Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.
Экономический эффект – показатель, характеризующий результат деятельности. Это абсолютный, объемный показатель. В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности предприятия в качестве показателей ВНП, НД, ВД от реализации, прибыль.
Экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, используемыми для достижения этого эффекта. Такой показатель уже можно использовать в пространственно-временных сопоставлениях.
Различие между категориями «ресурсы» и «затраты» достаточно очевидно. В частности, если для примера рассмотреть основные средства, то в качестве характеристики ресурса может использоваться какой-либо вид показателей его стоимостной оценки, а в качестве характеристики затрат — часть стоимости, относимая на затраты в отчетном периоде, т.е амортизационные отчисления. Безусловно, и в этом случае очевидность носит лишь кажущийся характер — известно, что существует несколько оценок стоимости основных средств (первоначальная, восстановительная остаточная, рыночная и др.), списывать вложения в основные средства Hо и затраты можно с помощью различных методик амортизации и т.п.
Коэффициенты рентабельности (доходности), с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе — величина ресурсов или затрат. Однако на практике, естественно анализ далеко не всегда выполняется в строгом соответствии с канонами теории, поэтому, с другой стороны, рентабельность понимается в боле широком смысле, нежели эффективность.
Неслучайно в прикладных науках говорят о двух группах показателей рентабельности как об относительных показателях, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон — ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ход текущей деятельности. Два вида базовых показателей и предопределяют две группы коэффициентов рентабельности. В первом случае базовыми показателями (т.е. знаменателями дроби коэффициента рентабельности) вы ступают стоимостные оценки ресурсов (капитал, материальные ресурсы различной классификации и др.), во втором случае — показатели выручи от реализации товаров, продукции, работ, услуг (в целом и по видам).
Существует множество коэффициентов рентабельности (доходности) зависимости от того, с чьей позиции пытаются оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации. По этому выбор оценочного коэффициента зависит от алгоритма расчета точнее, от того, какой показатель эффекта (прибыли) используется в расчетах. Неслучайно в мировой учетно-аналитической практике извести различные интерпретации показателей прибыли, а какого-то единого универсального коэффициента эффективности не существует.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
Рассмотрим показатели рентабельности первой группы:
1. Рентабельность активов (коэффициент экономической рентабельности)
Этот коэффициент показывает, сколько денежных единиц потребовалось фирме для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника привлечения этих средств. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности предприятия. Существует и другая формула расчета данного показателя. Так как в формировании активов участвует как собственный, так и заемный капитал, то в числителе формулы должен быть отражен общий доход, получаемый вкладчиками капитала, т.е. общая прибыль. В этом случае формула принимает вид формулы средневзвешенной цены капитала. Другое ее название – рентабельность совокупных вложений капитала.
Аналогично рассчитываются показатели эффективности использования отдельных групп активов предприятия:
2. Рентабельность текущих активов:
3. Рентабельность внеоборотных активов:
4. Рентабельность собственного капитала.
Инвесторы капитала (акционеры) вкладывают в предприятие свои средства с целью получения прибыли от инвестиций, поэтому с точки зрения акционеров наилучшей оценкой результатов хозяйственной деятельности является наличие прибыли на вложенный капитал. Показатель прибыли на вложенный акционерами (собственниками) капитал, называемый также рентабельность собственного капитала, который определяется:
Имея в виду особую важность данного показателя для оценки финансового положения предприятия, следует обратить внимание на способ его расчета. Числитель формулы представляет собой прибыль собственников, т.е. тот конечный остаток, который поступает в распоряжение предприятия после покрытия всех издержек, уплаты процентов, налогов, штрафов, процентов за кредит, относимых на чистую прибыль и других.
В знаменателе отражается капитал, предоставленный собственниками в распоряжение предприятия. Он включает следующие составляющие: уставной капитал, добавочный капитал, фонды и резервы, нераспределенная прибыль.
Поскольку величина собственного капитала меняется во времени, необходимо выбрать способ его расчета, который может быть:
— расчет по данным его состояния на конкретную дату;
— определение средней величины за период.
5. Рентабельность чистых активов — позволяет также судить об эффективности ведения хозяйства:
Если деятельность предприятия ориентирована на перспективу, то необходимо разработать инвестиционную политику. Информация о средствах, инвестированных в предприятие, может быть получена по данным баланса как сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств (или как разность общей суммы активов и краткосрочных обязательств). Показателем, отражающим эффективность использования средств, инвестированных в предприятие, является рентабельность инвестиций.
Данный показатель используется в основном для оценки эффективности управления на предприятии, характеристики его способности обеспечить необходимую отдачу на вложенный капитал, определения расчетной базы для прогнозирования. Использование показателя рентабельности инвестиций в качестве базы для прогнозирования основано на установлении сложившихся соотношений финансового результата и инвестированного капитала. Такие расчеты могут проводиться после проведения структурного анализа отчета о прибылях и убытках и выявления стабильных источников дохода.
Необходимо отметить, что анализ рассмотренных коэффициентов рентабельности полезен на практике лишь в том случае, если полученные показатели сравниваются с данными предыдущих лет или аналогичными показателями других предприятий.
Вторая группа показателей рентабельности характеризует эффективность управления хозяйственной деятельностью предприятий.
показывает, сколько получено рублей прибыли на 1 руб. продаж.
Показатель рентабельности продаж может быть рассчитан как по прибыли от продаж, так и по чистой прибыли.
характеризует долю прибыли от основной производственной деятельности, т.е. продаж, в расходах основной производственной деятельности (себестоимость реализованной продукции) и расходах периода (коммерческих и управленческих расходах).
Кроме показателей рентабельности для оценки эффективности деятельности следует рассчитать показатели окупаемости капитала.
Окупаемость активов (имущества) предприятия:
– это время, в течении которого окупится весь вложенный в хозяйство капитал.
– это время, в течении которого окупится вложенный в хозяйство собственный капитал.
Для анализа затрат и инвестиций используют формулу Дюпона, где под эффектом производства понимают нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) – прибыль до выплаты процентов за кредит и налога на прибыль.
Под затратами и инвестициями понимают актив.
; умножив формулу на ВР/ВР, получаем собственно формулу Дюпона:
КМ (коммерческая маржа) – показывает, какую прибыль получает предприятие со 100 руб выручки, т.е. получаем показатель рентабельности продаж.
КТ (коэффициент трансформации) – показывает оборачиваемость активов, т.е. сколько раз за данный период оборачивается каждый рубль активов
Таким образом, из формулы Дюпона мы видим, что достижение высокого уровня рентабельности возможно лишь при опережении роста финансовых результатов над темпами роста активов. Иными словами нельзя одновременно иметь высокую рентабельность продаж и оборачиваемость активов, т. к. выручка присутствует в числителе коэффициента трансформации и в знаменателе коммерческой маржи. Следовательно, перед управлением стоит всегда проблема решения вопроса о приоритете рентабельности или ликвидности.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9914 — | 7733 — или читать все.
193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
источник
Эффективность хозяйственной деятельности предприятия и экономическая целесообразность его функционирования напрямую связаны с его рентабельностью, о которой можно судить по прибыльности или доходности капитала, ресурсов или продукции предпринимательской фирмы. Рентабельность – это относительный показатель уровня доходности предприятия, он характеризует эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности.
Рентабельность, в отличие от прибыли, полнее отражает результаты хозяйствования, т.к. показывает соотношение эффекта с наличными или потребительными ресурсами. Показатель абсолютной суммы прибыли при анализе результатов деятельности не может полностью охарактеризовать, хорошо или плохо оно работало, т.к. неизвестен выполненный объем работ. Только соотношение прибыли и объема выполненных работ, характеризующееся уровнем рентабельности, позволяет оценить производственно-хозяйственную деятельность предприятия в отчетном году, сравнить с результатами отчетных периодов, а также определить место анализируемого предприятия среди других предприятий отрасли. Показатели рентабельности предприятия используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования. Основными показателями рентабельности являются следующие:
Р = прибыль от продаж / выручка × 100%
Данный коэффициент показывает, какую сумму чистой прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Иными словами, сколько средств остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов. Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший аспект деятельности компании – реализацию основной продукции, а также позволяет оценить долю себестоимости в продажах.
Рост показателя является свидетельством или роста цен на продукцию при постоянных затратах на производство реализованной продукции, или снижения затрат на производство при постоянных ценах. Соответственно снижение рентабельности продаж свидетельствует о росте затрат на производство при постоянных ценах на продукцию либо о снижении цен на реализованную продукцию рассматриваемого предприятия, т.е. о падении спроса на нее.
Р = прибыль от продаж / среднегодовая стоимость активов × 100%
Рентабельность активов показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы. Это показатель эффективности оперативной деятельности предприятия. Он является основным производственным показателем, отражает эффективность использования инвестированного капитала. С точки зрения бухгалтерской отчетности этот показатель связывает баланс и отчет о прибылях и убытках, т.е. основную и инвестиционную деятельность предприятия, поэтому он является весьма важным и для финансового управления.
3) Рентабельность собственного капитала:
Р= прибыль от продаж / среднегодовая величина собственного капитала × 100%
Этот показатель характеризует эффективность использования собственного капитала и показывает сколько прибыли приходится на единицу собственного капитала предприятия.
Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане организации и реализации того или иного вида бизнеса. Динамичность рыночных отношений обуславливает принятие неординарных решений, связанных с финансовыми результатами деятельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат – прибыль – сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами.
Эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации продукции характеризуется показателем рентабельности затрат. Он определяется отношением прибыли от продажи продукции к полной себестоимости реализованной продукции и показывает сколько прибыли приходится на 1 рубль затрат.
2. Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов. Прежде всего, это совершенствование системы управления производством условиях рыночной экономики, повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений, индексации оборотных средств и четкое определение источников их формирования.
Важным фактором роста рентабельности в современных условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, и росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов. Снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.
Модель Дюпона является модифицированным факторным анализом, позволяющим определить, за счет каких факторов происходило изменение рентабельности. В основании факторной модели в виде древовидной структуры – показатель рентабельности собственного капитала (ROE), а признаки – характеризующие факторы производственной и финансовой деятельности предприятия. Проще говоря, факторы, влияющие на ROE дробятся с целью выяснения: какие факторы в большей или меньшей степени влияют на рентабельность собственного капитала. Основные три фактора:
— операционная рентабельность (измеряется как рентабельность продаж);
— эффективность использования активов (измеряется как оборачиваемость активов);
— финансовый рычаг (измеряется как капитализации).
Трехфакторная модель представлена формулой:
ROE = РП×К×К, где
ROE – рентабельность собственного капитала;
РП – рентабельность продаж (чистая прибыль/выручка);
К — коэффициент оборачиваемости активов(выручка/среднегодовая величина активов);
К — коэффициент капитализации (среднегодовая стоимость активов/среднегодовая стоимость капитала).
Поскольку показатели рентабельности напрямую зависят от прибыли, основные резервы роста рентабельности связаны с увеличением прибыли. В свою очередь,
основными источниками резервов увеличения суммы прибыли являются:
— увеличение объема реализации продукции;
— снижение себестоимости продукции;
— повышение качества товарной продукции;
— увеличение цены;
— реализация продукции на более выгодных рынках сбыта;
— реализация в более оптимальные сроки.
Для определения резервов роста прибыли за счет резервов увеличения объема реализации продукции необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:
Р ПvРП = Р VРПi * Педфi
Например, на рассматриваемом предприятии при существующем оборудовании и уровне организации производства максимальный объем производства может достигать значения 2200 тыс. м2 в год.
Таким образом, резерв роста объема реализации продукции составляет:
2200 — 1985,584 = 214,416 тыс. м2.
В 200Х году сумма прибыли, приходящаяся на м2 продукции (стеклопакетов) составила:
22116,661 тыс. руб. / 1985,584 тыс. м2 = 11,13 тыс. руб./м2.
Резерв роста прибыли составляет:
214,416 * 11,13 = 2388,29 тыс. руб.
Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг подсчитываются следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста:
Р ПG = · (Р С(VРПф + Р VРП))
Экономические расчеты показали, что при более высоком уровне организации рабочего времени (сокращение простоев, непроизводительных потерь времени и т.д.), при оптимизации потоковых процессов на предприятии, при более рациональном использовании основных и оборотных средств предприятия себестоимость можно снизить на 0,20 руб.
При этом прибыль увеличится на следующую величину:
0,20*(1985,584 + 214,416) = 440,000 тыс. руб.
Аналогично тому, как был подсчитан резерв увеличения прибыли за счет уменьшения себестоимости можно подсчитать резерв увеличения прибыли за счет увеличения цены.
Например, спрос на продукцию ООО «Ф» малоэластичен. Поэтому при незначительном повышении отпускной цены спрос на данную продукцию останется на прежнем уровне. Конечно, этот резерв следует использовать очень осторожно, т.к. необоснованное повышение цены может вынудить покупателя отказаться от покупки товара данной фирмы.
Уровень среднереализационных цен может быть увеличен путем поиска более выгодных рынков сбыта, где эту продукцию возможно реализовать по более высоким ценам.
При оптимизации структуры рынков сбыта на данном предприятии реально повысить уровень среднереализационных цен на 0,15 руб.
Повышение прибыли в этом случае составит:
Р ПЦ =· (Р Ц(VРПф + Р VРП))
Р(Пц = 0,15*(1985,584 + 214,416) = 330,000 тыс. руб.
Тема 14. Оценка платежеспособности предприятия
на основе изучения потоков денежных средств.
1. Анализ денежных потоков: цель, задачи. Характеристика денежных потоков предприятия.
2. Задачи и порядок управления платежеспособностью на основе изучения потоков денежных средств.
1. Денежные средства — самая ликвидная часть оборотных активов предприятия. К денежным средствам относятся средства в кассе, на расчетных, текущих и иных счетах предприятия.
Анализ денежных средств и управление денежными потоками включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и так далее.
Перечислим основные задачи анализа денежных средств:
- оперативный, повседневный контроль над сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;
- контроль над целевым использованием денежных средств;
- контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, поставщиками и персоналом;
- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
- своевременная сверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности;
- анализ состояния абсолютной ликвидности предприятия;
- соблюдение сроков оплаты кредиторской задолженности;
- способствование грамотному управлению денежными потоками предприятия.
Информационной базой анализа взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и денежных средств является бухгалтерский баланс предприятия и отчет о движении денежных средств (форма 4).
Отчет о движении денежных средств — это документ, в котором отражаются поступление, расходование и нетто-изменения денежных средств в ходе текущей хозяйственной деятельности, а также инвестиционной и финансовой деятельности за определенный период. Эти изменения отражаются так, что позволяют установить взаимосвязь между остатками денежных средств на начало и конец отчетного периода.
Отчет о движении денежных средств — это отчет об изменениях финансового состояния, составленный на основе метода потока денежных средств.
Существуют два метода проведения анализа движения денежных средств: прямой и косвенный:
прямой метод предполагает исчисление прихода (выручка от реализации продукции, работ и услуг, авансы полученные и др.) и расхода (оплата счетов поставщиков, возврат полученных краткосрочных ссуд и займов и др.) денежных средств, т.е. информационной базой анализа движения денежных является выручка;
косвенный метод основывается на идентификации и учете операций, связанных с движением денежных средств, и последовательной корректировке чистой прибыли, т.е. исходным элементом является прибыль.
Прямой метод расчета основан на отражении итогов операций (оборотов) по счетам денежных средств за период. При этом операции группируются по трем видам деятельности:
текущая (операционная) деятельность — получение выручки от реализации, авансы, уплата по счетам поставщиков, получение краткосрочных кредитов и займов, выплата заработной платы, расчеты с бюджетом, выплаченные/полученные проценты по кредитам и займам;
инвестиционная деятельность — движение средств, связанных с приобретением или реализацией основных средств и нематериальных активов;
финансовая деятельность — получение долгосрочных кредитов и займов, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, погашение задолженности по полученным ранее кредитам, выплата дивидендов.
Расчет денежного потока прямым методом дает возможность оценивать платежеспособность предприятия, а также осуществлять оперативный контроль за притоком и оттоком денежных средств.
2. Для оперативного управления платежеспособностью целесообразно составлять платежный календарь (план платежей точной даты), в котором, с одной стороны, отражается график поступления денежных средств от всех видов деятельности в течение прогнозного периода времени (5, 10, 15, 30 дней), а с другой — график предстоящих платежей (налогов, заработной платы, формирования запасов, погашения кредитов и процентов по ним и т.д.). Платежный календарь дает возможность финансовым службам предприятия осуществлять оперативный контроль за поступлением и расходованием денежных средств, своевременно фиксировать изменение финансовой ситуации и вовремя принимать корректирующие меры по синхронизации положительного и отрицательного денежных потоков и обеспечению стабильной платежеспособности предприятия.
Календарь составляется на основе данных об отгрузке и реализации продукции, о закупках средств производства, документов о расчетах по оплате труда, на выдачу авансов работникам, выписок со счетов банков и др. Для определения текущей платежеспособности необходимо платежные средства на соответствующую дату сравнить с платежными обязательствами на эту же дату. Идеальный вариант, если коэффициент будет составлять единицу или немного больше. Низкий уровень платежеспособности, т.е. недостаток денежных средств и наличие просроченных платежей, может быть случайным (временным) и хроническим (длительным). Поэтому, анализируя состояние платежеспособности предприятия, нужно рассматривать причины финансовых затруднений, частоту их образования и продолжительность просроченных долгов.
Причинами неплатежеспособности могут быть:
• снижение объемов производства и реализации продукции, повышение ее себестоимости, уменьшение суммы прибыли и как результат — недостаток собственных источников самофинансирования предприятия;
• неправильное использование оборотного капитала: отвлечение средств в дебиторскую задолженность, вложение в сверхплановые запасы и на прочие цели, которые временно не имеют источников финансирования;
• несостоятельность клиентов предприятия;
• высокий уровень налогообложения, штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов.
Для выяснения причин изменения показателей платежеспособности большое значение имеет анализ выполнения плана по притоку и оттокуденежных средств. Для этого данные отчета о движении денежных средств сравнивают с данными финансовой части бизнес-плана.
В первую очередь следует установить выполнение плана по поступлению денежных средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности и выяснить причины отклонения от плана. Особое внимание следует обратить на использование денежных средств, так как даже при выполнении доходной части бюджета предприятия перерасходы и нерациональное использование денежных средств могут привести к финансовым затруднениям.
Расходная часть финансового плана предприятия анализируется по каждой статье с выяснением причин перерасхода, который может быть оправданным и неоправданным. По итогам анализа должны быть выявлены резервы увеличения планомерного притока денежных средств для обеспечения стабильной платежеспособности предприятия в перспективе.
Процесс анализа завершается прогнозированием и оптимизацией денежных потоков путем выбора наилучших форм их организации на предприятии с учетом внешних и внутренних факторов с целью достижения их сбалансированности, синхронизации и роста чистого денежного потока.
В первую очередь необходимо добиться сбалансированности объемов положительного и отрицательного потоков денежных средств, поскольку и дефицит, и избыток денежных ресурсов отрицательно влияет на результаты хозяйственной деятельности.
При дефицитном денежном потоке снижаются ликвидность и уровень платежеспособности предприятия, что приводит к росту просроченной задолженности предприятия по кредитам банку, поставщикам, персоналу по оплате труда.
При избыточном денежном потоке происходит потеря реальной стоимости временно свободных денежных средств в результате инфляции, замедляется оборачиваемость капитала по причине простоя
денежных средств, теряется часть потенциального дохода в связи с упущенной выгодой от прибыльного размещения денежных средств в операционном или инвестиционном процессе.
Для достижения сбалансированности дефицитного денежного потока в краткосрочном периодеразрабатывают мероприятия по ускорению привлечения денежных средств и замедлению их выплат.
Рис. 14.1.Мероприятия краткосрочного характера по сбалансированности дефицитного денежного потока.
Поскольку данные мероприятия, повышая уровень абсолютной платежеспособности предприятия в краткосрочном периоде, могут создать проблемы дефицитности денежных потоков в будущем, то параллельно должны быть разработаны меры по сбалансированности дефицитного денежного потока в долгосрочном периоде.
Способы оптимизации избыточного денежного потока связаны в основном с активизацией инвестиционной деятельности предприятия, направленной на:
• досрочное погашение долгосрочных кредитов банка;
• увеличение объема реальных инвестиций;
• увеличение объема финансовых инвестиций.
Результаты оптимизации денежных потоков должны находить отражение при составлении финансового плана предприятия на год с разбивкой по кварталам и месяцам.
Таким образом, информация о движении денежных средств и выполнении плана по притоку и оттоку денежных ресурсов позволяет предприятию контролировать текущую платежеспособность предприятия, принимать оперативно корректирующие меры по ее стабилизации. Кредиторы и инвесторы могут судить о способности предприятия генерировать денежные ресурсы, балансировать и синхронизировать денежные потоки.
Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 1392 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
источник
Анализ эффективности деятельности предприятия начинается с расчета и сравнительной оценки (с данными предыдущих периодов, плановыми данными, данными других аналогичных компаний, среднеотраслевыми значениями) коэффициентов рентабельности, характеризующих эффективность деятельности предприятия, основные из которых:
Рентабельность реализованной продукции = Прибыль от продаж / Полная себестоимость (себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы)
Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручка
Норма прибыли = Чистая прибыль / Выручка
Рентабельность продукции и рентабельность продаж характеризуют эффективность текущей деятельности, а норма прибыли – всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Далее выполняется расчет и сравнительная оценка (по упомянутым выше позициям) показателей рентабельности, характеризующих эффективность использования ресурсов предприятия, наиболее значимые из которых:
Рентабельность активов = Чистая прибыль / Средняя сумма валюты баланса
Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Средняя сумма собственного капитала
Рентабельность заемного капитала = Чистая прибыль / Средняя сумма заемного капитала
Рентабельность инвестированного капитала = Чистая прибыль / Средняя сумма долгосрочных обязательств и собственного капитала
Рентабельность оборотных активов = Прибыль от продаж / Средняя сумма оборотных активов
Рентабельность внеоборотных активов = Чистая прибыль / Средняя сумма внеоборотных активов
Указанные коэффициенты характеризуют эффективность использования активов, собственного капитала, заемного и инвестированного капитала, оборотных и внеоборотных активов соответственно.
Затем выполняется факторный анализ показателей рентабельности, позволяющий выявить причины их отклонения от базы сравнения (данных предыдущего периода, плановых данных, данных других аналогичных предприятий, среднеотраслевых значений).
Факторный анализ коэффициентов рентабельности может выполняться в двух направлениях: на основе их расчетных формул и построенных факторных моделей.
В качестве примера первого направления факторного анализа рассмотрим методику расчета влияния факторов на отклонение рентабельности продаж способом цепных подстановок (табл. 1).
Таблица 1. Расчет влияния факторов на отклонение рентабельности продаж
Последовательность подстановок | Определяющие факторы | Рентабельность продаж (Рпр) | Величина влияния фактора на отклонение результативного показателя | Наименование фактора | |
---|---|---|---|---|---|
Выручка (ВРн) | Прибыль от продаж (ПР) | ||||
База | ВРн0 | ПР0 | Рпр0 | — | — |
1 | ВРн1 | ПР0 | Рпр10 | Рпр10 — Рпр0 | Изменение выручки |
2 | ВРн1 | ПР1 | Рпр1 | Рпр1 — Рпр10 | Изменение прибыли от продаж |
Где, 0 – базисные данные, 1 – фактические данные
Из расчетной формулы данного показателя видно, что его величину определяют два фактора: выручка и прибыль от продаж. Сначала рассчитывается влияние на отклонение рентабельности продаж изменения выручки как количественного фактора, а затем – влияние изменения прибыли от продаж как фактора качественного.
По итогам расчетов можно сделать вывод о влиянии на отклонение рентабельности продаж каждого из определяющих его факторов: выручки и прибыли от продаж.
Второе направление факторного анализа показателей рентабельности позволяет выявить причины их изменения более детально и предусматривает разложение исходных формул этих показателей по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
Факторные модели показателей рентабельности раскрывают взаимосвязи между показателями финансового состояния и финансовыми результатами, являются незаменимым инструментом оценки сложившейся ситуации, используются они и для прогнозирования финансовой устойчивости предприятия.
В качестве примеров рассмотрим факторные модели рентабельности активов и рентабельности собственного капитала:
где,
Ра — рентабельность активов;
Рск — рентабельность собственного капитала;
Нпр — норма прибыли;
Оа — коэффициент оборачиваемости активов;
Кфз — коэффициент финансовой зависимости, рассчитанный по средним значениям.
Как видно из формул, на рентабельность активов решающим образом влияют два фактора: норма прибыли и коэффициент оборачиваемости активов, а на рентабельность собственного капитала – три фактора, к названным выше добавляется еще и коэффициент финансовой зависимости.
Данные факторные модели являются мультипликативными, поэтому расчет влияния факторов на отклонение рентабельности активов и рентабельности собственного капитала может быть выполнен способом абсолютных разниц.
При анализе отклонения рентабельности активов (ΔРа) сначала рассчитывается влияние изменения коэффициента оборачиваемости активов (ΔРа(Оа)), а затем – изменения нормы прибыли (ΔРа(Нпр)), обозначив знаком «0» базисные данные, а знаком «1» – фактические данные, получаем:
Выполним проверку правильности расчетов, сопоставив отклонение результативного показателя (рентабельности активов) с суммой влияний определяющих его факторов. Между ними должно быть примерное равенство:
По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение рентабельности активов изменений определяющих его факторов: коэффициента оборачиваемости активов и нормы прибыли.
На отклонение рентабельности собственного капитала (ΔРск) сначала рассчитывается влияние изменения коэффициента финансовой зависимости (ΔРск(Кфз)), затем – изменения коэффициента оборачиваемости активов (ΔРск(Оа)) и в последнюю очередь – изменения нормы прибыли (ΔРск(Нпр)), обозначив знаком «0» базисные данные, а знаком «1» – фактические данные:
Рск(Оа) = Кфз1 * (Оа1 — Оа0) * Нпр0
Рск(Нпр) = Кфз1 * Оа1 * (Нпр1 — Нпр0)
Выполним проверку правильности расчетов, сопоставив отклонение результативного показателя (рентабельности собственного капитала) с суммой влияний определяющих его факторов. Между ними должно быть примерное равенство:
ΔРск = Рск1 — Рск0 = ΔРск(Кфз) + ΔРск(Оа) + ΔРск(Нпр)
По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение рентабельности собственного капитала изменений определяющих его факторов: коэффициента финансовой зависимости, коэффициента оборачиваемости активов и нормы прибыли.
В случае необходимости на основании результатов анализа показателей рентабельности могут быть сформулированы рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности и использования ресурсов предприятия.
Рассмотрим конкретный пример анализа эффективности деятельности и использования ресурсов предприятия по данным реклассифицированного бухбаланса и по данным из отчета о финрезультатах (табл. 2, 3).
Таблица 2. Реклассифицированный бухгалтерский баланс
Наименование показателя | На конец отчетного года, тыс. руб. | На конец предыдущего года, тыс. руб. | На начало предыдущего года, тыс. руб. |
---|---|---|---|
Актив | |||
Внеоборотные активы | 1 510 | 1 385 | 1 320 |
Оборотные активы | 1 440 | 1 285 | 1 160 |
Баланс | 2 950 | 2 670 | 2 480 |
Пассив | |||
Собственный капитал | 2 300 | 2 140 | 1 940 |
Долгосрочные обязательства | 100 | 100 | 100 |
Краткосрочные обязательства | 550 | 430 | 440 |
Баланс | 2 950 | 2 670 | 2 480 |
Таблица 3. Отчет о финансовых результатах
Наименование показателя | Отчетный год, тыс. руб. | Предыдущий год, тыс. руб. |
---|---|---|
Выручка | 4 500 | 3 500 |
Себестоимость продаж | 3 600 | 2 700 |
Валовая прибыль (убыток) | 900 | 800 |
Коммерческие расходы | 157 | 126 |
Управленческие расходы | 318 | 309 |
Прибыль (убыток) от продаж | 425 | 365 |
Чистая прибыль (убыток) | 330 | 200 |
Сначала изучим основные коэффициенты рентабельности, характеризующие эффективность деятельности предприятия (табл. 4).
Таблица 4. Анализ основных коэффициентов рентабельности, характеризующих эффективность деятельности предприятия
Наименование финансового коэффициента | Расчетные значения | ||
---|---|---|---|
Отчетный год | Прошлый год | Изменение | |
Рентабельность реализованной продукции (товаров, работ, услуг) | 0,104 | 0,116 | -0,012 |
Рентабельность продаж | 0,094 | 0,104 | -0,010 |
Норма прибыли | 0,073 | 0,057 | 0,016 |
Таким образом, следует отметить снижение в отчетном году по сравнению с прошлым годом эффективности текущей деятельности предприятия и рост эффективности всей ее финансово-хозяйственной деятельности, что обусловлено, судя по всему, превышением роста эффективности прочих хозяйственных операций над снижением эффективности текущих хозяйственных операций.
Затем рассчитаем и проанализируем основные коэффициенты рентабельности, характеризующие эффективность использования ресурсов предприятия (табл. 5).
Таблица 5. Анализ основных коэффициентов рентабельности, характеризующих эффективность использования ресурсов предприятия
Показатель | Отчетный год | Прошлый год | Изменение |
---|---|---|---|
1. Прибыль от продаж, тыс. руб. | 425 | 365 | 60 |
2. Чистая прибыль, тыс. руб. | 330 | 200 | 130 |
3. Средняя валюта баланса (сумма всех активов), тыс. руб. | 2 810 | 2 575 | 235 |
4. Средняя сумма собственного капитала, тыс. руб. | 2 220 | 2 040 | 180 |
5. Средняя сумма заемного капитала, тыс. руб. | 590 | 535 | 55 |
6. Средняя сумма инвестированного капитала, тыс. руб. | 2 320 | 2 140 | 180 |
7. Средняя сумма оборотных активов, тыс. руб. | 1 363 | 1 223 | 140 |
8. Средняя сумма внеоборотных активов, тыс. руб. | 1 448 | 1 353 | 95 |
9. Рентабельность активов | 0,117 | 0,078 | 0,040 |
10. Рентабельность собственного капитала | 0,149 | 0,098 | 0,051 |
11. Рентабельность заемного капитала | 0,559 | 0,374 | 0,185 |
12. Рентабельность инвестированного капитала | 0,142 | 0,093 | 0,049 |
13. Рентабельность оборотных активов | 0,312 | 0,299 | 0,013 |
14. Рентабельность внеоборотных активов | 0,228 | 0,148 | 0,080 |
Результаты расчетов показывают, что эффективность использования активов, собственного капитала, заемного капитала, инвестированного капитала, оборотных активов и внеоборотных активов в отчетном году по сравнению с прошлым годом повысилась, что, безусловно, заслуживает позитивной оценки.
Далее способом цепных подстановок произведем расчет влияния факторов на отклонение рентабельности продаж как наиболее значимого показателя оценки эффективности текущей деятельности предприятия в сравнении с данными прошлого года (табл. 6).
Таблица 6. Расчет влияния факторов на отклонение рентабельности продаж
Последовательность подстановок | Определяющие факторы | Рентабельность продаж | Величина влияния фактора на отклонение результативного показателя | Наименование фактора | |
---|---|---|---|---|---|
Выручка от продаж | Прибыль от продаж | ||||
База | 3 500,0 | 365,0 | 0,104 | — | — |
1 | 4 500,0 | 365,0 | 0,081 | -0,023 | Изменение выручки |
2 | 4 500,0 | 425,0 | 0,094 | 0,013 | Изменение прибыли от продаж |
Проведем проверку правильности расчета влияния факторов, сложив результаты расчетов (-0,023 + 0,013 = -0,010) и сопоставив полученную сумму с отклонением результативного показателя (0,094 — 0,104 = -0,010). Видно, что они равны между собой. Следовательно, расчет влияния на отклонение рентабельности продаж изменений определяющих ее факторов – выручки (нетто) от продаж и прибыли от продаж – выполнен правильно. Это позволяет сформулировать вывод по итогам расчетов.
Таким образом, в отчетном году по сравнению с данными прошлого года за счет увеличения выручки с 3500 тыс. до 4500 тыс. руб., т.е. на 1000 тыс. руб., рентабельность продаж снизилась на 0,023, однако за счет роста прибыли от продаж с 365 тыс. до 425 тыс. руб., т.е. на 60 тыс. руб., рентабельность продаж возросла на 0,013 пункта. В целом же совокупное влияние указанных факторов привело к снижению рентабельности продаж на 0,010.
На следующем этапе нашего анализа выполним факторный анализ рентабельности активов и рентабельности собственного капитала (табл. 7,8), используя рассмотренные выше факторные модели и методики расчета влияния факторов.
Таблица 7. Анализ влияния факторов на отклонение рентабельности активов
Показатель | Отчетный год | Прошлый год | Отклонение |
---|---|---|---|
1. Выручка | 4 500 | 3 500 | 1 000 |
2. Чистая прибыль | 330 | 200 | 130 |
3. Средняя сумма всех активов | 2 810 | 2 575 | 235 |
4. Рентабельность активов | 0,117 | 0,078 | 0,040 |
5. Норма прибыли | 0,073 | 0,057 | 0,016 |
6. Коэффициент оборачиваемости активов | 1,601 | 1,359 | 0,242 |
7. Влияние факторов на абсолютное отклонение рентабельности активов: | 0,040 | ||
— коэффициента оборачиваемости активов | 0,014 | ||
— нормы прибыли | 0,026 |
Таблица 8. Анализ влияния факторов на отклонение рентабельности собственного капитала (по трехфакторной модели)
Показатель | Отчетный год | Прошлый год | Отклонение |
---|---|---|---|
1. Выручка | 4 500 | 3 500 | 1 000 |
2. Чистая прибыль | 330 | 200 | 130 |
3. Средняя сумма всех активов | 2 810 | 2 575 | 235 |
4. Средняя сумма собственного капитала | 2 220 | 2 040 | 180 |
5. Рентабельность собственного капитала | 0,149 | 0,098 | 0,051 |
6. Норма прибыли | 0,073 | 0,057 | 0,016 |
7. Коэффициент оборачиваемости активов | 1,601 | 1,359 | 0,242 |
8. Коэффициент финансовой зависимости | 1,266 | 1,262 | 0,004 |
9. Влияние факторов на абсолютное отклонение рентабельности собственного капитала: | 0,0506 | ||
— коэффициента финансовой зависимости | 0,0003 | ||
— коэффициента оборачиваемости активов | 0,0175 | ||
— нормы прибыли | 0,0328 |
Результаты расчетов показывают, что в отчетном году по сравнению с прошлым годом за счет увеличения коэффициента оборачиваемости активов на 0,242 оборота их рентабельность возросла на 0,014, а за счет увеличения нормы прибыли на 0,016 рентабельность активов еще повысилась на 0,026. В целом же совместное влияние указанных факторов привело к росту рентабельности активов на 0,040.
Что же касается рентабельности собственного капитала, то в отчетном году по сравнению с прошлым годом за счет увеличения коэффициента финансовой зависимости на 0,004 она возросла на 0,0003, за счет роста коэффициента оборачиваемости активов на 0,242 рентабельность собственного капитала еще увеличилась на 0,0175, а рост нормы прибыли на 0,016 также привел к ее повышению на 0,0328. В целом же совместное влияние указанных факторов привело к увеличению рентабельности собственного капитала на 0,0506. Расхождение отклонения рентабельности собственного капитала (0,051) и суммы результатов расчета влияния факторов (0,0506) произошло за счет округлений. Расчет влияний факторов и показателя рентабельности собственного капитала до четырех знаков после запятой вызван малой величиной влияния коэффициента финансовой зависимости.
Пример анализа эффективности деятельности предприятия (скачать xlsx файл)
Итак, по результатам анализа показателей рентабельности можно сформулировать следующую рекомендацию – обеспечить повышение эффективности текущей деятельности предприятия хотя бы до уровня прошлого года за счет снижения в первую очередь себестоимости продаж, а также управленческих расходов и коммерческих расходов.
Список литературы:
- Анализ в управлении финансовым состоянием предприятия / Н.Н. Илышева, С.И. Крылов. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008. 240 с.: ил.
- Илышева Н.Н., Крылов С.И. Анализ финансовой отчетности: Учебник. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2011. 480 с.: ил.
- Крылов С.И. Совершенствование методологии анализа в системе управления финансовым состоянием предприятия: Монография. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2007. 357 с.
источник
Основные показатели эффективности деятельности предприятия. Анализ показателей эффективности деятельности предприятия
Показатели эффективности деятельности предприятия, или ключевые показатели эффективности (KPI — англ.), являются основными измерителями производительности компании. С помощью KPI можно оценить успех организации в целом или в конкретном виде деятельности, в котором она принимает участие. Успехом может считаться как периодическое достижение некоторых целевых уровней (отсутствие дефектов, удовлетворенность клиентов и т. д.), так и достижение прогресса в направлении стратегических целей. Таким образом, выбирая показатели эффективности деятельности предприятия, нужно определить, что имеет важнейший приоритет для организации. Также эти факторы зависят от отделов, которые они измеряют — к финансам применяются одни KPI, а к продажам — другие.
Поскольку существует потребность в объективной оценке действительного состояния бизнеса, то встает вопрос о том, как правильно выбрать основные показатели эффективности деятельности предприятия. KPI могут позволить выявить потенциальные способы улучшения производительности. Наиболее часто для выбора ключевых показателей эффективности используют систему сбалансированных показателей.
Есть четыре типа показателей эффективности, которые делятся на две группы, как показано в таблице ниже.