Меню Рубрики

Как написать сравнительный анализ по психологии

Первая часть ВКР по психологии – это теоретическое исследование. Оно предполагает изучение литературы по теме исследования, обобщения материала, его анализа и структурированного изложения.

Выпускные работы по многим гуманитарным дисциплинам содержат только эмпирическое исследование. Но в психологии исследователи стремятся к проверке на практике своих теорий. Поэтому вторая часть курсовой, дипломной и магистерской работы по психологии представляет собой эмпирическое исследование.

Термин «эмпирический» является синонимом слову практический, связанный с опытом. Поэтому вторая глава диплома или курсовой по психологии называется еще «Практическая глава» или «Опытно-экспериментальная глава».

Логика выпускной работы по психологии состоит в следующем:

  • Сначала студент изучает то, что сделали в рамках выбранной им темы другие исследователи. Знакомится с теоретическими моделями психологических феноменов, а также с результатами эмпирических исследований.
  • На основании теоретического анализа чужих работ и собственных идей студент разрабатывает план собственного эмпирического исследования.
  • Далее студент-психолог проводит эмпирическое исследование, анализирует его результаты и делает выводы.

В чем же суть эмпирического исследования по психологии?

Его главная особенность состоит в том, что оно позволяет изучить закономерности психики человека, закономерности мышления, эмоциональной жизни, поведения и пр.

Главным инструментом эмпирического исследования в психологии выступают инструменты психологической диагностики – тесты, опросники, анкеты и пр. С их помощью психолог-исследователь получает эмпирические данные, подвергает их математическому анализу и на его основе делает выводы о психологических закономерностях.

Результаты эмпирического исследования в психологии претендуют на статус психологического закона или закономерности. Этот сближает психологию с точными науками, например, с физикой.

Однако, в психологии существует множество теорий и моделей, которые активно используются в практике психотерапии и консультирования. Но эти модели не прошли эмпирическую проверку. Однако отсутствие эмпирической обоснованности не делает эти теории менее ценными. Этот факт отражает принадлежность психологии к гуманитарным наукам, где невозможно получить точное знание об объекте.

Структура эмпирического исследования отражена в первом параграфе второй (практической) главы курсовой, дипломной или магистерской работы по психологии и включает следующие элементы.

Цель эмпирического исследования, как правило, совпадает с целью всей работы. Чаще всего эта цель может быть связана либо с выявлением взаимосвязей между психологическими показателями, либо с выявлением различий выраженности психологических параметров в двух группах испытуемых, разделенных по какому-либо признаку.

Задачи эмпирического исследования отражают последовательность шагов, которые необходимо проделать для реализации цели эмпирического исследования. Например, они могут включать:

  1. Подбор психодиагностических методик.
  2. Формирование выборки эмпирического исследования.
  3. Проведение психодиагностики и составление сводной таблицы результатов психологического тестирования.
  4. Качественный анализ полученных данных.
  5. Статистическая обработка результатов психодиагностики.
  6. Интерпретация результатов математической обработки.
  7. Формулировка выводов.

Гипотеза эмпирического исследования, как правило, совпадает с гипотезой всей работы и отражает предположение о взаимосвязи показателей или их различиях. Гипотез может быть несколько, если в исследовании используется много психологических показателей. Иногда уместно сформулировать общую гипотезу, а затем конкретизировать ее в нескольких частных. Например:

Общая гипотеза: существуют различия мотивации у сотрудников организации разного пола.

Частные гипотезы: 1) мужчин отличает большая выраженность мотивации достижения успехов; 2) женщин отличает большая выраженность мотивации одобрения.

Выборка эмпирического исследования – это испытуемые или респонденты, которые будут участвовать в тестировании. При формировании выборки важно, чтобы все испытуемые имели сходные социально-демографические характеристики. В работе обычно указывают пол, возраст, образование респондентов. По необходимости можно указать семейный статус, профессиональный стаж. Выбор характеристик определяется целью и задачами исследования. Например, если изучаются личностные факторы профессионального выгорания педагогов, то вряд ли необходимо при описании выборки указывать количество детей.

Методики эмпирического исследования – это те инструменты, которые использует психолог для получения эмпирических данных о психологических особенностях испытуемых. Различают следующие виды методик, используемых в ВКР по психологии:

  1. Анкеты. Этот тип методик предполагает опрос испытуемых об их социально-демографических характеристика, а также некоторых психологических особенностях. Анкеты не являются строго надежными и валидными психологическими инструментами. Поэтому их данные носят справочный и вспомогательный характер.
  2. Опросники и тесты представляют собой стандартизированные по определённым правилам психологические инструменты. С их помощью можно получить данные о психологических особенностях испытуемых. Эти данные считаются валидными и надежными, то есть достоверными. Этот вид методик эмпирического исследования наиболее часто используется в курсовых, дипломных и магистерских по психологии.
  3. Проективные методики также позволяют получать данные о психологических особенностях испытуемых, как и опросники, но они менее стандартизованы. Проективные тесты редко используются в ВКР по психологии, так как их результаты с трудом переводятся в численные показатели. Проективные методики более уместны в клинической и психотерапевтической практике при индивидуальной работе.

Следующий важный элемент эмпирического исследования – это результаты эмпирического исследования и их анализ. Учитывая его важность, остановимся на нем подробнее.

Смысл эмпирического исследования в психологии состоит в получении результатов и после их анализа формулировки заключения о некоторых психологических закономерностях.

Выделяют несколько видов результатов эмпирического исследования, отражающих последовательные этапы их обработки.

  1. Первый тип результатов эмпирического исследования – это результаты тестирования. Ответы испытуемых на психологические опросники обрабатываются по ключам и заносятся в сводную таблицу результатов (она обычно помещается в приложении).
  2. Второй тип результатов эмпирического исследования – это результаты статистической обработки данных. Например, сводная таблица результатов психодиагностики заносится в статистическую программу (например, STATISTICA или SPSS) и проводится расчет корреляций или анализ различий. Эти результаты приводятся в тексте работы и сопровождаются описанием и интерпретацией.

Обычно анализ результатов эмпирического исследования проводится в два этапа:

  1. Первый этап – качественный анализ данных, полученных по всем психодиагностическим методикам. Он предполагает построение гистограмм или таблиц с распределениями показателей, а также диаграммы средних значений.
  2. Второй этап – статистический анализ данных. Этот этап предполагает представление результатов статистических расчетов в виде таблиц. Под таблицами приводится описание результатов и их интерпретация.

Рассмотрим на примере анализ результатов эмпирического исследования, цель которого состояла в сравнительном анализе копинг-стратегий молодых людей из России и США.

Пусть использовалась лишь одна методика — Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (адаптация Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляева).

Выборка включала две группы испытуемых: Группа 1. Молодые люди, граждане России, 60 человек (30 юношей и 30 девушек), возраст – от 20 до 25 лет; проживают в Москве; Группа 2. Молодые люди, граждане США, 60 человек (30 юношей и 30 девушек), возраст – от 20 до 25 лет; проживают в Нью-Йорке.

На этапе качественного анализа сравниваем структуру копинг-стратегий в группах, представив их в виде графика.

На рис. 1 приведены структуры копинг-стратегий молодых людей из России и США.

Анализ данных, отраженных на рис.1, показывает, что в группе испытуемых из России в наибольшей степени выражены такие копинг-стратегии как поиск социальной поддержки и дистанцирование. В наименьшей степени выражены – бегство-избегание и самоконтроль.

В группе испытуемых из США в наибольшей степени выражены такие копинг-стратегии как планирование решения проблемы и принятие ответственности. В наименьшей степени выражены – бегство-избегание и конфронтационный копинг.

Можно отметить некоторые общие черты структуры копинг-стратегий в группах испытуемых. У молодых людей из России и США в наименьшей степени выражен копинг бегство-избегание, то есть вне зависимости от гражданства молодые жители мегаполисов не склонны преодолевать негативные переживания в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. Такой результат может отражать специфику жизни в мегаполисе, где инфантильные формы поведения в ТЖС не позволяют достигать успеха.

Также можно отметить одинаково низкие значения в отношении конфронтационного копинга, что означает, что молодые люди из России и США в равной мере не склонны разрешать проблемы за счет конфликтного поведения и выплеска эмоций.

На втором этапе анализа результатов эмпирического исследования проводим статистический анализ данных с использованием U-критерия Манна-Уитни, который позволяет выявить статистически значимые различия выраженности копинг-стратегий в двух группах.

Результаты расчета достоверных различий показателей копинг-стратегий молодых людей из России и США приведены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты расчета статистически достоверных различий копинг-стратегий и жизнестойкости молодых людей из России и США.

Уровень статистической значимости (p)

Поиск социальной поддержке

Планирование решение проблемы

* — различия статистически достоверны (р≤0,05)

Анализ данных, приведенных в таблице 1, позволяет сделать следующие выводы:

Уровень копинг-стратегии «дистанцирование» статистически достоверно выше в группе молодых людей из России. Это означает, что по сравнению с американцами, российские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее; для них в большей степени характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.

Уровень копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» статистически достоверно выше в группе молодых людей из России. Это означает, что по сравнению с американцами, российские испытуемые склонны разрешать проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки; для них характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи.

Уровень копинг-стратегии «самоконтроль» статистически достоверно выше в группе молодых людей из США. Это означает, что по сравнению с россиянами, американские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения при высоком контроле поведения и стремлении к самообладанию.

Уровень копинг-стратегии «планирование решения проблемы» статистически достоверно выше в группе молодых людей из США. Это означает, что по сравнению с россиянами, американские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.

Можно отметить, что не выявлено статистически достоверных различий показателей жизнестойкости в группах молодых людей из России и США. Это означает, что несмотря на различия в способах преодоления стресса и ТЖС мера способности молодых людей из России и США выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности не различается.

Итак, проведенный анализ позволил выявить национальные особенности совладания с ТЖС у молодых россиян и американцев.

Молодые люди из России в трудных жизненных ситуациях склонны отстраняться от ситуации и тем самым снижать ее значимость для себя и в этом проявляется определённая созерцательность российского менталитета. Также показано, что молодые люди из Москвы в больше степени, чем их сверстники из Нью-Йорка склонны прибегать к социальной поддержке в ТЖС, что можно рассматривать как отражение коллективистских тенденций в русском характере в противовес индивидуалистическим – в американском.

Молодые американцы в большей степени, чем их российские сверстники склонны в ТЖС проявлять самообладание и контролировать свое поведение, что отражает национальную черту американцев к эмоциональной сдержанности. Также молодые люди из США в отличие от своих российских сверстников в большей степени склонны к планированию решения проблемы, что отражает склонность американцев в целом к ориентации на успех, предполагающую планирование деятельности.

Если внимательно прочитать текст под таблицей с результатами статистического анализа, то можно увидеть, что анализ результатов статистического расчета включает следующие блоки:

  1. Краткое описание конкретного результата статистической обработки. Например, «Уровень копинг-стратегии «дистанцирование» статистически достоверно выше в группе молодых людей из России.»
  2. Расширенное описание результата статобработки. Например, «Это означает, что по сравнению с американцами, российские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее; для них в большей степени характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.»
  3. Интерпретация результата статистической обработки. Например, «Выявленные различия в использовании стратегии совладания «дистанцирование», с нашей точки зрения, связаны с различиями в российском и американском менталитете. В частности, с большей активностью американцев во внешней деятельности и большей созерцательностью россиян».
  4. Обобщающий вывод по результатам анализа статданных: «Итак, проведенный анализ позволил выявить национальные особенности совладания с ТЖС у молодых россиян и американцев.
  5. Молодые люди из России в трудных жизненных ситуациях склонны отстраняться от ситуации и тем самым снижать ее значимость для … (см. выше)»

Чаще всего в курсовых, дипломных или магистерских работах по психологии в рамках эмпирического исследования предполагается констатировать некоторые психологические закономерности. То есть, выявить то, что есть и такой тип исследования называется констатирующим.

Например, в приведенном выше примере мы видим образец констатирующего исследования – исследователь выявляет различия копинг-стратегий у студентов из США и России и никаким образом не влияет на ситуацию.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Однако, в некоторых случаях психологи не ограничиваются констатацией, а хотят каким-то образом исправить или улучшить ситуацию.

Например, психолог проводит сравнительный анализ тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Получает какие-то данные, например, что в группе мальчиков число детей с очень высоким уровнем тревожности статистически значимо выше, чем в группе девочек.

Можно, конечно, ограничиться констатацией этого факта. Однако, чаще всего ставится задача провести коррекцию тревожности у детей. Такая задача решается в рамках формирующего исследования.

Таким образом, целью формирующего исследования выступает коррекция (снижение) какого-либо неблагоприятного психологического качества, которое чрезмерно выражено у испытуемых. Это могут быть тревожность, агрессивность, склонность к отклоняющемуся поведению и т.п.

