Меню Рубрики

Как применить методы анализа на предприятии

Экономический анализ – это совокупность методов изучения научного исследования тех или иных явлений и процессов в экономике. Он используется для того, чтобы определить закономерности развития сектора экономики, и для оценки факторов, которые оказывают положительно и отрицательное влияние на эффектность экономических процессов. Основными инструментами экономического анализа являются аналитическое исследование и индексный метод.

Аналитическое исследование – это вид анализа, который применяется для того, чтобы определить причины, которые являются основой изучаемого явления. Индексный метод же используется для того, чтобы изучить явление, устанавливая факторы, которые оказывают влияние на это явление.

Существует большое количество признаков, по которым происходит классификация экономического анализа. Во-первых, отраслевой, по которому выделяют отраслевой и межотраслевой анализ. Во-вторых, пространственный признак, по которому анализ делится на межфирменный и внутрифирменный.

Третий признак – время. По нему анализ можно поделить на исторический и перспективный, которые, в свою очередь, делятся еще на несколько категорий. Исторически анализ делится на конечный и оперативный, а перспективный – на кратко-, средне- и долгосрочный.

Экономические методы являются одной из трех категорий методов, которые выделяются научным подходом. Они делятся на такие типы:

  • сравнение;
  • графический метод;
  • цепные подстановки;
  • арифметическая разница;
  • логарифмический метод.

Под методами экономического анализа следует понимать методы факторного анализа, которые по характеру взаимосвязей делятся на методы детерминированного и стохастического факторного анализа. Первая группа методов делится на 4 типа:

Другая категория методов также разделяется на несколько подвидов:

  • индексный метод;
  • долевое участие;
  • интегральный анализ;
  • цепные подстановки.

Этот вид анализа позволяет быстро и точно выявить связи между анализируемыми явлениями. Для определения индексного метода надо понять, что такое индекс. Под термином «индекс» следует понимать общий индикатор, который характеризует то, как изменяется уровень того или иного явления в течение времени. Он дает возможность сравнить текущее состояние с запланированной программой или прогнозом.

О важном значении индексного метода говорит то, что он используется для проведения анализа всех отраслей экономики. В последнее время очень важную роль начали играть индексы стоимости единицы продукции и доходов населения.

В экономическом исследовании индексный метод используется для того, чтобы разделить основные индикаторы. Индекс представляет собой относительную величину, которая используется для осуществления эффективного анализа экономической деятельности, чтобы дать характеристику элементам явления, которые нельзя суммировать.

По степени охвата элементов совокупности принято разделять индексы на две категории: индивидуальные и общие. В зависимости от того, что выступает объектом исследования, они разделяются на индексы качественных показателей и количественных.

Также они могут делиться на агрегатные и средние, которые рассчитываются на основе первых. Исходя из базы, по которой проходит сравнение, индексы делят тоже на два типа: цепные (когда база может изменяться) и базисные (база постоянная).

Принято различать две основные группы индексов: индивидуальные и общие. Первая группа занимается исследованием частного признака, который не связан с другими признаками. Рассчитываются они следующим образом:

Р – параметр, который сравнивается.

Общие индексы используются для анализа связи одного признака с другими. Формула имеет следующий вид:

Р1 и Р – анализируемые признаки;

К1 и К – весовые признаки.

Индексы в экономическом анализе применяются в тех ситуациях, когда необходимо провести исследование для достижения следующих целей:

  • оценка изменения явления или индикатора экономического характера относительно его уровня в предыдущем или базисном периоде;
  • оценка того, как влияют изменения структуры явления на его динамику.

Кроме того, может быть рассчитано влияние факторов индексным методов. Это касается тех факторов, от которых зависит результативный признак.

Если предприятие производит неоднородную продукцию, то при расчете следует использовать формулу общего индекса объема товаров.

Расчет с помощью индексного метода

В качестве индексируемого признака следует использовать объем изготавливаемой продукции, а весовым признаком будет выступать цена одной единицы товара. Под влиянием изменения цены и объема производства получается следующий результат:

  • И = 8250 / 6400 = 1,289 = 128,9%.

Далее необходимо определить индекс изменения объема произведенной продукции:

  • И = 7500 / 6400 = 1,172 = 117,2%.

Следующий шаг в анализе заключается в том, чтобы определить изменение цен на товары индексным методом. Формула выглядит следующим образом:

На основе примера можно увидеть, что объем выручки от реализации продукции увеличился на 17,2%, что в денежном выражении составило 1100 рублей. Цены же также увеличились, но на 10%, что составляет в деньгах 750 рублей.

Если суммировать влияние, оказанное обоими параметрами, можно получить общий индекс, который составит 1850 рублей. Такой подход к анализу позволяет сравнить результаты деятельности предприятия за несколько лет. Для этого надо определить темпы роста. В таком случае следует использовать два вида индексов: базисный и цепной. Первый сравнивает отчетный и базисный периоды, а второй – это отношение одного отчетного периода к предыдущему.

Если проводится анализ пятилетней деятельности предприятия, то при использовании базисного индекса надо рассчитать отношение пятого года к первому, а при использовании цепного индекса следует поочередно вычислить отношение второго периода к первому, третьего ко второму, четвертого к третьему и пятого к четвертому.

Индексы строятся на основе содержания объекта исследования, методики, которая применяется в ходе расчета первоначальных данных, и задач, которые должны быть решены во время анализа. Каждый индекс состоит из трех элементов:

  • базисный уровень;
  • отчетные уровень;
  • индикатор, который индексируется.

Индекс – это значение, которое рассчитывается при соотношении отчетного уровня к базисному, может выражаться как коэффициент или как процент. Если расчет происходит в форме процентов, то после запятой должен быть один знак (1,1%), а если в форме коэффициентов – три знака. (1,011).

Для того чтобы облегчить процесс построения индексов, принято использовать следующие символы:

  • 0 – базисный период;
  • 1 – отчетный период;
  • К – количество продукции, которая реализуется или изготовляется предприятием;
  • Ц – стоимость одной единицу товара.

В таблице ниже представлены данные, необходимы для расчета индивидуальных индексов количества продукции и цен.

Индивидуальные индексы используются для того, чтобы дать характеристику изменениям отдельно взятого явления.

Применения индексного метода в этом случае дает возможность увидеть то, как изменяется цена в отчетном периоде по сравнению с базисным. Абсолютное изменение цены магнитофонов рассчитывается следующим образом:

Таким образом, в отчетном периоде цена выросла на 600 рублей по сравнению с базисным. Что касается радиоприемников, их цена также увеличилась:

Индекс изменения цены рассчитывается как отношение стоимости товара в отчетном периоде к его базисной цене. По магнитофонам этот показатель будет равен 6,6 / 6 = 1,1 (110%), а по радиоприемниках – 3,6 / 4 = 0,9 (90%).

Данный параметр позволяет рассчитать, насколько в отчетном периоде увеличился или уменьшился объем реализованной компанией продукции по сравнению с базисным.

По магнитофонам индивидуальный индекс будет составлять 720 / 800 = 0,9 (90%), а по радиоприемниках – 500 / 400 = 125 (125%). Другими словами, в отчетном периоде предприятие смогло реализовать на 10% меньше магнитофонов, чем в базисном, что в натуральном выражении составляет 80 штук; и на 25 % больше радиоприемников, что в абсолютном исчислении равно 100 штукам.

Эта группа индексов применяется для того, чтобы проанализировать и дать характеристику явлению, состоящему из множества неоднородных элементов, которые не представляется возможным суммировать.

