Аналитический отчет представляет собой описание тщательного исследования того или иного вопроса по завершении определенного планового этапа. Перед составлением данного документа необходимо разобраться в особенностях его структуры и требованиях к оформлению. Структура отчета достаточно проста, но знание нюансов во многом облегчит его составление.
Чтобы составить отчет грамотно и быстро, нужно соблюдать очередность таких составляющих:
- титульный лист;
- содержание отчета;
- введение;
- основная часть документа (аналитический и проектный раздел);
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Титульный лист содержит в себе сведения об исполнителе. Он является первой страницей работы, ее «лицом». В содержании описывается структура отчета и номера страниц каждого раздела. Во введении необходимо привести аргументы в пользу выбора темы, актуальности исследования, перечислить используемые для изучения проблемы методы и способы. Во вступлении приводят анализ источников, которые были использованы при изучении темы. Важно не забыть о целях и задачах, поставленных в ходе работы над аналитическим отчетом.
Основная часть отчета, как правило, содержит несколько разделов и подразделов, логически связанных между собой. В каждой главе или пункте понятно и четко должен быть выражен материал. Нельзя забывать о ссылках на использованную литературу.
Выводы о проделанной работе выносятся в заключение. Надо не просто перечислить итоги исследования, но и дать разъяснения по каждому из них. Список использованных источников составляется по алфавиту. Аналитический отчет за год может содержать приложения, в них включают большие информационные блоки, каждый из которых должен сопровождаться ссылкой в тексте. К отчету прилагают документы и источники, используемые при его составлении: таблицы, диаграммы, схемы, графики и другие.
Основным секретом правильного составления аналитического отчета является проведение глубокого анализа определенной проблемы. Описание его итогов должно быть ясным и подкрепленным аргументацией. Проведя параллели, сравнив явления, можно сделать качественные выводы по проведенному исследованию. Соблюдение простых советов поможет составить интересный и достоверный аналитический отчет по ФГОС в кратчайшие сроки.
Цель необходимо формулировать кратко и как можно точнее. В смысловом отношении она выражает главную задачу, которая стоит перед специалистом, и ожидаемые результаты. Например, педагогическая цель должна быть направлена на развитие ребенка, появление ожидаемого результата необходимо оценить и измерить. Конкретизировать и развить цель помогают задачи – это действия для её реализации, которые в отчете перечисляют по порядку. Таким образом, процесс достижения цели делится на этапы. Они сформулированы как задачи: освоение технологии, создание системы работы, мониторинга и другие действия.
В аналитическом годовом отчете должны быть отражены все направления деятельности, предусмотренные рабочими планами и журналами. Аналитический отчет воспитателя по ФГОС (или педагога) включает качественные и количественные показатели по каждому виду работ. В нем могут сочетаться несколько видов анализа.
- Сравнительный – сопоставление явлений, единых по природе и общим характеристикам. Сравнивать требуется внешние, внутренние признаки и условия эффективности.
- Анализ структуры позволяет выявить роль и значение одного или нескольких факторов для успешного функционирования структуры.
- Корреляционный – это установление зависимости одного элемента от другого. Взаимосвязь может возникать в ситуации, в процессе или системе. «Корреляция» переводится с латинского как «взаимная зависимость явлений».
- Функциональный – это характеристика объекта с точки зрения его функций и выявление их взаимосвязи.
- Системный – позволяет выявить структуру и способы взаимосвязи объектов.
- Детерминационный позволяет установить причинно-следственные связи между явлениями, событиями, объектами.
- Критический анализ – это выявление плюсов и минусов деятельности или личности.
Аналитическая часть описывает результаты труда. Для педагога это саморазвитие, развитие педагогики в теории и практике, итоги образования воспитанников.
В отчете предоставляется результат и критерии его оценки. Среди последних выделяют процессуальные и результативные показатели. К процессуальным относят:
- осуществление профессиональной деятельности;
- реализацию собственного профессионального потенциала;
- организацию видов деятельности и общения;
- средства воздействия, способствующие или препятствующие достижению цели.
К результативным показателям относят достигнутые итоги в количественном и качественном измерении. Они приоритетны в оценке эффективности деятельности. Поэтому автору отчета требуется соотнести достигнутые результаты с предметом проектирования.
В проектной части указываются проблемные ситуации, трудности, с которыми специалист столкнулся в процессе своей деятельности. Расписываются направления и этапы по совершенствованию работы, проблема, тема, объект и предмет следующего отчетного периода.
В заключительной части оценивается собственная аналитическая деятельность, отмечаются направления для саморазвития, планируется самосовершенствование в профессиональном направлении.
Значимость преподавателя подтверждается во время аттестации. Это мероприятие позволяет установить уровень квалификации педагога. Чтобы предоставить профессиональному сообществу итоги своего труда, приходится составлять аналитический отчет учителя. Оценка результатов профессиональной деятельности может осуществляться и в межаттестационном периоде.
Аналитическим отчетом педагога является документ, обобщающий результаты профессиональной деятельности за определенный период. Данная форма позволяет системно изучить собственную деятельность, ее эффективность, откорректировать работу, открыть новые возможности для саморазвития. В отчете педагог анализирует итоги работы и ее эффективность. Результаты своего труда оцениваются в соответствии с поставленными в периоде целями и задачами. Цель аналитического отчета — проведение самоанализа и самооценки профессиональной деятельности учителя за истекший период.
Профессиональная деятельность психолога, так же как и педагога, требует постоянного анализа собственных действий и особенностей людей, с которыми он работает. Проделанные выводы позволяют специалисту спроектировать следующие шаги для совершенствования своей работы. Аналитический отчет психолога является вторичным и основывается на общих данных, полученных на базе оперативного или текущего анализа проведенных мероприятий.
Объектом отчета выступает деятельность психолога: обследования, профилактика, диагностика, исследовательские, коррекционные, развивающие мероприятия. Предметом является анализ профессиональных действий, изучение свойств или показателей.
Составляя отчет, педагог-психолог должен соблюсти принципы анонимности и конфиденциальности, то есть он предоставляет информацию в виде общих результатов. Анализ выполненных задач предполагает описание возникающих затруднений, проблем, которые, как правило, становятся задачами на новый учебный период. Новые средства анализа позволяют прописать перспективы дальнейшей трудовой деятельности.
К аналитическому отчету психолога прилагается статистическая справка за отчетный период, установленный в организации. Данные в виде заключений и итогов по видам деятельности являются дополнением к служебной документации. Заключения по направлениям работ могут включать:
- индивидуальную психодиагностику;
- групповую психодиагностику;
- индивидуальную развивающую или коррекционную работу;
- групповую развивающую или коррекционную работу.
Заключение можно составить в свободном виде или на основе стандартных форм.
Аналитический отчет воспитателя за год содержит следующие разделы:
- Общая характеристика группы.
- Итоги по выполнению образовательных программ. Деятельность по подготовке к школе и ее приоритеты. Формирование детской личности. В процессе каких видов деятельности достигаются поставленные цели? Это разнообразная игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная деятельность. Направления работы для воспитателя.
- Аналитический отчет воспитателя за год должен содержать ответ на вопрос о том, чего удалось достигнуть в плане физического, познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического развития детей.
- Мероприятия с детьми и их краткая характеристика.
- Отчет об итогах работы с детьми. Деятельность по проектам.
