Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции – совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Различают единичные показатели качества, характеризующие одно из ее свойств, комплексные, характеризующие несколько свойств, и обобщающие, отражающие совокупность свойств продукции.
В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:
— оценивается технический уровень продукции;
— выявляются отклонения этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;
— анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;
— выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;
— обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.
Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т.д.). Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др. Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной оценки.
К экономическим показателям качества относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества (потенциальному, мировому, допустимому); экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые страны; объем забракованной продукции; количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции; сдача дефектной продукции и др. Три последних показателя характеризуют отступления от норм по качеству изготовления продукции.
Анализ отступлений от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию. В зависимости от действующей на предприятии системы представления информации о браке анализируются потери от брака как по предприятию, цехам, участкам, рабочим местам, так и по конкретным изделиям и причинам. Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки.
Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с предыдущими отчетными периодами, планом, аналогичными данными других родственных предприятий.
Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей категории качества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности;
д) удельный вес аттестованной продукции;
е) удельный вес сертифицированной продукции;
ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Таблица 11 – Анализ показателей качества продукции.
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год | Изменение | Темп роста, % |
1 Объем продукции (работ, услуг) в действующих ценах, млн. руб. | ||||
2 Сертифицированная продукция, млн. руб. — к общему объему, % | ||||
3 Продукция, поставленная на экспорт, млн. руб. — к общему объему, % | ||||
4 Количество рекламаций |
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, содержание белка в продуктах питания);
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили рекламации от покупателей, потери от брака и др.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности можно определить отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта (таблица 11):
где – объем производства продукции в натуральном выражении;
– цена единицы продукции, руб.;
– цена продукции 1-го сорта, руб.
Таблица 12 – Анализ качества продукции.
Сорт продукции | Цена за единицу, млн. руб. | Выпуск продукции, шт. | Выпуск продукции, руб. | |
план | факт | план | факт | по цене 1 сорта |
план | факт | |||
А | ||||
Субпродукты 1 категории | ||||
Субпродукты 2 категории | ||||
Итого |
Вторая задача анализа – определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск продукции (), выручку от реализации продукции () и прибыль (). Расчет производится следующим образом:
=()×,
=()×,
=(()×)-(()×)
где – соответственно цена изделия до и после изменения качества;
– соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;
– количество произведенной продукции повышенного качества;
– объем реализации продукции повышенного качества.
Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск продукции, выручку и прибыль от реализации.
Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести способом абсолютных разниц: изменение удельного веса по каждому сорту нужно умножить на цену соответствующего сорта, результаты сложить. Полученное изменение среднего уровня цены необходимо умножить на общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении
Аналогичным образом определяют изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет изменения сортового состава. После этого можно определить влияние изменения сортового состава на сумму прибыли:
Подобные расчеты делают по всем видам продукции, по которым установлены сорта, после чего результаты обобщаются.
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.
В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске продукции; определяют потери от брака:
1.себестоимость забракованной продукции;
2. расходы по исправлению брака;
3. стоимость брака по цене возможного использования;
4. сумма удержаний с виновных лиц;
5. потери от брака (п.1 + п.2 – п.3 – п.4);
источник
Качество продукции — совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.
Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей категории качества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности;
д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
е) удельный вес сертифицированной продукции;
ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны
Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).
Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.
В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений.
Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.
Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.
Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).
Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид
;
;
.
где Ц, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;
С, С1– себестоимость изделия до и после изменения качества;
VВПК — количество произведенной продукции повышенного качества;
РПК — количество реализованной продукции повышенного качества.
Косвенным показателем качества продукции является брак.
Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).
Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.
В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.
1. Себестоимость забракованной продукции — 500 тыс. руб.
2. Расходы по исправлению брака — 80 тыс. руб.
3. Стоимость брака по цене возможного использования — 150 тыс. руб.
4. Сумма удержания с виновных лиц — 10 тыс. руб.
5. Потери от брака (стр1 + стр2 – стр3 – стр4) = 420
Для определения потерь продукции нужно знать фактический уровень рентабельности.
