Меню Рубрики

Как писать анализ к анкетированию

Вопросы, касающиеся выявления причин посещаемости магазина «Colin’s» и покупки одежды в зависимости от возраста и пола потребителя, нашли свое отражение в результатах данного маркетингового исследования.

Как видно по данным приложения 2, при ответе на 1 вопрос «Ваш возраст», были получены следующие результаты:

Рис. 2.1. Результаты ответов респондентов на вопрос «Ваш возраст».

По данным табл. П. 3 и рис. 3.1 очевидно, что основное количество опрошенных — 38%, находилось в возрасте от 20 до 35 лет. Это связано с тем, что данная категория опрошенных является более мобильной, работающей, а, следовательно финансово способной частью населения. На втором месте стоит возрастная категория опрошенных до 20 лет — 27%. Это — те дети, с которыми приходят посетители возрастной категории от 20 до 35 лет, а также часть самостоятельной молодежи, пришедшей за покупками. И на третьем месте возрастная категория от 35 до 40 лет — 24%. Данная категория посетителей, как правило, менее подвержена влиянию членов семьи, а также влиянию моды и других внешних условий при выборе одежды.

На вопрос «Какому типу магазинов Вы отдаете предпочтение?», респонденты отвечали следующим образом:

Результаты ответов на второй вопрос выявил, что 56 % всех опрошенных предпочитают монобрендовых производителей. А 44%- мультибрендовые.

Это свидетельствует о том, что большая часть посетителей запоминают наличие товаров определенных марок в местах покупки одежды, а соответственно, наличие оригинальных особенностей внешнего оформления магазина стимулирует повторный приход покупателей.

Рис. 2.2. Результаты ответов респондентов на вопрос «.Какому типу магазинов Вы отдаете предпочтение?».

На вопрос «Насколько часто Вы обновляете гардероб?», опрошенные отвечали следующим образом:

Рис. 2.3. Результаты ответов респондентов на вопрос «Насколько часто Вы обновляете гардероб?».

По результатам анкеты и рис. 3.3 можно сделать вывод, что большая часть опрошенных — 49%, посещают магазины молодёжной одежды «Colin’s» 1 раз в месяц, 27% — два раза в месяц, 24%-один раз в неделю.

Возможно, что основная причина данной ситуации — слабая финансовая способность для совершения покупки. Но может быть, что основная причина — качество данной продукции, предусматривающие долговечность в использовании.

Для выяснения об основных причинах о количестве посещений магазина потребителями, был задан вопрос, выявляющий, могут ли респонденты покупать довольно дорогие вещи.

На вопрос «Сколько денег Вы обычно тратите на покупку одной вещи?», респонденты отвечали следующим образом:

Судя по результатам ответов, подавляющее большинство посетителей — 51% не имеет возможность приобретать дорогую одежду. Поэтому приобретают вещи по стоимости от 1000 до 2000 тысяч рублей, и только 18% могут приобрести дорогой товар и готовы потратить сумму от 2000 до 5000 тысяч рублей.

Значит, и основная причина относительной редкости в посещениях магазина молодёжной одежды «Colin’s»- отсутствие финансовых средств у населения.

Рис. 2.4. Результаты ответов респондентов на 4 вопрос «Сколько денег Вы обычно тратите на покупку одной вещи?».

На вопрос « На что Вы обращаете внимание при выборе магазина одежды?», респонденты отвечали так:

  • 1) 42 % опрошенных считает, что это — место расположения магазина;
  • 2) 20 % — время работы и торговая марка соответственно;
  • 3) 18% считают, что это — наличие дополнительных сервисных услуг.

Такие варианты ответов свидетельствуют о том, что магазин расположен в удобном для ведения эффективной продажи месте, осуществляет продажу товаров с известной торговой маркой и привлекает покупателя наличием дополнительных сервисных услуг для покупателей.

Рис. 2.5. Результаты ответов респондентов на вопрос « На что Вы обращаете внимание при выборе магазина одежды?»

На вопрос «Перечислите причины, влияющие на покупку одежды», респонденты отвечали следующим образом:

Рис. 2.6. Результаты ответов респондентов на вопрос перечислите причины, влияющие на покупку одежды.

Данные ответов респондентов на данный вопрос выявили следующие предпочтения посетителей:

  • 1) для 33% опрошенных решающим фактором является цена на товары;
  • 2) для 25% опрошенных — дизайн;
  • 3) для 22% — качество товара;
  • 4) для 13% — подходит по фигуре
  • 5) для 7% — престиж марки

Как было выявлено выше, при анализе ответа на вопрос о том, есть ли возможности у посетителей тратить большую сумму денег, большинство ответило, что нет. Поэтому логическим продолжением данного вопроса являются ответы респондентов о том, что основной причиной, влияющей на покупку одежды являются цены на нее.

Не последним фактором, влияющим на совершение покупки, является дизайн. Это связано с довольно сильным влияние моды на выбор потребителей.

Также довольно большая часть опрошенных считает, что на его потребительский выбор решающее значение оказывает не цена и дизайн, а качество. Так имеет значение хорошая «посадка» изделия по фигуре, и только потом престиж марки.

На вопрос «. Наличие каких дополнительных услуг могло бы повлиять на совершение покупки?», отвечали следующим образом:

  • 33% всех опрошенных, реагирует на рекламные воздействия и акции компании. Действительно, различные акции, например, такие как «покупаешь одну вещь, а вторая со скидкой 50%» звучат заманчиво и привлекают к себе внимание.
  • 27% опрошенных считаю, что это — система скидок, так как если покупатель приобретает в магазине дисконтную карту и соответственно имеет там определённую скидку, он в первую очередь будет возвращаться в этот магазин за новой покупкой.

Рис. 2.7. Результаты ответов респондентов на вопрос «. Наличие каких дополнительных услуг могло бы повлиять на совершение покупки?».

  • 22% опрошенных считают, что сезонные распродажи дают возможность покупать желанный товар по более доступным ценам, что не мало важно для посетителей магазина.
  • 13% опрошенных считают, что это — подарок вне зависимости от стоимости покупки. Те потребители, которые приходят в магазин с детьми особенно реагируют на предоставление подарка после приобретения товара в магазине, так как это доставляет им и детям дополнительное удовлетворение от покупки.
  • 5% опрошенных считает, что на их выбор может повлиять наличие фирменных пакетов. Естественно, что та часть покупателей, которая приобретает одежду в подарок друзьям или родственникам, должна и позаботиться об его упаковке. Предоставление данной услуги явилось бы дополнительным стимулом при посещении магазина.

На вопрос «Какой вид оплаты за покупку является для Вас наиболее удобным?», респонденты отвечали так:

Таким образом, по рис. 3.8 очевидно, что большая часть опрошенных — 58% предпочла бы оплачивать покупку за наличный расчёт. Данная категория потребителей заранее откладывает деньги на покупку, чтобы сразу оплатить приобретенный товар.

Остальные 42% готовы оплачивать покупку за безналичный расчёт, без комиссии. Это плюс магазину, который предоставляет покупателю такой расчёт, потому что в итоге можно просто напросто потерять покупателя.

Рис. 2.8. Результаты ответов респондентов на вопрос «Какой вид оплаты за покупку является для Вас наиболее удобным?».

На вопрос «Какова основная цель покупки?», отвечали следующим образом:

Как видно по результатам опроса, основная масса покупок одежды связана:

  • — в связи с получением заработной платы — 44%;
  • — с наступлением сезонной распродажи — 22%;
  • — захотелось потратить деньги — 18%;
  • — в подарок — 16%.

Таким образом, основная причина покупки одежды, связана с получением заработной платы.

Рис. 2.9. Результаты ответов респондентов на вопрос «Какова основная цель покупки?».

На вопрос «Наличие квалифицированных продавцов-консультантов могло бы повлиять на дальнейшее посещение именно магазина «Colin’s» для покупок?», респонденты отвечали следующим образом:

  • 51% опрошенных посетителей считает, что — да;
  • 49% считает, что нет.

Рис. 2.10. Результаты ответов респондентов на вопрос «Наличие квалифицированных продавцов-консультантов могло бы повлиять на дальнейшее посещение именно магазина «Colin’s» для покупок?».

В целом, результаты ответов на данный вопрос выявляют некомпетентность 51% потребителей в выборе одежды.

