Меню Рубрики

Как правильно составить звуковой анализ слов

Еще в раннем детстве, когда ребенок только учится читать, он сталкивается с проблемой, когда слова произносятся не так, как пишутся. По этой причине необходимо проводить с ним звуковой анализ. Почему его изучают на протяжении всей школьной программы, рассмотрим в нашей статье.

Наша речь делится на два больших вида: устную и письменную. Первая, естественно, появилась задолго до второй. Ведь изначально люди учились обмениваться информацией с помощью жестов и простейших звуков. Затем это постепенно переросло в слова, образовавшие тот или иной язык. Но вскоре появилась потребность зафиксировать все, что произносится. Так возникла письменная речь.

В данной статье мы поговорим об особенностях устного общения. Эту часть языка изучает сложная наука — фонетика. Она занимается рассмотрением звуков, которые составляют нашу речь. Каждый из них имеет свою характеристику и индивидуальные особенности. Их изучение и входит в звуковой анализ.

Одной из самых важных частей нашей устной речи является наличие гласных. Они так названы, исходя из своей основной функции — передавать голосом продолжительный звук. В русском языке их шесть: А, О, У, Ы, И, Э.

Необходимо помнить, что количество букв не всегда совпадает с количеством звуков. Например, в слове «юг» имеются 2 буквы, но при этом 3 звука: «йук». Буквенно-звуковой анализ слова должен показать, что устная речь отличается от того, как мы пишем.

Гласные составляют слоги в словах. Именно по их количеству определяют, на сколько частей делится слово:

  • пал-ка — здесь 2 слога, поскольку в нем две гласных;
  • сом — 1 слог, так как гласная одна.

Кроме того, необходимо знать особенности таких букв, как е, ё, ю, я. Они, в отличие от всех остальных, могут образовывать два звука — гласный в сочетании с Й:

Такое явление наблюдается в тех случаях, когда перечисленные звуки употребляются:

  • после мягкого или твердого знаков (льЁт, рьЯный);
  • после гласной (большаЯ, поЯс);
  • в начале слова (Юла, Ель).

Очень часто, выполняя звуковой анализ слова (схема дана далее), дети совершают ошибки именно в разборе этих гласных.

Все же остальные характеристики, которыми обладают гласные, довольно простые. Особенно те, что изучаются школьной программой. Рассматривают всего два признака: ударность или безударность.

Прежде чем выполнить звуковой анализ, нужно знать особенности и согласных. Их гораздо больше, чем гласных. Русский язык насчитывает их тридцать семь.

Согласные имеют различные характеристики:

  • Мягкость или твердость. Некоторые звуки могут произноситься без смягчения: море (м — твердый). Другие же, наоборот: мера (м – мягкий).
  • Звонкость или глухость. Когда звук произносится с вибрацией и голосом, он называется звонким. Можно приложить ладонь к гортани и почувствовать это. Если же вибрации не ощущается, то он глухой.
  • Парность. Некоторые согласные имеют свою противоположность. Обычно по звонкости-глухости. Например: в (зв.) – ф (глух.), з (зв.) – с (глух.).
  • Некоторые согласные произносятся как будто бы «в нос». Они получили соответствующую характеристику – носовые.

Теперь можно составить и алгоритм, по которому выполняется звуковой анализ слова. Схема проста:

  1. Для начала делим слово на слоги.
  2. Далее расписываем буквы, из которых оно состоит, в столбик.
  3. Теперь для каждой подбираем соответствующий звук.
  4. Характеризуем каждый из них, согласно тем характеристикам, которые описаны выше.
  5. Подсчитываем количество звуков и букв.
  6. При несовпадении их количества, объясняем, почему произошло данное явление.

Приведем пример. Возьмем слово «потолок»:

  1. В этом слове три слога: по-то-лок ( 3 гласных, поэтому и соответствующее количество слогов).
  2. Буква П имеет звук . Он согласный, произносится без вибрации у гортани, а потому глухой. Также он является твердым и имеет пару .
  3. Буква О имеет звук . Он гласный и не имеет ударения.
  4. Буква Т имеет звук . Он является согласным, произносится как глухой. Он не подвергается смягчению, а потому твердый. Кроме того имеет пару по звонкости .
  5. Буква О имеет звук . Он гласный и безударный.
  6. Буква Л обозначает звук . Он согласный, не имеет смягчения – твердый. Произносится с вибрацией у гортани – звонкий. Этот звук не имеет пары.
  7. Буква О имеет звук . Он является гласным и, в данном случае, ударным.
  8. Буква К обозначает звук . Согласный, произносится как глухой, имеет пару по звонкости , твердый.
  9. Подведем итог: в данном слове 7 букв и 7 звуков. Количество совпадает, никаких языковых явлений не наблюдается.

Звуковой анализ слов для дошкольников намного упрощен.

Детям необходимо узнать, что произношение слова и его написание очень часто отличаются. При обучении навыков чтения и письма дети получают первые представления о разнице между устной и письменной речью. Таким образом, педагогу достаточно объяснить, что некоторые буквы, как мягкий и твердый знаки, вообще не имеют звуков. А слов на букву Ы в русском языке нет.

