Меню Рубрики

Как написать анализ егэ по химии

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Анализ пробных результатов ЕГЭ в

Цель проведения пробного экзамена: установить качества подготовки учащихся к ГИА по химии

Работа проводилась 19. 12.2017г.

Работу выполняли 3 учащихся

Закономерности изменения химических свойств элементов и их

соединений по периодам и группам. Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.

Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома,железа – по их положению в Периодической системе

химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям

строения их атомов. Общая характеристика неметаллов

IVА–VIIА групп в связи с их положением в Периодической

системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями

Электроотрицательность. Степень окисления и валентность

Ковалентная химическая связь, её разновидности и механизмы

образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и

энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная

связь.Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип

кристаллической решётки. Зависимость свойств веществ от их

Классификация неорганических веществ. Номенклатура

неорганических веществ (тривиальная и международная)

Характерные химические свойства простых веществ-металлов:

щелочных, щелочноземельных, магния, алюминия; переходных

металлов: меди, цинка, хрома, железа.

Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов:

водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода,

кремния. Характерные химические свойства оксидов: оснóвных,

Характерные химические свойства оснований и амфотерных

гидроксидов. Характерные химические свойства кислот.

Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере гидроксосоединений алюминия и цинка). Электролитическая диссоциация

электролитов в водных растворах.Сильные и слабые электролиты

Характерные химические свойства неорганических веществ:

– простых веществ-металлов:щелочных, щелочноземельных,

магния, алюминия, переходных металлов (меди, цинка, хрома,

– простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода,

серы, азота, фосфора, углерода, кремния;

– оксидов: оснóвных, амфотерных,кислотных;

– оснований и амфотерных гидроксидов;

– солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере

гидроксосоединений алюминия и цинка)

Характерные химические свойства неорганических веществ: – простых ьвеществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, магния, алюминия, переходных металлов(меди, цинка, хрома, железа);

водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода,

– оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных;

– оснований и амфотерных гидроксидов;

– солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере

гидроксосоединений алюминия ицинка)

Взаимосвязь неорганических веществ

Классификация органических веществ. Номенклатура

Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная).

Взаимное влияние атомов в молекулах.Типы связей в молекулах органических веществ.Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа

Характерные химические свойства углеводородов: алканов,

циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических

углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола).Основные способы получения углеводородов (в лаборатории

Характерные химические свойства предельных одноатомных и

многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных

эфиров. Основные способы получения

кислородсодержащих органических соединений (в лаборатории).

Характерные химические свойства азотсодержащих органических

соединений: аминов и аминокислот. Важнейшие способы получения аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды,дисахариды, полисахариды),

Характерные химические свойства углеводородов: алканов,

циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических

углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола).

Важнейшие способы получения углеводородов. Ионный (правило

В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии

Характерные химические свойства предельных одноатомных и

многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот,

сложных эфиров. Важнейшие способы получения

кислородсодержащих органических соединений

Взаимосвязь углеводородов, кислородсодержащих и

азотсодержащих органических соединений

Классификация химических реакций в неорганической и

Скорость химической реакции, её зависимость от различных

Реакции окислительно восстановительные.

Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот)

Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная,

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое

равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов

Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.

Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и

оборудование. Правила безопасности при работе с едкими,

горючими и токсичными веществами, средствами бытовой

химии. Научные методы исследования химических веществ и

превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ.

Понятие о металлургии: общие способы получения металлов.

Общие научные принципы химического производства (на

примере промышленного получения аммиака, серной

кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их

переработка. Высокомолекулярные соединения.

Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры.

Пластмассы, волокна, каучуки

Расчёты с использованием понятия «массовая доля вещества в

Расчёты объёмных отношений газов при химических реакциях.

Расчёты по термохимическим уравнениям

Расчёты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ

Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена.

Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов

Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических

Расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). Расчёты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе». Расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси

Установление молекулярной и структурной формулы вещества

Выполненная работа показала, что у учащихся возникают проблемы по следующим темам

1.Расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).

2. Установление молекулярной и структурной формулы вещества

3. Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений

4. Реакции окислительно-восстановительные

5. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.

6. Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ

1. На индивидуальной консультации провести работу над ошибками

2. Провести серию тематических индивидуальных консультаций по устранению пробелов в знаниях:

Ученику 1 провести ряд консультаций по решению заданий на расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси)

Ученику 2 провести консультацию по решению задач на. установление молекулярной и структурной формулы вещества

Для всех провести консультацию по составлению окислительно – востановительных реакций

Повторить типичные реакции органических соединений разных классов

3. Систематически проводить диагностические работы

Предлагается поэлементный анализ пробной работы по химии . Намечена предполагаемая работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. которая будет проводится на индивидуальных консультациях , групповых занятиях. будут использованы текстовые задания, интерактивные тесты, раздаточные таблицы, эксперимент

Номер материала: ДБ-1328582

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Вы хотите подготовиться к ЕГЭ по химии фундаментально, профессионально, результативно, получая удовольствие от каждой стадии образовательного процесса? Тогда вам сюда! Читайте с радостью — учитесь с удовольствием!

На днях прошел ЕГЭ по химии. Кошмар! Ужас! Мрак! Такое впечатление, что пронеслась войнушка с большим числом жертв. Это я не о заданиях ЕГЭ, такова была реакция абитуриентов. На выходе редко можно было увидеть спокойные физиономии, в основном — слезы, слезы и еще раз слезы. Мальчики внешне выглядели более сдержанными, но если присмотреться. Взгляд зомби, походка сомнамбулы, ничего не вижу — ничего не слышу. У меня вопрос — это что?! Если такие задания — меняйте условия, если такие учителя — увольняйте, если такие дети — .

Мои ученики вышли абсолютно спокойными и по моей просьбе записали задания второй части. Для меня это более чем важно, поскольку подрастает следующее поколение, которое должно перенимать опыт по реалиям ЕГЭ. В конце концов, не пользоваться же отстойными сборниками членов ФКР КИМ, которые из года в год публикуют одно и то же, мало похожее на задачи и тесты ЕГЭ .

Мы с учениками начали решение и анализ реальных заданий, разложив их «по косточкам и по полочкам» . Постепенно я буду публиковать результаты нашего анализа, благо, лето большое. Сегодня разговор пойдет о некоторых задачах 34-го задания. Кстати, эти задачи были однотипными по всем регионам России.

Особенности 34-х задач ЕГЭ 2019

2) Растворимость была в легком варианте, нужно было просто найти массовую долю насыщенного раствора по растворимости

NB! В запасе у растворимости есть еще очень много фишек, поэтому, не расслабляйтесь!

3) Раствор разделяли на два сосуда в неизвестных соотношениях, в каждом сосуде протекала своя химическая реакция

Выводы по 34-м задачам ЕГЭ 2019

1) Мне очень понравилось! Задачи химически — абсолютно классические, логически — просто замечательные!

2) Появилась новая для ЕГЭ логика алгоритма: реакции протекают в двух сосудах (не в одном, как обычно), сосуды связаны друг с другом общим исходным раствором

3) Задачи были несложные (хорошие репетиторы объясняют решение гораздо более сложных задач)!

Давайте, посмотрим и решим одну из задач ЕГЭ.

Для членов ФКР КИМ. Не спешите бежать в Прокуратуру и ФСБ! Я не похитила условие задачи, не воспользовалась сливами с ЕГЭ (таковых вообще не было), а восстановила задачу по памяти учеников. Кстати, не только эту задачу, но и многие другие. И мы решали, решаем и будем решать реальные задания ЕГЭ с моими учениками! А вы продолжайте издавать одну и ту же макулатуру, которую уже давно никто не читает!

34-е задание (восстановлено по памяти)

Растворимость безводного карбоната аммония при определённой температуре 96 г на 100 г воды. При этой температуре приготовили насыщенный раствор, растворив необходимое количество карбоната аммония в 250 мл воды. Раствор разделили на две части. В первую колбу добавили избыток раствора гидроксида натрия. Во вторую колбу прилили 250 г избытка соляной кислоты. Объем газа, выделившегося во второй колбе, в три раза меньше, чем того газа, который выделился в первой колбе. Определите массовую долю соли в полученном растворе во второй колбе

Задача решена! Как видите, эта задача не сложнее, а, возможно, проще аналогичных, которые были в заданиях ЕГЭ 2018 и о которых я писала множество статей. С этими заданиями вы можете познакомиться также и на первой странице моего сайта «Репетитор по химии»

Однако, на сердце все равно скребут кошки. Не могу смотреть, когда дети страдают и плачут..

Так почему же плакали абитуриенты? Почему их родители выпили всю валерьянку из близлежащих аптек? Почему в этом году общий уровень подготовки абитуриентов резко упал ? У меня есть ответы на эти вопросы. Мало того, я знаю, как решить проблему. Но это уже совсем другая история. Читайте мои статьи, подписывайтесь на канал — и вы будете всегда в курсе последних нововведений в ЕГЭ по химии!

Вы хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии . Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий, теоретического материала и познакомитесь с моими учениками, многие из которых уже давно закончили ВУЗы и, работая врачами, спасают наши с вами жизни.

На странице ВК я анонсирую свои публикации, вебинары, уроки, рассказываю и показываю решение задач и заданий, выкладываю новинки теоретического материала, конспекты и лекции ( бесплатно ). Добавляйтесь ко мне в друзья , и вы всегда будете в курсе всех событий, связанных с подготовкой к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам!

Полный каталог статей репетитора Богуновой В.Г. вы найдете на странице сайта Статьи репетитора

Подписывайтесь на YouTube-канал Репетитор по химии и биологии . Здесь ежедневно появляются новые вебинары, видео-уроки, видео-консультации, видео-решения.

источник

Анализ результатов ЕГЭ 2011 года по химии

в образовательных учреждениях г. о. Тольятти

Цель анализа : проанализировать результаты экзамена, получить объективную картину уровня подготовки выпускников по химии и определить направления совершенствования учебного процесса.

ЕГЭ по химии проводится с использованием системы стандартизированных контрольных измерительных материалов и является экзаменом по выбору выпускников.

Оценка учебных достижений выпускников осуществляется на основе требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии, а также с учетом общих целевых установок к изучению предмета «Химия» в средней (полной) школе.

Объектом контроля в рамках ЕГЭ является усвоение системы знаний о неорганических и органических веществах, их составе, строении и свойствах; о химических реакциях, их сущности, закономерностях протекания; об использовании веществ и химических превращений, методах их познания. Контрольные измерительные материалы по химии в 2011 году строились на основе « Кодификатора элементов содержания и требованиям к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2011 года по химии». Этот документ составлен на основе» Обязательного минимума содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии, базовый и профильный уровень» (Приказ МО РФ №1089 от 05.03. 20004 г.).

Характеристика КИМ ЕГЭ 2011 .

Разработка КИМ ЕГЭ 2011 проведена на основе общих установок, целесообразность которых подтверждена многолетней практикой проведения ЕГЭ по химии. В результате чего КИМ 2011г. обеспечили условия для проверки учебных достижений выпускников, изучавших химию, как на базовом, так и на профильном уровнях. Это было достигнуто благодаря соответствующей корректировке документов, определяющих структуру и содержание КИМ – кодификатора и спецификации, которые были разработаны в полном соответствии с новой нормативной базой ЕГЭ:

— Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от28.11.2008 №362)

— Положением о «Порядке проведения единого государственного экзамена» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2009 №57).

При разработке КИМ ЕГЭ 2011 года:

1. Сохранена структура экзаменационной работы предыдущего года: в ней присутствуют 3 части, по которым распределяются 45 заданий. Часть А содержит 30 заданий с выбором ответа (базового уровня сложности); часть В – 10 заданий с кратким ответом (повышенного уровня сложности); часть С – 5 заданий с развернутым ответом (высокого уровня сложности).2.Объём содержания, на проверку усвоения которого ориентированы КИМ, соотносится с объёмом учебного времени, отводимого на изучение химии в средней (полной) школе БУП (на базовом и профильном уровнях).

3.Уровень проверяемых элементов содержания КИМ соотносится с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования к подготовке выпускников средней школы. Таким образом, обеспечивается независимость КИМ от преподавания химии в средней школе по вариативным программам и учебникам.

4.В соответствии с предусмотренными стандартом требованиями усвоение основных элементов содержания курса проверяется на трёх уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком, что позволяет дифференцированно оценить знания выпускников.

5.Равноценность всех вариантов экзаменационной работы обеспечивается строгим соблюдением одинакового соотношения числа заданий, проверяющих усвоение основных, элементов содержания различных разделов курса химии.

6. Выполнение заданий предусматривало, осуществление экзаменуемыми определенных действий: выполнение классификационных признаков веществ и реакций, определение степени окисления химических элементов по формулам их соединений, объяснение сущности того или иного химического процесса, взаимосвязи состава, строения и свойств веществ и т.п. Разнообразие деятельности экзаменуемого при выполнении работы рассматривалось в качестве показателя усвоения изученного материала с необходимой глубиной понимания.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

В кодификаторе отдельные элементы содержания, проверяемые контрольными измерительными материалами, сгруппированы в содержательные блоки: «Теоретические основы химии» «Неорганическая химия», «Органическая химия» и «Методы познания в химии. Химия и жизнь». Первый и четвертый блоки разделены на содержательные линии. В первом их четыре: «Современные представления о строении атома», «Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева», «Химическая связь и строение вещества», «Химическая реакция». В структуре четвертого блока, выделены следующие содержательные линии: «Экспериментальные основы химии», «Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ», «Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций». Общее число проверяемых элементов – 56 (2010-53). В своей совокупности они представляют систему знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания всех действующих программ по химии для общеобразовательных учреждений. В стандарте эта система знаний представлена в виде требований к подготовке выпускников, которые по итогам обучения должны уметь:

характеризовать общие химические свойства элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева; состав свойства и применение веществ; факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции и состояние химическое равновесия;

объяснять закономерности в изменении свойств веществ, сущность химических реакций;

составлять формулы веществ, схемы строения атомов, уравнения химических реакций различных типов;

называть и определять вещества, их свойства, признаки классификации веществ, типы реакций др.;

проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям;

использовать приобретенные знания для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; для распознавания различных веществ, безопасной работы с веществами и т. д.

Достижение этих требований также является объектом контроля в ходе ЕГЭ по химии.

Основные результаты ЕГЭ по химии.

В 2011 году в ЕГЭ по химии г. о. Тольятти участвовали выпускники 60 общеобразовательных учреждений. Общее число участников составило 226 человек, что составляет 8% от всех выпускников города. Возросшее количество участников ЕГЭ свидетельствует о том, что возрос интерес выпускников к ЕГЭ по химии. Это можно объяснить возможностью участия в конкурсном приёме в высшие учебные заведения без сдачи вступительных экзаменов в традиционной форме.

Количество МОУ выпускники, которых участвовали в ЕГЭ

Количество выпускников, принявших участие в ЕГЭ

% выпускников, участвующих в ЕГЭ

Из данных таблицы видно, что с каждым годом растет интерес выпускников ОУ к ЕГЭ как форме итоговой аттестации, дающей возможность поступления в ВУЗы.

Для определения подготовки выпускников к ЕГЭ был использован подход подсчета первичных и тестовых баллов, полученных ими на выпускных экзаменах. Количественный показатель минимального балла за выполнение экзаменационной работы был определен на основе требований, предъявляемых Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по химии к базовому уровню подготовки выпускников средней (полной) школы. Он составил 13 первичных (из 66) и 32 тестовых балла. Для получения данного числа баллов выпускникам нужно было продемонстрировать: понимание смысла и границ применения наиболее важных химических понятий, относящихся к основным разделам курса химии «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева», «Строение атома и строение вещества», «Классификация веществ», «Теория химического строения органических соединений», «Химическая реакция», «Методы познания веществ»; умение определять принадлежность веществ к важнейшим классам неорганических и органических соединений, тип реакции и составлять уравнения, отражающие химические свойства основных классов соединений.

В целях детального анализа результатов экзамена были установлены четыре уровня выполнения экзаменационной работы, которым соответствуют следующие значения тестового и первичного баллов: неудовлетворительный- (0-31/0-12), удовлетворительный – (32-56/13-35), хороший –(57-77/36-56), отличный – (78-100/57-66).

Результаты ЕГЭ 2011 показали, что минимальный балл в 2011 году по сравнению с 2010 уменьшился и составил 31 балла. В 2011 число выпускников получивших неудовлетворительную отметку составило 10 человек. В процентах это составило 4,4%.

Изменение процента успеваемости и процента выпускников,

получивших балл ниже минимального

% выпускников, получивших балл ниже минимального

Это на 2,5 балла ниже чем в прошлом году, но лучше чем во все предыдущие годы.

Результаты ЕГЭ 2011 года показали, что уровень знаний по химии в г.о Тольятти довольно высок. Выпускники г.о. Тольятти показали хорошие знания по химии, ученица МОУ №35 получила 100 баллов, а 11 человек из МОУ №6, 15, 19(2), 35, 39(4), 58, 76, более 90 баллов на экзаменах. В 2011 году средний балл по химии составил 62,5 балла, что на 2,5 балла выше чем в регионе.

Изменение среднего балла ЕГЭ по химии.

средний балл по г.о. Тольятти

высший балл, набранный выпускниками

Из представленной таблицы видно, что прослеживающаяся общая тенденция повышения среднего балла при сдаче экзамена в форме ЕГЭ, является следствием более осознанного

выбора или желания получения сертификата, необходимого для поступления в ВУЗ. В 2011 году средний балл увеличился на 2,4 балла относительно среднего балла 2010 года. Улучшение качества сдачи ЕГЭ показывает, что интерес отдельных учащихся к химии не ослабевает и является следствием осознанного выбора выпускниками ЕГЭ по химии и улучшением подготовки их экзамену.

В целом выпускники 50 МОУ(95,6%) общеобразовательных учреждений показали 100% уровень знаний, а 56 % — МОУ№39, 9, 77, 48, 35, 76, 6, 19, 60, ТАУ, 62, 11, 3, 81, 15, 20, 14, 28, 5, 72, 27, 18, 94, 41, 91, 75, 10, 58 показали средний балл выше городского. Высокий уровень подготовки выпускников показали МОУ № 62, 11, 39, 76, 94, 6, 41, 3, 81, 15, 91, 9, 75, 10. Ежегодно наибольшее количество выпускников МОУ №35 выбирают ЕГЭ по химии (см. таблицу), в 2010 году это составило более 50% от всех выпускников МОУ.

количество выпускников выбравших ЕГЭ по химии

Исходя, из выше изложенного можно сделать вывод: что выпускники 2011 года получили удовлетворительные и хорошие знания по химии. Учителя и выпускники адаптировались к данной форме аттестации. Данная форма аттестации приобретает все большее признание выпускников, т. к. дает возможность поступления в ВУЗы без дополнительной сдачи экзаменов.

Анализ выполнения экзаменационной работы по объектам контроля.

Блок «Теоретические основы химии».

В блоке «Теоретические основы химии» представлены основные компоненты содержания курса химии: «Современные представления о строении атома», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Химическая связь и строение вещества», «Химическая реакция». Это содержание курса присутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (базового и профильных уровней), подлежит обязательному усвоению учащимися и поэтому является объектом контроля и оценки знаний выпускников.

Общее число проверяемых элементов содержания данного блока равно 18. Усвоение большинства из них (14) проверялось на базовом уровне заданиями с выбором ответа. Эти задания предусматривали проверку таких умений и видов деятельности как: понимание смысла важнейших химических понятий и выявление взаимосвязи между ними; понимание смысла Периодического закона и использование его для анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений; определение валентности, степени окисления химических элементов, зарядов ионов, видов химических связей и типов кристаллических решеток, характера среды водных растворов веществ, окислителя и восстановителя; классификацию химических реакций в неорганической и органической химии; характеристику s -. P -. d — элементов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; объяснение влияния различных факторов на скорость химических реакций и смещение химического равновесия; составление различных типов химических реакций. Усвоение таких элементов как «Гидролиз солей» и «Окислительно–восстановительные реакции» проверялось заданиями повышенного уровня сложности.

Результат выполнения заданий, проверяющих усвоение содержание блока

«Теоретические основы химии».

Проверяемый элемент содержания

Строение электронных оболочек атомов I — IV периодов: s -, p-, d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов.

Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам

Общая характеристика металлов I А- IV А групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов и особенностями строения их атомов.

Характеристика переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа) по их положению в периодической системе химических элементов и особенностями строения их атомов.

Общая характеристика неметаллов А- А групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов и особенностями строения их атомов

Ковалентная химическая связь, ее разновидности (полярная, неполярная), механизмы образования, характеристики (длина и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.

Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки.

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

Скорость химических реакций, ее зависимость от различных факторов.

Тепловой эффект химической реакции

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов.

Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.

Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная и щелочная.

Реакции окислительно–восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.

Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот)

Механизмы реакций замещения и присоединения в органической химии. Правило Марковникова.

Как показывают данные таблицы, все элементы содержания этого блока усвоены, экзаменуемыми достаточно прочно. Средний процент выполнения выпускниками данного блока на базовом уровне составил 78,6%, на повышенном уровне: 60% и на высоком уровне -49%, а общий процент выполнения данного блока в целом составил 73,5%.

Блок «Неорганическая химия»

Основное содержание блока «Неорганическая химия» составляет система знаний о характерных химических свойствах и способах получения веществ, принадлежащих к различным классам неорганических соединений. Согласно требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового и профильного уровней усвоение данного учебного материала проверялось в экзаменационной работе заданиями трех уровней сложности: базового, повышенного и высокого. В своей совокупности эти задания проверяли, насколько выпускники умеют: классифицировать изученные вещества; характеризовать общие химические простых веществ (металлов и неметаллов), а также сложных веществ-представителей важнейших классов неорганических соединений; устанавливать причинно-следственные связи между отдельными элементами знаний; объяснять обусловленность свойств и применения веществ их составом и строением.

Проверяемые элементы содержания

Средний процент выполнения заданий

Классификация и номенклатура неорганических веществ.

Характерные химические свойства простых веществ – металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов – меди, цинка, хрома, железа.

Характерные химические свойства простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.

Характерные химические свойства кислот, оснований и амфотерных гидроксидов.

Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка).

Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

Из таблицы видно, что выпускники показали прочные знания свойств неорганических веществ, умение классифицировать и называть неорганические вещества. Наряду с этим следует отметить, что наименьший средний процент выполнения отмечен у заданий, проверяющих свойства солей и взаимосвязь неорганических веществ, особенно на высоком уровне сложности. Средний процент выполнения части А данного блока составил 72%, части В – 63% и менее всего части С – 9%. Общий процент выполнения всего блока в среднем составил 63%. Самым сложным заданием из всей экзаменационной работы оказалось задание С2 на взаимосвязь неорганических веществ, процент выполнения этого задания составил 9%.

Содержание блока «Органическая химия» составляет система знаний о важнейших понятиях и теориях органической химии, характерных химических свойствах изученных веществ, принадлежащих к различным классам органических соединений, взаимосвязи этих веществ. Общее число проверяемых элементов 9. Их усвоение проверялось заданиями базового, повышенного и высокого уровня сложности. Этими заданиями проверялись те умения и навыки, какие были названы в блоке «Неорганическая химия».

Проверяемый элемент содержания

Средний процент выполнения заданий

Теория строения органических соединений. Изомерия структурная и пространственная. Гомологи и гомологический ряд.

Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа.

Классификация и номенклатура органических соединений.

Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, аренов (бензола и толуола),

Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола.

Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров.

Характерные химические свойства азотосодержащих органических соединений: аминов и аминокислот.

Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды).

Взаимосвязь органических веществ.

Как видно из таблицы большинство заданий базового уровня сложности выполнено успешно – средний процент выполнения составляет 68%, задания повышенного уровня сложности тоже выполнены в пределах предполагаемой нормы – 45%. Наибольшие затруднении у выпускников вызвали задания части С, полностью справились с этими заданиями – 19% выпускников. Практически ежегодно для выпускников задания В8 – свойства азотосодержащих органических соединений. Низкий процент выполнения этих заданий можно объяснить их сложностью, а также тем, что изучение этой темы приходится на конец года, усталостью учащихся и недостатком времени. Средний процент выполнения всего блока составляет 53%.

Блок «Методы познания веществ и химических реакций».

В структуре данного блока выделены три содержательные линии: «Экспериментальные основы химии» (8 элементов содержания), «Основные представления о промышленных способах получения важнейших веществ» (4 элемента содержания), «Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций» (9 элементов содержания). Всего 21 элемент содержания курса химии проверяется заданиями этого блока. Причем некоторые элементы содержания: (определение характера среды водных растворов веществ, индикаторы; расчеты массовой или объемной доли выхода продукта от теоретически возможного; массовой доли (массы) химического соединения в смеси) проверялись в комплексе с другими элементами содержания.

Раздел «Экспериментальные основы химии»

Проверяемый элемент содержания

Средний процент выполнения задания

Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических веществ.

Основные способы получения углеводородов (в лаборатории)

Основные способы получения кислородосодержащих соединений (в лаборатории).

Раздел «Основные представления о промышленных способах получения важнейших веществ»

Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола) .

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.

Раздел «Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций»

Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей.

Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях.

Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ.

Расчеты теплового эффекта реакции.

Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

Нахождение молекулярной формулы вещества.

Наиболее низкие знания выпускники показали при выполнении задания А28 из раздела «Экспериментальные основы химии». Видимо причиной тому является уменьшение количества часов, отводимое на изучение химии и выполнение практических работ, что негативно сказывается на умении применять полученные знания в бытовых ситуациях. Эта же причина, по видимому, лежит и в основе низких результатов выполнения заданий, проверяющих усвоение о способах получения веществ.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Анализ результатов выполнения заданий части А.

При выполнении заданий части «А» с выбором ответа базового уровня сложности, рекомендуемый диапазон выполнения составляет 60%-90%. Средний уровень выполнения части «А» за три года составил:

средний % выполнения заданий

Из таблицы видно, что средний уровень выполнения заданий части «А» составляет 72,7 % и попадает в предполагаемый диапазон, и по сравнению с 2011 годом увеличился на 0,9 %. Наиболее высокий % выполнения заданий части «А» (более 80%) в 2010 году составили задания А1-84 %, А2-80 %, А4-83 %, А6-91%, А8-87 %, А21-81 %, А24-81 %, А25-85 %, А27-85 %. Задания А1 и А2 это задания из раздела «Химический элемент», выполняются только на базовом уровне, средний уровень этих заданий составил 82 %. При выполнении этих заданий используются знания о периодической системе периодическом законе химических элементов Д. И. Менделеева, о характере изменения свойств веществ и их соединений на основе положения элемента в периодической системе, строении атома и видах связи. Эти элементы содержания присутствуют во всех учебниках химии рекомендуемых для средней школы. Средний % выполнения этих заданий был высок и в предыдущие годы, в этом году он оказался несколько ниже и составил в среднем 82 %. Это показывает, что на базовом уровне более 80% учащихся хорошо усвоили данный материал. Элементы содержания из разделов «Неорганическая химия», «Органическая химия» и «Химическая реакция», «Химическая связь и строение вещества» занимают большой объем в курсе химии средней школы. Результаты выполнения заданий свидетельствует о том, что на базовом уровне выпускники показали прочное усвоение знаний по этим разделам: раздел «Химическая связь и строение вещества», А3-А5 — 76%, это на 1% выше, чем в 2010. Раздел «Неорганическая химия», А6-А13 – 74,4 %, это также на 1,4 % больше чем в 2010 году. Раздел «Органическая химия», А14-А20 – 64 %, это несколько ниже, чем в прошлом году (на 5 %). Это можно объяснить, тем что увеличилось число заданий по органической химии, а также тем, что в большинстве образовательных учреждений на изучение органической химии отводится один час учебного времени. Раздел «Химическая реакция», А21- А27 – 78 %, это на 18% больше, чем в прошлом году. Раздел «Методы познания веществ и химических реакций, А28-А30 – 66 %, это на 5,8% ниже, чем в прошлом году. Не смотря на то, что по некоторым разделам общий процент выполнения заданий части А уменьшился, но в целом он оказался довольно высоким. Объяснить это можно улучшением подготовки и адаптацией выпускников ЕГЭ. Анализ результатов части А показал, что выпускники успешно справились с заданиями базового уровня сложности по всем проверяемым элементам содержания. Также можно отметить, что выпускники продемонстрировали наиболее высокий уровень овладения учебным материалом последующим разделам и темам курса химии: «Классификация и номенклатура неорганических веществ», «Современные представления о строении атома», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.М. Менделеева», «Электроотрицательность, степень окисления и валентность химических элементов», «Реакции ионного обмена», «Строение и химические свойства неметаллов IV — VII групп», «Вещества молекулярного и немолекулярного строения, зависимость свойств веществ от особенностей кристаллической решётки», «Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Структурная и пространственная изомерия. Гомологические ряды углеводородов, особенности химического и электронного строения алканов, алкенов, алкинов и их свойства». Значительно увеличился процент выполнения заданий А20 «Скорость реакции и ее зависимость от различных факторов», «Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов». Эти задания занимают наибольший объем в системе знаний определяющих уровень общеобразовательной подготовки учащихся и проверяют усвоение знаний о классификации, составе, строении и свойствах неорганических органических веществ различных классов. Результаты выполнения этих заданий свидетельствует о прочном усвоении выпускниками этих знаний. Успешное выполнение заданий по вышеперечисленным элементам содержания позволяет говорить о том, что выпускники овладели умениями:

— классифицировать неорганические и органические вещества (по составу и свойствам);

— называть вещества по систематической номенклатуре;

— определять строение атомов, валентность, степень окисления элементов и др.;

— характеризовать общие свойства химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева;

— составлять уравнения химических реакций различных типов: ионного обмена, окислительно-восстановительных;

— объяснять закономерности в изменении свойств веществ;

Вместе с тем результаты экзамена показали, что выпускники 2011 года не усвоили ряд элементов содержания (менее 60%): А13-56%, А18-55%, А28-54%, Это задания из разделов «Неорганическая химия» А13, «Органическая химия» А18, «Методы познания веществ и химических реакций» А28. Анализ результатов выполнения экзаменационной работы выпускниками показал, что по-прежнему сохраняется определенное число элементов содержания, по которым не наблюдается заметного улучшения результатов. К их числу можно отнести такие понятия как: «Реакции, характеризующие химические свойства и способы получения неорганических и кислородосодержащих органических веществ», а также «Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных». Причинами могли стать формальное усвоение учебного материала, следствием которого является не умение перенести полученные знания в новую ситуацию, а также невнимательность при анализе условий заданий. Не исключено также, что причиной таких результатов могло стать расширение и углубление вопроса, а также тенденция к уменьшению количества часов отводимых на изучение химии в 10-11 классах.

Анализ результатов выполнения заданий части «В».

Это задания повышенного уровня сложности, рекомендуемый диапазон выполнения составляет 40%-60%. Средний уровень выполнения этих заданий в 2011 году составил 54,6% (2010 45,8%), а с учетом частичного выполнения 74,8% (2010 -68,2%). Задания В1-В5 это задания на соответствие, средний уровень выполнения этих заданий 46,2%, и еще 19% выполнили частично. Задания В6-В8 на множественный выбор, средний уровень выполнения этих заданий составил 43,1% и еще 37,6% выполнили частично. Задания В9-В10 расчётные задачи, средний уровень выполнения этих заданий 57%. Средний уровень выполнения этих заданий за 3 года указан в таблице.

источник

Анализ результатов ЕГЭ-2019 по биологии и химии, ОГЭ-2019 по биологии. Выводы и рекомендации по подготовке учащихся к итоговой аттестации по предметам

Анализ результатов ЕГЭ – 2019 по химии. 31 .05 2019г

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности задания

Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s -, p — и d — элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояния атомов

Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа – по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Общая характеристика неметаллов IVА– VIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов

Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов

Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решётки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения

Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная).

Характерные химические свойства простых веществ -металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов: меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ -неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния

Характерные химические свойства оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных

Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена.

Взаимосвязь неорганических веществ

Характерные химические свойства неорганических веществ: – простых веществ металлов:щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов(меди, цинка, хрома, железа); – простых веществ — неметаллов:водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода,кремния; – оксидов: оснóвных, амфотерных,кислотных; – оснований и амфотерных гидроксидов; – кислот; – солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере гидроксосоединений алюминия и цинка)

Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная)

Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа

Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Основные способы получения углеводородов (в лаборатории).

Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории)

Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества – жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки

Взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений

Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов(бензола и толуола). Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии

Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов

Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот)

Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов

Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических соединений

Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризациии поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки

Расчеты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»

Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения.

Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ

Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ

Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений

Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси

Установление молекулярной и структурной формулы вещества

Всего заданий – 35; из них по уровню сложности: Б – 21; П – 8; В – 6.

Максимальный первичный балл за работу – 60.

К числу недостаточно усвоенных элементов содержания отнесены темы: «Химическая связь», «Взаимосвязь неорганических веществ», «Классификация органических веществ», «Теория строения органических соединений», «Характерные химические свойства кислородсодержащих веществ», «Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений», «Взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений», «Классификация химических реакций в неорганической и органической химии», «Расчеты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе», «Реакции окислительно-восстановительные», «Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ», «Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции», «Установление молекулярной и структурной формулы вещества» -эти задания требуют большого количества фактических знаний не только об общих свойствах неорганических и органических веществ, но и о специфических свойствах конкретных представителей класса, а также расчетные задачи

Необходимые направления работы:

1.Продолжить обеспечивать освоение учащимися основного содержания курса химии и оперирование ими разнообразными видами учебной деятельности, представленными в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников, а также предусмотренными в стандарте образования.

2. Продолжить отработку базового ядра содержания химического образования для полного усвоения всеми учащимися. Особое внимание уделить повторению и закреплению материала, традиционно сложным в закреплении темам: -номенклатура неорганических веществ; -механизмы реакций; -свойства веществ; — определение коэффициентов, степеней окисления элементов; — решение расчѐтных задач.

3. Обеспечить сформированность надпредметных умений: — анализировать химическую информацию; -осмысливать и определять верные и неверные суждения; -сравнивать и устанавливать генетические связи.

4. Уделить внимание освоению материала практической направленности: -основные принципы химических производств; -использование продуктов химического производства в быту; -охрана окружающей среды от химических загрязнений.

5. Организовать различные формы контроля, использовать задания разного типа, аналогичные заданиям ЕГЭ и ОГЭ. Особое внимание уделить заданиям на установление соответствия и сопоставление химических объектов, процессов, явлений. В целях подготовки к решению задач по химии отрабатывать алгоритмы их решения.

6. Для достижения положительных результатов на экзамене, в учебном процессе увеличить долю самостоятельной деятельности учащихся, как на уроке, так и во внеурочной работе, акцентировать внимание на выполнение творческих, исследовательских заданий

7.Проанализировать результаты экзамена и спланировать работу, ориентированную на качественный конечный результат подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по химии.

8.Обеспечить систематическое повторение пройденного материала в целях прочного овладения всеми выпускниками 11 –х и 9-х классов основных элементов содержания курса химии для успешной сдачи экзамена.

источник

Начало учебного года в старших классах означает и начало подготовки к ЕГЭ. На что нужно обратить особое внимание в вопросах и задачах единого государственного экзамена по химии? В одном из вебинаров корпорации «Российский учебник» кандидат педагогических наук Лидия Асанова разобрала типичные ошибки выпускников 2019 года.

В 2019-м году, как и в 2018-м, задание 4 оказалось сложным для выпускников. Вопрос проверял знание типов химической связи и кристаллических решеток, знание веществ молекулярного и немолекулярного строения, понимание зависимости свойств веществ от их состава и строения.

Непонимание причинно-следственных связей строение – свойство (зная строение, можно предсказать свойство, а зная свойство, определить строение).

Комментарий. Не все помнят, что в одном и том же соединении между атомами может существовать связь как ионная, так и ковалентная — то есть несколько видов связи. В данном случае ковалентная полярная связь есть в веществе с ионной кристаллической решеткой. Это карбонат магния и гидроксид натрия. Но здесь следует учесть, что между углеродом и кислородом в карбонате магния связь ковалентная полярная — так же, как между кислородом и водородом в гидроксиде натрия.

Задания на понимание окислительно-восстановительных реакций базового уровня сложности были выполнено неплохо, а вот вопросы на ту же тему высокого уровня сложности давались непросто. От учеников требовалось определить окислитель и восстановитель, объяснять сущность реакции и составить уравнение. Был дан классический перечень веществ.

  • Неправильно выбраны окислитель и восстановитель (в паре Ag2O — KClO Ag2O не сможет быть окислителем).
  • Неверно вычислены степени окисления элементов.
  • Неверно записаны степени окисления элементов (Cr6+ вместо Cr+6 или Cr2+6 вместо 2Cr+6).
  • Неверно записаны процессы окисления и восстановления.
  • Продукты составлены без учета среды (в щелочной среде K2Cr2O7 вместо K2CrO4).
  • Незнание номенклатуры неорганических веществ (гипохлорит калия: KClO3 вместо KClO) ⇒ выбраны вещества не из предложенного перечня.

Комментарий. В данном случае проще всего было взять гипохлорит калия и хлорид хрома (III) и помнить, что хлорид хрома (III) проявляет восстановительные свойства именно в щелочной среде. На экзамене многие школьники отходили от вариантов ответов из критериев и составляли другие уравнения реакций. Если эти ответы не противоречили здравому смыслу, то они приносили максимальные 2 балла.

Среди прочих вызывали затруднения задания на знание электролитической диссоциации электролитов в водных растворах, сильных и слабых электролитов, реакций ионного обмена, на умение определять характер среды водных растворов веществ, объяснять сущность реакций ионного обмена и составлять их уравнения.

  • Неверно указаны заряды ионов (Cr +3 вместо Cr 3+ ).
  • В сокращенном ионном уравнении коэффициенты не являются минимальными целыми числами (2Н + + 2ОН ‒ = 2Н 2 О вместо Н + + ОН ‒ = Н 2 О).
  • В ионном уравнении формулы слабых электролитов, практически нерастворимых веществ записаны не в молекулярной форме, а в виде ионов (СН3СОО ‒ + Н + вместо СН3СООН).
  • Вместо требуемого одного уравнения записаны несколько (но даже если первое неверное, а второе верное, учитывается только первое).

Комментарий. Вариант ответа из критериев подразумевал, что берется ацетат аммония, щелочь, и выделяется аммиак. Но, как и в задании № 30, здесь были возможны разные подходы, не противоречащие здравому смыслу.

Традиционно сложное задание. От школьников требовалось вспомнить химические свойства веществ разных классов (как общие для данного класса веществ, так и специфические). В частности свойства: простых веществ-металлов, переходных металлов, простых веществ-неметаллов, оксидов, оснований и амфотерных гидроксидов, кислот, солей, комплексных веществ (на примере гидроксосоединений алюминия и цинка).

Неумение характеризовать общие химические свойства основных классов неорганических и органических соединений, свойства отдельных представителей этих классов.

Комментарий. Из данного перечня, калий, как щелочной металл, будет взаимодействовать с кислородом, водородом и хлором. Рассматривая фтороводород, нужно вспомнить, что это слабая кислота, и что она также проявляет специфические свойства и взаимодействует, например, с оксидом кремния – SiO2. Углекислый газ — типичный кислотный оксид; в перечне находим вещества, которые проявляют его основные свойства (плюс вода). Что касается нитрата меди (II), то тут можно представить разные обменные взаимодействия, но и окислительно-восстановительные реакции тоже, и в данном случае с йодоводородом, который является сильным окислителем, пойдет окислительно-восстановительная реакция.

Задание по элементам содержания аналогично вопросу № 8, отлично только по формату.

Неумение характеризовать общие химические свойства основных классов неорганических соединений и свойства отдельных представителей этих классов, а также и объяснять зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, сущность реакций.

Комментарий. В первых двух случаях один и тот же вариант ответа, поскольку кислые соли взаимодействуют с щелочами и могут переходить в средние соли (многие школьники об этом забывают). Гидрид калия и вода — эта реакция, которая приводит к образованию щелочи и водорода. Далее классическое взаимодействие: основной оксид активного щелочного металла с водой, конечно же, даст просто щелочь.

Вопрос на понимание взаимосвязей неорганических веществ.

Неумение характеризовать общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов и объяснять зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, сущность химических реакций.

Комментарий. Нужно обратить внимание на степень окисления серы: было +4, стало +6, то есть идет окислительно-восстановительный процесс. Берется хлор — но раствор, обязательно водный раствор (тогда это взаимодействие возможно). Калий присутствует только в одном соединении, это карбонат калия. При оценке ответа один балл начисляется за ответ X, и второй за Y.

Задание на понимание взаимосвязи неорганических веществ. От школьников требуется сделать мысленный эксперимент.

  • Не учтены амфотерные свойства оксидов и гидроксидов (Na2CO3 + Fe2O3 → . Al2O3 + Na2CO3 → . ).
  • Неверно составлены уравнения окислительно-восстановительных реакций.
  • Неверно составлены уравнения реакций электролиза.
  • Не учтено взаимное усиление гидролиза (Fe(NO3 )3 + Na2CO3 + H2O → . ).

Na2CO3 + Fe2O3 = 2NaFeO2 + CO2↑

NaFeO2 + 4HNO3 = NaNO3 + Fe(NO3 )3 + 2H2O

2Fe(NO3 )3 + 3Na2CO3 + 3H2O = 2Fe(OH)3↓ + 3CO2↑ + 6NaNO3

Комментарий. Нужно вспомнить, что оксид железа (III) обладает все же слабыми амфотерными свойствами (здесь многие школьники допускали ошибки). Соответственно, в данном случае он ведет себя как нелетучий кислот оксид, поэтому дает такую соль. Далее следует классическая реакция образования азотной кислоты. Следующая реакция тоже вызвала сложность у учеников, поскольку образовались две соли: нитрат железа (III) и нитрат натрия. В последнем взаимодействии многие школьники забыли про реакции взаимного усиления гидролиза. Желательно, чтобы при написании подобных реакций ученики обращались к таблице растворимостей — там стоит прочерк на месте карбоната железа (III). Говорить об альтернативных ответах в заданиях данного типа сложно — все вполне однозначно.

Задание на классификацию органический веществ. Ученики справились с ним очень плохо, хотя на первый взгляд вопросы довольно простые.

Незнание номенклатуры органических и неорганических веществ.

Комментарий. Нужно знать номенклатуру, и не только международную, но еще и тривиальную. Например, аланин — это тривиальная номенклатура.

Проверяет понимание строения органических веществ. Нужно знать, что такое гомологи, что такое изомеры, каково взаимное влияние атомов в молекулах, типы связей, гибридизацию орбиталей и т.д.

Незнание номенклатуры органических и неорганических веществ.

Комментарий. Здесь даны, в том числе, и тривиальные названия (стирол, толуол). Как и в задании 11, у школьников возникаю проблемы с номенклатурой, а также с пониманием, что такое изомеры и гомологи (два важнейших понятия в органической химии).

Требует понимания кислородсодержащих соединений. Нужно помнить свойства этих соединений.

Неумение характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений.

Комментарий. Требуемое вещество является спиртом, циклическим спиртом, содержит гидроксогруппу — соответственно, будет проявлять свойства одноатомных спиртов. При подготовке, когда дети выполняют такие, на первый взгляд, простые задания базового или повышенного уровня сложности, в которых не требуется записывать уравнение реакций, пусть они параллельно, без спешки, но все-таки записывают уравнения — иначе знания будут слишком формальные.

Как и задание № 14, проверяет знание кислородсодержащих органических соединений — но в немного другом формате.

  • Неумение характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений.
  • Незнание номенклатуры.

Комментарий. В продуктах реакции даны не формулы, а названия, что возвращает нас к проблеме незнания номенклатуры. В первом случае представлена типичная реакция этерификации, и получится, безусловно, этилацетат (сложный эфир). Во втором случае тоже сложный эфир, только метилформиат, производное муравьиной кислоты. В пункте «В» даны два спирта: между разными спиртами тоже может быть взаимодействие, но с образованием простых эфиров — и в данном варианте это будет метилэтиловый эфир. В последней реакции: спирт и серная кислота, нагревание — здесь не может быть никакой дегидратации (как, скажем, у этанола), а может быть только образование простого эфира, диметилового эфира.

Вопрос на знание азотосодержащих химических соединений — из года в год он вызывает трудности у ребят при сдаче ЕГЭ по химии. Тема действительно сложная, и, к тому же, она изучается в конце года.

  • Неумение характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений.
  • Незнание номенклатуры.

Комментарий. Для начала нужно вспомнить, что такое дипептиды (это продукт конденсации аминокислот). В данном случае выбираем две аминокислоты: аланин и глицин. Казалось бы, классика — но очень низкий процент выполнения задания.

Задание на понимание генетических связей органических соединений.

  • Не знание способов получения веществ и их химических свойств.
  • Неумение применить конкретные знания в незнакомой ситуации.

Комментарий. Достаточно сложное задание. Даны три превращения: нужно додуматься, как все эти вещества взаимосвязаны между собой. Что необходимо получить из хлорэтана, чтобы получить дигологен производную? Конечно, этилен — путем реакции взаимодействия со спиртовым раствором щелочи. Затем, при взаимодействии с бромом, получается дигологен производная: 1, 2 дибромэтан. После снова берется спиртовой раствор щелочи. Но, если дигологен производная, рождается уже соединение с тройной связью: в данном случае это ацетилен. При подготовке важно, чтобы ученики оформляли ход рассуждений, а не просто угадывали ответ.

Задание на понимание реакций, подтверждающих взаимосвязь органических соединений. Даны цепочки с пропусками, нужно восстановить схему, подтвердить генетическую связь уравнениями реакций.

  • Не использованы структурные формулы веществ.
  • Составлены схемы, а не уравнения реакций.
  • Не расставлены коэффициенты в уравнениях реакций.
  • Продукты не соответствуют условиям протекания реакций.

Комментарий. Условий нет. Требуется заглянуть немного вперед, чтобы понять, что же там может быть. В данном случае дано только одно промежуточное вещество: 2-бромбутан — значит, следует изначально связать его и этан. Вначале нужно получить хлор этан, затем — реакция Вюрца (удвоение углеводородного радикала, и получается бутан). Далее бромирование на свету. Следует учитывать, что бром в данной реакции ведет себя достаточно селективно, то есть с большим выходом получается продукт замещения именно у вторичного атома углерода. Когда школьники писали продукт замещения (мизерный процент) у первичного атома, это считалось ошибкой. С хлором было бы не так, а вот с бромом селективность очень высокая. Далее вспоминается правило Зайцева, как идет реакция дегидрогалогенирования, идет образование связи, каким образом отщепление водорода идет от атома углерода (соединенного с меньшим числом атомов водорода). То есть получается бутен-2. Затем окисление, жесткие условия: перманганат калия, серная кислота и нагревание — здесь пойдет реакция с разрывом этого углеродного скелета по месту двойной связи, и получится кислота. В данном случае — симметричное соединение, поэтому получится в два раза больше молей уксусной кислоты. Альтернативные варианты представить сложно.

Вопросы на качественные реакции даются школьникам нелегко. Почему? Потому что из школы, к сожалению, уходит реальный химический эксперимент. Выучить все признаки реакций без жизненных наблюдений очень сложно.

Неумение планировать и проводить эксперимент по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических соединений.

Комментарий. Важно помнить, что не просто идет взаимодействие, а идет такое взаимодействие, которые имеет характерные видимые особенности. Есть признаки, по которым сразу можно отличить вещества. Толуол и фенол — это бромная вода, образование осадка трибромфенола. Толуол не будет взаимодействовать с бромной водой, в отличие от фенола. Пропанон и гексен — здесь соединение с кратной связью, снова нужно взять бромную воду. Что касается пропанола-2 и уксусной кислоты: в вариантах есть гидрокарбонат, который будет взаимодействовать с уксусной кислотой, и получится видимый признак, выделение газа. Пропановая кислота и пропеновая кислота — опять же соединение не предельное и следует взять бромную воду.

Задание связано с применением веществ, поэтому тоже дается ученикам крайне сложно, процент выполнения очень низкий.

Незнание номенклатуры и областей применения веществ.

Комментарий. Нужно знать, что такое полипропилен и найти, соответственно, формулу пропилена (пропена). Далее — к полиизопрену найти формулу изопрена, и к полистиролу, соответственно, формулу стирола.

Школьники допускают ошибки и в расчетных задачах, в которых фигурируют массовые доли растворенных веществ, объемные отношения газов, термохимические уравнения.

  • Незнание формул.
  • Неумение преобразовывать формулы.
  • Отступление от условий задачи (использование не тех единиц измерения, неверное округление).

В 2019 году впервые в ЕГЭ по химии появилось понятие «растворимость». Также в задачах данного типа встречаются «избыток» и «недостаток», «массовая доля растворенного вещества». Задачи усложняются. Для успешного выполнения нужно внимательно читать условия, а дальше продумывать логику (что от чего следует).

  • Неверно составлены уравнения реакций (не понят химизм процессов).
  • Невнимательное прочтение условия задачи («раствор разделили на две части», но не на две равные части; «часть вещества разложилась»).
  • Не усвоено понятие «растворимость».
  • Неверно определена масса полученного раствора.
  • Математические ошибки (в том числе при нахождении молекулярных масс веществ).

n(Na 2CO 3) = 63,6 / 106 = 0,6 моль;

n 1(Na 2CO 3) = n(CO2) = 0,2 моль;

n 2 (Na 2CO 3) = 0,6 — 0,2 = 0,4 моль;

n(CaCl 2) = 55,5/111 = 0,5 моль — избыток n(CaCl2)прореаг. = n2 (Na2 CO3) = 0,4 моль;

n(CaCl 2)ост. = 0,5 — 0,4 = 0,1 моль;

m(CaCl 2)ост. = 0,1 ⋅ 111 = 11,1 г;

n(CaCO 3) = n2 (Na2 CO3) = 0,4 моль;

m 2 (Na 2 CO 3 )р-ра = (200 + 63,6) ⋅ 0,4 / 0,6 = = 175,7 г;

w(CaCl 2 ) = 11,1 / 175,7 = 0,03, или 3%

Комментарий. Речь идет о делении на две части, но нигде не сказано, что это равные части. Однако в ответах некоторые школьники прямо писали: «Так как разделили на две равные части. » — ошибка. Решение следует начать с того, что бы посмотреть: сколько было карбоната натрия. Задачу можно решить по-разному: например, через массовую долю соли в насыщенном растворе. Здесь представлен наиболее простой вариант. Что характеризует растворимость? Сколько грамм вещества растворяется в 100 г растворителя (в данном случае воды) при комнатной температуре. Соответственно, если растворимость 31,8 и взято 200 мл воды (200 г), то умножается на 2 — столько карбоната натрия содержалось в растворе. Далее деление, выделение углекислого газа. Отсюда следует, что первая порция — 0,2 моль и всего карбоната было 0,6 моль. Нужно смотреть по разности. Во вторую реакцию вступило 0,4 моль. После следует определить, сколько выделилось осадка, сколько было хлорида кальция, сколько прореагировало и т.д. Часто дети допускают ошибки, когда находят массу раствора. Для успешного решения нужно внимательно посмотреть что смешали, что добавили, а после все сложить и вычесть то, что выпало в осадок и улетело в виде газа.

Задача на установление молекулярной и структурной формулы вещества (либо по продуктам сгорания, либо по массовым долям).

  • Математические ошибки (грубое или неверное округление чисел).
  • Не составлена структурная формула вещества в соответствии с условием задачи.
  • Не составлено уравнение реакции, соответствующее условию задачи.
  • Допущены ошибки в уравнении реакции (пропущены коэффициенты; пропущены формулы побочных продуктов реакции, например, воды; ошибки в написании структурных формул веществ).

Комментарий. Нужно найти общую формулу, затем эмпирическую, и, исходя из условий записи свойств этих веществ, попытаться понять, о каком веществе идет речь. В данном случае — многоатомный спирт. Далее — составление уравнения реакции.

Для эффективной подготовки к ЕГЭ по химии эксперты советуют учебники «Химия» углубленного уровня для 10-11 классов. Авторы УМК: В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.И. Теренин, А.А. Дроздов и В.В. Лунин.

источник