Название компании – это первое, что о ней узнаёт клиент или партнер. А если речь идет о магазине, то его вывеска является классической наружной рекламой, к которой предъявляются практически те же требования, что и к рекламному баннеру – привлечь внимание, выделиться из общего потока информации, заманить и превратить прохожего в покупателя.
По этой причине многие считают основным требованием к названию компании его креативность. Отчасти это так и есть, ибо необычная фраза, многозначное выражение или известное словосочетание, которое слегка изменено или получило другой смысл, остается в памяти человека.
Однако, проведенные в последние годы исследования названий компаний показали, что еще более важным фактором является эмоциональная насыщенность и создаваемое общее позитивное впечатление. Причем, для успеха бизнеса исключительно важно, чтобы эти факторы были одинаковыми для большого количества людей.
Смысл этого тезиса в том, что все люди разные, а потому почти невозможно составить такую фразу, которая производила бы одинаковое впечатление на всех и каждого. Но нужно стремиться к тому, чтобы в создаваемый эмоциональный круг было вовлечено как можно больше людей.
На практике чаще всего наименование для своего бизнеса предприниматели выбирают «под себя», руководствуясь своими оценками или мнением близких людей. А потому нередко бывает так, что выбранный ими вариант нравится только им самим, а вот потенциальные клиенты его попросту не замечают.
В своё время доктор филологических наук профессор Александр Павлович Журавлев сделал научное открытие, состоящее в том, что люди воспринимают смысловое содержание речи и звуки слов независимо друг от друга.
То есть, смысловая часть названия бизнеса может быть одна, а эмоциональная совсем другая. Так чему же поверит посетитель?
Известный русский поэт Валерий Брюсов еще в начале прошлого века в одном из своих стихотворений дал ответ на этот вопрос. Он писал: «Верь в звук слов: смысл тайн — в них».
Обратите внимание, что речь идет не о словах, а именно о звуках! Уже тогда своим поэтическим предвидением поэт почувствовал то, что смог открыть ученый спустя несколько десятилетий!
Звукам отдается предпочтение по той причине, что они порождают эмоции, а эмоции руководят поступками людей. И если человеку эмоционально неприятно название какой-то фирмы, то он туда никогда не пойдёт, несмотря на рекламу её услуг.
Вскоре после сделанного открытия Журавлёв иммигрировал в США, поэтому в России он мало известен, а наш сервис, с которым вы познакомитесь в этом разделе, является единственным в своём роде.
Проведённые ученым масштабные натурные исследования нескольких тысяч людей выявили, что эмоциональная составляющая слов воздействует на человека так же, как и все другие звуки, в том числе даже не связанные с речью. То есть, он получает эмоциональное воздействие как от тех слов, которые он знает, так и от тех, которые ему неизвестны или которые даже вообще не имеют смысла. Попросту говоря, даже тарабарщина и абракадабра имеют эмоциональную окраску.
Заметим также, что название, состоящее из нескольких эмоционально ярких слов, в целом может быть тусклым, а название, состоящее из слов, каждое из которых по отдельности вызывает позитивные эмоции, в целом может быть негативным.
Наш сервис предназначен для анализа названий предприятий в любой сфере деятельности. Он оценивает такой важный критерий, как гармоничность восприятия людьми, который основан на научных выводах профессора Журавлева. Учитывается только два фактора:
- имеет ли проверяемое название эмоциональную окраску или оно является пустышкой;
- наличие элементов отторжения в эмоционально окрашенном названии.
По результатам проверки можно выбрать тот вариант, который привлечет больше клиентов и принесет больше прибыли владельцу бизнеса.
Copyright «Всероссийский бизнес-клуб»
Дмитрий Юрковский
источник
Вот вы начинаете новый проект, запускаете услугу, пишете книгу или открываете сайт, но ни одно название не кажется вам идеальным. Автор названий более 50 торговых марок Сергей Малайкин в книге «Одним словом» (вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер») рассказывает, как создать нетленку наподобие Coca-Cola, Facebook или Led Zeppelin.
Статистика доказывает: в бизнесе неймингом успешно занимаются сами предприниматели. В топ‑100 мировых брендов за 2015 год по версии компании Interbrand авторы всемирно известных торговых наименований распределились так:
— одно название придумал профессор филологии (Xerox);
— одно предложили профессионалы из агентства (BlackBerry);
— 98 придумали предприниматели, а также их друзья или коллеги.
Отличное название может создать сам предприниматель — такой как инженер Илья Сегалович, предложивший слово «Яндекс». Вы тоже в состоянии решить эту задачу, если вооружите вашу природную фантазию проверенной системой.
Первое, с чего нужно начать работу, это анализ всех конкурентов на рынке. Далее нужно понять, что представляет собой мейнстрим и насколько мы хотим отличаться. Допустим, мы решили выделяться. Превалируют информирующие имена? Отлично, у нас будет образное. Много сокращений? У нас их не будет. Все изобретают неологизмы? Наше название будет простым и понятным. Кругом используют английский? Назовёмся по-русски. Словом, если вам нужно максимальное отличие, идите против течения и работайте с самой редкой категорией названий.
Запишите мой адрес. после собаки: ви-ай-си-и-ар-оу-уай-эс-точка-ру. Нет, давайте лучше по буквам
Вспоминается старый маркетинговый анекдот.
Где-то на Диком Западе в салуне встречаются два приятеля-ковбоя. Хлопают друг друга по плечу: как сам, как дела?
— А знаешь, надоело пасти чужой скот. Теперь у меня своё ранчо.
— Ого, молодец, уважаю! И как назвал?
— Да ничего особенного — «Ранчо Джона».
— А я ведь тоже недавно купил ранчо.
— Ничего себе! И как ты его назвал?
— Понимаешь, мне хотелось, чтобы название говорило само за себя. И я назвал его «Ранчо Гарри, лучшего ковбоя на всём Западном побережье».
— Круто! И что ребята говорят? Нравится?
— Да ребятам-то нравится. только вот скотина дохнет, не выдерживает клеймения.
На мой взгляд, требование номер один к корпоративному имени — лаконичность. Краткое название экономит время и силы всех, кто его произносит. Оптимальная длина названия компании — один-четыре слога. Чем короче, тем лучше. Насколько я мог заметить, если в названии компании больше четырёх слогов, люди рефлекторно начинают его сокращать везде, где есть такая возможность. PricewaterhouseCoopers превращается в PwC, British Petroleum укорачивается до BP, «Верность качеству» сокращается до «Верности» и т. д.
Требованием номер два, на мой взгляд, могла бы стать нейтральность корпоративного имени. Неизвестно, в каком контексте будет использовано это название. Представим, что корпорацию «Русь Великая» купили китайские инвесторы, а вышеупомянутая фабрика «Верность качеству» ведёт тяжбу с недовольными покупателями. Поэтому желательно, чтобы название предприятия не накладывало повышенных обязательств и не всплывало в медиапространстве в курьёзном контексте.
Наконец, требование номер три в современных условиях — интернациональность. Если сайт компании имеет английскую версию, а её товар или услуги хотя бы теоретически могут продаваться за границей, лучше позаботиться о том, как название будет произноситься во всём остальном мире.
И четвёртое требование, которое правильнее назвать пожеланием, поскольку оно трудновыполнимо. Название компаний часто произносится вслух и воспринимается на слух. Домен будут диктовать по телефону, в том числе клиентам, не искушённым в английском (традиционные «и с точкой» и «эс как доллар»). Следует учесть и особенности дикции сотрудников. Поэтому желательно, чтобы название допускало минимум интерпретаций.
