Меню Рубрики

Как писать анализ дня вожатый

Речь вожатого правильная и чистая. Без жаргонных слов. Не думайте, что подростковый сленг сближает вас с детьми. Чаще это просто выглядит смешно. Без слов паразитов. Вы же не хотите, чтоб дети загибали пальцы, сколько раз вы скажете «как бы так» или «значит». А ещё и прозвище могут дать соответствующее.

Не кричите. Кричать бесполезно. Неужели вы думаете, что можно перекричать детей? J Повышая громкость голоса, вы только поднимаете шумовой порог, и дети начинают шуметь ещё громче. Кончится тем, что вы просто сорвёте себе голос (впрочем, вы его всё равно наверняка сорвёте в первые дни, но усугублять не стоит). А вот если говорить тише, то дети будут вынуждены прислушиваться.

Не повторяйте дважды, дважды не повторяйте. Ох, как это бывает трудно. Лично у меня постоянно такая проблема: вместо «давай скорей» так и хочется сказать «давай-давай, скорей, скорей». Кажется, что так будет убедительней. Может быть, слегка. Но зато вес каждого слова будет гораздо меньше.

Если вы все свои распоряжения будете повторять по нескольку раз, дети быстро перестанут реагировать на первый и будут ждать N-го китайского предупреждения.

Вожатый не должен кудахтать, как курица, не должен разражаться туманными многословными тирадами. Используйте короткие веские фразы.

Да, именно так должно казаться детям. Их вожатый самый лучший. Он всё может, всё умеет, всё знает. Таким человеком хочется гордиться! Вожатый всегда уверен, спокоен, не теряется ни в каких ситуациях.

Уверенность в себе очень важна. Старайтесь не менять своих решений. Если вы говорите то так, то сяк, мечетесь то одной точки зрения к другой, это говорит о неуверенности, и это не на пользу авторитету. Впрочем, в некоторых ситуациях нужно уметь и признать свою неправоту, иначе будете выглядеть смешно.

Будьте готовы к самым неожиданным испытаниям, которым вас подвергнут дети. Неожиданные каверзные вопросы, попытки не слушаться, только чтоб посмотреть, что сделает вожатый — это далеко не весь арсенал. Будьте спокойны и находчивы, помните, что неожиданный, оригинальный ответ обезоруживает провокатора.

Если вы что-то умеете делать хорошо, скажем, играть в футбол, играть на гитаре, стоять на голове, танцевать нижний брейк (ух ты! НИЖНИЙ БРЕЙК! Да вы же просто молодой бог!), —демонстрируйте это. Пусть дети видят, за что вас можно уважать. Но не надо бравировать: вожатый крут, но скромен.

Если вы чего-то не умеете — не беритесь. Не стоит показывать детям своё несовершенство. Тут, правда, есть свои нюансы. Дети не всегда могут заметить, что вы что-то делаете плохо.

Но есть вещи, которые надо делать обязательно. Например, участвовать в вожатских выступлениях. Дети не должны видеть, что их вожатый где-то «пролетает», что он хуже других. И если во время вожатского номера вы скромненько сидите в зале, ждите от них неудобных вопросов. То же можно сказать, например, про футбольные матчи вожатые-персонал: пусть за всё время вы лишь пару раз прикоснётесь к мячу, всё равно вы часть команды — это для детей важно. В общем, своё неумение, ровно как и умение что-то делать, надо правильно подавать. Важно, чтоб дети видели, что вы пользуетесь уважением других вожатых и администрации. Поэтому, во-первых: всегда будьте уважительны к другим вожатым. Ни в коем случае не высказывайте им свои претензии при детях! Во-вторых, старайтесь работать так, чтоб ни у кого не было претензий к вам: ни у других вожатых, ни у администрации.

И ещё имейте в виду: изображать «монстра» не являясь им совсем, гораздо труднее, чем являясь им хотя бы частично. Поэтому развивайте в себе все лучшие качества, готовьтесь к смене. Вожатый должен всегда стремиться к совершенству.

Вожатый всегда стоит горой за свой отряд. Если, скажем, возник конфликт с другим отрядом, надо прежде всего заступиться за свой отряд (конечно, делать это разумно, сглаживая конфликт, а не обостряя его), даже если ваши дети в чём-то неправы. Правда, потом, в своём кругу, на отрядном сборе или огоньке, нужно ещё раз всё обсудить, и показать детям, что и они были где-то неправы. Ведь вожатый должен быть справедливым. Так же справедливо и авторитетно надо уметь разобрать любой детский спор.

Самые важные здесь первые три дня (как и во всём). Вот несколько советов, которые могут помочь.

Работать как можно добросовестней.

Еще одной неоспоримой ошибкой начинающего вожатого является отсутствие четкого плана действий. Почасового, поминутного, творческого и гибкого, не в методичке, а в голове. Такого плана, который представит тебя ребятам как уверенного специалиста и незаменимого друга. «Отряд четко должен осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено»,

А потому необходимо тщательно спланировать день, желательно по минутам! Заранее, до смены, подготовить мероприятия. Это придаёт вам такое ценное спокойствие и чувство уверенности, а значит, и хорошее настроение, а без него никуда! Нет ничего хуже, чем вставать утром с мыслью, что не знаешь, чем занять сегодня этих несчастных детей. То ли дело, когда всё готово заранее, когда вы предчувствуете яркий и интересный день. Это чувство передаётся детям, и ваши отрядные дела пройдут от этого ещё лучше.

Следить за дисциплиной (об этом ещё будет подробнее). В первые три дня всё должно быть безупречно!

Использовать любой удобный случай для общения с детьми. В первые дни надо успеть поговорить с каждым, показать детям свою заинтересованность их личностью, заинтересовать их своей — это способствует доверию.

Не изолироваться! Не отсиживаться в вожатской. В первые дни особенно важно всё время быть с детьми. Если совсем уж плохо, если вы на грани истерики (а что вы думали, в сказку попали?), зайти в вожатскую, перевести дух, и снова к детям.

Помните: каждая минута, проведённая вами отдельно от детей — ваше упущенное время.

Усталый и измученный вожатый вряд ли способен зажечь. Здоровый сон даёт необходимую бодрость. Спать надо хотя бы 6 часов в сутки (больше спать у вас вряд ли получится…). Опять же, чем лучше вы подготовитесь к смене, тем больше времени будет на сон, поэтому готовьтесь к смене заранее!

Иногда можно брать выходные. Вожатому полагается таковых 3 за смену (то есть в среднем раз в неделю). В первые три дня брать выходные нельзя, даже не думайте об этом. Ведь идёт процесс становления отряда, и если вы на это время уедете, то в результате окажитесь лишним. А вот день на 4-й 5-й — самое то. Рекомендуется это именно новичкам.

1. За первые дни на вас свалилась гора впечатлений, уйма событий, стресс. Бывает жизненно важно перевести дух, оглянуться, проанализировать, увидеть свои ошибки, которые не поздно ещё исправить.

2. Постановка дисциплины, проблемы первых дней — всё это может вызвать чувство раздражения к детям. С этим чувством работать нельзя. Надо дать себе денёк отдохнуть, уехать из лагеря, соскучиться по этим детям, и понять, как же вы их на самом деле любите.

Некоторые пытаются проводить выходной, не уезжая из лагеря: просто хорошенько выспаться, сходить в лес, на озеро… Крайне не рекомендуется так делать. Почему? Ну, во-первых,нет смены обстановки, а именно она даёт желанный отдых, возможность посмотреть на события первых дней со стороны. Во-вторых, вы попадаете в парадоксальную ситуацию: вы находитесь в лагере, но не работаете. Вы будете постоянно встречать своих детей, они будут как обычно обращаться к вам. Им не объяснишь, что у вас выходной. В их сознании это просто не уложится, а если уложится, то они будут разочарованы: «как же так? Вожатый от нас отдыхает…»

Да, и ещё: почувствовав, как в лагере можно классно отдыхать, вы будете подсознательно к этому стремиться всё время, будете халявить, а это совсем не то же самое, что «беречь свои силы». Надо, чтоб всё было чётко: дома — отдых, в лагере — работа.

Сразу брать дело в свои руки.

Очень показателен пример. Вожатый приехал работать на 2-ю смену, на отряд, где до него работал очень хороший вожатый, и отряд у него был самый лучший на первой смене. Его напарница оставалась работать с новым вожатым. У нового вожатого, как неопытного новичка было совершенно естественное желание: сначала присмотреться, как же это тут всё устроено, какие тут порядки заведены на самом лучшем отряде. Это привело к тому, что он занял неактивную позицию, позицию наблюдателя. Увы, так дети и стали его воспринимать. В следующие дни изменить это было очень сложно. Так делать нельзя.

Надо сразу сказать себе: это мои дети, я буду делать мой отряд. Конечно, будут ошибки, от них никто не застрахован. Но это лучше, чем ничего не делать. И, главное, дети будут воспринимать вас как хозяина положения, а это очень важно.

Оглядываться и одумываться.

Время от времени надо спокойно анализировать свою работу, искать недостатки, чтоб исправлять их. Частая ошибка у новичков — скатываются на «застраивание«. Если с дисциплиной что-то не ладится, все силы бросаются на это. Вы начинаете быть всё строже и строже, с параноидальным рвением следить выполнением каждой режимной мелочи, тратите на это всё время — а всё зря. В результате и дисциплины нет, и дети вас терпеть не могут. Какая уж там атмосфера, какое творчество?… Одна головная боль.

Почувствовав первые симптомы, скажите себе «стоп». Если всё так, значит, вы идёте неверной дорогой. Найдите в себе силы сделать поворот. Сделайте что-нибудь неожиданное, заинтересуйте детей, затейте что-то интересное, пусть даже слегка в ущерб дисциплине (в разумных пределах).

Дисциплина и атмосфера на отряде одинаково важны, и тут часто приходится балансировать.

Никогда не задавайте вопросы, ответ на которые вы заранее знаете. Ведь в этом случае вы задаете вопрос затем, чтобы уличить ребенка в чем-то. «Ты убрался в комнате?» — вы видите, что он не убрался, зачем спрашиваете? В возрасте 14-15 лет на такой вопрос вы можете получить конкретный ответ: «А вы что не видите?» или «Да, убрался», а теперь спорьте и доказывайте, что это не так. Вместо того чтобы задавать такие вопросы, используйте выражение, я заметил. «Я заметил, что ты не почистил зубы. Давай сделаем это сейчас». Если ребенок скажет: «Я это сделал», вы можете ответить, «Я ошибся» или «Отлично, я хотел бы это видеть».

Есть мнение, что все вожатые немножко дети. Но это скорее иносказательно. Вожатый должен быть сравним с ребёнком в плане жизненной энергии, выдумки, должен хорошо понимать детей. Но психологически вожатый должен быть взрослым.

Каждый из нас время от времени бывает в психологическом состоянии ребёнка, и это нормально. «Если мне что-то нравится, это моё» — известная детская формула. Ребёнок капризен и эгоистичен. Он руководствуется минутными порывами и эмоциями, стремится всегда получать удовольствие. Во главу угла ставится «хочу». Нет, я не ругаю детей. Я просто описываю некое психологическое состояние. Более того, находиться в этом состоянии очень приятно, и очень необходимо время от времени каждому из нас. Интересно, что все влюблённые ведут себя в этом смысле как дети. Быть ребёнком прекрасно, никто не спорит, но в лагере ваша роль иная.

Взрослый трезво оценивает ситуацию, способен пожертвовать сиюминутным удовольствием ради будущего блага, ради общего дела. Взрослый способен нести ответственность за других. Вот таким должен быть вожатый.

Именно в этом смысле влюблённость в напарницу (напарника) может очень повредить работе, если только вы не будете черпать в ней вдохновение к работе с детьми. Подумайте над этим. Хотя, сколько ни говори…

§ Установи традиции в общении. Постоянное приветствие или необычная «именная» фраза в типовых ситуациях будет работать только в пользу вожатого. Привычное действие или слово становится брендом, а это придаст уверенность ребятам, так как делает вожатого знакомым, «своим».

§ Возьми на вооружение несколько эффективных психологических игр. « В трудной ситуации тренинг или удачно примененная игровая ситуация помогает отвлечь внимание группы от вожатого и увлечься программой, уйти в мир своих ощущений. Это позволит взять тайм-аут вожатому и вести ситуацию по своему сценарию,

§ Веди дневник! Личный дневник предназначен для заметок о типах и особенностях каждого в группе. Также в него можно записать возможные приемы по нахождению контактов.

§ Будь разным в делах, но стабильным в отношении к делу! Вожатому в первую очередь необходимо продемонстрировать ясность мысли, острый слог и постоянство настроя. Ведь вожатый – это лидер. И те, кто идет за ним в след, должны доверять своему руководителю, понимать и уважать его. Люди предпочитают людей и идеи, в которых они могут разобраться. Будь открытым и не бойся ошибок, и тогда именно ты станешь лучшим вожатым.

Начинающему вожатому порой очень трудно определить, что же ему делать с детьми каждый день. Прежде всего (особенно на самых младших отрядах) быть МАМОЙ. Итак, «мамы»…

§ Прежде всего, следите за тем, чтобы дети всегда были чисты, опрятно одеты, причесаны. Обращайте внимание на чистоту ушей.