Мы уже знаем, насколько многообразен русский язык. Звуковой анализ в предыдущем примере достаточно простой. Необходимо лишь правильно охарактеризовать каждый звук. Но есть такие, в которых возникает проблемная ситуация. Например, слово «вьюга». Выполним его фонетический разбор:

  1. Вьюга – две гласных, значит, 2 слога (вью-га).
  2. Буква В имеет звук . Он согласный, смягчается благодаря «ь», парный — глухой , звонкий.
  3. Буква Ь не имеет звука. Ее цель – продемонстрировать мягкость предыдущего звука.
  4. Буква Ю имеет два звука и , поскольку стоит после Ь. Необходимо охарактеризовать оба. Итак, — это согласный, который всегда мягкий и звонкий, он не имеет пары. — гласный, имеет ударение.
  5. Буква Г — является согласной, обозначает твердый звук. Имеет глухую пару и является звонким.
  6. Буква имеет такой же звук . Он гласный и безударный.
  7. Подведем итог анализа: 5 букв и 5 звуков. Наблюдаем явление, которое называется «йотированный гласный». В данном случае буква Ю под влиянием Ь распалась на два звука.

Звуковой анализ при знании всех характеристик выполнять совсем несложно. Необходимо вслух произнести слово. Это поможет правильно записать все звуки. После провести их характеристику и подвести итог фонетического разбора. И тогда успех в этом деле вам обеспечен!

источник

Как только родители начинают задумываться о том, как обучить свое чадо навыкам чтения, кроме букв и слогов появляется понятие «звуковой анализ слова». Однако не каждый понимает, зачем необходимо обучать ребенка, не умеющего читать, его делать, ведь это может только вызвать путаницу. Но, как оказывается, от умения правильно разбираться слова на звуки зависит в будущем умение правильно писать.

Прежде всего, стоит дать определение. Итак, звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.

Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова? Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, например: Тима — Дима. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран.

При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие.

Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов.

При работе с самыми маленькими детьми для лучшего усвоения информации используются специальные цветные карточки.

Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синяя — твердых согласных, зеленая — мягких. Для обозначения слогов используют двухцветные карточки в той же цветовой гамме. С их помощью можно учить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также необходимы карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая разделение слова на слоги. Все эти обозначения, помогающие учить ребенка делать звуковой анализ слова (схема играет вэтом не последнюю роль), утверждены официальной школьной учебной программой России.

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах.

Гласные звуки (их шесть: [о], [а], [э], [ы], [у], [и]) бывают ударными/безударными.
Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё [йо], ю [йу], я [йа], е [йэ].

Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях ( начало слова, после гласных и «ъ» и «ь») звучат как 2 звука.

Согласных звуков в нашем языке тридцать шесть, но графически их обозначает всего двадцать один знак. Согласные быват твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Также они могут/не могут образовывать пары.

В таблице ниже перечислены звонкие и глухие звуки, способные образовывать пары, и те, которые не обладают такой способностью.

Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков (к примеру, в украинском подобную роль играет апостроф).

Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.

1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным
2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков [й`а]. Звук [й`] — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук [а] — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков [з], [ы], [к]. Согласный [з] — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук [ы] — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук [к] — согл., тверд., глух. ( карточка синего цвета).
5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.
6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.

Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная [а] произносится как [и] — [йизык].

Звуковой анализ слова «группа».

1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.
2) Слог «гру» составляют три звука [гру]. Первый [г] — согл., тверд., звонк. ( карточка синего цвета). Звук [р] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [у] — гласн., ударн. (карточка алого цвета).
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука [п:а]. Звук [п:] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук [а] — гласн., безударный (алая карточка).
5) Ставится ударение в схеме.
6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.

Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.

источник

Фонетикой называют раздел языкознания, который изучает звуковую систему языка и звуки речи в целом. Фонетика — это наука о сочетании звуков в речи.

Фонетический разбор, или звуко-буквенный, — это анализ строения слогов и звуковой системы слова. Такой анализ предлагается выполнять как упражнение в учебных целях.

  • подсчитывание количества букв;
  • определение числа звуков в слове;
  • постановка ударения;
  • распределение звуков на согласные и гласные;
  • классификация каждого звука;
  • составление транскрипции (графической формы слова).

При разборе важно различать понятия «буква» и «звук». Ведь первые соответствуют орфографическим правилам, а вторые — речевым (то есть звуки анализируются с точки зрения произношения).

Читайте также:  Медицинская книжка какие должны быть анализы

Прежде чем приступить к звуко-буквенному разбору, следует запомнить

В русском языке десять гласных звуков:

[А] [О] [У] [Ы] [Э] [ЙА]
буква «Я»
[ЙО]
буква «Ё»
[ЙУ]
буква «Ю»
[И] [ЙЭ]
буква «Е»

Первые пять обозначают, что предшествующий согласный является твердым, а вторые — мягким.

И двадцать один согласный звук:

звонкие непарные звуки [Й’] [Л] [М] [Н] [Р]
глухие непарные [Х] [Ц] [Ч’] [Щ’]
звонкие парные [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З]
глухие парные [П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С]

Звонкими называют согласные, которые образуются с участием звука, а глухие — с помощью шума. Парными называют те согласные, которые образуют пару глухой/звонкий. Например, [Б]/[П], [В]/[Ф], [Г]/[К]. Непарными — те, которые не образуют пары: [Л], [М], [Р].

При фонетическом анализе слова стоит помнить, что согласные [Ч’], [Щ’], [Й’] — всегда мягкие, вне зависимости от того, какой гласный образует с ними слог. Согласные [Ж], [Ш] и [Ц] — всегда твердые.

[Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’] — сонорные звуки. А значит, при произношении этих согласных звук образуется преимущественно голосом, но не шумом. Все сонорные — звонкие звуки.

В русском алфавите есть также буквы Ь, Ъ. Они не образуют звука. Ь (мягкий знак) служит для того, чтобы смягчать согласные, после которых он ставится. Ъ (твердый знак) имеет разделительную функцию.

  1. Транскрипция записывается в квадратных скобках: [ ].
  2. Мягкость звука обозначается символом «’».
  3. Перед глухими звонкие согласные оглушаются: ногти — [нокт’и].
  4. Звуки [с], [з] в приставках слов смягчаются: разъединить — [раз’й’эд’ин’ит’].
  5. Некоторые согласные в словах не читаются: костный — [косный’].
  6. Сочетание букв «сч», «зч» читаются как «щ»: счастье — [щ’аст’й’э].
  7. Удвоенный согласный обозначается «:»: постепенный — [паст’ип’эн:ый’].
  1. Записать слово по правилам орфографии.
  2. Разделить слово по слогам.
  3. Обозначить ударный слог.
  4. Произнести слово вслух и на основании этого выполнить транскрипцию.
  5. Описать гласные звуки по порядку, обозначить, какие из них являются ударными, а какие — безударными. Описать согласные. Охарактеризовать их: парные/непарные, звонкие/глухие, твердые/мягкие.
  6. Подсчитать количество звуков и букв в слове.

Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами фонетического разбора: шестнадцатью, яростного, съестного, шестнадцатого, ерошиться, ёжиться, ёжится, ёршится, разъезжаться, съезжаться, для выполнения фонетического разбора других слов воспользуйтесь формой поиска:

источник

Ольга Гордеева
Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей.

ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный, звонкий – глухой, мягкий твердый)

Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?

Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики.

Сделаем звуковой анализ слова ДОМ:

1. Выделим голосом первый звук:

ддд-ом – первый звук Д – он согласный, звонкий, твердый — обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

2. Выделим голосом второй звук :

д – ооо – м — второй звук О — он

гласный – обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук:

до –ммм — третий звук М – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный.

Согласные звуки Д и М.

Гласный звук О.

Назовем звуки по порядку: Д О М.

Напишем слово буквами:ДОМ

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА КИТ

1. Выделим голосом первый звук:

кькькь – ит – первый звук Кь – согласный, глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком.

2. Выделим голосом второй звук – кииит, второй звук И, Обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук – киттт,третий звук Т, он согласный, глухой твердый, обозначим его синим квадратиком.

В слове кит 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т.

ПОДСКАЗКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Буквы, обозначающие звонкие звуки:

Буквы, обозначающие глухие звуки:

Звонкий или глухой звук дети определя-ют положив руку на горло. Если во время произнесения звука «горло звенит»звук звонкий. Если «не звенит» — глухой

Буквы, обозначающие всегда твердые звуки: Ш, Ж, Ц.

Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки: Щ, Ч, Й.

Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий: Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.

Мягкость и твердость звуков дети

МЕЛЬ – звук ль мягкий.

МЕЛ – звук л твердый.

КОТ – звук К твердый.

КИТ – звук Кь мягкий.

Родители могут проконтролировать следующим образом:

Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук.

Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук.

Звуков Е,Ё,Ю,Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.

Звонкие согласные звуки на конце слов в речи оглушаются и заменяются парным глухим: Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.

Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове после согласной обозначают соответственно звуки Э, О, У, А.

Все это необходимо учитывать при выполнении звукового анализа слова.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Семинар-практикум для родителей Тема: «Звуко-буквенный анализ слова» Семинар-практикум для родителей Тема: «Звуко-буквенный анализ слова» Цель: уточнение представлений родителей о процессе обучения грамоте.

источник

Ольга Трибушная
Консультация «Звуковой анализ слова как его надо выполнять»

Мастер — класса для родителей детей подготовительной к школе группы по теме:

АНАЛИЗ СЛОВА.

Как его надо выполнять»

воспитатель МБДОУ д/с № 45, г. Белгород

«ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Успешное формирование у детей навыков выполнения звукового анализа.

• Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа, приёмах работы в семье.

• Создать условия для привлечения родителей к активному участию в закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений.

• Содействовать формированию адекватной родительской оценки детских возможностей.

• Помочь родителям через «включённое» наблюдение увидеть процесс речевого развития собственного ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить затруднения.

• Заинтересовать родителей в оказании своему ребёнку посильную помощь в проведении специальных игровых упражнений.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Скоро ваши дети пойдут в школу. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, установление их количества и последовательности.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове.

Это сложный процесс для всех детей. Дети испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Родители могут помочь своему ребенку закрепить знания и умения, полученные в детском саду в выполнении звукового анализа слов.

Прежде чем говорить о выполнении звукового анализа, давайте вспомним, чему нас учили в школе.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Букв – это значок, который обозначает звук. Букву мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

И так, запоминаем главное: нет преграды – звук гласный, есть преграда – звук согласный.

Обратите внимание на таблицу (Приложение 1)

— Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

— Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом. Посмотрите на таблицу.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко).

На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком. Посмотрите на таблицу.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Посмотрите на таблицу.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Они живут на улице твёрдых звуков,

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Они живут на улице мягких звуков.

Твёрдые звуки, обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?

Этапы работы по формированию навыков звукового анализа

При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, установление места звука (начало, середина, конец слова, полный звуковой анализ.

Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трех цветов: красные обозначают гласные звуки, синие — твердые согласные, зеленые — мягкие согласные, в речевом плане, по представлению.

Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов,

предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

Слова, которые не следует давать для анализа:

слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь, со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед согласными, т. к. в этом случае написание слова расходится с его произнесением, значит слово трудно для анализа.

Сначала обучаем ребёнка выполнять простые формы звукового анализа. То есть выделять первый, последний звук в слове и звук, стоящий в середине слова. Посмотрите на вагончики. Если звук стоит в начале слова – поместите фишку в первом окошке. Если звук стоит на конце слова – поместите фишку в последнее окошко. Все остальные звуки находятся в середине слова – поместите фишку в среднем окне вагончика.

Далее обучаем ребёнка выполнять сложные формы звукового анализа, а именно последовательно выделять голосом звуки в слове и давать их характеристику, составлять звуковую схему слова.

Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

Звуковой анализ выполняется следующим образом:

Возьмите пеналы с цветными фишками.

Сделаем звуковой анализ слова ДОМ:

1. Выделим голосом первый звук:

ддд-ом – первый звук Д – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

2. Выделим голосом второй звук :

д – ооо – м — второй звук О – он гласный – обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук:

до –ммм — третий звук М – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный. Согласные звуки Д и М. Гласный звук О.

Назовем звуки по порядку: Д О М.

Напечатаем слово буквами: ДОМ

Звуковой анализ слова КИТ

1. Выделим голосом первый звук:

кькькь – ит – первый звук Кь – согласный, глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком. (Очень важно – произносить мягкие согласные при выполнении звукового анализа слова мягко)

2. Выделим голосом второй звук – кииит, второй звук И, Обозначим его красным квадратиком.

Читайте также:  Какие анализы нужны для диагностики диабета

3. Выделим голосом третий звук – киттт, третий звук Т, он согласный, глухой твердый, обозначим его синим квадратиком.

В слове кит 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т.

При выполнении звукового анализа слова необходимо учитывать последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

— В ряду букв обвести в круг заданную букву.

— Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т. п.

— Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы, обозначающие звонкие звуки: М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.

Буквы, обозначающие глухие звуки: П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.

Звонкий или глухой звук дети определяют, положив руку на горло. Если во время произнесения звука «горло звенит»звук звонкий. Если «не звенит» — глухой

Буквы, обозначающие всегда твердые звуки: Ш, Ж, Ц.

Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки: Щ, Ч, Й.

Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий: Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.

Мягкость и твердость звуков дети определяют на слух:

• МЕЛЬ – звук ль мягкий.

• МЕЛ – звук л твердый.

• КОТ – звук К твердый.

• КИТ – звук Кь мягкий.

Родители могут проконтролировать следующим образом:

Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук.

Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук.

Звуков Е, Ё, Ю, Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.

Звонкие согласные звуки на конце слов в речи оглушаются и заменяются парным глухим: Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.

Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове после согласной обозначают соответственно звуки Э, О, У, А.

«Техника безопасности» при запоминании букв

1. Показывая детям буквы, называйте краткий вариант звука. Произносите кратко – «к», а не «кэ» или «ка».

2. Знакомьте сразу не со всеми буквами в такой последовательности: гласные, затем длительные согласные – м, с, в, х …

3. Не следует соотносить букву, с какой- то одной картинкой, как во многих азбуках, так как при узнавании буквы ребёнок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы. А иногда он вспоминает только картинку. Придумывайте несколько слов с данной буквой, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась с каким-либо определённым предметом.

Как лучше запомнить букву? Необходимо рассмотреть букву, сравнить её с чем-либо, создать образ для запоминания с помощью зрительного соотнесения, ощущений, движений, т. е. использовать разные анализаторы: слух, зрение, тактильные ощущения, а так же двигательную память.

Приёмы запоминания зрительного образа буквы.

• На что похожа буква? Найти в окружающих предметах: С-месяц, Р-топор, Т-молоток, П-турник, О-обруч, У-улитка и т. д. (книжка-малышка)

• Слепить букву из пластилина, теста;

• Написать букву на песке, на манке, в воздухе;

• Выложить букву из палочек, спичек, камней, мозаики, пуговиц, сделать из шнурка и других подручных материалов;

• Зачеркнуть букву в журнале или в старой детской книжке. Определить ребёнку границы: 1 страница или половина страницы.

• Находить буквы на вывесках магазинов.

• Узнай буквы по зеркальному изображению

• Переделать букву или «Буквенный конструктор»

Игры на каждый день в которые можно поиграть с детьми в свободное время.

1. «Какой буквы не стало?»(или «Что изменилось?»)

Ребёнок называет несколько букв из магнитной азбуки или сделанных им самим, а затем закрывает глаза. Взрослый убирает букву (или меняет две буквы местами, или прикрывает чем-то одну букву, или добавляет новую букву). Ребёнок открывает глаза и говорит, что изменилось.

Усложнение: убрать одну букву в слове или добавить, чтобы получилось новое слово (крот-рот, Коля-Оля, вор-двор)

Расчертить 2 квадрата: один для ребёнка, другой для себя. По вертикали написать буквы, по горизонтали – цифры. Начертить корабли и игра готова.

На ладони ребёнка или на спине написать букву обратной стороной карандаша или ручки. Ребёнок должен узнать букву по тактильным ощущениям.

В мешочек из плотной ткани или под платок положить пластмассовые буквы. Ребёнок их ощупывает, не глядя, и называет.

Надо купить игрушку, «заплатив» за неё первым звуком слова.

