Меню Рубрики

Как писать анализ по психологии

Для начала предлагаю вам прочитать саму статью из психологической газеты No 10(36) 1900 г:

«МАСТЕРСКАЯ ОДИНОЧЕСТВА
В. Е. Каган: «К одиночеству лепятся эпитеты: беспомощный, несчастный, подавленный, безысходный, покинутый, отчаявшийся, отчужденный, затерянный, тревожный, ужасный, тоскливый, смертельный. ». Если пошутить с этимологией, то одиночество или одноочество: один-ок; одно око. И у Маяковского недаром же: Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека. Одиночество Ч тема, которая в психологии присутствует всегда, но далеко не всегда принимается в ее полноте и многогранности. О нем говорят как о причине психических нарушений и расстройств, как о внутреннем мотиваторе суицидального поведения, как о ядре некоторых психиатрических синдромов и т. д. Психотерапия, работая с чувством одиночества, делает это преимущественно в ключе его преодоления либо направляет свои усилия на преодоление состояний, вызванных внезапным или хроническим одиночеством как фактом жизни. В целом, одиночество и уединение противопоставляют как негативное и позитивное, травмирующее и успокаивающее, навязанное и свободное. Ресурсы одиночества при таком противопоставлении остаются не-увиденными, не-востребованными и, в конечном итоге, не-понятыми. Не в том смысле не-понятыми, что-де психиатры и психотерапевты не в состоянии или не дают себе труда понять. Но в том смысле не-понятыми, что одиночество не-принято (как заметила М. Цветаева, принятие и есть понимание, и что не принято — то не понято).
Между тем, в одеждах одиночества всегда выступает Одиночество. О нем в Затмении Бога писал М. Бубер: Всякая религиозная действительность начинается с того, что библейская религия называет Страх Божий, т. е. с того, что бытие от рождения до смерти делается непостижимым и тревожным, с поглощения таинственным всего казавшегося надежным. Через эти темные врата. верующий вступает в отныне освятившийся будний день как в пространство, в котором он будет сосуществовать с таинственным. Тот, кто начинает с любви, не испытав сначала страха, любит кумира, которого сотворил себе сам, но не действительного Бога, который страшен и непостижим. То, что верующий, прошедший через врата страха, получает указания и руководство в отношении конкретной ситуационной связности своего бытия, означает именно следующее: что он перед лицом Бога выдерживает действительность своей проживаемой жизни.
Совсем в другой системе мировоззрения, но, по существу, о том же говорит Дон Хуан, выводя Кастанеду на путь воина, пролегающий в безмолвии, через принятие своего одиночества. То есть, я вдруг открываю, что я перед бесконечной и непостижимой тайной один, когда даже те, кого я люблю, как говорят, больше себя и в ком я растворен или с кем сплавлен, не могут перед этой тайной встать рядом со мной, но каждый лишь в своем одиночестве перед ней. Это тяжкий путь от одиночества к Одиночеству, от порабощенности к свободе, которая суть личная, персональная, не-переложенная ни на кого и ни на что вне меня самого ответственность: . человек сам по себе, пользуясь своим разумом и умом, знает, что есть добро и что есть зло, и поступает как желает, и нет никого, кто может помешать ему, так писал М. Маймонид.
Иными словами, за комплиментарными декларациями уникальности каждого человека скрывается его особость как об-особленность, единичность и единственность, его единение с миром как диалог одиночества с тайной, его совладание с жизнью как единоличная проблема. А без этого и свободы нет: . свобода — это когда свобода одного упирается в свободу другого и имеет эту последнюю своим условием (М. Мамардашвили). Свобода одного возможна и вне свободы, но свобода без свободы одного невозможна. И эта свобода одного измеряется принятостью человеком своего Одиночества. Но принимать его самая трудная в жизни работа. Куда как легче сбиться в компанию, группу, толпу и начать войну против других: психотерапевтических школ, взглядов на искусство или способов планирования семьи, партий, религий, расцветок кожи да всего, чего угодно, лишь бы без остатка растворить Страх Божий в единстве, а с чем и кем не так уж важно. И здесь в мире насилия, войн, ксенофобии психотерапия уже не властна, она рекрутируется в ряды воинства, ее обувают в испанский сапог идеологии или просто охолащивают, что нам так трагически знакомо по еще, к сожалению, не миновавшей недавней нашей истории.
Стало быть, мы можем говорить, как минимум, о двух одиночествах. Одиночество как переживание инсайта персональности своего диалога с тайной мира диалога Твари и Творца, Абсолюта и преходящей Единичности. И одиночество как вынужденность, понужденность в явном мире тварной жизни прерывающее тварную соединенность с другими. Вот тут-то как раз предельный выбор моей свободы выбирать. И либо объявлять одиночеству войну на уничтожение, стать победителем в которой шансов у человека практически нет. Либо принять одиночество и вступить с ним в диалог; набравшись мужества, вступить на путь воина и совершать свое восхождение от одиночества к Одиночеству.
Одиночество, заметил Иосиф Бродский, это человек в квадрате. Человек замкнутый и возведенный. Замкнутый в возведенность и возведенный в замкнутость. Но не выведенный из мира и не замкнувшийся в мирке. Напротив, одиночество в отличие от уединения наполнено страхом и ужасом необычайной и ничем уже не защищенной открытости одновременно вовне и внутрь себя открытости тому, чему нет названия, что несказуемо, непредставимо, невообразимо и, вместе с тем, более реально, чем привычная реальность. Более чем условно можно сказать открытости угадываемому за существованием бытию, в котором, собственно, никаких границ между внешним и внутренним, кроме тебя самого, не существует, ибо ты и есть эта самая граница.
Психиатр и психолог, видящие в человеке носителя мозга, психики или черт характера, легко транскрибируют все сказанное в схему тревога =>депрессия => деперсонализация или во что-то еще в этом роде. Такую транскрипцию я воспользуюсь формулировкой М. С.Кагана “можно отвергнуть, но опровергнуть невозможно. Да и надо ли? В конечном итоге, к встрече с Одиночеством можно прийти разными путями, в том числе и через переживания болезненные как в смысле причиняемой ими душевной боли, так и в смысле их природы. Но путь, каков бы он ни был, не сама встреча, а лишь путь. По нему даже толпой можно двинуться. Но в момент встречи человек предельно одинок или. встреча не состоялась. Собственно говоря, одиночество не факт, но переживание оказывается единственно надежным знаком приближающейся или происходящей встречи человека с фундаментальными и универсальными архетипами, во время которой происходит или не происходит инсайд индивидуации, самоопределения, обретения самости, которая не дается раз и навсегда обретением как приобретением».
И тогда прежде, чем я стану собеседником пришедшему ко мне человеку, прежде, чем он сможет, и для того, чтобы он смог уединиться со мной в терапевтическом процессе, я должен принять его одиночество Ч это Alter Ego его идентичности. Но для этого я должен уметь принимать свое одиночество. И здесь важно мое внутреннее творчество в мастерской одиночества.
На одиночестве, я уже говорил в начале, и в обыденном, и в психологическом сознании стоит печать негативности. Печать столь же незаслуженная, сколь подталкивающая психотерапию вместо помощи в интеграции архетипа одиночества как матрицы порядка (К.Юнг) и личностной индивидуации как результата момента интеграции к борьбе с этой интеграцией. И тогда я и/или мой клиент так и останемся обреченными на вечную борьбу с масками одиночества, с призраками одиночества вместо конструктивного диалога с Одиночеством. Ибо, по моему глубочайшему убеждению, к психотерапевту приводит, в конечном итоге, не проблема, не симптом, не оторопь от приоткрывшейся тайны мира, а одиночество перед лицом проблемы, симптома, тайны мира. Не знаю Ч умышленно ли, но очень точно это передал Е.Евтушенко (цитирую по памяти): В человека вгрызлась боль, Раздирает коготками, Разъедает, будто соль, Где-то между позвонками.
Если встречаются два непринятых одиночества, костер встречи не разгорается. Встреча в том смысле, в каком она понимается в психотерапии происходит лишь там, тогда и в той мере, где, когда и в какой мере психотерапевт принимает собственное одиночество и оттачивает свою способность обращаться к его ресурсам. Тогда состоявшаяся встреча с терапевтом может стать тем фоном, из которого вырастает фигура встречи пациента с собой.
Метафизика, Ч фыркнет читатель, ориентированный на методику, средство, результат. Возможно. Напомню только слова великого физика: Когда мы объясним все, останется некий метафизический остаток, который на самом деле все и объясняет.».

