Меню Рубрики

Как мне тебя не ласкать анализ

Открытый урок «Родная природа в стихотворениях С.А. Есенина»

1) Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Есенина, показать своеобразие его лирики, пробудить желание глубже исследовать творчество поэта.

2) Развивать навыки выразительного чтения, самостоятельного анализа текста, навыки взаимодействия в группах.

3) Воспитывать любовь к Родине, природе, поэзии.

Оборудование: презентация, оформленная различными портретами поэта, аудиозаписи песен, сборники стихотворений.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-исследование

Эпиграф «Всё моё творчество выросло из одного большого чувства – любви к Родине…». (С. Есенин.)

I)Орг. момент. Приветствие, сообщение темы, целей урока, настрой на работу.

II)Проверка домашнего задания по творчеству И. А. Бунина. Рассказ «Господин из Сан – Франциско».

2. В каком возрасте начинает писать стихи?

3.С кем из русских писателей в 1895 году познакомился лично?

4. Каким даром обладал И.А.Бунин?

5. В каком году пишет рассказ «Господин из Сан-Франциско»?

6. Почему был выбран именно корабль «Атлантида»?

7. На какое время планировал выехать в путешествие Господин?

8.Какие места хотел посетить Господин

9. Согласны ли вы с тем, что отсутствие имени у героя- символ его внутренней бездуховности, опустошенности?

10. Как восприняли окружающие смерть Господина?

III. Новая тема. Сергей Александрович Есенин. Лирика. Открыватель 2Голубой Руси». Глубокое чувство к родному краю. К Родине.

( 1 обучающийся читает выразительно)

Что-то есть в нем от русских песен:

Что-то есть в нем и от весенней

Только скажут: Сергей Есенин

Преподаватель: Наш сегодняшний урок посвящается жизни и творчеству замечательного поэта – Сергея Есенина. Он самый популярный, самый читаемый поэт в России, хотя прожил всего 30 лет. Его невозможно представить себе пожилым человеком: он навеки остался молодым, навеки осталась живой среди людей его нежная лирика.

Преподаватель: Прежде чем мы приступим к работе над текстами стихотворений Есенина, давайте послушаем сообщения о самом поэте.

1) Знакомство с жизнью и творчеством С.А.Есенина.

1 обучающийся: С.А.Есенин родился в 1895году, 21 сентября, в селе Константиново Рязанской губернии. Село Константиново располагалось на высоком берегу реки Оки, откуда открывался красивый вид. Именно здесь зародилась любовь к родной природе, которая вдохновляла его на создание прекрасных стихотворений.

Рождение Есенина было отмечено историческим для России событием. 20-21 сентября 1895 г. Рязань праздновала свое 800-летие. Во всех уголках Рязанщины звонили колокола, шумели народные гулянья, так древняя русская земля приветствовала рождение своего гения.

2 обучающийся: Поэт называет свою семью «простой крестьянской», хотя это не совсем так. Отец поэта, Александр Никитич, жил и работал в Москве, в мясной лавке. Приезжая домой только в отпуск, он не умел ни косить, ни пахать. Понимая, что и детям землей не прожить, старался им дать образование.

Мать, Татьяна Федоровна, была неграмотна, но считалась лучшей песенницей на селе, красиво пела, знала много народных песен. Некоторое время тоже жила в Москве, работала в кондитерской фабрике.

Есенин же был отдан на воспитание деду, Федору Андреевичу Титову. Он был умным, общительным, веселым, учил внука быть сильным, чтобы его никто не поборол. «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах», — вспоминал поэт в автобиографии. Эти воспоминания нашли отражение в его творчестве.

( 1 обучающийся читает выразительно)

Все живое особой метой
Отмечается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То, наверно, был мошенник и вор.

Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет».

И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь,
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.

Золотая, словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.

Как тогда, я отважный и гордый,
Только новью мой брызжет шаг.
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.

И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
«Ничего! я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет!»

3 Обучающийся: Большое участие в воспитании племянника принимали дяди по материнской линии. Отчаянные и озорные, они сажали трехлетнего Сергея на лошадь и пускали вскачь или учили плавать, бросая как щенка в воду.

Читать научился в 5 лет под руководством дяди. С тех пор чтение стало для него одним из любимых занятий. «Стихи начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам», — вспоминал поэт.

4 обучающийся: Ранние стихи Есенина, которые появились в 1914 году, звучат как признание в любви родной природе. Есенин рос в деревне, поэтому с ранних лет ему запали в душу народные сказания, пословицы, поговорки, песни. Народное творчество укрепило песенную основу его лирики.

1-е напечатанное стихотворение Есенина — «Береза», которое появилось в январе 1914 г. в журнале «Мирок» с подписью «Аристон» (что в переводе с греческого означает «самый лучший»)

( 1 обучающийся читает выразительно)

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Краткий комментарий к организации:

Класс делится на группы, учитывается уровень подготовки учащихся и личные интересы, что даёт учителю возможность дифференцированно подойти к обучению и реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Каждая группа получает папку с заданиями (опережающими) для выполнения проекта- исследования.

Задание 1. Какие краски дарит Есенин отчему краю?

I группа. «Золотой» вопрос. Найдите «одетые в золото» есенинские строки.

Цветопись – одна из характерных черт стихов Есенина. Она менее всего связана с украшательством. В цветописи находят выход его «буйство глаз» и «половодье чувств», т.е. взволнованное восприятие бытия и романтически приподнятое к нему отношение. Особенно значим для поэта эпитет «золотой». Он один из наиболее часто встречающихся в лирике Есенина:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

«Закружилась листва золотая…»

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

«Не жалею, не зову, не плачу…»

Преподаватель: Золотой, т.е. жёлтый, но непременно с оттенком высшей ценности. В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» золотой не столько цвет избы, сколько символ её ценности как символ уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией:

Всё равно остался я поэтом

Преподаватель: Поэт подарил своему краю золотой цвет, т.к. он символ высшей ценности и привязанности к дорогим его сердцу местам.

Задание 1. Какие цвета использует поэт в своих стихотворениях?

2 группа. Вопрос — «Цвета радуги» малой родины.

В стихах Есенина радуга — некий мост в невидимый мир, соединяющий небо и землю, реальное и чудесное. Все привыкли видеть Русь бедной, нищей, убогой, а Есенин обернул её нарядной стороной. Всё, к чему он притрагивался словом, будь то покосившаяся избёнка или сломанное дерево, становилось прекрасным. Он не просто красил, у него был какой-то свой особенный способ «крашения», дающий большой звук.

В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета:

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне…

«Не жалею, не зову, не плачу…»

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

«Выткался на озере алый свет зари…»

Не бродить, не мять в кустах багряных

«Не бродить, не мять в кустах багряных…»

Оттенки жёлтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, серебряный, медный; много зелёного цвета:

Улыбнулись сонные берёзки,

Есть и белый, и чёрный, и серый цвета:

Чёрная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить!

«Чёрная, потом пропахшая выть…»

Преподаватель: Но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки. Они пронизывают строки есенинских стихов. Когда поэт хочет придать синеве особую праздничную звучность, он употребляет малиновую краску, но это не просто краска, но и образ, с которым связано множество чисто русских ассоциаций: малиновый звон колоколов, мелодия песни «Калинка-малинка», малиновые меха тальянки.

Преподаватель: Среди всех цветов есть особенный, все другие краски превосходящий.

Задание 1. «Синий» вопрос. Любимый цвет поэта. Вспомните «синие» строки

Это «голубое» — стихия его простой, сотканной из музыки души. Оно расплескалось волнами в стихах. И Есенин не боится ни повторности, ни однообразия своих эпитетов: он ими пользуется не от скудости поэтической фантазии, просто потому, что не хотел бы и не мог сказать иначе.

Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Но всё-таки у него есть и любимые цвета – синий и голубой. Эпитет «синий» встречается в стихах Есенина более 50 раз:

Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет…

«Синий туман. Снеговое раздолье…»

Преподаватель: Синяя цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придаёт романтическую одухотворённость, свежесть образам, создаваемым Есениным. Лучше всего, по моему мнению, это выражено в стихотворении «Я по первому снегу бреду»:

В сердце ландыши вспыхнувших сил.

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

Голубые и синие цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России:

Есенинский синий цвет может быть разным: от нежно-голубого, почти перламутрового, до густоты, до черноты.

В прозрачном холоде заголубели долы,

Отчётлив стук подкованных копыт…

За тёмной прядью перелесиц,

Ягнёночек кудрявый – месяц

«За тёмной прядью перелесиц…»

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Старый клён на одной ноге…

Преподаватель: Я думаю, что только Есенин мог сказать: «Россия! Какое хорошее слово. И «роса», и «сила», и «синее» что-то!» Поэт не только увидел синь родных просторов, но и услышал её в имени Родины, в бездне пространства самого дорогого ему слова – Россия.

1. Золотые, розовые, малиновые, синие цвета. Настроение поэта как бы опирается на цветовые детали пейзажа, а они, в свой черёд, обостряют чувство и мысль. Уберите цветопись, и стих потускнеет.

2.Выразительное чтение и анализ стихотворения?

3.Каким настроением проникнуто это стихотворение?

4.Какую картину рисует поэт?

5.Найдите примеры цветового изображения.

1. Закружилась листва золотая

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать.
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?

2. Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий, ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

4. Выткался на озере алый цвет зари,
На бору со стонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло,
Только мне не плачется, на душе светло.

Знаю — выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем, в копну свежую, под соседний стог.
Зацелую, до пьяна, изомну как цвет,
Хмельному от радости, пересудов нет.

Ты сама под ласками сбросишь шёлк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.
Утром ты умоешься ледяной водой,
А потом не девушкой ты пойдёшь домой.

Превратишься в женщину с грустью и тоской,
И опять свидания не найдёшь со мной.
И пускай со звонами плачут глухари,
И тоска весёлая в прелестях зари.

Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.

6. «Не бродить, не мять в кустах багряных…»

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —
К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

8. Черная, потом пропахшая выть!

Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?

Выйду на озеро в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнет благодать.

Серым веретьем стоят шалаши,
Глухо баюкают хлюпь камыши.

Красный костер окровил таганы,
В хворосте белые веки луны.

Тихо, на корточках, в пятнах зари
Слушают сказ старика косари.

Где-то вдали, на кукане реки,
Дремную песню поют рыбаки.

Оловом светится лужная голь.
Грустная песня, ты — русская боль.

9.Синий туман. Снеговое раздолье,

Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет.

Сердцу приятно с тихою болью

Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

Снег у крыльца как песок зыбучий.

Вот при такой же луне без слов,

Шапку из кошки на лоб нахлобучив,

Тайно покинул я отчий дров.

Снова вернулся я в край родимый.

Кто меня помнит? Кто позабыл?

Грустно стою я, как странник гонимый,-

Молча я комкаю новую шапку,

Не по душе мне соболий мех.

Вспомнил я дедушку, вспомнил я бабку,

Вспомнил кладбищенский рыхлый снег.

Все успокоились, все там будем,

Как в этой жизни радей не радей,-

Вот почему так тянусь я к людям,

Вот почему так люблю людей.

Вот отчего я чуть-чуть не заплакал

Эту избу на крыльце с собакой

Словно я вижу в последний раз.

10. «Заметался пожар голубой»

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь — как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут,

Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет он быть покорным.

И стихи бы писать забросил.

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Читайте также:  На какой неделе беременности анализ вич

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

12. Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.

Я не знаю, то свет или мрак?
В чаще ветер поёт иль петух?
Может вместо зимы на полях
Это лебеди сели на луг.

Хороша ты, о белая гладь!
Греет кровь мою лёгкий мороз!
Так и хочется к телу прижать
Обнажённые груди берёз.

О, лесная, дремучая муть!
О, веселье заснеженных нив.
Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бёдрами ив.

По церквам твой кроткий Спас.

Мне навстречу, как сережки,

Первые годы жизни в Москве стали для Есенина настоящим испытанием. Он не мог привыкнуть к широким столичным улицам, постоянному шуму толпы и необходимости заводить новые знакомства с людьми, которые могли помочь ему с литературной карьерой. В этот период поэт все чаще и чаще мысленно обращается к своей малой родине, селу Константиново, где прошли самые счастливые годы его жизни. И не потому, что Есенину нечего сказать о Москве, которая не перестает удивлять поэта. Просто Есенин осознает, что частичка его души навеки принадлежит рязанской глубинке, куда он мечтает вернуться, хотя и понимает, что это уже невозможно.

К произведениям этого непростого периода относится стихотворение «Черная, потом пропахшая выть!…», написанное в 1914 году. Стараясь запечатлеть то, что довелось видеть в детстве и юности, Есенин не стремится облагородить сюжетную линию, хотя и понимает, что светская публика ждет от него совершенно иного. Тем не менее, на свет появляются стихи, многие слова в которых утонченным московским критикам кажутся чужеродными и непонятными. Действительно, им трудно догадаться о том, что выть – это небольшой надел земли, который в Рязанской губернии выделяли семьям под посев пшеницы. А уж понять, почему эта делянка пахнет потом, и вовсе невозможно.

Между тем, Есенин, выросший среди рязанских лугов и лесов, прекрасно осведомлен о том, каких усилий требует работа пахаря. И каким отрадным бывает отдых, когда все дневные заботы отходят на второй план. «Выйду на озеро в синюю гать, к сердцу вечерняя льнет благодать», — отмечает поэт. Природа словно бы дарит всем сельским тружениками удивительное чувство радости и умиротворения. В такие вечера нет ничего лучше, чем сидеть у костра и слушать рассказы, как это делают уставшие за день косари.

Однако не только они бодрствуют этим поздним вечером. Жизнь на селе и в его окрестностях не затихает даже ночью, и поэт с нежностью и теплотой отмечает, что «где-то вдали на кукане реки дремную песню поют рыбаки». Эта идеалистическая картина, всплывающая в воображении Есенина, настолько сильно отличается от того, что ему приходится видеть в Москве, что автор пытается хотя бы мысленно перенестись в прошлое и задержаться там подольше. Он понимает, насколько тяжел труд крестьянина, но в такие минуты готов променять свою спокойную, сытую и размеренную столичную жизнь на возможность вот так же посидеть ночью у костра или же отправиться на рыбалку. Однако этому не суждено сбыться, потому что поэт уже сделал свой выбор, оборвав последние нити, связывающие его с отчим домом.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Константина Батюшкова «К другу»
  • Анализ стихотворения Константина Батюшкова «Мой гений»
  • Анализ стихотворения Константина Батюшкова «Радость (Любимца Кипридина. )»
  • Анализ стихотворения Андрея Белого «В полях (Солнца контур старинный. )»
  • Анализ стихотворения Андрея Белого «Веселье на Руси»

Чёрная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить?

Выйду на озеро в синюю гать,

К сердцу вечерняя льнёт благодать.

Серым веретьем стоят шалаши,

Chernaya, potom propakhshaya vyt!
Kak mne tebya ne laskat, ne lyubit?

Vydu na ozero v sinyuyu gat,
K serdtsu vechernyaya lnet blagodat.

Serym veretyem stoyat shalashi,
Glukho bayukayut khlyup kamyshi.

Krasny koster okrovil tagany,
V khvoroste belye veki luny.

Tikho, na kortochkakh, v pyatnakh zari
Slushayut skaz starika kosari.

Gde-to vdali, na kukane reki,
Dremnuyu pesnyu poyut rybaki.

Olovom svetitsya luzhnaya gol.
Grustnaya pesnya, ty — russkaya bol.

Xthyfz, gjnjv ghjgf[ifz dsnm!
Rfr vyt nt,z yt kfcrfnm, yt k/,bnm?

Dsqle yf jpthj d cby// ufnm,
R cthlwe dtxthyzz kmytn ,kfujlfnm/

Cthsv dthtnmtv cnjzn ifkfib,
Uke[j ,f/rf/n [k/gm rfvsib/

Rhfcysq rjcnth jrhjdbk nfufys,
D [djhjcnt ,tkst dtrb keys/

Nb[j, yf rjhnjxrf[, d gznyf[ pfhb
Ckeif/n crfp cnfhbrf rjcfhb/

Ult-nj dlfkb, yf rerfyt htrb,
Lhtvye/ gtcy/ gj/n hs,frb/

Jkjdjv cdtnbncz ke;yfz ujkm///
Uhecnyfz gtcyz, ns — heccrfz ,jkm/

Первые годы жизни в Москве стали для Есенина настоящим испытанием. Он не мог привыкнуть к широким столичным улицам, постоянному шуму толпы и необходимости заводить новые знакомства с людьми, которые могли помочь ему с литературной карьерой. В этот период поэт все чаще и чаще мысленно обращается к своей малой родине, селу Константиново, где прошли самые счастливые годы его жизни. И не потому, что Есенину нечего сказать о Москве, которая не перестает удивлять поэта. Просто Есенин осознает, что частичка его души навеки принадлежит рязанской глубинке, куда он мечтает вернуться, хотя и понимает, что это уже невозможно.

К произведениям этого непростого периода относится стихотворение «Черная, потом пропахшая выть!…», написанное в 1914 году. Стараясь запечатлеть то, что довелось видеть в детстве и юности, Есенин не стремится облагородить сюжетную линию, хотя и понимает, что светская публика ждет от него совершенно иного. Тем не менее, на свет появляются стихи, многие слова в которых утонченным московским критикам кажутся чужеродными и непонятными. Действительно, им трудно догадаться о том, что выть – это небольшой надел земли, который в Рязанской губернии выделяли семьям под посев пшеницы. А уж понять, почему эта делянка пахнет потом, и вовсе невозможно.

Между тем, Есенин, выросший среди рязанских лугов и лесов, прекрасно осведомлен о том, каких усилий требует работа пахаря. И каким отрадным бывает отдых, когда все дневные заботы отходят на второй план. «Выйду на озеро в синюю гать, к сердцу вечерняя льнет благодать», — отмечает поэт. Природа словно бы дарит всем сельским тружениками удивительное чувство радости и умиротворения. В такие вечера нет ничего лучше, чем сидеть у костра и слушать рассказы, как это делают уставшие за день косари.

Однако не только они бодрствуют этим поздним вечером. Жизнь на селе и в его окрестностях не затихает даже ночью, и поэт с нежностью и теплотой отмечает, что «где-то вдали на кукане реки дремную песню поют рыбаки». Эта идеалистическая картина, всплывающая в воображении Есенина, настолько сильно отличается от того, что ему приходится видеть в Москве, что автор пытается хотя бы мысленно перенестись в прошлое и задержаться там подольше. Он понимает, насколько тяжел труд крестьянина, но в такие минуты готов променять свою спокойную, сытую и размеренную столичную жизнь на возможность вот так же посидеть ночью у костра или же отправиться на рыбалку. Однако этому не суждено сбыться, потому что поэт уже сделал свой выбор, оборвав последние нити, связывающие его с отчим домом.

«Черная, потом пропахшая выть. » Сергей Есенин

Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?

Выйду на озеро в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнет благодать.

Серым веретьем стоят шалаши,
Глухо баюкают хлюпь камыши.

Красный костер окровил таганы,
В хворосте белые веки луны.

Тихо, на корточках, в пятнах зари
Слушают сказ старика косари.

Где-то вдали, на кукане реки,
Дремную песню поют рыбаки.

Оловом светится лужная голь…
Грустная песня, ты — русская боль.

Первые годы жизни в Москве стали для Есенина настоящим испытанием. Он не мог привыкнуть к широким столичным улицам, постоянному шуму толпы и необходимости заводить новые знакомства с людьми, которые могли помочь ему с литературной карьерой. В этот период поэт все чаще и чаще мысленно обращается к своей малой родине, селу Константиново, где прошли самые счастливые годы его жизни. И не потому, что Есенину нечего сказать о Москве, которая не перестает удивлять поэта. Просто Есенин осознает, что частичка его души навеки принадлежит рязанской глубинке, куда он мечтает вернуться, хотя и понимает, что это уже невозможно.

К произведениям этого непростого периода относится стихотворение «Черная, потом пропахшая выть!…», написанное в 1914 году. Стараясь запечатлеть то, что довелось видеть в детстве и юности, Есенин не стремится облагородить сюжетную линию, хотя и понимает, что светская публика ждет от него совершенно иного. Тем не менее, на свет появляются стихи, многие слова в которых утонченным московским критикам кажутся чужеродными и непонятными. Действительно, им трудно догадаться о том, что выть – это небольшой надел земли, который в Рязанской губернии выделяли семьям под посев пшеницы. А уж понять, почему эта делянка пахнет потом, и вовсе невозможно.

Между тем, Есенин, выросший среди рязанских лугов и лесов, прекрасно осведомлен о том, каких усилий требует работа пахаря. И каким отрадным бывает отдых, когда все дневные заботы отходят на второй план. «Выйду на озеро в синюю гать, к сердцу вечерняя льнет благодать», — отмечает поэт. Природа словно бы дарит всем сельским тружениками удивительное чувство радости и умиротворения. В такие вечера нет ничего лучше, чем сидеть у костра и слушать рассказы, как это делают уставшие за день косари.

Однако не только они бодрствуют этим поздним вечером. Жизнь на селе и в его окрестностях не затихает даже ночью, и поэт с нежностью и теплотой отмечает, что «где-то вдали на кукане реки дремную песню поют рыбаки». Эта идеалистическая картина, всплывающая в воображении Есенина, настолько сильно отличается от того, что ему приходится видеть в Москве, что автор пытается хотя бы мысленно перенестись в прошлое и задержаться там подольше. Он понимает, насколько тяжел труд крестьянина, но в такие минуты готов променять свою спокойную, сытую и размеренную столичную жизнь на возможность вот так же посидеть ночью у костра или же отправиться на рыбалку. Однако этому не суждено сбыться, потому что поэт уже сделал свой выбор, оборвав последние нити, связывающие его с отчим домом.

источник

Любовь к родному краю, к землякам, к близким людям, жизнь которых связана с рязанской землей, запечатлена поэтом в его стихах; в картинах сельской жизни, в изображении русской природы, русских крестьян, их внешнего облика, их обычаев, их дум и надежд. Содержание стихов, их тематика потребовали соответствующего словесного выражения, и Есенин широко вводит в свои произведения диалектную лексику, местный рязанский словарь, использует диалектные грамматические формы, воспроизводит особенности местного звучания, включает свойственные рязанской речи словообразовательные явления.

Основная функция диалектизмов в литературных произведениях — создание местного колорита. Вот раннее стихотворение С. А. Есенина (1914), где для изображения природы родного рязанского края поэт использует привычные с детства областные, местные слова:

Черная, потом пропахшая выть,

Как мне тебя не ласкать, не любить.

Выйду на озеро в синюю гать,

К сердцу вечерняя льнет благодать.

Серым веретьем стоят шалаши,

Глухо баюкают хлюпь камыши.

Красный костер окровил таганы,

В хворосте белые веки луны.

Тихо, на корточках, в пятнах зари

Слушают сказ старика косари.

Где-то вдали, на кукане реки,

Дремную песню поют рыбаки.

Оловом светится лужная голь.

Грустная песня, ты — русская боль.

В этом стихотворении много слов, которые можно назвать редкими. Среди них немало явных диалектизмов, требующих пояснения: выть (участок, доля, надел пахотной земли), гать (настил, насыпь на болоте), веретье (широкое полотно из брезента, сурового домотканого холста), таган (железный обруч на ножках, под которым разводят огонь, ставя на него варево), кукан (островок, появляющийся во время спада воды в реке) [цит. по: 5]. Эти слова относятся к одному семантическому полю: все они отсылают к каким-то деталям пейзажа, как и похожие по принципам словообразования хлюпь, лужная голь (очевидно, авторские неологизмы, значение которых понятно). Остальная лексика — общеупотребительная, часто — экспрессивная (глаголы ласкать, любить, льнуть к сердцу). Богата цветовая гамма: черная выть, синяя гать, серое веретье шалашей, красные таганы, белые веки луны, пятна зари, олово лужной голи. Зрительные образы дополняются слуховыми: глухо баюкают хлюпь камыши; сказ старика, что слушают косари; дремная и грустная песня рыбаков.

Чтобы картина стала для читателей полностью понятной, нужно, конечно, «перевести» диалектизмы — с рязанского на общерусский. Но само их присутствие в тексте подчеркивает: Есенин пишет не о русской природе и «русской боли» вообще, но о своей малой родине, где пашню называют вытью (впервые стихотворение было напечатано под заглавием «Выть»). Парные мужские рифмы: выть/любить, гать/благодать, лужная голь / русская боль — закрепляют в памяти читателя ключевые слова, выделяют их ритмически.

Читая стихотворение, мы не только «видим» и «слышим» летний вечер в рязанской деревне; возникает подспудно и образ самого повествователя (лирического субъекта) — местного уроженца, влюбленного в свой край и в его особый язык.

Диалектная лексика представлена в стихах поэта очень широко и многогранно. Местные слова оказываются нужными художнику как для описания предметов деревенской жизни и воспроизведения речи крестьян, так и для создания ярких и глубоких, точных и оригинальных эпитетов, метафор, сравнений.

Среди диалектизмов в стихах Есенина основную часть составляют слова, употребляемые в рязанских говорах, в частности в говоре села Константинова Рыбновского района Рязанской области, — села, в котором родился и вырос Есенин и связь с которым не прерывал всю жизнь.Поэтическая речь Есенина содержит как диалектизмы, известные во многих русских говорах, нередко встречающиеся в произведениях русских писателей, а потому попятные читателю, не затрудняющие восприятия текста (лежанка, цеп, рушник, проулок, дуброва, приступка, кличут, шибко, аль и т. п.), так и местные слова, смысл которых без специального толкования неясен, содержание которых не выявляется даже в широком контексте (поветь, свей, выть, кукан, веретье, драчёна, подожок, кулижка, бластиться, косники и др.).

В поэзии С. А. Есенина мо встречаем очень большое количество диалектизмов, а особенно в его патриотической лирике, где он описывает свою любимую Русь. Но должна ли быть «мера» в использовании диалектизмов и какова она? Какое стихотворение Есенина лучше: «Черная, потом пропахшая выть. » или «Я иду долиной. На затылке кепи. » , где лирический герой убежден, что он «свойский» и дорожит «памятью деревни», несмотря на «свой костюм английский», несмотря на чисто литературную — без диалектизмов — лексику? Перечеркивает ли новый этап в творчестве поэта его ранние стихи? Вопросы, по-видимому, риторические.

В 1915 г. Н. А. Клюев предостерегал Есенина от упоения успехом: «Твоими рыхлыми драченами объелись все поэты, но ведь должно быть тебе понятно, что это после ананасов в шампанском. Я не верю в ласки поэтов-книжников. «[цит. по: 6, с. 239]. Но несмотря ни на что, «драчены», и «выть» выдержали испытание временем.

источник

Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Знаю я — они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.

Пусть твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.

Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь,—
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.

Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.

И когда с другим по переулку
Ты пойдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.

Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер…»
Я отвечу: «Добрый вечер, miss».

И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь,—
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

Читайте также:  Какой анализ сдается для поджелудочной железы

Любовная лирика Есенина представлена большим количеством произведений. У поэта было множество женщин, каждой из которых он посвящал свои стихотворения. В большинстве случаев есть возможность установить конкретного адресата, учитывая обстоятельства жизни Есенина. Стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь…», написанное поэтом незадолго до смерти (декабрь 1925 г.), не позволяет с уверенностью говорить о конкретной женщине. Из содержания становится понятно, что поэт имеет в виду простую «ночную бабочку».

С самого начала стиха Есенин показывает ненатуральность и временный характер любовных отношений. Женщина не смотрит лирическому герою в глаза, он сам «не нежен и не груб с ней». По сути любовники глубоко равнодушны друг другу. Их свела вместе животная чувственная страсть, которая не оставит в душе ни малейшего следа. Автор обращается к женщине с риторическими вопросами о том, сколько же мужчин было в ее пустой и холодной жизни.

Есенин не обвиняет женщину, вынужденную таким образом зарабатывать себе на жизнь. Ее воспоминания о многочисленных любовниках не вызывают у него чувства ревности. Он признается, что сам любит ее «не очень». Возможно, поэт чувствует некоторое духовное родство с проституткой. Его пылкие романы также не привели к прочным отношениям. Продолжая беспорядочную жизнь, автор уже не ждет чуда. Он ограничивается мимолетными связями, лишь в воспоминаниях «утопая в дальнем дорогом».

Сергею Есенину бесконечно жаль своей минувшей молодости. Он понимает, что известность и слава развратили его, притупили прежние возвышенные чувства, заставили испытать разочарование в любви. Душевная опустошенность привела к тому, что автор уже чувствует себя глубоким стариком. Он никому не желает повторения своей судьбы, поэтому просит свою опытную подругу «нецелованных не трогать».

Есенин ни разу не называет имени женщины. Становится понятно, что для него это не имеет никакого значения. Скорее всего, это было знакомство на одну ночь. Повториться встреча может только совершенно случайно на улице, когда «ночная бабочка» будет увлечена уже другим партнером. Ироничное обращение поэта «miss» показывает всю ненатуральность таких «любовных отношений».

В финале поэт заявляет «кто сгорел, того не подожжешь». Это значит, что настоящую любовь можно испытать только в молодости. Нужно беречь это великое чувство и не растрачивать свои душевные силы на мимолетные связи.

источник

Видишь, — в лесу замелькала осиновом.

За одуванчика пухом развеянным.

Засмотрелась, как белочка красная

Проскакала по веточке, цокая.

Ласковый, розово-матовый Вечер.

1. Выпишите слова, обозначающие цвет. По толковому словарю или словарю иностранных слов установите значение слова глетчер.

2. Определите спряжение глаголов.

3. Назовите сочинительные и подчинительные союзы.

4. Слова каких тематических групп использовал автор в этом тексте?

1. Выпишите слова, обозначающие цвет, установите их цветообозначение. Установите значение слова глетчер, используя словарь иностранных слов.

2. Выделите основу инфинитива и основу настоящего времени глаголов. Определите спряжение глаголов.

3. Установите функции сочинительных и подчинительных союзов.

4. Какие изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры) использовал автор в этом тексте?

1. А зачем золотой казной хвастаться?

2. И Илья наконец разомкнул свои золотые уста.

3. Маня — большая — золотой все-таки характер у человека!

4. Золотые руки оказались у парня.

5. И вот сидит Томка, ее золотая Томка.

6. И вот — золотые ребята! — уже улыбаются.

7. Синяя мини-юбочка, синий кителек с золотыми крылышками на рукаве и синяя пилотка.

8. Золотой, сверкающий клин резал воду.

9. Заранее заказывайте орденок, а то и звездочку золотую.

10. Потом в реку опустилось солнце и золотыми искрами рассыпалось по каменистому дну.

11. Помнит ли еще зареченскую пекариху с золотыми волосами?

(Из произведений Ф. Абрамова.)

1. Установите значение выделенных имен прилагательных, используя толковый словарь русского языка.

2. Определите род, число, падеж выделенных прилагательных.

3. Какими членами предложения являются выделенные слова?

4. Составьте контексты, в которых прилагательное золотой употребляется в разных значениях.

1. Установите значение выделенных слов, отметив основное и переносные значения, а также оттенки этих значений (используйте толковый словарь русского языка).

2. Установите, к какому лексико-грамматическому разряду имен прилагательных относятся выделенные слова. Отметьте случаи перехода прилагательных из одного разряда в другой.

3. Установите тип стилистической фигуры, в состав которой входит выделенное слово.

4. Установите, какие значения прилагательного золотой не приведены. Дайте свои примеры с этими значениями.

Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа; они — его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет, как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, наполняя произведенные в нем траты. Ворота лавры преподобного Сергия затворятся, и лампады погаснут над его гробницей — только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его. (В. О. Ключевский.)

2. Обозначьте (графически) в словах приставки. Объясните их правописание.

3. Объясните постановку тире и точки с запятой в тексте.

4. Определите тему текста. Передайте его содержание своими словами.

1. Выпишите книжные слова. Назовите их лексическое значение, морфологические признаки, укажите стилистическую принадлежность.

2. Обозначьте приставки, установите их функцию, объясните правописание.

3. Объясните расстановку знаков препинания в тексте. Возможны ли здесь вариантные знаки препинания? Какие?

4. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Что я знаю о преподобном Сергии?»

Черная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить?

Выйду на озеро в синюю гать,

К сердцу вечерняя льнет благодать.

Серым веретьем стоят шалаши,

Глухо баюкают хлюпь камыши.

Красный костер окровил таганы,

В хворосте белые веки луны.

Тихо, на корточках, в пятнах зари

Слушают сказ старика косари.

Где-то вдали, на кукане реки,

Дремную песню поют рыбаки.

Оловом светится лужная голь.

Грустная песня, ты — русская боль. (С. Есенин.)

1. Отметьте слова, которые не встречаются в литературном языке.

2. Установите тип склонения имен существительных.

3. Выделите уточняющие члены предложения. Объясните их правописание.

4. Назовите эпитеты и метафоры.

1. Выделите слова диалектные, просторечные, разговорные. Прокомментируйте, чем они отличаются друг от друга. Установите их функцию в тексте.

2. Произведите морфологический разбор имен существительных.

3. Выделите уточняющие члены предложения. Установите, какими членами предложения они являются и какой член предложения уточняют. Объясните пунктуацию.

4. Определите стиль текста. Отметьте значение в нем лексики, ограниченной в употреблении. Установите характер эпитетов (постоянные, индивидуально-авторские) и метафор (образные, сухие).

Услышьте все, живущи в мире,

Ходящи в рубище, в порфире,

Премудрость сердце говорит;

Что свыше дух святой внушает,

Моя то лира днесь звучит. (Г. Р. Державин.)

1. Выделите устаревшие слова, формы слов и выражения.

2. Произведите фонетический разбор слова вещает.

3. Определите наклонение глаголов.

4. Выделите антонимы, синонимы.

1. Выделите устаревшие слова, формы слов и выражения. Отнесите их к историзмам или архаизмам. У архаизмов укажите современный синоним.

2. Произведите фонетический разбор слова вещает. Установите соотношение букв и звуков в этом слове и значение йотированных букв.

3. Определите наклонение глаголов. Образуйте от них формы других наклонений.

4. Определите стиль текста. Укажите значение в нем устаревшей лексики. Выделите антонимы, синонимы. Приведите синонимические ряды, установите признак, по которому слова составляют тот или иной синонимический ряд.

Не ветры осыпают пущи, Не листопад златит холмы.

С голубизны незримой кущи

Я вижу — в просиничном плате,

С Пречистым Сыном на руках.

Распять воскресшего Христа:

«Ходи, мой Сын, живи без крова,

И в каждом страннике убогом

Я вызнавать пойду с тоской,

И может быть, пройду я мимо

Что в елях — крылья Херувима,

А под пеньком — голодный Спас. (С. Есенин.)

1. Выделите церковно-славянские слова.

2. Приведите начальные формы (единственное число, именительный падеж) имен существительных.

3. Объясните правописание частицы не.

4. Определите тему текста, подчеркните ключевые слова. Перескажите его содержание.

1. Выделите церковно-славянские слова. Установите их функцию в тексте.

2. Установите лексико-грамматический разряд имен существительных.

3. Установите значение частицы не, объясните ее правописание.

4. Установите, с какими словами — книжными, нейтральными, разговорными — сочетаются в контексте церковно-славянские слова. Изменяется ли «стилистическое впечатление» от этих слов при подобном соседстве?

Слепнут взоры: а джиорно Освещен двухсветный зал. Гость придворный непритворно

Там — вдали — проходит полный

Плещут струи красной тальмы

В ясный блеск паркетных плит.

«Кто вы, кто вы, гость суровый —

Но, закрывшись в плащ багровый,

А в дверях шуршит уж трэном

(А. Белый.) (Орфография автора.)

1. Найдите заимствованные слова. Объясните их значение.

2. Объясните правописание сложных слов.

3. Произведите синтаксический разбор сложных предложений.

4. Определите тему и тип текста: повествование, описание, рассуждение. Перескажите его содержание, используя заимствованные слова.

1. Найдите заимствованные слова. По словарю иностранных слов установите их значение и происхождение.

2. Объясните происхождение, образование и правописание сложных слов.

3. Выявите отношения между частями сложных предложений. Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях.

4. Определите тему и тип текста. Перескажите его содержание, заменив заимствованные слова русскими по происхождению.

Храм стоял, открытый со всех сторон. Белый мрамор ионических колонн, облитый солнцем, с негой купался в лазури; и темная теплая лазурь радовалась, обнимая этот мрамор, холодный и белый, как снег; по обоим углам фронтон увенчан был двумя изваяниями грифонов: с поднятою когтистою лапою, с открытыми орлиными клювами вырезывались они гордыми, строгими очертаниями на голубых небесах. (По Д. Мережковскому.)

1. Обозначьте в словах ударение. Разделите слова на слоги.

2. Установите тип склонения имен существительных.

3. Укажите однородные члены предложения и прокомментируйте знаки препинания при них.

4. Сформулируйте основную мысль текста.

1. Укажите, какие слова не имеют самостоятельного ударения, к какому слову они примыкают. Разделите слова на слоги, включая в них слова без самостоятельного ударения.

2. Установите тип склонения имен существительных, аргументируя выбор того или иного типа склонения грамматическими признаками имени существительного.

3. Установите, какими членами предложения являются однородные члены, какими частями речи они выражены.

4. Определите тему текста, перескажите его содержание своими словами.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин. (А. К. Толстой.)

1. Подчеркните одной чертой буквы, обозначающие гласные звуки, а двумя чертами — согласные. Укажите буквы, обозначающие два звука.

2. Раскройте значение слов бедный, красуются, вянущих.

3. Объясните постановку знаков препинания в конце предложений.

4. Передайте содержание поэтического текста прозаическим.

1. Укажите различия между гласными и согласными звуками с точки зрения акустической и артикуляционной.

2. Укажите слова со значением признака. Установите, к каким частям речи они относятся и какими членами предложения являются.

3. Укажите отношения между частями сложного предложения. Объясните пунктуацию.

4. Определите тему текста. Напишите сочинение-миниатюру на ту же тему, используя слова со значением признака, употребленные в данном тексте.

В лоб целовать — заботу стереть.

В глаза целовать — бессонницу снять.

В губы целовать — водой напоить.

В лоб целовать — память стереть.

1. Назовите глухие и звонкие согласные, мягкие и твердые.

2. Определите спряжение глаголов.

3. Выделите простые предложения. Разберите их по членам предложения.

4. Объясните, с какой целью автор повторяет одни и те же слова и формы этих слов.

1. К глухим и звонким, мягким и твердым согласным приведите парный по глухости — звонкости, мягкости — твердости, указав непарные по этим признакам согласные звуки.

2. Определите спряжение глаголов. Выделите основу глаголов настоящего времени и основу инфинитива.

3. Установите типы простых предложений. Укажите, какими частями речи выражены главные члены предложений. Объясните постановку тире.

4. Прокомментируйте, какую функцию выполняет в этом тексте лексический и синтаксический повтор.

Когда я был ребенком, — лес ночной

Внушал мне страх; до боли я боялся

Ночных равнин, болот, одетых белой мглой,

Когда мой конь усталый спотыкался.

Теперь — прошло немного лет с тех пор,

И жизнь сломила дух; я пережил довольно;

Когда опять въезжаю в темный бор

Ночной порой — мне радостно и больно. (А. Блок.)

1. Отметьте слова, которые различаются количеством звуков и букв. Назовите в каждом случае, каких единиц больше, каких меньше.

2. Выпишите из текста все местоимения и укажите их начальную форму.

3. Найдите сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложные предложения.

4. Назовите ключевые слова, посредством которых автор передает свои чувства.

1. Отметьте слова, которые различаются количеством звуков и букв. Объясните причину этого различия. Установите значение йотированных букв — е, ё, ю, я.

2. Произведите морфологический разбор местоимений. Укажите их лекси-ко-грамматический разряд.

3. Произведите синтаксический разбор сложных предложений. Объясните постановку разных знаков препинания между частями сложного предложения. Объясните постановку тире.

4. Установите характер связи между ключевыми словами, передающими чувства автора, в первом и во втором четверостишии.

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой.

Льетесь безвестные, льетесь незримые,

Льетесь, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной. (Ф. И. Тютчев.)

1. Запишите текст так, как он произносится вами.

2. Отметьте формы имен прилагательных и причастий, обосновав их различия.

3. Установите, какими членами предложения являются имена прилагательные и причастия.

4. Определите стилистическую принадлежность текста.

1. Затранскрибируйте текст, подчеркнув фонетические слова: отразите изменение гласных в безударных позициях, звонких перед глухими и глухих перед звонкими, звонких согласных на конце слов. Проследите за передачей значения йотированных букв в разных фонетических позициях.

2. Установите лексико-грамматический разряд имен прилагательных. Установите признаки прилагательных, отличающие их от причастий. Произведите морфемный анализ имен прилагательных и причастий.

3. Разберите предложение по членам предложения. Выделите слова, грамматически не связанные с членами предложения.

4. Определите стилистическую принадлежность текста. Назовите изобразительно-выразительные языковые средства, свидетельствующие об этой принадлежности.

Вечер в огне, Так освежительно-радостно мне!

Вот я иду, Словно таинственной речи я жду.

Эта весна Так непостижна, зато так ясна!

Плачу ли я, Ты — благодатная тайна моя. (А. А. Фет.)

1. Установите количество букв и звуков в словах. Разделите слова на слоги. Выделите гласные, ударные и безударные; согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие.

2. Найдите полные и краткие формы имен прилагательных.

3. Выделите простые предложения. Установите в них главные члены предложения.

4. Определите тему текста. Назовите ключевые слова, передающие лирическое настроение автора.

1. Произведите полный фонетический разбор. Затранскрибируйте текст; разделите слова на слоги, охарактеризуйте их — открытые или закрытые. Дайте характеристику гласным и согласным звукам. Установите соотношение букв и звуков в словах.

2. Произведите морфологический разбор полных и кратких имен прилагательных.

3. Определите тип простых предложений по значению.

4. Назовите изобразительно-выразительные языковые средства, передающие определенное настроение автора стихотворения.

Морфемика и словообразование

Это — пыль, и мрак, и зной. (А. Ахматова.)

1. Произведите морфемный разбор слов. Обозначьте морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания и другие значимые части слова).

2. Поставьте имена существительные в начальную форму. Установите, что они обозначают: предмет, вещество, понятие и т. д.

3. Установите функцию тире. Выделите сказуемое в предложениях текста.

4. Определите тему текста. Попытайтесь вскрыть подтекст.

1. Произведите морфемный разбор слов. Обозначьте морфемы (приставки, корни, суффиксы, интерфиксы, постфиксы и окончания) и основы.

2. Установите лексико-грамматический разряд имен существительных. Приведите формы единственного числа именительного падежа и множественного числа родительного падежа этих существительных.

3. Установите функцию тире в тексте. Разберите все предложения текста по членам предложения.

4. Напишите сочинение-миниатюру, опираясь на ассоциации, рожденные этим текстом.

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома — а он был почти всегда дома, — он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мел кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены. (И. А. Гончаров.)

Читайте также:  Как делается генетический анализ при беременности

1. Обозначьте морфемы. Объясните правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах.

2. Объясните правописание не и ни.

3. Произведите синтаксический разбор сложных предложений, передайте отношения между частями этих предложений схемой.

4. Передайте содержание текста простыми предложениями.

1. Обозначьте в словах приставки и суффиксы. Подберите одноструктурные слова. Объясните правописание безударных гласных в этих морфемах.

2. Объясните употребление и правописание не и ни.

3. Произведите синтаксический разбор сложных предложений, выделив простые предложения, установив отношения между ними и указав средства связи. Передайте эти отношения схемой.

4. Разбейте текст на смысловые части, озаглавьте их. Расширьте по структуре вводные единицы. Установите, изменяются ли при этом знаки препинания.

Август — астры, Август — звезды, Август — грозди

Винограда и рябины Ржавой — август! Полновесным, благосклонным Яблоком своим имперским, Как дитя, играешь, август. Как ладонью, гладишь сердце Именем своим имперским: Август! — Сердце! Месяц поздних поцелуев, Поздних роз и молний поздних! Ливней звездных — Август! — Месяц Ливней звездных! (М. Цветаева.)

Обозначьте основу и окончание в словах, изменяя их по числам и падежам (имя существительное), по родам, числам и падежам (имя прилагательное), по временам, лицам и числам (глагол).

2. Укажите имена существительные одушевленные и неодушевленные.

3. Установите, каким членом предложения является имя существительное ав густ в тексте.

4. Почему у месяца «имперское» имя август?

1. Обозначьте основу и окончание. Охарактеризуйте основу (производная — непроизводная, простая — сложная, членимая — нечленимая) и окончание (материально выраженное, нулевое).

2. Прокомментируйте переход имен существительных из одного лексико-грам-матического разряда в другой. Изменяется ли при этом какой-либо грамматический признак?

3. Установите функцию тире в тексте.

4. Прокомментируйте основной прием, который использовал автор для создания художественного образа.

Как тихо веет над долиной Далекий колокольный звон. Как шорох стаи журавлиной, — И в шуме листьев замер он. Как море вешнее в разливе,

Ложится по долине тень. (Ф. И. Тютчев.)

1. Обозначьте морфемы в знаменательных словах. Подберите к ним родственные. Отметьте чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.

2. В две колонки выпишите слова: изменяемые и неизменяемые.

3. Какой частью речи является слово как в тексте? Разберите предложения с этим словом по членам предложения.

4. Определите тему текста. Назовите слова, которые сообщают ему поэтичность, лиричность, музыкальность.

1. Обозначьте в знаменательных словах основу и окончание. Подбором родственных слов выделите корень. Укажите чередующиеся гласные и согласные звуки. Установите тип чередования: фонетическое (позиционное) или историческое.

2. Установите, какие слова относятся к изменяемым, а какие — к неизменяемым. Какой частью речи или формой слова являются неизменяемые слова?

3. Установите, к какой части речи относится слово как. Какова его функция в тексте?

4. Установите характер изобразительно-выразительных средств (эпитеты, метафоры, олицетворения и др.).

При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. (В. О. Ключевский.)

1. Укажите для выделенных слов слова с производящей основой (от которых они образовались). Какими морфемами различаются эти слова?

2. Назовите слова книжные. Укажите признаки, которыми они отличаются от разговорных слов.

3. Найдите обособленные члены предложения. Чем они выражены?

4. Что такое «живая душа народа»? Ответьте письменно на этот вопрос.

1. Подберите к выделенным словам слова с производящей основой. Установите, какие аффиксы участвовали в образовании слов. Укажите способ словообразования.

2. Установите, какие группы книжных слов использованы в тексте, какова их стилистическая функция.

3. Прокомментируйте характер обособленных и необособленных членов предложения. Чем выражены обособленные члены предложения?

4. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Нравственность есть правда» (В. Шукшин), используя содержание текста.

Природы праздный соглядатай, Люблю, забывши все кругом, Следить за ласточкой стрельчатой Над вечереющим прудом. Вот понеслась и зачертила — И страшно, чтобы гладь стекла Стихией чуждой не схватила Молниевидного крыла. (А. А. Фет.)

1. Установите, каким способом образованы знаменательные слова.

2. Определите тип склонения имен существительных. Просклоняйте имя существительное соглядатай.

3. Установите количество простых предложений в тексте. Найдите подлежащее в этих предложениях.

4. Определите тему текста. Какими словами автор передает свои чувства? Ответьте письменно на этот вопрос.

1. Произведите морфемный разбор слов, выстроив словообразовательную цепочку.

2. Назовите имена существительные одушевленные и неодушевленные. Просклоняйте существительные соглядатай и пруд. Отметьте различия в падежных окончаниях этих слов.

3. Выделите простые предложения в тексте, установите их тип по значению. Подчеркните главные члены предложения. Какой частью речи они выражены?

4. Определите тему текста; попытайтесь ее продолжить, написав свои одно-два четверостишия.

Самые усовершенствованные новейшие электровозы никого теперь не удивляют. А как поразили нас, тогдашних ребят, впервые увиденные нами паровозы, черные, закопченные, с огромными колесами. Они вылетали из-за поворота, как сущие дьяволы, сея искры, оглушая людей пронзительным шипением пара из-под колес. А вагоны зеленые, желтые, синие, постукивая на ходу, манили нас в неизвестные края бессчетными окнами. (С. Маршак.)

1. Выпишите слова с суффиксами, содержащими букву н. Определите, к какой части речи относятся эти слова, от какого слова они образованы. Объясните их правописание.

2. Объясните правописание частицы не и сложных предлогов.

3. Выделите однородные члены предложения. К какой части речи они относятся?

4. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Удивительное — рядом».

1. Выпишите формы имен прилагательных и причастий с к и кн. Установите, от какой основы они образованы, посредством каких аффиксов, какую функцию выполняют эти аффиксы — словообразовательную или формообразующую.

2. Отметьте случаи перехода причастий в имена прилагательные. Какие грамматические признаки изменились?

3. Назовите однородные и неоднородные определения и признаки, по которым они таковыми являются.

4. Определите стиль и тип текста.

Белое солнце и низкие, низкие тучи, Вдоль огородов — за белой стеною — погост. И на песке вереницы соломенных чучел Под перекладинами в человеческий рост.

И, перевесившись через заборные колья,

Вижу: дороги, деревья, солдаты вразброд.

Старая баба — посыпанный крупною солью

Черный ломоть у калитки жует и жует.

Чем прогневили тебя эти серые хаты, —

Господи! — и для чего стольким простреливать грудь?

Поезд прошел и завыл, и завыли солдаты,

И запылил, запылил отступающий путь.

— Нет, умереть! Никогда не родиться бы лучше,

Чем этот жалобный, жалостный, каторжный вой

О чернобровых красавицах. — Ох, и поют же

Нынче солдаты! О Господи Боже ты мой! (М. Цветаева.)

1. Дайте имена существительные в начальной форме. Установите, на основе какого признака их можно объединить в те или иные тематические группы.

2. Определите, к какому разряду относятся имена прилагательные (качественные, относительные, притяжательные).

3. Установите, к какой части речи относятся слова: Господи! Боже ты мой!

4. Отметьте повторяющиеся слова. С какой стилистической целью использовал их автор?

1. Определите, к какому лексико-грамматическому разряду относятся имена существительные (собственные, нарицательные; одушевленные, неодушевленные; конкретные, отвлеченные, вещественные, собирательные).

2. Определите разряд имен прилагательных. Отметьте случаи перехода прилагательных из одного разряда в другой.

3. Найдите однородные определения. Объясните, почему они являются однородными.

4. Установите стилистическую функцию повторяющихся слов (повторов).

Он длится без конца — янтарный, тяжкий день!

Как невозможна грусть, как тщетно ожиданье!

И снова голосом серебряным олень

В зверинце говорит о северном сиянье.

И я поверила, что есть прохладный снег

И синяя купель для тех, кто нищ и болен,

И санок маленьких такой неверный бег

Под звоны древние далеких колоколен. (А Ахматова.)

1. Определите разряд имен прилагательных (качественное, относительное, притяжательное). Образуйте краткую форму. От каких прилагательных она не образуется?

2. В слове серебряным выделите значимые части слова. Как оно образовалось? Объясните правописание суффикса.

3. Установите роль союза и в тексте.

4. Найдите примеры эпитетов. Какие слова являются эпитетами? Замените эпитеты не-эпитетами.

1. Определите разряд имен прилагательных. Отметьте случаи перехода прилагательных из одного разряда в другой. От каких полных прилагательных нельзя образовать краткую форму, почему?

2. Произведите морфемный и словообразовательный разбор слова серебряным.

3. Установите, какую функцию выполняет в тексте союз и. Дайте графическую схему сложного предложения с союзом и.

4. Отметьте примеры эпитетов и метафор. Какова их функция в художественном тексте?

Он словно праздник золотой

И утешенье мне. (А. Ахматова.)

1. Выпишите формы кратких и полных имен прилагательных. От полных форм образуйте краткие. От каких прилагательных не образуются краткие формы?

2. Произведите морфемный разбор слова рукомойник. Каким способом оно образовано? Что это слово означает?

3. Выпишите из текста союзы и предлоги. Какова их роль в тексте?

4. Найдите в тексте слова в переносных значениях. На чем основывается этот перенос?

1. Выпишите краткие и полные формы имен прилагательных. От полных образуйте краткие формы и формы сравнительной и превосходной степени. От каких прилагательных и почему не образуются эти формы? Какую функцию в предложении выполняют краткие и полные формы прилагательных?

2. Произведите морфемный и словообразовательный разбор слова рукомойник.

3. Выпишите из текста союзы и предлоги. Установите, к какому разряду они относятся, какую функцию в предложениях выполняют.

4. Найдите примеры метафоры, олицетворения, сравнения. Установите их функцию в тексте.

Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу ее необъятные поля, волнующиеся урожаем. Теплый ветер пролетает над ними, поднимая цветочную пыль. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки, высоки горы, блистающие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах. Широки знойные степи, непроходима глухая сибирская тайга, раскинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в стране нашей. На многих языках говорят люди, населившие величественную эту страну. Просторны синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней народа. (И. Соколов-Микитов.)

1. Определите род, число, падеж, тип склонения имен существительных.

2. Выпишите формы причастий и деепричастий. Установите, от каких глаголов они образовались.

3. Установите, какими членами предложения являются краткие формы имен прилагательных.

4. Определите тему и тип текста. Назовите ключевые слова, придающие тексту торжественный, приподнятый тон. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «С чего начинается Родина?»

1. Произведите морфологический разбор имен существительных, указав лекси-ко-грамматический разряд, постоянные и непостоянные признаки, функцию в предложении.

2. Выпишите формы причастий и деепричастий, выделите основы глаголов, от которых они образовались.

3. Установите синтаксическую функцию кратких форм имен прилагательных. Могут ли они быть определением?

4. Определите, к какому жанру и стилю относится текст. Выделите ключевые слова (стилистически окрашенные), придающие тексту приподнятый, торжественный тон.

Недаром я лошади вкладывал

Позволь, гражданин, на чаишко.

Я требую с вас без излишка

Такой отвратительный малый,

Я выпью в шинке самогонки

За ваше здоровье и честь. » (С. Есенин.)

1. Выпишите имена числительные. Определите их разряд (количественные, порядковые, дробные, собирательные). Разберите их по составу (простые, сложные, составные).

2. Отметьте слова, которые характерны для разговорной речи. Что они означают?

3. Замените прямую речь косвенной (письменно).

4. Перескажите содержание текста от 3-го лица.

1. Произведите морфологический разбор имен числительных, указав разряд, различия по структуре, постоянные, непостоянные признаки, функции в предложении. Найдите в тексте слова с числовым значением. К какой части речи они относятся и чем отличаются от имен числительных?

2. Выделите разговорные и просторечные слова. Укажите их стилистическое различие. С какой целью автор использовал их в художественном тексте?

3. Замените прямую речь косвенной. Какие типы предложений при этом используются?

4. Перескажите содержание текста, заменив разговорные и просторечные слова нейтральными и книжными. Как изменился стиль текста?

Ровно в три четверти первого Санин объявился к Полозову. У ворот его гостиницы уже стояла карета, запряженная четырьмя лошадьми. Увидав Санина, Полозов только промолвил: «А! решился?» — и, надев шляпу, шинель и калоши, заткнув себе хлопчатой бумагой уши, хотя дело было летом, вышел на крыльцо. Кельнеры, по его указанию, расположили во внутренности кареты все многочисленные его покупки, обложили место его сиденья шелковыми подушечками, сумочками, узелками, поставили в ноги короб с провизией и привязали к козлам чемодан. Полозов расплатился щедрой рукой — и хотя сзади, но почтительно поддерживаемый услужливым привратником, полез, кряхтя, в карету, уселся, обмял хорошенько все вокруг себя, выбрал и закурил сигару — и тогда только кивнул пальцем Санину: «Полезай, мол, и ты!» (И. С. Тургенев.)

1. Разберите местоимения, указав постоянные и непостоянные признаки, какими членами предложения они являются.

2. Обозначьте суффиксы и окончания в словах. Объясните правописание безударных гласных в суффиксах и окончаниях.

3. Выделите обособленные члены предложения. Какой частью речи они выражены? Дайте определение причастному и деепричастному обороту.

4. Отметьте слова, редко употребляемые или не употребляемые в современной речи. Установите их значение.

1. Произведите морфологический разбор местоимений, указав разряд по значению, постоянные и непостоянные признаки, функцию в предложении.

2. Обозначьте суффиксы и окончания в словах. Аргументируйте наличие окончания теми или иными грамматическими признаками слова. Объясните правописание безударных гласных в этих морфемах.

3. Установите, какими членами предложения являются обособленные и однородные члены предложения. Какой частью речи они выражены?

4. Назовите устаревшие слова. Почему они перестали употребляться в современном языке? Определите тему, тип и стиль текста.

Ветер принес издалека Песни весенней намек, Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок. В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны Плакали зимние бури, Реяли звездные сны. Робко, темно и глубоко Плакали струны мои, Ветер принес издалека Звучные песни твои. (А. Блок.)

1. Выпишите наречия. Объясните их правописание.

2. Поставьте имена существительные в форму множественного числа родительного падежа.

3. Найдите примеры прямого и обратного порядка слов в предложении.

4. Приведите примеры слов, употребленных в переносных значениях.

1. Произведите морфологический разбор наречий, указав их разряд (определительные, обстоятельственные), функцию в предложении. Объясните образование наречий и их правописание.

2. Образуйте форму множественного числа родительного падежа от имен существительных. Какие существительные и почему не образуют этой формы?

3. Выпишите примеры прямого и обратного порядка слов в предложении. Что такое инверсия? С какой стилистической целью автор ее использует?

4. Приведите примеры слов, употребленных в переносных значениях. Установите вид переноса (метафора, метонимия, синекдоха).

Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой. (А. П. Чехов.)

1. Отметьте наречия. Установите, какими членами предложения они являются. Объясните их правописание.

2. Выпишите союзы, предлоги и частицы. Объясните, в чем их различие.

3. Дайте графическую схему второго предложения.

4. Объясните, с какой целью автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

1. Произведите морфологический разбор наречий. Объясните их правописание. Установите, от каких наречий образуется форма сравнительной степени.

2. Выпишите союзы, предлоги, частицы. Установите их функции в тексте.

3. Произведите синтаксический разбор второго предложения, дайте его графическую схему.

4. Определите тему текста. Какими словами автор передает мироощущение ребенка? Опишите свое самое яркое детское впечатление.

источник