Меню Рубрики

Как писать анализ техники чтения

Этот анализ техники чтения позволяет сэкономить время учителя, воспитателя и завуча за счет быстрого формирования отчетов:

  • результат анализа техники чтения в классе — таблицы и диаграммы;
  • анализ ошибок техники чтения;
  • сводный отчет с динамикой от проверки к проверке — максимум можно сравнить 16 проверок (по 4 проверки в год в течение 4 лет);
  • сводный отчет с динамикой каждого ученика — максимум 16 проверок.

Возможности программы:

  • вы можете анализировать от от 1 до 200 учеников в одной таблице;
  • вы можете установить любые свои нормы техники чтения в каждом классе.

Плюс: возможность экономии краски принтера на печати диаграмм, т.к. они очень информативны и в то же время черно-белые.

—> 17.11.2019 1 7107 0

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Часто приходится составлять списки, а любой список начинается с номеров по порядку, дней недели, ФИО — все эти данные можно вводить автоматически, очень быстро, используя базовые возможность электронных таблиц. Как это сделать? Смотрите в нашем видеоуроке.

Гордость понимается христианством (а мы изучаем в основном произведения, созданные писателями-христианами) как смертный грех. Из-за гордыни Люцифер отпал от Бога, что в результате и привело человека к смертности и страданиям. Никакого различия между «гордостью» и «гордыней» церковь не видит.

Направление, по всей видимости, в первую очередь потребует рассуждений о любви. Просто потому, что это наиболее часто встречающийся тип отношений между мужчиной и женщиной. Но возможны также варианты ненависти, дружбы и служебных отношений. Нет смысла перечислять все возможные варианты произведений, затрагивающих тему любви.

Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта?
Подпишитесь на рассылку E-mail
Установите приложение на Android

2007-2019 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

источник

Данный анализ техники чтения был прослушан на родительском собрании.

по результатам проверки техники чтения

в параллели 1-4 классов c русским языком обучения.

Дата проверки : 13.05.2014 – 19.05.2014г.

Ц ель : определить уровень сформированности навыков чтения, выявить количество учащихся, не укладывающихся в норму.

В период с 13 по 19 мая 2014 года была осуществлена проверка техники чтения в параллели 1 – 4 классов согласно утвержденного графика по следующим критериям: осознанность, правильность, беглость. Всего учащихся 136. Проверено 131 учащихся, что составляет 98% учащихся 1-4 классов с русским языком обучения.

Читают выше нормы 37 учащихся, что составляет 24%, укладываются в норму 63 учащихся, что составляет 39 %, читают ниже нормы – 38 учащихся, то составляет 24 %.

Результаты техники чтения в параллели 1-х классов

Всего учащихся 38,присутствовало 37, что составляет 93%. Показатели навыков чтения незнакомого текста: в 1 -ых классах 35-40 слов на конец учебного года.

Вывод: 1) Процент учащихся читающих в норму и выше нормы составляет 76%

2) Самый низкий результат чтения у следующих учащихся:

1 «Б»: Ералы – 8сл., Умбеталиева- 25 сл., Исмагилова- 22сл. Утебалиева -20сл. -учитель Галиева Б.А.

1 «В»: Ивлев- не читает, Ваганова – 17 сл. Каликова -23, Чагадаев — 19 сл., Абдрахманов – 23с.-учитель Умбеталиева А.М.

3) Уровень сформированности навыков чтения удовлетворительный.

Результаты техники чтения в параллели 2-х классов

Всего учащихся 38,присутствовало 38, что составляет 100%. Показатели навыков чтения незнакомого текста: во 2 -ых классах 55-60 слов на конец учебного года.

Вывод: 1) Процент учащихся читающих в норму и выше нормы составляет 70%

2) Самый низкий результат чтения у следующих учащихся:

2 «Б»: Ерген (44) , Мухин (30),Новикова (42),Паншина (6),Абенова (41) -учитель Редькина Е.В. 2 «В»: НагаеваТ (25),НагаеваС (24),Булатов А(33,)Тоноян(22),Ефременко (18),Зейнуллаев(27), Альмуханов(42) .-учитель Ахметкереева К.И. 3) Уровень сформированности навыков чтения удовлетворительный.

Результаты техники чтения 3 класса

Всего учащихся 40,присутствовало 36, что составляет 90%. Показатели навыков чтения незнакомого текста: в 3 классах – 75-80 слов на конец учебного года.

Вывод: 1) Процент учащихся читающих в норму и выше нормы составляет 55%

2) Самый низкий результат чтения у следующих учащихся:

3 «Б»: Третьяченко- 43 слова, М. ,Бекболат Д.- 49 сл., Зинченко Д.52 сл., -учитель Тартанова Г.А.

3»В»: Сабрединов – 22 сл. Кутлубаева -35, Ермагамбетова – 38с.-учитель Рыспекова А.М.

3) Уровень сформированности навыков чтения удовлетворительный.

Результаты техники чтения 4 класса

Всего учащихся 20,присутствовало 20, что составляет 100%. Показатели навыков чтения незнакомого текста: в 4 «Б» класс – 95-100 слов на конец учебного года.

Вывод: 1) Процент учащихся читающих в норму и выше нормы составляет 68%

2) Самый низкий результат чтения у следующих учащихся: Копылов (63), Ломовцева (69), Нимчинова (70), Рамазанов (73), Шуренов (59) .- учитель Малышкина И.А.

3) Уровень сформированности навыков чтения удовлетворительный.

