Меню Рубрики

Как произвести анализ отчета финансового результата

В конце года предприятия подают баланс (ф. № 1) и отчет о финрезультатах (ф. № 2). В документах указываются сведения о доходах, расходах, прибыли и убытках организации за год. Предоставленная информация, с одной стороны, дает возможность оценить деловую активность и привлекательность предприятия, а с другой – позволяет рассчитать финансовые показатели. Рассмотрим детальнее, как составляется отчет о финансовых результатах.

Новая форма отчета о финрезультатах утверждена Минфином в конце 2012 года. Отчет сдается предприятиями всех форм собственности, кроме ИП, бюджетных и кредитных организаций и страховщиков. Нюансы заполнения:

  • финансовые показатели рассчитывается по методу начисления;
  • все поступления и отчисления отражаются за вычетом налогов;
  • отчет составляется по данным баланса за текущий и прошлый периоды;
  • суммы проставляются в тысячах (миллионах) рублей;
  • минусовые значения пишутся в скобках.

Отчет о финансовых результатах содержит данные о:

  • выручке;
  • себестоимости;
  • валовой прибыли;
  • коммерческих, административных расходах;
  • прибыли от продаж;
  • процентах к уплате;
  • прочих доходах и расходах;
  • изменении ОНА и ОНО;
  • чистой прибыли (убытке).

Данные текущего периода должны соответствовать данным аналогичного периода прошлого года. Несопоставимость показателей допускается в случае выявления существенных ошибок за прошлые годы или изменения учетной политики. Тогда данные отчета корректируются. Типовая форма содержит непронумерованные строки. Присваивать коды нужно, если отчет сдается в ФНС и статистику. При этом если в строке указывается сразу несколько показателей, то код должен соответствовать большему из них. Если отчет составляется для учредителей, то сроки нумеровать не нужно.

Составление отчета о финансовых результатах начинается с заполнения строки 2110 «Выручка». Указывается общий доход по всем видам деятельности, за вычетом НДС и акцизов, но с учетом всех скидок: КТ90 – ДТ90-1 –ДТ90-2 – ДТ90-3.

В графе 2120 «Себестоимость» отображается сумма понесенных расходов при реализации обычных видов деятельности. Она включает в себя расходы на реализацию товаров, выполнение работ, прочие расходы основной деятельности. В графе учитываются суммы, отображенные в балансе проводками ДТ90 и КТ 20 (41, 43, 40).

Статья 2100 «ВП» — это разность между двумя предыдущими строками: 2110 и 2120. Если полученная сумму отрицательная, она пишется в скобках.

Далее заполнение отчета о финансовых результатах заключается в отображении поступлений и затрат от всех видов деятельности:

  • 2210 «Коммерческие затраты»: ДТ90 субсчет «Себестоимость» КТ44.
  • 2200 «Финрезультат от продаж» — это разность между ВП (2100) и коммерческими расходами (2220).
  • 2310 «Доходы от участия в иных организациях»: ДТ91 субсчет «Прочие доходы» КТ76.
  • 2330 «Проценты к уплате»: ДТ91 «Прочие расходы» КТ66 (67).
  • 2340 «Иные доходы»: КТ91.
  • 2350 «Иные расходы».

Поступления и расходы от обычных видов деятельности распределяются в зависимости от учетной политики. Например, затраты на рекламу могут либо полностью включаться в расходы текущего периода (2210), либо распределяться между всеми видами продукции (2120).

Отчет о результатах финансовой деятельности содержит информацию о доходе, из которого учитывается налог на прибыль (НПП). Эта сумма отображается по строке 2300 и рассчитывается как разность между всеми поступлениями (2200, 2300, 2320б, 2340) и расходами (23330, 2350). Отрицательное значение указывается в скобках.

Очень важно в отчете отобразить данные о доходах, удельный вес которых составляет менее 5 %, а расходы, связанные с их получением, нужно отражать отдельно. Если какая-то информация в балансе требует детальной расшифровки, ее заносят в «Пояснения». Так же следует поступать, когда составляется «Отчет о финансовых результатах». Пример заполнения бланка можно посмотреть ниже.

Сумма начисленного НПП отображается по строке 2410. Дальше указываются остаток ПНО/ПНА (2421), изменения ОНО (2430) и ОНА (2450). В графе 2460 «Прочее» указываются суммы, не вошедшие в предыдущие строки, но влияющие на финрезультат.

Финансовый результат от всех видов деятельности рассчитывается следующим образом:

ЧП (2400) = прибыль до налогообложения +/(-) изменения ОНО +/(-) изменения ОНА +(-) прочие – НПП = 2300 +/(-) 2430 +/(-) 2450 +/(-) 2460 – 2410.

Если бухгалтерский отчет о финансовых результатах содержит статьи без значений, их нужно однократно подчеркнуть. Сумма, указанная в строке 2400, должно приравниваться к конечному сальдо счета 84 84 (по итогам года) или 99 (за квартал). В строке 2500 отображается разность граф 2400 и 2510, 2520.

Основной целью исследования является получение параметров, дающих точную картину состояния предприятия. При этом аналитиков может интересовать текущее и перспективное состояние организации. Анализ проводится по данным бухгалтерской отчетности. Выделяют шесть основных методов исследования:

  • горизонтальный — сравнение данных текущего и предыдущего года;
  • вертикальный — определение структуры показателей с выявлением степени влияния каждой позиции;
  • трендовый — определение тенденции показателя;
  • анализ относительных коэффициентов;
  • сравнительный — это внутри- и межхозяйственный анализ показателей фирмы по подразделениям, видам деятельности и его сопоставление с показателями конкурентов;
  • факторный — влияние отдельных элементов на конечный результат.

Финансовый анализ называют классическим. Его данные дополняются другими значимыми аспектами, например, анализом эффективности собственного капитала, издержек, оборота и т. д. То есть проводится комплексная экономическая оценка результатов деятельности.

Исследования осуществляются по принципу дедукции. Сначала анализируется объем, состав, структура и тенденция изменения прибыли до налогообложения в разрезе источников ее формирования: дохода от реализации, от иных видов деятельности и прочие поступления.

Качество прибыли определяется ее структурой. Поэтому анализ отчета о финансовых результатах включает расчет удельного веса каждого виды прибыли. Одновременно рассчитываются темпы роста дохода от реализации и до налогообложения. Если первый показатель превышает второй, то это означает, что качество выручки улучшается.

Далее отчет о финансовых результатах анализируется на предмет источников формирования всех видов дохода. Рассчитывается удельный вес всех видов затрат и делается вывод о влиянии отдельных статей на изменение дохода. Далее проверяется условие оптимизации прибыли: ТР выручки > ТР полной себестоимости.

Доход от прочих видов деятельности формируется в разрезе формирующих его статей. Также анализируется структура, объем и динамика изменения показателей. Затем делается вывод о влиянии прочих доходов и поступлений на конечный финансовый результат.

Отследим изменения динамики показателей деятельности организации. Отчет о финансовых результатах оформим в виде таблицы.

