Меню Рубрики

Как написать анализ о любви

Прежде чем начать анализировать рассказ Чехова «О любви», необходимо понять, что собой представляет жанр этого произведения.

Рассказ – это эпический жанр, отличающийся небольшим объемом и единством событий. Чаще всего рассказ повествует не обо всей жизни человека, а о каком-то конкретном ее моменте, повлиявшем на судьбу героя. Также автор в данном жанре всегда нацелен на максимальную краткость изложения своей идеи.

Невозможно без описания содержания произведения начинать творческий анализ Чехова. «О любви», как и все рассказы писателя, отличается увлекательным и необычным повествованием.

У главного героя Алехина служит горничная Пелагея, влюбленная в хулигана и пьяницу Никанора – повара. Замуж девушка идти не хочет, а возлюбленный не может жить с ней во грехе из-за своей набожности. Это часто порождает ссоры между ними.

Являясь непосредственным свидетелем происходящего, Алехин пускается в рассуждении о любви. По его мнению, это чувство не терпит каких-либо законов и в каждой личности проявляется по-своему. Однако русский человек постоянно стремится все усложнять, поэтому не может просто любить и предпринимать попытки ввести какие-то правила.

Дела героя постепенно налаживаются, и его избирают в мировые судьи. Теперь Алехин часто ездит в город, что доставляет ему немалое удовольствие: общение с обществом привлекает его. У Алехина даже появляется друг – Луганович, в чью жену, Анну Алексеевну, герой и влюбляется. В семье Лугановичей молодому человеку рады, он близко сближается с семейной парой. Супруги проявляют о нем беспокойство и заботу, даже предлагают дать деньги взаймы, чтобы вернуть кредиторам. Однако Алехин отказывается.

Героя терзают мысли о том, как могла Анна Алексеевна выйти замуж за такого заурядного человека, как Луганович. Анна и сама влюбляется в молодого человека, но они оба вынуждены скрывать свои чувства. Со временем у семенной пары появляются дети, Алехин продолжает навещать друзей, ходит с Анной Алексеевной гулять и в театр, что вызывает нелицеприятные сплетни.

Характер Анны начинает меняться, женщина становится раздражительной, нервной, иронично-язвительной, она понимает, что обречена и на дальнейшую несчастную жизнь. Вскоре Лугановичи решают переехать в западную губернию. Анна едет первой, и Алехин вызывается ее проводить. Когда женщина заходит в поезд, герой понимает, что она забыла корзинку. Он направляется в купе, чтобы вернуть оставленную вещь, и тут Анна целует его. Герои обнимаются, плачут и признаются в своих чувствах, они наконец понимают, что все препятствия, мешающие им быть вместе, смешны. Алехин проезжает с Анной одну станцию, потом выходит из поезда и возвращается домой. С этого момента герой живет по-прежнему, много работает и не пытается сделать свое существование счастливым.

Необходимо также рассмотреть образ героя, прежде чем начинать анализ Чехова. «О любви» — это рассказ-монолог. Мы слышим лишь голос главного героя, автор же совсем себя не проявляет.

Главный герой рассказа – Павел Константинович Алехин. Он умный, порядочный и интеллигентный человек. Его жизнь безрадостна и одинока. В подтверждение своим рассуждениям о том, что любовь не имеет законов, герой рассказывает историю своей любви. Именно нравственные законы и сомнения в правильности своих действий помешали ему и Анне быть вместе. Но все то время, пока семейная пара жила в городе, возлюбленные нестерпимо мучились и страдали. А понимание того, что у любви нет преград, пришло слишком поздно и принесло только новую боль.

В этом рассказе трагичен жизненный реализм, как и во многих других, которые написал Чехов. Произведение «О любви» наполнено не радостью и счастьем, как представляется по названию, а одиночеством, болью и безысходностью.

Сложен и неоднозначен в понимании авторской позиции творческий анализ Чехова. «О любви» — рассказ, наполненный невероятным психологизмом. Его герой, пережив боль утраты, осознает свою вину в том, что все закончилось так печально.

Любовь не поддается никаким правилам, и здесь человеческий опыт совершенно бесполезен. И как всегда, Чехов остается верен себе, он никого ничему не учит. Писатель бесстрастно рассказывает истории человеческих жизней, а читатель вправе сам сделать вывод. Поэтому его авторскую позицию так сложно определить.

Рассматриваемый нами рассказ является частью целого, которым выступает трилогия Чехова. «О любви», наряду с произведениями «Крыжовник» и «Человек в футляре», входит в цикл, объединенный тремя героями-рассказчиками.

Таким образом, рассказ Чехова «О любви» — это сложное философское произведение, раскрывающее смысл человеческих чувств, однако не дающее четкого ответа на вопрос о том, что такое любовь.

источник

Произведения русского писателя и драматурга конца 19 века Антона Павловича Чехова отличаются своей краткостью, его маленькие юмористические рассказы, повести и пьесы известны многим. Цикл «Маленькие трилогии», в который входит рассказ «О любви», о котором в дальнейшем пойдёт речь, является его самой известной и полюбившейся читателям работой. Многомудрый Литрекон представляет Вам разбор произведения.

«О любви» завершает вышеупомянутый цикл «Маленькие трилогии», рассказ был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль». В своих записных книжках Чехов упоминал об этом рассказе, задумка появилась еще в 1895 году, но он начал работать над ним только в 1898. Кроме «О любви», он также писал известный «Крыжовник», оба произведения появились на страницах «Русской мысли» в августе того же года.

В биографии Чехова присутствовала Лидия Александровна Авилова, их судьба схожа с судьбой героев рассказа – нелюбимый, но уважаемый муж Авиловой, тайные переписки и периодические встречи с Чеховым, и в итоге невозможные любовные отношения. Она считала, что в «О любви» описаны именно эти взаимоотношения, но некоторые критики утверждают, что воспоминания Лидии Александровны о былой любви с Чеховым достаточно субъективны, поэтому нельзя утверждать, что рассказ является автобиографичным.

Заявлено, что это рассказ, и это абсолютно так. Об этом говорит, во-первых, краткость произведения. Во-вторых, в рассказе присутствует одна сюжетная линия, в данном случае это развитие взаимоотношений между главными героями, которых, кстати, в рассказе мало, в «О любви» их двое.

Выбранный автором жанр для описания этой истории как нельзя кстати подходит, потому что в этом лаконичный рассказ-миниатюру он смог уместить глубокую философскую мысль и раскрыть реалистический метод, то есть правдивое изображение действительности.

Что касается структуры, то в этом произведении она не такая, как для большинства рассказов. Особенностью композиции является то, что «О любви» написан приёмом «рассказ в рассказе». То есть в самом начале читатель видит приятельскую беседу и обсуждение того, что красавица Пелагия влюблена в совершенно ей неподходящего, по их мнению, повара Никанора, далее идёт рассуждение о любви, а потом, соответственно, рассказ главного героя Алёхина о его любовных чувствах.

  1. Завязка его повествования – это приглашение на обед от Лугановича и знакомство с его молодой женой – Анной Алексеевной.
  2. Кульминация – это возникшее между Алёхиным и Анной Алексеевной взаимное чувство и осознание абсолютной невозможности признаться друг другу и начать отношения.
  3. Развязка – трагичное, печальное и эмоциональное прощание героев в поезде, на котором навсегда уезжает Анна Алексеевна.

Название рассказа говорит само за себя, это рассказ о таком прекрасном, но в то же время необъяснимом чувстве, как любовь. Алёхин со своими приятелями рассуждает о том, что у русских есть глупая привычка – они не могут просто любить, им нужно усложнять себе жизнь, постоянно задавая множество вопросов – хорошо это или плохо, честно или нечестно.

Мне кажется, суть рассказа в борьбе чувств и разума. С одной стороны, мы видим красивую горничную Пелагею, которая влюблена в неотёсанного пьяницу Никанора, она периодически получает от него унижения и побои, но всё же любит. В этом случае побеждают чувства и желание любить человека, несмотря ни на что. А с другой стороны -любовь главных героев. Здесь побеждает разум, потому что оба понимают, что их отношения невозможны из-за моральных устоев. Оба героя постепенно начинают страдать из-за этой желанной, но запретной любви. Анна Алексеевна уже не похожа на себя, из жизнерадостной красивой девушки она превращается в вечно недовольную, язвительную женщину, она начинает срываться на Алёхина, возможно, обвиняя его в том, что он появился в её жизни, и она вынуждена испытывать то, что она испытывает. Но она не может уйти от мужа, это будет предательством. Побеждает разум, она уезжает в Крым, рыдая на груди у её возлюбленного, и дарит на прощание первый и последний поцелуй.

  1. Алёхин Павел Константинович – от его лица ведётся повествование. По происхождению он дворянин, но после смерти отца он вынужден отправиться в деревню, чтобы приводить в порядок поместье, которое получил в наследство. Из интеллигентного дворянина он превращается в обычного работягу, сам выполняет всю хозяйственную работу, поэтому времени на чтение и занятие наукой у него нет. Это очень трудолюбивый и уважаемый человек, поэтому в Софьино он приобрёл статус мирового судьи. Несмотря на это, он производит впечатление несчастного мужчины, который занимается совершенно не тем, что ему хочется, он тонет в болоте рутины и однообразности, поэтому знакомство с семьёй Лугановичей – это свежий глоток воздуха для него. В его жизни появились люди, которые искренне и по-доброму к нему относились, бескорыстно ему помогали и просто являлись приятной компанией, а он в это время был всегда желанным гостем в их доме.
  2. Дмитрий Луганович – состоятельный дворянин и товарищ председателя окружного суда. Описывается как добрый и отзывчивый человек, который всегда готов прийти на помощь главному герою. С одной стороны он симпатичен Алёхину, так как является хорошим другом, но с другой стороны из-за ревности он называет Лугановича старым, неинтересным и ничем непримечательным мужчиной.
  3. Анна Алексеевна – жена Дмитрия Лугановича и возлюбленная Алёхина. Она с первого взгляда понравилась герою, она была молода, красива и умна, заботливо и бережно относилась к своим детям и к Алёхину. Она была интересной собеседницей. Они часто подолгу разговаривали с главным героем, ходили вместе в театр, она показывала заинтересованность в нём. Но спустя время из-за постоянных душевных терзаний она совершенно поменялась – стала грубой и раздражительной, ей даже пришлось лечить свои нервы.
  • Основная тема чеховского рассказа – это, конечно же, любовь, то на недоступная любовь, которая не приносит человеку никакого счастья и удовлетворения, её исходом являются только страдания. Запреты, установленные обществом и моралью, не дают героям в полной мере насладиться возникшим взаимным чувством. Нельзя тайно встречаться с замужней женщиной, нельзя лгать и предавать своего законного мужа, от которого у тебя двое детей. Именно это не позволяло Алёхину и Анне Алексеевне любить друг друга и быть счастливыми.
  • Тема счастья тоже нашла отражение в рассказе. Даже если бы они признались и сделали шаг навстречу друг другу, их репутация была бы испорчена. Счастье наряду с общественным осуждением и укорами совести было, казалось бы, невозможно. Поэтому они предпочли не допускать этого и смириться с болью, которая появилась из-за любви.
  • Тема раскаяния также важна для понимания произведения. После прощания с любимой Алёхин осознаёт, что он должен был дать волю чувствам, которые были в его сердце на протяжении многих лет. Он понимает, что не стоило жертвовать любовью ради спокойной жизни и долга.

Проблематика рассказа «О любви» не менее интересна. Проблемы «футлярности» и «маленького человека» присутствует и в этом рассказе. Герои страдают из-за чувств друг к другу, кажется, что постепенно от них уходят их энергия и жизненные силы. Да, они часто общаются, проводят время друг с другом, вместе ходят в театр, но при этом герои продолжают жить по инерции, они не хотят менять свой привычки и комфортный образ жизни. Им не хватает уверенности в себе, чтобы отбросить все запреты и дать волю своим эмоциям и чувствам, в то же время им не хватает смелости, чтобы окончательно прекратить все встречи и общение, поэтому они так и плывут по течению, мучая самих себя и друг друга.

Главная мысль рассказа «О любви» заключается в том, что человек по своей природе труслив и не может осмелиться делать то, что он действительно хочет. Герои рассказа позволили внешним обстоятельствам пересилить их внутренние чувства. Во имя предрассудков они отказались от самого сакрального и личного, что только может быть у человека. Просто взаимных чувств недостаточно для счастья, для этого ещё нужны действия и отсутствие множества вопросов, которые люди задают самим себе, тем самым лишая себя своего собственного счастья.

А основная идея заключена в словах, сказанных самим Алёхиным :

Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.

В «О любви» чётко прослеживается психологизм – описание душевного состояния героя. Чехов не пишет об эмоциональном состоянии Алёхина и Анны Алексеевны открыто, но читатель ясно видит то, что каждый из них чувствует, это можно понять по маленьким деталям, о которых упоминает автор. Например, когда герои были в театре – они сидели рядом и их плечи едва соприкасались, но Алёхина в это время переполняли эмоции, он понимал, что любит её. Показаны ожидаемые двумя моменты встречи, то, как Анна Алексеевна интересовалась его здоровьем. Все их диалоги, действия по отношению друг другу кажутся со стороны такими обычными, но при этом читатель прекрасно понимает, что именно они чувствуют.

Также в рассказе «О любви» значительна роль пейзажа. Когда Алёхин начал рассказывать свою печальную историю о любви, то за окном было серое небо, что указывает на настроение повествования. Но когда он закончил, то «дождь перестал и выглянуло солнце», то есть герой отпустил события тех дней, и в его душе больше нет былой тоски.

Какие выводы может сделать человек после прочтения этого рассказа? Финал произведения остаётся открытым, позиция автора не ясна. Это позволяет нам самим подумать о том, правильно ли поступили герои, что бы каждый из нас сделал, оказавшись в подобной ситуации, стоит ли давать волю чувствам или лучше помнить о долге и честности? Возникает множество вопросов, но от этого произведение становится только интереснее.

Но всё же, я думаю, что каждый человек, прочитавший рассказ «О любви», должен понять, что всё-таки стоит дать шанс любви, какие бы последствия не имела эта капитуляция.

источник

Стихотворение “Я вас любил” настолько известно, что большинство школьников знакомится с ним задолго до уроков литературы. Это гимн любимой женщине и в то же время упрек ей за то, что она не оценила столь сильных и трепетных чувств. Краткий анализ “Я вас любил” по плану раскроет перед учениками 9 класса все грани этого трепетного любовного признания. Разбор можно использовать для объяснения материала или как дополнительную информацию.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я вас любил. .

История создания – произведение написано в 1829 году. Год спустя его опубликовали в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – чувства лирического героя к прекрасной женщине, которая не сумела разглядеть его порыв, не оценила трепетность любви.

Композиция – одночастная, все произведение представляет собой наполненное искренними эмоциями признание.

Жанр – любовная лирика.

Читайте также:  Как построить гистограмму через анализ данных

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры“любовь в душе угасла не совсем”, “то робостью, то ревностью томим”.

Историки литературы до сих пор спорят, кому посвящено произведение. Есть две версии о том, кому именно Пушкин посвятил эти гениальные строки. Долгое время считалось, что их адресат – это Каролина Собаньская . Эту потрясающую светскую львицу поэт встретит еще во впечатлительном юном возрасте, когда в 1821 году отбывал южную ссылку. Красавица потрясла романтическое воображение Александра Сергеевича. Почти десять лет он обожал ее – даже в 1830 году, уже готовясь к помолвке с будущей женой, он писал гордячке, умоляя ее о дружбе, однако она не ответила. И это несмотря на то, что Собаньская сильно постарела и стала дурна собой, что поэт не мог не отметить.

Вторая женщина, которой он также мог адресовать эти проникновенные строки – двоюродная сестра Анны Керн (в которую поэт также был одно время влюблен), Анна Оленина. Красивой и прекрасно образованной девушке посвящали стихи многие выдающиеся люди того времени. Пушкин даже сватался к ней, но после отказа оставил в ее альбоме два четверостишия.

Но кто бы ни был адресатом, история создания стихотворения “Я вас любил” тесно связана с прошлым его автора – это прощание с чувствами. В 1829 году, когда оно было написано, поэт делает предложение Наталье Гончаровой.

Прекрасное произведение было представлено на читательский суд уже на следующий год, в 1830 году. Впервые его напечатал альманах “Северные цветы”.

Поэт рассказывает о неразделенном чувстве, с которым пришла пора попрощаться. И хотя лирический герой еще не совсем разлюбил ту, к которой он обращается, он уже готов оставить все в прошлом. Он как будто исповедуется перед жестокой женщиной, показывая ей, что она потеряла – его искренность, преданность, нежность и все то, что он готов был положить к ее ногам. Последние все строки можно даже назвать жестокими: с одной стороны лирический герой желает ей счастья с другим, но в то же время он выражает скрытую уверенность, что тот, кто бы он ни бы, никогда не будет любить столь же сильно. Именно этой мыслью завершается стихотворение.

Александр Сергеевич использовал для своего произведения простую одночастную композицию, в то же время тематически разделив его на три составляющих с помощью рефрена.

Так, Первая честь совпадает по границам с первым четверостишием – в ней поэт признается в любви и признает сам перед собой и перед любимой женщиной, что чувство еще не совсем угасло. Однако он более не будет ей докучать своими признаниями, поскольку не хочет печалить.

Вторая часть также начинается со слов “я вас любил”, и в ней автор описывает природу своего чувства, говоря о его безнадежной природе, о ревности, которая его мучила, о робости, которая не позволила высказаться раньше.

И последняя часть – это упрек, завуалированный под пожелание счастья.

Это классическая любовная лирика, облеченная в совершенную форму – Пушкин устами лирического героя открыто заявляет о своем чувстве, он не стесняется его и не собирается скрывать. Он относится к женщине, которой пишет, с трепетной нежностью, но в то же время не скрывает свою грустную иронию.

Написано стихотворение пятистопным ямбом, ритмика в нем сложная, но четкая. Автор использует перекрестную рифмовку с чередованием женской и мужской рифмы как идеальную форму для передачи своей идеи.

Произведение написано очень простым языком, что приближает его к разговорной речи, делает признание более живым и искренним. Из всех тропов Александр Сергеевич использует только метафоры – “любовь в душе угасла не совсем”, “то робостью, то ревностью томим” .

В то же время он мастерски использует инверсию, делая стихотворение певучим и проникновенным. Такое свойство позволило положить его на музыку, сделав одним из самых популярных романсов 20 века.

источник

Рассказ А. П. Чехова «О любви» — это одно из небольших произведений автора, относящихся к циклу «Маленькая трилогия».

История создания. Прототипом главной героини стала Авилова Лидия, которая заняла в сердце А. П. Чехова с 1889 года особое место. Молодой человек был влюблен в замужнюю даму, которой помогал в литературной деятельности. На страницах этого рассказа представлен образ девушки, которая стала источником вдохновения для написания произведения.

Жанр и направление. Сюжет рассказа, наполненный деталями и эпизодами, напоминающими реальные события, четко указывает на то, что автор выбрал для того, чтобы представить на суд читателя историю любви, направление — реализм. Для этого он изложил историю в виде миниатюрного рассказа. Несмотря на краткость в изложении мысли, читатель заинтересован в его сочинении. Кроме того, в тексте нет ничего скрытного, непонятного.

Суть представлена в незамысловатом сюжете. Алехин Павел Константинович поселяется в имении Софьино, где проявил себя добросовестным тружеником. Знакомство с Лугановичем стало роковым для него, так как за этим последовала влюбленность в его супругу. Каждая встреча стала для Павла и Анны Алексеевны источником наслаждения друг другом и головокружительного счастья. Не известно, чем могла бы закончится их связь, если бы семейная пара не покинула город.

Композиция рассказа. Встреча на семейном обеде рассказчика с Анной Алексеевной, их взаимная симпатия – завязка произведения. Эмоциональные переживания героев, связанные с настоящей страстью, искрой любви, которая переросла в любовь стали пиком отношений Павла и Анны. Это кульминационный момент очередной чеховской истории. Незабываемое расставание героев в вагоне поезда навсегда становится трагедией для того и другого. Их пути расходятся навсегда. Такова развязка рассказа.

Главные герои и их характеристика. Уроженец дворянского гнезда – Павел Константинович перебирается в имение, становится безотказным работягой. Он не брезгует никакой работой («пахал, сеял, косил»). Благодаря занимаемой должности судьи, знакомится с семьей Лугановских. В отношениях со своей возлюбленной, которой является замужняя женщина, проявляет себя порядочно до момента расставания. Хотя Павла ни на минуту не покидают мысли соединить сердца с Анной, он не разрушает брак.

Анна Алексеевна– 22-летняя девушка приятной внешности. Она имеет детей. Павел представляет ее интеллигентной, обаятельной девушкой. Со временем раздражительность Анны в отношениях с гостем становятся понятны. Ее сердце занято им, но у женщины нет выхода, кроме того, как следовать за супругом.

Темой рассказа является любовь в одном из своих проявлений – любовный треугольник, образовавшийся из-за существующего брака и связи на стороне.

Вечной проблемой рассказа становится тема «человека в футляре». Автор подчеркивает, что жизнь становится невыносимой из-за своих качеств, таких как нерешительность, нежелание следовать зову сердца.

Смысл рассказа заключен в том, что человек, проявляя свою слабость, неумение принимать правильные решения в жизни, теряет ключ к счастью.

Вывод. А. П. Чехов представил на суд читателя ситуацию, в которой любовь стала инструментов для обличения пороков человека.

Антон Павлович Чехов великий русский писатель. Гений Чехова заключался в таланте коротко и лаконично излагать свои мысли. Пожалуй, самая известная его работа-цикл «Маленькие трилогии». Именно рассказ «О любви» завершает данный цикл.

Рассказ был написан в 1898 году. Произведение основано на биографии писателя. Дело в том, что прототипом персонажа Анны Алексеевеы является Лидия Авилова. Она практически наизусть знала все творчество Чехова, имела к нему чувства, но она уже была замужем. Чехов и Авилова не могли быть вместе, тогда Чехов представил всю свою печаль и тоску в произведении «О любви».

Автор работал в жанре реализма, он был мастером краткости, он безумно любил писать рассказы-миниатюры. И рассказ «О любви» не исключение. Именно деталь помогает раскрыть глубокое аналитическое содержание.

Уже название произведения отражает всю суть повествования, в рассказе идет речь именно о любви. Главный герой Павел Алехин был вынужден после смерти отца работать с крестьянами, пахать землю. В дальнейшем ему удалось стать мировым судьёй. Тогда он познакомился с Лугановичем. У него прекрасная жена Анна Алексеевна. Алехин влюбился в нее, эта красивая и умная женщина не оставила его равнодушным, а он понимал, что у нее к нему те же чувства, но герои понимали, что им не суждено быть вместе в силу наличия у героини детей и супруга, к которому она была благосклонна. В дальнейшем Лугановичи переехали, и герои навсегда расстались, чувство упущенной любви никогда не покидало главного героя.

Композиционной особенностью является прием Чехова «рассказ в рассказе». Благодаря этому приёму Чехов смог сэкономить на языковых средствах, к тому же смог объективно изложить свои мысли. Такого рода композиция произведений встречается во всех творениях писателя. Стоит отметить, что в начале описывается конкретная ситуация, а далее следует монолог главного героя.

Главный герой Алехин Павел Константинович. В произведении безумно мало описания его внешности. Известно, что ему около сорока лет, он дворянин, но из-за многочисленных долгов отца он был вынужден работать с крестьянами. Но герою свойственно большое трудолюбие, благодаря этому ему удаётся стать мировым судьёй.

Дмитрий Луганович приходится хорошим товарищем Павлу. Он простодушный и мягкий человек, но невероятно скучный.

Анна Алексеевна является женой Лугановича. Она молода, скромна и умна, помещица, у них с Дмитрием двое детей.

Основной темой произведения является тема недостижимости человеческого счастья, любви. Героя Чехова не могут достичь счастья из-за того, что не хотят выходить из зоны комфорта. Они не хотят ничего менять в жизни, стремиться к чему-либо.

Проблемой рассказа является проблема «футлярного человека». Этот человек не желает идти наперекор нормам в обществе, дабы построить свое счастье.

Своим произведением Чехов хотел наглядно показать, как нерешительность, нежелание выходить из зоны комфорта разрушает счастье людей. Каждый из героев боится изменений в жизни, а человек должен быть сильным для построения собственного счастья.

Произведение является частично автобиографичным, поскольку в образе возлюбленной главного героя угадываются черты одной их любимых женщин писателя. Рассказ является заключительной составной частью прозаического сборника писателя под названием «Маленькая трилогия».

Жанровая направленность произведения представляется собой краткий миниатюрный рассказ, отличающийся глубокой философией авторского мыслительного процесса, раскрывающегося посредством использования реалистического метода.

Сюжетная линия рассказа повествует об истории главного героя, испытавшего чувство недостижимого счастья, являющегося следствием запретной любви.

Композиционная структура произведения представляет собой рассказ в рассказе, обуславливающий достижение объективного повествования, а также способствующий экономии языковых художественных средств. Отличительная особенность повествования представляется в применении автором монологов главного героя.

Главным героем рассказа является Павел Константинович Алехин, представленный в образе сорокалетнего мужчины, дворянина, оставшегося без средств к существованию, не принимающего физический труд, ставшему мировым судьей, должность которого и приводит его к знакомству с женой Лугановича, в которую герой влюбляется.

Второстепенными персонажами рассказа являются супруги Лугановичи, Дмитрий, представленный в образе лучшего друга главного героя, состоятельного дворянина, и его жена Анна Алексеевна, изображенная в качестве помещицы, имеющей двоих детей, отличающейся молодостью, добротой, умом, отвечающей Алехину взаимностью на его чувство, однако не дающей воли страсти, страшась гнева семью и не принимая ложь.

Основная тема рассказа представляется в изображении простого человеческого счастья, которое часто является недостижимым.

Проблематика произведения является отражением чеховского человека в футляре.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в изображении человеческих слабостей, запрещающих слушать внутренний голос. С точки зрения автора, человек способен на убийство высокого, светлого чувство под воздействием общественного мнения и законов.

Рассказ повествует о любовной философии, передавая противоречивость, неоднозначность, двойственность данного чувства, что выражается открытым финалом произведения.

Роль литературы в жизни каждого человека невозможно определить. С детского возраста ребенок начинает свой путь с поучительных сказок и стихотворений, которые родители читают своим чадам на ночь.

Желание это не действие, это всего ли желание. Стоит ли его бояться? Желания бывают разные. Бывают хорошие, бывают плохие.

На художественном полотне русского живописца Б.В.Щербакова «Русь Подмосковная» изображена удивительно красивая природа средней полосы нашей страны. Картина написана художником в 1977 году

В романе Евгений Онегин есть фраза : Мечтам и годам нет возврата!, которая стала крылатой. С этой фразой невозможно не согласиться. Мечты помогают отвлечься людям от мира, проблем.

На хуторе, в барском доме, тяжело заболел ребенок. На улице уже несколько дней бушевала страшная непогода. Снежный буран замел все дороги. Мать больного мальчика горько плакала, не в силах помочь сыну

источник

1. История создания произведения.

Судя по записным книжкам писателя, замысел рассказа возник ещё в 1895 году. Время написания — лето 1898-го года. Одновременно Чехов готовил к публикации «Крыжовник». Оба рассказа должны были выйти в журнале «Русская мысль» в августе. Русская писательница Л.А. Авилова полагала, что рассказ «О любви» — это отражение её отношений с Антоном Павловичем. По мнению отдельных критиков, Авилова в своих воспоминаниях необъективна.

2. Жанр произведения. Признаки жанра.

Небольшой объём, повествование о жизненной ситуации одного человека (одна сюжетная линия) определяют жанр произведения «рассказ».

3. Название произведения и его смысл.

Название «О любви» обещает читателю нечто романтическое и возвышенное. А на деле он получает болезненную историю неутолённой страсти. Или любви? Люди не всегда могут различить подлинную любовь. Автор в своём произведении изложил ещё одну историю отношений мужчины и женщины. В обиходе это называется любовью. А что такое любовь, для Чехова тоже оставалось загадкой. В записной книжке писатель делает предположение, что чувство это может быть остатком чего-то громадного, ныне вырождающегося, или частью того, что когда-нибудь разовьётся в нечто великое. Любовь в настоящем времени он считал не оправдывающей ожиданий.

Чехов однажды замыслил написать большой роман с таким же названием («О любви»). Несколько месяцев писатель бился над черновиками, вымарывал, зачёркивал. В результате уцелело одно предложение: «Он и она полюбили друг друга, женились и были несчастливы…».

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Поскольку в произведении использован приём «рассказ в рассказе», то большая часть повествования ведётся от лица героя, то есть от первого лица. Автор, таким образом, не выражает своего отношения к персонажам рассказа, не выражает своего отношения и к выводам Алёхина в финале произведения. Так писатель будто предлагает читателю самому сделать вывод.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема. Любовь как тайна и обыденная жизнь

Идея. Не стоит жертвовать любовью во имя налаженной жизни, долга и других соображений.

Такой итог подвёл герой рассказа Алёхин. Но авторская ли это позиция?

Проблематика. В этом рассказе затронута проблема «футлярной» жизни: герои изнывают от своих чувств, ходят вместе в театр, Алёхин стал другом дома, но живут они по инерции, ничего не предпринимают, плывут по течению. Их не хватает ни на порыв (довести прелюбодеяние до конца), ни на добродетельное решение прекратить все встречи (как поступила Татьяна Ларина).

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В рассказ включено повествование Павла Константиновича Алёхина о своей истории любви.

После окончания университета Алёхин поселился в имении, оставшемся от покойного отца. Чтобы расплатиться с отцовскими долгами он неустанно работал на своей земле вместе с крестьянами. Будучи мировым судьёй, познакомился с товарищем председателя окружного суда Дмитрием Лугановичем, был принят в его доме и познакомился с женой приятеля Анной Алексеевной. Между Алёхиным и молодой, красивой и, по-видимому, умной женщиной зародилось чувство.

Читайте также:  Медицинская книжка какие должны быть анализы

Постепенно герой рассказа стал в доме Лугановичей своим человеком. Между тем взаимное чувство Анны Алексеевны и друга дома только крепло, но оба об этом молчали, как ни в чём не бывало. Анна Алексеевна, вероятно, думала о муже, детях и своей матери, которая очень любила своего зятя. Алёхин сомневался в своих скромных возможностях осчастливить любимую.

Анна Алексеевна всё чаще стала обращаться к докторам, характер её тоже испортился. Доктора посылают её лечиться в Крым, а муж по назначению должен ехать в западные губернии. Таким образом, настал конец этим двусмысленным отношениям. Уже при расставании, в поезде, герои признались, что любят друг друга. И навсегда расстались.

7. Система образов произведения.

Алёхин Павел Константинович — поместный дворянин с университетским образованием. По природной склонности человек кабинетный, но вынужден работать на земле наравне с крестьянами, чтобы погасить задолженность отца, потратившегося на его образование. Такая жизнь его несколько опростила. Однако должность мирового судьи давала возможность для общения с людьми своего круга. Так он увлёкся женой приятеля Лугановича на долгое время. С одной стороны это говорит о постоянстве натуры, с другой — об инертности и нравственном релятивизме. Ведь Луганович относится к нему с искренней добротой. А как же «не пожелай жены искренняго твоего»?

Дмитрий Луганович, добрый друг Алёхина, состоятельный человек, служит в суде. Алёхин в начале знакомства воспринимает его как «милейшую личность». Дальше, захваченный любовью к его жене, он видит в нём человека скучного, ничем не примечательного и удивляется, как Анна Алексеевна могла выйти за него.

Анна Алексеевна Луганович, супруга Дмитрия Лугановича, мать двоих детей, она много моложе своего мужа. По словам Алёхина, она умна. Симпатия её к Павлу Константиновичу быстро переросла в нечто большее. Анна, очевидно, полагала, что отсутствие физической связи не делает предосудительным её постоянное общение с предметом любви. Между тем, она, несомненно, изменяла мужу в мыслях, что и привело к нервным срывам, к перемене её характера не в лучшую сторону.

8. Композиция произведения.

Композиция в этом произведении определена приёмом «рассказ в рассказе». Такая структура позволяет перейти от упоминания какой-то ситуации к основному рассказу. В данном случае — от упоминания об отношениях красивой Пелагеи и пьяницы Никанора к рассуждению Алёхина о любви, которое плавно перетекает к его повествованию о своей истории.

В рассказе Алёхина завязка — это знакомство с Анной Алексеевной. Кульминация — осознание героями бесперспективности их отношений. Развязка — прощание героев.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Чехов отражает в речи Алёхина обстоятельства его жизни. Когда он загружен работой и хозяйственными заботами, то речь его полна бытовизма. Когда Алёхин говорит о любимой, он переходит на возвышенный поэтический язык: прекрасная, лёгкая тень на душе, жгучая боль, тайна сия велика есть.

Современники Чехова высоко оценили рассказ, главного героя единодушно критиковали за безволие, бесцельность существования и упущенное счастье.

Алёхин сделал вывод в конце рассказа, что не стоит жертвовать любовью во имя долга и прочих соображений. И этот вывод стал идеей рассказа.

Но что имел в виду герой, когда говорил, что нужно исходить из высшего, более важного, чем счастье или несчастье…? Что он называет высшим и более важным? Понимает ли сам? Никакого счастья они бы на несчастьи других (мужа, детей) не построили. Схожая история есть в литературе: Анна Каренина пошла на поводу страсти, деградировала сама, всё разрушила и дошла до последнего греха. И героиню этого рассказа, видимо, не случайно зовут Анной. И она тоже изменилась в худшую сторону, стала нервной, раздражительной. Татьяна Ларина отвергла любимого в такой ситуации, и он остался для неё незамутнённой любовью, а не болезненным воспоминанием о несостоявшемся романе.

источник

Антон Павлович Чехов–русский писатель конца 19 века, гений краткой формы, автор известного изречения «краткость – сестра таланта», автор множества лаконичных рассказов, повестей и пьес. Одним из популярнейших творений Чехова является цикл «Маленькие трилогии». Завершающим произведением этого цикла является произведение «О любви».

История данного рассказа, написанного А.П. Чеховым в 1898 году, берет свое начало в биографии писателя. В образе Анны Алексеевной, в которую влюблен главный герой, Алехин, угадывается личность Лидии Александровны Авиловой – русской писательницы и мемуаристки. Она была представлена Чехову Сергеем Николаевичем Худяковым – издателем «Петербургской газеты». В то время, как писала сама Лидия Александровна в своих мемуарах, она знала все написанное Чеховым наизусть.

На момент первой встречи с Чеховым, Авилова была женой Михаила Федоровича, который не мог понять её увлечения писательством и литературой. Мужа она выбрала, «как вещь», и испытывала к нему глубокое уважение, но о любви не могло быть и речи. Авилов знал о переписке своей жены и Антона Павловича, и даже читал некоторые из писем. Чехов помогал Анне Алексеевне в публикации её работ, выступал как рецензент и персональный критик. Теплая переписка сменялась редкими и зачастую неожиданными встречами. Всю глубину отношений между Чеховым и Авиловой раскрывают её воспоминания в «А. П. Чехов в моей жизни», опубликованные лишь в 1940 году. Любовные переживания писателя нашли отражение и в его творчестве. Рассказ «О любви» — это художественное выражение глубокого и непреодолимого чувства, которое испытывал Антон Павлович Чехов к Лидии Александровне Авиловой.

Антон Павлович Чехов, как уже было сказано, – мастер краткой литературной формы. Его любимый жанр – это емкий рассказ-миниатюра, в котором заложена глубокая философия авторской мысли. Жанровая особенность произведений Чехова помогает в раскрытии реалистического метода. Как известно, писатель работал в русле реализма. Деталь – важнейший элемент чеховского рассказа, помогла прозаику достичь гармонии между малой «рассказной» формой и глубоким реалистическим содержанием.

Рассказом «О любви» завершается цикл «Маленькая трилогия» (название не авторское, дано исследователями), объединенный сквозной чеховской темой жизни «человека в футляре». Главные герои — повествователи своих историй, каждый из них является главным в своей части цикла.

О чем же повествует данное творение Чехова? Как ни удивительно, название исчерпывающе отражает основную линию произведения – любовную.

Сюжетной основой является история одного из героев «Маленькой трилогии» — Павла Константиновича Алехина. Павел учился в университете, а после смерти отца был вынужден заняться его имением в Софьине, чтобы погасить отцовские долги. Работа на земле, с крестьянами тяготила молодого человека, привыкшего к культурному обществу. Постепенно Алехин отказывался от роскоши, что нашло отражение в его бытовых привычках. Вскоре главный герой был произведен в мировые судьи, и на одном из судов он познакомился с добрым и простодушным Дмитрием Лугановичем. На обеде у нового приятеля Алехин встретил жену Дмитрия – Анну Алексеевну, оставившую о себе яркое впечатление в сознании дворянина. По мере общения с красивой и умной женщиной Алехин стал понимать, что его любовное чувство к ней отнюдь не безответно. В то же время главного героя мучило чувство вины перед семьей Лугановичей, ведь и муж, и жена были очень благосклонны к нему. Однако, ни Анна, ни Павел не признавались друг к другу в своих чувствах.

Чувство недостижимости счастья в запретной любви стало в последствие мучить Анну Алексеевну. Она легко раздражалась и даже лечилась от нервного расстройства. Ее отношение к Алехину изменилось. На тот момент мужу Анны пришло повышение до председателя одной губернии, супругам предстоял переезд. В сцене проводов Анны Луганович и наступила развязка этого негласного романа. В купе поезда произошло слезное объяснение между Павлом и Анной, после которого они расстались навсегда, а к главному герою пришло осознание упущенного счастья.

Композиционной характерной чертой чеховского повествования считается приём «рассказа в рассказе», к которому создатель зачастую обращается. Данный приём дает возможность автору достичь одновременно и объективности изложения, и экономии языковых средств.

Подобная структура композиции свойственна многим произведениям Чехова: сначала говорится о конкретной ситуации или случае из жизни. Упоминание этой ситуации служит толчком к ассоциативному переходу в основное повествование (обычно монолог) главного героя.
К примеру, анализируемый нами текст начинается с упоминания Павла об истории взаимоотношений повара-пьяницы Николая и красивой Пелагеи, которая терпела от первого оскорбления и побои. Небольшая обеденная зарисовка перетекает в рассуждения Алехина о смысле и вопросах любви. Данный прием позволяет плавно ввести читателя в ткань произведения и только затем начать основное повествование.

Концовка служит обрамлением художественного центра произведения. В литературную кайму искусно вплетены маркеры настроения главного героя — перемена погоды за окном. Историю своей любви Алехин начинал, когда «в окна было видно серое небо и деревья», но в конце рассказа «дождь перестал и выглянуло солнце», свидетельствуя о душевном очищении мужчины.

Краткая форма повествования предполагает небольшое количество действующих лиц. А.П. Чехову для сюжета важны два-три персонажа. Часто выбирается рассказчик, чье описание перо автора детально прорисовывает.

  1. Алехин Павел Константинович — главный герой. В самом рассказе «О любви» отсутствует подробное описание портрета мужчины. Оно дано Чеховым в «Крыжовнике». Автор описывает Павла, как сорокалетнего мужчину, больше напоминающего художника или же ученого, нежели представителя помещичьего сословия. По происхождению Павел — дворянин, но задолженности отца оставляют его без средств к существованию. «Белоручка», не привыкший к физическому труду, Павел тяготится работой в имении. Жизнь в Софьине заставляет Алехина забыть о культуре и образованности. Одно из характерных качеств Павла – трудолюбие, помогает ему стать мировым судьей в своей местности. Благодаря этой должности Алехин знакомится с Дмитрием Лугановичем, в чью жену он влюбляется далее. В целом образ Павла Алехина – это образ несчастного и одинокого помещика, который не может решиться на ответственный шаг, потому что боится потерять хорошую репутацию.
  2. Дмитрий Луганович – хороший приятель и друг главного героя, товарищ председателя окружного суда и состоятельный дворянин. В начале рассказа Алехин описывает своего благодетеля как доброго и простодушного человека, но уже в середине размышляет, почему Анна Алексеевна вышла замуж за такого непримечательного и скучного человека.
  3. Анна Алексеевна Луганович – жена Дмитрия Лугановича, помещица, мать двоих детей. Портрет Анны Алексеевны так же дан глазами Алехина. По его описанию становится ясно, что такая женщина, как Анна Алексеевна, ему раньше никогда не встречалась. Он «сразу почувствовал в ней существо близкое». Героиня, подобно своему мужу, обладает добротой и заботится об Алехине. В отличие от Господина Лугановича, Анна молода и умна. Чувство Павла Алехина не остается безответным – он всегда видел по глазам Анны, что она ждала встречи с ним. Так же, как и главный герой, не давала воли своему чувству, боясь потери положения, мужа, детей, и, в конце концов, лжи, которая была бы неудобна им обоим.

Одной из главных тем рассказа «О любви» является тема человеческого счастья и его недостижимости. Герои Чехова живут оседлой, комфортной жизнью. Оковы подобного образа даже не жизни, а существования настолько прочны, что даже такое сильное чувство, как любовь, не способно заставить героев выйти из зоны комфорта. И Алехин, И Анна Алексеевна испытывают страдания – об этом свидетельствует эмоциональная сцена их прощания, но счастье для героев остается навсегда упущенным.

Размышления Павла дают ответ на вопрос «почему счастье в любви было невозможно для этих двух героев?». Они слишком много задавались вопросами о том, насколько правильно любить, либо будучи влюбленным в чью-то жену, либо будучи замужем за хорошим и добрым человеком, имея при этом двоих детей. Только позже Алехин понимает, что безграничное и довлеющее над ним чувство не поддается законам, не вписывается в рамки и не терпит многочисленных вопросов. Счастье находится вне категорий греха и добродетели. Рассуждения – лишь помеха высшему чувству, но для чеховских персонажей эта истина открывается слишком поздно.

Проблематика рассказа «О любви» отображает известную чеховскую тему «человека в футляре». Раскрываясь с необычной стороны, «футлярность» присутствует в образах всех героев произведения.

  1. Павел Алехин – это дворянин, осевший в отцовском имении. Деревенская жизнь постепенно меняла перспективный ум и способности молодого человека. Укоренившиеся привычки повлияли и на характер. Главный герой, оказывается, слаб в принятии судьбоносного решения и отказывается от огромной ответственности, которою влечет признание в своих чувствах. Павлу легче потерять любимую женщину, чем разорвать оковы собственного футляра.
  2. Господин Луганович так же является модификацией образа «футлярного» человека. «Футлярность» Лугановича проявляется в ограниченности его ума и безучастном отношении к интеллигентному обществу. Тип человека, который олицетворяет Луганович, не порицается и не отвергнут обществом. Напротив, Дмитрий успешный делец, но отсутствие духовного развития контрастирует с чувственностью и умом его жены Анны, создавая впечатление о нем, как о человеке, привыкшему плыть по течению и равнодушному не только к светскому обществу, но и к семейному счастью.
  3. Анна Алексеевна так же предпочитает «футлярное» существование радикальным переменам во имя собственного счастья. Героиня, испытывая любовь к Павлу, не хочет жертвовать близкой и понятной ей жизнью, любовью к детям, репутацией, родственными связями… Новая жизнь – как синоним неизвестности, пугает ее, и в Анне, как и в Алехине, так же не оказывается достаточно сил для принятия решения. Мучительная любовь выливается в невроз героини, и она успевает скрыто упрекнуть Павла в повседневных диалогах.

Таким образом, в проблематике рассказа «О любви» очень тонко подчеркнута основная тема «Маленькой трилогии» — проблема «человека в футляре», основными характеристиками которого в данном случае выступают нерешительность и отсутствие порыва к переменам для возделывания собственного счастья.

Что же хотел сказать Чехов рассказом «О любви»? Идея чеховской мысли заключается в обличении человеческих слабостей, которые не позволяют герою самому следовать за голосом сердца. Автор показывает людей, чья воля скована внешними обстоятельствами, но сам человек может быть достаточно сильным, чтобы преодолеть общепринятые нормы и пожертвовать хорошим положением в обществе. Главные герои же, напротив, оказываются слабыми и следуют общепринятой морали.

Основная мысль, заложенная Чеховым, раскрывает идею о том, как человек может убить высокое, светлое чувство, следуя общественным законам. Добропорядочность не гарантирует счастья, а счастье может показаться лишь призрачным ощущением любви и уйти, не оставив и следа. Писатель, показывая представителей общества конца 19 века, выносит приговор самому укладу общественного строя, который не позволяет людям изъявлять своих желаний даже в таком личном и глубоком чувстве, как любовь.

О чем заставляет задуматься произведение А.П. Чехова? Небольшой рассказ выносит на поверхность проблемы недостижимости счастья, человеческие слабости и философию любви. Произведение противоречиво, неоднозначно, как неоднозначны его персонажи. Двойственность характеров и обстоятельств заставляет читателя размышлять над образами и действиями героев, давая им свою субъективную оценку.
Авторская позиция здесь остается необозначенной. Можно предположить, что слова автора вложены в уста Алехина, и тогда можно приблизительно судить об отношении А.П. Чехова к своим персонажам. И все же, финал произведения остается открытым, представляя читателю возможность подвести собственный итог.

С точностью можно утверждать об одном: «О любви» — это рассказ-предостережение читателя о том, что любовь никаким законам подчиняться не может.

Современники Чехова по достоинству оценили последнюю часть трилогии.

А. Измайлов отмечал драматическую атмосферу произведения, которая характерна для работ Чехова конца 1890-х годов. Критик писал о том, что в творчестве известного писателя начинается перелом, через который проходили все крупнейшие литературные фигуры 19 века — Гоголь, Достоевский, Лесков, Толстой.

Читайте также:  Как делается генетический анализ при беременности

А. Богданович охарактеризовал Павла как человека без «гордости, твердой воли и энергии», который упустил две прекрасные возможности в своей жизни – возможность следовать своему призванию и быть счастливым с любимой женщиной.

А. Скабичевский видел причину неудавшегося счастья в пустом существовании героев. Жизнь без цели – вот главный палач футлярного человека, коими предстают Павел Алехин и Анна Алексеевна в рассказе «О любви».

источник

История создания

Рассказ Антона Павловича Чехова «О любви» взята из жизни автора, образ Анны Алексеевны схож с личностью Авиловой Лидии Александровны. Чехов был влюблен в Лидию Александровну, так же как и Авилов был влюблен в Анну Алексеевну. Рассказ написан в 1898 году и опубликован в журнале «Русская мысль».

Жанр и направление

Жанр данного произведения – рассказ, об этом свидетельствует краткая изложенная форма и лишь одна линия сюжета. Антон Павлович Чехов любил писать в направлении реализма, так и в данном случае.

Основная сюжетная линия в данном произведении является – любовь. Главный герой рассказа – Павел Алехин. После смерти отца он переезжает в его имение в Софьино. Пытается погасить долги отца. Вскоре Алехин знакомится с Дмитрием Лугановичем, он приглашает Павла на обед к себе домой. Там Алехин встречает жену Лугановича – Анну Алексеевну, он влюбляется в нее в тот же вечер. Продолжая общение через некоторое время, Павел замечает, что его чувства не безответны. Но Алехина мучает чувство вины перед семьей Лугановичей, они были добры к нему все это время. Ни Алехин, ни Анна Алексеевна так и не могут признаться друг другу о своих чувствах.

Понимая всю ситуацию в целом, Анну Алексеевну начинает мучить непостижимость своих чувств. Она не может бросить мужа и уйти к Алехину и из-за этого у нее начинаются нервные расстройства. Позже Дмитрию предлагают повышение, и им предстоял переезд. Уже в самом конце рассказа происходит прощание двух влюбленных, понимая, что они уже больше никогда не увидятся, Анна дарит Павлу первый и последний в их жизни поцелуй.

Главной особенностью рассказа является то, что он написан в стиле «рассказ в рассказе», что помогает автору добиться полного раскрытия истории. Завязкой произведения является приглашение на обед от Лагуновича и знакомство Алехина с Анной Алексеевной. Кульминация рассказа это осознание обоих своих чувств и понимание того что их нельзя раскрыть и признаться. Развязкой является прощание Анны и Павла в поезде с осознанием того, что они больше никогда уже не встретятся.

Главные герои и их характеристика

Алехин Павел Константинович – именно от его лица ведется повествование в рассказе. Дворянин, но после смерти отца работает в его поместье и пытается расплатиться с его долгами, из-за этого превращается в обычного рабочего. Трудолюбивый человек, смог получить авторитет у людей и стал мировым судьей в Софьино. Но, несмотря на все, Павел выглядит несчастным, он занимается не той работой, которой хочет.

Дмитрий Луганович – товарищ председателя окружного суда и дворянин. Хороший друг главного героя. Очень добрый и отзывчивый человек, готовый всегда прийти на помощь.

Анна Алексеевна – жена Лугановича. Молодая красивая и умная девушка, в которую влюблен главный герой. Заботливая мать и отличный собеседник, но из-за душевных терзаний стала нервной и злой.

Основными темами рассказа являются любовь, счастье и раскаяние. Автор смог донести и показать читателям, какого может быть, когда влюбляешься настолько сильно, но понимание того, что эта любовь не принесет ничего хорошего и погубит всю семью, приводит к терзаниям внутри себя главных героев, а под конец и к их прощанию навсегда.

«Человек в футляре» — основная проблема в произведении. Анна и Павел любят друг друга и много времени проводят вместе, но не признаются друг другу в этом, страдая от своих же чувств. Они так и живут, любят и страдают, но не делают ничего, чтобы это изменить.

Основной мыслью рассказа является то, что человек по своей натуре труслив и не может получить то, что он действительно хочет. Для любви не достаточно одно лишь чувство, для любви необходимы действия.

Рассказ «О любви» очень философский и о нем можно рассуждать долго и не прийти к единому мнению. Но основа сюжета это любовь. Автор показал, что она может быть и жестокой, но в то же время для того, чтобы быть счастливым нужно что-то поменять, нужно признаться во всем друг другу хоть это и сложно. Результат ведь может быть таким, каким персонажи рассказа, да и вообще люди не могут предугадать заранее.

В романе слуга Захар неразделимо связан с образом своего барина Ильи Ильича. Они настолько давно вместе, что Захар помнит Обломова младенцем, а сам Илья Ильич помнит своего верного слугу молодым

Н. С. Лесков является выдающемся, русским автором. О нём говорили что именно он «знает русский народ таковым каков он есть». В своих авторских произведениях Лесков изображал российскую действительность без прикрас

Сказка рассказывает о колобке герое, который не дал бабке с дедкой съесть его, сделанного из некачественных ингредиентов, а точнее из скребеной муки и метённой по сусеку.

Многие люди даже не задумываются, что его язык считается самым богатым. Почему именно русский?

Размышляя надо темой сочинения, у меня в голове пронеслось множество мыслей, связанных с верой. Не могу сказать, что я всю ответственность перекладываю на чудо, но все же нельзя опустить тот факт

источник

Два охотника, ветеринарный врач и учитель гимназии, попадают под сильный обложной дождь, конца которому не видно. И они решают пойти в деревню Софьино, которая находится недалеко.

Хозяин, Алехин, им очень обрадовался: давно не видел он интеллигентных людей. Проводя вечер в гостеприимном доме, ветеринар рассказывает печальную историю своего брата, который мечтал накопить денег, купить поместье и зажить свободно, барином. И чтобы обязательно у него был крыжовник. Мечта чиновника осуществилась, а рассказ не удовлетворил слушателей. Было уже поздно, и они разошлись спать.

А на другой день, после завтрака, стали говорить о любви. Чехов (краткое содержание его рассказов всегда очень емко) поведал читателю историю, отзвуки которой можно найти в более позднем его рассказе «Дама с собачкой». Параллелей найти можно много. Павел Константинович философски подошел к деликатному вопросу о любви. Чехов краткое содержание этой истории начал с вопроса о странностях отношений красавицы-горничной Пелагеи и повара Никанора. Она любила этого мужчину, но замуж идти не соглашалась, поскольку нрав у него был буйный и драчливый. Никанор же не признавал ничего, кроме церковного венчания. Так эта история и не могла никак разрешиться. Оба только мучились. Затем Алехин продолжал рассуждать о любви. Чехов краткое содержание его мыслей до тонкостей понимает. Любя, русский человек постоянно задает себе вопросы, которые его только раздражают: чем это все закончится, плохо это или хорошо.

Ответов нет. Алехин продолжал говорить, и было видно, что ему хочется поведать историю о любви. Чехов краткое содержание повествования заключил в рассказ от первого лица.

Алехин повел спокойный, неторопливый и как бы отстраненный рассказ. Погода была обычная, серенькая и дождливая, и его слушателям больше ничего не оставалось делать. Алехин приехал в деревню давно. На ней был большой долг, оставшийся от отца. И герой повести решил во чтобы то ни стало привести хозяйство в порядок. Первое время, как и положено барину, он жил в верхних комнатах и пытался новую деревенскую жизнь привести в соответствие со своими культурными привычками. Но система быстро дала сбой: тяжко работая, как крестьянин, он стал спать на сеновале, есть в людской, престал мыться, не говоря уже о том, чтобы что-то читать. Но его избрали в мировые судьи и по делам ему приходилось бывать в городе, и ах, как это было приятно – превращаться иногда снова в культурного человека.

Там принимали его радушно, и он завел много приятных знакомств. Так он на свою беду, а может быть, и нет, встретился с семьей Лугановичей. Жена Лугановича, Анна Алексеевна, произвела на Алехина необыкновенно теплое, милое впечатление и вызвала ощущение, что он давно ее знает. Было видно, что это дружная семья, даже по тем мелочам, как они вместе варили кофе, как понимали друг друга, не нуждаясь в словах. Алехин уехал, но воспоминание о милой женщине ненавязчиво было с ним. Осенью ему довелось снова встретиться с Анной Алексеевной. И снова она вызвала те же самые чувства – необыкновенной близости и бьющих в глаза красоты и изящества. Любовь – чувство экзистенциальное. Если его дано пережить, то понять что-то можно. Если оно прошло мимо, то никакие самые лучшие произведения не помогут. Алехин начал довольно часто бывать у Лугановичей и стал «своим», «домашним человеком»: ему предлагали деньги в долг, преподносили подарки, его любили дети и прислуга.

Простая женщина почему-то казалась необъяснимо прекрасной и нужной – и движение руки, и взмах ресниц, и даже молчание рядом с ней были необходимы. Шло время. Алехин был полон горечи, так как в городе он видел, что и Анна Алексеевна ждет его приезда.

Но оба молчали. Что они могли изменить в своей жизни? Им обоим не хватало решимости, такой, какая была у героев Л. Н. Толстого, у Анны Карениной и Алексея Вронского. Что считал сам Чехов о любви? Анализ чувства, приносящего одновременно и радость, и горечь, и муку, и невыразимое счастье, он дал в этом рассказе. Героев терзали вопросы о семье, о лжи и правде, об уходящей молодости. Могло ли дальше продолжиться счастье, построенное на разрушении всего, что у них было? В их отношениях со стороны Анны Алексеевны появилась раздражительность. Это можно объяснить только постоянной неопределенностью, которую и хочется, и страшно изменить.

Все кончилось просто, как это и бывает в жизни. Лугановича перевели на службу в другую губернию. Анна Алексеевна ехала сначала в Крым, куда ее послали врачи, а потом – к мужу. Так заканчивает рассказ Чехов. О любви герои наконец-то высказались вслух в купе. Текли слезы, были объятия и поцелуи, было понято сразу, какие мелкие и ненужные чувства вставали перед ними преградой, что все их благонамеренные рассуждения – пустое. О добродетели не стоило думать и вовсе. Но поезд набирал ход, и навсегда разъезжались герои в разные стороны.

Если бы Лугановичи не уехали, то любовь, возможно, невысказанная, робкая, не закончилась бы никогда. Анна Алексеевна потихоньку бы старела и плакала. Блекла бы и вянула жизнь Алехина. Но это была бы любовь. Теперь же от нее остались воспоминания и благодарность, что это случилось.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

учителем русского языка и литературы

Анализ А.П.Чехова рассказа «О любви».

Цели: определить тему и проблему рассказа, выявить философский смысл рассказа; развивать логическое мышление; развивать умение работать с текстом; воспитывать любовь к родно литературе.

Как зарождается любовь (…) поскольку в любви важны вопросы личного счастья – все это неизвестно и обо всем этом можно трактовать как угодно.

А что такое счастье? Кто это знает? По крайней мере, я лично, вспоминая свою жизнь, ярко сознаю свое счастье именно в те минуты, когда казалось тогда, я был наиболее несчастлив…

по воспоминаниям Л.А. Авиловой

Столько просьб у любимой всегда!

У разлюбленной просьб не бывает.

Как я рада, что нынче вода

Под бесцветным ледком замирает.

И я стану — Христос помоги! —

На покров этот, светлый и ломкий,

Чтобы нас рассудили потомки,

Ты был виден им, мудрый и смелый.

В биографии славной твоей

Разве можно оставить пробелы?

Слишком сладко земное питье,

Слишком плотны любовные сети.

Пусть когда-нибудь имя мое

Прочитают в учебнике дети,

Пусть они улыбнутся лукаво.

Подари меня горькою славой. ( Анна Ахматова)

1.О чём стих-е? Какая интонация в стих-и? Какие ключевые слова можете выделить? Какое настроение выражено в этом стихотворении Ахматовой? Какими предстают образы лирической героини и ее возлюбленного? (Возможно, ученики укажут на чувство светлой печали и отчаяния. Героиня прощается с любовью, но она одновременно счастлива, испытав это чувство. Очевидно, что героиня старается посмотреть на себя со стороны, представляя, что могут подумать подрастающие поколения, но в то же время она надеется на снисхождение и понимание будущих читателей).

2. Обращаемся к рассказу. О чём рассказ? Алёхин рассказывает свою историю любви.

3. Какие ассоциации возникаю при слове «любовь»? Страсть, чувство, радость, лёгкость…

О какой любви пишет автор? (слайд) Что вы знаете о любви? (добавляем к слайду)

4. В чём разница «любовь» и «о любви»? «Любовь» — это что-то особенное, сильное, волнующее. «О любви» значит как о чём-то обыденном, между делом, в ряду всего прочего. «Стали говорить о любви.»

1. От чьего лица ведётся повествование? Повествование ведётся от лица автора и Алёхина.

2.Расскажите о характере и судьбе Алёхина и Анны Алексеевны Луганович.

* «буду работать пока не уплачу долга»

* «я сам тоже пахал, сеял и косил и при этом скучал и брезгливо морщился»

* «я сразу почувствовал в ней существо близкое, знакомое»

* «встречал в передней, брал от неё покупки и нёс их»

* рассуждения на тему «к чему приведёт любовь»

Анна Алексеевна Луганович

* «А.А. всё покачивала головой и говорила мужу: «Дмитрий, как же это так?»

* «всё уходила взглянуть, спит ли её девочка»

* «мы беседовали подолгу и подолгу молчали, думая каждый о своём»

* « по её глазам видел, что она ждала меня»

* « у неё уже бывало дурное настроение, являлось сознание неудовлетворённой, испорченной жизни, когда её не хотелось видеть ни мужа, ни детей»

3. Есть ли что-то общее между героями? У них общее одиночество.

4. Как Алёхин относится к себе? Прокомментируйте : «Все видели во мне благородное существо .» К себе он относится иронично. К Лугановичам он приходит лишь за тем, чтоб видеть Анну Алексеевну.

5. Почему герои не говорили друг другу о своих чувствах? Алёхину мешают условности. « мне казалось невероятным, что эта моя тихая , грустная любовь вдруг грубо оборвёт счастливое течение жизни её семьи..», «…если бы… была красивая, интересная жизнь», «если б я был…»

6. Что понял герой, расставаясь с Анной Алексеевной?

« как обманчиво было всё то, что мешало любить» За любовь надо бороться, уметь защищать её.

1.Как вы понимаете авторское отношение к поставленным перед читателями вопросам?

Нужно обратить внимание учеников на то, что Антон Павлович в своем творчестве не дает ответов, не диктует правила поведения, он воспитывает в читателе способность рассуждать, мыслить, сочувствовать людям.

2. Закончите фразу по-чеховски Любовь –это….

Д.З. 1. Прочитать рассказ И.А. Бунина “Кавказ”.

2. Сопоставить сюжеты и героев рассказов Чехова и Бунина. Выявить сходство и различие позиций авторов к вопросам любви.

источник