К примеру, если предприятие реализует 10 видов продукции, стоимость каждого вида можно суммировать. Однако невозможно суммировать стоимость с количеством товара. Для того чтобы найти, как изменение одного фактора влияет на поведение другого, используются общие индексы. Общая стоимость товаров может меняться в том случае, когда вырастают или снижаются два параметра: цена и количество продукции. Агрегатные индексы позволяют проанализировать и вычислить определение одного отдельно взятого фактора, не принимая во внимание поведение второго.

Используя предыдущую таблицу, можно рассчитать общий индекс цен: 6552 / 6320 = 1,037 и 6552 – 6320 = 232 млн рублей. Расчет показывает, что при увеличении цен на 3,7% общий размер товарооборота вырасти на 232 миллиона рублей.

Также этот вид стратегии индексов можно применить и для того, чтобы рассчитать, как измениться общий объем полученной выручки под влиянием количества изготавливаемых товаров: 6320 / 6400 = 0,9875 и 6320 – 6400 = -80 млн рублей. На основе полученных в ходе расчета данных можно сделать вывод, что предприятие может заработать на 80 миллионов рублей меньше дохода, если будет производить на 1,25% меньше продукции.

Стратегия индексов широко используется во время планирования деятельности предприятия. Цель любой фирмы по определению заключается в том, чтобы получать прибыль, и каждая компания пытается заработать как можно больше. На начальных этапах развития фирмы руководство пытается найти наиболее подходящее соотношение цены и объемов производства, чтобы получить как можно больше прибыли. В этом им помогает индексный метод, благодаря которому руководитель или ответственное лицо может рассчитать, как повлияет изменений количества произведенной продукции и стоимость единицы товара на общую выручку.

Помимо изменения размера дохода под влиянием изменений цены и объема производства, индексный метод дает возможность рассчитать, как поменяется время производства и увеличение/уменьшение объема изготавливаемой продукции; как изменять время производства при изменении трудоемкости.

Под термином «факторный анализ» следует понимать метод, который используется для того, чтобы изучать связь между существующими переменными. В основе анализа лежит теория, что известные переменные зависят от случайной ошибки и неизвестных переменных.

Изначально данный вид анализа был применен в психологии, однако со временем его стали использовать и в других областях, в том числе и в экономике. Такая популярность факторного анализа вызвана тем, что он позволяет точно и обширно охарактеризовать тот или иной объект. Принято выделять две цели анализа:

  • поиск связей между переменными;
  • максимально возможное сокращение количества переменных во время характеристики объекта.

В ходе анализа переменные, между которыми существует взаимосвязь, объединяются в один фактор, формируя определенную структуру. Это дает возможность выявить скрытые факторы и принять их во внимание во время проведения анализа объекта.

Факторный анализ делятся на две категории: подтверждающий и разведочный. Первый вид используется для того, чтобы проверить теории о количестве скрытых переменных, которые называются фактором, и корреляции между переменными и фактором.

Для того чтобы факторный анализ выполнялся наиболее эффективно, необходимо выполнение следующих условий:

  • однородность выборки;
  • количество переменных меньше, чем количество наблюдений в два раза или более;
  • симметричное распределение переменных.

На практике принято выделять четыре метода факторного анализа:

  • корреляционный анализ;
  • методы главных компонент;
  • индексный метод;
  • метода максимального правдоподобия.

Индексный метод в факторном анализе основан на способе исключения. Он базируется на относительных показателях. Индексный метод применяется для того, чтобы определить, насколько выполнен план, а также чтобы увидеть динамику анализируемого показателя. Этот прием позволяет определить фактическое значение того или иного индикатора в одном периоде по сравнению с его же уровнем в базисном периоде.

Индексный метод факторного анализа дает возможность рассчитать то, какое влияние имеет тот или иной фактор. Этот способ применяется в тех случаях, когда необходимо провести анализ определенного явления при существовании двух факторов. Важным является то, чтобы этими двумя факторами были качественный и количественный. Умножив значение обоих факторов, можно получить показатель, который следует проанализировать. Недостатком метода является то, что он не может быть применен в тех случаях, когда на явление влияет больше двух факторов.

Расчет индекса цены дает возможность определить то, как повлияло изменение цены единицы продукции на общую стоимость товаров предприятия. Разница между числителем и знаменателем отображает то, насколько в денежном исчислении выросла или упала общая стоимость товара компании. Сам индекс, уменьшенный на 100%, указывает на то, как в процентном соотношении поменялась стоимость продукции при изменении объемов производства.

Индекс стоимости товаров отражает то, во сколько раз может вырасти или снизиться стоимость всей продукции предприятия при разной цене реализации. Разница между числителем и знаменателем показывает то, как поменялась стоимость всей продукции фирмы в отчетном периоде по сравнению с базисным. Индекс рассчитывается для того, чтобы увидеть темпы изменения стоимости в текущем отчетном периоде по сравнению с базисным. Значение параметра за минусом 100% отображает, как в процентном исчислении поменялась стоимость в отчетном периоде.

Индекс себестоимости рассчитывается для того, чтобы определить темпы увеличения или уменьшения общих затрат на изготовление и реализацию товаров под воздействием изменения размера себестоимости. Рассчитанный индекс показывает во сколько раз выросли или уменьшились затраты. Разница между отчетным и базисным периодом отображает, как в денежном исчислении изменилась величина издержек в отчетном периоде по сравнению с базисным.

источник

Различают несколько методических подходов к проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, основанных на структурировании, выявлении главного звена, установлении причинно-следственных связей и взаимозависимостей, обобщении (синтезе) полученных результатов. Методика проведения анализа финaнcoвo-xoзяйcтвeннoй деятельности предприятия включает совокупность конкретных методов (приемов), способов выполнения технико-экономического анализа. Основные методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия отражены в табл. 2.1.

Название методов Содержание методов
Неформализованные методы Логическое, субъективное исследование
Экспертный Оценка ситуации, высококлассными специалистами
Морфологический Систематизация наборов альтернативных решений по возможным сочетаниям вариантов и выбор сначала приемлемых, а затем наиболее эффективных вариантов
Рейтинговый Систематизация, ранжирование и определение наилучших результатов по ряду показателей
Фактографический Анализ зафиксированных фактов в СМИ, научных работах и т. п.
Мониторинг Детальный, систематический анализ изменений
Логическое моделирование Построение сценариев, систем показателей, аналитических таблиц
Фундаментальный Изучение основных тенденций и определение основных направлений динамики
Технический Отражение желаемых сглаженных ожиданий
Формализованные методы Строгие формализованные аналитические зависимости
Факторный Выявление, классификация и оценка степени влияния отдельных факторов
Конъюнктурный Установление текущего состояния с позиций соотношения спроса и предложения
Математический Цепные подстановки, арифметическая разница, процентные числа, дифференциальный, логарифмический, интегральный анализ, расчет простых и сложных процентов, дисконтирование
Статистический Корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный, экстраполяционный, ковариационный анализ; методы главных компонент, средних и относительных величин, группировки; графический и индексный методы обработки рядов динамики
Методы исследования операций и принятия решений Использование теорий графов, игр, массового обслуживания; построение деревьев целей и ресурсов, байесовский анализ, сетевое планирование
Эконометрические Матричный, гармонический, спектральный анализ, производственные функции, межотраслевой баланс
Экономико-математическое моделирование и оптимальное программирование Дескриптивные (описательные), предикативные (предсказательные, прогностические) и нормативные модели; системный анализ, машинная имитация; линейное, нелинейное, динамическое, выпуклое программирование

Рассмотрим отдельные методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия подробнее. Экспертный метод (экспертные оценки) применяется в случаях, когда решение поставленной задачи параметрическими методами невозможно.

