Меню Рубрики

Как принимать на работу финансового анализа

Финансовый анализ – это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Финансовый анализ является частью более широких терминов: анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономический анализ.

На практике финансовый анализ проводят при помощи таблиц MS Excel или специальных программ. В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности производятся как количественные расчеты различных показателей, соотношений, коэффициентов, так и их качественная оценка и описание, сравнение с аналогичными показателями других предприятий. Финансовый анализ включает анализ активов и обязательств организации, ее платежеспособности, ликвидности, финансовых результатов и финансовой устойчивости, анализ оборачиваемости активов (деловой активности). Финансовый анализ позволяет выявить такие важные аспекты, как возможная вероятность банкротства. Финансовый анализ является неотъемлемой частью деятельности таких специалистов, как аудиторы, оценщики. Активно используют финансовый анализ банки, решающие вопрос о выдаче организациям кредитов, бухгалтера в ходе подготовке пояснительной записки к годовой отчетности и другие специалисты.

Основы финансового анализа

В основе финансового анализа лежит расчет специальных показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:

1) Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).

2) Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).

3) Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).

4) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия)

5) Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).

Методики финансового анализа

Обычно используют следующие методы финансового анализа: вертикальный анализ (например, вертикальный анализ отчетности), горизонтальный анализ, прогнозный анализ на основе трендов, факторный и другие методы анализа.

Среди законодательно (нормативно) утвержденных подходов к финансовому анализу и методик можно привести следующие документы:

  • Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. N 31-р
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»
  • Положение ЦБР от 19.06.2009 г. N 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитной организации»
  • Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. N 16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»
  • Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 г. N 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»

Важно отметить, что финансовый анализ – это не просто расчет различных показателей и коэффициентов, сравнение их значений в статике и динамике. Итогом качественного анализа должен явится обоснованный, подкрепленный расчетами вывод о финансовом положении организации, который и станет основой для принятия решений менеджментом, инвесторами и другими заинтересованными лицами (см. пример подобного финансового анализа). Именно этот принцип был положен в основу разработки программы » Ваш финансовый аналитик», которая не только готовит полный отчет по результатам анализа, но и делает это без участия пользователя, не требуя от него знаний финансового анализа — это сильно упрощает жизнь бухгалтеров, аудиторов, экономистов.

Источники информации для финансового анализа

Очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации, поэтому в качестве основного источника информации для финансового анализа выступает публичная бухгалтерская отчетность организации. Основные формы отчетности – Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках – дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно использовать отчеты о движении денежных средств и капитала организации, которые составляются по итогам финансового года. Еще более детальный анализ отдельных аспектов деятельности предприятия, например, расчет точки безубыточности, требует исходных данных, лежащих за пределами отчетности (данные текущего бухгалтерского и производственного учета).

Для примера, получить финансовый анализ по данным вашего Баланса и Отчета о прибылях и убытках можно бесплатно в онлайн режиме на нашем сайте (как за один период, так и за несколько кварталов или лет).

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана, Altman Z-Score) – это финансовая модель (формула), разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом, призванная дать прогноз вероятности банкротства предприятия.

Под выражением «анализ предприятия» обычно подразумевают финансовый (финансового-экономический) анализ, или более широкое понятие, анализ хозяйственной деятельности предприятия (АХД). Финансовый анализ, анализ хозяйственной деятельности относятся к микроэкономическому анализу, т.е. анализу предприятий как отдельных субъектов экономической деятельности (в отличие от макроэкономического анализа, который подразумевает изучение экономики в целом).

С помощью анализа хозяйственной деятельности организации изучаются общие тенденции развития предприятия, исследуются причины изменения результатов деятельности, разрабатываются и утверждаются планы развития предприятия и принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением утвержденных планов и принятых решений, выявляются резервы с целью повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности фирмы, вырабатывается экономическая стратегия её развития.

Банкротство , или неплатежеспособность – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Определение, основные понятия и процедуры, связанные с банкротством предприятий (юридических лиц), содержатся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вертикальный анализ отчетности – техника анализ финансовой отчетности, при которой изучается соотношение выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода.

Горизонтальный анализ отчетности – это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов. Данный метод также известен под названием «трендовый анализ».

Коэффициент восстановления платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий возможность восстановления нормальной текущей ликвидности предприятия в течение 6 месяц после отчетной даты.

Коэффициент утраты платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий вероятность ухудшения показателя текущий ликвидности предприятия в течение следующих 3 месяцев после отчетной даты.

Платежеспособность предприятия (организации) – это способность субъекта экономической деятельности полностью и срок погашать свою кредиторскую задолженность. Платежеспособность является одним из ключевых признаков нормального (устойчивого) финансового положений предприятия.

Модель Сайфуллина-Кадыкова – это формула для прогноза возможного банкротства предприятия на основе его финансовых данных. Российские экономисты постарались адаптировать модели предсказания банкротства к условиям отечественной экономики.

Модель Таффлера – методика прогнозирования банкротства предприятий на основе его финансовых показателей, предложенная в 1977 году британскими учеными Р. Таффлером и Г. Тишоу.

Ретроспективный (оценочный) анализ – это анализ данных с учётом изменения во времени, начиная от текущего момента времени к какому-либо прошедшему периоду времени.

Точка безубыточности – это объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

источник

Внутренняя и внешняя предпринимательская среда изменчива, поэтому способность фирмы поддерживать свою платежеспособность и финансовую устойчивость может многое сказать о ее перспективах. Экономика и бизнес требуют точности в числовом выражении и не терпят субъективных и художественных описаний. Для выявления истинного положения дел и был создан финансовый анализ. Он беспристрастный и четкий, потому что имеет отношение к цифрам и показателям. Финансово грамотный человек должен отличать прибыльную компанию от неприбыльной, если намеревается зарабатывать деньги в сфере бизнеса и инвестиций.

Финансовый анализ — это оценка экономического здоровья любой компании. Изучаются финансовые показатели, коэффициенты, рейтинги и мультипликаторы и на их основе делается вывод о финансовом состоянии организации.

Кому может понадобиться финансовый анализ? Например, высшему руководству компании. Или инвесторам, которые хотят изучить стоит ли вкладывать в нее деньги. Даже банкам, которые принимают решение о том, предоставлять ли этой организации кредит. Компания также может выложить свои акции на фондовую биржу и для этого тоже понадобится понять ее финансовое состояние.

Многие заинтересованы в финансовом анализе конкретной компании, потому что иногда даже сами руководители не понимают, что дела очень плохи. Все может выглядеть просто прекрасно на данном этапе, однако во многих случаях простой анализ может показать, что уже через год-два компания станет банкротом. Поэтому так важен анализ, потому что он помогает увидеть то, чего не способны глаза.

В этом уроке мы рассмотрим ситуации, при которых у человека есть доступ ко всей возможной информации компании. Но не каждый человек имеет доступ к истинному положению дел в организации, в которую он хочет вложить деньги или сотрудничать с ней. Для этого можно использовать косвенные источники информации. Конечно, этого не всегда будет достаточно, однако кое-какие выводы вы сделать сможете. Вашему вниманию предлагаются такие инструменты как:

  • Курсы валют.
  • Состояние экономики, финансового сектора, политическое и экономическое состояние.
  • Курсы ценных бумаг, доходность по ценным бумагам.
  • Показатели финансового состояния других компаний.

Это так называемые внешние данные и они могут стать вашим инструментом для оценки перспективности своих инвестиций. Например, если вы захотели купить акции какой-то компании, а доступа к бухгалтерской отчетности у вас нет, то приведенные выше показатели могут частично помочь вам.

Приступим непосредственно к финансовому анализу. У него есть свои цели и задачи, в которых раскрываются все существующие инструменты. Рассмотрим, какие задачи стоят перед финансовым анализом и какие инструменты для этого потребуются.

На экономическом языке «прибыльность» понимается как «рентабельность», поэтому мы в дальнейшем будем оперировать именно этим термином. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам и потокам. Показатели рентабельности часто выражаются в процентах.

Осознайте разницу между доходом и прибылью. Доход — это все средства, которые вы получаете от своей деятельности. Прибыль — это финансовый результат. То есть если вы выручили 500 долларов от продажи товаров, то это ваш доход. Товары эти вы где-то брали или изготавливали и они обошлись вам в 300 долларов. Значит ваша прибыль — 200 долларов.

Показателей рентабельности может быть достаточно много. Рассмотрим самые важные из них:

  • Рентабельность реализованной продукции. Это отношение прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции. Если ваша прибыль 1000 долларов, а себестоимость продукции, которую вы продали — 800 долларов, то этот показатель высчитывается так: (1000/800)*100% 125%. Надеемся, подобные математические вычисления вы производите без калькулятора.
  • Рентабельность активов. Отражает эффективность использования активов компании для генерации прибыли. То есть вы можете узнать насколько эффективно используете активы своей компании. Если вы получили за месяц прибыли на 1000 долларов, а средняя стоимость ваших активов 2000 долларов, то этот показатель высчитывается так: (1000/2000)*100% 50%.
  • Рентабельность собственного капитала. Это отношение прибыли к среднему за период размеру собственного капитала. Предположим, за месяц вы заработали 5000 долларов и при этом в среднем в месяц вкладываете 1000 долларов собственного капитала. Тогда этот показатель вы рассчитаете так: (5000/1000)*100% 500%. Очень хороший показатель. Правда он может быть не очень объективным и ничего не скажет о положении дел вашей компании, если вы не будете высчитывать и другие показатели.

Коэффициенты финансовой устойчивости предприятия — это показатели, которые наглядно демонстрируют уровень стабильности предприятия в финансовом плане.

Коэффициент финансовой независимости — это финансовый коэффициент, равный отношению собственного капитала и резервов к сумме активов предприятия. Для этого используется бухгалтерский баланс этой организации. Этот показатель отображает долю активов организации, которые покрываются за счет собственного капитала. Данный коэффициент нужен банкам, выдающим кредиты. Чем выше он, тем с большей вероятностью банк даст кредит вашей компании, потому что вы сможете погасить долг своими активами. Помните, мы уже говорили о том, что банк считает ваши пассивы своими активами? В данном случае разница в том, что активы компании просто необходимы, потому что без большинства из них она просто не сможет функционировать.

Коэффициент финансовой зависимости — это показатель, который является противоположностью коэффициенту финансовой независимости. Он показывает в какой степени компания зависит от внешних источников финансирования. Этот показатель также необходим банкам для принятия решения по выдаче кредита.

Платежеспособность — это способность компании к своевременному выполнению денежных обязательств, обусловленных законом или договором. Неплатежеспособность же наоборот показывает неспособность компании оплатить обязательства перед кредитором. Может стать причиной банкротства.

Анализ ликвидности активов (имущества) высчитывает показатель, который указывает, насколько быстро активы организации могут быть проданы, если она не сможет погасить свои долги по кредиту.

Это комплекс приемов и методов разработки и оценки целесообразности осуществления инвестиций с целью принятия инвестором эффективного решения.

На основе такого анализа руководство принимает решение, будет ли компания вкладываться в краткосрочные и долгосрочные инвестиции. Одни инвестиции более выгодны, чем другие, поэтому задача состоит еще и в том, чтобы найти наиболее эффективные. Для этого используется несколько инструментов: дисконтированный период окупаемости, чистая приведенная стоимость, внутренняя форма доходности и индекс рентабельности инвестиций.

Дисконтированный период окупаемости (DPP) характеризует изменение покупательной способности денег, стоимость которых, как мы помним, снижается со временем. Вы, как инвестор, должны знать, через какой срок начнете получать доход со своих инвестиций и привести эту сумму в соответствие с настоящим моментом. Иногда даже нет смысла инвестировать, потому что это либо не окупится, либо окупится минимально.

В интернете вы можете найти калькулятор расчета дисконтированного периода окупаемости, поэтому тут формулу приводить не будем. К тому же она достаточно сложна. Если говорить просто, то, например, вы или ваша компания вкладываете инвестицию в размере 50 тысяч долларов. Каждый год, скажем, вы будете получать по 15 тысяч долларов дохода. Вводите эти данные в калькулятор вместе с другими показателями и получаете, к примеру, 3 с половиной года. То есть через 3 с половиной года ваши инвестиции начнут вам приносить реальную чистую прибыль с учетом инфляции.

Существует инструмент под названием чистая приведенная стоимость (NPV). Это текущая стоимость инвестиционного проекта, определенная путем учета всех текущих и будущих поступлений при соответствующей ставке процента. Если этот показатель является положительным, то в проект можно инвестировать средства.

Чистую приведенную стоимость можно использовать не только при инвестициях, но и в бизнесе. При помощи этого инструмента компания может рассчитать целесообразность расширение своей продукции. Здесь все точно так же: если этот показатель положительный, то расширять продукцию стоит.

Третий инструмент называется внутренней нормой доходности (IRR) и он тоже используется как в бизнесе, так и при оценке целесообразности инвестиционных проектов. Этот показатель вы тоже можете рассчитывать в онлайне. Если вы получили нулевое значение, то вы только отобьете свои сложения, но не более того. Чем выше показатель внутренней нормы доходности, тем лучше.

Индекс рентабельности инвестиций (PI) — показатель эффективности инвестиции, представляющий собой отношение дисконтированных доходов к размеру инвестиционного капитала. Его еще иногда называют индексом доходности или индексом прибыльности.

Как показывает история, очень часто за несколько месяцев до банкротства никто в компании даже не подозревает о наступлении краха компании. Все внешне идет хорошо и нет никаких предпосылок думать, что что-то пойдет не так.

По каким же критериям оценивают вероятность банкротства? С некоторыми показателями мы уже познакомились:

  1. Коэффициент текущей ликвидности.
  2. Коэффициент финансовой зависимости.
  3. Коэффициент восстановления платежеспособности.
  4. Коэффициент автономии.
  5. Покрытие постоянных финансовых расходов.
Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Этот анализ важен для банков, выдающих кредит. Они часто анализируют вероятность банкротства и выдают или не выдают кредит в зависимости от результатов. Также такие показатели важны акционерам, инвесторам и партнерам этой компании, потому что они должны понимать что вкладывают деньги в перспективное предприятие. Конечно эту информацию они должны искать сами, потому что сама компания будет скрывать ее или перекрывать к ней доступ.

Это может пригодиться тем, кто хочет купить готовый бизнес. Бизнесмен нанимает финансового аналитика, который производит все расчеты — рекомендуемую стоимость бизнеса и потенциальный доход предприятия через определенный период времени. Если же инвестор нанимает финансового аналитика, то для него прежде всего важно понять одну простую вещь — соответствует ли указанная стоимость его инвестиционным интересам.

Это очень сложная работа. Средний отчет по анализу рыночной стоимости бизнеса занимает около 300 страниц.

Существует три подхода к оценке стоимости бизнеса: доходный, расходный и сравнительный. Его, кстати, используют и перед приобретением недвижимости.

Чем больше доход, который приносит компания, тем больше величина его рыночной стоимости. Но при этом важными факторами являются продолжительность периода получения дохода, а также степень и вид рисков при этом. Учитывается также последующая перепродажа бизнеса — если выясняется, что это вполне вероятно, то это еще один плюс при его покупке.

Суть расходного подхода в том, что сначала оцениваются и суммируются все активы предприятия (здания, машины, оборудования), а затем из этой суммы вычитаются обязательства. Полученная цифра показывает стоимость собственного капитала предприятия.

Сравнительный (рыночный) подход основан на принципе замещения. Для сравнения выбираются конкурирующие организации. Обычно при этом подходе две компании сравнивать сложно в виду некоторых отличий, поэтому необходимо провести корректировку данных. Собирается вся возможная информация о компании, которую есть возможность приобрести и идет сравнение с похожей на нее организацией.

