Меню Рубрики

Как правильно составить анализ деятельности организации

Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации состоит из следующих этапов:

Анализ финансовых результатов, эффективности использования активов и источников их формирования

Рассмотрим подробнее каждый из названных этапов.

Данный этап включает в себя три составляющих:

  1. анализ структуры активов;
  2. анализ структуры источников формирования активов;
  3. анализ изменения активов и их источников.

Агрегированная информация о состоянии имущества и источников его образования представлена в таблице.

Наименование Базисный год Отчетный год В % к валюте баланса Прирост (+), уменьшение (-)
Базисный год Oтчетный год абсолютная
величина
относительная
величина, %
доля в %
к валюте
баланса
Актив
Внеоборотные активы
Оборотные активы:
Запасы
Долгосрочная дебиторская задолженность
Краткосрочная дебиторская задолженность
Денежные средства
Краткосрочные финансовые вложения
Валюта баланса 100% 100% 100%
Пассив
Капитал и резервы (источники собственных средств)
Обязательства:
Долгосрочные:
Кредиты и займы
Кредиторская задолженность
Краткосрочные:
Кредиты и займы
Кредиторская задолженность
Валюта баланса 100% 100% 100%

При анализе структуры активов и их источников могут наблюдаться негативные тенденции:

  • абсолютное и относительное снижение денежных средств;
  • более быстрый рост заемных средств по сравнению с собственными средствами, что увеличивает вероятность потери контроля над своими активами;
  • более быстрый рост краткосрочных обязательств по сравнению с долгосрочными обязательствами, что приводит к снижению финансовой стабильности организации;
  • более быстрый рост краткосрочных кредитов и займов по сравнению с краткосрочной кредиторской задолженностью (уменьшение дешевых источников финансирования), что приводит к увеличению себестоимости продукции, работ, услуг.

При анализе источников собственных средств (уставный, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль (убыток) и прочие резервы) положительной тенденцией является увеличение нераспределенной прибыли, ее более быстрый рост по сравнению со всеми собственными источниками. Соответственно, снижение доли нераспределенной прибыли свидетельствует о падении деловой активности организации.

При анализе обязательств (задолженность по кредитам и займам, кредиторская задолженность) положительной тенденцией является увеличение доли долгосрочных обязательств, снижение просроченной задолженности.

Отдельного внимания заслуживают просроченные обязательства. Их принято делить на:

  • «спокойные» (задолженность поставщикам и подрядчикам; исключение составляют случаи подачи иска кредитором в арбитражный суд о взыскании задолженности);
  • «срочные» (задолженность бюджету, внебюджетным фондам; увеличение доли соответствующей задолженности свидетельствует о финансовых затруднениях организации).

Размещение активов оценивают с помощью доли в валюте баланса внеоборотных и оборотных активов, доли в валюте баланса имущества производственного назначения. Для организаций производственной сферы доля имущества производственного назначения должна находиться в пределах от 50 до 60%.

Состояние краткосрочных активов характеризуется соотношением труднореализуемых и легкореализуемых активов. Для оценки можно использовать следующую таблицу.

№ п/п Наименование статьи Базисный год Отчетный год Темп роста, % Изменение по
сравнению с
базисным годом
1 Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения), расходы будущих периодов, тыс. руб.
2 Производственные запасы, готовая продукция и товары для перепродажи, тыс. руб.
3 Просроченная краткосрочная дебиторская задолженность, тыс. руб.
4 Итого труднореализуемые активы (сумма строк с 1-й по 3-ю), тыс. руб.
5 Общая величина краткосрочных активов (оборотные активы минус долгосрочная дебиторская задолженность), тыс. руб.
6 Легкореализуемые активы (стр. 5 — стр. 4), тыс. руб.
7 Отношение труднореализуемых активов к легкореализуемым активам (стр. 4/стр. 6*100%), % X

Понятно, что увеличение доли труднореализуемых активов негативно влияет на ликвидность и финансовую стабильность организации.

Для анализа платежеспособности и финансовой устойчивости используется система следующих показателей:

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств: К = заемные средства / собственные средства x 100.

Характеризует обеспеченность заемных средств собственными, то есть гарантию возврата долга. Рекомендуемое значение: 0. Профицит, если стр. 1 — стр. 2 0. Профицит, если стр. 4 — стр. 5 0. Профицит, если стр. 7 — стр. 8 0

Положительная или стабильная, значение > 0 Рентабельность активов чистая (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 Рентабельность продаж чистая, (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Отсутствие дефицита запасов Отсутствие дефицита запасов Отсутствие просроченных обязательств Отсутствие просроченных обязательств Отсутствие просроченной дебиторской задолженности Отсутствие просроченной дебиторской задолженности Чистые активы > уставного капитала Чистые активы > уставного капитала. Положительная или стабильная динамика чистых активов Оборотный капитал > 0 Оборотный капитал > 0. Положительная динамика или стабильная «Хорошо». Для организаций, существующих менее 1 года, высшая оценка «удовлетворительно» Рентабельность активов общая (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 за предшествующий год Рентабельность активов чистая (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 за предшествующий год Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 за предшествующий год Рентабельность продаж чистая (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 за предшествующий год Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Отсутствие дефицита запасов Отсутствие дефицита запасов Отсутствие просроченных обязательств Снижение просроченных обязательств Отсутствие просроченной дебиторской задолженности Снижение просроченной дебиторской задолженности Чистые активы > уставного капитала Чистые активы > уставного капитала. Положительная динамика чистых активов или стабильная Оборотный капитал > 0 Оборотный капитал > 0. Положительная динамика или стабильная «Удовлетворительно» Рентабельность активов общая, (%) > 0 Динамика не имеет значения Рентабельность активов чистая (%) > 0 Динамика не имеет значения Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг (%) > 0 Динамика не имеет значения Рентабельность продаж чистая (%) > 0 Динамика не имеет значения Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Динамика не имеет значения Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Динамика не имеет значения Отсутствие просроченных обязательств Динамика не имеет значения «Неудовлетворительно» Наличие дефицита одного из видов ликвидных активов Динамика не имеет значения Наличие просроченных обязательств Динамика не имеет значения Убыточность Динамика не имеет значения

Финансовое состояние оценивается как:

  1. отличное, хорошее, удовлетворительное при наличии всех указанных критериев;
  2. неудовлетворительное, если выполняется хотя бы один из указанных критериев: наличие дефицита одного из видов ликвидных активов или наличие просроченных обязательств.

Этим содержание методики Госкомстата исчерпывается.

Для целей проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации полезную информацию можно почерпнуть также из следующих документов:

  1. Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 №367;
  2. Методики проведения ФНС учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 21.04.2006 №104;
  3. Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций) (см. таблицу 1 «Некоторые показатели, рекомендуемые для аналитической работы» разд. IV «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия»), утверждены Приказом Минэкономики России от 01.10.1997 №118;
  4. Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утверждены Распоряжением ФУДН при Госкомимуществе России от 12.08.1994 №31-р;
  5. Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций, утверждены Приказом ФСФО России от 23.01.2001 №16.

Обратите внимание! В данный перечень вошли как действующие, так и утратившие силу документы. Однако для целей проведения анализа это не имеет принципиального значения, ведь методологические основы с течением времени не изменяются.

Особо подчеркнем, что некоторые налоговые органы, ссылаясь на неудовлетворительное финансовое состояние организации, отказывают в вычете НДС. В качестве обоснования своей позиции налоговики обычно приводят расчет нескольких коэффициентов. Однако подобные действия инспекторов незаконны, поэтому, обратившись в суд, можно отстоять право на вычет (см., например, Постановления ФАС МО от 17.04.2012 по делу №А40-109075/10-35-581, Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 №09АП-32165/2012 по делу №А40-40743/12-90-215). Арбитры указывают, что неудовлетворительное финансовое состояние не названо в гл. 21 НК РФ в качестве основания для отказа в вычете. Кроме того, судьи отмечают, что проведенный налоговым органом анализ финансового состояния налогоплательщика не носит комплексного характера, инспекторы отдают предпочтение негативным показателям и не учитывают «хорошие» коэффициенты и положительные тенденции.

Мы подробно рассмотрели предложенную Госкомстатом методику. В принципе она позволяет дать комплексную оценку положению дел на предприятии. Однако при ее применении (как, впрочем, и в случае использования любой другой методики) нельзя переоценивать роль отдельных коэффициентов. Коэффициенты — это наиболее известный и широко применяемый инструмент анализа финансовой отчетности. Они позволяют изучить зависимости между различными составными частями финансовых отчетов (активами и обязательствами, затратами и поступлениями), а также их динамику. Коэффициенты рассчитать нетрудно, а вот правильное их толкование может вызывать трудности.

Кроме того, нужно помнить, что для анализа используют более сотни различных финансовых коэффициентов. Отбор конкретных коэффициентов определяется задачами проводимого анализа (анализ кредитоспособности, анализ вероятности банкротства, рейтинговая оценка).

Важно оценить не только значения рассчитанных показателей, но и их динамику.

Так, показатели могут характеризовать организацию с хорошей или даже очень хорошей стороны, но их негативная тенденция (устойчивое снижение размера чистых активов, чистой прибыли, рентабельности, доли собственного капитала, коэффициентов ликвидности) – повод задуматься (понять причины отрицательных изменений, внести необходимые корректировки в проводимую руководством организации политику). И наоборот, нет оснований для паники, если значение некоторых из показателей ниже рекомендуемого, но наблюдается их положительная динамика.

При проведении анализа должны учитываться не только отраслевые особенности, но и условия жизнедеятельности каждого конкретного предприятия. Например, при наличии на балансе объектов незавершенного строительства значимыми будут такие сведения, как (п. 8 Приложения 3 к Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа):

  • степень готовности объектов незавершенного строительства;
  • размер средств, необходимых для завершения строительных работ, и срок возможного пуска в эксплуатацию объектов;
  • необходимость или целесообразность завершения строительных работ либо консервации объектов незавершенного строительства;
  • возможная стоимость объектов незавершенного строительства при реализации на рыночных условиях.

Автор: С.М.Волкова, Эксперт журнала «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение»
Источник: «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», 4/2013

источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПО ПРЕДМЕТУ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

НА ТЕМУ: «АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФАКУЛЬТЕТА УСКОРЕННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ЧЕРНОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА

ПРОВЕРИЛ: СИТНИКОВА ВЛАДА ВАЛЕРЬЕВНА

1. Характеристика предприятия. …………………………. 5

2. Анализ формирования производственной программы..………………………. 7

3. Анализ выпуска и реализации готовой продукции. …………………………..8

3.1. Анализ объема продукции ………………………………………………………….8

3.2. Анализ структуры и ритмичности производства ……………………………. 11

4. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами и экономическая оценка их использования.. ………………………………………….12

4.1. Анализ потребности и обеспеченность материальными ресурсами ………12

4.2. Анализ использования материальных ресурсов ………………………………13

5. Анализ использования основных производственных

5.1. Анализ показателей объема основных средств, их динамики и структуры .14

5.2. Анализ использования оборудования и производственной мощности предприятия ……………………………………………………………………………….15

5.3. Анализ эффективности использования основных фондов …………………..16

6. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и экономическая оценка их использования. Кадровая политика предприятия. …………………………………………. 18

6.1. Характеристика движения рабочей силы ………………………………………19

6.2. Критерии эффективности управленческого труда ……………………………19

6.3. Анализ использования трудовых ресурсов …………………………………….20

6.4. Анализ производительности труда ………………………………………………21

7. Анализ себестоимости продукции. …………………………. 23

7.1. Анализ себестоимости по элементам затрат ……………………………….…23

7.2. Анализ затрат на рубль товарной продукции ………………………………….24

8. Анализ финансового состояния предприятия. …………………………….26

8.2. Анализ рентабельности . …………………………………………………….28

8.3. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности ………………………. 30

8.4. Анализ структуры пассивов и активов баланса ……………………………….31

8.5. Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия ………………….34

Список использованной литературы. ……………………………..37

Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Анализ представляет собой расчленения явления или предмета на его составные части (элементы) с целью изучения их внутренней сущности. В равной мере это же положение относится и к экономическим явлениям и процессам. Так, для понимания сущности прибыли требуется знать основные источники ее получения, а также факторы, определяющие ее величину. Чем детальнее они исследованы, тем эффективнее можно управлять процессом формирования финансовых результатов.

Однако анализ не может дать полного представления об изучаемом предмете или явлении без синтеза, т.е. без установления связей и зависимостей между его составными частями. При изучении прибыли также нужно учитывать взаимосвязь и взаимодействие факторов, формирующих ее уровень. Только анализ и синтез в их единстве обеспечивают научное изучение предметов и явлений.

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении во всем многообразии связей и зависимостей.

Экономический анализ можно рассматривать как деятельность по подготовке данных, необходимых для научного обоснования и оптимизации управленческих решений. Анализ тесно связан с планированием и прогнозированием производства.

Анализ является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

1. необходимостью повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением наукоемкости и капиталоемкости производства;

2. отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям;

3. созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией предприятий и прочими мероприятиями экономической реформы.

Качество работы производственных предприятий характеризуется конечным результатом производственно-хозяйственной деятельности, ритмичностью выполняемых работ.

Повышение качества выполняемых работ зависит не только от самой организации, но и от внешних причин: поставщиков, заказчиков, своевременного поступления финансирования, от социально-политической и экономической

Читайте также:  Медицинская книжка какие должны быть анализы

Переход от плановой к рыночной экономике существенно повлиял на деятельность производственных предприятий, они стали более зависимы от внешних факторов. Постоянный недостаток денежных средств затрудняет заключение новых договоров на поставку сырья и материалов и вынуждает применять другие формы расчета.