источник

Анализ показателей результативности деятельности организации помогает наиболее точно оценить ее финансово-хозяйственную деятельность относительно будущих условий существования. Руководствуясь такой оценкой, можно планировать дальнейшую деятельность организации, в том числе и ее взаимодействие с контрагентами. Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств и источников их формирования. Для общей оценки динамики финансового состояния следует сгруппировать статьи баланса в отдельные специфические группы по признаку ликвидности и срочности обязательств (агрегированный баланс). На основе агрегированного баланса осуществляется анализ структуры имущества предприятия. Непосредственно из аналитического баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния предприятия. Динамический анализ этих показателей позволяет установить их абсолютные приращения и темпы роста, что важно для характеристики финансового состояния предприятия.

Таблица 7 — Анализ отчета о финансовых результатах

Доходы от участия в других организациях

Прибыль (убыток) до налогообложения

— в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)

Изменение отложенных налоговых обязательств

Изменения отложенных налоговых активов

ОАО «Балтийский берег» на 2009 год перетерпела убыток, который составил 759 632 руб., в 2010 году убыток составил 571 375 руб., в 2011 году компания достигла чистой прибыли 7 134 руб., в 2012 году ОАО «Балтийский берег» снова ушло в минус, и убыток стал ещё больше 672 615 руб., в 2013 и 2014 годах прибыль была рекордно минимально и составляла 2 315 305 и 2 221 356 руб. соответственно. Прибыль от основной деятельности составила 43,83% от чистой прибыли, значит в большей мере на чистую прибыль повлияла прочая деятельность, которая составила 56,17% от чистой прибыли. Таким образом, на 2010 год доходы от участия в других организациях составили 250 000 тыс. руб. В остальных годах данным путём компания не получала доходы. Проценты к получению в 2009 году составили 8 962 руб., проценты к получению в 2010 году составили 6 417 руб. В 2011 и 2012 году наблюдается рост данного показателя, и в 2012 году проценты к получению составили 53 704 руб. В 2013 году наблюдаем спад до 48 295 руб., в 2014-13 860 руб. Проценты к уплате в 2009 году составили 7 256 руб., в 2010 году составили ровно столько, сколько и проценты к получению 6 417 руб. В 2011 году компания не выплачивала никакие проценты, в 2012 году проценты к уплате составили 126 805 руб. Далее наблюдаем что в 2013 году проценты к уплате составили 73 210, в 2014 году они составили 38 619 руб.. Прочие доходы в 2009 году составили 156 982 руб., в 2010 году составили 110 415 руб., в 2011 и в 2012 году наблюдается уменьшение прочих доходов и в 2012 году прочие доходы составили 7 606 руб. В 2013 и 2014 годах наблюдаем увеличения доходов, они составили 416 404 и 414 165 руб. Тем временем расходы на 2009 году составили 658 421 руб., 2010 год составили 942 092 руб., в 2011 году компания понесла меньше расходов по сравнению с 2010 на 931 891 руб. и прочие расходы составили 10 201 руб. В 2012 году расходы компании снова увеличились на 63,87%, и их сумма составила 661 775 руб. Таким образом, видно, что расходы значительно превышают доходы, и это соответственно сказывается на прибыли до налогообложения. В 2009 наблюдается убыток в 600 089 руб., в 2010 году тоже наблюдается убыток до налогообложения 610 490 руб., который составил 106,85% от чистой прибыли. В 2011 году убыток сокращается на 621 112 руб. и компания работает в прибыль пусть небольшую, которая составила 10 622 руб. (1,85% от чистой прибыли). В 2012 году прибыль до налогообложения уменьшается на 688 902 руб., и ОАО «Балтийский берег» перетерпливает убыток 678 280 руб.(118,71% от чистой прибыли). Из таблицы видно, что на чистую прибыль в 2010 и 2012 годах в большей мере повлияла прибыль до налогообложения. В 2011 году текущий налог на прибыль составил 3 371 руб. В том числе постоянные налоговые обязательства в 2010 году составили 82 028 руб., в 2011 году составили – 2 524 руб. В 2012 году налоговые обязательства уменьшились на 50,49% по сравнению с 2011 годом и составили -129 970 руб. Изменения отложенных налоговых обязательств на 2010 год составили всего 7,04% от чистой прибыли 40 228 руб., в 2011 и 2012 годах никаких изменений не наблюдается. В 2010 году Изменения отложенных налоговых активов составило 13,89% от чистой прибыли – это 79 343 руб., в 2011 году наблюдается нехватка отложенных налоговых активов 117 руб., на 2012 год значение увеличивается на 5 804 руб. и составляет 5 687 руб. Показатель прочее отсутствует в 2010 и 2011 годах, а в 2012 году наблюдается нехватка прочих, то есть ни коем образом не отражается на чистой прибыли.

Что касается основной деятельности ОАО «Балтийский берег», о выручка в 2009 году составила 2 998 045 руб., в 2010 году составила 4 344 196 руб. В 2011 году компания толком не получала никакой выручки, она сократилась аж на 4 132 283 руб. и составила совсем ничего 211 913 руб. В 2012 году наблюдается незначительное её увеличение на 24 876 руб., и составила выручка на конец периода 236 789 руб., в последние годы компания получала очень маленькую выручку она составила 121 155 руб, и 73 572 руб. Себестоимость продаж в 2009 составила 3 156 023 руб., в 2010 году составляла 3 360 068 руб. В 2011 году затраты сократились и стали равняться 124 266 руб. В 2012 году себестоимость продаж немного выросла по сравнению с 2011 годом на 4,53% и составила 129 900 руб. Так как на всём периоде затраты меньше выручки, то наблюдается валовая прибыль по всем годам. Так в 2010 году валовая прибыль составила 984 128 руб., в 2011 году за счёт одновременного уменьшения выручки и себестоимости уменьшилась и валовая прибыль на 896 481 руб. и приняла значение 87 647 руб. В 2012 году валовая прибыль за счёт увеличения выручки и расходов соответственно увеличилась и составила 106 889 руб. Коммерческие расходы в 2010 году составили 486 176 руб. В 2011 и 2012 году компания обошлась без них. Таким образом, в формировании прибыли до налогообложения основную роль составили коммерческие и управленческие расходы. Если в 2010 году прибыль до налогообложения составила 250 480 руб. за счёт того, что валовая прибыль больше, чем расходы, в 2011 году наблюдается убыток до налогообложения в компании, который составил 1 928 руб., в 2012 году убыток сократился на 50 918 руб., и компания достигла прибыли до налогообложения 48 990 руб. В 2013 и 2014 году прибыль до налогооблажения была отрицательна и составляла 47 161 руб. и 37 360 руб. соответственно.

Рентабельность — относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.

Таблица 7 — Расчет показателей рентабельности

источник

Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

Также важным показателем финансового результата деятельности предприятия являются показатели рентабельности его деятельности. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, т. к. их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.[4] Таким образом, в данной работе будет проведен анализ прибыли и рентабельности на примере конкретной организации.

Объектом исследования в данной работе является ОАО «Серпуховский завод «Металлист».

На протяжении всей своей истории завод «Металлист» – приборостроительное предприятие, специализирующее на выпуске гиромоторов, гироблоков, различных точных электромеханических датчиков и устройств.

В настоящее время основными видами деятельности завода является производство частей приборов и инструментов для навигации, управления, измерения, контроля, испытаний и прочих целей и др.

Уставный капитал ОАО «Серпуховский завод «Металлист» на начало 2014 года составлял 146 тыс. руб. В результате дополнительного выпуска акций на сумму 33 тыс. руб. уставный капитал на конец 2014 года составляет 179 тыс. руб.

Первым шагом анализа финансовых результатов является анализ динамики прибыли. Анализ динамики прибыли позволяет оценить рост (или спад) показателей прибыли, таких как валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистая прибыль, за анализируемый период, а также отметить положительные и негативные изменения в динамике финансовых результатов.

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Для анализа динамики финансовых результатов воспользуемся данными Отчета о финансовых результатах ОАО «Серпуховский завод «Металлист» за 2014 год (приложение 2) и проведем горизонтальный анализ.

В результате проведенного анализа получены следующие данные, представленные в таблице 1.

Анализ динамики финансовых результатов

Предыдущий период, тыс. руб.

Доходы от участия в других организациях

Прибыль до налогообложения

Отложенные налоговые обязательства

Отложенные налоговые активы

Для наглядности построим гистограмму, отражающую основные показатели прибыли

Рис. 1. Динамика основных показателей прибыли за 2013-2014 гг.

По результатам анализа можно сделать вывод о том, что основные показатели финансовых результатов в отчетном периоде значительно увеличились. Так, валовая прибыль возросла на 28563 тыс. руб. или на 36,74%. Этому способствовало увеличение выручки на 644810 тыс. руб. или на 109,51%. Увеличение себестоимости на 616247 тыс. руб. или на 120,59% оказало отрицательное влияние на показатель валовой прибыли.

Прибыль от продаж увеличилась по сравнению с предыдущим периодом на 28673 тыс. руб. или на 37,97%. Данному увеличению способствовало также повышение выручки и снижение коммерческих расходов. Коммерческие расходы снизились на 110 тыс. руб. или на 4,93%. Рост себестоимости оказал негативное влияние на прибыль от продаж.

Прибыль до налогообложения по сравнению с предыдущим годом возросла на 35228 тыс. руб. или на 59,08%. Данное увеличение вызвано ростом прибыли от продаж, доходов от участия в других организациях, процентов к получению и прочих доходов, а также снижением процентов к уплате.

Чистая прибыль по сравнению с предыдущим годом возросла на 27188 тыс. руб. или на 56,16%. Данное увеличение вызвано ростом прибыли до налогообложения. Отрицательно повлиял на чистую прибыль такой показатель, как текущий налог на прибыль.

Основную часть прибыли составляет прибыль от продаж. Поэтому далее проведем анализ прибыли от продаж, а также оценим структуру выручки от продаж, т.к. она включает в себя и себестоимость, и прибыль, а после этого проведем факторный анализ прибыли от реализации, чтобы определить влияние основных факторов на прибыль от продаж.

Анализ прибыли от реализации представлен в таблице 2.

Валовая прибыль от продаж

По данным таблицы, наблюдается рост прибыли от продаж, что уже было отмечено ранее. К этому привело увеличение выручки на 644810 тыс. руб. или на 109,51% и снижение коммерческих расходов на 110 тыс. руб. или на 4,93%. Себестоимость оказывает негативное влияние на прибыль от реализации в связи со значительным увеличением в отчетном году. Также при оценке структуры выручки видно, что основная доля в объеме выручки принадлежит себестоимости и составляет 91,38%. Что касается доли прибыли от продаж в объеме выручки, то данное значение составляет в отчетном году 8,45% и является показателем рентабельности, т.к. рентабельность продаж определяется отношением прибыли от продаж к выручке от продаж. Таким образом, рентабельность продаж в отчетном году составила 8,45%. Подробно показатель рентабельности продаж и факторы, на него влияющие, будут рассмотрены далее.

Основными факторами, влияющими на прибыль от продаж, являются объем реализации продукции, ее структура, себестоимость и цена.

Факторная модель выглядит следующим образом:

где ПР – сумма прибыли от продажи; ВР – выручка от продажи; К – количество реализованной продукции; Ц – цена реализации единицы продукции; С – себестоимость единицы продукции.

Для проведения факторного анализа воспользуемся данными по инфляции, которая за отчетный год составила 11,4%, для определения индекса цен, необходимого для расчета показателей в сопоставимых ценах. Таким образом, индекс цен Ip = 1,114.

В таблице 3, расположенной ниже, представлены данные необходимые для дальнейшего расчета влияния факторов на изменение суммы прибыли от продажи продукции.

Анализ прибыли по факторам

На начало периода, тыс. руб.

Для дальнейшего анализа необходимо рассчитать коэффициент роста, который определяется делением выручки от продаж в сопоставимых ценах на выручку от продаж на начало периода. Таким образом, Кр = 1,881.

В таблице 4 представлен расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от продажи продукции способом цепных подстановок, где 0 обозначает данные начала периода, а 1 – данные конца периода. Факторы в таблице обозначены следующими символами:

V – объем реализации продукции;

Влияние факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции способом цепных подстановок

Таким образом, изменение суммы прибыли:

  • · за счет объема реализации продукции составило 66511,46 тыс. руб.;
  • · за счет структуры составило -48500,84 тыс. руб.;
  • · за счет повышения цен составило 126240,06 тыс. руб.;
  • · за счет себестоимости реализованной продукции составило -115577,68 тыс. руб.

Общее изменение прибыли, которое находится суммированием данных изменений, составляет 28673 тыс. руб.

По результатам факторного анализа прибыли от продаж, можно сделать вывод о том, что негативное влияние на прибыль от реализации оказало изменение структуры продукции и повышение себестоимости, а увеличение объема реализации и повышение цен оказало положительное влияние на прибыль от продаж.

Для анализа рентабельности воспользуемся Бухгалтерским балансом ОАО «Серпуховский завод «Металлист» (приложение 1) и Отчетом о финансовых результатах ОАО «Серпуховский завод «Металлист» (приложение 2) и рассчитаем основные показатели рентабельности:

  • · рентабельность продаж;
  • · рентабельность затрат на производство;
  • · рентабельность собственного капитала.

Используя формулу рентабельности продажрассчитаем показатель рентабельности продаж предприятия и проведем анализ. Анализ представлен в таблице 5.

Анализ и оценка рентабельности продаж

Выручка от продаж, тыс. руб.

Себестоимость продаж, тыс. руб.

Коммерческие расходы, тыс. руб.

Управленческие расходы, тыс. руб.

Прибыль от продаж, тыс. руб.

По данным таблицы видно, что в отчетном году рентабельность снизилась по сравнению с предыдущим годом на 4,38% и составила 8,45%. Снижение рентабельности продаж произошло в результате значительного увеличения себестоимости, темп роста которой составляет 220,59% и превышает темп роста выручки, который составляет 209,51%.

На анализе рентабельности продаж остановимся более подробно и проведем факторный анализ, чтобы определить влияние факторов на изменение рентабельности продаж.

Факторная модель выглядит следующим образом:

где ПР – прибыль от продаж; ВР – выручка от продаж; С – себестоимость; КР – коммерческие расходы; УР – управленческие расходы.

Далее, используя данные таблицы 6, определим влияние каждого фактора на рентабельность продаж, применяя метод цепных подстановок:

1.Влияние изменения выручки от продаж на рентабельность составляет 45,56%.

2.Влияние изменения себестоимости на рентабельность продаж составляет -49,95%.

3. Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж составляет 0,01%.

4. Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж составляет0%.

Совокупное влияние факторов составило:

∆Рентабельность продаж = 45,56 + (-49,95) + 0,01 + 0 = – 4,38%.

Таким образом, увеличение выручки от продаж привело к росту рентабельности продаж на 45,56%, повышение себестоимости привело к снижению рентабельности на 49,95%, снижение коммерческих расходов привело к незначительному росту рентабельности на 0,01%, а управленческие расходы никакого влияния на рентабельность не оказали, т.к. данный показатель, и в отчетном, и в предыдущем периодах равен 0.

По результатам факторного анализа, можно сделать вывод о том, что основным фактором, который оказал отрицательное влияние и привел к снижению рентабельности продаж в отчетном периоде, является себестоимость.

Следующим основным показателем рентабельности является рентабельность затрат на производство. Используя формулу рентабельности затрат на производство рассчитаем данный показатель и проведем анализ рентабельности затрат на производство. Анализ представлен в таблице 6.

Анализ и оценка рентабельности затрат на производство

Себестоимость продаж, тыс. руб.

Коммерческие расходы, тыс. руб.

Управленческие расходы, тыс. руб.

Прибыль от продаж, тыс. руб.

Рентабельность затрат на производство, %

По данным таблицы, видно, что рентабельность затрат на производство в отчетном году снизилась по сравнению с предыдущим годом на 5,49% и составила 9,23%. Снижение рентабельности произошло в результате значительного увеличения полной себестоимости продукции на 120,04%. При этом темп роста полной себестоимости превышает темп роста выручки.

В связи с тем, что рентабельность затрат на производство также как и рентабельность продаж потерпела значительное снижение, то следует провести факторный анализ и определить влияние факторов на рентабельность затрат на производство.

Факторная модель выглядит следующим образом:

Воспользуемся данными таблицы 6 и определим влияние каждого фактора на рентабельность затрат на производство, используя метод цепных подстановок:

1. Влияние изменения выручки от продаж на рентабельность затрат на производство составляет 125,63%.

2. Влияние изменения себестоимости на рентабельность затрат на производство составляет -131,13%.

3. Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность затрат на производство составляет 0,01%.

4. Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность затрат на производство составляет 0%.

Совокупное влияние факторов составило:

∆Рентабельность затрат на производство = 125,63 + (-131,13) + 0,01 + 0 = 5,49.

По результатам факторного анализа рентабельности затрат на производство, можно сделать вывод о том, что повышение выручки способствовало увеличению рентабельности на 125,63%, рост себестоимости привел к снижению рентабельности затрат на производство на 131,13%, снижение коммерческих расходов увеличило рентабельность на 0,01, управленческие расходы также не оказали никакого влияния, т.к. данный показатель равен 0 и в отчетном, и в предыдущем периодах. Таким образом, основным фактором, который оказал негативное влияние на рентабельность затрат на производство и снизил данный показатель, является себестоимость.

Следующим основным показателем рентабельности является рентабельность собственного капитала. Рассчитаем данный показатель, используя формулу рентабельности собственного капитала и проведем анализ. Анализ представлен в таблице 7.

Анализ и оценка рентабельности собственного капитала

Средняя величина собственного капитала, тыс. руб.

Рентабельность собственного капитала, %

По результатам анализа рентабельности собственного капитала можно сказать, что рентабельность в отчетном году возросла по сравнению с предыдущим годом на 2,51% и составила 17,54%. Увеличение рентабельности в отчетном году произошло в результате увеличения чистой прибыли на 27188 тыс. руб. или на 56,16%, что превышает темп роста средней величины собственного капитала, который составляет 133,81%.

После проведенного анализа всех основных показателей рентабельности для наглядности построим гистограмму (рис.2), отражающую динамику данных показателей.

Рис. 2. Динамика основных показателей рентабельности за 2013-2014 гг.

Таким образом, по графику видно, что в отчетном периоде вырос только показатель рентабельности собственного капитала, остальные основные показатели рентабельности снизились по сравнению с предыдущим годом.

По результатам проведенного анализа было выявлено, что негативное влияние на многие показатели оказало значительное повышение себестоимости. Так, при оценке структуры выручки было определено, что основная доля в объеме выручки принадлежит себестоимости и составляет 91,38%. При факторном анализе прибыли от продаж было установлено, что повышение себестоимости снизило прибыль от реализации на 115577,68 тыс. руб. В результате проведения факторного анализа рентабельности продаж было выявлено, что повышение себестоимости привело к снижению рентабельности на 49,95%. По результатам факторного анализа рентабельности затрат на производство было установлено, что рост себестоимости привел к снижению рентабельности затрат на производство на 131,13%.

Как видно, это значительные цифры, к которым привело увеличение себестоимости и тем самым способствовало снижению финансовых результатов организации. В связи с этим следует проанализировать себестоимость по элементам затрат, чтобы определить на какой элемент предприятию следует обратить особое внимание. Анализ себестоимости по элементам затрат представлен в таблице 8.

Анализ себестоимости по элементам затрат

Отчисления на социальные нужды

Для наглядности построим диаграммы, отражающие структуру себестоимости по элементам затрат в отчетном (рис. 4) и предыдущем (рис. 3) периодах.

Рис. 3. Структура себестоимости по элементам затрат в 2013 г.

Рис. 4. Структура себестоимости по элементам затрат в 2014 г.

Сравнивая две диаграммы, видно насколько изменилась структура себестоимости за год. Если в 2013 году основным элементом расходов были расходы на оплату труда, то в 2014 году наибольшие расходы приходятся на материальные затраты, доля которых составляет 65,78% от всей себестоимости. По сравнению с предыдущим периодом материальные затраты возросли на 662825 тыс. руб. или на 841,75% и составили в отчетном году 741569 тыс. руб.

Таким образом, основная доля расходов приходится на материальные затраты, следовательно, именно данному элементу необходимо уделить особое внимание при выявлении резервов снижения себестоимости.

К тому же для дальнейшего роста финансовых результатов необходимо увеличение объема реализации продукции, тогда если предприятие найдет резервы снижения себестоимости, то при увеличении объема продаж, прибыль будет только возрастать, что положительно отразиться на всем финансовом состоянии организации.

Таким образом, для улучшения финансовых результатов деятельности могут быть предложены следующие рекомендации:

1) Определение резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации продукции. Чтобы обеспечить стабильный прирост прибыли, необходимо постоянно искать резервы ее увеличения. Резервы роста прибыли – это количественно измеримые возможности ее дополнительного получения. При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.

2) Снижение себестоимости продукции.

Себестоимость может быть снижена, исходя из анализа себестоимости по элементам затрат (таблица 8), за счет снижения материальных затрат.

Таким образом, в данной работе был проведен анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Серпуховский завод «Металлист» и предложены основные пути увеличения показателей финансовых результатов на предприятии.

Научный руководитель:
Ксенофонтова Оксана Викторовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и торгового дела Тульского филиала РЭУ им. Г . В . Плеханова , г . Тула , Россия

1. 1. Кирьянова, З.В. Анализ финансовой отчетности: учебник для бакалавров / З.В. Кирьянова, Е.И. Седова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 428 с.

2. Шадрина, Г.В. Бухгалтерский учет и анализ: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Г.В. Шадрина, Л.И. Егорова. – М.: Юрайт, 2015. – 429 с.

3. Шадрина, Г.В. Экономический анализ. Теория и практика: учебник для бакалавров / Г.В. Шадрина. – М.: Юрайт, 2014. – 515 с.

источник

Отчет о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках) сообщает о сумме дохода компании в течение определенного периода времени, также о сумме расходов, которые были совершены для генерации этого объема доходов. Чистая прибыль формируется как разность между суммой доходов и расходов. Основное уравнение, лежащее в основе отчета о финансовых результатах:

Доходы — Расходы = Чистая прибыль

Инвестиционные аналитики интенсивно изучают отчеты о финансовых результатах компаний. Фондовые аналитики заинтересованы в них, потому что фондовые рынки часто позитивно или негативно реагируют на высокий или низкий рост прибыли компании с, соответственно, выше среднего или ниже среднего объемом прибыли. Аналитики, которые ориентируются на инструменты с фиксированным доходом, должны изучить компоненты отчетов о финансовых результатах за предыдущие периоды и с прогнозом на будущее для получения информации о возможностях компаний. Стабильная генерация прибыли позволит ожидать обещанных платежей по их долгам в течение бизнес-цикла. Корпорации часто обращают больше внимания именно на отчет о финансовых результатах по сравнению с другими финансовыми отчетами.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Пример отчета о финансовых результатах представлен в таблице 1. Обратите внимание, что годы могут перечисляться в порядке возрастания слева направо с самого последнего года в последнем столбце, так и в порядке убывания с последним годом в первом столбце. Это альтернативные форматы отображения данных. Существуют также различия в предоставлении информации о различных элементах. Компании могут детализировать источники доходов, расходов и т.д. Аналитик должен всегда проверять порядок лет и способ представления отрицательных элементов перед началом анализа.

Отчет о финансовых результатах также называют отчетом операций, отчетом о заработках или отчетом прибылей и убытков. В этом документе существуют следующие элементы:

  • доходы – это положительный денежный поток от заработанных посреднических операций, продаж товаров и услуг, предоставления собственных средств в кредит и т.д.
  • расходы являют собой негативный денежный поток, который формируется в целях получения дохода. Сюда относятся деньги, которые были израсходованы в течение отчетного периода, а также расходы, для которых будущая стоимость не может быть измерена.

В верхней строке отчета о прибылях и убытках, как правило, находятся сведения о выручке. Выручка является собой сумму, взимаемую за поставку товаров или услуг в обычной деятельности бизнеса. Выручка часто используется как синоним дохода от продаж, продажи, товарооборот.

Таблица 1. Пример отчета о финансовых результатах

За Январь — Декабрь 2015 г.

За Январь — Декабрь ‘ 2014 г

Доходы от участия в других организациях

Прибыль (убыток) до налогообложения

в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)

Изменение отложенных налоговых обязательств

Изменение отложенных налоговых активов

За Январь — Декабрь 2015 г.

За Январь — Декабрь 2014 г

Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода

Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода

Совокупный финансовый результат периода

Базовая прибыль (убыток) на акцию

Разводненная прибыль (убыток) на акцию

Прибыль являет собой превышение дохода над расходами, а также сюда относятся продажи долгосрочного актива по стоимости, которая выше его балансовой стоимости; кроме этого, сюда относится погашение обязательств по сумме, которая меньше их балансовой стоимости.

Убыток – это превышение расходов над доходами компании, а также продажа долгосрочного актива по стоимости меньше, чем его балансовая стоимость; кроме этого, это погашение обязательства в объеме выше, чем его балансовая стоимость.

Себестоимость проданных товаров и услуг включает в себя расходы на непосредственное производство этих товаров и услуг.

Валовая прибыль являет собой разность между выручкой и себестоимостью проданных товаров и услуг. Когда отчет о финансовых результатах показывает валовую прибыль, то компания использует многоступенчатый формат отображения данные, в противном случае применяется одноступенчатый формат. Для промышленных и торговых компаний, для которых валовая прибыль является наиболее актуальной, валовая прибыль рассчитывается как выручка за вычетом стоимости товаров, которые были проданы. Для сервисных компаний валовая прибыль рассчитывается как выручка за вычетом стоимости услуг, которые были предоставлены. Таким образом, валовая прибыль является суммой дохода после вычета расходов на производство товаров или услуг. Прочие расходы, связанные с управлением бизнесом, привлечением капитала и т.д. вычитаются с валовой прибыли.

Сбытовые и управленческие расходы – это операционные расходы, которые связаны с управлением компанией и организацией сбытового процесса.

Операционная прибыль – это прибыль от операционной деятельности и представляет собой доналоговый результат без учета внеоперационных доходов и расходов. С операционной прибыли дополнительно вычитаются операционные расходы, такие как себестоимость продаж, административные, сбытовые и расходы на НИОКР и прочие. Операционная прибыль отражает прибыль компании по своей обычной хозяйственной деятельности до вычета налогов. Для финансовых компаний процентные расходы будут включены в состав операционных расходов и вычитаться при расчете операционной прибыли. Для нефинансовых компаний процентные расходы не будут включены в состав операционных расходов и будут вычтены после операционной прибыли, так как они относятся к внеоперационной деятельности для таких компаний. Для некоторых компаний, состоящих из нескольких отдельных сегментов бизнеса, операционная прибыль может оказаться полезной при оценке результатов деятельности отдельных предприятий. Это отражает тот факт, что процентные и налоговые расходы являются более актуальными на уровне общей компании, а не на уровне отдельного сегмента. Конкретные расчеты валовой прибыли и операционной прибыли могут отличаться в различных компаниях, поэтому читатель финансовой отчетности может ознакомиться с пояснениями к отчетности для выявления существенных различий.

Внеоперационная прибыль — прибыль от вспомогательной деятельности.

Чистую прибыль часто называют нижней строкой. Основанием для этого выражения является то, что чистая прибыль является конечной строкой в отчете о финансовых результатах. Поскольку чистую прибыль часто рассматривают как наиболее соответствующее для описания эффективности компании в течение определенного периода времени число, термин нижняя линия иногда используется в общем деловом жаргоне и означает любой окончательный или наиболее подходящий результат.

Чистая прибыль также включает в себя прибыли и убытки, которые являют собой притоки и оттоки активов, соответственно, не имеют прямого отношения к обычной деятельности бизнеса. Например, если компания продает свою продукцию, эта сумма отражается как доход и расходы, которые указаны отдельно. Тем не менее, если компания продает излишки земли, которая не нужна, стоимость земли вычитается из цены продажи и чистый результат сообщается как прибыль или убыток.

Совокупный финансовый результат периода. Общее уравнение определения для чистой прибыли являются расходы доходы минус. Есть, однако, некоторые статьи доходов и расходов, которые согласно правилам бухгалтерского учета исключаются из расчета чистой прибыли. Чтобы понимать связь справедливой стоимости собственного капитала одного периода с суммой собственного капитала за другой период, необходимо рассмотреть сущность этих элементов и их влияния на совокупный финансовый результат.

В дополнение к представлению чистой прибыли, отчеты о финансовых результатах также представляют некоторые другие финансовые результаты, которые являются существенными для пользователей финансовой отчетности. Некоторые из финансовых результатов определяются международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), в частности, доход от неосновных операций. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) № 1 «Представление финансовой отчетности» требует, чтобы некоторые элементы, такие как выручка, процентные платежи и налог на прибыль, были отдельно указаны в отчете о финансовых результатах. МСФО № 1 также требует, чтобы финансовые результаты были также «представлены в отчете о финансовых результатах, когда такое представление уместно для понимания финансовых результатов деятельности предприятия.» МСФО № 1 говорит, что расходы могут быть сгруппированы либо по своему характеру, либо по функции. Например, группируя расходы, такие как амортизация оборудования или амортизация административных объектов, в один элемент под названием амортизация, происходит группировка по характеру расходов. Пример группировки по функции будет происходить, например, если все расходы, связанные с продажами, просуммировать в отдельную строку себестоимости, которая будет включать в себя некоторые зарплаты (например, производственного персонала), материальные затраты, амортизацию основных производственных средств и прочие расходы, связанные с производством.

Таким образом, некоторые аспекты составления и представления отчетности зависят от отрасли, в то время как другие отражают различия в учетной политике и практике той или иной компании. В процессе проведение анализа отчета о финансовых результатах стоит обращать внимание на такие различие, что позволит сформулировать более корректные выводы о способности компании генерировать прибыль.

Выручка является верхней строкой в отчете о прибылях и убытках. В простом гипотетическом сценарии, признание выручки не является проблемой. Для примера, компания продает товары покупателю за наличные деньги без возможности возвращать товар: Когда компания должна признавать выручку? В этом случае, очевидно, что доход должен быть признан, когда происходит обмен товарами за наличный расчет. На практике, однако, определение дохода может быть несколько более сложной задачей по ряду причин.

Важным аспектом в отношении признания доходов является то, что оно может происходить независимо от движения денежных средств. Например, предположим, что компания продает товары покупателю в кредит и поэтому фактически не получает наличные деньги в момент поставки товара. Основной принцип метода начисления в том, что доход признается тогда, когда он заработан, так что финансовые отчеты компании отражают продажу, когда совершена соответствующая сделка и связанная с ней дебиторская задолженность сформирована.

Позже, когда денежные средства переходят в руки компании, финансовые счета компании просто отражают, что денежные средства были получены и часть дебиторской задолженности погашена (та часть, которая связана с определенной сделкой). Кроме того, бывают ситуации, когда компания получает денежные средства авансом и на самом деле предоставляет товар или услугу позже, возможно, в течение определенного периода времени. В этом случае компания будет регистрировать доходы будущих периодов, которые затем признаются в качестве заработанных через определенный период времени. (Одним из примеров может быть полученная авансом подписка на журнал, который должен доставляться периодически с течением времени.).

Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) предусматривает, что выручка за продажу товаров должна быть признана (в отчете о прибылях и убытках), когда выполняются следующие условия:

— предприятие передало покупателю значительные риски и выгоды, связанные с правом собственности на товары.

— предприятие не сохраняет за собой ни управленческих функций в той степени, которая обычно ассоциируется с правом собственности, ни эффективного контроля над проданными товарами.

— сумма выручки может быть точно оценена.

— вполне вероятно, что экономические выгоды, связанные с операцией, поступят на предприятие.

— расходы, понесенные или которые будут понесены в связи со сделкой, могут быть надежно оценены.

источник

«Вторая форма» бухгалтерской отчетности содержательна сама по себе. Однако комплексный анализ отчета о финансовых результатах повысит информативность в разы. О том, как его провести и какие выводы сделать, читайте в статье. А еще скачивайте Excel-файл, который сам рассчитает показатели по вашим данным.

Чтобы провести грамотный анализ и заострить внимание на действительно важных моментах, вспомним, какую информацию содержит отчет. Это показано на схеме ниже.

Рисунок 1. Показатели отчета о финансовых результатах

Это не все элементы отчета. Однако далее сосредоточимся только на них, поскольку они – базовые.

Важный момент, который надо учитывать в ходе анализа: отчет о финансовых результатах в большинстве случаев строится по методу начисления. Значит, нельзя приравнивать:

  • доходы к денежным поступлениям;
  • расходы к денежным платежам;
  • прибыль к остатку денег предприятия.

В ходе оценки показателей отчета используются стандартные методы анализа финансовой отчетности:

См., как провести экспресс-анализ отчета о прибылях и убытках, выявить главные тенденции, повлиявшие на экономическую эффективность предприятия, чтобы выявить главные тенденции, повлиявшие на экономическую эффективность предприятия.

Иначе называют трендовый анализ или анализ временных рядов. Его суть сводится к отслеживанию динамики изменения показателей во времени. Для этого рассчитывают абсолютные и относительные отклонения. Вот их формулы:

Относительное отклонение (темп роста) = Х1 ÷ Х

Относительное отклонение (темп прироста) = Х1 ÷ Х – 1

Х1 значение показателя в текущем периоде
Х значение показателя в предыдущем периоде

Какие соотношения между показателями отчета о финансовых результатах окажутся идеальными? Есть три основных правила.

Правило 1. Доходы должны расти, причем быстрее, чем активы. Только в таком случае вложения в имущество предприятия оправдают себя. Иначе складывается ситуация, когда рост ресурсов не влечет за собой адекватную отдачу от них.

Для данного правила есть два уточнения:

  • сравнение темпа роста активов делайте, прежде всего, с темпом роста выручки, а не всей суммы доходов. Это так, потому что прочие доходы не всегда создаются имуществом бизнеса. Например, положительные курсовые разницы или штрафы от контрагентов за нарушение договорных условий в основе возникновения имеют иные факторы, нежели прямое использование активов;
  • если ваша организация реализует инвестиционный проект или только проходит стадию становления, то на первых порах темпы роста выручки могут оказаться меньше, чем темпы роста активов. Такая ситуация – нормальна и объяснима.

Правило 2. Расходы должны либо снижаться, либо прирастать медленнее доходов. Это залог увеличения финансового результата. См. подробнее о том, как формируется финансовый результат. Относительное отклонение оценивайте также в разрезе подвидов расходов. Однозначно должно насторожить следующее:

  • темп роста управленческих расходов выше темпа роста себестоимости продаж. Неадекватные траты на административный персонал и его обслуживание по сравнению, например, с производственными расходами – это не путь развития. Голодный рабочий, старое оборудование и бракованный материал никогда не станут основой качественного продукта;
  • темп роста прочих расходов выше темпа роста расходов по обычным видам деятельности. В такой ситуации финансовый результат «съедает» то, что не имеет прямого отношения к основному бизнесу. Например, остаточная стоимость выбывающих основных средств, проценты по займам и кредитам, списанная безнадежная дебиторка (см., как управлять дебиторской задолженностью). Значительный темп роста прочих расходов – повод провести углубленный анализ. Для этого одного отчета о финансовых результатах окажется недостаточно. Потребуется анализ счета 91 из программы 1С с развернутой аналитикой или даже карточка этого счета.

Правило 3. Все компоненты прибыли должны расти интенсивнее, чем доходы. Третье правило выполняется автоматически, когда соблюдается второе. Особое внимание обращайте на следующие моменты:

  • темпы роста валовой прибыли и прибыли от продаж сравнивайте с темпом роста выручки. Для прибыли до налогообложения и чистой прибыли держите ориентир на относительное изменение совокупной величины доходов. Причина – в подходе к вычислению видов финансовых результатов. Валовая прибыль и от продаж не связаны с прочими доходами и расходами в отличие от финансового результата до налогообложения и чистого;
  • третье правило не сработает, если в какой-то из периодов организация вместо прибыли получила убыток. Считать темпы роста или прироста по базовому отрицательному и текущему положительному показателям – бессмыслица. Вычислять их по двум отрицательным величинам – искажение. Например, в прошлом году организация получила 2 000 тыс. руб. убытка, а в текущем – 4 000 тыс. руб. прибыли. Темп роста окажется равным (-2), что говорит об уменьшении в два раза и совершенно не соответствует действительности. Выход: принимать во внимание ограничения относительных отклонений и учитывать их в ходе анализа отчета о финансовых результатах.

Оперативную отчетность компании готовят еще до закрытия периода в бухучете. В этот момент финансовый директор не располагает такими формами, как отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и баланс. Однако даже из неполных данных оперативного учета можно получить индикаторы, которые скажут о назревающих проблемах. Чтобы не проглядеть финансовые проблемы, скачайте Excel — модель для расчета сигнальных показателей.

Давайте посмотрим, как провести такой анализ по цифрам реальной организации. За основу возьмем отчет ПАО «ГМК «Норильский никель» (далее – ГМК «НН») за 2018 год и немного перегруппируем его информацию, а именно: обобщим в отдельных блоках доходы, расходы, налог на прибыль и финансовый результат.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Таблица 1. Расчет абсолютных и относительных отклонений в отчете о финансовых результатах

Абсолютное отклонение, млрд руб.

Относительное отклонение (темп прироста), %

1.2. Доходы от участия в других организациях

2.3. Управленческие расходы

3. Налог на прибыль и прочие платежи

3.2. Постоянные налоговые активы (обязательства)

3.3. Изменение отложенных налоговых обязательств

3.4. Изменение отложенных налоговых активов

3.6. Итого налога на прибыль и прочих платежей

4.3. Прибыль до налогообложения

  • Суммарные доходы организации выросли на 28,68 процентов. Причем прирост выручки оказался значительнее среднего прироста – 33,59 процентов. Это положительный момент и весьма внушительные цифры. При таком уровне увеличения дохода очевидно, что он связан не только с возможным инфляционным ростом цен на продаваемый продукт, но и с наращиванием объема продаж в натуральном выражении. Темп роста активов за тот же период составил всего 2,78 процента. И это еще одна позитивная составляющая: ГМК «НН» наращивает доход при почти том же уровне ресурсов. Значит, увеличивается эффективность их использования. А это интенсивный тип развития.
  • Негативный фактор: суммарные расходы приросли значительнее доходов. Превышение составило 3,43%. Для компании с миллиардными оборотами – это значительная величина. Причина роста – прочие расходы. Причем они увеличились на фоне резкого снижения прочих доходов. Следовательно, необходим более тщательный контроль за прочей составляющей бизнеса, по крайней мере в той части, что подвластна организации. О чем речь? О том, что бóльшая часть прочих доходов в 2017 году и значительная величина прочих расходов в 2018 году – это курсовые разницы от операций с иностранной валютой. Положительные в первом случае и отрицательные – во втором. Очевидно, что на такую составляющую ГМК «НН» имеет лишь косвенное воздействие. Однако даже здесь целесообразно продумать варианты минимизации валютных рисков.
  • Положительный момент в части расходов по обычным видам деятельности: темп прироста управленческих расходов на порядок отстает от увеличения себестоимости продаж. Как говорилось выше, обратная ситуация – иллюстрация нерационального подхода к наращиванию капитала предприятия. В ГМК «НН» такого нет.
  • Показательно сравнение процентов к получению и процентов к уплате. Два этих показателя увязывают одновременно инвестиционное направление (проценты к получению) и финансовое (проценты к уплате). Прирост доходов от предоставления займов или приобретенных ценных бумаг в компании выше, чем увеличение расходов в виде платежей за привлеченные средства. Это явно позитивный аспект, хотя по абсолютным значениям проценты к уплате выше в несколько раз.
  • Темпы прироста прибыли явно показывают, какая часть бизнеса тянет финансовый результат вниз. Это прочая составляющая. Прибыль по основной деятельности увеличилась на 41,18 процентов. Тогда как с поправкой на сальдо прочих доходов и расходов прирост оказывается равным только 22,45 процентов. Это еще одно основание, чтобы скрупулезно отслеживать формирование прочих расходов и контролировать их состав и сумму.

Другое его название – структурный. Смысл в том, чтобы оценить соотношение между отдельными составляющими отчета и выявить их вклад в формирование прибыли/убытка.

Методика вертикального анализа отчета о финансовых результатах чуть отличается от той, которая используется для баланса. Дело в том, что «вторая форма» строится по принципу вычитания, а не сложения, как это есть в балансе. Поэтому ни один из показателей отчета не является суммой для всех остальных. Ввиду этого возникает вопрос: что считать базой для сравнения, которая будет приравнена к 100 процентам? В балансе – это его итог. Для отчета о финансовых результатах вариантов может быть два.

Вариант 1 – выручка. Каждый из показателей – все элементы доходов, расходов и все виды прибыли – нужно будет соотнести с выручкой. Результат покажет, сколько процентов составляет анализируемый компонент по отношению к доходам от обычных видов деятельности. Для расходов в идеале – поменьше, для прочих доходов и прибыли – побольше.

Вариант 2 – суммарные доходы и суммарные расходы. В этом случае анализируется внутренняя структура доходной и расходной частей. С ее помощью становятся очевидными имеющиеся перекосы. Например, неоправданно высокий удельный вес управленческих или прочих расходов или слишком высокая доля прочих доходов.

В отношении последнего отметим: если какой-то вид из числа доходов организации стабилен в получении и значим по сумме, то его разумно переквалифицировать в доходы по обычным видам деятельности. Чаще всего это касается поступлений от сдачи имущества в аренду. Причина в том, что к прочим доходам, кроме перечисленного в пункте 7 ПБУ 9/99, относятся несущественные поступления. Общепринятый критерий существенности – 5%. Поэтому если ваша организация на регулярной основе получает некий доход в сумме, более 5% от суммарной величины доходов, то переводите его в состав выручки.

Когда проводите вертикальный анализ отчета о финансовых результатах, дополнительно обращайте внимание на следующие соотношения.

Соотношение 1 – между выручкой и обычными расходами. Формулой оно запишется так:

КДВ коэффициент достаточности выручки для покрытия расходов по текущей деятельности
В выручка (строка 2110 отчета о финансовых результатах – ОФР)
СП себестоимость продаж (строка 2120 ОФР)
КР коммерческие расходы (строка 2210 ОФР)
УР управленческие расходы (строка 2220 ОФР)

Для данного показателя важно не только его значение, но и динамика.

Значение покажет, во сколько раз выручка превышает соответствующую ей расходную часть и, следовательно, сколь велика окажется прибыль от продаж. При значении меньше 1 основной бизнес приносит компании убыток и это крайне негативная ситуация.

Динамика коэффициента расскажет, тщателен ли в компании контроль за расходами. Есть мнение, что если изменение данного показателя составляет более 10%, то контроль за расходной частью – слабый и в организации нет стабильности в соотношении одного рубля доходов на каждый рубль расходов по обычной деятельности.

Соотношение 2 – между разными видами прибыли и выручкой. Чаще всего из прибыли в рассмотрение принимаются валовая, от продаж и чистая. Такие показатели называются норма прибыли. Про них у нас есть отдельная статья — Норма прибыли: формула.

Соотношение 3 – между валовой и чистой прибылями. Расчет строится по формуле:

КОР коэффициент операционного риска
ВП валовая прибыль (строка 2100 ОФР)
ЧП чистая прибыль (строка 2400 ОФР)

Для этого показателя есть несколько особенностей:

  • если вместо прибыли организация получила убыток, то расчет коэффициента окажется бессмысленным;
  • полученное значение отражает, сколь значимы накладные и прочие расходы компании. В валовой прибыли учтена только себестоимость продаж – основная расходная составляющая. Чистая же прибыль очищена вообще от все расходов. Чем больше различие между числителем и знаменателем формулы, тем значительнее непроизводительные траты бизнеса;
  • при значении коэффициента менее 2,5 накладные и прочие расходы оцениваются как низкие. Если значение превышает 5 – как завышенные и требующие анализа и корректировки. Величина показателя от 2,5 до 5 – не критична, но и не идеальна.

Продолжим анализировать отчет о финансовых результатах ГМК «НН». В качестве методической основы вертикального анализа выберем второй подход, при котором базой для сравнения одновременно выступают суммарные доходы и суммарные расходы. Кроме того, дополнительно рассчитаем соотношения, что описываются выше.

Так как налоговая составляющая отчета определяется не компанией, а Налоговым кодексом РФ, то в ходе расчетов пренебрежем текущим налогом на прибыль и корректировками, которые с ним связаны.

Таблица 2. Структурный анализ отчета о финансовых результатах

источник

Финансовый анализ – это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Финансовый анализ является частью более широких терминов: анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономический анализ.

На практике финансовый анализ проводят при помощи таблиц MS Excel или специальных программ. В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности производятся как количественные расчеты различных показателей, соотношений, коэффициентов, так и их качественная оценка и описание, сравнение с аналогичными показателями других предприятий. Финансовый анализ включает анализ активов и обязательств организации, ее платежеспособности, ликвидности, финансовых результатов и финансовой устойчивости, анализ оборачиваемости активов (деловой активности). Финансовый анализ позволяет выявить такие важные аспекты, как возможная вероятность банкротства. Финансовый анализ является неотъемлемой частью деятельности таких специалистов, как аудиторы, оценщики. Активно используют финансовый анализ банки, решающие вопрос о выдаче организациям кредитов, бухгалтера в ходе подготовке пояснительной записки к годовой отчетности и другие специалисты.

Основы финансового анализа

В основе финансового анализа лежит расчет специальных показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:

1) Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).

2) Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).

3) Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).

4) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия)

5) Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).

Методики финансового анализа

Обычно используют следующие методы финансового анализа: вертикальный анализ (например, вертикальный анализ отчетности), горизонтальный анализ, прогнозный анализ на основе трендов, факторный и другие методы анализа.

Среди законодательно (нормативно) утвержденных подходов к финансовому анализу и методик можно привести следующие документы:

  • Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. N 31-р
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»
  • Положение ЦБР от 19.06.2009 г. N 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитной организации»
  • Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. N 16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»
  • Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 г. N 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»

Важно отметить, что финансовый анализ – это не просто расчет различных показателей и коэффициентов, сравнение их значений в статике и динамике. Итогом качественного анализа должен явится обоснованный, подкрепленный расчетами вывод о финансовом положении организации, который и станет основой для принятия решений менеджментом, инвесторами и другими заинтересованными лицами (см. пример подобного финансового анализа). Именно этот принцип был положен в основу разработки программы » Ваш финансовый аналитик», которая не только готовит полный отчет по результатам анализа, но и делает это без участия пользователя, не требуя от него знаний финансового анализа — это сильно упрощает жизнь бухгалтеров, аудиторов, экономистов.

Источники информации для финансового анализа

Очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации, поэтому в качестве основного источника информации для финансового анализа выступает публичная бухгалтерская отчетность организации. Основные формы отчетности – Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках – дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно использовать отчеты о движении денежных средств и капитала организации, которые составляются по итогам финансового года. Еще более детальный анализ отдельных аспектов деятельности предприятия, например, расчет точки безубыточности, требует исходных данных, лежащих за пределами отчетности (данные текущего бухгалтерского и производственного учета).

Для примера, получить финансовый анализ по данным вашего Баланса и Отчета о прибылях и убытках можно бесплатно в онлайн режиме на нашем сайте (как за один период, так и за несколько кварталов или лет).

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана, Altman Z-Score) – это финансовая модель (формула), разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом, призванная дать прогноз вероятности банкротства предприятия.

Под выражением «анализ предприятия» обычно подразумевают финансовый (финансового-экономический) анализ, или более широкое понятие, анализ хозяйственной деятельности предприятия (АХД). Финансовый анализ, анализ хозяйственной деятельности относятся к микроэкономическому анализу, т.е. анализу предприятий как отдельных субъектов экономической деятельности (в отличие от макроэкономического анализа, который подразумевает изучение экономики в целом).

С помощью анализа хозяйственной деятельности организации изучаются общие тенденции развития предприятия, исследуются причины изменения результатов деятельности, разрабатываются и утверждаются планы развития предприятия и принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением утвержденных планов и принятых решений, выявляются резервы с целью повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности фирмы, вырабатывается экономическая стратегия её развития.

Банкротство , или неплатежеспособность – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Определение, основные понятия и процедуры, связанные с банкротством предприятий (юридических лиц), содержатся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вертикальный анализ отчетности – техника анализ финансовой отчетности, при которой изучается соотношение выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода.

Горизонтальный анализ отчетности – это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов. Данный метод также известен под названием «трендовый анализ».

Коэффициент восстановления платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий возможность восстановления нормальной текущей ликвидности предприятия в течение 6 месяц после отчетной даты.

Коэффициент утраты платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий вероятность ухудшения показателя текущий ликвидности предприятия в течение следующих 3 месяцев после отчетной даты.

Платежеспособность предприятия (организации) – это способность субъекта экономической деятельности полностью и срок погашать свою кредиторскую задолженность. Платежеспособность является одним из ключевых признаков нормального (устойчивого) финансового положений предприятия.

Модель Сайфуллина-Кадыкова – это формула для прогноза возможного банкротства предприятия на основе его финансовых данных. Российские экономисты постарались адаптировать модели предсказания банкротства к условиям отечественной экономики.

Модель Таффлера – методика прогнозирования банкротства предприятий на основе его финансовых показателей, предложенная в 1977 году британскими учеными Р. Таффлером и Г. Тишоу.

Ретроспективный (оценочный) анализ – это анализ данных с учётом изменения во времени, начиная от текущего момента времени к какому-либо прошедшему периоду времени.

Точка безубыточности – это объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

источник