Меню Рубрики

Как показал анализ финансовых результатов

Итоги деятельности компании за отчетный период фиксируются в отчете о финансовых результатах (ОФР), который, наряду с балансом, является одной из основных форм в блоке бухгалтерской отчетности. Сведения, аккумулированные в этом документе, служат базой для проведения различных аналитических исследований и дают возможность экономисту выяснить, насколько эффективна принятая компанией политика ведения бизнеса. Анализируют отчетные данные различными методами, и один из них – вертикальный анализ отчета о финансовых результатах. Узнаем, как его применяют на практике.

В ОФР отражается вся информация о доходах и расходах фирмы, выводится итоговая сумма прибыли или убытка за отчетный период. Табличная структура отчета с фиксацией сумм основных доходных и затратных статей текущего и предыдущего периодов удобна для проведения анализа.

Именно такое строение отчета позволяет анализировать данные вертикально, взяв один показатель (чаще всего выручка) в качестве базового и рассчитывать динамику других по отношению к нему. Такой подход характерен для вертикального анализа. На практике это выглядит следующим образом:

  • Значение выручки принимается за 100-процентный показатель;
  • Остальные статьи пересчитываются относительно выручки, определяя долю каждого показателя в структуре отчета, по формуле З / В * 100%, где З – значение, которое следует рассчитать в динамике по отношению к выручке, В – выручка.

Поскольку ОФР содержит информацию за два периода – текущий и прошлый, применение вертикального анализа позволяет:

  • отслеживать движение величин в сторону роста или, наоборот, уменьшения в общей структуре затрат;
  • делать выводы о том, какие расходы неоправданно растут, негативно влияя на себестоимость;
  • разрабатывать новые стратегии ведения деятельности при очевидности снижения спроса на выпускаемую продукцию.

Применение на практике вертикальных принципов аналитики весьма результативно влияет на развитие компании. Рассмотрим, как проводится анализ отчета о финансовых результатах на практике.

На основе составленного за 2017 год ОФР компании ООО «Орион» проведем анализ по вертикальной методике:

Сведения за год (руб.)

Анализ данных за год (%)

Итого выручка

Итого себестоимость

Валовая прибыль

Прочие операционные расходы

Результат от обесценивания активов

Прибыль от операционной деятельности

Прибыль от инвестиционной деятельности

Прибыль до налогообложения

Расходы по налогу на прибыль

Чистая прибыль

Поскольку целью анализа является выявление изменений в структуре затрат и доходов фирмы, рассчитаем долю всех статей в общем объеме выручки.

По формуле З / В х 100%, вычислим процентную долю каждой статьи отчета.

Например, рассчитаем долю выручки от реализации в общей выручке за 2017 год:

642 030 / 667 630 х 100 = 96,2%, т. е. выручка от продаж составляет 96,2% от общей. По такому алгоритму рассчитываются все показатели. Заполнив таблицу, проведем вертикальный анализ отчета о финансовых результатах.

Проанализировав расчетные значения, экономист сделает следующие выводы:

  • несмотря на то, что абсолютное значение выручки возросло в 2017 году по сравнению с данными за 2016 год на 63 430 руб., доля валовой прибыли в выручке снизилась на 8,68% (63,79 – 55,11);
  • доля себестоимости продукции в объеме выручки увеличилась с 36,21 до 44,89%. Подобное явление – негативное состояние, когда чистая прибыль текущего периода растет к прошлому году, но изменения состава затратных статей ОФР уже показывают уверенный спад, а, значит, необходимо принимать меры по снижению себестоимости;
  • на фоне снижения доли прибыли от операционной деятельности на 4,08%, в 2017 году увеличилась доля прибыли от инвестиций на 1,55%. В итоге рост доли прибыли до налогообложения в 2017 году составил 2,52%, а чистой прибыли – 0,75%.

Учитывая, сложившуюся ситуацию, можно сделать вывод о дальнейшем стимулировании инвестиционной деятельности компании, поскольку прибыль от нее заметно выросла, а также пересмотреть ассортимент выпускаемой продукции и выяснить причины роста себестоимости и административных расходов.

источник

Структурный анализ отчета о финансовых результатов. Составляющие финансового результата деятельности предприятия.

Анализ финансовых результатов деятельности организации

Важнейшим финансовым показателем, определяющим способ­ность организации обеспечивать необходимое для ее нормального развития превышение доходов над расходами, является прибыль. С целью выявления условий и возможностей для получения органи­зацией прибыли проводится анализ финансовых результатов, в ходе которого должны быть получены ответы на следующие вопросы:

— насколько стабильны полученные доходы и произведенные рас­ходы;

— какие элементы отчета о прибылях и убытках могут быть испо­льзованы для прогнозирования финансовых результатов;

— насколько производительны осуществляемые затраты;

— какова эффективность вложения капитала в данное предприятие;

— насколько эффективно управление организацией.

Для анализа финансовых результатов используется в первую очередь информация отчета о финансовых результатах. Здесь важно от­метить, что информационная база анализа финансовых результатов претерпевает в настоящее время существенные изменения в части определения и признания доходов, расходов, чистой и нераспреде­ленной прибыли, а это, в свою очередь, требует уточнения методи­ки их анализа. Новые подходы к пониманию доходов и расходов нормативно закреплены в ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

В процессе анализа необходимо иметь в виду, что определение финансового результата зависит от выбранной руководством организации финансовой стратегии и сформированной на ее основе учетной политики. В данном случае речь идет о возможности ма­невра (например, в части распределения затрат между готовой про­дукцией и незавершенным производством, списания расходов буду­щих периодов, создания резервов) в управлении величиной финан­совых результатов как текущего, так и будущих периодов.

Отмеченные проблемы, связанные с использованием данных отчета о финансовых результатах, делают необходимым проведение внешнего анализа в два этапа.

1. На первом этапе изучаются принципы формирования доходов и расходов организации. Основной информацией для этого является пояснительная записка, раскрывающая учетную политику предприятия, все факты ее изменения и влияние данных изменений на финансовые результаты, а также все имевшие место в отчетном периоде существенные статьи доходов и расходов

2. На втором этапе проводится собственно анализ отчета о финансовых результатах, свя­занный с изучением структуры доходов и расходов и их соотноше­ния.

Внутренний анализ финансовых результатов проводится в три этапа.

На первом этапе оценивается влияние действующих на предприятии учетных принципов в части оценки статей активов, доходов и расходов, выявляются факты изменения учетной по­литики и их влияние на результаты анализа.

На втором этапе анализируются причины изменения конечного финансового результата, стабильные и случайные факторы, повлиявшие на его изменение.

На третьем этапе проводится углубленный анализ финансовых результатов с привлечением данных управленческого учета, раскрывающих информацию о доходах и расходах в разрезе центров ответственности.

Последовательность этапов анализа финансовых результата может быть следующей:

— анализ структуры основных элементов отчета о финрезультатах, выявление стабильных и случайных доходов и расходов;

— оценка качества полученного финансового результата и прогнозирование будущих результатов на основе предположений относительно стабильности статей доходов и расходов отчета о финансовых результатах;

В процессе структурного анализа отчета о финансовых результатах дается характеристика основных соотношений отчетных показате­лей (например, себестоимости и выручки от продаж продукции или товаров; прибыли (убытка) от продаж и выручки и др.) и выявляют­ся основные причины их изменений.

В ходе анализа доходов от обычной деятельности должно быть установлено:

— каковы основные каналы поступления выручки;

— на­сколько велика зависимость от главных покупателей;

— какова дивер­сификация продукции по географическим рынкам сбыта.

Для многоотраслевых организаций, имеющих рынки сбыта в разных регионах, необходимо оценить информацию о доходах и расходах в разрезе отдельных видов продукции и сег­ментов бизнеса. Дело в том, что вклад отдельных сегментов в полу­чение общей выручки, как правило, различается. Следовательно, для того чтобы оценить перспективы многопрофильных предприя­тий, а также риски их деятельности, следует отдельно проанализи­ровать доходы и расходы и финансовые результаты по каждому сегменту. Отражение информации о доходах, расходах и финансовых результатах в разрезе отдельных сегментов осуществляется в соот­ветствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000). На основе такой информа­ции можно проанализировать эффективность расходов, связанных отдельными направлениями развития бизнеса, оценить их рентабепьность и сделать выводы относительно вклада отдельных сегментов в формирование конечного финансового результата.

Для проведения анализа целесообразно составить аналитический отчет о финансовых результатах (табл. 4).

Таблица 4 – Аналитический отчет о финансовых результатах, руб.

Номер строки Наименование показателей 2012 .г 2011 г.
Выручка 12 453 260 11 478 315
Себестоимость продаж (7 994 993) (7 242 817)
Валовая прибыль 4 458 267 4 235 498
Коммерческие расходы (448 317) (321 393)
Управленческие расходы (971 355) (826 439)
Прибыль (убыток) от продаж 3 038 595 3 087 666
Доходы от участия в других организациях 61 261
Проценты к получению 39 127
Проценты к уплате (539 501) (127 320)
Прочие доходы
Прочие расходы (916255) (232392)
Прибыль (убыток) до налогообложения 2 735 233 3 523 842
Текущий налог на прибыль (1 270 233) (1 480 702)
в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)
Изменение отложенных налоговых обязательств
Изменение отложенных налоговых активов
Прочее
Чистая прибыль (убыток) 1 465 000 2 043 140

На основе аналитического отчета о финрезультатах табл. 4 может быть составлена другая аналитическая таблица (табл. 5), позволя­ющая охарактеризовать основные соотношения доходов, расходов и финансовых результатов и их динамику.

Таблица 5- Анализ соотношения доходов, расходов и финансовых результатов

Номер строки Показатели Расчетная формула 2012 г. 2011г.
Отношение валовой прибыли к выручке Стр. 3 : стр. 1 * 100 % 35,8 36,9
Отношение прибыли от продаж к выручке Стр. 6 : стр. 1 * 100 % 24,4 26,9
Отношение прибыли до налогообложения к выручке Стр. 12 : стр. 1 * 100 % 22,0 30,7
Отношение чистой прибыли к выручке Стр.18 : стр. 1*• 100 % 11,8 17,8
Отношение себестоимо­сти продаж к выручке Стр. 2 : стр. 1 * 100 % 64,2 3,1
Отношение коммерче­ских расходов к выручке Стр. 4 : стр. 1 * 100 % 3,6 2,8
Отношение управленче­ских расходов к выручке Стр. 5 : стр. 1 * 100 % 7,8 7,2

Отношение валовой прибыли к выручке рассчитывается исходя из разности между выручкой от продаж и себестоимостью проданной продукции. Этот показатель характеризует долю каждого рубля от про­даж, которая может быть направлена на покрытие управленческих и коммерческих расходов, а также формирование прибыли от продаж. Так, в 2012 г. по сравнению с 2011 произошло снижение процентного от­ношения валовой прибыли к выручке с 36,9 до 35,8 %. В то же время в отчетном периоде абсолютная величина валовой прибыли увеличилась по сравнению с предыдущим на 222 769 руб., что связа­но с ростом объема продаж. При сохраняющемся объеме продаж имеет место рост расходов.

Для количественной оценки зависимости величины валовой прибыли от объема продаж и маржи валовой прибыли используется следующая формула:

где ВП — величина валовой прибыли:

ВП/В — коэффициент, характеризующий отношение валовой прибыли к выручке (маржа валовой прибыли).

Изменение величины валовой прибыли под влиянием изменения объема продаж определяется следующим образом:

Прирост ВП = (В1 – В) * ВПо / Во

где В1, В — выручка соответственно отчетного и прошедшего периода.

В нашем случае за счет роста выручки увеличение валовой прибыли составило:

Прирост ВП = (12 453 260 – 11478315) * 0,369 = 359 755 (руб.).

Расчет изменения валовой прибыли за счет снижения маржи валовой прибыли имеет вид;

Прирост ВП = (0,358 – 0,369) * 12 453 260 = -136 986 (руб.). Результаты расчетов можно представить в следующем виде:

Прирост валовой прибыли счет увеличения объема продаж +359 755 руб.

Сокращение валовой прибыли за счет снижения маржи — 136 986 руб.

Общее изменение валовой прибыли +222 769 руб.

Следующим шагом анализа должно стать выяснение причин из­менения объема продаж (изменение цен, объема и структуры про­даж в разрезе видов продукции, а также изме­нения маржи валовой прибыли, для чего должен проводиться по­статейный анализ себестоимости.

Несмотря на то, что в отчетном периоде по сравнению с про­шедшим имел место прирост валовой прибыли, его оказалось недо­статочно для того, чтобы покрыть возросшие коммерческие и управленческие расходы и обеспечить сохранение прибыли от продаж на уровне прошлого года. В результате этого сумма прибыли от продаж сократилась в абсолютном выражении. Сократилось и отношение прибыли от продаж к выручке.

Отношение прибыли от продаж к выручке характеризует действительную рентабельность продаж. указанный показатель позволяет наиболее точно оценить эффективность управления продажами в процессе основной деятельности организации.

Отношение прибыли до налогообложения к выручке характеризует соотношение бухгалтерской прибыли и выручки. Значение показателя изменяется под влиянием не только доходов и расходов от производства и продажи продукции, но и прочих доходов и расходов. Чем сильнее такое влияние, тем ниже качество и стабильность полученного конечного финансового результата.

Отношение чистой прибыли к выручке является конечным пока­зателем в системе показателей рентабельности продаж и отражает влияние на рентабельность продаж всей совокупности доходов и расходов. Показатель характеризует доходность продаж организации в целом.

Отношение прибыли от продаж к расходам может быть определе­но как рентабельность расходов.

Целью расчета остальных показателей «себестоимость/выручка», «коммерче­ские расходы/выручка» и «управленческие расходы/выручка” явля­ется оценка той роли, которую играют производственная, сбытовая и управленческая функции в процессе управления организацией. По динамике их соотношений могут быть сделаны выводы о способности предприятия управлять соот­ношением «расходы/доходы».

Тенденция к росту указанных соотношений может свидетельствовать о том, что у предприятия существуют проблемы контроля над расходами. В этом случае может быть полезным постатейное рассмотрение расходов с целью выявления резервов их снижения. Гак, в составе управленческих расходов согласно Типовой номенк­латуре статей выделяют: расходы на управление предприятием; об­щехозяйственные расходы; налоги, сборы и отчисления; непроиз­водственные расходы. Анализ должен выделить в составе каждой группы контролируемые и неконтролируемые расходы с тем, чтобы оценить реальную возможность их снижения.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Понятие, сущность и цели анализа и диагностики финансовых результатов

Анализ (в переводе с греч. «analyzis» — разделять, расчленять) — способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Таким образом, анализ заключается в определении сущности процесса или явления на основе изучения всех его составляющих частей и выявления закономерностей его развития [4, стр. 9].

Читайте также:  Удалена щитовидная железа какие анализы сдавать

Анализ финансово-хозяйственной деятельности (АФХД) предприятия является важной частью, а по сути, основой принятия решений на микроэкономическом уровне, т.е. на уровне субъектов хозяйствования.

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия — комплексное изучение производственно — хозяйственной деятельности предприятия с целью объективной оценки ее результатов и дальнейшего ее развития и совершенствования [8, стр. 85].

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния организации, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, при этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние организации, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния [12, стр. 328].

Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором, в конечном счете, является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность организации – это лишь «сырая информация», подготовленная в ходе выполнения на организации учетных процедур.

Результатом проведения анализа для внутреннего пользователя является комплекс управленческих решений — сочетание различных мер, направленных на оптимизацию состояния организации, который пересматривается под влиянием изменений макро- и микроэкономической среды [8, стр.10].

Анализ и его результаты должны соответствовать определенным требованиям. Основные принципы:

— соответствие результатов и методик анализа государственной экономической, социальной, экономической, международной политике и законодательству;

— научный характер исследований;

— системный подход в изучении объектов анализа;

— анализ должен быть объективным, конкретным и точным, т.е. базироваться на достоверной, проверенной информации и реально отражать результаты деятельности предприятия;

— анализ должен быть эффективным и воздействовать на хозяйственную деятельность предприятия;

— анализ должен быть оперативным и проводиться по плану;

— широкий круг работников должен принимать участие в анализе и ознакомлении его результатов для повышения эффективности производства[4, стр.13].

1.2 Методы, используемые при проведении анализа финансовых результатов

Метод АФР как способ познания экономического субъекта состоит из ряда последовательно осуществляемых действий (стадий, этапов):

· наблюдение за субъектом, измерение и расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид и т.д.;

· систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности субъекта;

· обобщение — построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений [5, стр.19]

При АФР наиболее часто используют следующие методы.

Сравнение – научный метод познания, когда неизвестное (изучаемое) явление, показатель сопоставляются с уже известными (изученными ранее) для выявления общих черт или отличий между ними.

В анализе используются следующие виды сравнений: фактических показателей с плановыми; фактических показателей с нормативными; фактических показателей с показателями прошлых лет; фактических показателей с лучшими по отрасли; фактических показателей со средними; сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей; сопоставление различных вариантов управленческих решений; сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора.

Различают следующие виды сравнительного анализа:

— горизонтальный – для определения отклонений от базового уровня (план, прошлый год, средний и т.д.);

— вертикальный – для изучения структуры экономических явлений или процессов;

— трендовый – для изучения относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базового года, т.е. при исследовании рядов динамики;

— одномерный – для сопоставления одного или нескольких показателей одного объекта или нескольких объектов по одному показателю;

— многомерный – для сопоставления результатов деятельности нескольких предприятий (подразделений) по широкому спектру показателей[18, стр. 68].

2.Метод относительных и средних величин

Средние величины исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

Средние величины бывают: среднеарифметические (простые и взвешенные), среднегармонические, среднегеометрические, среднехронологические, среднеквадратические и т.д.

В анализе необходимо раскрывать содержание средних величин, дополняя их среднегрупповыми или индивидуальными показателями.

Балансовый метод служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными [5, стр. 104].

Данный способ состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

Используется при анализе обеспеченности предприятия различными видами ресурсов и полноты их использования (баланс рабочего времени, платежный баланс) и т.д. Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.

Балансовый метод применяют также для определения размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов.

Основные формы графиков – это диаграммы. Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений. Для наглядного представления рекомендуется отображать в

Метод группировки — деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам.

Группировки используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

6.Способы приведения показателей в сопоставимый вид.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей; единство периодов времени, за которые производится сравнение; сопоставимость условий производства; сопоставимость методики исчисления показателей.

Способами приведения показателей в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а также использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и т.д.

Основные показатели анализа финансовых результатов предприятия

Финансовые результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям относятся:

· прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

· прибыль (убыток) от прочей реализации;

· доходы и расходы от внереализационных операций;

· балансовая (валовая) прибыль;

В качестве относительных показателей используют различные соотношения прибыли и затрат (или вложенного капитала — собственного, заемного, инвестиционного и т.д.). Эту группу показателей называют также показателями рентабельности.

Экономический смысл показателей рентабельности состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля капитала собственного или заемного), вложенного в предприятие.

Выручка от реализации (валовой доход) — общий финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг). Согласно российским нормативным документам, он включает в себя: выручку (доходы) от реализации готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства; работ и услуг; строительных, научно-исследовательских работ; товаров, приобретенных для последующей продажи; услуг по перевозке грузов и пассажиров на предприятиях транспорта и т.д.

Разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство реализованной продукции (работ, услуг) называется валовой прибыльюот реализации.

Общий финансовый результат (прибыль, убыток) на отчетную дату, который называют также балансовой прибылью, получают путем расчета общей суммы всех прибылей и всех убытков от основной и неосновной деятельности предприятия. В балансовую прибыль включают:

· прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг;

· прибыль (убыток) от реализации товаров;

· прибыль (убыток) от реализации материальных оборотных средств и других активов;

· прибыль (убыток) от реализации и прочего выбытия основных средств;

· доходы и потери от валютных курсовых разниц;

· доходы от ценных бумаг и других долгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имущество других предприятий;

· расходы и потери, связанные с финансовыми операциями;

· внереализационные доходы (потери).

Балансовая прибыль за минусом налогов (обязательных платежей) называется чистой прибылью.

Чтобы прогнозировать значения прибыли, управлять ею, необходимо проводить объективный системный анализ ее формирования, распределения и использования.

В анализе проводятся: оценка выполнения плана по финансовым показателям (прибыли, рентабельности и средств, направляемых на выплату дивидендов) и изучение их динамики; общая оценка выполнения плана по балансовой прибыли, изучение ее динамики по сравнению с соответствующим базовым периодом, рассмотрение ее структуры; определение влияния отдельных факторов на прибыль от реализации продукции (работ и услуг); рассмотрение состава внереализационных доходов, оставляемых в распоряжении предприятия, и убытков, возмещаемых за счет балансовой прибыли; определение влияния внереализационных доходов и потерь на балансовую прибыль; выявление факторов, влияющих на рентабельность продукции и производства; выявление резервов дальнейшего увеличения прибыли, средств, направляемых на выплату дивидендов, устранение внереализационных потерь и расходов; выявление резервов повышения рентабельности.

Предварительный анализ финансовых показателей заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет.

Представление об эффективности работы любого предприятия дает финансовая отчетность. По данным отчетности определяют потребности в финансовых ресурсах; оценивают эффективность структуры капитала; прогнозируют финансовые результаты деятельности предприятия, а также решают другие задачи, связанные с управлением финансовыми ресурсами и финансовой деятельностью. Последнее касается прежде всего финансовых фирм, занимающихся выпуском и размещением ценных бумаг.

По балансу определяют конечный финансовый результат деятельности фирмы (прибыль или убыток). Данные баланса служат базой для оперативного финансового планирования; используются для контроля за движением денежных потоков; они необходимы налоговым органам, кредитным учреждениям, органам государственного управления. «Отчет о прибылях и убытках» содержит информацию о прибыли, полученной от производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. Он дополняет сведения, содержащиеся в балансе. Этот отчет состоит из следующих разделов: финансовые результаты; платежи в бюджет; затраты и расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль. В сочетании с балансом «Отчет о прибылях и убытках» позволяет рассчитать и проанализировать показатели рентабельности фирмы.

В приложениях к балансу приводятся следующие данные: движение фондов; движение заемных средств; дебиторская и кредиторская задолженность; состав нематериальных активов; наличие и движение основных средств; финансовые вложения; социальные показатели; движение средств финансирования капитальных вложений и других финансовых вложений.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 1905 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Анализ финансовых результатов предприятия и организации подразумевает изучение как конечного результата деятельности предприятия, так и процесса его получения. Конечным результатом, конечно же, является прибыль, как основной показатель, на который ориентируется коммерческое предприятие. Конечно, в условиях развития рынка это не всегда так, ведь часто организации ориентируются не столько на генерацию сиюминутной прибыли, сколько на рост стоимости собственных ценных бумаг. Такой подход называют стоимостно-ориентированным управлением. Однако прозрачные рыночные условия в России еще не сформированы, поэтому сейчас анализ финансовых результатов деятельности предприятий и организаций подразумевает все же оценку способности компании получать прибыль.

Для внешнего аналитика основным источником информации для проведения такого типа анализа являются отчет о финансовых результатах, бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств. Отчет о финансовых результатах интересует, в первую очередь, так как он отображает основные доходы, расходы и различные финансовые результаты компании. Баланс необходим при расчете отдельных показателей рентабельности, которые позволят понять эффективность использования имеющихся ограниченных ресурсов (активов) для целей получения прибылей.

Также баланс позволяет немного лучше понять текущую политики сбыта предприятия. Что касается отчета о движении денежных средств, то сопоставление его данных с отчетом о финансовых результатах позволит понять качество сбытовой и кредитной политики организации. Стоит отметить, что если проводится анализ не отдельного предприятия, а целой группы предприятий, то необходимо использовать консолидированную отчетность, так как прибыли одной организации в рамках группы могут перетекать в прибыли другой организации.

Целью анализа финансовых результатов является определение того, насколько эффективно вкладывать средства в предприятие. Более высокое значение коэффициентов рентабельности по сравнению с конкурентами будет указывать на привлекательность такой альтернативы инвестирования.

В процессе оценки финансовых результатов следует определить следующее:

1. Каким является качество прибыли?

2. Насколько успешно компания генерировала прибыль в течение предыдущих периодов?

3. Способно ли предприятие продолжать создавать достойный финансовый результат в будущем?

Качество прибыли определяется с помощью отчета о финансовых результатах, информации о качестве дебиторской задолженности, отчета о движении денежных средств. Если доля проблемной дебиторской задолженности является высокой, то это значит, что компания продавала часть продукции или услуг на невыгодных для себя условиях. Это указывает на высокую конкуренцию и низкую рыночную силу предприятия. Кроме этого, если в отчете о движении денежных средств сумма от продажи товаров и услуг является значительно ниже суммы выручки, то это подтверждает такой вывод.

Таким образом, компания продает товары и услуги без получения оплаты в момент поставки. Если из-за этого компания не получит денег за них, то можно говорить о низком качестве прибыли. Компания, следуя правилам бухгалтерского учета, отобразит полученную прибыль в отчете о финансовых результатах, но вполне возможно, что уже в будущем периоде финансовый результат будет отрицательным из-за списания значительных сумм безнадежной дебиторской задолженности.

Когда говорят о качестве прибыли, имеют ввиду:

  • насколько стабильной является такая прибыль. Высокая ли вероятность того, что в следующем периоде прибыль будет такой же или выше;
  • насколько адекватной является прибыль. Не используются ли методы бухгалтерского учета, которые завышают текущий показатель прибыли.

В процессе анализа следует также обратить внимание на факторы, которые формируют финансовые результаты:

  • конкурентоспособность продукции и услуг, которая выражается в способности поддерживать высокую цену на товар. Индикатором для этих целей может служить валовая маржа;
  • уровень производства и эффективность использования имеющихся материальных, трудовых и прочих ресурсов;
  • структура капитала, которая приводит к определенному уровню финансовых расходов;
  • эффективность управления налоговыми обязательствами;
  • качество управления и навыки менеджмента.
Читайте также:  Удаление аденоидов какие анализы надо сдать

В процессе анализа финансовых результатов следует использовать такие методы, как методы горизонтального и вертикального анализа, метод относительных показателей (оценка рентабельности), метод сравнения (например, с конкурентами), факторный анализ и прочие.

Рис.1 Методы анализа финансовых результатов

Вертикальный анализ в этом контексте подразумевает разделение всех показателей на сумму выручки за соответствующий год. Такое действие позволяет понять роль каждого из доходов и расходов в формировании конечного результата. Ожидаемой является высокая доля себестоимости в выручке.

источник

Финансовые аналитики и аудиторы коммерческих компаний в обязательном порядке и на регулярной основе проводят анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Данный вид исследований направлен на объективную оценку способности фирмы приносить прибыль. Он помогает понять, эффективен ли вложенный в организацию капитал, грамотно ли ведется управление деятельностью, оправданы ли расходы, стабильны ли доходы, и каков прогноз на будущее.

Практически любая коммерческая организация преследует свою главную цель – увеличение прибыли, поскольку без извлечения прибыли могут функционировать лишь общественные предприятия, которые могут рассчитывать на финансовую поддержку государства (бюджетные) и некоторых иных спонсоров. А потому именно показатель прибыли (убытка) является конечным результатом большинства разновидностей финансового анализа деятельности компаний, и анализ финансовых результатов не является исключением. Единственное, несколько по-другому проводится анализ работы организаций со стоимостно-ориентированным управлением, которых в большей степени заботит повышение стоимости собственных акций, нежели временное увеличение получаемой прибыли. Но мы будем рассматривать именно анализ, целью которого является исследование способности извлекать прибыль, т.к. в РФ пока что не развиты прозрачные рыночные условия.

Важно! Анализ финансовых результатов проводится не только с целью получения оценки текущего состояния организации, но и для прогнозирования дальнейшего положения дел.

Говоря об анализе финансовых результатов, следует сперва определиться с понятием финансового результата. Итак, под данным термином подразумевается экономический итог хоз. деятельности компании – это может быть прирост стоимости собственного капитала исследуемой фирмы (при благоприятном исходе) или его уменьшение в течение отчетного периода. Выражается финансовый результат в денежной форме.

Важно! Если требуется проанализировать финансовые результаты хозяйствования целой группы организаций, применяется консолидированная отчетность, поскольку внутри группы прибыль одной фирмы может перетекать в прибыль другой компании.

Если для проведения исследования приглашается внешний аналитик, ему следует предоставить следующую документацию:

  1. Отчет о финансовых результатах (для проверки основных расходов, доходов, иных фин. итогов).
  2. Бухгалтерский баланс (для анализа нынешней политики сбыта и вычисления некоторых показателей рентабельности, указывающих на целесообразность эксплуатации ресурсов для извлечения прибыли).
  3. Отчет о движении денежных средств (для сравнения показателей с величинами из отчета о фин. итогах – такое сопоставление продемонстрирует качество политики сбыта и кредитования).

Важно при проведении анализа не забыть об изучении факторов, формирующих фин. результаты. К таковым относятся:

  • эффективность управления, опыт менеджеров, качество принимаемых ими решений;
  • умение грамотно управлять налоговыми обязательствами фирмы;
  • структура капитала (от разработанной структуры зависит объем расходования финансовых ресурсов);
  • целесообразность расходования трудовых, материальных и иных ресурсов; уровень производства;
  • конкурентоспособность оказываемых услуг, выполняемых работ, произведенных товаров (индикатор – валовая маржа), от которой зависит наличие/отсутствие возможности поддержания большой стоимости продукции.

Итак, основные цели данного вида финансового исследования заключаются в следующем (могут варьироваться в зависимости от того, кто является конечным потребителем итогов исследования):

  • определение действительного размера чистой прибыли, качества получаемой прибыли;
  • выявление степени стабильности главных показателей балансовой прибыли;
  • получение объективной оценки эффективности деятельности предприятия и способности извлекать прибыль, анализ порога прибыли;
  • оценка степени влияния субъективных и объективных факторов на возможность получения прибыли;
  • выявление тенденции изменения основных элементов балансовой прибыли с целью составления прогнозов;
  • определение размеров прибыли и убытков, отслеживание динамики прибыли и рентабельности;
  • исследование эффективности отношений с кредиторами и дебиторами;
  • изучение структуры активов и пассивов;
  • нахождение причин убытков и разработка стратегии по их устранению;
  • поиск резервов улучшения финансового состояния компании и разработка мероприятий по их применению;
  • осуществление контроля за выполнением плана продаж.

Пример того, в какой последовательности может проводиться анализ финансовых результатов (очередность и набор этапов зависят от целей исследования):

  1. Определение отрасли в экономике, исследование общего положения дел на производстве.
  2. Исследование динамики показателя прибыльности за требуемый период.
  3. Определение качества прибыли.
  4. Вертикальный анализ ОФР.
  5. Расчет коэффициентов рентабельности.
  6. Проведение сравнительной характеристики с показателями конкурентов.
  7. Выводы, план мер по улучшению показателей.

На схеме ниже представлен перечень методов, используемых при проведении анализа финансовых результатов деятельности предприятия:

Суть вертикального анализа, проводимого с целью изучения доходов и расходов, заключается в нахождении значения отношений каждого из показателей хозяйственной деятельности к сумме выручки за данный период. Целью проведения подобного анализа становится выяснение роли каждого дохода и каждой затраты в формировании итогового результата. Предпочтительно, чтобы анализ показал высокую долю себестоимости в общей выручке. Приведем наглядный пример вертикального анализа:

Важным, помимо прочего, является выявление структуры доходов при помощи горизонтального и вертикального анализа. Положительным качеством компании и деятельности в течение периода является получение большей части доходов от основной деятельности. В нашем же случае видно, что доля прочих доходов составила 182% от общей суммы выручки компании, т.е. такие поступления средств были основными. Вывод – снижение вероятности того, что прибыль будет стабильной.

Вертикальный анализ также позволяет вычислить значения валовой, операционной, доналоговой и чистой маржи:

Маржа Основные сведения Формула расчета
Чистая маржа (маржа по чистой прибыли) Чистая выручка = выручка – все расходы.

Показатель чистой маржи дает понять, каков размер потенциальной прибыли фирмы в перспективе, если рассматривать маржу по чистой прибыли с поправками на неосновные и непостоянные статьи.

Доналоговая маржа Доналоговая маржа демонстрирует зависимость рентабельности от неоперационных доходов и расходов, таких как займы. Объясняется это тем, что прибыль до уплаты налогов

равна операционной прибыли минус % и др. неосновные расходы.

Когда доналоговая маржа увеличивается из-за роста объема неоперационных расходов, эксперту потребуется проверить, означает ли такой рост запланированное изменение направления деятельности фирмы, и продолжится ли такой рост в будущем.

Операционная маржа Значение операционной маржи можно найти путем вычета операционных расходов из валовой маржи.

Если операционная маржа быстро увеличивается в сравнении с валовой маржой, значит, улучшилось управление эксплуатационными расходами (на сбыт, административными и т.д.), и наоборот.

Валовая маржа По показателю валовой маржи можно определить, какая доля выручки может быть использована с целью покрытия операционных и иных расходов.

Высокая (в сравнении с конкурентами) валовая маржа указывает на то, что:

– анализируемая фирма обладает преимуществом в производственной сфере (в формировании себестоимости выпускаемого товара);

– имеет место какая-то комбинация низкой себестоимости и при этом высокой цены на товар (если у товара есть конкурентные преимущества, в условиях конкуренции получается установить более высокую цену на него).

Проведение горизонтального анализа заключается в том, чтобы сопоставить значения одного выбранного показателя за какой-либо отрезок времени. Основной его задачей является оценка вероятности успешного развития компании и увеличения ее прибыли в будущем. С этой целью финансовые эксперты стараются получить ответы на следующие вопросы:

  • какова вероятность стабильного роста чистой, доналоговой, операционной и валовой прибыли в динамике;
  • насколько финансовые расходы (% к уплате) растут быстрее, чем величина заемных средств в бухгалтерском балансе (или наоборот);
  • как быстро растут финансовые доходы (% к получению) в сравнении с инвестициями;
  • какова скорость роста себестоимости относительно размеров выручки (если себестоимость растет быстрее, значит, менеджмент не справляется с управлением производственными расходами);
  • с какой скоростью относительно темпов роста выручки увеличивается чистая прибыль.

Важно! В ходе проведения горизонтального анализа следует обращать особое внимание на сформировавшуюся основную динамику, нежели на абсолютное значение прибыли. О найти значение прибыли за предшествующие периоды поможет финансовая отчетность предприятия.

Перед вами пример горизонтального анализа (анализа динамики):

Для оценки результатов проведенного выше анализа применяется метод относительных показателей. Маржа – это тоже финансовые коэффициент, о ней мы говорили выше – а значит, уже успели частично затронуть упомянутый метод исследований. Обратите внимание на таблицу, представленную ниже:

Финансовые аналитики производят расчет коэффициентов рентабельности ради проведения оценки показателей прибыли, полученной предприятием за период:

  1. Перечисленные в таблице показатели рентабельности продаж выражают промежуточные результаты в ОФР в виде % от выручки (например, операционную и валовую прибыль).
  2. А показатели рентабельности инвестиций демонстрируют отношение прибыли к собственному (акционерному) капиталу, активам:
  • для рентабельности обычного акционерного капитала (который измеряет отдачу вырученных фирмой средств исключительно на ее обыкновенные акции) отдача будет оцениваться как чистая прибыль за минусом дивидендов по привилегированным акциям (т.к. они в итоге вернутся владельцам привилегированного капитала);
  • для рентабельности активов отдача будет измерена как чистая прибыль (имеется ввиду, после расчетов по заемному капиталу и процентов);
  • для операционной рентабельности активов отдача рассчитывается как операционная прибыль (до налогообложения, неосновных расходов и % по долговым источникам финансирования).

Если аналитиком замечены высокие значения всех коэффициентов рентабельности, значит, деятельность анализируемой компании достаточно прибыльная. Чтобы увидеть, каким образом формируется рентабельность исследуемой компании, коэффициенты рентабельности необходимо оценивать не только индивидуально, и в группе:

Коэффициент рентабельности Основные сведения Формула расчета
Рентабельность активов Показывает, какова отдача на все имеющиеся и используемые в производстве активы (чем больше значение, тем большую прибыль приносить эксплуатируемое кол-во активов). Наиболее часто используемая формула (не принимается во внимание структура финансирования):

Если вернуть проценты к уплате (% следует скорректировать с учетом налога на прибыль):

Можно рассчитать показатель на допроцентной и доналоговой основе (при этом нужно измерить прибыльность до вычета % по долгам):

Рентабельность капитала Демонстрирует объем прибыли, заработанной на весь имеющийся капитал. В числителе – прибыль до вычета % и налогов,

в знаменателе – общий капитал (собственный + долгосрочные и краткосрочные займы).

Рентабельность собственного капитала % к уплате не включаются в расчет (показатель измеряется как чистая прибыль). В числителе – чистая прибыль,

в знаменателе – весь собственный капитал (обычных акционеров, привилегированный, меньшинства).

Рентабельность обычного собственного капитала Разновидность рентабельности собств. капитала. Аналогично, но в знаменателе – обычный собственный капитал, только на обыкновенные акции.

Вопрос: Как оценить качество прибыли?

Ответ: Качественная прибыль стабильна (в будущих периодах ее размер будет примерно таким же) и адекватна (не завышена при помощи различных методов бухучета). Оценить качество прибыли как раз и помогает анализ финансовых результатов. Чтобы понять, насколько прибыль организации качественна, требуется исследовать сведения о дебиторской задолженности, отчет о финансовых результатах и отчет о движении средств. Так, если у компании много проблемных дебиторских долгов, значит, рыночная сила такой фирмы при высоком уровне конкуренции слишком мала, т.к. такая ситуация указывает на реализацию части товаров/услуг на невыгодных условиях. Проверить данный факт поможет отчет о движении денежных средств – чем ниже сумма от реализации таких товаров/услуг в сравнении с выручкой, тем правдивее сделанный вывод. Прибыль считается низкокачественной в случае, когда компания продает товары “в долг” – неполученная прибыль таким образом отражается в отчетности, но позднее “всплывает” безнадежная дебиторская задолженность и портит показатели.

Вопрос: Достаточно ли публичной финансовой отчетности для проведения анализа финансовых результатов деятельности?

Ответ: Нет, анализ финансовых результатов не получится осуществить в полной мере, оперируя лишь данными из публичной отчетности. Аналитикам нужно предоставить тщательно отобранную информацию финансового и производственного учета, перечень которой будет зависеть от управления и целей проведения анализа. Именно от качества и объема исходных данных будет зависеть полнота и достоверность результатов исследования.

Вопрос: Только абсолютные показатели включены в систему показателей финансовых результатов? Ведь основной задачей анализа финансовых результатов является выявление реальных данных о прибыли (убытках).

Ответ: Нет, финансовыми показателями могут быть и относительные величины, например, показатель рентабельности. Величина показателей рентабельности демонстрирует соотношение с израсходованными или имеющимися ресурсами, а потому они в большей степени способны отразить итоговые результаты хозяйственной деятельности, если сравнивать с прибылью. Чем выше уровень рентабельности, тем более эффективно построена работа компании.

источник

Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибы­ли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируе­мых за счёт государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положе­ния и по результатам расчётов принять экономически обоснованные решения.

В процессе анализа решаются следующие задачи:

  • изучение данных о формировании финансового результата и использовании прибыли;
  • исследование динамики показателей прибыли и рентабельности предприятия;
  • выявление и измерение влияния основных факторов, воздействующих на финансовый результат;
  • выявление резервов и их использование для повышения прибыли и рентабельности предприятия.

Основными источниками информации анализа финансовых результатов являются данные бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности. Из форм бухгалтерской отчётности используют:

  • Бухгалтерский баланс, форма № 1, где отражаются нераспределённая прибыль или непокрытый убыток отчётного и прошлого периодов (раздел III пассива).
  • Отчёт о прибылях и убытках, форма № 2, составляется за год и по внутригодовым периодам. Он является главным источником информации о формировании и использовании прибыли. В нём показаны статьи, формирующие финансовый результат от всех видов деятельности. В этой форме отчётности приводятся: выручка (нетто) от продажи товаров без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, исключаемых из выручки (стр. 010), покупная стоимость (себестоимость) товаров (стр. 020), издержки обращения (стр. 030 «Коммерческие расходы»). В разделе II данного отчёта отражают операционные доходы и расходы, в разделе III -внереализационные доходы и расходы, а также сумму налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей, в разделе IV записывают чрезвычайные доходы и расходы. В этом отчёте также приводится валовой доход, отражаемый по строке 029 «Валовая прибыль»; прибыль (убыток) от продаж (стр. 050); прибыль до налогообложения (стр. 140); прибыль от обычной деятельности (стр. 160) и чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода по стр. 190).
Читайте также:  Учет как информационная база для анализа

Кроме этого в отчёте расшифровываются отдельные прибыли и убытки по приводимым статьям. Для годовой формы отчёта о прибылях и убытках предусмотрена справка с отражением сумм дивидендов на одну акцию в текущем и в следующем отчётном годах.

Годовой отчёт об изменениях капитала, форма № 3, отражает состояние и изменение резервного фонда, информацию о нераспределённой прибыли прошлых лет по составу, о фонде социальной сферы, целевых финансированиях и поступлениях; резервах предстоящих расходов, оценочных резервах. В справке IV отражены различные источники увеличе­ния капитала по отдельным статьям.

В отчёте о движении денежных средств, форма № 4,содержатся данные о поступлениях денежных средств из различных источников, а также информация о расходовании денежных средств.

Приложение к годовому бухгалтерскому балансу, форма № 5, в справке к разделу 3 содержит информацию о размере амортизации внеоборотных активов по каждому из их видов на начало и конец отчётного года и результат по индексации в связи с переоценкой этих активов. В справке 6 «Расходы по обычным видам деятельности» этого отчёта приводятся произведённые организацией расходы по элементам затрат, а в справке 7 «Социальные отчисления» отражаются отчисления во внебюджетные фонды по каждому из направлений.

В условиях нестабильной, изменчивой среды большое значение в бизнесе имеет оперативная отдача капитала в виде денежных потоков. Поэтому у предпринимателей особый интерес вызывает информация об объектах вложений капитала с точки зрения их текущей эффективности. Основные денежные потоки организации формируются в виде валового дохода от продаж. Поэтому весьма актуальным представляются вопросы о том, какие из товарных запасов при используемых формах приобретения и расчётов являются наиболее выгодными в обороте? На каких товарах и формах товарных расчётов следует сконцентрировать оборотные вложения? А какие товары имеют меньшую отдачу и поэтому менее интересны? Решению этих вопросов способствует анализ валового дохода.

Валовой доход торговли: показатель, характери­зую­щий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению (Торговля. Термины и определения ГОСТ Р 51303-99, утв. пост. Госстан­дар­та России от 11.08.99 № 242-ст).

Размер валового дохода является главным источником финансирования торговой деятельности. От него зависит размер прибыли и рентабельность организации.

Задачами анализа валового дохода являются:

  • Изучение динамических изменений валового дохода и его соотношений:
    • с товарооборотом;
    • с себестоимостью товаров;
    • с издержками товарного обращения.
  • Оценка изменений валового дохода по формам приобретения товаров.
  • Определение резервов роста валового дохода и эффективности торговли.

Основным показателем, определяющим размер валового дохода, является торговая надбавка к себестоимости товаров. Уровень надбавки устанавливается в зависимости от покупательского спроса, выраженного рыночными ценами на данный товар, себестоимости и издержек обращения этого товара.

Фактической себестоимостью товарных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

В анализе следует измерить и оценить эффективность торговли по показателю валового дохода. Эффективность продаж по валовому доходу измеряют отношениями (уровнями) валового дохода к товарообороту, себестоимости товаров, издержкам товарного обращения (табл. 1).

Таблица 1
ОЦЕНКА ВАЛОВОГО ДОХОДА

Уровень валового дохода к товарообороту

Уровень валового дохода к себестоимости

Уровень валового дохода к издержкам обращения

На данном предприятии наблюдается рост товарооборота, валового дохода при росте себе­стоимости товаров и издержек обращения. Причём рост себестоимости и издержек оправдываются ростом валового дохода, так что темпы роста валового дохода (113.95%) опережают темпы роста товарооборота (103.58%), себестоимости товаров (100.99%), издержек обращения (105.41%). То есть вложения дополнительных средств в себестоимость товаров и издержки принесли определённую отдачу, что и предопределяет рост эффективности продаж по валовому доходу. В результате по показателям эффективности отсутствуют отрицательные изменения за рассматриваемый период. Причём наибольшие темпы роста наблюдаются по уровню валового дохода в отношении к себестоимости товаров (112.83%). Такая тенденция обусловлена рациональностью расходов по приобретению товаров.

Наименьшие темпы роста отмечены по уровню валового дохода в отношении к издержкам обраще­ния. Последнее соотношение в конечном итоге определяет размер прибыли, оценка изменениям которой будет дана в последующем разделе. Увеличение уровня валового дохода к товарообороту характеризует операции по определению торговой наценки. Рост товарооборота при одновременном росте валового дохода (табл. 1) свидетельствует о правильной тенденции установления торговой наценки на рассматриваемые товары в целом.

В общем можно отметить положительные измене­ния в работе организации в отчётном периоде. Означают ли эти общие положительные изменения, что предприятие работает оптимально? Каковы резервы улучшения работы фирмы?

На эти вопросы мы можем получить ответ по результатам анализа структуры валового дохода. При выборе структурных группировок мы будем исходить из того, что средства, вложенные в товар, имеют различную отдачу в зависимости от формы расчётов с поставщиком товара. Товар, принятый на реализацию, освобождает предприятие-приёмщика от риска отсутствия спроса на товар, так как при этой форме отношений с поставщиками непроданный товар будет возвращён поставщику без потерь для предприятия, принявшего товар на реализацию. Но при этом товар, взятый на реализацию, имеет большую себестоимость, так как в этом случае поставщик повышает покупную цену в качестве платы за собственный риск и за отсутствие риска у принимающей стороны. Поэтому брать товар на реализацию целесообразно лишь при определённой неуверенности в его продаже и лишь на тот период, пока сохраняется такая неуверенность.

Товар с уверенными продажами целесообразно закупать по срочной, предварительной оплате или с отсрочкой платежа. При предварительной оплате (с авансовыми платежами) поставщик предлагает товар с большими скидками, чем при срочной. А товар с отсрочкой платежа или принятие на консигнацию независимо от его продажи предполагает либо увеличение покупной цены, либо оплату процента за отсрочку, что увеличивает себестоимость товара. Послед­няя форма приемлема при отсутствии средств для срочной или предварительной оплаты или когда задержка оплаты с использованием отсроченных средств в обороте принесёт больший доход, чем расходы за отсрочку и поощрения поставщика за предварительную оплату товара. Принятие товаров на консигнацию также применя­ется, когда поставщик соглашается на любые формы расчётов за товар, кроме предложения товара на реализацию.

По данным рассматриваемого предприятия (табл. 2) наиболее значимыми по удельному весу в обороте являются товары, приобретённые по срочной оплате (33.28%) и товары, принятые на консигнацию (21.77%) (гр.4 табл. 2), рис. 1.

Рис. 1. Структура товарооборота по формам приобретения товаров

По удельному весу в валовом доходе товары по срочной оплате ещё более значительны, чем в обороте, так как их удельный вес в сумме валового дохода оказался выше веса в обороте и составил 47.62% в отчётном периоде (гр. 10 табл. 2), рис. 2.

Рис. 2. Структура валового дохода по формам приобретения товаров

Однако этого нельзя сказать о консигнационных товарах, составляющих 12.04% в валовом доходе, так как удельный вес в валовом доходе у товаров с предварительной оплатой (21.01%), а также товаров, принятых с отсрочкой платежа и оплатой процентов за коммерческий кредит (12.32%) оказались выше при их меньшем проценте в обороте (13.77% и 18.8% в сравнении с 21.77% в обороте консигнационных товаров).

При относительно невысокой доле в обороте (13.77%) товары с авансовыми оплатами занимают большой удельный вес в валовом доходе (21.01%), который уступает лишь доле товаров со срочной оплатой (47.62%). Удельные веса товаров с предварительной оплатой в отчётном периоде снижаются как в составе товарооборота, так и в составе валового дохода, что свидетельствует о наличии резервов увеличения дохода за счёт увеличения доли этих товаров в обороте будущего периода с учётом покупательского спроса.

Таблица 2
ОЦЕНКА ВАЛОВОГО ДОХОДА ПО ФОРМАМ ПРИОБРЕТЕНИЯ ТОВАРОВ

Принятые по предварительной оплате (расчёты авансовыми платежами),

Закупки по срочной оплате,

из них с оплатой за счёт банковского кредита

Принятые с отсрочкой платежа и оплатой процентов за коммерческий кредит

Уровень валового дохода в проц.
к себестоимости

Уровень валового дохода в проц.
к товарообороту

Анализ изменений также показывает, что в отчётном периоде возрастает удельный вес товаров, принятых на консигнацию, а также товаров с отсрочкой платежа при оплате процентов за коммерческий кредит и принятых на реализацию товаров. Такие изменения позитивны для предприятий, эффективно использующих коммер­чес­кий кредит в обороте.

С точки зрения эффективности наиболее доходной формой приобретения товаров представляются закупки по авансовым платежам с учётом скидок, представляемых поставщиками за предварительную оплату. Уровень валового дохода этих товаров по отношению к себестоимости в отчётном периоде составил 50.54%, а по отношению к товарообороту 33.57%. Однако эта форма, при всей её привлекательности, является наиболее рискованной, так как оплата товаров, предполагающих их продажи в будущем, связана с наибольшей неопределён­ностью. И чем длиннее период прогнозируемых продаж, тем выше неопределённость и риск. Такая форма расчётов наиболее приемлема для товаров со стабильно растущим спросом.

Очевидно, такое снижение обусловлено ростом себестоимости по консигнационным товарам на 148 тыс. руб. и снижением валового дохода на 20 тыс. руб. При этом уровень валового дохода в отношении к себестоимости снизился на 1.37%.

По товарам, приобретённым в форме коммерческого кредита с оплатой процентов, наблюдается рост объёмов продаж, валового дохода и себестоимости. Целесообразность увеличения себестоимости по этой форме приобретения характеризуется изменением уровня валового дохода в отношении к себестоимости. Увеличение этого уровня (на 2.99%) отражает эффект, оправдывающий увеличение себесто­имос­ти по данной форме.

Целесообразность увеличения расходов по товарам, принятым на реализацию, обосновывается ростом валового дохода на 60 тыс. руб. и увеличением уровня валового дохода к себе­стоимости на 3.14%.

Рост уровня валового дохода по отношению к товарообороту оказался наивысшим по товарам с предварительной формой оплаты (2.98%), что при условии роста их товарооборота указывает на более правильный выбор торговой наценки по этим товарам и на перспективную целесообразность повышения их удельного веса в обороте.

Анализ также показывает, что при снижении удельного веса товаров, приобретаемых по срочной оплате в обороте отчётного периода, возрастает их удельный вес по валовому доходу в сравнении с прошлым периодом.

С точки зрения отчётной эффективности такие изменения можно считать позитивными. Но следует учесть и другое. Продажи товаров со срочной оплатой в отчётном периоде составили всего лишь 99.19% от прошлого периода. Рост уровня валового дохода по отношению к товарообороту по товарам со срочными расчётами на 4.11% при снижении их товарооборота свидетельствует либо о падающем спросе в связи с увеличением торговой наценки, либо о недостаточности запасов по данному виду товаров, что можно выявить по данным бухгалтерского учёта. Рост товарных запасов в отчётном периоде в сравнении с предшествующим при снижении товарооборота укажет на затоваривание и на необходимость принятия дополнительных мер по реализации соответствующих товаров, потребность в сокращении поставок. При снижении товарных запасов снижение товарооборота обусловливается недостатком товарного предложения, что требует соответствующего пополнения товарных запасов, например, посредством увеличения поставок.

Снижение объёма продаж по товарам, приобретённым по срочной оплате за счёт банковского кредита, привело к уменьшению суммы валового дохода по этой статье на 5 тыс. руб. Рост уровня валового дохода по отношению к себестоимости по данной форме приобретения товаров делает их более доходными, так как уровень валового дохода к себестоимости товаров по ним более высок (17.98%), чем по другим формам приобретения товаров (гр. 18 табл. 2), кроме товаров с предварительной оплатой. Однако снижение товарооборота по этой статье, как и в предыдущем случае, может быть связано с уменьшением спроса на данный товар либо с недостаточностью наличия товарных запасов. В первом случае возможно снижение торговой наценки в пределах издержек обращения по соответствующим группам. Причём чрезмерное снижение надбавки до уровня, не покрывающего издержки, нецеле­со­образно, так как оно приведёт к убыточности этих товаров. Методика определения издержек обращения по группам и наименованиям товаров и модель анализа издержкоёмкости и доходоёмкости товарных групп рас­смот­рена в специальной литературе .

Во втором случае потребуется пополнение товарных запасов в соответствии со спросом покупателей.

Влияние изменений в структуре товарооборота на изменение валового дохода можно рассчитать методом процентных чисел (табл. 3).

Причём структуру в этой методике можно рассматривать в различных аспектах. Например, если предпринимателя интересует влияние соотно­шений различных товарных групп или наименований по ассортиментному признаку, то в состав графы «Б» табл. 3 следует включать соответ­ствующие наимено­вания или группы товаров, как в данном примере. Если руководство интересует влияние изменений соотношений товаров по формам закупок и расчётов, в таблицу включают товарные группировки, объединённые по признаку форм закупки или расчё­тов, которые рассматривались выше. В общем, товарные группы в управленческом учёте и анализе формируются по усмотрению руководства организации в соответствии с её практическими потребностями.

Оценивая влияние изменений в ассортименте товаров, следует отметить, что доход организации изменяется в той степени, в какой увеличивается или уменьшается в общем объёме товарооборота удельный вес товаров с более высокими надбавками, и наоборот. Увеличение надбавки без изменения структуры товаров также изменяет валовой доход. Для определения степени влияния товарной структуры на уровень дохода методом процентных чисел используем табл. 3.

Таблица 3
ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ ТОВАРООБОРОТА НА ВАЛОВОЙ ДОХОД

источник