

Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.

Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют т. н. регулирующие доходы — федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет). До принятия Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство и бюджетная практика постоянно “размывали” эти два понятия — собственные и регулирующие доходы. Бюджетный кодекс РФ разделяет собственные и регулирующие доходы по периоду их установления: собственные доходы определяются на постоянной основе; регулирующие доходы устанавливаются на год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Отличие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяется также видом нормативного документа, который их устанавливает. Так, собственные доходы регламентируются бюджетным и налоговым законодательством в целом, а регулирующие доходы — законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о соответствующем бюджете на очередной год.

В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части бюджета приобрело в основном налоговый характер.

Налоговые доходы это обязательные, безвозмездные, безвозратные платежи в пользу бюджета.

Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает налог на добавленную стоимость вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета.

Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только федерального, но и региональных и местных бюджетов.

При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета возможно получение процентных или беспроцентных ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств бюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации.

Вместе с тем, основной статьей дохода государственного бюджета (около 95% в РФ) являются налоги. Основы налоговой системы России установлены в различных нормативных актах, в частности, в Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Так, следующие основные налоги являются федеральным: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; платежи за пользование природными ресурсами; налог на прибыль предприятий и организаций; налоги, служащие источниками образования дорожных фондов; гербовый сбор; государственная пошлина; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог на доходы (дивиденды, проценты и др.).

Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства. Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям. По истечении года отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ.

Любая бухгалтерия, как сердце предприятия, особенно чувствительна к изменениям в налогах. От четкости или не четкости налоговой системы непосредственно зависит планирование и прогнозирование в организации, зависят взаиморасчеты с бюджетом, в правильности, быстроте и своевременности которых последний заинтересован не меньше первого.

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За прошедшее десятилетие было много отдельных частных изменений, но основные принципы учета расчетов с бюджетом сохраняются.

Цель дипломного проекта является анализ предприятия расчетов с бюджетом. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

Анализ проблем формирования налоговых поступлений;

Особенности организации учета расчетов с бюджетов по налогам и сборам.

В процессе работы были использованы труды следующих ученых: Кондракова Н.П., Вещуновой Н.Л., Фоминой Л.Ф., Щадиловой С.Н., а также нормативные документы МНС Российской Федерации.

Объектом проведения исследования является ОАО «Копир». Предприятие занимается как производством, так и сбытом произведенных товаров. При этом задача предприятия состоит в выяснении потребностей потребителей и поиске товаров, которые в наибольшей мере удовлетворяют эти потребности. Формирование и поддержание эффективной системы перемещения продукта от производителя до конечного потребителя с минимальными затратами.

В качестве информационно-аналитической базы использовались документы бухгалтерско-финансовой отчетности ОАО «Копир» за последние три года работы предприятия.

Существование государства зависит от налогов. Они — представляют собой ту часть финансовых отношений, которая связана с формированием доходов государства, необходимых для выполнения им своих функций.

Доходная часть государственного бюджета формируется из:

трансфертов, то есть односторонних не подлежащих возмещению, необязательных поступлений,

неналоговых поступлений, то есть доходов от собственности (капитальные доходы от продаж активов, стратегических запасов и земли), операционной прибыли ведомственных предприятий (включая прибыль Центрального банка) и односторонних поступлений (штрафы),

налоговых поступлений, которые оказывают наибольшее воздействие на доходную часть бюджета первые.

В мировой практике налогообложения существуют значительные различия, связанные с зависимостью от устоявшихся моделей бюджетных систем. На протяжении многих лет сложились такие бюджетные системы, которые отражают общие конституционные, правовые и административные традиции. В широком смысле бюджетные системы основаны на британской или французской моделях, опыте бюджетной системы США или практике латиноамериканских стран. Последняя отражает общие корни стран, говорящих на испанском языке, под влиянием административного опыта каждой отдельной страны этого региона, взявших за основу британскую и французскую модели. Хотя у каждой из систем есть свои особенности, отражающие политические, конституционные и экономико-политические процессы, тем не менее для всех этих систем можно установить общие черты. Большинство бюджетов формируется за счет доходов, исчисляемых на кассовой основе, хотя в нескольких странах проводится оценка бюджетных доходов.

источник

Исследование состояния расчетов с бюджетом, как составная часть анализа финансового положения предприятия, должно быть направлено на совершенствование регулирования денежных потоков, определение возможностей роста чистой прибыли за счет экономии налоговых платежей и предотвращения уплаты пени и налоговых штрафов. В зависимости от поставленных задач анализ может быть проведен в оперативном (ежедневном, подекадном) и (или) последующем (за избранный отчетный период) порядке; по всем налоговым платежам или выборочно по отдельным их видам. В качестве аналитической информации используются налоговые расчеты (декларации) предприятия, его бухгалтерская отчетность и данные по таким счетам бухгалтерского учета, как «Расчеты с бюджетом», «Расчеты по внебюджетным платежам», «Прибыль и убытки», «Использование прибыли» и др. Следует учесть, что требование достоверности аналитической информации диктует необходимость предварительного проведения налогового аудита.

Общая схема анализа состояния расчетов с бюджетом, как правило, включает несколько основных этапов.

Этап первый. Определяется динамика и отклонение от размера, установленного в финансовом плане, каждого из начисленных к уплате в бюджет и во внебюджетные фонды налога, сбора и платежа,* а также всей их совокупности в абсолютной сумме и по отношению к общей величине начисленных предприятием доходов. Отношение суммы всех налогов к величине доходов представляет собой удельный вес налоговых платежей в общем объеме доходов и является характеристикой уровня совокупной налоговой нагрузки предприятия. При расчете этой характеристики общий объем доходов определяется суммированием выручки по кредиту бухгалтерских счетов реализации с учетом налога с продаж, НДС, акцизов, налога на реализацию ГСМ и экспортной пошлины (выручка-брутто), а также прочих доходов, учтенных на бухгалтерском счете «Прибыли и убытки».

Этап второй. Изучается эффект от установленной предприятием налоговой политики, т.е. снижение (рост) налоговой нагрузки вследствие избранного способа определения выручки от реализации в целях налогообложения. Напомним, что для исчисления налогов выручка может определяться либо в момент отгрузки продукции (товаров, работ, услуг)* покупателю и передачи ему расчетных документов, либо в момент поступления от покупателя оплаты за отгруженную ему продукцию. Порядок расчета влияния налоговой политики (ПН) на НДС, налоги на пользователей автодорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (АНпн) можно представить в следующем виде:

где РП и РПА – выручка от реализации без налога с продаж, НДС, акцизов, налога на реализацию ГСМ, экспортной пошлины (выручка-нетто), рассчитанная исходя из способа, установленного предприятием (РП), и альтернативного способа (РПд);

Нс – ставка по соответствующему налогу.

