Меню Рубрики

Как нарисовать схему анализа задачи

Методику, которая здесь рассматривается, мы применяем на практике в течение 10 лет.

В процессе работы мы наблюдаем, что многим детям сложно усваивать учебную программу на стандартные “4” и “5”, то есть на те отметки, которые положительно принимают сами дети и их родители.

В своей работе мы стремимся к тому, чтобы у учеников не было страха перед “двойкой”, чтобы каждый ученик в своем темпе все-таки усваивал школьную программу. Поэтому для того, чтобы эти ребята могли учиться радостно, оптимистично, творчески; могли видеть результаты своего труда, при обучении решению задач мы используем схемы и придерживаемся четкого алгоритма в процессе обучения.

Основной особенностью данных схем является то, что ученик не составляет краткую запись к задаче, а находит готовую схему к своей задаче в таблице. Ребенок не находится в состоянии хаоса и растерянности, приступая решать задачу. У такого слабого ученика есть “опора под ногами”, ему есть на что опереться, есть с чего начать. Конечно, практика показывает, что не всем ученикам нужен такой план действий, есть ребята, которые могут подходить к решению задач творчески, многое анализировать в уме. Но на основании тех же практических наблюдений мы сделали вывод, что схемы не мешают сильным ребятам, не тормозят их развитие, а слабым ученикам они оказывают неоценимую помощь.

На первых порах кажется, что схемы замедляют темп обучения, что на уроке сделано мало. Но глубокие размышления над задачей окупаются сторицей. Мы считаем важным не количество решенных задач, а качество работы, проведенной над задачей. А это формирует очень ценные человеческие качества: честность, добросовестность, настойчивость.

Рассмотрим сначала сами схемы (Рисунок1). Это полная таблица, которой дети пользуются в 3-4 классах начальной школы и продолжают пользоваться в средних и старших классах, т. о. осуществляется преемственность между начальным и средним образованием. Для учащихся 1-2 классов мы используем часть полной таблицы (Рисунок2). Такие схемы каждый ребенок получает в начале учебного года, их желательно подписать: это приучает к аккуратности и ответственности за учебные принадлежности. Дети могут пользоваться одним печатным листом 2 года, что экономит время и затраты учителя. Для фронтальной работы у учителя на стенде висят схемы более крупного формата.

В таблице появились новые математические термины. Под словом “добавили” ребята подразумевают такие слова: нашли, посадили, приклеили и т. д. А бытовые слова: потеряли, выкорчевали, ушли, отцепили – ребята свободно заменяют математическим термином “убавили”.

Вопросительный знак в схеме лучше не ставить, вместо него целесообразнее рисовать над чертой красный “домик”, зеленый “домик”, потом внутри него можно записать, какое получилось число.

Чтобы глубже понять смысл задачи ученики в каждом действии обязательно пишут пояснения. Ответ тоже обязательно записывается полным предложением.

На первом этапе идет конкретно-образное обучение, а на остальных этапах – абстрактно-логическое. Детям особенно нравится первый этап, где все видно и можно потрогать.

Традиционно используется наименование для скорости: км/ч. Очень удобно и логично ввести такие же единицы измерения для цены и производительности: руб/кг, руб/м, руб/шт, дет/ч, га/дн, и т. д. Само наименование подсказывает детям, что это число будет записано в первой колонке.

При составлении сборника задач важно подбирать задачи с реальным жизненным сюжетом, придерживаться принципа целесообразности (не “зайчики на полянке”, а “ящики на складе у кладовщика”).

По заданной схеме ребята могут легко составить текст задачи сами, дома с родителями. Например, сочинить задачу к схеме Ж-3:

В феврале завод отправил 30 машин, разместив их на 5 платформах. В марте выпустили 54 машины. Сколько надо заказать платформ?

Этапы работы над задачами

Чтобы слабые ученики научились решать задачи целесообразно идти по таким ступенькам:

  • Фронтальное знакомство с темой (1 урок)
  • Совместное решение задач (2 урока)
  • Самостоятельное решение задач (3-4 урока)
  • Проверочная перед зачетом (1 урок)
  • Индивидуальные консультации (Вне уроков)
  • Зачет (1 урок)
  • Устранение пробелов (1 урок)
  • Повторный зачет для неусвоивших тему
  • Контрольная работа (1 урок)

Рассмотрим методику работы над текстовой задачей по унифицированным схемам на примере конкретной задачи (вариант работы: Приложение1).

Цель: дать общее представление о предстоящем зачете по теме.

Задачу читает учитель, и ребята знают, что она прозвучит 4 раза.

Ребятам для похода выдали деньги, чтобы они купили 3 кг яблок по 40 руб. Но яблок не оказалось, и ребята купили сливы по цене 24 руб/кг. Сколько килограммов слив они смогли купить?

После первого чтения ученики должны на черновике записать числовые данные с наименованиями и подумать, в какой колонке находится схема к данной задаче.

Методические пояснения: ребята вынуждены быть очень сосредоточенными, это труднее, чем читать текст самому.

Во время второго чтения задачи ребята чертят на черновике схему из колонки З-4 и расставляют в таблице известные данные.

После третьего чтения ученики уточняют, верно ли расставлены числа, записаны наименования и выясняют какой главный вопрос задачи – рисуют красный “домик” в нужной клетке и предполагают, сколько действий будет в решении задачи – отмечают это зелеными “домиками”.

Четвертый раз задача прозвучит позже, потому что сейчас ребята размышляют на черновиках самостоятельно. Учитель наблюдает за работой. Ребята работают в удобном для себя темпе.

Через 3-4 минуты весь класс начинает работать в тетрадях, а учитель – у доски. Сейчас появилась возможность выравнять сильных и слабых ребят, сверить ход решения задачи.

Так как дети будут давать ответы с места строго по заранее договоренной цепочке, то всем приходится быть очень внимательными, но страха перед неожиданным вызовом нет: есть возможность подготовить ответ заранее.

Учитель записывает на доске то, что предлагают ему дети. Ребята работают в тетрадях, а не на черновиках.

1 ученик: В таблице 3 колонки.

2 ученик: 1 колонка – цена.

3 ученик: Во второй колонке – количество.

4 ученик: 3 колонка – стоимость.

5 ученик: Первая строка – яблоки.

6 ученик: Вторая строка – сливы.

Учитель подводит и для себя, и для ребят маленькие итоги.

Учитель: Ребята, поднимите руки те, кто успел на черновике это сделать самостоятельно. Поставьте себе “плюсик” на полях в тетради.

