Конспект урока по литературе в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему «Виды рифмы. Особенности рифмовки в стихотворении С.Я. Маршака «Как поработала зима. »»
- овладеть навыком выразительного чтения;
- совершенствовать виды речевой деятельности;
- развивать художественно-творческие и познавательные способности учащихся;
- воспитывать интерес к чтению, развивать память, внимание.
- обучить учащихся навыкам правильного беглого и выразительного чтения;
- познакомиться с различными видами рифмы: парной, перекрестной, охватной;
- развивать практические навыки при анализе текста “Как поработала зима. ” (С.Я.Маршак); выделить 3 вида рифмы, осознать содержательность этого приема;
- воспитывать интерес к чтению книг, совершенствовать речевую деятельность;
- развивать память, внимание, воображение.
- выставка книг С.Я. Маршака, портрет С.Я. Маршака;
- карточки-задания;
- толковый словарь С.И.Ожегова;
- грамзапись “Времена года” П.И.Чайковского;
- интерактивная доска.
Вспомните, что вы видели на улице утром по дороге в школу? Какое было у вас настроение?
1. Проверка домашнего задания (5–7 мин.)
В каком произведении, изученном нами на прошлом уроке, мы встретились с настоящей зимой?
Сейчас мы проведем конкурс чтецов. Каждый из чтецов должен показать свое отношение к зиме в данном стихотворении. А остальные учащиеся должны высказаться, чье чтение наизусть вам больше понравится (оценивание 5-6 учащихся).
От печальных полян, описанных в стихотворении А.С. Пушкина, перенесемся теперь в другое пространство.
Сегодня мы с вами познакомимся с новым стихотворением о зиме. Прочитаем с доски: “Как поработала зима. ” С.Я. Маршак.
О чем говорит вам название стихотворения? Сегодня мы с вами рассмотрим это стихотворение с точки зрения рифмовки. Вы должны определить, какую роль играет рифма в стихотворении.
Почему автор использовал в стихотворении 3 вида рифм? Какие это рифмы?
3. Работа по учебнику (стр. 164, дыхательная гимнастика)
Учитель: Какую картину вы представили себе, слушая стихотворение? (Высказывания детей.)
Учитель: Какие слова в тексте стихотворения вам непонятны? (Разбираются значения непонятных детям слов.)
- Кайма – красиво обработанный тесьмой край чего-либо (ткани); полоса, украшение, отличное от поля (ткани);
- на кровли – на крыши;
- окаймили – сделали, оформили кайму к чему-либо.
- Задание учащимся прочитать стихотворение тихо, вполголоса.
Учитель: Как лучше читать стихотворение? (С торжеством в голосе.)
- Работа над рифмой (учащиеся получают листочки с текстом, затем карандашом соединяют рифмующиеся строчки).
Учитель: Прочитайте внимательно каждую строфу и определите виды рифм.
Рифмуется каждая строчка: поэтом передается чувство энергичности, активности — тех качеств, с помощью которых долго и хорошо “работала” зима.
Парная рифма. Физкультминутка
Во 2 строфе стихотворения поэт передает медленный ход времени. Это достигается с помощью перекрестной рифмы, когда рифмуются 1 и 3 , 2 и 4 строчки:
у прудов – проволока проводов;
в пушистых в полушубках – белоснежных трубках
(эпитет) (метафора)
В 3 строфе поэт использует охватную рифму – в ней рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строчки. Картина беспорядочно пляшущих снежинок сменяется картиной спокойствия. Именно используемая в данной строфе охватная рифма сдерживает энергичность, создает впечатление законченности действия разыгравшихся в беспорядке снежинок и вместе с тем завершенности сложной деятельности зимы.
Учитель: Итак, о каких трех видах рифмы мы узнали на уроке?
Парная, перекрестная, охватная
Почему в своем стихотворении “Как поработала зима. ” поэт использовал все три вида рифм?
Сначала в стихотворении поэтом создается картина долгой энергичной работы зимы, затем наступает затишье, события в природе развиваются медленно и спокойно; потом — опять энергичность, и снова затишье: наступает тишина, зима завершила свою нелегкую работу, природа надежно защищена красивым снежным покровом, и в душе наблюдателя – спокойствие и благодать.
Удалось ли вам почувствовать все это?
Как надо читать это стихотворение? (Обратить внимание на пружинистый и четкий ритм стиха.)
Дети читают стихотворение. Учитель комментирует.
- Кому стихотворение пришлось по душе – выучить наизусть.
- У кого при чтении стихотворения возникли картины зимней природы – попробовать их зарисовать.
- И задание для всех: определить вид рифмы в стихотворении С.Я. Маршака “Ландыш”, поработать над текстом.
Учитель: Помните, в 3 классе мы с вами читали стихотворение о нежном хрупком цветке – колокольчике весны? Да, это “Ландыш”. Кто из вас помнит это стихотворение и может рассказать его наизусть? Как надо читать это стихотворение?
На доске появляется “Ландыш”
Релаксация. Игра – снежинки. Звучит музыка П.И. Чайковского. Учащимся предлагается придумать свои удивительные сравнения снежинок.
Что нового вы узнали на уроке о видах рифм?
Почему в своем стихотворении “Как поработала зима. ” поэт использовал все три вида рифм?
Что же, вы тоже очень хорошо поработали на сегодняшнем уроке (оценивание).
Список используемой литературы:
- Смирнова И.Г. Поурочные разработки по литературному чтению к учебному комплекту Н.А.Чураковой. – Издательство “Учитель”, г.Волгоград, 2008 г.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО “ИТИ Технологии”, 2007 г.
источник
Урок литературного чтения в 4 классе по теме «С. Маршак. Как поработала зима!»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
В разработке представлены конспект урока, слайды к уроку, музыкальное сопровождение урока, сборник стихов о зиме учащихся, созданный на уроке.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse_po_teme_s._marshak_kak_porabotala_zima.doc | 108.5 КБ |
slaydy_k_uroku.ppt | 1.19 МБ |
stikhi.doc | 35.5 КБ |
Урок литературного чтения в 4 классе
Тип урока – урок-творчество.
Метод организации деятельности учащихся — работа в группах.
Тема: Творческая мастерская. Тайны поэзии. В мастерской С.Я. Маршака
(стихотворение «Как поработала зима. »)
- Познакомиться с поэтическим произведением С.Я.Маршака, рассмотреть виды рифм в нем, их сочетания, использование художественных приемов и лирический образ зимы.
- Продолжить формировать представление о поэзии как особом взгляде на мир.
Развивать творческий потенциал учащихся, умение передавать свое открытие.
- Воспитывать любовь к поэзии через восприятие поэтического слова.
- Формировать коммуникативные действия.
— Ребята, настроимся на работу, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, можете «подарить» друг другу прикосновение!
2. Введение в тему и цели урока
— Сегодняшний наш урок литературного чтения – это творческая мастерская.
— Как вы это понимаете? Что это? А «творческая»?
— Значит чем мы будем заниматься?
Действительно ребята, мы в мастерской постараемся создать творческие произведения в стихотворении и рисунке о зиме, мы продолжим учиться поэтическому мастерству у великих мастеров слова. Сегодня это будет С.Я.Маршак и его стихотворение «Как поработала зима».
— Что мы для этого возьмем на урок, что нам поможет творчески?
— А почему о зиме, я думаю не сложно догадаться?
— творить, создавать творческое произведение, удивлять.
-фантазия, выдумка, вдохновение.
-наступила долгожданная зима
3.Работа над стихотворением С.Я.Маршака
— А сейчас мы побываем в мастерской поэта С.Я.Маршака и познакомимс с его стихотворением «Как поработала зима!»
Откройте учебник на стр. 164
Чтение стихотворения учителем.
Какую картину вы представили?
— У каждого мастера стиха свои секреты творчества, каждый поэт воспринимает мир по своему, так же как и каждый из вас.
— Я предлагаю вам в группе поработать выяснить что помогло создать, чего у С.Я.Маршака получилось такое прекрасное лирическое произведение.
Задание 1 группе: определите в каком образе предстала в стихотворении зима. Кто она и какая она?
Задание 2 группе: найдите в стихотворении художественные средства языка, с помощью которых поэт передал неповторимость зимней красоты.
Задание 3 группы: попробуйте определить и доказать в каждой стихотворной строфе вид рифмы.
-волшебница, труженица, снегопад, старалась, творила, «кружево» снега.
-зима поработала (олиц-е), ровная кайма легла (срав,олиц), стройных зданиях (эпитет), кусты в пушистых полушубках (олиц), белоснежные трубки(эпитет), случайный беспорядок (эпитет), проволока таится (олиц), улеглись постелью (олиц), строго окаймились (олиц).
— в 1 строфе – парная, в 2 строфе – перекрестная, в 3 строфе – охватная.
5. Обсуждение результатов работы групп
— Что помогло С.Я.Маршаку создать такое красивое лирическое стихотворение?
— В чем же тайна поэзии этого стихотворения?
— А теперь я предлагаю закрыть глаза, руки опустить, кисти расслабить и представить падающий снег. До кого я коснусь рукой, тот говорит на что похож падающий снег или подобрать рифму к слову «Снежинка».
— Прекрасно, просто удивительные сравнения и рифмы.
Выслушиваются выступления (1 человек от группы)
— использование разных рифм, оригинальных олицетворений, эпитетов, придумывая интересные образы зимы.
— Прошу открыть глаза, это вдохновение надо обязательно реализовать.
— Я предлагаю вам сейчас поработать творчески и стать мастерами своего поэтического произведения.
Задание 1 и 2 группы: попробуйте сочинить все вместе оригинальное стихотворение о зиме.
Задание 3 группы: попробуйте создать живописное произведение «Узоры на стекле»
Учитель тихо включает музыку.
Пока группы работают звучит музыка
7. Проверка и оценивание работ
— Понравилось вам стихотворение?
— У каждой группы получился свой оригинальный взгляд на это время года. Так в чем же заключается тайна поэзии?
-в красоте слова, в рифме, в лирическом образе…
— Мне было приятно сегодня работать в такой атмосфере творчества, поиска и взаимопонимания.
— У вас на партах лежат «календарики настроения» выберите подходящее слово для выражения вашего настроения, с которым вы уходите с урока и прикрепите его на доске.
— Заканчивается урок ребята, хочу поделиться с вами своим авторским стихотворением, которое было навеяно мне. Я назвала его «Разговор с зимой»
Как сладок сон, навеянный зимой!
Как томно засыпает вся природа, как нежно колыбельную поет, насвистывает, вкрадчивая вьюга.
А ты, в оцепенении стоя от красоты такой
Как в снежной сказке, шепнешь: «Какая ты зима?!»
Она в ответ прошепчет: «Я – прекрасна. »
Приподнятое, восторженное, ласковое, восхитительное . т.д.
источник
(Ребята читают текст, делятся впечатлениями):
Дети. – Нет, у Пушкина зима мне представлялась волшебницей: природа преобразилась, и стала сказочной за одну ночь. А у Маршака зима – работница, — автор прямо об этом говорит: «Как поработала зима!»
– С.Я. Маршак олицетворяет зиму, представляет её заботливой хозяйкой.
Учитель. А о какой «ровной кайме» говорит автор? Посмотрите в словарь.
(дети находят в словаре: «кайма – полоска, обшивка по краю чего-нибудь»).
Учитель. А почему поэт упоминает именно эту деталь? Прочтите четверостишие ещё раз. Как вы представили эту картину?
Дети. – Поэт описывает городской пейзаж, говорит о «стройных зданиях».
– А зима, «не нарушая стройных очертаний», подчёркивает их строгость и стройность, покрывая снегом.
– Белизна снега, которая легла на кровли, чётче и ярче выделяет строения, делает изображение их контрастным.
Учитель. И зима – «работница» ровно, чётко окаймляет белизной городские строения, ровными линиями подчёркивает их стройность.
А у Пушкина прослеживается такая чёткая линейная графика? Вслушайтесь в строчки из его зимних стихотворений:
Зимы блистательным ковром».
Блестя на солнце, снег лежит»
« Пришла, рассыпалась; клоками
Среди полей, вокруг холмов».
Дети. – Нет, у Пушкина линии зимы плавные, мягкие, «волнистые».
– А.С. Пушкин изображает сельский пейзаж, подчёркивает простор, раздолье.
Учитель. Прочитайте следующую строфу. Какую картину вы представили?
Дети. – Автор рисует пруды. Они белые.
– А вокруг – кусты. Поэт «оживляет» их эпитетами: « в пушистых полушубках».
– И здесь наблюдается «прямолинейность» изображения:
Таится в белоснежных шубах».
Учитель. И единственно, кто не подвластен такому прямолинейному очертанию, — это кусты, напоминающие живые образы:
Прочитайте третье четверостишье, что удивило поэта?
Дети. – Его удивило, что снежинки падали « в таком случайном беспорядке», а в результате картина получилась четкой и строгой:
– И «улеглись постелью гладкой».
3.Работа над репродукцией картины М.В. Добужинского «Домик в Петербурге».
Учитель. А теперь рассмотрим в учебнике репродукцию с картины Мстислава Валерьевича Добужинского (1875-1957гг.). подумайте, почему её поместили рядом со стихотворением С.Я. Маршака?
Дети. – Эти произведения имеют общую тему: изображение зимнего городского пейзажа.
– Художником также используется четкость линий, строгость изображения зданий, окошек, которые окаймлены белизной снега!
– У этой картины много схожего со стихотворением: снегопад, кровли зданий.
Учитель. А какими словами из текста можно описать картину М.В. Добужинского?
Учитель. Мы находим много общего потому, что оба автора изображают один и тот же город, свой любимый Петербург, который отличается именно чёткой планировкой. А зима – «работница» только подчёркивает стройность линий, окаймляет геометрические формы домов, окошек, построек. Окошки так отчётливо и тщательно вычерчены, что их даже можно посчитать, а дом кажется таким огромным, кажущимся бесконечным, оттого, что он обрезан рамкой.
А теперь посмотрите, какое настроение у этой картины? Мрачное или светлое, радостное? Какие краски использует художник?
Дети. – Мне кажется, мрачное: в картине преобладают тёмные, серые краски и тона.
– Похоже, что автор изображает сумерки, — на картине нет солнечного света. Погода пасмурная.
– Художник использует в основном только три цвета: чёрный, белый и серый.
– Присутствует контрастность изображения: тёмные ветки деревьев на фоне белой, заснеженной кровли.
– А падающие снежинки – на фоне тёмных и серых стен, построек.
Учитель. (дополняет) Дело в том, что художник в картине подчёркивает и социальные контрасты города Петербурга: мы видим на переднем плане картины маленькие постройки, приютившиеся к огромному зданию. Художник очень переживал, что за грандиозной помпезностью, пышностью улиц и проспектов, громадных зданий на них, существовал другой Петербург, как бы его изнаночная сторона: с трущобами, глухими задними стенами, бесконечными заборами, тёмными, похожими на колодцы, дворами с деревянными домиками, в которых жили простые, бедные люди. Художник писал: «Меня уколола изнанка города». Оттого и мрачна, печальна эта картина, — тёмные цвета, приглушённые тона навевают тоску.
А у Маршака картина такая же?
Дети. – Нет, в стихотворении картина более яркая, много белого цвета:
«улеглись постелью гладкой»,
– И настроение в стихотворении другое: уже в самом начале автор восторженно восклицает:
– И дальше автор со сдержанной радостью раскрывает картину зимы, наблюдает за городским пейзажем.
– Такая картина успокаивает, умиротворяет человека.
Учитель. Давайте попробуем чтением передать это созерцательно – спокойное настроение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
источник
Деятельностная цель:
Формирование умений реализации новых способов действия; умения определять
разные виды рифм в поэтических произведениях.
Содержательная цель:
Расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; виды рифм (парная, перекрёстная, охватная)
Урок «открытия нового знания» в 4 классе. (Литературное чтение)
УМК «Перспективная начальная школа».
ТЕМА УРОКА: С.Я. Маршак « Как поработала зима». Знакомство с видами рифм.
Формирование умений реализации новых способов действия; умения определять
разные виды рифм в поэтических произведениях.
Расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; виды рифм (парная, перекрёстная, охватная)
-Познакомить со стихотворением С.Я.Маршака « Как поработала зима».
-Формировать мыслительную деятельность учащихся; совершенствовать навыки чтения через анализ поэтического произведения.
-Познакомиться с разными видами рифмы: парной, перекрестной, охватной.
-Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика.
-Развивать умение передавать настроение и чувства при чтении стихотворения.
-Воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному стихотворению, к произведениям живописи и музыки.
Актуализация и пробное учебное действие
Постановка учебной задачи.
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
Реализация построенного проекта.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)
Включение нового знания в систему знаний.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Технологическая карта урока.
Ход урока.Этап мотивации Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс.
Формируемые ууд.(личностные) Готовность и способность учащихся к саморазвитию, к познанию нового, (коммуникативные) умение сотрудничать с учителем и сверстниками.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Цель: изучение материала, необходимого для «открытия нового знания».
Формируемые ууд: (коммуникативные) умением с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи (познавательные) Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание). Перерабатывать информацию (анализировать, обобщать)
-Зима, удивительное , волшебное, сказочное время года.
— А, вам нравится зима? Почему? (ответы детей).
— Красота зимней природы побуждает людей творить.
-Подумайте , через какие виды искусства мы можем почувствовать, увидеть, услышать красоту природы зимой?( Музыка, живопись, поэзия).
-Благодаря художникам, мы можем увидеть красоту зимних пейзажей, обратить внимание на то, чего раньше не замечали,
-Композиторы изображают зиму с помощью звуков.
-Сейчас вы увидите несколько картин, всмотритесь в них внимательно, почувствуйте
Настоящую русскую зиму, а ещё вы услышите музыку, которую сочинил композитор Свиридов и назвал своё сочинение «Метель». ( смотрим и слушаем)
— Итак, чтобы передать красоту зимы художнику нужны? (кисти и краски,)
-А что нужно поэту, ? (ответы детей)
-Послушаем стихи о зиме, которые приготовили к уроку наши ребята. ( прослушивание стихов)
-Многие поэты посвящали зиме свои стихотворения. Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением, которое написал известный детский писатель Самуил Яковлевич Маршак.
-Какие произведения С.Я.Маршака вы уже читали, знаете?(ответы детей)
-А сейчас Таня расскажет нам о жизни и творчестве С.Я.Маршака.
-( презентация об авторе слайды № 13-20) читает ученица
3. Постановка учебной задачи
Цель: организовать уточнение и согласование темы урока.
Формируемые ууд: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, (коммуникативные) высказывать и обосновывать свою точку зрения
-Прочитайте название стихотворения, послушайте его.(читает учитель)
-Что представляли, слушая стихотворение? (ответы детей)
-Прочитайте стихотворение сами. –какие слова были непонятны?
КАЙМА-полоса по краю чего-либо
ОКАЙМИЛИ ЛЕС- опоясали лес
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
Цель: обсуждение затруднения «Чего мы ещё не знаем?»
Формируемые ууд: (познавательные) понимать полученную информацию, представленную в схематичной, форме, осуществлять операции анализа, сравнения, делать обобщения, выводы.
1).- А теперь прочитайте первую строфу.
-Какие слова рифмуются? Какие строчки по счёту? (1-2, 3-4)
-Строчки рифмуются парами. Такая рифма называется — ПАРНОЙ( опора на доску)
-Парная рифма самая простая и самая энергичная. Ёе часто применяют детские писатели, потому, что она очень легко и быстро запоминается. С детского сада вы знаете и я думаю помните такие стихи:
Я начинаю , дети продолжают:
Под дождём остался зайка…» -какие слова рифмуются?(хозяйка-зайка)
Позолоченное брюхо….» -(цокотуха-брюхо)
2).- Прочитайте вторую строфу.
— назовите рифмующиеся слова.(прудов- проводов, полушубках- трубках)
-В каком порядке рифмуются строчки? (1-3,2-4)
-Такая рифма называется ПЕРЕКРЁСТНОЙ (опора на доску)
-Откройте страницу 126. Прочитаем о перекрёстной рифме 3- абзац.-
3).-прочитайте третью строфу
-Назовите рифмующиеся строчки. В каком порядке они рифмуются? (1-4,2-3).
Такая рифма называется ОХВАТНОЙ. ( стр 126 6-й абзац).
5.Реализация построенного проекта.
Цель: проговаривание нового знания
Формируемые ууд: (регулятивные) действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, (коммуникативные) высказывать и обосновывать свою точку зрения
— Итак, какую рифму использовал поэт в 1-й строфе? Во2-й? В 3-ей?
-Прочитайте стихотворение ещё раз, пользуясь особенностями каждой рифмы.
— А знаете кто первым из русских поэтов использовал сразу все три вида рифм ?
-это был А.С.Пушкин. Используя такие строфы, он написал большое литературное произведение — роман в стихах « Евгений Онегин», его вы обязательно будете читать в старших классах.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)
Цель Организация выполнения учащимися типовых заданий.
Формируемые ууд: (коммуникативные) умение обосновывать свои суждения, вступать в диалог с учителем, одноклассниками.
— Какой секрет мастерства поэзии мы сегодня узнали?(3вида рифм)
-Как узнать каждую рифму?(по тому как она расположена)
— Проверим как вы это запомнили на других стихотворениях:
(читают отрывки из стихотворений, определяют какой вид рифмы использовал поэт)
Много снегу во дворе.( ПАРНАЯ)
И гонит со двора. (ПЕРЕКРЁСТНАЯ)
И мягко устланные горы. ( ОХВАТНАЯ).
Включение нового знания в систему знаний.
Цель: использовать новые знания в практической работе.
Формируемые ууд: ( познавательные) использовать новые знания для решения учебной задачи,(личностные) участвовать в творческом процессе, (коммуникативные) участвовать в общей беседе,
— А теперь подводя итог нашего урока я предлагаю вам почувствовать себя начинающими поэтами. Я начну стихотворение, а вы попробуйте закончить его подходящей по смыслу и по рифме строчкой.
……………………….. Молодцы! Определите какую рифму мы использовали?
— А чтобы вы и дома не скучали, я предлагаю вам разные варианты домашнего задания.
-Выучить стихотворение «Как поработала зима» наизусть
-Научиться выразительно читать и приготовить рисунок
-Сочинить своё стихотворение о зиме (указать вид рифмы)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Цель : Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Формируемые ууд: (личностные) уметь осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, саморефлексия.
источник
? с. 124
— Неужели поэты даже длину строчек продумывают? — озабоченно спросил Костя.
— Конечно, Костя. Поэты любыми выразительными средствами пользуются продуманно, — сказала Евдокия Васильевна.
— Прочитайте стихотворение Маршака и обратите внимание на то, какие рифмы использует поэт.
Стихотворение Маршака демонстрирует безукоризненный пример использования парной (в словарях её называют «смежной») рифмы в первой строфе, перекрестной рифмы во второй строфе и, наконец, охватной — в третьей строфе. Интересно, что содержание третьей строфы как бы объясняет, почему используется именно охватная рифма для создания завершающего образа зимы: картина беспорядка, созданного падающими с неба снежинками, сменяется умиротворенной картиной покоя, глади, благодати — появляется впечатление обрамления — рамы, в которую заключён величественный лес.
? с. 126
Найди в этом учебнике стихи Фета и Тютчева и просмотри их.
Найдите стихотворения Афанасия Фета «Это утро, радость эта…» (с. 115) и Фёдора Тютчева «Как весел грохот…» (с. 118).
Кто из этих поэтов и в каком стихотворении использовал парную рифму? А почему?
В стихотворении Фета парная рифма в первых двух строчках каждой строфы (и охватная — в следующих четырёх строчках каждой строфы). Важно заметить, что ритм всего стихотворения создаётся чередованием двух (взвинченных по интонации) строчек парной рифмы с более спокойной по интонации третьей строчкой, которая с ними не рифмуется, но будет рифмоваться с точно такой же спокойной по интонации строчкой ещё через две эмоциональные строчки с парной рифмой. То есть ритм может быть выражен так: 2:1, 2:1, 2:1 и т. д.
В стихотворении же Тютчева только охватная рифма.
Проверь также, обращался ли к этой рифме поэт Кушнер.
Ещё раз, уже по новому основанию, вернёмся к стихотворению Александра Кушнера «Сирень». Мы обнаружим, что это стихотворение строится по тому же принципу, что и стихотворение Афанасия Фета «Это утро, радость эта…»: каждая строфа состоит из шести строчек, две первые из которых рифмуются парной рифмой, а четыре последующие — охватной.
— Вернись к стихам Лермонтова, Волошина и Соколова. Проверь, пользовались ли они перекрёстной рифмой?
Найдём в учебнике такие стихотворения: М. Лермонтов «Парус» (с. 120), М. Волошин «Зелёный вал отпрянул…» (с. 122) и Владимир Соколов «О умножение листвы…» (с. 37), «Все чернила вышли…» (с. 41) и обнаружат, что все эти поэты пользовались перекрёстной рифмой.
? с. 127
В каком стихотворении Тютчева используется охватная рифма? Найди её также в стихотворении Пастернака.
Речь идёт о стихотворении Тютчева «Как весел грохот…» (с. 118). В стихотворении Пастернака «Опять весна» (с. 39) охватная рифма используется в первых четверостишиях первой и второй строф.
Смысл этой работы заключается в том, чтобы мы учились различать разные типы рифмы и старались вдумываться в содержательность использования поэтами той или иной рифмы.
— А теперь прочитайте стихотворение Маршака целиком, — попросила Евдокия Васильевна. — По-разному ли звучат четверостишия? Какая рифма наиболее походит для спокойного рассказа? Для быстрого проявления эмоций? Для развёрнутого размышления?
Ты можешь ответить на эти вопросы?
Эти вопросы направлены на то, чтобы мы ещё раз почувствовали содержательность самой формы, особый характер каждого типа рифмы.
Так, для спокойного рассказа-повествования наиболее подходит перекрёстная рифма, которую поэт использует во второй строфе. Парная рифма лучше передаёт эмоции. Её поэт использует в первой строфе. Обратите внимание на знаки препинания в этой строфе. Охватная же рифма, к которой поэт обращается в третьей строфе, помогает подвести некий итог.
источник
Как поработала зима!
Какая ровная кайма,
Не нарушая очертаний,
Легла на кровли стройных зданий.
Вокруг белеющих прудов —
Кусты в пушистых полушубках.
И проволока проводов
Таится в белоснежных трубках.
Снежинки падали с небес
В таком случайном беспорядке,
А улеглись постелью гладкой
И строго окаймили лес.
Cтихотворение состоит из 3-х строф (всего 12 строк)
Размер: четырёхстопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: зима-кайма-очертаний-зданий.
Рифмовка: AABB — смежная
2-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: прудов-полушубках-проводов-трубках.
Рифмовка: ABAB — перекрёстная
Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени
Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов
Строфа — это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии — четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах
Как поработала зима! Какая ровная кайма, Не нарушая очертаний, Легла на кровли стройных зданий. Вокруг белеющих прудов – источник Урок литературного чтения 4 класс Самуил Маршак «Как поработала зима. ». Цель: дать общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой — Совершенствование навыка выразительного и осмысленного чтения — Формирование культуры предметного общения Чтение интриги стр.124 внизу Чтение стихотворения учителем – В первой строфе поэт использует рифму, которая называется ПАРНОЙ РИФМОЙ, – сказала учительница. Как ты думаешь, почему эта рифма так называется? Обрати внимание на стрелочки и на выделенные слоги. – Во второй строфе – ПЕРЕКРЕСТНАЯ РИФМА, – продолжала Евдокия Васильевна. Ты сможешь объяснить смысл такого названия? – В третьей строфе мы имеем дело с ОХВАТНОЙ рифмой. Ты помнишь, какая рифма называется охватной? Какие строчки в строфе рифмуются между собой? – Впишите в таблицу виды рифм с примерами из стихотворения Маршака. Практическая работа в группах – Выполните задания на странице 126, обсудите ответы, закончите в тетради заполнение таблицы – какое дыхание поэта выражено в каждой рифме. – Найди в этом учебнике стихи Фета и Тютчева и просмотри их. + Афанасий Фет «Это утро, радость эта. » (с. 115) и Федор Тютчев «Как весел грохот. » (с. 118). – Кто из этих поэтов и в каком стихотворении использовал парную рифму? А почему? + парная рифма в первых двух строчках каждой строфы в стихотворении Фета (и охватная – в следующих четырех строчках каждой строфы). – Заметьте, что ритм всего стихотворения создается чередованием двух (взвинченных по интонации) строчек парной рифмы с более спокойной по интонации третьей строчкой, которая с ними не рифмуется, но будет рифмоваться с точно такой же спокойной по интонации строчкой еще через две эмоциональные строчки с парной рифмой. То есть ритм может быть выражен так: 2:1, 2:1, 2:1 и т. Д. В стихотворении же Тютчева только охватная рифма. – Проверь также, обращался ли к этой рифме поэт Кушнер. + стихотворение строится по тому же принципу, что и стихотворение Афанасия Фета «ЭТО утро, радость эта. »: каждая строфа состоит из шести строчек, две первые из которых рифмуются парной рифмой, а четыре последующие – охватной. – Вернись к стихам Лермонтова, Волошина и Соколова. Проверь пользовались ли они перекрестной рифмой? + дети нашли в учебнике такие стихотворения: М. Лермонтова «Парус» (с. 120), М. Волошин «Зеленый вал отпрянул. » (с. 122) и Владимир Соколов «О умножение листвы…» (с. 37), «Все чёрнила вышли…» (с. 41) и обнаружили, что все эти поэты пользовались перекрестной рифмой. В каком стихотворении Тютчева используется охватная рифма? Найди ее также в стихотворении Пастернака. + Речь идет о стихотворении Тютчева «Как весел грохот…» (с.118). В стихотворении Пастернака «Опять весна» (с. 39) охватная рифма используется в первых четверостишиях первой и второй строф. Работа над выразительным чтением стихотворения – А теперь прочитайте стихотворение Маршака целиком – попросила Евдокия Васильевна. – По-разному ли звучат четверостишия? – Какая рифма наиболее походит для спокойного рассказа? для быстрого проявления эмоций? для развернутого размышления? Ты можешь ответить на эти вопросы? + Для спокойного рассказа–повествования наиболее подходит перекрестная рифма, которую поэт использует во второй строфе. Парная рифма лучше передает эмоций. Ее поэт использует в первой строфе. Охватная же рифма, к которой поэт обращается в третьей строфе, помогает подвести некий итог. источник Методическая разработка урока по литературному чтению на тему «Изображение зимы в искусстве. С.Я. Маршак «Как поработала зима», М.В. Добужинский «Домик в Петербурге»»Планируемые результаты: Создание условий для формирования универсальных учебных действий: — Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; — Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; — Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; — Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; — Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. — Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; — Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; — Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; — В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Методические рекомендации и пояснения к проведению урока литературного чтения. Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО для проведения в 3 классе (система Л. В. Занкова). Социокультурный аспект: — знакомство учащихся с видами искусства (поэзией, музыкой, живописью). Кабинет оснащён необходимым инвентарём по оздоровительной технологии доктора В. Ф. Базарного: — потолочный цветной офтальмотренажёр; — таблички для выполнения упражнений в режиме двигательных горизонтов; — ученические парты-конторки для работы в положении «сидя-стоя» (смена через 5-7 минут) ; — массажные коврики для стоп (дети в носках без обуви). На компьютере установлены и используются презентации для глаз и электронное демо-приложение с набором текстов для дыхательной гимнастики (технология «БОС-дыхание»). (Учителем получено разрешение на использование данной технологии на основе прохождения обучения – удостоверение о прохождении дистанционных курсов). На протяжении всего урока с учащимися проводятся физпаузы (согласно технологии Л. В. Базарного), направленные на всестороннее физическое развитие учащихся (глаз, шейного отдел, рук, пальцев, позвоночника, массаж стоп). Важно, чтобы каждый учащийся сам следил за самочувствием своего организма, выбирая то или иное упражнение для зарядки. Это – действия самоконтроля за своим здоровьем. Предыдущее домашнее задание по литературному чтению — дифференцированное (по выбору самих учащихся). Дифференциация д/з в этом случае направлена на осознание своих возможностей, владение действиями самоконтроля, саморегуляции, контроля) Поэтапные методические пояснения: I. Организационный момент. Стадия настроя. В ходе приветствия предполагается создание доброжелательного эмоционального настроя учащихся на урок и вовлечение в коллективный труд. Дыхательная гимнастика – зарядка для органов дыхания с использованием компьютера (учащиеся при этом упражнении сами себя «оздоравливают», выполняя чтение вслух согласно требованию технологии). Учитель следит за правильностью дыхания всех учащихся, помогает не отставать при хоровом чтении произведения и удерживать дыхание на должном уровне). II. Актуализация знаний учащихся. Мотивация. Целеполагание на данном этапе происходит в сотрудничестве учащихся и учителя в ходе создания проблемной ситуации. Уч-ся самостоятельно формулируют темы урока, предлагая пути решения проблемы. Учитель создаёт условия для установления учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивами. Обязательное условие на этом этапе – прогнозирование, т. е. понимание, какой конечный «продукт» хотят получить уч-ся. III. Деятельностная стадия. На деятельностную стадию отведено самое большое время – около 31 минуты. Упражнения направлены на совершенствование фонетических навыков говорения, активизацию изученных литературных норм и правил и совершенствование лексических навыков говорения – культура русской речи. Здесь происходит развитие навыков контроля, самоконтроля, коррекции действий каждого учащегося; совершенствуются общеучебные действия: анализ объектов с целью выделения признаков выдвижения, предположений. И конечным «продуктом» данного урока должны быть знания. В ходе работы над решением проблемной ситуации учитель должен помнить главную её задачу – воспитывать культуру общения на основе высоконравственных человеческих ценностей – любовь к близким, уважение к людям искусства, гордость за прославленных соотечественников. В деятельностную стадию включены задания и упражнения с применением АМО (активных методов обучения), в числе которых – авторские АМО(разработаны лично учителем – разрешение и подтверждение на их применение выдано интернет-сайтом «Мой университет» — сертификат) : «Я – сам!» — индивидуальные; «Одна голова – хорошо, а две — лучше!»- парная работа; «Один в поле – не воин!» — групповые. Цель их использования на данном этапе – формирование умений взаимодействия с партнёром, принятия разных точек зрения и нахождения общего решения, аргументировать свою позицию при работе в паре и групповой работе). IV. Диагностика. Упражнение на составление стихотворения через игру «Буриме» – не новое для детей (высокий уровень интеллектуальных способностей учащихся класса позволил ранее познакомить третьеклассников с данным видом) – направлено на совершенствование навыков поискового чтения (при этом повторяются и виды рифм, и связь слов в предложении) ; в данной работе происходит коллективное сотрудничество в выполнении творческой работы, интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия. V. Рефлексия. Сопоставление результатов работы с задачами и вопросами в начале урока – индивидуальное (Что достиг? Что – нет?) Учителю необходимо на этом этапе создать обстановку, при которой уч-ся открыты в осмыслении своих действий и самооценке. Здесь реализуется рефлексивный алгоритм: «Я» («Я испытывал трудности, …», «Интереснее всего на уроке мне было …» ) «Дело» (Достиг ли цели учения? Какие затруднения возникли? Как действовать дальше? Каждый ученик и учитель должны поставить оценку своей работе и работе класса – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, где применить полученные знания и для чего. Выбор домашнего задания – реализация практической задачи урока. Технологическая карта урока. I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. В небе солнышко проснулось, — Вы чувствуете солнечное тепло? Поприветствуйте своего соседа по парте, меня и наших гостей – учителей всего района. Подарите им свои солнечные улыбки. И пусть сегодня на уроке благоприятствует тёплая дружеская атмосфера. III. Актуализация знаний учащихся. — Над какой главой работаем? Игра в парах «Ты – мне, я – тебе» — 1 мин. — Не забудьте оценить ответы своего соседа, шепните ему на ушко слова одобрения или дайте совет, на что ему нужно обратить внимание в этой главе. — Для чего нужна была эта игра в начале урока? — Поиграем теперь вместе? Я произнесу слово, а вы вслух поделитесь своими ассоциациями на эту тему. (После ответов детей учитель может добавить свои ассоциации) — Слово «зима» — одно, а почему ассоциаций вызвало так много? — Как вы думаете, почему сегодня на урок чтения я взяла именно это слово? Разве мы не достаточно о ней узнали из изученных произведений? источник С.Я. Маршак « Как поработала зима». Учитель начальных классов МБОУ Гимназии №17 Задачи урока. Структура урока. Технологическая карта урока. Ход урока. « Муха-муха цокотуха 2).- Прочитайте вторую строфу. На стёклах зимние узоры Включение нового знания в систему знаний. К.Ибраев. «Зима». СНЕЖОК Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. Где летом пели зяблики, Сегодня — посмотри! — Как розовые яблоки, На ветках снегири. Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух, И ловит кошка рыжая Веселых белых мух. Афанасий Фет
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. источник |