1) процедура выявления проблем для экспертной оценки и их структуризация;

2) выбор методики и формы опроса экспертов, разработка анкет, таблиц вопросов;

3) определение структуры и численности экспертной группы, подбор экспертов из числа высококлассных специалистов, имеющих большой опыт в соответствующей сфере деятельности;

4) заполнение экспертами таблиц опроса, анкет в произвольной или четко определенной форме;

5) статистическая обработка заполненных и закодированных анкет, таблиц опроса. Варианты ответов в списке нумеруются в порядке очередности. Упорядоченный перечень вариантов ответов вводится для обработки в компьютер для последующей структуризации методом логического моделирования. Полученные в результате обработки информации графические материалы в виде распечаток с ЭВМ и тексты позволяют наглядно представить логическую и содержательную взаимосвязь анализируемых вопросов. Эта взаимосвязь чаще всего подчиняется диалектике отношений причинно-следственного характера, которые дают представление о процессах изменения;

6) оценка надежности полученных результатов;

7) итоговая оценка состояния объекта на основе мнения экспертов.

Экспертный анализ имеет много разновидностей. Например, метод мозгового штурма основан на включении экспертов в активный творческий процесс. Задача решается путем интенсификации процесса генерирования идей и повышения «концентрации» оригинальных идей в общем их числе. Как правило, экспертный опрос проводится среди сотрудников, специалистов, руководителей. Однако большое значение может иметь информация, полученная из внешних по отношению к данному предприятию источников (конкуренты, смежники, поставщики и потребители и т. п.). Экспертные оценки широко применяются в практике технико-экономического анализа, поскольку они позволяют получить сравнительно надежную, а иногда и единственно возможную информацию. При использовании экспертного метода фактически реализуются подходы логического моделирования. Этот метод основан на экспертных оценках и применении ЭВМ.

Морфологический метод относится к перспективным методам, широко использующимся на практике. Он позволяет систематизировать полученный набор альтернативных решений по всем возможным сочетаниям вариантов и выбирать из них сначала приемлемые, а затем наиболее эффективные по экономическим критериям. Последовательность поиска наилучшего решения состоит в следующем: задается точная формулировка задачи; определяются отдельные стадии (этапы) работы; составляется перечень возможных методов и средств выполнения каждого этапа; делаются записи этапов и возможных путей их реализации в виде матричной модели так называемого «морфологического ящика»; последовательной цепочкой соединяются элементы «морфологического ящика» канализируются полученные варианты достижения конечной цели сточки зрения возможности и экономической целесообразности.

Рейтинговый метод основан на сравнении между собой и расположении в определенном порядке (ранжировании) отдельных показателей оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Он предполагает составление рейтингов (ранжированных по определенным признакам рядов) показателей.

Фактографический метод основан на изучении всех опубликованных, зафиксированных фактов, характеризующих финансово-хозяйственное состояние предприятия.

Мониторинг является постоянным, систематизированным, детальным текущим наблюдением за финансово-хозяйственным состоянием предприятия.

Алгоритм организации мониторинга следующий:

• экспертное начальное структурирование;

• определение цели мониторинга;

• выбор постоянных показателей (индикаторов);

• предварительная формализация аналитических материалов;

• иерархическое упорядочение, фильтрация и обработка информации, графическая визуализация данных;

• выявление закономерностей и устойчивых тенденций.

Логическое моделирование используется, как правило, для качественного описания финансово-хозяйственного развития предприятия. Оно основано на использовании таких способов, как аналогия, экстраполяция, экспертная оценка возможного или желаемого состояния объекта моделирования. Основой логического моделирования является модернизация или поддержание на требуемом уровне технико-экономического состояния предприятия. Разновидностью логического моделирования является имитационное моделирование, которое используется главным образом для поиска решений в диалоговом режиме на ЭВМ. При этом на базе экономико-математических моделей задаются различные начальные и граничные условия и проигрываются соответствующие варианты с целью получения желаемого результата.

Целью фундаментального анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является определение внутренней стоимости его имущественного комплекса как общего результата технико-экономической деятельности. Фундаментальный анализ основан на следующем принципе: любой фактор имеет определенное значение, которое оказывает конкретное влияние на конечный результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Фундаментальный анализ осуществляется с применением экономико-математических моделей.

Технический анализ имеет своей целью выполнение детального, всестороннего анализа динамики отдельных параметров, показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Его часто называют чартизмом (от англ. chart – график), поскольку он основан на построении диаграмм и графиков, изучении показателей и факторов, их определяющих.

Факторный анализ основан на многомерном статистическом исследовании ряда факторов, имеющих как отрицательное, так и положительное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Цель этого метода состоит в выявлении генеральных, главных факторов, определяющих основные результаты финансово-хозяйственной деятельности анализируемого предприятия. Различают постоянные и переменные факторы. К постоянным факторам относятся, например, необходимые по технологии затраты сырья, материалов, электроэнергии на выпуск определенного вида продукции (выполнение работ, оказание услуг). Переменными факторами могут быть затраты на заработную плату, оплату вспомогательных затрат на производство.

Конъюнктурный анализ предполагает исследование конъюнктуры рынка, т. е. текущего состояния спроса и предложения продукции (работ, услуг) анализируемого предприятия. Он отражает экономическую и производственную состоятельность данного предприятия, эффективность его финансово-хозяйственной деятельности.

Математический анализ предполагает использование математических приемов и способов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Наиболее часто при этом используются вычисления арифметической разницы (отклонений) и процентных чисел (простых и сложных процентов); применяются цепные подстановки.

В рамках математического анализа используются:

дифференциальный анализ (основан на поиске функциональной зависимости в уравнениях, производных разных порядков от функций и независимых переменных);

логарифмический анализ (его цель – нахождение степенной зависимости различных показателей);

интегральный анализ (с учетом обратных связей, позволяющих циклически проводить перерасчет отдельных показателей (параметров), а остальные параметры переводить в сбалансированное состояние после выбора соответствующего варианта расчета);

кластерный анализ (основан на таксономии, т. е. классификации зависимостей и определении связей совокупностей социально-экономических показателей (параметров) по заданной матрице коэффициентов корреляции между ними; автоматической классификации процессов, описанных по многим априорно равным признакам).

Особое значение в настоящее время имеет повсеместно применяющееся дисконтирование (операция, имеющая целью учесть неравноценность затрат и результатов, относящихся к разным периодам времени).

Статистический анализ, являющийся основой диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия, включает:

анализ средних и относительных величин, который используется для определения средних значений показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, и расчета относительных величин – коэффициентов, отражающих соотношения между различными показателями;

• группировку, т. е. объединение в группы отдельных показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Объединение в группы осуществляется по признакам, которые могут быть факторными и результативными;

• графический анализ, который позволяет графически отобразить изменения результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия во времени;

• индексный метод обработки рядов динамики, который используется для определения изменения во времени соотношений различных показателей, характеризующих уровень финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

корреляционный анализ, который позволяет через количественную оценку связи между двумя или несколькими взаимодействующими явлениями определить вид и тесноту зависимости;

регрессионный анализ, который устанавливает изменение результативности признака (показателей результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия) под влиянием одного или нескольких факторов. Функции, отображающие связь между признаками, называются уравнениями парной или множественной регрессии (в зависимости от числа анализируемых признаков);

• дисперсионный анализ, который отличается от корреляционного и регрессионного тем, что изучение влияния факторов на результативный признак осуществляется по значениям дисперсионных факторов, характеризующих их абсолютные изменения (колеблемость,или вариацию). Относительная колеблемость (ко-вариация) показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, исследуется в ковариационном анализе;

экстраполяционннный анализ, который основан на характеристике изменения состояния системы в прошлом и экстраполяции (продлении) полученного результата на будущее. Он включает следующие этапы: первичную обработку и преобразование исходного ряда; выбор типа эмпирических функций; определение параметров эмпирических функций; экстраполяцию; оценку точности анализа;

метод главных компонент, который используется для сравнительного анализа составных частей (параметров) анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Главные компоненты являются основными характеристиками линейных комбинаций составных частей (параметров) с наибольшими значениями дисперсии, т. е. с наибольшими абсолютными отклонениями от средних величин.

1) теорию графов, которая используется в анализе и диагностике финансово-хозяйственной деятельности предприятия как основа графического моделирования. Схемы, диаграммы, структуры являются графами;

2) теорию игр, которая является одним из подходов к оптимизации вариантов финансово-хозяйственной деятельности предприятия и основана на выборе оптимальных решений в условиях рыночной конкуренции и неопределенности. Как правило, проигрывая различные ситуации, выбирают стратегию действия, которая обеспечивает наилучшие результаты;

3) теорию массового обслуживания, в соответствии с которой финансово-хозяйственная деятельность предприятия рассматривается как процесс обслуживания отдельных подразделений предприятия, различных технологических процессов. Производство (выполнение работ, оказание услуг) определяетсякак система выполнения определенных требований на обслуживание. Реализацию требований осуществляют различные каналы обслуживания. Например, цех пресс-форм обслуживает потребности сталелитейного производства. Сталелитейное производство обслуживает потребности машиностроительного производства и т. д.;

4) построение деревьев целей и ресурсов, которое осуществляется в рамках системного подхода к анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Выбор целей оказывает весьма существенное влияние на деятельность предприятия. На основе поставленных целей и с учетом имеющихся возможностей вырабатываются способы их достижения, подбираются методы управления, производятся различные изменения в организационной структуре управления, осуществляется подбор кадров, используется определенная техника управления.

5) бейесовский (бейсовский) анализ, который используется в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия для постоянного пересмотра, корректировки стратегии его развития в зависимости от новой информации;

6) сетевое планирование. Это широко распространенный метод, основанный на использовании сетевых графиков. Сетевой график (рис. 2.1.) представляет собой цепь работ и событий, отражая их технологическую последовательность и связь.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Метод – это подход к изучению реальной действительности, способы исследования природы и общества. Методы позволяют вскрыть причинно следственные взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными показателями; установить конкретные факторы, оказывающие влияние на те или иные показатели; наиболее точно измерить степень влияния каждого фактора; выявить имеющиеся резервы, использование которых повышает уровень эффективности деятельности предприятий.

Под методом экономического анализа понимается способ изучения и подхода к производственной деятельности предприятия. Наиболее часто применяемые приемы.

Применение тех или иных методов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов.

Чем глубже аналитик проникает в сущность изучаемых явлений, тем более точные методы исследования ему требуются. Эвристические методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов, теории игр, методов линейного и выпуклого программирования, теории массового обслуживания, а также математических методов в экономическом исследовании, что делает анализ более глубоким и точным.

Среди основных методов комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности можно выделить следующие:

Сравнение – важнейший метод анализа, позволяющий оценить ход и результаты деятельности предприятия. Применение метода сравнения является первым этапом всякого аналитического исследования. В процессе анализа фактические результаты деятельности предприятия в анализируемом периоде сравниваются с аналогичными показателями по различным направлениям.

Сравнение занимает существенное место в методических приемах экономического анализа. Этот прием можно подразделить по следующим признакам:

1) сравнение фактических значений показателей с плановыми показателями (выявляются положительные и отрицательные влияния, резервы повышения эффективности производства);

2) сравнение фактических показателей анализируемого периода с соответствующими показателями предшествующих периодов дает возможность оценить темпы, направления развития данных показателей и тенденции развития;

3) сравнение показателей анализируемого предприятия с аналогичными показателями однородных по выпуску предприятий;

4) сравнение со среднеотраслевыми показателями показывает место анализируемого предприятия в отрасли (передовое, среднее, отстающее);

5) сравнение с плановыми и фактическими показателями передового предприятия отрасли;

6) международное сравнение: в данном случае производится сравнение технических показателей, т. к. многое экономические показатели в России рассчитываются по другим методикам.

Необходимыми условиями для сравнения являются:

– соблюдение качественно однородных сравниваемых показателей;

– применение единых измерителей продукции;

– единство методики расчетов;

– одинаковые географические условия;

– одинаковое количество рабочих дней, периодов сравниваемых предприятий.

Сравниваться могут как абсолютные, так и относительные величины.

Сравнение дает возможность выявить резервы повышения эффективности хозяйствования, узких мест в работе, способствует обмену опытом и распространению наиболее прогрессивной организации управления производством.

В процессе применения метода сравнения определяются следующие показатели:

а) абсолютный прирост показателя

б) относительный прирост показателя:

г) абсолютное значение одного процента прироста показателя:

При изучении массовых явлений в экономике, возникает необходимость в средних показателях. Средняя величина определяет типичное свойство изучаемой совокупности (средняя заработная плата рабочих, средняя загрузка оборудования, средний возраст оборудования, среднегодовая численность персонала и т. п.).

Обязательное условие применения данного приема – качественная однородность изучаемого явления. Как обобщающая величина, средняя выявляет наиболее существенную особенность данной изучаемой совокупности. Отражает сущность происходящего в производственно-хозяйственной деятельности.

Различают следующие специальные величины.

1. Среднеарифметическая (средняя заработная плата, выпуск продукции)

2. Среднегеометрическая (при расчетах средних темпов прироста).

3. Среднегармоническая (ср. прирост рождаемости, смертности).

Метод группировки характеризует общую тенденцию развития, дает возможность выявить взаимосвязь между явлениями. Анализ группировки служит для раскрытия содержания средних величин и выявления влияния отдельных объектов исследования на среднее.

Прием группировок заключается в выделении среди исследуемых предприятий однородных групп по каким-либо существенным признакам.

Если группировка осуществляется по одному признаку, то она называется простой, если по нескольким – комбинированной.

Структурные группировки используются при изучении состава самих предприятий (по производственной мощности, уровню механизации, производительности труда и т. п.), а также структуры выпускаемой ими продукции по виду и заданному ассортименту.

Аналитические группировки предназначены для выявления взаимосвязи и взаимодействия между изучаемыми явлениями, объектами, показателями.

Метод группировки используется для выявления скрытых резервов и возможностей предприятия.

1. Зависимость заработной платы от стажа работы, возраста, образования, квалификации, вредности и т. д.

2. Связь между уровнем заработной платы и выработкой. Выработка зависит от количества оборудования, вида материала, технологии производства, возраста оборудования, автоматизации.

3. Связь между уровнем выработки и фондоотдачей, и фондовооруженностью.

В ходе группировки большое значение придается однородности рассматриваемых совокупностей. Например, группировка по объему работ.

1. Структурные группировки, которые позволяют изучить:

– структуру процессов на предприятии;

– структуру поступающего оборудования;

– структуру затрат на выполнение плана;

2.Факторные: установление связей между явлениями, оказавшими влияние на интересующий показатель.

Например, зависимость производительности труда от количества оборудования, автоматизации технического процесса, уровня оснащенности инструментом и т. д.

Позволяет изучить предметы и явления, расчленения их на составные части. Технико-экономические показатели детализируются.