На вопрос «Оказывают ли на Вас влияние члены Вашей семьи при совершении покупки?», респонденты отвечали следующим образом:

Рис. 2.11. Результаты ответов респондентов на вопрос «Оказывают ли на Вас влияние члены Вашей семьи при совершении покупки?».

Как видим, основная масса опрошенных — 76%, не испытывает влияние членов семьи при совершении покупки, остальная часть — 24%, испытывает данного влияния.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что покупка одежды вполне самостоятельное действие потребителей, он полагается только на своё мнение, вкус и т.д, что влияет и на характер покупок — более дорогих или более дешевых, больших или малых по размеру, определенного цвета, дизайна и т.д.

На вопрос о половой принадлежности опрашиваемого, были получены следующие результаты

Очевидно, что среди всех опрошенных количество женщин занимает лидирующее положение — 53%, количество мужчин составило 47%.

Такая ситуация связана с тем, что если мужчины, как правило, приходят непосредственно за покупкой, то женщины более мобильны и могут много раз посещать магазин, интересуясь товарами, но не приобретая их.

Рис. 2.12. Результаты ответов респондентов на вопрос о половой принадлежности потребителей.

На вопрос «Есть ли у Вас в доме одежда из магазина «Colin’s», были получены следующие ответы:

  • — 36% опрошенных ответили «да»;
  • — 64% — «нет».

Рис. 2.13. Результаты ответов респондентов на вопрос «Есть ли у Вас в доме одежда из магазина «Colin’s».

Как видно, большая часть посетителей магазина «Colin’s» не имеют вещей, купленных в данном магазине. Это связано с высокой конкуренции на рынке молодёжной одежды г. Москва.

Тем не менее, почти половина опрошенных уже совершала покупку в магазине «Colin’s» ранее, что свидетельствует о достаточной уверенности потребителя в качестве предлагаемой данным магазином продукции.

На вопрос «Что повлияло на Ваше решение совершить покупку именно в нашем магазине?», респонденты отвечали:

Рис. 2.14. Результаты ответов респондентов на вопрос «Что повлияло на Ваше решение совершить покупку именно в нашем магазине?»

Для 36% опрошенных наиболее привлекательным в магазине «Colin’s»является широкий ассортимент;

Для 16% — удобное месторасположение.

По представленным данным можно сделать следующие выводы:

  • 1). Основная доля посетителей магазина молодёжной одежды «Colin’s» находятся в возрасте от 20 до 35 лет, что связано с мобильностью и финансовой устойчивостью данной категории потребителей.
  • 2). Наиболее частое количество посещений — 1 раз в месяц. Основная причина редкости посещений — отсутствие достаточных финансовых средств. Второстепенная причина — качество одежды, соответственно и долговечность продукции.
  • 3). Большинство респондентов не имеет возможность совершать покупки по высоким ценам.
  • 4). Основными факторами при выборе магазина по продаже одежды являются месторасположение, время работы и торговая марка.
  • 5). На посещение магазина более всего влияют цена, дизайн товара и качество товара, второстепенным являются — посадка на фигуре и престиж марки.
  • 6). Наличие таких дополнительных услуг, как проводимые акции, системы скидок и сезонные распродажи, могут оказать решающее воздействие на выбор магазина для опрошенных.
  • 7). Наиболее предпочтительным видом оплаты для респондентов является оплата за наличный расчёт.
  • 8). Для большинства опрошенных влияние членов семьи не имеют никакого значения при совершении покупок.
  • 9). Основная масса опрошенных приобретают одежду, после получения заработной платы.
  • 10). Решающая доля опрошенных является женщинами, так как они имеют тенденцию чаще посещать магазины в целях интереса, чем мужчины, которые чаще приходят сразу за покупками.
  • 11). Половина всех опрошенных считает необходимым пользоваться услугами продавца по выбору товара, так как не считает себя компетентными в выборе качественной одежды.
  • 12). Почти половина всех респондентов уже приобретали товары в магазине «Colin’s», что говорит о качественном предоставлении торговых услуг.

По данным исследования проведем сегментирование. Сегментация будет проводится по нескольким признакам: по возрасту и полу, так как данные сегменты характеризуют опрашиваемых с различных сторон. Сегментация рынка потребителей продукции, предлагаемой в магазине «Colin’s», выявила следующие результаты (П.2.):

  • 1) Результаты исследовании показали, что типичный покупатель одежды марки «Colin’s»- это мужской и женский пол в возрасте от 20-35 лет.
  • 2) Большая часть мужчин обновляют гардероб один раз в месяц, тратя на свою покупку в среднем от 500-2000 руб. Та же тенденция наблюдается и среди женщин. Причём мужчины предпочитают тратить деньги в монобрендовых магазинах, а девушки в мультибрендовых.
  • 3) При выборе одежды в торговом зале магазина для мужчин и женщин самое важное значение имеет цена товара, дизайн и качество товаров, а также хорошая «посадка» изделия по фигуре.
  • 4) Клиенты магазина «Colin’s» следят за модными тенденциями, реагирует на рекламные воздействия и акции компании, такие как система скидок, сезонные распродажи.
  • 5) Разделились мнения по вопросу о квалифицированных специалистах, 69% мужчин, считают, что не каждый может правильно подобрать одежду без консультантов, а 66% женщин считают, что они прекрасно могут справиться сами.
  • 6) Почти половина всех респондентов уже приобретали товары в магазине «Colin’s», что говорит о качественном предоставлении торговых услуг.

В целом, складывающаяся ситуация говорит о том, что для более полного удовлетворения потребностей потребителей необходимо учитывать потребности и мужчин и женщин.

источник

Анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета исследования.

Все вопросы подразделяются на открытые и закрытые. Закрытые вопросы предполагают выбор ответов из набора вариантов, приводимых в анкете. Открытые вопросы не содержат подсказок и рассчитаны на получение нестандартных ответов.

Различают следующие виды закрытых вопросов:

«Да — нет» (иногда + «не знаю»). Предлагается сделать выбор из двух (трех) ответов. Например, в данной работе был использован вопрос

Альтернативные вопросы, при которых нужно выбрать из ряда возможных ответов один, иногда несколько. Например,

«Как Вы относитесь к скутерам?»

а ) хорошо, т.к. не нужно прав

  • б) плохо, т.к. опасный вид транспорта
  • в) плохо, т.к. товар новинка и не уверен(а) в его безопасности

Ранжирующие вопросы. Ранжирование объектов сравнения на базе субъективно ощущаемых преимуществ. Например,

«Какой вид транспорта Вам нравится больше всего?» Присвойте каждому виду ранг(1-высший).

  • б) такси
  • в) маршрутное такси
  • г) автомобиль
  • д) скутер
  • а) вопрос со шкалой важности. Необходимо оценить важность для потребителя той или иной характеристики товара по предлагаемой шкале значимости;
  • б) вопрос со шкалой Лайкерта. Следует указать степень согласия/несогласия с определенным утверждением;
  • в) вопрос со шкалой оценок. Предлагается оценить товар по представленной шкале;
  • г) семантический дифференциал. Необходимо выбрать точку (балл) по шкале между двумя противоположными понятиями.

Открытые вопросы в данной анкете не использовались, т.к. обработка ответов на открытые вопросы представляется более сложной.

Анкета состоит из следующих частей:

вводная часть. В данной части указывается, кто производит опрос, с какой целью, дается инструкция по заполнению. Обязательно указывается на анонимность ответов.

блок основных вопросов, направленных на решение поставленной задачи по изучению поведения потребителей.

блок вопросов, направленных на изучение характеристик респондентов.

После сбора заполненных анкет приступим к их анализу, который проводиться в несколько этапов.

На первом этапе сортируются анкеты: удаляются частично и неверно заполненные.

На втором этапе результаты анкетирования сводятся во вспомогательную таблицу.

В ячейки таблицы представленной в заносится вариант ответа каждого опрашиваемого на каждый вопрос. Далее анализируем результаты анкетирования всех потребителей без учета их характеристик. Для этого можно составить еще одну вспомогательную таблицу.

Результаты ответов на второй вопрос «Часто ли Вы пользуетесь общественным транспортом?» как видно из рис. 3.1, расположились следующим образом: 80% — «Да» и 20% — «Нет».