7 ученик: Наименование в первой колонке – руб/кг.

8 ученик: Количество измеряется в килограммах.

9 ученик: Стоимость – в рублях.

10 ученик: 3 кг – это количество яблок, поэтому запишем во вторую колонку первой строки.

11 ученик: 40 руб/кг – это цена яблок, запишем в первую колонку первой строки.

Учитель: Цепочка закончилась. Молодцы, вы были очень внимательны, она ни разу не прервалась. Начинаем цепочку сначала.

1 ученик: 24 руб/кг – это цена слив, пишу в первую колонку, второй строки.

3 ученик: Мы должны узнать количество слив, поэтому красный “домик” будет во второй колонке второй строки.

4 ученик: Зеленых “домика” два.

Учитель: Поставьте себе “плюсики”, если у вас было так же.

Учитель: Чтобы узнать стоимость яблок, найдите в опорной таблице то правило, которое нам сейчас понадобиться.

При решении задач ребята должны использовать правила, как найти цену, скорость, количество и т. д. Эти правила выводились на конкретных ярких примерах с рисунками. Потом эти 9 правил были оформлены в виде опорной схемы (Рисунок7), и ребята не рассуждают, а должны просто вспомнить и автоматически применить правило (Чтобы найти время, надо работу разделить на производительность). Все 9 правил повторяются одновременно в едином блоке.

Учитель: Ребята первого варианта, расскажите это правило своему соседу по парте. (Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество.)

Кто доволен ответом товарища? Поднимите руку. Поставьте “плюсик”.

5 ученик: Первое действие – 40 умножить на 3.

6 ученик: 120 рублей.

7 ученик: Пояснение: стоимость яблок.

8 ученик: Запишем 120 в зеленый “домик”.

10 ученик: Теперь нужно найти стоимость слив.

Учитель: Подумайте, запишите свои мысли в черновике. Жду поднятые руки.

11 ученик: Про сливы нам известна цена, а количество неизвестно. Стоимость найти не можем.

Учитель: А кто же догадался? Поделитесь с товарищем своими мыслями. Кто считает, что сосед сказал правильно? Поднимите руку.

6 ученик: На сливы потратили те деньги, которые давали на яблоки, значит тоже 120 рублей.

Учитель: Молодец! Поставь себе три “плюсика”. У кого еще были такие мысли, тоже поставьте себе три “плюсика”.

Учитель: Начинаем третью цепочку. Вторая цепочка прервалась в двух местах.

1 ученик: Записываем 120 в зеленый “домик” – это стоимость слив.

Учитель: Ребята второго варианта, расскажите соседу по парте, какое правило сейчас нам понадобится. Можете посмотреть в опорные схемы. (Чтобы найти количество, нужно стоимость разделить на цену)

Учитель: Кому понравился ответ товарища? Поставьте “плюсик”.

2 ученик: 120 разделить на 24.

3 ученик: Получится 5 рублей.

4 ученик: Нет. 5 килограммов, а не рублей.

5 ученик: Пояснение – количество слив.

6 ученик: В красном “домике” запишем число 5

Учитель: Чтобы вы смогли записать ответ, я читаю задачу четвертый раз.

7 ученик: Вопрос: сколько килограммов слив смогли купить ребята?

8 ученик: Ответ: ребята смогли купили 5 кг слив.

Учитель: Кто заработал больше пяти “плюсиков”. Поднимите руки. Молодцы!

Учитель: Теперь поработаем над устной речью. Расскажите всю эту задачу как будто для своей мамы.

Учитель: На ближайших уроках у нас будут тренировочные задачи, а потом зачет по теме “Задачи схем З” — это задачи на стоимость.

Итак, мы подробно рассмотрели фронтальное знакомство с задачей. Разберем методику остальных пунктов.

Цель: формирование умений в решении задач.

Общее представление об алгоритме продолжаем нарабатывать совместно в черновиках и на доске. Чтобы уберечь ребят от бездумных шаблонов, вопрос в задаче меняется. Предлагаются задачи такого типа:

Для детского сада хотели закупить 8 маленьких мячей по цене 10 руб/шт. В продаже оказались только большие мячи, и их купили 5 штук. Сколько стоит большой мяч?

Ателье приобрело 20 метров тесьмы и 8 метров шнура. Сколько стоит вся покупка, если цена тесьмы 10 руб/м, а цена шнура на 4 рубля меньше?

Для столовой на 200 рублей купили яблоки и сливы. Яблоки продавались по 30 руб/кг, а сливы – по 40 руб/кг. Сколько купили яблок, если слив купили 2 кг?

На 360 рублей купили конфет и печенья. Конфет купили 4 кг по цене 40 руб/кг. Сколько рублей заплатили за все печенье?

Задача кажется знакомой и в тоже время над ней надо подумать. Универсальные схемы позволяют перебрать все возможные ситуации, в отличие от учебника, который такой возможности не дает. С помощью современной копировальной техники учитель может приготовить наборы задач для каждого ученика.

Это самый ценный этап обучения для развития личности.

Цель: выработка навыков в решении задач данных видов.

На этом этапе ребята работают самостоятельно, каждый в своем темпе. Учитель оказывает индивидуальную помощь. Чтобы дети учились работать самостоятельно, не ожидали быстрой и легкой подсказки учителю не рекомендуется ходить по классу в это время, за помощью школьникам предлагается подойти к столу учителя столько раз, сколько им нужно. Со временем можно ограничить количество таких консультаций, так же следует хвалить детей, которые решили задачу самостоятельно и не воспользовались помощью учителя. Мы уже говорили, что слабым учащимся нужно много тренировочных упражнений. Чтобы такая работа проходила интересно, чтобы дети видели результат своего труда, свои успехи, мы на этом этапе используем игровые приемы. Это могут быть игры на индивидуальных листочках, которые затем вклеиваются в личную “Летопись” ученика: “По болоту” — дойти до ягодки (Рисунок12), “Альпинист” — забраться на вершину (Рисунок13): каждую решенную задачу мы отмечаем флажком, “ножками на пеньке”. Подгруппа детей соревнуется на доске в игре “Лесенка” (Рисунок14): решил задачу – переходи на следующую ступеньку, добрался до вершины – получи приз. Для этой игры нужно подбирать ребят примерно равных по силам. Обычно в эти игры школьники играют с удовольствием. Урок проходит незаметно.

Цель: обобщить и уточнить знания учащихся по теме. Если есть пробелы в знаниях – устранить их.

А на этот этап отводится только один урок. Ученики работают самостоятельно на отдельных листочках. На этом уроке ученик еще имеет возможность получить 2 консультации у учителя. Такое правило только на первых порах кажется очень суровым, и многие ребята гордятся, что не воспользовались этим шансом. А сама возможность спросить поддерживает детей, подбадривает их.

Эта работа не оценивается, как и все предыдущие работы. Учитель внимательно изучает ошибки каждого ребенка.

Цель: устранить обнаруженные пробелы в знаниях перед зачетом.

На занятиях продленной группы учитель каждому ребенку индивидуально указывает на его ошибки. Дает дополнительные задания. Перед зачетом ученик может еще подойти с вопросом. Внимание ребят в этот момент очень обострено, и учителю нужно спешить воспользоваться этим.

Цель: проверка знаний и умений.

Раньше считалось, что зачеты – не для начальной школы. Они непонятны детям, пугают их. Считалось, что это работа для старшеклассников. Но практика показывает, что это не так. Зачетная система легко приживается в начальной школе и даже в первом классе. Мы часто слышим о своих учеников: “Ура, зачет!”. На зачетах дети чувствуют себя спокойнее и увереннее, чем на контрольных работах. Потому что контрольная работа – это неизвестность: дети не знают, какие именно будут задания, они могут только предполагать; а неизвестность всегда пугает. То, что будет на зачете всегда известно, причем известно с самого начала изучения темы. Дети знают, что на зачете будут только задачи и только такого вида, они готовятся к зачету целенаправленно. Зачет выполняется на отдельных листах и обязательно оценивается, оценка выставляется в журнал, даже если она неудовлетворительная. Потом ее надо обязательно исправить. Зачет удобен тем, что не только дети знают, чему они должны научиться, не только это четко себе представляет учитель, но и, что бывает очень редко при обычной системе обучения, знают родители: знают и поэтому могут помочь. (Приложение2, Приложение3)

Читайте также:  Какой анализ сдать при сахарном диабете

Цель: оказать каждому ребенку индивидуальную помощь для устранения пробелов в знаниях по этой теме.

Эта работа может занимать 1-6 дней. Помогают: учитель, родители, одноклассники, старшие ребята – выпускники. Целесообразно повторное решение знакомых задач. Эта работа приучает детей трудиться честно, добросовестно.

Цель: устранить пробелы и получить положительную оценку.

На таком уроке проводится дифференцированная работа. Сильные ребята могут углублять свои знания по математике, а слабые – сдают зачет. Они имеют право на одну подсказку учителя. Очень слабым ученикам можно дать знакомую задачу, чтобы они ее вспомнили.

Цель: проверить качество знаний через длительный промежуток времени.

Фронтального повторения накануне не делается, тема ребятам не сообщается заранее. Контрольная работа проводится обычно в конце четверти и включает в себя другие виды заданий по разным темам.

Таким образом, мы рассмотрели все 9 этапов работы по решению текстовых задач по унифицированным схемам на примере работы с задачами колонки З (стоимость).

Такая последовательность в работе над задачами дает возможность учителю дойти до каждого ученика, применяя в обучении личностно-ориентированный подход.

В заключении можно сделать вывод: не только у примера есть алгоритм решения, даже задачу можно разложить на четкие алгоритмические шаги. Вспоминая эти шаги и находя опоры в “Унифицированных схемах” слабый ученик может решить стандартную задачу.

источник

В этой статье будут рассмотрены примеры блок-схем, которые могут встретиться вам в учебниках по информатике и другой литературе. Блок-схема представляет собой алгоритм, по которому решается какая-либо задача, поставленная перед разработчиком. Сначала нужно ответить на вопрос, что такое алгоритм, как он представляется графически, а самое главное – как его решить, зная определенные параметры. Нужно сразу отметить, что алгоритмы бывают нескольких видов.

Это слово ввел в обиход математик Мухаммед аль-Хорезми, который жил в период 763-850 года. Именно он является человеком, который создал правила выполнения арифметических действий (а их всего четыре). А вот ГОСТ от 1974 года, который гласит, что:

Алгоритм – это точное предписание, которое определяет вычислительный процесс. Причем имеется несколько переменных с заданными значениями, которые приводят расчеты к искомому результату.

Алгоритм позволяет четко указать исполнителю выполнять строгую последовательность действий, чтобы решить поставленную задачу и получить результат. Разработка алгоритма – это разбивание одной большой задачи на некую последовательность шагов. Причем разработчик алгоритма обязан знать все особенности и правила его составления.

Всего можно выделить восемь особенностей алгоритма (независимо от его вида):

  1. Присутствует функция ввода изначальных данных.
  2. Есть вывод некоего результата после завершения алгоритма. Нужно помнить, что алгоритм нужен для того, чтобы достичь определенной цели, а именно – получить результат, который имеет прямое отношение к исходным данным.
  3. У алгоритма должна быть структура дискретного типа. Он должен представляться последовательными шагами. Причем каждый следующий шаг может начаться только после завершения предыдущего.
  4. Алгоритм должен быть однозначным. Каждый шаг четко определяется и не допускает произвольной трактовки.
  5. Алгоритм должен быть конечным – необходимо, чтобы он выполнялся за строго определенное количество шагов.
  6. Алгоритм должен быть корректным – задавать исключительно верное решение поставленной задачи.
  7. Общность (или массовость) – он должен работать с различными исходными данными.
  8. Время, которое дается на решение алгоритма, должно быть минимальным. Это определяет эффективность решения поставленной задачи.

А теперь, зная, какие существуют блок-схемы алгоритмов, можно приступить к рассмотрению способов их записи. А их не очень много.

Такая форма, как правило, применяется при описании порядка действий для человека: «Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что».

Конечно, это шуточная форма, но суть понятна. В качестве примера можно привести еще, например, привычную запись на стеклах автобусов: «При аварии выдернуть шнур, выдавить стекло».

Здесь четко ставится условие, при котором нужно выполнить два действия в строгой последовательности. Но это самые простые алгоритмы, существуют и более сложные. Иногда используются формулы, спецобозначения, но при обязательном условии – исполнитель должен все понимать.

Допускается изменять порядок действий, если необходимо вернуться, например, к предыдущей операции либо обойти какую-то команду при определенном условии. При этом команды желательно нумеровать и обязательно указывается команда, к которой происходит переход: «Закончив все манипуляции, повторяете пункты с 3 по 5».

В этой записи участвуют элементы блок-схем. Все элементы стандартизированы, у каждой команды имеется определенная графическая запись. А конкретная команда должна записываться внутри каждого из блоков обычным языком или математическими формулами. Все блоки должны соединяться линиями – они показывают, какой именно порядок у выполняемых команд. Собственно, этот тип алгоритма более подходит для использования в программном коде, нежели словесный.

В том случае, если алгоритм необходим для того, чтобы задачу решала программа, установленная на ПК, то нужно его записывать специальным кодом. Для этого существует множество языков программирования. И алгоритм в этом случае называется программой.

Блок-схема – это представление алгоритма в графической форме. Все команды и действия представлены геометрическими фигурами (блоками). Внутри каждой фигуры вписывается вся информация о тех действиях, которые нужно выполнить. Связи изображены в виде обычных линий со стрелками (при необходимости).

Для оформления блок-схем алгоритмов имеется ГОСТ 19.701-90. Он описывает порядок и правила создания их в графической форме, а также основные методы решения. В этой статье приведены основные элементы блок-схем, которые используются при решении задач, например, по информатике. А теперь давайте рассмотрим правила построения.

Можно выделить такие особенности, которые должны быть у любой блок-схемы:

  1. Обязательно должно присутствовать два блока – «Начало» и «Конец». Причем в единичном экземпляре.
  2. От начального блока до конечного должны быть проведены линии связи.
  3. Из всех блоков, кроме конечного, должны выходить линии потока.
  4. Обязательно должна присутствовать нумерация всех блоков: сверху вниз, слева направо. Порядковый номер нужно проставлять в левом верхнем углу, делая разрыв начертания.
  5. Все блоки должны быть связаны друг с другом линиями. Именно они должны определять последовательность, с которой выполняются действия. Если поток движется снизу вверх или справа налево (другими словами, в обратном порядке), то обязательно рисуются стрелки.
  6. Линии делятся на выходящие и входящие. При этом нужно отметить, что одна линия является для одного блока выходящей, а для другого входящей.
  7. От начального блока в схеме линия потока только выходит, так как он является самым первым.
  8. А вот у конечного блока имеется только вход. Это наглядно показано на примерах блок-схем, которые имеются в статье.
  9. Чтобы проще было читать блок-схемы, входящие линии изображаются сверху, а исходящие снизу.
  10. Допускается наличие разрывов в линиях потока. Обязательно они помечаются специальными соединителями.
  11. Для облегчения блок-схемы разрешается всю информацию прописывать в комментариях.

Графические элементы блок-схем для решения алгоритмов представлены в таблице:

Это самый простой вид, который состоит из определенной последовательности действий, они не зависят от того, какие данные вписаны изначально. Есть несколько команд, которые выполняются однократно и только после того, как будет сделана предшествующая. Линейная блок-схема выглядит таким образом:

Причем связи могут идти как сверху вниз, так и слева направо. Используется такая блок-схема для записи алгоритмов вычислений по простым формулам, у которых не имеется ограничений на значения переменных, входящих в формулы для расчета. Линейный алгоритм – это составная часть сложных процессов вычисления.

Блок-схемы, построенные по таким алгоритмам, являются более сложными, нежели линейные. Но суть не меняется. Разветвляющийся алгоритм – это процесс, в котором дальнейшее действие зависит от того, как выполняется условие и какое получается решение. Каждое направление действия – это ветвь.

На схемах изображаются блоки, которые называются «Решение». У него имеется два выхода, а внутри прописывается логическое условие. Именно от того, как оно будет выполнено, зависит дальнейшее движение по схеме алгоритма. Можно разделить разветвляющиеся алгоритмы на три группы:

  1. «Обход» – при этом одна из веток не имеет операторов. Другими словами, происходит обход нескольких действий другой ветки.
  2. «Разветвление» – каждая ветка имеет определенный набор выполняемых действий.
  3. «Множественный выбор» – это разветвление, в котором есть несколько веток и каждая содержит в себе определенный набор выполняемых действий. Причем есть одна особенность – выбор направления напрямую зависит от того, какие заданы значения выражений, входящих в алгоритм.

Это простые алгоритмы, которые решаются очень просто. Теперь давайте перейдем к более сложным.

Здесь все предельно понятно – циклическая блок-схема представляет алгоритм, в котором многократно повторяются однотипные вычисления. По определению, цикл – это определенная последовательность каких-либо действий, выполняемая многократно (более, чем один раз). И можно выделить несколько типов циклов:

  1. У которых известно число повторений действий (их еще называют циклами со счетчиком).
  2. У которых число повторений неизвестно – с постусловием и предусловием.

Независимо от того, какой тип цикла используется для решения алгоритма, у него обязательно должна присутствовать переменная, при помощи которой происходит выход. Именно она определяет количество повторений цикла. Рабочая часть (тело) цикла – это определенная последовательность действий, которая выполняется на каждом шаге. А теперь более детально рассмотрим все типы циклов, которые могут встретиться при составлении алгоритмов и решении задач по информатике.

На рисунке изображена простая блок-схема, в которой имеется цикл со счетчиком. Такой тип алгоритмов показывает, что заранее известно количество повторений данного цикла. И это число фиксировано. При этом переменная, считающая число шагов (повторений), так и называется – счетчик. Иногда в учебниках можно встретить иные определения – параметр цикла, управляющая переменная.

Блок-схема очень наглядно иллюстрирует, как работает цикл со счетчиком. Прежде чем приступить к выполнению первого шага, нужно присвоить начальное значение счетчику – это может быть любое число, оно зависит от конкретного алгоритма. В том случае, когда конечное значение меньше величины счетчика, начнет выполняться определенная группа команд, которые составляют тело цикла.

После того, как тело будет выполнено, счетчик меняется на величину шага счетчика, обозначенную буквой h. В том случае, если значение, которое получится, будет меньше конечного, цикл будет продолжаться. И закончится он лишь в тогда, когда конечное значение будет меньше, чем счетчик цикла. Только в этом случае произойдет выполнение того действия, которое следует за циклом.

Обычно в обозначениях блок-схем используется блок, который называется «Подготовка». В нем прописывается счетчик, а затем указываются такие данные: начальное и конечное значения, шаг изменения. На блок-схеме это параметры I н, Ik и h, соответственно. В том случае, когда h=1, величину шага не записывают. В остальных случаях делать это обязательно. Необходимо придерживаться простого правила – линия потока должна входить сверху. А линия потока, которая выходит снизу (или справа, в зависимости от конкретного алгоритма), должна показывать переход к последующему оператору.

Теперь вы полностью изучили описание блок-схемы, изображенной на рисунке. Можно перейти к дальнейшему изучению. Когда используется цикл со счетчиком, требуется соблюдать определенные условия:

  1. В теле не разрешается изменять (принудительно) значение счетчика.
  2. Запрещено передавать управление извне оператору тела. Другими словами, войти в цикл можно только из его начала.

Этот тип циклов применяется в тех случаях, когда количество повторений заранее неизвестно. Цикл с предусловием – это тип алгоритма, в котором непосредственно перед началом выполнения тела осуществляется проверка условия, при котором допускается переход к следующему действию. Обратите внимание на то, как изображаются элементы блок-схемы.

В том случае, когда условие выполняется (утверждение истинно), происходит переход к началу тела цикла. Непосредственно в нем изменяется значение хотя бы одной переменной, влияющей на значение поставленного условия. Если не придерживаться этого правила, получим «зацикливание». В том случае, если после следующей проверки условия выполнения тела цикла оказывается, что оно ложное, то происходит выход.

Читайте также:  Какой анализ сдать при цитограмме воспаления

В блок-схемах алгоритмов допускается осуществлять проверку не истинности, а ложности начального условия. При этом из цикла произойдет выход только в том случае, если значение условия окажется истинным. Оба варианта правильные, их использование зависит от того, какой конкретно удобнее использовать для решения той или иной задачи. Такой тип цикла имеет одну особенность – тело может не выполниться в случае, когда условие ложно или истинно (в зависимости от варианта, который применяется для решения алгоритма).

Ниже приведена блок-схема, которая описывает все эти действия:

Если внимательно присмотреться, то этот вид циклов чем-то похож на предыдущий. Самостоятельно построить блок-схему, описывающую этот цикл, мы сейчас и попробуем. Особенность заключается в том, что неизвестно заранее число повторений. А условие задается уже после того, как произошел выход из тела. Отсюда видно, что тело, независимо от решения, будет выполняться как минимум один раз. Для наглядности взгляните на блок-схему, описывающую выполнение условия и операторов:

Ничего сложного в построении алгоритмов с циклами нет, достаточно в них только один раз разобраться. А теперь перейдем к более сложным конструкциям.

Сложные – это такие конструкции, внутри которых есть один или больше простых циклов. Иногда их называют вложенными. При этом те конструкции, которые охватывают иные циклы, называют «внешними». А те, которые входят в конструкцию внешних – внутренними. При выполнении каждого шага внешнего цикла происходит полная прокрутка внутреннего, как представлено на рисунке:

Вот и все, вы рассмотрели основные особенности построения блок-схем для решения алгоритмов, знаете принципы и правила. Теперь можно рассмотреть конкретные примеры блок-схем из жизни. Например, в психологии такие конструкции используются для того, чтобы человек решил какой-то вопрос:

Или пример из биологии для решения поставленной задачи:

А теперь рассмотрим примеры задач с блок-схемами, которые могут попасться в учебниках информатики. Например, задана блок-схема, по которой решается какой-то алгоритм:

При этом пользователь самостоятельно вводит значения переменных. Допустим, х=16, а у=2. Процесс выполнения такой:

  1. Производится ввод значений х и у.
  2. Выполняется операция преобразования: х=√16=4.
  3. Выполняется условие: у=у 2 =4.
  4. Производится вычисление: х=(х+1)=(4+1)=5.
  5. Дальше вычисляется следующая переменная: у=(у+х)=(5+4)=9.
  6. Выводится решение: у=9.

На этом примере блок-схемы по информатике хорошо видно, как происходит решение алгоритма. Нужно обратить внимание на то, что значения х и у задаются на начальном этапе и они могут быть любыми.

источник

Основное назначение этапа – понять в целом ситуацию, описанную в задаче; назвать известные и искомые объекты, выделить все отношения (зависимости) между ними.

Известно несколько приёмов, которые можно использовать при анализе задачи.

а) Задать официальные вопросы и ответить на них:

Что требуется найти в задаче?

Что обозначают те или иные слова в тексте задачи?

б) Приём перефразировки текста задачи.

Он заключается в замене данного в задаче описания некоторой ситуации другим, сохраняющим все отношения, связи, качественные характеристики, но более явно их выражающим. Отбрасывается несущественная, излишняя информация, заменяются описания некоторых понятий соответствующими терминами; преобразовывается текст задачи в форму, удобную для поиска плана решения. Перефразированный текст часто бывает полезно записать в таблице.

Назначение этапа: установить связь между данными и исходными объектами, наметить последователь­ность действий. Одним из наиболее известных приемов поиска плана решения является разбор задачи по тексту или по ее вспомогательной модели:

От данных к вопросу. От вопроса к данным.
Решающий выделяет в тексте задачи 2 данных и на основе связи между ними определяет, какое неизвестное м.б. найдено по этим данным и с помощью какого арифм. действия. Затем, считая это это неизв. данными вновь выделяет 2 взаимосвязанных данных, опред. неизвестные и т.д., пока не будет выяснено, какое действие приводит к получению искомого в задаче объекта. Нужно обратить внимание на вопрос задачи и установить, что достаточно узнать для ответа на этот вопрос. Затем выяснить, есть ли для этого необходимые данные. Если нет, то установить, что нужно знать, чтобы найти недостающие данные и т.д.

Поиск плана решения задачи может производиться по вспомогательной модели, выполненной при анализе задачи.

3. Осуществление плана решения.

Назначение этапа: найти ответ на требование задачи, выполнив все действия в соответствии с планом.

— запись по действиям (с пояснением, без пояснения, с вопросами);

4. Проверка решения задачи.

Назначение этапа: установить правильность или ошибочность выполнения решения.

— Установление соответствия между результатом и условиями задачи (результат вводится в текст задачи и на основе рассуждений устанавливается, не возникает ли противоречия).

— Решение задачи другим способом.

При обучении младших школьников математике решению текстовых задач уделяется большое внимание, т.к.:

1. В сюжетах находят отражение практические ситуации, имеющие место в жизни ребёнка.

2. Решение этих задач позволяет ребёнку осознать практическую значимость тех математических понятий, которыми он овладевает в начальном курсе математики.

3. В процессе их решения у ребёнка можно формировать умения, необходимые для решения любой математической задачи.

Вот, например, простейшая схема – введение в анализ задачи (1 класс.).

2 3 условие
? вопрос
2+3=5 решение
ответ

Она создается на первых уроках при разборе задачи в картинках: В вазе лежало 2 яблока. Мама положила туда еще 3 яблока. Сколько яблок стало в вазе? Цель таблицы – оставить наглядный след при первом объяснении элементов задачи. Выводу схемы сопутствуют вопросы учителя – “Что в задаче известно? Что мы знаем?» Хором говорим – “Мы знаем, что в вазе было 2 яблока, и мы знаем, что мама положила туда еще 3 яблока”. При этом учитель заполняет рамку таблицы на доске и сообщает, что это условие задачи. Мы выделили условие задачи. Что спрашивается в задаче? Сколько яблок стало в вазе? (Схема на доске дополняется знаком вопроса). Это вопрос задачи. Мы выделили вопрос задачи. Сколько же яблок стало в вазе? – спрашивает учитель. Пять, — отвечают дети. Как узнали? Что сделали? К двум прибавили три. Запись на доске продолжается (2+3=5). Это решение. Вы сказали решение задачи. Сколько же стало яблок в вазе, скажите еще раз. (5). “5“ – это ответ. Мы сказали ответ задачи. Далее учитель подводит детей к обобщению только что проведенного анализа задачи: Какие же части, элементы задачи мы выделили? (условие, вопрос, решение, ответ). Схема дополняется этими словами. На следующем уроке схема перед глазами детей. Задание учителя: Назовите части задачи. Далее ребята учатся составлять задачу по картинке, выделять условие, вопрос, решение и ответ задачи.

Вопрос о том, как научить детей устанавливать связи между данными и искомыми в текстовой задаче и в соответствии с этим выбрать, а затем выполнить арифметические действия, решается в методической науке по-разному. Все многообразие методических рекомендаций, связанных с обучением младших школьников решению задач рассматривается с точки зрения 2 х принципиально отличающихся друг от друга подходов.

Один подход нацелен на формирование у учащихся умения решать задачи определенных типов (видов). Дети сначала учатся решать простые задачи, а затем составные, включающие в себя различные сочетания простых задач. При этом подходе многие учащиеся решают задачи лишь по образцу. А, встретившись с задачей незнакомого типа, заявляют: “А мы такие задачи не решали”. В этом огромный недостаток первого подхода.

Дети сначала учатся решать простые задачи, а затем составные, включающие в себя различные сочетания простых задач. М.А. Бантова и Г.В. Бельтюкова выделяют 3 группы простых задач:

1. Задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий.

2. Задачи, при решении которых учащиеся усваивают связь между компонентами и результатами арифметических действий.

3. Простые задачи, при решении которых раскрывается понятия разности и кратного отношения.

Разнообразить урок позволяют следующие виды задач (по Царевой)

1) Задачи, не требующие полного решения.

2) Установление соответствия между задачей и графической моделью.

3) Выбор среди данных задач нужной (3 задачи – 1 рисунок)

4) Выбор подходящей схемы (1 задача – 3 схемы)

5) Нахождение ошибок в схеме.

6) Классификация простых задач по действиям, которыми они могут быть решены.

7) Выбор задач, ответ на вопрос которых может быть найден в заданной последовательности действий.

8) Обнаружение ошибок в решении.

9) В качестве творческого задания можно предлагать детям придумать задачу по графической схеме.

Цель другого подхода – научить детей выполнять семантический и математический анализ текстовых задач, выявить взаимосвязи между условием и вопросом, данными и искомыми и представлять эти связи в виде схематических и символических моделей. При этом подходе процесс решения задач (простых и со-ставных) рассматривается как переход от словесной модели к модели математической или схематической. В основе осуществления этого подхода лежит математический анализ текста. Учащиеся должны быть подготовлены к этой деятельности, поэтому знакомству младших школьников с текстовой задачей должна предшествовать специальная работа по формированию математических понятий и отношений. Также необходимо сформировать у младших школьников (до знакомства с задачей) те логические приемы мышления (анализ и синтез, сравнение, обобщение), которые обеспечивали бы их мыслительную деятельность в процессе решения задач. При этом подходе значительно сложнее подготовительная работа, но решение задач более осмысленно.

Вопрос 5. Определение отношений «больше на…» и «меньше на…» на множестве натуральных чисел, их теоретико-множественный смысл и способы моделирования. Методика формирования понятий «больше на…» и «меньше на…» в начальном курсе математики. Обучение младших школьников решению текстовых задач с данными отношениями.

В основе определения отношений «больше на» и «меньше на» лежит. понятие равночисленности множеств. Например, чтобы утверждать, что 6 больше 4 на 2, сравнивают два множества, устанавливая взаимно-однозначное соответствие между множеством Х, в котором 4 элемента, и подмножеством У1 другого множества У, в котором 6 элементов, и делают вывод: треугольников столько же, сколько кружков, и еще 2. Другими словами, треугольников на 2 больше, чем кружков.

Для установления отношений «больше», «меньше», «равно» между числами младшие школьники могут использовать предметные, графические и символические модели. Установление взаимно-однозначного соответствия между элементами двух множеств выступает в качестве математической основы действий на предметном уровне.

С понятиями «больше на» и «меньше на» учащиеся знакомятся на первых уроках в первом классе в процессе установления взаимно-однозначного соответствия между предметными множествами. Для установления взаимно-однозначного соответствия между предметными множествами используют:

1. Наложение элементов одного множества на элементы другого:

Каких фигур больше?

2. Расположение элементов одного множества под элементами другого:

Каких фигур больше?

3. Образование пар, т. е. соединение элемента одного множества с одним элементом другого:

Каких фигур больше?

Понятия «больше на», «меньше на» используются для случаев присчитывания и отсчитывания по единице при знакомстве с новым числом. В результате выполнения различных упражнений на каждом отрезке натурального ряда чисел, связанных с получением следующего числа (5+1=6; 6-1=5), дети убеждаются в том, что числа упорядочены по величине: после числа 1 называют при счете число 2, которое больше него на 1; перед числом 2 называют число 1, которое меньше него на 1 и т.п.

При обучении младших школьников решению текстовых задач с данными отношениями используют графическое моделирование и установление взаимно-однозначных соответствий. Например, задача: «Коля сделал 4 флажка, а Витя – 7 флажков. На сколько флажков Витя сделал больше».

1. Рисунок: 2.Условный рисунок:

3. Чертеж: 4.Схематичный чертеж:

Отношение «больше на» означает, что во множестве флажков, сделанных Витей, столько же элементов, сколько их во множестве флажков, сделанных Колей и еще 4.

Учителю необходимо подвести детей к выводу: чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, можно из большего вычесть меньшее.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9072 — | 7264 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Сквозная тема: Путешествие

Раздел долгосрочного плана: Равенства неравенства. Уравнения.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке: 1.5.1.1. Моделировать задачу в виде схемы, рисунка, краткой записи, подбирать опорную схему для решения задачи.

Все учащиеся смогут: моделировать задачу в виде схемы, рисунка, краткой записи, подбирать опорную схему для решения задачи.

Большинство учащихся смогут анализировать условие задачи, выбирать оптимальный

Некоторые учащиеся смогут делать выводы о рациональной записи условия задачи и моделировать задачу по опорной схеме, рисунку, краткой записи.

Учащиеся могут: отвечать на вопросы и обосновывают свой ответ используя ключевые слова и фразы при моделировании задач.

Ключевые слова и фразы : задача, условие, вопрос, решение, ответ, схема, рисунок, краткая запись.

Читайте также:  Какой анализ сдать при снижения иммунитета

Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе:

Вопросы для обсуждения: Что такое задача? Из каких частей состоит задача? Как можно записать условие задачи по разному?

1.4.1.1. наглядно изображать объединение двух множеств и удаление части множества.

Эмоциональный настрой – создание коллаборативной среды

Приветствие учащихся. Повернитесь друг другу и пожелайте мысленно удачи.

Деление учащихся по группам.

Звучит музыка каждый ребенок заранее получил геометрическую фигуру пока звучит музыка дети должны найти свою фигуру в группе и занять место. Класс разделён на 6 групп.

Девиз нашего урока « Не стыдно не знать,

Сегодня мы с вами отправляемся в математическое путешествие. Как называются люди, которые путешествуют?

Для чего люди отправляются в путешествие?

Итак наше путешествие начинается — садимся в самолет и летим. 1 остановка в городе «Посчитайка»

А сколько их? Нам скажешь ты.

В шкафу на полке пять книг

Осталось сколько книг читать?

Ребята, что мы с вами сейчас решали?

Чем отличаются примеры от задачи?

Давайте узнаем, как произносится слово задача на казахском языке и английском. Один ученик произносит, остальные учащиеся произносят хором.

Определите цель нашего урока. Чему будем учиться на уроке?

Вывод: Сегодня на уроке мы будем учиться моделировать задачу в виде схемы, рисунка и краткой записи.

Чтобы правильно научиться решать задачи, что мы должны знать о задаче?

3. Составление алгоритма решения задачи. (Работа в группе) Дифференциация по результату выполненного задания.

Наше путешествие продолжается. Скажите, как по другому можно назвать путешественников.

Туристы всегда стремятся узнать больше информации, сегодня мы с вами находимся в математической стране и попробуем составить алгоритм решения задачи.

2 остановка на станции «Подумай — ка»

Г.Ф. Каждая группа должна составить алгоритм решения задачи.

Перед вами лежат полоски со словами – восстановите последовательность решения задачи.

2. Найти вопрос задачи.
3. Написать краткое условие.
4. Решить задачу.
5. Написать ответ.

Формативное оценивание – по шаблону.

Первичное закрепление – соедини линиями части задачи.

Проверка – взаимопроверка по шаблону.

Я понял но затрудняюсь – зелёным

Докажите, что именно в такой последовательности нужно решать задачу.

Мы с вами продолжаем изучать ключевые слова нашего урока – произнесите слова «Условие, вопрос, решение, ответ» на трёх языках русском, казахском, английском. Произношение слов хором, по группам.

Карточки с геометрическими фигурами.

2. Найти вопрос задачи.
3. Написать краткое условие.
4. Решить задачу.
5. Написать ответ.

1 Правильно различает части задачи

Мы продолжаем наше путешествие.

3 остановка в городе «Исследуй — ка»

Исследование. Групповая форма работы. Продолжаем работать в группе. Рассмотрите записанные задачи, обсудите в группе в чем сходства и различия. Какой можно сделать вывод.

По одному ученику от группы выходят и делятся своей информацией.

Формативное оценивание – «Три хлопка»

Выводы: Запись условия задачи можно выполнить по разному – в виде схемы, рисунка, краткой записи.

Первичное закреплениеиндивидуальная работа соедини запись условия задачи с видом (схема, рисунок, краткая запись)с

Проверка – самопроверка по шаблону

Я понял но затрудняюсь – зелёным

2. Соедини условие задачи с видом (схема, рисунок, краткая запись)

Я разобрался с разными видами записи условия – голубым

Я определяю только рисунок – зелёным

Я определяю только схему – жёлтым.

Я не разобрался в записи условия задачи – красным.

Вторичное закрепление. Самостоятельная работа . Дифференцированное задание 1 уровень — решают задачу применяя краткую запись для условия задачи, 2 уровень — решают задачу применяя краткую запись и рисунок для условия задачи, 3 уровень — решают задачу применяя краткую запись, схему и рисунок.

Задача: Туристы посетили 10 музеев и 3 парка. Сколько всего достопримечательностей посетили туристы?

При решении задачи пользуйтесь алгоритмом решения задачи.

Я понял но затрудняюсь – зелёным

2. Соедини условие задачи с видом (схема, рисунок, краткая запись)

Я разобрался с разными видами записи условия – голубым

Я определяю только рисунок – зелёным

Я определяю только схему – жёлтым.

Я не разобрался в записи условия задачи – красным.

3. Составление и решение задачи

Я решил 3 задачи – голубой

Я решил только – 2 задачи – зелёный

3. Я решил 1 задачу – красный.

Мы с вами познакомились еще с новыми словами как они звучат на трёх языках. Произнесите слова «Схема, рисунок, краткая запись»

3. Аргументируют свой ответ.

1 Правильно соединил условие задачи с видами (схема, рисунок, краткая запись)

2. Умеет аргументировать выполнение задания.

2 правильно поставлен вопрос

3 правильно выбрано действие для решения задачи.

4 правильно записан ответ

Рефлексия. «Схема успеха» Наше путешествие подошло к концу. Если вам было интересно на уроке и вы справились со всеми заданиями – приклейте голубой самолёт к солнышку, если было интересно и вы затруднялись с каким то заданием – приклейте зелёный самолёт к тучке с солнышком, если вам было интересно но вы не справились с заданием – то приклейте красный самолёт к тучке.

Ученики выбирают самолет по цвету и приклеивают на схему успеха

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.

урока с учетом рационального использования времени.

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках

источник

На этом уроке мы на практике разберём: как составлять алгоритмы различных типов, а также как «читать» алгоритм по готовой блок-схеме.

На предыдущих уроках мы узнали, что такое алгоритм, какие бывают виды алгоритмов, и кто их исполняет.

Сегодня мы попрактикуемся в составлении алгоритмов. Это очень важные навыки. Мы уже неоднократно отмечали, что составить алгоритм, то есть объяснить другому, как выполнять те или иные задачи так, чтобы это было понятно каждому, — очень тяжело. Наша задача – научиться составлять алгоритмы для различных примеров, чтобы впоследствии, когда вы столкнётесь с необходимостью составлять алгоритмы для написания различных программ, это не составляло для вас особого труда.

Начнём мы с самых простых алгоритмов – линейных. Их составление, обычно, не вызывает особого труда. Однако, навыки составления таких алгоритмов чрезвычайно важны.

Пример 1. Составить алгоритм запуска программы Paint в ОС Windows 7.

Вспомним из курса информатики 5 класса порядок действий для запуска программы Paint.

  1. Войти в меню «Пуск».
  2. Войти в пункт «Все программы».
  3. Войти в пункт «Стандартные».
  4. Выбрать программу «Paint».

Данный алгоритм в виде блок-схемы имеет следующий вид:

Рис. 1. Блок-схема к примеру 1.

Рассмотрим пример на составление алгоритмов с ветвлениями.

Пример 2. Составьте алгоритм для перехода дороги на светофоре.

Возможны следующие ситуации: в тот момент, когда мы подошли к дороге горел красный или зелёный свет. Если горел зелёный свет, то можно переходить дорогу. Если же горел красный свет, то необходимо дождаться зелёного – и уже тогда переходить дорогу.

Таким образом, алгоритм имеет следующий вид:

  1. Подойти к светофору.
  2. Посмотреть на его свет.
  3. Если горит зелёный, то перейти дорогу.
  4. Если горит красный, то подождать, пока загорится зелёный, и уже тогда перейти дорогу.

Блок-схема данного алгоритма имеет вид:

Рис. 3. Блок-схема к примеру 2.

Рассмотрим пример на составление циклического алгоритма. Мы уже несколько раз обсуждали перевод чисел из десятичной системы в двоичную. Теперь пришло время чётко сформулировать этот алгоритм.

Напомним, что его принцип состоит в делении числа на 2 и записей остатков, получающихся при делении.

Пример 3. Составить алгоритм перевода чисел из десятичной системы в двоичную.

То есть, алгоритм будет выглядеть так:

  1. Если число равно 0 или 1, то это и будет его двоичное представление.
  2. Если число больше 1, то мы делим его на 2.
  3. Полученный остаток от деления записываем в последний разряд двоичного представления числа.
  4. Если полученное частное равно 1, то его дописываем в первый разряд двоичного представления числа и прекращаем вычисления.
  5. Если же полученное частное больше 1, то мы заменяем исходное число на него и возвращаемся в пункт 2).

Блок-схема этого алгоритма выглядит следующим образом:

Рис. 4. Блок-схема к примеру 3.

Примечание: подумайте, можно ли как-то упростить приведенную блок-схему.

Пример 4. По заданной блок-схеме выполнить действия алгоритма для числа 23.

Рис. 5. Блок-схема к примеру 4.

  1. a=23
  2. 23+5=28
  3. 28 35
  4. Рис. 6. Кощей Бессмертный и Василиса Премудрая (Источник).

    Предположим, вместо Ивана-царевича бороться с Кощеем был брошен Иван-дурак. Давайте поможем Василисе Премудрой составить такой алгоритм, чтобы даже Иван-дурак смог убить Кощея.

    1. Конечно же, сначала необходимо разыскать остров Буян (на такие вещи, будем считать, Иван-дурак способен).
    2. Поскольку сундук закопан под самым большим дубом, то сначала необходимо найти самый большой дуб на острове.
    3. Затем нужно выкопать сам сундук.
    4. Прежде чем доставать зайца, необходимо сломать крепкий замок.
    5. Теперь уже можно достать зайца.
    6. Из зайца нужно достать утку.
    7. Из утки достать яйцо.
    8. Разбить яйцо и достать иголку.
    9. Иголку поломать.

    Это тоже линейный алгоритм, хотя и более длинный, чем алгоритм запуска программы Paint.

    Его блок-схема выглядит так:

    И снова обратимся к сказочным персонажам в поисках примеров различных алгоритмов. Когда речь идёт об алгоритмах с ветвлениями, то, конечно, нельзя не вспомнить о богатыре, стоящем на распутье возле камня.

    Рис. 8. Богатырь на распутье (Источник).

    «Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь».

    Попробуем составить алгоритм действий, который составил автор надписи на камне для путников?

    1. Если мы пойдём направо, то потеряем коня. Если же мы не пойдём направо, то у нас остаётся два варианта (мы считаем, что назад возвращаться путник не будет): пойти прямо и налево.
    2. В случае, если мы пойдём налево, то потеряем себя, а коня спасём.
    3. Если же мы пойдём прямо, то потеряем и себя, и коня.

    Блок-схема этого алгоритма выглядит так:

    Русские народные сказки не оставили нас и без циклического алгоритма. И, как ни странно, спрятался он в одной из самых незамысловатых сказок – «Репке».

    Вспомним сюжет сказки: дед тянет-потянет – вытянуть не может. Затем на помощь к деду по очереди подходят новые персонажи – и так до тех пор, пока не приходит мышка.

    Попытаемся составить алгоритм действий всех персонажей сказки для того, чтобы они всё-таки смогли вытянуть Репку.

    1. Изначально к Репке подошёл дед и попытался вытянуть.
    2. Поскольку вытянуть Репку не получилось, то понадобилась помощь следующего персонажа.
    3. И так происходит до тех пор, пока не появилась мышка (или, другими словами, до тех пор, пока Репку не вытащили).

    В виде блок-схемы этот алгоритм выглядит следующим образом:

    Список рекомендованной литературы

    1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
    2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
    3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

    Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

    1. Интернет портал «Сообщество взаимопомощи учителей» (Источник).
    2. Интернет портал «Nsportal.ru» (Источник).
    3. Интернет портал «Фестиваль педагогических идей» (Источник).

    Рекомендованное домашнее задание

    1. §3.3, 3.4 (Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса);
    2. Постарайся самостоятельно составить линейный алгоритм из 5-6 фигур;
    3. Составь блок-схему циклического алгоритма выполнения домашнего задания;

    Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

    источник