Влияние налоговой политики на величину налога на прибыль может быть рассчитано по следующей формуле:

где С и са – полная себестоимость реализованной продукции* в размере, приходящемся на выручку, рассчитанную исходя из способа, установленного предприятием (С), и альтернативного способа определения выручки (Сд). Общая величина эффекта от установленной предприятием налоговой политики определяется суммированием результатов ее влияния на вышеуказанные налоги.

* Эту величину следует рассматривать в соответствии с Положением о составе затрат. утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 с изменениями и дополнениями, т. е. с учетом коммерческих, управленческих расходов, а также платы за услуги банков и процентов за пользование кредитами.

Этап третий. Устанавливаются причины, воздействующие на величину каждого из начисленных налогов, рассчитывается размер их влияния на выявленные динамические изменения (отклонения от запланированных) сумм налогов, т.е. производится факторный анализ налоговых платежей. Так, например, причины изменения НДС при условии реализации продукции по рыночным ценам (тарифам) и применения одной налоговой ставки могут быть изучены с помощью следующей простейшей модели, построенной на основе установленного порядка исчисления суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей взносу в бюджет (НДС):

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

НДС = (РП хНс + АП • Нр — A3 • Нр) — НДСп, (3)

где АП и A3 – авансы (предоплаты), соответственно, полученные и зачтенные при реализации;

НДСп – предъявляемая бюджету сумма НДС по приобретенным материальным ресурсам. Причины изменения суммы налога на прибыль (НП) можно установить,

пользуясь следующей моделью:

где О – финансовый результат от прочих операций (операционные доходы за вычетом операционных расходов*);

В – финансовый результат от внереализационных операций (внереализационные доходы за вычетом внереализационных расходов);

Ч – финансовый результат от чрезвычайных событий (чрезвычайные доходы за вычетом чрезвычайных расходов);

(РП -С+О+В+Ч)– бухгалтерская прибыль (БП) предприятия, содержание которой установлено в п. 70 Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

К – коррективы прибыли в целях исчисления налогооблагаемой прибыли;

* Во избежании повторного счета из состава операционных расходов следует предварительно вычесть расходы, связанные с оплатой услуг банков и процентов за пользование кредитами, так как по установленным Законом о налоге на прибыль правилам исчисления прибыли от реализации как составной части прибыли предприятия они должны быть включены, как уже говорилось, в себестоимость реализованной продукции, обозначенной в формуле 22.4 знаком «С».

Л – льготы по налогу на прибыль и другие вычеты из нее при исчислении налогооблагаемой прибыли;

[(РП -С+0+В+Ч)+К-Л]– налогооблагаемая прибыль предприятия.

В случае необходимости проведения углубленного факторного анализа приведенные комбинированные модели (3) и (4) могут быть в аддитивной их части расширены путем детализации каждого учтенного в них фактора-слагаемого. Аналогичным образом исходя из установленного порядка исчисления соответствующего налога можно построить факторные модели и по другим налоговым платежам. Расчет влияния каждого фактора, учтенного в моделях, на изменение соответствующего налогового платежа, т. е. количественный факторный анализ, производится с помощью специального приема элиминирования, изучаемого в курсе теории экономического анализа. Факторный анализ позволяет наглядно представлять процесс формирования налоговых платежей, регулировать их размер и изыскивать возможности их снижения.

Этап четвертый. Изучается соблюдение сроков уплаты налогов в бюджет. Состояние расчетов с бюджетом с позиций соблюдения установленных законами сроков уплаты налогов следует рассматривать как одну из визуальных характеристик уровня платежеспособности предприятия. Наличие просроченной задолженности бюджету характеризует платежеспособность как неудовлетворительную в определенные моменты анализируемого периода и влечет за собой необходимость начисления и уплаты пени в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса (ч. I).

Этап пятый. Определяется влияние на чистую прибыль налоговых платежей, пени и штрафов, начисленных за налоговые правонарушения. Суммарное их влияние на величину чистой прибыли можно наблюдать по данным строки 150 «Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи» Отчета о прибылях и убытках (ф. № 2 бухгалтерской отчетности). Однако в связи с принципиальными различиями в аналитической оценке и последствиях для финансового менеджмента каждое слагаемое этой строки подлежит раздельному исследованию. Здесь нужно четко знать, что из всей совокупности налоговых платежей чистая прибыль зависит, как правило,* непосредственно лишь от суммы налога на прибыль, так как при отсутствии иных обязательных платежей (пени, штрафов) расчет величины чистой прибыли (ЧП) можно представить в следующем виде:

При этом нас не должно смущать, что техника расчета чистой прибыли в Отчете о прибылях и убытках представлена в ином виде, а именно:

* Исключение составляют налог на отдельные виды транспортных средств и некоторые местные налоги, уплачиваемые в соответствии с установленным порядком за счет прибыли, находящейся в распоряжении предприятия.

где Пд – прибыль до налогообложения, т. е. прибыль от продаж (реализации), увеличенная на операционные и внереализационные доходы и уменьшенная на операционные и внереализационные расходы;

ЧД и ЧР – чрезвычайные доходы и расходы соответственно. При действующем порядке исчисления налога на прибыль, когда чрезвычайные доходы и расходы учитываются при расчете налогооблагаемой прибыли, применение формул (5) и (6) дает одинаковый результат. Из формулы (5) следует, что изменение чистой прибыли (∆ЧП) может быть связано с изменениями размеров как бухгалтерской прибыли (∆БП), так и налога на прибыль (∆НП). При этом:

∆ЧП(∆НП) = ∆НП с обратным знаком. (7)

Исследуемая величина ∆ЧП(ДНП) может быть детализирована в разрезе ее составляющих, полученных по результатам факторного анализа, проведенного на базе модели (4). Дальнейшее углубление анализа этой величины возможно в направлении изучения влияния на нее прежде всего факторов, воздействующих на объем реализации продукции и ее себестоимость.

Такие налоги, как НДС, акцизы, налог с продаж и на реализацию ГСМ по своему содержанию, технике расчета и учета не связаны с чистой прибылью. Остальные налоговые платежи, учитываемые в соответствии с установленным порядком в издержках или в операционных расходах, воздействуют на бухгалтерскую прибыль, т.е. уменьшают ее, следовательно, влияют на чистую прибыль через изменение налога на прибыль. При необходимости возможен и изолированный расчет влияния изменения суммы указанных налогов на изменение чистой прибыли. Так, изменение чистой прибыли за счет изменения налога на пользователей автодорог (∆НД) рассчитывается по формуле:

∆ЧП(∆НД) = ∆НД х (1 — Hсп) с обратным знаком, (8)

где Нсп – ставка налога на прибыль.

