Меню Рубрики

Как писать сравнительный анализ произведений

Иногда, для углублённой оценки исторических личностей, процессов, явлений целесообразно использовать метод сравнительного анализа. К примеру- сравнить государственный строй двух стран со схожим менталитетом людей и уровнем развития экономики. В классическую структуру сравнительного анализа входит сравнение нескольких объектов, оценивая объект под разными углами, выявляя особенности и недостатки. Целью автора становится – обнаружить общие черты и характерные различия сопоставляемых объектов.

На данный момент, известно множество способов проведения сравнительного анализа. обратим внимание на основные моменты, по которым строится сравнительный анализ изучаемого объекта. Вот, некоторые из них.

следует найти контекст, главную идею, вокруг которой будет проводиться последующая работа. Проще говоря, контекстом может быть: некая проблема, теория, главная идея, которая имеет отношение к основному объекту исследования. Вот пример, если целью исследования является сравнение двух правовых норм, внешне схожих одна на другую, будет правильно полностью изучить проблематику заданного вопроса, опираясь на те области правовых отношений, в которых реализуются правовые нормы. Для того чтобы добавить работе твёрдости, окончательно убедив читателей в своих выводах, необходимо провести глубокий анализ изучаемых процессов, прокрутить в голове различные суждения, подходы к данному вопросу. после чего выделить главные умозаключения, которые станут основой изложения контекста в сравнительном анализе. При работе желательно использовать авторитетные источники,разместив на них ссылку.Сравнительный анализ нельзя составлять без выверенного контекста, ведь это лишит вас фундамента, необходимого для построения доказательной базы, при сравнении двух объектов.

В процессе исследования обязательно обосновать причину, согласно которой будет проводиться сравнения двух похожих объектов. К примеру, нам нужно сравнить, что более полезно для здоровья: капуста или свекла. Читатель будет искать логику, чем руководствовался исследователь, когда выбирал объекты для сравнения. что при этом нужно сделать исследователю, выдать читателю железные доводы, почему необходимо обратить внимание именно на эти объекты исследования? Оценив правильность вашего выбора и осознав логическую цепочку ваших доводов, читатель поймёт что эта тема возникла не ” с потолка”, значит на неё следует обратить внимание. Итак, следует указать причины выбора темы исследования.

Вы заняты сравнительным анализом, а значит нужно руководствоваться фактами, при объективном сравнении двух объектов. Стоит показать силу своих утверждений, выделив те особенности, при которых объекты взаимодействуют друг с другом. На какие моменты следует обратить внимание? Определить, чем выбранные объекты дополняют,обогащают, противоречат, оспаривают, исключают друг друга? Что является целью чётко выстроенных аргументов? Оценить взаимодействие двух объектов. Факты определяются согласно принятому контексту идеи (проблемы, теории), в которых выносится за скобки сравниваемые объекты (см. Пункт 1). Для того чтобы акцентировать внимание на взаимодействие объектов следует использовать такие слова: «в то время как», «тогда как», «напротив», «к тому же», «дополняя», «исключая» и др.

Отредактировав вводную часть задания: контекст, реальные причины для сравнения, факты и аргументы, определите ещё одно, метод сравнения. Для проведения сравнительного анализа используют следующие методы:
А) описать все преимущества и недостатки объекта Х, а потом объекта Y.
Б) Один за одним, по очереди разобрать похожие элементы сравниваемых объектов.
В) сравнивая X и Y, нужно отчётливо поставить акцент на одном из объектов. Данный метод применяется в единственном случае, когда Х и Y невозможно полностью сопоставить друг с другом. Итак, объект X выступает в роли инструмента используемого для проверки аргументов объекта Y, которые, были рассмотрены в Пункте 3.

Работа должна ощущаться как единый организм, для этого нужно показать взаимосвязь между объектами, составив логическую цепочку фактов характеризующих взаимодействие двух объектов. Без такого построения работы, читателю будет сложно увидеть связи, по которым сравниваемые объекты взаимодействуют с аргументами друг друга.

источник

План сопоставительного анализа текстов.

1.Найти тему, объединяющую тексты.

2.Выразить основную мысль текстов.

3.Прокомментировать проблему, выдвинутую авторами, приводя как собственные аргументы, так и извлеченные из исходных текстов.

4.Выразить свое отношение к основной мысли текстов.

5.Определить стиль и тип данных текстов.

6.Разбить текст на части, определить средства связи частей.

7.Составить план каждого текста.

8.Указать средства связи предложений в текстах.

10. Подчеркнуть предложения, которые можно использовать какпиграф к данным текстам или подобрать свой эпиграф.

11.Указать языковые средства и определить их роль в раскрытии идеи.

Сопоставительный (сравнительный) анализ текстов можно проводить параллельно и последовательно.

При последовательном анализе отдельно разбираем каждый текст, а потом находим их сходства и различия.

Параллельный же анализ подразумевает одновременную работу с текстами.

2.Вспомните, что вы знаете о его авторе.