Вывод: 1) Средний процент качества на конец учебного года составляет 53%;

2) Самый низкий результат чтения у следующих учащихся: 1 «Б»: Ералы – 8сл., Умбеталиева- 25 сл., Исмагилова- 22сл. Утебалиева -20сл. -учитель Галиева Б.А. 1 «В»: Ивлев- не читает, Ваганова – 17 сл. Каликова -23, Чагадаев — 19 сл., Абдрахманов – 23с.-учитель Умбеталиева А.М. 2 «Б»: Ерген (44) , Мухин (30), Новикова (42), Паншина (6), Абенова (41) -учитель Редькина Е.В. 2 «В»: НагаеваТ (25), НагаеваС (24), БулатовА(33,) Тоноян(22), Ефременко (18), Зейнуллаев(27), Альмуханов(42) .-учитель Ахметкереева К.И. 3 «Б»: Третьяченко- 43 слова, М. ,Бекболат Д.- 49 сл., Зинченко Д.52 сл., -учитель Тартанова Г.А. 3»В»: Сабрединов – 22 сл. Кутлубаева -35, Ермагамбетова – 38с.-учитель Рыспекова А.М. Копылов (63), Ломовцева (69), Нимчинова (70), Рамазанов (73), Шуренов (59) .- учитель Малышкина И.А.

Рекомендации: 1) Учащихся, которые читают ниже нормы записать в библиотеку и контролировать их читательскую периодичность;

2) Усилить работу над отработкой техники чтения во 1-4 классах: составить и рекомендовать список литературы для летнего чтения.

3) Для слабоуспевающих завести дневники по скорочтению .

Руководитель МО учителей начальных классов СШ№1: Ахметкереева К.И.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Справка– анализ по результатам проверки техники чтения в 1– 4-х классах по итогам 2014-2015 уч.г

В соответствии с планом внутришкольного контроля с 24 апреля по 12мая 2015 года проведена проверка техники чтения учащихся 1- 4-х классов.

Цель проверки: проверить наличие базовых знаний по чтению у учащихся 1-4 классов, уровень сформированности навыка беглого, выразительного, безошибочного чтения, а также осмысление текста.

Проверка техники чтения проводилась по текстам:

1 классы: отрывок из произведения Л.Н.Толстого “Мыши”

2 классы: отрывок из произведения В.Чаплиной “Мушка”

3 классы: отрывок из произведения » «На змеиных тропах»

4 классы: отрывок из произведения Г.Цыферова «Ласточка» из сборника проверки техники чтения в 1-4 классах)

Анализ результатов проверки техники чтения

Плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов

Чтение целыми словами и группами слов

1 человек во 2 классе – обладает непродуктивным способом чтения (отрывистое слоговое).

10 человек в 3 классе (62,5%) – обладают плавным слоговым, плавным слоговым с целостным прочтением отдельных слов.

9 человек в 4 классе (81,8%) — обладают плавным слоговым, плавным слоговым с целостным прочтением.

Таким образом, 26 человек, что составляет 11,8%, не освоили необходимый уровень способа чтения для своего возраста.

21 человек (42%) превзошли норму скорости чтения.

Скорость чтения 12 учащихся (24%) соответствует норме.

17 человек (34%) не справились с нормой.

Особо хотелось бы отметить учащихся с достаточно высоким уровнем чтения это — 1 кл. -Седышев К. (71 слово),2 кл. — Ахромов Р. (76 слов), Керн К. (86 слов), 3 кл -Калиева М. (184 слова), Крыловец К. (136 слов), Досмухамедова А. (128 слов), 4 кл -Клыбанская Д (116 слов), Ахметов Р. (108 слов), Старчеус В. (109 слов)

Ученики 2-4 классов допустили следующие ошибки:

ошибочно делают ударение в словах;

непонимание общего смысла прочитанного текста;

неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

В основном учащиеся допускают 1-2 ошибки при чтении, редко 3-4 ошибки.

В результате проверки было выявлено следующие ошибки:

чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Результаты проверки навыков техники чтения учащихся показали, что 94% школьников овладели основными навыками чтения в разной степени успешности: 66 % читают осознанно, 42 % — без ошибок, 65 % освоили необходимый уровень способа чтения для своего возраста, учащихся читают целыми словами, 42 % читают в темпе, соответствующем или превышающем норму, 47 % читают выразительно, не только соблюдая логические паузы, но и придавая содержанию текста эмоциональную окраску.

Следует отметить, что по сравнению с проверкой в конце 2013-2014 учебного года темп чтения вырос у учащихся 2 класса. Среди всех учащихся есть дети у которых произошло понижение качества чтения. Одна из причин –родители предъявляют меньше требований к чтению.

Учителям начальных классов продолжить отслеживание уровня техники чтения учащихся 1-4 классов.

На заседании методического объединения рассмотреть вопросы, связанные с системой работы учителя по формированию навыков чтения, провести анализ результатов, полученных в ходе проверки, выявить причины выявленных недостатков, учесть их при планировании и проведении уроков чтения.

Необходимо отрабаты вать продуктивные способы чтения.

Всем учителям начальной школы особое внимание уделить формированию навыка правильного и выразительного чтения у всех учащихся начальной школы;

источник

Аналитическая справка по проверке техники чтения в МБОУ Весеннинской ООШ

В соответствии с планом внутришкольного контроля с 25сентября по 2 декабря 2013 года проведена проверка техники чтения учащихся 2- 5-х классов.

Цель проведения: проверка способа чтения, правиль­ности, выразительности, скорости (темпа) чтения у учащихся 2-5 классов.

Проверку осуществляла заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, и посредством чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

Учитывая это, в школе большое внимание обращается на проведение уроков чтения и внеклассного чтения.

Нормы оценивания техники чтения в начальной школе

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы и классов расширенного обучения.

Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

    искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов); неправильная постановка ударений (более двух); чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного; нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; нетвердое знание наизусть подготовленного текста; монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

    не более двух неправильных ударений; отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; неточности при формулировке основной мысли произведения; нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

способ чтения – чтение целыми словами; правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения; скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст; установка на постепенное увеличение скорости чтения.

О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.
Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру.

Анализ проверки техники чтения учащихся 2 класса (учитель )

В классе 7 учащихся: Глушков Иван, Клепач Ярослав, Марченко Альбина, Митусова Александра, Староскольцева Юлия, Черепаха Евгения, Черноусова Анастасия.

На «5» прочитало 4 чел. (56%)- Глушков Иван, Марченко Альбина, Клепач Ярослав, Черепаха Евгения.

На «4» прочитал 1 человек(14%)- Митусова Александра.

На «3» прочитало 2 человека (28%)- Староскольцева Юлия, Черноусова Анастасия.

Глушков Иван 67 слов/мин — выше нормы

Клепач Ярослав 11слов/мин — выше нормы

Беглое чтение целыми словами -6 человек.(84 %)

Целыми словами, отдельные слова по слогам -2 чел., (28%)

Достаточно выразительно: 4 чел -(56%)

Недостаточно выразительно -1 чел. (14%)

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Невыразительное (монотонное) чтение -2чел. (28%)

Дали полные, правильные ответы на вопросы к тексту – 4 чел (56%)-

Дали неполные, частичные ответы -3 чел (42%)-

— не допустили ошибок при чтении -4 чел., (56%)

— допустили ошибки: в окончании слов, пропуск, замена, искажение слов и слогом -3чел., (42%)

Выводы: из 7 учащихся 5 учеников Глушков Иван, Клепач Ярослав, читают бегло, правильно, достаточно выразитель, осознанно, по количеству слов — выше нормы.

С ними нужно улучшить работу по развитию речи, так как ребята дают ответы на вопросы правильные, но недостаточно полные.

С учениками необходимо проводить работу по воспитанию у ребят интереса к чтению, так как читают они мало, поэтому чтение замедленное, с ошибками, невыразительное, ответы на вопросы по содержанию прочитанного краткие, также нужно работать и с родителями мальчика, чтобы усилили контроль за чтением ученика.

Анализ проверки техники чтения учащихся 4 класса. (учитель )

В классе 2 учащихся: Куковякин Роман и Мискарян Эдуард
На «4» прочитал текст 1 чел.(_50_%) –

На «3» прочитал текст 1 чел.
По темпу чтения: Менее 70 слов\мин (58 слов)1 чел.(50%) – – ниже нормы.
70 до 90слов (89 слов) \мин 1чел.(50%) – – выше нормы.

По способу чтения:
— беглое чтение группами слов — 1 чел(50%) —
целыми словами, отдельные слова по слогам-1 чел. (50%) –
Выразительность чтения:
Достаточно выразительно___1 чел.,___(50%) —
невыразительное (монотонное) чтение 1 чел. (50%) —
Осознанность чтения: дали полные, правильные ответы на вопросы к тексту — 1чел (50%) — Мискарян Э
— дали неполные ответы, но правильные___1 чел. (50%) –
— не допустили ошибок при чтении -1 чел (50%)- Мискарян Э
— допустили ошибки: — в окончаниях слов, пропуск, замена, искажение слов и слогов – 1 чел.(50%)–

Выводы: из двух учащихся один ученик – читает бегло, правильно, достаточно выразительно, осознанно, по количеству слов — выше нормы. С учеником нужно улучшить работу по развитию речи, так как мальчик даёт ответы на вопросы по прочитанному тексту правильные, но недостаточно полные.

С необходимо проводить большую работу по воспитанию у ученика интереса к чтению, так как читает он мало, поэтому чтение замедленное, с ошибками, невыразительное, ответы на вопросы по содержанию прочитанного краткие, также нужно работать и с родителями мальчика, чтобы усилили контроль за чтением ученика.

Анализ проверки техники чтения учащихся 3 класса.(учитель )

На «5» прочитал текст 1 чел. – – (25%)
На «4» прочитали текст 2 чел.(50%) –

На «2» прочитал текст 1 чел. – (25%)
По темпу чтения: Менее нормы 1 чел.(25%) –
больше нормы 1чел.(50%) –

Норму – 2 человека: Тронова К

По способу чтения: — беглое чтение группами слов — 1 чел(50%) —
целыми словами 2 чел. (50%) –

Выразительность чтения: Достаточно выразительно-3 чел., (75%) —

невыразительное (монотонное) чтение 1 чел. (25%) —

Осознанность чтения: дали полные, правильные ответы на вопросы к тексту — 2чел (50%) -– Пилипенко С .,

— дали неполные ответы, но правильные___2 чел. (50%) –

— не допустили ошибок при чтении -1 чел (25%)-
— допустили ошибки: — в окончаниях слов, пропуск, замена, искажение слов и слогов – 3 чел.(75%)–

Выводы: из 4 учащихся один ученик – читает бегло, правильно, достаточно выразительно, осознанно, по количеству слов — выше нормы. С учеником нужно улучшить работу по развитию речи, так как мальчик даёт ответы на вопросы по прочитанному тексту правильные, но недостаточно полные.

2 ученика — — читают бегло, достаточно выразительно, осознанно, по количеству слов — дают норму, но при чтении допускают ошибки. С этими учениками надо работать над тем, чтобы они как можно больше читали вслух и были внимательны при чтении.

С необходимо проводить большую работу по воспитанию у ученика интереса к чтению, так как читает он мало, поэтому чтение у него слоговое, замедленное, с ошибками, невыразительное, ответы на вопросы по содержанию прочитанного краткие, также нужно работать и с родителями мальчика, чтобы усилили контроль за чтением ученика.

Анализ проверки техники чтения учащихся 5 класса.(учитель )

В классе 12 учащихся.
«4» и «5» прочитали текст 7чел.(54%) — ( )

На «2» — 1 чел. –
По темпу чтения: Менее нормы – 3чел. ( Кулик. А.) – 25 %
Читают норму – 5 человек ( ) – 42%

Читают больше нормы – 4 чел. – ) – 33%
По способу чтения: — беглое чтение группами слов — 4 чел – 33%

— беглое чтение целыми словами-2чел – 17%
— целыми словами, но не бегло -3 чел. – 25%
— целыми словами, отдельные слова по слогам-2 чел – 17%

-по слогам, отдельные слова по буквам – 1 чел. – 8%
Выразительность чтения: Читали, свободно владея интонацией, соблюдая знаки препинания-4 чел. – 33%
Достаточно выразительно-3 чел.,25%

невыразительное (монотонное) чтение 5 чел. – 42%
Осознанность чтения: дали полные, правильные ответы на вопросы к тексту — 4чел – 33%
— дали неполные ответы 4 (46%) – 33%

— не смогли ответить на некоторые вопросы 3 — 25%

— не ответили ни на один вопрос 1чел.,
Правильность чтения: — не допустили ошибок при чтении -2 чел (18%)
— допустили ошибки: — в окончаниях слов 4 чел (36%)
— в постановке ударения – 3 чел – 25%
— повторы слов и слогов-5 чел (41%)

— пропуск, замена, искажение слов и слогов – 4 чел – 33%

Выводы: В результате проверки выяснилось следующее:
Из обучающихся в 5 классе 58% ребят показали навыки осознанного, правильного и беглого чтения, читают выразительно, превышая норматив по технике чтения. Ошибки при чтении допустили 10 человек, более 3 ошибок — 4 уч-ся. Учащиеся допускали такие ошибки, как замена слов, букв, неправильное ударения, искажение окончаний слов.

75% учащихся справляются с нормой. 25% учащихся ( Кулик. А.) показали темп чтения от 32 до 75 слов в минуту, что ниже нормы.
Учителю 5 классов необходимо создать систему работы по предупреждению ошибок при чтении и выразительном беглом чтении, больше уделять внимания выразительному и осмысленному чтению.
Учителю необходимо поддерживать тесную связь с родителями учеников, которые плохо читают, стремиться, чтобы все учащиеся были записаны не только в библиотеку школы, но и в сельскую библиотеку.

Ознакомить родителей с результатами проверки техники чтения и подключить их к работе по совершенствованию навыков успешного чтения.

Изучать индивидуальное чтение каждого обучающегося, обеспечивать условия для того, чтобы каждый ребенок больше читал вслух и «про себя».

На уроках больше внимания уделять выразительному чтению.

Бороться со смысловыми и другими ошибками во время чтения, исправлять в ходе чтения неправильные ударения.

Включать в уроки чтения упражнения с установкой на безошибочное чтение, отрабатывать у учащихся навыки самостоятельной работы над текстом

Всем учителям осуществлять постоянный контроль за внеклассным чтением, поддерживая связь с родителями и школьной библиотекой. На заседании методического объединения рассмотреть вопросы, связанные с системой работы учителя по формированию навыков чтения, провести анализ результатов, полученных в ходе проверки, выявить причины выявленных недостатков, учесть их при планировании и проведении уроков чтения.

источник

Анализируя причины ошибок, допущенными учащимися в ходе проверки техники чтения, можно выделить наиболее существенные из них, такие как:

  • Неэффективное использование приемов работы по развитию фонематического слуха;
  • Явные методические ошибки в процессе обучения учащихся чтению в букварный период;
  • Недостаточная реализация требований к контролю за техникой чтения в классе, ГПД и дома;
  • Недостаточный уровень сформированности у учащихся потребности в ежедневном чтении;
  • Снижение интереса к чтению вообще и особенно к чтению вслух;

Отмирание традиций семейного чтения, ведения читательских дневников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20 станицы Подгорной»

Проверка техники чтения в 3-х классах первое полугодие

Проверка техники чтения в 3а классе показала, что из 25 проверенных учащихся 13 человек -52% читают целыми словами. Чтение этих учащихся выразительное, с соблюдением интонации, правильной расстановки ударения, без ошибок. 6 человека — 24 % читают целыми словами и по слогам трудные слова, выполняя норму данного класса. Лучшее чтение показали (97 сл.), (83 сл. ), 65 сл.), (74 сл.) 3 ученика (.-28 слов, А.-29сл., 32 сл.) не выполняют при чтении норму 3 класса. 3человека ошибались при чтении. Это повторы слов и ошибки в ударении.

В 3б классе 9% детей читает выше нормы. Лучшие результаты показали . -108 слов в минуту,. -96 слов. 17 человек -74 % выполняют норму чтения. Эти дети читают целыми словами, выразительно. Ниже нормы читают 4 человека – 17 %. Это ……Много ошибок при чтении допускают.( ударения ). Читают без ошибок 2 уч-ся- 9%.

В 3в КРО из 11 проверенных учащихся 3 детей читают на уровне нормы конца 2 года обучения. Лучшие результаты в классе показал 52 слова в минуту), (50 слов в минуту). Большинство детей при чтении допускают много ошибок: замена и пропуск букв, искажение слов. В основном у детей ещё не сформирован навык плавного слогового чтения. Читают они монотонно. Причем, …..не твёрдо знают буквы, путают их, читают 5 слов в минуту, не понимает прочитанное.

В 3г КРО из 9 проверенных учащихся 4 детей читают на уровне нормы конца 2 года обучения. Лучшие результаты в классе показал (60 слов), (52 слова в минуту) . Но большинство детей при чтении допускают много ошибок: замена и пропуск букв, искажение слов. В основном у детей ещё не сформирован навык плавного слогового чтения. Читают они монотонно. Причем, ..не твёрдо знает буквы, путает их, читает 5 слов в минуту, не понимает прочитанное.

Анализируя причины ошибок, допущенными учащимися в ходе проверки техники чтения, можно выделить наиболее существенные из них, такие как:

Неэффективное использование приемов работы по развитию фонематического слуха;

Явные методические ошибки в процессе обучения учащихся чтению в букварный период;

Недостаточная реализация требований к контролю за техникой чтения в классе, ГПД и дома;

Недостаточный уровень сформированности у учащихся потребности в ежедневном чтении;

Снижение интереса к чтению вообще и особенно к чтению вслух;

Отмирание традиций семейного чтения, ведения читательских дневников .

В целях ликвидации и предупреждения пробелов по составляющим техники чтения необходимо:

Регулярно проводить индивидуальный контроль за ходом формирования у учащихся технической стороны чтения;

Вести строгий учет пробелов, наглядно отражать динамику овладения учащимися приемов чтения;

Добиваться осуществления регулярного контроля за чтением учащихся дома, обсуждения прочитанного, а также оценке прочитанного самими учащимися;

На уроках чтения больше внимания уделять применению различных методик, способствующих повышению техники чтения, такие как “чтение с карандашом”, “чтение по линейке”, “жужжащее” чтение (в течение3-5 минут в начале каждого урока), чтение “парами”, “по цепочке”, “по ролям”, выборочное чтение и.

источник

Расширенный анализ техники чтения для руководителей ШМО.

Анализ результатов проверки техники чтения

Дата проверки: 17.05.2017 – 19.05.2017г.

Цель: определить уровень сформированности навыков чтения, выявить количество учащихся, не укладывающихся в норму.

В период с 17 по 19 мая 2017 года была осуществлена проверка техники чтения в 1 – 4 классах согласно утвержденного графика по следующим критериям: осознанность, правильность, выразительность. Всего учащихся 33. Проверено 33 учащихся, что составляет 100% учащихся 1-4 классов.

Читают выше нормы 15 учащихся, что составляет 45,45%, укладываются в норму 9 учащихся, что составляет 27,27 %, читают ниже нормы – 9 учащихся, то составляет 27,27 %.

Результаты техники чтения в 1 классе

Всего учащихся 6,присутствовало 6, что составляет 100%. Показатели навыков чтения незнакомого текста: в 1 -ых классах 30-40 слов на конец учебного года.

Вывод: 1) Процент учащихся читающих в норму и выше нормы составляет 66,4%

2) Самый низкий результат чтения у следующих учащихся: Балтаг В., Пуш М.

3) Уровень сформированности навыков чтения удовлетворительный.

Результаты техники чтения во 2 классе

Всего учащихся 11,присутствовало 11, что составляет 100%. Показатели навыков чтения незнакомого текста: во 2 классе 50-60 слов на конец учебного года.

Вывод: 1) Процент учащихся читающих в норму и выше нормы составляет 90,9%

2) Самый низкий результат чтения у учащегося:Балтаг А.

3) Уровень сформированности навыков чтения удовлетворительный.

Результаты техники чтения 3 класса

Всего учащихся 8,присутствовало 8, что составляет 100%. Показатели навыков чтения незнакомого текста: в 3 классах – 70-80 слов на конец учебного года.

Вывод: 1) Процент учащихся читающих в норму и выше нормы составляет 62,5%

2) Самый низкий результат чтения у следующих учащихся:

Барков А., Бахмутский М., Быкадоров Е.

3) Уровень сформированности навыков чтения удовлетворительный.

Результаты техники чтения 4 класса

Всего учащихся 8,присутствовало 8, что составляет 100%. Показатели навыков чтения незнакомого текста: в 4 классе – 95-100 слов на конец учебного года.

Вывод: 1) Процент учащихся читающих в норму и выше нормы составляет 62,5%

2) Самый низкий результат чтения у следующих учащихся: Потрубейко А., Родионов М., Шептухин В.

3) Уровень сформированности навыков чтения удовлетворительный.

Вывод: Средний процент качества на конец учебного года составляет 72,72%.

Рекомендации: 1) Учащихся, которые читают ниже нормы контролировать их читательскую периодичность;

2) Усилить работу над отработкой техники чтения в1-4 классах: составить и рекомендовать список литературы для летнего чтения.

Руководитель МО учителей начальных классов МБОУ Зазерской СОШ: Исаева И.В.

Анализ результатов проверки техники чтения за первое полугодие

Дата проверки: 25.12.2016 – 28.12.2016г.

Цель: определить уровень сформированности навыков чтения, выявить количество учащихся, не укладывающихся в норму.

В период с 25 по 28 декабря 2016 года была осуществлена проверка техники чтения в 1 – 4 классах согласно утвержденного графика по следующим критериям: осознанность, правильность, выразительность. Всего учащихся 33. Проверено 33 учащихся, что составляет 100% учащихся 1-4 классов.

Читают выше нормы 15 учащихся, что составляет 45,45%, укладываются в норму 9 учащихся, что составляет 27,27 %, читают ниже нормы – 9 учащихся, то составляет 27,27 %.

Результаты техники чтения в 1 классе

Всего учащихся 6,присутствовало 6, что составляет 100%. Показатели навыков чтения незнакомого текста: в 1 -ых классах 15-25 слов на конец первого полугодия.

источник

Этот анализ техники чтения позволяет сэкономить время учителя, воспитателя и завуча за счет быстрого формирования отчетов:

  • результат анализа техники чтения в классе — таблицы и диаграммы;
  • анализ ошибок техники чтения;
  • сводный отчет с динамикой от проверки к проверке — максимум можно сравнить 16 проверок (по 4 проверки в год в течение 4 лет);
  • сводный отчет с динамикой каждого ученика — максимум 16 проверок.

Возможности программы:

  • вы можете анализировать от от 1 до 200 учеников в одной таблице;
  • вы можете установить любые свои нормы техники чтения в каждом классе.

Плюс: возможность экономии краски принтера на печати диаграмм, т.к. они очень информативны и в то же время черно-белые.

—> 17.11.2019 1 7108 0

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Нужно уметь правильно настраивать показ презентации PowerPoint. Если вы создаете презентацию, которая не требует вмешательства пользователя в момент демонстрации, то вам нужно знать, что такое автоматическая смена слайдов и как сделать так, чтобы слайды переключались автоматически.

Гордость понимается христианством (а мы изучаем в основном произведения, созданные писателями-христианами) как смертный грех. Из-за гордыни Люцифер отпал от Бога, что в результате и привело человека к смертности и страданиям. Никакого различия между «гордостью» и «гордыней» церковь не видит.

Направление, по всей видимости, в первую очередь потребует рассуждений о любви. Просто потому, что это наиболее часто встречающийся тип отношений между мужчиной и женщиной. Но возможны также варианты ненависти, дружбы и служебных отношений. Нет смысла перечислять все возможные варианты произведений, затрагивающих тему любви.

Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта?
Подпишитесь на рассылку E-mail
Установите приложение на Android

2007-2019 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

источник

Текст для диагностики техники чтения в 1 классе

Кто кем работает.

Папа Димы работает на заводе. Он конструктор. Мама Лизы – доктор. Папа Светы – мастер. У Виталика и Славы папы — водолазы. Они ведут подводные работы на дне реки. Брат Виктора – музыкант. Сестра Павлика моет полы. Папа Веры работает сталеваром.

Вырастут дети и станут кто кем. Слава станет строителем. Лиза знает много сказок. Она станет библиотекарем. Вера – поваром. Она варит суп и моет посуду. Борис знает буквы. Он станет писателем. Виктор – слесарем. Он сделал самокат. Светлана – историком. А Павлик полетит на Марс. Он станет космонавтом. Виталик – водолазом. Он плавает в реке. Денис станет садовником.

А кот Барсик вырастет и будет умным котом.

Текст для диагностики техники чтения во 2 классе

Вот проснулась пчёлка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг. Выглянули они в окошечко — разведать, ушёл ли снег, и лёд, и холодный северный ветер?

Видят пчёлки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло. Выбрались они из улья и полетели к яблоньке:

— Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчёлок? Мы целую зиму голодали!

— Нет, — говорит яблонька, — вы прилетели слишком рано, мои цветы ещё спрятаны в почках.

Полетели пчёлки к тюльпану, заглянули в его пёструю головку. Но не было в ней ни запаху, ни мёду.

Печальные и голодные пчёлки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный тёмно-синий цветок, это была фиалочка. Она открыла пчёлкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчёлки и полетели домой — веселёшеньки.

Текст для диагностики техники чтения в 3 классе

Приключения Незнайки И его друзей

… В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в чёрный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора.

В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Он всегда ходил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточкой. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком; жил Сахарин Сахариныч Сиропчик, который прославился тем, что очень любил газированную воду с сиропом. Он был очень вежливый. Ему нравилось, когда его называли по имени и отчеству, и не нравилось, когда кто-нибудь называл его просто Сиропчиком. Жил ещё в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька, и ещё было ружьё, которое стреляло пробками. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата — Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш, по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал.

Текст для диагностики техники чтения в 4 классе

Сумка почтальона

Коля был добрый, но очень рассеянный мальчик. Он написал очень миленькое письмо к своей бабушке в Петербург: поздравлял её со светлым праздником, описывал свою деревенскую жизнь, чему учится, как проводит время, — словом, письмо было очень, очень миленькое; но только Коля вместо письма вложил в пакет пол-листа чистой бумаги, а письмо осталось лежать в книге, куда Коля его сунул. Пакет запечатан, адрес написан, почтовая марка приложена — пустой пол-листа бумаги отправился в Петербург поздравлять бабушку с праздником.

Вёрст пятьсот проскакал Колин пакет, точно торопясь за каким-нибудь важным делом. Вот он и в Петербурге, а через несколько минут и в сумке почтальона, который бежит по улицам, звонит у подъездов и раздаёт письма по адресам.

Он равнодушно разносил по домам радость и горе, смех и печаль, любовь и злобу, дружбу и ненависть, правду и ложь, важные известия и глупые, пустые фразы. Дошла, наконец, очередь и до Колиного письма: почтальон отдал его дворнику, дворник — горничной, горничная — старой бабушке, которая сидела у окошка и, смотря в четыре глаза, вязала чулки. Бабушка распечатала пакет, вынула пустой лист и смотрела на него с удивлением, не понимая, кто это так глупо подшутил над нею.

СХЕМА АНАЛИЗА ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ.

ЧИТАЮТ ПО БУКВАМ._______________________________________

ЧИТАЮТ ПО СЛОГАМ._______________________________________

ЧИТАЮТ ПО СЛОГАМ И ЦЕЛЫМИ СЛОВАМИ.___________________

ЧИТАЮТ ЦЕЛЫМИ СЛОВАМИ.________________________________

ПРОПУСК , ЗАМЕНА , ИСКАЖЕНИЕБУКВ , СЛОГОВ.__________________

ПОВТОРЫ СЛОВ , СЛОГОВ.______________________________________

ОШИБКИ В ОКОНЧАНИИ СЛОВ __________________________________

СОБЛЮДЕНИЕ ИНТОНАЦИИ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ________________

СОБЛЮДЕНИЕ ПРИ ЧТЕНИИ ПАУЗ И ИНТОНАЦИЙ,СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЗНАКАМ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ____________________________

В НОРМЕ _____________________________________________________

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

о результатах проверки техники чтения в начальной школе

В ________ году проводилась плановая проверка техники чтения в 1–4 классах начальной школы.

Цель: проверить наличие базовых знаний по чтению; готовность учащихся к обучению в последующих классах.

Сроки проверки: с 10.05.13. по 18.05.13.

Проверку осуществляли заместитель директора по учебно-воспитатель- ной работе начальных классов ____________ и руководитель методического объединения начальных классов __________ .

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, и посредством чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

Учитывая это, в гимназии большое внимание обращается на проведение уроков чтения и внеклассного чтения.

В целях проверки готовности учащихся к продолжению обучения в последующих классах в мае:

– была проверена техника чтения в 1 классах у 89 учащихся;

– во 2 классах – у 80 учащихся;

– в 3 классах – у 85 учащихся;

– в 4 классах у – 87 учащихся.

Проверка показала, что 89 % первоклассников овладели процессом сознательного и плавного слогового чтения предложений и связных текстов с постепенным переходом на чтение целыми словами:

68 % учащихся читают целыми словами; 11 % первоклассников (это 10 человек) читают хуже, чем требует норма.

Норма чтения в 1 классе на конец учебного года – 50–60 слов в минуту.

Однако не до конца ещё решена проблема обучения навыкам правильного чтения. Допускаются ошибки, которые сводятся к искажению слов (14 %), неправильное ударение в словах (12 %), повторение слов и окончаний (9 %).

Учителя 1 классов (Котрунова Н. В., Ремизова О. М., Сухорукова Т. В.) систематически, один раз в месяц, проводят проверку техники чтения у учащихся.

Проверка техники чтения учащихся 1 классов показала результаты успеваемости, обученности и качества знаний.

Можно утверждать, что в 1 классе у всех 100 % учащихся заложены основы техники чтения, основы знаний, умений и навыков для продолжения обучения и сформирован интерес к учебно-познавательной деятельности.

Вывод: Учащиеся 1 классов усвоили обязательный минимум содержания образования и готовы к продолжению обучения во 2 классе.

Анализ проверки техники чтения 2 классов показал, что 77 % учащихся овладели процессом сознательного правильного, выразительного чтения целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

Темп чтения вслух незнакомого текста – 70–80 слов в минуту. Однако 23 % учащихся читают ниже нормы и при этом допускают следующие ошибки: искажение в словах и в окончаниях слов (32 %), неправильное ударение (11 %), повтор слов и предложений (9 %).

Учителя, работающие во 2 классах (Котрунова Н. В., Фонова Г. А.), регулярно проверяют технику чтения и систематически (один раз в неделю) проверяют читательские дневники.

Проверка техники чтения учащихся 2 классов заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе в начальных классах показала, что учителя правильно оценивают работу учащихся.

Результаты успеваемости и качества знаний учащихся 2 классов по чтению

источник

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно.

Считаю, что одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Об основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем”.

В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:

1. Восприятие данных слов. Уметь читать – это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.

Не трудно показать, что в этом процессе восприятия букв, как символов определённого слова, большое участие принимают не только зрение, но также память, воображение и ум человека. Когда мы читаем слова, то не только складываем букву за буквой, а, схватив одну или несколько букв, сразу догадываемся о целом слове.

2. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание нами этого слова. В одном случае в нашем сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом – какое-нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом – никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное.

3. Оценка прочитанного. Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её содержанию наблюдается, как известно, не всегда.

Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т. е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения – возникновения из букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном тексте и т. д.

Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими.

Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца и имеет ряд особенностей. Ему свойственна:

  • фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;
  • слабость абстрагирующего и обобщающего восприятия;
  • зависимость от жизненного опыта;
  • связь с практической деятельностью ребенка;
  • ярко выраженная эмоциональность и непосредственность, искренность сопереживания;
  • превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;
  • недостаточно полное и правильное понимание изобразительно выразительных средств речи;
  • преобладание репродуктивного (воспроизводящего) уровня восприятия.

Чтобы сформировать чтение как учебное умение, необходимо это обстоятельство иметь в виду. Важно также учитывать особенности познавательной деятельности детей. У детей 6-7 лет еще не развито логическое мышление, оно носит наглядно- действенный характер, требует опоры на практические действия с различными предметами и их заместителями – моделями. Далее постепенно мышление приобретает наглядно-образный характер, и, наконец, возникает логическое абстрактное мышление. Эти ступени развития познавательной деятельности младшего школьника накладывают отпечаток на характер обучения.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое “вдумчивое чтение”, основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. данный подход реализуется уже в период обучения грамоте. Еще важнее такую систему работы иметь в виду на уроке при чтении художественных текстов.

В методике наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения. Еще до недавнего времени этот термин называл только техническую сторону процесса чтения.

Известный психолог Т.Г. Егоров в работе “Очерки психологии обучения детей чтению” рассматривает чтение как деятельность, состоящую из трех взаимосвязанных действий: восприятия буквенных знаков, озвучивания (произношения) того, что ими обозначено, и осмысления прочитанного. У маленького ребенка, который только учится читать, эти действия протекают последовательно. Однако по мере накопления опыта чтения текста эти компоненты синтезируются. Т.Г. Егоров пишет: “Чем гибче синтез между процессами осмысливания и тем, что называется навыком в чтении, тем совершеннее протекает чтение, тем оно точнее и выразительнее”. Как следует из приведенного высказывания, исследователь технику чтения (то, что в чтении называют навыком, т.е. механизмом восприятия и озвучивания) не противопоставляет осмыслению читаемого. Чтобы чтение состоялось, все три действия должны быть совершены одновременно.

Об этом же писал С.П. Редозубов: и теперь можно встретить учителей, которые делят уроки чтения на две категории: уроки “техники” чтения и уроки сознательного и выразительного чтения. Такое деление уроков в самой основе своей порочно. Всякий урок чтения должен быть уроком сознательного чтения”.

Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца.

В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Однако учитель должен помнить, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.

Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе.

Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное.

Такой путь – от аналитического этапа до этапа автоматизации – может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы;

1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;

2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;

3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;

5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

Работа над правильностью и беглостью чтения.

Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:

1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;

2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.

Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.

Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.

1. Искажение звукобуквенного состава:

  • пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
  • перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
  • вставка произвольных элементов в единицы чтения; – замена одних единиц чтения другими.

Причины подобных ошибок – несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое “чтение по догадке”. В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация – способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка. догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чтения. В то же время учителю надо помнить, что текстуальная догадка опытного чтеца редко ведет к ошибкам, искажающим смысл читаемого, а субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое.

Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близки к предыдущему типу, однако, их причины в другом. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься учителем как явление закономерное и даже положительное. Чрезмерная торопливость учителя, раннее пресечение “повторов” в чтении учащихся могут помешать ребенку свободно и естественно перейти на синтетический этап чтения.

3. Нарушение норм литературного произношения.

Среди ошибок этого типа можно, в свою очередь, выделить несколько групп:

1) ошибки собственно орфоэпические; среди них неправильное ударение – самый распространенный вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;

2) ошибки, связанные с так называемым “орфографическим чтением”:

единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. Учитель должен иметь в виду, что “орфографическое чтение” – обязательный период становления навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все действия процесса чтения (восприятие, произнесение, осмысление), тем скорее откажется от “орфографического чтения”. Поэтому работа, помогающая ребенку осмысливать читаемое, будет способствовать и устранению “орфографического чтения”;

3) интонационные ошибки, которые представляют собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Нетрудно заметить, что такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого. Однако от маленького ребенка процесс чтения требует не только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационной ошибок у маленького чтеца может стать нетренированносгь дыхания и речевого аппарата.

Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может только в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. Итак, ведут к ошибочному чтению такие факторы, как:

1) несовершенство зрительного восприятия;

2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;

4) незнание орфоэпических норм;

5) незнание лексического значения слова;

6) “догадка”, вызванная субъективным типом чтения.

Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120-130 слов в минуту.

Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения) – это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация ). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно од ной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца:

если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Теперь становится понятным, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.

Работа над сознательностью чтения. Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:

1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);

2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева).

Когда говорят о сознательности в первом значении, имеют в виду, насколько сознательно ребенок выполняет необходимые операции, из которых складывается озвучивание печатных знаков: находит гласные, соотносит их со слогами-слияниями, видит согласные вне слияний и осознает, к какому слогу-слиянию их следует причитать.

Термин сознательное чтение во втором значении функционирует в методике на разных уровнях протекания самого процесса чтения.

Первый уровень часто совпадающий с аналитическим этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи и взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.

Второй уровень сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.

Можно говорить и о третьем уровне сознательного чтения, когда индивид осознает свои читательские интересы и обладает умениями, которые могут их удовлетворить, иными словами, сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности. Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:

  • осмысление значения каждой языковой единицы текста;
  • понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.ё. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;
  • осознание себя как читателя.

“Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания” – писал А. Герцен, а В.А. Сухомлинский говорил, что “нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.

Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач начальной школы.

Таким образом, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон – смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы, И хотя этот процесс единый, становление и формирование составляющих его сторон протекает по разному, проходит ряд ступеней от начальных до высших.

Список использованной литературы

  1. Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск: 2001.
  2. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах! школа, 1999. № 18.
  3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: 2000.
  4. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 1997.
  5. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005. №2.

источник