При сравнительном подходе используются методы рынка капитала, сделок, отраслевых коэффициентов (рыночного мультипликатора).

Метод рынка капитала ориентирован на оценку предприятия как действующего, который и дальше предполагает функционировать. Он базируется на ценах фондового рынка.

Метод сделок используется в том случае, когда инвестор намерен закрыть предприятие или же существенно сократить объемы производства. Поэтому этот метод опирается на прецедент — случаи продажи аналогичных предприятий.

Метод рыночного мультипликатора ориентирован на оценку предприятия как действующего, которое и дальше будет функционировать. Наиболее часто используются такие оценочные мультипликаторы как цена/валовые доходы, цена/чистая прибыль, цена/денежный поток.

Все три подхода связаны между собой, потому что ни один из них в отдельности не может служить объективным фактором. Поэтому рекомендуется использовать все подходы. Некоторые компании предоставляют свои услуги по оценке стоимости бизнеса, однако эти услуги достаточно дороги.

Руководство компании должно определить, какие источники более выгодны и доступны для них. Важно также определить, на какой срок брать кредит и стоит ли вообще. Должно быть больше собственных или заемных средств? Когда стоит выходить со своими акциями на фондовую биржу?

В четвертом уроке мы с вами изучили несколько источников дохода для обычного человека. В этом случае речь идет об этом же. Есть много способов, при этом все они достаточно рискованны. Поэтому банки первым делом смотрят, какие у компании существуют активы, чтобы при случае долг будет погашен именно из них.

Точка безубыточности (BEP) — объем производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Ее еще иногда называют критической точкой или CVP-точкой.

Точка безубыточности рассчитывается в единицах продукции, в денежном выражении или с учетом ожидаемого размера прибыли.

Точка безубыточности в денежном выражении — это такая минимальная величина дохода, при которой полностью окупаются издержки.

BEP TFC/(C/P), где TFC – величина постоянных издержек, P – стоимость единицы продукции (реализация), C- прибыль с единицы продукции без учета постоянных издержек.

Точка безубыточности в единицах продукции — такое минимальное количество продукции, при котором доход от реализации этой продукции полностью перекрывает все издержки на ее производство.

BEP TFC/C TFC/(P-AVC), где AVC – величина переменных издержек на единицу продукции.

Мы просто не можем пройти мимо фондовой биржи и некоторых показателей, имеющих отношение к мировой экономике.

Фондовая биржа — это финансовый институт, обеспечивающий регулярное функционирование рынка ценных бумаг. Некоторые фондовые биржи являются реальными местами (Нью-Йоркская фондовая биржа), другие же чисто виртуальными (NASDAQ).

Зачем какой-либо компании размещать свои акции на бирже? Есть много причин, но самая главная в том, что это позволит компании получить большой доход от проданных акций. Минус в том, что такая компания частично теряет независимость. Например, Сергей Брин и Ларри Пейдж до последнего оттягивали размещение акций Гугла на фондовой бирже и применяли разные стратегические уловки. По законодательству они были вынуждены это сделать, поэтому Пейдж и Брин нашли выход: акции имели два класса — А и В. Первый был привилегированным и предназначался только для работников компании, второй же класс несколько ограничен и продается любому желающему.

Зачем какому-либо человеку покупать акции? Он может получить большую прибыль, а также участвовать в управлении этой компании. Минус в том, что он может потерять много своих денег, если дела у компании будут плохи. Истории известны тысячи случаев, когда люди прогорали именно в игре на фондовой бирже.

Существуют однако и те, кто становился миллиардером, играя на бирже. Это мог быть гений вроде Баффета или просто случайный инвестор, которому невероятно повезло. Некоторые люди пользуются инсайдерской информацией. Например, когда акции выкладываются на фондовую биржу преуспевающей компанией, цены на одну акцию достаточно высоки. Предположим, что в скором времени эта компания хочет сменить руководство — тогда стоимость акции пошла бы вниз. Однако глава компании публично не говорит об этом, а также может не сказать о существенных проблемах компании. Одно это уже является уголовно наказуемым преступлением, а если такая информация передается крупному будущему акционеру (который хочет спекулировать на этих акциях), то наказание может ждать и его. Утаивание информации — одна из форм лжи.

  1. NYSEEuronext. Это группа компаний, образованная в результате слияния крупнейшей в мире Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE) и Европейской биржи Euronext.
  2. NASDAQ. Эта биржа специализируется на акциях высокотехнологичных компаний. На ней размещены акции 3200 компаний.
  3. Токийская фондовая биржа. Биржа входит в Федерацию фондовых бирж Азии и Океании. Стоимость всех ценных бумаг, торгующихся на Токийской фондовой бирже, превышает 5 трлн долларов.
  4. Лондонская фондовая биржа. Официально основана в 1801 году, однако фактически ее история началась в 1570 году, когда была построена Королевская биржа. Для того, чтобы компания могла разместить свои акции на этой бирже, ей нужно выполнить несколько условий: иметь рыночную капитализацию не менее 700 тысяч фунтов стерлингов и раскрыть финансовую, коммерческую и управленческую информацию.
  5. Шанхайская фондовая биржа. Капитализация рынка акций составляет 286 миллиардов долларов, а количество компаний, разместивших свои акции — 833.
  6. Гонконгская фондовая биржа. Имеет капитализацию 3 триллиона долларов США.
  7. Фондовая биржа Торонто. Объем капитализации 1,6 триллионов долларов.
  8. Бомбейская фондовая биржа. Имеет капитализацию в 1 триллион долларов, а количество компаний, разместивших свои акции — около 5 тысяч.
  9. Национальная фондовая биржа Индии. Вторая фондовая биржа из этой страны.
  10. Фондовая биржа Сан-Паулу. Крупнейшая фондовая биржа в Латинской Америке.

Как вы видим, фондовые биржи как правило развиты в тех странах, которые и сами по себе имеют мощнейшую экономику. В этом списке может немного удивить двойное присутствие Индии, однако для людей, интересующихся экономикой, это не новость.

Пришла пора познакомиться с индексом Доу-Джонса (Dow Jones Industrial Average). Вы поймете, как он прост, что значит и как его интерпретировать.

Промышленный индекс Доу-Джонса охватывает 30 крупнейших компаний Америки. Приставка «промышленный» является данью истории, потому что на данный момент многие из компаний, входящих в индекс, не принадлежат к этой отрасли. Сейчас при расчете индекса применяют масштабируемое среднее — сумма цен делится на определенный делитель, который постоянно меняется. С некоторыми поправками можно сказать, что этот индекс является средним арифметическим цен акций 30 американских компаний.

Вы можете спросить, какое отношение индекс Доу-Джонса имеет к финансовому анализу? Дело в том, что этот индекс неофициально называют показателем состояния экономики США и всего мира. Конечно это косвенный показатель, но весьма красноречивый. Если 30 ведущих компаний США находятся в кризисе, значит и вся экономика тоже. Чем выше индекс, тем лучше состояние экономики.

Исторического минимума в процентном соотношении этот индекс достиг в «черный понедельник» 1987 года. Это повлекло за собой огромные потери и на других биржах — австралийской, канадской, гонконгской, великобританской. Что самое любопытное, никаких видимых причин для обвала не было. Это событие поставило под сомнение многие важные предположения, лежащие в основе современной экономической науки. Также сильные провалы были зафиксированы во время Великой Депрессии и мирового кризиса 2008 года.

Исторический же максимум был достигнут недавно — 19 мая 2015 года.

Названия всех тридцати компаний приводить не будем, приведем лишь десять наиболее интересных и знакомых каждому.

Десять компаний, входящих в индекс Доу-Джонса:

  1. Apple. Компания вошла в индекс всего лишь в 2015 году.
  2. Coca-Cola. Вошла в индекс в 1987 году.
  3. Microsoft. Вошла в индекс в 1999 году.
  4. Visa. Вошла в индекс в 2013 году.
  5. Wal-Mart. Вошла в индекс в 1997 году.
  6. WaltDisney. Вошла в индекс в 1991 году.
  7. Procter&Gamble. Вошла в индекс в 1932 году.
  8. McDonald’s. Вошла в индекс в 1985 году.
  9. Nike. Вошла в индекс в 2013 году.
  10. Intel. Вошла в индекс в 1999 году.

Компании постоянно вытесняют друг друга из этого списка. Например, в 2015 году Apple вытеснила крупнейшую телекоммуникационную корпорацию AT&T.

Некоторые экономисты считают, что лучший показатель американской экономики — S&P 500. Это фондовый индекс, в корзину которого включено 500 избранных акционерных компаний США.

Оба индекса популярны и представляют собой барометр американской экономики. Теперь этим инструментом вооружены и вы.

В этом уроке мы рассмотрели много инструментов для финансового анализа.

В следующем уроке мы поймем, как формируется финансовое мышление и что нужно сделать, чтобы оставить старую манеру мыслить и приобрести новую. Много людей без финансового образования получают миллионы просто потому, что их либо с детства обучали финансовому мышлению, либо же они сами доходили до понимания финансов. Это навык и ему можете обучиться и вы.

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

источник

Показатели финансового анализа предприятия позволяют определить его текущее состояние, возможности и проблемы. Затем эту ценную информацию используют для разработки стратегии и принятия управленческих решений. В ней также заинтересованы инвесторы, акционеры и собственники бизнеса. Поэтому каждая компания нуждается в специалисте, который на основании данных из отчетов умеет формировать адекватные выводы по результатам деятельности и прогнозы. В статье рассмотрим основные группы коэффициентов финансового анализа и научимся правильно раскрывать их смысл.

Анализ финансовых показателей – один из методов оценки состояния предприятия и его возможностей в будущем. Он выступает основой стратегического планирования, помогает управленцам выявить возможности для последующего развития, найти сильные и слабые стороны компании.
Анализ финансовых коэффициентов проводится, чтобы найти оптимальные пути достижения увеличения прибыльности компании. Аналитик должен разбираться в многообразии цифр из бухгалтерской и управленческой отчетности, чтобы определить насколько результативно работает предприятие.

Но в финансовом анализе главное не расчет показателей, а правильное истолкование полученных результатов. От этого зависит эффективность принимаемых решений в управлении компанией.

В финансовом анализе используется более 200 коэффициентов. Все они характеризуют 4 основные стороны деятельности компании:

  • ликвидность
  • оборачиваемость активов
  • рентабельность
  • рыночная стоимость

Для каждой из этих групп показателей рассчитываются свои коэффициенты. Они могут отличаться зависимо от задач анализа и пользователей, для которых предназначена эта информация.

Рассмотрим подробнее каждую из групп коэффициентов.

Способность компании выплачивать свои обязательства за счет текущих активов – одно из условий ее финансовой стабильности. Адекватно оценить ее позволяют коэффициенты ликвидности.

Показатели рассчитываются на основании бухгалтерского баланса (Формы №1). Чем они выше, тем выше платежеспособность предприятия. Каждый из них раскрывает информацию разного характера. Так коэффициент текущей ликвидности интересен в первую очередь инвесторам, абсолютной – поставщикам, а быстрой – кредиторам.

Коэффициенты оборачиваемости позволяют оценить эффективность управления активами и капиталом предприятия. Основой для их расчета выступает выручка от продаж продукции или услуг, ее отношение к среднегодовому размеру активов, дебиторской и кредиторской задолженности. Для проведения анализа необходимо:

  • собрать данные за последние 3-5 лет;
  • установить положительную или отрицательную динамику;
  • сравнить результаты с конкурентами в отрасли.

Дополнительно рассчитывают период оборачиваемости активов по формуле:

Период оборачиваемости = Отчетный период/ Коэффициент оборачиваемости активов

Чем меньше значение, тем выше производительность компании и скорость перевода активов в деньги. В торговой отрасли период оборачиваемости обычно меньше, чем в промышленной.
Наибольшую ценность показатели оборачиваемости представляют для менеджмента предприятия. Их рост свидетельствует об увеличении объема выручки и эффективности использования активов.

Коэффициенты рентабельности отражают степень прибыльности по различным видам активам. Они рассчитываются как отношение чистой прибыли к сумме активов, за счет которых она была получена. Для этого используются данные бухгалтерского баланса (Форма №1 и №2). Чем выше значения, тем эффективнее задействованы анализируемые ресурсы предприятия.

В отличие от оборачиваемости активов, в показателях рентабельности больше заинтересованы собственники и акционеры. Они играют важную роль в разработке инвестиционной, кадровой, и маркетинговой стратегий компании.

Анализ рыночной активности предприятия позволяет сделать вывод об эффективности его финансово-хозяйственной деятельности, рациональности дивидендной политики и самое главное – привлекательности для акционеров или инвесторов.

Главным показателем, учитываемым при анализе рыночных коэффициентов предприятия, является стоимость акций. Если она растет, значит инвестиции используются эффективно и прибыль компания растет.
Также важный показатель – это дивидендный доход, характеризующий процент возврата на вложенный в акции капитал. Чем выше значение, тем выгодней для акционера дальнейшие инвестиции в деятельность предприятия.
Потенциальных инвесторов обычно очень интересует коэффициент реальной стоимости предприятия. Он рассчитывается как отношение рыночной к балансовой стоимости акции. Если значение больше или равно 1, компания инвестиционно привлекательна. Но существуют также и другие методы оценки стоимости бизнеса.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Насколько хорошо вы ориентируетесь в вопросах финансового менеджмента?

Пройдите бесплатный тест, чтобы получить объективную оценку уровня своих знаний и необходимых навыков!

Чтобы провести адекватный анализ финансовых показателей предприятия, необходимо:

  • Иметь полное описание финансовой деятельности компании за анализируемый период – отчет о результатах хоздеятельности, о прибыли, балансовый отчет и т.д.
  • Сопоставить коэффициенты за разные периоды, а также сравнить со среднестатистическими значениями в отрасли, результатами предприятий-конкурентов;
  • Сравнивая полученные значения с рекомендуемыми, делать скидку на специфику хозяйственной деятельности компании. Например, для торговли и промышленности пределы нормы отличаются в разы.
  • Проводить анализ показателей в комплексе. Например, коэффициент рентабельности сам по себе не слишком информативен. Чтобы получить объективную картину, его необходимо анализировать в разрезе рыночных показателей в сравнении с конкурентами.

Рассчитав финансовые показатели, можно узнать о текущем положении дел на предприятии и оценить его перспективы. Грамотный анализ позволит правильно выстроить стратегию развития, улучшить концепции управления активами и привлеченными средствами компании. Главным источником информации при этом выступает отчетность организации, мониторинг которой желательно проводить почаще.

Хотите овладеть современными инструментами финансового анализа для принятия удачных управленческих решений за 4 занятия?

Пройдите тренинг “Финансовый анализ: современные инструменты и эффективные управленческие решения”, чтобы получить практические навыки работы с данными финансовых отчетов. Узнавая из них о сильных и слабых сторонах своей компании, научитесь принимать стратегически взвешенные управленческие решения.

Зарегистрируйтесь, чтобы посмотреть фрагмент тренинга бесплатно и оценить удобство такого формата обучения!

источник

Из этой статьи вы узнаете:

  • Кто осуществляет финансово-хозяйственный анализ предприятия
  • В чем специфика финансового анализа
  • Где содержится информация для финансового анализа
  • Как проводится финансовый анализ
  • Каковы методы финансового анализа
  • Какие коэффициенты чаще всего используются в финансовом анализе в России и мире

Успешное развитие любой компании в долгосрочной перспективе зависит от умения руководителя вовремя выявить и качественно устранить имеющиеся проблемы. Финансовый анализ предприятия успешно решает эту задачу, так как его цель — выявить все слабые места в бизнесе.

