Меню Рубрики

Как писать анализ чувств 12 шагов

Эта информация для общего ознакомления. В случае, если Вы испытываете какое-либо из перечисленных расстройств, Вам лучше обратиться за консультацией к психологу.

The World Psychiatry Association
Всемирная Психиатрическая Ассоциация
J.W. Beek

Анализ собственных чувств и мыслей.

Цель этого анализа заключается в том, чтобы Вы научились различать в самом себе события, чувства и мысли, которые приводят к определённым переживаниям. Вы можете достичь этого путем многократного рассмотрения в вашей Рабочей тетради момента, связанного с определённым переживанием.
Например:
Вы чувствуете напряжение. Вы определяете, какое событие (по вашему мнению) предшествовало этому напряжению. Например: «встреча с родителями моей девушки». Вы вспоминаете, какие мысли у Вас были в период между событием и возникновением напряжения. Например: » возможно, они подумали, что я недостаточно хорош для их дочери».
В этом случае запись в дневнике будет следующей:

ДАТА: 1 июля.
СОБЫТИЕ: знакомство с родителями моей девушки.
ЧУВСТВА: тревога, напряжение.
МЫСЛИ: они подумают, что я недостаточно хорош для их дочери.

Как оформлять Рабочую тетрадь, будет указано чуть позже.
Во-первых, необходимо определить интенсивность вашего переживания. Для этого воспользуйтесь шкалой от 0 до 100 баллов. 100 баллов являются отражением сильнейшего переживания, которое Вы только способны испытывать, а 0 баллов символизирует абсолютное отсутствие эмоций. Если человек в вышеуказанном примере чувствует напряжение, но не очень сильное, то он может оценить это переживание в 50 баллов.
Во-вторых, Вы должны определить для каждой мысли то, насколько правдоподобной и вероятной Вы её находите. Напротив каждой мысли нужно указать в процентах её вероятность (соответствие действительности). 100% означает абсолютную правду, 0% — полное несовпадение вашим предположениям.
Скажем, человек в вышеописанном примере мог бы оценить свою мысль о том, что родители девушки найдут его недостаточно хорошим, как маловероятную. В таком случае он может поставить 10% напротив этой мысли.
Запись в дневнике будет выглядеть следующим образом:

ДАТА: 1 июля.
СОБЫТИЕ: встреча с родителями девушки.
ЧУВСТВО: тревога, напряжение (50)
МЫСЛИ: они найдут меня недостаточно хорошим для неё (10%).

Когда Вы записываете свои мысли, Вы должны формулировать их в утвердительной, а не в вопросительной форме. Другими словами, не » Не подумают ли они, что я странный?», а » Они подумают, что я странный». Вы должны допустить эту негативную для Вас возможность. Потому, что она находится в основе вашего волнения. Когда они в действительности не найдут Вас странным, проблема исчезнет сама собой.
Также необходимо использовать утвердительные формы изложения ваших мыслей взамен предполагаемых. Другими словами, не » может быть, они подумают, что я немного странен», а » они подумают, что я странен». Употребление таких слов, как «может быть» и «немного» Вы можете выразить числовым процентом после изложения мысли. Например: «Они думают, что я странен (25%)». Таким способом Вы выражаете то, что Вы не уверены на все 100% , что они найдут Вас странным. Вы выражаете в процентах правдоподобность ваших мыслей.

Ведение Рабочей тетради вам поможет отслеживать собственные мысли. Возьмём, к примеру, человека, которому завтра нужно сдавать экзамен на получение водительских прав:

ДАТА: 13 декабря.
СОБЫТИЕ: экзамен на водительские права ( думаю об этом).
ЧУВСТВА: тревога, паника (80).
МЫСЛИ: я буду завтра нервничать так сильно, что не смогу отличить правое от левого (20%). Я не сдам экзамен (25%). Надо мной будут смеяться дома (10%).

Важно оценивать мысли, принимая во внимания чувства и интенсивность этих чувств. В этом примере чувство тревоги, несомненно, следует из этих мыслей, но интенсивность в 80 баллов кажется очень завышенной. Это может означать, что существуют другие мысли, которые пока ещё неосознанны.
К примеру: » Если я не сдам этот экзамен сейчас, то я никогда его не сдам» и «если они начнут смеяться надо мной, то я неудачник». Эти мысли оправдывают 80 процентов тревоги. Поэтому очень важно постоянно вести Рабочую тетрадь. Вовсе не так легко продолжать эти упорные поиски тревожных мыслей. Эту задачу можно облегчить :
1) Задавая себе подобные вопросы: «А что еще может произойти? А что затем? А что после этого? «, » Что самое плохое может произойти?», » Что наихудшее из всего этого?».
2) Изображая себе, как все это могло бы обернуться. Эту технику мы иногда называем «просмотреть кино целиком и полностью». У большинства людей сохраняется тенденция избегать какого-либо самоанализа, что вполне объяснимо не очень приятными переживаниями, связанных с этим процессом. Тем не менее, Вы должны преодолеть эти тенденции, если Вы решаете применить этот метод. Только тогда, когда негативные мысли будут конкретизированы и определены, появится возможность их изменения. Рано или поздно, Вы сможете вполне успешно отслеживать такие мысли.

Сейчас Вы сможете выполнять полностью все инструкции, необходимые при отслеживании мыслей. Когда Вы переживаете чувство, Вы можете анализировать, какое событие и какие мысли связаны с этим чувством. Заполняя дневник, всегда спрашивайте и проверяйте себя по следующим позициям:

1. Произошедшее событие — это что-то конкретное и объективное или это только мысль о событии, мнение, идея или чувство? Так же оно воспринято объективно, как объективом видеокамеры?

2. Относится ли это чувство к базовым чувствам, таким как печаль, вина, стыд, гнев, раздражение, тревога или напряжение, описанным в начале третьей главы? Может ли это быть «замаскированная под чувство мысль», например, «я чувствую, что не нравлюсь ему»?

3. выявляются мысли-утверждения или мысли-вопросы? Находятся ли они в утвердительной форме?

4. выражают ли мысли чувства, соответствуют ли интенсивности чувств? Если нет, должны присутствовать неосознаваемые мысли, которые соответствуют интенсивности переживания.

Всегда пытайтесь наиболее полно отследить Ваши мысли.

источник

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]

Версия для печати Пред. тема | След. тема
Автор Сообщение
Party
Администратор

Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 01:00
Сообщения: 1170
Откуда: Москва

Рекомендации по написанию дневника чувств

Для того чтобы писать дневник нужно:

1. Ручка, тетрадка (можно писать в компьютере — кому как удобно)
2. Таблица чувств
3. Желание выздоравливать

Когда писать дневник?

Лучше, конечно, вечером, когда сделаны все дела и есть время подумать о себе, заняться собой. Можно писать и по утрам о дне предыдущем. Можно писать в течение дня. У кого как лучше получается. Но обычно пишут вечером.
Главное — ритм, чтобы дневник стал привычкой, как чистить зубы, тогда не надо будет себя заставлять. И писаться будет легко и непринуждённо. В общем, желательно в одно и то же время писать.
Близким можно объяснить, что это часть выздоровления. Ты болен, и тебе надо принять лекарство. Пусть привыкнут, что у тебя должно быть время побыть с собой. Для того чтобы они дальше могли наслаждаться тем, что ты у них есть.

В месте, где тебя не будут отвлекать. В своей комнате, в тихом уголке, в кафе, в компьютере, в ванной, на балконе, можно в машине или в скверике рядом с домом, сидя на лавочке под красивым деревом, под пение птиц.

Зачем писать?

Это часть выздоровления и очень помогает продвинуться вперед, если делать всё правильно. Появляется навык видеть свои действия со стороны, осознавать свои истинные мотивы, открыть самому себе глаза на многие вещи, распознавать чувства. Можно долго рассказывать, как много пользы это приносит и как стабилизируется эмоциональное состояние, но не будем лишать спонсоров удовольствия лично это всё рассказать.

Зачем спонсор?

На начальном этапе, лучше показывать иногда написанное спонсору, чтобы получить адекватную оценку своего самоанализа. Если писать как придётся, то можно очень скоро начать дневником разгонять тягу и развивать в себе самые отвратительные черты характера. Непросто показать что-то интимное другому человеку, но как раз это и поможет стать более открытым. А когда ты открываешься, то позволяешь выздоровлению войти в тебя.

А если прочитают близкие?

Можно прятать, можно не объяснять, что именно пишешь, можно писать в компьютере и складывать в архив, на который стоит пароль, или установить пароль на открытие документа, а можно расставить границы, чтобы были вещи и места которые только твои и ничьи больше.

А вот тут самое интересное. Рекомендаций очень много. И придерживаться абсолютно всех не получится. Поэтому лучше принять ту схему, которая больше всего поможет тебе решить те проблемы, которые у тебя сейчас. Если затрудняешься с выбором, можно посоветоваться со спонсором.

Вот одна из схем:
Разбить день на отрезки по ключевым событиям или по времени

Например:
Встал
Сделал зарядку
Позавтракал
Добирался на работу
Обед
Группа
Досуг (кафе, кино, каток, секс, лыжи, бассейн, свидание, прогулка, домашние дела, Интернет)

И описывать события в этих отрезках. Не просто все перечислять, а выбирать те, из-за которых были яркие переживания или мысли.
Описав какое-то событие (маршрутка резко затормозила, и на меня упала девушка-супермодель), надо описать чувства, которые были в тот момент (гнев, возмущение, недовольство, удивление, вожделение, страх, неловкость, стеснение). Но и этого мало – надо ещё писать и причину, из-за которой возникло чувство (возмущение на водителя, что он так небрежно водит; недовольство, возмущение, гнев, что кто-то наступил на ногу; удивление, когда увидел, что это оказалась приятная девушка и т.д.)
Дальше можно ещё отслеживать и дефекты характера. Но это дальше — когда появится привычка ежедневно писать дневник.

В конце описанного дня желательно вспомнить и записать несколько хороших событий. Можно поставить себе планку, например не менее 3-х или 5-ти.

Сходил на группу, воспользовался возможностью подрасти!
Сегодня смог не материться за рулём, даже мысленно. Я смог это!
Не украл (на работе/дома), когда появилась возможность, хотя хотелось.
Смог извиниться перед человеком, с которым плохо поступил.

Вот собственно и всё.
Желаю настойчивости в трезвости!!

Что могу добавить от себя.

1. Не рекомендуется вести дневник чувств на компьютере. Письмо от руки помогает в обучении (вот статья об этом: http://www.vitaminov.net/rus-27600-0-0-22315.html ).

2. Не всем удобно вести дневник вечерами. Можно просто не вспомнить чувства, которые были с утра, поэтому, некоторые носят дневник с собой, и записывают чувства сразу, или носят с собой диктофон, а вечером переписывают наговоренное на него.

3. Можно разделить часть тетради на две колонки: слева время и событие — справа чувства. После того, как чувства становится легко определять, и вы делаете это уже на автомате, можно добавить третью колонку: как выразил/а.

4. Добавлю к пункту «Зачем писать?». В психологии есть понятие «Эмоциональный интеллект» (EQ). Высокий EQ включает в себя:
— большой разнообразный спектр чувств;
— умение их дифференцировать;
— умение их адекватно выражать;
— умение определять чувства других людей.
У зависимых низкий эмоциональный интеллект. У многих первые недели тетрадь заполняется одними и теми же чувствами. Обычно это: тревога, раздражение, возмущение, злость, радость. И все. Дневник чувств помогает развивать свой эмоциональный интеллект, здоровую чувственность.

5. Для чего нужен список чувств (таблица чувств). Это — шпаргалка. Можно записывая смотреть на него, и выбирать подходящие чувства. Кроме того, он помогает определить чувства, которые не можете понять: «что-то чувствую, но не понимаю что», список может подсказать найти похожее чувство, или несколько чувств, описывающие ваше состояние.

6. Старайтесь больше чувствовать реальность. Т.е., чтобы чувства сопровождали реальные события, которые происходит. Пример записей по поводу нереальных событий:
10.00. Вспомнил о. | вина, стыд, обида, тоска
13.30. Подумал о. | тревога, страх, паника
16.30. Представил, что будет если. | страх, ужас, безнадежность
Т.е., эти чувства, конечно же тоже надо записывать, раз они есть, но если вы понимаете, что переживаете события, которые в данный момент не происходят с вами (а попросту «гоняете») — постарайтесь «вернуться» в реальность, и почувствовать то, что происходит в данный момент. Если получится — отметьте в дневнике, как изменились ваши чувства.

7. Дневник желательно убирать из поля зрения близких, дабы не искушать их.
Вспомнила сериал «Отчаянные домохозяйки», по-моему в 6 сезоне там народ пошел к психологу, и все ходили со своими тетрадками подмышкой. Однажды муж оставил тетрадку на столе, жена, видя ее, боролась с искушением заглянуть, в конце концов, потянула все-таки к ней руку, но тут вошел муж, она взяла тетрадь и протянула ее ему. Произошел такой диалог:
— Ты забыл свою тетрадь.
— Да, спасибо (берет у нее из рук).
— Ты не хочешь знать, не читала ли я что там написано?
— Если бы ты прочитала, ты бы сейчас со мной не разговаривала.

источник

В очередной раз давая клиенту домашнее задание вести дневник чувств, в общем-то известное всем, поняла, что нужно дать краткое описание: как? зачем? где? и чем Вам это будет полезно. Очень надеюсь моим клиентам и всем, кто прочитает эту статью, это поможет.

Чтобы писать дневник необходимо совсем немного: ручка, тетрадка, таблица чувств, желание жить осознанно, желание понимать себя, желание понимать свои чувства и эмоции.

Писать дневник лучше, вечером, когда сделаны все дела и есть время подумать о себе, заняться собой. Можно писать и по утрам о дне предыдущем. Можно писать в течение дня. Но обычно пишут вечером. Главное — ритм, чтобы дневник стал привычкой, необходимым навыком, и ведение дневника чувств станет в радость. Писать будете легко и непринуждённо. Желательно писать в определенное время.

Часто психолог слышит на предложение вести дневник чувств: « Зачем это надо? Нет времени на это, где я его выкрою? Близкие не поймут, будут смотреть косо. Муж(жена) точно не поймут, зачем я уединяюсь!». Вам имеет смысл спокойно, без агрессии, объяснить, что это часть Вашего выздоровления, что это необходимость, что это как лекарство. Думаю, они поймут, а со временем привыкнут.

Писать дневник можно там, где Вас не будут отвлекать, где Вы сможете сосредоточиться и Вы будете спокойны и сможете проанализировать свой день, события, чувства. Например, в своей комнате, в тихом уголке, в кафе, в ванной, на балконе, можно в машине или в скверике, в парке рядом с домом, сидя на лавочке под красивым деревом, под пение птиц.

Зачем писать? Зачем Вам это нужно? Зачем Вам необходимо найти минимум 20 минут Вашего драгоценного времени на написание дневника?

Дневник чувств нужен на начальном этапе осознания своих чувств, он нужен для понимания себя и желания начать жить осознанно, понимая и анализируя свои действия, свои поступки, свое поведение, а главное свои ЧУВСТВА. Часто спрашивает Вас психолог: «Что Вы чувствуете?» и получает в ответ: «Я думаю…»Дневник поможет Вам продвинуться вперед, если его вести ежедневно и не давая себе поблажки отложить все на завтра, на послезавтра или до понедельника! У Вас появится навык видеть свои действия со стороны, осознавать свои истинные мотивы, открыть самому себе глаза на свои поступки, распознавать свои чувства Можно долго рассказывать, как много пользы это приносит и как стабилизируется эмоциональное состояние, но самое главное это начать делать и увидеть действие и необходимость вести дневник чувств убедиться лично.

На начальном этапе лучше, если с Вами будет рядом человек, которому Вы доверяете и даете ежедневный (или еженедельный) отчет по ведению дневника, чтобы Вам дали адекватную оценку Вашему самоанализу. Часто дневник чувств называют « Сам себе психолог». Очень важно, чтобы в начале Вашего пути был помощник, потому что дополнительно Вы показывая и рассказывая свои интимные чувства другому человеку, становитесь более открытым.

Как писать? Ведение дневника пошагово.

Рекомендаций по ведению дневника чувств очень много и разных. Придерживаться абсолютно всех не получится. Один из вариантов:

предлагается вести таблицу, в которой

  • первая графа — дата и время,
  • во второй графе описываете событие, которое произошло и свои мысли по этому поводу
  • в третьей графе пишете чувство, которое испытываете. Желательно написать причину, из-за которой возникло описываемое чувство. Дополнительно имеет смысл обратить внимание на тело: какие есть ощущения, потому что чувства имеют свою локализацию в теле.в четвертой графе этого пишете свое действие — что вы сделали.
  • в заключение ставите «+» или «-» в зависимости от того, приятно это было или неприятно, хорошо или плохо.

Начинать заполнение можно с любой графы. В конце описанного дня желательно вспомнить и записать несколько хороших событий. Можно поставить себе планку, например не менее 3-х или 5-ти.

По мере ведения и анализа своего дневника чувств, Вы сможете сделать определенные выводы: больше плюсов у вас или минусов. Может быть имеет смысл что-т менять в своих действиях, может быть Вы увидите, что реагируете слишком эмоционально на обыкновенные ситуации. Может быть Вы увидите, что ходите по замкнутому кругу, находясь в одной и ой же ситуации. В любом случае, дневник чувств Вам будет хорошим помощником на Вашем жизненном пути.

Удачи Вам в исследовании себя, своих чувств и своего внутреннего мира!

источник

В программе лечения наркотической и алкогольной зависимости реабилитационного центра «Малиновка» большая роль отводится возрождению человека, а это значит, возрождению его ценностных ориентиров, восстановлению его отношений и, конечно же, формированию навыков проживать и анализировать свои чувства.

Говорят, что наркомания – болезнь зажатых чувств, бунт, протест. Зачастую наркотики и алкоголь служат инструментами снятия эмоциональных «зажимов», мешающих людям полноценно жить. Умение распознавать свои чувства, проживать и контролировать их, адекватно воспринимать себя и мир вокруг, не чувствуя страха, обид и вины, всему этому учит реабилитационный центр «Малиновка» своих резидентов.

Распознавая свои чувству, понимая их природу, каждый их ребят, проходящих лечение наркомании и алкоголизма в Омске, учится строить гармоничные отношения, обретает самоуважение, а, значит, почву под ногами.

Ребята из реабилитационного центра «Малиновка» ответили на несколько вопросов, касающихся анализа чувств, важного блока ежедневной работы над собой.

Для чего мне нужен анализ чувств?

  • Чтобы отлеживать возникновение чувств по каким-либо ситуациям, анализировать, почему это происходит со мной, делать выводы, менять свое поведение и мышление в лучшую сторону.
  • Чтобы разобраться в себе, понять, над чем мне работать, чтобы в любой своей мысли видеть плюсы, чтобы выровнять свое состояние. Это мне нужно для того, чтобы работать над своими чувствами, отлеживать свои дефекты характера. В целом анализ чувств нужен для внутренней работы над самим собой.
  • В анализе чувства я выписываю все свои мысли, обиды, тяги, «улёты», все что у меня беспокоит и все, что я чувствую, всё, в чём у меня есть проблемы, из-за чего и на чем я работаю в течение дня.
  • В течение дня я работаю над своими эмоциональным состоянием. Когда я читаю, что написал за целый день, то вижу со стороны все, что со мной происходило.

Что я пытаюсь анализировать?

  • Я пытаюсь анализировать возникновение моих чувств, реакцию на окружающих и окружающий мир
  • Я анализирую события, происходящие со мной, и мою реакцию по отношению к ним. И в первую очередь, я анализирую свои чувства которые возникают в связи с теми или иными событиями.

В чем мне помогает анализ чувств?

  • Анализ чувств помогает мне отслеживать мои заблуждения и менять мышление и поведение
  • Мне анализ чувств помогает выровнять мое эго — состояние, быть уравновешенным, а также «вытаскивать наружу» негатив

Что мне стало понятно благодаря анализу чувств?

  • Мне стало понятно, что моё мышление исковеркано, моя реакция на многие самые простые вещи неадекватная.
  • Мне стало понятно, что благодаря анализу чувств я могу понять, как и где проявляется моя зависимость, мое отрицание. Мне стало понятно, где и какие у меня есть страхи, мне стали понятны причины яркого выражения моих дефектов характера

Есть ли у меня проблемы с написанием анализа чувств? Если есть, то какие?

  • Это неизбежно! Эти проблемы у меня будут всегда. Прекрасно, что есть мероприятия, предполагающие прочтение анализа своих чувств группе людей, чьи обратная связь помогает возрождать здравомыслие.
  • Проблемы с написанием чувств, конечно же, есть, но, к счастью, не всегда. Порой так сложно в себе разобраться»! Мысли мои порой настолько запутаны, что сложно отследить дефекты моего характера, сложно найти варианты проработки ситуаций, чтобы выровнять мое ago состояние. Порой сложности возникают в распозновании моих чувств.

Нужна ли мне помощь по анализу чувств? Если нужна, то какая?

  • Мне нужна обратная связь группы и ребят по моему анализу чувств.
  • По анализу чувств, конечно, мне нужна помощь. Порой я просто проговариваю свои чувства и мысли, и получаю по ним обратную связь

Порекомендую ли я анализ чувств другому зависимому?

  • Да! Это полезное занятие на всех стадиях выздоровления! Яне все могу от следить в голове. На бумаге проще и качественнее.
  • Да, конечно, я порекомендую анализ чувств другому человеку, так как мне это помогает!

источник

Главный вопрос созависимого к специалисту: «Что делать, чтобы спасти родного человека от разрушительного последствия наркомании и алкоголизм?» Я отвечаю: «Начните с себя!» Сегодня мы хотим рассмотреть 12-шаговую программу для созависимых.

Первая программа 12 шагов была организована для алкоголиков, позже для наркозависимых, а в последствии получила распространение на все виды аддикций: лудомания, пищевая, сексуальная зависимость, зависимость от информации, трудоголизм, позднее появилась программа 12 шагов лечения созависимости. Потому что ракурс жизни созависимого направлен на отношения с зависимым, и он также нуждается в помощи. Такой человек всецело подчинен спасению зависимого родственника и семья держится только на этом.

Работая по системе 12 шагов для созависимых можно достичь главной цели, а именно – решить проблему:

  • изолированности от общества;
  • конфликтов и разногласий в семье и на работе;
  • деструктивных отношений в семье.

Задачи групп взаимопомощи для анонимных созависимых:

  • научиться жить собственной жизнью;
  • отказаться от ответственности за жизнь алкоголика или наркомана;
  • нести ответственность за свои эмоции, чувства, поведение;
  • конструктивного выражать свои эмоции;
  • эффективно выстраивать диалог с зависимым;
  • расставлять здоровые границы во взаимоотношениях с алкоголиком или наркоманом.
  • правило «равный равному» (отсутствие иерархии);
  • открытость и готовность к действию;
  • выход из социальной изоляции;
  • взаимная поддержка, воодушевление;
  • формирование навыков самоанализа;
  • снятие блока на выражение чувств;
  • избавление от стресса и депрессии;
  • бесплатное участие в группах;
  • программа основана на светских принципах, без обрядов, культов и религиозного фанатизма.

Я признаю, что не могу сдержать близкого от употребления наркотиков или алкоголя. И поэтому я призываю к более могущественной Высшей силе (как я ее понимаю), чтобы она помогла мне с этим.

Что это значит? Первый шаг – принятие собственного бессилия. Это бывает непросто, но работая по программе 12 шагов, созависимые родственники наркоманов и алкоголиков понимают, что не могут контролировать зависимость своего близкого, ведь это, прежде всего, болезнь.

Мы не можем влиять на то, как другие люди воспринимают этот мир, даже если это близкие и родственники, не в силах влиять на их мысли и поступки. Упорное желание контролировать и управлять жизнью человека, на самом деле, лишь усугубляет положение. Отпустить человека и самому принять факт своего бессилия – не предательство, а первая ступень на пути к здоровым отношениям. Так, принятие первого шага подводит нас к тому, чтобы дать возможность более могущественной силе, чем наша, позаботиться о зависимом человеке.

У близкого человека есть свои личные потребности и чувства: я буду уважать их и бережно относиться к его внутреннему миру.

На протяжении всей жизни у человека есть свои желания и стремления. Помимо базовых потребностей (еда, вода и крыша над головой), человек испытывает необходимость в более глубоких и сложных чувствах: ему нужно, чтобы его признавали, ценили, уважали и принимали его значимость в обществе. Но из-за постоянного желание контролировать и опекать, созависимым людям бывает сложно понять, где заканчиваются потребности другого человека и начинаются наши.

Второй шаг подсказывает, как важно принимать индивидуальные желания близкого: чтобы бережно относиться к внутреннему миру зависимого близкого, необходимо жертвовать своим желанием постоянно контролировать его жизнь и принимать личную позицию человека.

У меня тоже есть свои чувства и потребности. Я хочу, чтобы близкий также уважал их.

Главная проблема созависимых, что они не плюют на свои чувства, желания, потребности. Желание не обидеть, угодить всем и каждому: дома, на работе, в семье. Всей своей жизнью они показывают, что не уважают себя и как следствие зависимый не уважает их. Забывая о том, что вы личность, то в перспективе вы рискуете заболеть депрессией и угаснуть. Вопрос: «Не думая о себе и не помогая себе, как в таком состоянии вы сможете помочь зависимому родственнику?». Единственная возможность сохранить здоровье- перестать угождать и начать заботиться о себе. На программе 12 шагов анонимных созависимых родственники учатся говорить: «Нет!» или «Мне это не нравится!», «Я тебя люблю, но у меня есть своя жизнь и я должна позаботиться о себе. Наверняка вашему родственнику в начале пути не понравится такая резкая перемена. Но по мере вашего изменения, вы заметите как меняется отношения окружающих к вам. Попробуйте, хуже, чем сейчас точно не будет.

Важно понимать, что близкий человек имеет право на свои чувства и желания, но еще важнее – помнить о собственных потребностях. Проблема созависимости заключается в том, что человек в упор не видит своих желаний и чувств, созависимые буквально плюют на них, чтобы никого не обидеть и всем угодить: дома, на работе и в семье. Своим поведением созависимый человек показывает, что не уважает свои чувства, следовательно, и зависимый близкий с ними не считается. Все это приводит к тому, что человек перестает считать себя личностью, могут развиваться психосоматические заболевания и депрессия. Пока созависимый не в силах помочь сам себе, как он сможет помочь кому-то еще?

Единственная возможность выйти из этого порочного круга – перестать постоянно думать об окружающих и начать заботиться о себе. Благодаря программе 12 шагов, созависимые родственники учатся говорить «Нет», «Мне это не нравится» или «Я тебя люблю, но у меня есть своя жизнь и я должна позаботиться о себе». Наверняка вашему родственнику в начале не понравится такая резкая перемена. Но по мере вашего изменения, вы заметите как меняется отношения окружающих к вам. Попробуйте, хуже, чем сейчас точно не будет.

Четвертый шаг

Я полностью приму ответственность: буду делать все, зависящее от меня, чтобы помочь родственнику.

Когда близкий буквально убивает себя, употребляя наркотики или алкоголь, сложно успокоиться и начать действовать, но именно это и необходимо. С тех пор, как все это началось, вы постоянно переживаете, кричите и срываетесь, обижаетесь и ведете себя как психически нездоровый человек. Но важно понимать, что таким поведением вы не поможете родному человеку, а будете только усугублять ситуацию. Долг каждого родителя, который столкнулся с проблемой зависимости у своего ребенка, – взять себя в руки и начать действовать. Сделать все в программе 12 шагов жесткой любви не значит: угождать, давать денег, платить долги, покрывать. Это значит сделать все, чтобы сотрудничать с ребенком, а не с его болезнью, научиться отличать зависимого от его болезни и вести диалог, спокойный и конструктивный, с ним, а не с его болезнью.

Я жду, что близкий будет помогать мне в моем стремлении, а не просто жить со мной.

Наверняка вы улыбнулись, когда прочитали это. Для вас давно уже стало обыденностью, и вы смирились с мыслью: «пусть ничего не делает, только не пьет». Но это позиция вредит не только вам, она вредит и ему. Вы помогаете его болезни прогрессировать и загоняете себя в угол. Вы лишаете его ответственности. Если вы разрешили наркоману или алкоголику жить вместе с вами, он должен понимать, что у него есть обязанности. А вы не должны культивировать жалость к себе своими «добродетелями», иначе она перерастет в потребность, и вы будете наслаждаться этим чувством. Ожидать от алкоголика или наркомана многого не стоит, но и позволять садиться на шею нельзя.

Я буду любящим и заботливым родителем, а не буду «играть в преследователя».

Вы оказались здесь, потому что ваш близкий столкнулся с проблемой наркомании или алкоголизма. Вы обижены на него, он разрушил ваши надежды и планы. Вы упрекаете его в этом и сами иногда пугаетесь мыслям, которые приходят в голову. Спросите себя, когда вы хвалили вашего алкоголика или наркомана последний раз? Не играете ли вы в «преследователя», который карает и наказывает зависимого. Я понимаю вас: вы боитесь быть дружелюбной, боитесь, что вас опять обманут или предадут. Но, если вы заметили у близкого попытки вырваться, поддержите его, улыбнитесь лишний раз, обнимите его.

Седьмой шаг

Я буду реально смотреть на вещи, кода у меня появляются претензии к зависимому близкому. Поэтому я установлю границы в общении с зависимым человеком для его же блага.

Наркомания, алкоголизм — это болезнь. У наркомана меняется настроение по нескольку раз в день, это зависит от биохимического состояния. Вы не можете заставить его перестать болеть, но вы не должны попустительствовать любым выпадам болезни. Если уж вы смирились, что живете рядом с алкоголиком или наркоманом и не меняете этого, то установите границы и оградите семью от ночных гостей, громкой музыки, приготовления наркотиков на общей кухне, раскиданным шприцам и так далее. Вы должны научиться говорить: «Нет!» безумным поступкам наркомана.

Восьмой шаг

Я признаю, что никто не идеален и поэтому не жду идеального поведения от себя самого и от своего зависимого родственника. Я буду правдиво анализировать свое поведение и работать со своими ошибками, чтобы самосовершенствоваться.

В этом шаге все очень просто. Мы учимся не оценивать других, не искать проблему в окружающих. Мы больше не виним себя за болезнь близкого человека, мы анализируем свои действия, признаем ошибки, избавляемся от стыда и вины, чтобы не пропустить попыток близкого человека вырваться из плена зависимости. Нам необходимо быть мега-трезвыми, чтобы исполнить родительский долг и помочь наркоману или алкоголику.

Девятый шаг

Несмотря на то, что большинство других семей обычно спасают детей из разрушительных ситуаций, которые создают дети, я осознаю, что, когда я беру на себя ответственность за жизнь другого человека, это не приносит результатов. Я буду стараться, чтобы мой близкий сам отвечал за свое поведение, а не я за него.

Хватит постоянно спасать его и лишать ответственности за свои действия. Скажите ему: «Я люблю тебя и готов(а) помочь тебе выздоравливать, но я не готов(а) тебе помогать убивать себя и поэтому больше не буду решать твои проблемы». Дайте ему почувствовать причинно-следственную связь, дайте ему вырасти и осознать, что вы больше не поощряете его зависимость. Это сложно, но на группах для созависимых двенадцать шагов вы учитесь этому.

Десятый шаг

Человек отвечает за свои поступки сам. Поэтому я буду делать все возможное, чтобы не «подыгрывать» зависимому близкому, не спасать его.

Как развиваются ваши отношения с наркоманом? Как часто вы что-то делаете за него? Вы думаете, он будет любить вас больше если будете угождать ему? Тогда задумайтесь и проанализируйте последние месяцы жизни: разве его недовольство и претензии не растут с каждым часом? Наркомания – это болезнь чувств и эмоций, наркоман не способен любить, он может только говорить о любви, чтобы манипулировать вами. Выйдите из игры, чтобы убить наркомана и поднять любимого человека с колен.

Одиннадцатый шаг

Я принимаю тот факт, что только я – это тот человек, за которого я полностью могу нести ответственность

Пришло время сепарации, вы не способны изменить его и вам нужно отделиться, чтобы он смог самостоятельно дышать. Полное отсоединение: вы – это вы, он – это он. Отпустите его, и вы почувствуете легкость. Часто я наблюдала в практике, как отпуская зависимого и начиная жить своей жизнью, мои клиенты говорили, что аддикция отпускала и зависимых.

Двенадцатый шаг

Я нужен людям, а они нужны мне. Поэтому я буду делать все для того, чтобы способствовать личностному росту: как своему, так и других участников программы 12 шагов.

В сообществе вы быстро начнете меняться, у вас появится уверенность в себе, вы поймете, что не одиноки и что вам больше не надо стыдиться и бояться. Вы узнаете, как другие справлялись с похожими ситуациями, сможете попросить совет, пообщаться и сходить куда-то вместе. Вы больше не одиноки. Скоро вы сами будете делиться опытом преодоления созависимости и сможете помогать тем, кто столкнулся с подобной проблемой.

источник

Таблица чувств, которая поможет разобраться в себе.Мне сложно разобраться в своих чувствах — фраза, с которой сталкивался каждый из нас: в книгах, в кино, в жизни (чьей-то или своей собственной). А ведь это очень важно, уметь разбираться в своих чувствах. Некоторые считают — и возможно, они правы, что смысл жизни в чувствах. И в самом деле, в конце жизни с нами остаются только наши чувства, реальные или в воспоминаниях. Да и мерой происходящего тоже могут быть наши переживания: чем они насыщеннее, разнообразнее, ярче, тем полнее мы ощущаем жизнь.

рис. «Колесо эмоций Роберта Плутчика»

Что такое чувства? Самое простое определение: чувства — это то, что мы чувствуем. Это наше отношение к тем или иным вещам (объектам). Существует и более научное определение: чувства (высшие эмоции) — особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к вещам.

Ощущения — это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель — рецептор — ощущение.

В эмоции и чувства вмешивается наше сознание — наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли. И наоборот — эмоции влияют на наши мысли. Об этих взаимосвязях подробнее поговорим обязательно чуть позже. Но сейчас давайте вспомним еще раз один из критериев психологического здоровья, а именно пункт 10: мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут. Это важно.

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным.

Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным.

Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта.

Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного).

Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

И еще хочу показать вам сборник чувств, эмоций, состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни — обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя. Таблица взята с сайта «Сообщества зависимых и созависимых», автор — Михаил.

Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство можно узнать из таблицы.

  • Трепет
  • Дух соперничества
  • Твердая уверенность
  • Решимость
  • Уверенность в себе
  • Дерзость
  • Готовность
  • Оптимизм
  • Удовлетворенность
  • Гордость
  • Сентиментальность
  • Счастье
  • Радость
  • Блаженство
  • Забавность
  • Восхищение
  • Триумф
  • Удачливость
  • Удовольствие
  • Безобидность
  • Мечтательность
  • Очарование
  • Оцененность по достоинству
  • Признательность
  • Надежда
  • Заинтересованность
  • Увлеченность
  • Интерес
  • Оживленность
  • Живость
  • Спокойствие
  • Удовлетворенность
  • Облегчение
  • Мирность
  • Расслабленность
  • Довольство
  • Комфорт
  • Сдержанность
  • Восприимчивость
  • Прощение
  • Любовь
  • Безмятежность
  • Расположение
  • Обожание
  • Восхищение
  • Благоговение
  • Любовь
  • Привязанность
  • Безопасность
  • Уважение
  • Дружелюбие
  • Симпатия
  • Сочувствие
  • Нежность
  • Великодушие
  • Одухотворенность
  • Озадаченность
  • Смятение

И для тех, кто дочитал статью до конца. Цель данной статьи — помочь разобраться в своих чувствах, в том, какие они бывают. Наши чувства во многом зависят от наших мыслей.

Иррациональное мышление часто лежит в основе негативных эмоций. Исправив эти ошибки (поработав над мышлением) мы сможем быть счастливее и добиться большего в жизни. Предстоит интересная, но упорная и кропотливая работа над собой. Вы готовы?

источник

Получила немало вопросов о том, как поучаствовать в проекте 365 чувств. Мне очень приятно, что тема вас заинтересовала, поэтому решила не тянуть и посвятить отдельную статью тому, как присоединиться к проекту и вести дневник чувств.

Нужно просто сделать несколько шагов к эмоциональной осознанности.

  1. Расширять свои знания об эмоциях. Чтобы немного вам помочь, буду раз в неделю публиковать обзор одного из чувств. Стартую со стыда. Можно вспомнить, когда вы последний раз его испытывали, как справлялись, чем все закончилось.
  2. Вести дневник чувств. Как это делать, смотрите ниже.
  3. Делиться своими трудностями с близкими, с психотерапевтом или в комментариях под моими статьями. Думаю публиковать посты в Инстаграм под тэгом #theazbel_365чувств, где тоже можно будет обсудить волнующие вопросы.

Можно вести дневник, пока вы не научитесь отслеживать ваши реакции, отделять их от мыслей и ощущений в каждый момент времени. Это достаточно сложная задача, но такой навык позволит проследить характерные для вас повторяющиеся модели поведения. Поняв, что их провоцирует, можно сознательно изменить привычные, но нежелательные реакции, и стать более эмоционально гибкими в повседневной жизни.

  1. Блокнот. Можно носить его с собой и записывать случайные интересные эмоции. Можно вести записи в телефоне или наговаривать на диктофон, чтобы в конце дня перенести в дневник.
  2. Ритм. Записывайте чувства каждый день. Можно по вечерам. Можно в течение суток по мере появления. Если вы поняли, что пропустили день, не ругайте себя, но обязательно возьмитесь за дневник, как только про него вспомните. Если вы описываете чувства раз в день, будет удобно в уме разделить его на отрезки — утро, время до обеда, после обеда, вечер.
  3. Избирательность. Мы испытываем гамму эмоций каждый день и просто не можем вспомнить и записать все. Фиксируйте то, что стоит внимания.
  4. Спонсор. На начальном этапе лучше, если рядом будет человек, с которым можно обсудить то, что вы записали.
  5. Непредвзятость. Не стремитесь записывать только негативные или только позитивные чувства или делить эмоции на хорошие и плохие.
  6. Анализ. Не забывайте раз в неделю-две или раз в месяц перечитывать дневник, чтобы понять, что руководит вашей жизнью на данном этапе и почему.

Нет строго фиксированных требований. Вы можете собирать свой дневник по колонкам в зависимости от желаний и потребностей. Я предлагаю следующие колонки.

  1. Дата и время.
  2. Событие. Например, вы отказали в просьбе близкому человеку.
  3. Чувство. Вина.
  4. Причина, по которой возникло чувство. Я подвел(а) близкого.
  5. Действия, которые вы можете предпринять. Перестать оправдываться и стремиться быть идеальными. Понять, что иногда приходиться отказывать, чтобы не выгореть.
  6. Насколько сильным было чувство по шкале от 1 до 10.

Дополнительные колонки. Возможно, вы захотите включить их, чтобы лучше понять происходящее. Особенно, если собираетесь разбирать дневник с психотерапевтом.

  • Телесные ощущения, которые испытали вместе с чувством. Для того, чтобы научиться распознавать, какие эмоции стоят за вашими телесными реакциями, можно сделать следующее. В те моменты, когда вы точно знаете, что за эмоция переживается, запишите в дневник физические ощущения, которые ее сопровождают. В будущем, почувствовав что-то похожее, вы сможете сопоставить свою телесную реакцию и распознать чувство, которое за ней скрывается.
  • Сколько часов вы спали в этот день.
  • День цикла.
  • Что вы ели.
  • Какие лекарства принимали.

Бывает очень не просто объяснить, что же мы чувствуем на самом деле. Чтобы немного упростить задачу, публикую приблизительный список чувств и эмоций. Надеюсь, он поможет осознать, что может с вами происходить. Перед тем, как его изучить, предлагаю самостоятельно составить свой, а потом сравнить.

  • Злость
  • Гнев
  • Возмущение
  • Ненависть
  • Обида
  • Сердитость
  • Досада
  • Раздражение
  • Мстительность
  • Оскорбленность
  • Воинственность
  • Бунтарство
  • Сопротивление
  • Зависть
  • Надменность
  • Неповиновение
  • Презрение
  • Отвращение
  • Подавленность
  • Уязвленность
  • Подозрительность
  • Циничность
  • Настороженность
  • Озабоченность
  • Тревожность
  • Страх
  • Нервозность
  • Трепет
  • Обеспокоенность
  • Испуг
  • Тревога
  • Волнение
  • Стресс
  • Боязнь
  • Ужас
  • Подверженность навязчивой идее
  • Ощущение угрозы
  • Ошеломленность
  • Опасение
  • Уныние
  • Ощущение тупика
  • Запутанность
  • Потерянность
  • Дезориентация
  • Бессвязность
  • Ощущение ловушки
  • Одиночество
  • Изолированность
  • Грусть
  • Печаль
  • Горе
  • Угнетенность
  • Мрачность
  • Отчаяние
  • Депрессия
  • Опустошенность
  • Беспомощность
  • Слабость
  • Ранимость
  • Угрюмость
  • Серьезность
  • Подавленность
  • Разочарование
  • Боль
  • Отсталость
  • Застенчивость
  • Покинутость
  • Болезненность
  • Нелюдимость
  • Удрученность
  • Усталость
  • Глупость
  • Апатия
  • Самодовольство
  • Скука
  • Истощение
  • Расстройство
  • Упадок сил
  • Сварливость
  • Нетерпеливость
  • Вспыльчивость
  • Тоска
  • Хандра
  • Стыд
  • Вина
  • Униженность
  • Ущемленность
  • Смущение
  • Неудобство
  • Тяжесть
  • Сожаление
  • Укоры совести
  • Рефлексия
  • Скорбь
  • Отчужденность
  • Неловкость
  • Удивление
  • Шок
  • Поражение
  • Остолбенение
  • Изумление
  • Потрясение
  • Впечатлительность
  • Сильное желание
  • Энтузиазм
  • Взволнованность
  • Возбужденность
  • Страсть
  • Помешательство
  • Эйфория
  • Трепет
  • Дух соперничества
  • Жалость
  • Твердая уверенность
  • Решимость
  • Уверенность в себе
  • Дерзость
  • Готовность
  • Оптимизм
  • Удовлетворенность
  • Гордость
  • Сентиментальность
  • Счастье
  • Радость
  • Блаженство
  • Забавность
  • Восхищение
  • Триумф
  • Удачливость
  • Удовольствие
  • Безобидность
  • Мечтательность
  • Очарование
  • Оцененность
  • Признательность
  • Надежда
  • Заинтересованность
  • Увлеченность
  • Интерес
  • Оживленность
  • Живость
  • Спокойствие
  • Удовлетворенность
  • Облегчение
  • Мирность
  • Расслабленность
  • Довольство
  • Комфорт
  • Сдержанность
  • Восприимчивость
  • Прощение
  • Любовь
  • Безмятежность
  • Расположение
  • Обожание
  • Восхищение
  • Благоговение
  • Ревность
  • Привязанность
  • Безопасность
  • Уважение
  • Дружелюбие
  • Симпатия
  • Сочувствие
  • Нежность
  • Великодушие
  • Одухотворенность
  • Озадаченность
  • Смятение.

По мере ведения и анализа дневника чувств, вы сможете сделать определенные выводы: стоит ли что-то менять в своих действиях, реагируете ли слишком эмоционально, ходите ли по замкнутому кругу, находясь в одной и той же ситуации.

  • Научиться отслеживать и опознавать свои эмоции.
  • Увидеть, какие из них преобладают в течение дня.
  • Отследить, что именно вызывает у вас определенные чувства.
  • Отметить влияние на ваше эмоциональное состояние определенных ситуаций из прошлого и сможете скорректировать поведение.
  • Установить контакт со своими потребностями.
  • Добавить в жизнь то, что действительно важно.
  • Стать более чувствительны к манипуляциям и своевременно реагировать на попытки заставить вас сделать то, чего не хочется.
  • Научиться видеть свои действия со стороны и осознавать свои истинные мотивы.

А еще дневник чувств отлично комбинируется с дневником благодарности. Всегда приятно вспомнить 3-5 событий, за которые хочется сказать спасибо, чтобы хорошо закончить день.

источник

Сегодня я продолжаю тему, начатую в предыдущих материалах. В прошлой статье я рассказала об очень эффективной медитации для управления эмоциями, а сегодня Вы узнаете еще об одном замечательном инструменте, который помогает подружиться со своими эмоциями.

Внешне сегодняшнее упражнение выглядит очень просто, и потому трудно поверить в то, что с его помощью можно получить хоть какой-нибудь существенный результат. Но по факту его эффективность может быть просто поразительной.

Единственная загвоздка, которая может возникнуть, — это необходимость выполнять упражнение регулярно, каждый день. Времени нужно не много – максимум 10-15 минут в день. Но даже это время многие ленятся выделить для себя. А зря! Потраченное время окупится с лихвой.

Наверное, Вы уже поняли, что я не люблю описывать методику без объяснения того, почему и как она работает. Сегодняшнее упражнение – не исключение.

Если объяснить смысл методики кратко, то можно выразить его при помощи метафоры. Представьте себе, что Вы зашли с завязанными глазами в незнакомое и очень странное помещение. Вы бродите, натыкаетесь на предметы. Вы предполагаете, что на полу стоят какие-то посудины с водой, потому что уже несколько раз что-то сбили ногами, а потом наступили в лужу и промочили носки.

Вы хотите навести порядок: разложить вещи по местам, вытереть пол, но понятия не имеете, с чего начать, поскольку совсем не ориентируетесь в том, что происходит вокруг. Вам неуютно, хочется что-то поменять, но с чего начать, Вы не знаете.

Если Вы снимете повязку с глаз, то дело пойдет намного лучшее и быстрее, правда?

У многих людей большинство эмоциональных переживаний протекает в фоновом режиме, плохо осознается или не осознается совсем. В этом смысле можно сказать, что у человека повязка на глазах, и он не видит, что происходит в его внутреннем, психологическом пространстве. Эмоции живут своей жизнью. Если возникает какой-то эмоциональный дискомфорт, то человек будет ходить из угла в угол, потерянный и не понимающий, какие действия необходимо предпринять, натыкаясь на предметы и лишь усугубляя ситуацию.

И тогда нужно снять с глаз повязку, чтобы увидеть и понять, какие эмоции живут внутри и по каким законам они функционируют. Без этого навести порядок в своем эмоциональном состоянии практически невозможно.

Цель сегодняшнего упражнения, говоря метафорическим языком, — снять повязку с глаз и разглядеть свое внутреннее психологическое пространство. Повторюсь, это важнейший шаг для того, чтобы навести внутри порядок. Подчас никаких других шагов даже не нужно предпринимать. Простое понимание своих эмоций помогает убрать многие негативные моменты.

Перед описанием упражнения проверьте, прочитали ли Вы следующие, важные для понимания сегодняшнего материала, статьи:

Эти три статьи дадут Вам возможность глубоко понять суть сегодняшнего упражнения и сделать его максимально эффективным.

В кратком виде я уже описывала сегодняшнее упражнение в одной из статей. Сегодня дам развернутые инструкции.
Своим клиентам я предлагаю различные варианты «Дневника эмоций» в зависимости от цели. Опишу несколько самых распространенных модификаций.

Такой вариант дневника я обычно предлагаю людям, которые с трудом различают собственные эмоции.
Если Вы заглядываете внутрь себя и не видите ровным счетом ничего, начните с этого варианта. Он поможет Вам научиться различать эмоции.

Вечером Вы садитесь, вспоминаете любые три ситуации, произошедшие за день и описываете по следующие схеме.

    Опишите ситуацию. Прислушайтесь к телесным ощущениям, которые возникают при воспоминании ситуации. Опишите свои ощущения на бумаге. Какие эмоции скрываются за телесными ощущениями? Запишите.

Долго простояла в очереди и потеряла много времени.

Телесные ощущения

Напряжение в плечах, попытки сдерживать дыхание.

Раздражение и чувство вины из-за того, что не успела выполнить часть работы.

Хочу особый упор сделать на то, что начинать осознавать свои эмоции полезно с наблюдения за телесными ощущениями. Почему? Потому что эмоции всегда имеют свое отражение в теле, и легче всего «поймать» эмоцию именно через физические ощущения (подробнее о связи эмоций и тела читайте здесь). Если Вам кажется, что Вы абсолютно спокойны, но в теле присутствует напряжение, обратите на это внимание. Скорее всего, за напряжением скрывается эмоция, которую Вы не осознаете.

Если Вам сложно описать эмоции словами, загляните сюда. Там есть список слов, а также аудиозапись отличной медитации, которая поможет научиться замечать собственные телесные ощущения и скрывающиеся за ними эмоции.

Помимо ведения дневника эмоций, когда Вы записываете на бумагу все свои мысли и находки, полезно в течение дня периодически (например, раз в час) останавливаться буквально на 1-2 минуты и задавать себе вопросы: «Что я сейчас чувствую на уровне физических ощущений? Какие эмоции скрываются за физическими ощущениями?»

Такой вариант я предлагаю тем людям, которые склонны обесценивать себя и собственные потребности. Обычно такое поведение связано с недостатком любви к себе (подробнее об этом читайте здесь)

Эмоции – это ключ к пониманию наших потребностей. За любой эмоцией скрывается какая-то потребность.
Обесценивая себя, люди забывают о собственных желаниях, отказываются от них, игнорируют. И тогда дневник эмоций помогает осознать свои потребности, вернуться к себе.

    Описание ситуации. Описание физических ощущений (этот пункт желателен, но не обязателен. Его можно исключить). Описание эмоций, скрывающихся за физическими ощущениями (если предыдущий пункт исключили и за физическими ощущениями не наблюдали, тогда просто описывайте эмоции). Какие потребности скрываются за эмоциями? Каковы были мои действия? Сделал(а) ли я что-то, чтобы позаботиться о себе и удовлетворить потребность? Или я проигнорировал(а) свою потребность?

После тяжелого рабочего дня попросили задержаться еще на два часа, чтобы помочь коллегам.

Физические ощущения

Сильная усталость, тяжесть во всем теле, напряжение в солнечном сплетении.

Обида на то, что не учли мои интересы, и чувство вины при мысли о том, что будет, если я откажу в просьбе.

Потребности

Соглашаюсь задержаться и помогаю коллегам. Свои потребности игнорирую.

Следует понимать, что от единичного прописывания ситуации мало что изменится. Но вот если Вы будете вести дневник регулярно, Вы начнете замечать определенные закономерности: типичные ситуации и свои типичные реакции. Обычно эти реакции не осознаются настолько ярко и проходят фоном.

Ведение дневника помогает раз за разом осознавать то, что обычно остается за кадром. И это осознание является источником глубоких трансформаций. Повторюсь, что не стоит ждать моментальных изменений. Просто ведите дневник, ничего не ожидая. Оглянувшись назад через несколько недель, Вы, скорее всего, обнаружите, что незаметно и как бы «вдруг» поменялось очень многое.

В этом варианте акцент делается на работу с убеждениями и мыслями, которые усиливают и провоцируют негативные переживания, мешают действовать конструктивно и эффективно.

О том, как сильно наши убеждения влияют на жизнь, и почему так важно работать с неконструктивными убеждениями, читайте здесь.

    Описание ситуации. Описание эмоций, возникших в ситуации. Какие возникли мысли во время развития ситуации? Есть ли какие-то Ваши убеждения, которые стоят за мыслями? Какими были Ваши действия? Были ли действия эффективны? Если Вы обнаружили неконструктивные убеждения, попробуйте сформулировать альтернативу. Какое убеждение было бы конструктивным?

Разочарование, чувство вины.

Надо было лучше готовиться. Я какая-то неспособная неудачница.

Убеждения, стоящие за мыслями

Я обязана все делать идеально. Ошибки и неудачи свидетельствуют о моей никчемности.

Руки опускаются. Теперь никак не могу взяться за подготовку к следующему экзамену: боюсь повтора ситуации.

Альтернатива неконструктивным убеждениям

Невозможно все сделать идеально. Ошибки и неудачи – это всего лишь естественная часть развития. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Не стоит думать, что, единожды прописав альтернативу негативному убеждению, у Вас внутри закрепится позитивное убеждение, и именно оно будет проявляться при возникновении аналогичных ситуаций в будущем. Скорее всего так не произойдет: с негативным убеждением Вы жили годами, и оно так просто никуда не уйдет.

Буду занудой и снова повторю, что здесь сработает только регулярное ведение дневника: обычно неконструктивные убеждения осознаются плохо. Они влияют на Ваше эмоциональное состояние, поведение, но при этом сами остаются в тени.

Дневник эмоций помогает раз за разом вытаскивать наружу неконструктивные убеждения. Не пытайтесь их мгновенно трансформировать. Просто учитесь осознавать каждый раз, когда они появляются, и наблюдайте, как эти убеждения влияют на ситуацию.

Такое регулярное осознание своих убеждений обладает мощным трансформирующим действием. Вы вроде бы ничего не делаете, просто наблюдаете за тем, что происходит внутри. Но постепенно Вы увидите, что в результате поменяется очень многое.

Этот вариант я предлагаю людям, которые склонны игнорировать и подавлять эмоции. В одной из статей я писала о том, что внутри каждой эмоции скрывается ценная информация, которую необходимо понять и использовать.
Дневник эмоций может помочь научиться лучше понимать смысл собственных эмоций и строить свое поведение, учитывая свои эмоции.

    Описание ситуации Описание эмоций Если бы я позволил(а) эмоциям проявиться в полную силу, как бы они проявились? Какой полезный смысл заключен в возникшей эмоции? Как я действовал(а) в сложившейся ситуации? Если в реальности действовали без учета эмоций, то как можно было построить поведение, чтобы их учесть?

На родительском собрании учительница начала обвинять моего ребенка в том, что он сильно отстал по программе из-за длительной болезни.

Если позволить эмоциям проявиться, как бы они проявились?

Стыд и так проявился. Если бы позволила проявиться злости, нагрубила бы учительнице.

Полезный смысл эмоций

Злость показывает, что нужно постоять за своего ребенка. Стыд удерживает от того, чтобы нагрубить и в результате только усугубить ситуацию.

Как поступил(а)

Как можно было поступить

Спокойно, с уважением, но твердо напомнить учительнице о причинах отставания в программе и объяснить, что ребенок не виноват.

Как и в предыдущих вариантах ведения дневника, не стоит ожидать, что результаты проявятся мгновенно. Если Вы однажды осознали, что в сложившейся ситуации нужно было действовать определенным образом, это совсем не означает, что в результате в будущем в похожей ситуации Вы начнете действовать так, как запланировали. Вполне вероятно, что привычные стереотипы возьмут верх, и Вы будете действовать не так, как хотели, а так, как привыкли.

Если же Вы регулярно ведете дневник, и уровень Вашей осознанности повышается, это постепенно меняет и Ваши стереотипы поведения в различных жизненных ситуациях.

Здесь работа ведется с переживаниями, которые являются последствием эмоциональной травмы. Что такое эмоциональная травма? Вообще, это тема очень объемная, и она достойна отдельной статьи (и не одной!). Позже я обязательно доберусь и до этого вопроса. А здесь просто опишу пример, чтобы было наглядно видно, как это работает.

В детстве Александр воспитывался жестко. Физически его не наказывали, но он подвергался серьезному моральному прессингу: за любую незначительную провинность на мальчика обрушивался поток оскорблений и ругательств.

Александр вырос. Ему кажется, что жесткое родительское воспитание осталось далеко в детстве и никак не влияет на его жизнь в настоящем. Только почему-то он панически боится разговоров с начальством. Разговаривая с начальником, он всегда теряется. Мысли расплываются, ноги становятся ватными, речь невнятной. Донести свою позицию до руководства у Александра не получается никогда, и это серьезно мешает продвижению по карьерной лестнице.

Если Александр заглянет внутрь себя, то обнаружит, что ощущения и эмоции, возникающие у него во время разговоров с начальством, очень похожи на те, что возникали когда-то в детстве при общении с родителями.

Подсознание ситуацию разговора с начальником воспринимает как аналог разговора с родителями (и в том, и в другом случае разговор происходит с авторитетной фигурой, которая выше по статусу). Подсознанию неважно, что есть существенные различия между этими двумя ситуациями. Оно выдает автоматическую реакцию, которая сформировалась в детстве: взрослый Александр при виде начальника превращается в маленького мальчика, испытывающего страх и беспомощность.

В детстве такая реакция была полезна. Она помогала ребенку регулировать свое поведение и по возможности избегать родительского гнева. Но во взрослом возрасте она очевидно мешает.

Проблема в том, что освободиться от этой реакции усилием воли не получится, поскольку она автоматическая и не регулируется сознанием.

Есть много методов работы с эмоциональными травмами. Дневник эмоций вряд ли поможет полностью исцелить травму, но он точно поможет уменьшить ее влияние на повседневную жизнь. Это происходит за счет осознания связи эмоций, возникающих в настоящем, с травматическими переживаниями, оставшимися в прошлом.

Как и все варианты ведения дневника эмоций, этот вариант предполагает ежедневную работу. Если Вы единожды осознали связь эмоций в настоящем с событиями прошлого, это может ничего не поменять. Перемены происходят в результате регулярной работы над осознанием собственных реакций и эмоций.

источник

  • Злость
  • Гнев
  • Возмущение
  • Ненависть
  • Обида
  • Сердитость
  • Досада
  • Раздражение
  • Мстительность
  • Оскорбленность
  • Воинственность
  • Бунтарство
  • Сопротивление
  • Зависть
  • Надменность
  • Неповиновение
  • Презрение
  • Отвращение
  • Подавленность
  • Уязвленность
  • Подозрительность
  • Циничность
  • Настороженность
  • Озабоченность
  • Тревожность
  • Страх
  • Нервозность
  • Трепет
  • Обеспокоенность
  • Испуг
  • Тревога
  • Волнение
  • Стресс
  • Боязнь
  • Ужас
  • Подверженность навязчивой идее
  • Ощущение угрозы
  • Ошеломленность
  • Опасение
  • Уныние
  • Ощущение тупика
  • Запутанность
  • Потерянность
  • Дезориентация
  • Бессвязность
  • Ощущение ловушки
  • Одиночество
  • Изолированность
  • Грусть
  • Печаль
  • Горе
  • Угнетенность
  • Мрачность
  • Отчаяние
  • Депрессия
  • Опустошенность
  • Беспомощность
  • Слабость
  • Ранимость
  • Угрюмость
  • Серьезность
  • Подавленность
  • Разочарование
  • Боль
  • Отсталость
  • Застенчивость
  • Чувство отсутствия к вам любви
  • Покинутость
  • Болезненность
  • Нелюдимость
  • Удрученность
  • Усталость
  • Глупость
  • Апатия
  • Самодовольство
  • Скука
  • Истощение
  • Расстройство
  • Упадок сил
  • Сварливость
  • Нетерпеливость
  • Вспыльчивость
  • Тоска
  • Хандра
  • Стыд
  • Вина
  • Униженность
  • Ущемленность
  • Смущение
  • Неудобство
  • Тяжесть
  • Сожаление
  • Укоры совести
  • Рефлексия
  • Скорбь
  • Отчужденность
  • Неловкость
  • Удивление
  • Шок
  • Поражение
  • Остолбенение
  • Изумление
  • Потрясение
  • Впечатлительность
  • Сильное желание
  • Энтузиазм
  • Взволнованность
  • Возбужденность
  • Страсть
  • Помешательство
  • Эйфория
Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример