Меню Рубрики

Как написать анализ работы для библиотеки

надежда пермякова
Анализ работы библиотеки за 2014–2015 учебный год

В 2014-2015 учебном году работа школьной библиотеки была направлена на достижение следующих задач:

1. Работа по привитию навыков культуры чтения через уроки библиотечно-информационной грамотности.

2. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогов.

3. Накопление собственного банка методических разработок.

Решая поставленные задачи, библиотека работала по следующим направлениям:

Образовательное. Библиотека поддерживала и обеспечивала реализацию образовательных целей школы, осуществляла свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в школе посредством активного участия во всех проводимых школой мероприятиях, создание собственного банка методических разработок и мероприятий, посвященных юбилеям писателей и поэтов, красным датам календаря, а также разработками уроков библиотечно-информационной грамотности учащихся.

Информационное. Проводилось информирование педагогов о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах. Библиотека предоставляла учащимся и педагогам возможность использовать информацию разнообразного вида, формата, носителя через обеспечение свободного доступа в библиотеке к художественному фонду, к фонду периодики. Оказывалась консультационная помощь учителям и классным руководителям в подборе материалов к знаменательным датам, Дням Воинской Славы, классным часам, литературным праздникам, гостиным, внеклассным занятиям.

Культурное. Библиотека организовывала мероприятия, направленные на формирование и становление личностной позиции, основ правового воспитания, развитие представлений о человеческих ценностях, воспитание эмоциональной отзывчивости учащихся с ОВЗ путём создания комфортных условий для своих читателей, воспитание мотивации к чтению через различные виды работы в библиотеке, соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах, контроль за своевременным возвратом в фонд выданных изданий.

Социальное. Библиотека содействовала развитию способности читателей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.

В течение учебного года библиотека пропагандировала чтение, применяя различные виды работы (выставки, викторины, беседы, конкурсы, библиотечные плакаты, рекомендательные списки литературы, громкие чтения, выдача художественной литературы, изданий периодической печати учащимся и педагогам). Библиотекой применялись различные формы работы с читателями:

Индивидуальная – это обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале, рекомендательные беседы при выдаче книг, по пользованию фондом справочной литературы, журналами, беседы о прочитанном – проводились регулярно. Индивидуальные беседы помогали выявить и развивать художественный вкус читателей.

Фронтальная – информирование о новинках художественной, учебной и методической литературы.

Групповая– обслуживание согласно расписанию работы библиотеки, знакомство с ответственностью за сохранность книг и учебников, культурой поведения в библиотеке, выявление задолжников, рекомендация литературы и журналов согласно возрасту читателя.

Главная задача работы библиотеки: научить детей рациональным приемам работы с книгой, поиску, анализу материала, привить учения и навыки информационного обеспечения учебной деятельности. Научиться быстро, реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. В течение 2014 – 2015 учебного года, в соответствии с планом работы уделялось внимание к проведению уроков с элементами библиотечно-информационной грамотности. Проведено 29 библиотечных уроков.

1. «Первое посещение библиотеки» 1-2 класс. Экскурсия по библиотеке.

2. «Знакомство с элементами книги» 1-2 класс.

3. «Правила и умения обращаться с книгой. Формирование у детей бережного обращения с книгой» 3 класс.

4. «Роль и назначение библиотеки» 3 класс.

5. «Знакомство с книгой. Структура книги. Правила и умения обращаться с книгой. 4 класс.

6. «Читателю о книге. Обращение с книгой» 5 класс.

7. «Из чего состоит книга» 6 класс.

8. Серия «Хочу все знать» (стеклянное чудо-история возникновения елочной игрушки) 6 класс.

9. «Выбор книг в библиотеке» 7 «б» класс.

10. «Информация вокруг нас» 7 «а» класс.

11. «Книга, как предмет искусства 8 класс.

12. «Справочная литература. Типы справочной литературы 9 класс.

13. «Поиск литературы в фонде» 10-11 классы.

14. «Моя первая книжка. Путешествие по русским народным сказкам». 1-2 класс

15. «Как читать книгу (произведения Э. Успенского). Медиоурок. 4 класс

16. «Как читать книгу (произведения С. К. Козлова). Медиоурок. 3 класс

17. Книги о животных. Автор + художник. 5 класс

18. Художники – иллюстраторы детских книг. 7 класс

19. Периодические издания в школьной библиотеке. Медиоурок. 6 «а» класс

20. «Детские периодические издания» 6 «б» класс

21. «Книги о природе и технике. 8 класс

23. «Книга, как предмет искусства» 10-11 класс

24. «Книги об искусстве» 6 «а» класс

25. «Возникновение письменности» 7 класс

26. «Книжку нам найти помог «Алфавитный каталог» 8 класс

27. «Выбор книг в библиотеке» 9 класс

28. «Поиск информации в универсальных энциклопедиях» 10-11 класс

29. «Бережное отношение к книге. Как почитать книгу. 4 класс

Библиотека развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, а также потребность пользоваться библиотекой через Беседы у книжной полки:

1. «Учитель – профессия вечная». 5-7 класс.

3. «Заповедник сказок» к 80 летнему юбилею Кира Булычёва 9-11классы.

4. «Он оборвал на взлете голос свой…» к 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. 7 «а» -11 классы.

4. «Юные герои антифашисты» 2-11 классы

5. К 150-летию со дня рождения А. П. Чехова «Жил на свете обыкновенный доктор» 5 — 11 класс.

6. «Солдаты Отечества» 2-11 классы

7. «Женщины всей планеты» стихи о маме 2-11 классы

8. К международному дню земли.

9. «Великий сказочник» к 120 – летию со дня рождения Х. К. Андерсен 2-11 классы.

10. «Тайна старой сказки» к 200-летию со дня рождения П. П. Ершова 2-11 класс

11. «Дети – герои Великой Отечественной войны» 2-11 класс

В текущем году большое внимание уделялось массовым мероприятиям, на которых осуществлялось живое общение с ребятами. Всего проведено 8 мероприятий.

1. «Знаем правила движения, как таблицу умножения» — 1-4 классы.

2. Подбор литературы на конкурс стихов об осени.

3. Подбор стихов на Новый год.

4. «Моя душа, я помню, с детских лет Чудесного искала…» литературная гостиная. 7-11 класс.

5. Подбор стихов ко дню Отечества.

6. Литературная игра «По страницам «Конька – Горбунка» 5-11 классы

7. «Иду я по лесу» устный журнал по произведениям Н. И. Сладкова 3-4 класс

8. «Вместо детства война» устный журнал о детях, познавших ужас войны. 5-11классы

Важнейшим направлением деятельности библиотеки являлось раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформлялись разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и тематические выставки. Подбирая материал к выставкам, библиотека старалась раскрыть не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями.

Особое внимание уделялось выставкам, посвященным писателям — юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставлялись его книги, проводились мини-викторины. Оформлена выставка «Книги – юбиляры». Стенды, оформленные в библиотеке и при входе в библиотеку, дополняют информацию о книжном фонде, о жизни библиотеки. Была оформлена 21 книжная и тематические выставки:

1. «Стихи об осени» — книжная выставка.

2. «Учитель – профессия вечная» книжно-тематическая выставка (книги о школе).

3. К юбилею писателя и поэта- 90 лет Д. Родари — книжно-тематическая выставка.

4. Ко дню Матери «Самая милая, родная, любимая» — книжно-тематическая выставка (книги о маме).

5. «Новинки 2010» — новые поступления художественной и познавательной литературы.

6. «Зимняя сказка» книги на тему зимы.

