Меню Рубрики

Как найти анализ балансовой прибыли

Балансовая прибыль является общим финансовым результатом, то есть прибылью (убытком), получаемой в результате балансирования всех доходов и расходов.

В прибыль балансовую включены три базовые составляющие прибыли:

  • От реализации товара (выполнения работ, оказания услуг),
  • От прочих видов реализации,
  • От внереализационных операций.

По составу в балансовую прибыль могут быть включены следующие составляющие:

  • Прибыль от продажи товаров (оказание услуг, выполнение работ);
  • Прибыль от продажи материальных средств, оборотных и основных фондов;
  • Прибыль (убыток) от валютной разницы;
  • Прибыль от финансовых вложений, продажи ценных бумаг;
  • Доход от сдачи помещений или прочего имущества в аренду;
  • Потери (доходы) при осуществлении финансовых операций и др.

Формула балансовой прибыли для предприятия выглядит следующим образом:

Здесь БП – прибыль(убыток) балансовая,

РП – реализационная прибыль (от продажи товара),

ПР – прочая реализационная прибыль,

ВП – внереализационная прибыль.

Если в результате расчетов по формуле балансовой прибыли получается убыток, то он фиксируется со знаком минус.

Прибыль от реализации продукции определяется по следующей формуле:

РП = В – З – Н

Здесь РП – реализационная прибыль,

З – затраты на производство и реализацию,

Н – сумма налоговых отчислений (акцизы, НДС, экспортные тарифы и др.).

Прочая реализационная прибыль может быть вычислена следующим образом:

Здесь ПР – прочая реализационная прибыль,

В – выручка от продажи активов (материалы, основные фонды, сырье),

РР – расходы по реализации активов,

ОС – остаточная стоимость активов.

Для объектов основных средств остаточная стоимость вычисляется как разность между первоначальной стоимостью и износом, накопившимся за период их использования.

В первую очередь при анализе балансовой прибыли проводится оценка выполнения фактического плана, который сравнивается с предыдущим отчетным периодом.

Формула балансовой прибыли призвана решить следующие задачи:

  • Выявить причины и факторы невыполнения плана в намеченной прибыли;
  • Определить слабые стороны хозяйственной деятельности, убыточного звена предприятия;
  • Найти источники образования убытка;
  • Сформировать списки резерва для последующего роста прибыли или минимизации убытков.

При анализе балансовой прибыли происходит исследование ее структуры, включая состав, динамику выполненного плана за определенный отчетный период. Если показатели изучаются в динамике, то необходимо принимать к учету факторы инфляции, при этом производят корректировку выручки на индекс средневзвешенного роста стоимости товара по отрасли. В этом случае себестоимость реализованной продукции (услуг, работ) нужно уменьшить на разницуцен ресурсов, которые были задействованы в рассматриваемом периоде.

Доход от реализации (выручка) – 17 000 тыс. руб.,

Себестоимость продукции – 10 000 тыс. руб.,

Доход от банковского вклада – 500 тыс. руб.,

Сумма дивидендов – 350 тыс. руб.,

Арендные платежи – 260 тыс. руб.,

Штрафы за неисполненные обязательства – 400 тыс. руб.,

Решение В первую очередь необходимо определить прибыль от продаж:

ПП = 17 000 – 10 000 = 7 000 тыс. руб.

Прибыль от внереализационных операций составит:

ВП = 500 + 350 – 400 – 260 = 190 тыс. руб.

Формула балансовой прибыли для предприятия выглядит следующим образом:

БП=7 000 + 190 = 7190 тыс. руб.

Затраты на реализацию – 25 тыс. руб.

Затраты на производство – 269 тыс. руб.

Налоговые выплаты 50 тыс. руб.,

Прибыль от внереализационных операций (ВП) – 360 тыс. руб.,

Прибыль от продажи объектов основных средств – 500 тыс. руб.

Решение Прибыль от реализации продукции определим по следующей формуле:

РП = В – З – Н

РП = 1 200 – 25 – 269 – 50 = 856 тыс. руб.

Формула балансовой прибыли для предприятия выглядит следующим образом:

источник

При анализе прибыли рассматриваются источники ее образования и выявляются резервы ее дальнейшего увеличения.

Балансовая прибыль включает прибыль от реализации произведенной продукции (выручка (нетто) от продажи продукции за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, себестоимости проданной продукции, коммерческих расходов, управленческих расходов), прочих доходов и расходов, отражаемых в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Анализ балансовой прибыли начинается с общей оценки выполнения плана прибыли по составным ее элементам в сравнении с планом и с предыдущим годом. Для этого из формы N 2 и оперативных данных организации заносятся в таблицу.

Показатели прибыли по составным элементам организации

за 2005г. (суммы – в тыс. руб.)

Показатели План на Фактически Отклонения
год за за от плана от
отчетный предыдущий предыдущего
год год года
сумма % сумма %
Прибыль (убыток) + 142 + 11,8 + 422 + 45,5
До налогообложения
в том числе :
валовая прибыль + 184 + 15,2 + 438 + 46,0
Прочие доходы и расходы -42 -26 -42 X +16 X

Из табл. 39 следует, что фактическая прибыль до налогообложения увеличилась по сравнению, как с планом, так и с предыдущим годом. Однако прочие расходы уменьшили балансовую прибыль в отчетном году против плана на 42 тыс. руб. (7 тыс. руб. + 35 тыс. руб.).

Анализ прибыли от реализации произведенной продукции начинается с проверки баланса произведенной продукции и общей оценки влияния на выполнение плана прибыли изменения прибыли в остатках готовой продукции на начало и конец отчетного года. Для этого составляется таблица по плановым и фактическим показателям. Пример:

Баланс произведенной готовой продукции (тыс. руб.)

Показатели План Факт Отклонение фактической прибыли от плановой
Плановая себестоимость произведенной продукции Произведенная продукция в отпускных ценах прибыль Полная себестоимость произведенной продукции Произведенная продукция в отпускных ценах прибыль
1. Остатки готовой продукции на начало года
2. Выпуск продукции в отчетном году 10 888 12 056 1 168 11 279 12 673 1 1 394 +226
3. Остатки готовой продукции на конец отчетного года +42
Реализовано готовой продукции за отчетный год 10 845 12 052 1 207 11 224 12 615 1 391 +184

Примечание: 1) прибыль от выпуска продукции в ценах плана составила 1372 тыс. руб. (12 651 тыс. руб. — 11 279 тыс. руб.);

2) плановые показатели определяются как разность между объемом реализации, суммой, остатков продукции на начало года и плановым ее выпуском.

Анализ приведенных данных в балансе произведенной готовой продукции (табл.40) позволяет сделать заключение о том, что план прибыли от выпуска продукции перевыполнен на 226 тыс. руб., или на 19,3% (226 тыс. руб. х 100 : 1168 тыс. руб.), а от реализации — на 184 тыс. руб., или на 15,2% (184 тыс. руб. х 100 : 1207 тыс. руб.). Однако увеличение прибыли в остатках готовой продукции на конец года привело к уменьшению прибыли от реализации на 42 тыс. руб.

Одной из причин увеличения прибыли в остатках готовой продукции на конец анализируемого периода может быть наличие в остатках высокорентабельной продукции вместо предусмотренной в расчетах плана низкорентабельной. В этом случае необходимо выяснить, какие конкретные изделия и по каким причинам не были реализованы в отчетном периоде. Чаще это возникает из-за отказа покупателей от поступивших изделий с дефектами и возвращенных изготовителю для их устранения. Реализация такой продукции — резерв увеличения прибыли в следующем отчетном периоде.

В ходе анализа рассматривается номенклатура продукции, которая осталась на складе, с целью выявления изделий, которые не пользуются спросом или сбыт которых ограничен. В случае наличия таких изделий выясняется, не предусмотрен ли их дальнейший выпуск в последующем для решения вопроса о снятии с производства вышеуказанных изделий или сокращении выпуска до размеров, обеспеченных сбытом.

Выполнение плана прибыли от реализации продукции анализируется исходя из следующих данных (табл. 41).

Прибыль от реализации выпущенной продукции (тыс. руб.)

Показатели N строки По утвержденному плану По плану на фактически реализованную продукцию По отчету
А Б
1. Производственная себестоимость 10 759 11 222 11 139
2 . Koммерческие расходы-: (расходы на продажу)
3 . Итого полная себестоимость 10 845 11 308 11 224
4 . Выручка от реализации 12 085 12 666 12 688
5 . Результат :
прибыль 1 240 1 358 1 464
убыток

Данные табл. 41 свидетельствуют о том, что фактическая прибыль от реализации произведенной продукции (больше запланированной на 224 тыс. руб. (1464 тыс. руб. -1240 тыс. руб.).

Для более глубокого анализа выявляются факторы, повлиявшие на выполнение плана по прибыли.

Прежде всего, следует проанализировать, какое влияние на выполнение плана прибыли оказали изменение отпускных цен, смена покупателей. Влияние изменения отпускных цен на прибыль от реализации продукции определяется путем сопоставления фактической выручки от реализации выпущенной продукции с выручкой от реализации продукции при плановых ценах на фактически реализованную продукцию. Затем анализируется влияние на прибыль результатов выполнения плана по реализации продукции.

Расчет влияния на прибыль результатов выполнения плана по реализации продукции:

а) план реализации продукции в отпускных ценах выполнен на 104,8% (12 666 тыс. руб. х 100 : 12 085 тыс. руб.);

б) за счет перевыполнения плана реализации продукции получено дополнительно прибыли (сверх плана) 59 5 тыс. руб. (1240 тыс. руб. х 4,8% : 100).

(12 666 тыс. руб. — 12 085 тыс. руб.) х 100 / 12 085 тыс. руб. = 4,8%.

На размер прибыли оказывает влияние уменьшение себестоимости реализованной продукции.

Влияние на прибыль уменьшения себестоимости реализованной продукции определяется путем сопоставления фактической себестоимости продукции с плановой себестоимостью того же (фактического) объема продукции:

а) по плану в пересчете на фактически реализованную продукцию производственная себестоимость составила 11 222 тыс. руб., а фактически — 11 139 тыс. руб., то есть меньше плана на 83 тыс. руб. (11 222 тыс. руб. — 11 ч 39 тыс. руб.);

Читайте также:  Замершая беременность генетика какие анализы

б) от снижения расходов на продажу прибыль увеличилась на 1 тыс. руб. (86 тыс. руб. — 85 тыс. руб.). Всего за счет уменьшения себестоимости реализованной продукции получено сверхплановой прибыли 84 тыс. руб. (83 тыс. руб. + 1 тыс. руб.).

На размер прибыли оказывает влияние изменение ассортимента и качества фактически реализованной продукции в сравнении с планом.

Вследствие изменения ассортимента реализованной продукции и качества получено дополнительно прибыли согласно следующему расчету:

а) прибыль по плану в условиях фактической номенклатуры и фактического объема реализации (по плану на фактически реализованную продукцию) составила 1358 тыс. руб. (12 666 тыс. руб. -11 308 тыс. руб.);

б) прибыль в отчетном году в условиях плановой структуры с учетом выполнения плана-реализации равна 1299,5 тыс. руб. (1240 тыс. руб. х 104,8% : 100).

Следовательно, дополнительная прибыль составила 58,5 тыс. руб. (1358 тыс. руб. — 1299,5 тыс. руб.). Общая сумма сверхплановой прибыли образовалась на общую сумму 224 тыс. руб., в том числе увеличилась:

— от завышения цен на выпускаемую продукцию — на 22 тыс. руб.;

— от роста объема реализации — на 59,5 тыс. руб.;

— от уменьшения себестоимости реализованной продукции — на 84 тыс. руб.;

— от изменения ассортимента и качества — на 58,5 тыс. руб.

Кроме того, при анализе выполнения прибыли рассматривается состояние расчетов с покупателями.

Сведения о состоянии расчетов организации за 2005 год

Показатели На начало года На конец года Изменения
А
1. Денежные средства — всего -26
в том числе на расчетном счете -19
2. Товары отгруженные по расчетным документам, не оплаченным в срок покупателями — 1
3. Товары на ответственном хранении у покупателей ввиду отказе, от акцепта « + 19
4. Дебиторы — всего + 5
в том числе прочие дебиторы
Итого средств -3

Из данных табл. 42 о состоянии ненормируемых оборотных средств и таблицы «Остатки нереализованной продукции» можно сделать следующие выводы: неплатежи покупателей за отгруженную им продукцию составили на конец года по фактической себестоимости 71 тыс. руб., а в отпускных ценах организации — 79 тыс. руб., что оказало влияние на недополучение прибыли на сумму 8 тыс. руб.

При анализе результатов от реализации продукции за отчетный год определяется рост прибыли в сравнении с прошлым годом. В приведенных ранее данных по прибыли от реализации рост прибыли по плану на отчетный год от реализации выпущенной продукции был предусмотрен в сумме 287 тыс. руб. (1240 тыс. руб. — 91;3 тыс. руб.), или на 30,0% (287 тыс. руб. х 100 : 953 тыс. руб.) к прибыли за предыдущий год. Фактически же прибыль за отчетный год увеличилась против прошлого года на 511 тыс. руб. (1464 тыс. руб. -953 тыс. руб.), или на 53,6% (511 тыс. руб. х 100 : 953 тыс. руб.).

Сверхплановая прибыль от выпуска продукции в отпускных ценах составила 226 тыс. руб. (табл.40 «Баланс произведенной готовой продукции»); в ценах на выпуск продукции, принятых в плане, — 204 тыс. руб. (1372 тыс руб. — 1168 тыс. руб.), или 17,5% (204 тыс. руб. : 1168 тыс. руб. х 100).

Для анализа составим таблицу 43.

Прибыль от выпуска продукции по изделиям (тыс. руб.)

Наименование продукции План Факт Отклонение фактической прибыли от плановой
объем выпуска себестоимость прибыль выпуск в ценах плана себестоимость прибыль
Изделие: «А» 5 357 4 453 6 064 5 002 1 062 + 168
Изделие «Б» 4 717 4 502 4 718 4 480 +23
Изделие «В» + 11
Продукция «Г» 1 180 1 157 1 060 1 049 -12
Прочая продукция + 14
Итого 12 056 10 888 1 168 12 651 11 279 1 372 +204

Из данных табл. 43 можно сделать вывод, что фактическая прибыль по продукции Т» на 12 тыс. руб. ниже плана. Это имеет место в результате сокращения объема производства и увеличения затрат на 1 руб. выпущенной продукции (12 тыс. руб. — 2,3 тыс. руб.). Устранив причины, оказавшие отрицательное влияние на сокращение выпуска продукции «Г» и повышение ее себестоимости, организация получит дополнительную прибыль в размере 12 тыс. руб.

Более глубокий анализ в ‘части получения дополнительной прибыли можно получить в результате анализа выполнения мероприятий по новой технике, который позволит выявить влияние уменьшения себестоимости продукции и роста прибыли за счет мероприятий по техническому совершенствованию производства.

Из рассмотрения данных, представленных в таблице «Прибыль по составным элементам» (табл. 39), можно сделать вывод, что убытки от превышения операционных расходов над операционными доходами составили 7 тыс. руб., но по сравнению с прошлым годом они сокращены на 6 тыс. руб.

На убытки в составе внереализационных расходов отнесены значительные суммы уплаченных штрафов за несвоевременный возврат тары, недопоставку продукции и прочее, которые составили 35 тыс. руб. и в 2,7 раза превысили убытки прошлого года (35 тыс. руб. : 13 тыс. руб.).

При анализе непроизводительных расходов выясняются причины их возникновения, при этом особо обращается внимание на причины уплаты штрафных санкций за нарушение договоров, за неправильную маркировку и определение сортности, за отгрузку незапланированного ассортимента. При анализе также проверяйся правильность списания на финансовые результаты штрафных санкций без привлечения к ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации и устанавливается, какие меры принимаются организацией к недопущению вышеуказанных убытков.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 670 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Целью ведения бизнеса является извлечение прибыли из осуществления предприятием своей деятельности, как заявленной в уставе организации, так и сопровождающей ее ведение. Величина прибыли как результата деятельности предприятия может оцениваться по-разному для целей налогообложения, бухгалтерского учета и менеджмента. Одним из показателей, определяющим размер конечной прибыли хозяйствующего субъекта, является балансовая прибыль, формула расчета балансовой прибыли основывается на учетных данных предприятия.

Под балансовой прибылью понимают прибыль (убыток), полученную до момента налогообложения за определенный период времени от всех видов хозяйственной деятельности организации и отраженную в ее бухгалтерском учете.

Балансовая прибыль фирмы является важным аналитическим показателем, который используется для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, характеризуя величину бухгалтерски достоверной прибыли, а в случае ее анализа за несколько отчетных периодов или бизнес-циклов — динамику роста либо снижения общей эффективности фирмы как субъекта ведения бизнеса.

Анализ базисного и цепного индексов величины балансовой прибыли исключает влияние на выводы, полученные на основании расчетов, размеров и динамики подлежащих уплате налогов (что будет происходить при сопоставлении размеров чистой прибыли), что важно для менеджмента и планирования.

Балансовая прибыль за период характеризует как таковой итоговый финансовый результат от всей деятельности организации, имевшей денежное выражение. По балансовой прибыли формула расчета показателя за период имеет следующий вид:

Таким образом, балансовая прибыль — это чистый доход компании после оплаты всех производственных, управленческих и коммерческих расходов за рассматриваемый период.

Положительная разница означает наличие у организации прибыли, отрицательная — балансового убытка за рассматриваемый период.

Сам показатель «балансовая прибыль» является базой для расчета показателя «чистая прибыль»:

Сам термин «балансовая прибыль» означает, что значение по нему можно расчетным путем получить из регистров бухгалтерского учета.

По балансовому счету 99 «Прибыли и убытки» происходит накопление в течение года остатка от поступления сумм валовой прибыли и прибыли от прочих операций со счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» либо же убытка по ним. Балансовая прибыль (или убыток) предприятия за период равна обороту по счету 99 в корреспонденции с указанными счетами.

Не входят в расчет показателя обороты по счету:

  • отражающие в корреспонденции со счетом 68 подлежащие уплате суммы налога на прибыль;
  • заключительные обороты по итоговому отнесению чистой прибыли на счет 84 по учету нераспределенной прибыли/убытка.

При наличии самого термина «балансовая прибыль» строка в балансе с таким наименованием отсутствует, что имеет свои обоснование и логику.

В балансе организации представлены агрегированные показатели активов и пассивов организации на конкретную отчетную дату по данным регистров учета. Балансовая прибыль организации – это показатель, накапливающийся нарастающим итогом в течение года, но на отчетную дату полностью исчерпывающийся, будучи по правилам учета разнесенным на счета по учету налогов к уплате и счета по учету чистой (нераспределенной) прибыли.

Следовательно, на отчетную дату в балансе предприятия в расширительном смысле (если представлять его как перечень всех счетов с указанием остатков по ним) балансовая прибыль будет уже распределена и равна нулю, как будет нулевой и строка с таким наименованием в балансе как форме отчетности, если бы таковая использовалась.

Вычислить показатель «балансовая прибыль» по формуле из данных как промежуточного, так и итогового баланса, и из данных учета можно по формуле:

В строке 2300 (Прибыль / убыток до налогообложения) формы обязательной отчетности «Отчет о финансовых результатах» балансовая прибыль напрямую указывается и вычисляется она по формуле:

источник

Исключительно важную роль в системе оценки результативности, деловых качеств предприятия и степени его надежности играют показатели прибыли и рентабельности. В прибыли аккумулируются все доходы, расходы, обобщаются результаты деятельности предприятия.

Анализ финансовых результатов (прибыли) деятельности предприятия заключается в:

  • определении отклонений каждого показателя за текущий анализируемый период;
  • исследовании структуры соответствующих показателей и их изменений;
  • проведении факторного анализа прибыли и рентабельности.
Читайте также:  Религия как предмет социологического анализа

Проведем подробный анализ прибыли и рентабельности на примере ОАО «Х». Для анализа воспользуемся Бухгалтерским балансом (Ф1) и Отчетом о прибылях и убытках (Ф2) за 2011 г. (данные формы представлены в Приложениях 1, 2).

Сначала находим следующие показатели:

    абсолютное отклонение прибыли (∆П):

где П1, П — значение прибыли соответственно в отчетном и базисном году, тыс. руб.;

уровень каждого показателя (Уi) к выручке (В) от продажи товаров, продукции, работ, услуг:

где i = 0 — базисный период;

где Y1, Y — уровень соответственно отчетного и базисного периодов.

Все расчеты представлены в табл. 1.

Таблица 1. Анализ прибыли предприятия ОАО «Х» за 2010–2011 гг.

№ п/п Показатель Код строки 2010 г. 2011 г. Абсолютное отклонение (+/–) Темп роста (снижения), % Уровень к выручке в базисном периоде, % Уровень к выручке в отчетном периоде, % Отклонение уровня (+/–)
1 2 3 4 5 6 = 5 – 4 7 = 5 / 4 x 100 8 9 10 = 9 – 8
1

Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 2110 245 900 345 897 99 997 140,7 100,0 100,0
2 Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 2120 190 234 178 345 –11 889 93,8 77,4 51,6 –25,8
3 Валовая прибыль 2100 55 666 167 552 111 886 301,0 22,6 48,4 25,8
4 Коммерческие расходы 2210
5 Управленческие расходы 2220 89 123 89 123 25,8 25,8
6 Прибыль (убыток) от продаж 2200 55 666 78 429 22 763 140,9 22,6 22,7 0,1
7 Доходы от участия в других организациях 2310
8 Проценты к получению 2320
9 Проценты к уплате 2330
10 Прочие доходы 2340 337 2745 2408 814,5 0,1 0,8 0,7
11 Прочие расходы 2350 5500 16 100 10 600 292,7 2,2 4,7 2,5
12 Прибыль (убыток) до налогообложения 2300 50 503 65 074 14 571 128,9 20,5 18,8 –1,7
13 Текущий налог на прибыль 2410 12 625 16 268 3643 128,9 5,1 4,7 –0,4
14 В том числе постоянные налоговые обязательства 2421 2800 2800 0,0 0,8 0,8
15 Изменение отложенных налоговых обязательств 2430 4 14 10 350,0 0,002 0,004 0,002
16 Изменение налоговых активов 2450
17 Прочее 2460
18 Чистая прибыль 2400 37 874 48 792 10 918 128,8 15,4 14,1 –1,3

Согласно табл. 1 в 2011 г. чистая прибыль увеличилась на 28,8 % по сравнению с 2010 г., что составило 10 918 тыс. руб. Однако уровень прибыли по отношению к выручке уменьшился на 1,3 %.

Таким образом, на основе данных табл. 1 можно делать следующие выводы:

  • увеличение показателя по стр. 1 говорит о том, что больший доход организация получает от основной деятельности;
  • уменьшение показателя по стр. 2 является положительной тенденцией, если относительное снижение затрат на производство реализованной продукции не повлияет на ее качество;
  • рост показателя по стр. 6 благоприятен. Данный показатель свидетельствует об увеличении рентабельности продукции и относительном снижении издержек производства и обращения;
  • рост показателей по стр. 12, 18 также указывает на положительные тенденции организации производства на данном предприятии. Разные темпы изменения этих показателей могут быть вызваны в основном корректировкой системы налогообложения;
  • показатель по стр. 13 характеризует долю прибыли, перечисляемой в бюджет в виде налога на прибыль. Рост этого показателя в динамике, происходящий, как правило, при увеличении ставок налогообложения, в целом нежелательное, но необходимое и не зависящее от предприятия явление.

При анализе прибыли важную роль играет анализ влияния факторов (факторный анализ), представляющий собой методику комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Отметим основные типы факторного анализа:

  • детерминированный (функциональный) — результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов;
  • стохастический (корреляционный) — связь между результативным и факторными показателями является неполной или вероятностной;
  • прямой (дедуктивный) — от общего к частному;
  • обратный (индуктивный) — от частного к общему;
  • одноступенчатый и многоступенчатый;
  • статический и динамический;
  • ретроспективный и перспективный.

Следует отметить, что любой факторный анализ состоит из следующих этапов:

  1. Отбор факторов.
  2. Классификация и систематизация факторов.
  3. Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями.
  4. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
  5. Практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя).

Общеизвестно, что изменение прибыли от реализации продукции обусловлено изменением следующих факторов:

  • объема реализации;
  • структуры реализации;
  • отпускных цен на реализованную продукцию;
  • цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;
  • уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Расчет влияния перечисленных факторов на прибыль ОАО «X» представлен в табл. 2–4.

Таблица 2. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции предприятия ОАО «Х»

№ п/п
Показатель 2011 г. 2010 г.
условное обозначение тыс. руб. условное обозначение тыс. руб.
1 Количество проданной продукции (товаров), шт. q1 69 q 60
2 Цена продукции, тыс. руб. p1 5013 p 4098,3
3 Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб. В1 345 897 В 245 900
4 Полная себестоимость от реализации продукции (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220 Ф2), тыс. руб. S1 267 468 S 190 234
5 Себестоимость 1 ед. продукции, тыс. руб./шт. Sед. 1 3876,35 Sед. 0 3170,57
6 Прибыль от реализации продукции (стр. 2200 Ф2), тыс. руб. П1 78 429 П 55 666

Таблица 3. Показатели деятельности ОАО «Х» за 2011 г. в сопоставимых ценах

№ п/п Показатель 2010 г. 2011 г. в сопоставимых ценах 2011 г.
условное обозначение тыс. руб. условное обозначение формула расчета тыс. руб. условное обозначение тыс. руб.
1 Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб. В 245 900 В’ q1 x p 282 785 В1 345 897
2 Полная себестоимость, тыс. руб. S 190 234 S 218 769 S1 267 468
3 Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб. П 55 666 П’ 64 015,9 П1 78 429

Таблица 4. Расчет факторных влияний на прибыль от реализации продукции

Фактор Формула расчета Величина показателя, тыс. руб. Удельный вес, %
Изменение отпускных цен на продукцию 1 = В1 – В’ 63 112,0 277,3
Изменение в объеме продукции p2 = p x (S‘ / S) – p 8349,9 36,7
Изменение в структуре продукции p3 = p x((В’ / В) – (S? / S)) 0,0000 0,0000
Влияние на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции p4 = S‘ – S1 –48 698,9 –213,9
Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции pP5 = S x (В’ / В) – S? 0,0 0,0
Совокупное влияние факторов 22 763 100

Согласно табл. 4 методика расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции заключается в последовательном расчете влияния каждого фактора:

1. Расчет общего изменения прибыли (ΔП) от реализации продукции:

2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (Δp1):

где В1 = q1 x p1 — выручка от реализации продукции в отчетном периоде;

В’ = q1 x p — выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах.

3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (Δp2):

где S‘ — полная себестоимость в отчетном периоде в сопоставимых ценах;

S — полная себестоимость базисного года.

4. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции (Δp3):

5. Расчет влияния на прибыль изменений полной себестоимости (Δp4):

где S1 — полная себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде.

6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (Δp5):

После этого можно рассчитать совокупное влияние факторов, воздействующих на прибыль от реализации продукции и, следовательно, на прибыль отчетного периода по следующей формуле:

Проведем расчеты для нашего примера:

ΔП = 78 429 – 55 666 = 22 763 тыс. руб.

Δp1 = 69 x 5013 – 69 x 4098,3 = 63 112 тыс. руб.

Таким образом, прирост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 22 % (p1 / p = 5013 / 4098,3 x 100 % = 122 %) привел к увеличению суммы прибыли от реализации продукции на 63 112 тыс. руб.

Δp2 = 55 666 x(218 769 / 190 234) – 55 666 = 8349,9 тыс. руб.

Δp3 = 55 666 x (282 785 / 245 900 – 218 769 / 190 234) = 0.

Δp4 = 218 769 – 267 468 = –48 698,9 тыс. руб.

Δp5 = 190 234 x (282 785 / 245 900) – 218 769 = 0.

Δp = 63 112 + 8349,9 + 0 + (–48 698,9) + 0 = 22 763 тыс. руб.

Теперь, используя данные Отчета о прибылях и убытках, проведем факторный анализ рентабельности продаж, чистой рентабельности.

Отметим, что для анализа рентабельности продаж (R) можно использовать следующую факторную модель:

где П — прибыль от реализации продукции;

В — выручка от реализации продукции;

При этом влияние фактора изменения цены на продукцию определяется по формуле:

Соответственно, влияние фактора изменения себестоимости составит:

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:

Используя данные табл. 2, 3 и формулы, проведем факторный анализ рентабельности предприятия ОАО «Х».

Таблица 5. Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж предприятия ОАО «Х»


Цена, тыс. руб. Количество проданной продукции (товаров), шт. Объем реализации, тыс. руб. Себестоимость, тыс. руб.
в базисном году в отчетном году в ценах базисного года в отчетном году базисного года фактическая в ценах базисного периода отчетного периода
Выпускаемая продукция P p1 q q1 В В’ В1 S S2 S1
4098,3 5013 60 69 245 900 282 785 345 897 190 234 218 769 267 468
Читайте также:  Развитие как объект философского анализа

Таблица 6. Факторный анализ рентабельности продаж

Рентабельность продукции, % Изменение рентабельности, % Изменение рентабельности за счет факторов, %
базисный год отчетный год изменение цены изменение себестоимости
R R1 RВ RS
Выпускаемая продукция 22,64 22,67 0,04 22,37 –22,33

Согласно табл. 6 рентабельность продаж отчетного периода увеличилась по сравнению с рентабельностью прошлого периода на 0,04 %. Данное увеличение произошло под влиянием повышения цен на выпускаемую продукцию (22,37 %).

В процессе анализа рентабельности следует произвести оценку рентабельности всего капитала, собственных средств, перманентных средств. Например, рентабельность активов (экономическая рентабельность) является общим показателем, показывающим, сколько прибыли приходится на 1 руб. имущества. От значения данного коэффициента зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах.

Коэффициенты рентабельности можно исчислять не только по всему объему средств предприятия, но и по ресурсам отдельных видов (в частности, основным средствам). Необходимую информацию для оценки экономической эффективности использования основных средств содержит бухгалтерская отчетность.

В отечественной аналитической практике чаще всего используется коэффициент рентабельности (основной) деятельности (Net Profit Margin, NPM), рассчитываемый как отношение прибыли от реализации (П) к затратам на производство реализованной продукции, которые складываются из себестоимости реализации товаров, продукции, работ и услуг (С), коммерческих (КР) и управленческих расходов (УР), то есть по формуле:

В табл. 7 приведен систематизированный перечень коэффициентов рентабельности.

Таблица 7. Показатели, характеризующие рентабельность

Показатель Способ расчета Данные Пояснения
2010 г. 2011 г.
Рентабельность продаж (маржа прибыли) (стр. 2200 Ф2 x 100 %) / (стр. 2110 Ф2) 22,64 % 22,67 % Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции
Общая рентабельность отчетного периода (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 2110 Ф2) 20,54 % 18,81 %
Рентабельность собственного капитала (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 1300 Ф1) 32,02 % 34,04 % Показывает эффективность использования собственного капитала
Рентабельность активов (экономическая рентабельность) (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 1600 Ф1) 30,10 % 31,50 % Показывает эффективность использования всего имущества организации
Фондорентабельность (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 1100 Ф1) 409,69 % 413,80 % Показывает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов
Рентабельность основной деятельности (стр. 2200 Ф2 x 100 %) / (стр. 2120 + 2210 + 2220 Ф2) 29,26 % 29,32 % Показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 руб. затрат
Рентабельность перманентного капитала (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / стр. (1300 + 1400) Ф1 32,00 % 34,87 % Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок
Период окупаемости собственного капитала (стр. 1300 Ф1) / (стр. 2300 Ф2) 3,12 2,87 Показывает число лет, в течении которых полностью окупятся вложения в данную организацию

Грамотно проведенный анализ финансовых результатов предприятия позволит повысить обоснованность планирования и жесткости нормативов управления, дать оценку достоверности учета и оперативности контроля, а также будет способствовать обеспечению эффективной и бесперебойной организации деятельности.

источник

Обязательным условием деятельности любого предприятия является отчисление налогов с полученной выручки. Основу правильного начисления составляет балансовая прибыль. В статье речь пойдет о том, какое место данный показатель занимает в деятельности субъекта, о ее составе, а также о порядке проведения анализа и расчета.

Балансовая прибыль представляет собой общий доход предприятия, который получен за конкретный период времени от разных видов деятельности. Отражается в бухгалтерском учете.

Эта величина показывает прибыль предприятия после вычета текущих расходов, отражает финансовый результат от основной или дополнительной деятельности. Другое название – доход фирмы до налогообложения.

Балансовая прибыль имеет важное значение для любого предприятия, поскольку именно она выступает основным объектом налогообложения (кроме взносов за страхование). При неправильном начислении прибыли фирма не только понесет убытки, но также заплатит штрафы.

В состав рассматриваемой величины входит три вида прибыли:

  • от продажи товаров;
  • от продажи основных средств;
  • от мероприятий, не связанных с реализацией.

Важно! Главной составляющей в данном случае выступает прибыль от продажи товаров. На ее долю приходится около 85% всей прибыли предприятия.

В фирмах, деятельность которых включает торговлю, сбыт, снабжение, прибыль соответствует валовому доходу, определяется как показатель разности между ценой покупки и ценой продажи товара.

Пункт «остальной сбыт, реализация активов и пр.» включает финансовый результат от продажи других средств или материальных ценностей, принадлежащих предприятию.

Что касается внереализационных операций, сюда включены:

  • доход от предоставления средств или материальных ценностей в аренду субъектам или физическим лицам;
  • разница между уплаченными и начисленными штрафными санкциями;
  • курсовые колебания;
  • расходы по исполнительным листам, судам и пр.

К основным показателям относятся элементы экономики, которые используются для расчета всех видов балансовой прибыли:

  • выручка, поступающая от продажи произведенной продукции;
  • себестоимость произведенных товаров в течение определенного периода времени;
  • расходы на коммерческую деятельность;
  • издержки в управленческой сфере.

Когда будут определены показатели прибыли в числовом выражении, рассчитывается итоговая разница между суммами поступивших средств и произведенными затратами. Затем к полученным значениям добавляется прибыль от внереализационных мероприятий, от осуществления операционной деятельности, а также вычитается убыток по этим же направлениям.

Важно! К моменту получения выручки от реализации произведенной продукции относится время получения денежного вознаграждения за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Есть также другой вариант, когда компания фиксирует выручку после отгрузки товаров.

Себестоимость – величина всех расходов, связанных с выпуском конкретного товара. Сюда относятся затраты на:

  • сырье, материалы;
  • топливные, энергетические ресурсы;
  • выплату заработной платы рабочим;
  • изменение места нахождения товаров в пределах фирмы-производителя;
  • ремонт основных фондов, их амортизация и др.

К числу коммерческих издержек относятся расходы, которые фирма несет на этапе реализации готовой продукции:

  • упаковочные материалы;
  • транспортировка за пределами предприятия;
  • возможные комиссии другим фирмам;
  • арендная плата за складские помещения;
  • реклама;
  • представительские расходы и др.

Расчет управленческих издержек производится путем вычисления сумм, которые были потрачены на определенные действия и предметы, не влияющие на основное производство, но являются для него необходимыми. Их нельзя совмещать с себестоимостью продукции, а нужно дополнительно распределять между товарами. К ним относятся:

  • административные расходы;
  • затраты, связанные с содержанием управленческого аппарата;
  • отчисления на амортизацию основных средств управленческого аппарата;
  • арендные платежи на съем помещений общего назначения;
  • расходы, образовавшиеся при оплате услуг аудиторов, юристов, консультантов и др.

Его начинают с оценки фактического выполнения плановых показателей, которые сопоставляют с данными за прошлый период. При этом оценку дают общую и составную. Последняя включает более детальный анализ по основным направлениям в составе балансовой прибыли.

К задачам анализа относятся:

  • выяснение факторов и причин, повлекших невыполнение плановых показателей;
  • выявление неэффективных сторон деятельности, убыточных направлений;
  • определение основных факторов, ставших причинами возникновения убытков;
  • формирование предложений и резервных источников для повышения доходов, уменьшения убытков.

Важно! В ходе анализа детально разбирают общую структуру балансовой прибыли, подробно останавливаясь на каждой составляющей, анализируют динамику выполнения плановых показателей на протяжении исследуемого периода.

Изучая все величины в динамике, учитывают уровень инфляции, повлиявший на изменение доходов, производят корректировку выручки на индекс средневзвешенного роста цен товаров по конкретному отраслевому направлению. При этом себестоимость произведенной продукции, товаров, работ и услуг уменьшают на разницу цен использованных в производственном процессе материалов и активов за период, анализ которого проводится.

Прибыль является главным значением для определения эффективности деятельности предприятия. Но помимо этого она выступает основным критерием вычисления рентабельности производства.

Поскольку балансовая прибыль – это общий доход фирмы, то именно ее принимают за основную величину для расчета рентабельности.

Рентабельность показывает, какая сумма прибыли идет на покрытие совокупных активов предприятия. Другими словами, рентабельность – это коэффициент, который выражается в процентах, поэтому для ее расчета соотносят между собой следующие величины:

  • прибыль, образовавшуюся в результате определения суммы между доходами и расходами:
  • суммарную стоимость активов, отраженных в балансе.

Для расчета используется следующая формула:

ПРП – прибыль от реализации основных средств.

ППР – доход от продажи товаров, работ, услуг.

ПВО – прибыль от внереализационных мероприятий.

Чтобы найти балансовую прибыль, нужно подставить в формулы все значения показателей в числовом выражении. Для нахождения прибыли от реализации товаров из суммы полученного от продажи дохода вычитают себестоимость производства. Если последняя величина превысит поступившую от продаж прибыль, фирма понесет убытки.

Еще один показатель, который показывает эффективность деятельности предприятия – валовый доход. Он характеризует окончание очередного производственного цикла, окупаемость вложенных средств, начало нового цикла. При этом выручка получается из финансовых ресурсов, поступивших в кассу разными способами.

Таким образом, основу экономического развития любого предприятия составляет прибыль. Что касается балансовой прибыли, она применяется для оценки эффективности финансовой и экономической деятельности, позволяет подвести итоги за прошедший период времени.

На основании анализа прибыли фирма корректирует объемы выпускаемых товаров, их качество, выявляет слабые стороны отделов сбыта и административного персонала.

От роста этого показателя зависит стабильность и эффективность деятельности предприятия, возможность удовлетворения материальных и социальных потребностей персонала.

Прибыль позволит в полном объеме выполнить обязательства фирмы перед бюджетом, банками, повысить уровень и рейтинг предприятия в глазах клиентов и кредиторов.

источник