Целью формирующего исследования может быть и развитие некоторого позитивного психологического качества, недостаточно развитого у испытуемых. Это могут быть, например, самоактуализация, самоотношение, уверенность в себе и пр.

Формами реализации формирующего эксперимента могут быть разного рода корректирующие или развивающие программы, психологические тренинги и т.п.

И, наконец, третий тип эмпирического исследования в выпускных квалификационных работах по психологии – это контрольное исследование. Его цель проверить насколько эффективной оказалась программа коррекции или развития какого-либо психологического качества.

Как правило, в рамках формирующего эмпирического исследования проводится повторное тестирование испытуемых по методикам, которые были использованы при проведении констатирующего исследования.

Далее проводится сравнительный анализ интересующего исследователя качества до и после проведения корректирующей программы или тренинга.

Если показатели улучшились, например, агрессивность подростков снизилась или стрессоустойчивость сотрудников увеличилась, то программа или тренинг признается эффективной.

В курсовых работах по психологии проводятся только констатирующие исследования.

В дипломных и ВКР бакалавра по психологии чаще всего встречаются констатирующие варианты эмпирического исследования, но возможно и использование формирующих и контрольных исследований.

В магистерских диссертациях по психологии достаточно часто встречаются темы, предполагающие проведение формирующего и контрольного эмпирического исследования.

Вы пишите курсовую, дипломную, магистерскую или любую другую работу по психологии.

Возможно, у вас возникли сложности с:

  • подбором и анализом литературы,
  • выбором опросников,
  • проведением тестирования,
  • статистическими расчетами,
  • формулировкой выводов;
  • созданием презентации и пр.

Мы вам поможем написать работу по психологии качественно и быстро!

Принимает и сопровождает заказы Андрей — психолог, опытный автор. Он поможет вам разобраться в любом вопросе, связанном с работой по психологии – от выбора темы, до подготовки к защите.

источник

Иногда, для углублённой оценки исторических личностей, процессов, явлений целесообразно использовать метод сравнительного анализа. К примеру- сравнить государственный строй двух стран со схожим менталитетом людей и уровнем развития экономики. В классическую структуру сравнительного анализа входит сравнение нескольких объектов, оценивая объект под разными углами, выявляя особенности и недостатки. Целью автора становится – обнаружить общие черты и характерные различия сопоставляемых объектов.

На данный момент, известно множество способов проведения сравнительного анализа. обратим внимание на основные моменты, по которым строится сравнительный анализ изучаемого объекта. Вот, некоторые из них.

следует найти контекст, главную идею, вокруг которой будет проводиться последующая работа. Проще говоря, контекстом может быть: некая проблема, теория, главная идея, которая имеет отношение к основному объекту исследования. Вот пример, если целью исследования является сравнение двух правовых норм, внешне схожих одна на другую, будет правильно полностью изучить проблематику заданного вопроса, опираясь на те области правовых отношений, в которых реализуются правовые нормы. Для того чтобы добавить работе твёрдости, окончательно убедив читателей в своих выводах, необходимо провести глубокий анализ изучаемых процессов, прокрутить в голове различные суждения, подходы к данному вопросу. после чего выделить главные умозаключения, которые станут основой изложения контекста в сравнительном анализе. При работе желательно использовать авторитетные источники,разместив на них ссылку.Сравнительный анализ нельзя составлять без выверенного контекста, ведь это лишит вас фундамента, необходимого для построения доказательной базы, при сравнении двух объектов.

В процессе исследования обязательно обосновать причину, согласно которой будет проводиться сравнения двух похожих объектов. К примеру, нам нужно сравнить, что более полезно для здоровья: капуста или свекла. Читатель будет искать логику, чем руководствовался исследователь, когда выбирал объекты для сравнения. что при этом нужно сделать исследователю, выдать читателю железные доводы, почему необходимо обратить внимание именно на эти объекты исследования? Оценив правильность вашего выбора и осознав логическую цепочку ваших доводов, читатель поймёт что эта тема возникла не ” с потолка”, значит на неё следует обратить внимание. Итак, следует указать причины выбора темы исследования.

Вы заняты сравнительным анализом, а значит нужно руководствоваться фактами, при объективном сравнении двух объектов. Стоит показать силу своих утверждений, выделив те особенности, при которых объекты взаимодействуют друг с другом. На какие моменты следует обратить внимание? Определить, чем выбранные объекты дополняют,обогащают, противоречат, оспаривают, исключают друг друга? Что является целью чётко выстроенных аргументов? Оценить взаимодействие двух объектов. Факты определяются согласно принятому контексту идеи (проблемы, теории), в которых выносится за скобки сравниваемые объекты (см. Пункт 1). Для того чтобы акцентировать внимание на взаимодействие объектов следует использовать такие слова: «в то время как», «тогда как», «напротив», «к тому же», «дополняя», «исключая» и др.

Отредактировав вводную часть задания: контекст, реальные причины для сравнения, факты и аргументы, определите ещё одно, метод сравнения. Для проведения сравнительного анализа используют следующие методы:
А) описать все преимущества и недостатки объекта Х, а потом объекта Y.
Б) Один за одним, по очереди разобрать похожие элементы сравниваемых объектов.
В) сравнивая X и Y, нужно отчётливо поставить акцент на одном из объектов. Данный метод применяется в единственном случае, когда Х и Y невозможно полностью сопоставить друг с другом. Итак, объект X выступает в роли инструмента используемого для проверки аргументов объекта Y, которые, были рассмотрены в Пункте 3.

Работа должна ощущаться как единый организм, для этого нужно показать взаимосвязь между объектами, составив логическую цепочку фактов характеризующих взаимодействие двух объектов. Без такого построения работы, читателю будет сложно увидеть связи, по которым сравниваемые объекты взаимодействуют с аргументами друг друга.

источник

Среди эмпирических методов исследования определенных событий чаще всего используется метод сравнительного анализа. Благодаря ему выявляются общие и отличные черты (характеристики) какого-либо явления, исследуемого процесса на разных этапах развития (временных, событийных и т. д.).

Сравнительный метод – это один из главенствующих логических приемов познания предметов, явлений, событий внешнего мира, которое начинается с того, что аналитики их отделяют от всех предметов и (или) устанавливают их сходство с родственными предметами и явлениями.

Через сравнение определяются общие и отличные методологические подходы научных школ, которые изучают некие процессы, сравнивают определенные критерии и категории. Причем сравниваются только те явления (характеристики), которые имеют сходные признаки и объективную общность в рамках выбранного научного исследования. В итоге можно выяснить общее, что повторялось в явлениях и стало ступенькой на пути выявления ряда закономерностей изучаемых событий.

Для исследования динамики изменения неких процессов, поиска различий и общностей часто используют сравнительный анализ. Примеры практического использования можно найти в социологии, юриспруденции, политическом и экономическом анализе, науке и культуре.

Общеизвестно, что определять динамику эффективности предприятия удобно не с помощью абстрактных величин, а сравнивая либо с другими схожими фирмами, либо основываясь на статистике компании в равновесный промежуток времени. Например, как изменилась производительность труда (доходы, убытки) в текущем году относительно аналогичного промежутка времени прошлых лет, как за это время сработали предприятия-конкуренты.

Метод сравнительного анализа незаменим в социологии, исследовании общественного мнения, статистическом анализе. Только опираясь на данные предыдущих исследований, можно точно выявить динамику изменения настроений в обществе, оперативно выявлять нарастающие проблемы и вовремя на их реагировать. Сравнительный анализ эффективен и показателен на всех уровнях: от отдельной семьи до всего общества, от бригады до коллектива большого предприятия, от муниципального уровня до государственного.

Виды анализа зависят от методики и количества сравниваемых показателей. При отслеживании определенного явления можно опираться на данные самого явления, сравнивать его с аналогичным либо с совокупностью явлений. Например, при отслеживании динамики хозяйственной деятельности компании можно опираться на ее собственную статистику за различные временные промежутки, сравнивать с конкурирующей фирмой либо оценивать в контексте всей отрасли (совокупности фирм).

  • Количественный – анализ с точки зрения количественного представления характеристик.
  • Качественный – анализ качественных характеристик, свойств.
  • Ретроспективный – анализ изменений во времени, их влияние на текущие события.
  • Прикладной – анализируется практическая деятельность исследуемой структуры.
  • Исследовательский – применяется в аналитических науках.
  • Описательный – анализ начинается с исследований структуры явления, затем идет к его функциям и цели.
  • Общий – базируется на общей теории систем.
  • Структурный – анализируется общая структура явления.
  • Микросистемный – исследуется конкретная система.
  • Макросистемный – анализируется роль конкретной системы в совокупности родственных систем.
  • Витальный – анализируется развитие системы, определяются ее основные этапы.
  • Генетический – используется в анализе генетических систем, механизмов наследования.
  • Другие виды.

Сравнительный анализ систем правоведения различных стран позволяет развивающимся государствам перенимать эффективно зарекомендовавшие себя методы управления, совершенствовать законодательство, структуру административной системы.

Изучение теоретического наследия свидетельствует о том, что развитие теории права в одной стране вне контекста всемирной истории и достижений правовой мысли других стран невозможно и приводит к узкому ограниченному подходу в определении проблем права. Именно это, собственно, и определяет закономерность транснациональной природы правовой науки, не исключая при этом социально-политической функции правоведения конкретного государства. Например, даже советская юридическая наука являлась не изолированной системой, а частью диалектически целостной мировой юриспруденции.

Правовой метод сравнительного анализа – это, прежде всего, сопоставление компаративистики, то есть анализ сходных черт. Ряд уважаемых исследователей отмечают два основополагающих условия правильного применения сравнительного метода:

  • Не следует ограничиваться сравнением народов одной расы или религии.
  • Сравнивать можно только законодательства или правовые системы, находящиеся на одном уровне общественного развития.

Почему? Сравнительная история права не должна ограничиться простым сопоставлением исследуемых юридических систем лишь потому, что они сосуществуют одновременно во времени или территориально близко. Ведь в праве нет места для экспериментов – по каждому решению, направленному на создание или реализацию права, стоят судьбы и интересы граждан, экономики, государства. Право должно быть максимально совершенным и системным. Именно поэтому, вместо эксперимента, используют сравнительно-правовые исследования, которые укажут важные варианты решений, предостерегут от принятия устаревших или неэффективных в актуальных условиях решений.

Задекларированное вхождение страны в мировое сообщество в условиях перехода экономик ведущих стран мира на инновационное развитие заставляет отечественных товаропроизводителей модернизировать производство. Промедление грозит системным отрывом от развитых стран и превращением в сырьевой придаток, донора дешевой рабочей силы. Понимая это, передовые отечественные предприятия пытаются найти свое место на мировом рынке, опираясь на новые разработки.

Однако поиск идей инновационных разработок в основном ведется чисто интуитивным путем, при этом шансы на успех являются незначительными и больше зависят от субъективных факторов. В то же время существует метод сравнительного анализа. Он позволяет:

  • Вести целенаправленный поиск идей новых товаров, технологий их изготовления, методов управления.
  • Осуществлять выбор наиболее приемлемых идей инноваций, повышая тем самым шансы инвесторов на успех.
  • Закладывать основы перехода на инновационное развитие.

Для эффективного хозяйствования сравнительный метод жизненно необходим. Как по-другому отслеживать, лучше стала работать фирма или хуже? Каково ее место на рынке? Как развиваются конкуренты? Только при сравнении с предыдущими временными периодами собственной деятельности и по возможности конкурирующих структур можно строить стратегические планы развития.

При исследовании больших объемов данных здорово помогает таблица сравнительного анализа. Она позволяет наглядно структурировать показатели. Пример простейшей сравнительной таблицы (коэффициенты взяты условно):

источник

Общенаучные методы являются особой модификацией методов, которые используются во многих других научных дисциплинах. Основными среди них являются наблюдение, эксперимент и моделирование.

Наблюдение – это целенаправленное и регулярно повторяющееся изучение человека, на основе результатов которого даётся объективная оценка. Метод наблюдения является предпосылкой для других методов, таких как ведение дневника или автобиография. А само наблюдение может разделяться на несколько подвидов:

Опосредованное наблюдение (исследователь регистрирует не сам процесс, а только его результат; такое наблюдение может происходить посредством уполномоченных лиц);

Непосредственное наблюдение (исследователь фиксирует данные при прямом наблюдении за процессом);

Полевое наблюдение (исследователь фиксирует данные в естественной среде);

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Лабораторное наблюдение (для наблюдения специально создаются искусственные условия);

Открытое наблюдение (исследование проводится открыто и все его участники знают об этом);

Скрытое наблюдение (объект наблюдения может не знать об исследовании или знать лишь часть информации);

Включенное наблюдение (исследователь сам участвует в процессе и может взаимодействовать с объектом);

Невключенное наблюдение (исследователь может только наблюдать, не включаясь в сам процесс);

Случайное наблюдение (исследование провидится спонтанно, незапланированно, в силу сложившихся обстоятельств);

Целенаправленное наблюдение (исследование проводится специально, предварительно запланированно);

Сплошное наблюдение (исследователь наблюдает за всеми объектами, никого не выделяя);

Выборочное наблюдение (исследователь наблюдает за конкретным объектом);

Произвольное наблюдение (неконтролируемое наблюдение, не имеющее чёткого плана);

Структурированное наблюдение (исследование проводится по конкретному плану, с использованием специальных документов, приборов и т.д.);

Констатирующее наблюдение (исследование проводится с целью фиксации данных, без их оценки);

Оценивающее наблюдение (исследование проводится с целью фиксации данных и их оценки).

Первостепенная задача это поставить цель.

Эксперимент – это метод целенаправленного изменения одной или нескольких переменных и наблюдения за результатами этого изменения. От наблюдения он отличается тем, что изучает реакции человека, а не спонтанные проявления его психики. Есть несколько видов эксперимента:

Лабораторный эксперимент (исследование проводится в специальных условиях, и испытуемый знает о своём участии);

Естественный эксперимент (исследование максимально приближено к естественным условиям, а испытуемый может и не подозревать о своём участии);

Камерный эксперимент (исследование проводится в условиях менее жёстких, чем лабораторные, но не в естественных: комната, специальное помещение и т.п.);

Формирующий эксперимент (в ходе исследования исследователь активно воздействует на испытуемого);

Индивидуальный эксперимент (исследование проводится с одним человеком);

Групповой эксперимент (исследование проводится с группой людей).

Эксперимент хорош тем, что его можно проводить многократно и создавать специальные условия для изучения интересующего психического процесса.

Моделирование – это воссоздание определённой психической реальности (состояния, ситуации, настроения и т.п.). Метод моделирования применяется в психологии для того чтобы получить более точные данные о психике изучаемого человека, особенности его поведения в определённых ситуациях и при определённых условиях, а также его реакциях на них.

Следующими в списке, но менее важными, являются психофизиологические методы:

Наиболее зарекомендовавшими себя считаются следующие:

Методика изучения условных рефлексов, основанная на глотательных движениях;

Методика изучения условных рефлексов, основанная на хватательных движениях;

Методика изучения условных рефлексов, основанная на ориентировочном подкреплении (например, появлении картинки);

Методика изучения условных рефлексов, основанная на словесном подкреплении;

Методика исследования сосательных пищевых рефлексов;

Методика исследования оборонительных защитных движений глаза;

Замена непосредственного раздражителя на его словесное обозначение

Психофизиологические методы, как правило, используются для изучения детей на первом и втором году жизни и в специализированных заведениях. Поэтому, если вы не являетесь узким специалистом, данные методики вряд ли дадут какие-то результаты или практически ценные знания. Наиболее удобным и рекомендуемым способом знакомства с психофизиологическими методами является наблюдение за тем, как их используют специалисты, а также умения верно истолковать полученные данные.

Психологические методы можно разделить на две подгруппы.

К первой подгруппе относятся интроспективные методы. Они призваны для того, чтобы непосредственно собрать информацию об объекте изучения. Здесь выделяются:

Самонаблюдение – используется для того, чтобы выявить человеком определённые особенности и психические феномены у самого себя;

Самооценка – используется для выявления человеком у самого себя не только особенностей и феноменов, но и стабильных психических качеств.

Ко второй подгруппе относятся социально-психологические методы, осуществляемые, в большинстве случаев, опосредованно. Здесь выделяются:

Беседа – получение информации через общение, где роли участников равны (беседа преподавателя и ученика, беседа отца и сына и т.п.);

Интервью – получение информации через общение, где один человек задаёт вопросы, является лидером, а второй отвечает, является ведомым (устный экзамен и т.п.);

Анкетирование – получение информации через ответы людей на заготовленные вопросы;

Социометрия – получение информации через изучение статуса человека в обществе (группе людей);

Анализ продуктов деятельности (творчества) – получение информации через контроль знаний (диктанты, сочинения и т.п.), восстановление деятельности от обратного (от результата), графики, рисунки и т.п.;

Тестирование – получение информации через краткие структурированные испытания (тесты способностей, тесты восприятия, тесты умений и навыков, проективные тесты, тесты на профориентацию, интеллектуальные тесты и т.д.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9567 — | 7485 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Очень часто познание – это выявление различий. «Все познается в сравнении». Человек познает себя, сравнивая с другими. Мы смиряемся с собственной судьбой, видя людей в более тяжелых условиях. Психология, стремясь к выявлению закономерностей жизни человека и групп, анализирует различия.

Многие психологические исследования направлены на сравнительный анализ выраженности психологических параметров в разных группах. Выявляемые различия дают важную информацию об особенностях этих групп. Например, данные о психологических различиях восприятия между мужчинами и женщинами используются в маркетинге для дифференцирования рекламных компаний товаров для женской и мужской аудитории. Знание различий ценностных ориентаций сотрудников организации разных возрастов позволяет повысить эффективность их материального и нематериального стимулирования.

Признаками того, что в курсовой или дипломной работе будет проводиться анализ различий, является присутствие в теме следующих слов: «Особенности…», «Различия…», «Сравнительный анализ…».

Выявление различий выраженности психологических показателей в группах – это статистическая процедура, так как имеет место обработка массива данных. Существуют различные статистические методы выявления различий.

При обработке результатов эмпирического исследований в курсовых, дипломных и магистерских диссертациях по психологии используются следующие статистические критерии:

У каждого из этих критериев есть своя сфера применимости, свои ограничения. Их важность знать для правильного проведения статистических расчётов.

Статистические критерии делятся на параметрические и непараметрические.

Параметрические критерии предъявляют более строгие требования к эмпирическим данным (результатам тестирования), но и их точность по выявлению различий выше.

Непараметрические статистические критерии не так чувствительны к исходным данным, но и точность их ниже.

U-критерий Манна-Уитни и Т-критерий Вилкоксона являются непараметрическими. t-критерий Стъюдента – параметрический статистический критерий.

Различение связных и несвязны выборок важно, так как некоторые статистические критерии рассчитываются в этих случаях по-разному.

Связными считаются выборки, в которых находятся одни и те же испытуемые, но в разных условиях. Например, одна и та же группа студентов до тренинга личностного роста и после него в статистических расчетах будет рассматриваться как две связные (зависимые) выборки.

Несвязные выборки – это любые различные группы испытуемых. Например, при исследовании мотивации достижения у сотрудников организации разного пола группы мужчин и женщин будут считаться несвязными (независимыми) выборками.

U-критерий Манна-Уитни применяется для выявления различий выраженности психологических показателей только в несвязных выборках.

Т-критерий Вилкоксона используется для анализа различий только в связных выборках.

t-критерий Стъюдента позволяет выявлять различия средних значений как в связных, так и в несвязных выборках испытуемых.

Нужно ли знать формулы расчёта статистических критериев выявления различий между психологическими параметрами

Знание формул расчёта статистических критериев помогает лучше понять их смысл и сферу применимости. В то же время для психологов знание этих формул, с моей точки зрения, не обязательно.

В подавляющем большинство ВУЗов допускается использование для расчёта статистически значимых различий между психологическими показателями специальных компьютерных программ.

Почему нельзя просто сравнить средние значения в группах, а нужны еще статистические критерии?

Начнем с примера. Пусть в группе российских и монгольских мужчин измерили с помощью тестов два показателя: уровень удовлетворенности браком и уровень интеллекта.

источник

Сравнительный анализ представляет собой метод сопоставления двух и более объектов исследования (явлений, предметов, идей, результатов и т.п.). В результате такого анализа выявляются достоинства и недостатки сравниваемых объектов с целью классификации. Сравнительный анализ применяется в различных дисциплинах. О значении, видах анализа и примерах говорится в статье.

Сравнение является одним из простейших способов, посредством которых человек познает окружающий его мир. Весь смысл сравнительного метода заключается в выявлении преимуществ и недостатков сопоставляемых объектов. Объекты исследования должны быть однородными, то есть должны относиться к одному роду, разряду. После того как выбраны объекты сравнения (их может быть два и более), выбирается вид сравнения. Например, динамический, пространственный и т.д. Следующий этап — необходимо определиться, по скольким показателям будут оцениваться, сравниваться объекты. И заключительным этапом метода сравнительного анализа является выбор шкалы сравнения.

На сравнительном анализе основан ряд дисциплин, которые относятся к различным сферам жизни человека. Например, сравнительная анатомия, которая является одной из биологических дисциплин, занимается изучением закономерности строения и развития как самих органов, так и их систем. И таких дисциплин, помимо сравнительной анатомии, использующих в качестве основы познания сравнительный метод анализа, достаточно много: сравнительное богословие, сравнительно-историческое языкознание, сравнительное литературоведение, сравнительная мифология, сравнительная политология, сравнительное правоведение, сравнительная психология, сравнительное религиоведение, сравнительное уголовное право, сравнительная философия.

Сравнительный анализ является универсальным, относится к общенаучным методам исследований, это логический прием в познании окружающего мира. Он позволяет выделить общие черты, признаки у анализируемых объектов, определить различия, выявить отличительные черты конкретных объектов из числа общих для всех анализируемых предметов (явлений, идей, результатов и т.д.). Основным недостатком обсуждаемого метода является то, что все полученные результаты могут подвергаться сомнению в связи с их субъективностью: то, что одному кажется отличием, для другого или незаметно, или вовсе не является отличительной чертой. Иными словами, неспособность анализирующего объективно оценить свойства исследуемого объекта, сравнить их со свойствами других объектов и учесть все аспекты процесса выявления общих и различных характеристик является основным недостатком.

Сравнительный анализ можно подразделить на:

  1. Количественный — анализируются количественные характеристики.
  2. Качественный — анализ характеристик, определяющих качество исследуемого объекта, явления, результата.
  3. Ретроспективный — анализируются прошедшие изменения, оказывающие влияние на текущее положение.
  4. Прикладной — исследуется результат деятельности объекта.
  5. Исследовательский — данный вид анализа используется в аналитических науках.
  6. Описательный — изначально исследует структуру объекта (явления), постепенно переходя к анализу функций и целей.
  7. Общий — основан на общей теории систем.
  8. Структурный — данный вид анализа занимается изучением структуру анализируемых объектов.
  9. Микросистемный — используется для исследования конкретной системы.
  10. Макросистемный — анализируется роль конкретных систем в многообразии схожих систем, связанных между собой общими признаками.
  11. Витальный — занимается изучением развития и его основных этапов анализируемой системы.
  12. Генетический — исследуется наследственность, ее механизм, генетические системы.
  13. Другие виды.

Наиболее часто сравнительный анализ используют в качестве способа обработки экономической информации. Для получения достоверных знаний об определенном промежутке времени, для выбора пути дальнейшего развития, выявления наиболее приемлемого варианта и решения многих других экономических задач и вопросов используется данный анализ. Метод сравнительного анализа эффективен и показателен на всех уровнях. Он играет неоценимую роль в оценке потенциала предприятий.

Применительно для исследований в экономической области деятельности бывают следующие виды сравнительного анализа:

  1. Горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный сравнительный анализ специализируется на определении абсолютного и относительного отклонения между показателями, которые сравнивают между собой. Вертикальный же анализ расчета удельного веса частей позволяет изучать экономические явления, а именно их структуру.
  2. Динамический и статический. Динамический метод еще называют временным, он позволяет изучать изменения анализируемых процессов (явлений, объектов) во времени. Статический, или пространственный, изучает уровень одного и того же показателя в течение определенного времени по разным объектам исследования.
  3. Одномерный и многомерный. Суть одномерного анализа заключается в том, что или по одному показателю анализируются несколько объектов, или один объект анализируют по разным показателям. Многомерный метод позволяет исследовать несколько объектов по нескольким показателям.
  4. По базе сравнения. На этом пункте необходимо остановиться немного подробнее. Дело в том, что этот вид включает в себя несколько подпунктов.
  • Первый из них — сопоставление ожидаемых данных с данными периода, рассматриваемых в качестве эталонных. Иными слова, составляется прогноз результатов, которые должны получиться, далее полученный результат сравнивают с подотчетными данными определенного периода.
  • Сопоставление планируемых показателей с фактически полученными показателями.
  • Сопоставление полученных по факту данных со стандартными значениями показателей, установленными нормами.
  • Когда известны среднеотраслевые значения анализируемых показателей, то производится сопоставление фактически полученных данных со среднеотраслевыми.
  • Сопоставление фактических данных с данными, полученными в предыдущий период (в прошлом году/месяце/полугодие).
  • Сопоставление полученных данных с данными, полученными на ведущих предприятиях, которые являются лидирующими в отрасли.
  • Если изменяли какой-либо фактор или изменена производственная ситуация, то производится сопоставление данных, которые были получены до и после внесения изменений.
  • И, наконец, производится сравнительный анализ разных вариантов решений в области управления.
Читайте также:  Как делать анализ на английском

Результаты сравнительного анализа представляют собой данные, которые получают в процессе сравнения. То есть все отличительные признаки, а также аналогичные, сводятся, как правило, в таблицы. Исходя из значений, внесенных в эти таблицы, делаются выводы о недостатках и преимуществах того или иного анализируемого объекта/эффекта/явления и т. п. Иными словами, выводы, сделанные на основе выявленных отличительных черт, являются результатом сравнительного анализа.

Сравнительный анализ моделей корпоративного управления, применяемых в разных странах мира, складывается из сравнения между собой этих моделей по различным критериям. Одним из важнейших критериев является наем работников. Возможны два варианта: быстрый наем на короткий/длинный промежуток времени и наем длительный на короткий/длинный срок. Во втором случае наем работников, как правило, состоит из нескольких стадий: кандидат на должность проходит собеседование (возможно, не одно), затем приступает к обучению, далее стажируется для закрепления полученных навыков и получения опыта использования знаний на практике, затем сдается экзамен, по результатам которого кандидат получает или не получает желаемую должность. Такой критерий, как принятие решений, также может носить разный характер — или индивидуально принимаются решения, или коллективно. Ответственность, также, как и принятие решений, может быть коллективной и индивидуальной.

Сравнительный анализ показателей финансово-экономической деятельности предприятия начинается с определения этих самых показателей. Выделяют четыре основные большие группы показателей, которые, в свою очередь подразделяются на несколько более мелких. К показателям, характеризующим экономический потенциал предприятия, относятся активы предприятия (т. е. имущество, находящееся в собственности у предприятия, и денежные средства), основной капитал (иными словами, часть капитала, которая не единожды принимает участие в производственной деятельности предприятия) и другие показатели. Общие результаты деятельности предприятия оцениваются по общим расходам, которые включают в себя расходы по содержанию оборудования и его эксплуатации, цеховые расходы. Эффективность деятельности можно оценить по прибыли, рентабельности продаж, активов, собственного капитала. Финансовое положение характеризуют такие параметры, как платежеспособность (общая и текущая), рыночная и финансово-экономическая устойчивость.

Как уже говорилось выше, сравнительный анализ применяется во многих сферах деятельности человека. Не только экономическую эффективность можно оценить данным методом. Пример сравнительного анализа — рассмотрение программ политических, экономических, социальных реформ. Гораздо проще принять правильное решение, сравнив принимаемые проекты с заграничным опытом, опытом предыдущих лет. Изучение методов управления, законодательства, структур государственных систем, а также их сравнение с опытом других государств позволяет перенимать положительный опыт и эффективно внедрять в своей стране как для улучшения жизни граждан, так и для усовершенствования самого государства.

Итак, понятие «сравнительный анализ» относится ко многим наукам. Этот метод является одним из главных логических способов познания окружающего мира. С незапамятных времен человечеством используется сравнение в качестве эффективнейшего способа изучения явлений, результатов, объектов. В связи со своей универсальностью, сравнительный анализ широко применяется в различных сферах деятельности человека.

источник

Психология – это наука, включающая в себя большое число составляющих дисциплин, отличающихся между собой непосредственными направлениями интересов, задачами и целями. Общим же, объединяющим фактором является предмет изучения – это закономерности в функционировании, развитии, и, конечно же, в возникновении процессов психической деятельности. Одной из таких дисциплин и является сравнительная психология.

Оригинальное название дисциплины имеет англоязычное происхождение – «comparative psychology». На русский язык этот термин переводится в двух вариантах. Первый – зоопсихология. И сравнительная психология — второй. Соответственно, эти понятия являются не просто похожими, они полностью аналогичны, поскольку ими обозначают одну и ту же научную дисциплину.

Однако такой версии придерживаются не все ученые. Некоторые специалисты разделяют эти наименования, придавая каждому из них узкий специфический смысл. Иными словами, поведением животных занимается зоопсихология. И сравнительная психология, соответственно, изучает сходства и различия между поведенческими и мыслительными процессами людей и животных.

Но оригинальное англоязычное название дисциплины, возникшее в США, не разделяется на два варианта, как и сама наука. Соответственно, эти названия следует рассматривать в качестве синонимов.

Сравнительная психология – научная дисциплина, занимающаяся вопросами происхождения, становления, развития и иных закономерностей в поведении и сознании животных и людей.

В чем отличие от других, родственных дисциплин? Основное заключается в том, что эта наука рассматривает сходства и различия в психической деятельности людей и животных, сопоставляет их.

Сравнительный анализ в психологии этого вида заключается в выявлении соотношений, сходств и различий между людьми и животными. Базируется он на данных о высшей нервной деятельности представителей животного мира, полученных в ходе специальных исследований. И, разумеется, на аналогичных сведениях о процессах психической деятельности людей.

Но только этими исходными данными анализ не ограничивается. Любое сравнительное исследование в психологии этого типа проводится с учетом исторических и социальных особенностей развития, определяющих ключевые отличия в высшей нервной деятельности людей и животных.

Иными словами, анализ в этой научной дисциплине направлен на нахождение в фило- и онтогенезе общностей и противоположностей. Разумеется, учитываются все известные факторы исторического развития, сказавшиеся на формировании человеческого разума и возникновении таких особенностей, как внятная речь, прямохождение, сложная социальная организация, трудовая деятельность и прочие.

Сравнительная психология зародилась в позапрошлом столетии. Активное развитие и подъем научное направление начало переживать после обнародования теории Чарльза Дарвина о происхождении человека. Тогда же дисциплина окончательно оформилась и стала самостоятельной наукой.

До начала прошедшего столетия она воспринималась в качестве дисциплины, занимающейся эволюционными процессами в психике как животных, так и людей, с акцентом на определении взаимных сходств и проведении аналогий.

Постепенно, в ходе становления этой научной дисциплины, преимущество обрел так называемый «объективистский подход». Его сторонники придерживались позиции исключения из исследований термина «психика животных». Потому как термин звучит некорректно. По их мнению, только поведенческие нюансы представителей мира фауны могла рассматривать сравнительная психология. Учебник для студентов также не должен был содержать упоминания о соответствующих процессах животных. Ограничиваясь лишь такими терминами, как «нервная деятельность», «повадки» и прочие. В качестве основания подобного подхода выдвигалось утверждение о том, что о психических процессах животных невозможно получить объективных данных.

Такой подход пробыл на господствующем положении вплоть до конца семидесятых годов прошедшего столетия. Однако разделяли его далеко не все ученые, чьей сферой деятельности была зоопсихология. И сравнительная психология, учебник по которой для вузов был выпущен в Советском Союзе, в лице таких специалистов, как Н. Н. Ладыгина, придерживается позиции о наличии сознания у животных.

В Старом и Новом свете сложилось несколько разное понимание того, чем является и занимается эта наука. Хотя расхождения во взглядах ученых и не особенно существенны, тем не менее они часто становятся причиной для различных недопониманий и ошибок среди учащихся вузов и тех, кто просто интересуется этим предметом.

В Старом Свете, как в Западной Европе, так и в Восточной, сложилось понимание того, что сравнительная психология занимается вопросами, относящимися к общему антропогенезу. То есть специалисты изучают и сличают между собой различия и сходства. Что помогает им понять нюансы и особенности исторического течения антропогенеза.

Соответственно, в Старом свете предмет сравнительной психологии – это соотношение характеристик происходящих в сознании людей и животных процессов, а также иных факторов. То есть – сопоставление, оно же и является основным методом познания.

В Новом свете же, данная научная дисциплина акцентирует внимание на познании особенностей поведения животных, не выходя при этом из рамок науки. Основоположниками американского понятия «сравнительная психология» считаются такие ученые: Э. Торндайк и Р. Йеркс. На специфику развития науки в Новом свете оказал серьезное влияние бихевиоризм, которому свойственна предельная упрощенность и объективность. Это выражается в обобщающей концепции «стимул влечет реакцию».

Конечно же, в США не ограничиваются изучением поведенческих реакций животных. Задачи зоопсихологии и сравнительной психологии в этой стране таковы, что им не чуждо выяснение соотношений между типами и процессами высшей нервной деятельности животных и людей. Однако поведенческие стереотипы представителей фауны рассматриваются в качестве базовой основы, объясняющей ряд рефлексов и реакций людей. Исследовательские работы велись в основном в лабораторных условиях, с подопытными животными. По этой причине сравнительный анализ в США практически «сошел на нет».

Этот раздел психологии занимается не только сравнением особенностей людей и представителей фауны. Хотя, без сомнения, сравнительный анализ и выявление как соотношений, так и различий, имеют основополагающую роль в данной дисциплине.

Суть же занятий ученых не только в нахождении сходств или различий, но и в выяснении того, как именно шел процесс эволюционирования человеческого сознания. Иными словами, в определении тех факторов, которые обусловили процессы развития сознания людей.

Наука эта является одним из разделов психологии. А данное название образовано из двух греческих слов:

  • «psyche», что означает «душа»;
  • «logos», это переводится, как «учение».

Специфической особенностью рассматриваемого научного раздела, согласно толкованию, приведенному в Словаре психологических терминов И. Кондакова, является то, что специалисты исследуют эволюционные процессы в психике.

Словарь психологических терминов Оксфордского университета придает несколько иное значение названию этой науки. Согласно ему, это наука, занимающаяся исследованиями поведенческих моделей и стереотипов, рефлексов, характерных для пре

источник

В процессе учебы или исследовательской деятельности, часто приходится писать работы по сравнительному анализу. Например, сравнивать и сопоставлять две исторические личности, две политические теории, две общественных тенденции, два научных процесса и т.п. Классическая структура сравнительного анализа содержит сравнение нескольких объектов. Цель автора – выявить и сопоставить их сходства и различия.

Существуют различные способы сравнительного анализа. Однако остановимся на ключевых моментах, которые должна содержать работа по сравнительному анализу.

1. Контекст. Определите контекст, на фоне которого вы будете проводить сравнительный анализ. Иными словами, опишите проблему, теорию, идею, содержащие объекты, которые вам надо сравнить. Например, если вы анализируете две похожие правовые нормы, целесообразно затронуть проблематику той области права, в которой они применяются. Для большей убедительности, в основу должны лечь не ваши собственные умозаключения, а ссылка на авторитетные источники. Сравнительный анализ вне контекста лишит вас фундамента, на котором вы будете выстраивать свои аргументы в процессе сравнения выбранных объектов.

2. Основания для сравнения. В исследовании необходимо обосновать причину, по которой вы сравниваете именно выбранные объекты. Например, вы решили сравнить, что полезнее для здорового питания: капуста или свекла. Читателям надо показать логику, которой вы руководствовались при выборе объектов для сравнения. И объяснить, почему вы не сравниваете пищевую пользу морковки и огурца? Это нужно для того, чтобы читатель увидел, что ваш выбор логичный и сознательный, а не навязанный или взятый «с потолка». Итак, укажите причины вашего выбора.

3. Аргументы. Вы пишите сравнительный анализ, поэтому логично оперировать фактами, которые можно и нужно сопоставить при сравнении двух объектов. Ваши утверждения призваны показать, как объекты соотносятся друг с другом. Дополняют, обогащают ли эти объекты друг друга? Противоречат, оспаривают, исключают ли они друг друга? Цель выдвигаемых аргументов – показать соотношение двух объектов. Ваши факты выстраиваются на основе контекста идеи (проблемы, теории), из которых вы вычленили сравниваемые объекты (см. Пункт 1). Показывая соотношение объектов, можно использовать следующие слова: «тогда как», «в то время как», «напротив», «к тому же», «дополняя», «исключая» и др.

4. Методы сравнительного анализа. Написав вводную часть работы: контекст, причины для сравнения и аргументы, определите то, как вы будете сравнивать объекты. Для этого существует три метода:

А) изложить сначала все плюсы и минусы объекта Х, потом – объекта Y .

Б) последовательно поочередно сравнить похожие элементы объектов X и Y .

В) сранивать X и Y , делая больший акцент на одном из объектов. Этот метод рекомендуется в случае, если X и Y не могут быть в полной мере сопоставлены. Так, объект X может выступать инструментом для выявления того, соответствует ли объект Y аргументам, которые вы выдвинули в Пункте 3.

5. Связь сравниваемых объектов с аргументами Пункта 3. Работа будет смотреться как единое целое, если вы покажите взаимосвязь между объектами и ключевыми аргументами Пункта 3. Без такой связи читателю будет сложно увидеть, как очередная часть сравнения объектов соотносится с аргументами.

источник