Представим отдел продаж гипотетической компании Viceroys (любые совпадения случайны). Менеджеры обрабатывают входящие звонки. Дюжина человек, сидящих в одной комнате, ежедневно слышит и повторяет множество раз:
— Значит так, запишите мой адрес. после собаки: ви-ай-си-и-ар-оу-уай-эс-точка-ру. Нет, давайте лучше по буквам: «ви». как галочка; «ай» как «и с точкой»; «си» как русская «эс»; «и» как русская «е»; «ар» как «р». Нет, не как русская «р», а как английская R. Что? Вы учили немецкий? Значит, как немецкая R; «оу» как русская «о»; «уай» как игрек; «эс» как доллар. Так, а теперь прочитайте, что получилось. Так, а давайте лучше я вам адрес эсэмэской пришлю.
Модель Pajero получила название в честь пампасской кошки Leopardus Pajerus, обитающей в Аргентине. Однако на испанском сленге слово pajero означает «онанист»
С этой точки зрения такие названия, как Bork, Zanzara, Trust, Instam, Rubin, Orbit, Taro, Letobank, Prego и другие недлинные имена получают огромное преимущество.
Самые невинные слова могут означать на другом языке нечто смешное или непристойное — вспомним хотя бы давнюю историю с Mitsubishi Pajero в Испании. Модель Pajero получила название в честь пампасской кошки Leopardus Pajerus, обитающей в Аргентине. Однако на испанском сленге слово pajero (читается как «пахеро») означает «онанист». Поэтому в Испании, Северной Америке и некоторых других странах с большим количеством испаноговорящих эта модель была переименована в Mitsubishi Montero, что означает «гордый воин-горец».
Ровно третья часть названий из топ-100 самых дорогих брендов за 2014 год по версии компании Interbrand — это фамилии. Toyota, Mercedes-Benz, Gillette, Boeing, Louis Vuitton, Honda, Kellog’s, JP Morgan, Ford, Nestle, Wrigley, Gucci, Philips, Hermes, Siemens, Prada, Cartier — лишь немногие примеры. В аббревиатурах HP, KPMG, BBDO, IKEA, «МИФ» или «КАРО» также «прячутся» фамилии основателей или ключевых партнёров.
Причина такой популярности антропонимов проста. Имя человека как название рефлекторно вызывает больше доверия: качество словно гарантируется личной репутацией учредителя. Именно поэтому антропонимы столь популярны в сферах, где доверие клиента — ключевая ценность: это финансы, законы, статус, здоровье и личная безопасность.
Более 40% названий автомобильных концернов — фамилии основателей (Buick, Ferrari, Peugeot), ведущих инженеров, стоявших у истоков (Škoda), родственников (Mercedes, Cadillac) или заметных исторических фигур (Pontiac, Lincoln).
Как обстоят дела в России?
. Взамен реальных фамилий-брендов покупателей в России окружают выдуманные антропонимы — «говорящие фамилии». В сфере малого и среднего бизнеса их множество:
«Мясновъ», «Вкуснофф», «Автовозофф», «Газелькин», «Парфюмерофф», «Брадобреев», «Копейкин», «Сытнов», «Куроедов», «Перевозкин», «Долгостроев», «Теплофф», «Мясоедофф», «Грузовозофф»…
Вы же сами понимаете, что никаких Парфюмеровых, Водовозовых и Сытновых на самом деле не существует. Но раз нет их, то нет и доверия
Курьёз вот в чём. Понятно, что эти фамилии выдуманы, слишком уж настойчиво они «говорят». И если носители фамилий Boeing, Gillette или Kellog существовали в реальности и в борьбе за доверие клиентов написали над входом в контору свои настоящие имена, то эти названия, наоборот, словно заявляют: вы же сами понимаете, что никаких Парфюмеровых, Водовозовых и Сытновых на самом деле не существует. Но раз нет их, то нет и доверия. А поскольку нет доверия, то и смысла в таком антропониме тоже нет. А ещё нужно помнить, что «говорящие» фамилии не могут получить регистрацию в Роспатенте: они слишком явно обозначают профиль деятельности и товарную категорию.
…Лучше при использовании антропонима отказаться от любой прямолинейности. Как вариант, при разработке названия можно взять какое-то ключевое свойство товара. Примеры: пиво «Бочкарёв», водка «Мягков», бани «Сухопаров», каши «Быстров». В названии вполне возможны и отчества: «Механыч», «От Палыча» и т. д.
Подобные названия придают марке семейственный, свойский оттенок, но за ними вряд ли стоит что-то большое и амбициозное. Имена-отчества тоже могут быть торговыми марками. Фабрика «Озёрский сувенир» выпускает серии «Ореховичи» и «Фруктовичи»: «Курага Петровна» и «Чернослив Михайлович» словно приглашают попить с ними чайку на уютной подмосковной даче. Рестораны «Филимонова и Янкель» или водка Kauffman доказывают, что связь антропонима с продуктом вовсе не обязательна.
Другой популярный ход — выбрать иностранное имя или фамилию. Такое название приписывает товару или бизнесу качества целой нации. За немецкими именами чувствуется die Ordnung, что очень хорошо для производителей и продавцов техники и вещей, связанных с порядком в делах. Российские марки Erich Krause, Kelleman, Rolf, Zigmund & Shtain (правильно было бы написать «Siegmund & Schtein») — тому пример.
Англоязычные имена и фамилии намекают на глобальность. Яркие примеры — наши лейблы Scarlett, Curtis & Partridge, Kristy, Tom Klaim, Henderson, Greenfield и многие другие.
Имена-франкофоны наводят на мысли о галантности, утончённости и удовольствиях. Они обычны в гастрономии, моде, парфюмерии и косметике (вспомним отечественные рестораны «Жан-Жак» или пекарни «Франсуа»).
Повторы согласных создают упругий ритмический рисунок, цепляющий настолько, что слово само просится на язык
Итальянские ассоциируются с эмоциями, лёгкостью и хорошим вкусом. Они хороши для одежды и обуви, продуктов питания, изысканной мебели, дорогих отделочных материалов. В этих сегментах мы видим Paolo Conte, Carlo Pazolini, Rico Ponti, Machiavelli, Fabio Paolini, Laura Berti, Emilia Estra — целое созвездие мимикрирующих отечественных марок.
Еврейские имена подходят для финансов, ювелирного дела, лечебных учреждений, юридических услуг, ремёсел, образовательных проектов: школа Ямбурга, клиника Гельмгольца, медицинский центр «Кармель», ювелирная компания «Давид».
И наконец, азиатские антропонимы надёжно ассоциируются с бытовой техникой, о чём свидетельствуют российские марки Daichi, Akira и Kentatsu.
Образы, связанные с флорой и фауной, создают эмоциональный контакт с брендом: что-то живое полюбить проще, чем нечто абстрактное.
Корпоративных имён-зоонимов в топ-1000 по версии РБК очень мало… Зато на потребительском рынке зоонимам раздолье.
Puma, Reebok, Red Bull, White Horse, Famous Grouse, Jaguar, Lowenbrau, Flying Fish, Dove, Thunderbird, Barracuda, Beetle, Bronco, Blackhawk, Cobra, Mustang, Lark, Bison, Impala, Ram, Skylark, Viper, Wasp, White Eagle, Wild Cat, Spider, White Snake, Camel, Greyhound, Glow Fish, Marabou, Grasshopper, Gecko, Fox, Honey Bee, Stag, Rabbit, Dragon, Red Dog, Wild Goose, Piton, «Газель»., «Сапсан», «Ласточка», «Кенгуру», «Утконос», «Белый орёл», «Журавли», «Белочка». продолжать можно бесконечно.
Найти подходящее животное или растение и назвать по нему продукт — очевидный ход, который наверняка пришёл в голову кому-то ещё. Более нешаблонно выглядят сложные названия, в которых зооним (или фитоним) сочетается с другим словом, одушевляя композицию.
Ассонанс рождает ощущение «гласного плато», с которым легко увязываются стабильность, ровность, гладкость и предсказуемость
NetCat, FireFox, Beeline, Fabricorn, Mandarina Duck, Smashed Lemon, Happy Hippo, Banana Republic — таковы отдельные примеры составных названий, где живой образ выступает в паре со служебным словом или эпитетом.
Название Beeline восходит к американизму to make a beeline — двигаться быстро и кратчайшим путём (лететь пчелой). Название удачно ещё и тем, что косвенно указывает на соты. Beeline укладывается в нашу парадигму, ведь это соединение слов bee и line.
Растительная или «звериная» часть такого названия дарит бесценную вещь — образ, а другое слово информирует, дополняет образ или контрастирует с ним. При удачном сочетании получается никем не занятый бренд-нейм, который благодаря образности хорошо запоминается и без затруднения воплощается в графике. Как Hot Dog, он может дать название целой товарной категории и стать нарицательным.
Аллитерация — повторение одних и тех же или похожих по звучанию согласных в слове, фразе или произведении. Слова или словосочетания с ней привлекательны.
Мирская молва — морская волна. От топота копыт пыль по полю летит.
Аллитерации обнаруживаются в названиях брендов:
Best Buy, Brook Bond, Chuckee Cheese’s, Dunkin’Donuts, Krispy Kreme, Kit Kat, PayPal, Rolls Royce, tic tac, Porky Pig.
Аллитерация эффектна и эффективна. Нам нравится произносить аллитерированные слова и фразы. Возможно, причина в повторах: воспроизводя одни и те же звуки, мы делаем привычную работу, что немного проще, чем каждый раз выговаривать новый звук. А может быть, всё дело в ритме. Повторы согласных создают упругий ритмический рисунок, цепляющий настолько, что слово само просится на язык. Нам сложно игнорировать ритм. Первое, что слышит плод, — биение сердца матери.
Примеры из отечественного брендинга:
Бинбанк, «Крем-карамель», «Домик в деревне», «Крошка-картошка», «Норильский никель», Дарья Донцова.
Подсчёты говорят, что каждый пятый звук в русских именах — это «а» (что, согласитесь, не просто часто, а очень часто). Однако в словах «Алабама», «Зара», «Бананас» или «Галатасарай» гласный «а» составляет почти половину всего звукового набора, превышая и без того немаленькую естественную «норму». Это и есть ассонанс.
Вот примеры ассонанса в названиях брендов:
Mercedes Benz, Excel, Fedex, Led Zeppelin, Infinity, Philips, Ford Motor, Johnson & Johnson, Starbucks, Harvard, «Лада», «Армата», Zoloto, Linii.
Ассонанс не менее эффективен, чем аллитерация, но эффект у этих «нейминговых препаратов» разный. Аллитерация создаёт в названии упругий пульсирующий ритм, его хочется воспроизводить снова и снова. Ассонанс рождает ощущение «гласного плато», с которым легко увязываются стабильность, ровность, гладкость и предсказуемость.
Coca-Cola — удивительное сочетание аллитерации и ассонанса. В этом коротеньком и простеньком на вид названии повторяются целые слоги. И вдобавок они составляют ещё один приём — анафору.
Другие яркие образцы брендов с анафорой:
Chupa Chups, Hula Hoop, «Милая Мила», «Сам Самыч».
источник
Все мы знаем, как трудно назвать свой проект, а также зарегистрироваться привлекательный домен. В погоне за красивым именем мы мониторим Интернет и устраиваем мозговые штурмы с друзьями и коллегами и делаем еще кучу вещей.
Хватит тратить на это много времени, пишите код и ищете клиентов, это в разы важнее.
Названия компаний, которые воспользовались этими методами, вполне заслуживают внимания.
Под катом 16 методик: в большинстве случаев они предполагают 2 этапа – создание списка слов, имеющих отношение к вашему проекту, и смешивание этих слов, т.е. поиск «золотой» комбинации.
Поскольку статья переведена с английского, примеры, использованные в материале, тоже являются англоязычными.
Ключевые слова станут основой имени вашего стартапа, поэтому, чем больше их вы напишете, тем больше вариантов выбора у вас будет. Не забывайте сортироваться их по смыслу и категориям:
1. Концептуальные слова. Выберете те слова, которые представляют суть вашего проекта. Они могу включать как категорию проекта (путешествия, музыка, мода), так и основные функции продукта, который вы производите (исследование, анализ).
Пример: A family app generates words like ancestry (genealogy, lineage, roots), relatives (mother, parents), storytelling (narrative, news), home (nest, hut) and sharing (bond, tie).
2. Метафоры. Чтобы отойти от банальностей, расширьте свой список словами и фразами, которые косвенно принадлежат вашему бизнесу. Экспериментируйте, заостряйте внимание на деталях, записывайте ВСЕ, что приходит в голову. Как правило, метафоры позволяют выбрать более оригинальное название, что выделяет Вас из общей массы, а также позволяет сэкономить на регистрации домена (оригинальные домены с большей вероятностью будут свободны и достанутся Вам за меньшую стоимость).
Примеры (на англ.):
Names associated with family: fam, bunch, collection, kin
Objects commonly found in families: photo frame, fireplace, family records
Phrases typical associated with family: call me, i love you, goodnight
Feelings that family elicits: happiness, joy, trust, safety
Moments spent with family: dinner, living room, weekend
3. Синонимы: расширить список Вы можете путем добавления синонимов для тех слов, которые Вы выбрали согласно пунктам 1 и 2.
Пример: Family = ancestors, blood, clan, descendants, folk, kin, lineage and tribe.
4. Список примеров и типов продукта стартапа. Выберете подходящие слова, обозначающие типы или примеры продукта, который вы собираете создавать. Помните, что ассоциации с продуктом должны быть понятны не только вам, но и вашей целевой аудитории, быстро приходить ей на ум.
Пример: Family trees — redwood, maple, spruce, chestnut and birch.
5. Визуализация. Иной раз картинка может быть информативнее, чем тысячи слов, особенно, когда речь идет о сути идеи. Для того, чтобы выбрать имя стартапа, создайте ассоциативный ряд картинок, которые вы найдете в интернете. Pinterest очень сильно поможет вам в этом вопросе, т.к. позволяет осуществлять поиск по ключевым словам среди огромного количества высококачественных картинок.
Пример: Pinterest, Google image search, Yandex
6. Иностранные слова и заимствования. Слова из других языков имеют большое количество синонимов и аналогов в русском, тем самым они могут стать хорошим инструментом в процессе выбора названия стартапа.
Пример: Дерево (Русский) = tree (английский) ,arbol (испанский), albero (итальянский), arbre (французский) and arvore (португальский).
Теперь, когда у вас есть внушительный список слов, которые вызывают ассоциацию с вашей компанией, ее деятельностью и ее продуктом, вы должны создавать комбинации слов, чтобы название «цепляло» и было оригинальным и запоминающимся. Вот какие тактики следует использовать для этого:
1. Смешанные слова. Напишите одно слово напротив другого и просто совместите их! Пробуйте комбинации из двух существительных, существительного и глагола – главное, чтобы они гармонично звучали вместе. Такой способ является наиболее распространенным в мировой практике выбора имен для стартапов.
2. Гибридные слова. Совмещайте слова при помощи общих звуков или слогов. Гибридные слова требуют гораздо больше креатива и точности, чем простое совмещение, но найденный гибрид всегда идеально ложится на слух
Стартапы: Pinterest (pin + interest), Mixel (mix + pixel), Codecademy (code + academy), Rentenna (rent + antenna)
3. Приставки и суффиксы. Еще один идеальный способ создания уникального имени. Он непрост, так как количество известных приставок и суффиксов ограничено, поэтому вы добьетесь максимального эффекта, если просто выпишите их в ряд и подставите свое «коренное» слово к ним.