— Что вы хотите купить? (Я хочу купить машинку.)

— Вот вам звук [м]

Игра «Цепочки слов» (как игра «Города»)

Называть слова по очереди так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова (сон-нос-суп-планета-аист)

Игра «Твёрдый-мягкий», «Диван и скамейка», «Камень и вата» (выделяется отдельный звук, слог или звук в слове)

Позицию звука в слове (начало, середина, конец) ребёнок к 5 годам должен определять даже без специального обучения. Это элементарный звуковой анализ, но у детей с речевыми нарушениями он вызывает затруднения и требует внимания.

Игры «Где звук, «Зажги свет в окне» (пособие «Домик», «Как сорока принесёт слово (в клюве, в крылышке или на хвосте, «Поезд», «Гараж», «Улитка на дорожке» (сделать игру вместе с ребёнком).

Конспект НОД по речевому развитию «Звуковой анализ слова мишка» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Звуковой анализ слова мишка» для детей старшего дошкольного.

Итоговое занятие по обучению грамоте «Согласные и гласные звуки. Звуковой анализ» в старшей группе Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе. Программное содержание: — согласные и гласные звуки; — деление слов на слоги;.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: — продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, — учить различать твердые и мягкие согласные звуки,.

источник

Наука далеко зашла в изучении русского языка. Отдельный упор был сделан на раздел фонетики — изучения письменного отображения звуков. Специалистами была собрана статистика звучности человеческого языка:

  • В среднем человек за одни сутки производит пару сотен звуков.
  • Чтобы выразить свои мысли, используют больше 50 звуков.
  • При этом на письме используется всего лишь 33 их обозначения.

Два главных инструмента фонетики — буквы и звуки. Важно знать особенности каждой группы и их отличия:

  • Элемент, который используют только для письменного отображения и чтения — буква.
  • Элемент, который только произносят и слушают — звук.

Сложность разбора состоит в том, что произношение слова может значительно отличаться от его написания. Например, количество одной из групп элементов (букв или звуков) может быть больше/меньше другой. В ином случае количество может оставаться одинаковым, но письменное отображение будет не совпадать со слышимым. Обусловливается это правилами орфографии и орфоэпии.

Однако, фонетика включает в себя только аспекты произношения. К ним относятся:

Все вышеуказанные термины имеют индивидуальные свойства, но вместе они составляют характеристику звучания слова — фонетический анализ.

Самая распространённая ситуация, при которой допускают ошибки, — когда звучание и письменное обозначение не совпадают с друг другом. Если за правильность написания отвечает орфография, то фонетика регулирует правила произношения слов. Чтобы успешно завершить звуковой разбор, рекомендуется учитывать несколько советов:

  • Точно установить все особенности звучания слова.
  • Для каждой буквы составить свою транскрипцию.
  • Ни при каких условиях не подгонять звуки и буквы под друг друга. Например, ши [ шы ] — машин.
  • После завершения ещё раз чётко и тщательно произнести слово вслух, проверяя каждую единицу речи.

Для фонетического разбора существует специальный алгоритм. Некоторая информация обязательна для заучивания, остальное рекомендуется записать в виде памятки. Главные правила в фонетическом анализе в рамках школьной программы:

  • Звонкие согласные на конце слова становятся глухими. Например, дуб [п].
  • Твёрдые согласные становятся мягкими, если после них стоят мягкие согласные. Например, здесь [з’д’эс’]. В основном это происходит с буквами: з/с, д/т, н.
  • Звонкие согласные становятся глухими, если после них стоит глухой согласный. Например, редко [ р ‘ этк а] .
  • Глухие преображаются в звонкие, если стоят перед такими же звонкими. Например, сдать [ здат ‘] образец.

Для студентов высших учебных заведений филологического профиля правил несколько больше. Они дополнительно изучают:

Эти три пункта изучают для более глубоко понимания фонетики и того, как преобразуются нормы речи. Также они помогут студентам, которые желают в будущем преподавать, понятнее и быстрее объяснять сложные темы и разбирать популярные ошибки уже своих учеников.

В свою очередь, звуки тоже сортируют на две группы. Их главное отличие от друг друга — анатомия образования. Какие существуют классы:

  • Согласные. При их произношении человек сталкивается с препятствиями. Преградой выступает один орган или целая их группа (губы, зубы или язык).
  • Гласные. При помощи гортани и отдельных частей ротовой полости воздух без каких-либо помех выходит из лёгких — так образуется гласный звук.

Чтобы понять остальные различия, необходимо детально разобрать каждое понятие.

Всего в русском языке существует 6 гласных звуков (о, и, а, э, ы, у), но для обозначения их на письме используют до 10 букв. Связано это с тем, что некоторые из гласных могут иметь несколько буквенных обозначений одновременно. Например, есть полугласная «й». Стоит учитывать, что в школьной программе она будет обозначаться согласным звуком. Также её предназначение — отображение дополнительных гласных (я, е/ё, ю). В фонетическом разборе это будет выглядеть:

Однако эти гласные не всегда будут отображаться в схеме двумя буквенными элементами. Правило сохраняется только в некоторых условиях:

  • В начале слова. (Яна, январь).
  • После гласных звуков (тихая гавань, молодая мама, скоростной поезд).
  • После твёрдого/мягкого знака (въехать в дом).

В противном случае эти гласные будут смягчать, но двойного звучания вместе с «й» не будут давать (ребята, ветер).