§ Утром и вечером дети умываются, чистят зубы, перед едой моют руки, перед сном моют ноги.

§ Проводите беседы с детьми как правильно пользоваться и вести себя в умывальниках и туалетах, душевых. Периодически напоминайте им об этом.

§ В столовой смотрите за тем, чтобы всем детям хватило столовых приборов, порций, стульев. Если ребёнок плохо ест, необходимо выяснить причину.

И в завершение еще несколько советов которые могут уберечь Вас от многих проблемм, и построить замечательные отношения со своими подопечными.

1. Никогда не кричите на детей. Конечно, по началу это очень сложно сделать. Даже когда Вы чем-то очень недовольны, решайте все спорные вопросы спокойным голосом. Самое главное — не повышать голос в орг. период. Если ребенок услышит Ваш повышенный тон, то сделает вывод, что это Ваша нормальная манера говорить. В следующий раз, если вам понадобится навести тишину в отрядке, придется ГАРКНУТЬ ЕЩЕ ГРОМЧЕ. Ну и к чему вы придете? Есть еще момент. Крики на детей говорят только об одном — о Вашей неуверенности. Раз Вы не можете решить проблемму спокойно, то начинаете повышать голос. Хотите Вы или не хотите — а это так. Ну а если ситуация такая что поднять голос действительно надо, то поверьте — он (голос) прозвучит для детей как раскат грома! Но, в орг.период этого делать ни в коем случае нельзя. Как правило, чаще всего вожатый повышает голос, когда оказывается в цейтноте — в этом случае перекроите распорядок на отряде — увеличте зазоры между режимными моментами.

Читайте также:  Как сдают анализ на иппп беременные

2. Не играйте ни в «доброго», ни в «злого» вожатого! Будьте собой! Будьте СПРАВЕДЛИВЫМ вожатым. Будьте ИНТЕРЕСНЫМ вожатым! Дети Вас полюбят и пойдут за Вами лишь в одном ЕДИНСТВЕННОМ случае: если Вы для них будете интересны. Если Вы сможете им открыть что-то новое, научить чему-то жутко необычному.

3. На время смены стать «взрослым ребенком» и тогда в их детской стае станешь вожаком. Не нужно навязывать им свои правила игры, нужно принимать их правила и корректировать для себя, под себя и тогда они всегда будут рядом.

4. Никогда не обманывайте детей. Особенно старших. Они вас видят насквозь. И Ваши отношения с напарником тоже видят наквозь. Обманув однажды, Вы рискуете растерять все их доверие. А когда нет искренности в отношениях между Вожатым и отрядом. хуже не бывает.

Ну а в остальных моментах жизни в лагере специально как-то завоевывать авторитет, как правило, и не надо. Надо просто быть самим собой. Если ты интересный человек и сильная личность, то авторитет будет сам по себе. Другое дело как стать этой интересной и сильной личностью. то уже личное дело каждого. более того дело всей жизни. Трудно спорить с тем, что мы едем работать в лагерь ради своего удовольствия. Нас никто не заставляет, никто не платит нам больших денег. Нам просто нравится работать с детьми. Но вот это «ради удовольствия» нужно понимать по-взрослому. Ничего в лагере нельзя делать ради себя. Всё только ради детей, всё для них. Мы отдаём им себя полностью, ничего не требуя взамен, и лишь через это, видя результаты своего труда, счастливые горящие детские глаза, мы чувствуем ту радость, за которой и едем в лагерь.

Роль вожатых в адаптации детей к условиям летнего лагеря трудно переоценить. Есть несколько простых правил в деятельности вожатого, которые помогут смягчить проблемы детей, снизить напряженность, избежать конфликтов.

Итак, что могут делать вожатые:

§ Ежедневный настрой отряда на активную и доброжелательную работу, на корректное и уважительное отношение друг к другу;

§ Рефлексия отряда в конце дня;

§ Выявление эмоционального состояния участников и принятие в случае необходимости адекватных мер.

§ Определение рейтинга программ лагеря

§ Выявление потенциальных лидеров

Памятка для вожатого и инструктора

Основной принцип — при обсуждении попытаться помочь детям понять причины своего поведения и настроения.

§ Переводим настрой детей с позиции «кто-то виноват» или «чего-то не хватает» на позицию «почему это произошло именно со мной?» и/или «что я могу изменить в данной ситуации?»

§ Необходимо соблюдать три основных правила:

1. не давать прямых оценок поведения ребенка (мы принимаем к сведению слова ребенка, чтобы в дальнейшем избегать негативных ситуаций);

2. не давить и не критиковать (мы, вожатые и инструкторы высказываемся всегда (!) последними, чтобы дать всем членам отряда возможность высказаться);

3. при обсуждении административных вопросов соблюдать педагогический такт (мы не обсуждаем поведение взрослых в присутствии детей).

Примерная схема утренней встречи с отрядом:

§ Психологический настрой как отдельных участников, так и всего отряда на дальнейшую работу.

§ Проверка присутствия всех членов отряда. Вопрос о физическом и эмоциональном состоянии, желании и готовности работать дальше.

§ Сообщение и уточнение расписания на день.

Основные принципы организации ежевечерних встреч отрядом. Подведение итогов за день.

Обсуждаются три основных вопроса:

1. Твои впечатления о сегодняшнем дне;

2. Степень удовлетворенности (от «0» до «10» баллов):

а) содержанием прошедшего дня (игры, учебные занятия, проживание, питание);

б) эмоциональными отношениями с другими детьми и взрослыми;

в) своим эмоциональным состоянием.

Комментарии. Если ребенок ставит меньше 9-10 баллов, задаются примерно такие вопросы: «Что помешало тебе поставить 10 баллов? Что может помочь тебе на следующий день получить эти 10 баллов?» Вожатый переносит ежедневную информацию на большой экран эмоционального состояния отряда для дальнейшего анализа.

3. Твои пожелания на следующий день?

Как проводится анализ дня?

Анализ дня – одна из воспитательных форм работы в детском оздоровительном лагере. Анализ дня подразумевает под собой анализ групповой и индивидуальной деятельности в кругу коллектива. Настрой. Подразумевает настрой коллектива на серьезную аналитическую работу. В качестве настроя может быть использована песня (как правило, выбирается лирическая песня), хорошо продуманная речь (должна содержать предварительный итог дня, что бы руководитель хотел услышать на анализе) или анализ может начинаться с тренинговых упражнений (выбирается в зависимости от готовности коллектива к работе).

Высказывание участников коллектива. Перед этим напоминаются основные правила общения в кругу: высказываются все поочередно; когда говорит один — все остальные просто внимательно слушают; ценным является мнение каждого участника анализа.

Выделяют два типа анализа: эмоциональный и конструктивный. Целью эмоционального анализа является закрепление положительных эмоций. Конструктивный анализ. Его целью является обсуждение деятельности, которую провела группа, выявление плюсов и минусов в работе. Сначала перечисляются все дела, которые запомнились. Затем начинается разбор дел. Ребята отвечают на вопросы: почему дело прошло так, а не иначе? Что они сделали для этого? что надо изменить на будущее? и кому бы хотелось сказать спасибо? Анализ заканчивается выводами, которые делает руководитель на основании тех высказываний и мыслей, сделанных участниками группы, и прощанием.

Задача: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-­либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.

Схема анализа: высказывание отношения к делу (фиксация эмоций); обсуждение целей и задач дела, степени их достижения, качества подготовки к делу, качества организации; причины того, что не получилось; предложения о том, как исправить ситуацию к лучшему.

Очень важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а был его равноправным участником. Тем не менее, он опосредованно управляет разговором через вопросы для анализа.

§ Что мне удалось сегодня и почему?

§ Что нового и полезного я сегодня открыл для себя?

§ Как можно использовать достигнутое?

§ Что мне не удалось и почему?

§ Что отняло у меня слишком много времени?

§ Что я сделаю завтра для более рациональной деятельности?

Обязательно нужно подвести итоги. Если на первых порах анализ может сделать вожатый, то в последующем это лучше делать лидеру или ответственному за дело.

Чтобы анализ прожитых дней не был однообразным, можно применять различные варианты его проведения:

Метод анализа «Пять пальцев». Этот способ подведения итогов занимает 5 минут. Каждому ребенку предлагается посмотреть на свою ладонь и подумать, глядя на нее.

1. Мизинец (М) — «мысль»: какие знания и опыт я сегодня приобрел.

2. Безымянный (Б) — «близка ли цель»: что сегодня я сделал для достижения

3. Средний (С) — «состояние духа»: каким было мое настроение и от чего оно зависело

4. Указательный (У) — «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их.

5. Большой (Б) — «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья.

Этот анализ можно сделать в форме личных дневников.

Метод оценки. Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.

«Я хочу сказать». Я хочу сказать» (в форме пресс-конференции). Каждому ребенку выдается листок бумаги, на котором он пишет первую фразу: «Я хочу сказать, что. ». После того, как он написал первую фразу, он пишет все, что хочет сказать отряду о дне, об отряде и Т.д. Затем, не подписывая листок, сворачивает и опускает в коробку. После того, как все справятся с заданием, вожатый открывает коробку и поочередно зачитывает записки ребят. При этом, отвечая на поставленные вопросы, комментирует. К комментарию подключаются и ребята.

«Если бы я был…». Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дне я бы…

«Цвета». Ребятам предлагается ответить на вопрос: «Каким цветом вы бы окрасили сегодняшний день и почему?», после чего ответы коллективно обсуждаются.

Метод коллективного рассказа. Каждый ребенок по очереди произносит предложения на тему «На что похож сегодняшний день?».

Метод фотосъемки. Педагог задает ситуацию: ребята, представьте, что сегодня. Весь день снимал фотограф. Все что мы делали сегодня., он засняли на фотопленку. Но, увы, из-за неумелости фотографа, пленка засветилась. Давайте сейчас попробуем с вами восстановить каждый кадр этой пленки.

§ самые яркие, эмоциональные, веселые кадры;

§ и кадры, которые получились «не очень».

Выставка картин. Каждому ребенку предлагается нарисовать картину сегодняшнего дня (для этого заранее приготовить краски, фломастеры, альбомные листы). Каждый ребенок представляет свою картину — как она называется, что на ней изображено, и Т.д. Все работы вывешиваются на стенд.

Педагог сам или совместно с детьми ранее пишет вопросы, которые волнуют ребят или которые необходимо затронуть на вечернем сборе отряда. Затем листочки пускаются по кругу. Каждый пишет свое мнение. Итогом является озвучивание вопросов и ответов на поставленные вопросы (своего рода рассказов).

Рассказ-эстафета (с передачей предмета). К кому попадает предмет, тот и высказывается по дню. Что для меня сегодняшний день? Работает правило свободного микрофона, Т.е. кто хочет сказать, тот передает и говорит. Если ребенку нечего сказать, он передает предмет дальше по кругу. В завершении вожатый предлагает кому-то из ребят подытожить все услышанное. Если нет желающих, педагог подводит итоги сам.

«Ниточка». Перед началом огонька вожатый предлагает ребятам взять кусочек нитки. Разноцветные нитки – длиной от 10 до 30 сантиметров лежат рядом с вожатым. Во время обсуждения дня по схеме: Что получилось? Что не получилось? Что надо сделать, чтобы было лучше? Каждый ребенок, высказывая свою точку зрения, наматывая ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление прекращается. Таким образом, выбрав нитку той или иной длины, ребенок «заявляет» о своем желании выступать и настраиваться на развернутую сцену дня или на короткую реплику.

«Строим дом». Каждый представляет лист («кирпичик»), на котором рисует, как он себя видит в сегодняшнем дне и комментирует свой рисунок. Из этих «кирпичиков» потом строится дом, а на крыше пишется анализ дня.

«Я». Перед ребятами лежит много картинок, на которых нарисована сложенная из различных предметов буква «Я». Каждый ребенок выбирает ту букву, которая, на его взгляд, больше похожа на него, а потом объясняет почему.

«Позитрон». Игроки садятся или встают в круг. Один игрок перебрасывает другому мяч – “положительный заряд”. Игрок, поймавший мяч, должен указать что-нибудь хорошее и перебросить мяч следующему участнику. Вариант = вожатый предлагает группе тему для высказываний. Начните с чего-нибудь нейтрального – погоды, событий в лагере. Затем перейдите к более глубоким и личным темам, касающихся отдельных участников или группы в целом. Эту игру можно использовать в течение всего дня, когда есть необходимость поделиться впечатлениями.

источник

Роль вожатых в адаптации детей к условиям летнего лагеря трудно переоценить. Есть несколько простых правил в деятельности вожатого, которые помогут смягчить проблемы детей, снизить напряженность, избежать конфликтов.

Итак, что могут делать вожатые:

  • Ежедневный настрой отряда на активную и доброжелательную работу, на корректное и уважительное отношение друг к другу;
  • Рефлексия отряда в конце дня;
  • Выявление эмоционального состояния участников и принятие в случае необходимости адекватных мер.
  • Определение рейтинга программ лагеря
  • Выявление потенциальных лидеров

Памятка для вожатого и инструктора

Основной принцип — при обсуждении попытаться помочь детям понять причины своего поведения и настроения.

  • Переводим настрой детей с позиции «кто-то виноват» или «чего-то не хватает» на позицию «почему это произошло именно со мной?» и/или «что я могу изменить в данной ситуации?»
  • Необходимо соблюдать три основных правила:
    1. не давать прямых оценок поведения ребенка (мы принимаем к сведению слова ребенка, чтобы в дальнейшем избегать негативных ситуаций);
    2. не давить и не критиковать (мы, вожатые и инструкторы высказываемся всегда (!) последними, чтобы дать всем членам отряда возможность высказаться);
    3. при обсуждении административных вопросов соблюдать педагогический такт (мы не обсуждаем поведение взрослых в присутствии детей).

Примерная схема утренней встречи с отрядом:

  • Психологический настрой как отдельных участников, так и всего отряда на дальнейшую работу.
  • Проверка присутствия всех членов отряда. Вопрос о физическом и эмоциональном состоянии, желании и готовности работать дальше.
  • Сообщение и уточнение расписания на день.

Основные принципы организации ежевечерних встреч отрядом. Подведение итогов за день.

Обсуждаются три основных вопроса:

  1. Твои впечатления о сегодняшнем дне;
  2. Степень удовлетворенности (от «0» до «10» баллов): а) содержанием прошедшего дня (игры, учебные занятия, проживание, питание); б) эмоциональными отношениями с другими детьми и взрослыми; в) своим эмоциональным состоянием. Комментарии. Если ребенок ставит меньше 9-10 баллов, задаются примерно такие вопросы: «Что помешало тебе поставить 10 баллов? Что может помочь тебе на следующий день получить эти 10 баллов?» Вожатый переносит ежедневную информацию на большой экран эмоционального состояния отряда для дальнейшего анализа.
  3. Твои пожелания на следующий день?
Читайте также:  Как сдают анализ на кишечную палочку

Как проводится анализ дня?

Анализ дня – одна из воспитательных форм работы в детском оздоровительном лагере. Анализ дня подразумевает под собой анализ групповой и индивидуальной деятельности в кругу коллектива. Настрой. Подразумевает настрой коллектива на серьезную аналитическую работу. В качестве настроя может быть использована песня (как правило, выбирается лирическая песня), хорошо продуманная речь (должна содержать предварительный итог дня, что бы руководитель хотел услышать на анализе) или анализ может начинаться с тренинговых упражнений (выбирается в зависимости от готовности коллектива к работе).

Высказывание участников коллектива. Перед этим напоминаются основные правила общения в кругу: высказываются все поочередно; когда говорит один — все остальные просто внимательно слушают; ценным является мнение каждого участника анализа.

Выделяют два типа анализа: эмоциональный и конструктивный. Целью эмоционального анализа является закрепление положительных эмоций. Конструктивный анализ. Его целью является обсуждение деятельности, которую провела группа, выявление плюсов и минусов в работе. Сначала перечисляются все дела, которые запомнились. Затем начинается разбор дел. Ребята отвечают на вопросы: почему дело прошло так, а не иначе? Что они сделали для этого? что надо изменить на будущее? и кому бы хотелось сказать спасибо? Анализ заканчивается выводами, которые делает руководитель на основании тех высказываний и мыслей, сделанных участниками группы, и прощанием.

Задача: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-­либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.

Схема анализа: высказывание отношения к делу (фиксация эмоций); обсуждение целей и задач дела, степени их достижения, качества подготовки к делу, качества организации; причины того, что не получилось; предложения о том, как исправить ситуацию к лучшему.

Очень важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а был его равноправным участником. Тем не менее, он опосредованно управляет разговором через вопросы для анализа.

  • Что мне удалось сегодня и почему?
  • Что нового и полезного я сегодня открыл для себя?
  • Как можно использовать достигнутое?
  • Что мне не удалось и почему?
  • Что отняло у меня слишком много времени?
  • Что я сделаю завтра для более рациональной деятельности?
  • и другие.

Обязательно нужно подвести итоги. Если на первых порах анализ может сделать вожатый, то в последующем это лучше делать лидеру или ответственному за дело.

Чтобы анализ прожитых дней не был однообразным, можно применять различные варианты его проведения:

Метод анализа «Пять пальцев». Этот способ подведения итогов занимает 5 минут. Каждому ребенку предлагается посмотреть на свою ладонь и подумать, глядя на нее.

  1. Мизинец (М) — «мысль»: какие знания и опыт я сегодня приобрел.
  2. Безымянный (Б) — «близка ли цель»: что сегодня я сделал для достижения
  3. Средний (С) — «состояние духа»: каким было мое настроение и от чего оно зависело
  4. Указательный (У) — «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их.
  5. Большой (Б) — «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья.

Этот анализ можно сделать в форме личных дневников.

Метод оценки. Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.

«Я хочу сказать». Я хочу сказать» (в форме пресс-конференции). Каждому ребенку выдается листок бумаги, на котором он пишет первую фразу: «Я хочу сказать, что. ». После того, как он написал первую фразу, он пишет все, что хочет сказать отряду о дне, об отряде и Т.д. Затем, не подписывая листок, сворачивает и опускает в коробку. После того, как все справятся с заданием, вожатый открывает коробку и поочередно зачитывает записки ребят. При этом, отвечая на поставленные вопросы, комментирует. К комментарию подключаются и ребята.

«Если бы я был…». Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дне я бы…

«Цвета». Ребятам предлагается ответить на вопрос: «Каким цветом вы бы окрасили сегодняшний день и почему?», после чего ответы коллективно обсуждаются.

Метод коллективного рассказа. Каждый ребенок по очереди произносит предложения на тему «На что похож сегодняшний день?».

Метод фотосъемки. Педагог задает ситуацию: ребята, представьте, что сегодня. Весь день снимал фотограф. Все что мы делали сегодня., он засняли на фотопленку. Но, увы, из-за неумелости фотографа, пленка засветилась. Давайте сейчас попробуем с вами восстановить каждый кадр этой пленки.

  • самые яркие, эмоциональные, веселые кадры;
  • и кадры, которые получились «не очень».

Выставка картин. Каждому ребенку предлагается нарисовать картину сегодняшнего дня (для этого заранее приготовить краски, фломастеры, альбомные листы). Каждый ребенок представляет свою картину — как она называется, что на ней изображено, и Т.д. Все работы вывешиваются на стенд.

Педагог сам или совместно с детьми ранее пишет вопросы, которые волнуют ребят или которые необходимо затронуть на вечернем сборе отряда. Затем листочки пускаются по кругу. Каждый пишет свое мнение. Итогом является озвучивание вопросов и ответов на поставленные вопросы (своего рода рассказов).

Рассказ-эстафета (с передачей предмета). К кому попадает предмет, тот и высказывается по дню. Что для меня сегодняшний день? Работает правило свободного микрофона, Т.е. кто хочет сказать, тот передает и говорит. Если ребенку нечего сказать, он передает предмет дальше по кругу. В завершении вожатый предлагает кому-то из ребят подытожить все услышанное. Если нет желающих, педагог подводит итоги сам.

«Ниточка». Перед началом огонька вожатый предлагает ребятам взять кусочек нитки. Разноцветные нитки – длиной от 10 до 30 сантиметров лежат рядом с вожатым. Во время обсуждения дня по схеме: Что получилось? Что не получилось? Что надо сделать, чтобы было лучше? Каждый ребенок, высказывая свою точку зрения, наматывая ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление прекращается. Таким образом, выбрав нитку той или иной длины, ребенок «заявляет» о своем желании выступать и настраиваться на развернутую сцену дня или на короткую реплику.

«Строим дом». Каждый представляет лист («кирпичик»), на котором рисует, как он себя видит в сегодняшнем дне и комментирует свой рисунок. Из этих «кирпичиков» потом строится дом, а на крыше пишется анализ дня.

«Я». Перед ребятами лежит много картинок, на которых нарисована сложенная из различных предметов буква «Я». Каждый ребенок выбирает ту букву, которая, на его взгляд, больше похожа на него, а потом объясняет почему.

«Позитрон». Игроки садятся или встают в круг. Один игрок перебрасывает другому мяч – “положительный заряд”. Игрок, поймавший мяч, должен указать что-нибудь хорошее и перебросить мяч следующему участнику. Вариант = вожатый предлагает группе тему для высказываний. Начните с чего-нибудь нейтрального – погоды, событий в лагере. Затем перейдите к более глубоким и личным темам, касающихся отдельных участников или группы в целом. Эту игру можно использовать в течение всего дня, когда есть необходимость поделиться впечатлениями.

источник

1. Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить?

2. Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном отношении?

— Какую задачу решали?
— Основные этапы дела.
— В направлении ли решения основной задачи был продуман и осуществлен ход дела?
— Как действовали в этом деле ребята (активно, пассивно, слушали, смотрели)?
— Отношение ребят к делу.
— Как реагировали ребята в ходе дела (хлопали, смеялись, отвлекались, задумывались, переживали)?
— Приходилось ли вам вносить корректировки в ходе дела? Что это дало?

3. Анализ ситуации (при наличии таковой в дне)

— Краткое описание ситуации и ее участников.
— В связи с чем возникла ситуация?
— Как проявили себя участники ситуации? Каковы были их поступки?
— Итог ситуации.
— Выход из ситуации.

4. Общая характеристика прожитого дня.

— Была ли группа организованна?
— Произошли ли изменения в коллективе?
— Кто обратил на себя внимание?
— Как изменились ребята, какие проблемы у них возникли?

— Удался ли день в целом?
— Что нового этот день дал вам, как педагогу?
— Какие формы воспитательного воздействия вы проверили? для чего? почему именно эти?
— Задачи на следующий день

69.Обеспечение безопасности детей на пути следования к местам отдыха.

2.1. Организаторы коллективного отдыха детей в пункте отправления:

2.1.1. Формируют группы из детей в возрасте:

от 7 до 9 лет численностью до 25-30 человек;

от 10 до 12 лет — по 35 — 40 человек;

от 13 лет и старше — по 45-50 человек;

дети разных возрастов — по 30 человек.

В пассажирском поезде одновременно могут перевозиться несколько организованных групп детей.

2.1.2. Для сопровождения организованных групп детей назначают воспитателей, преподавателей или родителей, из расчета 1 сопровождающий на:

8 детей в возрасте от 7 лет до 9 лет;

12 детей разных возрастов.

Сопровождающие лица должны иметь справку о состоянии здоровья.

2.1.3. Осуществляют подбор квалифицированного медицинского персонала для медицинского сопровождения организованных групп детей до конечного пункта.

2.1.4. Медицинские работники, выделенные для сопровождения детских организованных коллективов, должны быть своевременно проинструктированы и ознакомлены с рекомендациями (Приложение N 1) и соответствующим образом экипированы организаторами коллективного отдыха детей.

2.1.5. В пути следования организаторы коллективного отдыха предусматривают оказание медицинской помощи детям, в случае вынужденной госпитализации из пассажирского поезда и доотправку их до места жительства или места отдыха.

2.1.6. Организаторы коллективного отдыха детей направляют информацию в центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте о планируемых сроках отправки организованных детских групп и количестве детей по рекомендуемой форме (Приложение N 2) не менее, чем за 3 суток до отправления.

2.1.7. Организаторы коллективного отдыха детей согласовывают с центрами госсанэпиднадзора ассортимент продуктов, входящих в дорожный набор — «сухой паек», и обеспечивают питание детей из таких наборов в пути следования.

2.1.8. Организаторам отдыха необходимо заранее решить вопрос доставки детских групп от вокзала прямо к оздоровительному учреждению.

70.Единые педагогические требования как составляющая часть формирования ВДК.

В разных детских лагерях в предъявлении ЕПД возможны различия. Так что нижеприведенное можно рассматривать лишь как возможный пример. Итак.

ЕДИНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ включают в себя.

§ Дежурство по территории и столовой.

71. Технологии организации внутриотрядной работы.

Алгоритм разработки и проведения отрядного дела:

выбрать актуальную тему, определить основные цели и задачи, которые будут реализованы в данном мероприятии;

определиться с формой проведения дела, а также временем и местом;

разработать сюжет мероприятия с распределением ролей;

оформление (художественное: элементы реквизита, украшение отрядного места);

объявление, реклама (заранее вызвать заинтересованность);

подумать о музыкальном сопровождении;

костюмы ведущих, участников;

при необходимости определиться с составом жюри и критериями оценок.

Проведение дела (следует учитывать следующие моменты):

эмоциональная завязка, постепенное развитие (от простого к сложному), красочная кульминация;

чередование видов деятельности;

интересные задания (одинаковые по направленности и сложности)

владеть вниманием публики (игры с залом);

использовать технические средства: аудио (музыкальное, шумовое оформление, игра и пение под гитару), видео (просмотр и обсуждение видеороликов);

занятость, по возможности, всех детей.

Итог (следует подвести итоги отрядного дела, провести награждение участников, а также анализ мероприятия).

72. Виды и формы мероприятий. Этапы подготовки и реализации мероприятия.

· Виды:спортивная,интеллектуальная ,творческий,экологический,дискуссионный ,поэтический,танцевальный.

· Формы :эстафета,игра,конкурс,десант ,клуб,вечер,марафон.

При разработке и составлении сценария обычно рекомендуется использовать следующую схему:

  • Название (эпиграф)
  • Форма мероприятия
  • Тема (о чём будем говорить)
  • Аудитория (кому адресовано).
  • Участники (приглашённые специалисты или гости).
  • Цели (для чего проводим мероприятие)
  • Оформление и наглядность.
  • Оборудование и технические средства.
  • Раздаточный материал.
  • Ход(структура)мероприятия:

Часть 1. Введение:
– вступительное слово: раскрытие смысла темы (проблемы); озвучивание цели; представление участников, жюри или гостей.

Часть 2.Основная:
– определение уровня информированности, знаний по теме мероприятия: мини-опрос участников;
– подача информации и стимулирование познавательной деятельности: рассказ, демонстрация, беседа и т. п.;
– применение участниками теоретических и практических знаний в ходе выполнения заданий ведущего.

Часть 3.Завершение:
– заключительное слово: обсуждение, выводы, резюме, итоги, награждение.

Это общие правила составления сценария массового мероприятия. Учитывая специфику различных форм мероприятий, существуют особенности составления их сценариев. Например, в сценарий вечера-встречи с писателем или другим интересным, знаменитым человеком нужно обязательно включить рассказ об этом человеке, тщательно подготовить вопросы для интервью о детстве, семье, учёбе, увлечениях, о роли чтения, книг и библиотеки в его жизни. Готовится подборка стихов или отрывков из произведений для прочтения, музыкальное сопровождение. Обязательно привлечение аудитории для общения с гостем. При подготовке сценария нужно обязательно советоваться с приглашённым гостем, обговаривая отдельные элементы мероприятия, его детали, вопросы для интервью.

Премьера или презентация книги – это знакомство читателей с новой, только что вышедшей из печати или поступившей в фонд библиотеки книгой, её реклама. Наиболее интересно можно провести премьеру книги местного автора, так как есть возможность пригласить его, или тех людей, которые участвовали в выпуске книги. Сам автор расскажет о том, как задумывалась книга от замысла до воплощения, о трудностях и проблемах, о прототипах героев. Также читателям будет интересно услышать художника-иллюстратора, представителя издательств и т.д. Если нет возможности пригласить автора, в сценарий можно включить стихи, песни, инсценировки, связанные с сюжетом книги или биографией автора, кадры из экранизаций или театральных постановок по мотивам произведения.

Подготовка сценариев познавательных часов, интеллектуальных игр, вечеров вопросов и ответов требует подготовительной работы с источниками, которыми необходимо руководствоваться при подборе материала по теме мероприятия. Нужно использовать не один источник, т. к. в этом случае не избежать поверхностности, а не менее 5 (в том числе и периодических изданий). При работе с источниками нужно уметь выбирать необходимое, то, что соответствует цели, идее мероприятия, авторскому взгляду на проблему.

При подготовке конкурсных или игровых программ, викторин и других состязательных форм мероприятий нужно помнить, что все задания должны точно соответствовать теме мероприятия, его цели и возрасту детей. Необходимо избегать однотипных заданий. Чтобы более заинтересовать детей и эффективнее достичь желаемых результатов вопросы и задания должны быть разнообразные по форме. Нужно чётко продумать сочетание заданий и конкурсов, рассчитанных на всех участников мероприятия сразу, на работу в командах, отдельных представителей команды, а так же индивидуальные задания. При составлении сценария необходимо внимательно отнестись к чередованию заданий, установить точную последовательность всех конкурсов, игр и музыкальных пауз. Чтобы избежать непредвиденных ситуаций или заминок нужно всегда иметь в запасе какой-либо конкурс или несколько вопросов викторины.

Читайте также:  Как сдают анализ на кишечную группу

Перед тем, как приступить к написанию сценария должен быть составлен сценарный план — это перечень всех основных этапов любого мероприятия. Он служит для чёткой расстановки сил и средств организаторов, а также обозначает время, место и порядок проведения мероприятия. План необходим для того, чтобы точно следовать логике развития сценария в соответствии со временем, отведённым на каждый его блок. Если этот момент не учтён, то мероприятие затянуто, а конец «скомкан» или, наоборот, очень быстро закончилось. Прежде всего хронометраж организует самого ведущего.

В детском лагере, в отряде должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Детское самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизней отряда, лагеря.

Самоуправление в отряде – это краеугольный камень, с которого начинается работа отрядного вожатого и старшего вожатого. Оно обеспечивает превращение коллектива в целесообразно устроенный организм, имеющий соответственные органы, способный действовать. При этом каждый из органов выполняет определенные специфические функции.

Функции самоуправления детей.

1. Самоактивизация. Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.

2. Организационное саморегулирование. Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.

3. Коллективный самоконтроль. Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск новых более эффективных путей решения задач.

Следует помнить, самоуправление не может быть абсолютным, оно всегда сочетается с внешним по отношению к данному отряду управлением. Поэтому важно адекватное соотношение функций и содержания управления и самоуправления. Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления имеет особое значение для развития самоуправления в детском коллективе. Такая взаимосвязь может осуществляться через:

§ поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;

§ взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;

§ взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;

§ совместную работу вожатского и детского коллективов;

§ информирование ребят обо всех проблемах, стоящих и возникающих в процессе подготовки, реализации деятельности.

Детский оздоровительный лагерь является внешкольным учреждением для детей в возрасте от 6 до 14 лет. Лагерь существует для организации отдыха детей и их оздоровления. Согласно ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.04.№ 170 ФЗ. Отдых детей и их оздоровление – это » совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований». Данным законом определен статус детских оздоровительных учреждений – это «организация отдыха детей и их оздоровление — детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря, (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно- правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления» [12].
Для того чтобы определить особенности организации деятельности детского оздоровительного лагеря на базе центра социального обслуживания населения нам необходимо понять, что представляют собой типы детских лагерей, ведь деятельность лагеря при центре социального обслуживания населения строится по тем же принципам.
В настоящее время существует множество типов детских лагерей:
Санаторные лагеря . Программы включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т. д. Здесь не планируются грандиозные развлекательные мероприятия, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков.
Профильные лагеря. Здесь устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходят систематические репетиции, просмотры, конкурсных программ, выступления. Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителям кружков, режиссерам.
Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявление его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы.
Лагеря с дневным пребыванием детей . Подобные лагеря организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства.

Основные виды услуг, предоставляемых детям в учреждениях отдыха и оздоровления:
— услуги, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность детей;
— медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование навыков здорового образа жизни детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований;
— педагогические услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала;
— психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и их адаптацию к окружающей среде жизнеобитания;
— правовые услуги, направленные на оказание детям и их родителям (законным представителям) юридической помощи, защиту своих законных прав и интересов;
— услуги по оказанию культурно-оздоровительной деятельности, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;
— услуги в сфере физической культуры, спорта, туризма, краеведения, экскурсий, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей;
— информационные услуги, направленные на предоставление достоверной информации об имеющейся сети учреждений отдыха и оздоровления детей и о каждом конкретном учреждении;
Таким образом, мы можем отметить, что в настоящее время существует
достаточно много типов детских оздоровительных лагерей, предоставляющих детям различные виды услуг. Важно отметить, что в современном мире функцию по летнему отдыху и оздоровлению детей выполняют не только учреждения образования, но и учреждения социальной сферы, деятельность которых направлена на реализацию социальной защиты населения.

В детском лагере, в отряде должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 547 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Анализ дня – одна из воспитательных форм работы в детском оздоровительном лагере, подразумевает под собой анализ групповой и индивидуальной деятельности в кругу коллектива. Настрой. Подразумевает настрой коллектива на серьезную аналитическую работу. В качестве настроя может быть использована песня (как правило, выбирается лирическая песня), хорошо продуманная речь (должна содержать предварительный итог дня, что бы руководитель хотел услышать на анализе) или анализ может начинаться с тренинговых упражнений (выбирается в зависимости от готовности коллектива к работе).

Высказывание участников коллектива. Перед этим напоминаются основные правила общения в кругу: высказываются все поочередно; когда говорит один — все остальные просто внимательно слушают; ценным является мнение каждого участника анализа.

Выделяют два типа анализа: эмоциональный и конструктивный. Целью эмоционального анализа является закрепление положительных эмоций. Целью конструктивного анализа является обсуждение деятельности, которую провела группа, выявление плюсов и минусов в работе. Сначала перечисляются все дела, которые запомнились. Затем начинается разбор дел. Ребята отвечают на вопросы: почему дело прошло так, а не иначе? Что они сделали для этого? что надо изменить на будущее? и кому бы хотелось сказать спасибо? Анализ заканчивается выводами, которые делает руководитель на основании тех высказываний и мыслей, сделанных участниками группы, и прощанием.

Задача: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.

Схема анализа: высказывание отношения к делу (фиксация эмоций); обсуждение целей и задач дела, степени их достижения, качества подготовки к делу, качества организации; причины того, что не получилось; предложения о том, как исправить ситуацию к лучшему.

Очень важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а был его равноправным участником. Тем не менее, он опосредованно управляет разговором через вопросы для анализа.

Что мне удалось сегодня и почему?

Что нового и полезного я сегодня открыл для себя?

Как можно использовать достигнутое?

Что мне не удалось и почему?

Что отняло у меня слишком много времени?

Что я сделаю завтра для более рациональной деятельности?

Обязательно нужно подвести итоги. Если на первых порах анализ может сделать вожатый, то в последующем это лучше делать лидеру или ответственному за дело.

Чтобы анализ прожитых дней не был однообразным, можно применять различные варианты его проведения:

Метод анализа «Пять пальцев». Этот способ подведения итогов занимает 5 минут. Каждому ребенку предлагается посмотреть на свою ладонь и подумать, глядя на нее.

Мизинец (М) — «мысль»: какие знания и опыт я сегодня приобрел.

Безымянный (Б) — «близка ли цель»: что сегодня я сделал для достижения

Средний (С) — «состояние духа»: каким было мое настроение и от чего оно зависело

Указательный (У) — «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их.

Большой (Б) — «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья.

Этот анализ можно сделать в форме личных дневников.

Метод оценки. Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.

«Я хочу сказать». Я хочу сказать» (в форме пресс-конференции). Каждому ребенку выдается листок бумаги, на котором он пишет первую фразу: «Я хочу сказать, что. ». После того, как он написал первую фразу, он пишет все, что хочет сказать отряду о дне, об отряде и Т.д. Затем, не подписывая листок, сворачивает и опускает в коробку. После того, как все справятся с заданием, вожатый открывает коробку и поочередно зачитывает записки ребят. При этом, отвечая на поставленные вопросы, комментирует. К комментарию подключаются и ребята.

«Если бы я был…». Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дне я бы…

«Цвета». Ребятам предлагается ответить на вопрос: «Каким цветом вы бы окрасили сегодняшний день и почему?», после чего ответы коллективно обсуждаются.

Метод коллективного рассказа. Каждый ребенок по очереди произносит предложения на тему «На что похож сегодняшний день?».

Метод фотосъемки. Педагог задает ситуацию: ребята, представьте, что сегодня. Весь день снимал фотограф. Все что мы делали сегодня., он засняли на фотопленку. Но, увы, из-за неумелости фотографа, пленка засветилась. Давайте сейчас попробуем с вами восстановить каждый кадр этой пленки: самые яркие, эмоциональные, веселые кадры; и кадры, которые получились «не очень».

Выставка картин. Каждому ребенку предлагается нарисовать картину сегодняшнего дня (для этого заранее приготовить краски, фломастеры, альбомные листы). Каждый ребенок представляет свою картину — как она называется, что на ней изображено, и Т.д. Все работы вывешиваются на стенд.

Педагог сам или совместно с детьми ранее пишет вопросы, которые волнуют ребят или которые необходимо затронуть на вечернем сборе отряда. Затем листочки пускаются по кругу. Каждый пишет свое мнение. Итогом является озвучивание вопросов и ответов на поставленные вопросы (своего рода рассказов).

Рассказ-эстафета (с передачей предмета). К кому попадает предмет, тот и высказывается по дню. Что для меня сегодняшний день? Работает правило свободного микрофона, Т.е. кто хочет сказать, тот передает и говорит. Если ребенку нечего сказать, он передает предмет дальше по кругу. В завершении вожатый предлагает кому-то из ребят подытожить все услышанное. Если нет желающих, педагог подводит итоги сам.

«Ниточка». Перед началом огонька вожатый предлагает ребятам взять кусочек нитки. Разноцветные нитки – длиной от 10 до 30 сантиметров лежат рядом с вожатым. Во время обсуждения дня по схеме: Что получилось? Что не получилось? Что надо сделать, чтобы было лучше? Каждый ребенок, высказывая свою точку зрения, наматывая ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление прекращается. Таким образом, выбрав нитку той или иной длины, ребенок «заявляет» о своем желании выступать и настраиваться на развернутую сцену дня или на короткую реплику.

«Строим дом». Каждый представляет лист («кирпичик»), на котором рисует, как он себя видит в сегодняшнем дне и комментирует свой рисунок. Из этих «кирпичиков» потом строится дом, а на крыше пишется анализ дня.

«Я». Перед ребятами лежит много картинок, на которых нарисована сложенная из различных предметов буква «Я». Каждый ребенок выбирает ту букву, которая, на его взгляд, больше похожа на него, а потом объясняет почему.

источник