Путь для нашего примера стоимость товарной продукции в действительных ценах составляет 104300 т. руб., а ее себестоимость 94168 тыс. руб.
Тогда фактический уровень рентабельности:
(104300 — 84168)/ 84168 . 100 = 23,9%.
Потери товарной продукции: 420 . 1,239 = 520, 38 тыс. руб.
После этого изучают причины снижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.
Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможнойстоимости продукции I сорта (табл. 18. II):
Отсюда коэффициент сортности: по плану — 0,833 (28 800/ 34 560), фактически — 0,908 (27 468/30 240). Выполнение плана по качеству — 109 % (0,908/0,833). Средневзвешенная цена по плану — 500 тыс. руб., фактически — 545 тыс. руб., что по отношению к плану также составляет 109 %.
Вторая задача анализа — определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции ( ТП), выручку от реализации продукции (
В) и прибыль (
П). Расчет производится следующим образом:
где ЦО и Ц1 — соответственно цена изделия до и после изменения качества; Со и C1 — соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества; K1 — количество произведенной продукции повышенного качества; VРП1 — объем реализации продукции повышенного качества.
Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошлоизменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешеннаясебестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
Средневзвешенная цена рассчитывается следующим образом:
Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести по всем четырем способам, описанным в предыдущем параграфе, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Выполним этот расчет способом абсолютных разниц (табл. 18. 12).
В связи с улучшением качества продукции (увеличением доли продукции I сорта и уменьшением соответственно доли продукции II и III сортов) средняя цена реализации по изделию А выше плановой на 450 тыс. руб., а стоимость всего фактического выпуска — на 2268 млн руб.(450 тыс. руб. х 5040 туб).
Аналогичные расчеты делают по всем видам продукции, по которым установлены сорта, после чего результаты обобщаются.
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.
В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции; определяют потери от брака:
Для определения потерь товарной продукции необходимо знать фактический уровень рентабельности. В нашем примере стоимостьтоварной продукции в действующих ценах составляет 104 300 млн руб., а ее себестоимость — 84 168 млн руб. Отсюда фактический уровень рентабельности равен +23,9 % (104 300 — 84 168)/84 168 х 100). Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости продукции в 1,239 раза. Потери же товарной продукции равны 420 х 1,239 = = 520,4 млн руб., или 0,5 % от стоимости фактического выпуска.
Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства и др.
Дата добавления: 2016-03-22 ; просмотров: 5490 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
источник
Качество произведенной продукции играет решающую роль в обеспечении предприятия конкурентными преимуществами на рынке готовой продукции и удержании завоеванных позиций. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет увеличения объема продаж, но и за счет возможности повышения цены.
Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, степень надежности и долговечность.
Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
в) удельный вес продукции высшей категории качества;
г) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные показатели характеризуют одно из свойств продукции: прочность, надежность, технологичность, эстетичность.
Косвенные показатели — это штрафы за качественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака.
Анализ качества выполняется путем сравнения фактического и планового уровня показателей, расчета среднего коэффициента сортности.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:
а) отношением количества продукции высшего (первого) сорта к общему количеству;
б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене высшего (первого сорта).
В процессе анализа качества определяется влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (), выручку (
) и прибыль (
). Расчет производится следующим образом:
где: и
— цена изделия соответственно до и после изменения качества;
— количество произведенной продукции повышенного качества.
где: — объем реализации продукции повышенного качества.
где: и
— себестоимость единицы реализованной продукции соответственно до и после изменения качества.
Если предприятие производит продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
Средневзвешенная цена рассчитывается по формуле:
,
Аналогичным образом рассчитывается средневзвешенная себестоимость единицы продукции.
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной продукции и реализованной, снижению прибыли и рентабельности.
В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции; определяют потери от брака и потери товарной продукции.
Схему расчета суммы потерь можно представить следующим образом.
1. Себестоимость забракованной продукции
2. Расходы на исправление брака
3. Стоимость брака по цене возможного использования
4. Сумма удержаний с виновных лиц
5. Потери от брака (стр.1+стр.2-стр.3-стр.4)
Для определения потерь товарной продукции (ПТП.) необходимо рассчитать фактический уровень рентабельности и подставить его в следующую формулу:
где: — потери от брака;Р — фактическая рентабельность затрат.
Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности. Разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами ухудшения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификация рабочих и т.д.
источник
Качество продукции – один из самых важных показателей деятельности компании. В нашей стране подход к системе качества продукции основывается на двух основных факторах: постоянном возрастании требований заказчиков к качеству предоставляемой продукции и при этом медленном темпе переоснащения предприятий современным оборудованием. Это создает проблемы обеспечения требуемого уровня качества, которые можно решить только при помощи полноценного анализа качества продукции.
Планирование качества продукции обычно подразумевает сочетание основных свойств продукции, которые обуславливают ее способность удовлетворять основные потребности покупателей соответственно назначению данной продукции. Показатели качество позволяют оценить параметрические, технологические, потребительские и дизайнерские качества продукции, уровень ее унификации и стандартизации, а также долговечность и надежность.
Высокое качество продукции позволяет увеличить размеры реализации, и, как следствия, конкурентоспособность организации. Однако повышение качества всегда требует дополнительных вложений и увеличения себестоимости производимых товаров.
Анализ качества продукции позволяет решить несколько проблем:
- Оценить качество продукции, которую предлагает компания.
- Определить причины, которыми вызвано недостаточно высокое качество или его снижение.
- Установить связь между объемами выпускаемой продукции и уровнем ее качества.
При проведении исследования качества продукции необходимо принимать во внимание, что качество зависит от нескольких существенных факторов:
- Используемые на производстве технологии, качестве и современность оборудования.
- Опыт, квалификация и профессионализм сотрудников.
- Дисциплина труда на производстве.
Существует несколько категорий показателей качества продукции. Обычно выделяют обобщающие и индивидуальные показатели.
Обобщающие показатели позволяют охарактеризовать всю производимую предприятием продукцию, вне зависимости от ее назначения и удельного веса.
Выделяют следующие обобщающие показатели качества продукции:
- Удельный вес новой продукции в общей массе товаров.
- Соотношение продукции, прошедшей и не прошедшей сертификацию.
- Уровень соответствия продукции мировым стандартам.
- Удельный вес продукции, которая имеет наивысшую категорию качества.
- Средний коэффициент отношения стоимости продукции к стоимости ее же по ценам товаров первого сорта, также его называют коэффициентом сортности.
- Количество продукции с аттестацией и без нее.
- Средневзвешенный балл продукции.
- Количество продукции, идущей на экспорт, в том числе в страны с высоким уровнем развития.
Индивидуальны, или единичные показатели качества, позволяют охарактеризовать такие свойства продукции, как:
- Полезность – зависит от вида продукции, это может быть содержание белка, уровень жирности, для руды – содержание железа, для угля – зольность и т.д.
- Надежность – долговечность, устойчивость к поломкам и т.д.
- Технологичность – эффективность решений, использованных конструкторами товара, энергоемкости, трудоемкости и т.п.
- Эстетичность – привлекательность товара, изделия или его упаковки.
Также при анализе могут использоваться косвенные показатели. Это могут быть штрафы, полученные компанией за недостаточное качество продукции, удельный вес продукции, опознанной как брак, количество претензий от покупателей, финансовые потери от бракованной продукции и т.д.
Брак является одним из самых существенных косвенных показателей качества. Выход брака приводит к тому, что себестоимость продукции надлежащего качества возрастает, объем реализации уменьшается, уменьшается прибыль и рентабельность продукции. В процессе анализа важно определить динамику брака (уменьшается она или возрастает), а также удельный вес бракованной продукции, рассчитать потери от брака.
Главная задача анализа качества продукции – это определить динамику показателей, определить уровень их соответствия плану, причины изменения этих показателей, а затем оценить работу предприятия с позиции уровня качества, который достигнут и которого можно достичь.
Если продукция компании подразделяется по сортам и произошли изменения в сортовом составе, необходимо определить, какие перемены произошли в средневзвешенной цене в целом и на единицу продукции, а затем определить, как сортовой состав влияет на выпуск продукции, прибыль от ее продажи и т.д.