3. По отдельным составным частям.

По времени: рассчитывается по кварталам, по месяцам, по суткам, по сменам, по часам. Детализацию по времени применяют при анализе суточной производительности в межремонтный период работы технических установок, а также выхода продукции, использования рабочего времени и т. д.

По месту совершения: применяют для определения показателей, влияющих на итог выпуска продукции.

Например, предприятие допустило перерасход электроэнергии, необходимо установить, в каком из звеньев допущен перерасход электроэнергии.

По отдельным составным частям: позволяет установить роль отдельных составных частей, их структуру и влияние на конечный продукт, позволяет определить, где может быть достигнут наибольший экономический эффект и использовать этот эффект в дальнейшем.

Например, производительность труда повысилась на 20 %, необходимо определить причины такого роста. По логике, рост производительности труда произошел по 2-м направлениям:

1. повышение технического уровня;

Повышение технического уровня – это 12 %, в т. ч. услуги технологии 4 %, автоматизация – 5 %, механизация – 3 %.

Услуги организации производства – 6 %, в т. ч. рост численности рабочих – 2 %, совершенствование управления – 4 %, повышение квалификации – 2 %.

Вывод: видно, что наибольший рост производительности труда достигнут

за счет автоматизации производства – 5 %, улучшения технологий – 4 %. Следовательно, на эти направления следует обращать особое внимание администрации предприятия (менеджеров).

Балансовый метод имеет универсальное значение, т. к. этому методу принадлежит ведущее место не только в бухгалтерском учете, но и в экономическом анализе. На промышленном предприятии с помощью балансового метода изучается использование рабочего времени, производственные мощности, проводится анализ движения сырья, материалов, полуфабрикатов в производстве, а также анализ финансового состояния.

Балансовый прием – это метод, с помощью которого устанавливается взаимосвязь между количественными показателями хозяйственной деятельности предприятия для выявления и измерения их взаимного влияния, а также для подсчета резервов, повышения резервов эффективности производства. При применении балансового приема связь между показателями выражается в виде равенства двух итогов, которые получаются в результате различных сопоставлений. Балансовый прием может быть основан на данных одной или нескольких счетных таблиц (форма бухгалтерской или статистической отчетности).

Например, баланс товарной продукции. Остатки нереализованной продукции на конец года рассчитываются путем вычета из суммы остатков нереализованной продукции на начало года и объемом выпуска товарной продукции объема реализованной продукции в текущем периоде.

Баланс является главным документом при отчете работы по балансовой схеме построения ряда отчетов, например, таблицы, характеризующие отчет и движение уставного фонда, основных средств, амортизационных отчислений, материальных и трудовых ресурсов, прибыли и убытков.

Схема балансового расчета – это наличие на начало плюс поступления в течение отчетного периода минус реализация или списание основных средств равно наличие на конец года. С помощью балансового метода можно проследить связь отчетных данных (например, стройки) с проектами (сметными) показателями.

Для более наглядного представления результатов анализа рекомендуется представить их в графической форме. Для этого используются круговые и векторные диаграммы. Круговая диаграмма позволяет ответить на вопрос: какова доля влияния отдельных факторов на показатель? Ответ на такой вопрос может быть получен только в случае, когда действия всех факторов однонаправлены, то есть все факторы одновременно или увеличивают, или уменьшают показатель. Влияние каждого из них изображается в виде сектора круга. Сумма всех секторов (площадь круга) – совместное влияние изменения всех факторов на изменение показателя. Доля площади сектора в площади круга характеризует удельный вес влияния изменения соответствующего фактора на изменения показателя.

Однако, в случае разнонаправленного влияния факторов на динамику показателя решить задачу способом, указанным выше, нельзя. Не удается определить процентное участие динамики фактора в динамике показателя. Невозможно построить и круговую диаграмму.

Наиболее удачным способом графического изображения влияния динамики факторов на динамику показателя в общем случае является векторная диаграмма.

Она строится на плоскости ОХ ОY. На оси ОХ откладываются отрезки (произвольной длины) для каждого фактора и результативного показателя. На оси ОY указывается масштаб изменения и показателя.

Величина измерения результативного показателя под воздействием изменения конкретного фактора указывается в виде вектора. Длина вектора равна величине изменения результативного показателя. Направление – вверх, если изменение положительно, или вниз, если изменение отрицательно.

Построение диаграммы может начинаться с изображения влияния любого фактора.

Индекс – это относительный показатель, который характеризует изменения во времени и пространстве совокупностей явлений, непосредственно несоизмеримых. Индекс представляет собой относительную величину, получаемую в результате сравнения сложных совокупностей и отдельных их единиц по одному признаку. Результат индексного отношения может выражаться в виде коэффициента или в процентах. В общем виде формулу расчета индекса можно представить как

где У1, У0 – текущее и базисное значения показателя У.

В качестве базы обычно выступает:

1. уровень другого предприятия;

2. уровень другого периода (динамический индекс);

3. нормативный уровень (индекс выполнения плана или норм).

Если показатель У является произведением нескольких факторов:

У = х1 ´ х2 ….´ хп, то индекс этого показателя будет определяться отношением:

Jу = У1/У0 = (х11´ х12´…´ х1п) / (х01 ´ х02 ´…´ х0п) = (х11/х01) ´…´ (х1п / х0п) = Iх1´…´ Iхп,

где х1i, х0i (i =1, п) – текущее и базисное значения фактора i,

Iхi – индекс фактора i (субиндекс):

Субиндекс характеризует влияние динамики фактора хi на динамику показателя У.

С помощью индексов можно сравнить данные в динамике, например, посчитать цену сопоставимых товаров за ряд лет или определить темпы роста продукции. Сравнить масштабы и уровень экономических процессов, протекающих в различных районах (территориальные индексы).

Часто показатели в формуле индекса имеют более сложную структуру, например,

Такой индекс нельзя представить в виде приведения субиндексов так, как это было сделано ранее. В этом случае поступают следующим образом: в формулу индекса вводят дополнительный элемент (делают подстановку) Σа0Х1, а затем производят перегруппировку элементов. В результате получаем:

Iв=Σa1X1 / Σa0X0=(Σa1X1 / Σa0X1) ´ ( Σa0X1 / Σa0X0)=Ia´Ix.

Субиндекс Ia = (Σa1X1 / Σa1\0X1) характеризует влияние фактора а.

Субиндекс Ix = (Σa0X1 / Σa0X0) характеризует влияние фактора Х.

Если в формулу индекса ввести новую подстановку, например, Σa1X0,, тотиндекс Ів может быть представлен в несколько ином виде:

Ів = (Σa1X1 / Σa1X0) ´ (Σa1X0 / Σa0X0).

Возникает вопрос, какой из этих вариантов правильно отражает влияние факторов?

Объективного ответа на этот вопрос нет. Применяется следующий подход: если экономический показатель является произведением качественного и количественного факторов, то:

а) при определении влияния количественного фактора качественный фактор фиксируется на базисном уровне;

б) при определении влияния качественного фактора количественный фактор фиксируется на новом уровне.

Если показатель является функцией двух факторов, то качественным считается тот, который является характеристикой единицы совокупности, а количественным тот, который является характеристикой всей совокупности.

Дата добавления: 2014-11-16 ; Просмотров: 9152 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Классификация основных методов и приемов анализа и область их применения приведены в табл. 7.1.

Рассмотрим сущность методов анализа.

Метод сравнения позволяет оценить работу фирмы, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы.

