Меню Рубрики

Как писать анализ курсовой работы

Любая научная работа, в том числе курсовая, является исследованием со структурированной подачей предварительно собранного, обработанного и систематизированного материала. Важное место при этом отводится методологии. Так называют представление набора методов, которыми автор пользовался в процессе написания своей работы. Базовыми и самыми используемыми являются общелогические методы, среди которых выделяется анализ. Аналитический подход необходим при работе с любыми видами информации, часто его применяют, даже не подозревая об этом. Рассмотрим нюансы и особенности метода анализа.

Словарная формулировка такого понятия как «метод анализа» предполагает фактическое или умозрительное разложение исследуемого объекта (процесса, предмета, явления) на его структурные части для изучения всех возможных функциональных особенностей, физико-технических характеристик и свойств. При написании научной работы можно говорить о делении материала на структурные единицы для индивидуального изучения каждой. Если рассматриваются системы, возникшие в процессе эволюции, то метод получает название «исторический анализ», а объект изучается во временном разрезе.

Аналитический метод – это ключевой компонент любой научной работы, а потому стоит уделять ему более пристальное внимание. Затрагивая вскользь такой этап исследования как анализ, студент указывают на свой малый уровень знаний и теоретическую неподготовленность даже в рамках написанной работы.

Часто аналитический метод упоминается в курсовых лишь потому, что так «надо» в рамках методических рекомендациях, но на деле автор не осознаёт сути написанного. Ввиду этого возникает много вопросов со стороны преподавателя, который считает подход к изучению вопроса в корне неверным или вовсе не понимает студента.

Основываясь исключительно на аналитическом методе, студент, в первую очередь, может судить о степени изученности тех или иных аспектов, касающихся рассматриваемого в курсовой работе вопроса. Тот блок введения научной работы, в котором рассматриваются литературные источники и труды специалистов, изучавших профильную тему, полностью строится на методе анализа.

В число наиболее значимых источников для формирования материала при этом входят:

  • научные труды, выпущенные авторитетным учеными, работавшими в сфере, к которой относится тема работы;
  • монографии, представленные группами специалистов;
  • статьи, очерки, заметки;
  • мемуары и т.д.

Чем больше источников информации по теме работы рассматривается в процессе описания исследования, тем глубже автор погружается в материал, указывая на максимальную изученность рассматриваемого предмета или явления. Особенно ценным считается, когда работа строится на детальном изучении архивных источников информации.

Ранее говорилось о том, что аналитически подход относят к общелогическим методам. Сам же анализ может быть индивидуализирован в зависимости от профильного направления исследования. Именно так появляются частно-научные виды анализа:

  • системно-структурный;
  • конкретно-социологический;
  • технико-юридический;
  • сравнительное правоведение и т.п.

Каждый из вышеперечисленных методов, а также их аналоги, позволяют автору изучать какой-либо объект в мельчайших деталях, проверяя, как его взаимосвязи с окружением, так и взаимосвязь его структурных компонентов. Это позволяет сделать любое исследование более целостным, всесторонним и объективным.

Чтобы в научной работе при описании методологии анализ не был затронут лишь парой строк, необходимо четко понимать особенности использования этого подхода к изучению той или иной темы. Существует два основных способа применения аналитического метода:

  • При формировании теоретической базы, когда анализом называют процесс обработки всей собранной информации. В этом случае студент систематизирует и рассматривает различные данные с определенного ракурса.
  • В практической части исследования, когда, к примеру, решение одной и той же задачи может быть реализовано по-разному. В таком случае возникает необходимость сравнения полученных результатов и определения оптимальной схемы, в рамках которой можно получить максимальный выигрыш (прибыль, прирост эффективности и т.д.). Весь набор процедур в совокупности являет собой метод анализа.

Если в первом случае достаточно интеллектуальных способностей студента и умения систематизировать изучаемый материал, выделяя лишь важные для работы моменты, то на практике метод анализа требует реальных знаний. При наличии пробелов в знаниях по дисциплине, в рамках которой пишется курсовая работа, привести разносторонние способы решения задачи и сравнить полученные результаты с выделением оптимального пути дальнейшего развития будет крайне затруднительно.

источник

Источник: составлено автором по данным БИКИ.-2005.- №20.- С.2-3 и Внешнеэкономический бюллетень.-2004.- №4г.- С 52-55.

2001 г.
2002 г. 2001 г. 2002 г.
Экспорт, всего 10267,6 11352,5 100 100
Продовольственные товары и сельхозсырье 972,9 889,9 9,5 9,5
Минеральное сырье 39,8 56,3 0,4 0,5
Топливно-энергетические товары 29,7 46,9 0,3 0,4
Продукция химической промышленности, каучук 1569,8 1686,8 15,3 14,9
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 33,3 34,9 0,3 0,3
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 395,1 405,2 3,9 3,6
Текстиль, текстильные изделия и обувь 423,4 479,3 4,1 4,3
Драгоценные камни и металлы, изделия из них 10,3 10,3 0,1 0,1
Металлы и изделия из них 615,4 637,0 6,0 5,6
Машины, оборудование и транспортные средства 5548,7 6335,2 54,0 55,8
Прочие товары 659,8 817,6 6,4 7,2

Источник: Андреев В.Д. Российско-германские экономические отношения: движение к стратегическому партнерству// БИКИ.-2003.- №89.- С.3:

Рис. 1. Товарная структура экспорта России в страны дальнего зарубежья в январе-апреле 2005 г . (в январе-апреле 2004 г .), %

К работе также предъявляются следующие требования:

