Меню Рубрики

Как написать анализ для задачи

Цель и задачи исследования – это два обязательных пункта при написании любой научной работы. При написании введения в курсовой работе или дипломе цель и задачи следует отразить в нем. Если введения в научной работе не предполагается, например, это статья или эссе, то цель и задачи должны быть расположены в первых абзацах, опережать их может только актуальность.

Цель определяет предполагаемый результат работы, она всегда направлена на объект исследования, а задачи – алгоритм достижения данной цели. Уже при описании актуальности проводимого исследования нужно определиться с тем, какова цель будущей работы.

Что касается задач исследования, то каждая из них в совокупности с другими должна привести к достижению ожидаемого результата. Самым простым способом определить задачи исследования – это переписать параграфы из плана работы. Такой вариант нередко устраивает преподавателей, однако если при написании курсовой работы или диплома вас призывают не путать задачи с содержанием работы – будет лучше, если вы уложитесь в 1-2 теоретические задачи «изучить литературу, понятия, проанализировать ситуацию», а остальные задачи сделаете более конкретными. Это может быть разработка и проверка методов решения проблемы, поиск и формулировка новой гипотезы, выбор методов исследования и т. д.

Главное, чтобы получившийся список действий был не просто автоматическим перечнем заданий, выполненных студентом, но и являлся руководством к действию. То есть нужно стремиться к тому, чтобы результаты исследования можно было применить на практике – использовать на производстве, разрешить сложную экономическую ситуацию и т. д.

Цель научного исследования – это то, к чему стремится студент при его написании, то есть конечный прогнозируемый результат работы. Она влияет на все сопутствующие разделы введения к курсовому или дипломному проекту, в особенности на актуальность темы. В момент определения цели даже можно не знать, насколько она достижима.

Что может выступать в качестве цели:

  1. Разработка методов решения проблемы в какой-либо области.
  2. Установка зависимостей между научными понятиями.
  3. Поиск причинно-следственных связей между явлениями.
  4. Выявление закономерностей в протекании процессов.
  5. Изучение характеристик какого-либо явления.

Обычно цель созвучна с названием работы – от этого следует отталкиваться при ее выделении. Если все же возникают трудности, стоит заранее обговорить цель с научным руководителем, чтобы не пришлось переписывать уже готовую работу. Работа достаточно объемная и формулировка цели становится громоздкой? Разбейте ее на конкретные подзадачи и выделите главную – она и будет общей целью. Оставшиеся подпункты перенесите в раздел задач исследования – так у вас получится убить двух зайцев одним выстрелом. Никто не сможет обвинить вас в том, что такой подход неверен, так как в любом случае задачи определяются, исходя из цели.

Определение цели начинается с фразы «Целью исследования является…» или «Цель работы состоит в том, чтобы…». Это общепринятые формулировки, от которых не следует отступать при написании любого научного текста. Используйте ключевые слова вроде «определить», «выделить», «разработать», «уточнить» и т. д.
Полученная цель может быть как конечной, так и промежуточной – все зависит от тематики курсового или дипломного проекта, а также его углубленности. Поверхностный анализ ситуации может послужить целью для теоретического исследования, а вот разработка рекомендаций – основой для дальнейших практических действий.

Задачи исследования – это те шаги, которые нужно пройти постепенно вплоть до достижения цели этого же исследования. Другими словами, задачи иногда являются подпунктами, на которые разбивается общая цель работы.

При написании списка задач следует помнить о типичных ошибках, которые совершают многие студенты:

  1. Выполнение задач в конечном итоге не приводит к достижению цели.
  2. Задачи обособлены от структуры всего документа и никак не подтверждаются в тексте.
  3. Одна или несколько задач – это просто по-другому сформулированная цель работы.
  4. Вместо перечня задач написан план проведения научного исследования: «разобрать тематическую литературу, провести проверку, сделать выводы и т. д.».

Как уже говорилось, реферат, курсовая или дипломная работа должна представлять собой единое целое, объединенное в одну структуру и связанное общей тематикой. В то же время желательно, чтобы итоги написания курсовой работы или диплома не были просто набором общеизвестных фактов о выбранной отрасли знания, а привносили нечто новое в теоретическую науку или были использованы на практике. Поэтому одной из задач работы должно быть выявление связей с реальным производством или уже ведущимися исследованиями.

Курсовая или диплом обычно имеют достаточный объем, поэтому в ходе работы должно быть выявлено не менее 3 задач. Они могут относиться как к аналитической деятельности или систематизации уже изучаемых явлений (теория), так и к изучению и разработке какой-либо проблемы (практика).

Если же после написания диплома (ВКР) выясняется, что поставленные задачи никаким образом не могут привести к цели исследования – можно сделать вывод, что средства, применяемые в работе, были неэффективными и неактуальными. Иначе говоря, отрицательный результат – это тоже результат.

Цель магистерской работы – разработать и оценить реальные возможности организации производства пластиковых окон на базе действующего предприятия ООО «Окна+».

Цель определила решение следующих задач:

  • изучить существо предлагаемого проекта по производству пластиковых окон;
  • рассчитать и обосновать эффективность организации производства пластиковых окон.

Целью работы является анализ института освобождения от наказаний, его видов и особенности их применении.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и сущность освобождения от наказания;
  • рассмотреть историю формирования и современное состояние правового регулирования данного института;
  • определить особенности отдельных вдов освобождения от наказания.

Цель исследования состоит в анализе проблем и перспектив совершенствования внутренней среды органа местного самоуправления, на примере Финансового управления администрации Благовещенского района Амурской области.
Задачи, решаемые в ходе практики:

  • провести анализ влияния внутренних факторов на эффективность деятельности органа муниципального самоуправления, на примере Финансового управления администрации Благовещенского района Амурской области;
  • предложить направления совершенствования внутренней среды Финансового управления администрации Благовещенского района Амурской области.

Цель работы – рассмотреть особенности устного народного творчества и изучить его роль в формировании личности ребенка.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие фольклора, определить его сущностные характеристики;
2. Проанализировать роль фольклора в формировании личности ребенка;
3. Изучить классификацию жанров детского фольклора.

источник

Классификация математических моделей

Важным этапом изучения явлений, предметов, процессов явля­ется их систематизация, которая обычно завершается класси­фикацией по ряду признаков, а поскольку признаков может быть достаточно много, то и выполненные классификации могут различаться между собой. Любая классификация должна преследовать достижение поставленных целей. Выбор цели определяет набор тех признаков, по которым она будет прово­диться.

Исходные данные Искомые переменные Зави­симости Классы задач
Детермини­рованные Непрерыв­ные Линейные Линейного программи­рования
Детермини­рованные Целочис­ленные Линейные Целочислен­ного програм­мирования
Детермини­рованные Непрерыв­ные, цело­численные Нелинейные Нелинейного программи­рования
Случайные Непрерыв­ные Линейные Стохастичес­кого програм­мирования

Основные этапы работ при принятии оптимальных решений следующие:

Требования, которым должна удовлетворять задача:

– должно существовать, как минимум, два варианта ее ре­шения; ведь если вариантов решения нет, значит, и выбирать не из чего;

– надо четко знать, в каком смысле искомое решение должно быть наилучшим. Если же мы четко не знаем, чего хотим, то математические методы, реализованные даже на самом лучшем компьютере, помочь не смогут.

2. Выбор задачи завершается ее содержательной постановкой.

Содержательная постановка задачи является переходным мостиком от желания решить задачу к ее формулировке в такой форме, на основании которой было бы ясно, каковы элементы математической модели:

– исходные данные величины — детерминированные или случайные;

– искомые переменные — непрерывные или дискретные;

– пределы, в которых могут находиться значения искомых величин в оптимальном решении;

– зависимости между переменными — линейные или нели­нейные;

– критерии, по которым следует находить оптимальное решение.

3. Составление математической модели.

7. Принятие оптимального решения — конечный этап работы. Надо четко себе представлять, что решение принимает не компьютер, не Excel, а тот человек, который должен отвечать за результаты принятого решения.

8. Графическое представление результата решения и анализа — мощный фактор наглядности информации, необходимой для принятия решения.

В современной медицине никто не будет устанавливать диаг­ноз и выписывать лекарства, т. е. принимать решение, без ре­зультатов анализа. К сожалению, при принятии решений в экономике и технике так бывает далеко не всегда.

Мощным средством анализа является математическая модель. Не стоит покупать ружье, чтобы сделать только один выстрел. Нецелесообразно тратить время и средства на составление ма­тематической модели, чтобы по ней выполнить один единст­венный расчет.

Математическая модель, как мы уже говорили, является пре­красным средством получения ответов на широкий круг самых разнообразных вопросов, возникающих при принятии опти­мальных решений.

— При условных исходных данных

2. После получения оптимального решения

Параметрическим будем называть такой анализ, который заключается в решении задачи при различных значениях некоторого параметра. Примеры параметрического анализа приводятся в книге неоднократно.

Под структурным анализом будем понимать решение зада­чи оптимизации при различной структуре ограничений.

Многокритериальный анализ — это решение задачи по раз­ным целевым функциям.

Если исходные данные, используемые при решении зада­чи, зависят от соблюдения дополнительных условий, то такой анализ называется анализом при условных исходных данных.

Во вторую группу задач анализа — решения по заказу — входят задачи, целью которых является решение задачи оптимизации при заданных значениях: переменных, левых частей ограниче­ний, целевой функции.

Кроме анализа, выполняемого на этапе постановки задачи, мощным средством, помогающим принять решение, является анализ полученного оптимального решения.

Рис. 12. Схема процесса выработки решения с применением ЭВМ

41 Определение понятий целей и задачи см. в гл. 2 и 8.

42 Это набор характеристик для решения практических, но не исследовательских проблем.

43 Критерий — это основной признак, по которому одно решение выбирается из многих возможных

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 1336 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Назначение этапа:

– понять в целом ситуацию, описанную в задаче;

– выделить условия и требования;

– назвать известные и искомые объекты, выделить все отношения (зависимости) между ними.

Анализ задачи всегда направлен на её требование, т.е. на вопрос текстовой задачи.

Приёмы анализа содержания задачи:

  1. задать специальные вопросы и ответить на них:

Ø можно ли сразу ответить на вопрос задачи?

Ø что требуется найти в задаче?

Ø что означают те или иные слова в тексте?

Ø что в задаче неизвестно?

«По дороге в одном и том же направлении идут два мальчика. Вначале расстояние между ними было 2 км, но так как скорость идущего впереди мальчика 4 км/ч, а скорость второго 5 км/ч, то второй нагоняет первого. С начала движения до того, как второй мальчик догонит первого, между ними бегает собака со скоростью 8 км/ч. От идущего позади мальчика она бежит к идущему впереди, добежав, возвращается обратно и так бегает до тех пор, пока мальчики не окажутся рядом. Какое расстояние пробежит за всё это время собака?»

  1. перефразировка текста задачи:

замена данного в задаче описания некоторой ситуации другим, сохраняющим все отношения, связи, качественные характеристики, но более явно их выражающим.

Это достигается в результате

– отбрасывания несущественной, излишней информации;

Читайте также:  Как построить гистограмму через анализ данных

– замены описания некоторых понятий соответствующими терминами и, наоборот, замены некоторых терминов описанием содержания соответствующих понятий;

– преобразования текста задачи в форму, удобную для поиска плана решения.

Особенно эффективно использование данного приёма в сочетании с разбиением текста задачи на смысловые части.

Результатом перефразировки должно быть выделение основных ситуаций.

Переформулируем рассмотренную задачу:

Первая часть: «скорость одного мальчика 4 км/ч, а скорость догоняющего его второго мальчика 5 км/ч»

Вторая часть: «расстояние, на которое мальчики сблизились, 2 км.»

Третья часть: «время движения мальчиков – это время, в течение которого второй мальчик догонит первого, т.е. в течение которого второй мальчик пройдёт на 2 км больше, чем первый»

Четвёртая часть: «скорость, с которой бежит собака, 8 км/ч. Время движения собаки равно времени движения мальчиков до встречи»

Требование: «определить расстояние, которое пробежала собака»

  1. построение вспомогательной модели задачи:
объекты скорость время расстояние
1-й м. 2-й м. собака 4 км/ч 5 км/ч 8 км/ч ? ч. ? ч. одинаковое ? ч. ? км. ? км., на 2 км. больше 1-го м. ? км.

Ø схематический чертёж

8 км/ч

5 км/ч 4 км/ч

После построения вспомогательной модели необходимо проверить:

1)все ли объекты задачи показаны на модели;

2)все ли отношения между объектами отражены;

3)все ли числовые данные приведены;

4)есть ли вопрос (требование) и правильно ли он указывает искомое?

3.4. Приёмы поиска плана решения задачи и его выполнение.

II этап: Поиск и составление плана решения задачи

Назначение этапа:

– установить связь между данными и исходными объектами;

– наметить последовательность действий.

Приёмы поиска плана решения задачи:

  1. разбор задачи по текступроводится в виде цепочки рассуждений, которая может начинаться как от данных задачи, так и от её вопросов.

Ø при разборе задачи от данных к вопросу нужно выделить в тексте задачи два данных и на основе знания связи между ними (такие знания должны быть получены при выполнении первого этапа решения) определить, какое неизвестное может быть найдено по этим данным и с помощью какого арифметического действия. Считая это неизвестное данным, надо вновь выделить два взаимосвязанных данных, определить неизвестное, которое может быть найдено по ним, а также соответствующее арифметическое действие и т.д. пока не будет выяснено действие, выполнение которого приводит к получению искомого.

Проведём такой разбор по тексту задачи:

«На поезде, скорость которого 56 км/ч, турист проехал 6 ч. После этого ему осталось проехать в 4 раза больше, чем он проехал. Каков весь путь туриста?»

1) известно 6 ч. по 56 км/ч
можно узнать расстояние, которое поехал турист за 6 ч. 6 · 56 = 336 (км)
2) известно 336 км. в 4 раза меньше оставшегося
можно узнать расстояние, которое осталось проехать 336 · 4 = 1344 (км)
3) известно 336 км. и 1344 км.
можно узнать весь путь 336 + 1344 = 1680 (км)

Ø при разборе задачи от вопроса к данным нужно обратить внимание на вопрос задачи и установить (на основе информации, полученной при анализе текста задачи), что достаточно узнать для ответа на вопрос задачи. Для чего нужно обратиться к условиям и выяснить, есть ли для этого необходимые данные. Если таких данных нет или есть только одно данное, то установить, что нужно знать, чтобы найти недостающее данное (недостающие данные), и т.д. Потом составляется план решения задачи. Рассуждения при этом проводятся в обратном порядке.

  1. разбор задачи по вспомогательной моделиможет быть проведён по-разному, – в результате получаются различные арифметические способы её решения.

шапка

источник

Решение более или менее ответственных задач разумно начинать с анализа поставленной задачи. По этому вопросу имеется огромное количество источников, правда каждый из них ориентирован (явно или неявно) на специфику определенного класса рассматриваемых задач. В этом плане заслуживают внимания материалы проведенной в 2007 годунаучной конференции ТРИЗ-Саммит [62], где представлен достаточно широкий обзор подходов, показавших свою практическую эффективность при анализе изобретательских задач. Следование рекомендациям при рассмотрении таких сложных задач (с позиций потребности в интеллектуальных усилиях) — общепринято.

Для более же широкого класса задач методические рекомендации весьма общие и на практике (именно в силу их общности) им редко уделяют должное внимание: в простых случаях они как бы не важны сами по себе, в сложных ситуациях опытные исследователи фактически следуют им, сами не замечая этого (они как бы сами собой разумеются). Задача состоит в том, чтобы обратить на них внимание начинающих и научить разумно их использовать в каждой конкретной ситуации своей профессиональной деятельности. Ведь, по-существу, уже на этапе анализа поставленной задачи начинается процесс ее решения и заключается он в снятии ряда неопределенностей, которые обычно присутствуют в исходной постановке. Дело в том, что появление задачи – есть констатация наличия некоторой неопределенности между тем, что дано и тем, что требуется определить. Снятие этой неопределенности и является, по-существу, целью решения задачи, и этот процесс начинается еще на этапе уяснения задачи. Уже здесь, в частности, определяется сфера доминирования (какая область и какие ее аспекты рассматриваются), обеспечивается единство языка постановки задачи и рассматриваемой предметной области (уже здесь часто необходима интерпретация используемых терминов) и другие.

В ходе уяснения задачи, как минимум приходится реализовать следующие шаги. Во-первых, необходимо уяснить: понятны ли в данном контексте использованные в постановке термины и язык в целом. К сожалению, под одними и теми же терминами очень часто понимаются разные объекты. Поэтому будет полезным обращение к соответствующим словарям (тезаурусам) и современным базовым работам по данной тематике. Следует уточнить, о каком именно объекте идет речь, и какова точка зрения, с которой он рассматривается, что также будет способствовать адекватному пониманию использованной лексики.

Во-вторых, проводится уяснение цели: что же по существу требуется найти. Следует помнить, что цель данной системе формулируется в надсистеме и в ее интересах. Типичным является случай, когда вместо определения значений некоторых параметров, обеспечивающих экстремальное значение критерия, целью обозначается поиск его экстремального значения. Например, в задаче о построении оптимального по прибыли плана целью иногда называют величину наибольшей прибыли, вместо того, чтобы искать пути (план) достижения этой прибыли.

В-третьих, уточнение заданных условий. Речь идет об интерпретации приведенного описания, возможных уточнениях и предположениях, которые в тексте задания заданы неявно или недостаточно четко обозначены. Более того, в целом ряде случаев субъект вынужден самостоятельно принять и зафиксировать дополнительные ограничения или допущения необозначенные в постановке, например: «потерями в линии электропередачи пренебрегаем» или «зависимость параметра от параметра принимается линейной», «трение воздуха не учитываем» и т.п. Именно в выявление реально существующих связей между элементами системы и в последующей их формализации лежит ключ к успеху решения большинства задач математического моделирования.

Первое, что приходит в голову после анализа рассматриваемой задачи, решалась ли такая задача ранее. В настоящее время этот этап в значительной мере реализуется в результате поиски соответствующей информации с помощью Интернет. Однако, и в этом случае каждый раз реализуется один из следующих случаев [63]:

· задача новая, ранее не в такой форме не рассматривалась;

· задача формулировалась, но решение не получено;

· задача решалась и решена, но при несколько иных условиях и допущениях;

· задача решена, причем может иметь несколько решений.

В каждой из этих ситуаций приходится действовать несколько по-разному. Проблемным, правда, всегда остается вопрос о полноте проведенного поиска (никогда нет уверенности в том, что ситуация именно такая). Но в реальной действительности когда-то прекратить поиск все же приходится, следует классифицировать сложившуюся ситуацию и предпринимать соответствующие дальнейшие действия.

В процессе анализа задачи существенную помощь может оказать классификация постановок задач. Приведем, следуя [64], описание наиболее характерных типов постановок задач.

Цель решения задачи — нахождение одного из допустимых вариантов решения. Каждое решение X допустимо, если отвечает некоторой совокупности внутренне сбалансированных и непротиворечивых целевых ограничений и ограничений по ресурсам. Цели здесь могут выражаться в виде специальных ограничений типа «быть не менее чем. » или твердых заданий «быть равным . «. Они лишь косвенно выражают приоритет вариантов и направление устремлений. Например, требуется сформировать учебный план неполной средней школы. В рамках этой проблемы может быть задана следующая задача: за восемь первых лет обучения в школе на математику необходимо выделить не менее 1500 часов учебного времени и непременно изучить методы решения квадратных уравнений за 20 часов.

Математическая запись такого рода постановок может быть следующей: определить при ограничениях

— целевые ограничения,

— ресурсные ограничения.

Результатами формализации постановок типа А являются: модели прямого вычисления (вычисления по формулам, решение систем уравнений и неравенств), модели баланса, модели прогнозирования и др, что позволяет получать оценки некоторых характеристик, описывать состояние и поведение объектов исследования.

Эти постановки формулируются как требование максимизации (минимизации) некоторых характеристик объекта исследования, которые выступают в качестве критериев оценки и отбора вариантов. Цель — определить некоторую совокупность показателей обеспечивающую экстремальное значение критериальной функции (поэтому задачи, имеющие постановку такого типа, называются оптимизационными). Множество допустимых вариантов решения задается системой ограничений, как требование принадлежности некоторому допустимому множеству D. Таким образом, математическая запись постановок задач типа В может быть следующей:

½

½ ,

где – целевая функция; –область допустимых решений.

Подобные математические модели предписывают норму поведения объекта и относятся к моделям нормативного типа. Решив подобную математическую задачу, получают вполне определенный и наилучший в смысле принятого критерия план действий.

Если требования экстремизации относится к нескольким характеристикам, то говорят о векторной (многокритериальной) оптимизации. Например, требуется разработать план подготовки в условиях заочного обучения (D) за самый короткий срок (T) специалистов с наивысшим в данной области образованием V и с наименьшими затратами средств W, т.е.

Однако вся совокупность этих требования, как правило, противоречива, а с математической точки зрения их одновременное выполнение абсурдно. Так явно противоречивы требования минимизации сроков и затрат при подготовке специалистов наивысшего качества. Существуют различные приемы изменения противоречивых постановок с целью их дальнейшей формализации и применения математических методов решения задачи, однако прямое решение задач многокритериальной оптимизации наталкивается на принципиальные трудности.

Это наиболее общий вид задач поиска решения встречающийся в целенаправленной деятельности людей. В постановках такого типа дают развернутую формулировку целей и обычно не привязываются к структуре выделяемых ресурсов. Цели могут последовательно конкретизироваться вплоть до введения целевых нормативов (как в постановках типа B), однако цели и критерии в этом типе постановок разделены. Тогда оценка качества решения осуществляется путем вычисления отклонения выбранных показателей от этих нормативов. Если же интересующие показатели просто перечислены, то постановка становится похожей на постановку типа A. Целевые нормативы могут быть как-то ранжированы или даже взвешены. В последнем случае постановка C внешне будет походить на постановку типа B. Постановки задач тапа С претендуют на высшую степень адекватности, однако нахождение их эффективных решений — дело будущего.

Сравнивая типы постановок, можно сказать следующее. Постановки типа A обычно предназначены только для решения вопросов анализа и прогноза. Постановки типа В приводят к весьма жестким моделям, правда решение в этом случае получается наилучшим в смысле принятых критериев и ограничений. Разделение целей и критериев оценки вариантов решений в постановках типа C позволяет получать более гибкие модели способные адаптироваться к существенным изменениям условий задачи.

Читайте также:  Хгч на каком сроке сдать анализ

Примечание. Как всегда на практике, чаще всего встречаются некоторые гибриды такого рода схем, и приходится, либо с целью подгонки под какую-то схему вводить в постановку задачи некоторые дополнительные условия (или уточнять свою интерпретацию), либо мучительно формировать собственный подход к ее решению. Здесь важно понимать, что каждую задачу в данной форме кто-то сформулировал. Поэтому как именно поставлена задача, а, следовательно, и какие использовать для ее решения методы моделирования зависит от исследователя, его целей, знаний и возможностей. В этой связи следует различать ситуации, когда формирование (обсуждение, корректировка) постановки задачи и ее решение строго разделены или связаны между собой, в том числе и обратной связью.

Приведем два простейших примера.

Задача 1. Определить дальность полета предмета, выпущенного под известным углом к поверхности земли с заданной начальной скоростью .

Проанализируем эту задачу. Поскольку иной информации в задании нет, то будем предполагать идеальный случай: поверхность земли плоская, предмет летит в плоскости перпендикулярной поверхности, сопротивление воздуха не учитывается, размерами предмета можно пренебречь, предмет выпущен с уровня земли (все эти предположения непосредственно не следуют из постановки задачи и приняты нами, как дополнительные). Предмет брошен по некоторым углом, поэтому его движение, осуществляемое по некоторой траектории, удобно представить в виде разложения на два слагаемых: на горизонтальное движение и движение вертикальное. Заметим, что нам требуется определить расстояние, которое пролетит предмет по горизонтали.

При сделанных предположениях горизонтальное движение (в соответствии с первым законом Ньютона) есть прямолинейное движение с постоянной скоростью. Поэтому за время по горизонтали предмет пролетит расстояние . Если считать, что предмет брошен в момент времени , то это расстояние есть величина Эта формула показывает, что движение в горизонтальном направлении может продолжаться сколь угодно долго. Однако этого не происходит, почему?

Мы можем наблюдать, что вначале предмет поднимается на некоторую высоту, а затем падает вниз. Когда он достигнет уровня земли, то, очевидно, закончится его движение и в горизонтальном направлении. Таким образом, предмет продолжает свое движение в горизонтальном направлении только до тех пор, пока он не опустится на землю (обозначим время полета через ). Следовательно, предмет пролетит расстояние . Задача будет решена, если найдем время приземления предмета (остальные компоненты и заданы).

В вертикальном направлении движение предмета определяют две составляющие: восходящий вертикальный компонент броска направленный вверх и нисходящий компонент, обусловленный силой тяжести. Пролетаемое расстояние вверх (по аналогии с горизонтальной составляющей) описывается формулой ). Поэтому за время предмет мог бы пройти расстояние .

Движение вниз является равноускоренным (движение свободного падения), поэтому за время , предмет мог бы пролететь вниз расстояние . Предполагается, что предмет выпущен с уровня земли и закончит свое движение на этом же уровне. В этой связи в любой момент времени выполняется условие или . Отсюда можно найти время полета предмета . Оно равно . За это время в горизонтальном направлении предмет пролетит искомое расстояние .

Решение удалось получить в общем виде – искомая величина связана с заданными параметрами по формуле . Эта формула может рассматриваться, как математическая модель протяженности движения предмета, подброшенного под углом к горизонту (правда при сделанных допущениях). Следовательно, она справедлива при различных значениях возможных параметров. Именно в этом сила получаемых аналитических решений, подставляя соответствующие значения параметров, получаем решение соответствующей задачи. Например, если угол бросания равен и начальная скорость , то предмет пролетит расстояние (где ускорение свободного падения принято равным ).

Задача 2. Проектируется канал оросительный системы, имеющий прямоугольное сечение площадью . Каковы должны быть размеры сечения, чтобы для облицовки стен и дна канала потребовалось наименьшее количество облицовочного материала?

По-видимому (это первое наше предположение), количество требующегося облицовочного материала (обозначим его через ) пропорционально некоторому коэффициенту , определяющему расход материала на единицу площади, и суммарной площади (стен и дна) канала , т.е. . В постановке явно не указано, но можно предположить (это второе наше предположение), что сечение канала одинаково на всем его протяжении. Поэтому подлежащая облицовке площадь равна произведению длины канала и длине периметра его сечения. Следовательно, , где — высота, — ширина сечения канала – искомые величины. Именно изменение этих величин и позволяет (в соответствии с условиями задачи) менять объем облицовочного материала. Стремление минимизировать расход облицовочного материала запишем в следующем виде

В соответствии с постановкой задачи сечение канала представляет собой прямоугольник с площадью . Эти сведения позволяют связать размеры его сторон следующим образом . В итоге проведенные рассуждения приводят к следующей задаче:

определить значения параметров и при условиях

(1)

(2)

если (3).

В данном случае условие (3) — третье наше предположение — кажется тривиальным, однако оно не является лишним, и в более сложных задачах такого типа условия могут играть принципиальную роль.

Сравним формулировку задачи (1) — (3) с исходной. Если последняя есть задача, сформулированная на естественном языке (и является, по-существу, вербальной моделью), то запись (1)-(3) является чисто математической задачей и может рассматриваться как математическая модель нормативного типа.

Ход решения такого типа математической задачи должен быть известен даже школьникам. Используя (2), выразим параметр через , т.е. и подставим его в (1). Имеем

(4)

Для определения значений параметра , при котором выполняется условие (4) необходимо продифференцировать по (именно этот параметр варьируется), и полученный результат приравнять нулю. В итоге для нахождения получаем следующее уравнение . Единственное, физически реализуемое решение которого, есть . Таким образом, ответом задачи являются значения следующие размеры прямоугольного сечения: высота и ширина .

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9434 — | 7321 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Цель – это то, ради чего собственно и проводится научное исследование. Чтобы определить ее правильно, для начала нужно хорошо ознакомиться с темой курсовой работы. Зачастую тематика известна студенту заранее, и в ней уже есть подсказка, какой будет цель анализа.

Курсовая работа представляет собой индивидуальное объемное задание, которое получает каждый студент, и в нем содержится теоретическая и практическая части. В структуре научного труда, как правило, одной из главных составляющих является введение, в котором как раз необходимо отразить правильную, грамотно построенную цель. Сейчас мы будем разбираться, как запросто это сделать.

Цель представляет собой конечный результат, к которому нужно стремиться. От нее напрямую зависит построение задач и написание всего научного проекта.

Сформулировать цель можно как процесс или действие. Начать следует примерно с таких слов:

  • Цель исследования – это анализ показателей.
  • Рассмотреть.
  • Определить влияние.
  • Изучить.
  • Выявить и т.д.

Таким образом, студент должен иметь четкое представление, чего он хочет добиться своим исследованием.

Если вы не уверены, что сами справитесь с заданием, всегда можете обратиться за помощью к профессиональным авторам и заказать курсовую работу.

Формулировать цель необходимо, опираясь на тему научного проекта и его актуальность. Причем если задание связано с изучением теоретических данных, в таком случае она должна содержать рассмотрение разнообразных источников и анализ точек зрения нескольких авторов.

Если в курсовой работе предусматривается практическое решение задач, тогда упор нужно сделать на собственное размышление, определить для себя главную цель и решать задачи с помощью конкретных методов.

Зачастую в исследование входит и практическая, и теоретическая часть. При этом целей может быть несколько, и они должны быть обоснованными. От того насколько грамотно вы их сформулируете, будет зависеть направление исследования и методы решения задач.

Чтобы упростить вам задачу, мы решили привести примеры, на основании которых легче будет сформулировать собственную цель.

Тема курсовой работы: «Характеристика сети Internet». Тогда цель может звучать следующим образом: «Характеристика понятия «Internet» и анализ принципов работы глобальной сети».

Тема курсовой по экономике: «Период инфляции в условиях экономической нестабильности». Соответственно цель может быть такой: «Изучение инфляции и рассмотрение ее в качестве социально-экономического процесса в период нестабильности».

Курсовая по психологии: «Психологическое развитие детей в дошкольном возрасте». Цель формулируется таким образом: «Рассмотрение влияния разнообразных факторов на психоэмоциональное развитие дошкольников».

Главная цель курсовой работы, реферата, диссертации, дипломного проекта – это развитие у студентов навыков самостоятельного исследования и предоставления проанализированного материала в форме научно-статистического отчета, а также умение изложить свой труд аудитории коллег.

Приведем для наглядности еще несколько образцов. В случае теоретической направленности научного исследования целью курсовой работы выступает:

  • Обзор научной и научно-популярной литературы.
  • Изучение разнообразных позиций заслуженных учёных и авторов.
  • Детальное рассмотрение полученных данных по изучаемой проблеме.

Если работа имеет исключительно практическую значимость, тогда цель рассматривается как:

  • Выявление прикладной пользы исследования.
  • Доказательство или отрицание приводимых гипотез.
  • Поиск решения конкретных задач определёнными способами.

Как писать цель курсовой работы, мы выяснили. Теперь разберем еще один не менее важный блок.

Задачи для научного проекта составляют на основе содержания. Они необходимы для того, чтоб упростить достижение намеченной цели.

Таким образом, студент составляет план, которому нужно придерживаться на протяжении всего исследования.

Однако если вы сомневаетесь, что справитесь самостоятельно, то можете обратиться за помощью к профессиональным авторам и заказать готовую курсовую работу.

Напишите цель и задачи курсовой работы в тесной взаимосвязи. При этом поставленных пунктиков может быть очень много. Все зависит от объема исследования и достигаемых целей. Помните, что любая сформулированная задача должна приближать к намеченной цели. Чтобы грамотно это сделать, лучше описать предстоящие шаги до того, как вы начнете исследование.

Для наглядности будем использовать те же темы, что и выше.

Задачи для темы «Характеристика сети Internet» формулируются следующим образом:

  • Дать определение понятию «Глобальная сеть».
  • Перечислить достоинства использования Internet.
  • Выявить отрицательные качества глобальной сети.
  • Установить по каким принципам работает Internet.

Задачи по теме «Период инфляции в условиях экономической нестабильности» звучат так:

  • Объяснить причины появления инфляции.
  • Перечислить особенности инфляции в качестве макроэкономического процесса ХХ века.
  • Привести анализ особенностей современных инфляционных процессов.

Задачи по теме: «Психологическое развитие детей в дошкольном возрасте»:

  • Сделать анализ психологического состояния дошкольников, растущих в различных бытовых условиях.
  • Установить причины психоэмоциональных отклонений у детей.
  • Перечислить особенности психоэмоционального состояния у детей дошкольного возраста.
  • Исследовать методы развития дошкольников.

Теперь у вас есть общее представление того, как составить цель курсовой работы. Мы всегда поможем с выполнением задания, если вам не хватает времени или просто не хочется глубоко погружаться в учебные знания, поиск научных лекций и необходимого материала. Предлагаем не тянуть и сразу заказать готовую курсовую работу, чтоб получить отличную оценку!

источник

Основное назначение этого этапа — понять в целом ситуацию, описанную в задаче; выделить условия и требования; назвать известные и искомые объекты, выделить все отношения (зависимости) между ними.

Читайте также:  Медицинская книжка какие должны быть анализы

Производя анализ задачи, вычленяя ее условия, мы должны соотносить этот анализ с требованиями задачи. Другими словами, анализ задачи всегда направлен на ее требования.

Известно несколько приемов, которые можно использовать при анализе задачи.

Разобраться в содержании задачи, вычленить условия и требования можно, если задать специальные вопросы и ответить на них.

О чем задача, т.е. о каком процессе (явлении, ситуации) идет речь в задаче, какими величинами характеризуется этот процесс?

Что требуется найти в задаче?

Что обозначают те или иные слова в тексте задачи?

Что в задаче известно о названых величинах?

Рассмотрим задачу: «По дороге в одном и том же направлении идут два мальчика. Вначале расстояние между ними было 2 км, но так как скорость идущего впереди мальчика 4 км/ч, а скорость второго 5 км/ч, то второй нагоняет первого. С начала движения и до того, как второй мальчик догонит первого, между ними бегает собака со скоростью 8 км/ч. От идущего позади мальчика она бежит к идущему впереди, добежав, возвращается обратно и так бегает до тех пор, пока мальчики не окажутся рядом. Какое расстояние пробежит за все это время собака?».

Воспользуемся указанным приемом.

Задача о движении двух мальчиков и собаки. Оно характеризуется для каждого из участников движения скоростью, временем и пройденным расстоянием.

Что требуется найти в задаче?

В задаче требуется найти расстояние, которое пробежит собака за все время от начала движения, пока мальчики не окажутся рядом, т.е. второй не догонит первого.

Что в задаче известно о движении каждого из его участников?

— В задаче известно, что: а) мальчики идут в одном направлении; б) до начала движения расстояние между мальчиками было 2 км; в) скорость первого мальчика, идущего впереди, 4 км/ч; г) скорость второго мальчика, идущего позади, 5 км/ч; д) скорость, с которой бежит собака, 8 км/ч; е) время движения, когда расстояние между мальчиками было 2 км, до момента встречи.

В задаче неизвестно время, за которое второй мальчик догонит первого, т.е. неизвестно время движения всех его участников. Неизвестно также, с какой скоростью происходит сближение мальчиков. И неизвестно расстояние, которое пробежала собака, — это требуется узнать в задаче.

Что является искомым: число, значение величины, вид некоторого отношения?

Искомым является значение величины – расстояния, которое пробежала собака за время от начала движения мальчиков до момента встречи.

Большую помощь в осмыслении задачи оказывает другой прием – перефразировка текста задачи. Он заключается в замене данного в задаче описания некоторой ситуации другим, сохраняющим все отношения, связи, качественные характеристики, но более явно их выражающим. Это достигается в результате отбрасывания несущественной, излишней информации, замены описания некоторых понятий соответствующими терминами и, наоборот, замены некоторых терминов описанием содержания соответствующих понятий; преобразование текста задачи в форму, удобную для поиска плана решения.

Особенно эффективно использование данного приема в сочетании с разбиением текста на смысловые части.

Результатом перефразировки должно быть выделение основных ситуаций.

Поскольку в задаче, рассмотренной выше, речь идет о движении, ее можно перефразировать следующим образом:

«Скорость одного мальчика 4 км/ч, а скорость догоняющего его второго мальчика 5 км/ч (это первая часть). Расстояние, на которое мальчики сблизились, 2 км (вторая часть). Время движения мальчиков – это время, в течение которого второй мальчик догонит первого, т.е. в течение которого второй мальчик пройдет на 2 км больше, чем первый (третья часть). Скорость, с которой бежит собака, 8 км/ч. Время движения собаки равно времени движения мальчиков до встречи (четвертая часть). Требуется определить расстояние, которое пробежала собака».

Перефразированный текст часто бывает полезно записать в таблице.

Например, рассматриваемую задачу можно записать с помощью таблицы такого вида:

источник

Любой научный труд (дипломная и курсовая работа, реферат или проект) начинается с введения. Это самый важный компонент, на который обращается повышенное внимание при проверке.

В свою очередь введение делится на несколько составных частей, среди которых, помимо актуальности, объекта и предмета исследования, присутствуют цель и задачи. Многие учащиеся сталкиваются с трудностями при выявлении и оформлении этих пунктов, а ведь именно на них опирается всё исследование, изложенное в научной работе.

Часто встречаются такие ошибки, когда цели и задачи во введении курсовой работы или диплома меняются местами или настолько крепко переплетаются, что сливаются в единое целое. Чтобы не допускать подобных погрешностей при написании дипломной работы, важно чётко знать правила оформления целей и задач.

Главное правило при поиске цели и задач работы заключается в том, что цель только одна, у научного труда не может быть несколько целей. При этом она делится на несколько задач, которые раскрывают её и отвечают на вопрос, каким образом автор исследования собирается прийти к желаемому результату.

Что касается расположения этих элементов, то в научной среде существует несколько вариантов. Допускается их размещение сразу после проблематики или чуть ниже, после объекта (субъекта) исследования. Чтобы прояснить сомнения, необходимо обговорить этот вопрос с научным руководителем, поскольку в введении не бывает мелочей.

Отголоски оформленных цели и задач доносятся до заключения, когда автор научного труда делится выводами, удалось ли ему прийти к намеченному результату. Следует помнить, что заключение отражает введение, благодаря чему создаётся определённая симметрия исследования.

Цель научной работы отображает её суть и объясняет, ради чего было решено изучить выбранный объект. Это своеобразный прогноз заключения, то есть цель раскрывает ожидания автора от своих исследований. Важно уверенно изложить значимость ожидаемого результата, его пользу для общества.

В зависимости от выбранной темы у исследования может быть одна из следующих целей:

  • Подробное изучение и анализ какой-либо проблемы;
  • Разработка методов решения проблемы;
  • Поиск возможностей по улучшению функционирования проблемной сферы;
  • Сбор теорий о данной проблеме, их анализ с последующим одобрением или опровержением.

При формулировке цели помогут следующие шаблоны:

  • Цель исследования заключается в разработке проекта;
  • Цель работы – анализ проблемы и поиск вариантов её решения;
  • Цель дипломной/курсовой работы – определение взаимозависимости между двумя изучаемыми факторами;
  • Цель работы – описание, характеристика и анализ нового явления.

В научных работах также допускается краткая формулировка цели, например:

Цель работы: Выполнить анализ существующей проблемы.

Важно помнить, что тема научного труда тесно связана с его целью, поэтому эти два компонента практически совпадают. Достаточно слегка изменить тему работы, чтобы получить готовую и ёмкую цель. Ещё один помощник при формулировке цели – проблема исследования. Это тоже часть введения, и она описывает изучаемую проблему, а пути её решения уже предлагают цель и задачи.

При оформлении курсовой работы необходимо чётко и понятно сформулировать цель, избегать общих фраз и абстрактных утверждений. Для этого нужно мыслить конкретно и ещё на этапе введения определиться: поможет ли научный труд решить изучаемую проблему. Если ответ утвердительный (а в иных случаях даже нет необходимости приступать к работе), то цель представляется как выход из затруднительной ситуации.

Если цель во введении магистерской диссертации или дипломной работы может быть только одна, то количество задач варьируется от 3 до 6. Каждая из них отображает шаги, выполняя которые, автор планирует реализовать свой изначальный замысел. Можно ориентироваться на такую маленькую хитрость: каждая глава в основной части выполняет одну или несколько конкретных задач. Поэтому рекомендуется окончательно оформлять введение, а вместе с ним цель и задачи, уже после завершения основной части научного труда. Тогда на основе информации в главах не составит труда перечислить задачи. Расставлять их следует в таком порядке, чтобы каждая последующая подводила к цели ближе, чем предыдущая. Например, если целью выбран поиск доказательства какого-либо утверждения, то задачи должны всё ближе к нему подходить.

Задачи принято формулировать пронумерованным списком, в котором перечислены глаголы в неопределённой форме. Следующие шаблоны помогут при формулировке задач:

  • Изучить специфику проблемы;
  • Охарактеризовать явление;
  • Изучить имеющиеся сведения о проблеме;
  • Проанализировать деятельность;
  • Систематизировать имеющиеся теории;
  • Выявить сходство и различия изучаемых проблем;
  • Раскрыть сущность нового явления;
  • Разработать методы решения изучаемой проблемы.

Примеры часто встречающихся ошибок помогут их избежать.

  • Цель и задачи не связаны ни с темой, ни с проблематикой. Это может быть связано с невнимательностью или спешкой при подготовке этих элементов. Бывают также случаи, когда в процессе корректировки вместе с руководителем текст основной работы полностью меняется, но введение не поспевает за правками. Вот почему после всех изменений текста следует ещё раз проверить введение на предмет соответствия каждого его элемента основной части труда.
  • Задачи не соответствуют цели. Порой сложно подобрать такие задачи, которые бы в точности проистекали из заданной цели. Чтобы избежать эту ошибку, нужно задать себе первый вопрос: «Чего я хочу добиться своей работой?» (так формируется цель) и второй вопрос: «Как я могу достичь желаемого результата?» (Из перечисления этапов на пути к цели и формируются задачи).
  • Цель и задачи сформированы нечётко, слишком абстрактно. Тогда непонятно, каков желаемый результат научного труда. Чтобы избежать этой ошибки, нужно избегать многословия при формулировке этих элементов, а лаконично выражать самую суть.
  • Задачи повторяют цель, только другими словами. Нужно помнить, что задачи – это составные части цели, поэтому они не могут её дублировать.
  • Неверное количество задач. Одной или двух задач недостаточно, чтобы реализовать цель. С другой стороны, переизбыток шагов тоже бывает лишним. Оптимальное количество задач: 3-6, а точное их количество лучше обговорить с научным руководителем.

Следующие примеры помогут сформулировать эти важные компоненты студенческой работы.

Тема работы: «Изучение теорий о появлении жизни на Земле»

Цель: Изучение, сравнение и анализ существующих теорий о появлении жизни.

  1. Изучить научные труды, содержащие различные теории о появлении жизни;
  2. Сравнить и проанализировать полученные здания;
  3. Проследить хронологию появления разных теорий и их эволюцию с течением времени;
  4. Найти подтверждение или опровержение изучаемым теориям.

Тема работы: «Организация кредитования физических лиц»

Цель работы заключается в анализе существующей организации кредитования физических лиц из разных слоёв населения.

Из поставленной цели исходят следующие задачи:

  1. Изучить теоретические данные о кредитных операциях для физических лиц;
  2. Проанализировать текущую ситуацию кредитования физических лиц;
  3. Найти проблемы, связанные с кредитованием различных физических лиц;
  4. Разработать методы решения обнаруженных проблем для совершенствования системы кредитования.

Тема работы: «Разработка имиджевой деятельности компании»

Цель работы: Анализ имиджевой деятельности компании и предложение её расширения

  1. Изучить историю и процесс создания имиджа компании;
  2. Ознакомиться с основными компонентами имиджевой деятельности компании;
  3. Ознакомиться с имиджевой деятельностью конкурирующих компаний в этом же секторе;
  4. Разработать дополнительные компоненты имиджевой деятельности компании.

Парадокс цели и задач студенческой работы заключается в том, что эти элементы занимают небольшой объем в введении, но на их выявление и формулировку может уйти масса времени. Необходимо приложить максимальные усилия в подготовке этой части работы, поскольку именно от верной и корректной формулировки введения зависит успех реферата или диплома. Если возникают сложности на этом этапе, обязательно следует обратиться за консультацией к куратору.

источник