4. Ошибки в словах. Пробуйте убирать гласные или подменять буквы в обычных словах. По первому времени, выглядит непривычно, но новообразованное вами слово будет иметь преимущества за счет того, что оно почти похоже на обычное. Иными словами, глаз и ухо не будет напрягать.
Стартапы: Tumblr (tumbler), Consmr (consumer), Flud (flood), Etsy (etc.), Yext (next), Gyft (gift), Lyst (list), Fotopedia (photopedia), Scribd (scribed), Zynga (Zinga), Digg (dig), Google (googol), Xoom (zoom), Redd t (read it)
5. Добавляйте числа. Прибавление чисел и цифр к слову всегда делает название более интересным. Используйте этот прием с умом – вкладывайте смысл в цифры и числа, которые прибавляете.
Стартапы: 1000memories (many memories), 10gen (rhymes), Lot18 (short), 37signals (37 radio telescope signals to detect ET intelligence)
6. Используйте расширения доменов. Расширение .com по-прежнему остается «золотым» стандартом. Используйте его или другие возможные варианты в качестве продолжения придуманного слова. Не рекомендуем использовать домены второго уровня, т.к. они сильно усложняют восприятие.
7. Префиксы get- или -app. Использование этих префиксов, возможно, и не является самым элегантным решением, однако открывает дополнительные возможности. Этот способ является наименее используемым хотя бы потому, что он вызывает негативный эффект при неумелом использовании.
8. Задом-наперед. Просто, но эффективно! Если идеи подошли к концу, а идеальное название до сих пор не найдено, попробуйте писать подходящие «корневые» слова задом-наперед.
Стартапы: Xobni (inbox)
Другие компании: Harpo (Oprah), Aneres (Serena)
9. Выдуманное слово. Предпоследний способ, приносящий результат. Придумайте слово, примените одну из описанных ранее стратегий – и название готово! Чтобы сделать слово выдуманным, но приятным для восприятия, добавляйте больше гласных.
10. И наконец, опция для самых ленивых и тех, у кого есть лишние деньги: домены премиум-класса. Различные сайты имеют целые списки хороших, но дорогих доменных имен, которые вы можете пробрести. Однако, оставьте эту опцию «на черный день» — фантазии вам точно должно хватить!
Многовато-то техник? Сложно? Возможно, но практика показывает, что лучше использовать проверенные методики, чем называть свой проект наобум. Помните, что если не получается с первого раза – отложите вопрос на пару-тройку дней, потому что креативить надо на свежую голову!
Надеюсь, что статья кому-нибудь поможет. Выходные должны поспособствовать креативу 🙂
Да прибудет с вами вечер пятницы!
источник
Проработав полгода, мы с партнером решили, что нашей фирме нужно звучное название, которое передавало бы суть того, что мы делаем. Прежнее название «Агентство продающей рекламы» не передавало ничего. Мы практически не занимались рекламой и были далеки от продаж. Стесняясь названия, мы свели его до невнятного «АПР», между собой называя апыром. И вот теперь мы хотели поменять «Апыр» на что-то пристойное. Тогда я и познакомился с Костей Сахно.
Костя придумывает названия, слоганы и креативные идеи, которые можно использовать в рекламе и брендинге. Костя — мастер короткой формы. Упаковать каскад смыслов в одно предложение. Выразить суть продукта одним словом. Я помню, как мы сидели у меня дома и рассказывали Косте, чем занимаемся, как ощущаем себя, как подходим к решению клиентских задач. Костя думал, глядел на нас серо-голубыми глазами, задавал вопросы. Иногда неожиданные, что-то вроде: «Если бы ваш бизнес был человеком, то какой это был бы человек?» Потом Костя ушел думать и вернулся со списком названий. Мы выбрали «Стереомаркетинг».
Короткая форма — мучение для меня. Мне проще написать статью, рассылку или целый сериал про бизнес, чем придумать к ним название. Тот факт, что мы с Костей оба работаем со словом, но работаем очень по-разному, будоражил. Мне захотелось расспросить Костю, что значит быть неймером и нарекать вещи.
Придумать название это как подобрать ключик к пещере с сокровищами. Помнишь как в сказке: «Сим-сим откройся?» Имя — это волшебное слово, которое раскрывает все, что хочет вложить в него владелец. Так, конечно, не всегда бывает. Но мне нравится думать об имени, как о маленькой точке, в которой скрыта вселенная ассоциаций и значений.
Название — спусковой механизм, который приводит в движение целый массив образов
Одно из любимых названий, автору которого я выражаю почтение — галерея обуви «Шагал». Тут и мэтр изобразительного искусства, и неожиданный «что делал?», и застывший во времени променад в оболочке ёмкого звучного слова и, при этом, стопроцентное попадание в категорию.
Многослойность имени — один из показателей его силы. Имя — часть большой системы брендинга, сервиса, продукта, и оно должно усиливать эту систему, а не разрушать.
Имя отражает содержание продукта или компании. Явно или нет оно передает посыл, отвечает на вопрос, какой хочет предстать компания. Серьезной или веселой? Своей в доску или, наоборот, недоступной, глядящей с высока? Дерзкой и молодой или старой и умудренной? Бывает, что компании надо мимикрировать, чтобы встать в один ассоциативный ряд с конкурентами, а бывает, что надо разорвать шаблон и выделиться. Задачи у клиентов разные, но всегда есть критерии, по которым понятно — подойдет имя компании или нет.
У меня было несколько проектов, когда русским бизнесменам было важно, чтобы название звучало на иностранный манер. Например, нужно было придумать название торговой марки одежды, которую производили в Корее. Заказчик выбрал название Skvama. Как оно родилось? Я отталкивался от идеи, что одежда — это оболочка человека. Ассоциативные ориентиры — кожа и чешуя. Чешуя по-английски squama. Изменил написание, получилось Skvama. Название отлично выполняло свою задачу. Не в смысле, что люди смотрели и думали: «О, точно! Название корейской одежды должно звучать именно так!», а в смысле, что ни у кого не возникало чувства, что это русская торговая марка. Название органично соотносилось с одеждой из Азии. Схожей была задача придумать марку постельного белья, чтобы название звучало по-европейски. Заказчик утвердил название Muza Noche.
Другой пример. Заказчик нашел в Китае хорошие по качеству автомобильные радиаторы. Чтобы вывести их из ранга «без названия» и подавать в средней ценовой категории, ему нужен был яркий бренд, который выделит товар на полке. Соответственно, стояла задача разработать звучное, заметное имя. В этом проекте я сделал ставку на звучание. Имя должно было быть с характером: ревущее как автомобильный мотор, крепкое, запоминающееся. Я искал связки слов, которые содержали в себе эту силу. Изучал названия динозавров, сканировал словари. Сконцентрировался только на звучании и норове, отметая все остальное. Итог — «Ramzera».
Расскажи подробнее, как ты придумываешь названия? Это скрупулезная работа по перебору слов или же тебя внезапно озаряет?
Вначале нужно напитаться задачей (задавать вопросы, анализировать, исследовать). Второе — разведать словесную территорию, например, заказ от клуба воздухоплавателей обязывает проштудировать авиационные термины (как правило, это рутинная часть). Здесь стоит привести цитату из книги по неймингу Алекса Френкеля: «Главный креативный метод заключается в творческом переосмыслении характеристик и слов, относящихся к новому товару или услуге». В-третьих, нужно выписать или собрать картинки богатых на ассоциации образов — составить доску картинок (мудборд).
Картинки воздействуют на воображение быстро и объёмно, провоцируют поток ассоциаций, сюжетов, идей, слов. Для амбициозного вычислительного приложения может подойти образ многорукого робота, для отражения разношёрстного ассортимента — образ зоопарка, современная бухгалтерия — перечеркнутые нарукавники.
В процессе именования важно выписывать концепции, то есть центры вращения мыслей. Например, для сервиса гарантированной доставки эмоциональной точкой отсчёта может стать выражение «разбейся в лепёшку», для развлекательного центра — «узники комфорта», для для клуба сварщиков — «бенгальские тигры». Эти концепции — хорошая образная точка отсчёта. Думая в рамках этих идей и фраз, мы качественно открываемся для слов и образов в заданном настроении.
На практике пропорция «конторской» и фантазийной работы зависит от типа задачи. В некоторых случаях запрос не предполагает время на рутинёрство (пару дней на задачу, название для события), а порой задача исключает фантазийный аспект (седьмая марка гречки на полке, делаем скучно). Где-то делаешь всё «под микроскопом», проводя часы над литературой и словарями, в других проектах важна скорость, и надежда только на яркую фантазию.
Наверное, у кого-то есть волшебный бубен, в который бьешь, и имена приходят. У меня такого бубна, нет, но есть сквозной принцип — сохранять непринужденность и быть в движении. Важно не загонять себя в рамки, что вот мой стол это штурвал самолета, от которого нельзя оторваться. Совсем наоборот, чем свободнее себя чувствуешь, чем меньше сковываешь воображение, тем круче будет результат. «Мысли расслабленно, а не напряжно», — совет дизайнера Карима Рашида, который я разделяю. Заказчик не должен удивляться тому, что для добычи одного-единственного слова нужно добывать «словесную руду» три-четыре недели и больше. В этой работе важен воздух — полезны паузы, чтобы взглянуть на результаты со стороны и сменить пластинку словоизвлечения.
Клиент арендует состояние неймера, его творческий ресурс
Это нечто противоположное пушкинскому «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать», ведь тут не чистое творчество, тут задачка на злобу дня. Не обязательно дожидаться критической массы сведений и чахнуть над тематической литературой, чтобы хлынул поток имён. Достаточно самого общего представления, и уже можно идти гулять, ехать по делам — в этот момент начинают приходить слова. Я беру телефон и записываю их. Отличный способ наполниться идеями — примерить на себя продукт. Например, чтобы придумать название для кофе на вынос, надо пойти, купить этот кофе и пошагать с ним по городу. Вчувствоваться в ощущения, поймать впечатление, эмоции. В этот момент ты на волосок от решения.
Вживаться в продукт полезно. Например, можно ехать в трамвае и думать: «Надо придумать название для одежды, а что такое одежда? Если бы я ходил без одежды, как бы себя чувствовал? А если бы уже родился в одежде? А как себя чувствуют рыбы в чешуе, ведь для них это одежда?» Начинаешь играться с этими идеями, развивать их, включается воображение.
А если взглянуть на одежду под микроскопом, как бы выглядели эти волокна? Синтетика выглядела бы многослойным миром будущего, похожим на космическую станцию. Возникает поток ассоциаций из «Звездных войн», «Стартрека». И ты, как ловец имен, только и успеваешь вытряхивать их из сетки: Skvama, Dropship, Upject, Vakum, Formfactor, Blastа …
Одна и та же компания рождает множество разных ассоциаций. Как ты понимаешь, какое название лучше всего отражает суть?
Даю заказчикам несколько названий (в зависимости от задачи от трёх до нескольких десятков). Как художник я предлагаю свое понимание и говорю: «Я так вас вижу». Хотя полёт фантазии и уравновешен критериями задачи, я могу чего-то не понимать в бизнесе клиента. И потому оставляю возможность примерить имя и выбрать то, которое ближе по духу. В основном, работаю с малым бизнесом, с собственниками. Имя должно устроить клиента, вдохновить. Если человек не поймет его, он не сможет им пользоваться — произносить на переговорах, писать на визитках. Ему будет неловко как в пиджаке, который сшит не по размеру. Есть проекты, в которых не нужно ориентироваться на личность собственника, идейного носителя — нужно свести отбор названий к минимуму в соответствии с задачей и настаивать на имени-фаворите. Гибкость в понимании правильного подхода подачи приходит с опытом и зависит от конкретной ситуации.
При работе над проектом рождается много интересных имен. Например, я придумывал название для художественной мастерской. Это мастерская, где человек может порисовать в свое удовольствие, обучиться рисунку маслом, акварелью и т. д. Я предложил несколько названий, в том числе «Винчи Да» и «Палуба».
«Винчи Да» — игровое название, творческое переосмысление имени Леонардо да Винчи. Имя отражало яркий характер хозяек мастерской, отсылало к творчеству, игре, но могло показаться слишком экстремальным для их клиентов. Название «Палуба» более демократично. Палуба — это море, романтика, бляха на ремне, площадка. Мастерская тоже площадка, где люди могут выдохнуть после работы, напитаться творческим настроением, отдохнуть, раскрыться. Имя раскрывается, когда попадаешь в атмосферу творческой мастерской, ассоциации считываются правильно. Художницы выбрали название «Палуба».
Подать имя можно по-разному. Можно сделать богатую презентацию, создать уникальное начертание имени, показать как оно будет жить. Это упрощает «продажу» имени клиенту. Картинка подкупает, помогает представить название в жизни. Другой способ — не делать визуального обрамления, написать имя нейтральным шрифтом (с малым бизнесом редко бывает по-другому, дизайн это дополнительный бюджет). Если название понравилось заказчику само по себе, это знак хорошего попадания. Делал название детскому центру, выслал клиенту список более чем из десяти имен. Заказчик сразу же звонит: «Юрк-Ёрк, то что надо». Я говорю: «Точно? Там еще много имен». Она отвечает: «Нет, это идеально подходит». Если заказчик способен выбрать имя, написанное обычным шрифтом, значит он внутренне к нему готов. Такое имя будет отлично работать.
Но бывает, что заказчик начинает оценивать название очень критично, теряет объективность. В жизни нас окружает множество названий, но очень редко мы говорим: «Что-то это имя кажется мне слишком ярким и вызывающим, им бы скромней назваться» или «А это название очень брутально звучит, надо было мягче свой магазин назвать». Когда человек берет на себя роль оценщика имен, надевает корону жюри, критичность возрастает, непредвзятость тает. Иногда кажется, что люди намеренно ищут изъяны, отыскивают рифмы с пошлыми словами, то есть делают то, чего в отношении чужих названий не делают.
Я рассказываю клиентам об этом эффекте. Говорю, поживите с названием дня три или представьте, что вы увидели это название в поисковике или в отпуске, что вы не имеете к нему никакого отношения. Иногда я вижу, что дело не в критичности клиента, а в том, что название оказалось слишком смелым, и клиент испугался. Люди часто привязаны к штампам. Представь, что компании надо выйти на рынок питьевой воды, что мы там увидим? «Серебряный родник», «Студеное озеро», «Хрустальный источник», «Горный водопад». Придумать яркое имя — отличный повод бросить камень в этот ручей и взбаламутить то самое озеро.
Если у нас хороший продукт — вода с уникальным составом и задача заявить о себе, то называться очередным «Серебряным родником» смысла нет. Но клиенту может быть страшно решиться на такой эксперимент. Страшно быть не как все, даже если такое решение напрашивается. А задача неймера вдохновить клиента. Показать как имя может работать, показать его глубину и возможности. Я стараюсь, чтобы клиент принял решение в пользу интересного, звучного, необычного имени.
Имя должно выделить компанию, помочь ей завоевать долю рынка. Сильное имя поведет клиента за собой, станет локомотивом, задаст бизнесу новую планку
Разница между интересным и обычным именем как между гавайской рубашкой и рабочей одеждой. Во второй можно не требовать от себя лишнего, плыть по течению. Гавайское обличье обязывает быть в тонусе, влияет на качество и напор бизнеса. Разумеется, не нужно надевать эту рубашку на проект, который предполагает идеальный смокинг. Форма должна соответствовать содержанию.
Если рынок не конкурентный, и компания не заинтересована в формировании имиджа, нейминг ей не нужен. Он также не нужен людям, которые не готовы к неймингу. Бывает, что я рассказываю, какие задачи можно решать с помощью нейминга, а люди сопротивляются. Им хочется, чтобы у них было самое обычное название. Тогда я говорю, что привлекать неймера нет смысла. Возьмите «Серебряный родник» и «Хрустальный ручей» скрестите между собой и берите на выбор или «Хрустальный родник» или «Серебряный ручей». Но такое бывает очень редко, обычно люди понимают ценность нейминга, и мы работаем.
У меня принцип не работать с алкоголем, сигаретами и мясом. А также с теми, кто не видит ценность нейминга. Это люди, которые могут позволить себе услуги, но начинают торговаться. В этом случае я рассказываю о ценности названия, раскрываю процесс и методику, предлагаю рассматривать нейминг, как относительно недорогую инвестицию. Объясняю, какие задачи решает нейминг. Говорю о том, что непродуманные имена быстро выдыхаются, а чтобы придумать и выбрать имя с запасом прочности нужна квалификация. Затрагиваю вопрос регистрации имени, немножко пугаю историями, когда имена угоняют. В идеале проект должен быть законченным — функциональным, эстетическим, юридически защищённым. Если люди по-прежнему не понимают за что они платят, я с ними не работаю. И хотелось бы помочь, но понимаешь, что и не оценят, и пользоваться не смогут, не раскроют заложенные ценности.
Хотя нейминг — не самая дешевая услуга, можно и нужно браться за него бесплатно, если проект идейный. Например, просветительский, социально-предпринимательский, природоохранный, благотворительный, духоподъёмный.
Обращать внимание на красоту слова, не бояться играть со словами и записывать находки. Вдохновение можно почерпнуть где угодно. Например, в поэзии. Взять Хлебникова с его «лебедиво», «неимеи», «мучоба» и множеством других неослов. Полезно исследовать особенности языков. Есть интересные подборки иностранных слов, аналогов которых нет в русском языке. Например, шотландское Tartle означает панику и растерянность, когда вы кому-то представляете человека и забыли его имя. Японское Wabi-Sabi — способность разглядеть прекрасное в несовершенном. Можно просто обращать внимание на названия вокруг. В Москве я ездил к друзьям в гости и вышел на платформе «Лось». Я не смог выяснить, откуда взялось это название и придумал слоган остановке: «Платформа „Лось“. Так повелось».
Можно играть со словами просто так, можно находить задачи. К счастью, для неймера задач множество. Хочешь потренироваться, придумай поздравительное прозвище для друга (моим товарищам досталось: Игорилла, Иль-янь, Мячеслав). Интересная задача — придумать название для песни: слушаешь композицию и представляешь, каким образом её можно выразить с помощью слов. Могут всплывать цвета, образы, воспоминания о путешествиях и другие ассоциации. Грубо говоря, конвертируем песню в слово. У нас с друзьями есть музыкальная группа «Шишспа», одну песню за романтичный мотив назвали «Френч-пресс». Еще есть композиция «Элероны-жемчуга», на подходе «Техносон» и «Лоси лижут соль».
Как-то раз меня подключали к разработке имени для хомячка. Один из самых необычных запросов — расшифровка аббревиатуры из двух букв (за компанией осталось сокращённое имя, но род деятельности поменялся и понадобилась новая развёртка).
Очень интересно с детьми придумывать имена игрушкам. Говоришь, давай имя твоему коню придумаем, и тут с лёгкой детской подачи появляется «Чернотоп». Дети — крутые неймеры. В детстве я называл яблоко — ябой. Отличное название получилось бы для детского сока — яблочный сок «Яба».
У меня был практически отдельный проект по созданию своей почты на gmail. Я выбрал топ имен, которые нравились. Отбраковал те, что совпадали с названиями существующих компаний. Стал регистрировать. Гугл вышибал их одно за одним — занято, занято, занято. Обидно, когда до финишной черты десять метров, а тебя заворачивают назад. В результате прошло имя krutoteka, и я остался доволен. Придумать имя для почты — отличный вызов для неймера. Еще одно упражнение — нестандартно называть файлы и папки, важные пункты в ежедневнике, писать интересные темы электронных писем, разделять на части текстовые послания и придумывать им заголовки.
И, конечно, если ваша тетя решила открыть ногтевой сервис или знакомый начал бизнес, это отличная возможность им помочь — придумать хорошее название. А если чуть-чуть подождать, где-то 100 тысяч лет примерно, то звезды изменят расположение, и надо будет называть созвездия заново, так что неймеры будущего не останутся без работы.
В статье использованы работы Кости Сахно и фотографии Тимура Зарудного. Полное портфолио Кости и контакты можно посмотреть здесь.
А здесь можно посмотреть любопытный социальный проект «Жилетка», с которого я прусь и который норовлю упомянуть в каждой статье.
Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.
источник
Начинающие бизнесмены часто думают, что выбрать имя для компании – дело десятое – был бы продукт хорошим. Для отрезвления:
· В России не пошло детское питание Bledina, китайская лапша «Доширак» раньше называлась «Досирак», крем Dermo-Expertise рождает у русского человека нехорошие ассоциации.
· В Украине как-то не с руки рекламировать шоколад Wispa, потому что с украинского «вiспа» переводится как «оспа».
· В Испании японцы вынуждены были сделать ребрендинг новой марки автомобилей «Mitsubishi Pajero», потому что «пахеро» для местных сеньоров и сеньорит переводится как «онанист» или того хуже – «пе*ераст»;
· В странах Латинской Америки не пошли продажи Chevrolet Nova, потому что по-испански «no va» означает «не едет».
· В Японии есть вполне себе приличный ресторан суши и морепродуктов Fuk Mi, что для всех англоговорящих – ненормативная лексика.
Кто-то считает, что нейминг – это быстро? Пусть спросят у родителей, сколько времени они провели в спорах, придумывая им имя!
Главное, чтобы название было звучным? Но ведь в этом должен быть понятный смысл, а не только:
1. Наша жизнь начинается с того, что мы получаем имя, которое будем носить минимум до 14 лет. Тут как раз тот редкий случай, когда лучше иметь распространённое имя, чем носить экзотичное и быть объектом насмешек у сверстников из-за неуемного родительского креатива.
2. Акционерным обществам, а тем более частным предпринимателям нужно иметь имя, чтобы выделиться на рынке. Не просто вывеска на двери «ИП Иванов И.Н.», а, например, «Кнопка» (в Пензе это магазин игрушек и канцтоваров), не безликое ООО «Старт», а харизматичное ООО «Зеленоглазое такси» (реально существующая компания).
3. Бренд-маркетологи должны осваивать науку называть, потому что нейминг – отправная точка в деле формирования положительного образа компании на рынке.
4. Писатели и сценаристы не зря сочиняют «говорящие» имена для персонажей, чтобы вызвать живой отклик у читателя. Многие имена стали нарицательными:
· у Грибоедова в «Горе от ума» – Петр Афанасьевич Фамусов (по-латыни fama – «молва»);
· у Гоголя в «Ревизоре» – чиновник Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин (без комментариев);
· у Островского в «Грозе» – помещик Савел Прокофьевич Дикой (характер соответствующий).
5. Многие из тех, у кого есть сайт, перебирали десятки вариантов, которые были бы свободными для регистрации – хорошие доменные имена в цене и быстро занимаются.
Условно можно выделить четыре процедуры:
Можно самостоятельно пройти через все четыре процедуры, но это долго и трудозатратно. Лучший вариант – доверить часть из них (или все сразу) профильной компании.
1. Закрепляется в памяти потребителя.
2. Успешно конкурирует с другими названиями, потому что их очень трудно перепутать.
3. Связывается в умах с товаром или услугой компании.
4. Соответствует вкусу потребителя, вызывает сугубо положительные ассоциации.
5. Имеет потенциал – расширение товарных категорий, выход на международный рынок и т. д.
6. Хорошо звучит и широко используется в обычной жизни. Это особенно актуально для сектора B2C. Представим такой диалог:
— Где купить маркеры и гелиевые ручки?
— Сходи в «Чернильницу», там скидки сейчас.
У нас любят давать имена на западный манер. При этом возможность называния по этническому признаку просто огромна. В книге Е. Елистратова «Нейминг. Искусство называть» описана структура русского нейминга по пяти векторам:
1. ОРн – общероссийский нейминг (гостиница «Россия», ЖСК «Огни Москвы»).
2. РРн – российский региональный нейминг (бассейн «Сура» в Пензе,салон-парикмахерская «Ростовчанка» в Ростове-на-Дону, ресторан «Есенин» в Рязани).
3. ПСн – постсоветский нейминг (магазин «Узбекистан», сеть продуктовых магазинов «Маленькая Армения»).
4. ОМн – общемировой нейминг («Фольксваген», «Эппл Рус»).
5. МРн – мировой региональный нейминг (туристическое агентство «Мадагаскар», журнал Fjord о странах Скандинавии).
Не надо стесняться своей культуры. Японцы, с которыми у нас не самые простые отношения, с восторгом относятся к отечественному Чебурашке и писателю Ивану Тургеневу.
Алекс Френкель в своей книге «Нейминг. Как игра в слова становится бизнесом» выделяет пять категорий названий:
Если переложить их на русский лад, получится следующее:
Подробно рассмотрим способы называния…
5. Генератор названий фирм, товаров, имен персонажей: http://planovik.ru/generator/ .
Сервисы можно использовать для только поиска идей. Чтобы придумать хорошее имя, нужно думать и задействовать богатые возможности русского языка.
В русском языке есть целый раздел с методами создания названий в коммерческих целях.
Самый простой способ называния – дать компании свое собственное имя:
· Магазин женской одежды «Ольга».
Если назваться распространенным именем, будет сложно выделиться на фоне конкурентов: тех же парикмахерских с женскими именами в каждом городе наберется с десяток.
Используется называние по отчеству. Все знают фильм «Старик Хоттабыч» – там использован такой принцип:
· Магазин строительных материалов «Петрович».
· ОАО Абразивный завод «Ильич».
Такое называние с точки зрения этикета специфично, потому что означает некое панибратское, близкое отношение к потребителю, но и очень понятное и приемлемое для российского нейминга. Можно брать на вооружение!
Самый популярный способ называния, популярный по всему миру. Широко использовался в Российской Империи, сегодня применяется многими брендами:
· Компания-производитель табачных изделий и алкоголя Davidoff.
· Шоколадная фабрика «А. Коркунов».
Репутация владельца напрямую связывается с репутацией компании, тщательно охраняется им самим, затем потомками или сотрудниками.
На вооружение берем имена из мифов, сказок народов мира, фольклора.
· Студия красоты «Василиса Прекрасная».
· Оружейный магазин «Артемида».
· ООО «Компания Добрыня Никитич».
Вполне логично использовать образ Василисы Прекрасной для салона красоты, богини охоты Артемиды для магазина оружия и связать компанию, продающую алкоголь, с богом виноделия Бахусом.
Принцип здесь тот же, как в приеме выше, но для называния берутся имена реальных людей:
· «Пивоваренный завод им. Степана Разина».
· ООО «Торговая компания Гоголь».
· Интернет-магазин атрибутики «Салават Юлаев».
Два века русской литературы подарили множество харизматичных имен, осталось их использовать отечественном нейминге.
Специфический способ называния: за псевдонимом всегда стоит история или легенда, есть риск неудачного называния:
· Рок-группа «Кукрыниксы» – названа по имени коллектива советских художников.
· Интернет-магазин «Калигула». Это прозвище императора Гая Юлия Цезаря Августа Германика, в переводе означающее «сапожок».
· Nigaz – несостоявшийся бренд российского «Газпрома» и нигерийской государственной нефтяной компании Nigerian National Petroleum Corporation.
· ООО «Агасфер» (сдача в аренду недвижимого имущества). Из Википедии: «Агасфе́р, или Вечный жид — легендарный персонаж, по преданию обреченный скитаться из века в век по земле до Второго пришествия Христа » .
· Технология «Bluetooth» получила свое название от прозвища Харольда I Синезубого, который плохо следил за зубами.
Такой способ называния любят деятели культуры: писатель Борис Акунин (Григорий Чхартишвили), певица Глюк’oZa (Наталья Ионова), актриса Марина Александрова (Марина Пупенина).
Гипероним – родовое понятие, включающее в себя все понятия одного вида (гипонимы). В нейминге используются всевозможные титулы, звания, национальности:
· Частное охранное предприятие «Император».
· Ритуальная компания «Осирис».
· Интернет магазин рукоделия «Тетушка.ру».
· Агентство праздников «Волшебник».
Прием сложнее простой вставки собственного имени и фамилии – придется потрудиться в поиске нужных слов, смыслов и ассоциаций.
Перебираем названия рек (гидронимы), населенных пунктов (ойконимы), названия рельефных объектов (оронимы), космических тел (астронимы):
У приема есть интересная особенность – возможность использования квазитопонимов: «Вкуснотеево», «Мармеландия», «Пельмения».
Перебираем геологические термины (геонимы), названия растений (плантонимы), животных (зоонимы):
· Компания-поставщик расходных материалов Cactus.
· Транспортная компания «Волк».
На фоне всеобщей урбанизации наблюдается рост называния по этому способу.
Удачно выбранное сочетание звуков в слове создает в сознании настолько сильный образ, что лексическое значение названия отходит на второй план. Поэт Владимир Маяковский успешно работал в этом направлении – его по праву можно считать советским копирайтером, неймером и слоганистом. Современникам есть чему поучиться.
Повторяющиеся в тексте одинаковые или однородные согласные. В нейминге имеют стабильную популярность:
Точная познаковая передача знаков одной письменности знаками другой письменности. Так или иначе, этот прием вынуждены использовать иностранные компании, выходящие на отечественный рынок. И, наоборот, наши компании, стремящиеся продвигать свой бизнес за рубежом:
· McDonald’s Corporation → « Макдоналдс корпорейшен».
· ООО «Радуга» → OOO Raduga (Raduga, LLC).
Транслитерация может заодно породить целый удачный образ – например, кафе JROO burger & steak.
В работе с фонетикой названия также можно использовать ударения, ритмику слова, рифмы и интонации.
Сделать так, чтобы нейм рождал образ – задача любого неймера. На помощь приходят тропики – риторические фигуры, используемые в переносном значении.
Другое название – перифразы. Стилистически разделяются на эвфемизмы («повышающие») и какофемизмы («понижающие»):
· Жалобная книга Пензы Yabed.net.
Судя по тому, как упражняются в назывании секс-шопов, прием более чем востребован.
Другое название – метонимии. Сюда можно отнести синекдоху (соотнесение общего с частным) и аллегорию (иносказание):
· Ритуальное агентство «Вечность».
· Частная охранная организация «Бастион».
Там, где объективно есть многомерность, (те же похоронные агентства можно связать с такими понятиями как «последний путь», «ритуал», «смирение»), такие тропы более чем уместны.
Другое название – метафоры и ее разновидности (гипербола, литота, катахреза). Они используются в нейминге, чтобы выгодно подчеркнуть одно или несколько свойств бренда:
· Туалетная бумага «Добрый моток».
· Торговый дом «Планета сумок».
· Компания «Вселенная текстиля».
· Компания-поставщик кровли «Карлсон».
· Служба доставки шашлыка «Быстрее ветра».
«Сказать мало, подразумевая многое» – вот девиз таких названий.
Другое название – антифразис. Сюда относятся антитеза, ирония (и самоирония), оксюморон, сарказм:
· Интернет-магазин детской одежды «Крутышки».
Название придуманное с умом и уместной долей юмора, вызывает положительные ассоциации. А не саркастические усмешки.
Есть три основных способа образования новых слов:
1. С прибавлением приставок и суффиксов.
2. В результате переноса одной части речи в другую (например, прилагательного в существительное) или через сложение двух и более слов.
3. Комбинированный способ – складываются слова с прибавлением суффиксов или приставок.
За примерами здесь не придется далеко ходить – название «Текстерра» сложена из слов «текст» (основной формат контента) и «терра» (в переводе с латыни terra – «земля»). По аналогичному принципу названы компьютерный портал «Компьютерра» и гипермаркет домашних товаров «Уютерра».
Лишь несколько примеров неологизмов:
Частный случай сложения слов – аббревиация, когда складываются только начальные звуки:
· Учебные заведения: МГУ, РВДКУ, МАИ.
· Государственные учреждения: МВД, ФСБ, РАН.
· Известные бренды: IBM, IKEA, SAAB.
Сложение слов в русском языке дает более длинные словосочетания, чем в английском. Отсюда и труднопроизносимые названия заводов с окончаниями типа «-маш», «-снаб», «-монтаж» и аббревиатуры a la «АИЖК», « БГУНБ », « ЕГБДН » и, сломайте мозг, « ВХУТЕМАС ».
Самое время перейти в раздел…
Вы, наконец, придумали хорошее название или сразу нескольких вариантов. До того, как проверять его на охраноспособность и регистрировать, надо убедиться, что оно хорошо читается и звучит. Вот несколько проблем, которые могут возникнуть при проверке названия:
Даже удачное название может быть если не уничтожено в глазах клиентов, то вызывать стойкие ассоциации:
· Клуб «Хромая лошадь» в Перми, где в результате пожара погибло 156 человек. Стёрта репутация, брошена тень негативных ассоциаций на заведения, названные по аналогичному принципу.
· Бар «Карамболь» в Пензе, прославившийся разборками посетителей и приездом полиции. Был закрыт в прошлом году.
· Гипотетический военно-патриотический клуб «Наполеон» или школа актёрского мастерства «Sasha Grey».
В зоне риска ( см. таблицу с проблемами называния ) оказываются и тривиальные названия. Однако, например, для киоска с фастфудом название «Шаурма» будет уместным. Хотя и здесь проявляют креатив: в Пензе я встречал названия «Русская шаурма» и «Шаурма у Изольды».
Оскомину у неймеров и потребителей набили различные «миры», «планеты», «вселенные», потому что они часто:
· вступают в противоречие с реальным ассортиментом товаров;
· не вяжутся с мизерными площадями торговых помещений;
· не ассоциируются с фактическим плохим качеством обслуживания.
Итак, вы проверили названия для своей фирмы – впереди самое ответственное мероприятие.
В России регистрация товарного знака (ТЗ) делается через подачу заявки в «Роспатент», а конкретно его подведомственную организацию – Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС):
В перечне услуг для нас наибольший интерес имеет пятый пункт, где представлены цены на проверку уникальности товарного знака:
За регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства на него в «Роспатенте» уплачивается госпошлина в размере 16200 рублей. Все цены указаны в разделе «Действия, относящиеся к регистрации товарного знака и знака обслуживания, наименования места происхождения товара и предоставления права его использования» приложения к Положению о пошлинах.
По поводу срока регистрации на сайте ФИПС сказано следующее: «Общий срок предоставления государственной услуги в части приема, регистрации, экспертизы заявки и выдачи свидетельства на товарный знак составляет восемнадцать месяцев и две недели » .
Очевидно, что не у каждого бизнеса есть средства на регистрацию товарного знака и время на ожидание, когда на него выдадут свидетельство.
Если требуется только проверить придуманное название, можно воспользоваться бесплатной проверкой товарного знака на охраноспособность:
Я пользовался сервисом Znakoved, чтобы проверить название одной компании. В течение часа пришел ответ:
Регистрация товарного знака сродни получению визы – можно сделать все самостоятельно, но придется продраться через множество бюрократических процедур, заплатить пошлину и ждать положительного решения. Если есть деньги, лучше воспользоваться услугами патентных поверенных.
Вопрос о необходимости регистрации названия компании как торгового знака остается на усмотрение бизнесмена, равно как и риск судиться за него с теми, кому оно приглянулось до степени «хочу себе такое имя, пойду и зарегистрирую».
Вот что советуют эксперты тем, кто хочет сам назвать свою компанию.
Анатолий Радов, директор брендингового агентства «Нэймери», г. Невинномысск:
«Подобрать имя для компании с каждым днем становится сложнее, понятно по какой причине. Хотелось бы посоветовать не бояться более смелых решений, более, так скажем, «непонятных» слов. «Авито», думаю, тоже вначале казалось владельцам «непонятным», но теперь это имя на слуху у каждого, и проект успешен. Рискуйте. Не привязывайте название к деятельности, там уже все перепахано десять раз».
Ольга Розова, специалист по корпоративному неймингу бюро брендинга «ПРЯМАЯ ВЫГОДА», г. Екатеринбург:
«Самостоятельная разработка названия – процесс сложный, но увлекательный. Первое, к чему я призываю всех предпринимателей – не полагайтесь только на свой кругозор, ведь всего на свете знать невозможно. Проверяйте каждое название в толковых словарях и словарях сленга, это действительно важно. Иногда слова имеют те значения, о которых вы не догадывались, но об этом может знать ваша целевая аудитория. Гораздо проще выбрать на первом этапе другое название, чем вносить коррективы в продвижение, пытаться влиять на репутацию, или же вовсе проводить ребрендинг».
Ярослав Крамской, CEO и креативный директор студии ЯCREATIVE, г. Санкт-Петербург:
«Нейминг – это «второй этаж» брендинга, где «место для застройки» – это точные аналитические данные, результаты первичных и вторичных исследований; «котлованом и сваями» являются Большая Идея и концепция бизнеса; а роль «первого этажа» изящной и продуманной архитектуры бренда выполняет миссия, ценности, видение и иные пусть даже не чётко сформулированные, но интуитивно осязаемые атрибуты будущего продукта.
Долго и щепетильно. Пробуйте, тестируйте, снова пробуйте и тестируйте. Мнение вашего окружения здесь вторично. Доверяйте только себе и итогам тестирования.
2. Найдите лучшее / оригинальное / ценное.
Задача нейминга – мощно выделиться. Помните об этом. Пусть имя вашего продукта будет обвито смыслами, скрытыми посланиями, глубокими эмоциями и суперценностью. Ваши клиенты это почувствуют.
3. Зарегистрируйте товарный знак.
Это важно. При первой же возможности сделайте это. Включите расходы на проверку и регистрацию товарного знака в смету. Перестрахуйтесь и зарегистрируйте товарный знак. Иначе можете понести убытки в скором будущем. Домен / домены выкупите сразу же».
Возьмите ручку и блокнот или откройте «Ворд» и начинайте придумывать название для своего бизнеса. Совмещайте приятное с необходимым!
источник