Меню Рубрики

Как подразделяется анализ по временному признаку

Классификация видов эк. анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. В эк. литературе анализ классифицируется по следующим признакам:

1. По отраслевому признаку различают:

· Отраслевой(его методика учитывает специфику отдельных отраслей экономики);

· Межотраслевой(является теоретической и методологической основой экономического анализа во всех отраслях экономики).

2. По пространственному признаку можно выделить:

· Внутрифирменный –изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений;

· Межфирменный –при нем сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий, что позволяет выявить определенный передовой опыт и имеющиеся резервы.

3. По субъектам (пользователям) анализа различают:

· Внутренний –осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью;

· Внешний –проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

4. По степени охвата объектов анализ делится на:

· Сплошной –при нем выводы делаются после изучения всех без исключения объектов;

· Выборочный –выводы делаются по результатам обследования только части объектов.

5. По содержанию программы анализ может быть:

· Комплексный –предусматривает анализ различных сторон деятельности предприятия;

· Тематический –предусматривает анализ отдельной стороны деятельности предприятия.

6. По признаку времени:

· Перспективный (предварительный) —проводится до осуществления хозяйственных операций; он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий.

В зависимости от длины временного горизонта делится на:

Ø краткосрочный (охватывает период до одного года),

Ø долгосрочный (охватывает период свыше года);

· Ретроспективный (последующий) –проводится после совершения хозяйственных операций и используется для контроля за выполнением плана и выявлением неиспользованных резервов.

Ø оперативный (проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени),

Ø итоговый (изучает результаты работы за отчетный период времени);

· Экспресс – анализ –это способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений.

7. По объектам управления различают:

· Технико-экономический –это анализ взаимодействия технических и экономических процессов и их влияния на экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия.

· Финансово-экономический это анализ финансовых результатов деятельности предприятия: выполнение финансового плана, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия и другие.

· Социально-экономический это анализ взаимосвязи социальных и экономических процессов, их влияния друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности.

· Маркетинговый анализ изучение внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

· Экономико-статистический анализприменяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления.

· Экономико-экологический анализпроводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

8. По источникам информации выделяют:

· Финансовый анализ —изучение, диагностика и прогнозирование финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости;

· Управленческий анализ экономический анализ, который проводится на основе данных управленческого учета работниками предприятия с целью информационно-аналитического обеспечения менеджмента и собственников предприятия;

· Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия.

9. По методике исследования различают анализ:

· Бенчмаркетинг –его особенность состоит в том, что стратегическое планирование базируется не на заданиях, определяемых от достигнутого, а на исследованиях наиболее успешных параметров как в собственной отрасли, так и в других отраслях;

· Диагностический –позволяет обосновывать предпочтительные варианты развития;

· Детерминированный факторный анализ –это методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. может быть выражен математической зависимостью;

· Стохастический анализ —направлен на изучение косвенных связей, т. е. опосредованных факторов (в случае невозмож­ности определения непрерывной цепи прямой связи);

· Маржинальный анализ—это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные;

· Анализ коммерческих рисков —имеет большое практическое значение, поскольку деятельность орга­низаций осуществляется в условиях неопределенности, при на­личии рискованных хозяйственных ситуаций;

· Функционально-стоимостный –исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации (метод выявления резервов);

· Комплексный –направлен на комплексную оценку эффективности деятельности организации и выявление тенденций ее развития;

По методикеизучения анализ может быть:

Ø горизонтальный– сравнение результатов хозяйственной деятельности с показателями плана, данными прошлых лет, передовых предприятий;

Ø вертикальный (структурный)— определение влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

Ø трендовый— определение основной тенденции динамики показателя, с помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем;

Ø факторный— выявление влияния отдельных факторов на результативный показатель. Факторный анализ в свою очередь может быть: детерминированный(влияние факторов на результативный носит функциональный характер) и стохастический(связь факторов с результативным является вероятностной — корреляционной);

Ø маржинальный— метод оценки эффективности управления, учитывающий взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли;

10. По степени механизации и автоматизации вычислительных работ различают:

· С использованием средств малой механизации;

· С ЭВМ (компьютерный анализ).

11. По периодичности проведения различают:

источник

В экономической литературе экономический анализ классифицируется по разным признакам:

4) периодичности проведения;

5) субъектам (пользователям анализа);

6) степени охвата изучаемых объектов;

7) содержанию программы анализа;

9) методике изучения объектов анализа

По отраслевому признаку анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой, который обобщает передовой опыт проведения анализа в разных отраслях экономики.

По пространственному признаку различают внутрифирменный и межфирменный анализ. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух предприятий или более. Такой анализ направлен на выявление резервов повышения эффективности работы анализируемого предприятия.

По признаку времени анализ подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический).

Предварительный (перспективный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и планов-прогнозов. Последующий (ретроспективный, исторический) анализ осуществляется после совершения хозяйственных операций. Он используется для изучения тенденций развития, контроля за выполнением оперативных и стратегических планов.

Ретроспективный анализ, в свою очередь, подразделяется на оперативный и итоговый. Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций. Его цель – оперативно оценить изменения относительно заданных параметров, выявить нежелательные отклонения и причины их возникновения, своевременно принять корректирующие меры по их устранению. Итоговый анализ изучает результаты работы за отчетный период (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период.

Перспективный анализ в зависимости от временного периода, охваченного анализом, делится на краткосрочный и долгосрочный (стратегический). Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, долгосрочный – свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный – стратегической политики предприятия в области бизнеса.

По периодичности проведения анализ делится на периодический и разовый. Периодический анализ делается регулярно за соответствующие отрезки времени (смену, день, месяц, квартал, год). Разовый анализ проводится в связи с разными обстоятельствами единовременного характера (переходом на новую технологию, изменением структуры производства и т.д.).

По субъектам анализа различают внутренний и внешний анализ. Внутренний (управленческий) анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Его результаты являются коммерческой тайной. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами, партнерами.

По степени охвата изучаемого объекта анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном – по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

По содержанию программы анализа анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом изучаются только отдельные ее стороны, например вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции, изменения ассортимента продукции и т.д.

По аспектам исследования выделяют финансовый, технико-экономический, маркетинговый, инвестиционный, социально-экономический, экономико-экологичес­кий, функционально-стоимостный, логистический, институциональный анализ.

Финансовый анализ характеризуется как процесс исследования финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д. Основное его назначение – диагностика и прогнозирование финансового состояния предприятия. Внутрифирменный финансовый анализ проводится финансовыми службами предприятия.

Технико-экономический анализ ориентирован на изучение организационного и научно-технического уровня предприятия, изыскания инноваций в области совершенствования техники, технологии и организации производства в целях повышения эффективности операционной деятельности и усиления конкурентных преимуществ предприятия.

Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

Социально-экономический анализ изучает причинно-следственную взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйствования.

Экономико-экологический анализ – составная часть управления природоохранной деятельностью предприятия, основным содержанием которого является исследование взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования, для обоснования оптимального варианта инвестиционного проекта.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) – это метод системного исследования объекта на стадии проектирования, направленный на оптимизацию соотношения между потребительскими свойствами изделия и затратами на его разработку, производство и эксплуа

тацию. Логистический анализ исследует товарные потоки, связанные со снабжением, производством и сбытом, и способствует ускорению материальных и денежных потоков.

В ходе институционального анализа оценивается организационная, правовая, политическая обстановка, в рамках которой будет осуществляться деятельность предприятия, изучаются нормативная база, отношения с местными властями, партнерами и контрагентами по бизнесу и вырабатывается стратегическая и тактическая политика предприятия в области делового сотрудничества с ними, что также способствует повышению эффективности функционирования предприятия.

По методике изучения объектов анализа различают:

· качественный. Качественный анализ – это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках изучаемых явлений и процессов;

· количественный. Количественный (факторный) анализ основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов;

· экспресс-анализ. Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, это свидетельствует о возрастании остатков незавершенного производства; если темпы роста товарной продукции выше темпов реализации продукции – это признак затоваривания (работы на склад);

· фундаментальный. Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария;

· ситуационный. Ситуационный анализ можно охарактеризовать как процесс подготовки информации для управления конкретной ситуацией в изменяющейся среде. Он позволяет исходя из глубокого понимания ситуации и динамики ее развития вырабатывать более обоснованные управленческие решения и принимать своевременные меры по предотвращению кризисного состояния;

· маржинальный. Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные;

· экономико-математический. С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования производственного потенциала предприятия;

· SWOT-анализ. SWOT-анализ (strengths – сила, weaknesses – слабость, opportunities – возможности, threats – угрозы) используется в стратегическом планировании. Его назначение – установить потенциальные внутренние сильные и слабые стороны предприятия, потенциальные внешние возможности и угрозы для бизнеса;

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

· ЛВС-анализ. ЛВС-анализ используется на предприятии для определения ключевых моментов и приоритетов в области управленческих задач, процессов, материалов, поставщиков, групп продуктов, рынков сбыта, категорий клиентов.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

источник

а) отраслевой и межотраслевой;

б) анализ, проводимый руководством, собственниками, поставщиками, аудиторскими фирмами и др.;

г) технико-экономический; финансово-экономический; социально-экономический, управленческий, маркетинговый.

11. По широте охвата экономический анализ подразделяется на:

в) систематический и несистематический;

г) отраслевой и межотраслевой.

12. По периодичности проведения экономический анализ подразделяется на:

а) ежедневный, помесячный, квартальный, годовой;

б) отраслевой, региональный, анализ в масштабе концерна, треста, союза,

фирмы, на уровне отдельных предприятий, внутризаводской;

13. По временному признаку экономический анализ подразделяется

а) итоговый, оперативный, перспективный;

б) отраслевой, региональный, анализ в масштабе концерна, треста, фирмы,

на уровне отдельных предприятий, внутризаводской;

14. По субъекту экономический анализ подразделяется на:

б) отраслевой, региональный, анализ в масштабе концерна, треста, союза,

фирмы, на уровне отдельных предприятий, внутризаводской;

в) итоговый, оперативный, перспективный;

15. Важнейшие задачи экономического анализа на современном

а) объективное и всестороннее исследование выполнения планов и

б) прогнозирование ожидаемых результатов деятельности;

в) выявление и измерение внутренних резервов экономического роста предприятия;

16. Методика экономического анализа должна содержать:

б) систему показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;

в) рекомендации по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования;

г) описание способов исследования изучаемых объектов;

а) обобщение соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений, процессов;

б) соотношение величины изучаемого явления с величиной кого-либо другого явления или с величиной этого явления за другой период времени или по другому объекту;

в) количественные размеры явления в единицах меры, объема, протяженности, площади, стоимости и т.д. безотносительно к размеру других явлений;

18. Обобщение соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений, процессов показывают:

19. Анализ рядов динамики используется для:

а) выявления основной тенденции ряда, которая позволяет представить его изменение за определенный период времени в виде некоторой модели;

б) выделения сезонных и других периодических колебаний, измерения их глубины;

в) детализации факторов в экономической модели;

г) выявления связи между развивающимися во времени явлениями,

проведения связного анализа динамики.

20. Прием сравнения используется для:

а) проверки качества исходной аналитической информации;

б) выделения сезонных и других периодических колебаний, измерения их глубины;

в) определения общих черт и различий между изучаемым явлениями и явлением, изученным ранее;

г) определения количественного влияния отдельных факторов на результативный показатель.

21. Балансовый прием используется для:

а) проверки качества исходной аналитической информации;

б) выявления основной тенденции ряда, которая позволяет представить его изменение за определенный период во времени в виде некоторой модели;

в) детализации факторов в экономической модели;

г) определения количественного влияния отдельных факторов на результативный показатель.

22. В каких случаях используется сравнительная (комплексная) оценка хозяйственной деятельности:

а) если необходимо сопоставить работу нескольких хозяйственных объектов на основе разных показателей;

б) если необходимо сопоставить работу нескольких хозяйствен­ных объектов на основе единой системы показателей;

в) для сопоставления результатов хозяйственной деятельности какого-либо хозяйственного объекта во времени;

г) во всех вышеперечисленных случаях;

д) во всех вышеперечисленных случаях за исключением п. «а».

23. При проведении сравнительной (комплексной) оценки используется:

а) метод скользящей средней;

б) метод аналитического выравнивания;

е) все вышеперечисленное за исключением п. «а» и «б».

24. Основными задачами факторного анализа:

а) отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные

б) определение формы зависимости между факторными и результативным

в) моделирование взаимосвязей между результативным и факторными

г) расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя;

е) все вышеперечисленное за исключением п. «а» и «б».

25. Прием абсолютных разниц применяется в моделях:

б) мультипликативного типа;

в) смешанных моделях, типа Y = A x (B – C);

г) во всех вышеперечисленных моделях.

26. Последовательность расстановки факторов в модели не имеет

а) приема цепных подстановок;

б) приема относительных разниц;

в) приема абсолютных разниц;

Под организационно – техническим уровнем предприятия понимается:

а) состояние и степень совершенства технической базы производства, технологические

приемы, организационные методы, обусловливающие эффективность использования ресурсов и качество готового продукта;

б) оргтехуровень производства, качество и уровень готовой продукции; уровень

управления предприятием, совершенствование методов хозяйственного руководства;

источник

Экономический анализ классифицируется по следующим признакам: отраслевой, пространственный, временной, функциональный, по объектам управления, методике исследования, полноте охвата объектов, содержанию программы, потребителям анализа.

По отраслевому признаку различают отраслевой и межотраслевой анализ. Отраслевой учитывает специфику отдельных анализируемых отраслей (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля и др.). Межотраслевой анализ является теоретической и методологической основой анализа финансово-хозяйственной деятельности и носит название «теория анализа хозяйственной деятельности».

По временному признаку выделяют перспективный и ретроспективный анализ.

Перспективный анализ (предварительный, прогнозный) проводится до осуществления хозяйственной операции с целью обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Ретроспективный (последующий, исторический) анализ проводится после осуществления хозяйственных операций с целью контроля над выполнением планов, объективной оценки результатов деятельности предприятия и изыскания резервов к их улучшению.

Ретроспективный анализ, в свою очередь, подразделяется на оперативный и итоговый анализ. Оперативный анализ характеризуется короткими интервалами времени анализируемых периодов (смена, сутки, декада и т.д.) и проводится сразу после осуществления хозяйственных операций. Итоговый анализ производится по окончании отчетного периода (месяц, квартал, год). Данный вид анализа позволяет более полно оценить производственно-финансовую деятельность исследуемого предприятия, так как осуществляется комплексно, рассматривая все направления финансово-хозяйственной деятельности.

По пространственному признаку выделяется внутрифирменный и межфирменный анализ. Внутрифирменный анализ исследует состояние только одного субъекта хозяйствования и его структурных подразделений. Межфирменный анализ осуществляет сравнительную оценку результатов финансово-хозяйственной деятельности разных предприятий, имеющих, как правило, общую отраслевую принадлежность.

По функциональному признаку выделяют финансовый, управленческий, маркетинговый, инвестиционный и другие виды анализа.

Финансовый анализ в наиболее общем виде представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий цель:

  • • оценить текущее и перспективное имущественное положение и финансовое состояние предприятия;
  • • оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиций его финансового обеспечения;
  • • выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;
  • • спрогнозировать положение предприятия на рынке капитала. Управленческий анализ проводится с целью обеспечения руководства предприятия необходимой информацией для принятия оптимальных управленческих решений.

Маркетинговый анализ осуществляется для изучения внешней среды предприятия с целью исследования рынков сырья и сбыта готовой продукции и услуг, его конкурентоспособности, спроса и предложения, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

Инвестиционный анализ используется для оценки инвестиционной деятельности и привлекательности субъекта хозяйствования.

По методике исследования различают качественный и количественный анализ, экспресс-анализ, маржинальный анализ, экономико-математический анализ и т.п.

Качественный анализ — это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых процессов и явлений.

Количественный (факторный) анализ основан на изучении степени влияния на исследуемые процессы определенных факторов, которые имеют определенные количественные характеристики.

Экспресс-анализ осуществляется на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. Знание этих

признаков позволяет довольно точно охарактеризовать состояние объекта, не прибегая к более углубленным исследованиям.

Маржинальный анализ — это метод оценки эффективности управленческих решений на основе причинно-следственной взаимосвязи объемов продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

Экономико-математический анализ осуществляется с целью принятия управленческих решений на основе критерия оптимальности.

По полноте охвата объекта выделяют сплошной и выборочный анализ. При сплошном выводы делаются после изучения всей совокупности объектов, а при выборочном — при обследовании только части объектов.

По содержанию программы различают комплексный и тематический анализ. При комплексном анализе исследуются все сферы деятельности предприятия, а при тематическом — лишь отдельные аспекты.

В зависимости от пользователей результатами анализа различают внутренний и внешний анализ.

Внутренний анализ осуществляется руководством предприятия непосредственно внутри фирмы для принятия управленческих решений.

Внешний анализ осуществляется на основе публичной финансовой отчетности органами хозяйственного управления, банками, инвесторами, акционерами и т.д.

На практике отдельные виды экономического анализа в чистом виде встречаются редко, однако знание важнейших принципов их организации и методов проведения необходимо.

Как было сказано выше, субъекты экономического анализа классифицируются на внутренних и внешних.

Внутренними пользователями выступают:

  • • управленческий персонал;
  • • владельцы контрольных пакетов акций;
  • • бухгалтеры;
  • • внутренние аудиторы.

Для руководства организации анализ является необходимой основой для принятия управленческих решений. Владельцам контрольных пакетов акций аналитическая информация необходима с целью прогнозирования возможного уровня дохода на вложенный в экономический субъект капитал. Бухгалтеры и аудиторы на основании данных анализа финансово-хозяйственной деятельности разрабатывают меры по совершенствованию системы учета и контроля в организации. Внутренние пользователи, проводя анализ и контролируя его проведение, могут получать любую информацию, касающуюся текущей деятельности и перспектив развития организации.

К внешним пользователям относятся:

  • • кредиторы;
  • • контрагенты;
  • • органы государственного контроля;
  • • специалисты по слияниям и поглощениям;
  • • мелкие собственники и потенциальные инвесторы;
  • • независимые аналитики;
  • • внешние аудиторы.

Внешние аналитики и пользователи информации, полученной в результате анализа, преследуют различные цели. Так, кредиторы (банки и финансовые организации) и контрагенты (поставщики, покупатели, подрядчики, партнеры по совместной деятельности), проводя анализ финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, хотят в первую очередь знать, можно ли с ним иметь дело, каково его положение на рынке и перспективы дальнейшей деятельности, не грозит ли ему банкротство. Государственные контролирующие органы (налоговые, таможенные, статистические) проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности для проверки выполнения организациями требований законодательства в областях, относящихся к их компетенции.

Специалисты по слияниям и поглощениям анализируют главным образом перспективы организации с точки зрения возможности и целесообразности осуществления их реорганизации, т.е. преследуют свои собственные интересы, иногда (в случае враждебных поглощений) противоположные интересам владельцев, руководства и персонала поглощаемой компании.

источник

Выполнила: Назарова Ю. П.

Студентка группы БС-10-А

Проверила: Ангелина И. А.

ДОНЕЦК – 2013

Введение
Раздел 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Раздел 2. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Раздел 3. ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВРЕМЕННОГО ПРИЗНАКА
Раздел 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДРУГИХ ПРИЗНАКОВ
Заключение
Список изпользуемой литературы

Переход к рыночным основам организации экономической системы Украины требует повышения эффективности управления общественным производством на всех его уровнях. Важное место в решении этой задачи принадлежит экономическому анализу.

Экономический анализ как метод обоснования управленческих решений, установления взаимосвязи событий, процессов и их результатов, формирования программно-ориентированных массивов информации охватывает все стадии процесса воспроизводства, все уровни хозяйственных субъектов и направления их деятельности. Для упорядочения основных методов и методик экономического анализа необходима его научно обоснованная классификация, позволяющая выявить взаимосвязи, преемственность и обособленность разных видов анализа, т.е. его типология.

От полноты и целенаправленности применения всех его видов в управлении во многом зависит и эффективность самого управления. Обеспечение максимальной эффективности использования анализа требует четкого понимания задач отдельных его видов, их содержания и особенностей.

Цель работы – дать характеристику основным видам экономического анализа.

РАЗДЕЛ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Классифицировать анализ на отдельные виды можно по многим признакам. Основными из них являются:

1. По пользователям анализа:

§ Внутренний — проводится аналитиками предприятия.

§ Внешний — осуществляется внешними специалистами

2. По отраслевому признаку:

§ Отраслевой — учитывает специфику отдельных отраслей экономики.

§ Межотраслевой — есть теоретической и методологической основой для всех отраслей экономики.

§ Предварительный (перспективный) — проводится до осуществления хозяйственных операций.

§ Следующий (ретроспективный) — проводится после совершения хозяйственных актов.

4. По охвату изучаемых объектов:

§ Сплошной — анализируются все стороны деятельности предприятия.

§ Выборочный — проводится выборочная оценка.

5. По содержанию программы анализа:

§ Комплексный — рассматривает все стороны деятельности предприятия.

§ Тематический — анализирует отдельные направления деятельности.

6. Объекты управления, есть и объектами анализа различают:

§ Маркетинговый виды анализа.

7. Уровни и масштабы управления хозяйственной деятельностью:

§ Межотраслевой (региональный, территориальный).

8. Методика изучения объектов различают:

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

РАЗДЕЛ 2.ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Делятся по отношению к исследуемому объекту на внешний и внутренний экономический анализ.

Цель внешнего экономического анализа — оценить место предприятия в рыночной среде для определения стратегии и тактики экономических отношений, поиска партнеров и клиентов, обеспечение конкурентных позиций и т.д.. Он основывается лишь на той информации, которая необходима предприятию или учреждению для контроля динамики рыночных регуляторов (налогообложение, таможенное регулирование, ценовые ограничения, предпринимательские льготы и гарантии и т.п.), а также той информации, которая нужна для уведомления акционеров или других инвесторов об уровне развития субъектов объекта хозяйствования, эффективность инвестиций, риск делового партнерства, возможные дивиденды и др..

Внешний анализ проводят по информации, которая определяет базовые параметры деятельности предприятия, позволяющие проводить эффективное регулирование его экономических отношений общенациональными интересами и является достаточными гарантиях делового партнерства. Одновременно он помогает любому обеспечить полную конфиденциальность информации и коммерческую тайну. В организационном плане внешний анализ может проводиться как силами заинтересованной стороны, так и специализированными независимыми аудиторскими фирмами. В методическом плане он проводится с широким использованием статистических приемов анализа (группировки, средних величин, динамического ряда), экономико-математических методов и моделей (модели межотраслевого баланса, транспортной задачи, матрицы многокритериальной оптимизации и т.п.), сравнительного (межотраслевого, межхозяйственного, межрегионального) анализа .

Внутренний экономический анализ направлен на комплексное исследование экономического развития субъекта хозяйствования его структурных подразделений для обеспечения полного использования его потенциала и регламентации деятельности всех функциональных подсистем. Он основан на полной экономической информации (плановой, учетной, нормативной), которая регламентируется информации специальных обследований всех видов деятельности предприятия или его подразделений. Внутренний анализ, в ходе которого используется весь комплекс экономической информации, позволяет оперативно управлять хозяйственными процессами, совершенствованием организации производства и труда, повышением конкурентоспособности продукции и использованием производственно-финансовых ресурсов и т.п.. Результаты внутреннего анализа является коммерческой тайной и обеспечивают внутренний менеджмент. В отличие от внешнего анализа здесь можно использовать систему показателей, обеспечивающих управление промежуточными и конечными результатами деятельности, показатели, учитывающие специфику работы основного и вспомогательных производств и детализированные по месту и времени проведения хозяйственных процессов. При проведении внутреннего анализа полнее выявляются связи между экономикой и техникой и технологией производства, социальной сферой. Часто этот анализ называют технико-экономическим.

В организационном плане его могут проводить как специализированные подразделения (бюро, отдел экономического анализа), так и все экономические службы с широким привлечением заинтересованных лиц. В методологическом плане он охватывает всю гамму приемов и методов факторного анализа по различным алгоритмам исследований. Следствием таких аналитических исследований является разработка оперативных планов-графиков, выдача аналитических сведений, пояснительных записок и т.д.

Таблица 2.1. Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего экономического анализа

Сравнительные признаки Внутренний экономический анализ Внешний экономический анализ
1. Объекты исследования Структурные подразделения, хозяйственные явления и процессы, элементы экономических отношений Предприятия в целом, меж объектные сравнения
2. Субъекты исследования Руководители и специалисты всех структурных уровней Общегосударственные, ведомственные и территориальные экономические институты, партнеры, клиенты
3. Временные формы Стратегический, оперативный, ретроспективный Стратегический, ретроспективный
4. Периодичность анализа Постоянный По стандартам аналитического процесса и на запрос пользователей
5. Конфиденциальность информации Конфиденциальная Публичная
6. Степень интегрированности аналитических показателей Вся совокупность общих и частных показателей Обобщающие показатели

РАЗДЕЛ 3. ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВРЕМЕННОГО ПРИЗНАКА

Оперативный (текущий) экономический анализ заключается в обеспечении управления своевременной действенной информации об изменении экономической ситуации, причины этого изменения, отклонения от регламентированных параметров с целью своевременного выработки решений, направленных на предупреждение и устранение негативных изменений и эффективное маневрирование ресурсами и капиталом. Оперативный анализ представляет собой систему ежедневного наблюдения и оценки отклонений фактического состояния исследуемого объекта от регламентированных показателей, определения причин и возможных последствий таких отклонений, разработка механизмов быстрого вмешательства в хозяйственные процессы с целью обеспечения непрерывного и эффективного функционирования хозяйственного комплекса. В условиях постоянного изменения рыночной конъюнктуры в сферу исследований оперативного анализа попадает постоянная оценка экономической среды, для того чтобы использовать благоприятные условия бизнеса, выгодно маневрировать производственно-финансовыми ресурсами.

Ретроспективный (последующий) анализ заключается в системном комплексном исследовании результатов хозяйственной деятельности предприятия или других объектов по результатам их развития в определенном аналитическом периоде (год, квартал, месяц). Его целью является объективная оценка состояния экономики, диагностика неиспользованных резервов и упущенной выгоды, выявление просчетов в работе и их виновников, а также поиск возможностей мобилизации резервов прогрессивного развития.

Перспективный анализ — это прежде всего процесс определения критически важных ситуаций внешней и внутренней среды, которые могут влиять на достижение предприятием перспективных целей. Его заключительный этап сводится к формированию стратегических индикативных планов (плановые сегментации), т.е. выявление стратегических направлений производственно-хозяйственной деятельности, основных средств реализации стратегии (движущих сил), определение стратегических хозяйственных центров, на которые возложена задача детальной реализации стратегии.

В перспективном анализе и прогнозировании важнее качественные аспекты изменений, а количественные играют вспомогательную роль.

Для перспективного анализа выбирают основные параметры-индикаторы, характеризующие состояние предприятия или его подразделений, эффективность его деятельности и конкурентоспособность. На основе исследования закономерностей и тенденций изменения обнаруживаются важнейшие факторы и определяется динамика выбранных параметров (трендовый анализ). Полученные динамические ряды (тренды) экстраполируются на будущее. Результаты трендового анализа позволяют выявить гипотетическое положение субъекта хозяйствования при условии, что значительных изменений в характере и направленности его деятельности не произойдет.

Дата добавления: 2016-10-07 ; просмотров: 899 | Нарушение авторских прав

источник

ВИДЫ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Основные классификационные признаки видов анализа хозяйственной деятельности.

2. Виды анализа по основным признакам системы управления хозяйственной деятельностью.

3. Другие виды анализа хозяйственной деятельности в зависимости от общественного разделения труда, времени и пространства совершаемых хозяйственных процессов, применяемых методов, целей и задач.

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам.

Классификация анализа хозяйственной деятельности осуществляется соответственно отраслевому, временному, пространственному признакам, периодич­ности проведения, объектам управления, методике иссле­дования, полноте охвата объектов, содержанию програм­мы, потребителям анализа и др. Объектом его исследования выступают результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Классификация видов экономического анализа по основным признакам системы управления хозяйственной деятельности представлена в таблице 5.

Таблица 5 − Классификация видов экономического анализа по основным признакам системы управления хозяйственной деятельности

Признак классификации Вид анализа
1. По уровням управления (отраслевому признаку) · отраслевой · межотраслевой, народнохозяйственный
2. Циклам управления ( по признаку времени ) · перспективный, стратегический (долгосрочный, краткосрочный) анализ · ретроспективный (последующий) анализ: · оперативный анализ · заключительный
3. По объектам системы управления · технико-экономический анализ · финансово-экономический . управленческий анализ . социально-экономический анализ · маркетинговый анализ . экономико-экологический анализ и др.
4. Уровень информационного обеспечения (по субъектам анализа, пользователям информации ) · внутренний (управленческий анализ) · внешний (финансовый) анализ
5. Характеру объектов управления · анализ стадий расширенного воспроизводства · отраслевой анализ · анализ ведомств и предприятий · анализ составных элементов производства и производственных отношений

1. По уровню управления (отраслевому признаку) АХД основывается на общественном разделении труда. Он делится на:

отрасле­вой, методика которого учитывает специфику отдельных отрас­лей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строи­тельства, транспорта, торговли и т.д.);

межотраслевой, который является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях национальной экономики, или теории анализа хозяйственной деятельности.

