Меню Рубрики

Как написать анализ по тесту

Каждый ученик задает вопрос: как делать анализ текста, когда приходит время выполнять такое задание. Первое, с чего стоит начать — составить план. А далее, следуя по шагам, проанализировать предложенный текст. На самом деле, ничего сложного.

Итак, подробнее. Анализ — это метод краткого описания (краткий пересказ), чтобы лучше понять смысл. Анализировать можно все что угодно: стихотворение, текст, поступок, сказанные слова и так далее. Главное, соблюдать некоторые правила. Что же касается анализа текста по школьным предметам (литературе или русскому языку), то данное занятие помогает не просто читать книги, а читать осмысленно. Так, чтобы после прочтения можно было легко пересказать произведение и уловить мысль автора. Конечно на первых этапах ученик будет задавать себе вопрос, как делать анализ текста. Но в последствие ему станет легче понимать произведения, когда они станут более сложными. Данный метод работы также помогает настраиваться на творческую работу и раскрывает личностное восприятие.

Данное задание включает в себя множество параметров, по которым легче понять отрывок из произведения. Но четкой инструкции или схемы не существует, хотя придерживаться какого-то плана необходимо, чтобы составить текст анализа, где вывод будет вытекать из определенных фактов, подтверждающихся приведенными аргументами.

Стоит начать с того, что после прочтения, необходимо озаглавить текст. Так для себя можно определить тему и тематику и уже вначале ответить на вопрос: «что этим отрывком автор хотел сказать?».

Стоит помнить, что тема — это предмет рассуждения. А тематика — это совокупность тем, которые могут быть в предложенном отрывке.

В помощь при анализе могут быть использованы средства связи, разделяющиеся на лексические и морфологические. Т.е. необходимо определить, используются ли синонимы, повторы, союзы, глаголы и деепричастия.

Упомянуть нужно и о стиле текста, который может быть художественным, официально-деловым, научным или разговорным. А также следует уточнить, какой используется тип речи: повествование, рассуждение или описание.

Знание всех моментов несомненно поможет при разборе, и ученик уже не будет задавать вопрос: а как делать анализ текста. Он сразу по определенному плану начнет исследовать предложенное произведение, и в конце легко сможет сделать вывод с приведенными аргументами.

И напоследок. Анализы текстов по русскому языку и литературе могут несколько отличаться друг от друга. Если он взят из какого-либо произведения, необходимо использовать несколько одинаковых шагов. По-порядку:

  1. Жанр текста — легенда, стихотворение, притча, воспоминание, очерк
  2. Тема текста — в любом произведении есть своя тема
  3. Какие использованы приема построения текста — повторы, противопоставления, усиление, динамичность, созерцание
  4. Использование изобразительных средств
  5. Общее впечатление от прочитанного — если вдумчиво читать текст, то определенное впечатление обязательно останется, о нем и следует рассказать в самом конце анализа

Как делать анализ текста представленного отрывка? Ниже приведен пример:

Следует разобрать его по шагам, чтобы увидеть заложенный смысл.

  1. Мысль автора — показать и рассказать об участниках охоты, а с другой стороны продемонстрировать величие природы.
  2. Тип и стиль — это художественное произведение, а точнее повествование с элементами описания.
  3. Средства связи и художественные средства — союзы (и, но), наречия (долго, крепко, вдали). Основной прием — антитеза, т.е. когда идет противопоставление — глаголы (выскочишь, помчишься и осадишь, замирает), прилагательные (отчаянный, бешенный и мертвый). Также встречаются эпитеты, метафоры, градации.
  4. Синтаксические особенности — используются простые предложения, которые также входят в состав сложных, распространены определения и обстоятельства.
  5. Орфографические особенности — безударные гласные в корне (копыта, долина), чередующиеся гласные в корне (замирают, выскочишь).

источник

В Концепции модернизации российского образования задача создания независимой системы оценки качества образовательного процесса рассматривается как одна из важнейших современного образования. К важным элементам системы качества образования относится мониторинг результатов деятельности обучающихся, который должен проводиться на всех уровнях и ступенях образовательного процесса. Проблема выбора метода исследования уровня подготовки обучающихся, качества сформированных знаний, умений и навыков имеет важное значение для общего среднего образования [1].

Определенный вклад в решение этой проблемы в свое время внесли Френсис Гальтон, создавший тест как инструмент для мониторинга результатов обучения, Э. Торндайк и Р.Д. Фишер [2]. Согласно современным требованиям, оцениваться должен уровень образовательных результатов обучающихся, определяемый для каждого учебного предмета в соответствии с образовательными программами и ФГОС. Одним из современных методов оценки уровня подготовки обучающихся является тестирование.

Тестирование как метод контроля позволяет получить оценку качества подготовки обучающихся, стандартизировать методику измерений и интерпретации результатов. Тестирование можно организовывать как работу обучающихся с тестом на печатной основе, так и с компьютером. Используя современные средства программирования, можно разрабатывать достаточно универсальные компьютерные тесты многоцелевого назначения. Данная форма контроля позволяет использовать различные виды наглядности, учитывать индивидуальные особенности тестируемых, автоматизировать обработку получаемых данных. Проблемой компьютерного тестирования является выбор инструментов и программ для разработки тестовых заданий.

К достоинствам этого метода относятся: технологичность исследования, возможность хранить и сравнивать результаты контроля, а также выявлять причины пробелов в обучении [3]. Тестирование может выполнять различные функции в зависимости от этапа урока. Например, при актуализации знаний для правильного решения тестового задания обучающимся может понадобиться ранее изученный материал, таким образом, тестирование позволяет выявить «пробелы» в знаниях [4]. Тестовые методики позволяют выделять главное в рассматриваемой теме, обратить внимание обучающихся на важные теоретические аспекты в процессе первичного закрепления материала. Тестирование предполагает реализацию как самостоятельной, так и коллективной форм работы, обсуждение наиболее трудных заданий, способствует активизации самоконтроля и рефлексии обучающихся на различных этапах урока [5].

Тестовые методики играют важную роль в оптимизации учебного процесса при разноуровневой подготовке класса, реализации широкого и глубокого контроля за освоением знаний обучающимися. С одной стороны, они способствуют решению проблемы индивидуализации заданий в зависимости от уровня освоения изучаемого материала обучающимся [2]. С другой стороны, использование информационных технологий позволяет автоматизировать расчеты, организовать изучение нового материала с применением развивающих игр и программ, что, в свою очередь, способствует развитию познавательного интереса у обучающихся, развивает их информационную культуру, знакомит с современными подходами решения проблемных ситуаций на уроках.

Несомненными достоинствами тестовых методик являются: объективность получаемой оценки, «равенство» обучающихся в процессе контроля, охват значительного объема учебного материала при проверке, сравнительная легкость интерпретации результатов тестирования, экономия времени на проверку знаний. Применение компьютерного тестирования в учебном процессе способствует обобщению учебного материала, выявлению причинно-следственных связей, актуализации ранее изученных тем, развитию логического мышления при решении нетиповых тестовых заданий.

К недостаткам тестирования можно отнести: длительность и трудоемкость разработки тестов; необходимость конфиденциальности для обеспечения объективности результатов тестирования; возможность большой вероятности «угадывания» правильных ответов; необходимость устранения некорректных заданий после каждого тестирования.

Разработка тестов, по нашему мнению, предполагает выполнение следующих требований: значимость; научная достоверность; репрезентативность (наличие в тесте основных структурных элементов содержания предмета в необходимом для контроля объеме); возрастающая сложность учебного материала; вариативность в зависимости от содержания изучаемого материала и объема часов; системность содержания; валидность; комплексность и сбалансированность теста; взаимосвязь содержания и формы.

В работе представлены результаты эксперимента по оценке эффективности использования компьютерного тестирования на занятиях по технологии. Эксперимент проводился на базе МБОУ «Школа № 190» г. Нижнего Новгорода с обучающимися 7-х классов.

Апробация разработанных тестовых заданий в исследовании осуществлялась на уроках технологии в 7 «А» классе – экспериментальная группа, и 7 «Б» классе – контрольная группа. Обучающиеся 7 «А» класса проходили компьютерное тестирование, при этом в случае ошибки при ответе на конкретный вопрос они имели возможность ответить повторно на аналогичный вопрос. В 7 «Б» классе обучающимся выдавался бланковый тест, предполагающий только одну попытку ответа. Тестирование проводилось по теме «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов», общее количество тестируемых – 24 мальчика (по 12 человек в каждой группе), количество тестовых заданий j =20. Для создания тестов использовалась программа Visual Studio [6]. В работе определялось «среднее» достижение группы испытуемых (ДГ), позволяющее оценить эффективность тестирования как средства контроля знаний, валидность теста. Валидность тестовых заданий характеризуется ниже представленными показателями:

– частота выполнения j – го задания (количество правильных ответов j – го задания);

– доля правильных ответов, пропорциональная числу тестируемых;

– количество неправильных ответов j –го задания;

– индекс трудности, который определяется по формуле [7]:

, (2)

где – количество тестируемых,

j – число тестовых заданий (j=20),

i – количество тестируемых,

первичный балл испытуемых (дает оценку за пройденное тестирование).

Необходимо отметить, что при компьютерном тестировании в случае правильного ответа с первой попытки , при повторной попытке.

«Среднее» достижение группы испытуемых (ДГ) определялось по формуле [8]:

. (3)

Анализ полученных результатов (рисунки 1–3) позволяет сделать следующие выводы:

— тест валиден, так как индекс трудности тестовых заданий лежит в промежутке;

— имеют индекс трудности заданий, находится в пределах от 0,3 до 0,4, что свидетельствует о грамотности построения теста;

— процент угадывания находится в интервале от 0,14 до 0,25;

— эффективность тестирования как средства контроля знаний по технологии, определенная по формуле (3):

Полученные данные показывают, что при равном количестве тестируемых (12 обучающихся) «среднее» достижение класса 7 «А» выше, чем у контрольной группы 7 «Б». Во-первых, это связано с возможностью использования при компьютерном тестировании второй попытки ответа. Во-вторых, при компьютерном тестировании обучающиеся лучше понимают инструкцию и смысл вопроса в заданиях на установление соответствия, которые составляют 30 % теста. В-третьих, несмотря на то, что показатель эффективности теста лежит в интервале от 12 до 16 верно решенных заданий (рисунок 1), значительная часть обучающихся получила оценку «3». Количество обучающихся, получивших оценки «4» и «5», при компьютерном и при бланковом тестировании примерно одинаково.

Рис. 1. Сравнительный анализ оценок обучающихся экспериментальной и контрольной групп по результатам тестирования по технологии

Анализ матрицы ответов тестируемых обеих групп позволил выявить задания, вызвавшие наибольшие затруднения у обучающихся:

— задания на альтернативный ответ (воспроизведение), направленные на выявление умения рассуждать;

— задания множественного выбора (самостоятельное изучение), направленные на проверку знаний классификации токарных резцов и их назначения;

— задания на установление соответствия (самостоятельное изучение), направленные на проверку уровня знаний профессий, связанных с обработкой металла, умения соотносить элементы станков, ручных режущих инструментов, технологических операций с их названиями;

— задания множественного выбора (использование знаний при выполнении нестандартных заданий), направленные на выявление умения интерпретировать изученный материал и владения навыками соотношения элементов режущего инструмента и их буквенного обозначения.

Основными факторами, оказывающими влияние на качество выполнения тестовых заданий по теме «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов», являются:

— снижение уровня самостоятельности обучающихся при работе с учебниками, в частности, такими как [9,10];

— недостаточное количество учебников одного образца, что усложняет подготовку к тестированию;

— неумение обучающихся интерпретировать изученный материал в соответствии с тестовым вопросом;

— несформированность навыка соотносить технологические элементы и понятия с их названиями и обозначениями.

Задания в тестах были I, II и III уровней (I уровень – задания на воспроизведение знаний; II уровень – на применение знаний в нестандартной ситуации; III уровень – задания на самостоятельно освоенный материал). Следует отметить, что у обучающихся вызывали затруднения задания I и II уровней трудности (рисунок 2), что подтверждает вышеперечисленные причины наиболее частых ошибок при выполнении тестовых заданий. Анализ результатов тестирования 7 «А» класса показал, что при одинаковом количестве испытуемых общее число допущенных ошибок равно 84 (I – 29, II – 30, III — 25), в то время как у 7 «Б» класса – 97 (I – 35, II – 35, III – 27). Это связано с тем, что при компьютерном тестировании обучающиеся имели возможность повторно ответить на аналогичный вопрос, а для бланкового тестирования характерно невнимательное прочтение обучающимися инструкций по выполнению тестовых заданий и, как следствие, ошибки при ответе.

Рис. 2. Распределение тестовых заданий по уровню трудности

Наибольшее число ошибок было допущено при выполнении тестовых заданий на дополнение (рисунок 3), что свидетельствует о явных затруднениях в применении полученных знаний.

При компьютерном тестировании открытые вопросы вызвали меньше затруднений, чем при бланковом контроле, несмотря на то, что вероятность ошибки в первом случае значительно выше. Связано это с тем, что в программе ответ дается в конкретной форме и любое отличие от нее в ответе обучающегося (изменение окончания, орфографическая ошибка и т.п.) приводит к тому, что ответ не засчитывается. Индекс трудности тестовых заданий 7 «А» класса можно охарактеризовать как равномерно распределенный в отличие от результатов 7 «Б».

Основной ошибкой обучающихся при бланковом тестировании было неправильное распределение времени для выполнения заданий.

Рис.3. Распределение тестовых заданий по индексу трудности

Как правило, испытуемые в первую очередь отвечали на вопросы, не вызывающие у них сомнения, а затем приступали к остальным тестовым заданиям, пытаясь ответить на них, используя общую эрудицию и интуицию или пробуя просто угадать ответ. Это свидетельствует о том, что обучающиеся не всегда уверены в своих знаниях, умениях и навыках, полученных на учебных занятиях.

Тестирование по теме «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов» можно считать эффективным, так как оно позволило выявить уровень знаний обучающихся, причины ошибок при выполнении ими тестовых заданий.

Проведение качественного анализа тестовых заданий предполагает выполнение следующих рекомендаций:

— предварительное изучение психолого-педагогических особенностей группы тестируемых;

— руководство правилом: чем больше число тестируемых, тем достовернее результаты интерпретации;

— анализ учебного материала для тестирования с учетом темпа освоения учебного материала обучающимися;

— построение тестовых заданий разного уровня сложности;

— исключение некорректных заданий после каждой апробации теста, увеличение его репрезентативности.

Необходимо учитывать, что незначительно на результаты тестирования могут влиять такие факторы, как окружающая обстановка (свет, погода, шум, температура), эмоциональное и физическое состояние тестируемых и другие. Ниже представлены особенности компьютерного тестирования как средства контроля знаний обучающихся:

1) обеспечение объективности оценки учебных достижений;

2) реализация автоматизированной статистической обработки достижений обучающихся;

3) возможность проводить проверку большого объема информации и уровня владения ею каждым испытуемым;

Читайте также:  Противозачаточные таблетки какие анализы сдавать

4) более точная шкала оценивания, состоящая из 20 делений (вопросов) в отличие от обычной, состоящей из четырех;

5) обеспечение равных условий для всех обучающихся за счет использования единой процедуры и критериев оценки, что снижает психоэмоциональные стрессы.

Таким образом, тест как инструмент проверки знаний обучающихся, основными задачами которого является контроль и обобщение изученного материала, является эффективным при организации учебного процесса. Однако следует отметить, что при решении других задач, например, творческих задач или в проектной деятельности, необходимо сочетать тесты с другими методами контроля усвоения обучающимися учебного материала, так как они не всегда позволяют в полной мере оценить умения и навыки обучающихся. В заключение следует отметить, что разработка адаптированных к личностным особенностям испытуемых программ тестирования, так называемых нетрадиционных тестов, возможна только с использованием информационных технологий.

источник

Публикация данного заключения представлена с разрешения испытуемого с изменением инициалов и даты исследования.

Заключение по результатам экспериментально-психологического исследования

Целью психологического исследования явилось изучение особенностей личности. Для решения поставленных задач были использованы следующие проективные методики: «Hand-тест» склонность к «открытому агрессивному поведению» и тест «Незаконченные предложения» Сакса и Леви.

При проведении психологического исследования испытуемый жалоб не предъявляет. На сотрудничество с психологом идет легко, устанавливая неформальный контакт, настроение ровное, спокойное. Эмоциональные реакции адекватны ситуации, достаточно нюансированы, инструкции понимает с первого раза, темп работы хороший, уровень трудоспособности высокий. Мотив исследования сформирован, устойчив.

В.Ю.В., помнит себя с 4 летнего возраста. До 5 лет воспитывался в полной семье — мама, папа, старший брат, бабушка. Мать характеризует как женщину умную, прозорливую, учтивую. Бабушку как экономную хозяйку, более строгую и придирчивую чем мать. Отец до 5 лет участвовал в решении семейных вопросов на семейных советах, но затем нашел другую женщину и ушел из семьи. Переживания, связанные с уходом отца испытуемый помнит плохо. С его слов взаимоотношения между родителями были спокойными, особой любви друг к другу родители не испытывали, но и равнодушными не были. Ссоры иногда были лишь на бытовой почве. В.Ю.В. рос обычным мальчиком, любил гулять, бегать по улицам, лазить по заборам, иногда не слушался родителей. В школе случалось, прогуливал уроки и получал двойки. Взаимоотношения с одноклассниками были хорошими, увлекался хоккеем. Взаимоотношения со старшим братом ровные. Трудные жизненные ситуации, связанные с отрывом от семьи и переживание стрессовых событий, со слов испытуемого, он переносил спокойно. В начальной школе два раза лежал в больнице с сотрясением мозга, в 10 классе лежал в больнице со сломанным носом. В возрасте 13 лет пережил смерть бабушки. Интимную жизнь начал с 9го класса, в данное время признает удовлетворенность ею. В настоящее время учится в Государственном университете на 5м курсе и работает по этой же специальности — техник медицинского оборудования. Работой не удовлетворен, считает, что это не его вид деятельности. Собирается переучиться и сменить техническое направление на гуманитарное. В ВУЗ пошел по настоянию мамы. Отношения с одногруппниками дружеские. Есть приятели, с которыми испытуемый общается. На вопрос, есть ли ещё что-то важное в вашей личностной характеристике, что мы упустили и о чем не знаем, ответил, что ненавидит фотографироваться, т. к. с детства его выставляли на фотографиях как украшение для группового портрета.

В результате применения перечисленных методик были получены следующие данные: Методика «Hand-тест» склонность к «открытому агрессивному поведению». Обследуемый не склонен к проявлению открытой агрессии. По основной формуле I = 0, процент ответов по категориям Ag – 27% и Dir – 10,8 % (в сумме – 37,8 %) показывает тенденцию к проявлению агрессии, можно предположить, что человек склонен к агрессии к близким людям, но при общении с незнакомыми людьми агрессия хорошо контролируется. Степень личностной дезадаптации – 4 (при норме до 6). Тенденция ухода от реальности – в норме (1), наличие психопатологии не наблюдается. Количество ответов – 37, при норме от 25 до 40. Данный показатель говорит о хорошем воображении, активности и желании сотрудничать с психологом. Низкий процент Com – 5,7% свидетельствует о низкой коммуникативности и том, что возможно испытуемый строит свои отношения на основе эмоций. Сумма Af, Com, Dep = Ag и Dir (37,8 %) тенденции, связанные с социальной кооперацией уравновешивают вероятность проявления агрессивных тенденций. Отсутствие ответов по категориям Ex отражает сниженную потребность в самопроявлении. Ten – 5,4% говорит об эмоциональной устойчивости. Act+Pas = 13,5% такой незначительный процент возможно свидетельствует о повышенной восприимчивости и тревожности (немногие стимулы являются нейтральными). Отсутствие категорий ответов Ex, Grip, Des, Pas выявляет тенденцию о недостаточном содержательном разнообразии и слабой дифференцированности внутреннего мира испытуемого.

Методика «Незаконченные предложения» Сакса и Леви. Основные области конфликта и неблагополучия проявились в 9ти сферах – отношение к отцу, отношение к себе, нереализованные возможности, отношения с друзьями, сексуальные отношения, отношения с семьей, отношения с матерью, чувство вины. Процент внутриличностного неблагополучия = 50%, что говорит о нарастании конфликтности. 50% — зона отделяющая норму от зоны внутриличностной дезадаптации. В сфере — отношение к отцу — испытуемый указывает, что, если бы отец меньше пил, то он мог бы быть хорошим отцом, ведь он был хорошим человеком. В.Ю.В. хотел, чтобы его отец жил своей жизнью. Испытуемый выражает сожаление по поводу их взаимоотношений, но претензий к отцу не имеет. Проблема эта является привычной и полностью вытесненной (неосознаваемой). Сфера – отношение к себе. В ней испытуемый утверждает, что способен совершить что-то значимое в жизни. На вопрос, что именно ответить затруднился. Так же указывает, что наибольшая слабость заключается в угоде своим желаниям (делая какое — либо дело, может не довести его до конца, отвлечься, но что-то более интересное) и, если ему не везет, то он все равно продолжает жить обычной жизнью, ожидая белую полосу. Но, если все против него, то и он против всех. Здесь испытуемый чувствует, что у него есть способности, но недостаточно настойчивости в достижении цели. Трудности особо его не пугают, и он может им противостоять. Проблема давняя и частично вытесненная. Сфера – нереализованные возможности. В ней испытуемый дает ответы, что скрытым его желанием является достойное проживание жизни (получение образования, создание крепкой семьи и удачной карьеры). Но одновременно он дает противоречивые пояснения, что всегда хотел ничего не хотеть (можно предположить, что испытуемый сомневается в возможности достижения своих целей). А формулировка: « — Я как бы и сейчас счастливый» позволяет предположить, что испытуемый сомневается в своих чувствах. Проблема является давней и частично осознаваемой. В сфере – отношения с друзьями — испытуемый сообщает, что любит тех, кто любит его и настоящий друг бывает только раз в жизни. Не любит людей, которые ничего не делают, и считает, что без него друзья живут своей жизнью (можно предположить, что В.Ю.В. испытывает трудности во взаимоотношениях с друзьями, поэтому, возможно он одинок). Сфера является скрываемой и полностью вытесненной. В сфере сексуальных отношений В.Ю.В. указывает, что понимает, что рядом с женщиной должен быть мужчина, супружеская жизнь является для него будущим, половая жизнь у него как — бы есть (сомневается) и она такая же как у всех (пояснил: то есть, то нет). Проблема является относительно давней и частично осознаваемой. Сфера – отношения с семьей. Утверждает, что семья у него неполная (не такая как у всех), но с ним обращались как с любимым сыном всегда и когда он был ребенком и теперь, и, что большинство семей не до конца счастливы. Данная сфера является скрываемой и осознаваемой. Отрицательно относится к тому, что семья неполная, но чувствует себя принятым и любимым. Сфера – отношения с матерью. В ней испытуемый утверждает, что все матери хорошие. Считает, что они с матерью очень дружны, и она хорошо выглядит, считает, что он любит свою мать без но (выражает положительные чувства по отношению к матери, но несколько категорично). Проблема является давней и полностью вытесненной. В сфере – чувство вины – испытуемый считает, что в его жизни нет таких фактов, которые бы ему нужно было забыть, что ошибок у него не было, но, однако, он чувствовал себя виноватым, если что-то натворил, но он ни о чем не жалеет. Испытуемый особо не обеспокоен чувством вины. Проблема является актуальной, но полностью неосознаваемой. И в сфере отношений с лицами своего пола идеалом мужчины видит себя считает, что большинство юношей такие же, как он. Козлами мужчин он называть не станет, но ему не нравится, когда мужчины сквернословят. Испытуемый одновременно идеализирует себя, мужской пол и дает негативную оценку. Проблема скрываемая и полностью вытесненная.

Вывод: таким образом, личностными особенностями испытуемого является отсутствие склонности к проявлению открытой агрессии и достаточный социальный контроль, возможно, проявление к агрессии к близким людям. В.Ю.В. имеет хорошее воображение, может быть активным и проявлять эмоциональную устойчивость. Явная личностная дезадаптация отсутствует, но процент внутриличностного неблагополучия говорит о нарастании конфликтности. Так же выявлена низкая коммуникативность (возможно, что испытуемый строит свои отношения на основе эмоций), сниженная потребность в самопроявлении, восприимчивость, тревожность, тенденция к слабой дифференцированности внутреннего мира и 9 сфер конфликта и неблагополучия. Недостаток мужского воспитания, неполная семья, ощущение себя любимым сыном привело к идеализации себя как мужчины, что, повлияло на его взаимоотношения с лицами своего пола, с друзьями. В.Ю.В. предъявляет завышенные требования к потенциальном друзьям. Женское воспитание сформировало недостаточную настойчивость в достижении цели, возможно и в отношениях с противоположным полом. Однако он готов к трудностям и не обеспокоен чувством вины. Таким образом, у испытуемого выявлено много внутриличностных конфликтов, это может отражаться в поведении или реализовываться через невроз.

источник

2.2 Анализ результатов тестирования

По результатом тестирования, выявленных по ключу “Коммуникативные склонности”, был рассчитан оценочный коэффициент (К) коммуникативных склонностей выражается отношением количества совпадающих ответов максимально возможному числу совпадений (20). При этом удобно использовать формулу:

где К — величина оценочного коэффициента;

Р — количество совпадающих с “ключом” ответов.

Для качественной стандартизации результатов испытания используются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону количественных показателей (к) соответствует определенная оценка (Q):

Шкала оценок коммуникативных склонностей

В результате анализа рассчитанных оценочных коэффициентов каждого члена группы, можно сказать о том, что среди десяти тестируемых 50% имеют средний уровень коммуникативных способностей, 30% ‑ низкий, 20% ‑ высокий.

Среди мужчин 60% опрошенных имеют низкий показатель коммуникативных способностей, 20% ‑ средний уровень, 20%‑ высокий..

Среди женщин 60% опрошенных показали средний уровень коммуникативных способностей, а 40% ‑ высокий.

Это связано с тем, что уже в раннем возрасте девочки гораздо проворнее мальчиков в своей речи. С годами это преимущество сохраняется.

Средний объем общения у женщин более чем в полтора раза превосходит объем общения мужчин.

Из этого следует вывод о том, что женщины больше склонны, и более коммуникативные к общению с людьми и представителями делового мира, чем мужчины.

Так же можно сделать вывод о том, что чем старше человек, тем ниже становится оценочный коэффициент коммуникативных способностей, по сравнению с лицами более молодого возраста. Это связано с тем, что у молодых людей большая потребность в общении, чем у лиц старшего возраста, так как последние имеют семью, детей, и для них общения с семьёй достаточно.

Потребность в общении многих женщин так велика, что если в течение рабочего дня женщине не удается «поболтать», то это отрицательно сказывается на их настроении, производительности и качестве труда. На некоторых «женских» предприятиях были введены перерывы на 5-10 минут для коммуникаций. На других — столы работниц переставили так, чтобы они могли разговаривать, не отвлекаясь от работы. Эти меры оказались экономически целесообразными.

Различная потребность мужчины и женщины в общении служит источником многочисленных конфликтов в семьях и на работе. В большинстве случаев мужчина в течение рабочего дня вполне удовлетворяет свою потребность в общении, а женщина нет. Из-за этого и происходят конфликтные ситуации в семье, аналогично этому происходят конфликты и на рабочем месте.

Для женщин важен процесс общения, для мужчин — результат. Мужчины лучше общаются, когда знают цель разговора. Говорить с мужчиной нужно не намеками, а прямо о том, что вы хотите.

Слабость многих женщин — поговорить о доме, обновах, а то и пересуды. Мужчины больше говорят о работе, политике и спорте. Мужчины больше любят говорить о своих успехах, а женщины — о своих неудачах. Там, где мужчина предпочитает заставить и купить, женщина стремится очаровать или расположить к себе собеседника.

Мужчина предпочитает размышлять, молча, высказывает лишь окончательный результат. Женщина думает вслух, что мешает беседе и переговорам.

Женщина реже, чем мужчина, перебивает собеседника, она лучше видит собеседника и понимает его чувства. Перебив, женщина возвращается затем к тому моменту разговора, который тогда обсуждался. Мужчина перебивает женщину в 2 раза чаще, чем та его.

Женщина слушает внимательно намного дольше, чем мужчина. Мужчина в среднем слушает внимательно всего лишь 10-15 секунд, после чего склонен дать ответ, не уточняя информации.

Женщины значительно более самокритичны относительно своей роли в обществе, нежели мужчины. Но они же более склонны к образованию стереотипов поведения и с большим трудом признают, что его можно усовершенствовать. Мужчины более критично относятся к собеседникам, нежели женщины.

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы. Но в зависимости от того, как человек понимает и реализует эти нормы, в какой степени вообще учитывает их, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Посредством деловой беседы реализуется стремление одного человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы. В мире бизнеса или политики деловые беседы представляют собой устный контакт между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия со стороны своих организаций или стран для их проведения и разрешения конкретных проблем.

Деловые беседы направлены на реализацию следующих функций: поиск новых направлений и начало перспективных мероприятий; обмен информацией; контроль начатых мероприятий; взаимное общение работников из одной деловой среды; поиски и оперативная разработка рабочих идей и замыслов; поддержание деловых контактов на уровне предприятий, фирм, отраслей, стран.

В ходе выполнения курсовой работы было проведено исследование, способом тестирования, группы человек состоящей из десяти человек, пять мужчин и пять женщин. В ходе этого исследования было выявлено, что женщины на сного коммуникабельнее, чем мужчины. Женщины умеют слушать лучше, чем мужчины и это влияет на процесс делового общения.

Список используемой литературы

Учебники и учебные пособия

1. Башмарин И.В. Современные требования к использованию трудовых ресурсов. //Кадры. – М.: 2004, №1. – с. 15-18.

2. Виханский О.С. Менеджмент. 3-е изд. М.: Гардарики, 2000. – 528 с.

3. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, 2004. – с. 504;

4. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.

5. Евенко Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами // Стратегия развития персонала. Материалы конференции. – Нижний Новгород, 2005.

6. Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М.: Юнити, 2003. – 276 с.

7. Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. – М.: Отела – Л, 2004 – 360с.

8. Мурашов А.А. Культура речи. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модек»,2002.-432с.

9. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 279 с.

10. Рубин Дж. Пруйт Д., Ким де Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002 – 352с. (секреты психологии).

11. Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие/Л.Д. Столяренко.-Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феикс, 2005.-512с.

12. Управление персоналом. Учебник для вузов/ под ред. Т.Ю.Базарова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 423 с.

13. Шонберегер Р. Японские методы управления производством. — М.: Экономистъ, 2000. – с. 318;

14. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом. — М., Юнити, 2003. – 348 с.

15. 1. А.С Ковальчук «Основы имиджелогии и делового общения» Ростов-на – Дону 2007г.

источник

Биометрическое тестирование Инфолайф открывает новые границы самореализации для каждого человека. Однако не всем понятно, как использовать данные полученного отчета. Анализ полученной информации – совсем не сложный процесс. Для наглядности рассмотрим такой анализ на примере теста.

Вся система оценки строится на 10-балльной шкале. Чем выше балл, тем более выраженными являются особенности и более перспективными являются направления деятельности. Для анализа необходимо:

1. Обращать внимание на наиболее высокие показатели (от 10 до 7 баллов), т.к. они являются приоритетными;

2. Учитывать наименее низкие показатели (от 1 до 3 баллов), т.к. они дают более полную картину;

3. Все показатели (высокие и низкие) анализируются в комплексе;

4. Средние показатели являются дополнением к основному анализу.

Те результаты, которые мы видим в тесте, говорят о наших способностях, которые были заложены природой, даны нам при рождении. Из теста мы можем увидеть, свой потенциал. К сожалению, не всегда условия, в которых мы вырастаем, способствуют раскрытию наших способностей. Тем важнее, провести тестирование и начать опираться на свои данности и достигать большего успеха в жизни. Ведь то, что нам дано природой, легче проявить и внести в свою жизнь.

Для примера разберем данный тест.

Здесь приведены данные о склонности личности в самореализации. По результатам данного теста мы видим, что наибольшие способности выражены: Администратор + Коммуникатор + Предприниматель. Перед нами человек, который по своим природным склонностям имеет высокие перспективы к управленческой деятельности. Возможно, это будущий отличный Генеральный директор собственной Компании. Этот человек готов брать на себя ответственность; есть способности к организации рабочего процесса; есть потенциал хорошего переговорщика, и т.д.

Теперь давайте посмотрим на наименьшие показатели – Функционалист + Инноватор + Аналитик. Мы видим, что данный человек тяжело переносит монотонную работу, рутину. Скорее всего, написание ежедневных отчетов его сильно утомляют. Для этого человека важно доводить начатое до логического конца, он получает удовольствие от полученного результата деятельности.

Кстати, логика и аналитика – это разные вещи, хотя связаны между собой. Логик может создать цепочки и связи, развивать суждения и т. д. Аналитик может как созидать то, что умеет первый, так и расщепить на мелкие детали любое суждение и подвергнуть его детальному анализу, рассмотреть связи и зависимости, наблюдать процессы и явления, как образуемые, так и образующие. В реальности, человек переходит от анализа к построению логики и обратно.

Итак, если вы молодой человек, то вам необходимо сконцентрировать внимание на той деятельности, которой вы собираетесь заниматься, и развивать в себе те качества, которыми вас наградила природа.

Если вы уже зрелый человек, вы имеете возможность скорректировать свои жизненные установки, добиться больших результатов. А главное – вы теперь понимаете, почему работа в бухгалтерии вас так утомляла.

В этом блоке только пять показателей. В нашем случае наиболее выраженными являются социальный (max) и офисный (min) типы личности. Для анализа информация в данном блоке очень проста, она подтверждает предыдущий блок.

Мы видим, что у человека есть высокие коммуникативные способности, он может легко находить точки взаимодействия с окружающими, коллегами, партнерами. У него на все есть своя позиция, т.к у человека есть задатки лидера. Согласитесь, руководитель, который умеет находить общий язык с окружающими – это находка для любой Компании.

Мы видим, что результаты в данном блоке необычны, нет показателей с минимальными результатами, показатели «6» — это хороший средний уровень. Поэтому здесь нужно обратиться к возрасту человека. Если он молод, и выбирает профессию, то ему, прежде всего, надо обратить внимание на естественнонаучную область, лингвистическую и творческую, т.к. там наибольшие показатели. Если перед нами зрелый человек, то нет необходимости кардинально менять деятельность, профессию.

Очень важную роль для данного человека играет его преподаватель, учитель или наставник. Так как он может вдохновить, увлечь специальностью, деятельностью. Может заразить творческим началом своего ученика, и поддержать в критические моменты. Если вам с таким учителем повезло, то в выбранной вами сфере деятельности вы можете раскрыть свой потенциал.

В представленном графике мы видим очень одаренного спортсмена. Все уровни максимальные, кроме одного (нападающий). Красные линии указывают на способности достичь результатов чемпионского уровня. Зеленые линии – до уровня мастера спорта.

В таблице подробно описаны его характеристики. Наиболее сильные природные данные — скорость и выносливость. Они необходимы в различных видах спорта, как командных, так и индивидуальных. У человека есть широкий выбор.

Однозначно, что перед нами человек, который без спорта жить не может, для него очень важна физическая нагрузка. А если мы вспомним, что он любит все доводить до конца, то он может достичь максимальных результатов.

В этом блоке приведены данные о генетической склонности (наследственности) к различным физическим расстройствам. Их немного. Тем системам, которые относятся к группе риска, следует уделять большее внимание. В данном случае это нервная и пищеварительная системы.

Ярко выражена склонность к психосоматическим заболеваниям. Человеку нужно обращать внимание на свою эмоциональность. Возможно, человек все события пропускает через сердце, много переживает, снова и снова вспоминает прошедшие события. Все это влияет на физическое состояние, и наиболее слабое место – органы пищеварения.

Какая важная информация есть в этом блоке: обратите внимание, что у человека 100% расслабляющее действие алкоголя. Есть риск, что он начнет снимать стресс алкоголем. Это ему будет помогать. Но мы с вами понимаем, какая опасность таиться за этим. Он рискует стать алкоголиком. Здесь необходимо найти другие способы снятия стресса. Возможно, это дыхательные упражнения, спорт, йога, медитация, и .т.д.

В этом блоке мы видим индивидуальные склонности человека, которые помогают легко реализовывать свой потенциал. В таблице все значения превышают 50%. Личность разносторонняя. Высокий показатель «эгоизм» помогает проявиться лидерским качествам, достичь успеха в поставленных задачах. Т.к. он у нас еще и хороший коммуникатор (общительность и дружелюбность), то в потенциале он может решить многие задачи. Все остальные способности ему в этом помогают.

Важно учитывать, что не бывает «хорошего» и «плохого». Все зависит от того, как человек этими природными данностями будет пользоваться. У него есть возможности стать лидером, которого уважают и ценят. Либо, стать деспотом, который умеет хорошо манипулировать подчиненными или окружающими.

Данный блок раскрывает способности к внушаемости и работе в стрессовых ситуациях.

Внушаемость: мы видим, что его показатель +40%. Поскольку этот человек социально направлен, для него важно мнение окружающих, его можно в чем-либо убедить. Для этого необходимо предоставить факты и данные. Он готов прислушиваться к чужому мнению, но решения принимает сам.

Стрессоустойчивость. Эмоциональная стойкость (-40%) и ГО (+30%) говорят о низкой стрессоустойчивости этого человека. Ему тяжело выдерживать длительное психологическое напряжение, нестабильность, внезапные перемены. Он готов выдерживать что-то краткосрочно, затем ему нужна передышка. Например, если это молодой человек, то ему рекомендуется сдавать экзамены в первой десятке, чтобы «не перегореть». Для человека зрелого, важно после стресса давать себе возможность отдохнуть, заранее планировать деятельность, чтобы избегать лишних стрессовых ситуаций. Так же не подойдет работа, которая подразумевает постоянное напряжение психики (кризис-директор, коллектор, работа с жалобами клиентов).

У каждого из нас индивидуальная способность к стрессоустойчивости, она заложена природой. Ее можно развивать, укреплять. Лучше всего это делать с помощью саморазвития, тренингов, духовных практик.

Данный блок показывает классическое деление людей по 4-ем типам темперамента. Из графика видно, что человек склонен к сангвиникам. Не бывает 100% сангвиников, халериков, флегматиков и меланхоликов. Каждый человек это – уникальная личность. Разумеется, что-то проявляется в нас более ярко и сильно.

Считается, что сангвиники обладают природной легкостью — это настоящий подарок судьбы. Что бы ни случилось, они полны оптимизма, многих проблем просто не замечают. Конечно, бывают минуты, когда и сангвиники подвергаются унынию, но чаще одного дня это не продолжается. Даже когда все идет из рук вон плохо, они всегда готовы посмеяться над проблемами. Их могут раздражать плаксы и зануды.

Психологи характеризуют людей такого типа, как — быстрых, живых, подвижных, уравновешенных в своих чувствах, которые легко приспосабливается к изменяющимся условиям жизни. «Сангвиники постоянны в своем непостоянстве»,- сказал кто-то из классиков. Сангвиники почти всегда могут влиться в новую компанию, умеют веселиться, смотрят на вещи реально.

Этот блок показывает чье мнение для человека приоритетней, свое или чужое. График понятный, наглядный. Для данного человека одинаково важно свое и чужое мнение. Он предпочитает собрать суждения разных людей, информацию, проанализировать ситуацию и соотнести со своим. Он склонен учитывать мнение окружающих.

В данном блоке показано, каким образом воспринимается информация: консерватизм, либерализм, индивидуализм. Данный человек склонен к либеральному тип восприятия (70%). Так же мы видим индивидуализм (30%). Консерватизма не наблюдается.

Для этого человека важно, чтобы на него никто «не давил», получать свободу выбора в принятии решения. Он открыт новым веяниям и течениям. Например, выбирая себе одежду, человек склонен одеваться в современном стиле, использовать модные акценты.

Эта глава предлагает возможные варианты подходящих профессий. По шкале наиболее приоритетными являются профессии с данными от 50% до 100%. Список профессий дан с психологической точки зрения.

В этих направлениях он может успешно реализоваться. Как видно из приведенного анализа, данные теста легко применить на практике. А развернутые пояснения помогают разобраться с причинами и следствиями.

При этом вы получаете детальное описание особенностей вашей личности и возможность работать над улучшением своего характера. Из практики мы видим, что тест помогает людям в определении приоритетных направлений своей жизни.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Пример анализа результатов теста Кеттелла.

С целью выявления личностных характеристик то есть оценки индивидуально-психологических особенностей личности респондента проведен 16-ти факторный тест Кеттелла. Респондент — Гордиенко А.В, женского пола, возраст 32 года.

В результате тестирования выявлены следующие значения факторов :

B: «низкий интеллект — высокий интеллект»

С: «эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность»

Е: «конформность — доминантность»

F: «сдержанность – экспрессивность»

G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»

I: «жесткость – чувствительность»

L: «доверчивость – подозрительность»

М: «практичность – мечтательность»

N: «прямолинейность — дипломатичность»

О: «спокойствие – тревожность»

Q1: «консерватизм – радикализм»

Q2: «конформизм – нонконформизм»

Q3: «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»

Q4: «расслабленность – напряженность»

На основании результатов тестирования построен график значения факторов личностных индивидуально-психологических особенностей респондента:

По результатам теста можно сделать следующие выводы:

Респондент имеет достаточную степень открытости в межличностных контактах, способность к непосредственному общению, в то же время выявлена сдержанность и рассудительность в установлении социальных контактов, осторожность и застенчивость, склонность к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению; готовность к сотрудничеству, внимательность к людям, мягкосердечность, доброта, приспособляемость к ситуации и окружению. Предпочитает ту деятельность, где есть занятия с людьми, ситуации с социальным значением. Этот человек легко включается в активные группы. Он щедр в личных отношениях, не боится критики. Хорошо запоминает события, фамилии, имена и отчества.

В отношении к людям просматривается мягкость, открытость, проницательность, дипломатичность. В социальном поведении присутствует также независимость от мнения группы, свобода от давления общепринятых моральных правил и норм, склонность к самостоятельности.

При анализе оперативности мышления, общего уровня вербальной культуры и эрудиции выявлено,что в мышлении присутствует конкретность, логичность, прямота.

Для респондента характерна высокая чувственность. Он часто поступает по велению сердца и чувств, но в проблемных ситуациях не вступает в споры и пререкания, уходит от конфликтов, хотя способен легко расстраиваться.

Способен взять вину на себя, уступить, тактично и дипломатично поступать в спорных ситуациях, обладает достаточной степенью конформности.

В характере преобладает сдержанность, серьезность, трезвость мысли, неразговорчивость, осторожность, склонность к пессимизму.

Низкое супер–эго говорит о высокой степени независимости респондента, который имеет на все свое собственное мнение, о нестандартном восприятии общепринятых норм морали, способности смело идти против большинства. Сильный, независимый, полагается на себя и собственные силы, реалистичный, не терпит бессмысленности.

Респондент склонен к свободе от тенденции ревности, приспособляемый, веселый, не стремится к конкуренции, заботится о других. Хорошо работает в группе.

Разборчив в выборе друзей, предпочитает дружить с немногими, деликатный и внимательный к другим, способный брать ответственность на себя, быстро реагирующий на опасность. Не верит в иллюзии, реалистичен в мыслях и суждениях, действует логично и практично, не склонен к иллюзиям и фантазиям. Терпелив, способен работать не обращая внимание на физическое недомогание. Легко забывает трудности, уживчив и доброжелателен, легко ладит с людьми, хорошо работает в коллективе, склонен прощать и соглашаться с людьми.

В характере присутствует мечтательность, богатое воображение. Человек имеет высокий творческий потенциал, легко приходит в восторг, погружен во внутренние потребности, заботится о практических вопросах. Богемный.

Разумный, дипломатичный, эмоционально выдержанный, проницательный по отношению к окружающим, осторожный в оценке других, немного неуверенный в себе, легко ранимый, впечатлительный, несколько тревожный.

Радикал и экспериментатор, свободомыслящий и терпимый к неудобствам, критически настроен, характеризуется наличием интеллектуальных интересов. Самостоятелен, независим от группы, находчив, способен принимать решения самостоятельно независимо от чужого мнения, не нуждается в дополнительной поддержке других людей.

Человек с достаточно высокой степенью самоконтроля, может подчинять себе людей, обладает лидерскими качествами, причем эффективный лидер. Невозмутимый, контролирует свое поведение и эмоции, всегда доводит начатое дело до логического конца.

Анализируя вторичные факторы, можно сделать вывод, что самооценка личности и ее определенная зрелость имеет среднее значение. То есть личность респондента адекватна, достигла зрелости. Жизнь в целом его удовлетворяет, человек способен достичь желаемого, однако могут возникать сложности при достижении трудных целей. Приспособляемость достаточная, высокой тревожности нет. В целом, характерна социальная нормальность, эмоционально значимая ответственность поведения, самодисциплина, самоконтроль эмоций и поведения, эмоциональная стабильность.

Респонденту присуща небольшая робость, застенчивость, сдержанность, скрытность, что ближе к интраверту, в то же время он хорошо устанавливает и поддерживает социальные контакты, что присуще экстраверту, таким образом, можно сделать вывод, что этот человек эмбивалентен.

Выявлена тенденция испытывать затруднения в связи с проявляющейся во всем эмоциональностью, то есть респондент может относиться к типу недовольных и фрустрированных. Присутствует чувствительность к нюансам жизни. Если возникнет проблема, то на ее разрешение потребуется много размышлений до начала действий. Вероятно, имеются артистические наклонности.

источник

Документация как коммуникационное средство существует в первую очередь потому, что стороны, нуждающиеся в доступе к знаниям, разделены временными или пространственными рамками и неспособны синхронно делиться информацией.

Если все вы находитесь в одном пространстве, и вам не требуется долгоживущее подтверждение результатов ваших переговоров, то ценность документации сомнительна. Как гласит манифест Agile, люди и взаимодействия важнее полной документации. Не то чтобы у документации не было права на жизнь, но нужно тщательно выбирать, что и когда документировать. Очень важно соблюсти грамотный баланс, а также регулярно пересматривать его, дабы убедиться, что нужды всех заинтересованных сторон эффективно удовлетворены.

Я не собираюсь указывать вам, писать вам тест-план или не писать. Только вы можете определить, требуется ли вам этот документ в вашем конкретном контексте. Я лишь хочу, чтобы вы честно спросили себя, нужен ли вам этот тест-план?

Если вам кажется, что план вам нужен, то ниже – ряд вопросов, которые стоит задать, и несколько неплохих возможных ответов на них:

Вопрос: Кто запрашивает этот документ?

Ответ: заказчик, мы обязаны предоставить его по контракту.

Вопрос: Кто будет читать этот документ?

Ответ: Менеджер проекта, которому нужно убедиться, что я собираюсь протестировать продукт как минимум на удовлетворительном уровне.

Вопрос: Что читатель получит от этого документа?

Ответ: Вместе с прочей информацией – достаточную уверенность для релиза.

Вопрос: Что может улучшиться, если я прекращу писать тест-план?

Ответ: У меня будет больше времени для действительно ценной для проекта работы, потому что я не трачу время на то, что никто не будет читать.

Вопрос: Что может ухудшиться, если я прекращу писать тест-план?

Ответ: В проекте никто не будет иметь ни малейшего понятия, что именно я тестирую.

Вопрос: Кто заметит, если я прекращу писать тест-план?

Ответ: Владелец процесса , так как создание тест-плана – это часть нашего контролируемого процесса.

Использование тест-плана как можно раньше в жизненном цикле проекта для поиска ответов на эти вопросы – это разновидность тестирования. Вы можете, например, спросить, есть ли критерии производительности, которые можно оценить и использовать для тестирования? Будет ли продукт выходить в интернет? Какие сценарии восстановления/избегания проблем должен поддерживать продукт? Задавая эти вопросы, вы подводите заинтересованных лиц к размышлениям о производительности, безопасности и устойчивости, и они займутся этим раньше, чем могли бы, не спроси вы их об этом.

Возможно, вы обязаны предоставить тест-план по контракту. В этом случае работайте совместно с заказчиком, чтобы уточнить, что он хочет узнать, и посредством какого механизма он хочет получить эту информацию.

«Планы бесполезны, но планирование бесценно» – Дуайт Эйзенхауэр.

Тест-планы статичны по своей природе, а планирование тестирования – динамический, дискурсный процесс обучения и переговоров. Документ, который никто не читает, бессмысленен. Создание того, что не принесет пользы проекту или его заинтересованным лицам, стоит денег и времени. План начнет приносить ценность только тогда, когда вы будете его использовать. Тест-план, который никто не читает, и который не информирует никого о тестировании – это трата вашего ценного времени, которое уместнее потратить на что-то более полезное.

Сбалансируйте создание подробного тест-плана и деятельность по планированию реального тестирования на период, покрытый этим планом. Если детальный план необходим, убедитесь, что вы учитываете риски, что что-то может остаться непокрытым или непротестированным. Тест-планы можно использовать как для информирования о том, что вы собираетесь тестировать, так и для того, чтобы сообщить, что вы, возможно, протестировать не сможете, если времени на это не хватит.

Документы создаются для коммуникаций между людьми. Вам нужно понимать, кто эти люди в контексте связанной с тестированием информации. Кто ваши заинтересованные лица?

Если вы не уверены в ответе, определитесь, на какие вопросы о тестировании вам нужно получить ответ, а затем выясните, кто может ответить на них наилучшим образом, и спросите их об этом. Они должны быть задействованы в тестировании продукта или приложения. Объясните, почему вы задаете эти вопросы, и расскажите им, как их ответы улучшат ваше тестирование.

Тест-планом также могут пользоваться те, кому полезна информация, полученная в ходе запланированного тестирования. Найдите их, спросите, какая информация им требуется, и планируйте соответственно. Ниже – примеры заинтересованных лиц:

Тестировщики, которые хотят знать, что им предстоит тестировать в проекте. Тест-план может дать им подробную информацию об окружениях, версиях, или исходных данных. Тестировщики могут помочь вам улучшить план, основываясь на своем опыте, и добавить в него недостающую информацию и тест-подходы, о которых вы не подумали.

Менеджеры проекта хотят знать, что вы собираетесь тестировать, дабы быть уверенными в решении о выходе в релиз.

Техподдержка может рассказать об окружениях пользователей, о том, как они используют систему, и с какими проблемами сталкиваются. Эта информация может послужить основой для тестирования, покрывающего эти трудности.

Продакт-оунеры расскажут, как планируется использовать продукт, и, возможно, о случаях, когда пользователи используют его иначе. Эта информация полезна для создания профилей пользователей, помогающих в тестировании.

Продажники сообщат, какие продукты наиболее популярны, и как именно они применяются.

Если вы сомневаетесь, принадлежит ли человек к группе заинтересованных лиц, то всегда лучше включить его в процесс, нежели исключить. Никогда не знаешь, кто владеет информацией, которая может перевернуть подход к тестированию, или повлиять на его специфику. Со временем люди поймут механизмы сбора информации для тест-плана и то, как они могут помочь в его создании.

Тест-планы могут принимать какую угодно форму, например:

  • Word-документы – зачастую формат по умолчанию, так как Word доминирует на рынке, и люди хорошо с ним знакомы. Тест-планы варьируют от одностраничного документа, кратко описывающего основные области тестирования, до длинного, соответствующего IEEE829 / IEEE29119 стандартам мануала, подробно расписывающего каждую деталь.
  • Ментальные карты – отличный способ изложить тест-информацию в структурированной графичной форме. Читателю легко отслеживать структуру плана и просмотреть его на необходимом уровне детализации. Погуглите «mindmap test plans», чтобы посмотреть на примеры.
  • SharePoint /Wiki – отличные альтернативы Word, и обладают мощным инструментарием управления версиями и редактирования. Они позволяют гибко структурировать информацию, а также быстро обновлять и совместно редактировать ее.
  • Web-инструменты планирования (например, Jira) можно использовать не только для планирования задач разработки. Интеграция с системами управления тестами (например, TestRail) даст команде полную картину запланированного и реального тестирования.
  • Whiteboard / доскиKanban – еще один неплохой способ графически показать масштабы тестирования. Физические доски – очень прозрачный способ донести, что и как вы собираетесь тестировать.

Хороший способ начать тест-план – это одностраничный план. Он поможет вам создать краткий и информативный документ.

С точки зрения содержания тест-планы обычно создаются, чтобы зафиксировать базовые ответы на «пять почему и как» тестирования. Содержание ваших планов может меняться по ряду причин (к примеру, от релиза к релизу или от спринта к спринту). Обновляйте ваш тест-план на основании полученной от релиза к релизу (или от продукта к продукту) информации.

Используйте ваши планы эффективно, чтобы улучшить процесс тестирования. Пусть он станет репозиторием для знаний организации. Сделали ошибку в релизе? Определите, как выловить ее в следующий раз, и добавьте в шаблон плана. Обычно забываете про какой-то тип тестирования? Отметьте, что это необходимо покрыть. Добавьте заметки о бедах и горестях пользователя, а также о том, что может дать вам полезную для тестирования информацию. Тест-план может стать основой для непрерывного совершенствования планирования и стратегии тестирования.

Со временем обновляйте шаблон, чтобы поддерживать и улучшать свое планирование. Пусть тетс-план работает на вас и формой, и структурой, и содержанием. Если он не работает – меняйте его.

Когда ваш план готов, пересмотрите его. Оценка тест-плана может проводиться по-разному – лично я рекомендую личную встречу для его обсуждения. Такие встречи могут дать информацию о том, что еще необходимо добавить или покрыть. Они также делают тестирование продукта, приложения или релиза прозрачным для вас и вашей команды.

Пригласите на ревью заинтересованных лиц. Максимально сократите количество участников, но убедитесь, что все нужные роли присутствуют. Предположительный кворум может состоять из четырех человек или ролей – автор тест-плана (как правило, тестировщик), другой тестировщик, менеджер проекта, и представитель техподдержки. Однако для более крупных релизов можно подключать и других заинтересованных лиц – все зависит от вашей специфики.

Пройдитесь по каждому аспекту тест-плана и обсудите все его разделы. Выслушайте обратную связь, учтите информацию, которой делятся участники встречи.

Если план одобрен необходимым большинством, он не должен оставаться статичным. Когда тестирование начнется, используйте план для отслеживания усилий команды по достижению указанных в плане целей.

«Ни один план не выдерживает встречи с противником» – Хельмут фон Мольтке Старший.

«Только изменчивость постоянна» – Гераклит.

Все меняется, и ваш план должен быть открыт переменам. Подход к планированию тестирования должен позволять справляться с изменениями, разъяснять, что вы будете делать иначе, какая информация вам необходима, и какую новую информацию (и кому) вы должны предоставить.

Договоритесь о подходящей частоте пересмотра тест-плана, или же используйте для этого любой достаточно весомый повод. Пересмотры не должны быть глобальными – пусть они соответствуют масштабу перемен. Это необязательно личные встречи: попросите людей просмотреть изменения и отправить вам комментарии по почте. Пусть всем будет легко помогать вам в поддержании плана в актуальном и рабочем состоянии.

Если ваше тестирование совсем не документируется, это может вызывать вопросы, на которые трудно найти ответ. Если вы способны показать ваш одобренный, обновляющийся, регулярно пересматриваемый тест-план вместе с результатами тестирования – у вас есть куда более солидная база для обсуждения тестирования, повышающая прозрачность того, что вы делаете для улучшения качества продукта.

Тест-план может помочь вам обдумать, какая подготовительная работа вам нужна. Это особенно важно, если вы не контролируете то, что может вам понадобиться в процессе тестирования. Если вам нужны серверы, данные или доступ к инструментам, то с шансами вы будете во всеоружии, как только они будут доступны – если вы заранее все спланируете. Очень важно быть готовым к действиям, как только появится что-либо, что можно тестировать.

Эта информация также полезна во время ретроспектив и пост-мортемов, позволяя лучше принимать решения и обсуждать, как можно улучшить тестирование.

Используйте тест-план с пользой – как механизм для поиска ответов, как катализатор обмена информацией и достижения консенсуса, и для самоподготовки. Пусть он приносит ценность вам и остальным участникам проекта. Он должен работать на вас, а не против вас, а если он этого не делает – избавьтесь от него.

Ричард Патерсон руководит тестированием и безопасностью приложений в SAS R&D (Шотландия). Он считает себя не только тестировщиком, но и дизайнером, лидером и создателем.

источник

К Q Уровень проявления коммуникативных склонностей