Рисунок 3.1. Структура ответа на второй вопрос анкеты

Из ответов на третий вопрос видно — поры года не влияет на проезд в общественном транспорте.

Из 20 опрошенных человек 7 имеют автомобиль, а 13 — нет. Или у 35% опрошенных людей есть машина, а у 65% ее нет.

Результаты представлены в рис. 3.2.

Читайте также:  Как здают анализ на желочный

Рисунок 3.2. Структура ответа на вопрос «Есть ли у Вас автомобиль?»

Анализ ответов на вопросы «Какой марке автомобиля Вы доверяете?» и «Был ли у Вас автомобиль?» представим на рис. 3.3.

Рисунок 3.3. Структура ответов на вопросы «Какой марке автомобиля Вы доверяете?» и «Был ли у Вас автомобиль?»

Данные рис.3.3. показывают, что из 20 опрошенных человек, почти половина людей имеющих автомобиль (45,4%) доверяют марке Mercedes Benz. Показатель надежности машины Mercedes Benz характерен и для людей не имеющих автомобиль — 33,4%.

На втором месте у людей, имеющих автомобиль, находится марка машин Toyota и BMW: 27,3% соответственно, однако, этот показатель значительно отличается среди опрошенных, не имеющих автомобиль: предпочтение (44,4%) отдается машинам марке Toyota и лишь 11,1% марке BMW.

Самым не надежным транспортом, из опрошенных автомобилистов, имеющих автомобиль, является марка Audi, где процент надежности составляет 0%. Ошибочное мнение людей, не имеющих автомобиль по показателю надежности Audi составило 10%.

В целом, можно сделать вывод, что самой надежной маркой автомобиля по технико-эксплуатационным характеристикам является марка Mercedes Benz.

Проанализировать ответы в разрезе фактора «пол» можно с помощью рис.3.4.

Рисунок 3.4. Структура ответов на вопросы «Ваш пол?» и «Что Вы больше предпочитаете?»

Согласно выше представленного рисунка можно отметить, что мнение мужского и женского пола, по предпочтительности транспорта значительно отличается друг от друга. 50% женщин используют автомобиль в целях передвижения, в то время как 50 % из опрошенных мужчин предпочитают общественный транспорт. Такая же картина вырисовывается по использованию общественного транспорта: 41,7% женщин предпочитают общественный транспорт и 37,5% опрошенных мужчин — автомобиль.

Мнения близки к единству только по использованию скутера: мужчины — 12,5% и женщины — 8,3%.

Проанализировать ответы на вопросы «Ездили Вы когда-нибудь на скутере?» и «Как Вы относитесь к скутерам?» можно при помощи рис.3.5.

Рисунок 3.5. Структура ответов на вопросы «Ездили Вы когда-нибудь на скутере?» и «Как Вы относитесь к скутерам?»

Анализируя рис. 3.5. можно сказать, что из опрошенных, ездивших на скутере ?, т.е 25% хорошо относятся к скутерам, отмечая один из положительных моментов возможность кататься на нем без прав. Однако, 100% опрошенных не катавшихся на скутере, дают отрицательную оценку, характеризуя его как опасный вид транспорта.

После выше представленных рисунков произведем расчет оценки согласованности мнений. Установим достоверность оценок группы экспертов с помощью коэффициента конкордации на основе установленных ими коэффициентов значимости. Оценки экспертов приведены в табл. 3.3.

источник

Анкетирование было проведено на базе гимназии № 10 г. Мурманска. В качестве респондентов были выбраны учащиеся 11«а» и 11«б» классов (10 юношей и 25 девушек). Им была представлена анкета и дана установка на выполнение инструкций указанных в анкете.

Исходя из ответов на первый вопрос, старшим школьникам в процессе обучения в школе больше всего нравится:

1) «общение с друзьями» — 40 % ответов

2) «узнавание нового» — 31,5 % ответов

3) «сам процесс учения» — 13 % ответов

4) «общественная работа» — 8 % ответов

5) «самостоятельная работа» — 5 % ответов

6) «получение оценок» — 2,5 % ответов

Проанализировав эту информацию можно сделать несколько выводов:

— возможность общения со сверстниками является одним из самых важных факторов возникновения интереса к учебной деятельности в школе вообще и к учебным предметам в частности;

— процесс самостоятельной работы, судя по полученным данным, не вызывает большого интереса у старшеклассников. В то же время, интерес к этому виду обучения и способу узнавания нового может помочь старшеклассникам при переходе на следующую стадию обучения: получение высшего профессионального образования, т.к. самообразование является основным видом учебной деятельности в вузах;

— процесс получения оценок как таковой, не является интересным для старшеклассника, он должен сопровождаться получением интересной и новой для ученика информации («узнавание нового» — 31,5 %).

Второй вопрос был необходим для того, чтобы выявить интересные и неинтересные предметы учащихся одиннадцатых классов, а так же их оценки по этим предметам. Среди интересных предметов самое большее количество выборов получила История (24 %), далее Биология (20 %), за ней Математика (12 %), Химия (8 %), Основы безопасности жизнедеятельности (7,5 %), Русский язык (7,5 %), Физика (6 %), Обществознание (6 %), Физическая культура, Английский язык и Литература (3 %).

Среди оценок по интересным предметам указанных респондентами преобладают «4» и «5», но очень часто встречаются и оценка «3».

В списке неинтересных предметов первое место занимает ОБЖ (27 %), следующий предмет Химия (23 %), далее Физика (16 %), Английский язык (14%), Физическая культура (9 %), Математика (9 %), Биология (2 %).

Соотношение «положительных» и «отрицательных» оценок по неинтересным для респондентов предметам равное, с одинаковой частотой в ответах встречаются как «4», «5», так и «3». Так же несколько раз указаны «неудовлетворительные» оценки.

Третий вопрос выявляет причину, по которой учащемуся интересен или неинтересен тот или иной школьный предмет.

При выборе причин, по которым старшеклассникам интересен определенный школьный предмет, они чаще всего указывали варианты ответа «Б» («предмет связан с интересной мне профессией») — 39 % от общего количества ответов, и «А» («учитель хорошо преподает этот предмет») — 36 % ответов. Намного меньше количество выборов вариантов «Г» («знания по этому предмету расширяют мой кругозор, они интересны») — 17% и «В» («это легкий предмет») — 8 %. На основе результатов можно сделать несколько выводов:

— большое количество выборов варианта ответа «Б» («предмет связан с интересной мне профессией»), говорит о том, что в формировании познавательного интереса в старших классах большую роль играет профессиональная ориентация ученика. Он интересуется именно теми школьными предметами, изучение которых поможет ему в освоении определенной профессии. Для большинства учащихся 11 «а» и «б» классов Гимназии №10 такими предметами являются: Биология, Математика, Физика. Чуть меньшее число человек указало Русский и Английский языки.

— треть от общего количества ответов составляет вариант ответа «А» («учитель хорошо преподает этот предмет»). Это может говорить о большом влиянии мастерства педагога на появление познавательного интереса у ученика. Интересный и хорошо «поданный» ученикам материал может заставить их заинтересоваться предметом, не относящимся к выбранной учащимся старших классов своей будущей профессии или, например, повлиять на формирование определенного профессионального интереса.

— факт простого «расширения кругозора» с помощью знаний по определенному предмету не является сильным фактором для развития познавательного интереса у ученика. Вариант ответа «Г» («знания по этому предмету расширяют мой кругозор, они интересны») чаще всего соотносили с такими предметами, как История и Биология.

— вариант ответа «В» («это легкий предмет») выбирали всего несколько раз, и только по отношению к предмету ОБЖ. Что говорит о его низкой сложности в сравнении с другими школьными предметами.

При выборе причин, по которым старшеклассникам неинтересен определенный школьный предмет, они чаще всего указывали вариант ответа «Б» («предмет не связан с интересной мне профессией») — 47 % от общего количества ответов. Кроме того, равное количество раз были указаны варианты ответа «В» («потому что для меня это сложный предмет») — 30 %, и «А» («учитель плохо преподает этот предмет») — 23 %.

На основе результатов можно сделать несколько выводов:

— большое количество выборов варианта ответа «Б» («предмет не связан с интересной мне профессией»), еще раз подтверждает, что в формировании познавательного интереса в старших классах большую роль играет профессиональная ориентация ученика. Старшекласснику становятся интересны предметы, которые могут помочь ему получить нужную профессию. Остальные же он может в определенной степени проигнорировать (например, плохо готовится к занятиям, пропускать уроки и т.д.). Для большинства учащихся 11 «а» и «б» классов Гимназии №10 предметами, неинтересными потому — что они не относятся к выбранной ими профессии, являются: Основы безопасности жизнедеятельности, Литература, Математика.

— достаточно много выборов варианта ответа «В» («потому что для меня это сложный предмет»). Больше всего эту причину указывали по отношению к таким предметам, как Химия и Физика. Материал по этим предметам, который изучают в старших классах, действительно является сложным, так как в нем большое количество математических расчетов, формул, сложных закономерностей и понятий.

— несколько меньшее количество ответов составляет вариант ответа «А» («учитель плохо преподает этот предмет»). Если учесть большое влияние мастерства педагога на появление познавательного интереса у ученика, то можно сделать вывод, что неинтересный и плохо «поданный» ученикам материал может исключить появление познавательного интереса.

Как видно из результатов анкетирования, одним из главных критериев, по которым учащиеся старших классов определяют нравиться ему им какой — либо предмет или нет, является связь этого предмета с определенной профессией. То есть профессиональная ориентация старшеклассника, выбор собственного жизненного пути ведет за собой появление познавательного интереса. Необходимые для старшеклассника в будущем знания усваиваются и понимаются им лучше. Из-за этого возрастет и его успеваемость по определенным школьным предметам. В противном случае по окончании 11 класса ученик не будет обладать знаниями, которые позволят ему быть конкурентоспособным при переходе на следующую ступень образования. Он даже, возможно, будет не так успешен как его сверстники и в уже более взрослом возрасте, освоив интересную ему профессию.

Методом изучения интересов старших школьников и их влияния на результаты обучения в данном исследовании является анкетирование: оно позволяет за короткие сроки опросить большое количество респондентов и выявить массовое какое — либо массовое явление или закономерность.

Для данного исследования была составлена анкета из трех вопросов: одного не основного и двух основных. Составленная анкета выявляет как наличие интереса к определенному школьному предмету, так и его отсутствие у учащегося старших классов, его оценку по этим предметам. Определяет причину, по которой эти предметы интересным (или неинтересными) для него. Эти данные позволили нам выявить зависимость результата обучения от познавательных интересов ученика.

Одним из главных критериев, по которым учащиеся старших классов определяют нравиться ему им какой — либо предмет или нет, является связь этого предмета с определенной профессией. Интересы должны быть вовлечены в систему жизненных целей и планов личности. Кроме того, должна присутствовать связь знаний с практикой, которая понятна ученикам, с насущными вопросами повседневной жизни, окружающей средой, «злобой дня», важными жизненными перспективами

источник

Анкета разработана с целью исследования и выявления склонности несовершеннолетних детей к девиантному поведению, воспитывающиеся в неполной материнской семье.

Данное исследование было проведено в Социальных службах города Челябинска, были опрошены подростки из общеобразовательных школ Советского района. Исследование состояло из двух этапов: сбор информации и анализ. Анкета содержит 25 вопросов, из них 2 открытых. Количество принимающих человек в исследовании – 12

1. На вопрос «Какие из перечисленных качеств Вы цените в людях» ответили: честность 83,3%, отзывчивость 75%, инициативность 58,3%, жизнерадостность 58,3%, ответственность 50%, трудолюбие 41,7%, сообразительность 41,7%, уверенность в себе 25%, осторожность 16,7%, терпеливость 16,7%, скромность 8,3%, настойчивость 8,3%

2. На вопрос «Какие качества в наибольшей степени подходят Вам?» ответили: самостоятельность 75%, внимание 75%, доброта 75% чуткость 66,7%, добросовестность 58,3%, трудолюбие 41,7%, дисциплинированность 41,7%, скромность 33,3%, организованность 16,7%

3. На вопрос «Чего бы Вы хотели добиться в жизни?» ответили: иметь высокооплачиваемую работу 91,7%, создать счастливую семью 75%, быть уважаемым человеком 50%, воспитать хороших детей 50%, иметь много друзей 41,7%, приносить пользу людям 41,7%, стать знаменитым человеком 16,7%, добиться хороших результатов в спорте 16,7%

4. На вопрос «Нравится ли Вам учиться в школе?» ответили: да 66,7%, нет 33,3%

5. На вопрос «Оцените вашу успеваемость в школе» ответили: удовлетворительно 83,3%, хорошо 16,7%

6. На вопрос «Проверяет ли Ваш родитель подготовку к домашнему заданию?» ответили: да 33,3%, нет 66,7%

7. На вопрос «Есть ли у Вас рабочее место для выполнения уроков?» ответили: есть свой стол для занятий 75%, есть «свой угол» для занятий 16,7%, нет постоянного места для занятий 8,3%

8. На вопрос «Прогуливаете ли Вы школьные занятия?» ответили: иногда 75%, да 16,7%, нет 8,3%

9. На вопрос «Свои отношения с одноклассниками Вы оцениваете как…» ответили: дружественные 50%, напряженные 16,7%, затрудняюсь ответить 33,3%

10. На вопрос «Кто является для Вас авторитетом?» ответили: мама 75%, бабушка/дедушка 58,3%, друзья 41,7%, никто 33,3%, учителя 16,7%

11. На вопрос «Когда у Вас возникают трудности (проблемы) к кому за помощью Вы предпочитаете обратиться?» ответили: друзья 83,3%, мама 66,7%, родственники 66,7%, решаю самостоятельно 41,7%

12. На вопрос «Как Вы относитесь к критике в свой адрес?» ответили: серьезно 41,7%, доброжелательно 25%, равнодушно 16,7%, враждебно 16,7%

13. На вопрос «С кем чаще всего вы вступаете в конфликтные ситуации? ответили: учителя 75%, незнакомые люди 75%, одноклассники 66,7%, родители 50%, родственники 41,7%

14. На вопрос «Вы часто чувствуете себя одиноким?» ответили: никогда 50%, иногда 25%, редко 16,7%, часто 8,3%

15. На вопрос «Как Вы проводите свое свободное время?» ответили: гуляю с друзьями 83,3%, смотрю телевизор 83,3%, играю в компьютер 75%, слушаю музыку 66,7%, занимаюсь спортом 41,7%, занимаюсь домашними делами 41,7%, читаю книги 16,7%

16. На вопрос «Что Вы предпочитаете смотреть по телевидению?» ответили: кинофильмы 91,7%, ток шоу, викторины 75%, новости, информационные программы 75%, мультфильмы 50%, развлекательные телепередачи 50%, сериалы 16,7%, не смотрим 8,3%

17. На вопрос «Сколько часов в день Вы смотрите телевизор?» ответили: 1-2 часа 33,3%, 3-4 часа 50%, затрудняюсь ответить 16,7%

18. На вопрос «Посещаете ли Вы секции, кружки?Какие?» ответили: посещают (лего-кружок, плаванье, баскетбол) 25%, не посещают 75%

19. На вопрос «Употребляли Вы хоть раз алкогольные напитки и пробовали ли вы курить?» ответили: да 41,7%, нет 58,3%

20. На вопрос «У Вас есть вредные привычки? Если есть, то какие?» ответили: игровая зависимость 58,3%, курение 16,7%, употребление спиртного 8,3%, вредных привычек нет 16,7%

21. На вопрос «Совершали ли Вы «побег из дома»?» ответили: да 8,3%, нет 91,7%

22. На вопрос «Сколько времени в день Вы проводите со своим родителем?» ответили: 3-4 часа 75%, 5-6 часов 25%

23. На вопрос «Как Вы проводите совместный отдых со своим родителем?» ответили: смотрите телевизор 66,7%, посещаете театры/кинотеатры 50%, совместные выезды на природу 41,7%, занятие спортом (8,3%)

24. На вопрос «Общаетесь ли Вы с родителем на темы, которые вас беспокоят?» ответили: да 41,7%, нет 58,3%

Когда анкетирование определит над чем нужно дальше работать, можно начинать работать над проектом.

В рамках проекта вы и показываете пути решения выявленных проблем.

источник

Елена Димакова
Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей

Аналитическая записка

по результатам анкетирования родителей (законных представителей) Д/С №1 «Солнышко» на тему: «Ваше мнение о качестве предоставляемых социальных услуг»

Анкета строго анонимна

Был проведен анализ анкетирования и подведены итоги:

Цель опроса: выяснение степени удовлетворенности родителей качеством предоставляемых социальных услуг.

В сентябре 2019 года в Д/С № 1 «Солнышко» был проведен анонимный опрос родителей, по теме «Ваше мнение о качестве предоставляемых социальных услуг».

Родителям предлагалось прочитать 9 утверждений, оценить каждое, выбрав один из вариантов ответа: да, нет, затрудняюсь ответить.

В анкетировании приняли участие родители старшей группы «Рябинка», в количестве 24 человек (100%).

Анализ результатов анкетирования позволил определить проблемные зоны, спланировать процесс организации взаимодействия всех участников образовательного процесса в группе.

Распределение ответов родителей

Уважаемые родители, удовлетворены ли Вы: Да Нет Затрудняюсь ответить

Читайте также:  Как сделать выводы из анализа

1. Качеством образования (обучение и воспитание, которое получает Ваш ребёнок. 97% 0% 3%

2. Организацией учебно-воспитательного процесса. 97% 0% 3%

3. Степенью информированности о деятельности образовательного учреждения 83% 7% 10%

4. Состоянием материально-технической базы учреждения. 76% 14% 10%

5. Профессионализмом педагогов. 97% 0% 3%

6. Организацией питания в учебном учреждении. 79% 7% 14%

7. Санитарно-гигиеническими условиями. 97% 0% 3%

8. Взаимоотношениями педагогов с обучающимися (воспитанниками). 100% 0% 0%

9. Взаимоотношениями педагогов с родителями. 100% 0% 0%

Высокий процент участия родителей в опросе (100%) указывает на то, что родители готовы на взаимодействие и сотрудничество, не равнодушны к деятельности учреждения.

В результате анализа анкетирования выявлено следующее:

Качеством образования, которое получает ребенок в ДОУ, и организацией учебно-воспитательного процесса удовлетворены 97% опрошенных, затрудняется в ответе 3 % (1 человек). Следовательно, наибольшая часть родителей считает, что их дети получают необходимые знания и умения.

Степенью информированности о деятельности образовательного учреждения удовлетворены 83% (19 человек, не удовлетворены 7% (1 человек, 10% (4 человека) затрудняются с ответом. Родители выразили пожелание получать информацию о работе учреждения не только через стенды, сайт учреждения. Отметим, что на сайте учреждения информация обновляется постоянно, выложен полный перечень документов, касающийся работы нашего учреждения, новости, касающиеся любых мероприятий, происходящих в ДОУ.

97% родителей полностью устраивает профессиональный уровень воспитателей, 3% затрудняются с ответом.

Организацией питания довольны 79%, не довольны – 7%, затрудняются 14%. Родители высказывали недовольство ограниченным ассортиментом фруктов. Администрация ДОУ продолжит работу по улучшению питания, старшей медицинской сестре и воспитателям будет рекомендовано вести разъяснительную работу с родителями по вопросам питания детей в ДОУ.

Санитарно-гигиеническими условиями удовлетворены 97%, затрудняются 3%.

Взаимоотношениями педагогов с детьми удовлетворены 100 % родителей, взаимоотношениями педагогов с родителями удовлетворены 100%, что свидетельствует о своевременном и конструктивном решении конфликтных ситуаций в процессе диалога двух сторон.

В целом можно отметить, что процент удовлетворенности качеством предоставляемых социальных услуг 91,8% опрошенных родителей, что позволяет сделать следующий вывод: созданная система работы ДОУ позволяет максимально удовлетворять потребность и запросы родителей. Наличие затрудняющихся с ответом свидетельствует о недостаточной информированности родителей, их недостаточной заинтересованности и активности по предложенным вопросам. Следовательно, необходимо запланировать консультации по темам, включить вопросы в повестки родительских собраний, подготовить памятки и папки-передвижки.

Аналитическая справка по результатам обследования развития физических качеств Аналитическая справка по результатам обследования развития физических качеств Физ. инструктор: Альбекова В. В. Аналитическая справка по результатам.

Аналитическая справка по результатам итогового мониторинга детей средней группы Выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков по основным образовательным областям: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное.

Аналитическая справка по результатам мониторинга в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 «Теремок» г. Назарово Красноярского края Аналитическая.

источник

Анализ результатов анкетирования родителей «Значение развитие речи в полноценном развитии ребёнка»

Анализ результатов анкетирования родителей

«Значение развитие речи в полноценном развитии ребёнка»

Дата анкетирования: с 12 по 21 октября 2017 года в старших возрастных группах детского сада.

Количество родителей , принявших участие в опросе: 33 человека.

Цель анкеты: Выяснить проблемы, возникающие у родителей по данной тематике, а также проанализировать знания родителей о развитии речи детей, проанализировать работу детского сада и семьи по данной проблеме.

  1. Как Вы считаете, какова основная цель развития речи в ДОУ:

-Учить детей слушать литературные произведения разных жанров – 16 (49%)

-Развивать у детей речь- 22 (67%)

-Учить пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения -15 (46%)

-Развивать мышление, память, внимание, воображение -28 (85%)

  1. Насколько важны, по Вашему мнению, занятия по развитию речи в дошкольном возрасте? В чём заключается их важность?

— Очень важны (это основа развития человека, как социальной личности; благоприятный возраст; с речью развивается мышление и память; правильная речь, правильное произношение; для дальнейшего успешного обучения в школе) – 26 (79%)

  1. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для речевого развития ребёнка?

— да, но требуется логопед – 4 (12%)

  1. Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к книге?
  1. Что Вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?

— приобретаем, читаем книги – 29 (88%)

  1. Какие книги есть у Вас дома?

— классические произведения – 2 (6%)

  1. Как часто Вы уделяете время и внимание совместному чтению вместе с ребёнком?
  1. Какая помощь от воспитателя детского сада Вам требуется по проблеме речевого развития вашего ребёнка?

— интерес к чтению книг – 2 (6%)

— уделять внимание пересказу – 1 (3%)

— сообщать о проблемах у ребенка – 1 (3%)

— удовлетворены работой педагогов – 1 (3%)

В целом, по опросу родителей можно сделать следующие выводы:

Результаты анкетирования родителей по теме: «Значение развитие речи в полноценном развитии ребёнка» указывают на компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.

Основная цель развития речи в ДОУ, по мнению 85% родителей — развивать мышление, память, внимание, воображение; 67% родителей — развивать у детей речь; 49% — учить детей слушать литературные произведения разных жанров; 46% — учить пересказывать и драматизировать небольшие литературные.

По мнению большинства родителей (79%), занятия по развитию речи в дошкольном возрасте очень важны. Это основа развития человека, как социальной личности; благоприятный возраст; с речью развивается мышление и память; ребенок учится правильной речи, правильному произношению; важно для дальнейшего успешного обучения в школе.

К сожалению, есть родители (18%), которые не осознают важности занятий по развитию речи в дошкольном возрасте.

79% родителей считают, что в детском саду созданы условия для речевого развития ребёнка. 12% считают, что в детском саду необходим специалист – логопед.

79% родителей отмечают, что ребёнок часто в домашней обстановке проявляет интерес к книге. 18% — интерес проявляется иногда. Для поддержания этого интереса 91% родителей читают книги, покупают журналы, рассуждают, играют вместе с детьми. Но в то же время, 9% родителей отвечают, что ничего для этого не делают, ссылаясь на нехватку времени, занятость на работе.

На вопрос «Какие книги есть у Вас дома?», родители перечислили все разнообразие детской литературы: детские сказки, энциклопедии, стихи; детская проза; классические произведения; загадки, поговорки; развивающая и познавательная литература; журналы. И только 1 родитель ответил, что никакой детской литературы в доме нет.

67% родителей часто (ежедневно) уделяют время и внимание совместному чтению вместе с ребёнком. 33% — по возможности, по желанию ребенка, в выходные, редко.

55% родителей нуждаются в помощи воспитателей детского сада по проблеме речевого развития ребёнка (словарная работа; произношение; воспитание интереса к чтению книг; скороговорки, звук «р»; уделять внимание пересказу; занятия; сообщать о проблемах у ребенка). 39% родителей не ответили на этот вопрос, 6% родителей – не нуждаются в помощи.

Таким образом, родители осознают актуальность развития речи ребенка дошкольного возраста, верно понимают свою роль в этом вопросе, большая часть создают для развития речи ребенка соответствующие условия.

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.

От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи.

  1. Педагогам провести анализ наглядной информации педагогического просвещения по речевому развитию с целью предоставления практической полезной педагогически целесообразной информации по повышению уровня речевого развития детей в ДОУ.
  2. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.
  3. В родительском уголке систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений), которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком.

Тщательный анализ результатов анкетирования родителей помогает выявить пробелы в педагогических знаниях семьи и наметить направление дальнейшего взаимодействия с семьей с целью их коррекции.

Самое ценное в любом анкетировании — это информация, которую мы получаем в результате. Очень важно уметь сделать правильные выводы по итогам анкетирования. Именно для этого нужен тщательный анализ пол.

анкета для родителей и результаты анкетирования.

Развивающая предметно – пространственная среда в группах дошкольного образовательного учреждения имеет большое значение для развития детей, так как именно здесь они прово.

В старшей группе провела анкетирование для родителей.

Анализ результатов анкетирования родителей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни&raquo.

В условиях современной жизни в большом городе, начинать учить правила дорожного движения детям необходимо уже с детского сада, потому что от этого может зависеть здоровье и жизнь ребенка. ПДД ед.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

о результатах анкетирования учащихся МБОУ «Карагайская СОШ№1»

В октябре 2015 года в ОУ проведено анкетирование учащихся по вопросу отношения к употреблению вредных веществ. Анкетирование несовершеннолетних проходило на основании МП «Развитие образования Карагайского муниципального района» на 2014-2018 гг., в целях выявления фактов употребления несовершеннолетними алкоголя, наркотиков, табакокурения в подростковой среде, выявления проблемы к отношению современной молодежи к «модным» привычкам, Приказа МКУ «Управление образования администрации Карагайского муниципального района» № 210 от 06.10.2015 г.

Анкета разработана специалистами МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Перми О.Ю. Ткачевой, Ю.В. Яровкиной.

В анкетировании приняло участие 194 несовершеннолетних из 6 – 10 классов, что составило 62% данной категории детей. По результатам анкетирования можно сказать следующее:

Наибольшую ценность для учащихся предоставляет мир в семье;

Для поддержания своего здоровья дети чаще всего занимаются спортом;

Ежегодно большая часть учащихся считают себя ответственными за свое здоровье, что видно из таблицы:

Таблица 1. «Считаю, что ответственность мое за здоровье несут…» (%)

Наблюдается рост показателя заботы о своем здоровье. Данные представлены в таблице:

Таблица 2. «Достаточно ли Вы заботитесь о своем здоровье?» (%)

4% несовершеннолетних курят, когда чем-то расстроены, что на 2% больше, чем при предыдущем анкетировании.

Большинство несовершеннолетних (72%) считают, что курильщики отравляют не только себя, но и окружающих (показатель увеличился на 6%); 26% считают, что курить или не курить – личное дело каждого, и какие-либо ограничения излишни (показатель снизился на 4%);

Наблюдается сокращение количества детей, имеющих «не курящих» друзей. В динамике двух лет получаем следующее:

Выросла доля детей, которые убеждены, что фильтр сигареты поглощает 50% вредных веществ. В динамике двух лет наблюдаем следующее:

Стало меньше семей, члены которых не курят. 5% несовершеннолетних курят сами, что на 3% выше предыдущего показателя. Увеличилось доля «курящих» матерей (с 9% в 2014 – 2015 уч.г. до 11% в 2015 – 2016 уч.г.), однако сократилось количество «курящих отцов». В динамике двух лет наблюдаем следующее:

У 8% анкетируемых детей есть друзья, употребляющие слишком много алкоголя, что на 6% меньше, чем в 2014 – 2015 учебном году;

Равное количество детей читают, что первая проба алкоголя чаще всего происходит в 17 – 18 лет (25%);

Сохранилось количество детей, употребляющих алкоголь(27%). Из них: 10% — только на праздники и семейные торжества (показатель снизился на 4%), 8% — 1 – 2 раза в год (показатель вырос на 1%), 1% — 1 – 2 раза в месяц (снижение на 1%), 2% — 1 раз в неделю (снижение на 1%). Более подробно значение этого показателя можно увидеть из диаграммы:

Доля детей, употребляющих алкоголь (%)

Большинство учащихся по-прежнему считают (38%), что за их появление в состоянии опьянения или за употребление ими алкогольных напитков в общественных местах, предусмотрено наказание в виде административного штрафа родителям в размере от 10 до 15 МРОТ;

7% несовершеннолетних считают, что пиво НЕ причиняет вреда молодому организму в возрасте от 12 до 17 лет (показатель снизился на 4%);

71% несовершеннолетних считают пиво таким же алкогольным напитком, как и другие (увеличение показателя на 4%). 21% затрудняются ответить на этот вопрос (показатель увеличился на 3%).

У 11% детей, участвующих в анкетировании, есть знакомые, пробовавшие наркотические вещества. Это на 3% больше, чем при предыдущем анкетировании;

У детей, участвующих в анкетировании, есть 5% знакомых, пробовавших токсические вещества. В 2014 – 2015 учебном году – 9%;

В школе 2% детей, пробовавших наркотические или токсические вещества(4 человека). Доля таких детей осталась неизменной, однако их количество сократилось на 2 человека;

61% несовершеннолетних считают, что «легких» или безвредных наркотиков нет (показатель снизился на 1%), 30% учащихся затрудняются ответить на этот вопрос (показатель вырос на 5%). 9% считают, что «легкие» наркотики существуют;

Из графика, приведенного ниже, видно, что ежегодно сокращается количество детей, уверенных в том, что зависимость от наркотических средств возникает после первого их применения.

Возникает ли зависимость от наркотических веществ после их первого применения (%)

Большинство учащихся (58%) уверены, что за незаконное приобретение и хранение наркотических веществ, предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 3х лет. Это на 3% меньше, чем в предыдущем анкетировании.

54% несовершеннолетних рассказывают о своих проблемах родителям, что на 11% меньше, чем в предыдущем исследовании. Кроме того, наблюдается снижение доверия детей к педагогам школы (в этом году этот показатель достиг лишь 1%). Все чаще дети никому не доверяют свои проблемы. Более подробную информацию можно увидеть из графика:

«О своих проблемах я чаще всего рассказываю…» (%)

44% учащихся проводят свое свободное время с мамой, что на 8% меньше, чем в предыдущем анкетировании;

По результатам анкетирования 2015 года наблюдается снижение позитивных чувств, которые дети испытывают в семье, такие как поддержка и понимание, радость, любовь, забота и ласка. Кроме того, наблюдается рост негативных чувств, таких как раздражение (злость), обида. Чувства, которые дети испытывают в семье можно представить в виде диаграммы:

В семьях, чьи дети обучаются в МБОУ «Карагайская СОШ №1» наблюдается снижение интереса родителей к окружению своих детей. Так у 4% несовершеннолетних родители не знают друзей. Это на 3% выше, чем при предыдущем анкетировании. Более подробно видно из дивграммы:

Когда учащиеся чем-то расстроены, то чаще всего слушают музыку (80%). Это на 5% меньше, чем при предыдущем анкетировании. Гуляют 61% (показатель увеличился на 3%);

В свободное время гуляют, встречаются с друзьями 56% несовершеннолетних. Данный показатель снизился на 2%. Помогают по дому 35% (показатель снизился на 2%), занимаются в спортивной секции, кружке 33% учащихся (в предыдущем анкетировании данный показатель составлял 37%), 15% любят читать книги, что на 6% больше, чем при предыдущем анкетировании, 36% слушают музыку, 30% смотрят телевизор, играют на компьютере 26%. Занятость детей в свободное время по итогам двух исследований можно представить в следующем виде:

52% несовершеннолетних летом в основном находились дома. Это на 4% больше, чем при предыдущем тестировании. Отдыхали в лагере 21% (показатель снизился на 10%), 30% — уезжали к родственникам (показатель снизился на 2%), 18% работали (на 3% ниже, чем при предыдущем тестировании), 17% ходили в походы, сплавы (в предыдущем тестировании этот показатель равнялся 12%). Занятость в летний каникулярный период на протяжении трех сезонов можно представить в виде диаграммы (%):

56% учащихся ничего не мешает интересно проводить свободное. Их время организовано. Этот показатель снизился на 1%.

источник

Анкетирование — форма опроса обследуемого контингента лиц по предварительно составленному списку вопросов. Ответы на вопросы анкеты служат исходным эмпирическим материалом для обобщений. Общение диагностируемого с исследователем носит опосредованный (через анкету) характер. Материалы анкет пригодны для количественного анализа, удобны в обработке.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Анкетирование применяется для массового сбора информации (иногда — от живущих в разных местах людей).

В анкете могут быть представлены:

факты («Твои занятия в свободное время», «Какие методы нравственного воспитания школьников вы чаще всего применяете в своей работе?»);

— характеристики окружающих людей, событий («Какие черты характера ты больше всего ценишь в своих сверстниках?», «Какие качества, на ваш взгляд, характеризуют творчески работающего педагога?», «Как вы относитесь к введению школьной формы?»);

суждения («В чем, по-твоему, причина того, что многие ребята неохотно посещают школу?», «Почему, на ваш взгляд, некоторые учителя отказываются осваивать компьютер?»);

намерения («Собираешься ли ты поступать в вуз?», «Планируете ли вы в ближайшее время повышать свою квалификацию?»).

Анкеты могут быть открытыми, когда вопросы предполагают свободные ответы по усмотрению респондента, и закрытыми, когда респондент должен выбрать один из готовых ответов («да», «нет», «не знаю», «иногда» и др.) или оценить в баллах правильность (по его усмотрению) каждого из них.

Анкета может (и должна) содержать вопросы разного типа: основные;

вопросы-фильтры с отсеивающей функцией (например, на отдельные вопросы просят ответить только учителей,»которые собираются в ближайшее время повышать свою квалификацию);

проверочные или контрольные с целью уточнения достоверности информации.

Анкетирование проводится очно или заочно. В первом случае респонденты заполняют анкету в присутствии исследователя или заменяющего его лица, во втором — анкеты рассылаются по почте. В психолого-педагогических исследованиях чаще применяется первый способ; заочное анкетирование чаще используется в социологических опросах. При заочном анкетировании человек, заполняющий анкету, не может уточнить тот или иной вопрос, поэтому тематика анкет должна быть несложной, а вопросы —.-сформулированы в краткой и доступной форме.

Предостережение.Все дело в том, что результаты анкетирования, которые зачастую преподносятся как реальный факт и достоверная информация, могут быть весьма далеки от истины и не отвечать требованиям надежности. Как правило, причина — в нарушении требований, которые необходимо соблюдать при составлении анкет и проведении процедуры анкетирования’.

Основные требования к анкете:

1) во вступлении необходимо сформировать у респондента чувство удовлетворения от того, что выбор пал на него;

2) вопросы должны по возможности точно и емко характеризовать изучаемое явление и задаваться в логичной последовательности;

3) необходимо сочетать прямые вопросы с косвенными (например: «Нравится ли профессия учителя?» и «Согласны ли вы, что профессия учителя самая лучшая?»);

4) сначала задаются вопросы на определение компетентности респондента в теме опроса;

5) вопросы располагаются по принципу «подготовка — сложные вопросы — классификация»; при группировке вопросов можно взять за основу и другую структуру: сначала — легкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий, фактов), затем — трудные (выявляющие суждения, оценки), далее — самые сложные (требующие принятия решения, выбора ответа), в заключение — снова простые вопросы;

6) вопросы реквизитной части анкеты, позволяющие идентифицировать респондентов по группам (по возрасту, полу, уровню квалификации и т.п.), располагаются в самом конце анкеты;

7) на заполнение анкеты должно уходить небольшое количество времени (от 4 — 5 до 15 — 20 мин в зависимости от возраста опрашиваемых).

Полезный совет. Композиция анкеты проверяется по следующим критериям:

— соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых («контактных») в начале анкеты к более сложным в середине и простым («разгрузочным») в конце?

— Нет ли скрытого влияния предшествующих вопросов на последующие?

— Отделены ли смысловые блоки вопросов «переключателями внимания», обращением к респонденту, информирующими о начале следующего блока?

— Нет ли скоплений однотипных вопросов, вызывающих ощущение монотонности и утомления у респондента?

Анкеты, как правило, являются анонимными. Но в том случае, если проводится опрос большой группы испытуемых, которая к тому же является неоднородной по возрасту, социальному статусу, стажу работы и т.п., в анкету включают так называемую реквизитную часть: испытуемого просят указать пол, возраст, род занятий, стаж работы и т.п. Реквизитная часть помещается, как правило, в конце опросного листа (чтобы с самого начала у испытуемых не возникло ощущения, что их «допрашивают») и служит для классификации респондентов с целью анализа их ответов, а также выявления причинно-следственных связей и типичных для определенной группы испытуемых мнений, взглядов, установок, оценочных суждений.

Подготовка анкеты:

разработка вопросов — перевод основных исследовательских предположений на язык вопросов;

оценка вопросов — определение их оптимального типа и количества;

тестирование — предварительная проверка степени понимания вопросов анкеты на небольшом (до 10 человек) числе испытуемых в «пилотажном» диагностировании;

уточнение анкет — конкретизация вопросов и уточнение их последовательности;

Грамотно составленные анкеты должны удовлетворять обычным критериям надежности и валидности, но, помимо этого, каждый вопрос анкеты проверяется по следующим критериям.

I. Предусмотрены ли такие варианты ответов, как «не знаю», «затрудняюсь ответить»? Они позволяют респонденту уклониться от ответа, когда он сочтет это нужным.

2. Не следует ли добавить к некоторым закрытым вопросам позицию «другие ответы» со свободными строчками? Тем самым закрытый вопрос превращается вполузакрытый.

3. Достаточно ли ясно объяснена респонденту техника заполнения анкеты?

4. Нет ли логического несоответствия между смыслом формулировки вопроса и шкалой измерения? Есть ли необходимость заменить непонятные слова или термины?

5. Не превышает ли вопрос компетентности опрашиваемого? Если такое возможно, то необходимо предусмотреть вопрос-фильтр на проверку компетентности.

6. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос? При необходимости следует один вопрос раздробить на блок вопросов.

7. Не задевает ли вопрос самолюбия респондента, его достоинства, престижных представлений?

Достоинствами анкетирования являются: массовость обследования; большая скорость сбора информации; легкость обработки результатов; возможность широкого применения математических методов анализа данных; возможность получения ответов на такие вопросы, на которые респондент по каким-либо причинам не желает отвечать в устной форме; возможность сравнения результатов нескольких обследований; удобные способы фиксации результатов (в анкетах закрытого типа).

Вместе с тем, используя в психолого-педагогическом исследовании метод анкетирования, нужно иметь ввиду следующие ограничения:

— с помощью анкеты нельзя получить всесторонние, исчерпывающие данные или рассчитывать на глубокое проникновение в ситуацию;

— не все респонденты правильно понимают вопросы, поэтому часто возникают трудности при классификации ответов;

— нет гарантии, что все ответы являются искренними;

— в анкетный опрос не следует вмешиваться, изменять что-либо, поэтому данный метод нельзя, в отличие от беседы, назвать гибким;

— жесткий список вопросов может заставить опрашиваемых ответить не то, что они думают в действительности;

— среди вариантов ответа в закрытой анкете может не оказаться того, который устраивал бы конкретного респондента.

При обработке и анализе ответов применяется такой прием, как группировка вопросов (педагог должен ориентироваться на этот прием еще при подготовке анкеты, чтобы вопросы были связаны друг с другом, помогали установить причинно-следственные связи в изучаемом явлении) и их сортировка (например, по возрастам респондентов, по уровню их образованности и т.д.).

4. Контент-анализ.

Это один из эффективных методов психолого-педагогической диагностики, позволяющий подвергать содержательному анализу по заранее определенной схеме письменные тексты испытуемого, его произведения, письма и др.

Задача контент-анализа состоит в том, чтобы выявить и оценить в контексте социальных смыслов и значений индивидуально-личностные характеристики человека, которые проявляются в том, что он делает, в частности в продуктах его письменного творчества. При этом массовая текстовая (или закодированная в другом виде) информация переводится в количественные показатели с последующей их статистической обработкой.

Факты общественной жизни (поступки, события, мнения) фиксируются разными способами — с помощью звукозаписи, изображения, письменного слова и т.д. В условиях школы источником информации могут служить протоколы собраний, планы работы, сочинения, письма, дневники, записки учеников друг другу. Такая информация независимо от того, каким способом она зафиксирована, может быть документом для диагностирования. В диагностике под документом понимается специально созданный человеком предмет, цель которого — передача или хранение информации.

По способу фиксирования документы могут быть письменные, изобразительные, фонетические (звуковые). Самая обширная группа документов — письменная. Их легче анализировать, чем другие.

Благодаря методу контент-анализа можно получить сведения о прошедших событиях, наблюдение которых уже невозможно. Изучение документов, в которых те или иные явления жизни прослеживаются в течение многих лет, позволяет реконструировать социально-педагогические процессы, выявить тенденции и динамику их изменения и развития.

При помощи документов в теории и практике образования изучают:

1) сведения для истории педагогики; зависимость между разными социальными позициями авторов и их педагогическими концепциями;

2) отдельного человека или определенные группы;

3) корреляционные зависимости между условиями жизни^ и взглядами людей;

4) влияние среды на формирование психики ребенка.

Различают личную и общественную документацию.

К личной документацииотносятся: письма, автобиографии, мемуары, дневники, воспоминания, интервью и т.п. Автобиографии, мемуары, воспоминания позволяют проследить эволюцию взглядов человека в зависимости от изменения условий его социальной жизни. Личная документация раскрывает характер общих социальных и узкопедагогических влияний, а также дает возможность проникнуть во внутренний мир ребенка, подростка, взрослого.

К общественной документацииотносятся: государственные законы, планы, инструкции и приказы, отчеты и балансы, статьи в периодической печати, фольклор. В педагогической деятельности общественными документами помимо названных являются: учебные, календарно-тематические, поурочные планы; планы воспитательной работы; классные журналы; продукты деятельности учащихся; сводные ведомости; отчеты об успеваемости; сценарии воспитательных мероприятий и т.п.

Учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении характеризует педагогическая документация: расписания учебных занятий, правила внутреннего трудового распорядка, книги протоколов собраний и заседаний, календарные и поурочные планы учителей, конспекты и стенограммы уроков, журналы учета успеваемости и посещаемости, личные дела и медицинские карты учащихся, ученические дневники, протоколы собраний и заседаний и т. п. В этих документах отражены объективные данные о причинных связях, некоторых зависимостях (например, между состоянием здоровья и успеваемостью, обстановкой в семье и психическим состоянием учащегося).

Приступая к анализу документов, исследователь, согласно рекомендациям А. В. Петровского, должен знать следующее:

— с какой целью был составлен документ;

— кто был его автором и инициатором (если это групповой документ);

— был ли автор документа свидетелем зафиксированного события или пересказал нечто на основании сведений, полученных от других, и т.д.;

— контекст, в котором проходило составление документа (сам факт наличия решения в протоколе собрания ничего не говорит о том, в какой обстановке оно было принято, если в этом протоколе не зафиксированы реакции и поведение участников собрания).

Кроме того, следует избегать субъективных оценок при изучении и анализе документов.

Письменные, графические и творческие работы учащихся: домашние, классные, контрольные и самостоятельные работы по всем учебным предметам, сочинения, рефераты, отчеты, читательские дневники, формуляры, результаты эстетического и технического творчества (поделки, модели, рисунки и т.д.) — позволяют педагогу понять индивидуальность каждого учащегося, его отношение к учебе, выявить наличие у него тех или иных способностей. Ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца.

Большой интерес, по мнению Ю. К. Бабанского, представляют так называемые продукты свободного времени, хобби.

Индивидуальные особенности учеников, их наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности и прилежания, мотивы деятельности — для выявления всех этих свойств, качеств и отношений можно с успехом применять метод контент-анализа.

Из истории образования. Педологи считали, что продукты детских произведений, особенно взятые динамически, в своем нарастании, закреплении и уточнении, становятся надежным показателем достижений учебно-воспитательной работы, указывают, правильным ли путем к этому шел ребенок вместе с учителем. Через анализ результатов детских проявлений помимо общей психологической информации об учащихся педагог мог выяснить, каково отношение ребенка к окружающим явлениям, каковы преобладающие интересы ребенка, насколько они развиты и закреплены, насколько они стали устойчивыми и превратились в определенную направленность детских действий и поступков. Например, знакомство с тетрадями помогало раскрыть такие черты школьника, как аккуратность или небрежность, систематичность в выполнении домашних работ и т.д. Просмотр дневника читателя определял круг его литературных пристрастий и идеалов, круг мыслей, порождаемых чтением.

Через изучение продуктов детской деятельности также можно было судить, в каком круге предметов и явлений дети успешно ориентируются. Причем считалось, что, если факты ежедневных детских проявлений сгруппировать и расклассифицировать по основным учебно-воспитательным целям (попутно дополняя записями наблюдений за процессом деятельности ребенка) и в хронологической последовательности, педагог получит картину роста исследуемых детей.

При постоянном использовании метода педагог мог получить как количественные, так и качественные характеристики проявлений ребенка в различные периоды жизни, будь то умения или творческие способности. Так, ознакомление с различными самодельными пособиями выявляло наличие, уровень практических навыков и умений, помогало раскрыть особенности образного восприятия и т.д. Большое значение придавалось анализу черновиков. Сопоставление их с окончательными результатами деятельности могло дать представление о самом процессе, способах, приемах достижения результата. Наиболее сложной частью этого метода считалась фиксация наблюдаемого. Запись должна была содержать анализ, учет динамики актов детского творчества в определенный момент педагогической работы. Сопоставляя записи, педагог получал картину динамики творчества детей в связи с педагогической работой учителя.

От истории к современности. Достижением педологии можно считать индивидуальный учет учащихся посредством записей в трудовую тетрадь(книжку). Записи вели сами учащиеся по единой форме. В ней отводилось место планированию работ, а затем фиксировалось выполнение работ с указанием затраченного времени: что выполнено из намеченного, как выполнена работа, какие были затруднения при ее выполнении.

В опыте педагога-новатора этот метод возродился в форме творческой книжки школьника,где учитывались творческие работы, выполненные сверх учебной программы. При этом показателями служили самостоятельность и творчество при выполнении различных видов труда.

Наконец, в современной школе все шире используется методика портфолио как заранее спланированная подборка работ и индивидуальных достижений учащегося, связывающих отдельные аспекты его деятельности в целостную картину.

Метод контент-анализа предполагает выявление динамики исследуемого явления или процесса, изменение причинно-следственных связей.

Суть метода контент-анализа заключается в том, что в тексте выделяются определенные единицы содержания (термины, оценки и т.д.) и проводится их статистическая обработка (подсчет объема и частоты употребления этих единиц, установление пропорций между различными группами выделенных единиц, а также с общим объемом информации и т.д.).

Многие методические требования к отбору единиц формализованного наблюдения, поиску эмпирических индикаторов этих единиц справедливы и для поиска смысловых единиц контент-анализа. Смысловая единица — это интересующая исследователя проблема, тема, идея, которая с помощью различного сочетания слов высказывается авторами документов.

О том, какую роль играют одноклассники в жизни данного ученика, можно узнать по тому, как часто он упоминает о них в своих разговорах, дневнике или переписке с близкими друзьями. Проведя контент-анализ описаний-зарисовок друзей, можно сделать вывод, на какие качества ориентируется ученик, что его привлекает — внешние атрибуты жизни или глубинные черты характера.

В ходе контент-аналитического обследования сначала выделяются категории анализа как направления, стороны рассмотрения смысловых единиц, проблемы, интересующие диагноста. Количество этих категорий зависит от целей и задач анализа. Однако без такой категории анализа, как тема, не возможно ни одно контент-аналитическое обследование. Как показывает практика, чаще всего контент-аналитики наряду с темой задействуют оценку (степень широты освещения выбранной темы в материале и т.д.) в зависимости от степени глубины анализа проблемы’.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник