Меню Рубрики

Как можно научиться делать анализ

Понять, о чем думает человек, ощутить его чувства и настроение, может быть действительно непросто. Без определенных знаний и навыков, скорее всего, у вас не получиться этого сделать. Но, есть некоторые действенные методы, которые помогут вам понять, как научиться анализировать людей, понимать их и видеть человека в целом, как личность.

Во-первых, вы должны начать с самого себя. Вы должны осознать, кем являетесь на самом деле. Это может быть самым сложным для человека — понять себя. Чего вы хотите от жизни? К чему стремитесь и чего хотите достигнуть? Какие у вас есть положительные стороны, а над чем еще нужно работать? Если вы сможете понять себя, вы уже сделаете большой шаг к тому, как научиться анализировать людей.

Мы все социальные существа, и у каждого есть основные потребности. Это безопасность, потребность в общении, самореализация, физиологическая потребность и социальная — кем мы являемся в обществе. Как только вы поймете основные потребности человека, вы сможете лучше его понять. Далее обратите внимание на его характер. Какова природа человека, которого вы пытаетесь проанализировать? Как это определить? Обратите внимание на то, что он делает. По тому, что человек делает, можно многое рассказать о его характере. Чтобы проанализировать человека, вы должны задать себе пару вопросов:

  • Что побуждает человека заниматься его деятельностью?
  • Имеет ли он или она активную общественную жизнь?
  • Что нужно этому человеку, и в чем он нуждается?

Когда вы зададите себе эти вопросы, то сможете прийти к определенному выводу. Если человек активен в обществе, это может означать, что он заботится о других людях, и является социально активным. Например, у меня есть знакомый, который поддерживает несколько благотворительных организаций и помогает людям. Его социальная жизнь вращается вокруг помощи другим людям. У него много друзей и очень активная общественная жизнь. Делает он все искренне и от чистого сердца. Значит у этого человека добрая душа. Он всегда готов прийти на помощь, и является достаточно осознанной личностью. Он понимает, что в нашем мире важны не только деньги, власть и признание, а и много других человеческих ценностей.

Для того, чтобы научиться анализировать людей, нужно обращать внимание на некоторые мелочи. О чем говорит человек, которого вы хотите прочитать? Он рассказывает о своих проблемах или пытается больше узнать о вас и искренне интересуется вами? Следите за его манерой общения. Он ведет себя уверенно и общается открыто, либо ему не комфортно вести с вами диалог, и он не знает что сказать? По тому, как человек общается, можно многое сказать о его личности. Уверенные и самодостаточные люди говорят спокойно и осмысленно. А если человек торопится и перепрыгивает с фразы на фразу, значит что-то скрывает, либо ему с вами просто не интересно.

Следующий способ, как научиться анализировать людей — это обращать внимание на язык тела человека. Это поможет вам увидеть его внутреннее настроение и состояние. Люди, у которых в жизни все хорошо, они радостны и счастливы, как правило, ходят и ведут себя достаточно бодро. Они очень активны и просто излучают энергию. Противоположность этому, люди, которые ходят с поникшим взглядом и опущенной головой. Они ведут себя застенчиво и скрытно. У таких людей, как правило, нет своего собственного мнения и они являются интровертами.

Если человек кажется вам негативным, значит он не смог чего-то достигнуть и его жизнь складывается не лучшим образом. Когда наши основные потребности не удовлетворяются, мы можем реагировать на это различными способами. Один из них — это становится злым и агрессивным человеком. Проследите за тем, является ли этот человек одиночкой или у него есть определенный круг общения? Если человек общается с двумя-тремя знакомыми, есть вероятность, что он чувствует себя комфортно с ними по определенной причине. У нас есть склонность любить людей, которые больше похожи на нас.

Когда человек общается с большим количеством людей, можно предположить, что он открытый и коммуникабельный. А если он находится внутри себя и мало общается, есть вероятность, что он не чувствует необходимости коммуницировать с другими людьми. Почему человек не хочет общаться с кем-то? Для этого может быть несколько причин. Одна из них заключается в том, что человек может не чувствовать, что принадлежит к этим людям. Другая причина может быть из-за его социального страха.

Есть некоторые причины, из-за которых человек ведет себя определенным образом или делает что-то. Вы сможете больше узнать о человеке, если будете искренне им интересоваться. Когда вы поймете, каковы мотивы и цели человека, вам будет намного проще его анализировать. Да, не все люди будут открытыми с вами. Но даже в том случае, когда человек будет уходить от вопросов, можно будет сделать вывод, что он является скрытным и боится показать свое истинное я.

Для того, чтобы научиться анализировать людей, нужно знать и понимать их культуру. Человек может вести себя определенным образом, потому что его культура отличается от вашей. Когда вы пытаетесь проанализировать кого-то, важно обратить внимание на то, где он родился. Когда вы немного больше узнаете о том, откуда человек, вы сможете иметь некое представление о его личности, манере общения и поведении.

Больше общайтесь с человеком, задавайте вопросы и следите за его поведением. После того, как вы поймете, почему он так общается и ведет себя, вы сможете собрать все это и сделать предположение о его характере и личности. Как только вы поймете характер и мотивы человека, вы сможете предсказать его поведение в будущем. Конечно, вы не сможете анализировать людей, как психологи или психиатры. Тем не менее, вы будете иметь общее представление о человеке, и поймете для себя, стоит с ним поддерживать связь или нет. Главное не судите людей слишком строго. Когда вы пытаетесь понять человека, делайте это с открытым сердцем и благими намерениями.

источник

Ученики 5−11 классов учатся делать анализ художественного произведения. В средних классах он имеет упрощённую форму, в старших — более сложную. Чтобы ты не путался и знал, как готовиться к уроку по литературе, мы решили подготовить универсальный план анализа произведения. Смотри на примере романа «Отцы и дети», как это нужно делать.

Перед чтением художественного произведения советуем просмотреть все пункты, по которым необходимо его анализировать. Так ты сможешь по ходу отыскивать ответы на необходимые пункты: описания героев, их реплики, цитаты и тому подобное. Тебе будет проще ориентироваться на уроке, если оформишь данные в таблицу-подсказку. Для удобства также пометь в тетради страницы с важными мыслями или сделай стикеры-закладки в самой книге. Также заглядывай в статьи с критикой по произведению. В них ты найдёшь много подсказок по всем пунктам анализа художественного произведения. Бери критику за основу, а затем найди подтверждения фактов в тексте. Но не стоит полностью полагаться на чужое мнение. Если ты добавишь собственные рассуждения, хорошая отметка тебе обеспечена.

Смотри пример краткого анализа романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», построенный на основе критики в учебнике 10 класса, материалов на сайтах literaguru.ru и obrazovaka.ru .

Начиная анализировать роман, изучи факты из биографии автора, связанные с созданием произведения. Отследи связь с исторической эпохой и обязательно узнай о значении книги в творчестве автора. Эти сведения помогут тебе понять задумку писателя, а также проблематику и идею романа. Без такой информации сложно построить доказательную базу.

Найди таблицу с признаками разных литературных жанров и по ней определи, к какому из них относится наше произведение. Признаки, которые помогут это сделать: объём, количество сюжетных линий и проблематика, продолжительность действия, языковые средства и многое другое.

В названии произведения чаще всего скрывается и его смысл. Это своего рода подсказка или намёк, о чём будет идти речь в произведении.

Тема — это то, о чём говорится в произведении, идея — суть, которую хотел донести автор до читателя. А проблематика — совокупность проблем произведения, которые волнуют писателя. Разберём на примере.

Сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном произведении, своего рода его схема. Включает экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, иногда — пролог и эпилог. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения). Поэтому, когда читаешь текст, отметь себе эту схему.

В этом пункте важно ответить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными героями. Обсудить особенность их имён, поступки и мотивацию, характерные детали их внешности, взаимоотношения с другими персонажами. Обратить внимание на самохарактеристику героев и авторское отношение к ним, способы его выражения. Здесь главное подтверждать свои мысли цитатами из текста.

Примерно по такому принципу стоит проанализировать каждого персонажа.

Композиция — это построение произведения, деление текста на части. Но не бездумное дробление, а в соответствии с задумкой автора. В этом пункте необходимо обратить внимание на прологи, эпилоги, посвящения и их смысл. Отметить, есть ли вставные эпизоды и лирические отступления, эпиграф. Здесь полагайся на свою внимательность.

Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта. Поэтому, читая произведение, старайся подмечать подобные характеристики.

Для ответа на этот пункт загляни в литературный словарь в конце учебника. Там наверняка есть определения многих художественных средств и приёмов: эпитеты, сравнения, метафоры и другие. Не ленись заглянуть и вспомнить самые распространённые из них, чтобы найти потом в тексте.

Если в предыдущем пункте анализируются художественные приёмы, то в этом — языковые средства (лексические единицы, синтаксические конструкции, виды речи и так далее).

Анализ художественного произведения — непростое дело. В школе ты работаешь вместе с одноклассниками, поэтому важно иметь хоть какое-либо представление и мнение, чтобы участвовать в обсуждении произведения. Особенно ценятся высказывания твоей точки зрения. Начни свой ответ со слов: «мне кажется», «я думаю», «по моему мнению» и так далее. Так ты развиваешь умение выстраивать логические цепочки, красиво говорить и писать, что не раз пригодится в жизни.

Работай активно на уроках, и соберёшь достаточно материала для сочинения. Успехов!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

источник

Каждый ученик задает вопрос: как делать анализ текста, когда приходит время выполнять такое задание. Первое, с чего стоит начать — составить план. А далее, следуя по шагам, проанализировать предложенный текст. На самом деле, ничего сложного.

Итак, подробнее. Анализ — это метод краткого описания (краткий пересказ), чтобы лучше понять смысл. Анализировать можно все что угодно: стихотворение, текст, поступок, сказанные слова и так далее. Главное, соблюдать некоторые правила. Что же касается анализа текста по школьным предметам (литературе или русскому языку), то данное занятие помогает не просто читать книги, а читать осмысленно. Так, чтобы после прочтения можно было легко пересказать произведение и уловить мысль автора. Конечно на первых этапах ученик будет задавать себе вопрос, как делать анализ текста. Но в последствие ему станет легче понимать произведения, когда они станут более сложными. Данный метод работы также помогает настраиваться на творческую работу и раскрывает личностное восприятие.

Данное задание включает в себя множество параметров, по которым легче понять отрывок из произведения. Но четкой инструкции или схемы не существует, хотя придерживаться какого-то плана необходимо, чтобы составить текст анализа, где вывод будет вытекать из определенных фактов, подтверждающихся приведенными аргументами.

Стоит начать с того, что после прочтения, необходимо озаглавить текст. Так для себя можно определить тему и тематику и уже вначале ответить на вопрос: «что этим отрывком автор хотел сказать?».

Стоит помнить, что тема — это предмет рассуждения. А тематика — это совокупность тем, которые могут быть в предложенном отрывке.

В помощь при анализе могут быть использованы средства связи, разделяющиеся на лексические и морфологические. Т.е. необходимо определить, используются ли синонимы, повторы, союзы, глаголы и деепричастия.

Упомянуть нужно и о стиле текста, который может быть художественным, официально-деловым, научным или разговорным. А также следует уточнить, какой используется тип речи: повествование, рассуждение или описание.

Знание всех моментов несомненно поможет при разборе, и ученик уже не будет задавать вопрос: а как делать анализ текста. Он сразу по определенному плану начнет исследовать предложенное произведение, и в конце легко сможет сделать вывод с приведенными аргументами.

И напоследок. Анализы текстов по русскому языку и литературе могут несколько отличаться друг от друга. Если он взят из какого-либо произведения, необходимо использовать несколько одинаковых шагов. По-порядку:

  1. Жанр текста — легенда, стихотворение, притча, воспоминание, очерк
  2. Тема текста — в любом произведении есть своя тема
  3. Какие использованы приема построения текста — повторы, противопоставления, усиление, динамичность, созерцание
  4. Использование изобразительных средств
  5. Общее впечатление от прочитанного — если вдумчиво читать текст, то определенное впечатление обязательно останется, о нем и следует рассказать в самом конце анализа

Как делать анализ текста представленного отрывка? Ниже приведен пример:

Следует разобрать его по шагам, чтобы увидеть заложенный смысл.

  1. Мысль автора — показать и рассказать об участниках охоты, а с другой стороны продемонстрировать величие природы.
  2. Тип и стиль — это художественное произведение, а точнее повествование с элементами описания.
  3. Средства связи и художественные средства — союзы (и, но), наречия (долго, крепко, вдали). Основной прием — антитеза, т.е. когда идет противопоставление — глаголы (выскочишь, помчишься и осадишь, замирает), прилагательные (отчаянный, бешенный и мертвый). Также встречаются эпитеты, метафоры, градации.
  4. Синтаксические особенности — используются простые предложения, которые также входят в состав сложных, распространены определения и обстоятельства.
  5. Орфографические особенности — безударные гласные в корне (копыта, долина), чередующиеся гласные в корне (замирают, выскочишь).

источник

Ведущие мировые бренды инвестируют крупные суммы в маркетинговые исследования, результаты которых во многом влияют на принятие ключевых управленческих решений. Стоимость таких исследований стартует с 60 000 рублей и выше — космические суммы, особенно для малого бизнеса. Однако зная, как анализировать рынок, вы сможете добыть ключевую информацию самостоятельно.

Прежде всего необходимо чётко обозначить цели. От того, какую именно информацию вы хотите получить, зависит предмет исследования. Основными структурными компонентами рынка, анализируемыми предпринимателем, являются:

  • состояние рынка (ёмкость, конъюнктура, тенденции, реакция на новые товары);
  • доля разных компаний на рынке, их возможности и перспективы;
  • целевые сегменты, их особенности поведения и требования к продукту, уровень спроса;
  • уровень цен и норма прибыли в отрасли;
  • свободные ниши, в которых можно вести бизнес;
  • конкуренты, их сильные и слабые стороны.

Говоря о том, как правильно анализировать рынок, стоит подчеркнуть, что конкретная, понятная цель позволяет сократить затраты, не тратить время на обработку бесполезной информации и сразу выбрать наиболее эффективные методы исследования.

Комплексное маркетинговое исследование, как правило, проводится на этапе запуска или расширения бизнеса. Его цель — собрать как можно более подробную и всестороннюю информацию о конкретной нише. Как анализировать рынок?

«Отправная точка» в проведении комплексного анализа — Market Research (собственно, изучение рынка и его перспектив). В идеале необходимо проанализировать информацию за последние 3-5 лет.

Ключевой показатель здесь — ёмкость рынка. Говоря простыми словами, это то количество товаров, которое потребители могут купить за определённый промежуток времени — месяц или год. Для расчётов используется формула:

где: V — размер рынка, A — численность целевой аудитории (тыс. чел), N — норма потребления продукции за период.

На основе этого показателя вычисляют, какого максимального уровня продаж может достичь компания в данном регионе.

Следующий критерий, на который нужно обратить внимание — уровень спроса. Важно учитывать динамику рынка, развивается он или, напротив, сокращается. В первом случае необходимо определить его потенциал и границы роста, а на этапе стагнации — понять, как долго это будет продолжаться.

Дополнительно изучают факторы, влияющие на рынок, долю ключевых конкурентов в общем объёме сбыта, способы реализации продукции.

На основе полученных данных необходимо обозначить основные тенденции и направления развития, а также проанализировать перспективы рынка — что потребители выбирают сейчас и как могут измениться их предпочтения в обозримом будущем.

Совет: Актуальную статистику и результаты исследований отдельных рынков на международном и национальном уровнях можно найти в отраслевых журналах и экономических отчётах.

Итак, мы знаем объём анализируемого рынка в целом. Теперь необходимо определить, какие группы потребителей приносят компании основную прибыль, что их объединяет. Для сегментации аудитории используются разные критерии — пол, возраст, профессия, уровень дохода, социальный статус, интересы и т. д. В зависимости от приоритетов значимость отдельных факторов может отличаться.

Чтобы решить, на какие сегменты ориентироваться в первую очередь, дополнительно анализируют:

  • объём каждого сегмента (количество потенциальных клиентов);
  • географическое расположение;
  • доступность различных групп потребителей;
  • ориентировочные затраты времени и финансов для начала деятельности.

Грамотный выбор ЦА в будущем избавит предпринимателя от лишних затрат и позволит направить ресурсы на привлечение самых «прибыльных» покупателей.

Любой рынок постоянно подвергается воздействию извне. Современные маркетологи выделяют 6 видов внешних факторов, которые влияют на организации:

  • политические (государственная политика в сферах транспорта, занятости, образования и т. д., налоги);
  • экономические (уровень инфляции, ставка ссудного процента);
  • социальные (численность населения, мировоззрение, уровень образования);
  • технологические;
  • правовые (законы, регулирующие создание и работу предприятий);
  • экологические.

Некоторые тенденции проявляются медленно, их легко предсказать — например, ещё в 70-х в обществе начали обсуждать проблемы защиты окружающей среды, а сейчас eco-friendly business стал глобальным трендом. В то же время, экономическая ситуация может измениться в любую минуту, а сказать с уверенностью, что будет через 3-5-10 лет, просто невозможно.

Говоря о том, как научиться анализировать рынок, особое внимание следует уделить изучению предприятий, которые уже работают в данной отрасли. Прежде всего нужно узнать как можно больше о самих компаниях и их возможностях:

  • технологии, которые используются при производстве товаров и услуг;
  • наличие патентов и уникальных технологических преимуществ;
  • уровень квалификации персонала;
  • доступ к ограниченным, редким ресурсам;
  • возможность получения дополнительных инвестиций.

Следующий шаг — изучение товаров и услуг конкурентов. Оценивать нужно «глазами потребителя», учитывая как рациональные, так и эмоциональные факторы.

Остаётся систематизировать данные и объективно сравнить основных игроков рынка. Для удобства предлагаем воспользоваться простым шаблоном.

Компания А Компания Б Компания В
«Точки пересечения» (в чём именно конкурируете)
ЦА (целевая аудитория)
Доля рынка
Ассортимент и качество продукции
Цены
Маркетинговая стратегия (оффлайн)
Маркетинговая стратегия (в Интернете)
Политика сбыта
Конкурентные преимущества
Сильные стороны конкурента
Недостатки конкурента

Заполнив таблицу, вы получите базовое представление об основных игроках рынка и их деятельности, а также сможете сравнить их показатели со своими.

Идём дальше. Теперь нужно сосредоточиться на одном из ключевых аспектов, а именно — проанализировать цены основных конкурентов на товары и услуги.

Чтобы увидеть полную картину, необходимо разбить всех игроков рынка на ценовые сегменты — эконом, премиум и т. д. Также важно понимать структуру цены (себестоимость, затраты на продвижение и рекламу, наценка) и приблизительно рассчитать прибыль от каждой продажи.

При этом следует учитывать не только стандартные цены, но и наличие бонусов, промо-акций, специальных предложений, а также условия рассрочки.

Обязательно подумайте, какие причины могут привести к изменению среднерыночных цен в сторону увеличения или уменьшения.

Читайте также:  Как построить гистограмму через анализ данных

В результате вы должны получить чёткую картину ценовой политики конкурентов, выяснить, в чём причины различий в стоимости, и рассчитать возможную прибыль через N месяцев/лет. Отталкиваясь от этого, можно определить, не слишком ли завышены или занижены цены компании, как лучше позиционировать товар — дорогой, но качественный, или доступный и экономичный.

Маркетологи, которые анализируют ситуацию на рынке и участвуют в разработке бизнес-планов, часто подчёркивают, что этот пункт — один из самых значимых.

Рассматривая действующую систему сбыта, нужно выделить основные элементы — оптовые и розничные сети, отдельные магазины, склады, транспортные компании.

Исследуют как отдельные предприятия, так и работу логистической системы в целом — как продукция движется от производителей к конечным потребителям, через каких посредников проходит, сколько времени это занимает и т. п.

  1. Какие торговые предприятия работают на определённой территории (специализированные и фирменные магазины, супермаркеты, киоски и т. д.), их соотношение.
  2. Расположение, размер и уровень продаж основных магазинов.
  3. Интенсивность дистрибуции — процент точек, в которых можно купить товары конкретного производителя в данном регионе.
  4. Какой контингент чаще покупает в магазинах того или иного типа (место жительства, средняя сумма чека, процент постоянных клиентов).
  5. Уровень густоты дистрибуции — отношение общего количества магазинов к плотности населения на исследуемой территории.

Ключевой показатель эффективности системы дистрибуции — уровень расходов. Он рассчитывается по формуле:

где: ВД — затраты на дистрибуцию, Т — расходы на транспорт, Сп — фиксированные складские расходы, С9 — переменные складские расходы, Г — сумма не выполненных в срок заказов (в денежном выражении).

Ещё один аспект, на котором нужно остановиться, обсуждая, как анализировать рынок. Нужно выяснить, какие инструменты используют другие компании, что делают для привлечения и удержания клиентов.

Основные элементы комплекса маркетинговых коммуникаций — это:

  • реклама (в газетах, журналах, на интернет-ресурсах, ТВ, радио, наружная и т. д.);
  • PR/пропаганда — создание позитивного имиджа компании и её продукции за счёт публикации новостей, обзоров, интервью и других материалов в СМИ;
  • стимулирование сбыта — особые мероприятия для побуждения к покупке (купоны, конкурсы, бесплатные образцы товара, дисконтные программы);
  • личные продажи.

Где конкуренты чаще всего размещают рекламу? Что о них пишут в СМИ? Какие скидки и бонусы они предлагают? Чем больше информации — тем лучше.

На этом этапе особое внимание нужно уделить цифрам:

  1. Среднее количество контактов потенциального клиента с разными носителями рекламы.
  2. Эффективность объявлений. Проще всего отслеживать статистику на интернет-площадках — современные сервисы предоставляют информацию о количестве просмотров и переходов по ссылкам, времени, которое пользователь провёл на сайте и его активности.
  3. Конверсия — процент посетителей сайта/магазина/мероприятия, которые совершили покупку или другое целевое действие, от общего количества посетителей.
  4. Цена контакта — сколько денег компании понадобилось вложить в рекламу, чтобы 1 человек оставил свои данные или обратился к менеджеру (отношение суммы рекламного бюджета к числу потребителей, с которыми удалось связаться).

Чтобы понять, где и как лучше всего «ловить» потенциальных клиентов в конкретной нише, следует по отдельности исследовать эффективность каждого метода в выбранной нише.

Реклама в традиционных СМИ (ТВ, радио, популярные журналы) отлично работает в B2C-сегменте, но совершенно неэффективна для B2B — серьёзные руководители зачастую даже не тратят на это время. Зато их может заинтересовать статистика, планы с чёткими цифрами, «сухие» факты, доказывающие выгоду для бизнеса — то, что на обычного потребителя лишь навеет скуку.

Для разработки стратегии недостаточно знать общие характеристики типа возраста и дохода. Нужно понимать, как работать с конкретным типом людей, как они принимают решение о покупке, на что обращают внимание и т. п.

Анализ потребителей проводится в нескольких направлениях:

  • мотивация, определение потребностей и целей;
  • ожидания касательно стандартов обслуживания и цен;
  • ключевые критерии (что хочет получить от товара/услуги в первую очередь);
  • причины недовольства и претензий (что не устраивает в продукте или сервисе);
  • процесс принятия решений (чем руководствуются — логикой или эмоциями, с кем советуются).

Понимание своей целевой аудитории — важный шаг к тому, чтобы построить сильный бренд, которому будут доверять.

Поговорим о том, как анализировать рынок на практике. Современные маркетологи используют несколько основных программ для обработки данных:

  1. SWOT-анализ. Идеально подходит для разработки стратегии фирмы. Информация заносится в таблицу с 4-мя блоками: сильные стороны (Strength), слабые (Weaknesses), возможности (Opportunities) и угрозы/риски (Threats). При этом учитываются как внутренние, так и внешние факторы.
  2. PEST. Позволяет увидеть реальное положение компании в отрасли, а также влияние внешних факторов (экономических, политических, технологических и социальных).
  3. PESTLE. Расширенный вариант PEST-анализа, где также учитывается влияние климата, геолокация и правовые факторы.
  4. «Пять сил Портера». Один из мощнейших инструментов для тех, кто хочет знать, как анализировать рынок торговли. Согласно этой методике, нужно выделить 5 ключевых факторов, которые определяют стратегию и тактику компании. Однако есть и минусы — данная методика не учитывает всех исключений и частностей, а разрабатывается под каждое направление бизнеса отдельно.

Формат напрямую зависит от целей исследования и доступности информации. Иногда гораздо нагляднее представить информацию в виде диаграмм и графиков на основе обычных таблиц.

Хотя в сети можно найти готовый анализ любой отрасли, лучше потратить время и провести собственное исследование. Только так можно получить подробную, актуальную информацию конкретно по вашей нише и региону.

Говоря о том, как анализировать рынок торговли или любой другой, можно выделить несколько методов сбора данных:

  • опросы и анкеты (открытые или закрытого типа — с вариантами ответов);
  • фокус-группы — «круглый стол» с несколькими представителями целевой аудитории для обсуждения товаров и услуг компании;
  • эксперименты и A/B тестирование;
  • личное интервью с клиентами и партнёрами;
  • изучение тематических форумов и групп в социальных сетях;
  • работа с отраслевыми экспертами — интервью со специалистами, исследователями, маркетологами, которые могут подтвердить достоверность информации из открытых источников и сделать свои прогнозы касательно развития рынка;
  • изучение открытой государственной и региональной статистики;
  • документация и отчёты о деятельности различных предприятий.

Чтобы увидеть полную картину состояния рынка, необходимо понимание закономерностей его функционирования и развития, умение анализировать ситуацию на рынке труда. Действовать осознанно и иметь чёткую стратегию — важнейшие условия успеха в XXI веке, когда старая истина «кто владеет информацией — владеет миром» становится ещё более актуальной.

источник


© photo

Раньше я читал много книжек по эффективности, тайм-менеджменту, менеджменту и тому подобному. Но 6 месяцев назад я придумал собственный инструмент, который стал для меня незаменимой технологией саморазвития. Это ежедневный самоанализ. Он приносит мне огромную пользу и заменил все остальные технологии. Надеюсь, что он поможет и вам!

Вот как я использую этот инструмент. КАЖДЫЙ день в 22:00 у меня срабатывает будильник на мобильном. Постоянство обязательно! В это время я ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН выделить минимум 20-30 минут, чтобы проанализировать дела за день. Анализ я провожу по следующему списку и обязательно письменно (для этого у меня есть отдельный блокнот):

1. Что я сделал правильно/хорошо? Как можно усилить в будущем эти преимущества?

2. Что я сделал неправильно? Что можно было сделать лучше? Как в дальнейшем поступать в подобных ситуациях и исправить ошибки?

3. Что можно было ещё сделать? Почему это не было сделано? Как в будущем избежать повторения этой ситуации?

(Это обязательный пункт! Можно целый день ни фига не делать и по первым двум пунктам пройти, как красавчик).

4. Приблизил ли текущий день достижение моих долгосрочных целей? Что надо было сделать, чтобы ещё ближе подойти к целям? (Соответственно, у вас должны быть цели.)

5. Что я буду делать завтра, чтобы усилить сильные стороны, обойти слабые и приблизиться к достижению своих долгосрочных целей? Этот пункт идёт как вывод из предыдущих 4-х.

Чтобы ещё усилить этот пункт, можно проработать задачи на следующий день в органайзере. Очень часто нам «набрасывают» задачи окружающие, и мы, не задумываясь, записываем их в свои органайзеры. Если же на трезвую голову в спокойной обстановке посмотреть на эти задачи и проанализировать их с точки зрения своих целей, то от половины можно отказаться, а ещё четверть можно делегировать кому-то другому.

1. Анализировать дела только текущего дня. Вы не вспомните, с кем и как «неправильно» общались или провели телефонный разговор вчера. Делать всё надо по горячим следам.

2. Анализу подлежит всё: почему я долго добираюсь на работу? Сколько раз и кто мне звонил? Почему звонили именно мне? Могли бы звонить кому-то из сотрудников? Как прошли переговоры, и что я упустил? Как оптимизировать финансовую схему работы моих компаний? Как уменьшить налоговую нагрузку в свете последней оплаты налога на прибыль.

Я пересматриваю звонки, которые поступили мне на мобильный, смотрю почту, органайзер.

3. Делать постоянно. Очень сложно заставить себя делать самоанализ постоянно. Часто бывает, что вечером вы устали и хотите отдохнуть, нет сил, хочешь есть и т.п. Но использовать данный инструмент надо постоянно! Иначе толку от него не будет.

4. Делать всё письменно.

Так анализ получается глубже и осмысленней, и вы можете записать для себя выводы и важные моменты на которые стоит обратить внимание.

5. Раз в месяц нужно пересматривать выводы (пункт 5) и анализировать, все ли они были выполнены, всё ли идёт гладко. Если нет, то надо поставить для себя цель на неделю и сконцентрировать внимание на каком-то одном аспекте. Это очень важно. Потому что все мы знаем, что есть огромная разница между тем, как надо делать, и как я это делаю.

Казалось бы, инструмент очень простой, но в результате его использования я получил реальную пользу:

1. Уменьшилась нагрузка – я стал отказываться от большого количества задач, бизнесов и проектов, которые противоречат моим целям.

2. Жизнь стала более сознательной – ежедневный анализ очень чётко подчеркивает мои сильные и слабые стороны, правильные и неверные поступки, отношения со временем.

3. Ежедневные небольшие улучшения – по сути моя система помогает реализовать тот же принцип, что и «кайдзен».

4. До использования данного инструмента я находился в броуновском движении – много дел, встреч, проектов, задач. После начала использования – всё раскладывается по полкам, становится чётким и понятным.

Уверен, вам хорошо известно чувство, когда вы постоянно заняты. Что-то делаете, вроде бы много, целыми днями. Но когда проходит год и вы себя спрашиваете: «Чего я добился за этот год, что значимое я сделал?» – то в голову приходит только новый iPhone и пара каких-то глупых шумных посиделок с друзьями, и всё. А ведь прошёл целый год! И вы даёте себе слово, что в следующем году всё исправите, будете заниматься чем-то значимым, но и этот год проходит,и ничего особо не меняется. Описанный мною инструмент позволяет разорвать этот порочный круг.

В использовании данного инструмента есть только одна сложность – нужно иметь достаточно высокий уровень самокритичности. Проверка на самокритичность – вопрос «какие у меня слабые стороны?» Если на этот вопрос у вас нет ни одного ответа, то инструмент вряд ли для вас. А чтобы ещё упростить анализ дневных событий, можно подходить ко всему произошедшему с точки зрения такой цепочки: что хотел получить? – что реально получил? – почему так получилось?

источник

В современном мире, где все меняется очень быстро, а найти информацию легче, чем когда-либо, не нужно учить наизусть энциклопедии, чтобы быть эффективным в работе. Теперь ценится не сама информация, а умение ее искать и обрабатывать. Мы собрали для вас несколько советов по работе с данными, которые помогут сэкономить время на поиск, отфильтровать фейк и сделать правильные выводы.

Работа с информацией включает в себя три основных этапа: поиск, обработку и представление результатов.

В наше время существует огромное количество источников, из которых можно черпать информацию. Это интернет, базы данных, эксперты, различные исследования и прочее. Самое главное — не растекайтесь и не хватайтесь за каждое слово. Если перефразировать закон Парето, «20 % усилий дают 80 % результата». Этот закон, как никакой другой, применим к работе с данными. Заранее обдумайте, какая именно информация будет для вас ключевой, и сконцентрируйтесь на ее поиске.
Существует давний спор о том, как соотносятся качественные и количественные методы при поиске и анализе информации. Какие нужно применять в начале, а какие в конце? Чаще всего сначала лучше использовать качественные методы (этап построения гипотезы о возможных путях решения проблемы), затем количественные (этап ее подтверждения). Но такой подход не является аксиомой, поэтому всегда смотрите по ситуации.

Общая схема поиска информации довольно проста: начать с самых простых источников и постепенно перейти к более трудоемким:​

  • Перед тем как начать поиск, хорошо бы знать, что именно вы ищете. Так что постарайтесь найти аналогичные проекты и вникнуть в тему.
  • Изучите общую картину и сформулируйте вопросы. Пространство для поиска может быть слишком широким, поэтому установите границы.
  • Организуйте первую встречу с экспертом, чтобы определить направление работы.
  • Соберите подробную информацию в открытых источниках. Это самая важная и объемная часть работы.
  • Проведите вторую встречу с экспертом, проясните накопившиеся вопросы.​
  • Готово: вы получили релевантную картину проблемы.

Самый доступный источник информации — это интернет. Но на просторах Сети нужно быть аккуратным и не доверять всему, что находите. Используя поисковики, старайтесь тщательно фильтровать информацию и учитесь писать лаконичные запросы, используя именно те ключевые слова, которые выведут вас на нужные ресурсы. Можно также использовать новостные сервисы.
В консалтинге часто используются собственные базы данных, например Press Search в BCG. Базы данных крупных университетов и международных организаций тоже могут быть полезны. Этот источник полезнее поисковиков, потому что там собрана только проверенная и авторитетная информация. Сайты с презентациями, например Slideshare или Scribd, тоже иногда помогают. Еще обратите внимание на отчеты компаний, разные статистические ресурсы, маркетинговые исследования (они позволят быстро погрузиться в отрасль) и исследования инвестиционных банков (там всегда указаны источники данных, а информация очень высокого качества).

Здесь все чуть сложнее: все же работать придется с человеком, а не с машиной. Перед встречей обязательно проведите самостоятельный ликбез, чтобы чувствовать себя уверенно и как минимум не задавать глупых вопросов. Если кто-то из ваших коллег уже встречался с этим человеком, узнайте, какие вопросы они обсуждали. Эксперты терпеть не могут, когда у них по сто раз спрашивают об одних и тех же вещах.
Впрочем, убедиться в том, что ваш эксперт действительно разбирается в теме, тоже не помешает. Почитайте о нем, пробегитесь по его работам. У детектива Коломбо из одноименного сериала была фишка: самый важный вопрос он всегда оставлял напоследок. Консультанты тоже часто так делают. В самом конце, когда вы уже в дверях, а эксперт (клиент, коллега – кто угодно) расслабился и заказал такси, застаньте его врасплох неожиданным и важным вопросом. В таком состоянии он или автоматически ответит честно, или вы с легкостью поймете, что вам что-то недоговаривают. Впрочем, если сериальные маневры не для вас, завершите разговор открытым вопросом: «Есть ли что-то важное, о чем я не спросил?» Это вполне нормальная практика. Помните, что всегда лучше задавать открытые вопросы, чтобы эксперт говорил как можно больше и поделился с вами всей известной ему информацией.
Рассаживаясь на встрече, всегда оставляйте эксперту самое комфортное и почетное место, чтобы продемонстрировать уважение. Часто люди инстинктивно садятся друг напротив друга, но такое положение напоминает бой «стенка на стенку», и вы автоматически становитесь соперниками. Если формат встречи не один на один, член вашей команды может сесть на сторону клиента или эксперта, чтобы разрядить обстановку.
Будьте тактичны, действуйте в зависимости от ситуации. Всегда просите разрешения делать заметки. Диктофон лучше не использовать. Это может насторожить человека: он начнет говорить менее уверено, стараясь не сболтнуть лишнего. В любом случае держите контакт с собеседником и не слишком увлекайтесь записями, иначе он подумает, что общается со стенографистом. Со временем вы научитесь фиксировать всю информацию, используя минимум заметок. Заведите собственные ключевые слова, сокращения и другие приемы, которые позволят сделать записи лаконичнее.
Некоторые эксперты любят, объясняя что-то, рисовать схемы или писать тезисы. Попросите после интервью воспользоваться их записями. Во-первых, это действительно может пригодиться, во-вторых, это тоже своего рода знак уважения. Если эксперт отходит от темы, можно его тактично перебить. В конце кратко пробегитесь по пунктам, которые вы обсудили, чтобы собеседник в случае ошибки вас поправил. После встречи не забудьте написать эксперту благодарственное письмо, чтобы укрепить контакт. Кто знает, возможно, вам еще не раз понадобится его помощь.

Собрав информацию, в первую очередь оцените ее качество. Удостоверьтесь в ее релевантности, актуальности и достоверности. Проверьте данные на здравый смысл – проведите так называемый Sanity Check. Это простой тест, который позволяет быстро оценить решение, вывод или предпосылку. Его смысл в том, чтобы сразу отследить очевидно ложный результат. Можно сравнить это с тем, как в консалтинге решают задачи на market-sizing. Быстрые расчеты на основе допущений часто дают довольно точные результаты, так что не стоит недооценивать этот метод.
После того как вы проверили данные, нужно их обработать: разобраться во взаимосвязях и построить выводы. Начнем с банального: приступая к анализу, следует твердо обозначить, что, как и зачем вы будете анализировать. К работе с информацией всегда нужно подходить с готовыми гипотезами и четким представлением о том, что эта информация вам даст. Анализ заключается в проверке гипотез и их дальнейшем подтверждении или опровержении.
Остерегайтесь data paralysis («информационного паралича»), при котором недостаток информации или ее избыток могут дезориентировать команду. Во время работы обращайте внимание на ограничения и по количеству информации, и по времени, чтобы успеть сделать Sanity Check перед тем, как переходить к использованию результатов анализа. Для облегчения обработки информации существует три типа аналитических помощников: общие подходы, специфические фреймворки и графики.

Общие подходы — это ранжирование (иначе приоритизация), матрицы, сценарный подход, инвестиционный анализ, сегментирование и риск-анализ. Первые три способа применяются практически при любом типе анализа, поэтому владеть ими обязательно. Оставшиеся три используются при решении специфичных задач. Например, сегментирование помогает разделить компании по категориям, а инвестиционный анализ применяется для сопоставления затрат с предполагаемым доходом.
К специфическим фреймворкам относятся, например, пять сил Портера, SWOT-анализ и анализ рентабельности задействованного капитала. Они помогают понять ключевую идею стратегических решений. К слову, молодые консультанты любят использовать SWOT-анализ абсолютно везде, но на самом деле этот метод хоть и полезен, но не так применим, как может показаться на первый взгляд.
С графиками все ясно. Это лучший инструмент для наглядного представления больших объемов данных
Возвращаясь к началу, помните, что анализ — не самоцель. Вам нужно проверить гипотезы, поэтому не начинайте анализировать данные, пока не поймете, к чему это должно привести. Так вы сэкономите кучу времени и сил.

Для того чтобы сделать качественную презентацию своего исследования, нужно овладеть лишь одним принципом — пирамидой Минто. Этот простой инструмент заключается в группировке идей в кластеры, поддерживающие и раскрывающие основной тезис. Начинаем с ключевой проблемы, переходим к поддерживающим аргументам, заканчиваем деталями. Как говорила сама Барбара Минто, первая женщина-консультант McKinsey, разработавшая этот принцип, «написать что-либо ясно и понятно — значит сделать два шага. Первый — определить цель, главную мысль, которую вы хотите донести до читателя, второй — изложить эту мысль в словах или письменно».

Читайте также:  Медицинская книжка какие должны быть анализы

Используйте специальные техники чтения. Углубленное чтение и чтение-сканирование хоть раз в жизни практиковал каждый, здесь проблем быть не должно. Насчет скорочтения взгляды расходятся. Практика показывает, что без него можно обойтись, но для увеличения своего КПД попробуйте освоить и этот метод. Вам помогут специализированные приложения, основанные на технологиях spritz (слова выводятся на экран по одному за раз, чтобы сократить время на переход глазами по строчкам) и Blankist (программа дробит тексты на части, в каждой заключена основная мысль, которую вы сможете прочитать всего за пару минут).
Для ускорения работы научитесь быстро печатать. Существует много программ для развития этого навыка: «Соло на клавиатуре» — для Windows, KeyKey — для Mac OS или онлайн-тренажер «Все10».
И последнее напутствие: всегда рассматривайте не меньше семи вариантов при выборе чего-либо, будь то холодильник или направление для строительства карьеры.

Другие лайфхаки по быстрому и качественному анализу информации вы сможете узнать на Школе Changellenge >>. На 21-дневном образовательном интенсиве вы разберетесь и в других этапах решения бизнес-задач: от постановки проблемы до защиты проекта перед клиентами.

21-дневный образовательный интенсив, созданный по принципам MBA, прокачает вас для крутой карьеры. Вас ждет четыре кейса из разных индустрий: банкинга, консалтинга, IT, FMCG, 20 экспертов с дипломами MBA и более 100 полезных контактов. Успейте подать заявку!

источник

В прошлом году в Санкт-Петербурге прошла конференция бизнес и системных аналитиков в разработке ПО. Был там довольно интересный доклад минчан Марии и Сергея Бондаренко, под названием «Полезные навыки аналитиков. Как стать профессионалом». Ниже публикуем статью, сделанную на основе доклада.

Доступно также и видео доклада:
http://video.yandex.ru/users/sqadays/view/8

Моя тема — полезные навыки аналитиков и нацелена на то, чтобы показать вам возможности по профессиональному развитию в области бизнес анализа.

Мария Бондаренко, директор белорусско-немецко-русской компании GP software по разработке ПО в области туризма; в ИТ работает более 10 лет
Сергей Бондаренко, работает в компании Itransition (почти 1000 чел.), занимается руководящими задачами (в т.ч. в подразделениях аналитики)

Что хочется показать и рассказать в докладе:
Для начинающих (опыт аналитики менее года) — дать общее понимание об отрасли, какие навыки могут быть нужны и какие есть горизонты развития
Для опытных аналитиков: открыть неведомые горизонты, которые вы не могли увидеть в контексте ваших задач, а также показать мощь и ширь области бизнес-анализа

На вопрос «Кто из аналитиков получил профессиональное образование» — положительно ответили лишь единицы из присутствующих на конференции.
Из тестирования и разработки пришло намного больше. Некоторые пришли даже из лингвистического университета.
В общем, область бизнес-анализа сейчас достаточно молодая.
И не так много получают профессиональное образование в данной области. А как раз-таки как получается, так и становится: есть такая вакансия, вы решаете «а почему бы не попробовать?» и вот начинается ваша карьера бизнес аналитика.

Что происходит дальше? Дальше вы начинаете работать, выполнять какие-то задачи и шагать по карьерной лестнице внутри компании. Но ваш спектр задач обычно ограничен только теми проектами, которые выполняет данная компания. Соответственно, если вы придете в одну компанию и спросите: «Вот здесь есть бизнес-аналитики, а чем вы занимаетесь? А что такое бизнес-анализ?» Или придёте в другую компанию и спросите «А что такое бизнес-анализ», вы можете получить 2 совершенно разных ответа.
Для того чтобы хоть как-то улучшить эту ситуацию, вы пытаетесь читать книжки, читать информацию в интернете и набирать как-то этот опыт, но, тем не менее, опять-таки это всё происходит достаточно хаотически. Соответственно, происходит такая сборная солянка в голове, вы варитесь в собственном соку и не хватает полноты понимания контекста бизнес-анализа.

Неоднократно видела на собеседованиях, когда ко мне приходили устраиваться на работу специалисты (а у нас в компании распространена позиция, в которой менеджер проектов и аналитик совмещены) и ребята говорили: «Вообще в бизнес-анализе я уже знаю всё, теперь хочу попробовать себя в области менеджмента». В общем-то, приходят к тому, что видя только какую-то подобласть бизнес-анализа, делают вывод, что это всё, что может быть. Вторая возможная реакция, это то, что вы не знаете, куда двигаться дальше, вам становится грустно, вы недостаточно эффективны на своих проектах и, возможно, даже не знаете, что есть какие-то средства, как повысить данную эффективность, чтобы увеличить контекст понимания данной области.
Далее мы к этому перейдем.

Хочется вам показать возможные роли бизнес-аналитика в проектах, возможные области деятельности и необходимые навыки, личностные характеристики и инструменты, которые вам могут быть полезны. Ниже я буду тезисно обозначать, что может быть нужно, т.к. по каждому из них можно устраивать отдельный доклад или отдельный тренинг, поэтому далее рекомендую вам самостоятельно погружаться в те области, которые вы для себя отметите интересными.

В процессе подготовки доклада получилось выделить несколько областей, в которых работают бизнес-аналитики:
• Requirements Management (Управление требованиями)
• Research&Analysis (Исследования и анализ данных)
• Processes Engineering (Моделирование процессов)
• Modeling&Design (Проектирование ИС)
• Delivery (Внедрение)
• Consulting (Консалтинг)

Самое очевидное — это управление требованиями. Это человек, который собирает требования, который их анализирует, управляет изменениями и который следит за тем, чтобы все участники проекта были в курсе актуальных требований, чтобы они были донесены правильно до команды разработки и чтобы результат работы соответствовал тем пожеланиям, которые были первоначально у клиента. Но это не всё.

Есть еще порядка 6 областей, чем занимаются аналитики. Следующая область — исследование и анализ данных: общая задача по работе с данными. Проанализировать, какие системы есть уже на рынке с аналогичным функционалом, найти эти системы, сравнить их, предоставить информацию, какая из них лучше подходит под текущие задачи проекта. Второй срез данной роли аналитика — это анализ работы системы и выработка определенных выводов. Т.е. общеаналитические задачи.

Следующая возможная роль аналитика на проектах — это область моделирования процессов. Не всегда бизнес-аналитики, которые работают в ИТ и занимаются непосредственно разработкой и управлением требованиями и проектированием систем, знают, что, в общем-то, первоисточники их задач лежат в области бизнес-процессов, в области бизнеса клиента. Клиент как-то выполняет сейчас те или иные операции и ПО ему сейчас не требуется. Но в процессе анализа своей текущей ситуации можно прийти к выводу, что процессы не оптимальны, что их надо реорганизовать и, соответственно, появляется задача разработать ПО. Вот, собственно, кто поможет клиенту посмотреть на его бизнес-процессы, описать и трансформировать их в более оптимальное состояние? Это тоже задача бизнес-аналитика.

Следующая сфера деятельности бизнес-аналитика — это проектирование информационных систем. Причем проектирование бывает разное. И в зависимости от навыков аналитиков вы можете более глубоко копать в эту область или менее. Например, самый простой уровень проектирования систем — это набросать мокапы или прототипы экранов и далее уже передавать это юзабилити-специалистам или дизайнерам, чтобы они прорабатывали более подробно. С другой стороны, если вы глубже владеете данными навыками, например, юзабилити, по удобству использования, вы можете совмещать роль юзабилити-специалиста. Т.е. в принципе это может являться частью работы бизнес-аналитика.

Следующая возможная область деятельности аналитиков — это внедрение ПО, в частности, когда продукт уже разработан, этот продукт нужно внедрять, нужно кастомизировать у клиента (если речь идёт о крупных системах). Это сфера деятельности, которая требует особых навыков и умений.

И консалтинг. Чем глубже вы работаете в индустрии, чем лучше и выше практические навыки, тем более сложные задачи вам могут поручать и тем больше вы можете выступать экспертом в глазах клиента, а не просто проводником его требований разработчикам. Причем консалтинг может быть даже не связан непосредственно с выполнением проекта. Просто консультации клиента по технологическим вопросам, по бизнес-вопросам. Это тоже сфера деятельности бизнес-аналитика.

В связи с этим спектром возможных задач выделяются определенные навыки, которые позволяют выполнять их более профессионально. Классическое деление навыков — hard и soft. Hard навыки — это знание инструментов, технологий, методик или нотаций, или того, чему можно обучиться. Soft навыки — это личностные и межличностные характеристики, которые даются ему с рождения, но они тоже развиваются и их тоже можно тренировать и по ним есть методики развития.
В рамках данных навыков и разреза возможных ролей аналитика на проектах можно обозначить следующие зависимости (см. таблицу).

Для удобства все навыки из группы hard skills мы разделили на 7 групп: базовые компетенции, теория и техники анализа, основы бизнеса, знания по разработке ИС, документирование, дополнительные компетенции, иностранные языки. На пересечениях ролей и компетенций обозначено, для каких задач аналитику необходимы те или иные навыки.
По иностранным языкам: знаки вопроса стоят потому, что, в принципе, может быть шикарный аналитик, работать на локальном рынке и ему будет достаточно только русского языка для выполнения своих работ. Но учитывая, что область бизнес-анализа достаточно молодая и на русском языке не так много литературы, форумов и сообществ, в которых вы можете узнавать информацию, конечно, знание иностранных языков позволит лучше развиваться и получать больше профессиональных знаний, нежели вы знаете только 1 язык.
Что касается soft-навыков, они были разбиты на несколько групп и определены критерии, для каких ролей наиболее важны те или иные soft-навыки.
Ниже мы расскажем подробнее про все перечисленные hard и soft skills.

Опишем hard-skills, предполагающие чисто технические навыки. Они проще всего тренируются и достаточно важны, т.к. лежат в основе эффективной работы аналитика.

Что входит в базовые компетенции?
Это ряд вещей, которым вы должны научиться еще до того, как вы начнете шагать в область бизнес-анализа. Они позволят ваши мысли облечь в определенную форму. Это достаточно несложные вещи, но основные, которым отдельно вас учить никто не будет. Подразумевается, что у вас это должно быть.

Во-первых, общая деловая этика, навыки общения по телефону, навыки письменной корреспонденции. А именно, такие задачи как: как правильно написать письмо (начать с приветствия, в конце поставить завершающую фразу, побуждающую клиента к действию, и подпись), как нужно общаться с клиентом по телефону. Это, естественно, должно быть известно вам заранее. Почему я об этом говорю — лично видела ситуации, когда аналитики приходили на проект и письма выглядели так: «Не можете ли вы прислать нам актуальную документацию по проекту?» Ни «здравствуйте», ни «до свидания». Это просто не красиво. Это базовый навык, который у вас должен быть и о котором даже говорить не надо.

b. Навыки работы в интернете

Следующий навык — умение работать в интернете, работать с инстант-мессенджерами (Skype, например, очень популярен в настоящее время). За счет них вы сокращаете дистанцию и клиент может к вам обратиться онлайн. В Skype можно формировать групповые обсуждения, всю команду подключать к общению с клиентом и тогда вопросы по проекту решаются быстрее. Также следует знать, что такое демонстрация экрана, как пересылать файлы и т.д.

Следующий блок — это умение совместной работы. Вам помогут знания таких инструментов, как Google Drive
Goggle Drive — доступный, бесплатный инструмент, через который возможно обмениваться документами с клиентом и командой разработки. Если у вас в компании не установлен инструмент совместной работы, это самый простой выбор, чтобы давать доступ клиентам к документам. И что еще важно — вы можете одновременно и совместно работать над одним и тем же документом. Мы используем такую технику — открываем вместе с клиентом документ с требованиями и обсуждаем, что и в каком порядке должно быть реализовано. Вы изменяете у себя в документе приоритеты и клиент через пару секунд видит это у себя на экране.

В этой же группе — инструменты для онлайн-конференций. Очень полезно, когда аналитик не просто пересылает клиенту документы, а демонстрирует, в частности, промежуточные версии работоспособности системы, показывает прототипы. Для этого вам понадобится некая площадка. Конечно, есть вариант, что вы приезжаете к клиенту, если он находится в той же стране и городе. Но часто мы работаем с западными заказчиками или удаленными командами. Среди этих инструментов онлайн-конференций — GoTo Meeting и GoTo Webinar (это из одной серии), WebEx и другие. Причем они могут пригодятся не только для презентации результатов, но и для сбора требований.

Может быть полезен еще такой инструмент, как MediaWiki. Это онлайн-библиотека, наподобие всем известной Wikipedia, которую вы можете локально развернуть для своего клиента и всей команды силами своего администратора. В ней можно вести документацию и что хорошо, что не нужно сохранять файлы на хранилище для отслеживания версий, пересылать коллегам, вы не сможете забыть файл — всегда доступен актуальный контент. Например, руководство пользователя или спецификации можно писать в MediaWiki.

f. Скорость чтения и печати

Еще один блок базовых компетенций hard-навыков — это скорочтение и скоропечатание (хотя могут быть споры, можно ли это отнести к soft-skills).
Аналитику нужно обрабатывать много информации: с одной стороны, много читать (изучать и осмысливать), а с другой, много писать (фиксировать результаты), поэтому вам будет крайне полезно в вашей профессиональной карьере, если вы натренируете эти 2 навыка. Например, можете сравнить — средний навык печати это 100 символов в минуту, я печатаю со скоростью 400 символов в минуту. Если все понятно, что писать в документе и нужно только словами зафиксировать договоренности, написать протокол договоренности с клиентом, то можете себе представить — у меня это занимает в 4 раза меньше времени, нежели среднестатистическому специалисту. Соответственно, повышая у себя этот навык, вы делаете себя более эффективным и экономите время на своих проектах.

Также в рамках базовых навыков хотелось бы отметить еще ряд инструментов, такие как офисные инструменты (Word, Excel, PowerPoint и Visio), которые позволяют качественно и наглядно представлять результаты вашей работы. Если вы умеете открыть документ Word и умеете печатать там текст, но не умеете настраивать стили заголовков и таблиц, оформить примечания, использовать шаблоны и свойства документа. Или можете открыть документ Excel и знаете, что из себя представляет электронная таблица, но не владеете формулами, макросами, условным форматированием, то, поверьте, вам еще есть, куда копать в рамках данных инструментов. Просто в целях интересах можете открыть справку о программе или какой-нибудь тест по данной программе, и узнаете многое, что, оказывается, вы до этого не знали. Соответственно, здесь всегда есть простор для развития.

Следующий инструмент — это MindManager. Тоже достаточно полезная программа, которая относится к базовым навыкам и позволяет в виде диаграммы связей (mindmap) структурировать информацию.

Аналитикам также могут быть полезны и графические редакторы — не только сложный Photoshop, но и, например, классический Paint. Есть еще более мощная программа — SNAGIT — рекомендую.

Конечно, для презентаций можно пользоваться PowerPoint, но в современной среде достаточно популярным становится инструмент Prezi. В нем презентации получаются интереснее и интерактивнее. Плюс, если вы овладеете созданием видео-роликов, в частности, программой Camtasia Studio, позволяющий записывать видео-ряд демонстрации работы приложений, то это будет полезно в плане того, что клиент не всегда может уделить вам время сейчас, но вы можете предоставить ему видео-файл, и клиент с большей вероятностью его посмотрит, чем если станет самостоятельно кликать на кнопки системы.

Следующий блок — теории и техника бизнес-анализа. Это те навыки, которые помогают вам стать непосредственно бизнес-аналитиком.
В этом контексте рассматриваются знания и навыки в сферах:
• Управление требованиями
• Управление изменениями
• Разработка проектных артефактов
• Соответствующий инструментарий

a. Управление требованиями

Первый блок знаний — управление требованиями. Здесь важно знать, как идентифицировать источники и как выявлять требования, и что с ними после этого делать: анализировать, специфицировать (документировать), проверять.

Это подблок управления требованиями, но я вынесла его отдельно, чтобы заострить на нем ваше внимание. Дело в том, что очень важно понимать трассировки (на конференции есть отдельный доклад на эту тему). Важно знать, как управлять масштабом проекта.

Далее — умение описать Vision, Software Requirements Specification, подготовить руководство пользователя. Иногда я слышала мнение, что аналитик не должен писать руководства пользователя, что это работа технического писателя. Я считаю это достаточно узким взглядом на мир, т.к., в общем-то, задача аналитика — способствовать созданию продукта, который будет успешен и полезен, и не всегда в команде выделен технический писатель. Т.е. не нужно «перевешивать собак» друг на дружку. Наиболее эффективно инструкцию по работе с системой и пользовательскую документацию может написать аналитик. Даже если он не пишет, то он должен иметь общее понимание, что из себя представляет пользовательская документация и чем она отличается от baseline-документации, спецификаций.

В области теорий и техник анализа также выделены инструменты для управления требованиями, такие как Enterprise Architect, Borland CaliberRM (на конференции был представлен отдельный стенд, а также был прочитан доклад) и др. Для управления требованиями также используются не специализированные инструменты — Excel, Jira

Что вам может быть полезно в знаниях основ бизнеса для вашего развития?

Вам пригодится знания того, что такое TCO (total cost of ownership), ROI (Return on Investment), EBIDAT (Earnings before depreciation and taxes), ABC (Activity-Based Costing) и т.д. Эти термины следует изучить, поскольку вы, как бизнес аналитик, должны способствовать успешности бизнеса, и понимание основ экономики (понимание того, для чего делается софт и как будет оцениваться эффективность внедрения софта) крайне важно для правильного принятия решений аналитиком. Вам нужно не просто собирать и управлять требованиями, но делать это в рамках ограничений проекта (которые часто связаны с экономикой — ресурсы не безграничны, как и деньги).

b. Инжиниринг бизнес-процессов

Полезным может быть также навык разработки бизнес-процессов. Причем сюда относится также понимание того, что бизнес-процессы бывают основными и вспомогательными, а также что их проектирование происходит в парадигмах AS IS (как сейчас) и TO BE (как рекомендуется или как должно быть).
Подробнее не останавливаюсь, т.к. в моих целях — обозначить точки развития аналитика, а дальше предполагается самостоятельно изучение данных областей.

c. Нотации моделирования процессов

Для инжиниринга бизнес-процессов вам потребуются знания определенных нотаций, в которых вы будете описывать процессы. Конечно, их можно описать и просто словами, но также достаточно распространены следующие нотации моделирования бизнес-процессов: BPML (Business Processes Modeling Language), IDEFx, CFF (cross-functional flowcharts) и обычные блок-схемы.


Соответствующий инструментарий в области описания бизнес-процессов и экономического планирования (которые мне встречались) — BPWin и Business Studio.

Аналитик, который разрабатывает информационные системы, должен владеть техниками и методиками их разработки.

Первый блок — основы архитектуры — общее понимание, что из себя представляет ИС, понимание клиент-серверной технологии и построения баз данных, знание устройства сайтов (в т.ч. понимание HTML, устройства CMS, знание готовых CMS), а также разбираться в протоколах и форматах передачи данных (XML, CSV и так далее).

Вам могут быть полезны нотации проектирования такие как, UML, DFD, блок-схемы.

Помимо общих знаний по разработке ИС вам понадобятся знания по эргономике (юзабилити), причем в этом плане обратите свое внимание на такие стандарты, как web-style guide, mobile-style guide. A разработка ИС для iPhone и Android имеет набор лучших практик и стандарты требований, как должны проектироваться мобильные приложения. В частности, на AppStore вы будете сертифицировать сове приложение, и если оно не соответствует стандартам, его не пропустят.

Инструментарий позволяет выполнять проектирование эффективно и удобно с точки зрения проекта и с точки зрения тех, для кого этот проект делается. В частности, это инструменты прототипирования (Balsamiq Mockups, Axure, JustInMind — в т.ч. мобильных интерфейсов). Также для этих целей используется MS Visio.

Читайте также:  Какие анализы можно сдавать после антибиотиков

a. Грамотный язык и корректное оформление

Следующий блок навыков — документирование. Аналитики пишут документы и они (документы) должны быть грамотными как с точки зрения языка, правильного использования технического стиля, грамотной письменной речи, так и с точки зрения оформления. Этот фактор определяется тем, насколько приятно ваш документ брать в руки, насколько он аккуратно и единообразно оформлен, как хорошо подготовлен к печати. Это, кстати, очень важный момент — 90% документов, которые мне присылают внешние аналитики, при попытке распечатать (особенно это касается таблиц Excel) выводятся на 10 листов в хаотическом порядке. Потом приходится вручную пытаться их собрать, что практически не реально. А дело в том, что Excel по умолчанию не форматирует страницу под печать. Аналитики должны знать, что есть специальные настройки структуры и вида страницы, в которых задается формат вывода на печать, порядок страниц, их нумерация. Обращайте на это внимание — подготовили документ, затем распечатали и посмотрели, удобно ли это использовать или нужно документ привести в порядок.

Для оформления документов также есть набор стандартов в области эргономики (или юзабилити, как сейчас более популярно выражаться). В частности, среди технических писателей одним из зарекомендовавших себя стандартов считается MS Manual of Style. На сегодняшний момент там более 400 страниц и он очень хорошо в плане того, как писать англоязычную техническую документацию — какие термины использовать (например, «click the button» или «click on the button»), как правильно оформлять, структурировать.

И конечно же, инструментарий подготовки документов. Это может быть MS Word, OpenOffice (для Linux). Также требуются программы для генерации PDF-документов (Acrobat). И для документирования также пригодится Wiki. В особенности, знания wiki-разметки (специфический язык, который достаточно быстро осваивается) позволят лучше понимать, В каком случае документ оформить в Word, а в каком — в Wiki.

К дополнительным компетенциям в области hard-навыков, на которые мне хотелось бы обратить внимание — это следующие.

Аналитик так или иначе всегда сопутствует менеджеру на проекте и где-то делит с ним сферы ответственности, где-то его может замещать, где-то, общаясь с клиентом, он так или иначе принимает решения по включению требований в проект. Т.е. это, с одной стороны, аналитика, с другой — менеджмент.

b. Знания в предметной области

Здесь же может быть очень полезной (а чаще она бывает и основополагающей) — это доменная экспертиза. Какой бы проект вы не начинали делать, уточните, в каком домене он будет выполняться — это может быть финансы, страхование, туризм — и внимательно ознакомьтесь с данной предметной областью. Конечно, в плане общего развития хвататься за все области нецелесообразно, т.к. их очень много, а погружаться в домен, в котором вы ведете проект, бывает полезно.

Как дополнительная компетенция важна и прикладная экспертиза. Причем от проекта к проекту может быть важной разная прикладная область. Например, если проект выполняется в области туризма, то полезным будет знание «задачи коммивояжера» в теории графов, которая изучается в прикладной математике. А именно, нужно понять, как развезти туристов из аэропорта по отелям при условии, что группа сборная и отели находятся в 10 точках города. Обладая данной экспертизой, аналитик сможет предложить более грамотное решение, нежели он будет не в теме.

Могут быть полезны знания инструментов, которые использует бизнес, таких, как ERP-систем, CRM-систем и т.д.
Также в группу дополнительных компетенций мы включили иностранные языки, которые упоминались выше. В дополнение следует уточнить, что очень рекомендуется выучить на достойном уровне английский – как минимум потому, что это позволит понимать много полезной литературы, которая выходит на английском языке, но, к сожалению, не всегда переводится на русский, а также общаться на форумах с коллегами-аналитиками из других стран.

Далее предлагаю перейти к обзору личностных характеристик, которые развиваются более сложно и более длительно. Напомню, что моя задача — обратить внимание на ключевые навыки. Советы по развитию – читайте соответствующую литературу, посещайте тренинги, пробуйте на практике.
Итак, среди soft-навыков важными являются, во-первых, базовые навыки.

Среди них, прежде всего, — это:
• самостоятельность,
• обучаемость,
• хорошая память,
• четкость изложения информации.

a. Самостоятельность
Аналитики редко ведут проект большими группами. Обычно аналитик или полностью сам ведет проект, или, даже если работает в команде аналитиков, все равно каждый аналитик отвечает за одну зону. Соответственно, аналитик должен уметь самостоятельно целиком вести свой проект.

b. Обучаемость
Работа аналитика всегда исследовательская, т.е. через него проходит большой объем информации и нужно ее быстро схватывать, обрабатывать и передавать.

c. Хорошая память
Нужна по тем же причинам, что и обучаемость — в умен приходится держать множество деталей.

d. Четкость изложения информации
При передаче информации заказчику или разработчику не должно возникать недопонимания. Информация должна быть четко структурированной.

Прежде всего, это аналитическое мышление, которое подразумевает умение критически относиться к ситуации, умение трансформировать то, что вы получаете, в структуру данных, а не напрямую передавать то, что получено на входе.
Также аналитику требуется умение работать с большими объемами информации, навык работы в условиях неопределенности и навыки презентации.

a. Активность
Для аналитика важно быть активным: при движении проекта вперед он должен занимать активную позицию, выяснять требования. Также и во время приемки результатов проекта он не может позволить себе пассивную позицию.

b. Педантичность
Аналитики должны быть внимательны к деталям и не должны упускать из виду какие-то критические вещи. Т.е. фраза «и так сойдет» не про настоящего аналитика — он должен быть другим по складу характера.

c. Креативность
Дело в том, что аналитики всегда не только получают информацию, но и что-то создают: или они определяют реинжиниринг процессов (тогда нужно придумать наиболее оптимальный его способ), или придумывают новые системы (т.е. креативят с «нуля»).

a. Коммуникабельность
В сфере межличностных навыков для аналитиков, прежде всего, важны коммуникабельность, общительность, умение задавать вопросы и правильно передавать информацию, способность настраиваться на волную клиента.

b. Работа в команде
Также важно, чтобы аналитик умел работать в команде. Т.е. некто угрюмый, который любит работать с компьютерами, нежели с людьми, навряд ли подойдет на позицию аналитика. В данном случае я бы порекомендовала развивать в себе навыки по общительности и командной работе.

c. Организаторские способности
Навыки по самоорганизации и организации команды также достаточно важны для аналитика.

Далее поясним, что должно входить в деловые навыки аналитика:
• Клиентоориентированность
• Деловая хватка
• Умение вести переговоры
• Стрессоустойчивость
В частности, на тему умения вести переговоров написано множество книг. Очень рекомендуется знать аналитикам, как эффективно разговаривать и убеждать в чем-то (например, нередко некоторые фичи не удается включить в релиз, и в такой ситуации аналитику нужно быть дипломатом).
По стрессоустойчивости еще раз напомню — аналитики, как правило, работают в условиях неопределенности и это качество будет очень полезным.

Каким образом можно повышать эффективность работы аналитка? Я могу дать 2 базовых совета помимо базовых инструментов.

Во-первых, достаточно хорошие помощники аналитика — всевозможные коллекции (иконок, графических примитивов). Например, нашли то, что вам нравится, и сохранили на диск или попросили дизайнера нарисовать. В таком случае будет проще потом готовить документы и изображать прототипы, используя данные элементы (т.е. по ходу разработки вы не будете искать, откуда бы взять или где нарисовать — изображения будут выглядеть красиво и аккуратно).
Также помогают аналитикам шаблоны писем и функциональные паттерны. Откуда они могут у вас появляться? После завершения предыдущих проектов результаты (лучшие наработки) сохраняйте себе в базу знаний. Таким образом, от проекта к проекту вы будете накапливать не только опыт в голове, но и хорошую базу готовых наработок, которые можно использовать в будущих проектах для лучшей эффективности.
Также хороший источник знаний — аналитические материалы (например, обзоры рынка).

И вторая подсказка о том, что может повысить вашу эффективность, — это объективная оценка самого себя. Нужно понимать, насколько хорошо вы владеете теми или иными навыками аналитика (вы можете использовать вышеперечисленный перечень для проверки своих hard и soft-навыков). Такая проверка позволит вам понять, куда вам двигаться дальше.
В жизни встречается куча примеров того, когда люди считают себя крутыми, но такими не являются. Чаще всего самооценка завышена. А ведь когда аналитик считает, что он крутой, то не может работать эффективнее. Помните слова Сократа «Я знаю, что ничего не знаю» и их продолжение: «Но другие не знают даже этого». Если человек считает, что он уже на вершине, то вверх дальше не полезешь. Например, касаемо MS Word 90% скажут, что владеют им «свободно», хотя не знают, как пользоваться ни полями, ни макросами.

Дело в том, что как только ты осознал глубину своего незнания, то ты можешь разработать план развития. А если ты его еще и честно выполняешь, то твоя эффективность повышается наиболее быстро. Такой план позволяет вам постоянно бежать вперед.
Никогда не стойте на месте, т.к. кто стоит на месте, неизбежно скатывается назад. А в современном мире это в принципе не реально.

1. Определите интересующие вас сферы деятельности
2. Зафиксируйте текущий уровень навыков
3. Сформируйте цели развития и критерии достижения
4. Определите способы достижения целей
Выше уже обозначено достаточно большое количество сфер деятельности, инструментов, которые могут быть полезны аналитикам. Не факт, что вы всем этим владеет и что они все нужны вам прямо сейчас. Но, тем не менее, из перечисленного перечня (а, может, и чего-то еще — я не претендую на полноту) определите, что вам наиболее интересно.

На этом шаге вы можете выписать все возможные навыки и задачи аналитиков в таблицу наподобие приложенной (файл презентации доступен на странице конференции AnalystDays-2012). Затем вам следует напротив каждого навыка поставить вес — то, насколько для вас (и/или для компании — зависит от того, на каком уровне строится план) важен тот или иной навык. Вы можете использовать шкалу от 0 до 5 или от 0 до 100 (в примере используется шкала 0..5). В принципе, эта же классификация может быть использована в вашей карьере.
В нашей компании используется градация на 3 уровня специалистов — Junior, Specialist, Expert — а внутри них идет разбиение на 3 ступени от R1 до R3. Для каждого из этих уровней введены определенные критерии, какие навыки им нужны и на каком уровне владения.
В качестве рекомендаций: в плане должны быть учтены как навыки широкого применения., так и узкоспециализированные умения. Но учесть стоит все. А также следует внести в таблицу и те дополнительные навыки, которые хоть и не являются основополагающими в работе аналитика, однако упрощают жизнь и делают его работу более эффективной.
Также при составлении плана следует учитывать следующие критерии: индивидуальность, привязка к системе аттестации, конкретность, измеримость, согласованность с руководством.
В итоге на базе этой классификации вы можете не просто составлять план персонального развития, но и одновременно определить, какие у вас карьерные возможности возникают при освоении определенных навыков.

При составлении такого плана развития возникает вопрос – говоря об аналитиках и требованиях к ним, корректно ли смешивать аналитиков, занимающихся различными задачами или нет? И стоит ли распыляться на все или же сконцентрироваться на какой-то узкой сфере деятельности? Вопрос достаточно философский, и каждый отвечает на него самостоятельно. К примеру, есть личные предпочтения к моделированию бизнес-процессов и поэтому хочется изучать эту область наиболее глубоко — никто вам не помешает этого сделать. Или кому-то захочется шире изучить различные области бизнес-анализа, что также хорошо отразится на вашей карьере, т.к. будете разбираться, где и какие методики могут быть использованы, сумеете гибко их подбирать в зависимости от особенностей вашего проекта.
И мне хотелось бы привести несколько тезисов, чем может быть полезен аналитикам именно широкий кругозор.
Дело в том, что при таком плане практически нет предела. Скорее всего, всей жизни не хватит на то, чтобы всю ширину темы освоить от и до. Все равно будешь концентрироваться на каком-то ее подмножестве. Однако уже изученное подмножество представляет ценность для рынка и тебе остается только пойти и согласовать это со своим работодателем.
Т.е. широкий горизонт навыков — это полезно, интересно, выгодно.

После определение весов следует определить, какой текущий уровень владения навыками и знаний по технологиям и инструментам у вас есть. Один из достаточно удобных способов оценки — аналоги оценки знаний иностранных языков (от Basic до Intermediate и Advanced). Каждому из этих уровней присваивается своя оценка от 0 до 5. После чего вы подсчитываете общую сумму баллов как сумму взвешенных оценок.

Затем вы заполняете еще 2 колонки в таблице плана — какой уровень знаний и навыков вы ожидаете у себя через год и через месяц. Данный подход в чем-то близок к современной тенденции унификации, когда свое развитие подчиняете численным измерениям (по сути, накапливаете баллы). Здесь еще есть простор для развития, как эту таблицу можно оптимизировать, какие «плюшки» можно себе вручать за достижение того или иного уровня.

После этого вы определяете способы достижения цели. По каждому пункту, который вы планируете улучшить, вы определяете литературу, тренинги, конференции и т.д. У вас должно быть четкое понимание, что вы планируете делать в ближайший месяц и ближайший год для того, чтобы развиваться в бизнес-анализе.

Итак, навыков и знаний у бизнес-аналитиков может быть много, они могут быть разными, они могут быть применены в разном виде на ваших текущих проектах. Но если вы чувствуете, что вы уже достигли потолка и что вы всё знаете в рамках той работы, которую вы сейчас выполняете прямо сейчас на проектах, ни в коем случае не отчаивайтесь — попробуйте вспомнить сегодняшний доклад, попробуйте посмотреть шире на мир и подумать, что я еще не знаю и где мне еще можно развиваться, куда можно двигаться. Однозначно, это будет полезно и вам, с точки зрения карьеры, и ваш работодатель это тоже оценит. Что значит, вы будете успешнее в профессиональном плане вашей карьеры в области ИТ.

Каковы критерии оценки качества работы аналитика? Как объективно оценить работу своих подчиненных аналитиков?

Начать следует с того, что договориться с командой аналитиков об одинаковом представлении качества работ среди всех членов. Например, для меня один из критериев работы аналитика (не основной) — это качество документов, которые они предоставляют. При этом мне важно, чтобы документ был красиво оформлен, содержательно и логически структурирован, чтобы не было перескоков из раздела в раздел и т.д. Соответственно, мы берём данную конкретную атомарную единицу и с аналитиком проговариваем, что качество документа должно быть таким, а он вам отвечает, что об этом даже и не думал. К примеру, нет нумерации страниц и ладно. Он думал, что главное — это текст написать. Таким образом, вместе сев и проговорив с ним эти моменты, мы приходим к единому пониманию качества документа.
Соответственно, нужно пройти по всем шагам работы аналитика и проговорить критерии качества.
По оценке могу сказать следующее: у нас проходят периодические аттестации (1-2 раза в год), оценка для которых состоит из нескольких критериев. Аналитики — это, в первую очередь, коммуникаторы, т.е. они получают информацию от клиентов и передают ее разработчикам. Очень важный критерий оценивания — что думает клиент о взаимодействии с аналитиком: насколько быстро он реагирует на запросы, насколько четкую и понятную информацию он предоставляет клиенту и насколько он эффективен при взаимодействии с клиентом. Этот опросник заполняет клиент. Аналогичный опросник заполняют разработчики (т.е. команда реализации проекта): насколько им доступен аналитик, насколько им понятны документы, предоставленные им, насколько комфортно им работать с данным аналитиком на проекте.
Это является одним из пунктом оценивания аналитиков, причем очень важным, т.к. он — переводчик между клиентом и разработчиком, и если на этом этапе будет слабое звено, то как бы классно он ни оформлял и не писал, он своих целей не достиг.
Второй момент — результативность проекта. Конечно, здесь учитывается не только аналитик, но, тем не менее, мы делаем оценку всей команды целиком. Но поскольку аналитик был транслятором требований и совместно с командой формировал, что должен делать данный продукт, то это тоже является достаточно важной характеристикой.
Третий момент — если есть возможность, это экспертная оценка документов, требований, которые производит аналитик. Например, в течение полугода он писал требования, но какие-то из них не внес в базовые требования или забыл об них. Или применительно к спецификациям — насколько они понятны, конкретны, непротиворечивы. Таким образом можно экспертно оценить данные документы. Не всегда такая возможность есть. Обычно только заказчик или команда разработки может о нем что-то сказать.

Почему знания домена отнесены к дополнительным компетенциям? Как мне кажется, это основная вещь: аналитик может рисовать плохие диаграммы, но он должен понимать, что он делает. Людей, которые рисуют красивые графики и UML-диаграммы, много, и тех, которые при этом не понимают сути работы и делают глупости, — большинство.
Согласна с данной позицией. Однако мы с Сергеем в процессе подготовки презентации достаточно много спорили о группировки навыков для удобства их изложения и понимания аналитиками. Те же базовые навыки — это фундамент, который не позволяет уже стать аналитиком, он позволяет только стартовать вникание в данную индустрию. Поэтому в нем может и не быть доменной экспертизы. Конечно же, для успешного выполнения проектов без нее абсолютно никуда.

В свое время я придерживался такого же мнения, что аналитики могут писать документы, пока не встретился с профессиональным техническим писателем (из Европы). И я понял, что это огромная сфера, люди даже специальное образование получают в данном направлении. И есть огромная разница между тем, что пишут бизнес-аналитики, продавцы, проджект-менеджеры, разработчики, и тем, что пишут технические писатели — по сути, это пропасть. Мне кажется, если есть возможность (например, в крупных компаниях есть такая практика), отдавать техническое писательство на аутсорсинг в профессиональную компанию. Они отдают публичную информацию о каком-либо продукте и они тут же пишет профессиональную документацию, а не пытаются сделать это внутри.

Я начинала свою карьеру как раз как технический писатель, поэтому мне все это очень близко, я очень четко понимаю, о чем вы сейчас говорите. По своим ощущениям и по тому, как я выполняла свои аналитические функции, имея базу технического писательства, и сравнивая это с аналитиками, которые эту базу не имеют, я всё же считаю, что аналитики должны обладать навыками написания технической документации. Это позволяет сделать вас более профессиональным.
На счет того, что что-то можно разделять и отдавать на аутсорсинг, весь мой доклад можно разбить на кусочки и сказать, например, что проектирование бизнес-процессов нужно отдать специалисту по моделированию бизнес-процессов (я встречала такого специалиста, которые делал то, что не умел делать ни один из моих бизнес-аналитиков). Но это как раз доказательство того, что чем лучше вы вникаете в те области, которые обозначены в докладе, тем лучше будет ваш результат и тем больше вы будете вызывать wow-реакцию всех окружающих.

источник