Меню Рубрики

Как найти анализ хозяйственной деятельности

АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анализ хозяйственной деятельности (АХД) заключается во всестороннем, комплексном изучении, измерении и обобщении влияния факторов на конечные результаты деятельности строительного предприятия на основе выработки специальными приёмами и способами системы взаимосвязанных показателей бизнес-плана, учёта, отчетности и других оперативных данных в целях улучшения финансового состояния фирмы, повышения эффективности строительного производства, конкурентоспособности предприятия.

Объектом анализа является производственно-хозяйственная и финансовая деятельность строительного предприятия. Предприятие рассматривается как управляемая система, состоящая из ряда взаимосвязанных подсистем управления (снабжения, строительного производства, маркетинга, трудовых и материальных ресурсов, финансирования и кредитования, субподрядных работ, реализации строительной продукции и т.п.).

Анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам:

1.По признаку времени АХД подразделятся на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический).

Предварительный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов.

Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.

Ретроспективный анализ, в свою очередь, делится на оперативный и итоговый (результативный). Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его — оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный (ситуационный) анализ приобретает особое значение.

Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчётный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчётным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству строительного предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты производства и за соответствующие периоды времени разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности производства СМР.

2. По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более строительных предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

Схема проведения анализа хозяйственной

деятельности строительного предприятия

3. Важное значение имеет классификация АХД по объектам управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещён в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:

3.1. Технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного механика и др.). Его содержанием является изучение взаимодействие технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;

3.2. Финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заёмного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платёжеспособности предприятия;

3.3. Аудиторский (бухгалтерский) анализ – это экспертная диагностика финансового «здоровья» предприятия. Проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с целью оценки прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

3.4. Социально-экономический анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;

3.5. Экономико-статистический анализ (статистические органы) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;

3.6. Экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей среды) исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с охранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;

3.7. Маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков строительных материалов, сырья и сбыта готовой продукции (заказчиков), его конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого рынка, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

4. По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть сравнительным, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, экономико-статистическим, функционально-стоимостным и т.д.:

4.1. При сравнительном анализе обычно ограничиваются сравнением отчётных показателей о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий;

4.2. Факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей;

4.3. Диагностический (экспресс-анализ) представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения;

4.4. Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема реализации себестоимости СМР и прибыли, деления затрат на постоянные и переменные;

4.5. С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов;

4.6. Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий;

4.7. Функционально-стоимостной анализ (ФСА) представляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект, и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла здания (научно-исследовательские работы, проектирование, строительство, эксплуатация). Его основное значение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты.

5. По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

6. По охвату изучаемых объектов анализа делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном – по результатам обследования только части объектов.

7. По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом – только отдельные её стороны, представляющие в определённый момент наибольший интерес, например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости СМР.

Каждая из названных форм АХД своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.

В настоящее время АХД занимает важное место среди экономических наук. Его рассматривают в качестве одной из функций управлением производством. Место анализа в системе управления упрощенно можно отразить схемой, изображенной на рис. 1.

Однако для управления строительным производством нужно иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах хозяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике предприятия. Осмысление, понимание информации достигаются с помощью экономического анализа. В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки времени с показателями других предприятий и среднеотраслевыми, определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей, выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т. д. (рис. 2).

Место экономического анализа в системе управления

источник

Основной частью прибыли предприятия сферы услуг при эффективной хозяйственной деятельности должна являться прибыль от реализации услуг. На анализируемом предприятии основным и единственным источником прибыли является прибыль от реализации услуг.

В процессе данного анализа необходимо установить динамику показателя прибыли от реализации услуг, выявить основные факторы и установить степень их влияния на его изменение. Полученные результаты оформлены в соответствии с таблицами 12.1-12.2.

Анализ прибыли от реализации услуг

Показатели В базисном 2011 году В отчетном 2012 году
с учетом объема реализации услуг базисного 2011 года в пересчете на объем реализации услуг 2012 отчетного года
1. Объем реализации услуг
2. Себестоимость услуг (35816) (33488) (36342)
3. Прибыль от реализации услуг

Рассчитаем объем от реализации услуг в базисном году в пересчете на объем реализации услуг отчетного года:

Vбаз./отч. = 43636 / 1,15 = 37944 тыс. руб.

Рассчитаем себестоимость услуг базисного 2011 года в пересчете на объем реализации услуг отчетного 2012 года:

Сбаз./отч. = 35816 х 0,935 = 33488 тыс. руб.

Анализ основных факторов, влияющих на изменение прибыли от реализации услуг

Основные факторы Расчет их влияния на прибыль Изменение прибыли под воздействием факторов
1.Изменение объема реализации услуг DПv = 4733*43636/40549 – 4733 П2011*В2012/В2011-П2011 +360
2.Изменение себестоимости услуг DПс = — (36342-33488) 2012- -2854
3.Изменение структуры услуг DПстр.= 2561 – 360 + 2854 +5055

На изменение прибыли от реализации услуг оказывают влияние следующие основные факторы:

¾ изменение объема реализации услуг;

¾ изменение себестоимости услуг;

¾ изменение структуры услуг или структурные сдвиги.

Как видно из данных таблицы 12.1, в отчетном году произошло увеличение прибыли на 2561 тыс. рублей. Наибольшее влияние на изменение прибыли оказало изменение структуры услуг, которая представляет собой соотношение отдельных видов услуг в их общем объеме. Основными причинами изменения структуры услуг могут быть:

¾ изменение спроса на услуги;

¾ необеспеченность предприятия необходимыми материальными, трудовыми ресурсами, оборудованием;

¾ стремление предприятия оказывать наиболее рентабельные услуги.

Далее необходимо проанализировать изменение относительных показателей прибыльности, то есть рассчитать показатели рентабельности, которые характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия в целом. Показатели рентабельности более полно отражают конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия, так как показывают соотношение эффекта с наличными или неиспользуемыми ресурсами.

Обычно показатели рентабельности объединяют в следующие три группы:

1) хозяйственная рентабельность (окупаемость затрат)

в базисном году Р пр. = 4733 / 35816 х 100% = 13,2 %

в отчетном году Р пр. = 7294 / 36342 х 100% = 20 %

2) коммерческая рентабельность (рентабельность продаж)

в базисном году Р прод. = 4733 / 40549 х 100% = 11,7 %

в отчетном году Р прод. = 7294 / 43636 х 100% = 16,7 %

3) экономическая рентабельность (рентабельность активов)

в базисном году Р ак. = 4733 / 16824 х 100% = 28,1%

в отчетном году Р ак. = 7294 / 47104 х 100% = 15,5%

4) финансовая рентабельность (доходность собственного капитала)

в базисном году Р ск = 4733 / 14124 х 100% = 33,5%

в отчетном году Р ск = 7294 / 13025 х 100% = 56%

По приведенным выше расчетам можно сделать вывод, что в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом увеличивается рентабельность хозяйственной деятельности и рентабельность продаж, капитала. Рентабельность активов, напротив, снижается. Это может быть следствием снижения деловой активности предприятия.

Более подробно остановимся на анализе хозяйственной рентабельности.

Анализ хозяйственной рентабельности

Для анализа влияния основных факторов на рентабельность введем промежуточный расчетный показатель – условную рентабельность, рассчитываемую следующим образом:

Русл. = 7294 / 35816 х 100% = 20,4%

Рассчитаем влияние прибыли от реализации услуг на показатель рентабельности:

Рассчитаем влияние себестоимости на показатель рентабельности:

Таким образом, на показатель хозяйственной рентабельности наиболее существенное влияние оказывает изменение прибыли от реализации услуг. Увеличение прибыли на 2561 тыс. рублей в отчетном году привело к росту рентабельности на 7,2 %. Увеличение себестоимости услуг на 526 тысяч рублей привело к снижению показателя рентабельности на 0,4%.

Краткие выводы и рекомендации по результатам проведенного анализа

Анализ хозяйственной деятельности ЗАО «РОСТА» показал, что данная компания занимает достаточно нестабильное положение на рынке услуг автосервиса. Анализ позволил выявить ряд негативных моментов в хозяйственной деятельности предприятия.

Основные производственные фонды используются неэффективно, хотя на предприятии имеются резервы повышения эффективности их использования.

Оборотные средства также используются неэффективно. В отчетном периоде наблюдается их перерасход и замедление оборачиваемости, поэтому возникает необходимость дополнительного вовлечения в оборот оборотных средств.

По сравнению с базисным периодом в отчетном периоде наблюдается снижение физического объема реализации услуг, что может являться следствием снижения спроса на услуги предприятия. Следовательно, увеличение объема реализации услуг в стоимостном выражении вызвано ростом цен на услуги. Поэтому увеличение численности основных работников в отчетном периоде было экономически нецелесообразным для предприятия, что подтверждается и снижением выработки одного рабочего.

Положительным моментом хозяйственной деятельности предприятия является снижение затрат на 1 рубль объема реализации услуг и увеличение прибыли от реализации услуг в отчетном периоде.

Об эффективном управлении трудовыми ресурсами свидетельствует стабильность персонала, которая обусловлена такими немаловажными факторами, как высокая и регулярно выплачиваемая заработная плата, частые премиальные выплаты, возможность карьерного роста, социальная защищенность работников и др.

На протяжении нескольких лет предприятие сумело обеспечить относительно высокое качество предоставляемых услуг и сервисного обслуживания. Повышение качества – один из основных элементов конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества услуг способствует повышению спроса на услуги. Высокое качество деятельности ЗАО «РОСТА» характеризуется такими свойствами, как высокий удельный вес высококачественных услуг в их общем объеме, высокий удельный вес услуг, соответствующих японским и некоторым мировым стандартам, надежность, технологичность, малые потери в общем объеме реализации услуг, вызванные браком и т.п.

Оценивая рентабельность хозяйственной деятельности предприятия, можно сделать вывод, что компания находится на уровне самоокупаемости (уровень рентабельности составляет 20%). Поэтому прибыли предприятия явно недостаточно для его дальнейшего роста. Возможно, что для повышения прибыли предприятию необходимо изменить структуру услуг, увеличив долю наиболее рентабельных услуг.

Обеспечение эффективного функционирования предприятия требует экономически грамотного управления его хозяйственной деятельностью, которое во многом определяется умением анализировать ее и предвидеть возможные результаты. Анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления деятельностью предприятия, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно-обоснованных планов и управленческих решений. В современных условиях руководителю предприятия недостаточно рассчитывать только на свою интуицию. Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Недооценка роли анализа хозяйственной деятельности, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят предприятию чувствительные потери. И наоборот, те предприятия, которые серьезно относятся к анализу, имеют хорошие производственные и финансовые результаты и высокую экономическую эффективность.

Вопросы для самоконтроля

1. Назвать основные источники формирования прибыли предприятия.

2. Какие факторы влияют на изменение прибыли от реализации услуг?

3. Что представляет собой анализ внереализационных финансовых результатов деятельности предприятия?

4. Что представляет собой анализ балансовой и чистой прибыли?

5. Какие показатели характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат? Как они рассчитываются?

6. В чем принципиальное отличие анализа прибыли и рентабельности по международным стандартам от классического анализа этих показателей?

7. В чем заключается проблема максимизации прибыли для предприятия?

8. Каковы основные источники резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности предприятия?

источник

Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации состоит из следующих этапов:

Анализ финансовых результатов, эффективности использования активов и источников их формирования

Рассмотрим подробнее каждый из названных этапов.

Данный этап включает в себя три составляющих:

  1. анализ структуры активов;
  2. анализ структуры источников формирования активов;
  3. анализ изменения активов и их источников.

Агрегированная информация о состоянии имущества и источников его образования представлена в таблице.

Наименование Базисный год Отчетный год В % к валюте баланса Прирост (+), уменьшение (-)
Базисный год Oтчетный год абсолютная
величина
относительная
величина, %
доля в %
к валюте
баланса
Актив
Внеоборотные активы
Оборотные активы:
Запасы
Долгосрочная дебиторская задолженность
Краткосрочная дебиторская задолженность
Денежные средства
Краткосрочные финансовые вложения
Валюта баланса 100% 100% 100%
Пассив
Капитал и резервы (источники собственных средств)
Обязательства:
Долгосрочные:
Кредиты и займы
Кредиторская задолженность
Краткосрочные:
Кредиты и займы
Кредиторская задолженность
Валюта баланса 100% 100% 100%

При анализе структуры активов и их источников могут наблюдаться негативные тенденции:

  • абсолютное и относительное снижение денежных средств;
  • более быстрый рост заемных средств по сравнению с собственными средствами, что увеличивает вероятность потери контроля над своими активами;
  • более быстрый рост краткосрочных обязательств по сравнению с долгосрочными обязательствами, что приводит к снижению финансовой стабильности организации;
  • более быстрый рост краткосрочных кредитов и займов по сравнению с краткосрочной кредиторской задолженностью (уменьшение дешевых источников финансирования), что приводит к увеличению себестоимости продукции, работ, услуг.

При анализе источников собственных средств (уставный, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль (убыток) и прочие резервы) положительной тенденцией является увеличение нераспределенной прибыли, ее более быстрый рост по сравнению со всеми собственными источниками. Соответственно, снижение доли нераспределенной прибыли свидетельствует о падении деловой активности организации.

При анализе обязательств (задолженность по кредитам и займам, кредиторская задолженность) положительной тенденцией является увеличение доли долгосрочных обязательств, снижение просроченной задолженности.

Отдельного внимания заслуживают просроченные обязательства. Их принято делить на:

  • «спокойные» (задолженность поставщикам и подрядчикам; исключение составляют случаи подачи иска кредитором в арбитражный суд о взыскании задолженности);
  • «срочные» (задолженность бюджету, внебюджетным фондам; увеличение доли соответствующей задолженности свидетельствует о финансовых затруднениях организации).

Размещение активов оценивают с помощью доли в валюте баланса внеоборотных и оборотных активов, доли в валюте баланса имущества производственного назначения. Для организаций производственной сферы доля имущества производственного назначения должна находиться в пределах от 50 до 60%.

Состояние краткосрочных активов характеризуется соотношением труднореализуемых и легкореализуемых активов. Для оценки можно использовать следующую таблицу.

№ п/п Наименование статьи Базисный год Отчетный год Темп роста, % Изменение по
сравнению с
базисным годом
1 Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения), расходы будущих периодов, тыс. руб.
2 Производственные запасы, готовая продукция и товары для перепродажи, тыс. руб.
3 Просроченная краткосрочная дебиторская задолженность, тыс. руб.
4 Итого труднореализуемые активы (сумма строк с 1-й по 3-ю), тыс. руб.
5 Общая величина краткосрочных активов (оборотные активы минус долгосрочная дебиторская задолженность), тыс. руб.
6 Легкореализуемые активы (стр. 5 — стр. 4), тыс. руб.
7 Отношение труднореализуемых активов к легкореализуемым активам (стр. 4/стр. 6*100%), % X

Понятно, что увеличение доли труднореализуемых активов негативно влияет на ликвидность и финансовую стабильность организации.

Для анализа платежеспособности и финансовой устойчивости используется система следующих показателей:

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств: К = заемные средства / собственные средства x 100.

Характеризует обеспеченность заемных средств собственными, то есть гарантию возврата долга. Рекомендуемое значение: 0. Профицит, если стр. 1 — стр. 2 0. Профицит, если стр. 4 — стр. 5 0. Профицит, если стр. 7 — стр. 8 0

Положительная или стабильная, значение > 0 Рентабельность активов чистая (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 Рентабельность продаж чистая, (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Отсутствие дефицита запасов Отсутствие дефицита запасов Отсутствие просроченных обязательств Отсутствие просроченных обязательств Отсутствие просроченной дебиторской задолженности Отсутствие просроченной дебиторской задолженности Чистые активы > уставного капитала Чистые активы > уставного капитала. Положительная или стабильная динамика чистых активов Оборотный капитал > 0 Оборотный капитал > 0. Положительная динамика или стабильная «Хорошо». Для организаций, существующих менее 1 года, высшая оценка «удовлетворительно» Рентабельность активов общая (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 за предшествующий год Рентабельность активов чистая (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 за предшествующий год Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 за предшествующий год Рентабельность продаж чистая (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 за предшествующий год Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Отсутствие дефицита запасов Отсутствие дефицита запасов Отсутствие просроченных обязательств Снижение просроченных обязательств Отсутствие просроченной дебиторской задолженности Снижение просроченной дебиторской задолженности Чистые активы > уставного капитала Чистые активы > уставного капитала. Положительная динамика чистых активов или стабильная Оборотный капитал > 0 Оборотный капитал > 0. Положительная динамика или стабильная «Удовлетворительно» Рентабельность активов общая, (%) > 0 Динамика не имеет значения Рентабельность активов чистая (%) > 0 Динамика не имеет значения Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг (%) > 0 Динамика не имеет значения Рентабельность продаж чистая (%) > 0 Динамика не имеет значения Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Динамика не имеет значения Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Динамика не имеет значения Отсутствие просроченных обязательств Динамика не имеет значения «Неудовлетворительно» Наличие дефицита одного из видов ликвидных активов Динамика не имеет значения Наличие просроченных обязательств Динамика не имеет значения Убыточность Динамика не имеет значения

Финансовое состояние оценивается как:

  1. отличное, хорошее, удовлетворительное при наличии всех указанных критериев;
  2. неудовлетворительное, если выполняется хотя бы один из указанных критериев: наличие дефицита одного из видов ликвидных активов или наличие просроченных обязательств.

Этим содержание методики Госкомстата исчерпывается.

Для целей проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации полезную информацию можно почерпнуть также из следующих документов:

  1. Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 №367;
  2. Методики проведения ФНС учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 21.04.2006 №104;
  3. Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций) (см. таблицу 1 «Некоторые показатели, рекомендуемые для аналитической работы» разд. IV «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия»), утверждены Приказом Минэкономики России от 01.10.1997 №118;
  4. Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утверждены Распоряжением ФУДН при Госкомимуществе России от 12.08.1994 №31-р;
  5. Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций, утверждены Приказом ФСФО России от 23.01.2001 №16.
Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Обратите внимание! В данный перечень вошли как действующие, так и утратившие силу документы. Однако для целей проведения анализа это не имеет принципиального значения, ведь методологические основы с течением времени не изменяются.

Особо подчеркнем, что некоторые налоговые органы, ссылаясь на неудовлетворительное финансовое состояние организации, отказывают в вычете НДС. В качестве обоснования своей позиции налоговики обычно приводят расчет нескольких коэффициентов. Однако подобные действия инспекторов незаконны, поэтому, обратившись в суд, можно отстоять право на вычет (см., например, Постановления ФАС МО от 17.04.2012 по делу №А40-109075/10-35-581, Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 №09АП-32165/2012 по делу №А40-40743/12-90-215). Арбитры указывают, что неудовлетворительное финансовое состояние не названо в гл. 21 НК РФ в качестве основания для отказа в вычете. Кроме того, судьи отмечают, что проведенный налоговым органом анализ финансового состояния налогоплательщика не носит комплексного характера, инспекторы отдают предпочтение негативным показателям и не учитывают «хорошие» коэффициенты и положительные тенденции.

Мы подробно рассмотрели предложенную Госкомстатом методику. В принципе она позволяет дать комплексную оценку положению дел на предприятии. Однако при ее применении (как, впрочем, и в случае использования любой другой методики) нельзя переоценивать роль отдельных коэффициентов. Коэффициенты — это наиболее известный и широко применяемый инструмент анализа финансовой отчетности. Они позволяют изучить зависимости между различными составными частями финансовых отчетов (активами и обязательствами, затратами и поступлениями), а также их динамику. Коэффициенты рассчитать нетрудно, а вот правильное их толкование может вызывать трудности.

Кроме того, нужно помнить, что для анализа используют более сотни различных финансовых коэффициентов. Отбор конкретных коэффициентов определяется задачами проводимого анализа (анализ кредитоспособности, анализ вероятности банкротства, рейтинговая оценка).

Важно оценить не только значения рассчитанных показателей, но и их динамику.

Так, показатели могут характеризовать организацию с хорошей или даже очень хорошей стороны, но их негативная тенденция (устойчивое снижение размера чистых активов, чистой прибыли, рентабельности, доли собственного капитала, коэффициентов ликвидности) – повод задуматься (понять причины отрицательных изменений, внести необходимые корректировки в проводимую руководством организации политику). И наоборот, нет оснований для паники, если значение некоторых из показателей ниже рекомендуемого, но наблюдается их положительная динамика.

При проведении анализа должны учитываться не только отраслевые особенности, но и условия жизнедеятельности каждого конкретного предприятия. Например, при наличии на балансе объектов незавершенного строительства значимыми будут такие сведения, как (п. 8 Приложения 3 к Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа):

  • степень готовности объектов незавершенного строительства;
  • размер средств, необходимых для завершения строительных работ, и срок возможного пуска в эксплуатацию объектов;
  • необходимость или целесообразность завершения строительных работ либо консервации объектов незавершенного строительства;
  • возможная стоимость объектов незавершенного строительства при реализации на рыночных условиях.

Автор: С.М.Волкова, Эксперт журнала «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение»
Источник: «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», 4/2013

источник

В условиях рыночных отношений предприятие может процветать и выживать в конкурентной борьбе только за счет повышения эффективности своей деятельности. Обеспечение эффективного функционирования организации требует экономически грамотного управления ею. Важнейшим элементом управления фирмой является экономический анализ.

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучение их во всём многообразии связей и зависимостей.

Различают макроэкономический анализ, исследующий мировую, национальную и отраслевую экономику, и микроэкономический анализ (анализ хозяйственной деятельности – АХД), изучающий деятельность отдельных субъектов хозяйствования (предприятий, учреждений и др. организаций и их подразделений).

С помощью анализа изучаются тенденции развития предприятия, исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности фирмы, вырабатывается экономическая стратегия её развития. АХД является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования.

Основные задачи АХД предприятия заключаются в следующем:

1. Установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия;

2. Научное обоснование управленческих решений, текущих и перспективных планов;

3. Контроль за выполнением планов и управленческих решений, экономным использованием ресурсов производства;

4. Изучение влияния внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности;

5. Поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия;

6. Оценка результатов деятельности предприятия;

7. Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.

Проведение экономического анализа должно осуществляться на основе ряда принципов:

· Государственный подход при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования;

· Научный характер предполагает использование экономической теории, достижений передового опыта;

· Комплексность исследования всех сторон, звеньев деятельности;

· Системный подход, подразумевающий изучение объектов как взаимосвязанных элементов;

· Объективность, т.е. достоверное, реальное отражение действительности, конкретность, точность;

· Действенность анализа выражается в том, что его результаты используются практически;

· Планомерность означает проведение аналитической работы регулярно по плану;

· Оперативность выражается в проведении анализа быстро, чтобы не задерживать принятие решений;

· Демократизм предполагает участие в работе по проведению анализа широкого круга работников предприятия;

· Эффективность, т.е. затраты на проведение анализа должны многократно окупаться.

Метод АХД – это системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путём обработки специальными приёмами системы показателей плана, учёта, отчётности и других источников информации с целью повышения эффективности функционирования предприятия. При осуществлении этого метода используется целый ряд способов и приёмов: сравнение, графический, балансовый способы, средние и относительные величины, группировки, экспертные оценки, цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, интегральный, корреляционный, компонентный методы, методы линейного и выпуклого программирования и другие.

Экономический анализ осуществляется по следующим этапам:

1. Уточняются объекты, цель и задачи анализа;

2. Разрабатывается система аналитических и синтетических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа;

3. Собирается необходимая для анализа информация, проверяется её точность, достоверность, она приводится в сопоставимый вид;

4. Проводится сравнительный анализ, т.е. фактические результаты сравниваются с базовыми;

5. Выполняется факторный анализ;

6. Выявляются резервы повышения эффективности хозяйственной деятельности;

7. Оцениваются результаты хозяйствования и разрабатываются мероприятия по использованию выявленных резервов.

Целью настоящей работы является выполнение анализа деятельности предприятия для закрепления, систематизации и углубления теоретических знаний и приобретения практических навыков проведения анализа. Работа выполнена по заданным за два года показателям условного предприятия. За базу сравнения показателей отчетного года приняты показатели предыдущего года.

1. Общий анализ хозяйственной деятельности предприятия за анализируемый период

Таблица 1. Анализ основных показателей производственно-хозяйственнойдеятельности предприятия по сравнению с предыдущим годом

Наименование Предыдущий год Отчетный год Абсолютное отклонение Темп роста, %
1. Объём валовой продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб 48780 50312 1532 103,14
2. Объём реализации продукции, тыс. руб 23100 25780 2680 111,60
3. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб 13800 15780 1980 114,35
4. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб 9300 10000 700 107,53
5. Прибыль от прочей реализации, тыс. руб 340 260 -80 76,47
6. Внереализационные доходы, тыс. руб 118 125 7 105,93
7. Внереализационные расходы, тыс. руб 400 340 -60 85,00
8. Балансовая прибыль, тыс. руб 9358 10045 687 107,34
9. Средняя стоимость основных активов, тыс. руб 16200 17400 1200 107,41
10. Средняя стоимость активной части основного капитала, тыс. руб 11350 12450 1100 109,69
11. Количество единиц установленного оборудования 1100 1080 -20 98,18
12. Средняя стоимость оборотных активов, тыс. руб 9820 10250 430 104,38
13. Рентабельность продукции (производственной деятельности), % 67,39 63,37 -4,02 94,03
14. Общая рентабельность предприятия, % 35,96 36,33 0,36 101,01
15. Рентабельность оборота, % 40,26 38,79 -1,47 96,35
16. Капиталоотдача основных фондов, руб 1,43 1,48 0,06 103,91
17. Капиталоотдача активной части основных фондов, руб. 2,04 2,07 0,03 101,74
18. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, оборотов/год 2,35 2,52 0,16 106,92
19. Среднегодовая производительность 1 единицы оборудования, тыс. руб 21,00 23,87 2,87 113,67

Стр. 4 «Прибыль от реализации продукции» рассчитывается по формуле [5, с. 20]:

Где Vреал. – выручка от реализации всех видов продукции (дано);

ТС полная себестоимость реализованной продукции (дано).

Стр. 8 «Балансовая прибыль» определяется по формуле [5, с. 17]:

Где П – прибыль от реализации продукции (по ф. 1);

П пр. реал. – прибыль от прочей реализации (дано);

РВД – результат внереализационной деятельности (внереализационные доходы минус внереализационные расходы).

Стр. 13 «Рентабельность продукции» рассчитывается по формуле [5, с. 24]:

Где П – прибыль от реализации продукции (по ф. 1);

ТС полная себестоимость реализованной продукции (дано).

Стр. 14 «Общая рентабельность предприятия» рассчитывается по формуле [5, с. 28]:

Где БП – балансовая прибыль предприятия (по формуле 2);

S ос – средний размер основных активов (дано);

S об – средний остаток оборотных средств (дано).

Стр. 15 «Рентабельность оборота» рассчитывается по формуле [5, с. 26]:

Где П – прибыль от реализации продукции (по ф. 1);

Vреал. – выручка от реализации всех видов продукции (дано).

Стр. 16 «Капиталоотдача основных фондов» рассчитывается по формуле [5, с. 31]:

Где V произв. – объём произведенной продукции (дано);

S осн. – средний размер основных активов (дано).

Стр. 17 «Капиталоотдача активной части основных фондов» рассчитывается по формуле [5, с. 33]:

Где V произв. – объём произведенной продукции (дано);

Sакт. части – средний размер активной части основных активов (дано).

Стр. 19 «Среднегодовая производительность 1 единицы оборудования» рассчитывается по формуле [5, с. 33]:

Где V произв. – объём произведенной продукции (дано);

Q уст. – количество единиц установленного оборудования (дано).

Стр. 18 «Коэффициент оборачиваемости оборотных средств» определяется по формуле [5, с.]:

где V произв. – объём произведенной продукции (дано);

Sоб. ср – средний остаток оборотных средств (дано).

Графа 4 «Абсолютное отклонение» рассчитывается по формуле:

где у2, у1 размер показателя соответственно в отчетном и базисном (предыдущий год или по плану) периоде.

Графа 5 «Темп роста»рассчитывается по формуле:

По данным таблицы 1 строим диаграмму (рис. 1).

источник

Различают макроэкономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и нацио­нальной экономики и ее отдельных отраслей, и микроэкономиче­ский анализ, который получил название анализ хозяйственной деятельности (АХД). АХД изучает процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Основу АХД составляет экономический анализ.

Экономический анализ — это научный способ познания сущ­ности экономических явлений и процессов, основанный на рас­членении их на составные части и изучении их во всем многооб­разии связей и зависимостей.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Управляющая система состоит из следующих элементов: планирование —> учет и контроль —> анализ —> принятие управлен­ческих решений.

АХД является связующим звеном между учетом и приня­тием управленческих решений.

Экономический анализ можно рассматривать как деятель­ность по подготовке данных, необходимых для научного обосно­вания и оптимизации управленческих решений.

изучение характера действия экономических законов, ус­тановление закономерностей и тенденций экономических явле­ний и процессов в условиях конкретного предприятия;

научное обоснование текущих и перспективных планов;

контроль за выполнением планов и управленческих ре­шений, за экономным использованием ресурсов;

изучение влияния объективных и субъективных, внут­ренних и внешних факторов на результаты хозяйственной дея­тельности;

поиск резервов повышения эффективности функциони­рования предприятия на основе изучения передового опыта идостижений науки и практики;

оценка результатов деятельности предприятия по выпол­нению планов;

разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.

Анализ хозяйственной деятельности — это наука, представ­ляющая собой систему специальных знаний, связанных с иссле­дованием тенденций хозяйственного развития, научным обосно­ванием планов, управленческих решений, контроля за их выпол­нением, с оценкой достигнутых результатов, поиском, измерениеми обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и с разработкой мероприятий по их использованию.

По признаку времени различают предварительный анализ (до совершения хозяйственных операций) и последующий анализ (после совершения хозяйственных операций). Последующий, т.е. ретроспективный, анализ используют для изучения тенденций развития предприятия, контроля за выполнением принятых пла­нов и диагностики состояния предприятия.

Ретроспективный анализ делится на оперативный и итого­вый. Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду). Итоговый анализ прово­дится за отчетный период (месяц, квартал, год). Итоговый и опе­ративный анализ взаимосвязаны и дополняют друг друга.

По функциональному признаку, по роли и задачам выделя­ют финансовый, управленческий, портфельный (маркетинговый) и другие виды анализа.

Важное место среди всех видов АХД занимает финансовый анализ, который может быть охарактеризован как процесс позна­ния сущности финансового механизма функционирования субъ­ектов хозяйствования. Его основное назначение состоит в изуче­нии, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия, в выявлении резервов повышения его устойчиво­сти. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д.

Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, вы­работки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, тех­нологии и организации производства. Он носит оперативный ха­рактер, его результаты являются коммерческой тайной.

Портфельный (маркетинговый) анализ применяется служ­бой маркетинга предприятия для изучения внешней среды функ­ционирования предприятия: рынков сырья и сбыта готовой про­дукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, ком­мерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

В этом анализе выделяется деловой комплексный анализ (Profit Impact of Маrкеt Strategy — РIМS) — анализ влияния рыноч­ной стратегии на прибыль.

Предметом анализа хозяйственной деятельности являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

анализ должен носить научный характер, основываться на положениях диалектической теории познания, учитывать тре­бования экономических законов развития производства;

анализ должен быть комплексным;

при анализе используется системный подход, т.е. каж­дый изучаемый объект рассматривается как сложная динамиче­ская система, состоящая из ряда элементов, определенным спосо­бом связанных между собой и с внешней средой;

анализ должен быть объективным, конкретным, точным, базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность;

анализ должен активно воздействовать на ход произ­водства;

анализ должен проводиться систематически;

анализ должен быть оперативным;

к участию в анализе привлекается широкий круг трудя­щихся предприятия;

анализ должен базироваться на государственном подходе;

анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны быть меньше ожидаемого эффекта.

Экономический анализ тесно связан с экономической тео­рией, отраслевыми экономиками, с планированием и управлени­ем на предприятии, с бухгалтерским учетом, финансированием и кредитованием предприятий, опирается на особенности техноло­гии производства.

Метод анализа хозяйственной деятельности — это систем­ное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, уче­та, отчетности и других источников информации с целью повы­шения эффективности функционирования предприятия.

Методика анализа представляет собой совокупность ана­литических способов и правил исследования экономических яв­лений и процессов хозяйственной деятельности, подчиненных достижению цели анализа. Она включает следующие моменты:

формулировка задач и целей анализа;

способы и методика исследования изучаемых объектов;

потребители результатов анализа.

1-й этап — уточняются объекты, цель и задачи анализа, со­ставляется план аналитической работы;

2-й этап — разрабатывается система синтетических и анали­тических показателей, с помощью которых характеризуется объ­ект анализа;

3-й этап — собирается и подготавливается к анализу необхо­димая информация;

4-й этап — проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана;

5-й этап — выполняется факторный анализ, т.е. выделяются факторы и определяется их влияние на результат;

6-й этап — выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства;

7-й этап — дается оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

Каждое явление можно рассматривать и как причину, и как результат. Например, производительность труда можно рассмат­ривать, с одной стороны, как причину изменения объема произ­водства, уровня себестоимости продукции, а с другой — как резуль­тат изменения степени механизации, автоматизации производст­ва, усовершенствования организации труда. Если показатель рас­сматривается как следствие, то при изучении взаимосвязей его называют результативным показателем. Показатели, определяю­щие повеление результативного признака, называются факторными. Отсюда важным методологическим вопросом в анализе хозяй­ственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

Под факторным анализом понимается методика комплекс­ного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Есть два основных ва­рианта факторного анализа:

1) детерминированный (функциональный) факторный ана­лиз;

2) стохастический (корреляционный) факторный анализ. Детерминированный (функциональный) факторный анализ

представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функцио­нальный характер, т.е. результативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Стохастический (корреляционный) факторный анализ представляет собой методику исследования факторов, связь ко­торых с результативным показателем в отличие от функциональ­ной является неполной, вероятностной (корреляционной).

Исследуемые в анализе факторы могут быть классифици­рованы следующим образом:

основные и второстепенные (по степени воздействия на результаты хозяйственной деятельности);

объективные и субъективные;

экстенсивные и интенсивные.

количественные и качественные;

сложные (комплексные) и простые (элементные);

прямого воздействия и косвенные;

первого, второго, третьего и т.д. уровня подчинения (по уровню соподчиненности — иерархии).

Одной из задач факторного анализа является моделирова­ние взаимосвязей между результативными показателями и фак­торами, которые определяют их величину. Сущность моделиро­вания заключается в том, что взаимосвязь исследуемого показа­телях факторами выражается в форме конкретного математиче­ского уравнения.

В детерминированном анализе выделяют следующие типы наиболее часто встречающихся факторных моделей.

Они используются в тех случаях, когда результативный по­казатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей.

Этот тип моделей применяется тогда, когда результатив­ный показатель представляет собой произведение нескольких фак­торов.

Используются, когда результативный показатель получают делением величины одного фактора на величину другого.

4. Смешанные (комбинированные) модели — это сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей.

Моделирование мультипликативных факторных систем осуществляется путем последовательного расчленения факторов исходной системы на факторы-сомножители. Например, при ис­следовании процесса формирования объема производства про­дукции можно применять такие детерминированные модели, как

где Впр — валовая продукция;

Чср.пр — среднесписочная численность рабочих;

Вг — среднегодовая выработка одного среднесписочного рабочего;

Д — количество дней, отработанных одним работником

В. — среднедневная выработка одного работника; Дч — средняя продолжительность рабочего дня; Вч — среднечасовая выработка одного рабочего.

Эти модели отражают процесс детализации исходной фак­торной системы мультипликативного вида и расширения ее за счет расчленения на сомножители комплексных факторов. Сте­пень детализации и расширения модели зависит от цели исследо­вания, а также от возможностей детализации и формализации по­казателей в пределах установленных правил.

Аналогичным образом осуществляется моделирование ад­дитивных факторных систем — путем расчленения факторов ис­ходной модели на составные элементы.

Как известно, объем реализации продукции равен

On, Оk остаток готовой продукции на складах предпри­ятия соответственно на начало и на конец года.

Преобразование кратных моделей осуществляют методами удлинения, расширения и сокращения.

Метод удлинения предусматривает удлинение числителя исходной модели путем замены одного или нескольких факторов на сумму однородных показателей. Например, себестоимость еди­ницы продукции можно представить в виде функции двух факто­ров: изменения суммы затрат (3) и объема выпуска продукции пр). Исходная модель этой факторной системы будет иметь вид

где Сед — себестоимость единицы продукции;3 — затраты;Тпр товарная продукция.

Если общую сумму затрат заменить отдельными их эле­ментами, такими как сырье и материалы (МЗ), оплата труда (ФОТ), единый социальный налог (ЕСН), амортизация основных средств (А), накладные (прочие) расходы (ЯР), то получим адди­тивную модель с новым набором факторов:

где х1 — материалоемкость продукции;

x2- трудоемкость продукции;

x3 — уровень налогов на социальные нужды в себестоимо­сти;

х4 — доля амортизации в себестоимости продукции;

x5 — уровень накладных (прочих) затрат.

Метод расширения предусматривает расширение исходной факторной модели путем умножения числителя и знаменателя дроби на один или несколько новых показателей. Например, если

в исходную модель ввести новый показатель c, то модель примет вид

В результате получается конечная мультипликативная мо­дель в виде произведения нового набора факторов.

Этот способ моделирования очень широко применяется в анализе. Например, среднегодовую выработку продукции одним работником (показатель производительности труда) можно представить таким образом:

Если ввести такой показатель, как количество дней, отработанных всеми работниками общ), то получим следующую модель годовой выработки:

Метод сокращения представляет собой создание новой факторной модели путем деления числителя и знаменателя дробина один и тот же показатель. В данном случае получается конечная модель того же типа, что и исходная, однако с другим набо­ром факторов.

Как известно, рентабельность совокупных активов пред­приятия рассчитывается делением суммы прибыли (П) на ихсреднегодовую стоимость (А):

Если числитель и знаменатель разделим на выручку (това­рооборот), то получим кратную модель, но с новым набором фак­торов.

Таким образом, результативные показатели могут быть разложены на составные элементы (факторы) различными спосо­бами и представлены в виде различных типов детерминированных моделей. Выбор способа моделирования зависит от объекта исследования, от поставленной цели, а также от профессиональ­ных знаний и навыков исследователя.

Процесс моделирования факторных систем очень сложный и ответственный момент в АХД. От того, насколько реально и точно созданные модели отражают связь между исследуемыми показателями, зависят конечные результаты анализа.

источник