Все гласные подразделяют ещё на две подгруппы, в зависимости от звука, стоящего перед ними. К ним относят:

  • Если стоит твёрдый согласный (чашка, сорока). В эту группу входят: а/о, у, э, ы.
  • Если впереди указан мягкий согласный (пила, перо). Сюда включают: я, е/ё, и/е.

Каждая гласная имеет и свой личный характеризующий признак — ударение. Его в обязательном порядке требуется указать в фонетическом разборе. По этому признаку гласный может быть либо ударным, либо безударным. Ударный звук пишется и произносится всегда одинаково (Москва — под ударением «а»).

Согласных звуков значительно больше, чем гласных. Всего их насчитывается 20. Они тоже делятся на группы по определённым признакам. При этом согласные могут одновременно значиться в нескольких группах, то есть иметь несколько признаков:

  • Звонкие: б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м.
  • Глухие: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.
  • Парные: б/п, в/ф, г/к, д/т, ж/ш, з/с.
  • Непарные, но они делятся на ещё 2 подгруппы. Звонкие: р, л, н, м. Глухие: х, ц, ч, щ.
  • Шипящие: ж, ч, ш, щ. Все остальные можно отнести к мягким или твёрдым.
  • Твёрдые: ж, ш, ц. Их мягкость не меняется в любых ситуациях.
  • Также неизменные мягкие: й, ч, щ.
Читайте также:  Чернышевский господин чичерин как публицист анализ

При произношении могут возникнуть проблемы с правильным определением звонкости, так как и глухие, и звонкие имеют одну и ту же артикуляцию (кактус). Есть два метода решения задачи парных согласных:

  • Разделить алфавит на две части. Вначале будут идти звонкие согласные, после — глухие.
  • Изучить правила позиций согласных, при которых они в обязательном порядке становятся звонкими/глухими.

При фонетическом разборе составляется схематическое отображение слова. На деле это схема в виде цветовых карточек разных форм. Звуковой анализ слова и схема для дошкольников — пример, который способствует созданию образа для восприятия и понимания деталей структуры слова. Форм бывает всего две — прямоугольная или квадратная. А вот цветного отличия множество:

Синяя карточка квадратной формы — твёрдый согласный звук.

  • Зелёная карточка в форме квадрата — мягкий согласный звук.
  • Квадрат в красном цвете — гласный звук.
  • Два треугольника (синего и красного оттенка), соединённых в один прямоугольник — слог, состоящий из твёрдого согласного и гласного.
  • Красный и зелёный треугольник, которые соединены в 1 прямоугольник — слог, состоящий из мягкого согласного и гласных звуков.
  • Звуковые схемы слов в 1 классе (карточки) имеют свою точную последовательность в цвете и формах. Если правильно пользоваться этим методом, обучение пройдёт быстро и легко.

    Используют звуковой анализ слова в 1 классе (схемы и разбор) и дошкольном образовании, как вспомогательный инструмент при обучении чтению. Преподаватель сможет не только рассказать о каждой единице речи отдельно, но научит собирать их воедино и снова разделять. К тому же модель выделяет разницу в произношении между согласными и гласными звуками.

    Когда все термины изучены, единицы речи отсортированы по группам, можно переходить непосредственно к самому фонетическому разбору. Все результаты анализа обязательно записывают. По внешнему виду он похож на составление транскрипции при чтении и произношении слов из иностранных языков.

    Чтобы провести разбор правильно, необходимо следовать алгоритму. Порядок действий:

    • Записать выбранное слово по правилам орфографии.
    • Выделить основные части — слоги. Например, азбука — аз-бу-ка.
    • Установить, какая из гласных является ударной. Лыжа — ударный звук «ы».
    • Составить схему (транскрипцию) звуков. Играть — [играт’].
    • Вывести подсчёт количества букв и звуков в слове. Елена — 5 букв, 6 звуков.

    Разбор можно записывать не только по пунктам, но и в виде столбика. В таком случае каждая буква выписывается в отдельной строке и ей даётся своя характеристика.

    Одним из пунктов разбора является поделить слово на слоги. Слоги — это самая маленькая единица строения речи. Существует небольшая хитрость: «чтобы сосчитать количество слогов в слове, можно просто посчитать гласные звуки». Например, в слове «астр» всего 1 слог.

    Однако деление всё равно подчиняется строгим правилам, которые не всегда согласуются с требованиями переноса слова.

    Первоначально важно знать, что слоги имеют несколько разновидностей:

    • Открытый — если заканчивается на гласный звук.
    • Закрытый — если в конце согласный (тетрадь).
    • Прикрытый, если в начале стоит согласный звук (ки-слый). Следовательно, если гласный — неприкрытый (окно).

    Помимо видов, есть и другие правила разбора. Что необходимо знать о слогах:

    • В составе слога обязательно должно быть по одному гласному и согласному звуку. Например, роза (ро-за). При этом отдельные даже важные части не могут быть полноценными слогами. Например, приставка не является слогом.
    • В основном слоги начинаются с согласного, а после него должен идти гласный. Сам по себе согласный звук не может составлять слог. Например, в слове мир — один слог, а не два.
    • Если в слове имеется мягкий/твёрдый знак, он входит в состав предыдущего слога. Например, подъ-езд. К тому же твёрдый/мягкий знак не может быть отдельным слогом. Например, семь — 1 слог, мальчик — 2 слога.
    • Несколько букв, которые создают собой один звук, нельзя разделить на разные слоги. Например, кружиться — кру-жи-ться .

    Как и любая другая наука, фонетика постоянно развивается. Поэтому правила фонетического разбора могут со временем изменяться. Последние изменения в анализе:

    • Двойные буквы в слове по старым правилам распределялись по разным слогам. Сегодня их принято записывать в слог, который они начинают. Например, кла-ссный.
    • По нововведениям глухие согласные записывают в следующий за ними слог (точка: то-чка). В это время звонкие остаются в предшествующем слоге (клубника: клуб-ни-ка).

    Знание фонетики не только даёт орфографическую грамотность. Эта наука способствует развитию памяти и фонетического слуха, учит правильно и красиво произносить те или иные звуки, понимая детали их состава. А если выполнить анализ самостоятельно не получается, можно сделать звуковой разбор слова онлайн.

    источник

    • ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 1 (очень важное) (50)
    • ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (очень важное) (5)
    • ! — БИБЛИОТЕКА (подборки книг по темам) (417)
    • —— Игротека речевых игр (16)
    • —— Папка дошкольника + Я учусь (50)
    • —— Т Ткаченко+О Жукова Упражнения для подготовк (6)
    • —— Школа для дошколят + Вся дошкольная программ (39)
    • ——Грамматика в картинках, Грамматическая тетра (30)
    • ——30 занятий для развития ребёнка + Умный малыш (31)
    • ——КАНИКУЛЫ С ПОЛЬЗОЙ (35)
    • ——Лото — все выпуски + Готов ли ребёнок к школе (13)
    • ——Мастерилка +Играем и учимся (40)
    • ——Новогодние поделки (34)
    • ——Самые нужные игры + (27)
    • ——Солнечные ступеньки (35)
    • ——Шевелёв Математика все сборники (33)
    • ——Экспресс-курсы (28)
    • ! ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ (28)
    • . ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (195)
    • дидактические игры 1 (38)
    • игры-ходилки (1)
    • карточки по лексическим темам (30)
    • лото 1 (49)
    • лото 2 (50)
    • настольные игры (18)
    • плакаты (5)
    • . ИГРЫ РАЗВИВАЮЩИЕ и ОБУЧАЮЩИЕ (232)
    • развитие памяти (29)
    • внимание (31)
    • воображения (2)
    • коммуникативность (1)
    • логического мышления 1 (45)
    • логического мышления 2 (18)
    • на развитие дыхания (5)
    • обучающие игры (10)
    • ориентировка в пространстве (9)
    • пальчиковые (11)
    • подвижные игры (14)
    • развивающие (35)
    • речевые игры по дороге в сад (29)
    • сезонные игры (зима, весна, лето, осень) (4)
    • сюжетно-ролевые игры (6)
    • . ПЛАНИРОВАНИЕ и МЕТОДИКИ занятий (11)
    • + —— . ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ (энциклоп,сборники, (17)
    • ++ЗАНЯТИЯ с логопедом ЕЛЕНОЙ НИКОЛАЕВНОЙ (3)
    • +дошк\прог АППЛИКАЦИЯ (4)
    • +дошк\прог ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (2)
    • +дошк\прог ЛЕПКА (2)
    • +дошк\прог МАТЕМАТИКА (46)
    • дискалькулия (1)
    • +дошк\прог МАТЕМАТИКА 2 (48)
    • +дошк\прог ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (23)
    • +дошк\прог ПИСЬМО (69)
    • графомоторика (27)
    • письмо (1)
    • прописи — буквы и цифры (20)
    • прописи детские (15)
    • +дошк\прог РЕЧЬ (118)
    • игры со словами 1 (41)
    • развитие речи (16)
    • словарный запас 1 (сущ, прил, глагол (48)
    • словарный запас 2 (сущ, прил, глагол (6)
    • +дошк\прог РЕЧЬ 2 (9)
    • +дошк\прог РИСОВАНИЕ (48)
    • +дошк\прог ЧТЕНИЕ (43)
    • разное ДЛЯ ЧТЕНИЯ (3)
    • скорочтение (1)
    • +дошк\прог ЧТЕНИЕ 2 (59)
    • грамматический строй речи (6)
    • звуковой анализ слова (12)
    • слоговая структура слова (22)
    • +ФОНЕМАТИКА (28)
    • .-развитие фонематического слуха (21)
    • .-развитие слухового внимания (3)
    • .-развитие слуховой памяти (1)
    • .-фонематическое восприятие (9)
    • +ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА (114)
    • все предметы (матем, русск, ин\яз, окр\мир) (19)
    • иностранный язык (16)
    • математика (46)
    • окружающий мир (2)
    • русский язык (17)
    • учебники (15)
    • чтение (1)
    • —ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ (4)
    • . ——ПОДЕЛКИ (134)
    • к Новому году 2 (32)
    • конфетные букеты (4)
    • аппликация (2)
    • из бумаги (15)
    • из пластилина, солёного теста (4)
    • из природного материала (18)
    • к Новому году (49)
    • к празднику (1)
    • рукоделие разное (2)
    • . ——ПОСОБИЯ своими руками (19)
    • ..ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ (62)
    • тесты для 1 — 3 лет (8)
    • тесты для 4 лет (13)
    • тесты для 5 лет (10)
    • тесты для 6 лет (14)
    • тесты для 7 лет (19)
    • ..ЧТО ДОЛЖЕН У МЕТЬ РЕБЁЁНОК (по возрастам) (24)
    • . УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ ребёнка (234)
    • .. речевые и прочие отклонения (задержки) (16)
    • .развитие речи (40)
    • .развитие речи/карточки к ЛЕКСИЧЕСКИМ темам (1)
    • .развитие речи\лексические темы (43)
    • .развитие речи\материалы к ЛЕКСИЧЕСКИМ темам (12)
    • кинезиология (31)
    • артикуляционная гимнастика (24)
    • биоэнергопластика (8)
    • дыхательная гимнастика (7)
    • звуковые таблицы (2)
    • логопедический массаж (10)
    • постановка и автоматизация звуков 1 (49)
    • постановка и автоматизация звуков 2 (5)
    • эйдетика (2)
    • .ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ (35)
    • коррекции ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (дислалии) (1)
    • для корр-ции ДИЗАРТРИИ (5)
    • другие (1)
    • коррекции ДИСЛЕКСИИ (2)
    • МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (16)
    • НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА (дисграфия) (10)
    • .ЛОГОПЕДИЯ-СТИХИ (6)
    • логопедические стихи (2)
    • приёмы для запоминания (4)
    • .МНЕМОТЕХНИКА, МНЕМОТАБЛИЦЫ (27)
    • . РАЗВИВАЮЩИЕ КАРТОЧКИ (КАРТИНКИ) (10)
    • карточки Домана (7)
    • ВАЖНОЕ 1 (49)
    • ВАЖНОЕ 2 (50)
    • ВАЖНОЕ 3 (28)
    • ВРЕМЕННЫЕ ПОНЯТИЯ (ил-ции, стихи, игры и т.д.) (59)
    • весна (2)
    • время суток (4)
    • все времена года (37)
    • дни недели (12)
    • зима (7)
    • лето (3)
    • осень (1)
    • распорядок дня (12)
    • ГЛЕБУ (30)
    • КНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (10)
    • КНИЖНЫЕ СЕРИИ 4 (10)
    • КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР (19)
    • настольный театр (15)
    • пальчиковый театр (1)
    • театр теней (2)
    • тканевый, лепка (3)
    • фланелеграфовый (3)
    • КУЛИНАРНОЕ (15)
    • МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ (5)
    • МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (28)
    • логоритмика (22)
    • музыкальные игры (2)
    • обучение музыкальной грамоте (2)
    • ОДЕЖДА, ПРИЧЁСКИ для детей (21)
    • для кукол (8)
    • карнавальные костюмы (6)
    • одежда для внуков (3)
    • причёски для внуков (3)
    • ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, этикет (5)
    • ПСИХОЛОГИЯ детская (42)
    • нейропсихология (6)
    • часть 1 (28)
    • часть 2 (8)
    • РАСКРАСКИ (21)
    • азбука, алфавит (2)
    • обучающие, тематические раскраски (14)
    • раскраски тематические (дикие,домаш. живот, птицы (2)
    • раскраски-прописи (графомоторика) (4)
    • САЙТЫ ДЕТСКОЙ ТЕМАТИКИ (43)
    • СКАЗКИ, РАССКАЗЫ, ЗАГАДКИ (10)
    • аудио, видео, флеш (1)
    • мультики, диафильмы (2)
    • печатные (7)
    • СТИХИ, ЗАГАДКИ (12)
    • УМНЫЕ КНИЖКИ (48)
    • УМНЫЕ КНИЖКИ 2 (27)
    • УМНЫЕ КНИЖКИ 3 (8)
    • УМНЫЕ КНИЖКИ 4 (20)
    • УМНЫЕ КНИЖКИ 5 (0)
    • УМНЫЕ КНИЖКИ 6 (0)
    • ФИЗМИНУТКА (5)
    • физминутки (3)
    • ю- КОМП (19)
    • Любаша Каргина (9)
    • разное (1)
    • Ю-РАЗНОЕ (13)
    • Я — (закрытое) для с-ний (13)
    • Я — рамочки (40)
    • Я-ДНЕВНИКИ О ДЕТЯХ (30)
    • Я-ДРУГИЕ ЗАКЛАДКИ (41)
    • я-пппппппппп (3)
    • Я-хлам (15)
    • ЯЯЯ-GGG (6)
    • ___НАЙТИ ПОЛЕЗ\литературу (4)
    • ___РАСПЕЧАТАТЬ (66)
    • Pаспечатать из вКОНТАКТЕ (37)
    • ___РАСПЕЧАТАТЬ НЕМЕДЛЕННО. (36)
    • ___РАССМОТРЕТЬ (26)
    • ___СЕРИЯ СООБЩЕНИЙ (20)
    • ___СКАЧАТЬ (13)
    • ___ССЫЛКИ с ПАНЕЛИ (48)

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    Памятка-буклет для родителей «Звуковой анализ и синтез»

    Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

    Наша речь состоит из предложений.

    Предложение — это законченная мысль.

    Предложения состоят из слов.

    Звук — это то, что мы слышим и произносим.

    Буква — это то, что мы видим и пишем.

    Звук на письме обозначается буквой.

    Звуки бывают гласные и согласные.

    Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

    В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

    На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

    Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

    Шесть гласных букв — «а» «у» «о» «и» «э» «ы» — соответствуют звукам.

    Четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» — йотированные, то есть обозначают два звука: («я» — [йа], «ю» — [йу], «е» — [йэ], «ё» — [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).

    В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» — [а], «ю» — [у], «е» — [э], «ё» — [о] (береза, мяч).

    Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

    Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

    Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

    Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

    Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

    Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

    Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

    Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

    Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

    Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

    Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

    Процитировано 4 раз
    Понравилось: 2 пользователям

    источник