Влияние на чистую прибыль изменения налогов земельного (∆НЗ), на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (∆НЖ), на имущество (∆НИ), на рекламу (∆НР) рассчитывается по формулам, аналогичным формуле(8):

∆ЧП(∆Ч НЗ)=∆НЗ х(1-Нсп) с обратным знаком; (9)

∆ЧП(∆Ч НЖ)=∆НЖ х(1-Нсп) с обратным знаком; (10)

∆ЧП(∆Ч НИ)= ∆НИ х(1- Нсп) с обратным знаком; (11)

∆ЧП(∆Ч НР) = ∆НР х (1 — Нсп) с обратным знаком. (12)

Начисление пени в связи с несвоевременным перечислением налогов в бюджет равноценно уменьшает чистую прибыль и свидетельствует о несовершенстве управления денежными потоками предприятия*. Начисленные штрафы в связи с налоговыми правонарушениями также равноценно уменьшают чистую прибыль и являются следствием неудовлетворительного состояния внутреннего контроля и низкого качества проведенного аудита бухгалтерской отчетности.

* Такое заключение может быть недостаточно корректным в случае, если в условиях ограниченности денежных ресурсов предприятие направило их на определенный период времени но альтернативному варианту, дающему прирост чистой прибыли, перекрывающий ее потери в связи с начислением пени.

Этап шестой является заключительным этапом анализа состояния расчетов с бюджетом и включает в себя обобщение результатов проведенного анализа в разрезе обозначенных этапов, а также разработку направлений:

• регулирования и снижения каждого из налоговых платежей и налоговой нагрузки в целом;

• совершенствование управления денежными потоками в целях недопущения уплаты пени;

• повышения качества внутреннего контроля и аудита бухгалтерской отчетности в целях предотвращения уплаты штрафных санкций за налоговые правонарушения.

Контрольные вопросы

1. Чем обусловлена необходимость налогового контроля?

2. Какие признаки лежат в основе классификации налогового контроля?

3. Охарактеризуйте основные виды, формы и методы налогового контроля.

4. Назовите основные функции центрального аппарата Министерства РФ по налогам и сборам.

5. Проанализируйте обязанности, возлагаемые МНС РФ на инспекции по субъектам Федерации.

6. Опишите функции Инспекций МНС РФ по районам и городам без районного деления.

7. Назовите виды проверок, проводимых налоговыми органами. Охарактеризуйте различия, существующие между различными видами проверок.

8. Опишите меры по защите прав налогоплательщика при проведении проверок предусмотренных НК РФ.

9. Перечислите права налогоплательщика, предоставленные ему законодательством, регламентирующим проведение проверок.

10. Назовите основные права налоговых органов, которые используются при проведении проверок.

11. Назовите нормативные акты, регулирующие полномочия и организацию ФСНП. Перечислите основные задачи ФСНП.

12. Охарактеризуйте права и обязанности ФСНП.

13. Назовите основные правонарушения, совершаемые налогоплательщиком, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

14. Охарактеризуйте санкции, предусмотренные НК РФ за налоговые правонарушения.

15. Перечислите законодательно установленные обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика.

16. Опишите санкции, применяемые к налогоплательщику за несвоевременную постановку на налоговый учет.

17. Перечислите права и обязанности таможенных органов по осуществлению налогового контроля.

18. Перечислите задачи органов Федерального казначейства РФ в части налогового контроля.

19. Назовите полномочия Счетной палаты РФ в области налогового контроля.

20. Назовите задачи и основные этапы проведения экономического анализа состояния расчетов с бюджетом.

21. Назовите основные права налогоплательщика.

22. Проанализируйте обязанности налогоплательщика.

23. Охарактеризуйте функции, присущие налоговому агенту.

24. Назовите основные права налоговых органов.

25. Охарактеризуйте обязанности налоговых органов.

Список литературы

1. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.

2. Поролло Е. В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения. – Ростов н/Д: Экспертное бюро; М.: Гардарика, 1996.

3. Сомове Р. Г. Бюджетный контроль в Российской Федерации: Учебное пособие – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.

4. Указ Президента РФ от 8.12.92 г. № 1556 «О федеральном казначействе».

5. Таможенный кодекс РФ от 18.06.93 г.

6. Закон РФ от 24.06.93 г. № 5 238-1 «О федеральных органах налоговой полиции».

7. Постановление правительства РФ от 23.07.93 г. № 864 «О федеральном казначействе РФ».

8. Закон РФ от 11.01.95 г. № 4-ФЗ «О счетной палате РФ».

9. Закон РФ от 17.12.95 г. № 200-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции и Уголовно-процессуальны и Кодекс РФ».

10. Налоговый кодекс РФ: Часть первая от 31.07.98 г. № 146-ФЗ.

11. С. Д. Шаталов. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный): Учебное пособие. – 2-е изд., переработ, и доп. – М.: МУФЭР, 2000. — 704 с.

источник

Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам на добавленную стоимость, доходы физических лиц, имущество и прибыль в ООО «Титул». Анализ основных показателей деятельности. Анализ структуры и динамики начисленных налогов, налоговой базы и нагрузки.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Изначально налоги во всех государствах вводились в целях выполнения фискальной функции, т.е. обеспечения государства источниками денежных средств для финансирования государственных расходов. Затем государства в большей или меньшей степени начали использовать налоговые ставки и налоговые льготы в целях регулирования социально-экономических процессов, и налоги стали выполнять регулирующую функцию, т.е. оказывать влияние на воспроизводство (стимулировать или сдерживать его темпы, увеличивать или уменьшать накопление капитала и платежеспособный спрос населения) и способствовать решению различных социальных задач (таких, как защита низкооплачиваемых лиц, перераспределение доходов для обеспечения социально незащищенных слоев населения, осуществление эффективной демографической политики). Поскольку регулирующая функция налогов направлена на экономические и социальные процессы, ее можно подразделить на экономическую, стимулирующую, социальную и т.д.


Иногда наряду с перечисленными выделяют также распределительную и контрольную функции налогов. Этим подчеркивается, что налоги, являясь составной частью финансов как экономической категории, кроме специфической (фискальной) функции выполняют и общие функции финансов (распределительную и контрольную).


Система налогов и сборов РФ, введенная в действие с 1 января 1992 г., изначально стремилась быть адаптированной к новому федеративному устройству страны. Эта система строилась именно по федеративному принципу, воспроизводя новое бюджетное устройство страны. Поэтому основным и в настоящее время единственным закрепленным в НК классифицирующим признаком разграничения налогов и сборов является их принадлежность к соответствующему уровню управления. В соответствии со ст.13-15 НК все налоги и сборы РФ делятся на три вида:


Основное разграничение этих видов налогов и сборов заключается не в уровне бюджета, в который они зачисляются, а в том, каким уровнем управления они устанавливаются и на какой территории они обязательны к уплате. Так, в соответствии со ст.12 НК:


региональные налоги устанавливаются НК и вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;


местные налоги устанавливаются НК и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.


Федеральные налоги, порядок их зачисления в бюджет или внебюджетный фонд, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.


Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ. При этом ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются федеральным правительством.


Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о налогах. При этом органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органами местного самоуправления могут устанавливаться налоговые льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование права на налоговую льготу возлагаются на налогоплательщика. К федеральным налогам согласно НК РФ относятся:


Налоги республик в составе РФ, краевых, областей, автономной области, автономных округов (для краткости их чаще называют региональными) устанавливаются законодательными актами субъектов РФ в соответствии с НК РФ и действуют на территории соответствующих субъектов РФ. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ. К числу региональных налогов относятся:


При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельного налога.


Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектами РФ и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно-территориального образования. К местным налогам относятся:


8) сбор за право торговли: сбор устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), коллективными, сельскими органами исполнительной власти;


некоторые из них устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами субъектов РФ и органов власти местного самоуправления;


НК РФ определяет, как правило, верхний предел налоговых ставок по местным налогам, конкретные же ставки по этим налогам устанавливают местные органы власти. По налогам, вводимым на соответствующей территории сверх установленного перечня, ставки устанавливаются местными органами власти исходя из интересов местных бюджетов и возможностей плательщиков.


В процессе управления налогами используются различные инструменты, способствующие формированию целесообразных решений в области воздействия налогоплательщика на налогообложение. Одним из важнейших инструментов управления налогами является их анализ, в процессе которого выявляются ранее неиспользованные резервы и пути оптимизации налоговой нагрузки. С помощью приемов и способов анализа расширяется сфера применения аналитических приемов при подготовке экономической информации для принятия управленческих решений, что позволяет сделать их более обоснованными. Анализ — это разложение информации об объекте управления на компоненты, их изучение и оценка во всем многообразии их связей и зависимостей для принятия последующих управленческих решений.


l показателей движения денежных средств — денежных потоков организации, оттоков и поступлений денежных средств в процессе уплаты налогов и возврата из бюджета излишне уплаченных налогов;


l показателей налоговой нагрузки и налогоемкости, связанные с несением организацией налоговых расходов;


Предметом анализа налогов является изучение изменения состава, структуры, динамики сумм налогов, задолженности по ним, экономических санкций за нарушения налогового законодательства, налоговых баз, налоговых льгот, налоговых ставок, сроков уплаты налогов, налоговой нагрузки, налогоемкости и т.д. и определение их влияния на различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности организации.


исследовать налоговые платежи по группам в зависимости от источника их уплаты и их влияние на чистую прибыль;


рассчитать и оценить показатели налоговой нагрузки и налогоемкости субъекта хозяйствования, исследовать влияние факторов на их размер;


исследовать влияние показателей оценки налогообложения субъекта хозяйствования на его финансовое состояние;


изучить параметры финансово-хозяйственной деятельности организации, оказывающие влияние на налоговую нагрузку организации;


прогнозирование и планирование сумм, подлежащих уплате налогов как—денежных потоков и расходов организации;


Эффективность налогообложения на микроуровне определяется с помощью ряда показателей, общая схема расчета которых предусматривает отношение совокупности налогов и неналоговых обязательных платежей или отдельных составляющих к объему продаж (выручке от реализации), себестоимости (расходам на реализацию) или прибыли.


Обобщающей характеристикой, указывающей на действие, которое налоги оказывают на финансовое положение налогоплательщиков, а также на количественную оценку этого воздействия, является налоговая нагрузка. Налоговые органы рекомендуют анализировать:


показатели налоговой и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и их динамику (выявление отклонений показателей текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени; выявление противоречий в представленных документах);


В качестве источников информации для анализа используются данные бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также регистры налогового учета и налоговой отчетности и налоговые декларации по каждому налогу.


Анализ налогов, целесообразно начинать с изучения их состава и структуры, с тем чтобы сделать вывод о величине налоговых платежей.


Для оценки состояния расчетов ООО «Титул» с бюджетом по налогам и сборам проанализируем динамику начисленных налоговых платежей за 2008-2010 г. (таблицы 4).

ООО «Титул» за 2008 г. начислено налогов 357,3 тыс. руб., за 2009 г. — 416,1 тыс. руб., что на 58,8 тыс. руб. больше или на 16,5 %.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Прирост налогов связан с увеличением налога на добавленную стоимость на 75,1 тыс. руб., или на 65,8 %, НДФЛ на 8,8 тыс. руб.

В 2010 г. сумма налогов снизилась против 2009 г на 96.3 тыс. руб., или на 23,1 % за счет уменьшения НДС и налога на имущество.

Сумма налога на землю остается неизменной в течение всего анализируемого периода.

Проанализируем структура начисленных налогов по данным таблицы 5.

Таблица 5 — Структура налогов ООО «Титул»

В 2008 г налог на имущество составляет 146,9 тыс. руб. или 41,1 % в общей сумме налогов, начисленных в бюджет. Его величина снижается в абсолютной сумме за счет уменьшения остаточной стоимости имущества. Налог на доходы физических лиц имеет тенденцию роста с 12.4 % в 2009 г. до 19,2 % в 2010 г в.

Доля налога на добавленную стоимость составляет 31,9 % в 2008 году, 45.5% в 2009 году и 25,6 % в 2010 году., его абсолютная величина колеблется от 81,9 тыс. руб. до 189,2 тыс. руб. Поскольку предприятие убыточное налог на прибыль был начислен только в 2010 году.

Для анализа также необходимо рассчитать налоговую нагрузку. Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности, предоставляемой в налоговые органы и оборота (выручки) организации.

Налоговая нагрузка за 2008г 357,3/2265,4*100%=15,8%

Налоговая нагрузка за 2009г.: 416,1/15717,2*100%=2,6%

Налоговая нагрузка за 2010г.: 319,8/1543,1*100%=20,7%

Процент налоговой нагрузки в ООО «Титул» за период с 2008 по 2010 гг. находится на уровне от 2,6 % до 20,7 %. Это свидетельствует о том, что налоги оказывают отрицательное влияние на финансовое состояние организации. Оптимальная налоговая нагрузка была в 2009 году.

Среди множества методик анализа можно выделить методика анализа авторов Савицкой Л.В., Шеремета А.Д., Баканова М.И., Донцовой Л.В. Данные методики достаточно популярны в силу их простоты и подробности анализа.


На динамику суммы прибыли, а также соответственно на сумму исчисленного налога на прибыль может оказать влияние следующих факторов:

Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации

Итого прибыль до налогообложения

Налог на прибыль-всего в т. ч.

Данные таблицы показывают, что в 2008 г предприятие имело убыток, поэтому налог на прибыль не начисляло. Хотя в 2009 году прибыль до налогообложения составила 357 тыс. руб., за счет увеличения объема выручки до 15.7 млн. руб. и выручки от продажи активов до 4181 тыс. руб. Однако полученная прибыль вся была направлена на погашение убытка прошлых лет. изменение выручки фонда заработной платы, имущества и т.д. За 2010 год в ООО «Титул» от основного вида деятельности получен убыток, но прочие доходы превысили прочие расходы и в целом получена балансовая прибыль в сумме 206 тыс. руб. Это позволило в первые начислить налог на прибыль в республиканский бюджет 12,6 тыс. руб. и в федеральный бюджет 1,4 тыс. руб.

Можно сделать вывод о том, что резервом для увеличения прибыли является увеличение доходов от сдачи имущества в аренду и снижение общехозяйственных расходов.

Налог на добавленную стоимость является вторым по значимости после налога на прибыль налогом, уплачиваемым предприятиями и организациями.

Таблица 7 — Анализ налога на добавленную стоимость

Суммы налога предъявленные налогоплательщику при приобретении

На величину налога на добавленную стоимость (НДС) влияет:

налоговая база — выручка от реализации услуг и активов;

налоговый вычет — сумма налога, уплаченная поставщикам

Налоговая база в 2009 году увеличилась против 2008 года в 5,2 раза за счет разового заказа по ремонту субподрядными организациями строительно-монтажных работ. В результате сумма начисленного налога составила 3518,6 тыс. руб. Соответственно и налог уплаченный субподрядчикам составил 3329,4 тыс. руб. Но за исследуемый период в 2009 году это более значительная величина НДС к уплате в бюджет. В связи с тем, что в 2010 г. выручка резко упала до 1543,1 тыс. руб. значительно снизилась и сумма налога, уплаченная в бюджет и составила 81,9 тыс. руб.

Можно сделать вывод о том, что резервом для увеличения НДС является увеличение доходов от сдачи имущества в аренду и продажи активов.

Если рассмотреть задолженность перед бюджетом, то она отсутствует. ООО «Титул» осуществляет контроль за своевременным и полным перечислением начисленных в бюджет налогом, то есть соблюдает налоговое законодательство по обязательствам перед государством.

Во первой главе выпускной квалификационной работы дана краткая характеристика ООО «Титул». Основным видом деятельности являлась сдача имущества в аренду, ее доля составляет от 63,2% до 74,9 %.


Выручка от продаж работ и услуг возросла в 2009 году по сравнению с предыдущим годом на 13452 тыс. руб., а в 2010 г. против 2009 г. объем продаж уменьшился на 14174 тыс. руб. или на 90%. Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией, являющейся структурным подразделением предприятия.


Вся учетная информация обрабатывается с применением компьютерных технологий и бухгалтерской программы «1С: Бухгалтерия».


Хозяйственные операции оформляются типовыми формами первичной учетной документации, утвержденными Госкомстатом России.


Бухгалтерский учет расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для учета отдельных видов налогов открыты субсчета. Общие правила налогообложения по всем налогам, а также санкции за их неправильное применение или неприменение установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.


Исследование показало, что расчеты с бюджетом в ООО «Титул» производятся с соблюдением всех норм бухгалтерского и налогового законодательства, налоги в полном объеме и своевременно уплачиваются в бюджеты всех уровней.


В качестве рекомендаций по улучшению расчетов с бюджетом было предложено внедрить на предприятии постановку налогового планирования.


В второй части работы проведен анализ расчетов с бюджетом. Эта часть выпускной работы раскрывает особенности анализа расчета с бюджетом. Здесь также обозначены цели, задачи, объекты анализа, источники информации, используемые при анализе.


В 2008 г налог на имущество составляет 146,9 тыс. руб. или 41,1 % в общей сумме налогов, начисленных в бюджет. Его величина снижается в абсолютной сумме за счет уменьшения остаточной стоимости имущества. Налог на доходы физических лиц имеет тенденцию роста с 12.4 % в 2009 г. до 19,2 % в 2010 г в. Доля налога на добавленную стоимость составляет 31,9 % в 2008 году, 45.5% в 2009 году и 25,6 % в 2010 году., его абсолютная величина колеблется от 81,9 тыс. руб. до 189,2 тыс. руб. Поскольку предприятие убыточное налог на прибыль был начислен только в 2010 году.


Для анализа рассчитана налоговая нагрузка. Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности, предоставляемой в налоговые органы и оборота (выручки) организации.


Процент налоговой нагрузки в ООО «Титул» за период с 2008 по 2010 гг. находится на уровне от 2,6 % до 20,7 %. Это свидетельствует о том, что налоги оказывают отрицательное влияние на финансовое состояние организации. Оптимальная налоговая нагрузка была в 2009 году.


1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2 (утвержден Федеральным Законом от 5.08.2000 г. № 118-ФЗ по состоянию на 01.10.2010г.)


3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». Утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.


4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) Утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106 н


5. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Утв. приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н


6. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 06.07.99г. №43н.


7. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99). Утверждено Приказом Министерства Финансов РФ от 06.05.99г. №32н.


8. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 06.05.99г. №33н.


9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02). Утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 19.02.02г. № 114н.


10. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000г. N 94н.


11. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утв. приказом Минфина РФ от 20.06.1998 № 33н.


13. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Утв. приказом Минфина РФ от 3 1.10.2000 г. № 94н.


14. Постановление Правительства РФ №1 от 1.01ю2002 г «О классификационных группах амортизируемых основных средств»


15. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Издание 6-е, перераб. и доп. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2009.


17. Бариленко В.И. Анализ себестоимости продукции в объединениях строительного комплекса. М.: Финансы и статистика, 2004.


18. Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2009.


21. Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности в строительных организациях: Учебник / Под общ. ред. проф. М.В. Дмитриева. М.: Финансы, 2005.


22. Винокурова Т.П. Комплексный анализ налогов: сущность, содержание и оценка эффективности его проведения // Бухгалтерский учёт и анализ. — 2009. — № 04. — С.50-55.


26. Кошкина Т.Ю. Знакомимся с ПБУ 2/00 /Т. Ю Кошкина/ «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение» — 2009. — 1.


28. Крамаровский Л.М. Бухгалтерский учет в строительстве: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Финансы и статистика, 2006.


29. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие для вузов / под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. — М.: Юнити, 2008. — 420с.


34. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Налогообложение юридических и физических лиц / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. — 2-е изд., перераб.


37. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.


40. Савицкая, Г. В Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. / Г.В. Савицкая. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 336 с.


41. Соколов П.А. Учет в строительных организациях при осуществлении отдельных видов работ и услуг // Бухгалтерский учет. 2008. № 9.


42. Середа К.Н. Бухгалтерский учет в строительстве / Серия «Библиотека бухгалтера и аудитора». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004.


46. Шилкин, С. Что делать в нестандартных ситуациях в амортизацией основных средств / С. Шилкин // Главбух. — 2009. — №16. — С.40-44


48. Шадрина Г.В., Косорукова И.В. Комплексный экономический анализ организации: Учебное пособие для вузов, М.: Академический проект, фонд «Мир», 2005. — 288с.


49. Хабарова Л.П. Формирование финансовых результатов в бухгалтерском и налоговом учете. — М.: Бухгалтерский учет, 2009. — 237 с.


50. Хороший О.Д. Обсуждаем проблемы исчисления налога на прибыль // Российский налоговый курьер. — 2007. — № 14. — С.35-38


51. Чипуренко Е.В. «Сравнение некоторых вопросов учета отложенных налогов по МСФО 12 и ПБУ 18/02”, Бухгалтерский учет №19, 2005. — С.49-53.


52. Экономический анализ: основы теории, Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности организации: учебник/ под ред. проф. Н.В. Войтловского, проф.Н.И. Мозуровой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: высшее образование, 2007. — 513с.

Значение и задачи учета расчетов с бюджетом, его источники и классификаторы платежей. Особенности аналитического и синтетического учета расчетов с бюджетом. Учет расчетов по налогу на добавленную, стоимость, прибыль, имущество, доходы физических лиц.

курсовая работа [34,7 K], добавлен 29.03.2011

Налоговый учет в организациях. Учет расчетов с бюджетом по налогам. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению. Общие положения организации налогового учета. Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость. Учет акцизов.

реферат [22,0 K], добавлен 13.01.2007

Сущность налогов и налоговой системы Республики Казахстан. Характеристика прочих налогов. Порядок расчета налога на транспортные средства, имущество, землю. Практика учета расчетов с бюджетом по прочим налогам. Налоговая отчетность по прочим налогам.

курсовая работа [2,5 M], добавлен 27.10.2010

Налоги: понятие и функции. Формирование налоговой системы Республики Беларусь. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, исчисляемым из выручки и прибыли организации, пути их совершенствования. Отчетность по расчетам с бюджетом по налогам и сборам.

курсовая работа [61,3 K], добавлен 01.06.2012

Правовое и теоретическое обоснование организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Организация бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам в ООО «Техник». Аналитический и синтетический учет расчетов с бюджетом.

курсовая работа [553,5 K], добавлен 17.09.2014

Рассмотрение теоретических основ учета расчета с бюджетом. Раскрытие понятия и значимости налогов. Общая характеристика основных налогов, уплачиваемых предприятием. Изучение учета расчетов с бюджетом на примере ОАО «СААЗ»; анализ налоговых платежей.

курсовая работа [148,9 K], добавлен 17.11.2014

Общая характеристика налога на добавленную стоимость. Порядок проведения судебно-бухгалтерской экспертизы расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Анализ документов по расчетам с бюджетом по налогам и сборам. Судебно-бухгалтерская экспертиза документов.

курсовая работа [11,3 M], добавлен 07.08.2011

Теоретические основы и правовое обоснование учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам в современных условиях. Анализ основных направлений оптимизации налогообложения юридических лиц. Поиск недостатков учета и путей его совершенствования.

дипломная работа [123,0 K], добавлен 30.09.2011

Организация и учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Источники уплаты налогов и пошлин. Учет налога на доходы физических лиц. Структура взносов во внебюджетные фонды, объект обложения для их исчисления. Порядок заполнения платежных поручений.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

отчет по практике [40,5 K], добавлен 15.06.2015

Исследование синтетического и аналитического учета расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам в Российской Федерации. Бухгалтерские записи по операциям, связанным с продажей товаров, работ и услуг. Учет расчетов по единому социальному налогу.

курсовая работа [27,9 K], добавлен 06.02.2015

источник

Исследование состояния расчетов с бюджетом как составной элемент анализа кредиторской задолженности должно быть направ­лено на совершенствование регулирования денежных потоков, оп­ределение возможностей роста чистой прибыли за счет экономии налоговых платежей и предупреждение уплаты налоговых пени и штрафов. В зависимости от поставленных задач анализ может быть проведен в оперативном (ежедневном, подекадном) и (или) после­дующем (за избранный отчетный период) порядке; по всем нало­говым платежам или выборочно по отдельным их видам. В каче­стве аналитической информации используются сведения, содержа­щиеся в налоговом учете организации, налоговые расчеты (декларации), бухгалтерская отчетность и данные по таким счетам бухгалтерского учета, как «Расчеты по налогам и сборам», «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», «Расчеты с персо­налом по оплате труда», «Продажи», «Прочие доходы и расходы», «Прибыли и убытки», «Отложенные налоговые активы», «Отложен­ные налоговые обязательства» и др. Следует учесть, что требова­ние достоверности аналитической информации диктует необходи­мость предварительного проведения ее аудиторской проверки.

Общая схема анализа состояния расчетов с бюджетом, как прави­ло, включает несколько основных этапов.

Первый этап. Изучаются в динамике налоговая структура, т.е. удельный вес сумм каждого вида начисленных к уплате налога, сбора и платежа (далее — налога) во всей их совокупности, а также общая налоговая нагрузка на организацию, определяемая как отношение всей совокупности налогов к объему начисленных доходов. При расчете этой характеристики объем доходов исчисляется как сумма выручки от обычных видов деятельности с учетом косвенных налогов (выруч­ка-брутто),, а также прочих доходов (операционных и внереализаци­онных). При углубленном изучении налоговой нагрузки целесообраз­но рассчитывать частные показатели по видам налогов в зависимости от источников их начисления. Так, налоговая нагрузка в части косвен­ных налогов (НДС, акцизы) определяется как отношение их суммы к выручке-брутто, в части налогов земельного, на добычу полезных ископаемых — как отношение их суммы к затратам на производство и продажу, в части налога на прибыль — как отношение его суммы к бухгалтерской прибыли и т.д. Изучение налоговой структуры и нало­говой нагрузки позволяет выделять первоочередные направления ана­лиза и регулирования налоговых платежей.

Второй этап. Изучается эффект от установленной организацией учетной политики в целях налогообложения, т.е. снижение (рост) налоговой нагрузки вследствие выбранного способа расчета отдель­ных слагаемых при определении налогооблагаемой базы.

Здесь следует учесть, что учетная политика в целях налогообло­жения связана прежде всего с исчислением налога на прибыль, подле­жащего уплате в бюджет.

Глава 25 НК РФ определила содержание учетной политики в це­лях налогообложения, установив ряд ее элементов для формирова­ния облагаемой базы по налогу на прибыль: метод признания дохо­дов и расходов, метод оценки сырья и материалов при списании их на производство, метод начисления амортизации основных средств и не­материальных активов, формирование резервов по сомнительным дол­гам и др. Влияние каждого из названных элементов на величину налога на прибыль можно вычислить путем сопоставления его сумм, рассчитанных с помощью установленного организацией варианта и альтернативного по соответствующему элементу учетной политики в целях налогообложения прибыли.

Третий этап. Определяется динамика, а также отклонение от размера, установленного в финансовом плане, каждого из начислен­ных к уплате в бюджет налогов. Выясняются причины, воздействую­щие на величину налогов, рассчитывается размер их влияния на изме­нения (отклонения от запланированных) сумм налогов, т.е. произво­дится факторный анализ налоговых платежей. Так, причины изменения НДС при условии продажи продукции по рыночным ценам и приме­нения одной налоговой ставки могут быть изучены с помощью следу­ющей упрощенной модели, построенной на основе установленного порядка исчисления суммы налога на добавленную стоимость, подле­жащей уплате в бюджет:

НДС = (ОПхНС + ОЧОхНС + ТхНС + СРхНС)-

где ОП — объем отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имуще­ственных прав; НС — ставка НДС; ОЧО — оплата, частичная оплата в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав; Т — передача товаров (выпол­нение работ, оказание услуг) для собственных нужд, признаваемая объектом налогообложения; CP — поступившие суммы, связанные с расчетами по оплате налогооблагаемых товаров (работ, услуг); (ОП х НС + ОЧО х НС + Т х НС + CP х НС) — начисленная сумма НДС; НДСп — суммы налога, предъявленные организации продавца­ми в счетах-фактурах при приобретении товаров (работ,услуг), иму­щественных прав, а также уплаченные ею при ввозе товаров на тамо­женную территорию РФ; НДСочо — НДС, исчисленный организацией с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи им-мущественных прав; (НДСп + НДСочо) — налоговые вычеты.

Причины изменения суммы налога на прибыль, подлежащей упла­те в бюджет (НПр), можно установить, пользуясь следующей про­стейшей моделью:

Учитывая возможность представления налогооблагаемой прибыли (НОП) в виде суммы бухгалтерской прибыли (БП) и ее отклонения от налогооблагаемой прибыли (ОТ), формула (12.84) может быть за­писана в расширенном виде:

В случае проведения углубленного факторного анализа комбини­рованные модели (12.83) и (12.85) могут быть в аддитивной их части расширены путем детализации каждого учтенного в них фактора-слагаемого. Особенно это интересно в отношении величины ОТ в модели (12.85), которая слагается и, соответственно, может быть детали­зирована по отклонениям данных налогового и бухгалтерского учета исходя из порядка учета налога на прибыль, установленного ПБУ 18/02. При такой детализации фактора ОТ расширенная модель факторного анализа НПр примет вид формулы (12.49).

Аналогичным образом, исходя из установленного порядка исчис­ления соответствующего налога, можно построить факторные модели и по другим налоговым платежам. Расчет влияния каждого фактора, учтенного в моделях, на изменение соответствующего налогового платежа, т.е. количественный факторный анализ, производится с помо­щью приема элиминирования, изучаемого в теории экономического анализа. Факторный анализ позволяет наглядно представлять про­цесс формирования налоговых платежей, регулировать их размер и изыскивать возможности его снижения.

Четвертый этап. Изучается соблюдение сроков уплаты налогов в бюджет. Состояние расчетов с бюджетом с позиций соблюдения установленных законами сроков уплаты налогов следует рассматри­вать, как уже отмечалось, в качестве одной из визуальных характери­стик уровня платежеспособности организации. Наличие просроченной задолженности бюджету характеризует платежеспособность как не­удовлетворительную в определенные моменты анализируемого пери­ода и влечет за собой необходимость начисления и уплаты в бюджет пени в соответствии со ст. 75 НК РФ.

Пятый этап. Определяется влияние на чистую и нераспределен­ную прибыль налоговых платежей, пени и штрафов, начисленных за налоговые правонарушения.

В части налога на прибыль для этой цели можно использовать модели (12.40) и (12.45).

Из этих моделей следует, что чистая и нераспределенная прибыль организации при современной методике ее определения зависит не только от бухгалтерской прибыли и текущего налога на прибыль (НПр), но и от отложенных налоговых обязательств (АОНО — фактор уменьше­ния (увеличения) чистой и нераспределенной прибыли) и отложенных налоговых активов (АОНА — фактор увеличения (уменьшения) чис­той и нераспределенной прибыли). При этом на размер чистой и нерас­пределенной прибыли отрицательно влияют штрафы и пени, уплачива­емые в бюджет.

Начисление пени в связи с несвоевременным перечислением на­логов в бюджет свидетельствует о несовершенстве управления де­нежными потоками организации 1 . Начисленные штрафы в связи с налоговыми правонарушениями являются следствием неудовлетво­рительного состояния внутреннего контроля и низкого качества про­веденного аудита бухгалтерской отчетности.

Такие налоги, как НДС и акцизы, по своему содержанию, технике расчета и учета не связаны с чистой прибылью. Остальные налоги (земельный, на имущество, транспортный), учитываемые в соответ­ствии с установленным порядком в издержках или операционных расходах, воздействуют на бухгалтерскую и налогооблагаемую при­быль, т.е. уменьшают ее, и, следовательно, влияют на чистую прибыль через изменение налога на прибыль. При необходимости возможен и изолированный расчет влияния изменения суммы указанных налогов на изменение чистой прибыли.

Так, например, влияние на чистую прибыль изменения таких нало­гов, как земельный (ДНЗ) и на имущество (АНИ), рассчитывается по формулам

АЧП (АНЗ) = ДНЗ х (1 — НС) с обратным знаком; (12.86)

ДЧП (АНИ) = АНИ х (1 — НС) с обратным знаком. (12.87)

Шестой этап. Он является заключительным в анализе состоя­ния расчетов с бюджетом. Осуществляются обобщение результатов проведенного исследования на пяти предыдущих этапах, а также раз­работка направлений:

—регулирования и снижения каждого из налоговых платежей и налоговой нагрузки в целом;

—совершенствования управления денежными потоками в целях недопущения начисления и уплаты пени;

—повышения качества внутреннего контроля и аудита бухгалтер­ской отчетности в целях предотвращения начисления и уплаты штраф­ных санкций за налоговые правонарушения.

12.10.5. Анализ эффективности использования оборотных активов

Общепринятыми характеристиками эффективности использования оборотных активов (оборотных средств или оборотного капитала) являются показатели их оборачиваемости 1 . Ускорение оборачивае­мости способствует сокращению потребности в оборотных средствах, приросту объема продукции, увеличению суммы получаемой прибы­ли и, следовательно, повышению устойчивости финансового состояния организации.

Для измерения оборачиваемости оборотных активов принято ис­пользовать следующую систему показателей.

I. Обобщающие показатели, характеризующие эффективность ис­пользования всей совокупности оборотных активов, к которым отно­сятся:

• коэффициент оборачиваемости (Коб), отражающий количество оборотов активов за анализируемый период:

где В — выручка от продаж 2 ; OA — средняя стоимость остатка оборот­ных активов за анализируемый период, которую следует рассчитывать по формуле средней хронологической исходя из остатков оборотных активов в бухгалтерских балансах на начало отчетного года и на конец каждого месяца отчетного периода 3 ;

• коэффициент закрепления (загрузки) оборотных активов (Кзг), отражающий величину оборотных активов, приходящуюся на один рубль объема продаж (без косвенных налогов):

• средняя продолжительность (длительность) одного оборота обо­ротных активов в днях (Поб), отражающая количество дней, в тече­ние которых оборотные активы совершают полный оборот:

где Д — количество дней в анализируемом периоде (обычно приня­то принимать в расчет 30 дней — за месяц, 90 дней — за квартал, 180 дней — за полугодие, 270 дней — за девять месяцев и 360 дней — за год).

В аналитической практике наибольшее применение получил пос­ледний показатель, т.е. продолжительность одного оборота оборот­ных активов в днях.

II. Частные показатели, характеризующие оборачиваемость отдель­ных групп (видов) оборотных активов, т.е. запасов (3), в том числе в разрезе отдельных их слагаемых 1 , НДС по приобретенным ценнос­тям (НДС), дебиторской долгосрочной задолженности (ДДЗ), в том числе в разрезе ее слагаемых 1 , дебиторской краткосрочной задол­женности (КДЗ), в том числе в разрезе ее слагаемых 1 , краткосроч­ных финансовых вложений (ФВ), в том числе в разрезе их слага­емых 1 , денежных средств (ДС) и прочих оборотных активов (ПОА).

Частные показатели оборачиваемости могут быть вычислены по формулам (12.88)—(12.90), но в расчет должна приниматься сред­няя стоимость не всех оборотных активов, а конкретной их группы (вида). Преимущество такого способа расчета заключается в воз­можности взаимоувязать оборачиваемость всех оборотных активов с оборачиваемостью отдельных их групп (видов), что можно предста­вить в следующем виде (на примере формулы (12.90)):

т.е. Кзг является показателем, обратным Коб;

Поб = ПобЗ + ПобНДС + ПобДДЗ + ПобКДЗ + + ПобФВ + ПобДС + ПобПОА.

Данную модель можно расширить за счет детализации средней продолжительности оборота отдельных групп (видов) оборотных ак­тивов по средней продолжительности оборота каждого из слагаемых, формирующих определенную группу оборотных активов.

Однако нужно иметь в виду, что при расчете оборачиваемости от­дельных видов оборотных активов на базе их общего оборота, т.е. выручки, результат не всегда отражает действительность, т.е. реальную оборачиваемость конкретного вида оборотного актива. Это происхо­дит в связи с тем, что каждый из них совершает свой индивидуальный оборот, завершающийся, например, по запасам сырья и материалов — расходом их на производство, по незавершенному производству — выпус­ком готовой продукции, по готовой продукции — ее отгрузкой, по НДС — его предъявлением бюджету, по дебиторской задолженности — ее погашением и т.д. Иными словами, при расчете уточненных част­ных показателей оборачиваемости в качестве индивидуального обо­рота каждого определенного вида оборотного актива следует прини­мать кредитовый оборот по тому счету бухгалтерского учета, на ко­тором предписано учитывать этот вид оборотного актива.

• динамика (отклонение от плана) обобщающих показателей обо­рачиваемости оборотных активов;

• влияние на изменение обобщающих показателей изменения обо­рачиваемости отдельных видов оборотных активов, которое можно определить с помощью модели, построенной на основе формулы (12.91):

Влияние изменения средней продолжительности оборота в днях на величину оборотных активов, т.е. ДОА(ДПоб), можно рассчитать и

иным способом, при котором используется формула относительного высвобождения из оборота (относительного вовлечения в оборот) оборотных активов (Эоа):

где /В — темпы роста выручки от продаж (без косвенных налогов).

Результаты расчетов по формулам (12.95) и (12.97) должны быть одинаковыми;

• влияние изменения оборачиваемости оборотных активов на из­менение выручки от продаж, которое можно определить (при прочих равных условиях) по формуле 1

где /оа — темп роста оборотных активов;

• влияние изменения оборачиваемости оборотных активов на из­менение прибыли (ЧП), которое можно определить (при прочих рав­ных условиях) по формуле 1


где Вдн — среднедневная выручка от продаж (без косвенных налогов), рассчитываемая делением общего объема выручки на число дней в анализируемом периоде.

При расчете влияния изменения среднедневной выручки от продаж и средней продолжительности одного оборота на изменение средней величины оборотных активов способом абсолютных отклонений применяется следующий алгоритм:

где ЛСоб — темп роста коэффициента оборачиваемости оборотных активов.

На заключительном этапе анализа должны быть определены воз­можности ускорения оборачиваемости оборотных активов, среди ко­торых важное значение имеют:

• постоянное исследование рынка в целях определения оптималь­ных поставщиков (исполнителей работ, услуг) и покупателей (заказ­чиков);

• проведение договорной политики:

— в части поставок (закупок) материально-производственных ре­сурсов она должна быть направлена на повышение ответственности за нарушение объема, ритма и качества поставок, применение скидок и т.п.;

— в части продаж она должна быть направлена на увеличение и ритмичность отгрузок продукции, полное или частичное их авансиро­вание, применение системы скидок и надбавок в зависимости от объема и ритма отгрузки, а также оплаты продаж, получение залогов, поручи­тельств, гарантий и т.п.;

• принятие учетной политики в целях бухгалтерского учета, на­правленной на снижение балансовых остатков оборотных активов;

• применение гибкой системы разработки норм и нормативов запасов и затрат, предусматривающей оперативное их уточнение при изменениях в технике, технологии, ассортименте продукции, портфеле заказов и т.д.;

• создание запасов строго в соответствии с расчетами потребно­сти в них;

• продажа ненужных (излишних) производственных запасов и полуфабрикатов и их списание в неликвидной части;

• оперативный контроль за состоянием числящейся на Бухгалтер­ском балансе дебиторской задолженности и ее снижение путем со­здания резервов сомнительных долгов, проведения взаимозачетов, новации, факторинга, уступки требований, принятия отступного, обра­щения в суд, а также списания дебиторской задолженности в безна­дежной ее части.

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 1531 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник