Меню Рубрики

Как написать анализ программы по технологии

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Мы проанализировали некоторые учебные программы по технологии, для того, чтобы выявить их особенности и возможность развития творческой деятельности младших школьников.

Вначале рассмотрим программу, составленную на основе программы по предмету «Технология» для 1-4 классов четырехлетней начальной школы, разработанной авторским коллективом под руководством Н.А. Цирулика, на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников универсальных учебных действий.

Программа определяет содержание предмета «Технология» и направлена на создание условий для достижения планируемых результатов обучения и развития учащихся.

Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно-ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.

Цель в обучении технологии Н. А Цирулик является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;

формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических — текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Технология» является формирование следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития — умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Также программа предусматривает широкий спектр используемых бумажных и текстильных, природных материалов. Особое внимание обращается на сочетание в одном изделии различных материалов, поскольку ребенок в этом случае имеет возможность сравнивать способы и приемы в работе, что содействует лучшему осознанию.

Содержание программы включает виды художественной техники лепку из пластилина, аппликации, мозаику, плетение, шитье и вышивание.

Программа рекомендует также применять на уроке как коллективные, так и индивидуальные формы работы, организовывать выставки, конкурсы и ярмарки.

Авторская программа по технологии Е.А. Лутцевой по «Технологии» разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта.

Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Цель программы: ознакомить учащихся с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

Метапредметными результатами изучения технологии является, освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Содержание курса рассматривается, прежде всего, как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребёнка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности.

Разделы и темы в содержательной части программы по каждому классу включают, в первую очередь «Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры».

Это элементы материаловедения, сведения об инструментах и приспособлениях, вариантах организации рабочего места, основы конструкторских знаний и умений, основы технологических знаний и умений.

Раздел «Человек в окружающем мире» предлагает широкую информацию о природном и рукотворном мире, о роли и месте человека в окружающем мире, о деятельности учащихся по его сохранению и преобразованию. От класса к классу информация по каждому разделу расширяется и углубляется. Во втором классе в работу должны включиться мини-проекты, в третьем и четвертом — творческие проекты.

Рабочая программа по «Технологии» Н.М. Конышевой, составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Данная программа отражает борьбу творчества и исполнительства на уроке технологии. В настоящие время внимание именно к этим вопросам технологии в обучении обострено совершенно обоснованно, поскольку предметная деятельность у младших школьников должна иметь серьёзную научно-техническую основу. И трудность каждой из авторских программ состоит именно в соблюдении баланса между исполнительством (обучением основам) и творчеством — реализацией полученных (даже поисковым путем) знаний и умений при создании нестандартных изделий и решении разнообразных задач. Сама идея приобщения детей к дизайнообразованию чрезвычайно интересна, но реализация её на фоне пренебрежения к вопросам технологии (это, к сожалению, часто встречается в учебниках и рабочих тетрадях) может свести на нет усилия учителей, как это было в «эпоху конструирования».

Программа Т.М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров» построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования.

Учебный курс отражает идеи развивающего обучения, направленного на формирование активно мыслящей, самостоятельно действующей личности, готовой к активному взаимодействию с окружающим миром. В основу разработки рабочей программы положены Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и Требования к результатам начального общего образования.

Цель учебного курса является, саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Курс включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Методическая основа курса — деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов.

Текст в содержательной части программы представлен разделами, которые как бы следуют за логикой учебной трудовой деятельности. Раздел «Учимся размышлять» определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности, причем от класса к классу предусматривается изменение уровня самостоятельности в мыслительных действиях.

Раздел «Готовимся к практической работе» делает акцент на осознанности самостоятельных и коллективных действий по отбору предметов оборудования для каждой конкретной работы, на чтении инструкционных карт, обеспечивающих возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.

В разделе «Учимся выполнять новые операции» не только перечислены технологические операции, подлежащие освоению, и необходимые для работы инструменты, материалы, требования к содержанию и структуре учебной информации, но и определены варианты методических приемов, с помощью которых учитель организует поисковую деятельность учащихся с целью мысленного моделирования будущей работы. Это помогает затем быстро и на высоком уровне осмысления выполнить практическую работу.

Раздел «У нас получаются красивые изделия» ориентирует учителя на включение детей в творческую деятельность при изготовлении конструктивно разнообразных изделий самого разного назначения, указывает на необходимость (в некоторых случаях) изменять содержание учебного материала в разделе «Учимся размышлять».

Последний раздел «За год мы узнали новые слова» является своеобразным справочником-контролером для учителя, организующего на уроках усвоение новых терминов на разном уровне осознания.

Различия авторских программ не входят в противоречие с целями обучения в начальной школе, они скорее выглядят как методические особенности проведения уроков. Технологические же особенности учебной информации во всех программах останутся одинаковыми. С точки зрения возможности развития творческих способностей младших школьников, на наш взгляд, больше преимуществ имеет программа «Технология» Н.А. Цирулик. Поскольку, данная программа направленна на саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

источник

Программа учебного предмета — один из основных учебно-программных документов, определяющих содержание обучения учащихся. Перечень формируемых при изучении учебного предмета знаний и умений конкретизирован в ней в виде понятий, суждений, законов, гипотез, фактов, которые вместе взятые составляют ее категориальный строй. Таким образом, в программе содержание обучения выступает в обобщенном, систематизированном виде. Это определяет важность и особую значимость изучения и анализа программы предмета.

Учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися на данном занятии, подбирая объекты деятельности учащихся и т.д. Поэтому учитель обязан всегда представлять себе не только в целом, о чем идет речь в программе, но и четко просматривать дидактическую связь между отдельными ее частями (темами программы). Необходимо опереться на полученные учащимися знания и умения и помнить о том, что изучаемый материал должен послужить базой для усвоения нового материала в последующие периоды обучения, для проектной творческой деятельности учащихся.

Программа учебного предмета должна быть гибкой, динамичной и учитывать в своем содержании достижения науки, техники и технологии, Она должна допускать возможность отражения особенностей преподавания в школе и методических установок самого учителя. В связи с этим, учителю предоставлена возможность дополнять программу современными разработками в конкретных областях знаний, устранять из нее устаревший материал, переставлять темы местами и перераспределять время на их изучение.

Реализация указанных задач на высоком научно-методическом уровне возможна только в том случае, если принимаемые учителем решения будут основываться на принципах разработки программ. В первую очередь к ним относятся дидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности обучения. Однако знание к одних принципов для решения задач отбора и систематизации материала программы учителю недостаточно. Ему необходимо знание направлений (критериев), по которым эти принципы реализуются в программах и методов анализа учебных программ на соответствие их дидактическим принципам, и, кроме того, умение использовать указанные знания при изучении и анализе конкретной программы.

Знакомство с программой «Технология» начинается с объяснительной записки, в которой освещаются цели и задачи технологической подготовки учащихся, раскрываются основные идеи, которые заложены в ее содержании. Затем определяют место выбранного для анализа раздела в структуре технологического образования школьников (в каком классе изучается, какой процент времени отводится на изучение раздела, предназначен для мальчиков или для девочек, какие основные технологические понятия уже изучены к моменту изучения раздела и т.д.). Далее учитель знакомится с пояснительной запиской выбранного раздела, тщательно изучает ее, выделяет ее основные положения, цели и задачи обучения учащихся.

На следующем этапе анализируется тематический план и перечни основных понятий, фактов, явлений и т.п. категорий, составляющих основные знания и умения учащихся по разделу. В заключение анализа даются методические рекомендации по качественному осуществлению учебного процесса, вносятся комментарии, рекомендации по его усовершенствованию.

Таким образом, можно предложить следующий порядок (план) анализа выбранного раздела программы «Технология»:

общие сведения о программе (название раздела, количество часов на изучение, автор, где и когда разработана и т.д.);

цели и задачи изучения данного раздела;

связь целей изучения данного раздела с целями и задачами технологической подготовки учащихся. Место раздела в структуре технологического образования учащихся;

тематический план изучения раздела (какие темы и в каком количестве часов предполагается изучать);

анализ реализации дидактических принципов в содержании программы с указанием критериев анализа и примеров по каждому выделенному критерию (Приложение 2);

методическая характеристика учебного материала раздела. Информационная обеспеченность программы учебниками и учебными пособиями для учащихся;

межпредметные и внутрипредметные связи данного раздела;

возможности реализации воспитательного компонента технологической подготовки школьников на примере содержания выбранного раздела;

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

возможности реализации развивающего компонента технологической подготовки школьников на примере содержания выбранного раздела;

содержание практических работ учащихся, их характеристка, перечень объектов технологической деятельности учащихся;

11.характеристика форм и методов изучения данного учебного материала, рекомендуемых к использованию;

методические рекомендации по контролю качества знаний учащихся в данной технологической области;

рекомендации по материально-техническому обеспечению процесса обучения по данному разделу;

14. предложения по изменению содержания обучения учащихся или его совершенствованию с обоснованием причин и необходимости этого.

источник

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО «МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ»

1. Международный опыт технологического образования.

Анализ международного опыта показывает большое разнообразие подходов, содержания и методов учебной практической деятельности. Наряду с традиционными взглядами в мировой педагогической практике появились новые, в соответствии с которыми понятие «трудовое обучение» заменяется понятием «технологическое образование». При всей их близости они имеют разную концептуальную основу. «Труд» понимается как социально значимая практическая деятельность человека. «Технология» в традиционном понимании ориентирована на технологические системы. Принцип эффективности является основным для технологии и длительное время определял отношение к ней с позиций технократического инженерного начала.

Этапы обучения в американской школе делятся на начальный, средний и старший общей продолжительностью 12 лет. Современная образовательная политика США в сфере трудового обучения молодежи базируется на двух программах — «Технология для всех американцев» [410] и «Образование для карьеры» [397], подтвержденных национальными законами и нормативными актами на уровне штатов и образовательных округов. В средней школе изучаются в качестве основных предметов родной язык, математика, естественные и общественные науки и физическая культура. В качестве факультативных могут быть выбраны конкретные области профессионально-технического обучения, искусства, лингвистики и др. В помощь планированию будущей карьеры учащиеся, начиная с 7-го класса, включаются в профориентационную работу. По завершении 9-го класса школьник должен принять стратегическое решение о продолжении образования и уровне планируемой профессиональной деятельности.

2. Вклад отечественных ученых в развитие технологического образования.

История трудового обучения явилась предметом изучения П.А. Ату-това, С.Я. Батышева, Э.Д. Днепрова, В.А. Полякова, И.А. Сасовой, В.Д. Си-моненко, Ю.Л. Хотунцева, С.Н. Чистяковой и других ведущих отечественных ученых. При рассмотрении этого вопроса мы использовали материалы исследований В.М. Казакевича, В.А. Кальней, Н.В. Котряхова, Г.В. Пичуги-ной, И.Д. Чечель, Р.В. Шакирова, Н.Н. Шамрай и др., а также документальные и архивные материалы, раскрывающие решение этой проблемы в практике школ Ярославской области и других регионов страны.

Идея профессионального образования на базе общего, их бессословность, всестороннее развитие и воспитание человека в процессе его обучения — вот основы системы образования, развиваемые В.Г. Белинским, Н.И. Пироговым, К.Д. Ушинским и другими представителями русской общественной мысли.

Большая роль в становлении отечественной педагогики принадлежит К.Д. Ушинскому, который в своих работах указывал на необходимость как гуманитарного, так и прикладного обучения на базе классических и реальных школ, училищ, университетов [344, т. 2]. Рассматривая труд в его воспитательном значении, К.Д. Ушинский считал, что «. дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда — вот полное определение цели педагогической деятельности» [344, т. 2, с. 94]. На этом пути «учение есть труд и должно оставаться трудом, но трудом полным мысли. » [344, т. 3, с. 41]. Показывая педагогические и социальные функции ремесленного образования, К.Д. Ушинский призывал к осуществлению учебного процесса с учетом наклонностей и способностей учащихся, их возрастных и психологических особенностей.

Историко-педагогическое изучение социально-экономических процессов показывает, что на рубеже XIX—XX веков происходят бурный рост отечественного промышленного производства и активное становление трудовой и профессиональной школы. Системное развитие практико-ориентированной педагогики опиралось на достижения передовых ученых в области разработки методов и систем профессионального обучения.

В 1867 г. в Московском императорском высшем техническом училище под руководством Д.К. Советкина была разработана операционная система производственного обучения слесарному, столярному и кузнечному ремеслу, в основе которой лежало последовательное усвоение обучающимися отдельных операций, на которые разделялся трудовой процесс.

Промышленный переворот, происшедший в России во второй половине XIX века, вызвал необходимость развития нового направления учебно-воспитательного процесса, имевшего цель помочь трудовому становлению учащихся. В 1884 году в общеобразовательных учебных заведениях России началось введение в качестве предмета учебного труда. Это был ручной труд по 1-3 часа в неделю в сфере дерево- и металлообработки у мальчиков, шитья, вязания и вышивания — у девочек.

В начале XX века проявилась тенденция расширения трудового обучения в российской школе. В нем присутствовали элементы прикладной подготовки, труда по самообслуживанию, производительного труда, кружковой работы технической и сельскохозяйственной направленности. На данный период приходится начало творческого пути выдающегося отечественного теоретика и практика трудовой школы СТ. Шацкого, считавшего, что «воспитание человека должно быть воспитанием самостоятельности через активное включение детей в умственный и физический труд» [368, т. 2, с. 23]. По мнению СТ. Шацкого, воспитание человека должно быть направлено на развитие его самостоятельности на основе творческой практической деятельности.

3. Структура технологической подготовки школьников в РФ.

Структура обучения «Технологии» в 11-летней школе составлена из четырех блоков. Первый блок охватывает период младшего школьного возраста (1-4 классы), второй — период подросткового возраста (5-9 классы), третий — период старший юношеский возраст (10-11 классы). Блоки содержания, в свою очередь, скомпонованы из модулей, которые базируются на конкретных технологических процессах и пронизаны сквозными образовательными линиями. В первом блоке (1-4 классы) в виде отдельных модулей изучаются, преимущественно, технологии ручной художественно-прикладной обработки природных и искусственных материалов, которые технологически безопасны для учащихся данного возраста, не требуют значительных физических усилий и в то же время способствуют интеллектуальному, физическому, эстетическому и познавательно-трудовому развитию учащихся. Младшие школьники учатся читать и выполнять эскизы объектов труда. Они знакомятся также с доступными технологиями выращивания комнатных и огородных растений, технологиями ухода за мелкими домашними животными, аквариумными рыбами. Этому материалу придается определенная экологическая направленность. Большое внимание уделяется воспитанию добросовестного отношения к труду, изучению его роли в жизни человека и общества. В первый блок включается также материал о распространенных профессиях людей из ближайшего окружения школьников. Содержание второго блока (5-9 классы) базируется на наиболее распространенных технологических процессах в сферах производства, сервиса, домашнего быта и содержательно-прикладного досуга. Это технологии обработки конструкционных материалов, сборки и управления техническими устройствами; технологии обработки текстильных материалов и изготовления швейных изделий; технологии обработки пищевых продуктов, консервирования, приготовления и оформления блюд; методы и средства художественно-прикладной обработки материалов; технологии выращивания растений, животных и птиц; технологии первичной переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; технологии ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ; технологии преобразования и использования электрической и тепловой энергии, сборки электрических цепей, тепловой обработки материалов. Школьники получают знания и умения по черчению и графике применительно к изучаемым технологиям, начальные сведения по прикладной экономике и предпринимательству, экологии, систематизированный материал о мире профессий, знакомятся с методами творческой и проектной деятельности. Технологии второго блока группируются по трем направлениям: техническое, сельскохозяйственное, сервисное (включая домашний быт и содержательно-прикладной досуг). Учащимся, в соответствии с их интересами и склонностями, предоставляется выбор возможных направлений изучаемых технологий. Содержание третьего блока (10-11 классы) расширяет спектр технологической подготовки учащихся и способствует обоснованному выбору будущего направления профильного обучения или начального профессионального образования. В этот блок включаются технологии, которые не изучались учащимися в предшествующий период или представляли в содержании тематически не явно выраженные сквозные образовательные линии. В этот блок при необходимости включаются технологии, распространенные в конкретном регионе на производстве и в сфере сервиса, что обеспечивает целевую ориентацию выпускников на востребованные рынком труда профессии. Обязательными составляющими в этом блоке являются технологии профессионального самоопределения. На этот блок для учащихся 10-11 классов за счет дополнительно отводимого Базисным учебным планом на образовательную область «Технология» времени вводится учебный курс «Черчение и графика». Он призван обобщить и систематизировать графические знания и умения, которые учащиеся получают в процессе технологической подготовки в рамках соответствующей сквозной образовательной линии. На последнем этапе, связанном с завершением обучения в полной средней школе осуществляется углубленное изучение одной из технологий, соответствующей выбранному профилю обучения. Эти профили по содержанию могут совпадать с теми видами технологий, которые изучались в основной школе (5-9 классы). Здесь технологическая подготовка призвана способствовать уточнению профессиональных и жизненных планов учащихся. На этом этапе учащимися обязательно изучаются возможности и способы трудоустройства, методы построения, реализации жизненных и профессиональных планов. Последний этап технологической подготовки учащихся в учреждениях общего образования является также основой для профессиональной подготовки. В соответствии с действующим законодательством при необходимости и по желанию учащихся, для обеспечения их социальной защищенности на рынке труда, за счет регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана старшеклассникам предоставляется возможность получить начальную профессиональную подготовку.

4. Проблемы технологического образования.

1. Проблемы мотивационного характера

Содержание технологического образования, представленного в системе общего образования, главным образом, предметной областью «Технология», до сих пор, сосредоточивает свое внимание на обучении учащегося локальным приемам, процедурам, средствам преобразования материалов, энергии, информации в процессе трудовой деятельности, оставляя за рамками образовательного процесса общие смыслы, проблемы и тенденции культурно- технологического развития человека и общества, перспективы профессионального самоопределения.

В рамках действующих программ обучения целенаправленно не формируются универсальные учебные действия, что лишает обучающихся важнейшего инструмента социализации. Массовая практика раздельного обучения предмету Технология мальчиков и девочек противоречит общемировым тенденциям в экономике, которая уже сегодня не имеет производств, предполагающих гендерный принцип отбора работников.

2. Проблемы содержательного характера

Содержание технологического образования соответствует подготовке поколения к экономике натурального хозяйства с освоением приемов обслуживающего труда. По существу, программы обучения сводятся к знакомству с методами ручной обработки различных типов материалов – дерева, металлов, тканей, продуктов питания. Они не формируют технологическую культуру, проектное мышление и навыки проектной деятельности, не вводят в мир современных технологий, ограничивая его сферой материального производства простых продуктов. Естественно, критерии и процедуры контроля и оценивания уровня технологического образования, включая олимпиадную практику по этому предмету, базируются на описанных принципах подготовки. Оцениваются приемы примитивных трудовых навыков, часто для кустарных и не существующих уже производств, но не организация мышления, проектные навыки и технологическая культура. Проектно-технологическое мышление может развиваться только с опорой на универсальные способы деятельности в сферах самоуправления и разрешения проблем, работы с информацией и коммуникации, что не сопровождает образовательные программы и практику преподавания этого предмета.

3. Проблемы методического характера

В учебно-методических комплектах и реальной практике преподавания не ставится цель сформировать систему ведущих технологических понятий (как общетехнологических, так и в сфере конкретных технологий). Такие понятия как «технологический процесс», «технологическая последовательность», «технологическое оборудование», «технологическая карта практически не используются в текстах учебников. Сам способ подачи информации тоже не способствует формированию технологического подхода — преобладают повествовательные тексты, мало систематизированного материала — технологических цепочек, схем, таблиц, технологических карт. За рамками учебников остаются исторические примеры создания технических объектов, развитие материалов, инструментов и техники, производства и преобразования энергии. Практические задания в основном направлены на выполнение работ в области декоративно-прикладного творчества (начальная школа), или решения бытовых проблем (основная школа).

Уровень образования учителей технологии в среднем ниже, чем в целом педагогов предметников. Существенная доля педагогов, не имеют базового педагогического образования. Корпус педагогов до сих пор разделен по гендерному принципу – учителя, работающие с мальчиками и учителя, работающие с девочками. Педагог ориентирован на преподавание «Индустриальных технологий», «Сельскохозяйственных технологий» или «Технологий ведения дома» и не готов выйти за рамки данного содержания. Обучение предмету Технология требует специальных образовательных технологий – проектной деятельности, образовательному путешествию и др., которые не востребованы предыдущим поколением программ.

Требования к уроку (воспитательные, дидактические, психологические, гигиенические).

Воспитательные требования, которые предусматривают реализацию воспитательных функций обучения:

— Единство морального, нравственного, трудового воспитания, формирования мировоззрения, политической культуры школьника;

— Формирование инициативы, ответственности, добросовестности, трудолюбия;

— Выработка привычки к систематичности работы, дисциплины и т.п..

Дидактические требования, которые заключаются:

— В реализации принципов обучения;

— В четком определении целей, задач обучения. Учитель должен знать, какого уравнения учебных компетентностей должны достичь учащиеся на определенном занятии (глубина, осознанность, прочность, объем, умение работать самостоятельно, по образцу, алгоритму или творчески)

— В организации работы (выбор содержания, методов, приемов, определения структуры занятия, его материальное оборудование, темп и ритм и т.д.);

Психологические требования. Учитель должен учитывать психологические особенности учащихся, их реальные учебные возможности, стимулировать положительное отношение учащихся к учебно-познавательной деятельности, формировать позитивную мотивацию. Важным является и настрой учителя на проведение занятия, требующее собранности, внимательности, самоконтроля, самообладания, контакта с классом подобное.

Гигиенические требования направлены на обеспечение на уроке условий, затрагивающих здоровье учеников. Они связаны не только с соблюдением режима проветривания, норм освещения, размера и размещения парт, но и созданием положительного микроклимата в классе. Реализация отдельных гигиенических требований осуществляется учителем. Так, усталость школьников можно можно предупредить, если избегать однообразия в работе, монотонного изложения, репродуктивной деятельности и др..

Соблюдение правил техники безопасности.

18. Внеурочная деятельность по технологии.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации

В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности:

общественно полезная деятельность,

Внеклассная работа на базе предмета технология решает следующие задачи.

Закрепление, обобщение и расширение знаний и умений полученных уч-ся в процессе обучения технологии

Включение уч-ся в творческую деятельность, на базе производственного труда

Расширение представлений об основах современного производства

Углубленная подготовка к выбору профессии и ее освоение на начальном уровне квалификации.

К основным принципам, с учетом кт. строится внеклассная работа, относится (кроме общих) следующие специфические принципы:

Добровольность выбора уч-ся форм и конкретного содержания внеклассных занятий с учетом их личных интересов

Опора на инициативу уч-ся в создании различных кружков и проведении внеклас. мероприятий

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Общественно полезная направленность и творческий характер различных видов внеклассной работы

Подчинение всех внеклассных занятий общим задачам в учебно-воспитательной работе школы

Планирование внеклассной работы: все внеклассные занятия должны планироваться в начале учебного года. В плане обычно предусматриваются след. вопросы:

Перечень кружков кт. имеются или будут созданы в школе и фамилии их руководителей

Обеспечение кружков оборудованием, материалами и пособиями

Расписание занятий каждого кружка с указанием места его работы

График проведения массовых внеклассных мероприятий

Состав участников и ответственные за подготовку и проведение каждого из этих мероприятий

К основным формам внеклассной работы по предмету «технология» относятся следующие:

Массовые формы: экскурсии, выставки, встречи с представителями предприятий

Трудовые объединения школьников

Тематические вечера, обсуждение интересных статей, книг, фильмов.

Все кружки делятся на три группы:

19. Самостоятельная работа обучающихся в системе технологического образования.

Здесь учащимся также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися; задачи, на проверку умения выполнить расчеты по заданию; конкретные действия, смоделированные или показанные с целью проверить умение учащихся, задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих технологическим понятиям. В самостоятельной работе могут быть охвачены все виды деятельности кроме создания понятий, т.к. это требует большего количества времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Понятно, что кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит и из одного задания.

20. Анализ проекта профессионального стандарта учителя.

Необходимость замены устаревших документов объясняется новым стандартом так: «Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени».

Данный проект содержит шесть пунктов и четыре приложения, но уже во введении документа обозначаются основные качества для педагога: «Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений…». По моему мнению, документ рассматривает данные личностные качества, как профессиональные способности и умения работника.

Основные же требования к педагогу находятся в пункте 4 «Содержание профессионального стандарта педагога». Стоит заметить, что воспитательной работе и развитию уделяется намного больше внимания, чем обучению.

Внимательно прочитав и проанализировав все подпункты содержания, я обнаружила, что одним из главных требований к работе учителя является умение в своей профессиональной деятельности использовать различные, в частности нестандартные, методы (преподавания материала, планирования уроков, оценки знаний, воспитательной работы). Данное требование вызвало резонанс в преподавательской среде, так как в документе не уточняется, что могут представлять собой эти методы.

Что немаловажно, одним из требований к педагогу является умение конструктивно сотрудничать с родителями и другими педагогами.

От педагога также требуются способности к глубокому анализу личности каждого учащегося, осуществление полностью индивидуального развития учащихся, умение отслеживать и контролировать обстановку в классе и предотвращать конфликты и насилие любого (физического, психологического) характера, привитие общеморальных, культурных ценностей и понимания ценности учебного знания.

В критериях воспитательной и развивающей деятельности педагога особое внимание уделяется способности педагога строить свою работу с учётом личностных характеристик, половозрастных, физических особенностей и особенностей развития учеников и принимать каждого ребёнка не зависимо от этих факторов. Стоит заметить, что многие из этих требований неосуществимы для человека без определённых личностных черт.

В разделе «4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)» стандарт заявляет о необходимости личностных качеств для учителя, но, по сути, в этом разделе все они сводятся к профессиональным навыкам.

Вопросы вызывает и размытые формулировки, которые каждый может трактовать по разному.

Например, я уже отмечала выше одну из характеристик педагога, которая дана в Введении: «…готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям…». Но, тогда любое неадекватное действие можно объявить нестандартным?!

Или в разделе 4.3 пункт 9: «Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают». Встаёт вопрос – от кого защитить? Встать на сторону одного ребёнка против других!?

Отдельное приложение посвящено владению ИКТ. Однако конкретного пояснения того, что именно понимается под требуемой ИКТ-компетентностью, нет. Нет даже приблизительного перечня компьютерных программ и приложений, которыми необходимо владеть учителю, не сказано также, каков должен быть уровень владения различными программами и средствами ИКТ.

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональный стандарт педагога на первое место ставит скорее профессиональные качества учителя, а также не всегда ставит конкретные требования.

21. Использование электронных образовательных ресурсов в обучении технологии.

Демонстрацию изучаемых технич-их объектов, процессов и их изображений можно рассматривать с разных точек зр. С одной стороны это реализация принципа наглядности в обуч-ии. С др. средства наглядности и их примен-ие в уч-ом процессе. С 3-ей cтop., эти демон-ции м/б объ-ом изуч-я, тогда образ этого объекта становится главным источником знаний для уч-ся. В этом случае демонстр-и выступают уже в роли метода обуч-я, кот использ-я в Т очень широко. Наряду со средствами наглядности или нагл, пособиями при обуч-ии Т широко использ-ся ТСО.

ТСО- комплекс технич.устройств, применяемых для улучшения процесса усвоения уч-ся ЗУН и повышения эффективности работы уч-ля по осуществлению уч. процесса и контролю за его результатом.

К ТСО относятся уч. кино, телевидение, звукотехника, визуальные технич-ие устрой-ва, сред-ва программированного обуч-я и контроля, тренажеры, а также различ-я электоронно-вычислит-я техника и др.техич. устр-ва. Применение ТСО способствует прежде всего лучшей реализации принципа наглядности в обучении Т. Здесь они как бы дополняют средства наглядности, расширяют их возможности.

Одна из дидактических особенностей ТСО — информационная насыщенность.

Они передают уч-ю информа-ю за более короткий промеж, времени, чем это можно сделать ч/з устное изложение уч. матер-ла уч-ем. ТСО позволяет осуществлять комплексное воздействие на зрительное и слуховое восприятие уч. мат-ла. уч-ся. Незаменима роль ТСО в образном представлении уч-ся длительных и широких производствен-х процессов (показ уч кино произ-го процесса на промыш-ом предпр-ии) С помощью уч. кино и ТВ можно показать процессы и явления, которые не поддаются внешнему наблюдению(средствами мультипликации можно показать движение электронов в проводнике).В обучении Т при формиров-ии практических У и Нов играют большую роль тренажеры (для формир-ния начальных У и Нов в управлении автомобилем используется спец (тренажер).В настоящее время и в перспективе особо значимую роль играет в обучении Т эл. вычислит, техника. Она выступает не только как средство обуч-я, но и как объект изучения уч-ся. Применение при обучении Т ЭВТ создаст -возможность накопления в значительных объемах текстовой аудиовизу-ой уч-ой и справоч-й информации. С помощью компьютеров можно создать такие уч. ситуации, когда уч-ик будет сам составлять прикладные программы и вводить их в машину, работать с этими программами, использовать информ-ю из компьютерного банка данных.

К современным техническим средствам обучения (ТСО) относят:

— Видеокамеру; видеомагнитофон и др..

22. Использование метода проектов на уроке технологии.

Творческий проект – самостоятельно разработанная и изготовленное изделие (услуга), от идеи до ее воплощения, обладающая субъективной или объективной новизной, выполненная под контролем и консультированием учителя.

Сущность методов проектов представляет собой организацию творческой работы учащегося, в основе кт. лежит проектирование и осуществление полного цикла деятельности по созданию продукта (товара или услуги) начинается от идеи (замыслов) до реализации продукта.

Назначение: проектная деятельность уч-ся способствует активному формированию у них целой системы технологических знаний необходимых при создание конкурентно способных товаров и услуг. Развивает умение видеть проблемы в технической деятельности и принимать по ним решения, находить и использовать для этого необходимую инф-цию, планировать и контролировать свою работу, формирует коммуникативные навыки, инициативность, умение сотрудничать с партнерами по труду, предприимчивость и др. важные деловые качества личности.

К основным этапам проектной деятельности уч-ся относится:

проектировочный этап (поисково – конструкторский) он состоит из:

поиск и анализ темы проекта

сбор и изучение необходимой информации

изучение различных вариантов конструкции объекта и выбор наиболее оптимального

планирование технологического процесса

разработка конструкторской и технологической документации

выполнение необходимых тренировочных упражнений в трудовых действиях и рабочих приемов

выполнение запланированных обработочных, отделочных и сборочных операций по изготовлению изделий

текущий контроль качества выполнения технологических операций

соблюдение в работе технологической и трудовой дисциплины, технологич. культуры, безопасных условий труда

внесение при необходимости изменений в конструкцию изделий и в технологию его изготовления

контроль изготовленного изделия и при необходимости его испытания

мини маркетинговое исследование

анализ общих результатов работы над тв. проектом

подготовка и защита проекта перед группой уч-ся

Работа учителя по руководству проектной деятельности уч-ся:

Требования к подбору проектных заданий:

соответствие проектного задания уровню подготовки уч-ся

создание условий для интеллектуального роста уч-ся в процессе проектной деятельности

учет материально-технических условий обучения

обеспечение санитарно-гигиенических и безопасных условий труда

Деятельность учителя технологии при использовании методов проекта:

постановка перед уч-ся проблемы осознания потребности в различных видах деятельности человека

помощь уч-ся в выборе темы проекта в проектировании и реализации проекта

оценка учебно-трудовой деятельности уч-ся на каждом этапе работы над проектом

анализ и обобщение работы над проектом отдельных уч-ся и класса в целом

Некоторые методологические приемы применения метода проектов:

создание банка идей проектов

создание банка самих проектов

оформление уголка проектов в учебной мастерской, в нем может быть представлена тематика проектов и образцы уже выполненных проектов.

23. Использование портфолио на уроке технологии.

В современном образовании актуализируется гуманистическая и личностная направленность образовательного процесса, определяющего качественно новое понимание школьника как субъекта учебной деятельности и предполагающего создание условий для целостного проявления, развития и раскрытия личности ученика. Реализация такого подхода в учебной деятельности школьника становится возможной только при активной позиции учащегося.

Необходимость внедрения метода «портфолио» определяется противоречиями между: социальным заказом на личностные качества человека XXI века, способного осуществлять выбор, осознавать собственные действия, выстраивать свой индивидуальный образовательный маршрут и «объектным» подходом к ребёнку в образовании, подавляющим данные качества; снижением мотивации учебной деятельности у современных школьников и поиском способов активизации учебной деятельности педагогами. Метод «портфолио» приобретает ещё большую значимость в условиях личностно-ориентированного обучения, так как реализация этого принципа является ответом на новые запросы, поставленные перед общим образованием высшей школой, рынком труда и современной динамичной жизнью.

Портфолио – такая технология, которая обеспечивает активное обучение. В широком смысле слова – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучаемых. Это способ индивидуализированный, ориентированный на самооценивание. В узком смысле слова – это файловая папка, содержащая информацию, отражающую приобретенный опыт и достижения учащегося.

Портфолио в традиционном понимании – коллекция работ учащегося, демонстрирующая его достижения и прогресс, достигнутый за определённый отрезок времени. В нашей интерпретации – это «Портфолио самоопределения». Важным направлением предмета «Технологии» является психолого-педагогическая поддержка социального и профессионального самоопределения учащихся. Поэтому особое внимание при формировании портфолио уделяется изучению склонностей, способностей, интересов, представляющих субъективную и социальную ценность личности; развитию способности самостоятельно определять свои взгляды, свою позицию.

Процесс активизации учебной деятельности школьников на основе метода портфолио эффективен при следующих педагогических условиях: содержание портфолио составляют задания, которые имеют личностный характер; материалы портфолио используются учителем в периодическом контроле для оценки учебной деятельности школьников; в процессе ведения портфолио осуществляется педагогическая поддержка индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Разработанная модель портфолио соответствует следующим требованиям:

Согласованности: соответствует специфике и формам профилизации, позволяет полностью и компактно фиксировать информацию.

Простоты: позволяет самостоятельно формировать различные варианты основных разделов портфолио.

Адекватности: обладает достаточной полнотой и точностью и обеспечивает возможность презентации и количественной либо качественной оценки различных видов достижений ученика на основании критериального оценивания; включает рефлексивный блок материалов, основанный на планировании, контроле и оценке учеником собственных достижений.

Структура «Портфолио самоопределения»:

1) Что даёт работа по формированию портфолио.

2) Как надо работать, формируя портфолио.

Портфолио состоит из следующих компонентов: «могу», «хочу», «надо».

1) «Могу» – тесты и методики для изучения индивидуально-типологических особенностей личности.

– анкета для определения типа нервной системы;

– методика выявления стержневых черт характера;

– анкета самооценки учащихся,

– методика и оценка коммуникативных и организаторских склонностей.

2) «Хочу» – тесты и методики, направленные на выявления интересов личности.

– методика Е.А.Климова «Определение будущей профессии»;

– ориентировочно-диагностическая анкета интересов;

– методика по определению потребностей личности,

– методика выявления и оценки профессиональной направленности «НИН».

3) «Надо» – формирование профессионального портрета, анализ соотношения своих возможностей и способностей, определение дальнейшего маршрута действий для построения профессиограммы.

– анализ успеваемости по предметам, выбранным для изучения на профильном уровне;

3. Контроль теоретических знаний по предмету «Твоя профессиональная карьера».

– тесты, по проверке уровня усвоения основных понятий курса;

Практическая значимость. Разработанная модель расширяет возможности использования метода «портфолио» в педагогической практике.

Предложенные методические рекомендации по реализации метода портфолио со школьниками, разработанная структура учебного портфолио могут быть использованы в качестве дидактического инструментария при организации индивидуального образовательного маршрута ребенка, активизации учебной деятельности школьников.

Использование «Портфолио самоопределения» можно считать вектором современного подхода к обучению старшеклассников, который имеет практическую деятельностную направленность, ориентирован на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в сознание. Портфолио является современной формой оценивания, адекватной духу и характеру современного образования.

24. Технологическая подготовка школьников в системе дополнительного образования.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

источник

Трудовое обучение младших школьников осуществляется на уроках «Технологии» по специально разработанным программам. Последние годы характеризуются массовым появлением новых программ или обновлением уже существующих. В данных условиях учителю технологии затруднительно соорентироваться и сделать правильный выбор. Наиболее известной программной является программа «Трудовое обучение» В.И. Романиной, В.Г, Машинистова, Н.М. Конышевой. Содержание курса «Трудовое обучение» представлено разделами: «Технический труд», «Бытовой труд», «Сельскохозяйственный труд», «Основы художественной обработки различных материалов» и направлено на овладение детьми младшего школьного возраста необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами, выращивания сельскохозяйственных растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготовления игрушек, различных полезных предметов для школы, детского сада, дома и т.п. В разделах выделены виды труда. По каждому виду труда программа содержит технико-технологические сведения и примерный перечень практических работ, опытов, наблюдений и объектов труда. Учитель вправе с учетом региональных особенностей, национальных традиций, этнографической специфики, возможностей школы вносить коррективы в порядок изучения учебного материала, в перечень изделий и практических работ. Особое место в содержании курса занимает технический труд. Детей, в частности, обучают технологическим операциям — видам разметки, способам заготовки деталей, сборки, отделки и т.д. Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. Большое значение для развития творчества имеют задания по условию, по замыслу, по словесному описанию. При изготовлении любого изделия, ребенок пользуется неизменным алгоритмом: предварительное планирование предстоящих трудовых действий — организация рабочего места — выполнение трудовых действий изготовления изделия — подведение итогов. Одним из основных требований программы является приобретение навыков культуры труда учащимися. Культура труда проявляется в том, как ученик готовит рабочее место, соблюдает порядок на рабочем месте в течение всего урока, правильно пользуется инструментами с учетом правил безопасности работы с ними, рационально расходует материал и время при изготовлении изделия, обеспечивает высокое качество выполняемой работы: правильно и точно размечает детали изделия, точно вырезает детали, аккуратно использует клей при соединении их, эстетично оформляет изделие и т.п. Значительное место на уроках трудового обучения (внеклассных занятиях) занимает техническое моделирование и конструирование, где учащиеся получают сведения о моделях, машинах, механизмах, знакомятся с технической терминологией, производством, рабочими профессиями и т.д. На уроках обслуживающего труда предусматривается первоначальное ознакомление с приемами обработки ткани, элементами самообслуживания (мелкий ремонт и уход за одеждой), а также овладение элементарными знаниями и умениями по шитью и вышиванию. Содержание раздела «Бытовой труд» направлено и на организацию труда детей по самообслуживанию. Раздел программы «Основы художественной обработки различных материалов» включает освоение учащимися простейших способов и приемов работы с различными материалами (глина, древесина, металл, кожа, мех, природные материалы и др.) имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей младших школьников. Профессиональная ориентация в начальной школе осуществляется в процессе трудового обучения и направлена на воспитание любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека, развитие интересов к профессиям родителей. Организация выставок работ учащихся, конкурсов на лучшие изделия, участие в школьных ярмарках и т.д. раскрывает для детей значимость их труда, формирует положительные мотивы к труду.

Авторская программа Т. М. Геронимус « Технология », утверждена МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей: овладение обучающимися начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий; воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. Цели обучения технологии будут достигнуты, если ребенок на уроке займет позицию: “Я хочу это сделать сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться”. Именно это и является одним из условий стандарта второго поколения. Задача учителя — не столько помочь ребенку в осознании чего-либо или изготовлении изделия, сколько создать условия, при которых наиболее полно будет раскрыт его творческий потенциал, и направить его на самостоятельное овладение материалом или изготовление изделия. Учитель должен помнить о том, что деятельность ребенка на уроке труда включает в себя два равнозначных компонента: интеллектуальный и моторный, следовательно, урок должен быть поделен на две части: теоретическая — должна обеспечить безусловное понимание ребенком сути и порядка выполнения практической работы; практическая — самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие, оснащенная должным образом. На теоретическую часть урока должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, внеся в него, особенно в 1-2-х классах, элементы игры, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Учебный курс «Технология» также предусматривает в 3-4-х классах практическую работу обучающихся на компьютере. По ФГОСу должен быть оборудованный кабинет для практической работы обучающихся на компьютере. Обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера, поиска необходимой информации, изменения и создания при помощи компьютера простых информационных объектов. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты (важное отличие ФГОСа от предшественников): воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Авторская программа Лутцевой Е. В. «Технология». Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Эти общие понятия отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями. В связи с этим, задачами курса являются: развитие личностных качеств — отличие ФГОС от предшественников, интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности); формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой — источником не только сырьевых ресурсов, энергии, вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов; воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений; овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями; расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека, то есть учащийся должен овладеть навыками. Содержание курса рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности — достижение цели ФГОСа. Сквозная идея содержания — внутреннее стремление человека к познанию мира, удовлетворению своих жизненных и эстетических потребностей. Содержание курса отобрано и целенаправленно структурировано в двух основных разделах: «Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии». Первый раздел включает информационно-познавательную и практическую части и построен в основном по концентрическому принципу. Его содержательная основа — это обобщенные первоначальные технико-технологические знания и умения, характерные для любой практической деятельности человека. Раздел отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. Исторический подход целенаправленно реализуется со 2 класса. В первом классе пропедевтические знания. Оба раздела взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии. Региональный компонент в курсе реализуется через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Курс реализуется, прежде всего, в рамках предмета «Технология», но сочетается также с курсом «Окружающий мир» как его деятельностный компонент. Методическая основа курса — организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки учебного труда: знаю, понимаю, могу. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса — продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п.). В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом — уровень ремесла и уровень мастерства. Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера — творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности. Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации и учитывать его личностный рост.

анкетирование педагог школьник

Успешность проектной деятельности в начальных классах напрямую зависит от условий её организации. Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем-то знакомым и понятным из реальной жизни. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Обзор психолого-педагогической литературы показал, что в настоящий момент метод проектирования распространён недостаточно, ориентирован в основном на средние и старшие звенья школьного обучения и мало затрагивает начальную школу. Проектная деятельность — необходимый этап: работа над темой, в процессе которой детям предлагаю собирать самую разную информацию самостоятельно, при поддержке преподавателя. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. Профессионально проводимые уроки технологии способствуют возрастанию интереса учащихся к другим учебным предметам. И это понятно, ведь зная, «зачем?» ребенок сам ищет нужную информацию и легко в таком случае ее усваивает.

источник