Объективная необходимость отраслевого АХД обусловлена спецификой разных отраслей производства. Каждая отрасль общественного производства в силу разного характера труда имеет свои особенности, свою специфику и, как следствие, ха­рактерные экономические отношения. Необходимость исследо­вания специфики разных отраслей обусловила потребность разработки методики АХД с учетом особенностей и условий каж­дой отрасли экономики.

Одновременно нужно учитывать, что все отрасли обществен­ного производства тесно связаны между собой. Им присуще много общего. Взаимосвязи отдельных отраслей, наличие внут­ренней связи между ними вызывают необходимость разработ­ки межотраслевого анализа (теории АХД). Теория АХД раскры­вает наиболее общие методологические черты и особенности этой науки, обобщает передовой опыт АХД в разных отраслях экономики, обогащает содержание экономического анализа в целом и отраслевого в частности. Владение общими теорети­ческими знаниями по экономическому анализу является необ­ходимым условием грамотной, квалифицированной разработки и практического использования индивидуальных методик отрас­левого анализа.

По циклам управления ( признаку времени) АХД подразделяется на:

— предва­рительный (перспективный, прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обо­снования управленческих решений и плановых заданий, а так­же для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выпол­нения плана, предупреждения нежелательных результатов.

Перспективный анализ в зависимости от длины временного гори­зонта делится на:

— краткосрочный (период до года, для выработки тактической политики предприятия в области бизнеса);

— долгосрочный (стратегический) (свыше года, для выработки стратегической политики в области бизнеса).

Последующий (ретроспективный, исторический, текущий) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для кон­троля за выполнением плана, выявления неиспользованных резер­вов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.

Перспективный и ретроспективный анализы тесно взаимосвязаны меж­ду собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать пер­спективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позво­ляет изучить тенденции, закономерности, выявить неисполь­зованные возможности, передовой опыт, что имеет важное значе­ние при обосновании уровня экономических показателей на перс­пективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.

В свою очередь, от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованы и реальны, то последующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованно­сти плановых показателей.

Последующий анализ в свою очередь делится на:

1. Оператив­ный (ситуацион­ный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Его цель — оперативно выявлять не­достатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыноч­ная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности пред­приятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный (ситуационный) анализ приобретает особое значение.

2. Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчет­ный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесто­ронне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и допол­няют друг друга. Они дают возможность руководству предпри­ятия не только оперативно ликвидировать недостатки в про­цессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды време­ни, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффек­тивности производства.

3. Классификация АХД по объектам системы управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управ­ляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо под­систем хозяйственной деятельности.

В связи с этим выделяют:

— технико-экономический анализ (операционный), которым занимаются экономические службы вместе с тех­ническими службами предприятия (главного инженера, главного тех­нолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их вли­яния на экономические результаты деятельности предприятия;

— финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) − основное вни­мание уделяет финансовым результатам деятельности предпри­ятия: выполнению финансового плана, эффективности исполь­зования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;

— управленческий анализ − проводят все службы предприя­тия с целью предоставления руководству информации, необхо­димой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации произ­водства, носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной;

— социально-экономический анализ (экономические служ­бы управления, социологические лаборатории, статистические органы) − изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические резуль­таты хозяйственной деятельности;

— экономико-статистический анализ (статистические орга­ны) − применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;

— экономико-экологический анализ (органы охраныокружающей среды, экономические службы предприятия) − ис­следует взаимодействие экологических и экономических про­цессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;

Читайте также:  К чаадаеву анализ какой жанр

— маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) − применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разра­ботки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

4. По субъектам (пользователям анализа) различают:

— внутренний анализ − проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, крат­косрочного и долгосрочного управления производственной, ком­мерческой и финансовой деятельностью;

— внешний анализ − проводится на основании финансовой и статистической от­четности органами хозяйственного управления, банками, финан­совыми органами, акционерами, инвесторами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

По временному признаку экономический анализ подразделяется:

1. Перспективный анализ – проводится до осуществления хозяйственных операций (обоснование управленческих решений и плановых заданий)

2. Текущий анализ – система изучения результатов хозяйственной деятельности. Текущий анализ в свою очередь делится на:

Оперативный анализ – проводится сразу после совершения хозяйственной операции, за короткие отрезки времени. Цель оперативного анализа – выявлять недостатки.

Итоговый анализ – проводится за отчётный период (месяц, квартал, год).

По пространственному признаку –

1. Внутрихозяйственный анализ

2. Межхозяйственный анализ

Внутрихозяйственный – изучается деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений.

Межхозяйственный – сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий (выявляется передовой опыт, резервы, недостатки).

1. Отраслевой (промышленность, транспорт)

2. Определенная стадия процесса расширенного воспроизводства

По уровню управления (предприятие, регион, страна)

По подсистемам хозяйственной деятельности:

1.1.Технолого-экономический анализ – осуществляет технические службы предприятия (главный инженер, главный технолог)

1.2.Финансово-экономический анализ – осуществляют финансовые службы предприятия: выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заёмного капитала,

1.3. Выявление резервов увеличения прибыли роста рентабельности

1.4. Улучшение финансового состояния и платёжеспособности предприятия

По методам анализа хозяйственной деятельности:

5.1. Сравнительный анализ – сравнение отчётных показателей с показателями плана текущего года данными прошлых лет передовых предприятий

5.2. Факторный анализ – выявление влияния факторов на уровень результативных показателей

5.3. Маржинальный анализ – анализ взаимосвязей объёма продаж, себестоимости и прибыли

5.4. Стохастический анализ – на его основе изучаются вероятностные зависимости

6.1. Внутренний анализ – проводится непосредственно предприятием

6.2. Внешний анализ – проводится органами хозяйственного управления, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

По охвату изучаемых объектов

7.1. Сплошной анализ – выводы делаются после изучения всех объектов

7.2. Выборочный анализ – выводы делаются по результатам исследования части объектов

8.1. Комплексный анализ – деятельность предприятия изучается всесторонне

8.2. Тематический анализ – изучаются отдельные стороны деятельности предприятия (использование конкретных ресурсов, снижение себестоимости продукции).

2. Сущность маржинального анализа

Маржинальный анализ (marginal analysis) – анализ себестоимости продукции или услуг, эффективности принимаемых решений с применением метода калькуляции по прямым затратам. Основной особенностью системы международных стандартов является раздельный учет постоянных и переменных затрат по видам изделий и в целом по предприятию. Анализ прибыли предприятия, базирующийся на делении совокупных затрат на производство и реализацию продукции на переменные и постоянные с выделением маржинального дохода (валовой маржи), называется маржинальным анализом или анализом безубыточности или содействия доходу, или CVP-анализом.

Маржа покрытия – это выручка минус переменные издержки. Маржа покрытия на единицу продукции представляет собой разность между ценой и удельными переменными затратами. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет:

Дата добавления: 2015-06-15 ; просмотров: 1071 . Нарушение авторских прав

источник

Классификация АХД соответственно отраслевому, временному, пространственному признакам, периодичности проведения, объектам управления, методике исследования, полноте охвата объектов, содержанию программы, потребителям анализа.

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач.

В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам.

По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится наотраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), имежотраслевой, который является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях национальной экономики, или, другими словами, теорией анализа хозяйственной деятельности.

Объективная необходимость отраслевого АХД обусловлена спецификой разных отраслей производства. Каждая отрасль общественного производства в силу разного характера труда имеет свои особенности, свою специфику и, как следствие, характерные экономические отношения. Необходимость исследования специфики разных отраслей обусловила потребность разработки методики АХД с учетом особенностей и условий каждой отрасли экономики.

Одновременно нужно учитывать, что все отрасли общественного производства тесно связаны между собой. Им присуще много общего. Взаимосвязи отдельных отраслей, наличие внутренней связи между ними вызывают необходимость разработки межотраслевого анализа (теории АХД). Теория АХД раскры-вает наиболее общие методологические черты и особенности этой науки, обобщает передовой опыт АХД в разных отраслях экономики, обогащает содержание экономического анализа в целом и отраслевого в частности. Владение общими теоретическими знаниями по экономическому анализу является необходимым условием грамотной, квалифицированной разработки и практического использования индивидуальных методик отраслевого анализа.

По признаку времени АХД подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический).

Предварительный (прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов.

Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.

Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.

В свою очередь от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованы и реальны, то последующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованности плановых показателей.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый (результативный).Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его — оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный (ситуационный) анализ приобретает особое значение.

Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности производства.

По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный.Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

Важное значение имеетклассификация АХД по объектам управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др.

Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:

технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;

финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;

управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства, носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной;

социально-экономический анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;

экономико-статистический анализ (статистические органы) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;

экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия) исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;

маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть сопоставительным, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, экономико-статистическим, функционально-стоимостным и т.д.

При сопоставительном анализе обычно ограничиваются сравнением отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий.

Факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

Диагностический анализ представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста валовой продукции выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана мероприятий по механизации и автоматизации производства, улучшению организации труда и на этой основе сокращения численности работающих. Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений, не производя непосредственных измерений, т.е. без действий, которые требуют дополнительного времени и средств.

Маржинальный анализ это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

С помощьюэкономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

Детерминированный анализ применяется для исследования функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями.

Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) представляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект, и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изде-лия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ.Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный.При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, апри выборочном — по результатам обследования только части объектов.

По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим.При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, апри тематическом только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес, например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.

Каждая из названных форм АХД своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.

Дата добавления: 2017-02-20 ; просмотров: 2866 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник