Меню Рубрики

Как мне сделать анализ детских рисунков

Огромное значение в жизни каждого человека играет самовыражение. Дети удовлетворяют подобную потребность через рисование. Многие родители понимают это и сами постоянно покупают своему малышу краски, фломастеры, карандаши и альбомы. Взяв их в руки, дети начинают самозабвенно и с огромным удовольствием наносить на бумагу различные изображения. Этот процесс позволяет им передавать свои эмоции. Из внутреннего мира в этот момент переносится отображение их чувств и переживаний.

Что означают детские рисунки в психологии? Как познать внутренний мир маленького человека?

Нередко случается так, что родителям детей, посещающих детский сад, психолог выдает заключение о том, что у их чада наблюдается отторжение внешнего мира, агрессия и тревожность. Мамы и папы при этом приходят в полное недоумение, ведь главным основанием для такого вывода послужили одни лишь милые каракули их малыша.

Как расшифровать детские рисунки? Психология предлагает анализировать их в зависимости от возраста юного художника.

Так, до трех лет изображения, оставленные малышами на бумаге, похожи на «головоногов». Дети рисуют людей в виде пузырей, из которых торчат черточки, являющиеся символами ножек и ручек. Прорисовывать детали в этом возрасте юные художники пока еще не могут. Кроме того, вначале на бумаге появляется очередной «шедевр», а уж после этого автор начинает додумывать, что же именно им было изображено.

После 3,5-4 лет дети перед созданием рисунка уже начинают его планировать. И только после мысленного оформления замысла они приступают к самому исполнению. Ребенок в 4 года уже научился хорошо владеть карандашом. При этом его «головоножки» постепенно эволюционируют в людей, изображаемых в виде огурцов. Человечки начинают представлять собой два овала, имеющих конечности-палочки.

Достигнув 5 лет, юные художники уже способны на рисование крупных деталей. Это рот, глаза, ноги и руки. К шести годам на рисунках детей можно увидеть и более мелкие элементы. Это нос человека и его пальцы.

И только к семи годам юные художники «одевают» людей соответственно их возраста и пола. У их персонажей появляются прически, головные уборы и шеи.

Что берут для своего анализа специалисты? Наиболее точная расшифровка детских рисунков в психологии возможна при изучении изображений, нанесенных на бумагу юными художниками 4-7-летнего возраста, ведь они выполняются наиболее осознанно.

Самой популярной темой для проведения анализа детских рисунков в психологии является изображение юным художником самых близких для него людей. Опытному специалисту оно расскажет о многом. При этом из такого рисунка многое могут почерпнуть и родители.

Изучая психологию детских рисунков, необходимо обратить внимание на некоторые детали. Среди них:

  • последовательность нанесения изображения на бумагу;
  • сюжет рисунка;
  • расположение и группировка членов семьи;
  • степень близости и удаленности людей;
  • место ребенка среди взрослых;
  • рост каждого из членов семьи;
  • цветовая гамма рисунка и т. д.

Исследуем некоторые особенности рассмотрения психологии детских рисунков.

Чаще всего, после того как ребенок получил установку на изображение семьи, он начинает рисовать всех ее членов, а уж после дополняет свою картинку различными деталями. Однако порой все происходит вовсе не так. Юный художник начинает акцентировать свое внимание на любых деталях, «забывая» при этом нарисовать себя и своих родственников. Или же изображения людей на бумаге появляются только после того, как на нее нанесены очертания второстепенных предметов и объектов. В этом случае взрослым необходимо задуматься. Почему ребенок поступает именно так? В чем кроется причина такого равнодушия к близким? Отчего он старается оттянуть время до момента их изображения?

Проведение анализа детского рисунка семьи в психологии в таком случае невозможно без наводящих вопросов. Специалисту предстоит уточнить характер взаимоотношений с родственниками, применив при этом различные методики.

Обычно использование подобной очередности при решении поставленной задачи свидетельствует о психическом дискомфорте ребенка в семье и о том, что юный художник вовлечен в конфликтные отношения.

Как правило, построение изображения с родственниками предельно простое. Ребенок стремится изобразить свою семью так же, как и на групповой фотографии. На ней порой присутствуют все. А иногда кого-то из членов семьи на таком снимке нет. Бывает, что каждый из присутствующих на рисунке стоит на полу или на земле, а порой юный художник изображает близких для него людей словно висящими в воздухе.

Также в сюжете рисунка, кроме членов семьи, зеленеет трава, расцветают цветы, растут деревья и кусты. Нередко дети изображают кого-то находящимся в доме, а кого-то на улице. Кроме групповых портретов встречаются рисунки, наполненные динамизмом и экспрессией, на которых все члены семьи занимаются каким-либо делом.

Какова расшифровка детских рисунков в психологии с различными сюжетами? Здесь все довольно просто. Если семья ассоциируется у малыша с нежными и приятными воспоминаниями, то он непременно осветит всех родственников или кого-то из них солнцем, которое служит символом любви, добра и ласки. Но порой над групповыми портретами юный художник размещает тучи. Подобный сюжет психологи связывают с дискомфортом ребенка.

Как правило, первым на рисунке ребенка появляется тот человек, который для него самый любимый, наиболее авторитетный и значительный в доме. Порой таковым юный художник считает себя. И он не станет скрывать этого, изображая свою фигуру первой.

Далее при расшифровке детского рисунка семьи в психологии придерживаются такого принципа, что ребенок располагает всех членов семьи в той последовательности, в какой он видит их роль в доме, а также каково их отношение к нему. С увеличением порядкового номера родственника его авторитет, без сомнения, падает. Именно поэтому дети, интуитивно ощущающие себя ненужными и отвергнутыми родителями, изображают себя самыми последними.

О чем говорят детские рисунки в психологии? Специалисты обращают внимание и на размер фигуры каждого из членов семьи, изображенного ребенком. Чем они больше, тем больший авторитет родственник имеет в глазах юного художника. Нередко маленькие дети изображают самого близкого для них человека таким, что у них просто не хватает листа для размещения его фигуры целиком.

Психология детского рисунка человека позволяет определить специалисту и того члена семьи, который в глазах малыша пользуется самым низким авторитетом. Величина его фигуры, как правило, намного меньше, чем у остальных родственников. Именно поэтому отвергнутые и безнадзорные дети рисуют себя крошечными и едва заметными. Этим они подчеркивают свою незначительность и ненужность.

Проведение анализа психологии детских рисунков производится и на основании того, какова величина пространства между членами семьи. Подобный момент может свидетельствовать либо об их эмоциональной близости, либо, напротив, о разобщенности. Чем дальше все фигуры на детском рисунке будут находиться друг от друга, тем больше можно говорить о наличии конфликтной ситуации в семье.

Порой подобную разобщенность дети подчеркивают еще больше. Они размещают в образовавшихся пространствах между фигурами родственников какие-либо посторонние предметы.

При эмоциональной близости все члены семьи на рисунках юных художников изображаются практически вплотную друг к другу. При этом психологи рассматривают и степень привязанности ребенка к одному из родственников. При эмоциональной близости к определенному члену семьи малыш изобразит себя возле него.

На этот момент при рассмотрении психологии детского рисунка семьи стоит обратить особое внимание. То место, которое ребенок выделил для себя, указывает на его положение среди родственников. Если малыш находится в центре и стоит между папой и мамой, а также рисует себя первым, то он уверен, что нужен близким людям. Если на изображении семьи юный художник отобразил себя после своих сестер и братьев и при этом подальше от родителей — это является признаком ревности, которую он проявляет к другим детям. Отдаляя себя от всех, малыш показывает тем самым, что он лишний в доме и никому не нужный.

В психологии детского рисунка семьи одним из важных моментов является тот факт, когда юный художник «забывает» изобразить самого себя. В этом случае взрослым нужно искать причину в имеющихся отношениях в доме. Скорее всего, они вовсе не являются примерными и тягостны ребенку.

Изображение семьи, в которой нет самого юного художника, может являться подтверждением имеющегося конфликта между ним и кем-то из домочадцев. Своим рисунком малыш, которому не нравится неприятие его в семье, отображает свою реакцию протеста.

В психологии детских рисунков значение имеет каждая деталь. Специалисты непременно обратят внимание и на тот факт, что юный художник «забыл» отобразить на бумаге кого-нибудь из родителей или близких родственников. Вероятнее всего, этот член семьи является для ребенка источником мучений, переживаний и дискомфорта. «Забыв» нарисовать определенного родственника, малыш подсказывает выход из сложившейся жизненной ситуации, который поможет разрядить негативную атмосферу в доме. Иногда таким образом ребенок «устраняет» конкурентов, стараясь погасить тем самым свою ревность к другим детям.

О чем еще может поведать нам психология детских рисунков? Порой юный художник дополняет свою картину посторонними людьми или несуществующими родственниками. Таким образом он пытается заполнить имеющийся в его чувствах вакуум. Также вымышленный человек используется в качестве буфера, чтобы смягчить ощущение собственной неполноценности среди родных. Иногда подобный вакуум дети заполняют теми лицами, которые, по их мнению, могут наладить с ними близкие контакты и удовлетворить потребности в общении. Это и приводит к тому, что малыши начинают моделировать состав семьи, предлагая через рисунок ее усовершенствование и улучшение.

Порой юный художник дополняет свои рисунки не посторонними лицами, а животными или птицами. Чаще всего на таких изображениях можно увидеть преданных человеку собак и кошек. Если этих животных нет в доме и они являются выдуманными, то взрослые должны понять, что малыш мечтает о них. При этом он хочет, чтобы собака или кошка заменила ему отсутствующего на изображении родственника.

Над таким сюжетом стоит задуматься взрослым. Он является симптомом дефицита нужного для малыша общения, недостаточного для него количества ласки и нежности.

Интерпретация детских рисунков в психологии является одним из основных методов познания внутреннего мира малышей. Изображения, на которых юный художник рисует себя в одиночестве, настораживают специалистов. Подобный сюжет говорит о том, что малыш не чувствует себя полноценным членом семьи и считает, что в доме для него не хватает места. Чаще всего на таких рисунках подобное состояние ребенка выражается еще и мрачной цветовой гаммой.

Порой юные художники изображают только себя для того, чтобы подчеркнуть собственную значимость. Делают это, как правило, кумиры семьи, которые не способны скрыть свой эгоцентризм. Однако от рисунков отвергнутых детей их изображения отличает любование собой. Понять это можно по детализации и окраске одежды или же по второстепенным предметам, создающим праздничный настрой.

Как провести анализ детского рисунка? Психологи обращают внимание и на то, каким образом юный художник показал лица людей, а также другие части тела. Самым информативным при этом является изображение головы. Если автор пропускает те или иные части лица или наносит на бумагу один лишь его контур, то это является выражением протеста малыша к этим членам семьи. Вполне возможно, что именно из-за них малыш переполнен негативными эмоциями.

Если же юный художник изобразил безо рта и глаз свое лицо, то это является признаком его отчужденности в семье, а также нарушения общения с окружающими людьми.

В том случае, когда на изображении одного из членов семьи мы видим только глаза, то, скорее всего, этот человек постоянно наблюдает за малышом и не допускает проявлений баловства и шалостей. Этот же родственник является для ребенка источником различных конфликтных ситуаций. Аналогично можно проанализировать рисунок, на котором один из членов семьи изображен с ушами, как у Чебурашки. Порой юный художник выделяет у родственника один лишь рот. Это означает, что этот человек воспитывает ребенка, читая ему бесконечные нравоучения и нотации, культивируя при этом у малыша страх.

Если самое большее внимание юный художник уделил голове и вырисовал все ее детали, то это указывает на значимость для него этого близкого человека. Если же ребенок любит изображать таким образом самого себя, то это говорит о том, что он чересчур озабочен собственной внешностью. Порой юные художники, используя подобный прием, скрашивают имеющийся у них физический дефект. А если свое лицо во всех деталях нарисовала девочка? Она, скорее всего, подражает матери, которая на ее глазах часто приглаживает волосы, припудривает носик и подкрашивает губы.

Кроме головы, при изучении детских рисунков, необходимо обратить внимание и на руки. Если они непропорционально длинные, то, скорее всего, принадлежат тому члену семьи, который проявляет агрессивность по отношению к юному художнику. Иногда такого родственника малыш может изобразить вовсе без рук. Таким образом он пытается символически погасить агрессию.

Если безруким ребенок изобразил себя, это является подтверждением его бессилия в семье и отсутствия у него права голоса.

О чем говорят тона красок, которые применил в своей работе юный художник? Цвета в рисунках в детской психологии рассматриваются в качестве индикатора той палитры чувств, которая излучается малышом в момент воспоминаний о его близких людях, изображаемых на бумаге. В выборе красок можно рассмотреть нюансы и особенности эмоционального отношения юного художника к определенным домочадцам или ко всей семье сразу. Все тревоги и сомнения, надежды, любовь и нелюбовь ребенка закодированы в используемых им цветах.

Все то, что нравится малышу, он изобразит в теплых тонах. Свою привязанность к определенному родственнику он выделит при помощи яркого и сочного цвета. Холодные тона на рисунках являются подтверждением конфликтных ситуаций. Более всего в этом случае информативен черный цвет. Он указывает на эмоциональное неприятие малышом того родственника, которого он включил в сюжет своего изображения.

Значения цветов на рисунке ребенка психологи распределяют следующим образом:

  • зеленый – выражение безопасности, стремления, настойчивости, независимости и уравновешенности;
  • темно-синий — потребность в покое;
  • красный выражает агрессию, силу воли, возбудимость и повышенную активность;
  • желтый указывает на повышенные эмоции, оптимизм, любознательность и непосредственность;
  • фиолетовый считается показателем интуиции и фантазии, интеллектуальной и эмоциональной незрелости;
  • коричневый указывает на отрицательные эмоции, физический дискомфорт, медлительность и чувственную опору ощущений;
  • черный выражает протест, настоятельную потребность в изменениях и разрушение.
Читайте также:  Папилломы на шее какие анализы сдавать

Если более всего ребенок любит простой карандаш и никак не раскрашивает свои рисунки, это говорит о его желании закрыться, об отстраненности и безразличии.

источник

Хотелось сегодня сделать анализ детских рисунков. Все мы в детстве рисовали, карандашами, красками. Теперь рисуют наши дети. А ведь по рисунку можно увидеть все, что творится в душе ребенка.
Ведь в рисунке скрыто очень много важного как для ребенка, так и для родителей. Рисунок малыша является речью, то, что он не может сказать словами, выражает с помощью листа бумаги и карандаша. Анализировать рисунок малыша можно лишь с 4 лет. До 4 лет это просто черточки и линии. Лишь картинки четырех летнего ребенка имеют смысл.

А еще имеет смысл обращать внимание на такие детали. Малыш рисует себя отдельно от других членов семьи, это является сигнал о изолированности в семье. Если родственники отделены на рисунке перегородками это говорит о проблемах в семье. Если малыш рисует своего братика или сестричку крупнее, чем себя это говорит о том, что родители занимаются только братиком или сестричкой.

Если на картинке нет самого малыша, это говорит о том, что в отношениях между родными мне места нет. Подобная ситуация заставляет задуматься. А если все члены семьи и ребенок заняты каким то общим делом, это говорит о хорошей обстановке в семье. Если малыш на рисунке не нарисовал кого то из членов семьи, значит малыш не хочет видеть и игнорирует этого члена семьи.

Как правило, малыши для рисования используют всего 5 цветов, если ребенок использует более широкую палитру цветов для рисования, это говорит о том, что ваш малыш чувственная натура. Поговорим о палитре цветов которую ваш малыш использует для рисунков. Черный цвет это подавленность и потребность в изменениях. Зеленый цвет это упрямство, а также стремление к независимости. Желтый цвет любознательность, положительные, хорошие эмоции. Фиолетовый цвет говорит о фантазии. Красный цвет это возбудимость, агрессия. Коричневый цвет это негативные эмоции, медлительность. Синий цвет сосредоточенность на проблемах, самоанализ. Серый цвет это безразличие, отстраненность. По рисункам малыша можно определить желания и мечты малыша. И чем старше становиться ваш ребенок, тем чаще на рисунках присутствуют его мечты и желания. Очень здорово рисование пальчиками, когда ваш малыш рисует не только кисточкой и карандашами, а еще и своими пальчиками, ладошкой, на бумаге или ватмане, или если у вас есть старые обои, можно рисовать с обратной стороны обоев.

Если ваш малыш тщательно выбирает краски и прорисовывает все детали рисунка, это говорит о том, что у малыша положительные эмоции, и к людям у малыша положительное отношение. Если малыш рисует темной палитрой цветов, и рисует очень не аккуратно, это говорит, о том, что вашего малыша переполняют отрицательные эмоции.

Давайте сделаем анализ детских рисунков:

Если ваш малыш на листке рисует солнце, облака, голубое небо этот малыш мечтатель, радостный и чувствительный ребенок.

Если ребенок рисует домики, это говорит о том, что ребенок любит во всем порядок, малыш привык отстаивать свое мнение. И это очень хорошо.

Если малыш рисует заборы, то это говорит о том, что малыш хочет спрятаться от чужих глаз, убежать, это значит, что у малыша сильная потребность в покое, либо к малышу в семье предъявляют чрезмерные требования.

Если ребенок рисует цветы — это означат, что главное в жизни ребенка гармония во всем, гармония в отношении, гармония в одежде.

Если ребенок рисует деревья, лес, это говорит о том, что он ищет заботу, опеку в семье. Значит малышу в семье не хватает заботы. Такой малыш за частую не любит и не умеет отстаивать свое мнение.

Если ребенок изображает звезды, луну, этот малыш мечтает взобраться на самые вершины успеха, у малыша сильная воля.

Если на рисунке изображены цепи, таким детям в жизни нужен порядок, последовательность, предсказуемость.

Если ребенок рисует туловище, ручки и ножки это широкая натура, ребенок способен всех понять, однако такая доброта и широта души малыша может повредить собственным планам ребенка.

Если малыш рисует каракули, это говорит, о внутреннем хаосе, малыш стоит на пороге важного для него решения, которое находится в его душе.

Если малыш рисует лица, головы, это говорит о том, что малыш охотно поддерживает старые знакомства, а также охотно заводит новые знакомства. Оптимизм вот жизненное кредо вашего малыша.

Теперь и вы сможете сделать анализ детских рисунков и будете знать, что чувствует, что думает ваш ребенок и что твориться в душе вашего малыша.

Для того чтобы не проводить ни какие тесты и анализы рисунков малыша, уделяйте больше времени ребенку, воспитывайте своего ребенка, разговаривайте с ним, рассказывайте, что хорошо, а что плохо. Дети нуждаются в вашей любви, в ласке, будьте внимательны к своим детям. Пусть в вашей семье царит покой, уют, порядок, любовь, благополучие.

источник

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – малыш рисует маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития. Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка. Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете, в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей. Персонаж, нарисованный первым — главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Рисунок мальчика 6 лет. В тесте прослеживается четкая организованность. Изображены все члены семьи. Себя малыш нарисовал взрослым, но с короткими руками, что говорит о самокритичности, недостаточной умелости. Ребенок изображен рядом с братом и сестрой. Это свидетельство привязанности к ним. Яркая мама, нарисованная первой, — главнее папы. Солнце и цветы – признак семейного благополучия и гармонии.

Обратим внимание, что если на рисунке солнце изображено в комнате, ребенку недостает семейного тепла.

Члены семьи прижаты к краю листа. Штриховка, темные тона и плотность изображения говорят о тревожности. Папа нарисован крупнее мамы (крупнее не только комплекция, но и голова). Он – более значимая фигура в семье.

В заключение хотим предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов. Хотя на первый взгляд в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты. Однако, если в творении маленького «живописца» вас что-то насторожило и это продолжает повторяться, не откладывайте визит к психологу.

Что такое «творческий беспорядок» — знает любая мама, бороться с ним бесполезно. Как же помочь своему ребёнку развиваться и при этом тратить меньше времени на уборку?​ Следуйте советам из чек-листа и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический

университет им. Козьмы Минина»

Работа по дисциплине «Методика преподавания изобразительной деятельности (специальная)»:

Выполнила: студентка группы Л-14,

факультета психологии и педагогики

Жнечкова Катерина Александровна

Рисунок девочки возраста 8 лет. Было предложено нарисовать то, что хочется.

Тема рисунка «Летний день» (со слов ребенка). На изображении мы видим облака, солнце – элементы неба, цветок, две травяные кочки и обозначение земли – элементы земли. Фон остался белым.

Созданных ей оригинальных компонентов рисунка нет, все детали стереотипны, идут извне (кто-то показал, как рисовать такого рода изображения), замысел самостоятельный, но в целом работа не оригинальна.

В первую очередь — это цвет и штрих. Цвета травы, пиона, солнца переданы верно, но вот облака закрашены голубым, хотя они-то белые, а небо голубое, но это сделано для упрощения изображения. Объемности изображения нет, кроме изображения самого цветка – здесь объем старались передать «кудрявыми» штрихами. Облака меньше остальных объектов наполнены штрихом, что делает их легче. Все цвета выбраны яркие, в штриховке проглядываются «дыры», что придает рисунку легкость в целом.

Грамотность, техничность. Форма изображенных элементов передана точно: солнце круглое, листья удлиненные, цветок – пушистый (это пион, по словам ребенка). Строение предметов верное, принятое в обществе. Пропорции предметов не соблюдены: солнце в реальной жизни меньше облаков, цветок очень крупный. Композиция: рисунок расположен на всей поверхности листа, есть искажения в соблюдении пропорций предметов, присутствует фризовость. Небо статично, но вот у цветке, скорее всего неосознанно, передано движение к солнцу. Карандаш держит правильно, линии выполнены уверенно, однократно. Штрих размашистый, но она себя контролирует, чтобы не выйти за контур.

Небо и земля соответствуют своему расположению – небо-верх, земля-низ, растения от земли не оторваны, не перевернуты, что говорит нам, что усвоенные представления данного ребенка о природе верны. Присутствует детская фризовость, но сам рисунок, на мой взгляд, соответствует данному возрасту. Выбранная цветовая гамма говорит о том, что ребенок в данный момент имеет положительное эмоциональное настроение, душевный покой и позитивный эмоциональный настрой. Преобладающий зеленый цвет говорит нам об уравновешенности и упрямстве ребенка. То, что она контролирует себя во время штриховки, стараясь не выходить за линии, говорит о новообразовании ученика – самоконтроле. Тянущийся к солнцу гиперболизированный цветок, может говорить о желании скорейшего наступления лета и желании быстрее вырасти. Не просто так рядом с цветком растут и два травяных пучка-острова – это члены семьи, с которыми ребенок живет, и не цветы это, потому, что для девочки они «старые» — это дедушка и бабушка, которые занимаются ее воспитанием. В целом рисунок производит позитивное впечатление, его можно описать как яркий, светлый, легкий.

Читайте также:  На какой неделе беременности анализ вич

источник

Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи – шарлатаны!» — решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» — рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» — два овала с конечностями-палочками.

В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

” Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик – с бородой и усами – это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр — обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

красный – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;

черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок – безразличие, отстраненность, желание закрыться.

Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

Обратите внимание на следующие факторы.

Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

Какие цвета использует ребенок.

Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

Как ребенок изображает себя, каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

источник

«Способы проведения анализа и оценки детских работ на непосредственно образовательной деятельности по рисованию»

Татьяна Савинова
«Способы проведения анализа и оценки детских работ на непосредственно образовательной деятельности по рисованию»

Актуальность данной проблемы заключается в том, что для развития детей старшего дошкольного возраста оценка и анализ способствуют:

• развитию восприятия цвета, формы, пропорций; грамотности изображения;

обогащению сюжета детских работ;

• развитию рефлексии, самооценки, самосознания.

Но особенно обучение детей анализу и самооценки имеет значение для одготовки к школе. Оценка и анализ способствуют:

• развитию образного мышления и творческого воображения;

• развитию умственных способностей (ребенок сравнивает результаты, анализирует, делает выводы).

В своей работе использую следующий методический комплект: примерную общеобразовательную программу «Детство», с использованием методических пособий к ней и педагогической технологии Д. И. Воробьёвой «Гармония развития». Также в своей работе используем пособие Г. Г. Григорьевой «Изобразительная деятельность дошкольника».

Планируя и выстраивая занятия по изобразительной деятельности на основе этих программ, а также на основе накопленного опыта, я пришла к выводу, что отображая в своих рисунках мир, ребёнок воплощает в них свои чувства, эмоции, мысли. Он не только воспроизводит явления жизни на листе бумаги доступными ему способами и средствами, но и одновременно даёт им оценку, как бы объясняет их сущность и смысл. Таким образом он выражает своё понимание мира. Выражает, но часто не осознаёт, ведь сознание ребёнка только формируется. И я, как воспитатель студии, должна не только научить детей отображать мир, но и помочь осознать своё собственное творчество.

Именно поэтому на занятиях по изобразительной деятельности наряду с двумя основными частями занятия, вводной и исполнительской, такой же важной является 3 часть занятия, посвящённая анализу и оценке детских работ.

Рассмотрим структуру занятия по изобразительной деятельности. Она включает в себя следующие части:

• Вводная. Мотивация и замысливание.

• Исполнительская. Работа с художественными материалами. Создание образа.

Оценка и анализ. Осознание результата деятельности.

Г. Г. Григорьева выделяет следующие виды анализа:

В исполнительской части – промежуточный анализ;

В 3 части занятия – итоговый анализ.

О важности проведения аналитической части занятия пишет Г. Г. Григорьева:

«Педагогу важно своим поведением, эмоциональной речью показать свою заинтересованность работами детей. Тогда ребята начинают стремиться к оригинальности, выразительности работы. Важно продумать вопросы к дошкольникам, помогающие им осознать, чему они научились, какие ошибки допускали («не очень получилось», что нужно учесть, чтобы этих ошибок не допускать в дальнейшем».

При проведении занятий мы придерживаемся требований Г. Г. Григорьевой к оценке детских работ:

1. Оценивать только тот результат, который достигается усилиями самого ребёнка.

2. Нельзя сопоставлять результат деятельности с успехами других детей, нужно оценивать его достижения.

3. Оценку нужно построить так, чтобы дети были максимально активны.

4. по мере развития ребёнка оценка ставится более дифференцированной.

Стараемся не затягивать 1 и 2 часть занятия, применять индивидуальный подход, чтобы успеть проанализировать результаты работы с детьми. Мы должны помнить, что самосознание развивается в деятельности и не само по себе, а под целенаправленным руководством педагога.

Важное значение имеет промежуточный анализ работ направленный на предупреждение ошибок.

Иногда использую для промежуточного анализа игровой персонаж. Он по ходу работы задает детям поисковые или проблемные вопросы, помогающие им вовремя корректировать работу. Замечания персонажа принимаются детьми легче, чем от педагога.

Например, персонаж спрашивает:

— А почему в твоём лесу никто не живёт?»

И ребёнок без прямых указаний оценивал сюжет своего рисунка и дополнит его. Если по ходу работы дети исправляли свои ошибки, то и конечный результат получался значительно выше по качеству.

У меня бывали случаи, когда дети расстраивались из-за неудач в работе, в этих случаях я использовала такие фразы

«Художник умеет прятать свои ошибки»;

«Художник умеет превращать ошибки во что-нибудь интересное».

Таким образом я осуществляю индивидуальный подход к детям.

Дифференцированный подход осуществляется через:

-предоставление возможности выбора содержания работы и материалов;

-использование нетрадиционной техники (для детей с высоким уровнем);

-использование декоративных материалов (для детей среднего и низкого уровня).

Представляем последовательность проведения анализа работ по изобразительной деятельности, которая включает в себя:

• Целостное эмоциональное восприятие всех работ.

Анализ решения изобразительных задач.

• Итоговая оценка. Перспектива последующего использования работ.

Поскольку на занятиях по изобразительной деятельности ведущими являются задачи, направленные на формирование творческих художественных способностей и изобразительных навыков, то и педагогическая оценка и анализ должны быть тесно связны с изобразительными задачами конкретного занятия.

Я в своей работе стараюсь придерживаться этих принципов, а также подбирать методы и приёмы проведения анализа в соответствии со структурой этой части занятия.

Начинаю анализ тогда, когда готовы все детские работы. Это – проявление гуманистической позиции: каждый рисунок ценен, хорош по своему.

Заранее продумываю условия проведения анализа, готовлю место.

Варианты размещения детских работ для анализа:

• На специально оформленной выставке

• в приёмной группы на стендах

• на макете (работы по лепке)

Стараюсь, чтобы место размещения детских работ было красиво оформлено и хорошо освещено.

В структуре анализа работ можно выделить свои методы и приёмы. Остановимся на каждой структурной части в отдельности и рассмотрим их.

В начале анализа я провожу целостное эмоциональное восприятие всех работ. Внимание уделяю в первую очередь эмоционально-эстетической оценке, чтобы дети получили удовлетворение, радость от достигнутого результата.

В этом мне хорошо помогают игровые приёмы. В игровой ситуации дети учатся анализировать свои рисунки или поделки. Учитывая рекомендации Г. Г. Григорьевой, я использую постоянный игровой персонаж. В нашей изостудии – это домовёнок Кузя, который с удовольствием «прогуляется» и по улицам города и полюбуется красотой осеннего леса и «попробует» чай из ярко раскрашенной чашки.

Кроме игровых приёмов использую и проблемные ситуации, разрешение которых тоже отражается в анализе.

Если используется социальная мотивация, то она тоже отражается в этой части анализа: «Вот какая выставка портретов мам у нас получилась», «Как обрадуются малыши новым маскам» и т. д.

Читайте также:  Какой анализ сдается для поджелудочной железы

Во второй части после общей эмоционально-эстетической оценки я провожу анализ решения изобразительных задач, способов, методов и приёмов изображения, выразительности и оригинальности исполнения.

Оценка даётся опираясь на 3 кита изодеятельности:

В этой части анализа использую словесные методы и приёмы, активизирующие образное мышление и речь детей.

Это могут быть вопросы, продуманные заранее в соответствии с задачами занятия: вопросы об использовании выразительных средств, техники, материалов, вопросы о содержании и сюжете рисунка, вопросы на художественное восприятие:

— В каком рисунке выразительно изображена форма?

— В каком рисунке яркий или приглушённый колорит? и т. д.

В старшем дошкольном возрасте предлагаю детям рассказать о каком-то из понравившихся рисунков.

При составлении рассказов по рисункам хорошо решаются и воспитательные задачи. Стараюсь побуждать детей порадоваться успеху какого-то ребёнка или сопереживанию к неудачам товарищей:

-Посмотрите, какие тоненькие веточки сегодня получились у Милы!

-Как потрудился Вася: он нарисовал столько жителей подводного царства!

-А Алёна сегодня помогала Саше правильно смешать краски!

Итоговую часть анализа заканчиваю перспективой возвращения к этим работам или поделкам.

Иногда предлагаю детям вечером оформить рисунками макет для о лепки, украсить группу к празднику, можно пригласить детей из младшей группы на свою выставку, на занятиях по развитию речи сочинить сказки, загадки к рисункам, декоративные поделки использовать для кукольного спектакля.

Стремление ребёнка по собственной инициативе продолжить, изменить, дополнить или просто повторить свою работу — яркий показатель его личностного развития.

И побудить его к этому мне помогает бережное, внимательное отношение к результатам творчества. Красивая аккуратная выставка, кропотливая композиция из детских работ прививает детям чувство вкуса и гармонии.

Анкета для воспитателей ДОУ Анкета для воспитателей ДОУ по изучению проблемы развития эмоциональной отзывчивости средствами природы у детей старшего дошкольного возраста.

Набор «Сенсорные емкости» П ть емкостей с разными наполнителями: — способствуют развитию зрительного, аудиального, тактильного восприятия, обоняния; — способствуют.

источник

Добрый день, уважаемые читатели! Кто из родителей не мечтает лучше понять своего малыша? Но как это сделать, если ребенок закрылся и не хочет рассказывать? Используйте рисунок! Большинство детей очень любят рисовать. Начиная с 4−5 лет, рисунки ребенка начинают приобретать завершенную форму и осмысленность. А ведь внимательный анализ детского рисунка может своевременно дать сигнал о том, что беспокоит вашего малыша. Ведь в детских рисунках отражается эмоциональное состояние, психология ребенка, его мысли и чувства.

А арт-терапевтические методы могут позволить вам не только заметить мысли, страхи и тревоги малыша, но и во время их скорректировать.

Еще огромный плюс — это то, что психологический анализ детского рисунка может сделать каждый родитель самостоятельно. Я сейчас не говорю о глубинном разборе, но основные характеристики выделить сможет каждый. Сейчас разберем все по пунктам.

Сегодняшняя статья написана практикующим детским психологом Валентиной Даниловой. Если у вас после прочтения останутся вопросы — задавайте их, пожалуйста, в комментариях.

Перед тем как приступить к описанию методики анализа детского рисунка, очень важно понять: только один рисунок не говорит о наличии проблемы, он может послужить лишь небольшим звоночком о том, что ребенка сейчас больше интересует и тревожит.

Анализ рисунка — это очень субъективная методика, которая говорит о сиюминутном настроении ребёнка. Может он сейчас устал и поэтому рисунок именно такой. Или он поссорился с другом, поэтому рисует злость и обиду. Это еще не значит, что эти чувства его сопровождают длительное время.

И обязательно беседуйте с ребенком по его рисунку. Ведь, как известно, смотря на одну и ту же картину, люди могут увидеть совершенно разные вещи. Поэтому не придумывайте сами, а лучше спросите у ребенка, почему он нарисовал именно так?

Рисунок нарисован достаточно схематично или развернуто? Если рисунок схематичен, то это может говорить о закрытости ребенка, консервативности, может — страхов перемен. Или о том, что у него просто не было настроения рисовать.

Или он просто был не в настроении рисовать, если это было по заданию взрослого. Или он пока не умеет по-другому. Дети в возрасте 3−4 лет рисуют образ человека достаточно схематично. Попробуйте попросить его сделать рисунок в другое время.

Чем более рисунок необычен, тем более он свидетельствует о развитой фантазии и богатом воображении малыша. Но все хорошо в меру. Постоянные абстрактные рисунки, не имеющие никакой связи с реальностью, могут говорить о трудностях в реальной жизни ребенка. Рисуя своих выдуманных друзей и необычные миры, малыш может таким образом прятаться в своем воображаемом мире.

Этот показатель обычно связывают с самооценкой и со взглядами на перспективу будущего (пессимисты, оптимисты). Если основное изображение находится в центре листа, то это может говорить о комфортном мироощущении ребенка, он находит баланс внутри себя, нет излишних тревог, он чувствует себя в безопасности.

А вот если рисунок изображен в центре листа, но такого большого размера, что занимает практически весь листок, то это может говорить о повышенной самооценке, иногда даже об эгоцентризме. Ребенок чувствует себя в центре, но ему этого мало и он хочет занять все пространство.

Если сюжет нарисован преимущественно в верхней части листа, то многие психологи это могут интерпретировать как желание доминировать, управлять, контролировать. Также это свойственно людям, пытающимся уйти от реальности (ну очень уж высоко от земли). Так рисуют мечтатели.

Соответственно, рисунок расположенный внизу листа, может говорить о низкой самооценке. Малыш может чувствовать себя неуверенно, тревожно, очень зависимо от других.

Проводя психологический анализ рисунка, обратите внимание и на сторону листа, где расположено изображение. Рисунок справа и слева может говорить о том, что сейчас больше интересно ребенку — прошлое (левая сторона листка) или будущее (правая сторона).

Обычно рисунок в левой части полотна изображают интроверты, которые видят много хорошего в прошлом, а будущего остерегаются. У них обычно очень хорошо развита эмоциональная сфера.

В правой части листа располагают свой рисунок люди активные, напористые, целеустремленные. Скорее их интеллект преобладает над эмоциями.

Здесь важно постараться как можно объективнее оценить настроение, которое передает рисунок. К примеру изображение веселого чертика может говорить не о страхах и тревогах, а о хорошем приподнятом настроении, желании попроказничать. А вот грустное солнышко будет свидетельством наличия грусти, обиды.

Спокойный сюжет — деревья, море, лес, добрые животные — может говорить об умиротворенном состоянии рисующего. Зубастая пасть акулы, чудовища, ураган, будут свидетельством внутренних переживаний ребенка.

Важно! Если у вас появились сомнения по поводу настроения рисунка, лучше спросите у самого ребенка. «Скажи, а что ты здесь нарисовал? Это веселый зверь или грустный?»

Как ребенок рисует? Плавно и медленно, или быстро и хаотично? Линии закругленные, волнистые, или остроугольные и обрывные? Этот параметр детского рисунка обычно в психологии связывают с состоянием нервной системы: слабая и инертная или активная и динамичная.

Очень яркие, уверенные линии говорят об уверенности ребенка в своих силах. Если линии прерывистые, нечеткие, то это может говорить об усталости, слабости, астеническом состоянии малыша. Если ребенок часто зачеркивает, подчеркивает, заштриховывает, то это обычно свидетельствуют о тревогах и страхах.

Также здесь обратите свое внимание на нажим карандаша . Сильный нажим характеризует людей активных, бодрых, уверенных в своих силах. Слабый нажим говорит о робости, неуверенности, усталости как физической, так и эмоциональной.

Если нажим меняется, то сильнее, то слабее, то это может сказать об импульсивности. Если рисунок нарисован со средней силой, а какая-то определенная часть выделяется более сильным нажимом или подчеркиванием, или штриховкой, то это говорит, что именно в этой части изображения находится то, что больше всего волнует ребенка.

Как пример: изображена фигура женщины-учителя, а вот рот у нее сильно заштрихован. Ребенок говорит: «Это у нее такая яркая помада». А взрослый, посмотрев на этот рисунок, может задуматься о том, что речевая коммуникация с этим взрослым у ребенка нарушена. Либо учительница повышает голос, либо каким-то другим образом (вешает на него ярлыки, обзывает) она своей речью вселяет в ребенка тревогу и неуверенность: «Петров, лентяй, давай к доске!».

Делать психологический анализ детского рисунка по цвету можно только в том случае, если ребенку предоставили выбор разноцветных карандашей. А то бывает так, что перед ребенком лежал один простой карандаш, он и нарисовал им рисунок и несет его маме. А она сразу переживает: «Тут один черный! Срочно к психологу!».

Важно! Не пугайтесь, если ребенок нарисовал картину только черным или любым темным карандашом.

  1. Маленькие дети часто выбирают черный, потому что он контрастный и лучше смотрится на белом листе бумаги;
  2. Может у него не было рядом другого карандаша;
  3. А может это просто у него сейчас любимый цвет, который ассоциируется у него с чем-то хорошим. Может он любит разглядывать черное звездное небо.

Более подробно на эту тему вы можете прочитать в статье «Почему ребенок рисует черным цветом»

Преобладание светлых и постельных тонов чаще сообщает о хорошем расположении духа, о приподнятом настроении. Если на изображении преобладают темные тона, особенно в совокупности с сильным нажимом и штриховкой, то это может говорить о тревогах и страхах малыша.

Существует и характеристика каждого цвета, которую я сейчас опишу. Но, помните: интерпретировать только по общепринятым характеристикам не надо! Всегда лучше уточнить — как этот цвет воспринимает именно Ваш ребенок: «Скажи, а этот черный похож на что?», «А этот красный у тебя с чем ассоциируется?».

Также стоит помнить, что даже в разных культурах цвета интерпретируются по-разному. Общепринято, что белый — это признак чистоты и свободы. А вот в Китае белый цвет — траурный.

Красный цвет — цвет активности и энергии. Но в рисунках часто он может изображать агрессию и напряжение.

Синий цвет — цвет спокойствия и гармонии.

Желтый цвет — цвет солнечной энергии и тепла. Может говорить об открытости, активности, любознательности.

Изображение рук, а если изображено животное — то лап обычно характеризует коммуникативную сферу. А их отсутствие может говорить о наличии трудностей с установлением коммуникаций. Или руки изображены схематично, а сами ладони спрятаны за спиной — это также может говорить о робости, неуверенности в установлении контакта с другими.

Уши сигнализируют нам о том что ребенок слушает и слышит или наоборот — не слышит и не воспринимает новую информацию.

Иголки, рога — признаки агрессивной защиты. Задумайтесь, от чего ребенок вынужден так защищаться?

Глаза тоже о многом могут сказать. Пустые глаза (без изображения зрачков) могут говорить о внутренней пустоте. Ребенок нарисовал схематичные глаза в виде точек или черточек? Как вариант — он запрещает себе проявлять чувства. Это иногда можно трактовать так: никто не должен видеть, что происходит у меня внутри. Если на глазах темные очки или глаза заштрихованы, то это говорит о страхах, желании не видеть реальность.

Если нарисован забор — ребенок хочет от чего-то отгородиться. Спросите: «А от чего помогает закрыться этот забор?» — ребенок Вам все расскажет.

Солнце, звезды, небо, облака — говорят о мечтательности ребенка.

Трава, дома, деревья — говорят о его желании к стабильности и порядку.

Очень важно при анализе рисунка учитывать возраст ребенка! Так, до 4-х лет, как я уже написала выше, можно говорить только о моторной готовности ручки малыша к письму и рисованию. С 4−5 лет можно уже посмотреть восприятие ребенком картины семьи, узнать какие темы вызывают у него тревогу и волнение, страхи.

А выявление каких-то личностных особенностей характера, можно анализировать с помощью рисунка лет с семи.

Вы также можете ознакомиться с подробным описание методики психологического анализа рисунка на примере статьи «Тест Рисунок семьи».

Думаю, что не удивлю, если скажу — детские рисунки зависят и от пола ребенка. Девочки в дошкольном и младшем школьном возрасте начинают себя идентифицировать с женским полом и очень любят рисовать бабочек, принцесс, цветочки

Мальчики же в этом возрасте часто рисуют роботов, машины, оружие, воинов, сражения какие-нибудь. Так они внутренне готовятся стать мужчинами. Ищут в окружении и познают мужественные характеристики — сила, смелость, отвага. Это видно по рисункам.

Если вы решили провести анализ рисунка своего малыша, пожалуйста, помните о том, что не нужно делать поспешных выводов. Рисунки лучше всего смотреть в динамике! Если видите, что определенные элементы все время сохраняются, значит они действительно имеет важное значение для ребенка.

А если он сегодня нарисовал папу на расстоянии, а через пару дней нарисовал всех держась за руки, то это значит, что первый рисунок был очень ситуативным — папа в тот момент был на работе (что на самом деле далековато), а ребенок его ждал дома. И не стоит делать поспешных выводов о «прохладных» отношениях с отцом.

Каждый родитель мечтает иметь возможность заглянуть во внутренний мир своего ребенка, в его мысли, чувства, переживания. Иногда ребенок не может все рассказать. А рисунок — это отличный способ узнать его сокровенные мысли.

Можно оценить самооценку ребенка, его страхи. С помощью рисунка эти страхи можно и проработать. Проанализировав рисунок, можно понять как он видит свою семью, свое место в коллективе и многое, многое другое.

Посмотрите видео «Психологический анализ детского рисунка. Методика проведения самостоятельного анализа по шагам»:

Напишите, пожалуйста, в комментариях, а что было бы интересно узнать именно Вам? Может было бы интересно прочитать статью на какую-то конкретную диагностическую методику, которую можно легко родителям провести дома самостоятельно?

Подпишитесь на обновления блога и тогда точно не пропустите новые интересные статьи. И не забудьте поделиться полученными знаниями с друзьями в соцсетях!

источник