Меню Рубрики

Как написать анализ внеурочной деятельности школы

Анализ внеурочной деятельности за _____________г. в 3 классе

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

В своей работе использую принципы: наглядности, доступности, систематичности, последовательности, результативности.

Внеурочная деятельность развивает интерес, любознательность, а это очень важно, чтобы ученики не впали в скуку, в уныние, что ведёт к нежелательным последствиям в формировании личности ребёнка. Данный вид работы позволяет комплексно решать эстетические, нравственно-волевые задачи, такие как – умение планировать свою деятельность, умение доводить начатое дело до конца, ценить результат, вырабатывает внимание, аккуратность, усидчивость, умение восхищаться.

Анализ работы внеурочной деятельности « Здоровейка»

Программа разработана в рамках внеурочной деятельности по социальному направлению для обучающихся 3 класса и рассчитана на 1 год: 34 ч. (1 час в неделю)

Цель курса: формирование и сохранение психологического и физического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей — установку преодоления.

Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

Формировать терпимость к мнению собеседника.

Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Занятия по внеурочной деятельности «Здоровейка» посещали 21 ученик. С учетом возрастных особенностей детей использовались следующие формы и приёмы работы:

просмотр тематических видеофильмов

дни здоровья, спортивные мероприятия

конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок

решение ситуационных задач

театрализованные представления, инсценировка

Занятия помогали расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями. На каждом занятии эти понятия закреплялись.

В ходе реализации программы внеурочной деятельности «Здоровейка» обучающиеся узнали и приобрели следующие умения:

основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

основы рационального питания;

правила оказания первой помощи;

способы сохранения и укрепление здоровья;

основы развития познавательной сферы;

свои права и права других людей;

соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

различать “полезные” и “вредные” продукты;

использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;

определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

заботиться о своем здоровье;

находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;

применять коммуникативные и презентационные навыки;

использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

находить выход из стрессовых ситуаций;

принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

отвечать за свои поступки;

отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Вывод: в результате у детей сформированы первоначальные навыки безопасного поведения в различных ситуациях, знания о гигиене, охране и укрепления здоровья человека.

Планирую на следующий год продолжать работу по намеченному перспективному плану работы

Анализ работы внеурочной деятельности « Учусь создавать проекты»

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 9—11 лет, включая детей с ОВЗ. Курс включает 34 часа по 1 занятию в неделю продолжительностью по 35-40 минут.

Курс «Учусь создавать проект» реализуется в рамках ФГОС НОО во внеурочной деятельности.

Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся через проектную деятельность.

Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.

Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.

Обучить основам оформления работ.

Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Занятия по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» посещали 21 ученик. С учетом возрастных особенностей детей использовались следующие формы и приёмы работы:

конкурсы проектной и исследовательской деятельности;

знакомство с интересными людьми.

Занятия помогали расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта: хобби, темы и этапы проекта, проект, проблема, гипотеза, информация и многое другое. На каждом занятии эти понятия закреплялись.

давать определение понятиям;

делать умозаключения и выводы;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников сформировались следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)

Учащиеся знают: основные особенности проведения исследовательской работы; что такое информационный проект и практико– ориентированный проект; методы исследования: эксперимент, анкетирование, моделирование интервьюирование; основы работы с компьютером, что такое социальный проект и его значимость для жизни окружающих; способы методы, стимулирующие саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе, правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов; правила осуществления самоконтроля; правила успешной презентации работы.

Учащиеся умеют: выбирать пути решения задачи исследования; классифицировать предметы, явления и события; самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой; осуществлять сотрудничество со взрослыми; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении — коллективной оценочной деятельности.

В ходе проведенных занятий были достигнуты определенные результаты:

опыт решения проектных задач

умение выдвигать гипотезы

возник интерес (у части детей) к исследовательской работе

Результат выражался в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

На занятиях мы составляли проекты, учились выделять главное. Проекты создавали в виде: сочинений, сообщений, презентаций, информационного альбома.

Ребята довольны своей работой хотя и бывает трудно из –за того ,что у многих нет компьютеров .

Вывод: в результате у детей сформированы первоначальные навыки проектной деятельности

Планирую на следующий год продолжать работу по намеченному перспективному плану работы

Анализ работы внеурочной деятельности « Моё Оренбуржье»

Программа «Моё Оренбуржье» рассчитана на детей 3 класса, включая детей с ОВЗ. Программа соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива. Программа «Моё Оренбуржье», ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий.

Цель Программы: Приобщение обучающихся начальной школы к национально-культурным традициям Оренбуржья, воспитание гражданственности, патриотизма, формирование ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду.

Расширить представления о родном городе, названиях улиц, закреплять знания о достопримечательностях посёлка Саракташ.

Обобщить знания детей об истории посёлка Саракташ, его символах. Вызвать интерес, положительное отношение к изучению истории родного посёлка. Подвести детей к пониманию того, что история родного города, региона неразрывно связана с историей России.

Познакомить с предприятиями посёлка.

Формировать толерантное отношение к людям разной национальностям через знакомства с их культурой, традициями, обычаями.

Формировать чувство гордости за культурное наследие родного края. Вызывать интерес к произведениям местных поэтов, художников

Помогать ориентироваться в многообразии предметов материальной культуры. Углублять представления обучающихся о народных промыслах региона: Оренбургский пуховой платок, Уральская роспись, изделия из яшмы

Способствовать развитию интереса к родному краю, посёлку, в котором мы живем, к взаимоотношениям людей и природы, предметам культуры

Воспитывать чувство любви и гордости за свой посёлок. Подвести детей к пониманию того, что история родного ппосёлка неразрывно связано с историей России.

Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду, формирование бережного отношения к результатам труда.

Воспитывать нравственные чувства, уважительного отношения к старшим, родителям, младшим.

Занятия по внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» посещали 21 ученик. С учетом возрастных особенностей детей использовались следующие формы и приёмы работы:

Занятия помогали расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями. На каждом занятии эти понятия закреплялись.

В результате освоения программы учащиеся умеют:

Определять проблему и способы её решения.

Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации.

Учащиеся знают: название родного посёлка, страны, свой адрес; называют и узнают (по иллюстрации) достопримечательности, знают названия улиц, площадей; знают и узнают флаг, герб, гимн России; называют народные праздники, игрушки, предметы быта; заботятся об окружающей природе, близких, оказывают помощь, проявляют дружелюбие, считаются с интересами товарищей, умеют договариваться со сверстниками, анализируют поступки, имеют представление об Оренбургском крае, как многонациональном: называют национальности проживающие на территории Оренбургского края

Образовательная деятельность учащихся заключается не только в обучении детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и в развитии многообразных личностных качеств ребенка, формирующихся на занятиях. Важной особенностью внеурочной деятельности является его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит, и более эффективное воспитание.

Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей. В 4 классе мы продолжим работу по внеурочной деятельности.

источник

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие.

Анализ внеурочной деятельности за 2013-2014 учебный год

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Главное во внеучебной работе – характер взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанные отношения. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности педагога, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.Вместе с тем, в ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях:

· плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет ) и видео-аудио-компьютерной индустрии;

· резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;

· ограниченности общения со сверстниками;

· неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;

· разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;

Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения. Исходя из этого, в школе были проведены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

— разработано «Положение об организации внеурочной деятельности»;

— составлены перечни программ внеурочной деятельности;

— подобраны кадры для проведения внеурочных занятий;

— подготовлены рабочие программы внеурочной деятельности;

— материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;

— информирование родителей о системе внеурочной деятельности.

Принципы организации внеурочной деятельности:

· соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

· опора на ценности воспитательной системы школы;

· свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Работа по привлечению обучающихся во внеурочную деятельность осуществлялась через посещение кружков, реализацию планов воспитательной работы.

Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются следующие условия: столовая, с/библиотека, спортивная площадка; видеоаппаратура, музыкальная техника; необходимый спортивный инвентарь,

Школа располагает 1-м кабинетом, оборудованным компьютерной техникой, подключенным к локальной сети Интернет.

Имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний (электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»), игры на развитие памяти и логики, библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу.

Реализация программы воспитания и социализации младших школьников способствуют:

– овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

-формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

Цель внеурочной деятельности была направлена на создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Все мероприятия, кружки, занятия внеурочной деятельности в начальных классах проходят с 13.00 по 14.00

источник

Анализ занятия внеурочной деятельности по теме «Зубы. Уход за зубами» по курсу «Планета тайн и открытий». Мастер — классы уроков показывали учителя МАОУ СОШ №2 г. Усть-Лабинска, Краснодарского края.

Анализ внеурочного занятия по теме «Зубы. Уход за зубами»

курса «Планета тайн и открытий»

Учитель МАОУ СОШ №2 г. Усть-Лабинск: Мельник О.В.

Место проведения: МБОУ СОШ №8 п. Сенной

Учащиеся 1б класса МБОУ СОШ №8

Оборудование: презентация, плакаты, макет зуба, зеркала, зубные щётки, печенье, яблоки, рабочие листы.

Данный проект занятия отвечает требованиям ФГОС второго поколения, т.к. содержание занятия внеурочной деятельности направлено на реализацию таких форм его организации как диалог, поисковые исследования, общественно-полезная практика и развитие творческой личности.

Занятие направлено на достижение конкретной цели (знакомство с полостью рта и уход за зубами), включает в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий участников исследования, имеет ограниченную протяжённость во времени, с определённым началом и концом.

В ходе работы обучающиеся овладевали умением вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности, самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, самостоятельно и совместно принимать решения, формировать умение работать с информацией (сбор, использование, систематизация).

Во время занятия соблюдался порядок действий (знакомство с темой, выбор цели, сбор информации, исследование, практическая работа, оценка достижений).

Дети рассмотрели макет зуба, потрогали его, что вызвало бурные эмоции. Далее учащиеся работали с зеркалами и рассматривали сою ротовую полость, считали зубы, делились полученной информацией и все данные фиксировали.

Учащиеся сидели группами, была индивидуальная работа с зеркалами и совместное обсуждение результатов. Дети считали сколько у них зубов, сколько выпало, сколько вылеченных и эти данные внесли в рабочие листы, которые заполняли с помощью педагога. Далее им предложили съесть по крекеру и обсудили изменения. Учащиеся активно предлагали, как исправить ситуацию и находили разнообразные выходы. Дети учились правильно ухаживать за зубами, не только рассуждением по теме, но и практиковались перед зеркалами (чистили зубы щёткой).

В результате решения задачи обучающиеся получили возможность формирования следующих личностных результатов:

*определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)

*определять и формировать цель деятельности с помощью педагога;

*учиться работать по предложенному педагогом плану;

*учиться высказывать своё предположение;

*учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

*учиться вместе с педагогом и другими учениками давать оценку деятельности товарищей, самооценку.

*учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и извне.

*овладевать навыками сотрудничества в группе при совместном решении задачи.

*освоение доступных способов изучения себя с получением информации от окружающих людей, в открытом информационном пространстве;

*осознание целостности организма;

*формирование бережного отношения к своему здоровью.

Метод решения исследовательских задач способствует появлению у детей познавательного интереса и повышает уровень знаний, который они получают на уроках окружающего мира.

Вывод: Занятие прошло на высоком эмоциональном подъёме, было высокоорганизованным, познавательным, увлекательным, расширяющим интересы и возможности при достижении определённых целей. Мне понравилась форма проведенного мероприятия, буду использовать не только в ходе внеурочной деятельности, но и чаще применять при проведении уроков.

Исследование ротовой полости и заполнение рабочих листов.

Чистим зубки с помощью яблока.

Учимся правильно чистить зубы.

Завершение занятия. Дети показывают здоровый зубик.

источник

Одной из главных новаций введения ФГОС стала необходимость пересмотра процесса организации внеучебной работы школьников. Внеурочная деятельность — комплекс видов активности (кроме обучения), реализация которых способствует успешному освоению детьми основной образовательной программы — позволяет гарантировать достижение ряда задач, к числу которых относятся следующие:

  • оптимизация учебной нагрузки;
  • улучшение условий в ОУ для всестороннего, комплексного развития детей;
  • обеспечение подготовки подрастающего поколения к решению повседневных жизненных задач;
  • создание дополнительной базы знаний, необходимой для профессиональной и творческой самореализации.

Система российского образования чутко реагирует на изменения, происходящие в общественной жизни нашего государства. Переосмысление социально-экономических ориентиров, смещение границ нравственности, утверждение новых ценностей в первую очередь отражается на детях, которые на интуитивном уровне копируют модель поведения взрослых и стремятся к ее воспроизведению.

Статистические данные, отражающие тенденции в сфере воспитания подрастающего поколения за последние несколько лет, неутешительны: большинство выпускников школы испытывают трудности с социальной адаптацией, демонстрируют низкий уровень воспитанности, затрудняются сделать профессиональный выбор. В связи с этим в рамках разработки образовательных стандартов второго поколения была пересмотрена система организации внеурочной деятельности школьников.

Реализация комплекса внеурочной деятельности в современной школе позволяет переломить негативные тенденции путем организации содержательного досуга учащихся во второй половине дня. При этом очень важно, чтобы комплекс внеурочного досуга в полной мере отражал принципы образовательных стандартов:

  1. Главные показатели деятельности — доступность, наглядность, связь с реальностью, учет возрастных особенностей.
  2. Вовлечение школьников в активный познавательный досуг.
  3. Обеспечение связующих компонентов между теоретической и практической частью.
  4. Сочетание групповых и индивидуальных форм просветительской работы.
  5. Последовательность и систематичность обучения (переход от простого к сложному, позволяющий фиксировать стадии прогресса, повышать мотивацию к освоению новых знаний, умений).

Управление образовательной организацией

Документация, разъясняющая требования образовательных стандартов второго поколения, строго регламентирует порядок организации внеурочной образовательной работы.

Максимально допустимое количество часов, отводимых под внеучебную деятельность согласно ФГОС

Уровень образования Общее количество часов
Начальное общее образование До 1350
Основное общее образование До 1750
Среднее общее образование До 700

Подробные рекомендации и разъяснения по организации внеурочной работы в образовательных организациях представлены в таких нормативно-правовых актах:

  1. СанПиН 2.4.2 2821-10, регламентирующие условия обучения в школах.
  2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.10 №1897 об утверждении ФГОС ООО.
  3. Письмо Минобрнауки РФ, устанавливающее порядок реализации внеурочной деятельности при внедрении образовательных стандартов второго поколения.

Согласно актуальной нормативно-правовой базе, право на распределение часов внеурочной деятельности согласно нормам ФГОС по направлениям остается прерогативой школьной администрации, которая при разработке перспективного плана должна учитывать кадровые и материально-технические возможности учреждения, пожелания учащихся, мнение родительской общественности и педагогов. Все реализуемые виды внеучебной активности должны способствовать достижению целей и задач воспитательно-образовательного комплекса.

Внеурочная работа в школе в соответствии с требованиями Стандарта должна реализоваться по основным направлениям развития личности. Такая модель работы позволяет органично вписать содержательную досуговую активность школьников в общевоспитательный процесс, обеспечивать построение межпредметных связей, развивать надпредметные умения и навыки детей, а также гарантирует возможность педагогического состава трудиться слаженно, двигаясь к общей цели.

Направления осуществления внеурочной активности Цель работы по направлению Методы реализации
Общеинтеллектуальное Развитие критического мышления, способностей к анализу информационного потока.
Расширение кругозора, освоение новых методов получения информации.
Демонстрация ценности знаний на примере анализа различных сфер жизнеобеспечения (например, изучение правил дорожного движения).
Формирование первичной профессиональной ориентации.
Спортивно-оздоровительное Гармоничное психофизическое развитие детей.
Привитие школьникам здоровых привычек.
Ведение просветительской работы, направленной на воспитание у учащихся умений, навыков следования поведенческой модели, способствующей сохранению и укреплению психофизического здоровья.
Информирование о вредных и полезных привычках.
Формирование культуры здоровья.
Приобщение школьников к различным видам физической активности, рефлексии, способствующей стабилизации эмоциональной сферы.
Социальное Осознание важности социальных норм и установок.
Формирование социальных навыков.
Знакомство с законами развития общества.
Организация личного опыта школьников в осуществлении социально значимой деятельности.
Приобщение к практикам самопознания, самоуправления, самоконтроля.
Данное направление организации внеурочной деятельности также предусматривает оказание психолого-педагогической поддержки в случаях выявления проблем адаптационного характера.
Общекультурное Привитие эстетических ценностей.
Экологическое воспитание.
Расширение знаний учащихся о культурологических, общеэстетических понятиях.
Стимулирование художественно-образного способа познания мира.
Организация творческого самосовершенствования учащихся.
Реализация различных форм взаимодействия с природой.
Духовно-нравственное Приобщение к национальным и общечеловеческим гуманистическим ценностям.
Патриотическое воспитание.
Изучение национальной истории, культуры, природы и особенностей родного края.
Организация работы по туристско-исследовательскому направлению.
Оказание консультативной помощи по нравственному самосовершенствованию.

Реализация различных направлений внеучебной деятельности, направленной на удовлетворение подрастающего поколения граждан в содержательном досуге, осуществляется через различные виды внеурочной деятельности по ФГОС.

Виды деятельности Особенности реализации
Игровая Ввиду перенасыщения воспитательно-образовательного комплекса информацией интеллектуальные и дидактические игры являются оптимальной формой обучающей деятельности, позволяющей в досуговой, интересной форме создавать ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков.
Познавательная Стимулирование любознательности, исследовательского интереса обучающихся к конкретным ситуациям, явлениям. Следствием этого становиться повышение общего уровня мотивации к обучению, саморазвитию.
Проблемно-ценностное общение Организуется для коррекции отношения школьников к жизненным проблемам, понимания смысла и ценности жизни. Результаты образовательной деятельности можно разделить по уровням:
  • первый уровень предусматривает приобретение учащимися социальных навыков, осознаний социальных реалий;
  • второй — формирование позитивного отношения к общественным ценностям, выработка стимула улучшать существующие реалии, служить своему народу и государству;
  • к результатам проблемно-ценностного общения третьего уровня относят самостоятельное выполнение ребенком значимого социального действия (участие в социальной жизни, проявление активной гражданской и нравственной позиции).
Досугово-развлекательная Данный вид реализации внеурочной деятельности предусматривает обеспечение содержательного, полезного отдыха детей. При реализации данного направления важно учитывать:
  • свободу выбора (принудительные мероприятия нельзя считать досугом);
  • досуговые интересы учащихся;
  • активный характер участия, который может выражаться в активизации психофизической или эмоциональной сферы.
Художественное творчество Организация комплекса кружковой деятельности, позволяющей создать оптимальные условия для гармоничного развития обучающихся.
Социальное творчество Подготовка к участию в жизни социума, которая может осуществляться параллельно по двум направлениям:
  • способность быстрой адаптации будущих выпускников к существующим реалиям;
  • готовность вести преобразующую деятельность, ориентируясь на активно меняющиеся общественные тенденции.
Трудовая Деятельность, направленная на овладение теоретической и практической базой производственных действий, организуется в рамках кружковой работы с целью развития талантов учащихся, воспитания трудолюбия, уважительного отношения к результатам чужого труда, утверждения принципов взаимопомощи и взаимоподдержки.
В процессе работы очень важно привить детям навыки организации трудовой деятельности с систематическими перерывами на отдых, навыки организации самостоятельного и коллективного труда.
Спортивно-оздоровительная Выполняется путем привлечения школьников к участию в спортивно-массовых мероприятиях, активизации интереса детей к различным видам спорта, поощрения ориентации на здоровый образ жизни.
Туристско-краеведческая Туристическая и краеведческая деятельность реализуется как цельный образовательный комплекс, способствующий психофизическому, интеллектуальному, культурному, экологическому воспитанию. Это один из наиболее результативных видов внеурочной активности, который неизменно вызывает повышенный интерес со стороны школьников, педагогов и родительской общественности.
Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Ввиду частичного совпадения направления и видов внеурочной работы широкое распространение приобрела практика отождествления содержательных ориентиров и направлений внеучебной работы, в то время как классификация на виды лишь помогает определить приоритетные формы педагогической деятельности для комплексной реализации учебно-воспитательного процесса в стенах школы.

Успешность реализации внеучебной работы со школьниками определяется уровнем мотивации последних, которая, к сожалению, редко отвечает ожиданиям педагогического коллектива. Повысить интерес учащихся к конкретным направлениям внеурочной работы помогает выбор нестандартных форм активности, отличающихся от традиционных уроков не только по форме и содержанию, но и по стилю общения ответственного педагога с детьми.

Универсальных методических рекомендаций по выбору форм реализуемой внеурочной деятельности не разработано. Школа в лице администрации, методистов, учительского состава имеет право самостоятельно определять приоритетные формы взаимодействия с учащимися в соответствии с региональными особенностями, материальными и техническими ресурсами, кадровой укомплектованностью, пожеланиями детей и их родителей.

Приоритетные формы проведения внеучебной воспитательно-образовательной работы:

Групповая Общешкольная
Кружковая работа, секции, студии
Клубы по интересам
Поисковые операции
Олимпиады, соревнования
Интеллектуальные игры, дискуссии, круглые столы, конференции
Трудовой десант, производственные бригады
Социальные пробы
Исследовательские проекты
Групповые консультации
Кружки художественного творчества
Экскурсии
Походы, военно-спортивные игры, экспедиции
Социальные и гражданские акции
Социально значимые проекты
Шефское движение
Детские общественные организации
Подготовка и проведение научных ярмарок, выставок
Школьные научные общества
Концерты, спектакли

Приоритетными формами внеучебной работы могут стать традиционные внеурочные занятия, посвященные новаторским направлениям обучения: информационным технологиям, азам программирования, робототехнике, а также журналистике, психологии, социологии. Практика многих школ показывает, что учащиеся активно интересуются актуальными темами, упрощающими процесс профориентации, что снимает вопрос о необходимости дополнительной мотивации и упрощает процесс организации содержательного досуга.

Обеспечение комплексной образовательной и воспитательной работы во внеурочное время может быть организовано в соответствии с разными моделями, описание которых представлено в нормативной базе по теме и адаптировано в соответствии с условиями функционирования образовательных организаций нашей страны с разными показателями кадровой укомплектованности, финансирования, численности учащихся. Независимо от реализуемой модели внеучебной деятельности все школы обязаны придерживаться ряда унитарных требований:

  1. Разработка перспективного плана просветительской работы, которая должна осуществляться в рамках пяти базовых направлений.
  2. Закрепление за классными руководителями функций основных координаторов внеурочной активности.
  3. Организация регулярных и нерегулярных форм активности.

Адаптированные модели организации и реализации внеурочной деятельности представлены в таблице.

Является наиболее распространенной формой реализации внеурочного образования. Способствует обеспечению содержательного досуга школьников.

Данная модель является несовершенной, требует налаживания межпредмедметных связей и интеграции в учебно-воспитательный комплекс.

Такая система работы выгодно отличается внутренней организованностью, хотя ее нельзя назвать цельным комплексом. Нередко разработка данной модели приводит к использованию интересных форм обучения — в рамках хобби-центров, экспериментальных или поисковых лабораторий.

Отдельные направления образовательной работы, развиваемые силами педагогического состава в рамках внеучебной активности, позже могут определять векторы перспективного развития школы и учитываться при базисном планировании.

Основой для разработки программ внеучебной активности является инновационная деятельность школы, реализуемая на базе экспериментальных площадок, на примере внедрения новаторских технологий.

Последовательная адаптация новых образовательных методик, технологий с целью организации содержательного досуга школьников позволяет обеспечить функционирование учебно-воспитательных комплексов, что в свою очередь гарантирует возможность создания оптимальных условий для всестороннего развития подрастающего поколения, активного сотрудничества педагогов с научными организациями, учреждениями профобразования, муниципальными методическими представительствами.

Это не просто модель работы, а новый организационно-управленческий тип ОУ, позволяющий обеспечить максимальную реализацию талантов учеников.

Отличительные особенности «школы полного дня»:

  • максимальная интеграция базисного программного материала с содержанием программ дополнительного образования;
  • возможность построения индивидуального графика развития для каждого ребенка с учетом его способностей и интересов;
  • организация комплексного обеспечения непрерывного образовательного процесса в урочное и послеурочное время.
Модель внеурочной деятельности Краткая характеристика Особенности
Базовая Случайный набор кружков и секций, организованных исходя из кадровых и технических ресурсов ОУ.
Оптимизационная Объединение кружков и секций, аналогичных по профилю, в единые организационные центры. Деятельность кружков реализуется в соответствии с унитарными требованиями, но может незначительно отличаться.
Модель дополнительного образования Работа всех клубных объединений подчинена единой рабочей программе. Данная модель базируется на тесной интеграции школы с организациями дополнительного образования. В качестве связующих факторов внеурочной и дополнительной образовательной деятельности выступают школьные научные общества, учебные курсы, факультативы, проводимые на базе ОУ педагогами дополнительного образования, тренерами и инструкторами спортивных школ.
Инновационно-образовательная Глубокая интеграция основного и внеурочного образовательного комплексов.

Перспективное планирование является основным организационным методом реализации комплекса внеучебной активности школьников. Документ составляется на учебный год, исходя из мониторинга познавательных потребностей школьников, социального заказа родительской общественности, возможностей кадрового состава ОУ, материально-технических возможностей поэтапного введения инноваций в процесс воспитания, в соответствии с принципами соблюдения преемственности обучения.

Рекомендуемая форма данного локального акта — табличная, позволяющая проиллюстрировать количество часов, отводимых на организацию полезного досуга по классам, указать перечень программ дополнительного образования для каждого уровня образования по пяти направлениям.

К плану организации внеурочной деятельности прилагается пояснительная записка, в которой рекомендуется представить используемую нормативно-правовую базу, обоснование целевой направленности, выбранных форм просветительской работы, основные принципы плана, ожидаемые результаты по каждому направлению развития.

Основной документ планирования используется в качестве опорного акта при анализе внеучебной активности за прошедший год, поэтому от качества его составления зависит не только результативность работы педагогического состава, но и эффективность итогового мониторинга.

При планировании активности учащихся во внеурочное время следует учитывать следующие факторы:

  1. Доля аудиторных занятий не должна превышать 50 % общего показателя досугового времяпровождения.
  2. Внеучебная работа должна характеризоваться ориентированностью на программные требования и познавательные потребности детей.
  3. Время, отведенное на содержательный досуг, не зависит от показателей максимально допустимой учебной нагрузки школьников.
  4. Внеурочную активность следует реализовать в формах, отличных от традиционных урочных.
  5. Реализацию основного образовательного комплекса и досуговых занятий необходимо разделять динамической паузой, продолжительностью от 40 минут.
  6. В систему внеурочной активности должны включаться как регулярные занятия, так и интенсивы — содержательно насыщенные, сложные формы организации досуга (экспедиции, походы, экскурсии).
  7. Комплектование групп для разных видов деятельности должно производиться не по возрастному принципу, а в соответствии с интересами учащихся. Численность группы не должна превышать 15 человек. В случаях, когда количество желающих значительно превышает показатели комплектности, при наличии кадровых и материально-технических ресурсов рекомендуется деление одного класса-комплекта на подгруппы.

Программное обеспечение комплекса внеурочной работы составляется на основе примерных программ, адаптированных с учетом особенностей функционирования школы, или на базе авторских разработок педагогического коллектива. Допускается использование двух типов программ, соответствующих индивидуальным и возрастным особенностям учащихся:

  • методические рекомендации, разработанные для школьников определенной возрастной группы;
  • комплексные программы, рассчитанные на весь период обучения. Такие программные документы разделяются на этапы в соответствии со ступенями обучения.

Содержание выбранной программы организации внеурочной деятельности по ФГОС должно отражать особенности содержательного досуга, цели и задачи внеучебной работы, планируемые результаты. В случае обеспечения реализации в школе внеурочной работы по нескольким направлениям, в главном методическом документе важно отразить модули, соответствующие различным направлениям обучения и воспитания.

Количество внеаудиторных и аудиторных занятий (которые не должны превышать 50 % от общего числа деятельности) — еще один важный пункт программного содержания, которое может реализоваться как в отдельном классе, так и в учебных группах, составленных в соответствии с интересами школьников.

Проработанная программа внеучебной активности утверждается на педагогическом совете и заверяется руководителем образовательной организации.

В ходе методической разработки содержания досуга учащихся школы педагоги часто сталкиваются с необходимостью адаптации и проработки нескольких программных документов, что позволяет максимально удовлетворить социальный заказ и создать в образовательном учреждении комплекс дополнительного образования.

В современной педагогической науке принято выделять такие типы программ по внеучебной деятельности:

  1. Методические разработки, посвященные обучению по одному направлению (например, общешкольная программа по туристической деятельности, содержащая рекомендации по работе с разными возрастными группами детей).
  2. Комплексные программы, реализуемые с целью обеспечения перевода внеучебной деятельности на качественно новый уровень.
  3. Тематические рабочие программы по ведению внеурочной деятельности, предусматривающие ведение учебно-воспитательной работы по ряду проблемных вопросов.
  4. Программные разработки, используемые для оказания помощи школьникам в достижении определенного уровня знаний и умений (например, осознания базовых правил поведения в социуме).
  5. Возрастные, составляемые с учетом возрастного фактора.
  6. Авторские программы, отражающие региональные особенности, индивидуальные образовательные потребности детей или приоритетные направления развития ОУ.

Взаимодействие с детьми во внеурочное время в начальной школе имеет особую значимость в виду необходимости приобщения младших школьников к всесторонней образовательной работе. По сути, именно от усилий ответственного учителя часто зависит уровень учебной мотивации и активности подрастающего поколения, открытость всему новому, готовность пускаться в образовательные эксперименты, пробовать себя в разных видах досуговой деятельности.

Специалисты службы психологической поддержки отмечают, что внеурочное время создает оптимальные условия для облегчения процесса адаптации младшего школьника к новым условиям жизни. В ходе участия в досуговых видах активности малыши знакомятся друг с другом и учителем, проявляют разные грани своего таланта, преодолевают скованность и стеснение. Поэтому важно, чтобы организация внеурочной досуговой деятельности в начальной школе была подчинена следующим принципам:

  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных факторов.
  2. Принцип обеспечения коммуникативной активности.
  3. Сохранение преемственности между основной и внеурочной образовательной работой.
  4. Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия.
  5. Принцип добровольности участия.
  6. Принцип занимательности и новизны содержания учебного материала.

Досуговая работа в начальной школе отличается об базового компонента внеучебной активности простотой организационной структуры, что вызвано несформированностью интересов младших школьников. Практически занятия, которые проводятся вне базисного образовательного блока, можно разделить на две категории:

  • организация активности в учебных кабинетах;
  • выездные мероприятия.

Смена обстановки благотворно сказывается на активности учащихся, поэтому работу в классе следует организовывать по принципам, качественно отличимых от урочных. Неожиданно положительный эффект может дать даже перестановка классной мебели, выполненная по одной из представленных схем:

Использование нетрадиционных педагогических практик, новаторских образовательных решений позволяет создать атмосферу творчества, достичь базовых целей организации внеурочной деятельности и содержательного досуга младших школьников:

  1. Обеспечить процесс успешной адаптации детей в начальной школе.
  2. Повысить уровень мотивации к обучению, активному познанию окружающего мира, ведению творческих поисков.
  3. Сформировать положительные качества личности, обеспечить высокий нравственный и культурный уровень учащихся.
  4. Обеспечить положительный эмоциональный микроклимат в классном коллективе.

Функционирование комплекса досуговой деятельности в школе не должно быть хаотичным и разрозненным. В свете необходимости систематического совершенствования организации и осуществления внеучебной педагогической работы в конце учебного года целесообразно проводить мониторинг, позволяющий выявить уровень востребованности кружковой и секционной работы, отношение школьников и их родителей к предложенным видам активности, определить особенности актуального социального заказа.

На основе результатов проведенного мониторинга составляется анализ школьной внеурочной деятельности — базовый отчетный документ, который может быть составлен в описательной форме с включением графиков и таблиц. В структуру данного документа следует включить следующие подразделы:

  1. Перечень регулярных занятий (кружков, секций) и интенсивов (походов, выездных экскурсий), проведенных в течение года.
  2. Сравнение показателей вовлеченности учащихся во внеучебную работу за прошедший и нынешний учебные годы. Анализ результатов.
  3. Данные опроса детей и родителей, на основе которых можно выявить наиболее востребованные формы и виды дополнительного образования.
  4. Результаты комплекса внеурочной деятельности (данные оценивания, список достижений учащихся).
  5. Разработки маршрутных листов по совершенствованию внеурочного образовательного комплекса.
Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

источник

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность — неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Согласно требованиям ФГОС основного общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Цели внеурочной деятельности

Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Задачи внеурочной деятельности

  • Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся в тесном взаимодействии с социумом.
  • Включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
  • Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.
  • Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  • Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
  • Мой класс с первого класса идёт по ФГОС. В основной школе — третий год. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Ежегодно, разрабатывая программу внеурочной деятельности, мы сохраняем направления, используем разные формы.

    Так, например, в первый год мы старались охватить все пять направлений через кружковую работу в школе – 10 часов в неделю. Не скрою, тяжело было всем: школьникам, родителям, учителям. Но всё новое, неисследованное всегда вызывает трудности. Мы с успехом закончили пятый класс. Наиболее успешными для ребят оказались программы “Туризм”, “Краеведение”, “Я – исследователь”. Исследовательская деятельность школьников предполагала знакомство с азами создания проектов, исследовательских работ, поэтому лучшими были только две работы. Коль я в этом классе веду уроки русского языка и литературы, поэтому работы были по литературоведению, они опубликованы на сайте “Портфолио ученика”.

    Во второй год мы продолжили кружковую работу, т.к. большинство программ внеурочной деятельности были рассчитаны на два года обучения. И снова исследовательская деятельность принесла свои плоды. Ребята, освоив азы, стали исследователями в биологии, истории, конечно, и в литературе. Работы опубликованы на школьном сайте и на сайте “Портфолио ученика”.

    В этом учебном году целью программы стало создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

    Задачи организации внеурочной деятельности

    1. Развитие духовно-нравственных ориентиров для жизненного выбора, привитие уважения к старшим, окружающим.

    2. Расширение рамок общения с социумом, помощь в самоопределении, приобретении социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, оказание помощи в поисках “себя”.

    3. Личностное становление учащихся, развитие интеллекта.

    4. Развитие общекультурных способностей, эстетических знаний, развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей.

    5. Совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа и безопасного образа жизни.

    6. Формирование экологической культуры.

    Все мероприятия проходят в тесной связи с библиотекой, музеем, Домом детского творчества, детской спортивной школой, музыкальной школой. Надо сказать, что все проводимые мероприятия – на высоком уровне, что уже можно говорить о результатах и эффектах внеурочной деятельности

    Результаты внеурочной деятельности

    1. “Социальный заказ” сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника основной школы складывается из следующих компонентов:

    — любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;

    — осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

    — уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

    — ориентация в системе моральных норм и ценностей;

    — ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

    — сознание, признание высокой ценности жизни во всех е? проявлениях; знание основ здорового и безопасного образа жизни.

    — гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

    — уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

    — уважение к личности и е? достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

    — уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей и т.д.

    3. Коммуникативные результаты:

    — координация различных позиций в сотрудничестве;

    — формулирование и аргументация собственного мнения и позиции;

    — аргументация своей точки зрения, умение отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

    — адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности;

    — умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения.

    4. Познавательные результаты:

    — реализация проектно-исследовательской деятельности;

    — наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

    — осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

    Принципы и особенности организации внеурочной деятельности

    1. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

    2. Принцип социального заказа.

    4. Принцип личностно-деятельностного подхода.

    5. Принцип детоцентризма (в центре находится личность).

    6. Принцип гуманистической направленности. В максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников.

    7. Принцип вариативности. Культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.

    8. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

    Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности

    Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:

    Первый уровень — приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем;

    Второй уровень — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса. Достигается в дружественной детской среде.

    Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

    Лаконичная формулировка трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

    1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

    2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

    3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

    Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

    — формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

    — формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

    В рамках внеурочной деятельности к 110-летию со дня рождения М.А.Шолохова в первом полугодии было проведено мероприятие в форме литературно-музыкальной гостиной “Казачьи посиделки”. Это интегрированное мероприятие: предметы – литература, музыка, внеурочная деятельность. Представлен опыт работы в региональном компоненте двух педагогов: учителя музыки и учителя литературы.

    Цель мероприятия: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций Донского края. Без ложной скромности скажу, цель мы достигли. Коль это ФГОС, задачи, прежде всего, были нацелены на формирование УУД. Особенно личностного характера – приобщение к национальным традициям, изучение культуры казачества (фольклор: песни, пословицы) всё было представлено в многообразии. Особенное внимание было уделено гимну Ростовской области и войска Донского, как к одному из символов края, воспитание гордости за свою малую родину. Мы гордимся тем, что родились и живем здесь.

    По исполнению гимна уч-ся была видна глубина проникновения в смысл слов, не случайно исполнение было акапельно. Особый акцент сделан на совместное исполнение уч-ся и педагогов, ибо ничто так не влияет на воспитание, как личный пример педагога или любого взрослого человека. Возвращаясь к ФГОС, скажу, что особенно обращали внимание на деятельностную основу мероприятия, разнообразие форм: погружение в быт казаков – “Казачья горница”, приобщение к обычаям – сбор в поход казака, приготовление чая, расширение рамок общения – два педагога, тесное сотрудничество и уч-ся, и педагогов.

    Все этапы были оптимально наполнены содержанием, применены разнообразные методы воспитания. Каждый школьник участвовал в разной степени. Ни один не остался в стороне, причём, это воля уч-ся.

    Мероприятие прошло чётко, в темпе, школьники, несомненно, были активны, бодры, веселы, проявляли неподдельный интерес. Достаточно высокий эмоциональный настрой.

    Рефлексия – обязательный нынче элемент и для уч-ся, и для педагогов, прошла быстро, лаконично, искренне. Уверена, никто не остался равнодушным, у всех в душе остался след от мероприятия.

    В заключение, мне хотелось бы сказать, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогов — сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Ст. 13.

    2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя./Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010.

    3. Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.

    4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    5. Национальная образовательная инициатива “Наша Новая школа”.

    6. ФГОС основного общего образования – Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644).

    7. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.

    источник