  1. Выравнивание в работе — по ширине. Единый стиль в оформлении!
  2. грамотно оформленный титульный лист (см. методичку)
  3. план с указанием страниц. Нумеруются главы (Глава 1, Глава 2, Глава 3) и подпункты глав (1.1, 1.2, 2.1, 2.2, …) Введение, заключение, литература, приложения в плане не нумеруются.
  4. наличие введения и заключения
  5. страницы работы должны быть пронумерованы. Титульный лист является 1-ой страницей, но номер на ней не ставится. Каждая глава, заключение, список литературы пишутся с новой страницы
  6. заголовки, а также основные определения, названия, основные понятия должны быть выделены шрифтом (жирный, курсив). Также желательно использовать средства Microsoft Word (нумерованные/маркированные списки)
  7. все сокращения должны быть единожды расшифрованы. В заголовках лучше писать полностью.
  8. в работе должны быть постраничные сноски на источники с указанием страниц
  9. в работе должны быть таблицы и рисунки (диаграммы, схемы, графики). Небольшие — в тексте работы, объемом более ½ страницы – помещаются в Приложение. В работе идет сквозная нумерация таблиц (таблица 1, таблица 2, …) и рисунков (рисунок 1, рисунок 2, …) Каждая таблица/рисунок должна иметь название, должны быть указаны единицы измерения, годы; в графиках должны быть подписаны координатные оси; должен быть указан источник!
  10. приложения следуют после списка литературы. Страницы приложения не нумеруются. Каждое приложение печатается на отдельной странице. В каждом приложении содержится 1 таблица (или другой материал). Причем слово таблица/диаграмма/… не пишутся. Нумерация – Приложение 1, Приложение 2, …
  11. список литературы должен содержать не менее 10-15 наименований различных источников:
    • официальные документы – Федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства
    • учебная литература (в т.ч. написанная преподавателями Финансовой академии)
    • научная литература
    • справочники, энциклопедии
    • статьи из периодической печати (научные журналы, газеты)
    • интернет-ресурсы (в первую очередь официальные сайты, Правительства РФ, Президента, министерств, различных экономических организаций; интернет-издания)
    • желательно использовать литературу на иностранных языках
  12. работа должна быть написана на основе новой литературы (изданной за последние 5 лет). Также необходимо знание новейшей литературы (за последние 6 месяцев)
  13. в работе обязательно должна быть статистика – цифровые данные. Это таблицы, диаграммы, показатели. Причем на каждую таблицу/диаграмму должна быть ссылка по тексту работы и каждая таблица/диаграмма должна быть проанализирована. Также необходимо знание новейшей статистики (за последние 6 месяцев)
  14. язык работы — научный, нейтральный, сдержанный. (Работа состоит из…В работе рассматриваются… Важно изучить… Нужно заметить, что… Автор пришел к выводу, что…) Резких суждений в работе быть не должно. Стиль научной работы отличается от стиля газеты или популярного журнала!
  15. работа должна быть написана логично. План должен раскрывать тему. Разделы работы должны быть сбалансированными и логически связанными между собой. Содержание работы должно соответствовать теме, а содержание разделов — их названию.
  16. важна связь работы с российской проблематикой. При рассмотрении тем, напрямую связанных с Россией, необходимо использовать нормативные акты РФ.
  17. оценивается степень самостоятельности в изложении материала. Не допускается переписывание подряд больших фрагментов из какого-либо источника.
  18. наличие элементов научной новизны является достоинством работы.

СНОСКИ! Их должно быть много – около 30-35 на всю работу!

Используйте выделение шрифтом!

А также списки – нумерованный, маркированный!

источник

Название источника вступление 1 вопрос 2 вопрос
Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. – М., 1993. Инновационное обучение: стратегия и практика. – М., 1994. с. 6-7 с. 29-50 Выписка, папка 2, блок 7. с. 51-60 Выписка, папка 2, блок 7.

После анализа и углубленного чтения подобранной литературы студент разра­батывает структурно-логическую схему или подробный план курсовой, контроль­ной работы. Они не должны быть громоздкими и отражать лишь порядок рассмот­рения узловых вопросов, формы представления исследовательского материала, особенности обоснования и аргументации высказываемых предложений. От того, насколько глубоко продуман и правильно составлен план, во многом зависит каче­ство работы.

Вo введении необходимо обосновать актуальность избранной темы, кратко по­казать ее место и роль в изучаемой учебной дисциплине, уровень разработанно­сти в литературе, сформулировать конкретные задачи, которые студент собирает­ся решить.

При изложении основной части курсовой работы автор подробно раскрывает сущность и содержание рассматриваемого вопроса, современные подходы к его пониманию, указанные в литературных источниках; проводит анализ реального состояния данного вопроса или проблемы в практике профессиональной деятель­ности, использует при этом как собственный исследовательский материал, так и данные, полученные другими исследователями; вскрывает узкие места, нерешен­ные проблемы, противоречия раскрываемого в работе вопроса, обосновывает возможные пути и рекомендации по его разрешению. Каждый вопрос основной части работы должен заканчиваться краткими, в 2-3 абзаца, обобщающими выво­дами.

Изложение основных вопросов следует вести своими словами, но грамотным, литературным языком. Допускается умеренное цитирование различных источни­ков, с обязательными ссылками на них. Привлекаемый статистический и цифро­вой материал не должен перегружать работу и превращать ее из теоретической в описательную. Большое значение имеет правильное выделение абзацев, каждый из которых должен говорить о новой мысли автора, иметь логическую завершен­ность и целостность.

Связь между абзацами обеспечивается как общей логикой рассмотрения во­проса, так и специальными выражениями-связками типа:

Анализ литературных источников свидетельствует, что.

Исследование практической деятельности специалистов данного профиля показало.

Важное значение в рамках современных подходов к.

Важнейшим элементом рассматриваемой системы.

Подобные исследования, проведенные в рамках.

Теоретический анализ литературы, изучение практики реализации данной концепции.

Специалисты, исследовавшие эту проблему, сделали вывод о том, что.

Проведенное изучение данного вопроса в . дает возможность утверждать .

Данные выражения-связки позволяют избежать повторов слов в началах пред­ложений и абзацев, развивают культуру текстуального оформления различных документов.

В заключении в сжатом виде излагаются основные теоретические выводы, сде­ланные в результате проведенного исследования, практические рекомендации, предложения по разрешению данной проблемы на практике и дальнейшему изу­чению.

После того, как подготовка курсовой, (контрольной) работы или реферата в ос­новном завершена, студент должен уделить основное внимание ее редакционно-техническому оформлению.

Работа начинается с титульного листа и плана. Их образцы представлены в приложении №№ 1, 2. Текст печатается на одной стороне листа белой нелинован­ной бумаги форматом А4 (210 х 297). Каждая страница основного текста и приложений должна иметь поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. На странице печатается 28-32 строки по 60-65 знаков с учетом пробелов меж­ду словами и знаков препинания. Нумерация страниц проводится последователь­но, начиная с 3 страницы. Образец оформления страницы показан в приложении № 3.

Заголовки и подзаголовки вопросов плана отделяются от основного текста про­белом в 2 интервала. Начала абзацев удаляются от левого края текста на 1,25 см по всей работе. Таблицы, схемы, графики, рисунки, как в основном тексте, так и в приложениях должны быть выполнены на стандартных листах. Таблицы и схемы, занимающие большую часть формата страницы, печатаются на отдельных листах. По тексту они нумеруются арабскими цифрами, например: Схема 2, Таб­лица 4, Рис. 1 и т.д.

Приведенные в курсовой (контрольной) работе цитаты оформляются в соответ­ствии с правилами библиографического описания. В них сохраняются все особен­ности документа, из которого она взята: орфография, пунктуация, расстановка аб­зацев, шрифтовые выделения. Цитата внутри текста, как правило, заключается в кавычки. Все цитаты, другой использованный материал (статистические данные, результаты других исследований и т.п.) подтверждаются ссылкой на источник. Ссылка может быть внутритекстовая, подстрочная или затекстовая. При внутри­текстовой ссылке сразу после приведенной цитаты указывается источник. Напри­мер:

«Резкое изменение среды обитания, характера обучения, ритма жизни современного общества, снижение двигательной активности зачастую приво­дят к . снижению до 20-25% удельного веса абсолютно здоровых детей» /Развитие и диагностика способностей. – М.: Наука, 1991. – С. 77/

Затекстовые ссылки выносятся в конец работы и помещаются на отдельной странице, а после цитаты ставится соответствующая цифра. Нумерация таких цифр ведется последовательно от начала и до конца работы. Некоторые студенты используют такой прием: после цитирования в квадратных скобках ставится две цифры, например [21, 360], что означает, что цитата взята с 360 страницы источ­ника, находящегося под 21 номером в приведенном в конце курсовой работы спи­ске литературы.

Чаще используются подстрочные ссылки. Они помещается внизу той страницы, на которой производится цитирование или заимствование. Сразу после цитаты или приведенного материала чуть выше основного текста ставится цифра 1, если на данной странице это первая ссылка, либо 2, если – вторая, 3 – третья и т.д. За­тем внизу страницы после черты в 15 знаков под соответствующим номером при­водится источник. При первом библиографическом описании документа в ссылке указывают­ся все необходимые и некоторые факультативные элементы. Например:

1. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1992. – С. 4546.

В повторных библиографических ссылках на данный источник можно указывать только автора, название и соответствующие страницы:

1. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. С. 34.

Если на данной странице подряд приводится несколько ссылок на один и тот же документ, то в повторной и последующих ссылках просто указывается:

Если цитата приводится не дословно, а студент просто передает своими сло­вами высказанную кем-то идею, предложение, то в ссылке отмечается:

Читайте также:  Замершая беременность генетика какие анализы

См.: Философия образования для ХХ1 века. – М., 1992. – С. 134-135.

См., подр. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – C. 58-76.

Все ссылки печатаются через 1,5 интервала. Если текст напечатан через 1,5 интервала, то в ссылках должен быть 1 интервал.

После того как работа должным образом оформлена, она сдается на проверку преподавателю. Он пишет отзыв и принимает решение о допуске работы к защи­те. Курсовая работа защищается студентом в установленное расписанием заня­тий время.

Процедура защиты состоит из:

краткого сообщения студента (10-15 минут) об основном содержании работы, выводов и рекомендаций по исследуемой проблеме; ответов студента на вопросы преподавателя и других присутствующих на защите лиц;

объявления оценки и выставлении ее в ведомость и зачетную книжку студен­та.

Курсовые работы оцениваются по 4-балльной системе: отлично, хорошо, удов­летворительно, неудовлетворительно; контрольные работы: зачтено, незачтено. При получении неудовлетворительной оценки студент повторно выполняет работу по новой теме или перерабатывает прежнюю. Студенты, не предста­вившие в установленные сроки курсовые и контрольные работы или не защитив­шие их по неуважительной причине, считаются имеющими задолженность, кото­рую они должны ликвидировать до начала следующего семестра.

Выполненные курсовые работы после их защиты хранятся в архиве учебного отделения в течение одного календарного года, а затем уничтожаются по акту.

Рассмотренные приемы, способы, правила учебной познавательной деятель­ности позволяют студентам существенно повышать качество самостоятельной работы, успешно осваивать программу обучения в колледже. Эффективность ис­пользуемой техники и методики самостоятельной работы в решающей степени зависит от определенных личностных качеств человека.

Приложение 1

Образец оформления титульного листа курсовой работы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«КРАЕВОЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Дата добавления: 2014-11-06 ; Просмотров: 10055 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

При выполнении курсовой работы очень часто приходится прибегать к методу анализа.

Самым первым этапом является собор и анализ информации. Прежде чем приступить к написанию теоретической части, необходимо изучить огромное количество материала по теме. Зачем это нужно? В курсовой работе не допускается плагиат, а соответственно, переписывание информацию в свою работу недопустимо, поэтому следует ответственно подойти к этому вопросу. После сбора информации по своей теме, ее необходимо прочитать. Затем необходимо проанализировать литературу, которая содержит мнения различных ученых на поставленную проблему. Это очень важно, поскольку курсовая работа заключается в демонстрации умения на примере различных высказываний, продемонстрировать свою точку зрения, отличную от уже существующих. Поэтому метод анализа в этом случае играет главную роль.

В зависимости от темы курсовой анализу подлежит объект исследования. Исходя из выбранного объекта, это может быть промышленное предприятие, сфера услуг или развлечений, работа гостиничного комплекса или бара, сети ресторанов, осуществляется анализ в соответствии с поставленными задачами курсовой работы. Например, объект исследования может анализироваться по следующим основным показателям:

  1. Основные особенности функционирования объекта, его местоположение, конкурентоспособность, финансовая устойчивость, ликвидность активов.
  2. Приводится общая характеристика объекта, и рассчитываются основные показатели, связанные с его деятельностью. Можно рассмотреть текучесть кадров, иерархию подчинения, зависимость от заемных средств – набор показателей зависит от названия курсового проекта.
  3. Если анализу подлежит целая сфера деятельности, то обязательно нужно сравнить с зарубежным опытом ведения дел.
  4. Приводится пример описания применяемого метода исследования, который указан во введении. Если курсовая работа связана с маркетинговыми исследованиями, то в качестве методики может быть предложена подробная схема введения нового продукта в продажу, оценку покупателей, спрос, возможные прибыли или убытки от нового вида деятельности. Обязательно необходимо сделать вывод об эффективности применяемого метода, привести примеры, как бы сложилась ситуация без использования методики. Если приводится пример зарубежной практики, то обязательно нужно указать ссылку на источник используемой литературы.
  5. Выводы, которые формулируются после проведения анализа, связанные с будущей перспективой развития объекта исследования.

Анализ объекта исследования в курсовой работе является основополагающим разделом, потому как именно на его основе будут формулироваться дальнейшие рекомендации и мероприятия по улучшению деятельности. Без анализа невозможно предложить какие-либо этапы, потому как неизвестно существующее положение дел. Во время защиты курсовой работы члены комиссии обязательно обратят внимание на то, какие показатели анализировались в разделе, и с какой целью, что удалось выяснить и к какому результату это может привести. Разрабатываемые мероприятия на основе полученных в результате анализа данных и будут являться научной деятельностью студента, который сможет показать умение использовать теоретические знания на практике. В конце нужно обязательно указать практическую значимость исследования и приведенных рекомендаций, объяснить, что без исследования объект потерял бы долю прибыли или ценные кадры, в зависимости от темы курсовой работы.

На докладе, представленном на защиту комиссии, нужно использовать выражения: « В ходе проведенного анализа», «Анализ показателей привел к…», чтобы продемонстрировать самостоятельность выполнения работы и свою заинтересованность в теме исследования.

источник

При написании курсовой необходимо придерживаться определенных правил и структуры. Так, во введении, которое мы тщательно разбирали на нашем телеграм-канале, очень важно правильно отразить методы исследования, используемые студентом при написании работы.

Однако практика показывает, что не все студенты одинаково хорошо понимают, что же представляют собой эти методы исследования и как их описывать.

В этой статье мы расскажем, что такое методы исследования, как их описывать в работе и какие применять.

Методы исследования – это способ получения знаний и навыков, расширения теоретической базы. Именно они помогут студенту получить или доказать тезисы, полученные в курсовой.

Однако в науке существует очень много методов. Не все из них стоит применять при написании курсовой. Выбор методологии научного исследования в курсовой работе будет напрямую зависеть от формулировки целей и задач.

Например, для работ по физике есть метод физического моделирования. В работах, связанных с биологией, может встречаться метод биоиндикации.

В науке различают общенаучные и частнонаучные методы исследования. Если первые используют в любой науке, то вторые подходят только для конкретных сфер, где можно применят лишь узкие исследовательские приемы, принципы познания.

Также методы могут быть общими (те, которые используют во всем процессе исследования совершенно любых наук) и специальными.

Но самая основная классификация методов заключается в их разделении на:

  1. Практические (эмпирические) методы исследования. С их помощью автор фиксирует и описывает факты явления, находит связь между ними.
  2. Теоретические методы исследования. С ними автор осуществляет подробный анализ фактов, раскрывает закономерности, создает мысленные модели, использует гипотезы.

Любой метод призван помогать автору искать истину, правильно понимать и объяснять нынешнюю ситуацию и даже способствовать ее изменению.

Выбор используемого метода будет напрямую зависеть от определения объекта и предмета исследования.

Как мы уже говорили, по основной классификации методы исследования разделены на два больших блока: теоретические и практические методы исследования. В каждом из них есть целый ряд специфических методов.

Теоретические методы:

  • абстрагирование;
  • аналогия;
  • классификация;
  • обобщение;
  • сравнительный анализ;
  • синтез (объединение);
  • изучение и анализ литературы;
  • изучение и анализ документации, архивных источников и т. д.

Практические методы:

  • эксперименты;
  • наблюдение;
  • расчеты, измерения;
  • моделирование;
  • беседа или интервью;
  • опрос;
  • описание и т. д.

Выбирать метод наугад нельзя, так как он будет подробно раскрыт в основной части курсовой. Тут же будут подробно описаны результаты и анализ применения выбранного метода. Вот почему его нужно подбирать тщательно и обоснованно для каждой конкретной работы.

Чтобы сделать это, давайте подробно изучим каждый метод.

В его основе лежит конкретизация отдельных свойств явления или предмета, которое призвана изучить курсовая.

Этот метод довольно часто встречается в гуманитарных науках. С его помощью удается уловить серьезные закономерности в таких науках, как педагогика, философия, психология.

Хороший пример абстрагирования – изучение литературы, которая разделяется на большое количество стилей, жанров и пр. Например, мы можем изучить жанры литературы, отбросив ненужные характеристики языка, издания печати, стиля и т.д.

Принцип заключается в следующем: мы можем сделать выводы об объекте и предмете исследования на основе знаний о свойствах и характеристиках предмета и объекта, схожего с теми, которые изучаем мы в данный момент.

У этого метода нет стопроцентных результатов, но ученые отмечают его высокую эффективность в целом.

Метод аналогии хорошо применять тогда, когда у нас нет возможности изучить непосредственно исследуемый объект.

Например, так часто изучают планеты земной группы, их условия и свойства для возможного будущего освоения человеком.

Это один из самых простых, но вместе с тем эффективных методов исследования в курсовых. Его суть в структуризации, то есть разделении объектов на схожие по определенным признакам группы.

Например, классифицировать можно по следующим признакам:

  • по материалам (металл, пластик стекло, дерево);
  • по физическим параметрам (вес, объем, размер);
  • по стилям (готика, барокко, классицизм);
  • по жанрам (живопись, худ. литература, скульптура);
  • по геополитическому расположению (Европа, Азия, Америка);
  • по хронологии (Античность, Древние времена, Средневековье, Новое время, Новейшая история).
  • и т.д.

Учащийся может разработать собственную классификацию и использовать ее в исследованиях курсовой работы.

Речь идет об объединении нескольких объектов и предметов в группу по определенным признакам, чтобы выявить их общие характеристики и особенности.

  • эмпирическим или индуктивным – от конкретных свойств к общим;
  • аналитическим – переход между суждениями без использования эмпирической действительности.

Например, метод обобщения используют для перехода от понятия «лайм» к «цитрусовым», а потом к «растениям» в общем.

Суть метода – сопоставить характеристики и свойства нескольких предметов, попутно выявляя их сходства и различия.

Например, его часто используют для сравнения стилей писателей или художников, а также для сравнения характеристик разных автомобилей.

Речь идет об объединении в одно целое предварительно обнаруженных или уже известных свойств/характеристик предмета.

Этот метод идет бок о бок с методом анализа, так как является его частью и выступает объединяющим фактором.

Этот метод помогает сделать выводы о степени изученности разных аспектов, по каким имеется огромный список научных трудов, а какие лишь на стадии изучения.

Этот метод часто используют в следующих типах работ:

  • научный труд авторитетного автора,
  • коллективная монография,
  • заметка, очерк, статья,
  • мемуары и пр.

Чем больше работ по определенной тематике, тем более глубоко она изучена и тем более исследованным считают предмет/явление.

По этому же принципу работают методы архивных источников и изучения документации.

Его редко используют для курсовых, так как в его основе лежит принцип повторяемости и доказательности.

Суть метода в том, чтобы в ходе эксперимента у автора была возможность не только продемонстрировать определенное свойство/явление, но и была возможность его повторить.

Хороший пример – эксперимент Галилея по выявлению скорости падения свинцового шарика и пушечного ядра.

Именно с этого метода начинается любое научное познание, так что он считается ключевым в списке всех методов.

В его основе лежит наблюдение за объектом и фиксирование любых значимых деталей, изменений, реакций, свойств.

Например, в ходе наблюдения за птицами через бинокль орнитолог фиксирует важные данные: места их обитания, поведение, отношения с сородичами и т.д.

Важность этого метода заключается в фиксации и дальнейшем выражении в численных показателях любых физических параметров: роста, веса, длины, объема и других при использовании определенных единиц измерения.

Например, измерение длины определенного животного, по которому можно делать выводы по размерам всех представителей этого вида.

В общем смысле речь идет о копии, уменьшенном и структурированном образе объекта/явления, имитации.

Моделирование может быть следующих типов:

  • предметное – воспроизведение части объекта;
  • знаковое – моделирование путем схем, формул, чертежей и пр.;
  • мысленное – мысленные или виртуальные операции (компьютерные программы, алгоритмы и пр.).

Этот метод часто используют в разработке и создании новейших технологий, конструировании авто, сооружений и т.д.

В основе этих двух методов лежит личный разговор с тем, кто способен предоставить важную информацию об изучаемом объекте/явлении или сам является таковым.

В отличие от беседы, у интервью более регламентированный порядок. Во время него опрашиваемому задают более конкретные, заранее сформулированные вопросы, требующие четкого ответа. При этом тот, кто является инициатором разговора, не высказывает свою точку зрения.

У беседы же характер более непринужденный. Здесь оба участника могут свободно высказывать свою точку зрения и задавать вопросы друг другу.

Это довольно распространенные научные методы исследования при написании курсовых, так как их легко реализовать и они весьма эффективны.

У этих методов тоже много общего: в обоих вопросы готовят заранее, дают несколько подходящих для ответа вариантов.

Отличаются они тем, что опрос можно проводить и письменно, и устно. Анкетирование можно реализовать только в письменной или компьютерной форме, причем чаще всего – графически.

В методологии исследования курсовой эти способы направлены на работу с большим количеством людей для получения максимально точных результатов.

У этого метода есть много общего с методом наблюдения. Отличается от него тем, что здесь фиксируют не только явления и поведение, но и внешние признаки и вид изучаемого явления/объекта.

Например, при использовании метода наблюдения орнитолог описывал взаимодействие птиц. Если бы он использовал метод описания, он бы документировал и внешний вид пернатых, их гнезд и пр.