Для оценки качества продукции используются два метода:
- Определение средневзвешенного балла качества продукции через сравнение показателей его уровня по фактическому выпуску и по факту. Это позволяет определить процент выполнения плана по качеству продукции. Такой метод называют балльным.
- Определение доли продукции, качество которой можно охарактеризовать кондицией или сортом, в общем объеме произведенных товаров. Это позволяет узнать общий коэффициент сортности и средневзвешенную цену.
Доля каждого сорта в общем объеме сравнивается с планом, чтобы определить динамику изменения этих показателей за выбранный срок.
Средний коэффициент сортности определяется следующим образом:
- Путем определения отношения количества первосортной продукции к общему числу товаров.
- Путем выявления отношения стоимости товаров любого сорта к стоимости той же продукции, рассчитанной по ценам первосортной.
После проведения анализа проводится изучение причин снижения качества, источников брака продукции, центров ответственности за него. Разрабатываются меры по повышению качества и устранению брака.
источник
Качество продукции – это совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии с ее назначением.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции составляющих ее качество называется показателем качества.
В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:
1.оценивается технический уровень продукции;
2.выявляется отклонение этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым и теоретически возможным уровнем, с зарубежными аналогами.
3 анализируются показатели, характеризующие качество изготовления продукции, факторы влияющие на качество анализируемой продукции.
4. разрабатываются рекомендации и мероприятия по улучшению показателей.
Различают обобщающие (удельный вес продукции, соответствующий мировым стандартам; удельный вес экспортируемой продукции; удельный вес аттестованной продукции; удельный вес продукции по сортам) индивидуальные (характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость)) и косвенные показатели качества (штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака)
Для анализа качества продукции и технического уровня используются сведения о конструкции технологических процессов изготовления, применяемых средствах и предметах труда (патенты, нормативно техническая документация, акты испытаний) такие как:
— удельный вес продукции соответствующей стандартам и не соответствующей;
— удельный вес продукции по сортам;
— удельный вес экспортируемой продукции в общем объеме реализованной продукции;
-экспорт в высокоразвитые страны;
— объем забракованной продукции;
— количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции;
— сдача продукции с первого предъявления;
-коэффициент обновления модели продукции.
Анализ качества ВП осуществляется по итогам месяца и по более длительным промежуткам времени, но в настоящее время предпочтение отдается оперативному анализу. Можно определять величину влияния изменения качества выпускаемой продукции на ее стоимость, для этого используются следующие показатели:
— удельный вес продукции первого сорта в объеме выпущенной продукции;
— средневзвешенная цена единицы продукции.
Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как (ВП), (В), (П). Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид
ВП = (Ц1— Цо) * VВПК ;
В = (Ц1— Цо) * РПК
П = [ (Ц1— Цо) * VВПК] – [ (C1— Cо) * РПК],
где Цо, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;
Со, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;
VВПК — количество произведенной продукции повышенного качества;
РПК — количество реализованной продукции повышенного качества.
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема ТП, снижению П и Re. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.
Анализ качества продукции осуществляется путем сравнения фактических данных с плановыми или базовыми, и с данными за предыдущие периоды.
По результатам анализа исследуются причины изменения качества:
— технический уровень производства;
— изменение качества исходного сырья;
— уровень квалификации работников;
— организация труда и производства и др.
Выпуск продукции = Кол-во*Цену среднюю, т.е. ВП=К*Цср.
→ВПц=Кф* Цср.
Коэффициент сортности (Кс)– определяется отношением стоимости ВП с учетом сортности к стоимости этой же продукции по цене первого сорта.
Для того, чтобы определить влияние изменения качества на ее стоимость необходимо фактическую стоимость выпущенной продукции сопоставить со стоимостью этой же продукции при плановой сортности:
источник
Качество продукции — один из основных факторов, способствующих росту реализации продукции. Это основной показатель конкурентоспособности выпускаемой продукции и предприятия.