3.К какому функциональному стилю речи принадлежит текст?

(художественному, публицистическому, научному/научно-популярному)?

4.К какому типу речи относится текст (описание, повествование, рассуждение)?

5.Определите жанр текста (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминания, притча, легенда, стихотворения в прозе и прочее)? Каким настроением проникнуто произведение?

8.Разделите текст на смысловые части, составьте план.

9.Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации).

10.Как соотносятся начало и конец текста?

11. На каких приемах построен текст (сопоставление, противопоставление, быстрая смена событий и пр.)?

12. Отметьте основные образы текста.

13. Понаблюдайте за лексикой текста: — найдите опорные слова в каждой части текста; — найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы; — найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении; — обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, фразеологизмов, неологизмов, эмоционально-оценочные слова, просторечные или слова возвышенного стиля (с какой целью они употреблены автором?);

14. Понаблюдайте над фонетическими средствами (повторение согласных звуков – аллитерация; гласных — ассонанс). Чего достигает автор их употреблением?

15. Какими морфологическими средствами пользуется автор (обилие глаголов или деепричастий для передачи действия или динамичного описания движения; обилие прилагательных при описании предметов или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных и др.)

16. Понаблюдайте за синтаксисом текста (употребление предложений определенной структуры: простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных; употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений; многоточия, перечислений, прямой речи, диалога и пр.).

17. Сформулируйте главную мысль текста (что хотел сказать автор?).

18. Каково ваше впечатление от текста?

19. Для лучшего понимания текста сопоставьте его с другим, данным учителем для сравнения.

При анализе текста помните, что рассмотреть все вопросы на материале одного текста невозможно и не нужно. Объем анализа определяется характером самого текста, его особенностями.

источник

Комплексный анализ двух лирических произведений формирует навыки по сопоставлению текстов на уровне настроений, преобладающих в них, на уровне осмысления основных мотивов, лирических образов, на уровне композиционной структуры, на уровне оценки особенностей поэтических миров, на уровне жанровой специфики.

Эта работа развивает навыки анализа элементов художественной формы на уровне лексического строя текста, на уровне поэтического синтаксиса, на уровне изобразительных средств, на уровне приемов звукописи, на уровне рифмы, стихотворного размера.

Данный вид деятельности выявляет нестандартно мыслящих учащихся, глубину их ассоциативных рядов, широту эрудиции.

Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина
“Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы” и П.А.Вяземского “Бессонница”

Предложенные для сопоставительного анализа стихи Пушкина и Вяземского относятся к жанру философской лирики. Основная тема произведений – неудовлетворенность собой и жизнью. Лирических героев терзает совесть, мучает бессонница. У Пушкина герой признается:

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный

У Вяземского лирический герой тоже пребывает “в тоске бессонницы, средь тишины ночной”. В обоих стихотворениях ночную тишину нарушает ход часов. Часы, “глагол времен”, напоминают героям о том, что время человеческой жизни “мимолетно, безостановочно, бесповоротно!”

Но вот однажды наступает момент истины, когда нельзя больше себя обманывать. Так случилось и в жизни героев произведений Пушкина и Вяземского.

Лирический герой в стихотворении Пушкина с горечью признается:

Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня?

И сегодня еще один день герой бесследно вычеркнул из жизни, назвал его “утраченным”, потерянным. Лирический герой в стихотворении Вяземского тоже не доволен собой. Его состояние передают строки:

Грудь давит темный страх и бешеная злоба…
Злоба на себя, на малодушие свое…
“Царапают”душу ему воспоминания:
И сколько диких дум, бессмысленных, несвязных,
Чудовищных картин, видений безобразных, —
То вынырнув из тьмы, то погружаясь в тьму, —
Мерещится глазам и грезится уму!

Ведь когда-то, в молодости, лирический герой Вяземского сочувствовал декабристам, но, видя невозможность борьбы с самодержавием, перешел в лагерь реакции. Это не добавило уважения к самому себе, угрызения совести не дают покоя, ведь он предал идеалы молодости.

Вот почему “тоска бессонницы” давно знакома лирическому герою Вяземского, а бессонница героя в стихотворении Пушкина – явление временное.

В произведении Пушкина нет накала страстей, эмоций, которыми отличается произведение Вяземского. Часы, их ход по-разному действуют на героев.

Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня…

У Пушкина ход (часов), у Вяземского бой (часов); у Пушкина раздается, у Вяземского:

Как молотом, кузнец стучит по наковальне,
Так каждый их (часов) удар, тяжелый и печальный,
По сердцу моему однообразно бьет…

Различно состояние героев: лирический герой Пушкина “тревожится”, а герой Вяземского “злится” и на самого себя, и на часы, “с настойчивостью злобной” напоминающие о мимолетности, краткости человеческой жизни, ведь герою уже поздно что-либо менять в жизни.

Вот почему в стихотворении Пушкина много вопросительных предложений, а в произведении Вяземского — восклицательных. Накал страстей лирического героя Вяземского передается выразительно-изобразительными средствами: олицетворением (часы одушевляются, с ними герой ведет диалог; думы, картины, вынырнув из тьмы…мерещатся), эпитетами (“бессонная пытка” – пытка бессонницей; “раздражителен” бой часов), сравнениями (“как молотом, кузнец стучит”), метафорами (“гнет бессонницы”) и др.

У лирических героев произведений Пушкина и Вяземского разные жизненные позиции и возраст. У пушкинского героя все впереди. Он молод и надеется найти смысл своей жизни, наполнить ее содержанием, достойным человека.

В этом признании идея произведения Пушкина. У героя произведения Вяземского все в прошлом. Он пожилой человек, с болью говорит, обращаясь к часам:

Что вы от меня с настойчивостью злобной

Хотите? дайте мне забыться. Я устал

Активная жизненная позиция лирического героя в стихотворении Пушкина противопоставлена пассивной жизненной позиции героя стихотворения Вяземского.

Оба произведения побуждают вступающих в самостоятельную жизнь задуматься над очень важными вопросами жизни: как сегодня быть полезным своему Отечеству!

Комплексный анализ эпического произведения К.Г.Паустовского
”Прощание с летом”. Природа – это… храм…!

Константин Георгиевич Паустовский – известный писатель, автор книг о творчестве, о людях искусства, рассказов о животных, произведений о родной природе.

Человек и природа – тема рассказа, предложенного для анализа. Мастер пейзажа Паустовский уже в экспозиции так рисует картины природы, что читатель может живо и ярко представить себе место и время действия, душевное состояние героев. “Был конец ноября – самое грустное время в деревне.” Приметы времени: “холодный дождь”, “мокрый ветер”, “глухие туманы”, “неуютная темень и стужа”, “дороги размыло”, “последние птицы спрятались…”

Героями рассказа являются люди интеллигентные, образованные, знакомые с произведениями мировой классики. Их волнуют, трогают романы Чарльза Диккенса, о котором Лев Толстой писал: “Просейте мировую прозу, останется Диккенс.” Не один Толстой, многие из тех, кто был современником Диккенса или пришел после него, считали его великим писателем. В романе “Холодный дом” он четко выразил свои демократические убеждения. В судьбе уличного мальчишки, беспризорного маленького Джо, подметальщика из лондонских трущоб, отразил страдания миллионов простых людей Англии, униженных и гонимых – то есть открыто выступил в защиту Простого народа. Выбор книг для чтения выявляет симпатии героев рассказа Паустовского.

Деталь интерьера деревенского дома – портрет художника Карла Павловича Брюллова – дополняет характеристику героев этого рассказа:”Откинувшись в кресле, он (Брюллов) смотрел на нас и, казалось, так же, как и мы, отложив раскрытую книгу, думал о прочитанном…” Заметим, что это “ Автопортрет” известного художника.

Герои рассказа Паустовского – люди неравнодушные. Они встают по ночам, закутывают плачущего во сне маленького рыжего Фунтика теплой шерстяной тряпкой. Уютная обстановка деревенского дома (“шумел огонь в печи”, “ярко горели лампы”, “пел и пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид”,”запотевшие стекла”…) противопоставлена шумящим в темноте за стенами ударам ветра и плеску дождя.

Строки “…и страшно было подумать о тех, кого, может быть, застигла эта ненастная ночь в непроглядных лесах…” дополняют характеристики героев.

В экспозиции же рассказа узнаем и о желанных гостях этого дома: деде Митрии, о Ване Малявине, о лесничем.

Завязкой сюжета является эпизод, повествующий о том, как начался первый зимний день. Герой рассказа “однажды ночью проснулся от странного ощущения”. Ему показалось, что он оглох во сне… . Скоро понял, что он не оглох, а попросту наступила необыкновенная тишина, которую называют “мертвой”. “…Умер дождь, умер ветер, умер шумливый беспокойный сад”…Природа очеловечена, одушевлена. В описании картин природы проявляется любовь автора к ней.

Кульминацией является та праздничная картина, которую увидел автор за стеклами: “…все было снежно и безмолвно. Когда же выпал первый снег. Значит за два коротких часа необыкновенно изменилась земля: стужа заворожила поля, леса, сады.” Зимний наряд земли автор сравнивает с нарядом застенчивой невесты.

К утреннему чаю “приплелся” в гости дед Митрий. Он “поздравил с первопутком” автора словами:

— Вот и умылась земля…снеговой водой из серебряного корыта.

Речь деда, передающая восторженное отношение к зимнему наряду земли, насыщена тропами. А в повседневном общении отмечается просторечиями:”… нешто”, “милок”, “не пущала ломота в костях”,”стародавние годы”, “по здешним лесам”, “первопуток”.

Увиденное на лесных озерах дополняет картину за стеклами дома:”В лесах было торжественно, светло…Мы бродили по лесам до сумерек”.

Развязкой является эпизод прощания с летом. “Мы сорвали несколько гроздей схваченной морозом красной рябины – это была последняя память о лете, об осени.”

“Зима начала хозяйничать над землей…и показалась нам такой же прекрасной, как лето.”

Анализируя элементы художественной формы, обращаем внимание на то, что язык Паустовского – язык поэзии. Тропами и стилистическими фигурами насыщен текст рассказа “Прощание с летом”.

Примеры троп: олицетворений (“стужа заворожила”, “одинокая ветка стучит в окно”, “земля умылась”, “снег щекотал”, “день дремал”, “зима хозяйничала”и другие приведены выше); эпитетов (“туманы глухие”, “зима прекрасная”, “грустное время”, “темень неуютная”, “самовар-инвалид”, “песня нехитрая”, “одинокая ветка”, “ненастная ночь”, “тишина мертвая”, “сад беспокойный”, “стеклянный дождь”, “земля нарядная”, “серебряное корыто”); метафор (“лицо земли”, “удары ветра” и другие); сравнений (“пена, похожая на сбитый белок”, “цвет неба напоминал свинец”, “снег сыпался, как стеклянный дождь”, “земля нарядная, похожая на застенчивую невесту”, “смерзшиеся капли воды скатывались, как бисер, на землю…”)

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Примеры синтаксических фигур: инверсий (“лил дождь”,” шумел ветер” и другие); обращений (“Откуда ты это взял, Митрий, такие слова?” и другие); вопросительных предложений (“Когда же выпал первый снег?”); однородных членов (“…земля уходит в … туманы, в … темень и стужу”).

Выразительно-изобразительные средства передают восторженное отношение храм, автора к родной природе. Это отношение автор стремится передать читателю.

Природа – это, действительно, храм! И назначение человека – и созерцать, и преклоняться, и учиться “вглядываться” и “всматриваться” в родные пейзажи, чтобы “любовью”, по словам Н.Рыленкова наполнилось сердце.

источник

Актуальный материал для подготовки к олимпиадам, промежуточной и итоговой аттестации

Вложение Размер
plan_kompleksnogo_analiza_teksta.docx 16.77 КБ
algoritmy.docx 15.68 КБ
analiz_teksta_-algoritmy.docx 17.56 КБ

План комплексного анализа текста

1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
6. Какое настроение преобладает в тексте?
7. Определите тему текста.
8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
11. Как соотносятся начало и конец текста?
12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?
13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
14. Понаблюдайте над лексикой текста:
Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?
Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
Найдите перифразы. С какими целями они использованы ? К • Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором? V • Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).(9—11 КЛ.)
1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
6. Какое настроение преобладает в тексте?
7. Определите тему текста.
8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
11. Как соотносятся начало и конец текста?
12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?
13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
14. Понаблюдайте над лексикой текста:

  • Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
  • Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?
  • Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
  • Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
  • Найдите перифразы. С какими целями они использованы?
  • Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
  • Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором?
  • Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
  • Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).

Алгоритм сопоставительного анализа поэтического текста.
1. Найти черты сходства двух текстов на уровне:
— сюжета или мотива
— образной системы
— лексики
— изобразительных средств
— синтаксических конструкций
— других параметров, пдсказанных самими текстами.
2. Найти различия на тех же уровнях.
3. Объяснить выявленные различия:
а) в произведениях одного и того же автора;
— разницей времени написания, определившей изменение взглядов;
— различием художественных задач;
— противоречиями мировоззрения и мироощущения;
— другими причинами.
б) в произведениях разных авторов:
— различием художественных миров;
— если жили в разное время, — различием исторических условий и особенностей литературного рзвития;
— если принадлежат к разным национальным культурам, — различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров.
4. Уточнить интерпретацию каждого изанализируемых текстов в соответствии с проведённым сопоставительным анализом.

Примерная схема анализа стихотворения

1.Место стихотворения в творчестве поэта. История создания стихотворения.

2.Жанровые особенности стихотворения.

4.Особенности композиции, или построения лирического произведения.

5. Образный ряд стихотворения. Его лирический герой.

6.Нстроение, преобладающее в стихотворении.

7.Лексический строй текста.

8. Особенности поэтического языка. Изобразительные средства (тропы и фигуры)

источник

1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано; 2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции; 3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/; 4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения; 5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка; 6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.
Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:
1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.
3. Развернутое обоснование выводов.

Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом раз¬личать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду
• литературные направления эпохи;
• место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;
• творческая история произведения;
• оценка произведения в критике;
• своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;
• оценка произведения в контексте современного прочтения; Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания — что хотел сказать автор и план выражения — как ему удалось это сделать).

Концептуальный уровень художественного произведения
(тематика, проблематика, конфликт и пафос)
Тема — это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни — это отдельная тема; совокупность тем — тематика произведения. Проблема — это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права — проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости. ). Проблематика — перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.) Идея — что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл — решение всех проблем — главной и дополнительных — или указание на возможный путь решения.) Пафос — эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий. ).

Уровень организации произведения как художественного целого

Композиция — построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое. Основные средства композиции: Сюжет — то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов. Конфликт — столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта; Пролог — своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко); Экспозиция— введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия; Завязка — начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события. Развитие действия — система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее; Кульминация — момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает. Развязка — решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость. Эпилог — заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.

• В прямой хронологической последовательности событий;
• С отступлениями в прошлое — ретроспективами — и «экскурсами» в
будущее;
• В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении).

Несюжетными элементами считаются:

• Вставные эпизоды;
• Лирические (иначе — авторские) отступления. Их основная функция — расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом. В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении — иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»: 1) сюжет — главный конфликт произведения; фабула — ряд событий, в которых он выражается; 2) сюжет — художественный порядок событий; фабула — естественный порядок событий

Композиционные принципы и элементы:

Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, «нитка с бусами»; в хронологии событий или нет. ).

Дополнительные средства композиции:

Лирические отступления — формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции); Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения); Художественные предварения — изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий; Художественное обрамление — сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл; Композиционные приемы — внутренние монологи, дневник и др.

Уровень внутренней формы произведения Субъектная организация повествования (ее рассмотрение включает следующее): Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя). 1) Художественный образ человека — рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:
• Внешние черты — лицо, фигура, костюм;
• Характер персонажа — он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;
• Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;
• Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;
• Наличие или отсутствие прототипа. 2) 0сновные приемы создания образа-персонажа:
• Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);
• Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);
• Прямая авторская характеристика;
• Психологический анализ — подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений -внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движения внутренней жизни героя;
• Характеристика героя другими действующими лицами;
• Художественная деталь — описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы); 3) Виды образов-персонажей: лирические — в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии); драматические — в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях); эпические — автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках). 4) Система образов-персонажей; Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) — их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них — тематику и идейный смысл произведения. Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения). Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором. Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объемным; Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи). Позиция автора и способы ее выражения:
•Авторские оценки: прямые и косвенные.
•Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).
•Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Уровень внешней формы. Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста Речь персонажей — выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора. Речь повествователя — оценка событий и их участников Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов). Приемы образности (тропы — использование слов в переносном значении) — простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз).

Анализ поэтического произведения
(схема)
Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения — переживание, чувство; Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства); — определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая — косвенная); — определить организацию (композицию) лирического произведения; — определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное — скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика. ); — определить ритмику (однородная — неоднородная; ритмическое движение); — определить звуковой рисунок; — определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику.

Поэтическая лексика Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов; — выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; — определить своеобразие и активность использования тропов ЭПИТЕТ — художественное определение; СРАВНЕНИЕ — сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого; АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) — изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы; ИРОНИЯ — скрытая насмешка; ГИПЕРБОЛА — художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление; ЛИТОТА — художественное преуменьшение; ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать; МЕТАФОРА — скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
— риторические вопросы, обращения, восклицания — они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа; — повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений; — антитезы – противопоставления;

Поэтическая фонетика Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.) — Аллитерация – повторение согласных звуков; — Ассонанс – повторение гласных звуков; — Анафора — единоначалия;

Композиция лирического произведения Необходимо: — определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; — выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли; — определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) — определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; — выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

Схема анализа драматического произведения 1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика. 2. Сюжет, композиция:
— основной конфликт, этапы его развития;
— характер развязки /комический, трагический, драматический/ 3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений. 4. Сбор материала о персонажах:
-внешность героя,
— поведение,
— речевая характеристика
— содержание речи /о чем?/
— манера /как?/
— стиль, словарь
— самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;
— роль декораций, интерьера в развитии образа. 5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.

источник

Изучение стихотворений в школе и университете очень часто сводится не только к их прочтению наизусть, но и к различным заданиям по их разбору. Одна из работ, вызывающая наибольшую трудность у учеников, — сопоставительный анализ двух и более лирических произведений. На самом деле, ничего сложного в этом задании нет. Если следовать схеме, описанной ниже, то каждый человек сможет грамотно написать свое эссе.

До начала плана сопоставительного анализа, конечно же, стоит прочесть предоставленные стихотворения. Сделать это лучше несколько раз. Первый, чтобы понять смысл произведений, второй, чтобы разобрать используемые рифмы и третий, чтобы найти и подчеркнуть все художественные элементы стихотворений.

Помимо работы с лирикой, нелишним будет изучить историю создания произведения и биографию автора и описать их в сопоставительном анализе.

Если ученик готовится к экзамену, где нет возможности пользоваться дополнительной литературой, то этот пункт лучше всего подготовить дома. Если речь идет о ОГЭ или ЕГЭ, то информация, какие авторы будут использованы в билетах, дается заранее.

Сравнивать всю биографию авторов не нужно, главное, отметить то, каким литературным течениям они принадлежали или почему не принадлежали. А также стоит проанализировать жизнь поэта в те времена, когда было написано стихотворение.

Скорей всего, авторы, которые были даны для сопоставительного анализа, имеют что-то общее в биографии. В любом случае, если ученик отметит историю поэтов, то это будет только плюсом для его оценки.

Лирические произведения, которые были предоставлены для сопоставительного анализа стихотворений, скорее всего, будут принадлежать к одной и той же стихии. Но стоит внимательно просмотреть каждую прозу и выделить то, как автор относится к данной теме и как ее раскрывает.

Например, если написано про осень, то один поэт может описывать томные неспешные тучи, чем вызывает спокойствие у читателя. А другой, может написать о ярких гроздях рябины и запасливых белочках — такое стихотворение уже будет вызывать улыбку на лице человека.

Конечно же, сопоставительный анализ должен включать настроение и передаваемые чувства поэта. На данном этапе, когда ученик описывает отношения автора, каждая гипотеза должна подтверждаться цитатой из стихотворения.

Прежде всего, стоит отметить, есть ли сам поэт в произведении или это описание от третьего лица. И также необходимо уловить настроение, которое скрывается за строфами. И конечно же, обратить внимание, чему отдает предпочтение автор.

Если до этого пункта сопоставительный анализ стихотворений состоял из творческих описаний, то теперь необходимо применить все полученные знания на практике. Прежде, чем приступить к написанию эссе, стоит прочитать произведение еще раз и выделить все особенности.

В первую очередь, нас интересует языковой стиль, который применялся в лирике, тропы, типы рифмы и различные художественные элементы. Расписывать все эпитеты и метафоры, конечно же, не стоит. Но если есть одинаковое сравнение или, наоборот, одно явление или предмет описаны по-разному, то это стоит включить в свое эссе.

Описав каждое из стихотворений по выше написанному плану и найдя все схожие моменты и различия, необходимо написать заключение. Выражать свое мнение, конечно же, необходимо деликатно. То есть, если ученик напишет, что второе стихотворение отвратительное, то это негативно скажется на его конечной оценке.

Но все же сделать выбор в пользу произведения можно. Если не понравились или понравились оба стихотворения, это тоже стоит отметить. Но каждый из выводов необходимо подкрепить ответом на вопрос «Почему?».

Александр Сергеевич является самым популярным поэтом России, именно поэтому чаще всего для разбора предлагают его лирические произведения. Для примера разберем два следующих стихотворения:

Вначале сравнительно-сопоставительного анализа, как было замечено выше, необходимо изучить биографию.

Оба стихотворения относятся к жанру философской лирики. Несмотря на то, что главной темой является бессонница, описываются и в том, и в другом произведении терзания совести и неудовлетворение собой и своей жизнью. Подтверждение этой гипотезы можно найти в биографии авторов в момент написания стихотворений.

Главной особенностью сопоставительного анализа текстов является то, что каждый пункт плана начинается с новой строки.

У Вяземского лирический герой в стихотворении «Бессонница» точно так же, как и в произведении Пушкина, слышит звон часов, которые нарушают ночную тишину. Этот ход был создан для того, чтобы напомнить, что человеческая жизнь конечна и каждую пройденную секунду не вернуть.

Как и в любом трагичном произведении, в обоих стихотворениях есть осмысленный перелом, когда герои понимают, что нельзя больше так жить.

Несмотря на то, что можно в этих вариантах прозы найти много схожих моментов, есть и то, что кардинально отличает героев.

Вяземский описывает состояние, которое тревожит его постоянно. В молодости лирический герой поддерживал декабристов и теперь, когда он осознал, что эта борьба бессмысленная, он опустил руки. Угрызение совести за предательство молодого самого себя — вот, что не позволяет уснуть в стихотворении.

У Пушкина все иначе, его бессонница имеет временный характер. При этом, он не описывает страстные бури внутри себя, нет никакого накала эмоций — есть только тревожность.

Если говорить о ходе настенных часов, то и они различны в произведениях. Вяземского он раздражает, а Пушкинский герой относится к бою спокойно и, возможно, именно благодаря монотонности он и уснет.

Из-за того, что состояние героев различно, отличается непосредственно и структура самих стихотворений. Так, у раздраженного Вяземского строфы перенасыщены восклицательными предложениями. Это показывает читателю, насколько он гневен. Пушкин же, наоборот, постоянно задается риторическими вопросами, на которые никак не может найти. Именно они тревожат героя.

Накал страстей передается с помощью таких выразительных средств, как олицетворение (диалог с часами, обращение к картинам и так далее), эпитеты («бессонная пытка» и «раздражительный» ход стрелок на часах), сравнения («как молотом, кузнец стучит») и, конечно же, метафоры.

Сравнивая различные произведения и биографию поэтов, можно с уверенностью сказать, что оба стихотворения призывают задумываться над одним и тем же вопросом: «Как помочь своей стране?». Кроме того, есть ощущение, что оба автора рассуждают на тему вечности и смысла бытия.

источник

Сопоставительный анализ стихотворений.

1. Что позволяет сопоставить эти произведения? Общие тема,
проблема, жанр, состояние лирического героя.

2. Как строится художественный мир каждого стихотворения? Индивидуальные находки автора, их роль в развитии идеи? Помните, что «. поэты интересны тем, чем они отличаются друг от друга, а не тем, в чем они подобны друг другу» (А. Блок).

3. В чем заключается главная мысль каждого стихотворения? И насколько она оригинальна? Чем может быть объяснена?

Филологический анализ эпического произведения

2. Вспомните, что вы знаете о его авторе.

3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (Художественный, публицистический, научный, научно-популярный)

4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуж­дение).

5. Определите жанр текста. (Эпизод художественного произве­дения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.). Какое настроение преобладает в тексте?

7.Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом. (Почему именно такое заглавие выбрал автор?)

8. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план.

9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических кон-

10.Как соотносится начало и конец текста?

11.На каком приеме/приемах построен текст? (Сопоставление, противопоставление: постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)

12. Понаблюдайте над лексикой текста:

— найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение по словарю;

— найдите опорные слова в каждой части текста; найдите в тексте контекстуальные синонимы и/или антонимы; найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении;

— обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов; на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором?);

— выделите фразеологизмы (зачем они употреблены?);

— обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнит, олицетворения).

13. Проанализируйте фонетические средства, которые использует автор (повторение определенных согласных звуков – аллитерация, ассонанс, использование деепричастий для передачи действии, динамичного описания чего-то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц — ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.).

14. Понаблюдайте за синтаксисом текста (употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространственных, простых или сложных, назывных, безличных, определенно-личных, употребление инверсии, восклицательных, вопросительных предложений, многоточия, перечислений, прямой речи, диалога и т. д.).

15.Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идеей можно назвать не toлько выражение определенной мысли, но и передачу какого-либо чужого настроения, состояния.

16. Каково ваше впечатление от текста?

17.Для лучшего понимания текста сравните его с другим произведением автора (или с другими текстами русской или мировой литературы).

Ещё один анализ лирического произведения

(Лирика – субъективный взгляд на субъективный мир)

Логика работы со стихотворением видится как постепенное расширение поля понимания стихотворения по аналогии с конусом: где

вершина – текст стихотворения,

основание – истолкование содержания.

1. С чего начать?

— ассоциации, которые вызывает стихотворение;

— настроение, которое создает стихотворение

— мысли, которые оно вызывает

— факты биографии поэта, ИМЕЮЩИЕ отношение к данному стихотворению

— рассуждения о месте стихотворения в творчестве поэта

— суждения об общих закономерностях творчества поэта, нашедших отражение в конкретном стихотворении;

— отзыв о стихотворении критика.

2. Тема и идея. Заглавие.

Тема – о чем стихотворение? (любовная лирика, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т. д.)

Идея мыслится как восприятие темы. Идея индивидуальна. Чтобы определить идею, можно применить один из вопросов:

Зачем поэт написал это стихотворение, что он хотел сказать своему читателю?

Что нового Я узнал, понял, прочитав это стихотворение?

Заглавие позволяет выстроить ряд ожиданий, предположений, возможного движения мысли, заглавие может быть противопоставлено содержанию. Поэтика обманутых ожиданий. Минус-прием.

Читайте также:  Как новорожденному сдать анализ мочи

Привлечение каналов восприятия:

что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?

3. Анализ художественной формы с целью «создания» содержания.

Анализ формальных элементов имеет смысл только тогда, когда можно выделить ихсмыслообразующую функцию. Каждый из элементов должен приближать исследователя к основанию конуса.

— эпиграмма (сатирический портрет)

— элегия (стихотворение медитативного характера)

— послание — стихотворное произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания

— сонет — стихотворение из 14-ти строк: два четверостишия и два трехстишия.

2) Принадлежность к определенному литературному направлению:

3) Композиция.

Деление на смысловые части

Строфическое и синтаксическое членение. (Строфа — группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах.)

4) Ритм, рифма, рифмовка.

Основа всякой поэтической вещи — ритм — «основная сила, основная энергия стиха» (В. В. Маяковский).

Ритм — (от. греч. rhythmos — соразмерность) — периодическое повторение в стихотворной речи однородных элементов.

Ямб — двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.

· Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

Хорей (греч. choreios — плясовой), или трохей (греч. trochaios — бегущий) — двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

Дактиль (греч. daktylos — палец) – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

В рабстве спасённое
Сердце свободное

Золото, золото
Сердце народное!

Амфибрахий (греч. amphibrachys — с обеих сторон краткий) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

Анапест (греч. anapaistos — отраженный, т. е. обратный дактилю) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.

Нарушения метрического ударения:

Пиррихий — стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…

«Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…»

(здесь в слове «занемог» имеется только одно ударение, поэтому третья стопа является пиррихием).

«В красе негаснущих страстей».

Перрихий — чаще всего одно слово, фонетически разделяемое на части, принадлежащие разным стопам.

Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.

Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.

Классический пример — начало «Евгения Онегина» А. Пушкина:

«Мой дядя самых честных правил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Усечение — неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой.

Рифма – инструмент в поисках смысла. (О. Мандельштам)

Рифма — одинаковое или сходное звучание концов стихотворных строк.

богатая: полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному, (ограда — винограда; труды — руды)

бедная: созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков (ветер — метил).

Богатые рифмы всегда оценивались как особо звучные

смежная (парная) ААББ (смысловая автономность рифмующихся строк)

перекрестная АБАБ (смысловые переклички, цельность)

опоясывающая (кольцевая) АББА (монолитность)

5) Особенности языкового оформления.

Синтаксис (разные типы предложений, наличие осложненных простых предложений, роль однородных членов, обращений, уточнений и т. п.) Зачем?

Морфология (преобладание определенных частей речи, форм) Зачем?

Морфемика (роль некоторых морфем)

Звуковая организация — способы акцентирования в сознании определенных строк:
ассонанс (повторение гласных звуков)

аллитерация(повторяются согласные звуки)

Лексика: синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы, индивидуально-авторские образования.

Тропы (слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении):

— аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы
— гипербола — художественное преувеличение,

— ирония — скрытая насмешка
— литота — художественное преуменьшение
— метафора — скрытое сравнение, без союза. А как В = ВА
— метонимия — сближение, сопоставление понятий по принципу смежности (содержащее – содержимое, вещь – материал, автор – его произведение и т. п.)

— оксюморон – сочетание противоположных по смыслу слов

— перифраз — описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания

— сравнение – А как (словно, будто) В, А похоже на В, АВ(Тв. п.)
— эпитет — художественное определение
— олицетворение – наделение неодушевленных предметов человеческими свойствами

Стилистические фигуры — обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя. В отличие от тропов называют различные синтаксические конструкции, речи.

анафора антитеза инверсия

эпифора градация парцелляция

бессоюзие многосоюзие синтаксический параллелизм

риторические вопрос, восклицание, обращение

4. Чем закончить?

Подвести итоги.

Какие чувства отражены в стихотворении?

О чем все-таки оно?

_______________________________________________

1. Анализ художественного произведения

1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано;

2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;

3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/;

4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения;

5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка;

6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.

Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:

1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.

3. Развернутое обоснование выводов.

Тема — это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни — это отдельная тема; совокупность тем — тематика произведения.

Проблема — это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права — проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости. ). Проблематика — перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)

Идея — что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл — решение всех проблем — главной и дополнительных — или указание на возможный путь решения.)

Пафос — эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м. б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий. ).

Уровень организации произведения как художественного целого

Композиция — построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое.

Основные средства композиции:

Сюжет — то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.

Конфликт — столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта;

Пролог — своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко);

Экспозиция— введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия;

Завязка — начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события.

Развитие действия — система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее;

Кульминация — момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает.

Развязка — решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.

Эпилог — заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.

• В прямой хронологической последовательности событий;

• С отступлениями в прошлое — ретроспективами — и «экскурсами» в

• В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении).

Несюжетными элементами считаются:

• Лирические (иначе — авторские) отступления.

Их основная функция — расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении — иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:

1) сюжет — главный конфликт произведения; фабула — ряд событий, в которых он выражается;

2) сюжет — художественный порядок событий; фабула — естественный порядок событий

Композиционные принципы и элементы:

Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, «нитка с бусами»; в хронологии событий или нет. ).

Дополнительные средства композиции:

Лирические отступления — формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции);

Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);

Художественные предварения — изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий;

Художественное обрамление — сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл;

Композиционные приемы — внутренние монологи, дневник и др.

Уровень внутренней формы произведения

Субъектная организация повествования (ее рассмотрение включает следующее): Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя).

1) Художественный образ человека — рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:

• Внешние черты — лицо, фигура, костюм;

• Характер персонажа — он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;

• Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;

• Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;

• Наличие или отсутствие прототипа.

2) 0сновные приемы создания образа-персонажа:

• Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);

• Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);

• Прямая авторская характеристика;

• Психологический анализ — подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений — внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т. е. движения внутренней жизни героя;

• Характеристика героя другими действующими лицами;

• Художественная деталь — описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);

лирические — в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии);

драматические — в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», т. е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);

эпические — автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).

4) Система образов-персонажей;

Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) — их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них — тематику и идейный смысл произведения.

Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т. п. точки зрения).

Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором.

Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объемным;

Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т. е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи).

Позиция автора и способы ее выражения:

•Авторские оценки: прямые и косвенные.

•Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).

•Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).

Уровень внешней формы. Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста

Речь персонажей — выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора.

Речь повествователя — оценка событий и их участников

Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов).

Приемы образности (тропы — использование слов в переносном значении) — простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз).

источник