При таком обилии методов научного исследования можно запутаться. Выбирать подходящие можно по следующим критериям:

  1. Соответствие принципам научных изысканий.
  2. Прогностичность или научная обоснованность.
  3. Соответствие логике рассмотрения, комплексная взаимосвязь с другими методами.

Методология курсовой описывается во введении. Здесь не нужно давать расшифровку каждому используемому методу и прописывать его классификацию. Достаточно просто перечислить те, которые автор использовал при написании курсовой.

При описании методов автор должен понимать, где и как он их реализовал в работе. При этом важно не переборщить и не написать лишних, так как проверяющий может поинтересоваться, где именно автор их использовал.

Зато если у вас были задействованы специфические методы научного исследования, их обязательно укажите.

Вот пример описания методов исследования в курсовой работе:

Дисциплина «История»
«Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, посвященных событиям в истории города; изучение архивных материалов и закрытых фондов Музея боевой славы, интервьюирование ветеранов Великой Отечественной войны».

Дисциплина «Право»
«Методологическая основа курсовой работы включает: системный анализ, сравнение, типологизацию, теоретико-правовое прогнозирование».

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Дисциплина «Психология»
«Психология. Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, проективный метод (по Л. Франку), квантификация. Психодиагностические профессиональные методики диагностики эмоционального выгорания личности по В. В. Бойко, «Миссисипская шкала ПТСР»

Теперь вы знаете, какие методы в курсовой работе можно использовать для качественного написания труда. Остается лишь определить свой и грамотно описать его во введении. Ну а если с этим не сложилось, не опускайте руки и не теряйте время. Обращаетесь в сервис студенческой помощи, где с этим помогут в минимальные сроки.

источник

За несколько лет обучения в ВУЗах или СУЗах студентам не единожды приходится писать курсовые работы. В этой статье будут раскрыты основные методы исследования, которые применяются при написании курсовых работ в учебных заведениях.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Метод исследования в курсовой работе – это путь, средство и инструмент, способствующий получению новых знаний и навыков, расширению теоретической базы, помогает подтвердить или доказать на практике, изложенные в курсовой работе тезисы.

Не секрет, что методов в науке много, поэтому не всегда есть необходимость использовать их все. Выбор методологии напрямую зависит от поставленных в работе цели и задач, из которых определяются, применяемые в ней, методы.

Любой метод нужен для нахождения истины, правильного понимания и объяснения сложившейся ситуации, а в некоторых случаях помогает ее изменить.

От выделенных в курсовой задач, предмета и объекта работы будет зависеть и выбор используемых методов исследования.

Методы исследования нужны, чтобы понять способ изучения, осмысления темы, заявленной в курсовой работе.

Все методы исследования принято делить на 2 основные группы:

По этому же принципу данная статья будет разделена на 2 крупных блока.

Группа теоретических методов включает в себя:

  • абстрагирование;
  • аналогия;
  • классификацию;
  • обобщение;
  • сравнительный анализ;
  • синтез (объединение);
  • изучение и анализ литературы;
  • изучение и анализ документации, архивных источников и т. д.

Научные методы исследования включают в себя:

  • эксперименты;
  • наблюдение;
  • расчеты, измерения;
  • моделирование;
  • беседа или интервью;
  • опрос;
  • описание и т. д.

Внимание! Метод, используемый в курсовой работе, раскрывается в практической части работы. Также в ней описываются результаты применения метода и их анализ.

Нельзя выбирать метод исследования наугад. Он должен быть обоснованным и необходимым для конкретной работы.

Например, вам необходимо спрогнозировать динамику кукурузного роста, используя при этом математическую модель, основанную на принципе наименьших квадратов. В качестве обоснования можно указать, что данный метод позволяет наиболее точно отразить статистические данные. Дополнительным плюсов в пользу этого метода будет также то, что ранее подобная модель не использовалась при прогнозировании кукурузного роста.

А теперь давайте углубимся в методологию и разберем каждый из вышеописанных методов подробнее.

В первый блок вошли методы, относящиеся к теоретической части исследования, в которых не применяется практических действий.

Этот метод исследования основывается на конкретизации отдельного свойства предмета или явления, которое изучается в рамках научной работы.

Если говорить простыми словами, то суть этого метода заключается в том, что студент изучает свойство или качество объекта и предмета исследования, которое ему необходимо для работы, не беря при этом в расчет все остальные свойства и характеристики.

Абстрагирование является одним из важнейших методов исследования в гуманитарных науках. Оно позволяет уловить важнейшие закономерности в психологии, педагогике и философии, которые не видны с первого взгляда.

Примером абстрагирования может служить исследование литературы, которая подразделяется на огромное количество жанров, стилей, видов и т. д. Применяя этот метод, можно отбросить и не рассматривать не нужные нам характеристики предмета исследование, такие как: издание, печать, язык, жанр и другие.

В итоге выводом, сделанным на основе абстрагирования, может быть определение литературы как совокупности всех произведений, отражающих научные, художественные, философские и другие мнения и позиции отдельно взятого человека или целого народа.

Суть этого метода заключается в том, что на основе знаний о свойствах и характеристиках схожего с объектом исследования предмета, можно сделать определенные выводы и о том, что мы рассматриваем в научной работе.

Метод не дает стопроцентных результатов, но в целом довольно эффективен. Применяется в случаях, когда непосредственно исследуемых объект нельзя изучить.

По примеру аналогии делаются некоторые выводы о планетах земной группы, их свойствах и условиях для потенциального освоения человечеством.

Классификация – один из самых простых, но эффективных способов, применяемых в исследовательских работах. Сутью этого метода является структуризация, разделение объектов исследования на определенные группы по каким-либо сходным признакам.

Классифицировать можно по различным признакам, к примеру, по таким, как:

  • физические параметры (размер, вес, объем);
  • материалы (металл, дерево, пластик, фарфор);
  • жанры (художественная литература, живопись, скульптура);
  • стили (барокко, готика, классицизм).

Также можно делить по геополитической принадлежности:

  • Европа (Восточная, Западная, Южная);
  • Азия (Восточная, Юго-Восточная, Ближний Восток);
  • Америка (Северная, Латинская, Карибский бассейн).
  • Древние времена (Др. Египет, Ассирия, Вавилония);
  • Античность (Др. Греция, Римская Империя);
  • Средние века (Европейское средневековье, Азиатское, Американское);
  • Новое время;
  • Новейшая история.

Вышеприведенные классификации приведены исключительно в качестве примеров.

В курсовой работе можно применять любую классификацию, которая будет наиболее точной, удобной и эффективной.

При использовании этого метода происходит объединение нескольких предметов и объектов в более крупные группы по определенным сходным признакам для выявления общих характеристик и особенностей.

  • индуктивное (эмпирическое) – переход от конкретизированных свойств и характеристик к более широким, общим суждениям;
  • аналитическое – переход от одного суждения к другому, осуществляемый в мысленном процессе без использования эмпирической действительности.

Обобщение применяется часто, примером может служить переход от понятия «лимон» к «цитрусовым», затем к «растениям» в целом. Еще примером может служить переход от понятия «Земля» к «планетам земной группы», далее к «небесным телам».

Этот способ заключается в сопоставлении характеристик и свойств двух или более предметов, при котором выявляются их сходства и различия. Данный метод очень популярен.

В качестве примера можно привести сравнение художественных стилей живописцев или писателей, характеристик одного автомобиля с другим и т. д.

Синтезом называют объединение заранее выявленных или известных свойств и характеристик предмета в единое целое. Синтез неразрывно существует с анализом, поскольку всегда присутствует в нем как фактор объединяющий результаты анализа.

Пример. По результатам, проведенного нами, анализа работы различных структур завода (производственные цехи, отдел бухгалтерии, руководящий состав, технический и т. д.) был сделан синтез, на основе которого выявлена общая ситуация, сложившаяся на заводе, его эффективность и рентабельность.

На основе этого метода делаются выводы по тому, насколько хорошо изучены те или иные аспекты, по каким существует большой багаж научных трудов, а какие до сих пор находятся на стадии изучения.

При использовании этого метода применяются:

  • научные труды авторитетных авторов;
  • коллективные монографии;
  • статьи, очерки, заметки;
  • мемуары и т. д.

Чем больше существует работ на определенную тему, и чем глубже она изучена, тем более исследованным считается предмет или явление.

По такому же принципу работает и метод изучения документации и архивных источников.

В этом блоке будут рассмотрены научные, практические методы исследования, которые наглядно демонстрируют умозаключения, сделанные на основе теоретических знаний и способов.

Этот метод является одним из самых действенных, поэтому является важной составляющей для написания серьезного научного труда. В курсовых работах применяется крайне редко.

Основными принципами этого метода исследования являются повторяемость и доказательность.

Простыми словами, эксперимент должен не только наглядно продемонстрировать или открыть то или иное свойство или явление, но и должен иметь возможность быть повторенным.

Традиционным примером считается, проведенный Галилеем, эксперимент по установлению скорости падения пушечного ядра и маленького свинцового шарика. Он сбрасывал их с Пизанской башни и смотрел, что быстрее приземлится на землю. Сейчас этот эксперимент считается необъективным, поскольку при его проведении не были учтены никакие контролирующие факторы.

С этого метода начинается любое научное познание, поэтому наблюдение считается одним из ключевых исследовательских способов.

Его суть очень проста: наблюдатель смотрит за исследуемым объектом и фиксирует все, что кажется ему важным. Все изменения, реакции, свойства.

Пример. Орнитолог наблюдает за птицами через бинокль, фиксирует их поведение, место обитания, взаимодействие с другими представителями своего вида и т. д.

Этот метод один из самых эффективных и представляет собой фиксацию любых физических параметров объекта (вес, рост, длина, объем и т. д.) при помощи единиц измерения. Полученный этим методом результат фиксируется и выражается в численном показателе.

Примером может служить измерение длины нескольких особей животного, на основе которого можно сделать выводы о размерах всего вида.

В широком понимании этого термина модель – это копия, структурированный, уменьшенный образ чего-либо, имитация одного или нескольких объектов.

Моделирование подразделяют на:

  • предметное (воспроизводится отдельная часть изучаемого объекта);
  • знаковое (моделирование производится с помощью чертежей, формул, схем и т. д.);
  • мысленное (операции, проводимые мысленно или в виртуальном мире, например, алгоритм, компьютерная программа, компьютерное моделирование).

Моделирование применяется при создании и разработке новых технологий, конструировании сооружений, автомобилей и т. д.

Эти методы очень сходны. Суть их заключается в личном разговоре с человеком, который может дать необходимую информацию об изучаемом объекте или сам является объектом изучения.

Отличие беседы от интервью заключается в том, что последнее носит более регламентированный характер. Во время интервью опрашиваемый дает ответы на четко заданные, заранее сформулированные вопросы, интервьюер же при этом практически не демонстрирует свою точку зрения.

Беседа носит более непринужденный характер, во время нее оба собеседника могут высказывать свое мнение, задавать вопросы, причем даже спонтанные.

Оба метода очень популярны при написании курсовых работ, поскольку легко реализуемы и эффективны.

Эти методы тоже имеют много схожего между собой. И тот, и другой подразумевают под собой заранее подготовленные вопросы, на которые необходимо получить ответы. Зачастую даются несколько готовых вариантов ответа.

Отличие же заключается в том, что опрос может быть как в письменной форме, так и в устной, а вот анкетирование только в письменной или компьютерной версии. При этом зачастую ответ дается в графической форме.

Плюсом этих методов является возможность охватить большое количество человек и получить наиболее точные данные.

Этот метод имеет некоторое сходство с наблюдением, но в отличие от него при использовании этого способа фиксируются не только явления, поведение, но и внешний вид и признаки изучаемого объекта.

Пример. Возьмем уже использованный выше пример с орнитологом, наблюдающим за птицами. Если в первом случае он фиксировал поведение и взаимодействие птиц с другими животными, то при описательном методе он сделает упор на фиксацию данных о внешнем виде птиц, их гнезд и т.д.

источник

Часть курсовой работы, посвященная анализу, является не чем иным, как исследованием выбранной темы.

В нее входит рассказ о технологиях, методиках, средствах, которые способны решить те или различные возникающие проблемы в различных областях.

Устройство аналитической части курсовой статьи зависит от выбранной темы, которая должна быть согласована с наставником.

Под целью подразумевается нахождение проблемы, ее изучение, а также предложения и обоснования, которые могут решить данную проблему.

Сам анализ должен быть проведен с использованием методик, которые студент изучил во время обучения.

Также к статье надо приписать историческую справку, если у выбранной темы имеется история.

Конечно, для большинства задач есть решения: это либо типовые ответы, либо коммерческие изобретения, либо уже созданные статьи и работы по выбранной тематике.

Следует проанализировать все эти решения, а также сказать, что мотивировало ученика во время работы.

После детального изучения проблемы и подбора вариантов для решения должны появиться основания для решения выбранной проблемы на основе уже созданного материала или придумать новые разработки.

Способность найти, составить, обработать, систематизировать материал, затем применить самые лучшие методики и решения для вопроса является знаком того, что ученик уже владеет умением опытного специалиста.

Анализ выбранной области должен включать в себя ее описание и объекты, с которыми в дальнейшем студент собирается работать.

Следует дать характеристику выбранной работе и ее подразделениям, в рамках выбранной темы курсовой работы.

Затем следует описать цель предприятия, как оно устроено и его основные характеристики.

Так как объектом изучения при разработке задачи может быть выбрано конкретное предприятие или определенный человек, следует описать небольшую характеристику отдела, описать, как оно устроено, как подразделение управляется и как взаимодействует с другими предприятиями или объектами из внешнего круга.

Также следует дать описание деятельности, которую изучает студент, технико-экономические свойства, как объекта для управления.

Во время изучения надо дать, по возможности, описание стоимости и ограничений для предприятия.

После анализа предмета и объекта проектирования надо сформулировать информационные потребности, которые понадобятся для решения вопроса.

Затем создаются требования к информационной среде и задача для создания по ней проекта.

Для постановки задачи необходима цель, функции, которые будут выполняться, и требования, выдвинутые для создания проекта.

Решение цели может быть описано в терминах и проблемах, которые появились при анализе проекта.

Экономические. Используются для выбранной функции, целого предприятия или определенного подразделения. К ним относится: увеличение выпускаемой продукции, увеличение число клиентов и многое другое.

Улучшение качества для обработки информации. Сюда входит уменьшение срока для принятия компьютером решения выбранного вопроса, и другие вопросы, связанные с оптимизацией производства.

Когда студент будет описывать, для чего предназначается решение задачи, он должен написать, какие процессы будут автоматизированы, если проект захотят внедрить для производства.

Постановку задачи следует включить в характеристику о том, как решать задачу.

Здесь, автор курсовой работы, должны описать требования, которые он выдвигает для задачи, через определенные вопросы:

Как изменится функции организации, после работы со сборами, обработкой и выдачей данных

Читайте также:  При раке поджелудочной какие анализы

Из каких источников будет приходить оперативная и условно-постоянная информация, и как часто она будет поступать

Каковы этапы для решения задачи, их продолжительность. Также стоит рассмотреть вариант, а нужна ли автоматизация процесса

В каком порядке вводить первую информацию и список используемых экранов для ввода

Небольшая характеристика результатов и мест, где они будут использоваться

По какой системе будут вводиться данные в выбранную базу

Каков режим решения проблем, если они возникнут

С какой частотой будет появляться задачи и их решения

Создание и обоснование предложений для решения поставленных задач

В этой части, следует сказать, используются ли при выбранных технологиях, какие-либо программы, а если используются, то каким образом.

Также следует сказать, есть ли на рынке различные программы, созданные для решения данной проблемы .

Если таковые имеются, то следует дать краткую характеристику, хотя бы одной такой программе, и провести ее анализ, а также характеристики и функциональные возможности выбранной программы.

После следует сказать, чем отличается выбранная программа для реализации, от технологии, которую выбираете вы. Затем, пишите о том, зачем нужно создавать новое программное обеспечение и чем оно будет отличаться от старых программ.

После этого следует дать описание современным программам по проектированию, описать их положительные стороны и минусы, описать, почему именно эту программу вы выбрали и особенности пользования ее в выбранном проекте.

Как проходит процесс описания решений для проекта

При описании решений для проекта по его технологическому обеспечению студент должен дать характеристику отрицательных сторон современных технологий, все это должно быть в начале главы.

Затем следует создать и рассказать предложения по ликвидации обнаруженных недостатков, а также о том, какие новых технологии и подходы можно внедрить в производство.

Помимо этого, следует отметить, используется ли в данных технологиях вычислительные машины для решения некоторых вопросов.

Если они не используются, то нужно рассказать о решениях, которые способны избавить проект от недостатков.

Если в этой программе для решения используется вычислительная техника, то следует описать, как часто ее используют и насколько это эффективно, затем следует предложить новые разработки, способные увеличить эффективность используемой техники.

Бывает и такое, что курсовая работа внедряет совершенно новые разработки, поэтому будет требоваться высокая реорганизация, например, если на производство впервые внедряют компьютеры, в таком случае, следует описать преимущества выбранных вами технологий над их аналогами.

Для решения такого вопроса удобней всего использовать таблицу, где каждый момент будет тщательно описан, и не возникнет проблем с восприятием информации.

Также в обосновании можно написать о потребительских факторах, то есть о том, насколько распространен продукт, гарантии, имеется ли документация и инструкции по применению и други е важные характеристики.

Завершить обоснование можно с помощью перспектив, которые ждут выбранный инструмент: как долго будет использоваться продукт, можно ли его модернизировать, может ли использоваться для решения других задач.

Если для решения задачи будут применяться сетевые решения, то в курсовой надо ответить на следующие вопросы:

Какие будут требования к сети. Для этого надо создать свой вариант сети, или взять уже готовый, но провести в нем модернизацию под ваш проект. Если сможете найти полностью готовый вариант, то должны аргументировать свое решение

Как будет проходить работа пользователей в сети . Следует, в соответствии с бизнес процессами, распределить, где какой человек будет работать, а также определить его возможности для доступа к определенной информации

Администрирование сетей. Чтобы система нормально функционировала, следует назначить объем функций, которые будут доступны администратору . Итогом такой работы должно стать руководство для администратора системы.

Любые другие вопросы. Все зависит от системы, и появятся вопросы, которые придется решать, например, доступность системы для удаленных пользователей, соединение с помощью интернета, повышения безопасности системы и прочие вопросы. Все их надо проработать, после того, как они появятся

Помимо всего этого , в аналити ческой части курсовой работы должно быть следующее вопросы и ответы на них:

Экономическая составляющая работы

Насколько эффективно предложенное решение задачи

Начальная стоимость для внедрения разработанных условий в работу

Необходимость и цель использования вычислительной техники в работе над проектом

Чтобы правильно оценить стоимость услуг, надо составить очень подробный план для решения вопроса.

Надо правильно подсчитать все жизненные циклы проекта, составить все виды, которые будут использоваться для обеспечения системы, сколько придется отдать материальных и временных ресурсов, каковы будут трудозатраты на каждом этапе внедрения системы.

Для чего это делать? Правильно составленная система по созданию обустройства проекту поможет точно распланировать работу и затраты на нее.

Именно такой подход позволит составить очень качественное и подробное обоснование работы по итогам курса.

источник

В течение всего периода обучения студентам приходится написать не один учебный труд, каждый из которых предполагает наличие определенной методологии. Методы исследования в курсовой работе — важный элемент, который, как правило, прописывается во введении. Он позволяет комиссии составить четкое представление об уровне изученности вопроса, имеющейся базе знаний и отношении учащегося к полученному заданию.

Данное понятие подразумевает под собой те пути и средства, которые помогают получить новейшие знания по имеющемуся вопросу, расширить теорию и обосновать тезисы, приведенные в тексте курсовой, реферата или диссертации. Благодаря такому инструменту существует возможность собирать и обрабатывать информацию, грамотно и исчерпывающе фиксировать ее.

В науке выделяется много способов исследования, поэтому они были объединены в две больших группы: общенаучные и частнонаучные. Отличие заключается в том, что последние применяются и характерны только для конкретной дисциплины. Например, в социологии это интервью и включенное наблюдение, а в экономике – агрегирование и графический метод.

Выбор подхода к рассмотрению проблемы должен учитывать в первую очередь цели и задачи работы, область изучения.

Применять все возможные методы написания в курсовой работе нет необходимости. В противном случае это ведет к некорректному изложению материала и ложным выводам по теме, что негативно скажется на итоговой оценке за курсовую.

Помимо обще- и частнонаучных, с точки зрения области применения они подразделяются на теоретические (аналогия, обобщение, классификация и т. п.) и эмпирические (наблюдение, расчеты, опрос и др.). Также иногда выделяют экпериментально-теоретические. Каждый из них включает в себя ряд более конкретных подходов. Их использование позволяет достигнуть поставленных задач и целей.

Подробно описать методы, используемые в курсовой работе, необходимо в практической части проекта.

Также обязательно указать те результаты, которые были достигнуты после его использования. Главное требование – любой выбранный способ изучения должен быть обоснованным и незаменимым для данной работы.

Целью теоретических методов является подробное и полное объяснение того, что послужило причиной возникновения прецедента, установление его сущности и связи с окружающим. Они требуются для постановки задач, рождения гипотез и позволяют оценить итоги. Поэтому теоретические методы исследования в курсовой работе тесно взаимосвязаны с разного рода литературой: монографиями и статьями ученых, документацией по истории, периодикой и др. Данные подходы не требуют практических действий.

Подразумевает объединение исследователем двух и более объектов или предметов в укрупненные группы. Это делается на основе похожих признаков и помогает определить общие особенности и отличительные черты.

Обобщение может быть нескольких видов:

аналитическое – заключается в переходе от одной мысли к другой без обращения к эмпирической действительности;

индуктивное – подразумевает переход от конкретных характеристик к более широким суждениям.

Это одна из наиболее распространенных методик, применяемых студентами. В качестве примера можно привести переход от таких понятий, как «апельсин», к «цитрусовым», а далее к более общему «растения».

Суть заключается в конкретном рассмотрении определенного свойства предметов и явлений, изучаемых в научной работе. То есть конкретное качество подвергается всестороннему анализу и при этом не затрагиваются другие характеристики.

Данный способ часто используется в гуманитарных дисциплинах.

Благодаря ему появляется возможность выявить незаметные на первый взгляд, но важные закономерности в таких науках, как психология, философия, педагогика, а также дать четкие определения и получить новейшие знания.

Например, при изучении такого понятия, как «книга», необходимо сделать акцент на общих моментах, характерных для всех книг, и отбросить такие нюансы, как цвет, издательство и т. д.

Использование данного метода не дает четких результатов, но в целом является эффективным. Чаще всего применяется тогда, когда нет возможности изучить объект. В этом случае осуществляется перенос знаний с одного объекта на другой. То есть подбирается схожий объект и исходя из имеющихся материалов о нем делаются выводы относительно того, что рассматривается в проекте. Так, например, это актуально для изучения планет земной группы и возможности их освоения человеком.

Возможно применение индукции (при переходе от частных случаев к общим) и дедукции (от общего к частному).

Сравнительный анализ предполагает сопоставление свойств и характеристик предметов с целью выявления различий и сходств. Он часто используется в различных научных сферах и позволяет сравнивать мнение ученых или результаты исследований.

Наиболее простой метод изучения, который может быть применен в процессе исследовательской работы. Подразумевает под собой деление объектов на группы с учетом определенных признаков. Например, классификация может быть проведена по таким признакам:

физические данные, куда входят размер, объем и т. п.;

материал — дерево, металл, пластик;

стиль — готика, неоклассицизм и др.;

жанр — живопись, музыка, литература.

Возможно разделение и по хронологии, и по другим параметрам. Единственным условием является уместность приведения конкретной классификации для вашей работы.

Синтез предполагает объединение уже известных свойств в единое целое. Он тесно связан с анализом. Положения, которые были получены в качестве результата, включаются в теорию объекта, тем самым обогащая ее. Это дает толчок к новому научному поиску и определяет пути его развития.

Этот метод позволяет сделать выводы о глубине изученности тех аспектов, которые хорошо освещены в научных трудах, и выделить те, по которым информации на данный момент недостаточно.

Для этого необходима плотная работа с монографиями и научными статьями, мемуарами, очерками.

Большое количество работ по теме и исчерпывающая информация в них говорит о полном исследовании явления или предмета.

Данные способы основываются на получении информации с помощью органов чувств. Они позволяют доказать или опровергнуть выдвинутые гипотезы и являются продолжением тех тезисов, которые были выдвинуты на основе теоретических знаний.

В основе практических, а по-другому эмпирических, методов исследования в курсовой работе лежит наблюдение, измерение объекта, его сравнение с чем-либо и анализ параметров в ходе экспериментов.

Наиболее действенным и эффективным является именно выполнение эксперимента. Чаще всего он применяется, если нужно писать диссертацию и другую объемную научную работу. А вот в курсовой встречается крайне редко.

Данный метод строится на двух главных принципах: повторяемости и доказательности. Он не просто наглядно показывает конкретное свойство, но и должен быть повторен по мере необходимости. Сложность заключается как раз в проверке исследуемого явления в условиях, находящихся под полным контролем.

Ключевой способ для любого исследования, поскольку именно с наблюдения и начинается познание. Цель заключается в том, чтобы смотреть за объектом и фиксировать все важные показатели. Так, орнитологи наблюдают за птицами и устанавливают их место проживания, поведение, принципы питания. Это позволяет собрать много ценной и полезной для дальнейшего изучения информации, в том числе и статистических данных.

Чтобы провести все важные расчеты, требуется фиксировать различные физические данные объекта: вес, длину, рост и др. При этом используются стандартные единицы измерения. Благодаря этому результат выражается в численных показателях.

Необходимо создание модели, то есть уменьшенной копии объекта. Как правило, используется при разработке новых сооружений и технологий. Моделирование может быть:

знаковым – в этом случае используются чертежи и схемы;

предметным – требуется воспроизвести конкретную часть объекта;

мысленным – например, компьютерная 3D- и другие программы. Возможность трехмерного построения изображения является наиболее современным и продвинутым методом, позволяющим досконально изучить предмет со всех сторон и получить полное наглядное представление о нем.

Все это позволяет четко определять характеристики и таким образом улучшать их, рационально использовать способы построения и делать прогнозирование.

Организация интервью предполагает разговор с человеком, который может поделиться полезной информацией по нужной вам теме либо же если он сам является объектом исследования. Оно имеет регламентированный характер, то есть вопросы уже заранее сформулированы и необходимо получить ответы на них. К этому методу близка и беседа, которая также может применяться при изучении. Однако она носит более свободный формат и позволяет собеседникам высказывать личное мнение.

Подходы легко реализуются, поэтому пользуются особой популярностью.

Метод предполагает наличие заранее подготовленных вопросов, зачастую с несколькими вариантами ответа. Может проводиться и в письменной, и в устной форме. Преимущество заключается в возможности охватить большое количество людей и получить максимально точные данные.

Во многом схоже с наблюдением. Однако обязательным является фиксация внешнего вида исследуемого объекта или его признаков. Для описания могут использоваться диаграммы, рисунки и таблицы. Сегодня метод широко востребован гуманитарными и естественными науками. Часто требуется для экономических, математических дисциплин, а также в психологи и педагогике.

Теперь у вас есть общее представление о том, какие методы используются при написании курсовой работы. Как правило, они работают в комплексе, что позволяет дать исчерпывающую информацию по теме.

Рассмотреть особенности различных методов и правил их оформления можно на примере курсовой по педагогике на тему «Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности».

Так, в курсовой работе были использованы следующие методы научного исследования: «анализ теоретической литературы по теме, разработка исследования повышения эффективности проектной деятельности младших школьников, эмпирическое исследования путей повышения эффективности проектной деятельности младших школьников». Вкратце они перечисляются во введении и не требуют полной расшифровки, поскольку для этого отведена вторая, практическая, глава. По объему занимают не более 1 абзаца.

Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности

источник