Основные виды сравнений, применяемые при анализе:

• отчетные показатели с плановыми показателями;

• плановые показатели с показателями предшествующего периода;

• отчетные показатели с показателями предшествующих периодов;

• показатели работы за каждый день;

• сравнения со среднеотраслевыми данными;

• показатели качества продукции данного предприятия с показателями аналогичных предприятий-конкурентов и др.

Сравнение показателей требует обеспечения их сопоставимости (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностях и территориальных различий, географических условий и т.д.).

Индексный метод применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, определения динамики явлений и процессов.

Индексный метод позволяет провести разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя, в последнем случае число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение.

Балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, о также подсчета резервов повышения эффективности производство. При применении балансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате разных сопоставлений.

Метод цепных подстановок заключается в получении ряда корректированных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов-сомножителей фактическими.

Сравнение значений двух соседних показателей в цепи подстановок позволяет исчислить влияние на обобщающий показатель того фактора, базисное значение которого заменяется на фактическое.

Метод элиминирования позволяет выделить действие одного фактора на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности, исключает действие других факторов.

Графический метод является средством иллюстрации хозяйственных процессов и исчисления ряда показателей и оформления результатов анализа.

Графическое изображение экономических показателей различают по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и контрольно-плановые графики), а также по способу построения (линейные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.).

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) — это метод системного исследования по назначению объекта (изделия, процессы, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта.

Особенность ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять проектируемый объект в конкретных условиях, либо в необходимости функций существующего объекта.

Экономико-математические методы анализа (ЭММ) применяются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.

Примерный перечень задач экономического анализа, для решения которых могут быть использованы ЭММ:

> оценка разработанного с помощью ЭММ плана производства продукции;

> оптимизация хозяйственной программы, распределения ее по цехам и оборудованию и количеству продукции (работ);

> оптимизация распределения хозяйственных ресурсов, раскроя материала, определения напряженности норм;

> оптимизация уровня унификации составляющих частей изделия и средств технологического оснащения;

> установление оптимальных размеров предприятия, цеха, участка и т.п.;

> определение оптимального ассортимента изделий;

> определение наиболее рациональных маршрутов внутризаводского транспорта, размещение складов;

> определение границ целесообразности проведения капитального ремонта, рациональных сроков эксплуатации оборудования и замена его новым;

> установление и сравнительный анализ экономической эффективности использования единицы ресурса каждого вида с точки зрения оптимального варианта решения;

> определение внутрихозяйственных потерь в связи с возможным оптимальным решением.

Наиболее важные методы анализа рассматриваются в данной теме.

Далее рассмотрим приемы анализа.

Прием сводки и группировки. Сводка предполагает подведение общего результата действия разных факторов на обобщающий показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Группировка заключается в выделении среди изучаемых явлений характерных групп по тем или иным признакам. Сгруппированные данные оформляются в виде таблиц, представляющих форму рационального изложения цифровых характеристик, изучаемых явлений и процессов.

Прием абсолютных и относительных величин. Абсолютные величины характеризуют размеры (величины, объемы) экономических явлений. Относительные величины характеризуют уровень выполнения плановых заданий, соблюдение норм, темпы роста и прироста, структуру, удельный вес или показатели интенсивности.

Прием средних величин используется для обобщающей характеристики массовых, качественно однородных, экономических явлений. Выражает собой отличительную особенность данной совокупности явлений, устанавливает ее наиболее типичные черты.

В экономическом анализе в зависимости от конкретной цели используются различные виды средних величин: средние арифметические, средние геометрические, простые, средневзвешенные.

Прием динамических рядов предполагает характеристику изменений показателей во времени, показ последовательных значений показателей, вскрытие закономерностей и тенденций развития. Различают ряды моментные — для характеристики изучаемого объекта в разные моменты времени и периодические — за определенный период.

Прием сплошных и выборочных наблюдений. Сплошные наблюдения предполагают изучение всей совокупности явлений, характеризующих какую-либо одну сторону производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Выборочные наблюдения предполагают изучение хозяйственной деятельности предприятия на основе типовых представителей всей совокупности явлений, процессов. По данным выборочных наблюдений на основе методов теории вероятностей определяется возможность распространения выводов на всю генеральную совокупность изучаемых явлений.

Прием детализации и обобщения. Детализация проводится разложением обобщающего (конечного) показателя на частные. Расчленяя и детализируя сложные показатели по отдельным составным частям и факторам, определяют влияние каждого из них на эти показатели.

Обобщения раскрывают связь между частями целого (объекта, явления, процесса), итогами деятельности и отдельных подразделений и определяют степень их влияния на общие результаты.

Приведем примеры анализа управленческого решения.

Требуется определить темп прироста объема продаж фирмы в 1998 г. и направления расширения рынка по следующим данным:

• объем продаж в 1997 г. товара «А» на рынке 1 составлял 450 тыс. у. е.;

• то же на рынке 2 — 130 тыс. у. е.;

• объем продаж в 1997 г. товара «Б» на рынке 1 составлял 1240 тыс. у. е.;

• то же на рынке 3 — 3150 тыс. у. е.;

• на основе сегментации рынка установлено, что темп прироста объема продаж товара «А » на 1998 г. на рынке 1 составит 5,0%;

• темп прироста объема продаж на 1998 г. товара «Б » на рынке 1 составит 2,5%;

Поскольку объемы рынков по товарам разные, для определения темпа прироста объема продаж товаров фирмы в 1998 г. определим искомую величину как средневзвешенную

Рассчитанный же без учета объема продаж, как средняя арифметическая величина, темп прироста объема продаж составит 6,0%, что искажает реальную картину.

Анализ приведенной ситуации показывает, что для увеличения объема продаж фирмы рекомендуются дополнительные маркетинговые исследования с целью расширения, прежде всего, наиболее эффективного сегмента — товара «Б » на рынке 3. Этого можно достигнуть пересмотром стратегии повышения качества товаров, ресурсосбережения и снижения цен, активизацией рекламной деятельности фирмы.

Фирма стала терять свои конкурентные преимущества на рынке, вследствие чего стал снижаться уровень конкурентоспособности выпускаемого товара. Для получения необходимой прибыли фирма может выбрать одну из трех основных стратегий: 1) повышение качества выпускаемого товара, т.е. переход на новую, более прогрессивную модель; 2) снижение цены на товар путем совершенствования организации производства, технологии, системы менеджмента; 3) освоение нового рынка сбыта товара. Фирма не располагает отработанной конструкторско-технологической документацией на более прогрессивную модель товара, маркетологи не подготовили новый рынок. Технологи и менеджеры имеют согласованные предложения по совершенствованию технологии, организации производства и системы менеджмента. Значит, принимаем вторую стратегию — стратегию снижения цены товаров.

Для реализации стратегии снижения цены имеем следующее:

1) уравнение регрессии для факторного анализа себестоимости товара (С)

где М — норма расхода материалов на производство товара, кг;

Т — полная трудоемкость изготовления товара, нормо-ч;

kпp — средневзвешенный коэффициент пропорциональности основных производственных процессов изготовления товара, доли единицы (оптимальное значение равно 1,0);

kс — коэффициент стабильности кадров на фирме, доли единицы (kc optim = 0,90. 0,95);

2) годовая программа выпуска товаров — 1500 шт.;

3) реализация организационно-технических мероприятий по совершенствованию технологии, организации производства и системы менеджмента фирмы позволит:

• снизить норму расхода материалов на 4,5%;

• снизить трудоемкость изготовления товара на 6,8%;

• повысить средневзвешенный коэффициент пропорциональности основных производственных процессов изготовления товара но 5,5%;

• снизить текучесть кадров на 9,2%;

4) срок действия мероприятий — 3 года;

5) инвестиции в разработку и реализацию мероприятий — 110 тыс. у. е.;

6) себестоимость единицы продукции до внедрения организационно-технических мероприятий 830 у. е.;

7) норма прибыли по данному товару на 1998 г. сохраняется на уровне 1997 г., т.е. равна 8,5%;

8) степень капитального риска реализации мероприятий 0,80.

Сначала рассчитаем снижение себестоимости в результате организационно-технических мероприятий.

Показатели степени при факторах в уравнении регрессии показывают их эластичность, т.е. на сколько процентов снизится себестоимость при улучшении данного фактора на 1%. Например, при снижении нормы расхода материалов на 1% себестоимость снижается на 0,652% и т.д.

В данном примере снижение себестоимости товара в процентах (ΔС) можно определить исходя из эффективности мероприятий по улучшению факторов и их весомости (или влияния на функцию) по формуле

где i = 1, 2 . n — номер фактора, влияющего на себестоимость;

Xi — i-й фактор снижения себестоимости;

аi — весомость i-го фактора.

Снижение себестоимости единицы товара за счет внедрения мероприятий с учетом риска инвестиций (неопределенности) составит

Одновременно со снижением себестоимости товара в результате организационно-технических мероприятий на цену влияют инвестиции, вложенные в мероприятие. Рост себестоимости товара за счет распределения инвестиций на разработку и реализацию мероприятий (К) определится формулой

где N — годовая программа выпуска товара;

Т — срок действия мероприятий, лет.

В рассматриваемой ситуации

Цена товара до внедрения мероприятий

Цена товара после внедрения мероприятий

Таким образом, реализация стратегии ресурсосбережения позволила снизить цену товара на 21 у. е.

источник

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Статья просмотрена: 758 раз

Симанова И. А., Клочко С. Н. Формирование и применение методики налогового анализа на предприятии [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 51-56. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/13989/ (дата обращения: 10.12.2019).

Статья посвящена вопросу проведения налогового анализа на микроуровне. В работе рассмотрены подходы отечественных ученых к определению понятия «налоговый анализ», уточнены основные цели и задачи, предложена поэтапная методика его осуществления на предприятии.

Ключевые слова: налоговый анализ, налоговый менеджмент, система налогообложения, факторный анализ, налоговый календарь.

На современном этапе рыночных отношений экономические субъекты преследуют такие ключевые цели, как максимизация прибыли и минимизация налоговых платежей. В связи с этим, для принятия эффективных экономических решений перед руководством предприятия встает необходимость проведения регулярного анализа внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на финансово-хозяйственную деятельность (ФХД), в том числе и налоговых. Важным инструментом налогового менеджмента является налоговый анализ.

В исследовании [4] было установлено, что налоговый менеджмент может осуществляться на макро- и микроуровне. В рамках данной работы сконцентрируем внимание на последнем. Налоговый анализ на микроуровне — связующее звено между планированием и прогнозированием налоговых выплат предприятия; совокупность методов, позволяющих исследовать влияние налогообложения на финансовое состояние экономического субъекта и устанавливать связи между показателями ФХД и налоговыми потоками предприятия.

Налоговый анализ — новое научное направление, выделившееся в самостоятельный элемент научно-практического исследования в начале XXI века. Конкретные методики и процедуры его проведения недостаточно проработаны.

Отдельным вопросам налогового анализа посвящены работы отечественных ученых: Е. С. Вылковой, А. П. Гофтман, Л. В. Поповой, Г. В. Савицкой и др. Так, Савицкая рассматривает налоговый анализ как процесс комплексного изучения и оценки налогообложения субъектов предпринимательства с целью выявления возможных и прогнозных резервов оптимизации налоговой нагрузки [3]. Попова — как совокупность методов и инструментов, определяющих корпоративную налоговую политику в конкретных временных периодах [2].

Таким образом, цель налогового анализа заключается в оценке влияния налоговой политики на ФХД предприятия и в повышении эффективности управления его налоговыми потоками. Основная задача — в подготовке информации для принятия обоснованных управленческих решений в вопросе законной минимизации налоговых выплат и максимизации прибыли, что, в конечном счете, даст экономическому субъекту объективную возможность направить высвободившиеся финансовые ресурсы на развитие производства (рис. 1).

Рис. 1. Теоретические основы проведения налогового анализа на предприятии

Информационной базой для решения указанных на рисунке 1 задач может стать бухгалтерская (финансовая), налоговая, статистическая отчетность предприятия и аналитические регистры налогового учета, например, регистр учета операций по движению дебиторской задолженности, регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов, регистр учета расчетов с бюджетом. Стоит принимать во внимание и информационно-правовые источники внешней среды: Налоговый кодекс РФ, нормативно-правовые акты Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, законы субъектов РФ и др.

Проведение налогового анализа предполагает применение конкретных методов; для получения более точной аналитической информации предлагается комбинирование 2–3 видов данных подходов. Каждому методу анализа присущ свой инструментарий. Наиболее используемыми являются методы микроэкономического анализа (интегральный метод, способ цепных подстановок), методы экспертных оценок (сценарный подход, метод Дельфи) и математико-статистические методы (корреляционно-регрессионный и факторный анализ).

Процесс налогового анализа трудоемок, каждый шаг его проведения должен быть тщательно проработан. Качественно построенная методика позволит управленческому персоналу получить точные данные для оценки финансового и налогового положения предприятия. На рисунке 2 представим этапы проведения налогового анализа экономического субъекта на микроуровне.

Рис. 2. Методика проведения налогового анализа на микроуровне

На первом этапе налогового анализа следует оценить действующий на предприятии режим налогообложения. Для этого рекомендуется изучить учетную политику экономического субъекта.

Согласно статьям 167 и 313 НК РФ учетная политика для целей налогообложения утверждается приказом руководителя организации. В учетной политике прописываются способы признания доходов и расходов, начисления амортизации основных средств и нематериальных активов; использование налоговых льгот и др.

При выборе того или иного налогового режима, необходимо рассмотреть разные варианты и выяснить, какой из них будет наиболее подходящим. Провести налоговую оптимизацию будет возможно уже на этом этапе, потому как при условии применения предприятием общей системы налогообложения (ОСН) в случае перехода на специальную налоговую систему (например, упрощенную — УСН), произойдет автоматическое снижение налоговых обязательств, в силу замены трех налогов (НДС, налога на прибыль, налога на имущество за исключением ряда случаев) одним.

Оценить эффективность системы налогообложения можно с помощью следующей схемы (рис. 3). Для простоты восприятия на рисунке отражен путь выбора между ОСН и УСН с разными объектами налогообложения, аналогично проводится оценка возможной эффективности системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей (ЕСХН) и других специальных режимов, перечисленных в ст. 18 НК РФ.

Рис. 3. Схема выбора оптимального налогового режима для предприятия

Как видно из рисунка 3, важным шагом анализа налоговых платежей является определение налоговой нагрузки предприятия. Ее оценка может проводиться разными способами, некоторые из них рассмотрены нами в исследовании [4].

Второй этап налогового анализа — изучение налоговых расходов по видам налоговых обязательств. Здесь рекомендуется исследовать их структуру и динамику. Анализ структуры проводится путем расчета удельного веса каждого налогового платежа в их общей сумме. Первые два этапа позволят определить первоочередные направления анализа и выявить пути регулирования налоговых выплат.

Третий этап — факторный анализ налоговой базы по каждому виду налогов. Данный анализ рекомендуется осуществлять с периодичностью один раз в квартал с целью установления корреляции между результатом (суммой налогов для перечисления в бюджет) и влияющими на него факторами. При проведении можно использовать как метод цепных подстановок, так и интегральный метод. Моделирование и в том, и в другом случае строится на использовании правила (применяется к подавляющему числу платежей) исчисления суммы налога:

(1)

где: — сумма начисленного налога;

Основные методы проведения факторного анализа указаны в таблице 1.

Основные методы проведения факторного анализа налоговых платежей

Название метода

Формула для расчета

Пояснение обозначений

— изменение начисленной суммы налога на прибыль организации за счет изменения налоговой базы;

— изменение начисленной суммы налога за счет изменения налоговой ставки;

— совокупное изменение суммы налога;

ΔНБ — изменение базы налогообложения;

ΔСТ — изменение налоговой ставки.

;

;

;

;

сумма начисленного налога в базисном и отчетных периодах;

– налоговая база в базисном и отчетном периодах;

— налоговая ставка в базисном и отчетном периодах.

Интегральный метод выявляет влияние фактора на результат на интервале в каждый момент времени. Метод цепных подстановок позволяет произвести изолированный расчет влияния какого-либо отдельного фактора при постоянстве других. Ключевым моментом является порядок подстановки влияющих факторов (сначала количественных, затем качественных), в противном случае будет получен неверный результат.

Следующий этап налогового анализа — контроль за соблюдением сроков перечисления налоговых обязательств в бюджет. На этом шаге целесообразно составление налогового календаря — плана выплат начисленных налоговых сумм и авансовых платежей по ним с указанием конкретных дат. Такой инструмент контроля позволит заранее подготовить необходимые к перечислению в бюджет суммы и, следовательно, исключить штрафы за несвоевременное исполнение налоговых обязательств. Схема построения налогового календаря на примере налога на прибыль организаций (Нпр) приведена на рисунке 4.

Рис. 4. Схема формирования налогового календаря на примере налога на прибыль организаций на 2018 год

После разработки налогового календаря уместно перейти к промежуточному определению мероприятий по легальному уменьшению налоговых обязательств в будущем. На этом же этапе рекомендуется составлять прогнозный бюджет доходов и расходов (БДР) с их детальной разбивкой на облагаемые и на не облагаемые налоговыми выплатами. По сформированному в документе финансовому результату за налоговый период можно рассчитать налоговую базу и сумму налога на прибыль. Инструмент позволит выявить возможную неэффективность действующей системы производства и систематизировать данные о ФХД предприятия на прогнозный период.

Пятый этап налогового анализа заключается в выявлении суммы просроченной задолженности по налоговым платежам и принятии мер по ее устранению. Поскольку сумма данной задолженности переносится на последующие налоговые периоды с начисленными штрафами и пенями, это мешает оптимизации налоговых выплат. Также задолженность по налогам и сборам порождает возникновение налоговых рисков: ее наличие в бухгалтерской (финансовой) или налоговой отчетности — критерий проведения выездной налоговой проверки на предприятии [1].

На этом шаге стоит проводить оценку транзакционных налоговых расходов (ТНР) экономического субъекта и рассматривать возможности их снижения. ТНР — это расходы, которые несет предприятие в результате выполнения им обязанностей налогоплательщика (ст. 23 НК РФ), например, расходы, связанные с осуществлением предоставления налоговых деклараций.

Шестой этап — анализ влияния налоговых платежей на чистую прибыль и денежные потоки. Налоговые потоки проходят через все подсистемы и их оценка в рамках налогового менеджмента предприятия позволяет отследить влияние внешних изменений на состояние экономического субъекта.

Оценка влияния налоговых платежей на финансовый результат может быть проведена сопоставлением чистой прибыли со скорректированной чистой прибылью, полученной путем учета расходных статей Отчета о финансовых результатах, в формировании которых есть суммы налоговых обязательств. Строка «Налог на прибыль» принимается равной нулю [5].

Для анализа влияния налогообложения на денежные потоки в качестве информационной базы целесообразно использовать Отчет о движении денежных средств. Оценивать влияние рекомендуется путем соотнесения чистого денежного потока с его скорректированной суммой (полученной путем добавления уплаченных налогов и вычитания возвращенных из бюджета сумм).

На заключительном этапе налогового анализа суммируются результаты предыдущих, проводится выбор наилучшего экономически эффективного решения, и предлагаются рекомендации по направлениям оптимизации налоговых выплат. Решение о внедрении инструментов оптимизации и контроль за их исполнением осуществляется руководством предприятия.

Предложенный способ формирования и проведения налогового анализа является обобщенным и может быть использован любым экономическим субъектом. Методика может корректироваться и дополняться с учетом отраслевых особенностей деятельности предприятия.

Таким образом, налоговый анализ — важный элемент системы планирования и прогнозирования налоговых потоков. В результате его проведения руководство экономического субъекта будет обладать достаточным объемом информации для принятия управленческих решений по оптимизации налоговых платежей и ФХД в целом.

  1. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок: Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3–06/333@ (ред. от 10.05.2012) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729 (дата обращения: 25.02.2018).
  2. Попова Л. В. Налоговый анализ: учебное пособие. — Орел: ФГОУ ВПО «Госуниверситет — УНПК», 2011. — 164 с.
  3. Савицкая Г. В. Анализ эффективности деятельности предприятия. — М.: Новое знание, 2010. — 234 с.
  4. Симанова И. А., Клочко С. Н. Моделирование влияния налогообложения на финансовую устойчивость предприятия в системе налогового менеджмента // Сборник научных трудов «Анализ состояния и направления развития приморских регионов России». — 2017. — № 1. — С. 222–226.
  5. Чипуренко Е. В. Методология налогового анализа и оценки влияния системы налогообложения на деятельность коммерческих организаций: дис. … д-ра. экон. наук: 08.00.12, 08.00.10. — М., 2011. — 363 c.

налоговый анализ, экономический субъект, налоговая база.

Формирование и применение методики налогового анализа на. налоговый анализ, экономический субъект, налоговая база, налоговый календарь, факторный анализ, налоговая ставка, учетная политика, РФ, налоговый менеджмент, интегральный метод.

налоговое планирование, налоговая нагрузка, налоговая база, налоговый план, финансово-хозяйственная деятельность.

Основные методы проведения факторного анализа указаны в таблице 1. – налоговая база в базисном и отчетном периодах.

Ключевые слова: налоговый анализ, налоговый менеджмент, система налогообложения, факторный анализ, налоговый календарь. Третий этап — факторный анализ налоговой базы по каждому виду налогов.

Методика налогового анализа на предприятии торговой отрасли.

Ключевые слова: налог, налоговая нагрузка, методика расчета налоговой нагрузки, оптимизация налоговой нагрузки. Налоговая политика является важнейшим механизмом аккумулирования и реализации государственных мер.

Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам.

налоговое бремя, налоговая нагрузка, налоговая система, налогообложение, теневая экономика, дефицит бюджета.

Методика налогового анализа на предприятии торговой отрасли.

налоговый учет, бухгалтерский учет, программа, регистр, налоговая отчетность, налоговая база, двойная запись, налоговая декларация, РФ, документ. Методика анализа соответствия бухгалтерской финансовой.

Ключевые слова: налоговая нагрузка организации, корреляционно-регрессионный анализ, рентабельность основного вида деятельности, фондоотдача, режим налогообложения, темп роста налоговых отчислений.

Налоговое планирование может значительно повлиять на формирование финансовых результатов деятельности организации, поэтому при принятии многих управленческих решений задача налогового планирования заключается в анализе всех наступающих.

источник

Читайте также:  Как называется анализ на сдачу молока