- Обоснована ли актуальность темы? Должны присутствовать нормативно-правовые материалы, подтверждающие важность темы, доказательства необходимости ее разработки.
- Обоснована ли проблема, противоречия, на разрешение которых направлен аналитический отчет? Цель отчета, иерархия задач.
- Оценка содержания отчета. Общекультурное, методологическое, нормативно-правовое обоснование, эффективность в социально-экономическом плане и психолого-педагогическое основание.
- Система партнерских взаимодействий.
- Результаты, их анализ и оценка, соотношение с целями, задачами и прогноз.
- Уровень информационной культуры представления результатов. Как оформлен аналитический отчет ДОУ?
- Перспективность и применимость отчета на практике в профессиональной деятельности.
Защита отчета может быть формой проведения аттестации. Выступление займет от 10 до 15 минут, плюс ответы на вопросы экспертов. Что надо включить в доклад?
- Анализ рекомендаций с прошлой аттестации.
- Проблема, ее формулировка и актуальность со ссылками на новые документы.
- Объект – то, что будет исследоваться, реальность (уровень знаний, воспитанность, образовательный процесс и т. д.).
- Предмет – то, с помощью чего влияют на изменение объекта (методы обучения, деятельность, задания, подходы и т. д.).
- Формулировка темы должна включать в себя предмет и объект, показывая их взаимосвязь.
- Цель – результат, который ожидается, конкретный и простой (создание условий).
- Задачи (действия по достижению цели).
- Гипотеза (требуется не всегда, иногда просто запланированный результат) – научное обоснование способа достижения цели, идея, центральная мысль.
- Стратегия и механизмы по достижению целей. Аналитический отчет воспитателя по ФГОС (или учителя) предполагает рассказ о том, что педагог делал на протяжении всего периода до аттестации для достижения цели. Это самый большой и главный пункт. Здесь необходимо рассказать обо всех своих действиях и показать, что работа выполнялась в системе.
- Результат, т. е. то, что получено фактически. Параметры и критерии для оценки результата определяет сам специалист, составляющий отчет (они заявляются в цели).
- Общественные выступления по теме, печатные труды и другое предоставление опыта.
- Заключение, выводы: достигнута ли цель, в какой степени, что сделано, что доказано, какова значимость работы.
источник
Каждый ученик задает вопрос: как делать анализ текста, когда приходит время выполнять такое задание. Первое, с чего стоит начать — составить план. А далее, следуя по шагам, проанализировать предложенный текст. На самом деле, ничего сложного.
Итак, подробнее. Анализ — это метод краткого описания (краткий пересказ), чтобы лучше понять смысл. Анализировать можно все что угодно: стихотворение, текст, поступок, сказанные слова и так далее. Главное, соблюдать некоторые правила. Что же касается анализа текста по школьным предметам (литературе или русскому языку), то данное занятие помогает не просто читать книги, а читать осмысленно. Так, чтобы после прочтения можно было легко пересказать произведение и уловить мысль автора. Конечно на первых этапах ученик будет задавать себе вопрос, как делать анализ текста. Но в последствие ему станет легче понимать произведения, когда они станут более сложными. Данный метод работы также помогает настраиваться на творческую работу и раскрывает личностное восприятие.
Данное задание включает в себя множество параметров, по которым легче понять отрывок из произведения. Но четкой инструкции или схемы не существует, хотя придерживаться какого-то плана необходимо, чтобы составить текст анализа, где вывод будет вытекать из определенных фактов, подтверждающихся приведенными аргументами.
Стоит начать с того, что после прочтения, необходимо озаглавить текст. Так для себя можно определить тему и тематику и уже вначале ответить на вопрос: «что этим отрывком автор хотел сказать?».
Стоит помнить, что тема — это предмет рассуждения. А тематика — это совокупность тем, которые могут быть в предложенном отрывке.
В помощь при анализе могут быть использованы средства связи, разделяющиеся на лексические и морфологические. Т.е. необходимо определить, используются ли синонимы, повторы, союзы, глаголы и деепричастия.
Упомянуть нужно и о стиле текста, который может быть художественным, официально-деловым, научным или разговорным. А также следует уточнить, какой используется тип речи: повествование, рассуждение или описание.
Знание всех моментов несомненно поможет при разборе, и ученик уже не будет задавать вопрос: а как делать анализ текста. Он сразу по определенному плану начнет исследовать предложенное произведение, и в конце легко сможет сделать вывод с приведенными аргументами.
И напоследок. Анализы текстов по русскому языку и литературе могут несколько отличаться друг от друга. Если он взят из какого-либо произведения, необходимо использовать несколько одинаковых шагов. По-порядку:
- Жанр текста — легенда, стихотворение, притча, воспоминание, очерк
- Тема текста — в любом произведении есть своя тема
- Какие использованы приема построения текста — повторы, противопоставления, усиление, динамичность, созерцание
- Использование изобразительных средств
- Общее впечатление от прочитанного — если вдумчиво читать текст, то определенное впечатление обязательно останется, о нем и следует рассказать в самом конце анализа
Как делать анализ текста представленного отрывка? Ниже приведен пример:
Следует разобрать его по шагам, чтобы увидеть заложенный смысл.
- Мысль автора — показать и рассказать об участниках охоты, а с другой стороны продемонстрировать величие природы.
- Тип и стиль — это художественное произведение, а точнее повествование с элементами описания.
- Средства связи и художественные средства — союзы (и, но), наречия (долго, крепко, вдали). Основной прием — антитеза, т.е. когда идет противопоставление — глаголы (выскочишь, помчишься и осадишь, замирает), прилагательные (отчаянный, бешенный и мертвый). Также встречаются эпитеты, метафоры, градации.
- Синтаксические особенности — используются простые предложения, которые также входят в состав сложных, распространены определения и обстоятельства.
- Орфографические особенности — безударные гласные в корне (копыта, долина), чередующиеся гласные в корне (замирают, выскочишь).
источник
Как сделать анализ работы
Прежде, чем приступать к проведению анализа работы, следует четко представлять значение и взаимосвязь следующих терминов: цель, задачи, направления деятельности, формы и методы работы и, собственно, анализ работы.
Целью работы является желаемый конечный результат
Задачи, которые ставятся и решаются в процессе деятельности, являются промежуточными целями, достижение которых предполагает получение конечного результата
Направления деятельности это пути решения поставленных задач
Формы и методы это те «Инструменты», с помощью которых библиотекарь решает поставленные задачи по различным направлениям деятельности (беседы, выставки, обзоры, литературные утренники, викторины, конкурсы, анализы чтения и пр.)
В отличие от отчета, анализ предполагает обязательное указание желаемых и полученных результатов проведенной работы (как положительных моментов, так и недостатков) и выводов с указанием завершения, изменения или необходимостью продолжения работы по каждому конкретному направлению
Главной целью работы школы вообще и библиотеки в частности является воспитание гармонично развитой личности, социально адаптированной к жизни (образованный, воспитанный, здоровый человек).
Исходя из этого, основными задачами работы библиотеки являются:
Содействие учебно-воспитательному процессу. Включает в себя следующие направления, которые могут быть поставлены как самостоятельные задачи:
- Информационная культура. Обучение навыкам поиска и использования информации Преодоление неуспешности в обучении Работа по поддержанию и сохранению родного языка Приобщение к ценностям общемировой культуры Воспитание культуры поведения
Патриотическое воспитание. Включает в себя следующие направления, которые могут являться самостоятельными задачами:
- Русская культура Семья Малая Родина Земля наш общий дом. Экология Защита своей Родины
Здоровый образ жизни.
Анализ работы начинается с перечисления задач, поставленных и решаемых в отчетном году. Самостоятельной задачей так же является методическая тема школы.
После перечисления задач следует перейти непосредственно к анализу проведенной за отчетный период работы.
Следует распределить выполненную работу по следующим направлениям деятельностн:
1. организация библиотечного фонда (основной фонд и фонд учебников);
2. работа с читателями (индивидуальная и массовая):
5. работа с массовыми библиотеками и другими организациями:
Для удобства проведения анализа предлагается в каждом направлении работы сгруппировать различные формы библиотечной деятельности в соответствие с решаемыми задачами. Таким образом, мероприятия, направленные на решение задачи «Преодоление неуспешности в обучении», будут представлены и в направлении «Работа с читателями» (беседы, обзоры литературы, тематические подборки, выставки, анализ чтения и пр.), и в «Работе с учителями» (обзоры методической литepaтуры и др.), и в «Работе с родителями» (выступления на родительских собраниях с анализом чтения детей и пр.)
Для подтверждения результатов проведенной работы можно привести таблицы или графики (диаграммы), демонстрирующие изменение количественных показателей в сравнении с прошлыми периодами. Данные таблицы (графики, схемы) должны сопровождаться комментариями, объясняющими и обосновывающими приведенные показатели.
Организация библиотечного фонда.
Полноценная деятельность библиотеки невозможна без грамотной и функциональной организации книжного фонда. В данном разделе описывается и анализируется работа с фондом, проведенная за отчетный период (оптимизация расстановки и изучение состава фонда, проводимые проверки и списание устаревшей, ветхой и утерянной литературы и т. д.) Также следует обосновать актуальность проведения данных конкретных действий, т. е. с какой целью проводилась эта работа.
Необходимо указать численное и качественное изменение фонда за прошедший год, а также, является ли эти изменение следствием проведенной работы.
Отдельно анализируется работа с фондом учебников. Следует обратить внимание на изменения, происходившие в количественном составе учебного фонда, а так же наличие и применение учебно-методических комплексов (УМК). Особо стоит остановиться на заполнении «Бланка — заказа на учебную литературу». Какая предварительная работа проводилась по изучению наличия учебной литераторы и потребностей школы.
Так же в данном разделе приводятся данные о состоянии, изменении и использовании каталогов и картотек.
Это самая главная н объемная часть анализа. В данном разделе следует сгруппировать всю проделанную в течение года работу с читателями в соответствие с поставленными задачами.
В начале приводятся основные показатели работы библиотеки, и делается сравнительный анализ с данными прошлых периодов. Сюда относятся:
Абсолютные показатели (из «Дневника работы библиотеки»)
Книгообеспеченность—среднее число книг (кроме учебников), приходящееся на одного читателя. Определяется путем деления общего количества книг на количество читателей
Посещаемость — среднее число посещений библиотеки одним читателем. Определяется путем деления общего количества посещений на число читателей.
Обращаемость —среднее число выдач одной книги. Определяется делением количества книговыдач на количество книг (документов), имеющихся в фонде библиотеки.
Читаемость — среднее число книг, выданных одному читателю. Определяется путем деления количества книг, выданных за отчетные период, на общее число читателей библиотеки.
При определении вышеперечисленных показателей следует учитывать специфику возрастных групп, характеризующуюся различной скоростью и интенсивностью чтения. Вследствие этого целесообразно вычислять показатели отдельно для начальной школы, учащихся 5-9 классов и для старшеклассников.
Все эти показатели в сопоставлении друг с другом определяют степень удовлетворенности читателей литературой и библиотечным обслуживанием, позволяют делать выводы о результативности работы школьной библиотеки.
Далее идет анализ непосредственно самой работы с читателями.
Как уже было сказано выше, рекомендуемся объединить проделанную работу по группам в соответствие с определенными задачами. Т. е. сначала говорится о деятельности, относящейся, например, к направлению «Содействие учебно-воспитательному процессу» и оценивается ее результативность, затем анализируется работа по «Патриотическому воспитанию» и т. д.
В этом разделе указывается и анализируется совместная работа с преподавателями различных дисциплин, классными руководителями по решению определенных задач и результативность этой деятельности (информирование о наличии и новых поступлениях методической и предметной литературы, подготовка и проведение общешкольных и классных мероприятий и пр.)
В данном разделе указывается и анализируется работа, проведенная с родителями (обсуждение проблем детского чтения, выступления на классных часах с обзорами детской литературы и анализом чтения учащихся, индивидуальные консультации, участие родителей в подготовке и проведении школьных и классных библиотечных мероприятий и пр.)
Работа с массовыми библиотеками и другими государственными, частными и общественными организациями
В данном разделе следует указать виды совместной деятельности с городскими массовыми библиотеками, клубами и пр. Так же можно отразить участие сторонних организаций в работе библиотеки (например, оказание спонсорской помощи)
В этом разделе указывается, каким образом библиотекарь повышал свою профессиональную квалификацию (обучение на курсах, изучение специальной литературы, знакомство с опытом работы коллег и пр.) Но нужно не только перечислить где и как были получены знания, но и указать, каким образом они были, или будут, применены на практике.
В конце каждою раздела делается вывод, в котором обобщается проведенная но данному направлению работа. указывается. какие результаты получены, что удалось сделать, что не получилось и почему.
Завершается анализ работы общим выводом. Здесь следует обобщить полученные результаты работы, дать оценку выполнения поставленных задач и наметить перспективные направления деятельности.
источник
Финансовый анализ основан на расчете относительных показателей, характеризующих различные аспекты деятельности предприятия и его финансовое положение. Однако главное при проведении финансового анализа не расчет показателей, а умение трактовать полученные результаты.
Для финансового анализа можно использовать следующие группы показателей:
Подробный финансовый анализ предприятия необходимо проводить в динамике за ряд кварталов, для экспресс-анализа достаточно сопоставить данные на начало и на конец периода анализа. И при одном и при другом способе анализа необходимо помнить, что финансовый анализ (основанный на анализе баланса и отчета о прибылях и убытках) позволяет обратить внимание на “узкие” места в деятельности предприятия и сформировать перечень вопросов, на которые можно будет ответить лишь при более детальном ознакомлении с деятельностью предприятия.
При анализе финансовых результатов деятельности предприятия должны быть оценены чистая выручка, прибыли или убытки, полученные предприятием в анализируемом периоде.
Анализ и выводы о финансовых результатах деятельности предприятия должны содержать подробные ответы на следующие вопросы:
Как изменилась чистая выручка Предприятия за анализируемый период?
Основная деятельность, ради осуществления которой было создано Предприятие, за анализируемый период была прибыльной, убыточной или безубыточной?
От какого вида деятельности Предприятие получило основной доход за анализируемый период?
основной или инвестиционной и прочей видов деятельности
Какую прибыль (убыток) до налогообложения получило Предприятие в результате осуществления всех видов деятельности на конец анализируемого периода?
О чем свидетельствует отсутствие Предприятия нераспределенной прибыли ?
Об отсутствии возможности пополнения оборотных средств для ведения нормальной хозяйственной деятельности.
Эффективно или неэффективно действовало предприятие — надо сравнить темп роста выручки и себестоимости.
При анализе активов Предприятия нужно отразить абсолютные изменения в имуществе предприятия, сделать выводы об улучшении или ухудшении структуры активов.
При анализе активов Предприятия нужно отразить следующие моменты:
На какие составляющие приходился наибольший удельный вес в структуре совокупных активов ?
Если на оборотные активы, то это свидетельствует о формировании достаточно мобильной структуры активов, способствующей ускорению оборачиваемости средств Предприятия.
В целом, как изменилось имущество (сумма внеоборотных и оборотных активов) Предприятия?
Уменьшение имущества свидетельствует о сокращении Предприятием хозяйственного оборота, что может повлечь его неплатежеспособность и наоборот.
Рост имущества Предприятия может свидетельствовать о позитивном изменении баланса.
Что произошло с составляющими внеоборотных активов?
увеличение незавершенного строительства может негативно сказаться на результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия (необходимо дополнительно проанализировать целесообразность и эффективность вложений),
увеличение долгосрочных финансовых вложений указывает на отвлечение средств из основной производственной деятельности, а снижение способствует вовлечению финансовых средств в основную деятельность предприятия и улучшению его финансового состояния
Как изменялась структура внеоборотных активов?
Какова доля основных средств в совокупных активах на конец анализируемого периода?
Предприятие имеет «тяжелую» или «легкую» структуру активов?
Если она составила менее 40 %, Предприятие имеет «легкую» структуру активов, что свидетельствует о мобильности имущества Предприятия. Если она составила более 40 %, Предприятие имеет «тяжелую» структуру активов, что свидетельствует о значительных накладных расходах и высокой чувствительности к изменениям выручки.
Как изменилась величина оборотных активов предприятия за анализируемый период?
Какие статьи внесли основной вклад в формирование оборотных активов?
2) дебиторскую задолженность
3) краткосрочные финансовые вложения
О каких проблемах может свидетельствовать такая структура оборотных активов?
Структура с высокой долей задолженности и низким уровнем денежных средств может свидетельствовать о проблемах, связанных с оплатой услуг Предприятия, а также о преимущественно не денежном характере расчетов и наоборот структура с низкой долей задолженности и высоким уровнем денежных средств может свидетельствовать о благополучном состоянии расчетов предприятия с потребителями.
Как изменилась стоимость запасов за анализируемый период, является ли это изменение позитивным и о чем свидетельствует?
Если стоимость запасов увеличились, а длительность оборота запасов снизилась, это является негативным фактором
Как изменились за анализируемый период объемы дебиторской задолженности?
1) выросли, что является негативным изменением и может быть вызвано проблемами, связанными с оплатой продукции (работ, услуг) Предприятия либо активным предоставлением потребительского кредита покупателям, т.е. отвлечением части текущих активов и иммобилизации части оборотных средств из производственного процесса.
2) снизились, что является позитивным изменением и может свидетельствовать об улучшении ситуации с оплатой продукции Предприятия и о выборе подходящей политики продаж.
На какой вид дебиторов приходилась наибольшая доля в общей сумме задолженности?
долгосрочных (со сроком погашения более чем через 12 месяцев) дебиторов. Что показывает длительное выведение средств из оборота.
Предприятие на протяжении анализируемого периода имело активное или пассивное сальдо задолженности ?
Сопоставление сумм дебиторской и коммерческой кредиторской задолженностей может показывать, что Предприятие на протяжении анализируемого периода имело:
1) активное сальдо (дебиторская задолженность превышает кредиторскую)
2) пассивное сальдо (кредиторская задолженность превышает дебиторскую)
Если предприятие имеет активное сальдо, то оно предоставляло своим покупателям бесплатный коммерческий кредит в размере, превышающем средства, полученные в виде отсрочек платежей коммерческим кредиторам,
если пассивное — финансировало свои запасы и отсрочки платежей своих должников за счет неплатежей коммерческим кредиторам (то есть бюджету, внебюджетным фондам и др.)
Как изменилась доля денежных средств в структуре оборотных активов Предприятия за анализируемый период?
Отсутствие денежных средств в оборотных активах может быть следствием бартерного характера расчетов.
При анализе источников формирования имущества предприятия должны быть рассмотрены абсолютные и относительные изменения в собственных и заемных средствах предприятия.
При анализе источников формирования имущества Предприятия нужно определить:
Какие средства (собственные или заемные) являются основным источником формирования совокупных активов Предприятия? Как изменяется собственный капитал (фактический, за вычетом убытков и задолженностей учредителей) в доле в балансе за анализируемый период?
1) Увеличение способствует росту финансовой устойчивости Предприятия
2) Снижение способствует снижению финансовой устойчивости Предприятия
Как изменилась доля заемных средств в совокупных источниках образования активов, о чем это свидетельствует?
увеличилась, что может свидетельствовать об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышении степени его финансовых рисков.
уменьшилась, что может свидетельствовать о повышении финансовой независимости предприятия.
О чем может свидетельствовать сокращение (увеличение) величины резервов , фондов и прибыли Предприятия?
В целом, увеличение резервов, фондов и нераспределенной прибыли может являться результатом эффективной работы Предприятия.
В целом, сокращение резервов, фондов и нераспределенной прибыли может свидетельствовать о падении деловой активности Предприятия.
Как за анализируемый период изменилась структура собственного капитала (объявленного), на какие составляющие приходился наибольший удельный вес?
Какие обязательства преобладают в структуре заемного капитала? Как изменились долгосрочные обязательства за анализируемый период?
Анализ структуры финансовых обязательств дает ответ на вопрос повысился или снизился риск утраты финансовой устойчивости предприятия.
Преобладание краткосрочных источников в структуре заемных средств является негативным фактом, который характеризует ухудшение структуры баланса и повышение риска утраты финансовой устойчивости.
Преобладание долгосрочных источников в структуре заемных средств является позитивным фактом, который характеризует улучшение структуры баланса и уменьшение риска утраты финансовой устойчивости.
Какие обязательства преобладают в структуре коммерческой кредиторской задолженности на начало и на конец анализируемого периода?
перед поставщиками и подрядчиками
по социальному страхованию и обеспечению
перед дочерними и зависимыми обществами
перед прочими кредиторами
Как изменились за анализируемый период краткосрочные обязательства перед бюджетом, перед поставщиками и подрядчиками, по оплате труда, по социальному страхованию и обеспечению, по векселям к уплате, перед дочерними и зависимыми обществами, по авансам полученным?
Увеличение суммы полученных авансов может являться положительным моментом.
Уменьшение суммы полученных авансов может являться отрицательным моментом.
Какие виды краткосрочной задолженности в анализируемом периоде характеризуются наибольшими темпами роста ?
Негативным моментом является высокая доля задолженности (более 60 %) перед бюджетом, поскольку задержки соответствующих платежей вызывают начисление пеней, процентные ставки по которым достаточно высоки. Кроме того, повышается вероятность попадания Предприятия под действие статьи3. Закона о банкротствазакона. Возникает необходимость в дополнительном анализе данных бухгалтерского учета.
Негативным моментом является высокая доля (более 60%) задолженности перед внебюджетными фондами.
Эффективность деятельности
При оценке эффективности деятельности Предприятия следует оценить показатели рентабельности и оборачиваемости, сделать обоснованные выводы о доходности основной и прочих видов деятельности предприятия.
Получало Предприятие прибыль или убыток, с каждого рубля, вложенного в активы ? Какова степень доходности вложений в имущество и эффективность использования активов Предприятия?
Как изменилась рентабельность активов по прибыли до налогообложения ?
эффективность использования имущества в целом была высокой (при значении > 0,3)
эффективность использования имущества в целом была средней (при значении от 0,1до 0,3)
эффективность использования имущества в целом была низкой (при значении меньше 0,1)
Из какого уровня оборачиваемости активов Предприятия и степени доходности всех операций складывается уровень рентабельности активов?
Связаны проблемы Предприятия с трудностями в реализации продукции, с высокими затратами на ее производство или неэффективным управлением оборотным капиталом?
Одновременное снижение показателей рентабельности и оборачиваемости активов является «диагнозом» наличия проблем, связанных, например, с реализацией продукции и работой отдела маркетинга (темпы роста выручки замедляются).
Какова эффективность привлечения инвестиционных вложений в Предприятие?
Рентабельность собственного капитала (фактического) Предприятия
возросла, что свидетельствует о возможности и достаточной эффективности привлечения инвестиционных вложений в Предприятие
снизилась, что свидетельствует о низкой эффективности привлечения инвестиционных вложений в Предприятие.
на протяжении всего анализируемого периода была отрицательной, что свидетельствует об абсолютной невыгодности вложений в Предприятие
Является положительной или отрицательной тенденция изменений в структуре оборотного капитала с точки зрения длительности оборота чистого производственного оборотного капитала?
Значение показателя меньше 0, с одной стороны, говорит о положительной тенденции в структуре оборотного капитала, т.к. Предприятие финансирует коммерческий кредит, предоставляемый своим покупателям, а также свои запасы за счет отсрочки платежей кредиторам.
С другой стороны, этот факт связан с риском потери финансовой устойчивости и платежеспособности.
Значение показателя больше 0, с одной стороны, говорит о негативной тенденции в структуре оборотного капитала, т.к. Предприятие “замораживает” средства в виде запасов или коммерческого кредита, предоставленного покупателям, что финансируется либо за счет собственных средств, либо за счет привлечения платного банковского кредита. С другой стороны, это обстоятельство является положительным, т.к. риск потери финансовой устойчивости и платежеспособности при этом уменьшается.
Анализ финансовой устойчивости должен показать наличие или отсутствие у предприятия возможностей по привлечению дополнительных заемных средств, способность погасить текущие обязательства за счет активов разной степени ликвидности.
О каком запасе прочности свидетельствует уровень собственного капитала Предприятия?
значительным запасе прочности (> 0,5)
незначительным запасе прочности (0 0,5)
ограниченные возможности привлечения дополнительных заемных средств без риска потери финансовой устойчивости (0 0,4 позволяет отнести Предприятие к низкой группе “риска потери платежеспособности”, т.е. уровень его платежеспособности достаточно высок.
Сколько дней составляет интервал самофинансирования Предприятия?
Каков уровень резервов Предприятия для финансирования своих затрат и прочих издержек?
Интервал самофинансирования (или платежеспособности) Предприятия может свидетельствовать
о высоком уровне резервов (> = 90)
о низком уровне резервов у Предприятия для финансирования своих затрат в составе себестоимости (
Первая группа — На конец анализируемого периода предприятие имеет высокую рентабельность и оно финансово устойчиво. Платежеспособность предприятия не вызывает сомнений. Качество финансового и производственного менеджмента высокое. Предприятие имеет отличные шансы для дальнейшего развития.
Вторая группа — На конец анализируемого периода предприятие имеет удовлетворительный уровень рентабельности. Его платежеспособность и финансовая устойчивость находятся, в целом, на приемлемом уровне, хотя отдельные показатели находятся ниже рекомендуемых значений. Однако данное предприятие не достаточно устойчиво к колебаниям рыночного спроса на продукцию и другим факторам финансово-хозяйственной деятельности. Работа с предприятием требует взвешенного подхода.
Третья группа — На конец анализируемого периода предприятие финансово не устойчиво, оно имеет низкую рентабельность для поддержания платежеспособности на приемлемом уровне. Как правило, такое предприятие имеет просроченную задолженность. Оно находится на грани потери финансовой устойчивости. Для выведения предприятия из кризиса следует предпринять значительные изменения в его финансово-хозяйственной деятельности. Инвестиции в предприятие связаны с повышенным риском.
Четвертая группа — На конец анализируемого периода предприятие находится в глубоком финансовом кризисе. Размер кредиторской задолженности велик, оно не в состоянии расплатиться по своим обязательствам. Финансовая устойчивость предприятия практически полностью утеряна. Значение показателя рентабельность собственного капитала не позволяет надеяться на улучшение. Степень кризиса предприятия столь глубока, что вероятность улучшения даже в случае коренного изменения финансово-хозяйственной деятельности невысока.
— На конец анализируемого периода предприятие имеет высокую рентабельность и оно финансово устойчиво. Платежеспособность предприятия не вызывает сомнений. Качество финансового и производственного менеджмента высокое. Предприятие имеет отличные шансы для дальнейшего развития. — На конец анализируемого периода предприятие имеет удовлетворительный уровень рентабельности. Его платежеспособность и финансовая устойчивость находятся, в целом, на приемлемом уровне, хотя отдельные показатели находятся ниже рекомендуемых значений. Однако данное предприятие не достаточно устойчиво к колебаниям рыночного спроса на продукцию и другим факторам финансово-хозяйственной деятельности. Работа с предприятием требует взвешенного подхода. — На конец анализируемого периода предприятие финансово не устойчиво, оно имеет низкую рентабельность для поддержания платежеспособности на приемлемом уровне. Как правило, такое предприятие имеет просроченную задолженность. Оно находится на грани потери финансовой устойчивости. Для выведения предприятия из кризиса следует предпринять значительные изменения в его финансово-хозяйственной деятельности. Инвестиции в предприятие связаны с повышенным риском. — На конец анализируемого периода предприятие находится в глубоком финансовом кризисе. Размер кредиторской задолженности велик, оно не в состоянии расплатиться по своим обязательствам. Финансовая устойчивость предприятия практически полностью утеряна. Значение показателя рентабельность собственного капитала не позволяет надеяться на улучшение. Степень кризиса предприятия столь глубока, что вероятность улучшения даже в случае коренного изменения финансово-хозяйственной деятельности невысока.
источник
Маркетинговый анализ – комплекс мероприятий, направленных на исследование и оценивание деятельности компании, а так же прогнозирование возможных явлений на рынке. Каждый предприниматель знает, что любая маркетинговая деятельность опирается на данные статистики и анализа рынка. Маркетинговый анализ существенно облегчает дальнейшую работу организации, позволяет выявить основные проблемы и задачи, с которыми она неминуемо столкнётся в процессе становления. Сегодня мы предлагаем разобраться, почему без полноценного маркетингового анализа невозможно успешно заняться бизнесом и как правильно проводить данный анализ.
Большинство россиян хотя бы раз в жизни задумывались о том, чтобы открыть собственное дело и работать исключительно на себя. Сама мысль о том, что вы не будете зависеть от прихотей и настроения руководства, строгого нормированного графика, устава и дресс-кода, греет душу и вызывает улыбку на лице. Представьте, что вы открыли свою пекарню с ароматными десертами или небольшой цветочный киоск. Необходимость просиживать по десять часов в душном офисе за копейки пропала, и вы стали настоящим хозяином собственной жизни.
Подобные перспективы крайне радужны, но реальность такова, что далеко не каждый житель России воплощает свои мечты в реальность. Эксперты считают, что российский бизнес находится в стадии развития, поэтому представителям малого и среднего предпринимательского класса тяжело даётся осознание базовых механизмов и инструментов воздействия на рынок. В первую очередь, мало кто до конца осознаёт необходимость проведения комплексного маркетингового анализа.
Маркетинговый анализ – совокупность данных, полученных вследствие сбора разнообразных маркетинговых исследований. Полученные данные необходимы для грамотного стратегического планирования, определения ниши и целевой аудитории предприятия.
Как видно из определения самого понятия, «маркетинговый анализ» имеет множество обоснований, за которыми стоит огромное количество методов и инструментов по выявлению информации.
Анализ – это поле для деятельности менеджера по маркетингу, так сказать, его вотчина. Чем больше и тщательнее специалист работает над сбором данных, тем более ценные выводы он получает.
Любой компетентный менеджер скажет, что данное понятие синонимично с основными задачами маркетинга или как их принято называть «4Р»:
- Преобразование;
- Систематизация;
- Интерпретация;
- Моделирование.
Выполнение основных задач маркетинга позволяет на ранних этапах определить, насколько рентабельной будет производимая продукция, предоставляемые услуги, какие она имеет слабые и сильные стороны, на какую рассчитана аудиторию и прочее.
Кому необходим маркетинговый анализ? По сути, этот анализ нужен каждому, кто является новичком в предпринимательской среде и желает успешно «ворваться» на рынок, подвинув более опытных конкурентов. Кроме того, строго очерченные цели маркетингового анализа, позволяют избежать необходимости сбора лишней информации. Основные цели будущего анализа выглядят следующим образом:
- Выявление доли продукции на рынке, анализ его трансформации и заинтересованности покупателя в конкретном товаре;
- Оценка структуры рынка и основных закономерностей, протекающих в нём;
- Оценка деятельности потребителя, его интересов и пожеланий;
- Анализ свободных ниш на рынке, как перспективных отраслей для дальнейшей работы;
- Анализ деятельности конкурентов, функционирующих в интересующей нише;
- Проведение маркетингового анализа цен.
Маркетинговый анализ позволяет получить структурированную информацию исключительно по тем вопросам, что интересуют предпринимателя, так он избавляется от необходимости проводить лишние исследования, что могут быть совершенно бесполезными в дальнейшем.
Проведением маркетингового анализа может заняться любой желающий, благо мы живём в эпоху интернета и множество данных можно почерпнуть, не выходя из дома. Однако для более полного и профессионального исследования можно обратиться за помощью в консалтинговую компанию, где эксперты займутся решением поставленной задачи в сжатые сроки.
Анализ в сфере маркетинга, независимо от той ниши, что вы исследуете, делится на несколько основных этапов, каждый из которых связан между собой и позволяет получить исчерпывающий ответ. Предлагаем более детально рассмотреть каждый из этапов.
Это обязательный пункт, с которого должно начинаться любое полноценное исследование. Вспомните студенческие годы, когда написанию курсовой работы, поиску литературы, «выжимке» фактов, предшествовал процесс планирования будущего научного труда. Первым делом мы формируем основные главы, постепенно обрастающие разделами и подразделами. Аналогичная ситуация складывается и в процессе маркетингового исследования.
Здесь важно обозначить для себя основную цель и первоочерёдные задачи исследования. На первых порах важно определиться с будущей аудиторией, источниками, из которых планируете черпать информацию. Кроме того, важно определить конкретные сроки анализа и, при необходимости, бюджет.
Невозможно, в первую очередь, не воспользоваться данными, находящимися в интернете. Давайте предположим, что вы решили открыть свою пекарню. Отправляемся на поиски полезной информации во Всемирную паутину! Здесь можно найти данные об аналогичных заведениях, их количестве в вашем городе, отзывах клиентов, пожеланиях и критических замечаниях. Тут же можно провести мониторинг продукции на полках крупных супермаркетов и маленьких магазинов, реализующих в продажу хлебо-булочные изделия.
Найти статистику не так уж и сложно, главное отнестись к вопросу со всей ответственностью. Обратите внимание, что любая информация по теме будет полезной, сохраняйте её для дальнейшего анализа и сортировки. Можно лично посетить пекарни конкурентов, чтобы на личном опыте дать оценку деятельности заведений. Какие сведения можно выявить в процессе сбора информации? Можно узнать, насколько будет востребованной пекарня в конкретном городе, какие товары необходимо производить в первую очередь, чего не хватает потребителям, какие оплошности допускают конкуренты, насколько заполнена ниша и прочее.
Обращаем ваше внимание, что для получения ценных, надёжных и актуальных статистических данных, следует обратиться в Федеральную службу государственной статистики.
Третий пункт плавно перекликается со вторым, здесь аналитик предстаёт неким скульптором, который формирует образ из безликой глиняной массы. Анализировать информацию куда сложнее, чем заниматься её сбором. Если речь идёт об анализе уже функционирующей на рынке компании, то важно заняться не только сбором и интерпретацией информации о внешней среде, но и внутреннего положения компании.
Внешняя и внутренняя среда анализируется по схожему алгоритму: начинаем с плана, собираем информацию и анализируем её. Необходимо отследить все основные бизнес-процессы, выявить закономерности и возможные проблемы, что мешают развитию предприятия. Анализировать деятельность компании можно, следуя данному плану:
- Знакомство с её деятельностью, отзывы о работе организации;
- Выявление основных алгоритмов продаж;
- Профессионализм работников и владельцев компании.
Частенько для проведения внутреннего анализа используют тайного покупателя, как независимого эксперта, способного дать реальную оценку происходящему. Проводя анализ деятельности фирм-конкурентов, необходимо из всей массы выделить несколько основных конкурентов. Далее стоит проанализировать абсолютно всю полученную информацию и, по возможности, снова воспользоваться услугами тайного покупателя.
Анализируя деятельность потенциальных или действующих конкурентов, важно понять, каким образом они воздействуют на потребителя, имеют ли налаженный контакт, учитывают ли мнения и пожелания покупателей. Для этого стоит уделить внимание всем имеющимся методам воздействия: рекламе, акционным предложениям, скидкам, баннерам и розыгрышам. Такой анализ поможет выявить сильные и слабые стороны соперников.
Это финальная часть маркетингового анализа, которая позволяет понять, насколько были выполнены основные задачи и какие выводы можно сделать на основании проделанной работы. В отчёте необходимо указать данные непосредственно о рынке, деятельности компании и конкурентов, рентабельности реализуемого продукта, потребительском спросе.
Давайте более детально рассмотрим, как на практике выглядит маркетинговый анализ. Наш пример будет касаться производства деревянных экологичных игрушек. Это достаточно специфическое направление, впрочем, которое имеет огромный интерес со стороны потребителей, выступающих в защиту окружающей среды.
Рассмотрим основные пункты маркетингового анализа с конкретными данными:
- Определяем цель исследования. Цель проекта заключается в определении уровня рентабельности производимой продукции, а так же для принятий основных управленческих решений со стороны руководства компании по производству игрушек из дерева;
- Источники, способствующие сбору данных: данные крупнейших исследовательских компаний, данные Росстата, пресс-релизы компаний, данные из разнообразных интернет-источников;
- Территория исследования: г. Ростов-на-Дону и Ростовская область;
- Объект исследования: деревянные сборные игрушки для детей;
- Особенности рынка: согласно данным Росстата наблюдается рост спроса на деревянные игрушки, что подтверждено выросшими объёмами продаж за последние три года. Компания «Ростов-Toys» является одной из быстрорастущих организаций области, их продажи за текущий год выросли на 17%. Популярность игрушек из экологичных материалов, в частности, из дерева, приобретает общемировую тенденцию. Так, в США объёмы продаж деревянных игрушек выросли на 24%.
- Анализ деятельности конкурентов позволил выявить две основные фирмы-конкурентов: «Lucky» и «Радуга» (Далее прилагаем контактные данные компании с указанием адреса производства и перечнем реализуемой продукции);
- После изучения деятельности конкурентов, можно утверждать, что средняя цена на товар завышена в соответствии с объёмом затрат, необходимых в ходе производства игрушек;
- Компания «Ростов-Toys» предлагает следующие виды товаров: игровые домики для кукол, автопарковки из дерева, бизиборды из фанеры, деревянные конструкторы. На основании анализа потребительского спроса, было выявлено, что данные позиции являются наиболее востребованными среди жителей города и области;
- Ассортимент сборных моделей деревянных игрушек представлен 10 позициями, 4 из которых пользуются большим спросом, а объём продаж по каждой из позиций увеличился не менее чем на 15% по сравнению с прошлым годом;
- Компания, как и её основные конкуренты предоставляют скидки оптовым клиентам, предлагают доставку товара за свой счёт и используют прямые и партнёрские каналы продаж;
- Каждая из компаний использует продвижение производимой продукции в сети. В частности, компания «Ростов-Toys» пользуется контекстной рекламой и занимается продвижением товара в социальных сетях;
- Вывод: Компания демонстрирует показатели роста и заметно превышает показатели роста объёмов прибыли в сравнении с деятельностью конкурентов. Ежегодный прирост составляет не менее 14%, благодаря чему наблюдается рост спроса на производимый товар. Организация является лидером по Ростовской области среди производителей игрушек из дерева и имеет все шансы потеснить конкурентов по всей территории РФ. Наблюдается стойкий интерес со стороны покупателей к экологичным и недорогим игрушкам, поэтому относительный показатель экономической эффективности производства достаточно высокий.
Мы привели достаточно простой и примитивный пример маркетингового анализа. Полноценное исследование всегда содержит множество статистических данных, сводные таблицы и диаграммы, необходимые для наглядности.
- Фирма мало задумывается о нуждах клиента, совершенно не учитывая его мнение. Конечный продукт всегда должен быть ориентирован на нужды потребителя, но многие организации попросту игнорируют данную тенденцию. Так может случаться из-за невыделенных приоритетов сегмента рынка или отсутствия менеджеров, отвечающих за конкретное направление;
- Компания недооценивает деятельность конкурентов. Часто фирмы опираются лишь на данные статистики, не учитывая отзывы покупателей. На практике же у конкурентов можно не только выявить недочёты, но и почерпнуть ценные идеи;
- Компания не развивается. Постоянный поиск новых рынков сбыта, совершенствование продукции, внедрение новых позиций – неотъемлемая часть успешной организации, поэтому маркетинговый анализ позволяет найти новые инструменты для развития;
- Отдел маркетинга полностью не справляется со своими задачами, выполняя исключительно формальные поручения.
- Фирма не пытается использовать инновационные технологии, чтобы шагать в ногу со временем.
- Маркетинговый анализ требует множество сил и времени, поэтому лучше обратиться в консалтинговую компанию, где эксперты подготовят развёрнутый отчет о проделанной работе;
- Обязательно формируйте конкретные цели и задачи, прежде чем приступать к проведению маркетингового анализа;
- Используйте только проверенную информацию из официальных источников;
- Проведение маркетингового исследования станет полезной процедурой, как для новых организаций, так и опытных компаний.
Маркетинговый анализ – комплекс исследований, необходимых для стратегического планирования деятельности компании, выявления спроса среди потребителей на реализуемый товар, места организации среди конкурентов. Маркетинговый анализ осуществляется на основании применения целого комплекса инструментов. Он необходим всем субъектам, имеющим отношение к экономической деятельности.
«Как вы считаете, почему маркетинговое исследование настолько важно, как молодым развивающимся компаниям, так и опытным фирмам? Оставляйте свои комментарии и не забудьте поставить оценку статье!».
источник
В современном мире, где все меняется очень быстро, а найти информацию легче, чем когда-либо, не нужно учить наизусть энциклопедии, чтобы быть эффективным в работе. Теперь ценится не сама информация, а умение ее искать и обрабатывать. Мы собрали для вас несколько советов по работе с данными, которые помогут сэкономить время на поиск, отфильтровать фейк и сделать правильные выводы.
Работа с информацией включает в себя три основных этапа: поиск, обработку и представление результатов.
В наше время существует огромное количество источников, из которых можно черпать информацию. Это интернет, базы данных, эксперты, различные исследования и прочее. Самое главное — не растекайтесь и не хватайтесь за каждое слово. Если перефразировать закон Парето, «20 % усилий дают 80 % результата». Этот закон, как никакой другой, применим к работе с данными. Заранее обдумайте, какая именно информация будет для вас ключевой, и сконцентрируйтесь на ее поиске.
Существует давний спор о том, как соотносятся качественные и количественные методы при поиске и анализе информации. Какие нужно применять в начале, а какие в конце? Чаще всего сначала лучше использовать качественные методы (этап построения гипотезы о возможных путях решения проблемы), затем количественные (этап ее подтверждения). Но такой подход не является аксиомой, поэтому всегда смотрите по ситуации.
Общая схема поиска информации довольно проста: начать с самых простых источников и постепенно перейти к более трудоемким:
- Перед тем как начать поиск, хорошо бы знать, что именно вы ищете. Так что постарайтесь найти аналогичные проекты и вникнуть в тему.
- Изучите общую картину и сформулируйте вопросы. Пространство для поиска может быть слишком широким, поэтому установите границы.
- Организуйте первую встречу с экспертом, чтобы определить направление работы.
- Соберите подробную информацию в открытых источниках. Это самая важная и объемная часть работы.
- Проведите вторую встречу с экспертом, проясните накопившиеся вопросы.
- Готово: вы получили релевантную картину проблемы.
Самый доступный источник информации — это интернет. Но на просторах Сети нужно быть аккуратным и не доверять всему, что находите. Используя поисковики, старайтесь тщательно фильтровать информацию и учитесь писать лаконичные запросы, используя именно те ключевые слова, которые выведут вас на нужные ресурсы. Можно также использовать новостные сервисы.
В консалтинге часто используются собственные базы данных, например Press Search в BCG. Базы данных крупных университетов и международных организаций тоже могут быть полезны. Этот источник полезнее поисковиков, потому что там собрана только проверенная и авторитетная информация. Сайты с презентациями, например Slideshare или Scribd, тоже иногда помогают. Еще обратите внимание на отчеты компаний, разные статистические ресурсы, маркетинговые исследования (они позволят быстро погрузиться в отрасль) и исследования инвестиционных банков (там всегда указаны источники данных, а информация очень высокого качества).
Здесь все чуть сложнее: все же работать придется с человеком, а не с машиной. Перед встречей обязательно проведите самостоятельный ликбез, чтобы чувствовать себя уверенно и как минимум не задавать глупых вопросов. Если кто-то из ваших коллег уже встречался с этим человеком, узнайте, какие вопросы они обсуждали. Эксперты терпеть не могут, когда у них по сто раз спрашивают об одних и тех же вещах.
Впрочем, убедиться в том, что ваш эксперт действительно разбирается в теме, тоже не помешает. Почитайте о нем, пробегитесь по его работам. У детектива Коломбо из одноименного сериала была фишка: самый важный вопрос он всегда оставлял напоследок. Консультанты тоже часто так делают. В самом конце, когда вы уже в дверях, а эксперт (клиент, коллега – кто угодно) расслабился и заказал такси, застаньте его врасплох неожиданным и важным вопросом. В таком состоянии он или автоматически ответит честно, или вы с легкостью поймете, что вам что-то недоговаривают. Впрочем, если сериальные маневры не для вас, завершите разговор открытым вопросом: «Есть ли что-то важное, о чем я не спросил?» Это вполне нормальная практика. Помните, что всегда лучше задавать открытые вопросы, чтобы эксперт говорил как можно больше и поделился с вами всей известной ему информацией.
Рассаживаясь на встрече, всегда оставляйте эксперту самое комфортное и почетное место, чтобы продемонстрировать уважение. Часто люди инстинктивно садятся друг напротив друга, но такое положение напоминает бой «стенка на стенку», и вы автоматически становитесь соперниками. Если формат встречи не один на один, член вашей команды может сесть на сторону клиента или эксперта, чтобы разрядить обстановку.
Будьте тактичны, действуйте в зависимости от ситуации. Всегда просите разрешения делать заметки. Диктофон лучше не использовать. Это может насторожить человека: он начнет говорить менее уверено, стараясь не сболтнуть лишнего. В любом случае держите контакт с собеседником и не слишком увлекайтесь записями, иначе он подумает, что общается со стенографистом. Со временем вы научитесь фиксировать всю информацию, используя минимум заметок. Заведите собственные ключевые слова, сокращения и другие приемы, которые позволят сделать записи лаконичнее.
Некоторые эксперты любят, объясняя что-то, рисовать схемы или писать тезисы. Попросите после интервью воспользоваться их записями. Во-первых, это действительно может пригодиться, во-вторых, это тоже своего рода знак уважения. Если эксперт отходит от темы, можно его тактично перебить. В конце кратко пробегитесь по пунктам, которые вы обсудили, чтобы собеседник в случае ошибки вас поправил. После встречи не забудьте написать эксперту благодарственное письмо, чтобы укрепить контакт. Кто знает, возможно, вам еще не раз понадобится его помощь.
Собрав информацию, в первую очередь оцените ее качество. Удостоверьтесь в ее релевантности, актуальности и достоверности. Проверьте данные на здравый смысл – проведите так называемый Sanity Check. Это простой тест, который позволяет быстро оценить решение, вывод или предпосылку. Его смысл в том, чтобы сразу отследить очевидно ложный результат. Можно сравнить это с тем, как в консалтинге решают задачи на market-sizing. Быстрые расчеты на основе допущений часто дают довольно точные результаты, так что не стоит недооценивать этот метод.
После того как вы проверили данные, нужно их обработать: разобраться во взаимосвязях и построить выводы. Начнем с банального: приступая к анализу, следует твердо обозначить, что, как и зачем вы будете анализировать. К работе с информацией всегда нужно подходить с готовыми гипотезами и четким представлением о том, что эта информация вам даст. Анализ заключается в проверке гипотез и их дальнейшем подтверждении или опровержении.
Остерегайтесь data paralysis («информационного паралича»), при котором недостаток информации или ее избыток могут дезориентировать команду. Во время работы обращайте внимание на ограничения и по количеству информации, и по времени, чтобы успеть сделать Sanity Check перед тем, как переходить к использованию результатов анализа. Для облегчения обработки информации существует три типа аналитических помощников: общие подходы, специфические фреймворки и графики.
Общие подходы — это ранжирование (иначе приоритизация), матрицы, сценарный подход, инвестиционный анализ, сегментирование и риск-анализ. Первые три способа применяются практически при любом типе анализа, поэтому владеть ими обязательно. Оставшиеся три используются при решении специфичных задач. Например, сегментирование помогает разделить компании по категориям, а инвестиционный анализ применяется для сопоставления затрат с предполагаемым доходом.
К специфическим фреймворкам относятся, например, пять сил Портера, SWOT-анализ и анализ рентабельности задействованного капитала. Они помогают понять ключевую идею стратегических решений. К слову, молодые консультанты любят использовать SWOT-анализ абсолютно везде, но на самом деле этот метод хоть и полезен, но не так применим, как может показаться на первый взгляд.
С графиками все ясно. Это лучший инструмент для наглядного представления больших объемов данных
Возвращаясь к началу, помните, что анализ — не самоцель. Вам нужно проверить гипотезы, поэтому не начинайте анализировать данные, пока не поймете, к чему это должно привести. Так вы сэкономите кучу времени и сил.
Для того чтобы сделать качественную презентацию своего исследования, нужно овладеть лишь одним принципом — пирамидой Минто. Этот простой инструмент заключается в группировке идей в кластеры, поддерживающие и раскрывающие основной тезис. Начинаем с ключевой проблемы, переходим к поддерживающим аргументам, заканчиваем деталями. Как говорила сама Барбара Минто, первая женщина-консультант McKinsey, разработавшая этот принцип, «написать что-либо ясно и понятно — значит сделать два шага. Первый — определить цель, главную мысль, которую вы хотите донести до читателя, второй — изложить эту мысль в словах или письменно».
Используйте специальные техники чтения. Углубленное чтение и чтение-сканирование хоть раз в жизни практиковал каждый, здесь проблем быть не должно. Насчет скорочтения взгляды расходятся. Практика показывает, что без него можно обойтись, но для увеличения своего КПД попробуйте освоить и этот метод. Вам помогут специализированные приложения, основанные на технологиях spritz (слова выводятся на экран по одному за раз, чтобы сократить время на переход глазами по строчкам) и Blankist (программа дробит тексты на части, в каждой заключена основная мысль, которую вы сможете прочитать всего за пару минут).
Для ускорения работы научитесь быстро печатать. Существует много программ для развития этого навыка: «Соло на клавиатуре» — для Windows, KeyKey — для Mac OS или онлайн-тренажер «Все10».
И последнее напутствие: всегда рассматривайте не меньше семи вариантов при выборе чего-либо, будь то холодильник или направление для строительства карьеры.
Другие лайфхаки по быстрому и качественному анализу информации вы сможете узнать на Школе Changellenge >>. На 21-дневном образовательном интенсиве вы разберетесь и в других этапах решения бизнес-задач: от постановки проблемы до защиты проекта перед клиентами.
21-дневный образовательный интенсив, созданный по принципам MBA, прокачает вас для крутой карьеры. Вас ждет четыре кейса из разных индустрий: банкинга, консалтинга, IT, FMCG, 20 экспертов с дипломами MBA и более 100 полезных контактов. Успейте подать заявку!
источник