При выборе статьи для анализа, пришлось не мало почитать. Но все что попадалось на глаза совсем не привлекало. Затем, я решила, что стоит посмотреть статьи из старых психологических газет. Как-то сразу получилось, что мой взгляд упал на статью с необычным названием «Мастерская одиночества». Два клика мышкой и я принялась читать. Очень скоро на бумаге появились первые наброски анализа. И то, как бы я сама сформулировала тему, поднятую автором статьи.
На самом деле, читая статью, я видела в ней свои убеждения. Общество постоянно твердит: «Это правильно, а это — не правильно». Общество прививает нам эти представления с раннего детства. Мы их повторяем, придерживаемся чужого мнения. Однако это не истина. Наше собственное сознание – вот единственная реальность. В нем нет готовых суждений о том, что правильно, а что ложно.
Теперь же возьмем тему из статьи – Одиночество. Чувство Одиночества. Я убеждена, что любые эмоции имеют право быть. Ведь в нашем мире все относительно. Я не говорю, что если у тебя эмоция Гнева, значит ты имеешь право ее вылить на кого-то, обидеть и т.д. Нет. Эту эмоцию необходимо осознать. Тогда будет легче с ней справляться в будущем. Эмоции возникают. Хорошие они или плохие. Этот процесс не мы придумали и не нам его останавливать. А если человек будет еще и подавлять в себе эмоции страха, гнева, агрессии, то хуже он сделает в первую очередь себе, а потом уже и родным, и близким. Ведь эмоцию нельзя выкинуть, как фантик от конфеты. Они накапливаются в организме человека. А потом начинаются болезни. Неврозы, нервные тики, судороги. А что говорят врачи? Нехватка чего-то? Витаминов? Возможно. Но в первую очередь болезни возникают из-за нервов, из-за неумения осознавать и чувствовать самих себя.
Но представим для сравнения человека, у которого всегда исключительно положительные эмоции. Такие как доброта, вера, любовь. Что будет с ним? Сперва кажется, будто он должен быть счастлив. Но если посмотреть не прямо у себя под носом, а немного дальше, то какое будущее будет у этого человека? Не правда ли, что есть риск того, что он перестанет ценить эту радость? Мое мнение — совершенно точно, что он перестанет ценить свою жизнь. Начнется апатия (удивительное состояние, к которому можно прийти как от негативных эмоций, так и от переизбытка положительных эмоций). Натура человека такова, что ему надо что-то потерять, чтобы понять, что это «что-то» действительно для него что-то значит. Человеку нужен контраст, сравнение, маятник. Именно поэтому человек может быть счастлив только, если принимает Абсолютно всё, что ему преподносит жизнь.
А если взять отношения? Радость любви невозможна, если вы не познали радость одиночества. Потому что только тогда вам есть чем поделиться. В противном случае встречаются двое нищих. Они сделают друг друга еще более несчастными, так как каждый надеется, что другой сможет наполнить его. Оба слепы; они не смогут помочь друг другу. Поэтому надо быть в первую очередь искренним по отношению к себе.
Единственная проблема печали, отчаянья, гнева, безнадежности, страданий заключается в том, что вы хотите избавиться от них. В этом единственное препятствие. Невозможно избежать этих проявлений жизни. Нужно научиться жить с ними. Именно в этих ситуациях жизнь находит свое развитие. Это поворотные, трансформирующие переживания. Примите их. Способны ли вы по-настоящему испытывать благодарность за страдания и удовольствия, не различая, не выбирая, — просто быть благодарным за все, что приходит? Ведь если ситуация дается Вам, значит для этого есть причина. Да, ситуация может нравиться, может не нравиться, но именно такая ситуация необходима для нашего роста. Для развития одинаково нужны и зима, и лето. Как только вы свыкнетесь с этой мыслью, каждое мгновение жизни наполнится счастьем.
Попробуйте очень сильно сжать кулак и подержать его в таком напряжении минуту-две. А потом отпустите. Какие ощущения? Расслабленности? Именно! Таким образом, чтобы человек расслабился – ему необходимо напрячься до предела. Жизнь так и поступает с нами. Почему у одних есть многое в жизни, а у других – ничего. Это зависит не от того в какой стране родился, или в какой семье (хотя это тоже имеет определенное влияние), это в первую очередь зависит от самого человека. Одни принимают жизнь и она делает им подарки. Другие сопротивляются. Далее можно догадаться.
Эта тема актуальна для многих людей, но не все задумываются над ней. Меня заставили задуматься об этом именно жизненные ситуации. Не могу сказать, что как только это все понимаешь – сразу жить легче!. Нет. Возьмем даже литературу о том «Как сохранить семью?». Не доверяю тем авторам подобных книжек, у которых уже несколько разводов, не дружеские отношения с бывшими женами. Разве что, если это рассматривать, что он с собственного опыта написал книгу… Но я не считаю, что на несчастье можно построить счастье. Я считаю, что люди перестали друг друга слышать. Они слушают, кивают головой, но не слышат. Многие говорят: «Я тебя понимаю». Можно сказать утверждают, что понимают. Но как может человек понять другого человека, если у них разное мышление, восприятие, разный жизненный опыт? Очень хочется сопереживать по-настоящему человеку, а не просто об этом говорить.
Проблема одиночества. Разве это проблема? Люди не хотят никого впускать в свой внутренний мир. Закрываются. Так кто виноват в том, что он одинок? Только сам человек. Потому что люди боятся, что им сделают больно. И таким образом лишают себя прекрасной возможности испытывать «Сострадание и Прощение» по отношению к другому человеку (если уж вдруг обидят). Страх перед болью держит нас. И в итоге мы лишаем себя положительных эмоций. Но жизнь коротка. И одновременно бесконечна. Ведь смерть – это продолжение жизни, но уже в другой плоскости. Иногда есть такое безумное желание, как «Чтобы все люди в один миг перестали бояться, чтобы ни у кого даже не возникало мысли кого-то обидеть». Спросите вы – Тогда зачем отрицательные эмоции? Ведь не желая кого-то обидеть, значит и отрицательных эмоций не должно быть, а тогда все были бы наполнены счастьем, что мы рассматривали выше. Замкнутый круг? Не сказала бы. Потому что в любом случае каждый человек уникален. Нет плохих людей, нет хороших. Но я не хочу сказать, что все равные! Все просто уникальны. И это естественный процесс, когда с одними человеком есть контакт, с другим нет.
Сам автор очень хорошо изложил эту тему. Мне понравились ссылки на слова М. Цветаевой «принятие есть понимание, и что не принято – то не понято», а так же слова Евтушенко «В человека вгрызлась боль, Раздирает коготками, Разъедает будто соль, Где-то между позвонками». Я считаю, что некоторые предложения можно было бы написать более доступно. Ведь эта статья предназначена на широкий круг людей, и многие могли просто не воспринять эту информацию. Хотя сам материал очень хороший.
Не могу предложить конкретные психологические приемы. Все, что я хотела – изложено выше. Аргументирую это тем, что размышлений у меня много. Необходимо просто формулировать правильно и доступно. Потому что, когда пишешь от души — а не загоняя под какие-то конкретные рамки – легче воспринимается. Это происходит абсолютно ненавязчиво. Единственное что, иногда стоит просто расслабиться и получать от жизни удовольствие, а не пытаться понять все тайны жизни. Ведь не зря появилось такое выражение как «Горе от ума»…

Читайте также:  Как правильно собрать анализ кала из унитаза

источник

Публикация данного заключения представлена с разрешения испытуемого с изменением инициалов и даты исследования.

Заключение по результатам экспериментально-психологического исследования

Целью психологического исследования явилось изучение особенностей личности. Для решения поставленных задач были использованы следующие проективные методики: «Hand-тест» склонность к «открытому агрессивному поведению» и тест «Незаконченные предложения» Сакса и Леви.

При проведении психологического исследования испытуемый жалоб не предъявляет. На сотрудничество с психологом идет легко, устанавливая неформальный контакт, настроение ровное, спокойное. Эмоциональные реакции адекватны ситуации, достаточно нюансированы, инструкции понимает с первого раза, темп работы хороший, уровень трудоспособности высокий. Мотив исследования сформирован, устойчив.

В.Ю.В., помнит себя с 4 летнего возраста. До 5 лет воспитывался в полной семье — мама, папа, старший брат, бабушка. Мать характеризует как женщину умную, прозорливую, учтивую. Бабушку как экономную хозяйку, более строгую и придирчивую чем мать. Отец до 5 лет участвовал в решении семейных вопросов на семейных советах, но затем нашел другую женщину и ушел из семьи. Переживания, связанные с уходом отца испытуемый помнит плохо. С его слов взаимоотношения между родителями были спокойными, особой любви друг к другу родители не испытывали, но и равнодушными не были. Ссоры иногда были лишь на бытовой почве. В.Ю.В. рос обычным мальчиком, любил гулять, бегать по улицам, лазить по заборам, иногда не слушался родителей. В школе случалось, прогуливал уроки и получал двойки. Взаимоотношения с одноклассниками были хорошими, увлекался хоккеем. Взаимоотношения со старшим братом ровные. Трудные жизненные ситуации, связанные с отрывом от семьи и переживание стрессовых событий, со слов испытуемого, он переносил спокойно. В начальной школе два раза лежал в больнице с сотрясением мозга, в 10 классе лежал в больнице со сломанным носом. В возрасте 13 лет пережил смерть бабушки. Интимную жизнь начал с 9го класса, в данное время признает удовлетворенность ею. В настоящее время учится в Государственном университете на 5м курсе и работает по этой же специальности — техник медицинского оборудования. Работой не удовлетворен, считает, что это не его вид деятельности. Собирается переучиться и сменить техническое направление на гуманитарное. В ВУЗ пошел по настоянию мамы. Отношения с одногруппниками дружеские. Есть приятели, с которыми испытуемый общается. На вопрос, есть ли ещё что-то важное в вашей личностной характеристике, что мы упустили и о чем не знаем, ответил, что ненавидит фотографироваться, т. к. с детства его выставляли на фотографиях как украшение для группового портрета.

В результате применения перечисленных методик были получены следующие данные: Методика «Hand-тест» склонность к «открытому агрессивному поведению». Обследуемый не склонен к проявлению открытой агрессии. По основной формуле I = 0, процент ответов по категориям Ag – 27% и Dir – 10,8 % (в сумме – 37,8 %) показывает тенденцию к проявлению агрессии, можно предположить, что человек склонен к агрессии к близким людям, но при общении с незнакомыми людьми агрессия хорошо контролируется. Степень личностной дезадаптации – 4 (при норме до 6). Тенденция ухода от реальности – в норме (1), наличие психопатологии не наблюдается. Количество ответов – 37, при норме от 25 до 40. Данный показатель говорит о хорошем воображении, активности и желании сотрудничать с психологом. Низкий процент Com – 5,7% свидетельствует о низкой коммуникативности и том, что возможно испытуемый строит свои отношения на основе эмоций. Сумма Af, Com, Dep = Ag и Dir (37,8 %) тенденции, связанные с социальной кооперацией уравновешивают вероятность проявления агрессивных тенденций. Отсутствие ответов по категориям Ex отражает сниженную потребность в самопроявлении. Ten – 5,4% говорит об эмоциональной устойчивости. Act+Pas = 13,5% такой незначительный процент возможно свидетельствует о повышенной восприимчивости и тревожности (немногие стимулы являются нейтральными). Отсутствие категорий ответов Ex, Grip, Des, Pas выявляет тенденцию о недостаточном содержательном разнообразии и слабой дифференцированности внутреннего мира испытуемого.

Методика «Незаконченные предложения» Сакса и Леви. Основные области конфликта и неблагополучия проявились в 9ти сферах – отношение к отцу, отношение к себе, нереализованные возможности, отношения с друзьями, сексуальные отношения, отношения с семьей, отношения с матерью, чувство вины. Процент внутриличностного неблагополучия = 50%, что говорит о нарастании конфликтности. 50% — зона отделяющая норму от зоны внутриличностной дезадаптации. В сфере — отношение к отцу — испытуемый указывает, что, если бы отец меньше пил, то он мог бы быть хорошим отцом, ведь он был хорошим человеком. В.Ю.В. хотел, чтобы его отец жил своей жизнью. Испытуемый выражает сожаление по поводу их взаимоотношений, но претензий к отцу не имеет. Проблема эта является привычной и полностью вытесненной (неосознаваемой). Сфера – отношение к себе. В ней испытуемый утверждает, что способен совершить что-то значимое в жизни. На вопрос, что именно ответить затруднился. Так же указывает, что наибольшая слабость заключается в угоде своим желаниям (делая какое — либо дело, может не довести его до конца, отвлечься, но что-то более интересное) и, если ему не везет, то он все равно продолжает жить обычной жизнью, ожидая белую полосу. Но, если все против него, то и он против всех. Здесь испытуемый чувствует, что у него есть способности, но недостаточно настойчивости в достижении цели. Трудности особо его не пугают, и он может им противостоять. Проблема давняя и частично вытесненная. Сфера – нереализованные возможности. В ней испытуемый дает ответы, что скрытым его желанием является достойное проживание жизни (получение образования, создание крепкой семьи и удачной карьеры). Но одновременно он дает противоречивые пояснения, что всегда хотел ничего не хотеть (можно предположить, что испытуемый сомневается в возможности достижения своих целей). А формулировка: « — Я как бы и сейчас счастливый» позволяет предположить, что испытуемый сомневается в своих чувствах. Проблема является давней и частично осознаваемой. В сфере – отношения с друзьями — испытуемый сообщает, что любит тех, кто любит его и настоящий друг бывает только раз в жизни. Не любит людей, которые ничего не делают, и считает, что без него друзья живут своей жизнью (можно предположить, что В.Ю.В. испытывает трудности во взаимоотношениях с друзьями, поэтому, возможно он одинок). Сфера является скрываемой и полностью вытесненной. В сфере сексуальных отношений В.Ю.В. указывает, что понимает, что рядом с женщиной должен быть мужчина, супружеская жизнь является для него будущим, половая жизнь у него как — бы есть (сомневается) и она такая же как у всех (пояснил: то есть, то нет). Проблема является относительно давней и частично осознаваемой. Сфера – отношения с семьей. Утверждает, что семья у него неполная (не такая как у всех), но с ним обращались как с любимым сыном всегда и когда он был ребенком и теперь, и, что большинство семей не до конца счастливы. Данная сфера является скрываемой и осознаваемой. Отрицательно относится к тому, что семья неполная, но чувствует себя принятым и любимым. Сфера – отношения с матерью. В ней испытуемый утверждает, что все матери хорошие. Считает, что они с матерью очень дружны, и она хорошо выглядит, считает, что он любит свою мать без но (выражает положительные чувства по отношению к матери, но несколько категорично). Проблема является давней и полностью вытесненной. В сфере – чувство вины – испытуемый считает, что в его жизни нет таких фактов, которые бы ему нужно было забыть, что ошибок у него не было, но, однако, он чувствовал себя виноватым, если что-то натворил, но он ни о чем не жалеет. Испытуемый особо не обеспокоен чувством вины. Проблема является актуальной, но полностью неосознаваемой. И в сфере отношений с лицами своего пола идеалом мужчины видит себя считает, что большинство юношей такие же, как он. Козлами мужчин он называть не станет, но ему не нравится, когда мужчины сквернословят. Испытуемый одновременно идеализирует себя, мужской пол и дает негативную оценку. Проблема скрываемая и полностью вытесненная.

Вывод: таким образом, личностными особенностями испытуемого является отсутствие склонности к проявлению открытой агрессии и достаточный социальный контроль, возможно, проявление к агрессии к близким людям. В.Ю.В. имеет хорошее воображение, может быть активным и проявлять эмоциональную устойчивость. Явная личностная дезадаптация отсутствует, но процент внутриличностного неблагополучия говорит о нарастании конфликтности. Так же выявлена низкая коммуникативность (возможно, что испытуемый строит свои отношения на основе эмоций), сниженная потребность в самопроявлении, восприимчивость, тревожность, тенденция к слабой дифференцированности внутреннего мира и 9 сфер конфликта и неблагополучия. Недостаток мужского воспитания, неполная семья, ощущение себя любимым сыном привело к идеализации себя как мужчины, что, повлияло на его взаимоотношения с лицами своего пола, с друзьями. В.Ю.В. предъявляет завышенные требования к потенциальном друзьям. Женское воспитание сформировало недостаточную настойчивость в достижении цели, возможно и в отношениях с противоположным полом. Однако он готов к трудностям и не обеспокоен чувством вины. Таким образом, у испытуемого выявлено много внутриличностных конфликтов, это может отражаться в поведении или реализовываться через невроз.

источник

Психическое состояние человека зависит от многих причин. Сюда можно отнести его биологические особенности, физическое состояние, среду, в которой он родился и вырос. Термин «индивид» обозначает отдельного человека любого возраста. Под личностью подразумевается уровень его развития. Ею считают человека, добившегося определенного социального статуса, способного вписаться в ту или иную группу. На основании этого не каждого индивида можно назвать личностью.

Психологи выделяют следующие психологические особенности личности:

Сегодня мы рассмотрим разные теории анализа личности в имеющихся течениях психологии. Понимание того, как развивается человек, всегда зависит от направления, в котором разрабатывается та или иная концепция.

Начнем с диспозициональной теория личности. У нее есть разные направления. В одном большее значение придается врожденным особенностям, а в другом — приобретенным. Мы обсудим общую канву этой теории. Заключается она в следующем: личность – это совокупность определенных внутренних черт, которые предопределяют нашу реакцию в новой ситуации.

Например, человек обманывает не потому, что это удобно в определенный момент, а по причине того, что ему присуща лживость. Наиболее популярной в рамках этого направления является теория темперамента. Так, индивид с врожденной слабой нервной системой будет реагировать одним образом, а от природы морально устойчивый – другим.

Второе направление исследования личности – поведенческий подход. Его сущность понимается так же, как и все остальное в рамках бихевиоризма (совокупность наработанных за жизнь рефлексов, и не более того).

Далее идет гуманистическая теория. Здесь личность проявляется как определенная структура мотивов, либо в виде «Я» реального или же «Я» — идеального. В последнем случае человек стремится к своему совершенному образу, и тогда он самореализуется. Когда субъект не может этого сделать, у него появляется чувство никчемности, и он впадает в невроз.

Далее идет когнитивная теория личности, основателем которой является Джордж Келли. Он пришел к выводу, что развивающийся человек определяется мыслительными операциями: восприятием действительности и ее интерпретацией. В процессе этого у него вырабатываются конкретные когнитивные схемы. А с их помощью он интерпретирует свой внешний опыт. Любая личность – это комбинация определенных схем, которые позволяют нам реализовать практическую мудрость. У каждого человека может быть своя иерархия когнитивных планов. Из-за этой особенности каждая отдельная личность является уникальной.

Ну и наконец мы рассмотрим деятельную, то есть российскую концепцию развития человеческой сущности. Она включает в себя:

  • индивида, то есть животную часть личности;
  • субъекта деятельности — сознание человека;
  • саму личность, то есть социальную ее часть.

Примерно так расшифровывается структура анализа личности в психоаналитической теории, в которой Фрейд выделяет три части:

  • Ид — по сути отождествляется с индивидом и является носителем наших инстинктов, энергии, желаний.
  • Эго — совпадает с понятием субъекта деятельности, является движущей силой нашего сознания и регуляцией поведения, и способом адаптации к внешней среде.
  • Сверх «Я», которое содержит в себе нравственные принципы и нормы: оно же олицетворяется с личностью.

Примерно так же можно подразделить структуру личности Берна, когда он разделил человека на родителя, взрослого и ребенка. Правда, в отличие от Фрейда, он считал это частями эго, а не бессознательной, сознательной и надсознательной частями.

В жизни проявление личности и характера очень тесно переплетаются. Они во многим очень схожи. Далеко не всегда эти два понятия не различаются не только обыденными людьми, но даже и психологами. Здесь будем говорить о теории анализа личности. Можно встретить довольно много учебников по психологии, в которых характер считается свойством. И именно на основании генетически заложенных черт в частности и проводится анализ личности, и не всегда понятно, в чем здесь видны отличия.

Действительно, мы все разные. И особенности общественно развитого человека, так же как и черты характера, по-разному проявляются. У всех свой способ социального анализа личности. И, конечно, когда наука имеет дело с индивидуальными особенностями, то один из самых популярных приемов психологического познания и классификации этих различий называется типологией. Действительно, каждый неповторим и уникален. Тем не менее в совокупной индивидуальности есть моменты общего, понятие повторяемости. Сочетание двух этих концепций лежит в основе построения типологии. За счет этого объединения можно выделять определенные типы людей.

С одной стороны, каждый из них говорит об индивидуальности, непохожести на других. Вторая грань — это когда тип включает в себя уникальные, но общие особенности.

Необходимо учесть то обстоятельство, что в современной психологии нет единого представления о предмете анализа развития личности, а значит, нет одной общепризнанной теории, которая бы подтверждалась всеми специалистами этой области. Наоборот, около ста лет назад вся психологическая наука разделилась на множество школ и направлений, каждая из которых выступила со своей аналитической концепцией. А именно: с пониманием предмета в целом, с конкретными представлениями об отдельных компонентах психической реальности и своей теорией анализа личности. Впрочем, взгляд на понятие «развитие индивида» отличался точно так же. Мы опираемся на ту традицию, которая связана с Московской Психологической Школой, то есть с учреждением Алексея Николаевича Леонтьева. Но, несмотря на это, можно выделить одну общую черту: человек является общим объектом для многих разных наук. Каждая из них имеет свою цель и метод анализа личности. В соответствии с этим, в человеке как в общем объекте каждая наука выделяет свой узкий предмет.

