Меню Рубрики

Как называется метод анализа с коэффициентами

Как показал обзор экономической литературы по оценке финансового положения, и в зарубежной, и отечественной практике нет более или менее четко регламентированного набора финансовых коэффициентов. Каждый из авторов определяет состав используемых им показателей чисто экспертно (интуитивно) без серьезных обоснований. Так, Н.А. Русак для анализа финансовой устойчивости рекомендует использовать 9 коэффициентов, М.Н. Крейнина – 7, М.А. Маркарьян – 15, В.В. Ковалев – 8. Всего же во всех рассмотренных источниках упоминается около сотни показателей (примерно на такое же их количество ориентированы и новые программные продукты по финансовому анализу) при отсутствии обоснований выбора коэффициентов.

Анализ финансовых коэффициентов (коэффициентный метод) является одной из главных составляющих финансового анализа, как начального этапа обработки информации об объекте оценки. Удобство его применения обусловлено, главным образом, наличием необходимой исходной информации и информативностью получаемых в результате значений коэффициентов.

Общепринятая классификация финансовых коэффициентов отсутствует. Наиболее часто они классифицируются по отражаемым аспектам финансового состояния (на показатели ликвидности (платежеспособности), финансовой устойчивости, рентабельности, деловой активности), а также по группам пользователей, для которых они предназначаются (показатели для собственников, менеджеров и кредиторов).

Наличие столь большого количества недостаточно четко упорядоченных показателей значительно затрудняет аналитическую деятельность. Финансовые коэффициенты, должны представлять не набор, а систему, то есть не противоречить друг другу, не повторять друг друга, не оставлять «белых пятен» в финансовой оценке работы предприятия.

Очевидно, что сложности и ограничения практического применения коэффициентного анализа объясняется тем что, часть показателей могут рассматриваться как избыточные, это обусловлено тем, что:

Во-первых, значительная часть коэффициентов находится в функциональной зависимости между собой (например, коэффициент маневренности собственных средств и индекс постоянного актива, коэффициенты автономии и соотношения заемных и собственных средств и т.д.); исключение соответствующих коэффициентов вообще не приведет к снижению информативности анализа;

Во-вторых, сравнительный анализ российских предприятий часто затруднен, поскольку для многих коэффициентов достаточно сложно подобрать адекватную базу сравнения (т.е. определить значения, являющиеся нормальными для предприятия). Так, сравнение можно осуществлять:

  • с общепринятыми нормативными значениями. При этом обоснованность аналитически рассчитанных нормативов вызывает сильные сомнения. Некоторые исследователи склоняются к невозможности на данном этапе чисто теоретически рассчитать оптимальные соотношения показателей отчетности.
  • со среднеотраслевыми данными. Однако Госкомстат даже для промышленности публикует данные только примерно по 5-6 показателям. Использование показателей западных компаний применительно к российским предприятиям затруднительно: как показала практика, для многих успешных предприятий фактические значения показателей ликвидности и финансовой устойчивости в этом случае оказывались меньше рекомендуемых.

В-третьих, для применимости стандартных западных методов к оценкам финансово-хозяйственных показателей деятельности российских предприятий необходимо вводить поправки на специфические «российские» условия, а именно: на особенности налогообложения, на отличия действующей в России системы бухгалтерского учета по сравнению с международными стандартами, на неполноту и неопределенность значительной части финансовой информации о деятельности предприятий и т. п.

Определение избыточных коэффициентов может осуществляться с использованием нескольких подходов.

Первый – это разработка одного или нескольких комплексных показателей путем сведения связанных между собой финансовых коэффициентов. В качестве примера при этом часто приводят формулу Дюпона. Однако экономической сущностью данных моделей является как раз обратное действие: факторный анализ результирующего показателя, то есть возврат к множеству финансовых показателей.

Второй подход – это выбор из всех существующих финансовых коэффициентов незначительного количества тех, которые наиболее полно и всесторонне характеризуют финансовое состояние предприятия. Осуществление второго подхода может идти двумя путями:

  • экспертным, который применяет практически каждый автор, специализирующийся в области финансового анализа, когда отдает предпочтение тем или иным финансовым коэффициентам;
  • статистическим, который может основываться на анализе корреляционных взаимосвязей между коэффициентами и, таким образом, в значительной степени позволяет избежать субъективности при их отборе.

Авторы считают, что не существует единой системы коэффициентов, пригодной для любых целей. В частности, отсутствует ее обоснование для целей оценки предприятия (бизнеса). Данная система применительно к оценке должна позволять решать следующие задачи:

  • выявлять сильные и слабые стороны бизнеса, диспропорции в структуре капитала;
  • служить одним из источников информации об уровне риска, присущем бизнесу (и, соответственно, о требуемой норме доходности для инвестиций в данный бизнес);
  • способствовать выявлению ключевых факторов, влияющих на стоимость данного бизнеса;
  • обеспечивать базу для сравнения с компаниями-аналогами.

По – нашему мнению, к выбору коэффициентов для анализа в целях оценки, исходя из сформулированных выше задач, следует подходить следующим образом:

  • коэффициенты должны иметь ясный экономический смысл и быть слабо коррелированны между собой;
  • количество коэффициентов должно быть минимальным, однако не в ущерб качеству анализа;
  • система коэффициентов должна быть такой, чтобы анализ не был самоцелью, анализом ради анализа, а позволял увеличить точность оценки.

Авторы: А.Т. Мухаметшин Центр оценочных технологий Межотраслевого института переподготовки кадров Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета; А. В. Антипов ЗАО «ИК-АВК»

источник

Для проведения коэффициентного анализа рассчитывается четыре группы показателей.

Коэффициенты финансовой устойчивости характеризуют степень защищенности интересов инвесторов и кредиторов. Для оценки финансовой устойчивости предприятия используются показатели, приведенные в табл 6.6.

Показатели финансовой устойчивости

1. Коэффициент автономии (независимости)

3. Коэффициент финансовой активности предприятия (плечо финансового рычага)

4. Удельный вес дебиторской задолженности в стоимости имущества

5. Коэффициент финансовой устойчивости (доля долгосрочных источников финансирования в активе баланса)

Коэффициент автономии (независимости) показывает долю собственных средств в стоимости имущества предприятия. Удельный вес заемных средств является обратным коэффициенту независимости. Он показывает, какова доля заемных средств в общей сумме средств. Коэффициент финансовой активности предприятия отражает его зависимость от внешних займов. Удельный вес дебиторской задолженности в стоимости имущества характеризует долю причитающихся предприятию средств по оплате произведенных им услуг и работ в общем капитале предприятия.

Коэффициенты платежеспособности (ликвидности) отражают готовность предприятия погасить краткосрочную задолженность своими средствами. За базу расчета этих показателей принимаются краткосрочные обязательства. Для оценки платежеспособности в краткосрочной перспективе рассчитывают показатели, приведенные в табл. 6.7.

1. Коэффициент абсолютной ликвидности

2.Промежуточный коэффициент покрытия

3. Коэффициент текущей ликвидности

4. Удельный вес запасов и затрат в сумме краткосрочных обязательств

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время и характеризует возможность предприятия выполнять текущие обязательства за счет свободных денежных средств. Промежуточный коэффициент покрытия помогает оценить возможность погашения предприятием краткосрочных обязательств в случае его критического положения, когда не будет возможности продать запасы. Коэффициент текущей ликвидности характеризует потенциальную способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счет всех текущих активов.

3. Коэффициенты деловой активности характеризуют, насколько эффективно предприятие использует собственные средства. Для их расчета необходимы дополнительные данные, которые находятся в бухгалтерском отчете о прибылях и убытках (форма № 2). Для оценки деловой активности предприятия рассчитываются показатели, приведенные в табл.6.8.

Показатели деловой активности

1. Коэффициент оборачиваемости активов

2. Длительность 1-го оборота активов, дн.

3. Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов

4. Длительность 1-го оборота

материально-производственных запасов, дн.

5. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

6. Длительность 1-го оборота собственного капитала, дн.

Коэффициент оборачиваемости активов отражает использование всех имеющихся ресурсов независимо от их источников. Он показывает, сколько раз за период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль. Коэффициент оборачиваемости запасов отражает скорость реализации запасов. Скорость оборачиваемости собственных средств отражает активность денежных средств.

Коэффициенты рентабельности характеризуют прибыльность деятельности компании. Для расчета коэффициентов рентабельности необходимы дополнительные данные, которые содержатся в бухгалтерском отчете о прибылях и убытках (форма № 2). Для оценки рентабельности предприятия рассчитываются показатели, приведенные в табл. 6.9.

1. Коэффициент рентабельности всего капитала

2. Коэффициенты рентабельности собственного капитала

3. Коэффициенты рентабельности производственных фондов

4. Рентабельность финансовых вложений

5. Коэффициент рентабельности продаж

6. Коэффициент рентабельности перманентного капитала

Коэффициент рентабельности всего капитала показывает, сколько балансовой или чистой прибыли получено с 1 руб. стоимости имущества. Коэффициент рентабельности собственного капитала отражает, сколько прибыли получено с каждого рубля, вложенного в собственное имущество. Коэффициент рентабельности собственного и долгосрочного перманентного капитала используется для оценки эффективности использования всего долгосрочного капитала предприятия.

источник

Все существующие коэффициенты можно разделить на несколько групп. Некоторые из них имеют рекомендуемые диапазоны значений, другие можно оценить только в динамике. Как уже было сказано выше, порядок расчета и рекомендуемые значения наиболее известных коэффициентов приведены в приложении 1.

1. Коэффициенты ликвидности – позволяют определить ликвидность (платежеспособность) предприятия, то есть его способность погашать свои обязательства. Все указанные коэффициенты построены на соотношении активов и пассивов фирмы. С помощью коэффициентов ликвидности исследователь определяет, насколько покрывают оборотные активы наиболее срочные обязательства предприятия.

2. Ко второй группе коэффициентов относят коэффициенты финансовой устойчивости. Все коэффициенты данной группы оценивают достаточность собственного капитала предприятия. Логика рассуждения при этом следующая – если за счет собственных средств предприятие образует иммобилизованное имущество, а также наименее подвижную часть оборотных активов, то это гарантия независимости фирмы от любых действий со стороны кредиторов. По достаточности собственного оборотного капитала (разница между суммой собственного капитала и суммой внеоборотных активов) судят об уровне финансовой устойчивости предприятия:

а) абсолютная финансовая устойчивость — собственный оборотный капитал превышает запасы (стр. 210 актива баланса);

б) нормальная финансовая устойчивость – сумма нормальных источников финансирования превышает запасы. К нормальным источникам финансирования относят, кроме собственного оборотного капитала, долгосрочные обязательства, краткосрочные кредиты банков и кредиторскую задолженность перед поставщиками;

в) неустойчивое финансовое положение характеризуется недостаточностью нормальных источников финансирования для образования запасов;

г) кризисное финансовое положение – недостаточность нормальных источников финансирования для образования запасов и имеющаяся просроченная задолженность по кредитам и займам.

3. К третьей группе коэффициентов относят коэффициенты оборачиваемости, которые позволяют судить о деловой активности предприятия. Ведь финансовая устойчивость предприятия напрямую связана с тем, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные денежные средства.

Например, со скоростью оборота связаны:

— минимально необходимая величина капитала предприятия;

— потребность в дополнительных источниках финансирования;

— сумма затрат, связанных с хранением имущества.

Длительность нахождения средств в обороте зависит от ряда факторов, как объективных, так и субъективных. Скорость оборота имущества и обязательств предприятия может быть рассчитана в оборотах (количество оборотов за период) и в днях (количество дней, необходимых для совершения оборота). Например, дебиторская задолженность погашается в среднем за 30 дней или за год происходит 12 оборотов дебиторской задолженности. Один из популярных показателей – так называемое «золотое правило баланса». Это превышение темпов роста соответственно итога баланса, продукции и прибыли, при этом все показатели должны быть больше 100%.

5. Пятая группа коэффициентов связана с вероятностью банкротства. Все они с различной степенью вероятности позволяют определить, насколько серьезна угроза банкротства для предприятия. Наиболее часто применяются две модели – двухфакторная и пятифакторная.

Двухфакторная модель имеет вид

Z= A + B1 * K тл + B2 * ( ЗК/ВБ) * 100,

где Ктл – коэффициент текущей ликвидности (покрытия):

ЗК — сумма заемного капитала;

Параметры модели имеют следующие значения:

Если результат меньше 0 – вероятность банкротства низкая, больше 0 – вероятность банкротства высокая.

Пятифакторная модель имеет вид

Z = СОК*1,2 / ВБ + НП*1,4 / ВБ + ВП*3,3 / ВБ + РСА*0,6 / ЗК + ВР / ВБ,

где СОК – собственный оборотный капитал;

НП – нераспределенная прибыль;

ВП – валовая прибыль (прибыль до налогообложения);

РСА – рыночная стоимость акций (или сумма уставного и добавочного капитала);

ВР – выручка от реализации.

При значении Z более 3 вероятность банкротства очень низкая, в диапазоне от 2,7 до 2,9 — вероятность существует, в диапазоне от 1,8 до 2,7 — вероятность серьезная, значение менее 1,8 говорит об очень высокой вероятности банкротства.

6. Последняя группа коэффициентов позволяет оценить эффективность использования ресурсов предприятия и эффективность финансирования. В настоящее время данная группа коэффициентов – одна из самых разнообразных. Традиционно к ним относят показатели выручки, приходящейся на единицу используемых ресурсов. Это фондоотдача, производительность труда и материалоотдача. Существуют коэффициенты, которые демонстрируют степень экстенсивности и интенсивности использования каждого вида ресурсов. Кроме того, эти коэффициенты позволяют оценить структуру затрат предприятия – коэффициенты расчета точки безубыточности и уровня маржинального дохода. Для акционерных компаний используются коэффициенты, определяющие уровень доходности акций.

1. Какие финансовые коэффициенты из предлагаемых в приложении вы бы выбрали для оценки различных показателей деятельности транспортного предприятия? Обоснуйте свой выбор.

2. Может ли быть показатель «Собственные оборотные средства» меньше 0? Могут ли собственные оборотные средства быть в сумме больше оборотных активов?

3. Существует ли, на ваш взгляд, разница между определениями «ликвидность предприятия» и «платежеспособность предприятия»?

Читайте также:  Какие существуют анализы на сифилис

4. Можно ли использовать метод финансовых коэффициентов при проведении внутреннего управленческого анализа? Обоснуйте достоинства и недостатки метода коэффициентов.

1. Рассчитать вероятность банкротства с использованием двухфакторной модели в прошлом и отчетном году. Рассчитать вероятность банкротства по тем же данным с использованием пятифакторной модели. Сравнить и проанализировать результаты расчетов.

Показатели Прошлый год Отчетный год
Общая сумма оборотных активов
Общая сумма краткосрочных обязательств
Собственный капитал
Валюта баланса
Чистая прибыль -4974
Прибыль до н/о
Выручка
Сумма уставного и добавочного капитала

2. Используя данные оборотной ведомости, рассчитайте продолжительность оборота по синтетическим счетам и постройте модель производственно-коммерческого цикла в базисном и отчетном периодах. Сравните длительность погашения дебиторской и кредиторской задолженности.

Проанализируйте плюсы и минусы ситуаций, когда:

— продолжительность оборота дебиторской задолженности больше продолжительности оборота кредиторской задолженности;

— продолжительность оборота дебиторской задолженности меньше продолжительности оборота кредиторской задолженности.

Оцените ситуацию, сделайте выводы и составьте предложения по повышению эффективности управления оборотными средствами.

Оборотная ведомость по синтетическим счетам за базисный год

Наименование счета Сальдо начальное Оборот по дебету Оборот по кредиту Сальдо конечное
Дебет Кредит Дебет Кредит
Сырье и материалы
Незавершенное производство
Готовая продукция
Расчеты с поставщиками
Расчеты с покупателями
Расчеты с бюджетом
Расчеты по оплате труда

Оборотная ведомость по синтетическим счетам за отчетный год

Наименование счета Сальдо начальное Оборот по дебету Оборот по кредиту Сальдо конечное
Дебет Кредит Дебет Кредит
Сырье и материалы
Незавершенное производство
Готовая продукция
Расчеты с поставщиками
Расчеты с покупателями
Расчеты с бюджетом
Расчеты по оплате труда

3. Используя данные баланса, определите платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия и их изменение в течение года.

Статьи баланса На начало периода На конец периода
Актив
Основные средства
Нематериальные активы
Долгосрочные финансовые вложения
Сырье
Расходы будущих периодов
Незавершенное производство
Дебиторская задолженность покупателей
Денежные средства
Прочие оборотные активы
Пассив
Уставный капитал
Добавочный капитал
Фонды накопления
Нераспределенная прибыль (убыток)
Долгосрочные кредиты
Кредиторская задолженность перед поставщиками
Задолженность по оплате труда
Задолженность перед бюджетом
Доходы будущих периодов
Прочие краткосрочные пассивы

ГЛАВА 4. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДЕТЕРМИНИРОВАННЫХ МОДЕЛЕЙ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8477 — | 8069 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Финансовый анализ – это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Финансовый анализ является частью более широких терминов: анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономический анализ.

На практике финансовый анализ проводят при помощи таблиц MS Excel или специальных программ. В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности производятся как количественные расчеты различных показателей, соотношений, коэффициентов, так и их качественная оценка и описание, сравнение с аналогичными показателями других предприятий. Финансовый анализ включает анализ активов и обязательств организации, ее платежеспособности, ликвидности, финансовых результатов и финансовой устойчивости, анализ оборачиваемости активов (деловой активности). Финансовый анализ позволяет выявить такие важные аспекты, как возможная вероятность банкротства. Финансовый анализ является неотъемлемой частью деятельности таких специалистов, как аудиторы, оценщики. Активно используют финансовый анализ банки, решающие вопрос о выдаче организациям кредитов, бухгалтера в ходе подготовке пояснительной записки к годовой отчетности и другие специалисты.

Основы финансового анализа

В основе финансового анализа лежит расчет специальных показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:

1) Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).

2) Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).

3) Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).

4) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия)

5) Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).

Методики финансового анализа

Обычно используют следующие методы финансового анализа: вертикальный анализ (например, вертикальный анализ отчетности), горизонтальный анализ, прогнозный анализ на основе трендов, факторный и другие методы анализа.

Среди законодательно (нормативно) утвержденных подходов к финансовому анализу и методик можно привести следующие документы:

  • Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. N 31-р
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»
  • Положение ЦБР от 19.06.2009 г. N 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитной организации»
  • Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. N 16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»
  • Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 г. N 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»

Важно отметить, что финансовый анализ – это не просто расчет различных показателей и коэффициентов, сравнение их значений в статике и динамике. Итогом качественного анализа должен явится обоснованный, подкрепленный расчетами вывод о финансовом положении организации, который и станет основой для принятия решений менеджментом, инвесторами и другими заинтересованными лицами (см. пример подобного финансового анализа). Именно этот принцип был положен в основу разработки программы » Ваш финансовый аналитик», которая не только готовит полный отчет по результатам анализа, но и делает это без участия пользователя, не требуя от него знаний финансового анализа — это сильно упрощает жизнь бухгалтеров, аудиторов, экономистов.