8. «Он оборвал на взлёте голос свой…» 200-летию М. Ю. Лермонтова.

10. К 150-летию со дня рождения А. П. Чехова «Жил на свете обыкновенный доктор»

13. К международному дню земли: тематическая выставка.

14. «Великий сказочник» к 120-летию со дня рождения Х. К. Андерсена

15. «Чудеса старой сказки» к 200-летию со дня рождения П. П. Ершова

16. «Города герои» тематическая выставка

18. «Я верю, что вернусь. Поэты всегда возвращаются…» к 75-летию со дня рождения И. А. Бродского

19. «Дети Великой Отечественной войны» к 70-летию Победы

20. «Ради жизни на земле…» к 105-летию со дня рождения А. Т. Твардовского: книжно-тематическая выставка

21. К юбилею писателя Н. И. Сладкова: книжно-тематическая выставка

Формирование библиотечного фонда: Обработка, расстановка вновь прибывшей литературы в фонде, работа по сохранности фонда (беседы по бережному отношению к книге).

Справочно-библиографическая работа: каталогизация фонда литературы на бумажном носителе.

Реклама библиотеки: О проведении мероприятий оповещалось через объявления и тематические выставки – велась наглядная реклама и устная – через классных руководителей и воспитателей. Библиотека продолжала работу по оформлению копилки методических разработок проводимых мероприятий и уроков.

Профессиональное развитие сотрудников осуществлялось через самообразование – для этого были выписаны периодические методические журналы; использовался опыт других библиотекарей, совершенствовались традиционные библиотечные технологии.

В целях наиболее быстрого и полного удовлетворения запросов читателей в 2014-2015 учебном году продолжалась работа по составлению картотек, редактировался каталог литературы. Поступившая литература своевременно учтена и обработана. Документация ведется в соответствии с номенклатурой дел школьной библиотеки. Комплектование необходимыми учебниками проходило своевременно и по плану, оформлен заказ на учебники на 2015-2016 учебный год. График работы библиотеки соответствовал расписанию работы школы.

Таким образом, план работы школы на 2014-2015 учебный год реализован полностью.

Задачи работы школьной библиотеки на следующий год:

1. Активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы приобщения детей к чтению, возможно через электронные издания и Интернет-проекты.

2. Пополнять фонд новой художественной и детской литературой, раз в год проводить акцию «Подари книгу школе».

3. Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.

4. Обучать читателей пользоваться книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию.

Анализ мероприятий по правилам дорожного движения (2014–2015 учебный год) 19 ноября в 9.30 ч. в музыкальном зале для детей старших групп № 5 и № 11 было проведено музыкально-познавательное развлечение по правилам.

Анализ работы по физическому воспитанию в ДОУ за 2013–2014 учебный год В 2013 — 2014 учебный год физкультурно-оздоровительная работа в МБДОУ детский сад «Теремок» строилась на Основе общеобразовательной программе.

источник

Как сделать анализ работы

Прежде, чем приступать к проведению анализа работы, следует четко представлять значение и взаимосвязь следующих терминов: цель, задачи, направления деятельности, формы и методы работы и, собственно, анализ работы.

Целью работы является желаемый конечный результат

Задачи, которые ставятся и решаются в процессе деятельности, являются промежуточными целями, достижение которых предполагает получение конечного результата

Направления деятельности это пути решения поставленных задач

Формы и методы это те «Инструменты», с помощью которых библиотекарь решает поставленные задачи по различным направлениям деятельности (беседы, выставки, обзоры, литературные утренники, викторины, конкурсы, анализы чтения и пр.)

В отличие от отчета, анализ предполагает обязательное указание желаемых и полученных результатов проведенной работы (как положительных моментов, так и недостатков) и выводов с указанием завершения, изменения или необходимостью продолжения работы по каждому конкретному направлению

Главной целью работы школы вообще и библиотеки в частности является воспитание гармонично развитой личности, социально адаптированной к жизни (образованный, воспитанный, здоровый человек).

Исходя из этого, основными задачами работы библиотеки являются:

Содействие учебно-воспитательному процессу. Включает в себя следующие направления, которые могут быть поставлены как самостоятельные задачи:

    Информационная культура. Обучение навыкам поиска и использования информации Преодоление неуспешности в обучении Работа по поддержанию и сохранению родного языка Приобщение к ценностям общемировой культуры Воспитание культуры поведения

Патриотическое воспитание. Включает в себя следующие направления, которые могут являться самостоятельными задачами:

    Русская культура Семья Малая Родина Земля наш общий дом. Экология Защита своей Родины

Здоровый образ жизни.

Анализ работы начинается с перечисления задач, поставленных и решаемых в отчетном году. Самостоятельной задачей так же является методическая тема школы.

После перечисления задач следует перейти непосредственно к анализу проведенной за отчетный период работы.

Следует распределить выполненную работу по следующим направлениям деятельностн:

1. организация библиотечного фонда (основной фонд и фонд учебников);

2. работа с читателями (индивидуальная и массовая):

5. работа с массовыми библиотеками и другими организациями:

Для удобства проведения анализа предлагается в каждом направлении работы сгруппировать различные формы библиотечной деятельности в соответствие с решаемыми задачами. Таким образом, мероприятия, направленные на решение задачи «Преодоление неуспешности в обучении», будут представлены и в направлении «Работа с читателями» (беседы, обзоры литературы, тематические подборки, выставки, анализ чтения и пр.), и в «Работе с учителями» (обзоры методической литepaтуры и др.), и в «Работе с родителями» (выступления на родительских собраниях с анализом чтения детей и пр.)

Для подтверждения результатов проведенной работы можно привести таблицы или графики (диаграммы), демонстрирующие изменение количественных показателей в сравнении с прошлыми периодами. Данные таблицы (графики, схемы) должны сопровождаться комментариями, объясняющими и обосновывающими приведенные показатели.

Организация библиотечного фонда.

Полноценная деятельность библиотеки невозможна без грамотной и функциональной организации книжного фонда. В данном разделе описывается и анализируется работа с фондом, проведенная за отчетный период (оптимизация расстановки и изучение состава фонда, проводимые проверки и списание устаревшей, ветхой и утерянной литературы и т. д.) Также следует обосновать актуальность проведения данных конкретных действий, т. е. с какой целью проводилась эта работа.

Необходимо указать численное и качественное изменение фонда за прошедший год, а также, является ли эти изменение следствием проведенной работы.

Отдельно анализируется работа с фондом учебников. Следует обратить внимание на изменения, происходившие в количественном составе учебного фонда, а так же наличие и применение учебно-методических комплексов (УМК). Особо стоит остановиться на заполнении «Бланка — заказа на учебную литературу». Какая предварительная работа проводилась по изучению наличия учебной литераторы и потребностей школы.

Так же в данном разделе приводятся данные о состоянии, изменении и использовании каталогов и картотек.

Это самая главная н объемная часть анализа. В данном разделе следует сгруппировать всю проделанную в течение года работу с читателями в соответствие с поставленными задачами.

В начале приводятся основные показатели работы библиотеки, и делается сравнительный анализ с данными прошлых периодов. Сюда относятся:

Абсолютные показатели (из «Дневника работы библиотеки»)

Книгообеспеченность—среднее число книг (кроме учебников), приходящееся на одного читателя. Определяется путем деления общего количества книг на количество читателей

Посещаемость — среднее число посещений библиотеки одним читателем. Определяется путем деления общего количества посещений на число читателей.

Обращаемость —среднее число выдач одной книги. Определяется делением количества книговыдач на количество книг (документов), имеющихся в фонде библиотеки.

Читаемость — среднее число книг, выданных одному читателю. Определяется путем деления количества книг, выданных за отчетные период, на общее число читателей библиотеки.

При определении вышеперечисленных показателей следует учитывать специфику возрастных групп, характеризующуюся различной скоростью и интенсивностью чтения. Вследствие этого целесообразно вычислять показатели отдельно для начальной школы, учащихся 5-9 классов и для старшеклассников.

Все эти показатели в сопоставлении друг с другом определяют степень удовлетворенности читателей литературой и библиотечным обслуживанием, позволяют делать выводы о результативности работы школьной библиотеки.

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Далее идет анализ непосредственно самой работы с читателями.

Как уже было сказано выше, рекомендуемся объединить проделанную работу по группам в соответствие с определенными задачами. Т. е. сначала говорится о деятельности, относящейся, например, к направлению «Содействие учебно-воспитательному процессу» и оценивается ее результативность, затем анализируется работа по «Патриотическому воспитанию» и т. д.

В этом разделе указывается и анализируется совместная работа с преподавателями различных дисциплин, классными руководителями по решению определенных задач и результативность этой деятельности (информирование о наличии и новых поступлениях методической и предметной литературы, подготовка и проведение общешкольных и классных мероприятий и пр.)

В данном разделе указывается и анализируется работа, проведенная с родителями (обсуждение проблем детского чтения, выступления на классных часах с обзорами детской литературы и анализом чтения учащихся, индивидуальные консультации, участие родителей в подготовке и проведении школьных и классных библиотечных мероприятий и пр.)

Работа с массовыми библиотеками и другими государственными, частными и общественными организациями

В данном разделе следует указать виды совместной деятельности с городскими массовыми библиотеками, клубами и пр. Так же можно отразить участие сторонних организаций в работе библиотеки (например, оказание спонсорской помощи)

В этом разделе указывается, каким образом библиотекарь повышал свою профессиональную квалификацию (обучение на курсах, изучение специальной литературы, знакомство с опытом работы коллег и пр.) Но нужно не только перечислить где и как были получены знания, но и указать, каким образом они были, или будут, применены на практике.

В конце каждою раздела делается вывод, в котором обобщается проведенная но данному направлению работа. указывается. какие результаты получены, что удалось сделать, что не получилось и почему.

Завершается анализ работы общим выводом. Здесь следует обобщить полученные результаты работы, дать оценку выполнения поставленных задач и наметить перспективные направления деятельности.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

В течение 2015/2016 учебного года школьная библиотека вела работу с учетом разделов общешкольного плана.

Основными направлениями деятельности библиотеки являлись:

содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании учащихся;

обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания;

привитие любви к книге и воспитании культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям;

руководство чтением учащихся;

привлечение учащихся к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развитие речи и мышления, познавательных интересов и способностей;

оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации;

создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг и периодических изданий;

формирование, комплектование и сохранность фонда.

Библиотека расположена на 2 этаже школы.

Общая площадь составляет 92 м 2 , из них 36 м 2 – книгохранилище. Школьная библиотека занимает изолированное приспособленное помещение. Потолки и стены библиотеки гладкие без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибков, допускают проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств, что соответствует п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10. Библиотека условно разделена на несколько зон: читательские места; информационный пункт, где производится выдача литературы; фонды открытого доступа; фонды закрытого хранения, что соответствует п. 2.2.4.6. СанПиН 2.4.3.1186-03 2.4.3 . Абонемент находится в открытом доступе пользователя художественной и методической литературой, совмещен с читальный залом. Читальный зал имеет 10 посадочных мест.

Библиотечное оборудование: стеллажи (15), столы (10), стулья (12), шкафы книжные (1). Освещение библиотеки соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, определенным в СанПиН 2.4.3.1186-03 2.4.3 .

Организует работу библиотеки 1 человек – заведующий библиотекой.

Режим работы библиотеки – с 8-00 до 16-00 часов ежедневно без перерывов. Выходной – суббота, воскресенье.

Библиотека работает по плану, утвержденному директором школы.

Организация библиотечных фондов

Фонд библиотеки на 01.06.2015 составляет – 9 361 экземпляр.

учебная литература – 2 316 экземпляров;

основной фонд –7 045 экземпляров;

фонд справочной литературы – 140 экземпляров.

Работа с фондом учебников

Фонд учебников расположен в закрытом доступе, отдельно от абонемента. На основании Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ на 2014/2015 учебный год разработан школьный перечень учебников по каждому предмету. В августе 2014 года, в связи с переходом на новые стандарты в образовании, фонд учебной литературы был полностью заменен на соответствующие Федеральному перечню линии учебников.

Обеспеченность учебниками в 2014/2015 учебном году составила:

В связи с увеличением количества учащихся во 2, 4, 6 и 8 классах, составлен список недостающих в учебно-воспитательном процессе учебников, в соответствии с которым оформлен заказ. Все учебники входят в ФП учебников и приобретаются за бюджетные средства. Прием, и техническая обработка поступивших изданий проводится согласно действующим документам, все издания заносятся в учетные документы библиотеки.

Показатели качества работы библиотеки

В библиотеке имеется компьютер, к которому имеют доступ пользователи.

Со стороны библиотекаря всем категориям пользователей оказывается любая помощь в выборе и поиске информации.

В настоящее время школьная библиотека ставит в центр своей деятельности читателя – школьника, а информационные технологии рассматриваются ими как цель, как средство, помогающее освоению интеллектуального и эмоционального потенциала мировой культуры, совокупного жизненного опыта поколений. Главная задача библиотечной деятельности в школе, ориентация на читателя, удовлетворение читательских потребностей, создание наилучших условий для его личностного роста, раскрытия творческого потенциала и самореализации.

Каждая форма библиотечной работы включает большое количество методов, и библиотечная практика непрестанно их совершенствует.

Приобщение детей к чтению, к пользованию библиотечной книгой всегда оставалось главной задачей школьной библиотеки. Через разнообразные формы библиотечной работы, библиотека приобщает учащихся школы к творчеству писателей-классиков, способствуя популяризации литературы, а также знакомит подрастающее поколение с творчеством писателей Крыма.

Показатели посещаемости библиотеки:

Из таблицы видно, что наибольшее число посещений приходится на 1 – 4 классы (классные руководители: Кравчук А.Н., Караева Л.А., Семенова Л.Г., Велиева В.К.). В следующем году следует обратить внимание на низкие показатели посещаемости библиотеки учащимися 5 – 11 классов.

Сравнительная диаграмма посещений библиотеки:

Уменьшение числа посещений библиотеки обусловлено уменьшением числа читателей.

Из диаграммы видно, что наибольшее количество книговыдач приходится на детскую литературу. Это обусловлено наибольшей посещаемостью библиотеки учениками начальной школы. 512 книговыдач художественной литературы – показатель читаемости учащимися программных произведений. Низкие показатели выдачи книг по естественным, прикладным и педагогическим наукам обусловлены небольшим наличием книг по этим тематикам (см. Статистический анализ основного фонда). По-прежнему наиболее востребован фонд художественной литературы. Но фонд не располагает достаточным количеством и качеством программных произведений, особенно современных авторов, остро стоит вопрос о пополнении фонда художественной литературой, методической литературой.

Сравнительная диаграмма книговыдачи:

Статистический анализ основного фонда:

Из диаграммы видно, что педагогическая и методическая литература составляет 11% от общего числа документов, составляющих основной фонд, но большая часть – это издания до 1991 года выпуска. Поэтому в следующем году, при пополнении фондов библиотеки, необходимо учесть пополнение фонда методической и педагогической литературой.

Массовая работа библиотеки

Сегодня для того, чтобы дети и подростки читали, необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем раньше, и эти сложные задачи библиотека решает в тесном сотрудничестве с классными руководителями, учителями школы и родителями. В 2015/2016 учебном году в библиотеке проводились мероприятия, направленные на развитие и поддержку детского чтения.

За 2015/2016 учебный год было проведено:

39 выставок литературы, из них 7 постоянных:

Выбор профессии – важное дело;

Нравственно-правовой диалог со старшеклассником;

И снова май, салют и слёзы. ;

Край родной, навек любимый;

Крым и Россия – общая судьба.

Сказки Оскара Уайльда – 4 класс;

Сказки Эдуарда Успенского – 1-4 класс;

«Винни-Пух и все-все-все» Александра Милна – 1-4 класс;

«Конек-горбунок» Петра Ершова 1-4 класс;

6 обзоров книг по следующим темам:

«Закон обо мне, мне о законе»;

«Герои Отечества, их слава и доблесть»;

Книги из президентской серии;

1 конкурс чтецов к 120-летию со дня рождения С. Есенина;

«Волшебник Изумрудного города» А.Волкова;

«Крокодил Гена и его друзья» Э.Успенского;

«А зори здесь тихие. » Б.Васильева;

«Гнев гробницы Атрея» А.Домбровского.

В рамках недели детской и юношеской книги были проведены:

Литературный праздник «День рождения Чебурашки» (1-4 класс)

Литературный счастливый случай для учащихся 5-7 классов

Литературный брейн-ринг для учащихся 8-11 классов

4 рейда «Как живешь, учебник»;

11 бесед о сохранности учебников.

Кроме перечисленных выше выставок были организованы выставки к юбилейным датам писателей, к предметным неделям, к педагогическим советам, к международным и Всероссийским праздникам.

Основная задача библиотечных мероприятий – приобщение детей к чтению, использование новых и традиционных эффективных форм и методов рекомендации книг, повышение престижа чтения, библиотеки. На протяжении всего периода в школьной библиотеке проводились библиотечные уроки, на которых читатели знакомились с правилами пользования библиотекой, с расстановкой книг в библиотеке, с основными разделами, с правилами поиска нужной книги. Также на этих уроках дети знакомились со структурой и оформлением книги. Несколько занятий было посвящено овладению навыка работы со справочными изданиями. В течение учебного года библиотека осуществляла информационную работу через оформление информационных списков, выпуск дайджестов и буклетов. Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни – это обязанность школьного библиотекаря. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимую информацию.

В целях популяризации и распространения результативного и инновационного опыта работы библиотеки школы, повышения престижа библиотечной профессии, заведующий библиотекой учувствовала во Всероссийском конкурсе «Разработка сценария, мероприятия, праздника» став призером (1 место). А так же посещала и участвовала в районных семинарах, окончила курсы повышения квалификации (2015 год, КРИППО). Кроме того опубликовала в сети Интернет на учительском портале 9 разработок мероприятий и сценариев.

Создана база данных «Учебники», продолжается работа по составлению электронного каталога основного фонда библиотеки. Недостатком в работе библиотеки являются: слабая материальная база, низкое поступление основного общего фонда художественной литературы.

Исходя из вышеперечисленного, в следующем 2016/2017 учебном году необходимо уделить внимание:

пополнению фондов библиотеки;

воспитанию у учащихся умения пользоваться библиотекой;

возрождению семейного чтения;

повышению престижа библиотеки в школе.

Школьная библиотека и в дальнейшем будет продолжать начатую работу, а также будет работать над усовершенствованием и расширением форм работ по продвижению книги и чтения среди учащихся школы.

источник

Состав библиотечного фонда (количество экз.)

Основной библиотечный фонд

Документы на электронных носителях

Природоведение, математика, медицина

Языкознание и литературоведение

Литература универсального содержания

Литература для дошкольников и учеников 1-2 классов

Основные показатели работы

Книговыдача и число посещений библиотеки в 2016-2017 учебном году значительно увеличилось в связи с продуктивной работой библиотекаря, классных руководителей и библиотечного актива.

Кол-во библиотекарей _______1____
на полную ставку _______1_________________
Образование библиотечных работников
библиотечное: высшее __-__, средне специальное Донецкое училище культуры, 2000, библиотекарь-библиограф
педагогическое: высшее ____________________, средне специальное _______________________
другое (указать какое) Донецкий национальный университет, 2012, документоведение и информационные системы

Количество сотрудников владеющих компьютером ______1_________

Повышение квалификации (формы и результаты) курсы повышения квалификации школьных библиотекарей при ДоноблИППО, удостоверение от 20.10.2012 № 6947

Квалификационная категория Ведущий библиотекарь

Стаж работы: заведующего библиотекой __ 15лет
Участие в конкурсах (название конкурса, год проведения, результативность)

«Лучшее библиографическое пособие», 2016 – 1 место в районном этапе, лауреат городского этапа;

«Лучший читатель – 2017» — лауреат Республиканского этапа Богданова Алина, ученица 6-А класса

«Алтарь Отечества» — 1 место межрегионального фестиваля- конкурса в номинации «Педагогическая мастерская»

«Лучшее библиографическое пособие», диплом лауреата городского этапа;

«Лучший читатель – 2017» — диплом лауреата Республиканского этапа Богданова Алина, ученица 6-А класса

«Алтарь Отечества» — диплом 1 степени межрегионального фестиваля- конкурса в номинации «Педагогическая мастерская»

Распространение опыта в периодических (электронных) изданиях

Показатели библиотечной статистики за 2016-2017 учебный год

Таблица перерегистрации учащихся 1-11 классов

С данной диаграммы видно, что в 2016-2017 уч.г. увеличилась активность читателей, и прежде всего это касается учащихся старших классов.

Мониторинг формуляров читателей 2-11 классов показал, что самые активные учащиеся начального звена. В пятом классе, в связи с переходом в среднее звено, читатели становятся менее активными. Больше внимания дети уделяют работе с компьютером. Библиотечные уроки проводились активно среди старшеклассников, что поспособствовало увеличению их читательской активности.

Также на читаемость влияет то, что в библиотечном фонде детской литературы имеется больше, чем для детей среднего звена. С целью увеличения количества интересных книг, в библиотеке ведет работу «Мини – библиотека»

Ребята с удовольствием поделились своими личными книгами с другими читателями

Материально-техническое оснащение библиотеки:

Библиотека оборудована: столами (4шт.) для читателей, стульями (10 шт.).

Библиотека оснащена АРМ библиотекаря.

Имеется 2 компьютерных места для работы пользователей библиотеки, сканер, принтер, Освещение библиотеки соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

Читальный зал библиотеки занимает совмещенное с абонементом помещение. Имеются 8 посадочных мест для работы с книгами. Имеется помещение для хранения учебников.

Школьная библиотека работает по плану, утвержденному администрацией школы.

Основными направлениями деятельности библиотеки в 2016-2017 уч. г. были:

Формирование у детей информационной культуры и культуры чтения (библиотечные уроки «Компьютерная зависимость подростков», «Читать — это модно», «Папа, мама, я – читающая семья»);

Воспитание патриотизма и любви к родному краю, его истории, к малой родине (изучение истории создания Новороссии на территории родного края, участие в межрегиональном конкурсе «Алтарь Отечества»);

Организация мероприятий, ориентированных на воспитание нравственного, гражданско-патриотического самосознания личности (конкурс чтецов, рисунков), формирование навыков здорового образа жизни (обзор литературы книжной выставки «Хочешь быть здоровым – будь им»);

Повышение качества и доступности информации через обслуживание пользователей;

Активизирование читательской активности в средних и старших классах (обзор художественной литературы для средних и старших классов, создание рекомендательных списков);

Оказание всесторонней помощи педагогическому коллективу в формировании духовной и творческой личности учащихся;

Обновление информации на сайте библиотеки http://biblioteka18.ucoz.ru согласно Положению конкурса библиотечных сайтов ;

Популяризация памятных дат истории Донецкого края (литературный календарь памятных и знаменательных дат);

Осуществление компьютерной каталогизации (создана электронная картотека учебников) и обработки информационных средств — книг, учебников, журналов, газет.

Ведение картотеки учебников, запись и оформление вновь поступившей литературы, ведение документации.

Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных программ. Работа с педагогическим коллективом.

справочной, художественной литературой и литературой для детей;

учебниками и учебными пособиями.

Расстановка осуществлена в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек.

Литература для учащихся начальных классов расставлена по тематическим рубрикам. Отдельно выставлены журналы для детского чтения, которые пользуются большим спросом.

Ценная литература, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре, расставлены на отдельном стеллаже для пользования в читальном зале.

Работа с книжным фондом библиотеки:

Работа с фондом художественной литературы

В течении года с фондом художественной литературы велась определённая работа:

Читайте также:  Как делать анализ на английском

изучение состава фонда и анализ его использования;

создание фонда мини-библиотеки и организация ее постоянного действия.

формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации.

прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений (учет библиотечного фонда).

прием, оформление документов и обработка полученных книг в дар.

выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам.

выдача документов пользователям библиотеки.

расстановка документов в фонде в соответствии с ББК.

оформление фонда (организация и изготовление по необходимости полочных, буквенных разделителей, индексов).

проверка правильности расстановки фонда.

обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.

Работа, проведенная по сохранности фонда:

систематический контроль за своевременным возвращением в библиотеку выданных изданий;

обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке;

организация работы по мелкому ремонту изданий с привлечением библиотечного актива;

Работа с фондом учебной литературы.

В течение года проводилась работа:

прием фонда учебников на хранение;

учет учебного фонда (суммарный, индивидуальный, учет выдачи учебников);

инвентаризация учебного фонда, исключение морально устаревших и ветхих учебников;

организация работы по сохранности учебного фонда (ремонт учебников, организация рейдов по сохранности, беседы и т.д.);

анализ учебного фонда, определение потребности в учебниках к новому учебному году;

выдача учебников, в конце учебного года по графику прием учебников

обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала, родителей.

обслуживание читателей в читальном зале: учащихся и учителей.

рекомендательные беседы при выдаче книг.

Школьная библиотека в течении года оказывала помощь учителям:

в проведении массовых мероприятий, классных часов (классный час «Мистер осень», мероприятие «Выборы царя»)

проводился подбор литературы, сценариев, стихов в помощь проведению предметных недель и общешкольных мероприятий, для проведения родительских собраний, педсоветов;

информировала педагогов о новых поступлениях учебной литературы;

обеспечение работы пользователей компьютером;

организация обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек).

Библиотека пропагандировала чтение, применяя различные формы работы:

книжные выставки — «Книгу города листая», Этих дней не смолкнет слава», «Почитаем, отдохнем, время с пользой проведем»,

викторины – «Знаешь ли ты», «Литературными тропинками»

беседы – «Читать — это модно», «Как выбрать книгу», «Роль книги в жизни каждого»

конкурсы – «Конкурс чтецов», «Лучший читатель школы», «Конкурс юных поэтов»

библиотечные плакаты – «Прочитал сам – посоветуй другим», «Доброта – это…»

рекомендательные списки литературы, громкие чтения и т. д.

Согласно плану работы библиотеки были проведены библиотечные мероприятия:

Использование новых компьютерных технологий

Работая в направлении “Интернет для детей”, в течение года :

проводились библиотечные уроки относительно качества информации и связанной с ней проблемой безопасности ребенка («Компьютерная зависимость подростков», «Онлайн-общение», «Википедия-электронная энциклопедия»);

постоянно осуществлялось соучастие инженера- электронщика по автоматизации в работе библиотеки – это консультации, технические “ подсказки”, рекомендации ресурсов, тактичный “ отвод ” ребенка от информации, которая принята называться “ неприличной ”, вредной для детской психики;

с помощью практических занятий в библиотеке определяли “чрезмерность” информации и проблему выбора нужной;

повысилась эффективность навигации юных пользователей в Сети – это формирования тематических запросов, составление рекомендательных веб-библиографических списков, устное консультирование, рекомендация лучшего ресурса и т.п.;

Годовой план работы библиотеки в 2016-2017 учебном году, в основном, выполнен, работа проводилась на высоком уровне. Заведующая библиотекой прошла курсы повышения квалификации и в ходе аттестации получила квалификационную категорию «Ведущий библиотекарь». Было проведено большое количество библиотечных мероприятий для учащихся. Начала свою работу библиотечная экспериментальная площадка «Библиотека – информационный центр».

— невысокий показатель читаемости среди учащихся среднего звена;

— низкий уровень обеспеченности методической литературы в БФ;

— устаревший каталог художественной литературы (не соответствует ГОСТам библиографическое описание)

— отсутствие периодических изданий для детей

Задачи школьной библиотеки на 2017-2018 учебный год:

формированию чувства патриотизма, гражданственности, любви к природе;

комплексному обеспечению здорового образа жизни;

воспитанию уважения к литературному наследию страны;

пробуждению читательского интереса к истории родного края и краеведения;

внедрению компьютерных технологий в практику работы библиотеки школы

информационно-документальной поддержке учебно-воспитательного процесса и самообразования учащихся и педагогов;

формированию у школьников информационной культуры и культуры чтения;

пропаганде литературы по воспитанию у учащихся нравственности, культуры поведения, самореализации личности;

качеству информационно-библиотечных и библиографических услуг;

расширению ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования компьютеризации библиотечно-информационных процессов;

созданию электронного каталога художественной литературы;

пополнению библиотечного фонда методической литературой (привлечение спонсоров, использование электронных продуктов, сотрудничество с библиотеками РФ)

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Библиотека школы — особое структурное подразделение, которое осуществляет информационную поддержку и обеспечение учебно-воспитательного процесса. Эта структура многофункциональна: здесь и библиотечный фонд и фонд учебников. В 2015—2016 учебном году работа школьной библиотеки, совместно с педагогическим коллективом, была направлена на:

-обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем

библиотечного информационно-библиографического обслуживания

-обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации,

поиску, отбору и умению оценивать информацию;

-формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому

I . Краткая справка о библиотеке.

Общая площадь библиотеки – 33,9 кв. метров. Количество помещений – 1

Оборудование: 9 стеллажей, 5 книжных шкафов, 3 стола.

В 2015 -2016 учебном году школьная библиотека работала в следующем режиме:

Суббота, воскресенье – выходные дни.

Библиотека работала по утверждённому директором школы плану.

II. Основные задачи, определяющие работу библиотеки.

Воспитание у учащихся любви к книге, культуры чтения, умения пользоваться библиотекой.

Привитие школьникам потребности в систематическом чтении литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов, успешного усвоения учебных программ.

Пропаганда литературы по различным отраслям знаний, в помощь учебной программе.

Сохранность фонда школьных учебников и книжного фонда.

Пропаганда библиотечно-библиографических и информационных знаний.

Совершенствование традиционных и освоение новых технологий.

III Основные функции библиотеки.

Образовательная — поддерживать и обеспечивать образовательные цели.

Информационная – возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата и носителя.

Культурная — организовывать мероприятия, воспитывающие
культурное и социальное самосознание, содействующие
эмоциональному развитию учащихся.

Общее количество единиц хранения фонда библиотеки на 01.09. 2015 г. c оставляет – 10850 экземпляров. Из них основной фонд – 8914 экземпляров, учебный фонд – 1946 экземпляров.

Основные показатели работы школьной библиотеки:

Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке МБОУ Останинская СОШ ». Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях.
В библиотеке выделены следующие группы пользователей:

учащиеся, педагогические работники, прочие пользователи .

обучающиеся начальной школы (1 ступень) -2015 -2016 г. – 72 учащихся.

Обучающиеся среднего звена (П ступень) — 2015-2016 г. –53 учащихся.

Обучающиеся старшего звена (Ш ступень) -2015 -2016 г. –6 учащихся.

Педагоги — 2015 -2016 г. – 22.

Всего пользователей библиотеки 158

Всего посещений библиотеки 2374

Средняя посещаемость библиотеки различными группами пользователей

Активно посещали библиотеку учащиеся начальных классов.

Среди пользователей среднего и старшего звена самая низкая посещаемость в 7,8 классах, это, прежде всего, обусловливается тем, что:

— у многих детей компьютеры и выход в Интернет;

— в селе работает сельская библиотека, фонд которой также активно используется школьниками;

— учебники литературы 7-8 классов, как правило, содержат тексты всех программных произведений;

В библиотеке систематически ведётся «Дневник библиотеки», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей по группам, посещение, объём выданных изданий и распределении их по отделам библиотечной классификации, дополнительно в дневник введены графы, характеризующие объем выданных учебников, методической литературы, журналов.

Анализ показал: учащиеся школы активно используют фонд художественной литературы при изучении произведений на уроках литературы, а также при выполнении рефератов, и подготовке сообщений на уроках, и которые просто любят читать.

К сожалению, низок спрос на литературу по педагогике. Это объяснимо. Учителя приобретают литературу за свой счет, да и фонд педагоги устарел, подлежит к списанию.

Контрольный показатель обращаемости составил — 0,51.

Общий объем книговыдачи 2334

В конце года были подведены итоги конкурса «Самый

источник

анализ работы библиотеки за год

АНАЛИЗ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

В течение 2013 – 2014 учебного года школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы. Работа проводилась с учетом разделов общешкольного плана. Одной из задач работы в текущем учебном году было развитие информационной грамотности подроствов и приобщение их к чтению.

Вся работа была направлена на развитие и поддержку в детях привычки и любви к чтению и учению, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного периода. Для реализации этой задачи в течение года применялись различные формы и методы, как в информационной, так и в методической работе. Базовой основой информационной и методической работы являются книжные выставки, тематические массовые мероприятия для школьников, обзоры педагогической, методической литературы для педагогического состава, индивидуальные беседы у выставок.

Еще одной из важных задач работы в текущем учебном году было совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, что позволяет предоставлять информацию не только о своих фондах, но и об удаленных источниках информации. Время диктует новые правила профессиональной деятельности, и такие показатели, как количество мероприятий, число читателей и выдача книг, уже не являются определяющими в оценке деятельности библиотеки.

В библиотеке работают 2 постоянные выставки для педагогов.

  1. Медиацентр «МЕТОДИСТ»
  2. «Библиотека учителя».

В библиотеке оформляются разнообразные выставки к юбилейным и знаменательным датам. Так же имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой.

Информационная работа с учащимися проводится в течение всего учебного года.

Для обучающихся организуются выставки с начала учебного года:

Постоянные — «Для вас учащиеся» , «Край родной — Земля Нижегородская».

Систематические — «Хочу всё знать», «Книги-юбиляры».

К знаменательным датам — «300 лет Нижегородской губернии», « Здравствуй Новый год!», «Дорога памяти»

Общешкольное мероприятие к 300- летию Нижегородской губернии.

Календарные даты к праздникам: «День толерантности», «День народного единства», «День космонавтики», «Поможем ребенку»

К декадам: — правовых зананий «Подросток и закон», планшет «Буква закона» по материалам газеты НР.

— здоровый образ жизни «Спорт- это жизнь».

— противопожарной безопасности — «Поведение в чрезвычайных ситуациях».

В течение года оказывается методическая помощь «Готовимся к экзаменам!», «Куда пойти учиться!». На выставке предствавлены информационные материалы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, а также методические и тренировочные материалы для подготовки к экзаменам.

Также методическая помощь оказывается учащимся и преподавателям при выполнении творческих работ, ведется подборка материала к праздничным мероприятиям.

В библиотеке ведется картотека поступления периодических изданий, картотека учебной литературы. Ежегодно обновляется информация программно-методического обеспечения УВП МБОУ ЦО, ежеквартально редактируются списки учебной литературы.

Библиотека помогала в подборе материалов к классным часам, к знаменательным событиям, к оформлению общешкольных стендов «Календарь знаменательных дат».

Контрольные показатели работы школьной библиотеки по состоянию на 01.09.2013 г.

источник

Планирование работы – одна из ведущих управленческих функций руководителя библиотеки. План любой библиотеки определяет:

— цели, задачи и основные направления деятельности;

— тематику, содержание, формы, методы, техники и технологии работы библиотеки в целом или данного направления;

— объемы работы, выражающиеся в системе плановых (статистических) показателей;

— ресурсы библиотеки: финансовые, материально – технические, кадровые и временные.

Планирование обеспечивает решение трех комплексных задач:

1. Установление реальных возможностей библиотеки при ответе на вопрос «Где мы находимся в настоящее время?». Здесь определяются сильные и слабые стороны библиотеки, ее ресурсное обеспечение, наличие портфеля новых разработок.

2. Установление реальных целей, отвечая на вопрос «Куда мы хотим двигаться?» Оцениваются внутренние и внешние факторы, влияющие на деятельность библиотек, определяются цели и ограничения в их осуществлении.

3. Установление способов достижения цели или ответ на вопрос «Как мы собираемся сделать это». В общих чертах и конкретно определяются основные задачи, ресурсы, затраты; намечается, что сделать библиотекарю для выполнения поставленных задач.

При планировании рекомендуется использовать активные методы и формы работы, которые заставляют читателя мыслить, рассуждать, отстаивать свою точку зрения.

Активные библиотечные формы и методы работы (сокращенный вариант) :

Встречи – сентябрьские, в читальном зале, с интересной книгой, автором, лучшим читателем, встречи – фантазии.

Вечера – размышления, вопросов и ответов, задушевного разговора, вечера – сюрпризов.

Игры – литературные, ролевые, интеллектуальные, профориентационные, игры – путешествия, игры – доказательства.

Инициативы – информационная, литературная, творческая.

Конкурсы – литературные, на самого усидчивого читателя периодики, на лучшую популярную книгу, на лучшую домашнюю библиотеку.

Круизы – литературно – экологические, историко – краеведческие.

Посиделки – девичьи, библиотечные, краеведческие, святочные, фольклорные.

Портреты – политические, читателя, библиотекаря.

Презентации (презентации – обсуждения) – журналов, книг, части фонда, статьи, стихотворения, альбома, фильма, грампластинки, диска, сайта.

Рандеву – пресс – встречи, разговоры по душам.

Репортажи (а также интервью) – экологические, актуальные. Фантазии – литературные, поэтические, музыкальные.

Часы – вопросов, библиотечных вопросов и ответов, поэтические, рассуждения, практических рекомендаций, спора о…, откровенного разговора, полезного совета.

Некоторые новые формы работы библиотеки с применением компьютерных технологий

— Обзоры новых ресурсов Интернета

— Электронные выставки; дайджесты; – Выпуск библиографических указателей, пособий, списков на разных носителях информации;

— Виртуальные экскурсии по библиотекам;

— Мастер – класс по внедрению новых ИКТ (для пользователей);

— Посещения виртуальных музеев мира;

— Конкурс мультимедиа – сочинений;

— Видеобесседы, уроки, рассказы о…;

— Урок – навигация; чат – конференция и др.

Некоторые услуги в работе библиотеки с применением компьютерных технологий :

— Тематические электронные файлы и папки;

— Библиотечная веб – страница;

— Информационные библиотечные сводки;

— Электронная библиотечная лоция;

— Пресс-клиппинг (мониторинг прессы);

— Оцифровка фондов библиотеки с последующей организацией доступа к ним как в сетевом режиме

План и отчёт библиотеки – главные документы, которые характеризуют деятельность школьной библиотеки.

Основная цель этого материала – помочь школьному библиотекарю грамотно и чётко спланировать свою деятельность в текущем году, обдумать какие формы и методы работы лучше использовать в помощь учителям и педагогам, а затем убедительно отчитаться.

В основу работы библиотек положены следующие документы: “Закон о библиотечном деле” (1994) и “Примерное положение о библиотеке образовательного учреждения”.

В этом Положении говорится о том, что каждая библиотека должна иметь план работы на учебный год, утвержденный директором школы. Этот план – часть общего годового плана учебно-воспитательной работы данного учреждения: Как организовать планирование?

Планирование отражает конкретные цели и задачи одного учебного года. При составлении текущих планов учитывается количество сотрудников библиотеки, количество рабочих часов в году, трудозатраты на все процессы, мероприятия и услуги, включённые в план. Кроме того, в плане должен присутствовать резерв времени на необходимые, но не запланированные работы и потенциальную возможность временной нетрудоспособности сотрудников библиотеки.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

В качестве дополнительного резерва в плане учитывается работа читательского актива, совета библиотеки и возможность заимствования той или иной готовой библиотечно-информационной продукции или услуги в библиотеках других типов.

I. Приступая к работе, библиотекарь должен знать основные направления учебно-воспитательного плана. Какие задачи стоят перед вашим учреждением на текущий год? Необходимо обдумать, чем библиотека может помочь в их выполнении, какие формы и методы работы лучше использовать в помощь педагогам и школе.

II. Перед составлением плана необходимо побеседовать с зам. директора по воспитательной работе, с председателями методических объединений и обговорить основные направления работы и все крупные мероприятия. Необходимо заранее заручиться согласием и поддержкой специалистов – предметников, чтобы знать, на кого можно опереться при организации задуманного мероприятия, обговорить масштаб такой работы (один класс, параллель, вся школа).

III. План должен быть неразрывно связан с жизнью школы и не может носить отвлеченный характер. Если ваше учебное заведение имеет свои особенности (в режиме работы, в изучении каких-то дисциплин), это должно найти свое отражение в плане. Необходимо конкретизировать вашу специфику, воплощая ее в конкретные мероприятия. Специфика в изучении школьных дисциплин должна указать библиотекарю на особое отношение к этим направлениям работы.

IV. Следующий этап – определение главных тем года, отражение их в основных задачах и конкретизация в плане работы.

V. План составляется с учетом литературных и памятных дат года. Познакомившись с таким календарем, отметьте те даты, которые будут определяющими в учебном году, и подумайте о том, какие мероприятия, формы работы помогут вам раскрыть для ребят эти темы. Против выбранных тем в своем черновике можно указать формы работы: книжная выставка, обзор, праздник, игра.

VI. Хорошо, если вы сумеете обговорить предстоящие дела на следующий учебный год со своим библиотечным активом и заручиться его поддержкой.

VII. Загляните в свой прошлогодний план: что осталось невыполненным, что не удалось. Подумайте, что из этого следовало бы обязательно сделать в наступающем году.

VIII. Если вы тесно сотрудничаете с районными библиотеками, то необходимо учесть определенные пункты их плана, чтобы как следует организовать совместную работу. Хорошо, если вы будете знать планы работы различных внешкольных учреждений города (Центров творчества детей). Ведь педагоги школ иногда посещают мероприятия в этих учреждениях дополнительного образования детей.

IX. В библиотечной жизни есть такие виды работ, которые проводятся в течение всего учебного года: библиотечные уроки, работа с учебниками, новыми книгами, с задолжниками, с активом читателей, ведущие темы года… Поэтому при распределении работы по месяцам они могут быть указаны не один раз. По ведущим и очень значимым темам года составляется отдельный план, как, например, к 60-летию Победы.

X. Проведя такую предварительную работу, необходимо вспомнить о рекомендованной схеме плана работы библиотеки образовательного учреждения. И все это уложить в нее.

XI. Для удобства планирования на предварительном этапе (дотекстовом) можно составить календарно-тематический план (см. табл. 2).

После такой работы написание текстового варианта плана не займет много времени.

XII. Но планирование работы на учебный год – это еще не все. Годовой план работы необязательно должен быть очень конкретным. Здесь достаточно указать темы, перечислить формы работы и назвать примерный срок выполнения (четверть, месяц…). Более подробный и конкретный план составляется на месяц. Именно здесь должны быть указаны все сроки проведения и даже место проведения, определены ответственные за данное мероприятие. Схема такого плана может выглядеть как в табл. 3.

План работы на месяц _________ 200__/200___учебного года.

Заполняется такая схема на основе годового плана. Используя ее, очень удобно писать отчет о своей работе в конце года. Ежемесячный план должен быть всегда на столе у библиотекаря, так как тогда вы будете очень четко знать, что предстоит вам сегодня и в ближайшие дни месяца.

Планы работы охватывают все основные и некоторые дополнительные показатели, совпадающие с показателями учёта. Важнейшая задача любого вида планирования – выявление внутренних резервов для совершенствования работы библиотеки.

Успехов вам при организации планирования работы библиотеки.

Основные разделы и структура плана

Годовой план состоит из двух частей: текстовой и статистической. Разделы плана должны отражать все направления деятельности библиотеки образовательного учреждения, как с читателями, так и с носителями информации.

I. Цели и задачи библиотеки

Этот раздел предшествует плану и не входит в табличную форму. Задачи годового плана формируются с учётом специфики образовательного учреждения и основных задач, записанных в Положении о библиотеки данного учебного заведения. Задачи должны быть конкретны.

II. Основные функции библиотеки

III. Индивидуальная работа с читателями

А) изучение читательских интересов;

Б) проведение социологических опросов, анкетирования;

IV. Воспитательная работа

— Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

— Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы:

библиотечные занятия и т. д.

— Популяризация лучших документов библиотечными формами работы, организация выставок и стендов и проведение культурно-массовой работы.

— создание актива библиотеки и работа с ним.

— работа с детскими библиотеками,

— уроки внеклассного чтения,

— мероприятия, в помощь учебно-воспитательному процессу.

V. Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа

— Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (каталоги, картотеки, рекомендательные списки, выделение справочно-информационных изданий).

— Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы с СБА, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями и т. д.

— Проведение факультативных занятий и кружков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний.

VI. Информационная работа

-Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников:

* совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы;

* подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий;

* оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету;

*помощь в подборе документов при работе над методической темой школы;

* помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний МО и т. д.

-Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся:

*подбор литературы для написания рефератов, докладов и т. д.;

* помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям;

* проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.

Информационное обслуживание родителей (или иных законных представителей) обучающихся:

*информирование о пользовании библиотекой их детьми;

* оформление выставок документов для родителей на актуальные темы;

* индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для обучающихся в начальной школы;

* выступление на родительских собраниях с информацией о новых поступлениях в фонд библиотеки.

VII. Работа с библиотечным фондом:

— Изучение состава фонда и анализ его использования.

— Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации.

— Формирование общешкольного заказа на документы основного фонда (при наличии бланка-заказа).

— Комплектование фонда (в том числе периодикой) в соответствии с образовательной программой школы.

— оформление подписки на периодику, контроль доставки.

— Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений.

— Прием и оформление документов, полученных в дар, учет и обработка.

— Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам (в том числе оформление актов и изъятие карточек из каталогов).

— Выдача документов пользователям библиотеки.

— Расстановка документов в фонде в соответствии с ББК.

— Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов), эстетика оформления.

— Проверка правильности расстановки фонда.

— Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.

Работа по сохранности фонда:

— организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности;

— систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий;

— обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке;

— организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива;

— обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.

— Оформление накладных и их своевременная сдача в централизованную бухгалтерию.

Обеспечение работы читального зала (при его наличии).

Организация обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек).

VIII. Работа с фондом учебников

1. Составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учетом их требований, его оформление.

2. Согласование и утверждение бланка-заказа администрацией школы, его передача методисту.

3. Контроль за выполнением сделанного заказа.

4. Прием и техническая обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу суммарного учета, штемпелевание, оформление картотеки.

5. Оформление отчетных документов (анализ использования вариативных программ, диагностика уровня обеспеченности учащихся и др.).

6. Прием и выдача учебников.

7. Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.

8. Периодическое списание ветхих и устаревших учебников.

9. Проведение работы по сохранности учебного фонда.

10. Работа с резервным фондом учебников:

— составление сведений для картотеки межшкольного резервного фонда,

11. Изучение и анализ использования учебного фонда.

12. Работа с каталогами, тематическими планами издательств на учебно-методическую литературу, рекомендованную Минобразования России.

13. Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы.

14. Расстановка новых изданий в фонде.

15. Проведение рейдов по проверке состояния учебников.

16. Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в бухгалтерию.

17. Инвентаризация учебного фонда и его переоценка.

IХ. Внедрение новых информационных технологий

Эта часть плана включает работу с новыми информационными технологиями в обслуживании читателей библиотеки, планирование процессов компьютеризации библиотеки, автоматизации библиотечных операций, использование электронных носителей, создание видео-, аудиотеки и т. д.

Х. Методическое обеспечение библиотеки

В этот раздел можно планировать выступления на семинарах, МО школьных библиотекарей, разработку и подготовку массовых мероприятий, если работники сами пишут сценарии своих мероприятий.

ХI. Взаимодействие с другими структурными подразделениями и организациями

Планируется заключение договоров о совместной работе с библиотеками города. Здесь планируется совместная работа с кафедрами и другими подразделениями учебного заведения.

ХII. Повышение квалификации

— Работа по самообразованию:

* освоение информации из профессиональных изданий,

* использование опыта лучших школьных библиотекарей,

* посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации.

— Регулярное повышение квалификации.

— Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

— Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий

ОТЧЕТ О РАБОТЕ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Наряду с единицами и показателями учета работы библиотеки, отраженными в соответствующих ГОСТах, в планах и отчетах библиотеки большое значение имеют дополнительные показатели (не требующие единообразия в учете). К ним относятся, например, данные о тематике и эффективности книжных выставок, “недель”, декад и месячников книги; данные о состоянии каталогов и картотек, об организации координации и кооперации работы с другими библиотеками, о работе читательской общественности, о повышении квалификации сотрудников библиотеки, а также все мероприятия “паблик рилейшнз”, то есть связей библиотеки с общественностью. К числу вышеперечисленных показателей относится все, что библиотека делала в интересах рекламы и создания положительного имиджа данной библиотеки и образовательного учреждения.

При составлении отчета необходимо помнить, что работу библиотеки характеризуют не только абсолютные показатели (количество читателей, книговыдач, число проведенных мероприятий и т. д.), но и относительные и средние величины, позволяющие анализировать основные тенденции развития библиотеки или целой библиотечной сети. В школьных библиотеках чаще всего для анализа состояния дел и сравнения одной школьной библиотеки с другими библиотеками данного типа применяют следующие относительные и средние величины:

” книгообеспеченность, то есть среднее число библиотечных книг (за исключением учебников) на одного читателя определяется путем деления числа книг, числящихся в библиотеке, на число читателей;

” посещаемость, то есть среднее число посещений библиотеки одним читателем определяется делением общего количества посещений библиотеки на число читателей. (Необходимо учитывать специфику библиотеки образовательного учреждения, обслуживающей разные возрастные группы, характеризующиеся различной скоростью и интенсивностью чтения. Посещаемость становится особенно ярким показателем, если ее исчислять отдельно для начальной школы, учащихся 5-9 классов и для старшеклассников.);

” обращаемость, то есть среднее число выдач одной книги; она определяется делением количества книговыдач на количество книг (документов) в фонде библиотеки (Обращаемость литературы для младших школьников, как правило, значительно выше из-за небольшого объема книг для малышей и их частого обмена. Вследствие этого, кроме общего показателя обращаемости, целесообразно вычислять данный показатель и по возрастным группам читателей аналогично показателю посещаемости.);

” читаемость, то есть среднее число книг, выданных одному читателю, определяется путем деления количества книг, выданных за год, на число читателей библиотеки.

Помимо средних показателей и относительных величин, определение которых доступно всем библиотекарям, в статистических отчетах библиотек применяют и некоторые другие показатели. Например, исчисляют нагрузку на одного библиотекаря (вычисляется как отношение числа читателей или книговыдач к числу библиотечных работников), процент учащихся и учителей, привлеченных к постоянному пользованию библиотекой и др. Все эти показатели в сопоставлении друг с другом и с данными социологических исследований, определяющих меру удовлетворенности всех групп читателей библиотечным обслуживанием, позволяют делать выводы, необходимые для улучшения работы школьных библиотек.

Отчет библиотеки – это не только свод статистических показателей и перечисление проведенных мероприятий. Правильно составленный отчет должен являться документом, который можно использовать в организации связей библиотеки с общественностью (PR). В этих целях он должен включать в себя разделы о неразрешенных проблемах библиотеки, о потенциальных возможностях ее развития при оказании той или иной поддержки, материалы (аналитические, исследовательские) о характере и тенденциях изменения чтения школьников. Отдельный раздел может быть посвящен сотрудничеству родителей с библиотекой, проблемам семейного чтения.

Показатели библиотечной статистики за _______ учебный год.

1. Журналы “Школьная библиотека” №8/2004, №4/2000, №9/2004, №4/2001

2. Краткий справочник школьного библиотекаря / О. Р. Старовойтова при участии Т. И. Поляковой, Ю. В. Лисовской. – СПб: Профессия, 2001.

3. Планирование и отчётность в работе школьной библиотеки: Методические рекомендации/ М. С. Андреева и др. – М.: ООО “Чистые пруды”, 2005. – 32с. (Б-ка “Первого сентября”, серия “Библиотека в школе”)

4. Планирование работы библиотеки общеобразовательного учебного заведения: Методические рекомендации для заведующих библиотеками/ Сост. В. Б. Антипова. – Псков: ПОИПКРО, 2004.

источник