Недостаток денежных средств у заказчика ставит под вопрос своевременность оплаты и соответственно не позволяет четко планировать сроки строительства. В этих условиях экономический и финансовый анализ деятельности предприятия приобретает особенно важное значение.

Экономический анализ представляет собой системное исследование всех сторон финансово-хозяйственной деятельности

Основная функция анализа — поиск резервов повышения эффективности производства. Основные резервы производственных предприятий во всех их подразделениях связаны с применением трех видов ресурсов, соответствующих структуре производственного процесса, резервы, связанные с применением рабочей силы, средств труда и предметов труда. Мобилизация резервов осуществляется как путем совершенствования технологии, так и путем ликвидации различных потерь. Также экономический анализ ставит перед собой задачи:

1. Оценка результатов деятельности предприятий по

выполнению планов, достигнутому уровню развития

2. экономики, использованию имеющихся возможностей.

Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Значение анализа в системе организационно-управленческой деятельности состоит в том, что он позволяет принимать оптимальные тенденции развития предприятий на последующие периоды.

В курсовой работе присутствуют следующие разделы: анализ производственной программы предприятия, анализ выпуска и реализации готовой продукции, анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами и экономическая оценка их использования, анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и экономическая оценка их использования, кадровая политика предприятия, анализ организационно-технического уровня предприятия, использование основных фондов (производственного предприятия), инновационной деятельности (амортизационная политика), анализ издержек производства, финансовый анализ.

Экономический анализ способствует улучшению плановой работы, повышению уровня всей хозяйственной деятельности, является неотъемлемой частью работы предприятия.

Проведем экономический анализ хозяйственной деятельности ООО «ТИСТ» за три последних года, то есть за 1999, 2000, 2001 года.

Объектом экономического анализа в данной курсовой работе является ООО «ТИСТ». Среднесписочная численность 30 человек.

В уставе предприятия отражены следующие основные виды деятельности, швейное производство, оптово-розничная торговля.

Учредителем предприятия является физическое лицо, доля которого в уставном капитале составляет 100%.

Предприятие частной формы собственности.

ООО «ТИСТ» создано в целях обеспечения населения постельным бельем. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета, собственного имущества не имеет (все арендованное).

ООО «ТИСТ» от своего имени заключает договора, приобретает права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде.

1. приобретать и арендовать основные и оборотные средства;

2. осуществлять материально-техническое обеспечение;

3. осуществлять все виды коммерческих сделок;

4. планировать свою деятельность;

5. использовать чистую прибыль;

6. определять и использовать фонд оплаты труда;

7. определять штатное расписание;

8. устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, и сокращенный рабочий день и иные социальные льготы.

1. нести ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение законодательства и иных правил хозяйствования;

2. обеспечить своим работникам безопасные условия труда;

3. осуществлять оперативный и бухгалтерский учет, вести статистическую отчетность.

Бухгалтерский учет на предприятии ведется по журнально-ордерной форме учета. В учетной политике предприятия отражены следующие основные методы и способы бухгалтерского учета:

источник

Динамика основных финансовых показателей организации. Стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия. Анализ миссии компании, корпоративной, деловых и функциональных стратегий. Сущность политики формирования портфеля заказов на продукцию.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления — «НИНХ»

по производственной практике

Анализ деятельности организации на ООО «Айгуль»

Глава 1. Анализ деятельности организации

1.1 Краткая характеристика деятельности организации

1.2 Динамика основных финансовых показателей организации и краткий анализ финансово-хозяйственной деятельности

1.3 Стратегический анализ внешней среды организации

1.4 Анализ внутренней среды организации

Глава 2. Применение методов стратегического менеджмента в ООО «Айгуль»

2.1 Характеристика миссии организации, корпоративной, деловых и функциональных стратегий

2.2 Стратегия формирования портфеля заказов на продукцию

Глава 3. Разработка путей решения проблемы, существующей в организации

Управление — есть сознательное воздействие человека на объекты и процессы в целях придания деятельности предприятия коммерческой направленности и получения определенных результатов.

Торговой называется организация, выполняющая функции купли, продажи, дистрибьюции и хранения товаров, а также занимающаяся торгово-финансовой деятельностью. Как отрасль торговля отличается от других отраслей хозяйства низкой фондоемкостью, широким применением живого труда, высокой потребностью в оборотных средствах и более быстрой их оборачиваемостью.

Коммерческая деятельность торговых предприятий имеет много общего. Однако конкретные управленческие решения, разработанные и реализованные одними торговыми предприятиями, не всегда могут быть использованы другими предприятиями. Это обусловлено факторами внешней среды на стадии перехода к рыночной экономике, в первую очередь изменениями потребительского рынка. Кроме того, изменяются во времени и внутренние условия функционирования торгового предприятия. Следовательно, процесс управления должен определяться параметрами окружающей среды и их переменными величинами в пределах торгового предприятия. Это обуславливает актуальность выбранной темы прохождения производственной практики.

Объектом производственной практики является предприятие мелкооптовой торговли ООО «Айгуль». Целью прохождения производственной практики является анализ стратегического и финансового управления коммерческой деятельностью торгового предприятия ООО «Айгуль», выявление актуальных проблем управления данным предприятием и разработка путей их решения.

В соответствии с поставленными для прохождения производственной практики целями сформированы следующие задачи:

§ Определить характеристику деятельности предприятия и провести анализ основных финансово-экономических показателей коммерческой деятельности ООО «Айгуль»;

§ Провести стратегический анализ внешней и внутренней среды ООО «Айгуль»;

§ Рассмотреть основные методы стратегического менеджмента в ООО «Айгуль»;

§ Выявить основные проблемы стратегического управления ООО «Айгуль» и разработать методы их решения.

Методической и теоретической основой написания отчета о производственной практике должны стать соответствующие Федеральные законы РФ, учебные пособия и специальная литература по обозначенной теме исследования, бухгалтерская (финансовая) и статистическая отчетности ООО «Айгуль». Структура отчета о практике состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 17 источников и приложения.

Глава 1. Анализ деятельности организации

1.1 Краткая характеристика деятельности организации

Общество с ограниченной ответственностью «Айгуль» занимается мелкооптовой и розничной продажей винно-водочной и другой продукции. Местонахождение предприятия — г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия), база ППС.

Деятельность предприятия регулируется Конституцией РФ, ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», уставом предприятия, а также другими нормативными документами и законодательными актами. Предприятие является самостоятельным хозяйственным объектом с правами и обязанностями юридического лица.

Предприятие действует на принципах полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости, обеспечивает социальное развитие и стимулирование работников за счет накопленных средств, несет полную ответственность за результаты собственной хозяйственной деятельности и выполнение возложенных на себя обязательств перед поставщиками и потребителями, бюджетом, банками, а также перед трудовым коллективом согласно действующего законодательства.

Целью создания ООО «Айгуль» является осуществление производственно-хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли.

Для достижения своих целей ООО «Айгуль» выполняет следующую деятельность:

— осуществляет любые виды сделок и операций как в России, так и за границей: сделки купли-продажи, мены, подряда, займа, перевозок, поручений, хранения, комиссии и другие.

— осуществляет посреднические, агентские, представительские, маркетинговые, трастовые, инжиниринговые, лизинговые и другие услуги.

— осуществляет рекламную информацию, проводит рекламные мероприятия, участвует и организует выставки и ярмарки.

— осуществляет поиск потенциальных партнеров среди объединений, предприятий и организаций, находящихся на территории Российской Федерации, а также фирм, находящихся за ее пределами для налаживания прямых контактов между ними.

— осуществляет вложение имеющихся средств в проекты сотрудничества с зарубежными партнерами, включая создание совместных предприятий, строительство объектов социального, производственного назначения.

— участвует в разработке и внедрении инвестиционных программ по реконструкции, капстроительству жилых и нежилых помещений.

— осуществляет различные виды внешнеэкономической деятельности, включая экспортно-импортные, товарообменные (бартерные) с товарами народного потребления и услугами, неликвидами, вторичными ресурсами и т.д.

— осуществляет строительство, изготовление, приобретение, сдачу в аренду и отчуждение имущества: зданий, оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей;

— осуществлять складские, консигнационные услуги, транспортные, экспедиторские, автосервисные услуги, включая создание собственных или совместных автохозяйств;

— производить все виды страхования своих имущественных и неимущественных интересов в страховых обществах.

Уставный капитал ООО «Айгуль» сформирован за счет вкладов учредителей и составляет 10 000 000 руб.

ООО «Айгуль» самостоятельно осуществляет планирование хозяйственной деятельности, исходя из реального потребительского спроса в пределах видов деятельности.

Структура органов управления ООО «Айгуль» состоит из общего собрания участников (ежегодные собрания) и единоличного исполнительного органа.

1.2 Динамика основных финансовых показателей организации и краткий анализ финансово-хозяйственной деятельности

Для выявления динамики изменения балансовых показателей приведем сравнительный аналитический баланс в Приложении 1.

Анализ динамики баланса позволяет сделать вывод о его устойчивой структуре. По итогам отчетного периода валюта баланса выросла на 14%. Увеличилось количество и удельный вес внеоборотных и оборотных (материалов и готовой продукции) активов, снизилась доля дебиторской задолженности и НДС. Однако снизилась и доля денежных средств в общей валюте баланса, но при этом выросла доля финансовых вложений, что позволяет судить о том, что исследуемое предприятие формирует инвестиционную программу. Доля собственных средств в пассиве баланса также возросла, снизились краткосрочные займы и кредиторская задолженность. В общем можно охарактеризовать динамику баланса как положительную.

Данные для расчета финансовых коэффициентов сведем в таблицу 1.1.

Себестоимость проданных товаров

Прибыль до налогообложения

Налог на прибыль, прочие платежи и чрезвычайные расходы

Выручка от продаж товаров предприятия возросла на 17%, при этом прирост себестоимости составил всего 13%, что позволило значительно повысить валовую прибыль ООО «Айгуль». Можно сделать вывод об эффективности маркетинговой и финансовой стратегии предприятия.

Коэффициенты ликвидности организации.

Можно заметить, что все коэффициенты ликвидности предприятия в отчетном и базовом периоде соответствуют нормативным с отклонениями в положительную сторону, наблюдается положительная динамика. Это говорит о высокой степени платежеспособности предприятия при расчетах с дебиторами и кредиторами, а также об обеспеченности предприятия оборотными средствами для погашения текущих задолженностей. В ближайшее время в случае продолжения выбранной управлением предприятия финансовой и маркетинговой стратегии банкротство ООО «Айгуль» не грозит.

Анализ финансовой устойчивости предприятия также сведем в таблицу.

По результатам таблицы видно, что финансовое состояние данного предприятия не зависит от внешних заемных источников средств, маневренность собственного капитала предприятия высокая, это говорит о том, что предприятие не всегда способно пополнять оборотные средства за счет собственных источников. Коэффициент обеспеченности материальных оборотных средств выше нормы как в начале отчетного периода, так и в конце. Доля собственных оборотных средств в общей сумме оборотных активов практически соответствует нормативу. По всем показателям можно оценить финансовое состояние организации как устойчивое.

Для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации могут быть использованы различные показатели рентабельности, которые условно можно объединить в следующие группы:

Показатели рентабельности капитала;

Показатели рентабельности производства;

Показатели рентабельности продаж;

Показатели рентабельности, рассчитанные на основе потоков денежных средств.

Основные виды рентабельности организации приведены в Приложении 2.

По результатам анализа рентабельности предприятия видно, что динамика рентабельности положительная, все коэффициенты соответствуют норме и растут. При этом динамика рентабельности продаж по прибыли до налогообложения и чистой прибыли выше, чем динамика рентабельности продаж, что говорит о повышении товарооборота при одновременном процентном снижении издержек, то есть об эффективной сбытовой и маркетинговой политике предприятия.

Анализ эффективности использования персонала начнем с определения количественного и качественного персонала организации (обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и их качественный состав).

Характеристика движения рабочей силы

Численность ППП на начало года

Уволены за нарушение трудовой дисциплины

Численность персонала на конец года

Среднесписочная численность персонала

Коэффициент оборота по приему работников

Коэффициент оборота по выбытию работников

Коэффициент текучести кадров

Коэффициент постоянства кадров

Средний возраст работников основной специальности

Средний возраст работников управленческого аппарата

Процент работников, имеющих необходимое образование (квалификацию)

Прибыль от реализации продукции

Себестоимость продукции, тыс. руб.

Выручка от реализации продукции, тыс. руб

Среднесписочная численность работников, чел

Среднегодовая выработка продукции одним работником (в текущих ценах), тыс.руб

В отношении движения рабочей силы в ООО «Айгуль» вырисовывается первая проблема: высокая текучесть кадров. Из таблицы также можно заметить то, что управление предприятия в отношении персонала ведет политику снижения среднего возраста как в отношении работников основной профессии, так и управленческого аппарата, однако в этом случае снижается процент профессиональной подготовки сотрудников. Вряд ли можно назвать такую политику управления персоналом эффективной для долгосрочной перспективы. В этом случае управлению по работе с персоналом предприятия необходимо обеспечивать мотивацию сотрудников (материальную и моральную), обеспечить благоприятный психологический климат и адаптацию в коллективе. Что касается эффективности использования персонала, то динамика ее положительная, выработка работников выросла по сравнению с прошлым периодом, рентабельность персонала выросла.

1.3 Стратегический анализ внешней среды организации

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

Читайте также:  Как называется анализ на все болезни

Для анализа факторов внешней среды можно использовать PEST — Анализ. PEST — Анализ — это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.

Анализ факторов внешней среды приведен в приложении 3.

Политические факторы в силу специфики отрасли почти никакого влияния на развитие компании не оказывают. Можно отметить только выраженное влияние факторов изменения денежно-кредитной и налоговой политики республики и Нерюнгринского района, а также отношения с иностранными государствами и странами ближнего зарубежья, предприятия которых являются косвенными поставщиками алкогольной продукции ООО «Айгуль».

Данные анализа влияния социальной и демографической среды свидетельствуют о существенном влиянии традиций, культурного уровня и уровня образования населения.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) складывается выгодная для развития малого предпринимательства обстановка. Республиканское правительство и муниципальное управление создают благоприятную среду для развития малого бизнеса в республике (законодательная и информационная поддержка, низкие кредитные ставки, выгодная аренда муниципальной собственности и т.д.).

Как видно из приведенной таблицы, факторы экономической среды оказывают отрицательно и положительное влияние на деятельность компании.

При этом наибольшее положительное влияние имеют следующие факторы:

— размеры и темпы изменения размеров рынка;

— размеры и темпы роста сегментов рынка в соответствии с интересами компании;

— общий уровень экономического развития;

— масштабы правительственной поддержки отрасли.

Наибольшее отрицательное влияние оказывают факторы:

— уровень развития конкурентных отношений;

— система налогообложения и качество экономического законодательства;

— общая конъюнктура национального рынка.

Технологические факторы также не оказывают существенного влияния на сферу деятельности компании, так как ООО «Айгуль» — предприятие непроизводственной сферы. Влияние оказывают только инновации в области торгового оборудования и технологий, а также факторы совершенствования маркетинговой и кадровой политики (рекламные технологии, программы обучения кадров по западным технологиям и т.д.).

В некоторых теориях природно-экологические факторы занимают одно из ведущих мест. Основной причиной, которая объясняет такое отношение к природной среде в этих теориях, является тезис о том, что развитие предпринимательства сдерживается ограниченностью ресурсов.

Природно-экологическая среда характеризуется следующими факторами:

— размещение больших промышленных центров;

— территориальное размещение полезных ископаемых и природных ресурсов;

— состояние экологической среды и ее влияние на производство.

Город Нерюнгри является сравнительно небольшим промышленным городом республики. В результате анализа влияния экологических факторов на предприятия малого бизнеса республики были выявлены незначительные факторы как позитивного (наличие и разработка природных ресурсов), так и негативного влияния (неблагоприятные природно-климатические и экологические условия для проживания).

Рынок алкогольной продукции и безалкогольных напитков — один из самых быстрорастущих в России. Это обеспечивается постоянным спросом, а также высоким ассортиментом предоставляемой продукции.

На следующей диаграмме представлен сегмент рынка мелкооптовой и розничной торговли алкогольными и безалкогольными напитками в общем товарообороте продуктов питания Нерюнгринского района в 2008 году.

На следующей диаграмме представлена динамика изменения объема продаж (процент от общей доли рынка) алкогольной и безалкогольной продукции за 2004-2008 год:

Сегментация рынка алкогольной продукции Нерюнгринского района представлена в следующем виде:

54% — люди со средним достатком, рабочие и служащие, с доходом до 10000 рублей в месяц на члена семьи

22% — «малоимущие» (рабочие и служащие) с доходом до 5000 рублей в месяц на члена семьи

5% — «наиболее обеспеченные», в основном руководители с доходом от 30000 рублей

9 % — бизнесмены — от 50000 рублей

Рассмотрим рыночную характеристику сегментов рынка, которая представлена в таблице 1.6.

Характеристика потребителей алкогольной продукции Нерюнгринского района

Потребители по полезным свойствам

Потребители по демографическому признаку

Потребители по поведенческому признаку

Потребители по психографическому признаку

Большие семьи, домохозяйки, пенсионеры, временно безработные

Ипохондрики, с консервативными вкусами

Те магазины, у которых цена наиболее приемлемая (низкая)

Деловые люди, имеющие постоянное место работы

Активные, уверенные в себе люди

По приемлемости цены, имеющиеся в продаже

Соответствие модным тенденциям

Молодежь, до 27 лет, студенты и служащие

Любители авангарда, новаторы, экспериментаторы

Общительные, независимые, стремящиеся к достижению целей

Исходя из приведенных данных можно посоветовать ООО «Айгуль» продолжать политику гибкого уровня цен и ассортимента, рассчитанного на людей со средним достатком.

Основными поставщиками ООО «Айгуль» являются такие производители как АО «Балтика», Кубань-вино, ООО Корнет (г. Москва) — поставки алкогольной продукции (вино, коньяк, специализированные алкогольные напитки) из стран СНГ и дальнего зарубежья, ООО ТД Вилаш, ООО ТД Винерон, АО Алкопром, АО АлкоПремиум, ООО БайкалФарм, ООО Исток-Амур, ОАО Кристалл, ООО ТД Немирофф, Мариинский спиртовой комбинат, ООО ОША, ЗАО Русский алкоголь и другие.

Наиболее привлекательными для ООО «Айгуль» с точки зрения стоимости, доставки и гарантии качества являются:

Наиболее привлекательными с точки зрения важности для поставщика объема продаж являются следующие:

— Мариинский спиртовой комбинат;

Наиболее привлекательными по концентрированности поставщика на работе с конкретными клиентами выделены:

В настоящее время управленческая политика ООО «Айгуль» предполагает закрепление сотрудничества с наиболее выгодными поставщиками.

Под конкурентами компании понимается следующее. Конкуренты — альтернативные товары, услуги, взаимоотношения, способные удовлетворить нужды и потребности клиента, а также юридические и физические субъекты, предоставляющие эти товары, услуги и взаимоотношения.

Проведем структурный анализ конкурентной среды (модель 5 сил):

1. Новые конкуренты. ООО «Айгуль» является наиболее крупным реализаторам алкогольной продукции на рынке Нерюнгринского района по ассортименту продукции, гибкости скидок и обслуживания, ценам и имиджу фирмы. Угроза проникновения на рынок новых конкурентов фирме практически не грозит, так как компания уже прочно завоевала потребительские позиции.

2. Угроза замены. Поскольку алкогольная продукция ООО «Айгуль» разнопрофильна и реализуется в достаточном ассортименте по доступным ценам, оптом и в розницу степень угрозы того, что заменители — прямые или косвенные — повлияют на деятельность организации практически равна нулю.

3. Власть покупателей. Власть покупателей практически не оказывает влияния на деятельность исследуемого предприятия, так как ассортимент продукции очень высок, продукция конкурентоспособна, а данная отрасль характеризуется низкой эластичностью спроса по цене.

4. Власть поставщиков. В Российской Федерации и за рубежом достаточно большое количество фирм занимаются производством алкогольной продукции, что обеспечивает отсутствие доминирования в среде поставщиков. Для производителя алкогольной продукции важна угроза выхода на рынок и продвижения товаров заменителей, поэтому как поставщики они обеспечивают доступность цены, качество и гарантии товара.

5. Из существующих мелкооптовых и розничных магазинов алкогольной продукции ООО «Айгуль» является самой крупной и самой долговременной в Нерюнгринском районе. Основными конкурентами ООО «Айгуль» по поставке и мелкооптовой и розничной реализации алкогольной продукции в Нерюнгринском являются ООО «Вист», ООО «Вино-Маркет», ТД «МИР ПИВА».

Проведем анализ сильных и слабых сторон фирмы ООО «Айгуль» и основных ее конкурентов. Обозначим факторы влияния и рейтинговую оценку по 5-балльной шкале:

«5» — если данный признак на предприятии полностью проявляется;

«4» — если данный признак проявляется в достаточной степени;

«3» — если данный признак проявляется не полностью;

«2» — если данный признак проявляется слабо;

«1» — если данный признак не проявляется.

Сравнительный анализ конкурентов приведен в приложении 4.

Как видно из анализа, средняя рейтинговая оценка факторов привлекательности для потребителя конкурентов ООО «Айгуль» ниже, чем у нашей фирмы. Следовательно, опасность влияния существующих конкурентов на рынке алкогольной продукции Нерюнгринского района достаточно низкая.

В соответствии с результатами анализа для фирмы выделена следующая концепция поведения: фокусирование на определенной группе товаров (алкогольная продукция и безалкогольные напитки) и расширение рынка в северо-западные районы Якутии и в сторону Амурской области.

1.4 Анализ внутренней среды организации

Проведем анализ внутренней среды организации по методу SNW и методу экспертных оценок.

Метод SNW проведем по сильным и слабым сторонам организации в разрезе различных сфер деятельности в приложении 5.

Как видно из анализа, самой слабой стороной управления предприятием является кадровая политика: низкий уровень подготовки и квалификация сотрудников, высокая текучесть кадров, отсутствие мотивации персонала, отсутствие контроля за циклами найма рабочей силы.

Проведем оценку различных аспектов деятельности организации ООО «Айгуль» по методу Дельфи:

Введем обозначения сфер деятельности:

F1 — производственная деятельность;

F2 — финансовая деятельность;

F3 — снабжение материально-техническими ресурсами;

F4 — управленческая деятельность;

F5 — маркетинговая политика;

F6 — технологическая политика;

F7 — управление персоналом;

F8 — инновационная деятельность;

F9 — рекламная деятельность;

F10 — организационная структура и имидж организации.

4-5 баллов — удовлетворительная;

В качестве экспертов были опрошены специалисты ООО «Айгуль»: генеральный директор, директор филиала мелкооптового магазина, старший товаровед, старший экономист, инспектор кадров, главный бухгалтер, администратор торгового зала, старший продавец, специалист отдела планирования, специалист по рекламе и PR.

Результаты сведем в таблицу:

Экспертные оценки состояния сфер деятельности предприятия

источник

В статье дана подробная инструкция, которая позволит провести всесторонний анализ деятельности предприятия и его финансовых результатов. С помощью такого анализа вы сможете определить, есть ли у компании проблемы сейчас и могут ли они возникнуть в будущем.

  • Как провести пошаговый анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
  • Какие показатели стоит использовать, а какие не пригодятся.
  • Как разработать регламент анализа деятельности предприятия.

Это очень важный этап анализа деятельности предприятия. Не разобравшись с ним, переходить к следующим шагам нельзя. Выделите на него время, желательно в спокойный период, возможно, в выходной день. Самое главное — не врать самому себе. На своем опыте я сформулировала неверные цели анализа:

  • анализ финансовых результатов деятельности предприятия обязательно должен быть, все развитые компании им пользуются;
  • мы много сотрудничаем с банками, нужно представлять приемлемую для них отчетность;
  • нам нужно как-то определить, кого именно из сотрудников хвалить, а кого наказывать;
  • я должен контролировать состояние моего предприятия, финансовая служба должна мне давать сводку.

Будет ошибкой ожидать, что построенный по таким целям анализ деятельности предприятия сможет улучшить работу вашей компании. Вспомните стратегические цели и вместе с директором пофантазируйте на тему «а как мы поймем, что идем правильным путем?». Затем подключите к обсуждению функциональных директоров. Не беда, если все их «хотелки» невозможно будет реализовать, важно поймать суть вопроса, а не чьи-то знания об умных коэффициентах. К тому же помните о ресурсах, вряд ли ваша стратегическая цель — создание дорогого аналитического центра на базе вашего предприятия. Да, а все «хотелки» все же запишите. Бывает, то, что сначала кажется невозможным, оказывается вполне выполнимым, не исключено, что и вас осенит.

В результате этих обсуждений должно возникнуть понимание, что анализировать, для чего и как этим пользоваться. Если, например, ваши цели связаны с долей рынка, то нужно не только анализировать свои объемы, но и мониторить чужие. И понимать, как реагировать на полученные данные. Не экономьте на этом этапе ни времени, ни сил. Хорошо, если руководство будет в расслабленном состоянии для творческого полета мысли, а финансовый менеджер максимально собран для лучшей координации процесса. А ваше творчество начнется тогда, когда нужно будет придумать, как воплотить в жизнь все, что нафантазируете с коллегами.

В моей практике была ситуация, когда мы решили разобраться с деятельностью направления наружной рекламы. В хорошие времена его рентабельность была неприлично высока, поэтому никто не видел необходимости тратить время на глубокий анализ «золотой коровы». Затем кризис 2008 года ударил нас довольно ощутимо, пришлось считать каждую копейку. Итак, что мы сделали. Для начала собрались и обсудили, что мы хотим понять, на что можем влиять, что может стать пищей для размышлений. В итоге решили, что нужно определить:

  • эффективность каждой конструкции (показатели: сумма и коэффициент маржинальной прибыли, рентабельность);
  • динамику продаж по каждой конструкции (показатели: заполняемость, простои, скидки, субъективная оценка менеджера по продажам — хорошо/плохо продается);
  • сравнение содержания собственного сервиса с аутсорсингом (показатели: сравнительная таблица — стоимость, сроки, качество);
  • анализ структуры постоянных расходов.

По результатам анализа отказались от убыточных и бесперспективных конструкций (если честно, то их убыточность понимали и раньше, но все как-то жалко было, рука не поднималась, пока не увидели, во сколько это «жалко» обходится в месяц, а тем более в год, думаю, так бывает на многих предприятиях); по конструкциям, которые оказались убыточными, но перспективными, разработали и предложили муниципальным властям программу размещения городской информации по цене прямых расходов; отказались от одного из складов, оптимизировали штат, для покрытия части постоянных расходов ввели план по закупкам рекламы.

Скачайте полезные документы:

Положение об организации и процедурах финансово-экономического анализа
Регламент формирования и оценки результатов план-фактного анализа

Читайте также:  Как расшифровать анализ скрининга 1 триместра

В профессиональной литературе можно найти много классификаций видов анализа финансовых результатов деятельности предприятия по различным признакам. Ваш выбор, безусловно, зависит от тех потребностей, которые вы определили выше. Я остановлюсь на анализе по временному признаку, который полезен для всех предприятий.

Важно зафиксировать ситуацию «здесь и сейчас». Это точка отсчета. Не забудьте о ней. Она важна не только для того, чтобы оценить затем достижения/провалы, но и может повлиять вообще на стратегические моменты, если ожидания и реальность окажутся далеки друг от друга.

Мой совет — не старайтесь прыгнуть выше головы. Если ваши инструменты для анализа вы только создаете, то вполне нормально, что его качество на данном этапе оставляет желать лучшего. Это просто стоит понять и принять. И в этой ситуации вам поможет «писанина». Не поленитесь и обязательно опишите:

  • методологию — что и как вы рассчитывали;
  • допущения — качество каких данных/первоисточников вас не устраивает и что вы использовали (может, даже слова бригадира Иванова о том, что простои занимают навскидку 20% времени);
  • погрешности — ваши, возможно, достаточно субъективные оценки полученных показателей;
  • неудобства — все моменты, которые заставили вас чертыхаться, станут хорошими маячками для построения удобной и прозрачной системы анализа.

Доверьтесь интуиции — вашей и сотрудников вашего предприятия. На данном этапе она, к сожалению, берет верх над точностью, но зато дает возможность получить более или менее приемлемый результат в сжатые сроки.

Рентабельность продукции , на которую собственник возлагал надежды, казалась ему вполне приемлемой, поэтому ему хотелось обсудить с директором по продажам вопрос: что, если сделать упор именно на этот продукт. Но я знала, что последней «твердой кочкой» была рентабельность направления, дальше углубляться не стоит. Распределение расходов в разрезе продуктов на тот момент делалось почти на глаз, поэтому рентабельность продуктов имела такую погрешность, что какой именно продукт стоит продвигать более активно, можно было только угадывать.

Вообще я уверена, что уровень интуиции финансовых директоров обратно пропорционален качеству системы финансового управления на их предприятиях. Не молчите в подобных ситуациях, даже если это неприятно (уж я-то точно знаю, насколько) и страшно. Вы ведь не хотите навредить своему предприятию. Так и говорите в ответ на возможные претензии и обязательно дайте понять, что вы усиленно работаете над качеством данных и светлое будущее уже не за горами.

Это анализ бюджета, ваших планов — как при краткосрочном планировании, так и при долгосрочном. Вы уже знаете, каких показателей хотите достичь, а перспективный анализ покажет вам, приведет ли к ним выбранный вами путь. Технически этот процесс в принципе несложный, тяжело как раз найти тот самый путь, но это уже вопрос не к анализу, а к предпринимательскому чутью и управленческому таланту.

Пренебрегать перспективным анализом не стоит — всегда проще скорректировать свои действия на берегу, помоделировать ситуацию и так и эдак, чем пытаться перестроиться в процессе, когда бушующий океан жизни уже сам несет тебя непонятно куда. Да, техника именно такая:

  • проанализировать бюджет (вычислить заданные вами показатели по определенной вами методике);
  • сопоставить прогнозные результаты с целями предприятия;
  • при необходимости внести корректировки в бюджет.

Здесь есть подводные камни:

  • при корректировке бюджета не стремитесь к бесконечности — если результат недостижим, то можно сто раз корректировать бюджет, но не получить того, что хотели;
  • ни в коем случае нельзя написать на бумаге недостижимый результат и надеяться на «авось». Может, конечно, прорветесь, но вероятность невелика.

Перспективный план показывал нужный результат, а фактический отчет никак до него не дотягивал. Наблюдая за этим несколько месяцев, я поняла, что просто не верю очередному бюджету. Пришлось провести «допрос с пристрастием». Оказалось, что продажники тоже не верят и не знают, как его выполнить, и более того — изначально подают другие данные, но директор их не принимает и настаивает на увеличении плана продаж. В итоге склад растет, показатели падают. Увеличение продаж, конечно, хорошо. Но до того, как начать производить продукт, нужно четко понимать, как их увеличить и что делать, если что-то пойдет не так. Может, лучше найти оптимальный баланс «производство — продажи» и выстроить более медленную, но более надежную динамику роста. А может, устроить мозговой штурм и найти нестандартное решение, действительно сделать рывок, но только понимая как.

Поэтому будьте скептиком, никогда не верьте на слово, не соглашайтесь на притянутые за уши результаты, лишь бы согласовать бюджет. У меня в данном случае принцип «верю/не верю» работает всегда. Я добиваюсь того, чтобы продажники/закупщики/производственники убедили меня в достижимости своих планов. Иногда для этого достаточно простого арифметического расчета, одной-двух ссылок на статистику. А порой нужна очень долгая беседа на тему: «А как вы будете это делать? А это? А почему в прошлом месяце было 100 000, а в этом планируете 150 000, за счет чего?». Самое главное, чтобы все участники прекрасно понимали, что нужно каждому делать на своем месте и как. Тогда ваш бюджет будет реалистичным, а анализ точным.

Многие ошибочно полагают, что анализ исполнения бюджета покажет, что произошло по факту. Нет. Это вы поймете и без анализа. Анализ должен ответить на вопрос «почему», добивайтесь именно этого, причем до максимально элементарного уровня.

Однажды я получила анализ исполнения бюджета от своего сотрудника в виде указания размеров отклонений, правда, с более глубокой детализацией, чем предполагали статьи отчета. Буду честной, как и что делать, мы не обсуждали, система еще совсем не была выстроена, анализ проводился на усмотрение самого сотрудника в надежде на его квалификацию. Надежды мои не оправдались. И винить сотрудника нечего. Особенно если учесть, что не так давно я увидела в дипломной работе студента популярной бизнес-школы примерно такой же анализ, причем с оценкой «отлично». Моей ошибкой было то, что я нечетко поставила задачу, а стандартный институтский подход для меня оказался бесполезен. Я несколько раз возвращала работу исполнителю, задавая постоянно вопросы типа: «Я вижу, что увеличение расходов идет по статье сырье, а какое именно? Почему увеличилось? За счет роста стоимости или роста норматива? Если стоимости, то у всех ли поставщиков? Поменялись ли качественные характеристики? Как увеличение соотносится с количеством производства, не выросло ли количество брака?» и так далее в том же ключе.

Вам нужно установить правильные причинно-следственные связи, которые далеко не всегда лежат на поверхности. Обязательно учтите это, когда будете выбирать сотрудника на должность аналитика, ему понадобятся соответствующие психоэмоциональные способности помимо профессиональных.

Держите руку на пульсе ситуации в вашей отрасли. Поверьте, это здорово помогает в перспективном анализе. В начале рабочего дня (пока еще все спокойно) просматривайте информацию на отраслевых сайтах, аналитику, новости партнеров и конкурентов. Может, это и не прямая финансовая информация, но дает понимание вашего рынка, вашей отрасли и развивает интуицию.

И вот еще пара практических рекомендаций.

1. Автоматизируйте максимально расчет показателей. У вас не так много времени на их обдумывание и осмысление. В анализе исполнения бюджета скорость важна, так как он используется для мотивации и планирования последующих периодов деятельности.

2. Важны любые существенные отклонения, не только отрицательные, но и положительные. Да, я знаю, времени всегда не хватает, успеть бы разобраться с тем, что не получилось. Но то, что получилось лучше, чем обычно, — это источник для вашей оптимизации. Вы на совещаниях ломаете головы, как бы улучшить деятельность, где бы найти неиспользованные возможности. Положительные отклонения исполнения бюджета станут вам подсказкой.

По статье «Обслуживание оборудования» расходы меньше, чем планировали. В ходе анализа выясняется, что постоянный подрядчик в этом месяце не смог полноценно обслужить предприятие. Причина — начальник соответствующего отдела был в отпуске и не смог повлиять на партнера. Его заместителю пришлось срочно найти разовую замену — молодую амбициозную фирму, которая по факту обслужила оборудование быстрее и дешевле.

Ситуация банальная. Что обычно происходит дальше: вернется из отпуска начальник отдела и продолжит работать по накатанной, ну разве что пожурит партнера, в бюджет-то он вполне вписывается. «Случайная» экономия уйдет в лучшем случае до момента мониторинга поставщиков в процессе очередного мероприятия по оптимизации. Но надо «поймать» ее сейчас! А для этого нельзя пренебрегать возможностями, которые уже лежат на блюдце. Гораздо легче их просто проработать, чем придумывать с нуля.

Как раз теперь наступает момент творчества в работе финансового директора. Нужно фантазии перевести в математику. Это ситуация, когда большой массив информации будет только в помощь. Знаю, что времени нет, можно просматривать по диагонали, останавливаясь только на том, что заинтересует. Возможно, попадет на глаза то, что просто забыли и могли бы упустить.

Вот примерный список классических инструментов анализа деятельности предприятия:

  • показатели рентабельности;
  • показатели оборачиваемости;
  • показатели ликвидности;
  • горизонтальный и вертикальный анализ;
  • маржинальный анализ;
  • показатели эффективности;
  • ключевые показатели достижения целей;
  • метод подстановок;
  • гибкий бюджет;
  • факторный анализ исполнения бюджета;
  • тематический анализ.

Я не могу посоветовать перечень показателей. Они не могут быть хорошими или плохими. Они могут быть подходящими или нет. Вы себе составите свой набор, который будет удовлетворять потребностям именно вашего предприятия. Расскажу просто о том, какие показатели я считаю полезными, а какие не очень.

Для меня самыми бесполезными всегда были коэффициенты финансовой устойчивости и платежеспособности. Да-да, именно те коэффициенты, которые все мы обязательно учим в институтах. Вот причины их бесполезности.

1. Коэффициенты «на дату» показывают ситуацию на один конкретный день. И опытные коллеги вполне могут подвести ее под любые необходимые результаты. Ведь это всего лишь день. Можно подписать акт 31-го числа, а можно и 1-го. Можно поиграть с переводом денег в рамках группы или с классификацией долгосрочных и краткосрочных активов/обязательств.

И еще я считаю очень полезными нефинансовые показатели (время обслуживания клиента, время доставки, количество звонков, время изготовления детали, количество возвратов и т. д.и т. п.). Это как раз те датчики, которые позволяют управлять предприятием на «молекулярном» уровне. Скорее всего, именно в них вы реализуете фантазии руководства предприятия. Пользуйтесь опытом коллег, придумывайте свои показатели. Их огромное множество.

2. Честно, никогда не могла найти практическое применение тому, например, что соотношение заемного капитала к собственному должно равняться 0,7. Более того, я видела многие предприятия, у которых уставный фонд сформирован в минимальном размере, установленном государством, а краткосрочные обязательства превышают его во много раз. При этом предприятия прекрасно работают на протяжении десятка лет и даже не подозревают о том, что их успешное развитие происходит в зоне «ужасного риска». Вы бы рекомендовали им увеличить собственный капитал, скажем, на 5-10-50 миллионов? Я нет. Или вот другой пример — с ликвидностью: 31-го числа на ваш расчетный счет зашла очень крупная сумма. И коэффициент абсолютной ликвидности достиг нормативного значения (о чудо!). А в начале месяца вы отправили все эти деньги по своим потребностям и на расчетном счете сумма, близкая к нулю. Так о чем нам рассказал коэффициент? Мне ни о чем. А если показатели ни о чем не говорят и непонятно, что нужно делать, то смысла в таком анализе я не вижу.

Мне очень нравятся коэффициенты эффективности. Я считаю рентабельность везде: рентабельность по предприятию, направлению, основному средству, продукту, клиенту, продажнику… Это всегда интересно. Не всегда легко выделить доходы и расходы в нужном разрезе. Закладывайте эти возможности при разработке учетной системы, максимально используйте аналитики (не зря они так называются).

Также мне нравится использовать гибкие бюджеты. Напомню, гибкий бюджет — это первоначальный бюджет, откорректированный с учетом фактического объема продукции.

Поделюсь зарисовкой с одной нашей оперативки, на которой обсуждали результаты месяца. План мы перевыполнили, начальники функциональных подразделений явно ожидали дифирамбы. Но не тут-то было. Я в своем анализе вынуждена была констатировать, что прибыль мы недополучили. Почему? Для наглядности использую цифры (схематически). Они представлены в таблице 1. Вроде бы все неплохо. Но давайте пересчитаем по объему продукции (табл. 2). Цифры показывают, что если мы смогли реализовать/произвести 650 единиц продукции, то и прибыль должны были получить значительно больше. Поэтому результат месяца по прибыли не 10 000, а -35 000. Конечно, цифры были совсем другие, но тенденции именно такие. Ответом на мои расчеты и аргументы была звенящая тишина. Моим коллегам стало «мучительно больно за бесцельно» потраченные доходы. Действительно, ситуация была очень выигрышная, но мы не смогли использовать ее на 100 процентов. Зато получили урок и в будущем старались максимально переводить сверхнормативные доходы в прибыль.

источник