Источники информации для финансового анализа

Очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации, поэтому в качестве основного источника информации для финансового анализа выступает публичная бухгалтерская отчетность организации. Основные формы отчетности – Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках – дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно использовать отчеты о движении денежных средств и капитала организации, которые составляются по итогам финансового года. Еще более детальный анализ отдельных аспектов деятельности предприятия, например, расчет точки безубыточности, требует исходных данных, лежащих за пределами отчетности (данные текущего бухгалтерского и производственного учета).

Для примера, получить финансовый анализ по данным вашего Баланса и Отчета о прибылях и убытках можно бесплатно в онлайн режиме на нашем сайте (как за один период, так и за несколько кварталов или лет).

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана, Altman Z-Score) – это финансовая модель (формула), разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом, призванная дать прогноз вероятности банкротства предприятия.

Под выражением «анализ предприятия» обычно подразумевают финансовый (финансового-экономический) анализ, или более широкое понятие, анализ хозяйственной деятельности предприятия (АХД). Финансовый анализ, анализ хозяйственной деятельности относятся к микроэкономическому анализу, т.е. анализу предприятий как отдельных субъектов экономической деятельности (в отличие от макроэкономического анализа, который подразумевает изучение экономики в целом).

С помощью анализа хозяйственной деятельности организации изучаются общие тенденции развития предприятия, исследуются причины изменения результатов деятельности, разрабатываются и утверждаются планы развития предприятия и принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением утвержденных планов и принятых решений, выявляются резервы с целью повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности фирмы, вырабатывается экономическая стратегия её развития.

Банкротство , или неплатежеспособность – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Определение, основные понятия и процедуры, связанные с банкротством предприятий (юридических лиц), содержатся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вертикальный анализ отчетности – техника анализ финансовой отчетности, при которой изучается соотношение выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода.

Горизонтальный анализ отчетности – это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов. Данный метод также известен под названием «трендовый анализ».

Коэффициент восстановления платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий возможность восстановления нормальной текущей ликвидности предприятия в течение 6 месяц после отчетной даты.

Коэффициент утраты платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий вероятность ухудшения показателя текущий ликвидности предприятия в течение следующих 3 месяцев после отчетной даты.

Платежеспособность предприятия (организации) – это способность субъекта экономической деятельности полностью и срок погашать свою кредиторскую задолженность. Платежеспособность является одним из ключевых признаков нормального (устойчивого) финансового положений предприятия.

Модель Сайфуллина-Кадыкова – это формула для прогноза возможного банкротства предприятия на основе его финансовых данных. Российские экономисты постарались адаптировать модели предсказания банкротства к условиям отечественной экономики.

Модель Таффлера – методика прогнозирования банкротства предприятий на основе его финансовых показателей, предложенная в 1977 году британскими учеными Р. Таффлером и Г. Тишоу.

Ретроспективный (оценочный) анализ – это анализ данных с учётом изменения во времени, начиная от текущего момента времени к какому-либо прошедшему периоду времени.

Точка безубыточности – это объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

источник

Метод финансовых коэффициентов, в отличие от предыдущих двух методов, позволяет дать более объективную оценку финансовому состоянию предприятия. В общем виде анализ коэффициентов (показателей) — это расчет соотношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение их взаимосвязей. По большому счету, коэффициент представляет собой частное от деления двух или более абсолютных показателей.

Следует отметить наиболее важные особенности финансовых коэффициентов.

Коэффициенты — не средство решения проблем. Они позволяют достаточно четко показать финансовую ситуацию на предприятии. Но они не дают советов и рекомендаций. Принятие конкретных мер — задача в первую очередь руководства предприятия. Количественная информация обязательно должна быть переработана в качественную, чтобы дать ответ на вопросы о том, чем вызвано существующее положение дел на предприятии.

Коэффициенты необходимо с чем-либо сравнивать. Если коэффициент невозможно сравнить с каким-либо нормативом или другим показателем, то он теряет всякий смысл, а в конечном счете не говорит ни о чем. Более подробно о базе для сравнения коэффициентов будет сказано в данном параграфе позднее

Коэффициенты дают только относительные значения. Следует четко уяснить, что эти значения берутся исключительно из данных отчетности, и при наличии необходимости, из дополнительных источников. Соответственно, каждый коэффициент имеет вполне определенный экономический смысл, а многие коэффициенты имеют и рекомендуемые значения, установленные многолетней практикой либо нормативными актами.

Коэффициенты чувствительны к особенностям учетной политики, применяемой на предприятии. Это означает, что коэффициенты могут менять свои значения в зависимости от группировки средств на счетах. Следует иметь это в виду при проведении анализа, т.к., в отличие от математических дисциплин, перемена слагаемых (т.е. средств на счетах) может очень значительно повлиять на финансовый результат. По сути ситуация на предприятии не меняется, тем не менее, подобные ухищрения зачастую имеют место в отечественной практики.

Как упоминалось ранее, относительные показатели лишь тогда имеют определенную ценность, когда их возможно сопоставить и сравнить. Мировая экономическая наука предлагает несколько источников для сравнения: см.,напр., Холт Р.Н. Основы финансового менеджмента. — М.:Дело, 1993

· с общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и прогнозируемой возможности банкротства. Такие «нормы» обозначены в различных нормативных актах РФ напр., Распоряжение Федерального правления по делам несостоятельности РФ N 31-р от 12.08.1994. В то же время, в связи с отставанием экономического законодательства от реалий хозяйственной жизни, многие нормативные значения показателей не могут быть достигнуты на большинстве предприятий. В частности, согласно упомянутому распоряжению, предприятие может быть признано в ближайшем будущем неплатежеспособным, если его коэффициент текущей ликвидности составляет менее 2. Однако данное условие не выполняется в различных отраслях экономики от 50 до 99% хозяйствующих субъектов, из чего вовсе не следует, что данные предприятия являются неплатежеспособными. В современных условиях более адекватно использовать рекомендуемые значения, рассчитанные ведущими консультационными компаниями на основе обобщения обширных статистических данных см., например, Internet-ресурсы www.pro-invest.com или www.inec.com .

· с аналогичными данными других предприятий данной отрасли для выявления сильных и слабых сторон предприятия и его возможностей. В настоящее время получение такой информации сопряжено с некоторыми трудностями, т.к. в основном подобная информация предлагается органами статистики или консультационными компаниями на условиях платности. Те не менее, в связи с развитием информационных технологий эта задача значительно упростилась.

Читайте также:  Как новорожденному сдать анализ мочи

· с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденции улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия (далее по тексту — ФСП). В этом случае для выявления тенденции необходимо иметь отчетные данные анализируемого предприятия не менее чем за три отчетных года.

Все виды показателей разделяются на 2 класса:

Первый класс — показатели, для которых определены нормативные значения: ликвидность, платежеспособность, финансовая устойчивость;

Второй класс — ненормируемые показатели: интенсивность использования ресурсов, деловая активность, характеристика структуры имущества и т.д.

В настоящее время в специальной литературе можно встретить десятки и даже сотни финансовых коэффициентов. Существует разные их классификации. В данной работе ограничимся описанием общепризнанных групп коэффициентов, которые затем будут использованы во второй главе работы. Согласно классификации UNIDO Анализ финансового состояния предприятия. — М.:Про-Инвест, 2000, принятой в настоящее время большинством корпораций РФ, выделяют четыре основных группы коэффициентов.

Коэффициенты могут быть рассчитаны как на конкретную отчетную дату, так и за период в целом (по усредненным данным).

Данные коэффициенты позволяют описать и проанализировать способность предприятия отвечать по своим текущим обязательствам перед заемщиками. Анализ ликвидности проводят как банки, выдающие кредиты, так и предприятия, стремящиеся их получить. В ходе анализа ликвидности проводятся расчеты по определению ликвидности активов предприятия и ликвидности его баланса. Ликвидность активов — это величина, обратная времени, необходимого для превращения их в деньги, т.е. чем меньше времени понадобится для превращения активов в деньги, тем они ликвиднее.

Ликвидность баланса выражается в степени покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность баланса достигается путем установления равенства между обязательствами предприятия и его активами. В основу алгоритма расчета показателей ликвидности положена идея сопоставления оборотных средств с краткосрочными пассивами. В результате расчета устанавливается степень обеспеченности предприятия оборотными средствами, необходимыми для расчетов с кредиторами по текущим обязательствам. Цель расчета — оценить соотношение имеющихся активов, как предназначенных для непосредственной реализации, так и задействованных в технологическом процессе, с целью их последующей реализации и возмещения вложенных средств и существующих обязательств, которые должны быть погашены в предстоящем периоде. Расчет основывается на том, что виды оборотных средств обладают различной степенью ликвидности: абсолютно ликвидны денежные средства, далее по убывающей степени ликвидности следуют краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность, запасы и затраты. Поэтому для оценки ликвидности предприятия применяют показатели, которые различаются в зависимости от порядка включения их в расчет ликвидных средств, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных предприятий.

Основная задача руководителя любого коммерческого предприятия сводится к обеспечению регулярности платежей по текущим и долгосрочным обязательствам, мобилизации в случае необходимости ликвидных активов, недопущении продолжения порочной практики неплатежей и взаимозачетов.

Потеря ликвидности чревата для предприятия самыми неблагоприятными последствиями. Невыполнение в срок хотя бы одного крупного финансового обязательства может повлечь за собой судебные разбирательства вплоть до запуска процедуры банкротства, не говоря уже о потери деловой репутации.

Следует заметить, что в методе оценки ликвидности заложены объективные ограничения информативного характера, поэтому при проведении анализа платежеспособности и ликвидности аналитик может столкнуться с некоторыми трудностями, например Поляк Г.Б. — Финансовый менеджмент. — М.:ЮНИТИ — 1998:

статичность показателей, т.к. коэффициенты рассчитываются на основе балансовых данных, составленных на определенную дату;

неполноценная и недостаточная информационная база для расчета. Предприятие на основе проводимой учетной политики может показывать в балансе завышенные значения дебиторской задолженности и вести неполный учет обязательств. В этом случае показывается сумма основного долга без процентов за использование заемных средств и т.д.

Для оценки ликвидности и платежеспособности предприятия применяются следующие коэффициенты (в целях абстрагирования от чрезмерных объемов информации в дальнейшем будем приводить только те коэффициенты, которые будут использованы при дальнейших расчетах; коэффициенты, которые входят в специфические методики, будут приведены при описании соответствующих методик):

Система показателей ликвидности

1. Коэффициент абсолютной ликвидности/Absolute Ratio, AR

Показывает, какая доля краткосрочных долговых обязательств может быть покрыта за счет денежных средств и их эквивалентов в виде ценных бумаг и других ликвидных активов

AR = (денежные средства+краткосрочные финансовые вложения)/текущие обязательства

(в торговле и некоторых отраслях промышленности0,5)

2. Коэффициент срочной ликвидности/Quick Ratio, QR

Показывает, какая часть долгов предприятия может быть им оплачена за период оборота дебиторской задолженности

QR = (денежные средства+краткосрочные финансовые вложения+средства к получению)

Отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений плюс суммы мобильных средств в расчетах с дебиторами к текущим пассивам

Низкое значение указывает на необходимость постоянной работы с дебиторами, чтобы обеспечить возможность обращения наиболее ликвидной части оборотных средств в денежную форму для расчетов

3. Коэффициент текущей ликвидности/Current Ratio, CR

Показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств

CR = текущие активы /текущие обязательства

(некоторые эксперты считают, что коэффициент не должен превышать значение 2, хотя это не бесспорно).

Нижняя граница указывает на то, что оборотных средств должно быть достаточно, чтобы покрыть свои краткосрочные обязательства. Превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами более чем в 2 раза считается нежелательным, поскольку это свидетельствует о нерациональном вложении своих средств и неэффективном их использовании. Однако превышение верхней границы все же более предпочтительно, чем падение ниже нижней

В качестве отдельного показателя, характеризующего ликвидность, используют также абсолютный показатель чистого оборотного капитала, который показывает разницу между оборотными активами и оборотными пассивами и характеризует степень обеспечения оборотным капиталом текущих обязательств. Отрицательная величина данного показателя показывает, что предприятие является неликвидным, в то время как чрезмерная величина (превышение оборотных активов над оборотными пассивами в сотни раз) свидетельствует о нерациональном использовании ресурсов предприятия.

Для правильного вывода о динамике и уровне ликвидности предприятия необходимо принимать во внимание следующие факторы:

характер деятельности предприятия. Например, у предприятий тяжелой промышленности и строительства велик удельный вес запасов и мал удельный вес денежных средств; у предприятий розничной торговли высока доля денежных средств, хотя значительны и размеры товаров для перепродажи и т.д.;

условия расчетов с дебиторами. Поступление дебиторской задолженности через короткие промежутки времени после покупки товаров (работ, услуг) приводит к небольшой доле в составе оборотных активов долгов покупателей и наоборот;

состояние запасов. У предприятия может быть излишек или недостаток запасов по сравнению с величиной, необходимой для бесперебойной деятельности;

состояние дебиторской задолженности: наличие или отсутствие в ее составе просроченных и безнадежных долгов.

Коэффициенты финансовой устойчивости

Данные коэффициенты оценивают состав источников финансирования и динамику соотношения между ними. Финансовая устойчивость предприятия характеризует состояние собственных и заемных средств и анализируется с помощью систем финансовых коэффициентов. Информационной базой для расчета таких коэффициентов являются абсолютные показатели актива и пассива баланса.

Система показателей финансовой устойчивости

1. коэффициент автономии (независимости, концентрации собственного капитала)/Equity to Total Assets, EQ

Независимость от заемных средств; долю собственных средств в общей сумме всех средств предприятия (валюте баланса)

EQ = Собственный капитал/суммарный капитал

Минимальное пороговое значение на уровне 0,5 — 0,8. Превышение данного значения указывает на увеличение финансовой независимости, расширение возможности привлечения средств со стороны. Низкое значение свидетельствует о потенциальной опасности возникновения дефицита денежных средств.

2. Коэффициент соотношения заемных средств и активов/Total debt to Total assets, TD/TA

Сколько заемных средств предприятие привлекло на 1 ден. единицу вложенных в активы собственных средств

TD/TA = (долгосрочные пассивы+краткосрочные пассивы)/суммарный актив

источник

Обычно вторым этапом анализа КФУ является оценка устойчивости конкурентной позиции, которая осуществляется с помощью весовых коэффициентов (табл. 4.6). Весовым коэффициентом называют величину, используемую для характеристики важности критерия. Конечная цель – провести многокритериальное сравнение альтернативных вариантов. Для этого используют подход, называемый О. И. Ларичевым в работе «Наука и искусство принятия решений» [1] методом взвешенной суммы, когда критерий полезности альтернативы определяется как сумма произведений весовых коэффициентов (весов) критериев и оценки этого критерия. При этом сумма весовых коэффициентов должна быть равна единице.

Метод «весовых коэффициентов» для определения позиций компании в отрасли состоит из следующих этапов:

  • • выявление ключевых факторов успеха для организаций, работающих в этой отрасли; обычно не более 10 характеристик;
  • • производится оценка организации и ее прямых конкурентов по каждому КФУ (оi); оценка может производиться по любой балльной шкале, но для упрощения вычислений обычно используют только положительные оценки, например используют 10-балльную шкалу, где «1» обозначает абсолютную неразвитость характеристики в организации, «10» – максимально возможную представленность значения характеристики в организации для отрасли;
  • • далее определяется весовой коэффициент каждой характеристики, учитывающий степень важности КФУ для достижения устойчивой конкурентной позиции; сумма весовых коэффициентов но всем показателям должна равняться единице;
  • •определяется ранг характеристик для каждой из компаний (j – рассматриваемая компания отрасли , i – рассматриваемое КФУ,); это взвешенная оценка по отдельным факторам, вычисляемая как произведение оценки компании по данному показателю на ее вес;
  • • рассчитывается общая сумма оценок характеристик по каждой компании , определяющая показатель конкурентной силы каждой компании; чем больше конкурентная сила отдельной компании по сравнению с другими компаниями, тем более устойчива ее позиция;
  • • составляется заключение о масштабах и степени конкурентного преимущества или уязвимости исследуемой организации с выявлением конкретных областей, где она опережает конкурентов или отстает от них;
  • • выделяются КФУ, которые нужно развивать в организации, составляется план по развитию КФУ до нужного уровня, разрабатываются мероприятия для этого:
  • • составляется цепочка дальнейших действий: цель → индикатор → целевое значение → мероприятия → эффективность. (Например: цель: повысить известность бренда 1 → индикатор: измерять известность бренда 1 будем с помощью узнавания бренда с подсказкой (покажем логотип или дизайн упаковки) → целевое значение (значение, к которому стремится организация): в конце рассматриваемого периода 90% жителей страны должны узнавать бренд 1 → мероприятия: в рассматриваемый период должны быть проведены следующие. рекламные и PR-кампании → эффективность: была ли достигнута цель.)

Определение конкурентных позиций компаний в отрасли

источник

В научных исследованиях часто возникает необходимость в нахождении связи между результативными и факторными переменными (урожайностью какой-либо культуры и количеством осадков, ростом и весом человека в однородных группах по полу и возрасту, частотой пульса и температурой тела и т.д.).

Вторые представляют собой признаки, способствующие изменению таковых, связанных с ними (первыми).

Существует множество определений термина. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что корреляционный анализ — это метод, применяющийся с целью проверки гипотезы о статистической значимости двух и более переменных, если исследователь их может измерять, но не изменять.

Есть и другие определения рассматриваемого понятия. Корреляционный анализ — это метод обработки статистических данных, заключающийся в изучении коэффициентов корреляции между переменными. При этом сравниваются коэффициенты корреляции между одной парой или множеством пар признаков, для установления между ними статистических взаимосвязей. Корреляционный анализ — это метод по изучению статистической зависимости между случайными величинами с необязательным наличием строгого функционального характера, при которой динамика одной случайной величины приводит к динамике математического ожидания другой.

При проведении корреляционного анализа необходимо учитывать, что его можно провести по отношению к любой совокупности признаков, зачастую абсурдных по отношению друг к другу. Порой они не имеют никакой причинной связи друг с другом.

В этом случае говорят о ложной корреляции.

Исходя из приведенных выше определений, можно сформулировать следующие задачи описываемого метода: получить информацию об одной из искомых переменных с помощью другой; определить тесноту связи между исследуемыми переменными.

Корреляционный анализ предполагает определение зависимости между изучаемыми признаками, в связи с чем задачи корреляционного анализа можно дополнить следующими:

  • выявление факторов, оказывающих наибольшее влияние на результативный признак;
  • выявление неизученных ранее причин связей;
  • построение корреляционной модели с ее параметрическим анализом;
  • исследование значимости параметров связи и их интервальная оценка.

Результативные факторы зависят от одного до нескольких факторов. Метод корреляционного анализа может применяться в том случае, если имеется большое количество наблюдений о величине результативных и факторных показателей (факторов), при этом исследуемые факторы должны быть количественными и отражаться в конкретных источниках. Первое может определяться нормальным законом — в этом случае результатом корреляционного анализа выступают коэффициенты корреляции Пирсона, либо, в случае, если признаки не подчиняются этому закону, используется коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

При применении данного метода необходимо определиться с факторами, оказывающими влияние на результативные показатели. Их отбирают с учетом того, что между показателями должны присутствовать причинно-следственные связи. В случае создания многофакторной корреляционной модели отбирают те из них, которые оказывают существенное влияние на результирующий показатель, при этом взаимозависимые факторы с коэффициентом парной корреляции более 0,85 в корреляционную модель предпочтительно не включать, как и такие, у которых связь с результативным параметром носит непрямолинейный или функциональный характер.

Результаты корреляционного анализа могут быть представлены в текстовом и графическом видах. В первом случае они представляются как коэффициент корреляции, во втором — в виде диаграммы разброса.

При отсутствии корреляции между параметрами точки на диаграмме расположены хаотично, средняя степень связи характеризуется большей степенью упорядоченности и характеризуется более-менее равномерной удаленностью нанесенных отметок от медианы. Сильная связь стремится к прямой и при r=1 точечный график представляет собой ровную линию. Обратная корреляция отличается направленностью графика из левого верхнего в нижний правый, прямая — из нижнего левого в верхний правый угол.

Помимо традиционного 2D-представления диаграммы разброса в настоящее время используется 3D-отображение графического представления корреляционного анализа.

Также используется матрица диаграммы рассеивания, которая отображает все парные графики на одном рисунке в матричном формате. Для n переменных матрица содержит n строк и n столбцов. Диаграмма, расположенная на пересечении i-ой строки и j-ого столбца, представляет собой график переменных Xi по сравнению с Xj. Таким образом, каждая строка и столбец являются одним измерением, отдельная ячейка отображает диаграмму рассеивания двух измерений.

Теснота корреляционной связи определяется по коэффициенту корреляции (r): сильная — r = ±0,7 до ±1, средняя — r = ±0,3 до ±0,699, слабая — r = 0 до ±0,299. Данная классификация не является строгой. На рисунке показана несколько иная схема.

В Великобритании было предпринято любопытное исследование. Оно посвящено связи курения с раком легких, и проводилось путем корреляционного анализа. Это наблюдение представлено ниже.

Исходные данные для корреляционного анализа

Шахтеры и работники карьеров

Производители газа, кокса и химических веществ

Изготовители стекла и керамики

Работники печей, кузнечных, литейных и прокатных станов

Работники электротехники и электроники

Инженерные и смежные профессии

Изготовители рабочей одежды

Работники пищевой, питьевой и табачной промышленности

Производители бумаги и печати

Производители других продуктов

Водители стационарных двигателей, кранов и т. д.

Рабочие, не включенные в другие места

Работники транспорта и связи

Складские рабочие, кладовщики, упаковщики и работники разливочных машин

Работники службы спорта и отдыха

Администраторы и менеджеры

Профессионалы, технические работники и художники

Начинаем корреляционный анализ. Решение лучше начинать для наглядности с графического метода, для чего построим диаграмму рассеивания (разброса).

Она демонстрирует прямую связь. Однако на основании только графического метода сделать однозначный вывод сложно. Поэтому продолжим выполнять корреляционный анализ. Пример расчета коэффициента корреляции представлен ниже.

С помощью программных средств (на примере MS Excel будет описано далее) определяем коэффициент корреляции, который составляет 0,716, что означает сильную связь между исследуемыми параметрами. Определим статистическую достоверность полученного значения по соответствующей таблице, для чего нам нужно вычесть из 25 пар значений 2, в результате чего получим 23 и по этой строке в таблице найдем r критическое для p=0,01 (поскольку это медицинские данные, здесь используется более строгая зависимость, в остальных случаях достаточно p=0,05), которое составляет 0,51 для данного корреляционного анализа. Пример продемонстрировал, что r расчетное больше r критического, значение коэффициента корреляции считается статистически достоверным.

Описываемый вид статистической обработки данных может осуществляться с помощью программного обеспечения, в частности, MS Excel. Корреляционный анализ в Excel предполагает вычисление следующих парамет­ров с использованием функций:

1. Коэффициент корреляции определяется с помощью функции КОРРЕЛ [CORREL](массив1; массив2). Массив1,2 — ячейка интервала значений результативных и факторных переменных.

Линейный коэффициент корреляции также называется коэффициентом корреляции Пирсона, в связи с чем, начиная с Excel 2007, можно использовать функцию ПИРСОН (PEARSON) с теми же массивами.

Графическое отображение корреляционного анализа в Excel производится с помощью панели «Диаграммы» с выбором «Точечная диаграмма».

После указания исходных данных получаем график.

2. Оценка значимости коэффициента парной корреляции с использованием t-критерия Стьюдента. Рассчитанное значение t-критерия сравнивается с табличной (критической) величиной данного показателя из соответствующей таблицы значений рассматриваемого параметра с учетом заданного уровня значимости и числа степеней свободы. Эта оценка осуществляется с использованием функции СТЬЮДРАСПОБР (вероятность; степени_свободы).

3. Матрица коэффициентов парной корреляции. Анализ осуществляется с помощью средства «Анализ данных», в котором выбирается «Корреляция». Статистическую оценку коэффициентов парной корреляции осуществляют при сравнении его абсолютной величины с табличным (критическим) значением. При превышении расчетного коэффициента парной корреляции над таковым критическим можно говорить, с учетом заданной степени вероятности, что нулевая гипотеза о значимости линейной связи не отвергается.

Использование в научных исследованиях метода корреляционного анализа позволяет определить связь между различными факторами и результативными показателями. При этом необходимо учитывать, что высокий коэффициент корреляции можно получить и из абсурдной пары или множества данных, в связи с чем данный вид анализа нужно осуществлять на достаточно большом массиве данных.

После получения расчетного значения r его желательно сравнить с r критическим для подтверждения статистической достоверности определенной величины. Корреляционный анализ может осуществляться вручную с использованием формул, либо с помощью программных средств, в частности MS Excel. Здесь же можно построить диаграмму разброса (рассеивания) с целью наглядного представления о связи между изучаемыми факторами корреляционного анализа и результативным признаком.

источник

Факультет заочного обучения

1. Метод финансовых коэффициентов и его использование для анализа платежеспособности предприятия 3

1.1 Метод финансовых коэффициентов 3

1.2 Оценка платежеспособности предприятия методом финансовых коэффициентов 5

Список использованных источников 11

1. Метод финансовых коэффициентов и его использование для анализа платежеспособности предприятия

1.1 Метод финансовых коэффициентов

Одним из наиболее распространенных, классических методов оценки финансового состояния предприятия является метод финансовых коэффициентов. Этот метод обладает рядом достоинств и недостатков, широко описанных в экономической литературе. Вместе с тем при его использовании работа финансового аналитика осложняется необходимостью расчета и детального анализа достаточно большого количества коэффициентов.

Современные тенденции в теории и практике финансового анализа связаны с проблемой модификации системы финансовых коэффициентов, приведением этой системы к форме, удобной для принятия адекватных управленческих решений в области финансового менеджмента. В этом направлении существует несколько подходов[1] .

Первый подход — это разработка одного или нескольких комплексных показателей путем сведения связанных между собой финансовых коэффициентов. В качестве примера при этом часто приводят формулу Дюпона (ROE – рентабельность собственного капитала):

ROE = (Чистая прибыль / Выручка) * (Выручка / Активы) * (Активы / Капитал) (1)

Однако экономической сущностью данных моделей является как раз обратное действие: факторный анализ результирующего показателя, то есть возврат к множеству финансовых показателей.

Второй подход — это выбор из всех существующих финансовых коэффициентов незначительного количества тех, которые наиболее полно и всесторонне характеризуют финансовое состояние предприятия. Осуществление второго подхода может идти двумя путями:

· экспертным, который применяет практически каждый автор, специализирующийся в области финансового анализа, когда отдает предпочтение тем или иным финансовым коэффициентам;

Суть статистического подхода может быть сведена к следующим основным моментам:

1. Определяется корреляционная взаимосвязь между финансовыми коэффициентами.

2. Составляется группировка финансовых коэффициентов с использованием шкалы Чеддока. Значительные показатели коэффициентов корреляции (более 0,7) свидетельствуют о высокой взаимосвязи между финансовыми коэффициентами, то есть, в определенной мере, о дублировании информации, характеризующей финансовое состояние предприятия. Коэффициенты корреляции со значениями от 0,5 до 0,7, а особенно менее 0,3 характеризуют небольшую взаимосвязь. Следовательно, набор из подобных коэффициентов может характеризовать финансовое состояние предприятия более подробно с различных сторон.

3. Выбираются финансовые коэффициенты, обладающие слабой корреляционной зависимостью, и на их основе составляется система экспресс-анализа финансового состояния предприятия[2] .

Финансовый коэффициент представляет собой отношение каких-либо показателей, отражающих в количественной форме параметры деятельности организации. Существенным аспектом практического применения метода финансовых коэффициентов является правильная интерпретация полученных в результате расчета финансовых коэффициентов. Рассчитанные показатели сравниваются с показателями выбранной оценочной базы, в качестве которой могут быть приняты[3] :

· общепринятые стандартные значения финансовых коэффициентов;

· средние показатели, рассчитанные на основе данных репрезентативной выборки по кредитным организациям некоторой группы, то есть с учетом кластеризации (целесообразно сравнивать коэффициенты у однотипных организаций, или банков одного кластера (группы));

· ретроспективные значения финансовых показателей, рассчитанные за предыдущие периоды;

· иные расчетные коэффициенты.

Метод финансового анализа, основанный на использовании финансовых коэффициентов, позволяет выявить отдельные направления, по которым целесообразно провести более детальное исследование причин, приведших к ухудшению показателей деятельности организации. Вывод о неудовлетворительном значении финансового коэффициента можно сделать на основе сравнения полученного результата с базовым показателем. Для правильной и адекватной оценки финансовых показателей со стороны эксперта необходимо полное понимание экономического смысла оцениваемых критериев. Так как, если рассчитанный финансовый коэффициент оказался меньше базового значения, это не всегда свидетельствует об ухудшении финансового состояния кредитной организации.

Осуществляя финансово-экономический анализ организации, следует понимать, что несоответствие ряда коэффициентов базовым значениям не всегда является следствием неудовлетворительного положения организации. Необходимо принимать во внимание специфику деятельности организации, спектр оказываемых ею услуг, особенности финансовой политики и, возможно, некоторые другие факторы, что, несомненно, предъявляет высокие требования к специалисту, использующему какую-либо методику финансового анализа.

1.2 Оценка платежеспособности предприятия методом финансовых коэффициентов.

Оценка платежеспособности предприятия производится с помощью коэффициентов платеже­способности, являющихся относительными величинами. Коэффициенты платежеспособности, приведенные ниже, отражают возможность предприятия погасить краткосрочную задолженность за счет тех или иных элементов оборотных средств.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть покрыта наиболее ликвидными оборотными активами — денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями[4] :

где ДС- денежные средства и их эквиваленты ;

КП — краткосрочные пассивы.

Принято считать, что нормальный уровень коэффициента абсолютной ликвидности должен быть 0,03 — 0,08.

Коэффициент промежуточного покрытия (быстрой ликвидности) показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить за счет денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторских долгов:

где ДБ — расчеты с дебиторами.

Нормальный уровень коэффициента промежуточного покрытия должен быть не менее 0,7.

Общий коэффициент покрыти[5] я (текущей ликвидности) Кло показывает, в какой степени оборотные активы предприятия превышают его краткосрочные обязательства:

где II А — итог второго раздела актива баланса.

Принято считать, что нормальный уровень коэффициента общего покрытия должен быть равен 1,5 — 3 и не должен опускаться ниже 1.

Чем выше коэффициент общего покрытия, тем больше доверия вызывает предприятие у кредиторов. Если данный коэффициент меньше 1, то такое предприятие неплатежеспособно . При отсутствии у предприятия денежных средств и средств в расчетах, оно может погасить часть краткосрочных обязательств, реализовав товарно-материальные ценности:

где КЛтм.ц — коэффициент ликвидности товарно-материальных ценностей;

Для правильного вывода о динамике и уровне платежеспособности предприятия необходимо принимать в расчет следующие факторы:

· характер деятельности предприятия. Например, у предприятий промышленности и строительства велик удельный вес запасов и мал удельный вес денежных средств; у предприятий розничной торговли высока доля денежных средств, хотя значительны и размеры товаров для перепродажи и т.д.;

· условия расчетов с дебиторами. Поступление дебиторской задолженности через короткие промежутки времени после покупки товаров (работ, услуг) приводит к небольшой доле в составе оборотных активов долгов покупателей, и наоборот;

· состояние запасов. У предприятия может быть излишек или недостаток запасов по сравнению с величиной, необходимой для бесперебойной деятельности;

· состояние дебиторской задолженности: наличие или отсутствие в ее составе просроченных и безнадежных долгов.

Потребность в анализе ликвидности баланса возникает в условиях усиления финансовых ограничений и необходимости оценки кредитоспособности предприятия. Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.

Ликвидность активов — величина, обратная ликвидности баланса по времени превращения активов в денежные средства. Чем меньше требуется времени, чтобы данный вид активов обрёл денежную форму, тем выше его ликвидность. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков[6] .

источник