Вспомним: историки тоже занимаются изучением данной теории. Но они это делают в рамках определенного временного отрезка. Интересуются ролью человека в историческом процессе, не используя структуру анализа личности. То есть не тем, в какой мере каждое обозначенное событие может быть обусловлено деяниями конкретной знаменитости, а в какой степени происходящее является проявлением общих законов развития общества.

Педагоги тоже занимаются изучением человеческих способностей, но их прежде всего это интересует в плане воспитательной работы. Это их основная цель. Они используют другие методики анализа личности.

Социологи исследуют подобные концепции. Есть большой раздел в данной области, называемый «социологией личности». Цель заключается в поиске закономерности различных общественных явлений, которые возникают в результате объединения людей. Личность в этой науке рассматривается как элемент различных социальных слоев.

А что же выделяет психология в процессе человеческого развития? Конечно, специалистов интересует то, что движет личностью, основные действующие силы. При этом человеком могут управлять различные мотивации (экономические, юридические, социальные, культурные). Но у психологии своя цель. Раз она изучает реальность человеческой сущности и может дать анализ особенностей личности, то очевидно, что среди многообразных побуждений она будет искать именно психологические движущие силы. А они, в свою очередь, объединяются общим собирательным словом – мотивация.

Читайте также:  Как правильно собрать анализ для спермограммы

Мотивация – собирательное понятие, которое включает в себя многообразные побуждающие силы личности, такие как потребности, мотивы, драйвы, влечения, стремления, интересы. Все они – разные психологические реалии, но их объединяет одно: они являются движущими силами эмоциональной стороны жизни.

Главная задача и мысль этого вида анализа достаточно проста. Чтобы выполнить его, вам всего-навсего понадобится лист бумаги и ручка, а также тридцать минут свободного времени. Этот вариант подходит в том случае, когда вы запутались в какой-либо ситуации и совсем не знаете, что делать. Очень полезно сделать SWOT-анализ в тот момент, когда нужно принять важное решение. Результаты помогут поступить правильно, а также покажут ваш истинный путь.

Нарисуйте на листе бумаги квадрат, который будет разделен на равные ячейки. Два столбца – это благоприятное и неблагоприятное. Две строки – это внутренне и внешнее.

Этап 1. Задумайтесь о том, что положительно для вас и вашего процесса действия в настоящее время. Запишите данные, все без исключения, в 1 столбик. Таким же образом задумайтесь о этом, что в этих условиях рискованно и способно нанести вред вам, то, что с максимальной вероятностью помешает, от чего вы будете обессилены. Это был 2 столбик.

Этап 2. Попытайтесь спросить у себя: я могу оказать влияние на эти вещи либо данное в этой ситуации от меня никак не находится в зависимости? В случае, если вы сможете оказать влияние на данные факторы, это будет расцениваться как ваше внутреннее качество, характерная черта. Если какое-либо изменение кажется невозможным, и нужно только лишь принимать во внимание данное воздействие, в таком случае это внешнее явление.

Теперь все наши ячейки заполнены. То, что может помочь вам и является внутренним, – ваши сильные стороны, а что препятствует — слабые. В таком случае то, что для вас может стать помощью и пребывать за пределами зоны контроля, это возможности. Их еще можно именовать способностями. А что является препятствием и располагается вне вас – это угрозы.

Иногда полагают, что после наполнения данных 4 полей SWOT-исследование является завершенным, а анализ понятия личности — оконченным. На самом деле здесь он только лишь начинается. Сейчас мы обязаны придумать, что со всем этим делать дальше.

Общие советы будут следующими:

  • Прописываем стратегию, в которой стремимся опираться в первую очередность на собственные сильные стороны, а слабые стороны либо чем-то компенсировать, либо инвестировать силы в их формирование, для того чтобы они прекратили являться подобными слабым.
  • Одновременно стремимся согласно максимуму применять раскрывающиеся способности и как-то избежать этих опасностей. В особенности основательно взвешиваем два сочетания: сильные стороны + способности. Это то, что мы можем совершить непосредственно в настоящее время и показать себя с лучшей стороны. Второе допустимое сочетание – слабые стороны + угрозы. Данное в таком случае — это то, из-за чего же мы можем почти все потерять, и это наиболее опасно, если наружные угрозы накладываются на наше душевное лимитирование и бессилие.

Предлагаем проанализировать обычный образец. Допустим, индивид ищет работу. Зачастую мы довольно консервативны, если в каком-то месте ранее трудились. В таком случае по каким-либо причинам можем искать последующую работу таким образом, чтобы она была схожа с предшествующей. Однако если на прежнем месте нам никак не нравилось, то выкарабкаться из колеи сможет помочь SWOT-исследование. Некто способен дать понять нам и какие-то другие пути.

Предположим, вы знаете в себе подобные сильные стороны: оптимальная математическая подготовка, понимание 2 языков, аналитический склад интеллекта. Слабые стороны: вы немножко отошли от собственной сферы, уже давно никак не наблюдали за разработками и новинками, а еще не очень общительны и несколько замкнуты в себе. Опасности, важные для вас, имеют все шансы являться связанными с этой организацией, в которой вы трудитесь. Может, ваши планы в целом вскоре прикроются, а рабочая категория будет расформирована. А возможно, у вашего проекта появлялись мощные соперники, здесь можно провести анализ личности человека. Сейчас давайте приглядимся к способностям — это то, что поможет представить вам общество в кратчайший период. К примеру, какой-нибудь весьма неплохой наниматель в настоящее время может искать сотрудников с вашей квалификацией. Или же в настоящее время совершается набор на практику в неплохой экспериментальный центр.

Допустим, вы приняли решение подумать о возможности и приглядеться к данной стажировке. Способность к пониманию языков будет опорой, потому что это ваша сильная сторона. А вот будучи мало общительным и некоммуникабельным, вы будете испытывать затруднения. Эти черты вам придется чем-то компенсировать, таким образом, это ваша слабая сторона.

Теперь, глядя в предварительные итоги SWOT-разбора, вы можете осуществить какие-то заключения, сформировать проекты. К примеру, готовите портфолио и одновременно приступаете к прохождению собеседования при поиске новой деятельности, либо посылаете заявку на практику.

При постоянном использовании SWOT-исследование может помочь предотвратить проблемы и прослеживать способности с целью формирования и роста личности.

Развитию и анализу личности ребенка стоит уделить отдельное внимание.

Существует множество способов, которые помогают понять, на каком этапе психологического и интеллектуального роста находится тот или иной малыш. Но, учитывая малую заинтересованность детей в подобного рода действиях, специалисты предлагают альтернативный метод – изучение детских рисунков.

Малыш стал плохо кушать и спать? Вы замечаете, что с ним что-то не так? Перевести настроение вашего чада с «детского» на «взрослый» язык помогут именно рисунки! В них малыши бессознательно выражают то, что их беспокоит. Обычно они начинают рисовать с кружочков — солнышка и лиц человечков. Это нормально до двух-трех лет. По этим нехитрым изображениям сразу можно будет понять, все ли хорошо у вашего ребенка. Но с возрастом усложнятся и картинки. Так что человек, не имеющей квалификации и профессиональной компетенции в данном вопросе, скорее всего, истолкует это неправильно. Важно обращать внимание на цвета, которые использует ребенок. Первый сигнал тревоги — преобладание темных цветов. Конечно, один рисунок может не дать ответа на ваш вопрос, но он может стать тем самым важным сигналом, который не стоит упускать.

Детские рисунки — особо ценный материал в тех случаях, когда нужно выяснить, есть ли у ребенка какие-то проблемы. Они в какой-то мере помогают провести психологический анализ личности. Необходимо лишь научиться читать работы юного художника. Чаще всего в подобных изображениях заложен глубокий, сакральный психологический смысл. Родитель может заняться расшифровкой лично, но все же стоит отметить, что анализ подобного рода не всегда может быть достоверным. Поэтому психологи настоятельно рекомендуют обращаться к специалистам.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Пример анализа результатов теста Кеттелла.

С целью выявления личностных характеристик то есть оценки индивидуально-психологических особенностей личности респондента проведен 16-ти факторный тест Кеттелла. Респондент — Гордиенко А.В, женского пола, возраст 32 года.

В результате тестирования выявлены следующие значения факторов :

B: «низкий интеллект — высокий интеллект»

С: «эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность»

Е: «конформность — доминантность»

F: «сдержанность – экспрессивность»

G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»

I: «жесткость – чувствительность»

L: «доверчивость – подозрительность»

М: «практичность – мечтательность»

N: «прямолинейность — дипломатичность»

О: «спокойствие – тревожность»

Q1: «консерватизм – радикализм»

Q2: «конформизм – нонконформизм»

Q3: «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»

Q4: «расслабленность – напряженность»

На основании результатов тестирования построен график значения факторов личностных индивидуально-психологических особенностей респондента:

По результатам теста можно сделать следующие выводы:

Респондент имеет достаточную степень открытости в межличностных контактах, способность к непосредственному общению, в то же время выявлена сдержанность и рассудительность в установлении социальных контактов, осторожность и застенчивость, склонность к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению; готовность к сотрудничеству, внимательность к людям, мягкосердечность, доброта, приспособляемость к ситуации и окружению. Предпочитает ту деятельность, где есть занятия с людьми, ситуации с социальным значением. Этот человек легко включается в активные группы. Он щедр в личных отношениях, не боится критики. Хорошо запоминает события, фамилии, имена и отчества.

В отношении к людям просматривается мягкость, открытость, проницательность, дипломатичность. В социальном поведении присутствует также независимость от мнения группы, свобода от давления общепринятых моральных правил и норм, склонность к самостоятельности.

При анализе оперативности мышления, общего уровня вербальной культуры и эрудиции выявлено,что в мышлении присутствует конкретность, логичность, прямота.

Для респондента характерна высокая чувственность. Он часто поступает по велению сердца и чувств, но в проблемных ситуациях не вступает в споры и пререкания, уходит от конфликтов, хотя способен легко расстраиваться.

Способен взять вину на себя, уступить, тактично и дипломатично поступать в спорных ситуациях, обладает достаточной степенью конформности.

В характере преобладает сдержанность, серьезность, трезвость мысли, неразговорчивость, осторожность, склонность к пессимизму.

Низкое супер–эго говорит о высокой степени независимости респондента, который имеет на все свое собственное мнение, о нестандартном восприятии общепринятых норм морали, способности смело идти против большинства. Сильный, независимый, полагается на себя и собственные силы, реалистичный, не терпит бессмысленности.

Респондент склонен к свободе от тенденции ревности, приспособляемый, веселый, не стремится к конкуренции, заботится о других. Хорошо работает в группе.

Разборчив в выборе друзей, предпочитает дружить с немногими, деликатный и внимательный к другим, способный брать ответственность на себя, быстро реагирующий на опасность. Не верит в иллюзии, реалистичен в мыслях и суждениях, действует логично и практично, не склонен к иллюзиям и фантазиям. Терпелив, способен работать не обращая внимание на физическое недомогание. Легко забывает трудности, уживчив и доброжелателен, легко ладит с людьми, хорошо работает в коллективе, склонен прощать и соглашаться с людьми.

В характере присутствует мечтательность, богатое воображение. Человек имеет высокий творческий потенциал, легко приходит в восторг, погружен во внутренние потребности, заботится о практических вопросах. Богемный.

Разумный, дипломатичный, эмоционально выдержанный, проницательный по отношению к окружающим, осторожный в оценке других, немного неуверенный в себе, легко ранимый, впечатлительный, несколько тревожный.

Радикал и экспериментатор, свободомыслящий и терпимый к неудобствам, критически настроен, характеризуется наличием интеллектуальных интересов. Самостоятелен, независим от группы, находчив, способен принимать решения самостоятельно независимо от чужого мнения, не нуждается в дополнительной поддержке других людей.

Человек с достаточно высокой степенью самоконтроля, может подчинять себе людей, обладает лидерскими качествами, причем эффективный лидер. Невозмутимый, контролирует свое поведение и эмоции, всегда доводит начатое дело до логического конца.

Анализируя вторичные факторы, можно сделать вывод, что самооценка личности и ее определенная зрелость имеет среднее значение. То есть личность респондента адекватна, достигла зрелости. Жизнь в целом его удовлетворяет, человек способен достичь желаемого, однако могут возникать сложности при достижении трудных целей. Приспособляемость достаточная, высокой тревожности нет. В целом, характерна социальная нормальность, эмоционально значимая ответственность поведения, самодисциплина, самоконтроль эмоций и поведения, эмоциональная стабильность.

Респонденту присуща небольшая робость, застенчивость, сдержанность, скрытность, что ближе к интраверту, в то же время он хорошо устанавливает и поддерживает социальные контакты, что присуще экстраверту, таким образом, можно сделать вывод, что этот человек эмбивалентен.

Выявлена тенденция испытывать затруднения в связи с проявляющейся во всем эмоциональностью, то есть респондент может относиться к типу недовольных и фрустрированных. Присутствует чувствительность к нюансам жизни. Если возникнет проблема, то на ее разрешение потребуется много размышлений до начала действий. Вероятно, имеются артистические наклонности.

источник

Анализ научной психологической статьи

Процесс работы лучше разбить на следующие этапы:

1. Определить и выделить проблему

2. На основе первоисточников самостоятельно изучить проблему

3. Логично изложить материал

Рекомендуемая структура реферата

1. Введение – излагается цель и задачи работы, актуальность темы.

2. Основная часть – точка зрения автора по проблеме.

3. Заключение – формируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части.

Статью для реферирования студент получает в индивидуальном задании, либо выбирает из Перечня статей, приведенных в Приложении 2 , в соответствии с последней цифрой номера его зачетной книжки. Например, если последняя цифра номера зачетной книжки «3», то необходимо выбрать статью под номер 3, 13, 23 или 33.

Написание заключения по методикам

Из перечня практических заданий, приведенных в Приложении 3, обязательным является выполнение всех заданий по тетам: Ощущение, Восприятие, Воображение, Память, Мышление, Внимание.

По завершению работы над практическими заданиями каждый студент оформляет краткий письменный отчет по каждой методике, включающий:

— описание целей методики исследования;

— основные результаты и выводы;

В Приложении помещают статью для реферирования, а также вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части.

Приложения помещаются в конце отчета. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.

При наличии в отчете более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д. Нумерация страниц, на которых даются приложения должна, продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется посредством ссылок, которые употребляются со словом «смотри»; например: (см. приложение 1).

Оформление отчета

Отчет по учебной практике должен быть аккуратно написан от руки, либо распечатан на компьютере на одной стороне листа формата A4 (210х297 мм) шрифтом Times New Roman размером 14 Пт. Верхнее поле документа должно составлять 2 см, нижнее – 2 см, левое – 2 см, правое – 1 см. Основной текст выравнивается по ширине, заголовки по центру. Междустрочный интервал 1,5. Абзацный отступ 1,25.

Средний объем отчета (с учетом приложений) – 15-20 листов машинописного текста соответствен порядка 20-25 рукописных листов.

Листы отчета должны иметь сквозную нумерацию, начиная от титульного листа до последней страницы. На титульном листе номер страницы не ставится, но он входит в общее количество. Первой пронумерованной страницей будет страница, на которой размещается содержание работы. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине нижнего поля страницы, или в правом нижнем углу.

Каждая структурная часть отчета начинается с новой страницы.

Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно двум интервалам.

Наименования разделов записывают в виде заголовков прописными буквами. Наименование подразделов записывают в виде заголовков (с абзаца) строчными буквами (кроме первой прописной). Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.

Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатают с абзацным отступом от начала строки, равным 1,25 мм

Изложение текста реферируемой статьи дается от первого или третьего лица, множественного числа, или в безличной форме, например: «мы приходим к выводу…», «нами установлено…», «принимают…», «принято…».

В тексте отчета не допускается сокращение слов, кроме: т.е. – то есть; и т.п. – и тому подобное; и т.д. – и так далее; и д.р. – и другие; при ссылках и сносках в тексте: см. – смотри; л. – лист; ст. – статья; разд. – раздел; табл. – таблица; черт. – чертеж; рис. – рисунок.

Защита отчета

К защите принимаются отчеты, оформленные в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Защита отчета проводится на отчетной конференции, проводимой на заключительной неделе учебной практики.

Студент четко и ясно должен представить свою работу в течение 7-10 минут. Оценивается не только выступление, но и ответ на вопросы руководителей практики.

Приложение 1

Приложение 2

Подлежащих реферированию

1. Астащенко А.П., Шуваев В.Т. Изменения вызванных потенциалов в задачах внимания и селекции фрагментированных простых и сложных зрительных стимулов у человека// Вестник Томского государственного педагогического университета, TomskStatePedagogicalUniversityBulletin. 2009.№ 11. С. 217-223.

2. Афтанас Л.И., Савотина Л.Н., Рева Н.В., Махнев В.П. Нейрофизиологические механизмы мотивационного внимания у человека//Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2004. № 2. С. 77-82.

Читайте также:  Как правильно собрать анализ кала на хеликобактер

3. Баккал С.Н. Поведение помощничества и забота о потомстве у птиц//Русский орнитологический журнал. 1997.№ 29. С. 3-17.

4. Верани А. Роль внутренней речи в высших психических процессах// Культурно-историческая психология №1/2010

5. Волченков Э.И.О взаимосвязи внимания, восприятия и памяти в структуре основных психических процессов//Сервис plus. 2009.№ 2. С. 22-25.

6. Гиниатуллин Р.А. Нейрофизиологические механизмы мигрени и новые принципы патогенетического лечения // Казанский медицинский журнал. 2011. Т. 92. № 5. С. 728-735.

7. Депутат И.С., Канжин А.В., Грибанов А.В. Психофизиологический анализ структуры интеллекта детей младшего школьного возраста при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью//Экология человека. 2006.№ 12. С. 38-41.

8. Дещеревская Е. В. Критерии целостного системного подхода в психологической типологизации личности // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2011, № 1

9. Дольник В.Р. Изучение поведения животных с помощью анализа их бюджетов времени и энергии//Русский орнитологический журнал. 2004. Т. 13.№ 249. С. 22-32.

10. Еськов В.М., Майстренко В.И., Майстренко Е.В., Филатов М.А., Филатова Д.Ю. Исследование корреляции показателей функциональной асимметрии полушарий головного мозга с результатами учебной деятельности учащихся // Вестник новых медицинских технологий. 2007. Т. XIV.№ 3. С. 205-207.

11. Журавин И.А., Васильев Д.С., Дубровская Н.М., Багрова Д.И., Кочкина Е.Г., Плеснева С.А., Туманова Н.Л., Наливаева Н.Н. Когнитивные расстройства в онтогенезе млекопитающих при нарушении пренатального развития//Психиатрия. 2010. Т. 4. № 4. С. 36-43.

12. Иванченко В.А. Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам исследований российских и зарубежных авторов)// Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2011, № 3

13. Калиев Р.С. Территориальное поведение табунных лошадей//Аграрный вестник Урала. 2008.№ 6. С. 50-51.

14. Корепанова И.А. О ранних исследованиях Л.И. Божович// Современные проблемы психологии личности: теория и практика, М.: Психологический институт РАО, 2008

15. Кравцов Г.Г. Проблема личности в культурно-исторической психологии// Культурно-историческая психология №1/2006

16. Ладов В.А. Эпистемологические основания нейрофизиологической теории интеллекта д. хокинса// Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2010.№ 2. С. 27-31.

17. Лебедев А.А., Русановский В.В., Макарова Т.М., Шабанов П.Д. Сравнение внутривидового и индивидуального поведения самцов и самок крыс, выращенных в условиях социальной изоляции//Психофармакология и биологическая наркология = PsychopharmacologyandBiologicalNarcology. 2005. Т. 5.№ 1. С. 861-865.

18. Леонтьев Д.А. Философия жизни М. Мамардашвили и ее значение для психологии// Культурно-историческая психология №1/2011

19. Мохова С.Б., Неврюев А. Н. Некоторые личностные особенности конфликтного поведения студентов-психологов на ранних этапах (I-III курс) обучения в вузе// Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2012, № 1

20. Мочалов К.С. Анализ знаковой природы условнорефлекторной деятельности//Теория и практика общественного развития. 2011.№ 7. С. 36-42.

21. Несмелова Н.Н. Ориентировочный рефлекс человека и точность воспроизведения интервалов времени//Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309.№ 8. С. 188-191.

22. Нуреев И.Т., Злоказова М.В., Камакин Н.Ф., Колодкина Е.В., Циркин В.И., Частоедова И.А. Зависимость уровня образовательной деятельности студентов медицинского вуза от свойств внимания, оцениваемых по тесту Тулуз-Пьерона//Современные наукоемкие технологии. 2007.№ 1. С. 53-54.

23. Ослон В. Н. Психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком: концепция, инновационные технологии// Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2010, № 5.

24. Панов Е.Н. Роль этологии в изучении внутрипопуляционной организации: формирование современных взглядов//Русский орнитологический журнал. 2011. Т. 20.№ 650. С. 783-804.

25. Паршев С.Н., Полозенко Н.Ю. Психологические приемы управления вниманием студенческой аудитории //Известия Волгоградского государственного технического университета. 2004.№ 8. С. 106-108.

26. Петрова Л.М. Взаимосвязь временной обусловленности когнитивных характеристик человека и асимметрии больших полушарий головного мозга //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2007. № 4. С. 153-156.

27. Промптов А.Н. Опыт классификации имитационных явлений на основе экспериментального изучения поведения птиц//Русский орнитологический журнал. 2008. Т. 17.№ 414. С. 619-627.

28. Рочева М.И. Выявление топического представительства бинауральных характеристик среднемозгового отдела слуха — заднего двухолмия// Вестник Томского государственного университета. Биология. 2011.№ 3. С. 171-177.

29. Самойленко Е.С. Эмоциональное отношение к социальному сравнению // Экспериментальная психология. 2010. №4.

30. Соколова М.В.Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей// Психологическая наука и образование №2/2011

31. Суворов А.П. К вопросу пространственных территориальных отношений волка и диких копытных//Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2011.№ 3. С. 97-101.

32. Тарасов В.В. Территориальный консерватизм белой куропаткиlagopuslagopus//Русский орнитологический журнал. 2011. Т. 20.№ 705. С. 2279-2281.

33. Черемошкина Л.В. О забывании учебного материала // Экспериментальная психология 2011. №3

34. Чернявский Е.А., Попечителев Е.П., Информационные процессы и модели внейрофизиологии//Известия Южного федерального университета. Технические науки.

35. Четвериков А.А. Что мы осознаем, когда наступаем на одни и те же грабли: аффективная оценка повторяющихся ответов // Экспериментальная психология. 2011. №2. – C. 36-47

36. Шаров Б.Б., Горобец Е.Б. Исследование нейродинамических показателей спортивной деятельности боксеров // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2007. № 16. С. 49-53.

37. Шульговский В.В. И.П. Павлов и современная психофизиология внимания//Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. 1999.№ 1-2. С. 19-25.

Приложение 3

Тема ОЩУЩЕНИЯ

Назовите свойства ощущений и приведите примеры жизненных ситуаций, в которых они проявляются.

Подготовьте десять психологических рекомендаций, предписывающих, где и как можно использовать свойства ощущений на практике.

Перечислите виды профессиональной деятельности, предъяв­ляющие повышенные требования к различным видам ощущений?

Тема ВОСПРИЯТИЕ

Назовите основные свойства восприятия и приведите примеры их иллюстрирующие.

Подготовьте десять психологических рекомендаций по практическому использованию свойств восприятия.

Тема ВООБРАЖЕНИЕ

Назовите функ­ции воображения и приведите примеры их иллюстрирующие.

целеполагание, планирование, создание предметов материальной и духовной культуры, психиче­ской саморегуляции, саморегуляции физиологических процессов, общения, межличностного понимания, усвое­ния учебных предметов.

Перечислите виды воображения и предложите учеб­ные задания или психологические воздействия, позволя­ющие их актуализировать.

Опишите воображение людей с заданными чертами ха­рактера (честолюбие, трусость, тревожность, мститель­ность, сострадательность) в контексте соответствующих жизненных ситуаций.

Тема ПАМЯТЬ

Перечислите основные функции памяти и опишите по пять конкретных жизненных ситуаций, в которых актуа­лизируется каждая из них.

Тема МЫШЛЕНИЕ

Тема ВНИМАНИЕ

А.Г.Иванова-Смоленского

А К С Н Б Е А Н Е Р К В С О А Е Н В Р А К О Е С А Н Р К В Н Е О Р А К С В О Е С О В Р К А Н В С А Е Р Н В К С О А Н Е О С В Н Е Р К О С Е Р В К О А Н К С А K A H E O C B P E H K C O E H B P K C A P E C B M E C K A G E H C B K P A E O В Р Е С О А К В Н Е С А К В Р Е Н С О А К В Р Е Н С О К В Р А Н Е О К Р В Н А С Н С А К Р В О С А Р НЕ А О С К В Н А Р Е Н С О К В Р Е А О К С Н В Р А К С О Е Р В О Е С Н А Р К В О К Р А Н В О Е С В Н Е А Р О К В Н Е С А О К Р Е С А В К Н Е Н Р А Е Р С К В О К С Е Р В О С А Н О В Р К А С О А Р Н Е О Р Е С В О Е Р В О С К В Н Е Р А О С Е Н В С Н Р Л Е О К С А Н Р Д Е С В Р Н В К С Н А О Е Р С Н В К А О В С Н Е Р К О В Н Е А Н Е С В Н О К Л Н Р А Е О С Б Р В О А Н С К О К Р С Е Н А О В К С Е А В Н Е С К Р А О В К С Е О К С В Н Р А К О К Р Е С В К О Е Н С К О С Н А К В Н А Е С Е Р В Н С К О А Е Н С О В Н Р В К О С Н Е А К О В Н С А Е О В К Р Е Н Р Е С Н А К О К А Е Р В С А Р К В О С В Н Е Р А Н С Е О В Р А К В О А С В К Р А С К О В Р А К Н С О К Р Е Н Г Р С Е А О К С А К Р Н Р А К А Е Р К С Н О С К О Е О В С К О А Е О Е Р К О С К В Н А К В О В С О Е Л С Н В С Р Н А К В Н Е О С Е А В К Р Н В С Н В К А С В К А Н А К Р Н Е О К О В С Н В О В Р С Е Р В Н Р К С Р В Н Е А Р А Н Е Р В О А Е С Е Р А Н Е Р В О А Р Н В С А Р В Е Р Н Е А Е О Р Н А С Р В К О В Р А Е О С Е О В Н А Е Н Е О В С К О В Р Н А К С Е Р В К О С К А О Е Н Р В О С К Р Е Н А Е О Н А К В С Е О В К А Р Е С Н А О В К О А О В Н Р В Н С Р Е А О К Р Е Н С Р Е А К В С Е О К Р А Н С К В А Н Е О В Н Р С К А О Р Е С В Н А О Е С В О К Р Н К Р К Р А Е Р К О А С А Р В Н А Е О С К Р В К О К Р А Н А О Е С К О Е Р Н В К А Р С В Н Р В Н С Е О К Р А Н Е С В Н К Р А Н В Е Р А К О К С О В Р Н А Е А С В К Л Н О С Е Н В Р А К Р Е О С О В Р А О Е С Е А Н Е С В К Р Е А К С В Н О Е Н Е О С В Н Е О Р К А К С В Н Е О К Р О К А Н Е О С Р Н Е С В Н Р К О В К О А Р Е О В О К С Н В К А Е Р В О С Н Е А К А С Н В О Е Н С В Н Е О В К Р А Н Р Е С К О А Н В Р К А Н В С О Е Р А Н В О С А Р К В Н С О Е О К Н Е К Р В С Е Н Р К А Е С В О К А Р Е О К В Н А Р Е С К В Н Е О С А Р Н Л К Р Н С А О Е Р К О С Н В К О Е Р В О С К Л Е Р Н С О А Н В Р К В Н Е Н Р А К С Р Н В К О С Н Е А К В Р С О А Н С К В О А С Н Е В О Н С К В Р Н А О Е Н С О А Н С О А К В Р Н С А О Е Р С К О Е Н А Р Н В О С К А О К Р Н С Е О В С Е Н В К Е К Р Н С О А Р В Н Е С А Р К В Р Н С Е Н В Р А К В С Е О К А Е Р К О В Н Е А С О Е Н Р В К С Е Р В Н А О Е А С К Р Е Н В К С О А Р Е О К В

Составители: Васильченко М.В.

Методические указания по написанию и оформлению отчета по учебной практике

Объем 1,0 усл. п. л. Офсет. Формат 60х84/16.

Бумага тип №3. Заказ № 347 . Тираж 100 экз. Цена свободная

Адрес университета и полиграфического предприятия:

344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1

Анализ научной психологической статьи

Процесс работы лучше разбить на следующие этапы:

1. Определить и выделить проблему

2. На основе первоисточников самостоятельно изучить проблему

3. Логично изложить материал

Рекомендуемая структура реферата

1. Введение – излагается цель и задачи работы, актуальность темы.

2. Основная часть – точка зрения автора по проблеме.

3. Заключение – формируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части.

Статью для реферирования студент получает в индивидуальном задании, либо выбирает из Перечня статей, приведенных в Приложении 2 , в соответствии с последней цифрой номера его зачетной книжки. Например, если последняя цифра номера зачетной книжки «3», то необходимо выбрать статью под номер 3, 13, 23 или 33.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

источник