Меню Рубрики

Как правильно сделать вывод из анализа

На основании полученных расчетов таблицы 20 можно сделать вывод….

Стабильность финансового положения в условиях рыночной экономики обуславливается главным образом деловой активностью.

Основными критериями деловой активности предприятия являются:

степень охвата рынка сбыта;

выполнение плана по основным показателям хозяйственной деятельности и заданным тепам их роста;

уровень эффективности использования ресурсов (каптала);

устойчивость экономического роста.

Основным показателем деловой активности является темпы изменения прибыли до налогообложения. Наиболее оптимальным является соотношение базирующееся на взаимосвязи:

Т прибыли до налогообложения ≥ Т объема реализации ≥ Т суммы активов ≥ 100%

Т прибыли до налогообложения – темп изменения прибыли до налогообложения;

Т объема реализации – темп изменения объема реализации;

Т суммы активов – темп изменения суммы актива (капитала).

Данное соотношение означает, что прибыль увеличивается более высокими темпами по сравнению с ростом продаж, в результате относительного снижения издержек производства;

объем продаж возрастает более высокими темпами по сравнению с увеличением активов, т.е. ресурсы предприятия используются более эффективно;

экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом.

Таблица 21 – Динамика основных показателей деловой активности

Показатели 2012 2013
Темп изменения прибыли до налогообложения, %
Темп изменения объема реализации, %
Темп изменения суммы актива (капитала), %

Пример аналитического заключения

Из полученных расчетных значений таблицы 21 в деятельности выявлена негативная тенденция, темпы прироста прибыли снижаются на … % и ….%, как в 2012, так и 2013 году, при этом снижаются темпы объема продаж … % и … % соответственно, при снижении темпов стоимости активов … % и … %. Данное соотношение свидетельствует о негативной тенденции снижения спроса на продукцию, что повлияло на неэффективное использование экономического потенциала организации.

Раздел 2 Анализ финансового отчета формы 2

Общая оценка финансового отчета

Результаты производственно – хозяйственной деятельности отражаются в финансовом отчете о прибылях и убытках (форма 2), горизонтальный анализ которго представлен в таблице 22.

Таблица 22 – Горизонтальный анализ финансового отчета о прибылях и убытках

Показатели 31.12.2011 31.12.20112 31.12.2013 Абсолютное изменение, 31.12.2012 к 31.12.2011 Темп прироста, % Абсолютное изменение, 31.12.2013 к 31.12.2012 Темп прироста, %
Выручка
Себестоимость продаж
Валовая прибыль (убыток)
Прибыль (убыток) от продаж
Прочие доходы
Прочие расходы
Прибыль (убыток) до налогообложения
Текущий налог на прибыль
Чрезвычайные расходы
Чистая прибыль (убыток)

Пример аналитического заключения

На основании горизонтального мониторинга таблицы 22 можно сделать следующее заключение:

доход от основной деятельности имеет тенденцию положительного (отрицательного приращения), так по итогам 2012 года общая сумма приращения составила… тыс. руб. (…%); по итогам 2013 года изменение рассматриваемого показателя составило … тыс. руб. (… %), динамика изменения суммы дохода от основной деятельности представлена на рисунке…

В ходе аналитического заключения студент должен рассмотреть каждую составляющую финансового отчета.

Структура финансового отчета представлена в таблице 23.

Таблица 23 — Структура финансового отчета о прибылях и убытках (вертикальный анализ)

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % Выручка 100 100 100 Себестоимость продаж Валовая прибыль (убыток) Прибыль (убыток) от продаж Прочие доходы Прочие расходы Прибыль (убыток) до налогообложения Текущий налог на прибыль Чрезвычайные расходы Чистая прибыль (убыток)

Пример аналитического заключения

Наибольший удельный вес в составе дохода от основной деятельности приходится на себестоимость , так динамика структуры себестоимости …

В аналитическом заключении необходимо рассмотреть общую тенденцию составляющих финансового отчета. Структурные изменения отразить в таблице 24.

Таблица 24 – Структурные изменения формы 2

31.12.2012 31.12.2013 Выручка Себестоимость продаж Валовая прибыль (убыток) Прибыль (убыток) от продаж Прочие доходы Прочие расходы Прибыль (убыток) до налогообложения Текущий налог на прибыль Чрезвычайные расходы Чистая прибыль (убыток)

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 2408 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Каждый ученик задает вопрос: как делать анализ текста, когда приходит время выполнять такое задание. Первое, с чего стоит начать — составить план. А далее, следуя по шагам, проанализировать предложенный текст. На самом деле, ничего сложного.

Итак, подробнее. Анализ — это метод краткого описания (краткий пересказ), чтобы лучше понять смысл. Анализировать можно все что угодно: стихотворение, текст, поступок, сказанные слова и так далее. Главное, соблюдать некоторые правила. Что же касается анализа текста по школьным предметам (литературе или русскому языку), то данное занятие помогает не просто читать книги, а читать осмысленно. Так, чтобы после прочтения можно было легко пересказать произведение и уловить мысль автора. Конечно на первых этапах ученик будет задавать себе вопрос, как делать анализ текста. Но в последствие ему станет легче понимать произведения, когда они станут более сложными. Данный метод работы также помогает настраиваться на творческую работу и раскрывает личностное восприятие.

Данное задание включает в себя множество параметров, по которым легче понять отрывок из произведения. Но четкой инструкции или схемы не существует, хотя придерживаться какого-то плана необходимо, чтобы составить текст анализа, где вывод будет вытекать из определенных фактов, подтверждающихся приведенными аргументами.

Стоит начать с того, что после прочтения, необходимо озаглавить текст. Так для себя можно определить тему и тематику и уже вначале ответить на вопрос: «что этим отрывком автор хотел сказать?».

Стоит помнить, что тема — это предмет рассуждения. А тематика — это совокупность тем, которые могут быть в предложенном отрывке.

В помощь при анализе могут быть использованы средства связи, разделяющиеся на лексические и морфологические. Т.е. необходимо определить, используются ли синонимы, повторы, союзы, глаголы и деепричастия.

Упомянуть нужно и о стиле текста, который может быть художественным, официально-деловым, научным или разговорным. А также следует уточнить, какой используется тип речи: повествование, рассуждение или описание.

Знание всех моментов несомненно поможет при разборе, и ученик уже не будет задавать вопрос: а как делать анализ текста. Он сразу по определенному плану начнет исследовать предложенное произведение, и в конце легко сможет сделать вывод с приведенными аргументами.

И напоследок. Анализы текстов по русскому языку и литературе могут несколько отличаться друг от друга. Если он взят из какого-либо произведения, необходимо использовать несколько одинаковых шагов. По-порядку:

  1. Жанр текста — легенда, стихотворение, притча, воспоминание, очерк
  2. Тема текста — в любом произведении есть своя тема
  3. Какие использованы приема построения текста — повторы, противопоставления, усиление, динамичность, созерцание
  4. Использование изобразительных средств
  5. Общее впечатление от прочитанного — если вдумчиво читать текст, то определенное впечатление обязательно останется, о нем и следует рассказать в самом конце анализа

Как делать анализ текста представленного отрывка? Ниже приведен пример:

Следует разобрать его по шагам, чтобы увидеть заложенный смысл.

  1. Мысль автора — показать и рассказать об участниках охоты, а с другой стороны продемонстрировать величие природы.
  2. Тип и стиль — это художественное произведение, а точнее повествование с элементами описания.
  3. Средства связи и художественные средства — союзы (и, но), наречия (долго, крепко, вдали). Основной прием — антитеза, т.е. когда идет противопоставление — глаголы (выскочишь, помчишься и осадишь, замирает), прилагательные (отчаянный, бешенный и мертвый). Также встречаются эпитеты, метафоры, градации.
  4. Синтаксические особенности — используются простые предложения, которые также входят в состав сложных, распространены определения и обстоятельства.
  5. Орфографические особенности — безударные гласные в корне (копыта, долина), чередующиеся гласные в корне (замирают, выскочишь).

источник

В отчетном году произошло увеличение объема реализации продукции на 19776 тыс.руб. или 5,2 %, а также увеличение полной себестоимости продукции на 20544 тыс.руб. или 5,5 %. Однако темпы увеличения себестоимости превышают темпы увеличения объема реализации продукции на 0,3 %, следовательно повышение себестоимости приводит к понижению суммы прибыли.

В отчетном году наблюдается уменьшение прибыли от реализации продукции на 768 тыс.руб. или 7,4 % по сравнению с базисным.

Также в отчетном году наблюдается снижение численности работающих на предприятии на 20 человека. Снижение численности работников на предприятии сопровождается увеличением выработки. Выработка на 1 работающего увеличилась на 86тыс.руб. или 110 %. При этом и выработка на 1 рабочего увеличилась на 112 тыс.руб. или 111 %. Это свидетельствует о том, что эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии увеличилось.

Показатель затрат на 1 руб. объема реализации в отчетном году увеличились на 1коп. Данный показатель характеризует эффективность деятельности предприятия, т.к. показывает величину затрат, которые содержатся в 1 руб. выручки. Следовательно повышение данного показателя на 1 коп. приведет к уменьшению прибыли в каждом рубле выручки на 1 коп.

Рентабельность отражает конечные результаты деятельности предприятия. Уровень общей рентабельности в отчетном году снизился на 0,4 %. Это свидетельствует о том, что предприятие находится на уровня самоокупаемости.

Для анализа эффективности использования ОПФ была проанализирована динамика таких показателей как: фондоотдача, фондоемкость, фондорентабельность, фондовооруженность.

Фондоотдача показывает, сколько рублей выручки предприятие получило с каждого рубля вложенного в производство ОПФ. В отчетном году ФО увеличилась на 0,92 руб. Это свидетельствует о незначительном повышении эффективности использования ОПФ.

Фондоемкость показывает, какая величина ОПФ потрачена на то, чтоб получить 1 руб. выручки. В отчетном периоде никаких изменений не произошли.

Фондорентабельность характеризует величину прибыли, которую получает предприятие с 1 руб. ОПФ. В отчетном году она уменьшилась на 12,5 %. Это свидетельствует о снижении эффективности использования ОПФ.

Фондовооруженность характеризует, какая часть ОПФ в стоимостном выражении приходится на 1 работника. В отчетном периоде ФВ возросла на 2,2 тыс. руб. на человека. ФВ больше, чем ФО, следовательно, на предприятии имеется неиспользованное оборудование, а значит, имеются резервы улучшения использования ОПФ.

Для характеристики использования оборотных средств на предприятии были проанализированы показатели: коэффициент оборачиваемости, коэффициент загрузки, длительности оборота оборотных средств.

Коэффициент оборачиваемости используется в основном для определения количества оборота ОС за определенный период времени. Повышение этого показателя в отчетном периоде по сравнению с базисным на 3,64 оборота свидетельствует о повышении скорости оборота ОС.

В отчетном периоде длительность 1 оборота снизилась на 17,3 дня. Это свидетельствует о том, что ОС на предприятии используются эффективно. При эффективном использовании ОС коэффициент оборачиваемости в динамике должен увеличиваться, а длительность оборота ОС уменьшаться.

В отчетном году по сравнению с базисным поступило оборудования больше на 5261 тыс.руб. и на 8294 тыс.руб. активной части ОПФ. При этом не произошло уменьшения доли активной части. А выбыло оборудования больше в базисном году чем в отчетном на 13591 тыс.руб. и 339 тыс.руб. активной части. И в отчетном году выбыло меньше оборудования чем составил коэффициент прироста.

Такая ситуация характерна для предприятий осуществляющих расширяющих свою деятельность.

На данном предприятии структуру ОПФ можно считать прогрессивной, т.к. доля активной части >50%, в динамике продолжает увеличиваться. В отчетном году наблюдается незначительное повышение этого показателя. С 0,62 % в базисном году он достиг 0,87 % в отчетном. Повышение этого показателя в динамике является одним из прогрессивных направлений технического развития предприятия.

Следовательно, на предприятии есть неиспользованное оборудование, а значит, имеются резервы улучшения использования ОПФ.

Фактическое наличие технологического оборудования в отчетном году соответствует плановой потребности.

В отчетном периоде наблюдается увеличение ФВ потенциальной на 3,2 тыс.руб / чел. или 5 %. И ФВ машинами и оборудованием (фактической) на 19,0 тыс.руб./чел. или 48 %.

Степень используемого оборудования оптимальна, так как доля оборудования принятого к эксплуатации и коэффициент использования наличного оборудования равны 1. Следовательно, всё имеющееся на предприятии оборудование задействовано в технологическом процессе.

В отчетном году ФО повысилась на 1 руб. Это означает, что выручка предприятия, полученная с каждого рубля вложенного в производство ОПФ, стала больше на 92 коп.

Это свидетельствует о повышении эффективности использования ОПФ.

В состав нематериальных активов предприятия входят объекты интеллектуальной собственности, а частности это исключительное право у правообладателя на программы ЭВМ, базы данных. Они составляют 100 % в общем объеме.

Никаких изменений НМА за отчетный год не произошло.

Дополнительного дохода данный вид НМА не приносит. Поэтому нельзя оценить эффективности использования НМА.

Фактическое поступление товарных запасов в базисном году и отчетном соответствует плановой потребности в них, так как отклонение от этого равенства может вызвать излишнее скопление на складах товарно-материальных ценностей, что в конечном итоге приведет к замедлению оборачиваемости оборотных средств. Снижение поступления товарных запасов вызвано выбытием некоторых магазинов в период реконструкции и косметического ремонта после пожара.

Расход товарных запасов в отчетном году увеличился. Хлеб стал использоваться на 1 % больше; кондитерские изделия на 1, %; молоко и молочные продукты на 13,0 %; яйцо на 3 %; мука на 20,3 %; чай на 9,0%; масло растительное на 14,0 % Данное повышение расхода товарных запасов связано с изменением плана.

В целом сумма материальных затрат повысились. Но при этом расчетные данные показывают следующее.

В отчетном году произошло увеличение суммы материальных затрат приходящихся на 1 руб. объема производства продукции. Об этом свидетельствует то, что в базисном году затраты составляли 5 коп., а в отчетном они повысились на 1 коп. и составили 6 коп.

Объем производства продукции приходящийся на каждый руб. вложенных в производство материальных ресурсов также снизился в отчетном году. С 18,6 руб. до 16,5 руб., т.е. на 2,1 коп.

МОv МЕ^ — это является показателем неэффективного использования материальных ресурсов.

Фактическое количество работающих соответствует плановой потребности. В категории «основной персонал» не хватает 20 чел., а в категориях «вспомогательный персонал» и «административно-управленческий персонал» остался неизменным. Отклонение в категории «основной персонал» было еще и в базисном году.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Поэтому можно сделать вывод, что предприятие не нуждается в трудовых ресурсах т.к это связанно с выбытием некоторого количества магазинов.

Наибольший удельный вес в общей численности, работающих на предприятии составляет основной персонал — 83,7 %. Доля административно-управленческого персонала 14,0 %, доля вспомогательного персонала 2,3 %

Поскольку наибольший удельный вес приходится на основной персонал, то управленческую структуру можно считать эффективной

Среднесписочная численность персонала в отчетном году уменьшилась на 20 чел. по сравнению с базисным. В основном это произошло за счет увеличения коэффициента оборота по выбытию персонала на 0,3 %. Постоянный состав персонала уменьшился на 20 чел. и следовательно коэффициент постоянства персонала снизился на 0,1 % в отчетном году.

Это свидетельствует об ухудшении эффективности использования трудовых ресурсов.

В отчетном году наблюдается неизменность численности основных рабочих на предприятии. При этом выработка на 1 рабочего увеличилась на 112 тыс.руб. или 111 %. И увеличился объем реализации продукции на 19776 тыс.руб., что составило 105,2 %.

Это свидетельствует о том, что эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии увеличилась. И результатом стало повышение производительности труда. А это в свою очередь сопровождается увеличением объема реализации.

В отчетном году увеличились затраты на оплату труда на 6526 тыс.руб. или 114 %. Затраты на основной персонал выросли на 5128 тыс.руб. или 113 %. На административно-управленческий увеличились на1199 тыс.руб. или 120 %. А на вспомогательный персонал на 199 тыс.руб. или 119%.

Можно сделать вывод, что рост затрат произошел в основном из-за увеличения затрат на административно-управленческий и вспомогательный персонал.

Наибольший удельный вес в ФОТе занимает оплата труда основных рабочих: 84,4 % в базисном году и 83,6 % в отчетном. На втором месте затраты по оплате труда административно-управленческого персонала: 13,4 % в базисном году и 14,1 % в отчетном. На вспомогательный персонал отводится 2,2 % в базисном и 2,3% в отчетном году.

В отчетном году произошло уменьшение удельного веса затрат на оплату труда вспомогательного персонала на 0,1 % и административно-управленческого персонала на 0,7 % и уменьшение удельного веса на 0,8 % затрат на оплату труда основного персонала.

Постоянная часть составляет 99,4 % в базисном году и 99,97 % в отчетном. При этом в отчетном году произошло повышение доли постоянной части на 15,1 % и повышение самой постоянной части на 6776,3 тыс. руб.

Премии и иные выплаты в базисном году составляли 0,6 % , а в отчетном 0,03 %, т.е. произошло снижение доли на 94,1 %.

Размер ФОТа в отчетном году вырос на 114,4 %, т.е. на 6526 тыс.руб. Следовательно увеличился и размер средней заработной платы 1 работающего. А именно на 22,2 тыс.руб. или 122,2 %. Средняя выработка 1 работающего увеличилась на 110,2 %, что составляет 89 тыс.руб./чел.

Можно сделать вывод о том, что темпы роста производительности труда опережают темпы роста средней заработной платы. Это способствует понижению себестоимости продукции и как следствие повышению прибыли.

При пересчете объема реализации продукции отчетного года по ценам базисного года можно увидеть снижение объема на 23206 руб. или на 6,1 %.

Это говорит о том, что если бы в отчетном году не произошло увеличения цен, то выручка была бы на 23206 руб. меньше.

Наибольший удельный вес составляет розничная торговля 95,8 %, а наименьший мелкооптовой 0,3 %. В отчетном году изменений не произошло.

На предприятии существуют незначительные сезонные колебания объема реализации услуг.

Как в базисном году, так и в объем реализации услуг колеблется практически на одном уровне.

Коэффициент вариации равный 0,01 в базисном году показывает, что загрузка предприятия по месяцам колеблется в допустимых размерах, т.к. далеко не превышает значение 0,50. В отчетном году коэффициент вариации остался без изменений.

Такое низкое значение коэффициента вариации свидетельствует, что сезонность оказывает абсолютно не существенное влияние на деятельность предприятия.

Материальные расходы и расходы на оплату труда — это два основных элемента из которых складывается себестоимость продукции.

Материальные расходы составляют 46,9 % себестоимости в базисном году и 45,3% в отчетном году. При этом наблюдается понижение в отчетном году доли материальных расходов в себестоимости продукции на 1 %.

Расходы на оплату труда составляют 12,2% в базисном и 13,3 % в отчетном году. Их доля в себестоимости продукции повысилась на 1,1 %.

Самый маленький процент в себестоимости приходится на сумму начисленной амортизации: 0,6 % в базисном году и 0,7 % в отчетном.

В целом величина себестоимости продукции за год повысилась на 720544 тыс.руб. Произошло это увеличение в связи с ростом материальных затрат.

Показатели затрат на 1 руб. реализации в отчетном году повысились на 1 коп., в том числе на 1 коп. за счет сокращения общей суммы затрат

Можно сделать вывод, что увеличение себестоимости произошло в основном за счет изменения цен на продукцию.

Прибыль от реализации продукции снизилась 768 тыс. руб. и составила 9659 тыс. руб. Сальдо прочих доходов и расходов является отрицательным, т.е. представляет с собой убыток, который в отчетном году снизился на 3865 тыс. руб. и составил 4527 тыс. руб. Налогооблагаемая прибыль снизилась на 2873 тыс. руб. и составила 3027 тыс. руб.

Убыток в результате влияния физического объема реализации понизился на 729,9 тыс.руб. Изменение убытка в результате изменения цен на услуги составило +42982 тыс.руб. А в результате изменения себестоимости убыток понизился на 46511 тыс.руб. В общем убыток повысился на 768 тыс. руб., но предприятие так и осталось самоокупаемым.

По сравнению с базисным периодом снижается рентабельность хозяйственной деятельности, рентабельность продаж, активов и капитала, что свидетельствует о понижении эффективности деятельности предприятия.

Уменьшение прибыли на 768 тыс. руб. в отчетном году привело к понижению хозяйственной рентабельности на 0,2%. За счет увеличения себестоимости на 20544 тыс. руб. привело к понижению хозяйственной рентабельность на 0,1%.

Уровень рентабельности снизился на 0,3%. Это свидетельствует о том, что предприятие с уровня самоокупаемости так и не перешло на уровень самофинансирования.

Внеоборотные активы повысились на 10338 тыс. руб. и составили 43732 тыс. руб.; оборотные активы на 16461 тыс. руб. и составили 53952 тыс. руб.; капитал и резервы на 1001 тыс. руб. и составили 4674 тыс. руб.; значительное увеличение наблюдается в разделе IV «Долгосрочные обязательства» на 49091 тыс. руб., которые составили 50012 тыс. руб.; так же наблюдается снижение краткосрочных обязательств на 23293 тыс. руб.

На основе данной формы можно оценить оптимальность структуры баланса по формальным признакам.

При оценке структуры баланса по формальным признакам данную структуру баланса оптимальной считать нельзя, т. к. ни одно из неравенств критериев не выполняется.

Структура активов на данном предприятии представлена в следующем процентном отношении: нематериальные активы — 0,04 % в базисном году и 0,02 % в отчетном (снижение доли на 0,02 %); основные средства — 18,4 % в базисном году и 20,3 % в отчетном (увеличение доли на 1,9 %); прочие оборотные активы — 28,7 % в базисном и 24,4 % в отчетном году (снижение доли на 4,3 %); запасы материальных ресурсов — 0,9 % а базисном году и 0,7% в отчетном (снижение доли на 0,2 %); незавершенное производство — 0,1 % в базисном году и 0,04 % в отчетном (снижение доли на 0,06 %); готовая продукция и товары для перепродажи — 28,1 % в базисном году и 26,7 % в отчетном (снижение доли на 1,4); дебиторская задолженность — 16,0 % в базисном и 14,5% в отчетном году (снижение доли на 1,5 %); денежные средства — 5,2 % в базисном и 7,6 % в отчетном году (увеличение доли на 2,4%); прочие оборотные активы — 2,6 % в базисном и 5,7 % в отчетном году (увеличение доли на 3,1 %)

По данным видно, что наиболее весомой статьей в составе внеоборотных активов являются «основные средства» — 18,4 % в базисном году и 20,3 % в отчетном и прочие внеоборотные активы — 28,7 % в базисном и 24,4 % в отчетном году. А в составе оборотных активов — готовая продукция и товары для перепродажи — 28,1 % в базисном и 26,7 % в отчетном году, дебиторская задолженность — 16,0 % в базисном году и 14,5 % в отчетном.

Повышение коэффициента оборачиваемости в отчетном периоде по сравнению с базисным на 3,64 оборота свидетельствует о повышении скорости оборота ОС. А снижение в отчетном периоде длительности 1 оборота на 17,3 дня, свидетельствует о том, что ОС на предприятии используются эффективно. Произошло уменьшение коэффициента загрузки в отчетном периоде на 0,05 руб. Повышение оборачиваемости и уменьшение коэффициента загрузки говорят о перерасходе оборотных средств.

Структура пассивов на данном предприятии представлена в следующем процентном отношении: 0,8% и 1,1% — инвестированный капитал (рост доли на 0,3%); 4,4% и 3,7%- нераспределенная прибыль (снижении доли на 0,7%); 0,7% и 51,2% — долгосрочные кредиты и займы (рост доли на 50,5%); 0,6% и 0,01% — прочие долгосрочные обязательства (снижение доли на 0,59%); 32,9% и 0,01% — краткосрочные кредиты и займы (снижение доли на 32,89%); 28,3% и 23,6% — кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками (снижение доли на 3,7%); 4,4% и 3,4% — кредиторская задолженность перед персоналом предприятия (снижение доли на 1,0%); 0,4% и 0,5 % — кредиторская задолженность перед бюджетом (рост доли на 0,1 %); 27,5% и 16.5% — прочие кредиторские обязательства (снижение доли на 11,0).

По результатам соотношения групп активов и пассивов можно сделать следующий вывод: на начало года не совпадают 3 неравенства и на конец года не совпадает 1 неравенство, а так как если хотя бы одно из неравенств не совпадает, то предприятие, либо ограничено в возможности покрыть долговые обязательства активами, либо этой возможности не имеет. Исходя из этого, можно охарактеризовать ликвидность ОАО «Моспродторг» как недостаточную.

По результатам платежеспособности предприятия в краткосрочной перспективе можно сделать выводы, что коэффициент абсолютной ликвидности на начало года составляет 0,1 а на конец 0,2. В отчетном году предприятие может покрыть свою кредиторскую задолженность на 20% за счет денежных средств.

Коэффициент быстрой ликвидности на начало года составляет 0,2 %, а на конец года 0,4%, это ниже нормативного значения. Следовательно, предприятие может не погасить текущие обязательства не только за наличные деньги, но и за ожидаемые поступления за оказанные услуги.

Коэффициент текущей ликвидности на начало года составляет 0,6 %, а на конец 1,3 %. Следовательно, данный коэффициент не соответствует нормативному значению

По результатам анализа видно, что предприятие не в состояние покрыть свои краткосрочные обязательства оборотными активами, следовательно, оно является неплатежеспособным.

По результатам анализа платежеспособности предприятия в долгосрочной перспективе видно, что коэффициент автономии равен 0,05 % на начало года и 0,05 % на конец, что на много ниже нормативного значения, следовательно, доля собственного капитала недостаточна в общей стоимости имущества предприятия.

Коэффициент финансовой устойчивости достигает нормативного 0,6 на конец года. Это произошло за счет увеличения долгосрочных обязательств. Удельный вес источников финансирования, которые предприятие может использовать в своей деятельности долгое время, составляет 60%.

Коэффициент зависимости от долгосрочных обязательств составляет 0,2 % на начало и 0,9 % на конец года. Значение этого коэффициента превышает нормативное значение, значит, предприятие зависит от долгосрочных обязательств.

Коэффициент финансирования на начало года составляет 0,05 % на начало и на конец года, что коэффициент финансирования меньше 1, это свидетельствует о значительном финансовом риске.

Коэффициент долгосрочной структуры составляет 9,1 на начало года и 9,4 на конец. Значение этого коэффициента также на соответствует нормативному значению. Это означает, что внеоборотные активы предприятия формируются за счет долгосрочного капитала. По полученным результатам можно сделать вывод, что предприятие является неплатежеспособным на долгосрочную перспективу.

источник

Финансовый анализ основан на расчете относительных показателей, характеризующих различные аспекты деятельности предприятия и его финансовое положение. Однако главное при проведении финансового анализа не расчет показателей, а умение трактовать полученные результаты.

Для финансового анализа можно использовать следующие группы показателей:

Подробный финансовый анализ предприятия необходимо проводить в динамике за ряд кварталов, для экспресс-анализа достаточно сопоставить данные на начало и на конец периода анализа. И при одном и при другом способе анализа необходимо помнить, что финансовый анализ (основанный на анализе баланса и отчета о прибылях и убытках) позволяет обратить внимание на “узкие” места в деятельности предприятия и сформировать перечень вопросов, на которые можно будет ответить лишь при более детальном ознакомлении с деятельностью предприятия.

При анализе финансовых результатов деятельности предприятия должны быть оценены чистая выручка, прибыли или убытки, полученные предприятием в анализируемом периоде.

Анализ и выводы о финансовых результатах деятельности предприятия должны содержать подробные ответы на следующие вопросы:

Как изменилась чистая выручка Предприятия за анализируемый период?

Основная деятельность, ради осуществления которой было создано Предприятие, за анализируемый период была прибыльной, убыточной или безубыточной?

От какого вида деятельности Предприятие получило основной доход за анализируемый период?

основной или инвестиционной и прочей видов деятельности

Какую прибыль (убыток) до налогообложения получило Предприятие в результате осуществления всех видов деятельности на конец анализируемого периода?

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

О чем свидетельствует отсутствие Предприятия нераспределенной прибыли ?

Об отсутствии возможности пополнения оборотных средств для ведения нормальной хозяйственной деятельности.

Эффективно или неэффективно действовало предприятие — надо сравнить темп роста выручки и себестоимости.

При анализе активов Предприятия нужно отразить абсолютные изменения в имуществе предприятия, сделать выводы об улучшении или ухудшении структуры активов.

При анализе активов Предприятия нужно отразить следующие моменты:

На какие составляющие приходился наибольший удельный вес в структуре совокупных активов ?

Если на оборотные активы, то это свидетельствует о формировании достаточно мобильной структуры активов, способствующей ускорению оборачиваемости средств Предприятия.

В целом, как изменилось имущество (сумма внеоборотных и оборотных активов) Предприятия?

Уменьшение имущества свидетельствует о сокращении Предприятием хозяйственного оборота, что может повлечь его неплатежеспособность и наоборот.

Рост имущества Предприятия может свидетельствовать о позитивном изменении баланса.

Что произошло с составляющими внеоборотных активов?

увеличение незавершенного строительства может негативно сказаться на результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия (необходимо дополнительно проанализировать целесообразность и эффективность вложений),

увеличение долгосрочных финансовых вложений указывает на отвлечение средств из основной производственной деятельности, а снижение способствует вовлечению финансовых средств в основную деятельность предприятия и улучшению его финансового состояния

Как изменялась структура внеоборотных активов?

Какова доля основных средств в совокупных активах на конец анализируемого периода?

Предприятие имеет «тяжелую» или «легкую» структуру активов?

Если она составила менее 40 %, Предприятие имеет «легкую» структуру активов, что свидетельствует о мобильности имущества Предприятия. Если она составила более 40 %, Предприятие имеет «тяжелую» структуру активов, что свидетельствует о значительных накладных расходах и высокой чувствительности к изменениям выручки.

Как изменилась величина оборотных активов предприятия за анализируемый период?

Какие статьи внесли основной вклад в формирование оборотных активов?

2) дебиторскую задолженность

3) краткосрочные финансовые вложения

О каких проблемах может свидетельствовать такая структура оборотных активов?

Структура с высокой долей задолженности и низким уровнем денежных средств может свидетельствовать о проблемах, связанных с оплатой услуг Предприятия, а также о преимущественно не денежном характере расчетов и наоборот структура с низкой долей задолженности и высоким уровнем денежных средств может свидетельствовать о благополучном состоянии расчетов предприятия с потребителями.

Как изменилась стоимость запасов за анализируемый период, является ли это изменение позитивным и о чем свидетельствует?

Если стоимость запасов увеличились, а длительность оборота запасов снизилась, это является негативным фактором

Как изменились за анализируемый период объемы дебиторской задолженности?

1) выросли, что является негативным изменением и может быть вызвано проблемами, связанными с оплатой продукции (работ, услуг) Предприятия либо активным предоставлением потребительского кредита покупателям, т.е. отвлечением части текущих активов и иммобилизации части оборотных средств из производственного процесса.

2) снизились, что является позитивным изменением и может свидетельствовать об улучшении ситуации с оплатой продукции Предприятия и о выборе подходящей политики продаж.

На какой вид дебиторов приходилась наибольшая доля в общей сумме задолженности?

долгосрочных (со сроком погашения более чем через 12 месяцев) дебиторов. Что показывает длительное выведение средств из оборота.

Предприятие на протяжении анализируемого периода имело активное или пассивное сальдо задолженности ?

Сопоставление сумм дебиторской и коммерческой кредиторской задолженностей может показывать, что Предприятие на протяжении анализируемого периода имело:

1) активное сальдо (дебиторская задолженность превышает кредиторскую)

2) пассивное сальдо (кредиторская задолженность превышает дебиторскую)

Если предприятие имеет активное сальдо, то оно предоставляло своим покупателям бесплатный коммерческий кредит в размере, превышающем средства, полученные в виде отсрочек платежей коммерческим кредиторам,

если пассивное — финансировало свои запасы и отсрочки платежей своих должников за счет неплатежей коммерческим кредиторам (то есть бюджету, внебюджетным фондам и др.)

Как изменилась доля денежных средств в структуре оборотных активов Предприятия за анализируемый период?

Отсутствие денежных средств в оборотных активах может быть следствием бартерного характера расчетов.

При анализе источников формирования имущества предприятия должны быть рассмотрены абсолютные и относительные изменения в собственных и заемных средствах предприятия.

При анализе источников формирования имущества Предприятия нужно определить:

Какие средства (собственные или заемные) являются основным источником формирования совокупных активов Предприятия? Как изменяется собственный капитал (фактический, за вычетом убытков и задолженностей учредителей) в доле в балансе за анализируемый период?

1) Увеличение способствует росту финансовой устойчивости Предприятия

2) Снижение способствует снижению финансовой устойчивости Предприятия

Как изменилась доля заемных средств в совокупных источниках образования активов, о чем это свидетельствует?

увеличилась, что может свидетельствовать об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышении степени его финансовых рисков.

уменьшилась, что может свидетельствовать о повышении финансовой независимости предприятия.

О чем может свидетельствовать сокращение (увеличение) величины резервов , фондов и прибыли Предприятия?

В целом, увеличение резервов, фондов и нераспределенной прибыли может являться результатом эффективной работы Предприятия.

В целом, сокращение резервов, фондов и нераспределенной прибыли может свидетельствовать о падении деловой активности Предприятия.

Как за анализируемый период изменилась структура собственного капитала (объявленного), на какие составляющие приходился наибольший удельный вес?

Какие обязательства преобладают в структуре заемного капитала? Как изменились долгосрочные обязательства за анализируемый период?

Анализ структуры финансовых обязательств дает ответ на вопрос повысился или снизился риск утраты финансовой устойчивости предприятия.

Преобладание краткосрочных источников в структуре заемных средств является негативным фактом, который характеризует ухудшение структуры баланса и повышение риска утраты финансовой устойчивости.

Преобладание долгосрочных источников в структуре заемных средств является позитивным фактом, который характеризует улучшение структуры баланса и уменьшение риска утраты финансовой устойчивости.

Какие обязательства преобладают в структуре коммерческой кредиторской задолженности на начало и на конец анализируемого периода?

перед поставщиками и подрядчиками

по социальному страхованию и обеспечению

перед дочерними и зависимыми обществами

перед прочими кредиторами

Как изменились за анализируемый период краткосрочные обязательства перед бюджетом, перед поставщиками и подрядчиками, по оплате труда, по социальному страхованию и обеспечению, по векселям к уплате, перед дочерними и зависимыми обществами, по авансам полученным?

Увеличение суммы полученных авансов может являться положительным моментом.

Уменьшение суммы полученных авансов может являться отрицательным моментом.

Какие виды краткосрочной задолженности в анализируемом периоде характеризуются наибольшими темпами роста ?

Негативным моментом является высокая доля задолженности (более 60 %) перед бюджетом, поскольку задержки соответствующих платежей вызывают начисление пеней, процентные ставки по которым достаточно высоки. Кроме того, повышается вероятность попадания Предприятия под действие статьи3. Закона о банкротствазакона. Возникает необходимость в дополнительном анализе данных бухгалтерского учета.

Негативным моментом является высокая доля (более 60%) задолженности перед внебюджетными фондами.

Эффективность деятельности

При оценке эффективности деятельности Предприятия следует оценить показатели рентабельности и оборачиваемости, сделать обоснованные выводы о доходности основной и прочих видов деятельности предприятия.

Получало Предприятие прибыль или убыток, с каждого рубля, вложенного в активы ? Какова степень доходности вложений в имущество и эффективность использования активов Предприятия?

Как изменилась рентабельность активов по прибыли до налогообложения ?

эффективность использования имущества в целом была высокой (при значении > 0,3)

эффективность использования имущества в целом была средней (при значении от 0,1до 0,3)

эффективность использования имущества в целом была низкой (при значении меньше 0,1)

Из какого уровня оборачиваемости активов Предприятия и степени доходности всех операций складывается уровень рентабельности активов?

Связаны проблемы Предприятия с трудностями в реализации продукции, с высокими затратами на ее производство или неэффективным управлением оборотным капиталом?

Одновременное снижение показателей рентабельности и оборачиваемости активов является «диагнозом» наличия проблем, связанных, например, с реализацией продукции и работой отдела маркетинга (темпы роста выручки замедляются).

Какова эффективность привлечения инвестиционных вложений в Предприятие?

Рентабельность собственного капитала (фактического) Предприятия

возросла, что свидетельствует о возможности и достаточной эффективности привлечения инвестиционных вложений в Предприятие

снизилась, что свидетельствует о низкой эффективности привлечения инвестиционных вложений в Предприятие.

на протяжении всего анализируемого периода была отрицательной, что свидетельствует об абсолютной невыгодности вложений в Предприятие

Является положительной или отрицательной тенденция изменений в структуре оборотного капитала с точки зрения длительности оборота чистого производственного оборотного капитала?

Значение показателя меньше 0, с одной стороны, говорит о положительной тенденции в структуре оборотного капитала, т.к. Предприятие финансирует коммерческий кредит, предоставляемый своим покупателям, а также свои запасы за счет отсрочки платежей кредиторам.

С другой стороны, этот факт связан с риском потери финансовой устойчивости и платежеспособности.

Значение показателя больше 0, с одной стороны, говорит о негативной тенденции в структуре оборотного капитала, т.к. Предприятие “замораживает” средства в виде запасов или коммерческого кредита, предоставленного покупателям, что финансируется либо за счет собственных средств, либо за счет привлечения платного банковского кредита. С другой стороны, это обстоятельство является положительным, т.к. риск потери финансовой устойчивости и платежеспособности при этом уменьшается.

Анализ финансовой устойчивости должен показать наличие или отсутствие у предприятия возможностей по привлечению дополнительных заемных средств, способность погасить текущие обязательства за счет активов разной степени ликвидности.

О каком запасе прочности свидетельствует уровень собственного капитала Предприятия?

значительным запасе прочности (> 0,5)

незначительным запасе прочности (0 0,5)

ограниченные возможности привлечения дополнительных заемных средств без риска потери финансовой устойчивости (0 0,4 позволяет отнести Предприятие к низкой группе “риска потери платежеспособности”, т.е. уровень его платежеспособности достаточно высок.

Сколько дней составляет интервал самофинансирования Предприятия?

Каков уровень резервов Предприятия для финансирования своих затрат и прочих издержек?

Интервал самофинансирования (или платежеспособности) Предприятия может свидетельствовать

о высоком уровне резервов (> = 90)

о низком уровне резервов у Предприятия для финансирования своих затрат в составе себестоимости (

Первая группа — На конец анализируемого периода предприятие имеет высокую рентабельность и оно финансово устойчиво. Платежеспособность предприятия не вызывает сомнений. Качество финансового и производственного менеджмента высокое. Предприятие имеет отличные шансы для дальнейшего развития.

Вторая группа — На конец анализируемого периода предприятие имеет удовлетворительный уровень рентабельности. Его платежеспособность и финансовая устойчивость находятся, в целом, на приемлемом уровне, хотя отдельные показатели находятся ниже рекомендуемых значений. Однако данное предприятие не достаточно устойчиво к колебаниям рыночного спроса на продукцию и другим факторам финансово-хозяйственной деятельности. Работа с предприятием требует взвешенного подхода.

Третья группа — На конец анализируемого периода предприятие финансово не устойчиво, оно имеет низкую рентабельность для поддержания платежеспособности на приемлемом уровне. Как правило, такое предприятие имеет просроченную задолженность. Оно находится на грани потери финансовой устойчивости. Для выведения предприятия из кризиса следует предпринять значительные изменения в его финансово-хозяйственной деятельности. Инвестиции в предприятие связаны с повышенным риском.

Четвертая группа — На конец анализируемого периода предприятие находится в глубоком финансовом кризисе. Размер кредиторской задолженности велик, оно не в состоянии расплатиться по своим обязательствам. Финансовая устойчивость предприятия практически полностью утеряна. Значение показателя рентабельность собственного капитала не позволяет надеяться на улучшение. Степень кризиса предприятия столь глубока, что вероятность улучшения даже в случае коренного изменения финансово-хозяйственной деятельности невысока.

— На конец анализируемого периода предприятие имеет высокую рентабельность и оно финансово устойчиво. Платежеспособность предприятия не вызывает сомнений. Качество финансового и производственного менеджмента высокое. Предприятие имеет отличные шансы для дальнейшего развития. — На конец анализируемого периода предприятие имеет удовлетворительный уровень рентабельности. Его платежеспособность и финансовая устойчивость находятся, в целом, на приемлемом уровне, хотя отдельные показатели находятся ниже рекомендуемых значений. Однако данное предприятие не достаточно устойчиво к колебаниям рыночного спроса на продукцию и другим факторам финансово-хозяйственной деятельности. Работа с предприятием требует взвешенного подхода. — На конец анализируемого периода предприятие финансово не устойчиво, оно имеет низкую рентабельность для поддержания платежеспособности на приемлемом уровне. Как правило, такое предприятие имеет просроченную задолженность. Оно находится на грани потери финансовой устойчивости. Для выведения предприятия из кризиса следует предпринять значительные изменения в его финансово-хозяйственной деятельности. Инвестиции в предприятие связаны с повышенным риском. — На конец анализируемого периода предприятие находится в глубоком финансовом кризисе. Размер кредиторской задолженности велик, оно не в состоянии расплатиться по своим обязательствам. Финансовая устойчивость предприятия практически полностью утеряна. Значение показателя рентабельность собственного капитала не позволяет надеяться на улучшение. Степень кризиса предприятия столь глубока, что вероятность улучшения даже в случае коренного изменения финансово-хозяйственной деятельности невысока.

источник

Однажды мой клиент спросил меня: «Николай, как правильно анализировать и делать выводы, чтобы впоследствии хотелось действовать?»

Действительно, умение правильно подходить к анализу и оценке своих достижений и поражений, предопределяет ваше желание двигаться или не двигаться дальше.

Огромное количество людей, когда ставит цели, в большинстве случаев не достигает их на 100%.

Не достигая своих целей, мы часто разрушаем свою самооценку негативными выводами о себе. Таким образом, в следующий раз при постановке целей мы все больше и больше будем бояться цели ставить и достигать.

Я подготовил для вас список моих пяти принципов самоанализа, чтобы ваша самооценка не страдала никогда. Даже в тех случаях, когда у вас что-то не получалось.

КАК ПРАВИЛЬНО ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ, ЧТОБЫ НЕ ПОВРЕДИТЬ САМООЦЕНКУ

  1. Подводя итоги, помните о самооценке. Результат должен быть превращен в платформу дальнейшего подъема.

Даже если вы не достигли своей цели на 100%, а достигли на 90% или 80%, или даже если всего на 10%, вы все равно должны увидеть в этом позитив и признать себя.

Большинство людей в таких ситуациях воспринимают себя неудачниками, тем самим нанося катастрофический ущерб собственному мнению о себе.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Даже не достигнув цель полностью, вы ведь все равно продвинулись в ее достижении. И определенный, хоть и небольшой, результат вы все-таки получили.

Проводя анализ того, насколько цель была достигнута, важно обратить внимание на то, к чему вы пришли, что в вашей жизни изменилось, и чему вы научились.

  1. Независимо от того, достигли вы результата или нет, отметьте то, что у вас получилось хорошо.

Направьте фокус вашего внимания не на то, что у вас не получилось, а на то, что получилось. А главное, почему это у вас получилось. И вы увидите, что время было потрачено не зря.

  1. Чему этот опыт учит вас и что есть смысл делать по-другому в следующий раз?

Этот вопрос играет очень важную роль, так как именно он превращает опыт, который мы склонны называть негативным, в позитивный.

После этого вопроса обязательно спросите себя: «Что есть смысл не делать или делать нельзя в следующий раз?». Ответив на вопрос, вы сможете понять, что вам помешало достигнуть желаемого. Так вы будете знать наверняка, что должно быть исключено при следующей попытке достижения цели.

Эти вопросы помогут вам изменить используемые вами жизненные стратегии. Поэтому, когда вы в следующий раз будете пытаться цель покорить, у вас будет значительно больше шансов на успех.

  1. Как я награжу себя за достигнутый результат?

Этот принцип нарушается практически всегда.

«Цель достигнута только тогда, когда она достигнута на 100%» — такое мнение я слышу у большинства своих студентов, которые только начинают обучаться у меня.

Я так не считаю. Если мы будем только в таком ключе мыслить, мы всегда будем о себе плохо думать.

Поэтому для того, чтобы даже далекие от совершенства результаты достигать, мы должны знать, как в последствии мы будем себя награждать.

Даже если достигнутое — это всего лишь пятая часть от запланированного, вы все равно должны себя отблагодарить и наградить. Любым способом.

Награда закрепит ваше стремление и подпитает ваше желание покорять следующие вершины на пути к успеху.

  1. Какие новые вызовы я готов бросить себе?

Какие новые вызовы вы готовы бросить себе и к ним направится, исходя из того, что получилось при достижении предыдущей цели, а что — нет.

Билл Гейтс как-то сказал: «Люди склонны переоценивать свои возможности на год вперед. Но очень сильно недооценивают свои возможности на десять лет вперед».

Если вы поставили цель и не достигли ее, — это не всегда должно означать, что вы ленивец и ничего не делали. Нужно всегда помнить о том, что достижение цели включает в себя также и других людей, другие обстоятельства, погодные условия и т.д. Поэтому, вы не можете на 100% всегда контролировать, каким будет результат.

То, что отличает успешных людей от менее успешных — это то, что успешные все равно видят позитив в том, что они достигли, даже, если это не 100%.

Неуспешные люди видят неудачу во всем, даже если это 99,9%. Для них не 100% означает поражение!

А к какой категории людей относитесь вы?

Смотрите также:

Потрясающий пример успешной страны, которая извлекает максимум пользы из того, что она имеет. Вдохновляйтесь, слушая подкаст КАРЛИКОВАЯ БОСНИЯ. Или десять километров моря #530.

источник

В современном мире, где все меняется очень быстро, а найти информацию легче, чем когда-либо, не нужно учить наизусть энциклопедии, чтобы быть эффективным в работе. Теперь ценится не сама информация, а умение ее искать и обрабатывать. Мы собрали для вас несколько советов по работе с данными, которые помогут сэкономить время на поиск, отфильтровать фейк и сделать правильные выводы.

Работа с информацией включает в себя три основных этапа: поиск, обработку и представление результатов.

В наше время существует огромное количество источников, из которых можно черпать информацию. Это интернет, базы данных, эксперты, различные исследования и прочее. Самое главное — не растекайтесь и не хватайтесь за каждое слово. Если перефразировать закон Парето, «20 % усилий дают 80 % результата». Этот закон, как никакой другой, применим к работе с данными. Заранее обдумайте, какая именно информация будет для вас ключевой, и сконцентрируйтесь на ее поиске.
Существует давний спор о том, как соотносятся качественные и количественные методы при поиске и анализе информации. Какие нужно применять в начале, а какие в конце? Чаще всего сначала лучше использовать качественные методы (этап построения гипотезы о возможных путях решения проблемы), затем количественные (этап ее подтверждения). Но такой подход не является аксиомой, поэтому всегда смотрите по ситуации.

Общая схема поиска информации довольно проста: начать с самых простых источников и постепенно перейти к более трудоемким:​

  • Перед тем как начать поиск, хорошо бы знать, что именно вы ищете. Так что постарайтесь найти аналогичные проекты и вникнуть в тему.
  • Изучите общую картину и сформулируйте вопросы. Пространство для поиска может быть слишком широким, поэтому установите границы.
  • Организуйте первую встречу с экспертом, чтобы определить направление работы.
  • Соберите подробную информацию в открытых источниках. Это самая важная и объемная часть работы.
  • Проведите вторую встречу с экспертом, проясните накопившиеся вопросы.​
  • Готово: вы получили релевантную картину проблемы.

Самый доступный источник информации — это интернет. Но на просторах Сети нужно быть аккуратным и не доверять всему, что находите. Используя поисковики, старайтесь тщательно фильтровать информацию и учитесь писать лаконичные запросы, используя именно те ключевые слова, которые выведут вас на нужные ресурсы. Можно также использовать новостные сервисы.
В консалтинге часто используются собственные базы данных, например Press Search в BCG. Базы данных крупных университетов и международных организаций тоже могут быть полезны. Этот источник полезнее поисковиков, потому что там собрана только проверенная и авторитетная информация. Сайты с презентациями, например Slideshare или Scribd, тоже иногда помогают. Еще обратите внимание на отчеты компаний, разные статистические ресурсы, маркетинговые исследования (они позволят быстро погрузиться в отрасль) и исследования инвестиционных банков (там всегда указаны источники данных, а информация очень высокого качества).

Здесь все чуть сложнее: все же работать придется с человеком, а не с машиной. Перед встречей обязательно проведите самостоятельный ликбез, чтобы чувствовать себя уверенно и как минимум не задавать глупых вопросов. Если кто-то из ваших коллег уже встречался с этим человеком, узнайте, какие вопросы они обсуждали. Эксперты терпеть не могут, когда у них по сто раз спрашивают об одних и тех же вещах.
Впрочем, убедиться в том, что ваш эксперт действительно разбирается в теме, тоже не помешает. Почитайте о нем, пробегитесь по его работам. У детектива Коломбо из одноименного сериала была фишка: самый важный вопрос он всегда оставлял напоследок. Консультанты тоже часто так делают. В самом конце, когда вы уже в дверях, а эксперт (клиент, коллега – кто угодно) расслабился и заказал такси, застаньте его врасплох неожиданным и важным вопросом. В таком состоянии он или автоматически ответит честно, или вы с легкостью поймете, что вам что-то недоговаривают. Впрочем, если сериальные маневры не для вас, завершите разговор открытым вопросом: «Есть ли что-то важное, о чем я не спросил?» Это вполне нормальная практика. Помните, что всегда лучше задавать открытые вопросы, чтобы эксперт говорил как можно больше и поделился с вами всей известной ему информацией.
Рассаживаясь на встрече, всегда оставляйте эксперту самое комфортное и почетное место, чтобы продемонстрировать уважение. Часто люди инстинктивно садятся друг напротив друга, но такое положение напоминает бой «стенка на стенку», и вы автоматически становитесь соперниками. Если формат встречи не один на один, член вашей команды может сесть на сторону клиента или эксперта, чтобы разрядить обстановку.
Будьте тактичны, действуйте в зависимости от ситуации. Всегда просите разрешения делать заметки. Диктофон лучше не использовать. Это может насторожить человека: он начнет говорить менее уверено, стараясь не сболтнуть лишнего. В любом случае держите контакт с собеседником и не слишком увлекайтесь записями, иначе он подумает, что общается со стенографистом. Со временем вы научитесь фиксировать всю информацию, используя минимум заметок. Заведите собственные ключевые слова, сокращения и другие приемы, которые позволят сделать записи лаконичнее.
Некоторые эксперты любят, объясняя что-то, рисовать схемы или писать тезисы. Попросите после интервью воспользоваться их записями. Во-первых, это действительно может пригодиться, во-вторых, это тоже своего рода знак уважения. Если эксперт отходит от темы, можно его тактично перебить. В конце кратко пробегитесь по пунктам, которые вы обсудили, чтобы собеседник в случае ошибки вас поправил. После встречи не забудьте написать эксперту благодарственное письмо, чтобы укрепить контакт. Кто знает, возможно, вам еще не раз понадобится его помощь.

Собрав информацию, в первую очередь оцените ее качество. Удостоверьтесь в ее релевантности, актуальности и достоверности. Проверьте данные на здравый смысл – проведите так называемый Sanity Check. Это простой тест, который позволяет быстро оценить решение, вывод или предпосылку. Его смысл в том, чтобы сразу отследить очевидно ложный результат. Можно сравнить это с тем, как в консалтинге решают задачи на market-sizing. Быстрые расчеты на основе допущений часто дают довольно точные результаты, так что не стоит недооценивать этот метод.
После того как вы проверили данные, нужно их обработать: разобраться во взаимосвязях и построить выводы. Начнем с банального: приступая к анализу, следует твердо обозначить, что, как и зачем вы будете анализировать. К работе с информацией всегда нужно подходить с готовыми гипотезами и четким представлением о том, что эта информация вам даст. Анализ заключается в проверке гипотез и их дальнейшем подтверждении или опровержении.
Остерегайтесь data paralysis («информационного паралича»), при котором недостаток информации или ее избыток могут дезориентировать команду. Во время работы обращайте внимание на ограничения и по количеству информации, и по времени, чтобы успеть сделать Sanity Check перед тем, как переходить к использованию результатов анализа. Для облегчения обработки информации существует три типа аналитических помощников: общие подходы, специфические фреймворки и графики.

Общие подходы — это ранжирование (иначе приоритизация), матрицы, сценарный подход, инвестиционный анализ, сегментирование и риск-анализ. Первые три способа применяются практически при любом типе анализа, поэтому владеть ими обязательно. Оставшиеся три используются при решении специфичных задач. Например, сегментирование помогает разделить компании по категориям, а инвестиционный анализ применяется для сопоставления затрат с предполагаемым доходом.
К специфическим фреймворкам относятся, например, пять сил Портера, SWOT-анализ и анализ рентабельности задействованного капитала. Они помогают понять ключевую идею стратегических решений. К слову, молодые консультанты любят использовать SWOT-анализ абсолютно везде, но на самом деле этот метод хоть и полезен, но не так применим, как может показаться на первый взгляд.
С графиками все ясно. Это лучший инструмент для наглядного представления больших объемов данных
Возвращаясь к началу, помните, что анализ — не самоцель. Вам нужно проверить гипотезы, поэтому не начинайте анализировать данные, пока не поймете, к чему это должно привести. Так вы сэкономите кучу времени и сил.

Для того чтобы сделать качественную презентацию своего исследования, нужно овладеть лишь одним принципом — пирамидой Минто. Этот простой инструмент заключается в группировке идей в кластеры, поддерживающие и раскрывающие основной тезис. Начинаем с ключевой проблемы, переходим к поддерживающим аргументам, заканчиваем деталями. Как говорила сама Барбара Минто, первая женщина-консультант McKinsey, разработавшая этот принцип, «написать что-либо ясно и понятно — значит сделать два шага. Первый — определить цель, главную мысль, которую вы хотите донести до читателя, второй — изложить эту мысль в словах или письменно».

Используйте специальные техники чтения. Углубленное чтение и чтение-сканирование хоть раз в жизни практиковал каждый, здесь проблем быть не должно. Насчет скорочтения взгляды расходятся. Практика показывает, что без него можно обойтись, но для увеличения своего КПД попробуйте освоить и этот метод. Вам помогут специализированные приложения, основанные на технологиях spritz (слова выводятся на экран по одному за раз, чтобы сократить время на переход глазами по строчкам) и Blankist (программа дробит тексты на части, в каждой заключена основная мысль, которую вы сможете прочитать всего за пару минут).
Для ускорения работы научитесь быстро печатать. Существует много программ для развития этого навыка: «Соло на клавиатуре» — для Windows, KeyKey — для Mac OS или онлайн-тренажер «Все10».
И последнее напутствие: всегда рассматривайте не меньше семи вариантов при выборе чего-либо, будь то холодильник или направление для строительства карьеры.

Другие лайфхаки по быстрому и качественному анализу информации вы сможете узнать на Школе Changellenge >>. На 21-дневном образовательном интенсиве вы разберетесь и в других этапах решения бизнес-задач: от постановки проблемы до защиты проекта перед клиентами.

21-дневный образовательный интенсив, созданный по принципам MBA, прокачает вас для крутой карьеры. Вас ждет четыре кейса из разных индустрий: банкинга, консалтинга, IT, FMCG, 20 экспертов с дипломами MBA и более 100 полезных контактов. Успейте подать заявку!

источник