Повышение качества продукции, как правило, требует дополнительных затрат и увеличивает себестоимость единицы продукции.
Под качеством продукции понимается совокупность полезных потребительских свойств продукта труда, обуславливающих его способность удовлетворять определенные потребности человека и общества.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества. Показатели качества характеризуют параметрические, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества. К обобщающим показателям относятся:
удельный вес новых изделий в общем объеме продукции;
удельный вес продукции, впервые изготовленной в России, в общем объеме продукции;
удельный вес продукции, сертифицированной в соответствии с международными стандартами качества, в общем ее объеме;
удельный вес продукции, сертифицированной в соответствии с национальными стандартами, в общем ее объеме
Индивидуальные показатели характеризуют отдельные свойства продукции. К ним относятся показатели:
назначения, характеризующие полезный эффект от использования продукции по назначению;
надежности (безотказность, сохраняемость, долговечность, ремонтопригодность);
технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений (материалоемкость, трудоемкость, энергоемкость);
эргономичности, отражающие удобство и комфорт потребления;
безопасности, оценивающие степень безопасности при эксплуатации;
эстетичности, отражающие рациональность формы и совершенство исполнения;
Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной и рекламированной продукции, потери от брака и др.
Задачами анализа качества произведенной продукции являются:
выполнение плана по уровню показателей качества произведенной продукции;
изучение динамики показателей качества;
изучение причин изменения показателей качества;
влияние повышения качества продукции на стоимостные показатели деятельности предприятия.
Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы, в том числе балльный. Его сущность состоит в следующем: определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству.
По продукции, качество которой характеризуется сортом, рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых ценах.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:
отношением количества продукции первого сорта к общему количеству;
отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта.
Влияние изменения качества продукции на стоимостные показатели работы организации рассчитывается следующим образом:
где К1 — объем реализации продукции повышенного качества; Ц1 и Ц0 — цена изделия соответственно после и до изменения качества; С1 и С0 — себестоимость единицы продукции соответственно после и до повышения качества.
Экономический эффект от повышения качества продукции достигается в результате установления более высокой цены на нее. При реализации продукции повышенного качества, как правило, возрастает ее себестоимость за счет применения более качественных дорогостоящих материалов и сырья, закупки нового современного оборудования, инструментов, установления более высокой оплаты труда за производство продукции повышенного качества, увеличения косвенных расходов (например, в результате разработки и внедрения технико-экономических мероприятий по повышению качества продукции).
Различают следующие виды качества:
высокое — товар превосходит по своим характеристикам аналоги, цена на товар высокая;
конкурентоспособное — товар соответствует качественным характеристикам аналогов, цена средняя;
низкое — товар уступает по качественным характеристикам аналогов, цена низкая;
неконкурентоспособное — качество товара либо устарело, либо не выдерживает стандартов, необходимо снять товар с производства.
Повышение требований рынка к потребляемой продукции, а также усложнение процессов, происходящих в производстве, заставляют предприятие изменять подход к проблеме качества. В настоящее время уже недостаточно контролировать качество конечного продукта и отдельных составляющих производственного процесса. Необходимым условием выживания в конкурентной борьбе стало создание системы качества, охватывающей все стадии производства, которые оказывают влияние на качество готового изделия — от заключения контракта с поставщиками материалов до сбыта готовой продукции.
Система качества — это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции.
Действие данной системы распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя «петлю качества». «Петля качества» — это модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество на разных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества»:
маркетинг, поиск и изучение рынка;
проектирование и (или) разработку технических требований к продукции;
подготовку и разработку производственных процессов;
реализацию и распространение продукции;
утилизацию после использования изделия.
Система качества призвана обеспечивать управление им на всех стадиях «петли качества», участие всего коллектива работников в достижении качества конечной продукции, взаимосвязь деятельности по повышению качества и снижению затрат, обязательность выявления дефектов в устранении вызвавших их причин.
источник
Название: Анализ качества продукции Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: курсовая работа Добавлен 09:37:14 27 мая 2008 Похожие работы Просмотров: 10188 Комментариев: 15 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |