Меню Рубрики

Как показать осень левитанский анализ

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Ю.ЛЕВИТАНСКОГО «ПЕЙЗАЖ»

В основе стихотворения Ю. Левитанского лежит много раз виденный, знакомый природный мотив: утренний, покрытый первым инеем луг, окруженный осиновыми рощами, где листья, покраснев, уже осыпаются под порывами ветра, между ветвями дрожит паутина, идет дождь, кружат и кричат птицы.

Но пейзаж последних теплых дней уходящей осени разворачивается в картину последнего сражения, последнего боя.

На основе этого привычного для поздней осени сюжета поэт создает самобытный образ противоборства жизни и смерти, вечного круговорота природы. Слова «упорство», «единоборство», «бой», «поединок», «потасовка» определяют характер поэтического образа.

Человек склонен одушевлять природу, воображение поэта смену погоды принимает именно как борьбу, страстную и эмоциональную. При этом сходство улавливается очень точно: поединок «бесшумный», какой может быть шум от падения капель на паутинку?

Традиционно мягкая, «золотая» осень у автора превращается в отчаянную, «горящую». Осень, отступая, «сжигает» за собой оставляемую врагу-холоду территорию, рощи облетевшие — рощи «сожженные».

Но это — действительно «единоборство», «поединок», потому что никто не властен вмешаться в ход этого боя, изменить его течение. Сражение отчаянное, без надежды на успех. Ни самый умный, ни самый хитрый или богатый не могут вмешаться в естественный ход природы.

Смена времен года действительно бесшумна, но хлесткие осенние капли, жестко бьющие по паутине, по щекам, воспринимаются как вражеские удары. Анафора

«но в нем схлестнулись не шутя
тугие нити паутинок
с тугими каплями дождя»

создает зримую картину обмена потоком, шквалом стрел – «тугие капли дождя» сильны (какую же пробойную силу они набирают, падая из туч!), их много, стрелы бьют без промаха; но и пока еще «тугие нити паутинок» сопротивляются – их сплетал для своей жизни умный и трудолюбивый мастер!

В повторе и временная протяженность, когда кажется, что дождь приобретает ощущение долготы, почти бесконечности и серости. Осенний дождь не то, что летний. Летний — быстрый и веселый. Осенний дождь, особенно после листопада, как вторая волна десанта, — долог. За ним следуют морозы.

Силы неравны, холод побеждает, и, как в войне настоящей, за этим следует предложение о сдаче. Это листовки-листья, они летят сверху, как с вертолета. «Белесый иней на лугу» превращается в белые флаги — знак капитуляции.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Динамику восприятию природной картины придает противопоставление слуховых впечатлений: «бесшумный поединок» сменяется ветром, «всполошившим» осинник, последней осенней песней птиц и шуршанием листьев, подобных «листовкам».

Контраст «горящего» упорства осени (красных деревьев) и первой приметы зимы – «белесого инея» на лугу явно способствует четкости зрительных представлений.

Обращение к улетающим птицам имеет двойной смысл: «ваша песня спета» — это и действительно умолкающие в это время года голоса птиц, но это и признание их «поражения» — птицы тоже вынуждены «капитулировать» — улететь, бежать. «Спета» — краткое страдательное причастие прошедшего времени – будто кто-то там, наверху, наблюдает, стоит сразу за двумя армиями борющихся, но сейчас подводит окончательный итог. И он не в силах помочь обреченным.

«Таков пейзаж» — кратко и неожиданно заключает автор, как будто исключая из всего сказанного одушевленное движение: равнодушная природа живет по своим законам, и только поэт способен увидеть в её изменениях родственное человеческому, и здесь – «начало картины, музыки, стиха». Эти два слова подчеркивают значение личного переживания природных процессов для осознания общих законов мироздания.

«Пейзаж» – термин изобразительного искусства, применимый как в живописи, так и в графике. Пейзаж, это не просто слепое копирование природного мотива, но умение и способность художника передать с его помощью эмоции, переживания, опыт, мировоззрения конкретного человека и эпохи в целом. В художественном произведении образы — это воплощение мышления автора, его уникальное видение и яркое изображение картины мира. В данном случае поэт создал пронзительный лирический пейзаж средствами иного вида искусства – поэзии, используя для этого развернутую метафору.

Поэт обращается к зрительным, слуховым и временным ассоциациям, чтобы создать образ последнего буйства красок поздней осени, которое сменяется черно-белой графикой («сожженные», т.е. черные рощи на фоне «белесого» инея луга) зимы.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Своим стихотворением Юрий Левитанский преподносит драгоценный урок. Есть и будут в жизни события, изменить которые мы не в силах: взросление, выход из школы, уход из дома в жизнь. Смена эта будет сопровождаться «бесшумным поединком». Но бороться надо всегда и до конца! И не унывать, если проиграешь – «таков закон», «таков пейзаж».

Горящей осени упорство!
Сжигая рощи за собой,
она ведет единоборство,
хотя проигрывает бой.

Идет бесшумный поединок,
но в нем схлестнулись не шутя
тугие нити паутинок
с тугими каплями дождя.

И ветер, в этой потасовке
с утра осинник всполошив,
швыряет листья, как листовки,-
сдавайся, мол, покуда жив.

И сдачи первая примета —
белесый иней на лугу.
Ах, птицы, ваша песня спета,
и я помочь вам не могу.

Очень обяжете, если воспользуетесь этим блоком кнопок и «+1»:

источник

  • культура, искусство (1503)
  • видео, кино (164)
  • картины (1254)
  • мировое народное творчество (3)
  • русские достопримечательности (69)
  • театр (5)
  • Животные, природа, человек (706)
  • животные (90)
  • времена года (9)
  • планета земля, природа (47)
  • человек (19)
  • Байкал (302)
  • архитектура (29)
  • гид по моде (692)
  • обувь и все о ней (48)
  • даты (147)
  • праздники (105)
  • для детей (160)
  • для дневника на ЛиРу (88)
  • рамочка (41)
  • ЖКХ (54)
  • Закон (709)
  • здоровье (389)
  • косметика, косметология, (21)
  • ИМЕНА (730)
  • Денис Мацуев (83)
  • интересно (891)
  • драгунов (145)
  • стрелец 12 (1)
  • история вещей (111)
  • обряды, обычаи, приметы,мифы (236)
  • интерьер, дизайн (160)
  • история (480)
  • наследие октября (43)
  • куклы (52)
  • кулинария и все для нее (286)
  • моя библиотека (769)
  • статьи (93)
  • афоризмы, правила жизни, цитаты (416)
  • стихи (142)
  • музыка (960)
  • видео (74)
  • Адажио (Альбинони-Джизотто) (23)
  • классическая музыка (91)
  • настроение (495)
  • юмор (309)
  • новостной листок (23)
  • О Сибири (463)
  • Иркутская область (267)
  • город Ангарск (162)
  • образование (231)
  • работа (87)
  • русский язык (72)
  • общение, психология (98)
  • общество (455)
  • политика (334)
  • Понравилось (46)
  • путешествие (169)
  • Города России (33)
  • РАБОТА С КОМПЬЮТЕРОМ, ВИДЕО УРОКИ (121)
  • разное (177)
  • рукоделие (810)
  • вязание (100)
  • пэчворк (142)
  • шитьё (239)
  • сады, парки (102)
  • цветы (81)
  • фотографии (313)
  • ЧИТАТЬ С ПРИЩУРОМ (обо мне) (283)
  • личное (39)
  • тест (62)
  • экономика, финансы (140)
Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Еще не осень — так, едва-едва.
Ни опыта еще, ни мастерства.
Она еще разучивает гаммы.
Не вставлены еще вторые рамы,
и тополя бульвара за окном
еще монументальны, как скульптура.
Еще упруга их мускулатура,
но день-другой —
и все пойдет на спад,
проявится осенняя натура,
и, предваряя близкий листопад,
листва зашелестит, как партитура,
и дождь забарабанит невпопад
по клавишам,
и вся клавиатура
пойдет плясать под музыку дождя.
Но стихнет,
и немного погодя,
наклонностей опасных не скрывая,
бегом-бегом
по линии трамвая
помчится лист опавший,
отрывая
тройное сальто,
словно акробат.
И надпись «Осторожно, листопад!»,
неясную тревогу вызывая,
раскачиваться будет,
как набат,
внезапно загудевший на пожаре.
И тут мы впрямь увидим на бульваре
столбы огня.
Там будут листья жечь.
А листья будут падать,
будут падать,
и ровный звук,
таящийся в листве,
напомнит о прямом своем родстве
с известною шопеновской сонатой.
И тем не мене,
листья будут жечь.
Но дождик уже реже будет течь,
и листья будут медленней кружиться,
пока бульвар и вовсе обнажится,
и мы за ним увидим в глубине
фонарь у театрального подъезда
на противоположной стороне,
и белый лист афиши на стене,
и профиль музыканта на афише.
И мы особо выделим слова,
где речь идет о нынешнем концерте
фортепианной музыки,
и в центре
стоит — ШОПЕН, СОНАТА №2.
И словно бы сквозь сон,
едва-едва
коснутся нас начальные аккорды
шопеновского траурного марша
и станут отдаляться,
повторяясь
вдали,
как позывные декабря.
И матовая лампа фонаря
затеплится свечением несмелым
и высветит афишу на стене.
Но тут уже повалит белым-белым,
повалит густо-густо
белым-белым,
но это уже — в полной тишине.

Ю. Левитанский, «Как показать осень»

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

источник