В рыночной экономике важно формировать как публичную финансовую (бухгалтерскую) отчетность, адресованную внешним партнерам, так и отчеты по управлению, на основе которых менеджеры компании принимают решения по регуляции бизнес-процессов.

Анализ хозяйственной деятельности компании — один из элементов бухучета в широком смысле. На основе вида отчетности, на который опираются при оценке деятельности фирмы, выделяют финансовый и управленческий анализ.

Анализ и финансовая диагностика предприятия — это процессы, которые проводят не только руководство и специализированные отделы в компании, но и:

  1. Учредители и инвесторы, которые хотят оценить, насколько эффективно распределяются ресурсы.
  2. Банковские учреждения — оценивают условия кредитования и риски.
  3. Поставщики, надеясь своевременно получать платежи.
  4. Налоговые службы, которые стремятся выполнять план поступления денег в бюджет, и т. д.

В зависимости от этих параметров анализ финансового состояния предприятия бывает внутренним и внешним.

Организация финансового анализа предприятия внутреннего типа — обязанность специализированных отделов компании. Опираясь на результаты такого аудита, специалисты планируют, контролируют и прогнозируют финансовое развитие бизнеса. Внутренний анализ финансовых результатов предприятия проводят с единственной целью — для обеспечения планомерного поступления финансовых средств и распределения собственных денежных активов и займов так, чтобы получить максимальный доход и исключить возможность банкротства.

Внешний анализ выполняют инвесторы, поставщики материальных и финансовых ресурсов, контролирующие органы. На основе финансового анализа предприятия составляют публикуемые отчеты. Такой анализ проводят, чтобы определить, можно ли выгодно вложить средства, обеспечив себе максимальную прибыль и исключив вероятность убытков.

Внешний финансовый анализ предприятия обладает следующими отличительными чертами:

  • В рамках него изучают многочисленные субъекты и носители информации о деятельности компании;
  • финаудит ставит перед собой разнообразные цели и интересы аналитических субъектов;
  • включает в себя типовые методики, стандарты учета и отчетности;
  • ориентирован исключительно на внешнюю отчетность;
  • его задачи ограничены, если используется лишь внешняя отчетность;
  • результаты анализа о состоянии компании максимально открыты для пользователей информации.

Анализ и оценка финансового состояния предприятия — процедура, в рамках которой изучают финансовое состояние и основные результаты экономической деятельности для определения резервов увеличения его рыночной цены и обеспечения качественного развития в будущем.

Финансовая отчетность на предприятии — это предоставление данных о работе, экономическом состоянии и переменах в бизнесе. Эта информация полезна довольно большому количеству пользователей, принимающих экономические решения.

При анализе финансовой отчетности используют финансовые отчеты, подготовленные компаниями, в сочетании с другими данными. Эта процедура нужна для оценки прошлых, действующих и перспективных показателей, а также финансового положения предприятия для обоснования решений, касающихся кредитования, инвестирования и прочих экономических действий.

Оценивая финансовые отчеты, аналитики обычно дают обоснование экономическому решению.

Примеры подобных решений состоят из:

  • оценки рациональности приобретения акций для их включения в инвестиционный портфель;
  • оценки слияния или покупки компании-кандидата;
  • оценки дочернего предприятия или операционного отдела материнской организации;
  • принятия решения о совершении венчурного инвестирования или другого вида частного вложения средств;
  • оценки кредитоспособности предприятия, запросившего кредит;
  • расширения кредита клиенту;
  • экспертизы соблюдения соглашений по кредитам или прочих договорных обязательств;
  • присвоения рейтинга задолженности фирмы или облигаций выпуска;
  • оценки ценной бумаги для принятия инвестиционных рекомендаций другими участниками рынка;
  • прогнозирования дальнейшей чистой прибыли и финансовых потоков;
  • разработки рекомендаций для управленческого звена компании, которые полностью отвечают текущим возможностям и нуждам фирмы;
  • определения вариантов совершенствования финансового положения компании за счет мобилизации резервов и оптимизации управления ее денежными активами.

Если говорить в общем, аналитики преследуют главную цель — изучение эффективности и финансового положения предприятия, прогноз будущих результатов и экономической устойчивости. Кроме того, их интересуют параметры, от которых зависит дальнейшая работа фирмы.

Анализ эффективности бизнеса может состоять из оценки прибыльности (возможности заработать на реализации продуктов и услуг) и определения способности финансовых потоков производить прибыль (возможности генерировать финансовые поступления выше выплат финансовых средств).

Чтобы объективно судить об экономическом состоянии фирмы, нужно знать, как соотносятся ее активы и пассивы, то есть денежные средства и источники их поступления. Финансовый анализ предприятия проводят, чтобы оценить качество его экономического состояния, изучить причины, по которым оно улучшилось или ухудшилось в течение конкретного временного отрезка, а также подготовить рекомендации относительно того, как предприятию стать более экономически устойчивым и платежеспособным. Чтобы решить все эти задачи, изучают динамику абсолютных и относительных финансовых параметров фирмы.

Формируют следующие аналитические блоки:

  • структурный анализ активов и пассивов;
  • анализ финансовой стабильности;
  • анализ платежеспособности (ликвидности);
  • анализ необходимого прироста собственных средств.

Выполняя финанализ, специалист будет постоянно опираться на финансовую отчетность организации, финансовые примечания, графики получения новых сведений и ряд других информационных источников.

Чтобы провести финансовый или кредитный анализ предприятия, аналитику предстоит собрать большой информационный пласт. Характер этой информации может быть разным, в зависимости от задачи. Но обычно здесь требуются экономические данные, информация о сфере деятельности предприятия, а также сведения об аналогичных компаниях, которые можно соотнести с изучаемым объектом.

Основную часть этих данных предприятие будет брать из внешних источников. Здесь, к примеру, потребуется экономическая статистика, отчетность отраслевых профессиональных изданий и баз данных, где есть сведения о конкурирующих предприятиях. Сама фирма предоставляет какие-то основные элементы информации для анализа в своей финансовой отчетности, пресс-релизах, в средствах массовой информации и веб-трансляциях.

Финансовая отчетность — это результат бухгалтерских записей, при которых фиксируется хозяйственная деятельность предприятия. В отчетах отражена информация, которую могут использовать инвесторы, кредиторы, аналитики и другие лица, заинтересованные в деятельности и экономическом состоянии предприятия.

Вот основная финансовая отчетность, которую анализируют специалисты:

Финансовый анализ баланса предприятия отражает его текущее экономическое состояние. Отчет об изменениях капитала — дополнительные сведения, касающиеся изменений в финансовом состоянии. В качестве дополнения к финотчетам предприятие может предоставлять и другие сведения, полезные аналитику:

  • пояснения к отчетам;
  • отчет стороннего аудитора.

2. Отчет об итогах финансовой деятельности.

Это источник данных о результатах экономической деятельности предприятия за конкретный временной отрезок. В отчете указывают, какой доход фирма получила за обозначенный период, какие понесла затраты в связи с операциями, выполненными для получения дохода.

Рекомендуемые статьи по данной теме:

Финансовую отчетность предоставляют на консолидированной основе. Это значит, что в ней отражают доходы и расходы дочерних фирм под контролем материнского предприятия. Отчет о финансовых результатах иногда называют отчетом о деятельности или отчетом о прибылях и убытках.

Главное уравнение, положенное в основу отчета о доходах, — это:

Доходы – расходы = чистая прибыль (финансовый результат за конкретный период в совокупности)

Анализируя финотчет, вы должны рассмотреть скорость поступления доходов и несения затрат, а потом ответить на следующие вопросы:

  • Есть ли взаимосвязь между колебанием доходов и изменением проданных единиц и расценок или этими обстоятельствами в некой совокупности?
  • Эффективно ли управление расходами?
  • Как организация работает в сравнении с другими предприятиями этой же сферы?

3. Бухгалтерский баланс (также его называют отчетом о финансовом положении/состоянии предприятия).

Раскрывает сведения о финансовом состоянии предприятия через анализ его ресурсов и источников их финансирования — как своих, так и займов. Три элемента баланса взаимосвязаны по части бухгалтерии — в бухгалтерском уравнении:

Активы = Обязательства + Капитал собственников

(то есть активы в общей сумме должны уравновешиваться аналогичной суммой по обязательствам и капиталу собственников)

При этом три элемента балансового уравнения можно сформулировать и как собственный капитал:

Активы – Обязательства = Капитал владельцев

Если аналитик опирается на баланс и анализирует финотчет, то может ответить на вопросы:

  • Достаточно ли ликвидна компания (может ли отвечать по краткосрочным обязательствам), улучшилось ли ее состояние?
  • Достаточно ли устойчива (располагает ли достаточным объемом ресурсов для того, чтобы покрыть все обязательства)?
  • Какую финансовую позицию занимает по отношению к отрасли в общем?

4. Отчет о движении финансовых потоков.

Безусловно, финотчет и баланс позволяют компании оценивать свою производительность и экономическое положение. Но и финансовый поток — тоже очень важный аспект для успешной деятельности бизнеса в долгосрочной перспективе.

Что называют финансовой гибкостью? Умение быстро избегать возникающих финансовых рисков и использовать свои возможности. В отчете о движении средств все денежные потоки предприятия включают в операционную, инвестиционную и финансовую деятельность.

Из отчета о движении финансовых средств можно узнать и еще об одном показателе деятельности — способности получать финансовые потоки от работы. Идеальный вариант для аналитика — когда он видит, что позитивный денежный поток главным образом генерирует операционная деятельность (а не инвестиционная или финансовая).

5. Отчет об изменениях капитала.

Отчет о результатах финансовой деятельности, бухгалтерский баланс и отчет о движении финансов — ключевые отчетные финансовые документы. Именно их используют, чтобы оценивать эффективность и экономическое состояние предприятия.

Есть и четвертый отчетный документ. Его называют и отчетом об изменениях капитала, и отчетом об изменениях капитала собственников, и заявлением акционерного капитала, и отчетом о нераспределенной прибыли. Этот отчет предназначен прежде всего для того, чтобы собственники бизнеса вовремя узнавали об изменениях в инвестиционной сфере, а аналитик понимал, как изменился собственный капитал в балансе.

6. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету об экономических результатах.

Предприятия могут дополнять свои финотчеты пояснениями к бухгалтерскому балансу. Например, финансовые пояснения могут более детально раскрывать предыдущие формы отчетности или давать дополнительные сведения о таких показателях, как:

  • приобретения для бизнеса;
  • судебное производство;
  • опционы на акции и прочие планы поощрения сотрудников;
  • крупные заказчики;
  • финансовые показатели за квартал.

Помимо этого, в пояснениях могут содержаться сведения о методиках и приемах, используемых для создания финотчетов. Возможность сопоставить отчеты — критически важное требование, обязательное к соблюдению в том случае, если нужен объективный финансовый анализ предприятия.

Финотчет сопоставим тогда, когда информацию можно измерить и отобразить аналогично. Благодаря сопоставимости аналитик выявляет и прогнозирует реальные отличия между компанией и ее конкурентами.

7. Отчет аудитора.

Нередко финотчеты предприятия проверяет независимая бухгалтерская компания, а после рассмотрения озвучивает свои выводы. Проверка может потребоваться на основании договора между участниками, в связи с законодательными требованиями или на основании нормативного акта.

8. Другие информационные источники.

Предприятия также сообщают о текущей ситуации в бизнесе на своих официальных сайтах, в пресс-релизах, деловых СМИ. Когда аналитик проводит финансовый анализ предприятия, то изучает все источники сведений о бизнесе, в том числе данные извне, затрагивающие экономическую деятельность изучаемой организации и ее конкурентов.

Сведения, касающиеся экономических показателей, отрасли деятельности и конкурентов, полезны при анализе экономических параметров предприятия, оценке его положения и прогнозе дальнейшего развития.

Аналитики работают в разных направлениях. Так, фондовые аналитики в первую очередь оценивают потенциальные доли инвестиций, чтобы установить, перспективно ли конкретное вложение и какая цена покупки является подходящей. Кредитные аналитики анализируют кредитоспособность предприятия и решают, нужен ли кредит, и в течение какого времени, и можно ли присвоить кредитный рейтинг.

Нередко аналитики решают и иные задачи, например оценивают, эффективно ли работает дочернее предприятие, смотрят на прямые инвестиции или находят акции, переоцененные для целей принятия короткой позиции.

Остановимся на общих правилах, по которым анализируют финотчеты. Эти принципы можно использовать для решения абсолютно разных задач.

1. Формирование цели и контекста анализа.

До того, как проанализировать тот или иной показатель, определите, зачем вы это делаете. Очень важно понимать цели анализа финансовой отчетности, поскольку методик его проведения много, а непосредственно при изучении отчетов затрагивается большой информационный пласт.

Если какие-то из задач анализа сформулированы четко, аналитик может не озвучивать цель финансового анализа предприятия. Допустим, анализировать инвестиционно-деловой портфель или отчет аналитика по рынкам акций по тому или иному предприятию можно лишь в соответствии с законодательными нормами. То есть правила зафиксированы в нормативно-правовых актах, таких как, допустим, Методические указания по анализу финансового положения компаний. Помимо этого, в законодательных актах РФ может быть сказано о формате, процедурах и/или информационных источниках.

Чтобы решить другие аналитические задачи, аналитик должен четко сформулировать цель финансового анализа предприятия и принять дополнительные решения. От цели исследования зависят последующие решения, касающиеся подходов, инструментов, источников информации, форматов, которые нужно соблюдать при оформлении результатов аудита, а также относительной важности разных аспектов исследования.

Топ-5 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

2. Сбор данных.

На этом этапе аналитик получает сведения, опираясь на которые может ответить на определенные вопросы. Ключевой момент на этом этапе — понимание деятельности предприятия, денежных показателей и финансового состояния (в том числе тенденций в течение продолжительного временного отрезка и в сравнении с конкурентами).

Если проводится исторический анализ финансового состояния предприятия, зачастую данных по отчетам уже достаточно.

Допустим, чтобы изучить множество альтернативных компаний с конкретным минимальным показателем рентабельности, достаточно одних только показателей финотчетов. Но чтобы решить более глубокие вопросы, например понять, почему и как одно предприятие действовало хуже или лучше конкурентов, нужны дополнительные сведения.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Для статистического прогноза дальнейшего развития фирмы исторические данные предприятия выступают в роли только одной информационной составляющей. Но если аналитик понимает экономические условия и ситуацию в вашей отрасли, то он сможет делать более точный прогноз относительно доходов фирмы.

3. Обработка данных.

Получив необходимые финотчеты и другие данные, аналитик обрабатывает их, используя соответствующие инструменты. Так, при обработке информации специалист может:

  • рассчитывать коэффициенты или темпы роста;
  • выполнять горизонтальный и вертикальный анализ финансовых отчетов;
  • составлять диаграммы;
  • проводить статистический анализ, например регрессии или моделирования по методу Монте-Карло;
  • оценивать долевое участие;
  • анализировать чувствительность;
  • использовать какие-либо другие аналитические инструменты или сочетать доступные и соответствующие целям методики изучения состояния фирмы.

Комплексный финансовый анализ предприятия на этой ступени подразумевает:

  • изучение и оценку финотчетов для каждого анализируемого предприятия. Здесь изучают бухучет, использованные инструменты (к примеру, при формировании данных о доходах в отчете о финансовых результатах), принятые операционные решения, способные влиять на сформированные отчеты (например, лизинг в сравнении с покупкой оборудования);
  • необходимые корректировки отчетов для облегчения сопоставления, когда неоткорректированные результаты исследований изучаемых предприятий отражают отличия в стандартах бухучета, операционных решениях и т. д.;
  • подготовку или сбор данных отчетов и финансовых коэффициентов (которые показывают разные аспекты корпоративной эффективности и выявляются на основании элементов финансовой отчетности предприятия).

4. Анализ/интерпретация обработанных данных.

После обработки данных вы переходите на следующую ступень, важную в любом анализе. Речь идет об интерпретации информации на выходе. Ответить на четкий вопрос финанализа редко можно в форме одного числа. В основе ответа на аналитический вопрос лежит интерпретация результатов расчета показателей. Ее используют для формирования выводов и рекомендаций. Цель финансового анализа предприятия может заключаться в получении ответов на определенные аналитические вопросы. Но обычно аналитик делает заключение или дает рекомендацию.

Допустим, анализ акций логично завершается решением о покупке, удержании, продаже ценной бумаги или заключении о цене доли акций. Чтобы подтвердить подобное решение, эксперт может предоставить такие сведения в виде целевого значения показателя, относительной эффективности, ожидаемой эффективности в будущем при сохранении текущего стратегического положения предприятия, качества управления или любой другой информации, важной для принятия решения.

5. Разработка и представление выводов и рекомендаций (например, с аналитической отчетностью).

Следующий этап анализа — составление заключения или рекомендаций в установленной форме. Эта форма может меняться с учетом задачи анализа, компании или ЦА.

Так, отчет инвестиционного аналитика включит в себя:

  • итоги и инвестиционное заключение;
  • бизнес-резюме;
  • риски;
  • оценку;
  • исторические и другие данные.

6. Последующие меры.

Формирование отчета — далеко не последний этап процедуры. В случае инвестирования в акции или присвоении кредитного рейтинга периодически исследовать объект финанализа нужно для того, чтобы оценить актуальность первоначального заключения и рекомендаций.

Если вы отказываетесь от инвестирования, дальнейший аудит не обязателен. Но при этом он помогает понять, эффективен ли финансовый анализ предприятия (допустим, если непринятая инвестиция перспективна). Дальнейшие действия в рамках анализа могут включать в себя все вышеупомянутые этапы.

Выделяют 6 основных методов финанализа предприятия:

Метод 1. Горизонтальный анализ.

В этом случае эксперты изучают динамику отдельных экономических показателей в ходе работы компании. Одновременно рассчитывается скорость роста отдельных показателей финансовой отчетности за конкретные отрезки времени. Помимо этого, выявляют общие тенденции в их изменении.

В сфере финансового менеджмента, как правило:

  • отслеживают динамику данных за отчетный отрезок времени и сопоставляют их с показателями последующего периода (месяца, квартала, года);
  • анализируют динамику данных за отчетный период и сопоставляют их с аналогичными показателями за прошлый год (это делают в организациях, занимающихся сезонной деятельностью);
  • оценивают динамику данных за конкретные прошедшие временные отрезки и выявляют тенденции их изменения.

Метод 2. Вертикальный анализ.

Здесь структурно разлагают отдельные показатели финансовой отчетности предприятия. В рамках такого анализа эксперты рассчитывают удельный вес отдельных структурных элементов агрегированных финансовых показателей.

Используют чаще всего следующие варианты вертикального структурного анализа:

  • структурный анализ активов — результаты применяют при оптимизации их состава;
  • структурный анализ капитала — результаты используют при оценке эффекта от финансового левериджа для расчета средневзвешенной стоимости капитала и оптимизации структуры источников формирования заемных финансовых средств;
  • структурный анализ денежных потоков — в данном случае аналитики выделяют и исследуют денежные потоки, которые генерирует операционная, финансовая и инвестиционная деятельность предприятия.

Метод 3. Трендовый анализ.

Рассчитывают относительные отклонения за конкретные периоды (несколько лет или кварталов) от уровня базисного срока. Цель анализа — сформировать возможные значения показателя в будущем, то есть спрогнозировать деятельность на дальнейший период.

Метод 4. Анализ относительных показателей.

Эксперты рассчитывают отношение между отдельными позициями отчета или позициями различных форм отчетности, выявляя взаимосвязанные показатели.

Метод 5. Сравнительный анализ.

В этом случае сопоставляют друг с другом отдельные группы аналогичных показателей. Результаты сравнительного финанализа работы компании позволяют понять, насколько существенны абсолютные и относительные отклонения сравниваемых параметров.

  • финансовые показатели данного предприятия и среднеотраслевых компаний (для оценки конкурентной позиции фирмы и выявления резервов оптимизации эффективности ее деятельности);
  • показатели предприятия и компаний-конкурентов (для выявления слабых мест в работе изучаемой фирмы и определения необходимых мероприятий, которые позволили бы усовершенствовать ее конкурентные показатели);
  • данные отдельных элементов в структуре и подразделениях данного предприятия (мы имеем в виду «центры ответственности») для выявления внутренних резервов, которые позволили бы сделать работу компании более эффективной;
  • отчетные и плановые (нормативные) финансовые показатели (положенные в основу контроля текущей деятельности компании).

Метод 6. Факторный анализ.

Этот вид анализа еще называют интегральным. Здесь изучают влияние отдельных причин (факторов) на конечный результат. Яркий пример интегрального анализа — трехфакторная модель Дюпона, предусматривающая разложение коэффициента рентабельности активов как показателя на самостоятельные финансовые коэффициенты, формирующие его и образующие единую систему.

Данный показатель — произведение коэффициента рентабельности реализации товара на количество оборотов (коэффициент оборачиваемости) активов.

Ра = Ррп + КОа = (Чистая прибыль / Выручка) * (Выручка / Активы)

Факторный финансовый анализ предприятия включает в себя ряд элементов:

SWOT — это аббревиатура из первых букв объектов, которых касается анализ. S — Strengths (анализ финансовых показателей предприятия позволяет понять сильные стороны бизнеса), W — Weaknesses (слабые стороны), O — Opportunities (возможности развития), T — Threats (угрозы для развития).

В рамках SWOT-анализа в первую очередь изучают слабые и сильные стороны финансовой деятельности предприятия и выявляют потенциальную способность внешних факторов в отдельности воздействовать на бизнес в дальнейшем.

Объектно-ориентированная система интегрального анализа формирования чистой прибыли компании, при которой используется компьютерная техника и соответствующий пакет прикладных программ.

При SWOT-анализе показатель чистого дохода выражен как совокупность первичных финансовых блоков, которые взаимодействуют друг с другом и моделируют «группы» элементов, способные напрямую влиять на получение предприятием прибыли. Пользователь может сам немного откорректировать систему, опираясь на специфику фирмы. При необходимости можно расширять или углублять анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

  • Система портфельного анализа, или система «прибыль — риск» по портфелю инвестиций, помогающая повысить отношение уровня доходов к уровню риска. Таким образом формируется качественный портфель (из определенных ценных бумаг).
  • Метод финансовых (или относительных) коэффициентов. Большинство экспертов считают именно этот метод анализа основным. При его использовании рассчитывают отношения показателей финансовой отчетности. Это связано с тем, что при расчете относительных показателей применяют вышеуказанные методы (нередко аналитики используют «метод в методе», то есть при помощи одного подхода реализуют другой).
  • Аналитическая ценность финансовых коэффициентов подтверждается тем, что их широко используют во всем мире. На Западе есть специализированные издания, в которых опубликованы статистические сводки по данным показателям. Создано множество фирм с узкой специализацией, информационных агентств, которые занимаются оценкой экономического положения предприятий, используя коэффициенты, а затем продают эту информацию. Эта работа довольно проста при наличии нужной информации и достаточного количества свободного времени.

    Все коэффициенты финанализа делят на 4 обширные категории показателей:

    1. Ликвидность (краткосрочная платежеспособность).

    Рассчитав коэффициенты ликвидности, вы можете проанализировать ее, то есть оценить, способна ли компания покрыть все свои обязательства.

    Активы компании отражаются в бухгалтерском балансе и обладают разной степенью ликвидности.

    Проведем их ранжирование по убыванию в зависимости от уровня ликвидности:

    • деньги на счетах и в кассах компании;
    • банковские векселя, государственные ценные бумаги;
    • текущая дебиторская задолженность, выданные заемные средства, корпоративные ценные бумаги (акции компаний, которые котируются на бирже, векселя);
    • запасы продукции и сырья на складе;
    • машины и оборудование;
    • здания и сооружения;
    • неоконченное строительство.

    Самый востребованный сегодня коэффициент — текущей ликвидности. Его используют главным образом инвесторы, оценивая ликвидность бизнеса. Опираясь на коэффициент, аналитики судят о том, способна ли компания погасить текущие (краткосрочные) обязательства, используя исключительно оборотные активы. Чем выше показатель, тем более платежеспособна компания.

    Поставщики всегда интересуются коэффициентом абсолютной ликвидности. Он отражает способность компании погашать обязательства перед контрагентами-поставщиками.

    Коэффициент быстрой ликвидности кредиторы рассчитывают, чтобы оценить, способна ли фирма быстро рассчитываться с займами. На основе этого коэффициента оценивают способность к погашению текущих (краткосрочных) обязательств за счет оборотных активов. Он похож на коэффициент текущей ликвидности. Но основное отличие в том, что оборотные средства, применяемые для его расчета, состоят исключительно из текущих активов с высокой и средней степенью ликвидности (средств на операционных счетах, складского запаса ликвидных материалов, сырья и готовых товаров, дебиторской задолженности с коротким периодом погашения).

    Такие активы не включают в себя неоконченное производство и запасы специальных компонентов, сырья и полуфабрикатов.

    Данные берут из бухгалтерского баланса компании, так же как для текущей ликвидности. Но в составе активов не учитывают материально-производственные запасы, поскольку при их вынужденной продаже размер убытков максимален для всех оборотных средств.

    Далее в таблице обозначена формула расчета трех наиболее важных коэффициентов ликвидности вместе с их нормативными значениями.

    2. Финансовая устойчивость (долгосрочная платежеспособность).

    На основе коэффициентов финансовой устойчивости судят о независимости каждой составляющей активов компании и ее имуществе в общем. Коэффициенты позволяют установить степень финансовой устойчивости компании.

    Финансовая стабильность — успешный итог грамотного управления всеми производственными и хозяйственными факторами в комплексе, влияющими на результат бизнеса. На устойчивость влияет и стабильность экономической среды, в которой работает предприятие, и итоги его деятельности, и умение активно и грамотно реагировать на меняющуюся внутреннюю обстановку и внешнюю среду.

    Анализ финансовой устойчивости предприятия проводят, чтобы оценивать его независимость от заемных источников финансирования.

    Коэффициент автономии (финансовой независимости) финансовые эксперты используют для проверки компании на финансовую стабильность. Также его применяют арбитражные управляющие (на основании Постановления Правительства РФ от 25.06.03 № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»).

    В мире часто пользуются показателем debt ratio (коэффициентом финансовой зависимости). Он противоположен по значению коэффициенту финансовой независимости, но тоже показывает, как соотносятся собственный и заемный капиталы фирмы. В США и Европе значение 0,5–0,6 — довольно высокий коэффициент. При этом величина обязательств не превышает сумму собственных финансовых ресурсов, благодаря чему кредиторам обеспечена приемлемая степень риска.

    В азиатских государствах (Японии, Южной Корее) достаточный уровень показателя — 0,3. Если обоснованные нормативы не установлены, показатель оценивают в динамике. Если значение снижается, значит, финансовая устойчивость предприятия уменьшается, а риск возрастает. При этом когда обязательств становится больше, риск их не выполнить тоже возрастает. Кроме того, увеличиваются затраты по процентам и предприятие сильнее зависит от потенциальных колебаний процентных ставок.

    Инвесторы особенно внимательно относятся к коэффициенту капитализации, когда устанавливают, стоит ли инвестировать в то или иное предприятие. Наиболее привлекателен для вложений бизнес с высоким процентом капитализации. Очень большие показатели коэффициента не сильно привлекательны для вкладчика, поскольку компания в этом случае не очень прибыльна. Соответственно, инвестор получает невысокий доход. Кроме того, коэффициент рассчитывают кредиторы. Чем меньше показатель, тем больше вероятность предоставления кредита данной компании.

    На основе коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами судят о том, хватает ли у фирмы своих денег, чтобы успешно финансировать текущую (операционную) деятельность, то есть обеспечивать экономическую устойчивость. Этот показатель нормативно введен на основании распоряжения ФУДН от 12.08.1994 № 31-р. В западных странах финансовый анализ работы предприятия, как правило, проводят без него.

    3. Рентабельность (финансовая эффективность).

    На основании рентабельности, как относительного показателя, судят о финансовой эффективности бизнеса. Опираясь на него, эксперты оценивают, насколько эффективно компания использует материальные, трудовые, финансовые и природные ресурсы.

    Рентабельность рассчитывают как отношение прибыли к активам, ресурсам и формирующим ее потокам. Она может быть выражена как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, получаемой от каждой вложенной денежной единицы.

    На основании рентабельности активов или их элементов компания оценивает, оправданны ли инвестиции в ту или иную деятельность. ROA, или коэффициент рентабельности активов, финансовые аналитики используют, чтобы судить о доходности бизнеса. Коэффициент показывает, какую прибыль компании приносит использование активов.

    Владельцы предприятий и инвесторы часто пользуются коэффициентом рентабельности собственного капитала (ROE). Он отражает эффективность использования вложенных (инвестированных) в развитие компании средств.

    Руководители отделов продаж, инвесторы и собственники предприятий пользуются коэффициентом рентабельности продаж (ROS). Он показывает эффективность продаж основных товаров, а также помогает рассчитать процент себестоимости в продажах. Следует сказать: важен не объем проданных компанией товаров, а чистая прибыль, полученная с этих продаж.

    4. Деловая активность (нефинансовая эффективность).

    Эксперты пользуются коэффициентами оборачиваемости (коэффициентами деловой активности), чтобы судить об интенсивности применения активов или обязательств.

    Под коэффициентами оборачиваемости понимают относительные показатели деловой активности. Опираясь на них, аналитики делают вывод об эффективности распределения ресурсов предприятия. Среднее значение показателей рассчитывают как среднюю хронологическую за конкретный отрезок времени (по числу имеющихся данных).

    Для выражения коэффициентов используют разы, для длительности оборота — дни. Эти параметры очень важны для предприятия. В первую очередь скорость оборота средств влияет на сумму оборота в год. Кроме того, с величиной оборота и, соответственно, с оборачиваемостью связана относительная величина производственных издержек (обращения): чем выше скорость оборота, тем меньше издержек приходится на каждый. И, наконец, если оборот на том или ином этапе кругооборота ускоряется, то ускоряется оборот и на других ступенях. Экономическое состояние предприятия и степень его платежеспособности определяются скоростью превращения денег, вложенных в активы, в реальные средства.

    Генеральные, коммерческие, финансовые директора, руководители отделов продаж, финансовые и менеджеры по продажам пользуются коэффициентом оборачиваемости дебиторской задолженности. Отталкиваясь от него, судят о том, насколько эффективно компания сотрудничает с контрагентами.

    Коэффициентом оборачиваемости кредиторской задолженности прежде всего пользуются, чтобы выявлять варианты повышения ликвидности бизнеса. Его охотно применяют собственники и кредиторы компании. Он показывает, сколько раз в течение отчетного периода (обычно год, но возможен и месяц, квартал) компания погасила свои задолженности по кредитам.

    Коммерческие директора, руководители отдела продаж и менеджеры по продажам используют коэффициент оборачиваемости, устанавливая, насколько эффективно компания использует свои запасы.

    источник