Аббревиатура SWOT произошла от английских слов: strengths, weaknesses, opportunities, threats.
Strengths – положительные стороны,
Weaknesses – негативные стороны;
Opportunities – потенциальные возможности;
Threats — потенциальные угрозы.
SWOT-анализ – это инструмент стратегического анализа и планирования, применяемый для оценки явлений и факторов, оказывающих влияние на компанию или проект.
Итак, все параметры подразделяются на 4 категории: strengths ( положительные стороны ), weaknesses ( негативные стороны ), opportunities ( потенциальные возможности ) и threats ( потенциальные угрозы ).
1) Повышение доходов клиентов;
2) Создание фонда поддержки малому бизнесу
3) Выход на рынок нового конкурента;
4) Дополнительный государственный контроль качества продукции
А) Лидирующее положение на рынке;
В) Отличное качество товаров
Поле сильных сторон и возможностей
Поле сильных сторон и угроз
C) Большая арендная плата за оборудование;
Поле слабых сторон и возможностей
Поле слабых сторон и угроз
1) Поле сильных сторон и возможностей:
Внутренний потенциал компании (положительные стороны) позволяют в полной мере использовать существующие возможности (т.е. наблюдается позитивная тенденция).
2) Поле сильных сторон и угроз:
Положительные стороны компании позволяют минимизировать существующие угрозы (что также является позитивной тенденцией).
3) Поле слабых сторон и возможностей:
Негативные стороны компании связаны с высокими затратами, однако благодаря повышению доходов людей конкуренция способна перейти в неценовую сферу.
4) Поле слабых сторон и угроз: высокие затраты ухудшают позицию компании при активизации конкурентов (отрицательная тенденция).
Метод SWOT ( SWOT -анализ) подразумевает обозначение цели проекта и определение внешних и внутренних факторов, влияющих на достижение цели или наоборот, мешающих ее достижению.
Это можно визуализировать в виде таблицы:
Положительные факторы
Негативные факторы
Внутренняя среда
Сильные стороны — Strengths (характеристики коллектива или проекта, являющиеся преимуществами перед другими компаниями в отрасли)
Слабые стороны -Weaknesses (характеристики, ослабляющие компанию или проект)
Внешняя среда
(внешние потенциальные возможности, т.е. факторы, которые могут помочь достичь цель)
Угрозы — Threats (внешние потенциальные угрозы, т.е. факторы, которые могут стать препятствием на пути достижения цели)
Требуется выполнить SWOT-анализ для 3 разных организаций (различной сферы деятельности)
Необходимо провести три SWOT -анализа. Дать краткую характеристику предприятия (компании, организации), затем осуществить SWOT -анализ и сделать стратегический вывод по результатам СВОТ-анализа.
Приведем три примера осуществления СВОТ-анализа на различных предприятиях.
1) SWOT анализ первый.
Отель находится в центре города Иваново, на побережье реки Уводь. Данный отель начал свою работу с октября 2006 года, название отелю было дано в связи с его расположением на Шереметьевском проспекте.
«Шереметев Парк Отель» – это 1-ый в городе отель, предлагающий гостям сервис уровня четырех звезд.
Отель за годы работы, начиная с 2006 года, уже получил много разных наград на конкурсах в области гостиничного бизнеса. Отель оказывает постояльцам разнообразные услуги, некоторые из которых включены в цену проживания, некоторые оказываются за дополнительную плату.
«Шереметев Парк Отель» объединяет в себе много параметров, важных для хорошего отдыха: это и велнес-центр, услуги которого помогают ощутить бодрость, омолодиться; Бизнес-центр, оказывающий услуги деловым гостям, рестораны Ресторан-Клуб «Шереметев» и «Буффет», и люксовые комфортабельные гостиничные номера.
SWOT-анализ на примере гостиницы «Шереметев Парк Отель»
Положительные факторы
Негативные факторы
Сильные стороны (внутренний потенциал) (S)
Слабые стороны (внутренние недостатки) ( W)
Внутренняя среда
1) Местонахождение (центральный район города).
2) Развитая инфраструктура гостиницы.
3) Большой срок работы в области гостиничного бизнеса.
4) Забота об охране жизни и имущества постояльца.
5) Широкий ассортимент оказываемых услуг.
6) Хороший имидж гостиницы в г. Иваново и Ивановской области.
7) Возможность осуществления выставочных мероприятий, банкетов, встреч, конференций и т.д.
8) Наличие бланка договора для корпоративных клиентов.
9) Продуманное ценообразование.
10) Оперативная работа со всеми службами гостиницы.
11) Наличие собственного интернет-сайта.
12) Получение полных данных о гостях (цели прибытия, пол, возраст, город прибытия, и другие данные) в целях обозначения маркетинговой ниши гостиницы.
13) Выполнение постоянных маркетинговых компаний и исследований.
14) Индивидуальный подход к постояльцам (полное удовлетворение потребностей, нужд и запросов постояльца, например, постояльца поздравляют с Днём рождения, если он в данный момент проживает в отеле).
15) Использование системы мотивации работы персонала отеля и Руководства маркетинга.
16) Регулярное повышение квалификации персонала.
17) Участие работников отеля в тренингах, обучающих программах, семинарах по повышению качества обслуживания постояльцев.
1) Нехватка данных по поводу стратегических направлений развития гостиницы.
2) Далекое положение гостиницы от аэропорта и автомобильного вокзала.
3) Недостаточное оснащение ряда номеров для отеля такого класса.
4) Не функционирует принцип единоначалия.
5) Система принятия решений – централизованная, это мешает оперативно осуществлять производственные задачи. Нехватка полномочий у начальников служб, от которых предполагается быстрое реагирование.
6) Не определены параметры постоянного клиента.
7) Высокие ц ены, выше средних цен по городу Иваново.
8) Относительно н ебольшая площадь, которая исключает возможность обслуживать крупные мероприятия.
9) Нехватка номерного фонда для размещения больших туристических групп.
Внешние возможности (O)
Имеющиеся угрозы ( T)
Внешняя среда
2) Оптимизировать ассортимент оказываемых услуг.
3) Возможность выхода на рынок бизнес-класса (конференции, семинары).
4) Привлечение различных постояльцев за счёт эффективного ценообразования.
5) После осуществленной реконструкции должно сложиться положительное сочетание хорошего имиджа, высокой категорийности при устраивающем клиентов уровне цен.
6) Рост квалификации всех сотрудников.
7) Улучшение качества оказываемых услуг.
8) Повышение эффективности работы отеля благодаря инновационной деятельности.
9) Особые цены для постоянных клиентов, продуманное ценообразование, скидки , оказание дополнительных услуг клиентам, нацеленное на длительное сотрудничество с клиентами в будущем.
10) Получение отелем статуса 5 – «звёзд» (при потенциальном отсутствии в регионе конкурентов в данной рыночной нише).
1) Жесткая конкуренция на рынке гостиничных услуг.
2) Неблагоприятная экономическая ситуация в стране.
3) Усиление позиций компаний-конкурентов.
4) Трудно поддающаяся контролю перегруженность отеля в некоторые сезоны.
Теперь сделаем выводы по проведенному SWOT-анализу.
Итак, определенные в ходе анализа сильные и слабые стороны отлея дают возможность определить те параметры, которые являются выигрышными, их нужно развивать и поддерживать на необходимом уровне, и параметры, улучшение которых может оптимизировать процессы совершенствования управления гостиницей и свести к минимуму возможность аспекты ухудщения имиджа.
SWOT-анализ отеля гостиницы «Шереметев Парк Отель» выполнен, перед менеджментом гостиницы представлена полная картина дел в гостинице: определены параметры и характеристики, которые могут привести к коммерческим рискам, определены положительные и отрицательные характеристики заведения. Данный анализ используется не только для оценки конкурентоспособности гостиницы, он очень важен для выбора стратегии развития: исходя из проанализированных параметров, менеджер может легко выбрать приоритеты развития отеля.
Выполнен на примере компании «Ашан».
Французская сеть супермаркетов Auchan работает во многих странах мира. По состоянию на 13 января 2014 года Auchan принадлежат 1495 гипермаркетов и супермаркетов по всему миру. Ашан – это один из самых крупных ритейлеров в мире. Ашан – основное структурное подразделение семейной мега-корпорации «Ассоциация семьи Мюлье».
Торговля ведется под марками Auchan (гипермаркеты), Leroy Merlin (магазины стройматериалов и товаров для дома), St. Maclou (товары для дома), Decathlon (спорттовары), Norauto (автоаксессуары), Kiabi (одежда), Atac и Elea (супермаркеты).
Фирма Ашан является российским отделением международной розничной сети Auchan. В сети Ашан представлен широкий ассортимент непродовольственных и продовольственных товаров по низким ценам, в т.ч. и под собственными торговыми марками.
СВОТ-анализ — торговая сеть «Ашан»
Положительные факторы
Негативные факторы
Сильные стороны (внутренний потенциал) (S)
Слабые стороны (внутренние недостатки) ( W)
Внутренняя среда
2) Опыт работы компании на рынке России больше 10 лет.
3) Используемая система обучения новых работников.
4) Традиции сервиса высокого качества и гостеприимства.
5) Установившиеся партнерские отношения с поставщиками, поставляющими товар на выгодных для компании условиях.
6) Широкий ассортимент продукции.
7) Удобное положение магазинов.
9) Скидки и дисконтные карты.
2) Нехватка опытных управленцев.
3) Нехватка коммуникаций, отсутствие постоянного информирования работников о результатах их труда, недостаточная обратная связь.
Потенциальные возможности (O)
Имеющиеся угрозы ( T)
Внешняя среда
1) Ненасыщенный рынок России дает практически ничем неограниченные возможности для роста.
2) Освоение регионального рынка.
3) Привлечение новых клиентов.
5) Возможность найма высококвалифицированных и опытных кадров.
6) Тенденция отрасли к увеличению размеров супермаркетов и вытеснению небольших торговых точек.
7) «Ашан» сможет экспортировать товары под собственными брендами из Российской Федерации в свои магазины стран ближнего зарубежья.
1) Предпочтение многими людьми «магазинов у дома».
2) Невысокие доходы населения в регионах.
3) Минимальные барьеры входа новых фирм на рынок.
4) Большая подверженность изменениям в законодательстве стран.
5) Усиление позиций компаний-конкурентов.
Сделаем выводы.
Как мы выяснили в ходе проведенного СВОТ-анализа, супермаркетам «АШАН» характерен некий баланс сильных и слабых сторон (сильных и слабых параметров, характерных компании), а также возможностей и угроз. Т.е. компания существует в достаточно стабильных условиях, однако для получения дополнительных конкурентных преимуществ Ашану следует внедрить марку «Private label», тем самым упрочить свои позиции на рынке.
3) SWOT анализ третий.
Положительные факторы
Негативные факторы
Сильные стороны (внутренний потенциал) (S)
Слабые стороны (внутренние недостатки) ( W)
Внутренняя среда
1) Официальное представительство туроператора с положительным опытом работы на туристическом рынке.
2) Широкий спектр оказываемых услуг.
3) Устойчивое положение на рынке.
4) Квалифицированные кадры.
5) Положительная репутация фирмы у клиентов.
6) Оптимально подобранные методы и сбыта услуг турфирмы.
7) Многопрофильность деятельности.
8) Продуманная ценовая политика.
9) Позитивные отзывы потребителей о работе туристической компании «Дольче Вита» на федеральном и региональном уровне.
10) Большой выбор туристических направлений.
11) Выгодное положение офиса.
12) Представительство обеспечивает свои агентства тарифными буклетами, рекламными каталогами, видеороликами и т. д.
13) Собственный интернет-сайт.
1) Более высокие цены, чем у основных компаний-конкурентов.
2) Бизнес во многом зависит от сезонов года.
3) Сбои в онлайн бронировании; в функционировании сервера сайта, на котором осуществляются основные продажи.
4) Часто на сайте размещаются неактуальные данные.
5) Недостаточное применение новейших технологий в области продвижения услуг, улучшении имиджа, формирования позитивной репутации.
6) Неотлаженная и не достаточно продуманная система скидок.
7) Отсутствие эффективной политики в области сглаживания сезонных колебаний спроса.
Потенциальные возможности (O)
Имеющиеся угрозы ( T)
Внешняя среда
1) Банкротство и уход с рынка компаний-конкурентов в связи с нестабильной экономической ситуацией и финансовым кризисом.
2) Увеличение числа людей, способных самостоятельно бронировать туры туристических операторов.
3) Открытие аэропортов в регионах, развитие новых маршрутов.
4) Рост спроса на туры в Америку, Европу и другие направления (непляжного характера).
5) Рост числа клиентов — любителей экскурсий и катания на лыжах.
6) Рост продаж групповых туров в региональных представительствах в виду повышения уровня жизни людей.
7) Оптимизация технологии продаж, повышение квалификации кадров, проведение семинаров.
8) Включение в спектр услуг новинок к началу сезона (учитывая пожелания клиентов согласно данным, полученным в ходе исследований рынка).
9) Использование новых рекламных технологий и рост роли паблик релейшнз в продвижении услуг компании-туроператора.
10) Политика государства, направленная на расширение и развитие туристического бизнеса.
1) Неуклонный рост количества компаний-конкурентов.
2) Смена предпочтений клиентов.
3) Рост давления со стороны конкурентов.
4) Падение спроса на услуги в сфере туризма.
5) Рост иностранной валюты.
6) Недостаток правительственных действий в сфере модернизации туризма.
7) Обострение «информационной» войны меж конкурирующими туроператорами.
8) Снижение объемов продажи услуг в виду изменения предпочтений и вкусов клиентов.
На основе матрицы были обозначены проблемы, стоящие перед компанией. Эти проблемы обусловлены имеющимися положительными и отрицательными факторами внутри компании «Дольче Вита», а также имеющимися внешними угрозами и возможностями. Согласно этому мы можем обозначить основные стратегические направления по улучшению положения турфирмы в ближайшем будущем:
1. Повышение квалификации менеджмента турфирмы, внедрение новых совершенных методик управления;
2. Расширение ассортимента предлагаемых услуг;
3. Привлечение денежных ресурсов для расширения перечня предлагаемых услуг и продвижения их на рынок.
источник
SWOT – это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка фирмы отражается в основном в S и W, а внешняя – в О и Т.
Методология SWOT-анализа предполагает, во-первых, выявление внутренних сильных и слабых сторон фирмы, а также внешних возможностей и угроз, и, во-вторых, установление связей между ними.
SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:
- использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
- являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
- какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам?
Любое сегментирование начинается со всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться. Отправной точкой для подобного обзора может служить SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге. Проще говоря, SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.
- Составление списка сильных и слабых сторон
- Составление списка опасностей и возможностей
- Установления связи между различными элементами списков
- Позиционирование разных вариантов.
Простейшая форма представления результатов SWOT-анализа предлагается в таблице, где фиксируются основные элементы по представленным четырем категориям (см. таблица).
Внутренние (внутренние элементы, напрямую относящиеся к рассматриваемым покупателям; должны быть максимально сужены) | Внешние (внешние элементы, относящиеся к различным сферам среды, таким как законодательство, политика, регулирование, общество, экономика, технология) | |
+ | СИЛЫ (Strengths) | ВОЗМОЖНОСТИ (Opportunities) |
— | СЛАБОСТИ (Weaknesses) | УГРОЗЫ (Threats) |
Благодаря своей концептуальной простоте SWOT-анализ стал легко применимым, любой, кто знаком с компанией и имеет представление о рынке, может составить простой SWOT. С другой стороны, присущая простота может привести к поспешным и бессмысленным выводам, полным таких неопределенных и двусмысленных понятий, как «эксплуатационная характеристика», «современное оборудование», «цены».
Правило1. Конкретизация области исследования.
Если проводить общий анализ, охватывающий весь бизнес, то, скорее всего, он будет слишком обобщенным и бесполезным для менеджеров, которых интересуют возможности на конкретных сегментах. Только конкретизация участка анализа обеспечивает реальное выявление наиболее важных для этого участка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Может быть, целесообразным является проведение SWOT-анализа по разным направлениям деятельности организации. И только если организация занята производством единого продукта или работает в одном направлении, возможно и целесообразно проводить SWOT-анализ организации в целом.
Правило 2. Четкое уяснение понятий.
Необходимо четко различать элементы SWOT: силы, слабости, возможности, угрозы. Сильные и слабые стороны — это внутренние черты организации, ей подкон трольные. Возможности и угрозы связаны с рыночной средой и неподвластны влиянию организации.
Правило 3. Установление оценок с позиций рынка.
Нужно включать в анализ сильные и слабые стороны в том виде, как они воспринимаются конкурентами и потребителями (покупателями). Сильная сторона будут сильной только тогда, когда таковой ее видит рынок. В анализ надо включать только те преимущества и слабости, которые существенно могут влиять на рынок.
Правило 4. Стремление к объективности.
Нужно использовать разностороннюю входную информацию. Нельзя поручать проведение исследований одному человеку. Глубокий анализ возможен лишь в результате групповой оценки и обмена идеями. SWOT -анализ должен в большей степени основываться на объективных фактах.
Правило 5. Точность формулировок.
Необходимо избегать пространных и двусмысленных формулировок. Чем они точнее, тем полезнее будет результат анализа. Формирование обобщенной базы семантически выверенных информационных логических единиц (характеристик) дескриптивного вида для SWOT-анализа является отдельной задачей.
1. Комбинация «возможности — сильные стороны» образуют стратегию развития.
2. Комбинация «возможности — слабые стороны» образует стратегию для внутренних преобразований.
3. Комбинация «угрозы — слабые стороны» рассматривается как ограничение стратегического развития.
4. Комбинация «угрозы — сильные стороны» используется как стратегия потенциальных преимуществ.
(ПРОВЕДЕНИЕ РАНЖИРОВАНИЯ)
Влияние сильных / слабых сторон | Сильное влияние 6 баллов (каждая позиция) | Заметное влияние 4 балла | Умеренное влияние 2 балла | Незначительное влияние 1 балл |
Сильные стороны | 1.2. 3. …. | 1.2. 3. …. | 1.2. 3. …. | 1.2. 3. …. |
Слабые стороны | 1.2. 3. …. | 1.2. 3. …. | 1.2. 3. …. | 1.2. 3. …. |
(ПРОВЕДЕНИЕ РАНЖИРОВАНИЯ)
Вероятность использования возможностей | Сильное влияние | Заметное влияние | Умеренное влияние | Незначительное влияние |
Высокая вероятность | 1.2. 3. …. 6 БАЛЛОВ | 1.2. 3. …. 5 БАЛЛОВ | 1.2. 3. …. 4 БАЛЛА | 1.2. 3. …. 3 БАЛЛА |
Средняя вероятность | 1.2. 3. …. 5 БАЛЛОВ | 1.2. 3. …. 4 БАЛЛА | 1.2. 3. …. 3 БАЛЛА | 1.2. 3. …. 2 БАЛЛА |
Низкая вероятность | 1.2. 3. …. 4 БАЛЛА | 1.2. 3. …. 3 БАЛЛА | 1.2. 3. …. 2 БАЛЛА | 1.2. 3. …. 1 БАЛЛ |
(ПРОВЕДЕНИЕ РАНЖИРОВАНИЯ)
Вероятность возникновения угроз | Разрушение | Критическое состояние | Тяжелое состояние | «Легкие ушибы» |
Высокая вероятность | 1. 2. 3. …. 6 БАЛЛОВ | 1. 2. 3. …. 5 БАЛЛОВ | 1. 2. 3. …. 4 БАЛЛА | 1. 2. 3. …. 3 БАЛЛА |
Средняя вероятность | 1. 2. 3. …. 5 БАЛЛОВ | 1. 2. 3. …. 4 БАЛЛА | 1. 2. 3. …. 3 БАЛЛА | 1. 2. 3. …. 2 БАЛЛА |
Низкая вероятность | 1. 2. 3. …. 4 БАЛЛА | 1. 2. 3. …. 3 БАЛЛА | 1. 2. 3. …. 2 БАЛЛА | 1. 2. 3. …. 1 БАЛЛ |
Достоинства SWOT-анализа.
В литературе по SWOT-анализу обращается внимание на его положительные стороны:
- позволяет выявить и структурировать сильные, слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы;
- эффективен и прост в применении;
- дает возможность устанавливать связь между потенциалом и проблемами организации;
- обеспечивает установление связи между сильными и слабыми сторонами организации;
- не требует для своего проведения обширной базы данных;
- позволяет найти варианты успешного существования организации;
- позволяет определить перспективы развития организации;
- дает возможность оценить показатели рентабельности организации и сравнить их с показателями конкурентов;
- создает условия для оценки внутренних ресурсов организации;
- дает руководству возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества;
- предупреждает возникновение возможных проблем;
- обеспечивает более четкое представление ситуации на рынке;
- позволяет выбрать оптимальный путь развития организации;
- помогает избежать опасностей;
- позволяет сформулировать в виде логически согласованной схемы взаимодействие сил, слабостей, возможностей и угроз, сопровождающих функционирование предприятия.
По мнению ряда авторов, с появлением SWOT-анализа аналитики организации (предприятия) получили инструмент для совершенствования своей интеллектуальной работы. Применение SWOT-анализа дает возможность систематизировать всю имеющуюся информацию и принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса.
Основной недостаток SWOT-анализа.
Несмотря на то, что авторы, описывающие сущность SWOT-анализа и методику его применения, акцентируют внимание на его достоинствах, остается несомненным, что при этом не достигается главное — нет количественных оценок тех выводов и решений, которые принимаются на основе анализа. Отсутствует та степень объективности, которую всегда привносит использование математических методов и моделей. SWOT-анализ в его нынешнем виде остается типично описательным, дескриптивным. В этих рамках выводы и решения всегда сильно подвержены субъективным влияниям, они в значительной степени зависят от опыта и профессиональной подготовки экспертов, участвующих в SWOT-анализе, от умения обоснованно со поставлять многочисленные факторы и учитывать их сложные взаимосвязи. В таком виде SWOT-анализ не в состоянии обеспечивать главное: количественно измерить угрозы и возможности, слабые и сильные стороны объекта, варианты прогнозов и альтернативных действий. Необходимо превратить SWOT-анализ в научный метод.
Сильными сторонами организации считают:
- Наличие необходимых финансовых ресурсов;
- Умение профессионально выдерживать конкуренцию;
- Статус признанного лидера;
- Наличие собственных технологий;
- Относительно низкие затраты;
- Эффективную рекламу;
- Опыт инноваций и инновационную активность;
- Надежный профессиональный менеджмент;
- Эффективные производственные мощности;
- Финансовую устойчивость и платежеспособность.
К слабым сторонам организации могут быть отнесены:
- Отсутствие четкой стратегии;
- Ухудшение условий труда;
- Устаревшие производственные мощности;
- Низкая рентабельность или отсутствие прибыли;
- Недостаток требуемых навыков и профессионализма;
- Проблемы управления операциями;
- Отставание в обновлении продукции, товаров, работ, услуг;
- Слишком узкая номенклатура реализуемой продукции, товаров, работ, услуг;
- Неблагоприятная репутация или недостаточно сформировавшийся имидж;
- Недостаточно налаженная работа по сбыту, неустойчивые каналы сбыта;
- Высокая в сравнении с конкурентами удельная себестоимость;
- Низкая платежеспособность.
Возможности и угрозы SWOT-анализа
Возможности в SWOT-анализе могут рассматриваться как факторы, оказывающие благоприятное воздействие:
- Высокий спрос на продукцию;
- Обслуживание дополнительных групп потребителей;
- Расширение номенклатуры продаж;
- Выход на новый рынок или сегмент;
- Возможность привлечения инвесторов;
- Падение торговых барьеров, затрудняющих доступ к привлекательным международным рынкам;
- Увеличение темпов роста рынка.
Угрозы – факторы, способные нанести ущерб данной организации:
- Неплатежеспособность покупателей;
- Высокий уровень налогообложения;
- Существенное расширение сети мощных конкурентов;
- Рост продаж товаров-заменителей;
- Снижение темпов роста рынка;
- Высокий процент коммерческого кредита;
- Неблагоприятные изменения в обменных курсах валют;
- Спад в экономике;
- Протекционистские мероприятия со стороны иностранных государств по защите собственных производителей;
- Неблагоприятные изменения во вкусах и предпочтениях потребителей;
- Неблагоприятные демографические изменения.
1. Заполняем таблицу, в которой фиксируем сильные и слабые стороны. Для удобства в первом столбце обозначаем параметр, по которому характеризуем предприятие, во втором пишем сильные стороны по данному параметру, в третьем — слабые стороны. Параметры определяете на свое усмотрение.
Таблица «Метод SWOT анализ. Оценка сильных и слабых сторон.»
2. Отдельно заполняем таблицу угроз и возможностей по тому же принципу.
Таблица «Метод SWOT анализ. Определение возможностей и угроз.»
3. Далее выделяем в каждом столбике SWOT наиболее важные факторы. Вы должны проанализировать все выписанные факторы и оставить не более 10 (а лучше 5) в каждом столбике:
- 10 сильных сторон
- 10 слабых сторон
- 10 угроз
- 10 возможностей
4. Составляем четыре перекрестные таблицы SWOT в формате Excel
1. Как с помощью сильных сторон мы можем воспользоваться возможностями? По вертикали пишем выделенные сильные стороны. По горизонтали — возможности. На пересечении сильной стороны и возможности отвечаем на вопрос.
2. Как сильные стороны помогают нам нейтрализовать угрозы? По вертикали — сильные стороны, по горизонтали — угрозы. На пересечении параметров — ответ на вопрос.
3. Какие слабые стороны мешают нам воспользоваться возможностями? По вертикали — слабые стороны, по горизонтали — возможности.
4. Как слабые стороны усугубляют наши угрозы, каковы наши риски? По вертикали — слабые стороны, по горизонтали — угрозы.
Потом снова внимательно перечитываем полученные ответы, делим их на группы — выделяем каждую группу отдельным цветом. Зачем выделяем цветами? Чтобы было легче работать над проектом на других этапах бизнес-плана.
Например, когда будете формировать финансовый план, вернетесь к анализу и прочитаете все факторы. которые имеют отношение к финансовому аспекту.
Таблица «Перекрестный SWOT — анализ фирмы (проекта)»
5. Делаем общий вывод.
На последнем этапе составляется итоговый результат SWOT-анализа.
Каждый SWOT анализ в своем роде уникальный, но всегда есть некоторые общие моменты.
- Внутренние факторы. (То, что вы можете контролировать.)
- Сильные стороны.
- Сила бренда. (Люди узнают ваши продукты и бренд?)
- Уникальность продукта или технологии.
- Существующая клиентская база.
- Сильная команда продавцов.
- Слабые стороны.
- Слабое присутствие в интернете.
- Низкая чистая прибыль.
- Малое количество постоянных клиентов.
- Плохая структура менеджмента.
- Внешние факторы. (То, что вы не контролируете.)
- Возможности.
- Благоприятные экономические условия.
- Низкие налоги.
- Новые каналы поставок.
- Доступность новых технологий.
- Падение конкуренции.
- Угрозы.
- Изменения предпочтений клиентов.
- Старение базы клиентов.
- Экономические факторы.
- Растущая конкуренция.
- Изменения в государственной политике.
Личностный (карьерный) SWOT Анализ проводится с целью определения сильных и слабых сторон развития профессионализма и карьеры, а также с целью определения карьерных и профессиональных возможностей и ограничений (угроз) с целью определения дальнейших стратегических планов по развитию карьеры на рынке труда (среди конкурентов).
Таблица 1 «Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в матрице SWOT анализ»
Отрицательное влияние | ||
Внутренняя среда | Strengths — сильные стороны (мои свойства, которые дают мне преимущества перед конкурентами) | Weaknesses — слабые стороны (мои слабые стороны, недостаток знаний, навыков, которые негативно влияют на мою конкурентноспособность) |
Внешняя среда | Opportunities — возможности (внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по трудоустройству, получению дополнительного дохода, получения новой должности) | Threats — угрозы (внешние вероятные факторы, которые могут повлиять на мою деятельность) |
Таблица 2 «Составление стратегии по матрице SWOT Анализа»
Opportunities — возможности | Threats — угрозы | |
Strengths — сильные стороны | Стратегия использования сильных сторон для максимальной отдачи от предоставленных возможностей | Стратегия использования сильных сторон для минимизации угроз |
Weaknesses — слабые стороны | Стратегия минимизация слабых сторон через использование предоставленных возможностей | Стратегия минимизации слабых сторон и угроз |
1. Ищите те профессиональные и личностные качества, которые Вас отличает от других кандидатов в вашей профессиональной среде, а также смежных средах.
2. Проведите исследование рынка вакансий по своему профессиональному направлению. Выберите ключевые обязанности и требования работодателей. Определите под какие из них Вы подходите, а каким не соответствуете.
3. Рассматривайте несколько разных вакансий.
4. Составьте список личных ресурсов, которыми Вы обладаете — финансы, время, знакомые, которые могут помочь, электронные курсы и книги и т.д.
5. Какие негативные привычки Вы имеете, которые связаны с работой?
6. Что тянет Вас назад в профессиональном развитии? Выучили ли Вы английский язык, чтобы читать профессиональную литературу в оригинале?
Ваши сильные стороны:
- Образование
- Опыт работы
- Деловые и личностные качества
- Навыки и способности
- Что делаете в стрессовых ситуациях?
Ваши слабые стороны:
- Что Вам дается трудно?
- В чем Вы некомпетентны?
- Что вызывает дискомфорт у Вас?
- Чем злоупотребляют другие люди по отношению к Вам?
- Какие задачи Вы не любите выполнять?
Ваши возможности:
- Чему Вы хотели бы научиться и могли бы научиться?
- На что у Вас есть ресурсы: сила, финансы, мотивация?
- Какие новые технологии появились на рынке?
- Идет ли рост рынка по вашей специализации?
- Какие стратегические контакты и знакомых Вы имеете?
Ваши угрозы:
- — Чему Вам следует больше всего уделять внимание и времени, но Вы этого не делаете или не можете сделать?
- — Что вызывает у Вас беспокойство и что Вами не контролируется?
В рамках выполнения свот-анализа были зафиксированы внешние факторы (возможности и угрозы на рынке) и выписаны внутренние факторы (сильные и слабые стороны). Далее на пересечении этих факторов написаны стратегии. На этом обычно разработка стратегии не заканчивается, но swot-анализ продемонстрирован очень детально:
SWOT-анализ занимает важную роль в формировании стратегии действия, которая будет вести некий субъект (компанию, человека, общественную организацию и т.п.) к достижению цели. Положение SWOT-анализа в схеме выработки стратегии приведено на картинке:
Видеокурс содержит исчерпывающую информацию о технологии swot-анализа — удобного, простого и актуального метода, который регулярно используется профессионалами в области стратегического управления.
Просмотрев данные 4 видео-лекции, вы без труда составить SWOT анализ своей компании «с нуля», даже если вы это делаете впервые.
?Часть 1 — Определяем сильные и слабые стороны продукта
?Часть 2 — Угрозы и возможности для роста компании
?Часть 3 — Как писать выводы
?Часть 4 — Презентация результатов
источник
Смотрите и скачивайте пример SWOT-анализа, а также подробную инструкцию по его проведению.
SWOT-анализ – удобный инструмент для определения наиболее важных направлений стратегического развития компании. В дословном переводе эта аббревиатура расшифровывается так:
- силы (Strengths), преимущества компании относительно ее конкурентов, то, что позволит ей достичь установленных стратегических целей;
- слабости (Weaknesses), недостатки компании, то, в чем она проигрывает своим конкурентам, что мешает ей в достижении стратегических целей;
- возможности (Opportunities), благоприятные внешние факторы для работы компании;
- угрозы (Treats), негативные внешние факторы, представляющие потенциальную опасность для предприятия.
Для проведения SWOT- анализа необходимо следующее.
1. Выявить, классифицировать и ранжировать факторы, представляющие силы и слабости компании, а также возможности и угрозы внешней среды. Из каждой группы выделить самые значимые (по 10, не более).
2. Последовательно изучить сочетания этих факторов:
- «Возможности/Силы». Отражает потенциал компании и позволяет ответить на вопрос, имеются ли у нее конкурентные преимущества и внешние благоприятные факторы, на которых могла бы основываться стратегия;
- «Угрозы/Слабости». Раскрывает сочетание потенциальных внешних негативных факторов и наиболее слабых внутренних факторов компании, которыми необходимо заниматься в первую очередь;
- «Возможности/Слабости». Позволяет выявить внутренние факторы компании, которые следует усилить для того, чтобы в будущем можно было воспользоваться благоприятными возможностями внешней среды.
Для большей наглядности промежуточные и итоговые результаты SWOT-анализа удобнее представить в табличной форме. Сопоставлять факторы также лучше с помощью таблиц.
Разберем методику свот-анализа на примере предприятия APLEONA HSG, в котором я работаю.
Для свот-анализа можно выбрать любой объект: выпускаемый продукт, сектор бизнеса, бизнес, конкурента и так далее. Главное четко закрепить его и не рассеивать внимание на смежные объекты. Компания APLEONA HSG оказывает услуги комплексного управления коммерческой недвижимостью, технического контроля и аудита, а также инфраструктурного менеджмента. Компания присутствует в шести крупных регионах России: Центральном, Северо-Западном, Южном, Дальневосточном округах, в Сибири и в Волго-Уральском регионе, а также в Казахстане. Для примера проведем свот-анализ услуги «комплексное управление коммерческой недвижимостью» в Центральном регионе.
Экспертами могут быть топ-менеджеры компании или и менеджеры среднего звена, но обязательно хорошо владеющие информацией в своей области. Они должны оперировать не только личным мнением, но и сухими цифрами.
Таблица 1. Эксперты для проведения SWOT-анализа организации
Заместитель генерального директора по управлению недвижимостью
На этом шаге нужно планомерно и максимально реалистично определить с каждым экспертом сильные и слабые стороны компании, угрозы и возможности внешней среды. Все показатели надо записать по группам. Факторов можно записывать сколько угодно, но здесь в силу вступает правило наибольшей эффективности, смысл которого: делать выборку из значительных показателей, игнорируя незначительные. То есть эффективно использовать выделенное время.
К внутренним сильным сторонам (S) бизнеса относятся:
- Большой накопленный опыт работы.
- Высокая квалификация персонала.
- Настроенные производственные и бизнес-процессы.
- Хорошая маркетинговая политика.
- Высокое качество производимой продукции.
- Корпоративная культура (что нужно знать финансовому директору про корпоративные стандарты).
- Инновационная составляющая бизнеса.
- Прочее.
К внутренним слабым сторонам (W) относятся:
- Высокая закредитованность бизнеса.
- Текучка персонала.
- Отсутствие стратегии развития.
- Неэффективное использование производственных фондов.
- Узкий ассортимент продукции.
- И прочее.
К возможностям внешней среды (O) можно отнести:
- Государственную поддержку сектора бизнеса или региона.
- Низкую конкуренцию в бизнес-нише.
- Рост спроса на продукцию.
- Повышение доступности ресурсов.
- И прочее.
К угрозам внешней среды (T) можно отнести:
- Неблагоприятную экономическую ситуацию в регионе присутствия.
- Постоянные конкурентные преимущества у конкурентов.
- Неблагоприятный сдвиг в курсах валют.
- Ужесточение налогового законодательства.
- И прочее.
В нашем примере SWOT-анализа фирмы заместитель генерального директора по управлению недвижимостью отметил следующие факторы:
- S – наличие центральной диспетчерской службы повышает качество оказания услуг на 15%, а качество устранения аварий на 50%;
- W – принадлежность крупной международной корпорации накладывает на производство дополнительные непроизводственные задачи по отчетности и соблюдению политик. Это снижает производительность на 12,2%;
- O – развитие технологий управления недвижимостью позволяет делать более качественный продукт с меньшими трудовыми затратами;
- T – техническая база большинства коммерческих зданий и сооружений устаревает, новое оборудование редко вводится в эксплуатацию. В связи с этим, повышаются риски страховых случаев.
Финансовый директор отметил следующие показатели:
- S – организация не использует кредиты в работе, в результате чего чистая прибыль больше на 2 – 4% в год;
- W –дополнительная нагрузка по соблюдению политик и предписаний увеличивает накладные расходы на 10% в год;
- O – объемы закупки и высокая конкуренция на рынках поставщиков позволяют получать выгодные условия по закупке сырья и услуг. Например, увеличивать сроки оплаты до 90 календарных дней;
- T – ужесточение налоговой политики несет в себе дополнительную нагрузку по формированию отчетности по каждому ОП. Угрозу можно оценить в 2 млн руб. ежегодно.
Коммерческий директор отметил факторы:
- S – имидж компании как добросовестного и профессионального исполнителя услуг помогает выигрывать тендеры на крупные контракты по комплексному управлению недвижимостью;
- W – в то же время цена на услуги компании находится выше рынка, что отпугивает часть клиентов. Доля таких клиентов – 35%;
- O – у компании APLEONA HSG хорошие шансы получить международный контракт на обслуживание офисов и заводов работающих в Центральном регионе России трансконтинентальных заказчиков;
- T – в связи с тяжелым состоянием экономики рынок коммерческой недвижимости в Центральном регионе стагнирует. Цены контрактов падают, часто ниже себестоимости.
Директор по персоналу отметил показатели:
- S – высокая квалификация и низкая текучка «синих воротничков» увеличивает производительность труда на 10%;
- W – оплата труда персоналу в среднем выше рынка, что дает дополнительные затраты на ФОТ 50 млн руб. в год;
- O – благодаря «белым» условиям контрактов компания имеет богатый выбор специалистов на рынках труда;
- T – общее снижение квалификации специалистов на рынках труда влияет на компанию.
Технический директор отметил факторы:
- S – наличие системы CAFM – инновационного инструмента управления коммерческой недвижимостью – позволяет повысить эффективность работы на 20%;
- W – материальная инженерная база не позволяет делать полный спектр услуг по обслуживанию;
- O – у заказчиков увеличилась потребность в постоянном присутствии высококвалифицированных инженеров на объекте;
- T – увеличилась конкуренция на рынке инженерных компаний, часть рынка заняли узкоспециализированные компании с прямыми контрактами с заказчиками.
Скачайте примеры SWOT-анализа:
SWOT-анализ может быть полезен для принятия практически любых управленческих решений. Смотрите на конкретных примерах, как правильно использовать эту методику в текущей работе и при разработке стратегии. В статье вы найдете примеры SWOT-анализа проекта использования услуг факторинга, построения SWOT-матрицы станкостроительного завода, а также SWOT-анализ ювелирной компании.
После того, как вы выписали показатели в четыре списка по категориям, присваиваете каждому показателю значимость. Используйте при этом мнения экспертов.
Таблица 2. Пример таблицы SWOT-анализа проекта
источник
Если вы думаете, что СВОТ анализ — это занудная теория из курса маркетинга — вы заблуждаетесь! С чего вы начинаете анализировать ситуацию в вашем бизнесе, что вы делаете в первую очередь, когда не знаете что делать и как правильно поступить, как взвешиваете все «За» и «Против»? Совет знакомых и коллег, находите решение в интернете, действуете на а бум? Этого мало, вам нужен реальный инструмент, который поможет выявить сильные и слабые стороны проекта и принять правильные решения.
В данном вопросе вам поможет SWOT-анализ. Вы можете не только взвешивать риски с его помощью, но и выстраивать стратегии, делать аудит, анализировать сложные решения. В данной статье мы детально рассмотрим возможности этого инструмента на примере и научимся применять его на практике.
Впервые SWOT-анализ был представлен миру в 1963 году в Гарварде, академиком Кеннетом Ричмонд Эндрюсом. На конференции впервые ввели данный метод стратегического планирования в арсенал современного бизнеса, которым пользуются все маркетологи, аналитики и собственники бизнеса, сегодня. Он является обязательным этапом стратегического планирования и отличным инструментом для аудита компании.
Данный метод анализа позволяет посмотреть на бизнес в целом, на отдельную ячейку компании, бизнес процесс или товар с позиции слабых и сильных сторон, преимуществ и угроз как внутренних так и внешних. А также, многие пользуются им в повседневной жизни. Давайте научимся им пользоваться.
С.В.О.Т. — это аббревиатура с английского языка четырех слов:
S (Strengths) – сильные стороны. Описывая сильные стороны анализируемого объекта, вы должны описать больше его собственных внутренних преимуществ. Сделать это легко, если выполнять эту задачу коллективом и с помощью интернета. Чем шире и объективнее вы посмотрите на предмет анализа (компанию, процесс, товар и т.д.) тем больше вероятность, что SWOT-анализ даст результативные выводы, поэтому не возлагайте эту задачу только на маркетологов или руководителей.
W (Weaknesses) – недостатки. Аналогичная ситуация с недостатками, вспомните все минусы все неприятные моменты связанные с предметом анализа и запишите их. Все что ослабляет его и делает непривлекательным, отягощает – все фиксируйте. Объективно и только касательно анализируемого объекта.
O (Opportunities) – возможности. Опишите, какие возможности дает вам внешняя среда? Какие благоприятные сопутствующие развитию внешние факторы помогаю вашему предмету анализа развиваться?
T (Threats) – угрозы. Зафиксируйте факты, которые негативно влияют на развитие или продвижение вашего объекта анализа из вне. В большинстве случаев, здесь рассматривается конкурентная среда и изменения внешнего рынка, которые могут угрожать вам.
Выполняется анализ методом составления таблицы или матрицы 2 на 2 в каждой ячейки которой вписываются критерии оценки, например:
Данный пример шаблона вы можете скопировать в MS Word и распечатать его для работы.
Бытует мнение, что СВОТ-анализ — это поверхностный неточный инструмент анализа, основанный на субъективном мнении одного человека. Однако, если делать аудит командой из специалистов из разных сфер, можно вполне добиться объективной картинки ситуации.
Сейчас мы заполним шаблон или матрицу СВОТ , данными одной компании Х, которая занимается авто-бизнесом (продажа новых автомобилей, запчастей, и услуг по ремонту).
Начнем с левого верхнего угла с сильных сторон компании, которые она имеет на сегодняшний момент времени, затем заполним верхнее правое поле — туда вписываем внутренние имеющиеся недостатки / слабые стороны компании. В нижнем левом квадрате пишем возможности внешней среды, которые могут реализоваться в будущем, а в правом угрозы и риски, которые страшны для бизнеса в целом.
Когда вы заполняете матрицу SWOT-анализа, верхние квадраты анализируйте со стороны управленца и со стороны ваших клиентов, а нижние, со стороны менеджмента компании.
- Как мы видим в зеленый квадрат с плюсом нужно фиксировать ресурсы компании. Персонал, оборудование, программное обеспечение, финансы, уникальность, бизнес процессы и т.д.
- В бежевый сектор мы фиксируем недостатки внутри компании. Ответьте на эти вопросы:
- «Что мешает продавать больше?»
- «Чего нет у вас по сравнению с конкурентами?»
- «Кто мешает развитию или не соответствует возложенным компетенциям?»
- «Чего или какого ресурса не хватает, чтобы решить проблему?»
- «Что не нравиться вашим клиентам?»
3. Синий сектор должен раскрыть возможности которые предоставляются вашей компании из вне. Ответьте на эти вопросы:
- «Каковы перспективы развития вашего направления бизнеса на современном рынке?»
- «Существует ли рост спроса на ваш товар / услуги? Растут ли потребности вашей ЦА?»
- «Каковы тенденции относительно законов в вашей сфере бизнеса?»
- «Существуют ли свободные ниши, где бы ваша компания могла получать прибыль дополнительно?»
- «Существует ли возможность расширить ассортимент вашего товара?»
- «Кто бы мог вам помочь в развитии бизнеса? Каким образом?»
4. Самый важный сектор угроз. Именно он приоритетный и даст нам материал для разработки конкретных мероприятий. Чтобы заполнить красный сектор нужно написать ответы на вопросы:
- «Каковы мои самые страшные опасения?»
- «Я бы сделал ….. , но если бы не …. »
- «Компания перестанет существовать если … »
- «Какие действия конкурентов повлияют на развитие компании?»
- «Какие изменения в политике и законодательстве нежелательны для бизнеса?»
На эти вопросы вы должны отвечать командой состоящей из управленцев и исполнителей.
Что делать с этими записями дальше? Далее следует ранжирование ваших записей по важности, по их весу и значению. В примере выше, каждая запись расположена под своим номером важности – первая самая важная. Определите три самые важные позиции в блоке «Угрозы» по ним в первую очередь нужно разработать стратегический план мероприятий, действий компании по устранению или подготовке к данным угрозам.
Под первым пунктом стоит: «Потеря дилерства из-за невыполнения плана продаж». План продаж является внутренним фактором, а на судьбу компании все же влияет импортер, который анализирует долю продаж в регионе и может лишить вас права продавать автомобили определенного бренда. Получается это внешний фактор, который связан с внутренними и внешними проблемами. Решение: составьте SWOT-анализ отдела продаж, он покажет проблемы не позволяющие достаточно продавать. Задача №1 ясна.
Далее. «Зависимость дохода от колебаний курса валют». Если у вас внутренний учет ведется в валюте, вам нужно разработать меры по снижению влияния этого фактора на доходность иначе повышение курса валюты будет уничтожать вашу маржу (наценку). Например: продавать товар не приходуя на склад, увеличить оборачиваемость товара (продавать быстро), формировать страховой фонд на случай колебаний, сделать адаптивный прайс-лист, который будет автоматически пересчитываться в национальную валюту по текущему курсу на день оплаты и т.д.
Далее. «Зависимость от политики и решений импортера». Выделите сотрудника, который будет заниматься мониторингом изменений и правил продаж, которые регламентирует импортер. Пусть он занимается только коммуникацией с компанией-импортером. Найдите контактное лицо в компании-импортере, которое может помочь советом и наладьте с ним контакт для долгосрочного сотрудничества.
Эти данные заносятся в таблицу подобную этой:
Преимуществом данного метода является – возможность получить общую пространственную картину состояния объекта анализа, которая поможет принять правильное решение. SWOT-анализ можно применять в различных сферах и он доступен каждому.
Недостатком является — отсутствие точных количественных данных, которые способны показать динамику изменений и субъективный фактор при составлении.
Именно так, вы сможете понять: что вам делать дальше, куда двигаться, что мешает. Подобный анализ можно провести отдельно по каждому отделу, что поможет выявить больше проблем и как следствие выработать стратегию по дальнейшему развитию или решению проблемы. Эффективность SWOT-анализа зависит от объективности людей, которые его составляли, а также от количества вопросов (охвата проблемы или состояния). Чем больше вопросов – тем глубже вы затронете проблему, чем больше аудиторов – тем больше вопросов и тонкостей удастся проработать.
Как вы видите, СВОТ анализ – это достаточно мощный маркетинговый инструмент позволяющий составить грамотную стратегию развития бизнеса и исправить имеющиеся недочеты.
источник
Если вам хоть раз в голову приходила мысль, что ваша компания работает неэффективно, то самое время прочитать эту статью. Сразу оговорю, что здесь нет волшебной пилюли, которая решит все проблемы. Но тем не менее вы поймете, в каких процессах идет сбой и что можно откорректировать в работе компании. Так о чем статья?
Сегодня у нас в студии блоге разбор SWOT-анализа. Мы расскажем, что это такое, зачем нужен бизнесу и как сделать. Если же вы никогда не слышали об этом звере и вас пугает название, то вот определение:
SWOT-анализ – это метод анализа, который позволяет выявить сильные и слабые стороны компании, а также определить возможности и внешние угрозы для дальнейшего развития. Расшифровка определения кроется в аббревиатуре SWOT (Strengths – сильные, Weaknesses – слабые, Opportunities – возможности, Threats – угрозы).
Такой анализ можно провести как для компании в целом, так и для какой-нибудь конкретной услуги. В первом случае разбор получится более поверхностным, так как очень тяжело охватить все нюансы работы.
Если у вас до сих пор есть сомнения, нужен ли подобный анализ вашему бизнесу, то вот несколько аргументов в его пользу:
- Структурируете для себя текущую ситуацию в компании. Здесь речь как раз пойдет о достоинствах и недостатках. Например, где проседают процессы: много новых неопытных сотрудников, высокая цена за товары/услуги, отсутствует доставка, менеджеры медленно обрабатывают запросы. И положительные аспекты: проводите интересные акции, хорошая конверсия у сайта, активный блог, большой спектр услуг/товаров. Как вы поняли этот список можно продолжать бесконечно.
- Получите взгляд со стороны, что можно улучшить, в каком направлении работать и чего можно ожидать извне. После того как вы структурируете для себя всю картину происходящего, будете знать, на что сделать упор, а какие идеи лучше оставить до лучших времен.
- Составите стратегию дальнейшего развития бизнеса. Здесь на основе всех полученных данных можно определиться с дальнейшим планом: что делать для исправления ситуации и сколько ресурсов потребуется.
Надеюсь, я вас убедила, что SWOT-анализ – вещь нужная. Давайте узнаем, как его провести и что для этого необходимо.
В первую очередь вам потребуется свежий и объективный взгляд на работу компании. Поверьте, не надо приукрашивать ситуацию, это не тот случай. А во-вторых, самое главное – это актуальная информация. Здесь потребуется не только знания внутренних процессов, но еще и анализ конкурентов и их деятельности.
Давайте по порядку. Таблица SWOT-анализа представлена в виде матрицы. Чтобы заполнить каждый блок, достаточно ответить на простые вопросы:
- Чем вы лучше конкурентов?
- Что у вас есть такое, чего нет у других?
- Что больше всего в вас нравится клиентам?
- Что мешает вашей компании стать лучше?
- С какими проблемами в работе вы сталкиваетесь?
- На что жалуются клиенты?
- Какие изменения можно внести в работу?
- Есть ли у вас дополнительные ресурсы?
- Положительно ли последние тенденции сказываются на вашем бизнесе?
- Какие изменения происходят на рынке. Будет ли в будущем падать спрос?
- Какие активности проводят вашу конкуренты?
- Есть ли юридические и политические аспекты, которые могут повлиять на работу компании?
Вопросы только на первый взгляд кажутся простыми и на них можно ответить на раз-два. Но когда дело доходит до практики, то тут возникают проблемы. Поэтому рекомендуем сделать следующее:
- Собираем сотрудников. Да-да, здесь не важно, кто это будет – руководитель или простой штатный специалист. Чем больше данных и мнений вы получите, тем четче сложится картинка происходящего. К тому же это даст возможность получить больше хороших идей для развития.
- Устраиваем мозговой штурм. Попросите каждого сотрудника заполнить таблицу. Или поручите руководителям разных отделов собрать информацию по их подразделению и систематизировать ее.
- Устраиваем обсуждение. Здесь отфильтровываем всю информацию на важную/не важную/реальную/не реальную. И определяемся с дальнейшей стратегией развития.
Мы разобрались с внутренними процессами, теперь переходим к анализу конкурентов. Возможно, у вас в голове возник вопрос – зачем здесь нужна информацию о конкурентах? Отвечаю: зная, что делают конкуренты, вы осознаете:
- какие конкурентные преимущества они используют;
- почему потенциальные клиенты выбирают их, а не вашу компанию;
- что можно улучшить, чтобы выглядеть выигрышно на их фоне.
Поэтому переходим к этапу анализа конкурентов. Вы же не думали, что мы оставим этот блок без пояснений. =)
На всякий случай стоит упомянуть, что здесь нет не важной информации. Понятно, что вы не будете знать всю их внутреннюю кухню, но вам никто не мешает собрать основные сведения. Вот примерные показатели:
- Ценовая политика, спектр услуг, условия доставки, возврат товаров, гарантийное обслуживание. Это важные параметры, на которые стоит ориентироваться. Возможно, клиентов нет, потому что цены у вас выше, чем у конкурентов, а качество товара/услуги такое же. Следует внимательно к этому отнестись.
- Как визуально выглядит сайт: дизайн, тексты, юзабилити. Не буду говорить, что сайт – главный инструмент продвижения в современных реалиях, вы и сами это знаете. Поэтому только из-за устаревшего дизайна можно потерять клиентов.
- Какие каналы используют для привлечения клиентов. Здесь смотрите, где крутят рекламу: ТВ, контекст, видеореклама, реклама у блогеров, продвигаются контентом в тематических СМИ, используют медийную рекламу и товарную рекламу и т.д.
- Ведут ли конкуренты свои соцсети. Если да, то насколько активно. Социальные сети как никогда популярны и не заниматься ими как минимум странно. Исключения составляют некоторые сферы бизнеса со специфическими товарами/услугами.
- Устраивают ли акции и какие. Многих клиентов подкупают распродажи, глобальные акции, спецпредложения – ради того, чтобы немного сэкономить, они готовы купить товары/услуги у конкурентов. Поэтому обратите внимание, как часто конкуренты устраивают промо-активности.
- Что пишут другие клиенты о работе компании. Отзывы – это один из факторов принятия решения о покупке. Если клиент не найдет о вас отзывы, это может стать причиной для отказа.
- Как обрабатывают запросы и работают с клиентами. Здесь время побыть тайным покупателем. Приобретать ничего не нужно, но оценить, как конкуренты взаимодействуют с клиентом, стоит. Возможно, для себя возьмете некоторые фишки на вооружение.
Таблица с анализом конкурентов будет выглядеть примерно так:
Наша компания | Конкурент 1 | Конкурент 2 | Конкурент 3 | Итог по каждому блоку | |
Цены, условия, нюансы | Средняя рыночная цена. Небольшой спектр услуг | Премиальный сегмент. Цены высокие за счет дополнительных опций | Цены такие же, как у нас, но спектр услуг больше | Цены ниже, чем на рынке. Услуг меньше, чем у нас | Пересмотреть тарифы и подумать над расширением услуг |
Сайт: что хорошо и что плохо | Хороший дизайн и текст | Хороший дизайн. Плохой функционал у сайта | Дизайн устарел | Сайта нет, продают через соцсети | Изменения не нужны |
Какие каналы используют для привлечения клиентов | Контекст, товарная реклама, офлайн | Используют все методы продвижения | Каналы продвижения не выявили | Продвигаются через соцсети | Запустить медийную рекламу на узнаваемость и заняться контент-маркетингом |
Соцсети | Не использует соцсети | Хорошо прокачены сообщества. Посты выходят часто | Есть, но не активные | Есть. Активность хорошая, но посты выходят не регулярно | Задействовать социальные сети |
Акции | Проводят перед каждым большим событием | Не проводят акции | Проводят акции каждый месяц | Не проводят акции | Подумать над тем, чтобы сделать акции чаще |
Отзывы о компании | Пишут немного, но преимущественно положительные отзывы | Отзывов мало | Много отрицательных отзывов | Есть как положительные отзывы, так и отрицательные | Сделать посевы и добавить сайт в справочники организаций |
Работа с клиентами | Обрабатывают запрос в течение 2 часов | Обрабатывают запрос в течение часа | Так и не перезвонили | Связались на следующий день | Сократить время обработки запросов |
После заполнения таблицы будет понятно, какие у вас достоинства, какие недостатки, что можно улучшить. Также на основе столбца «Итог по каждому блоку» вы получите возможности, которые открываются перед компанией. Их можно использовать при составлении стратегии развития.
Теперь собираем в кучу информацию: выводы от анализа конкурентов + мозговой штурм сотрудников и получаем заполненную таблицу SWOT-анализа.
Теория-теорией, но практика не помешает.
Мы разместили пост в соцсетях с призывом поучаствовать в нашей статье и отдать свой сайт на растерзание рассмотрение нам. Было 17 желающих принять участие в задумке, пост смотрите тут. Также рекомендовала бы подписаться на сообщество, так вы будете в курсе всех событий и подобных безвозмездных акций добра.
В рандомном порядке выбрали компанию:
Тематика: клининг
Регион: Москва
Мы запросили базовую информацию у владельца: основные конкуренты, сильные и слабые стороны компании, какие каналы продвижения используют. И уже на основе этого начали анализировать деятельность компании. На всякий случай заранее обозначу, что в своем анализе не описывали достоинства и недостатки процессов внутри компании. Во-первых, такие сведения нам бы никто не дал опубликовать на всеобщее обозрение, а во-вторых, этим обычно не делятся.
Начали с анализа конкурентов. Это лучший способ выяснить, что у компании хорошо, а что можно еще доработать. Как я писала выше, для этого составляем таблицу и заполняем ее по всем пунктам:
Что проверяем | Параметры | Наша компания | Конкурент № 1 | Конкурент № 2 | Конкурент № 3 | Вывод по блоку |
https://cleaning-moscow.ru | https://ube**lea**4.ru | https://cl**an**.ru | https://www.dom***no*.su | |||
Условия работы | Цены | У каждой услуги есть цена, которая зависит от квадратуры и типа уборки. Минимальная цена уборки от 2350 руб. | Есть калькулятор, который позволяет рассчитать стоимость индивидуально. Также указано отдельным прайсом типовые услуги. Минимальная цена уборки от 1590 руб. | Детально описаны услуги и цены за каждую. Уборка квартир от 3000 руб. Есть калькулятор, но реализован неудобно. | Минимальная цена от 1490 рублей за уборку. Есть простой калькулятор и представлен прайс на сайте. | Цена за уборку выше, чем, у конкурентов. Надо обосновать ценообразование на сайте и указать на преимущества работы с компанией. Также, как вариант, для поднятия конверсии стоит внедрить на свой ресурс калькулятор – это позволит увеличить средний чек покупки. |
Услуги | Большой спектр услуг: от обычной уборки квартиры до химчистки и шлифовки полов + есть индивидуальные услуги: глажка белья, мойка посуды и т.д. | Большой спектр услуг: от уборки до химчистки + есть индивидуальные услуги типа полить цветы, погладить белье и т.д. | Большой перечень услуг. Есть услуги альпиниста. | Предоставляют разные услуги по уборке, но в основном специализируются на уборке дома/офиса. | ||
Время работы | Без выходных, с 8:00 до 22:00 | Время работы не указано. В калькуляторе стоит диапазон с 8:00 до 19:00 | Нет времени работы на сайте. Непонятно, когда могут приехать и сделать уборку. | Выполнение заказа с 9:00 до 21:00, прием заказов с 8:00 до 22:00 | ||
Сайт компании | Дизайн и юзабилити | Скромный дизайн и информативные страницы услуг, но не заметны сообщения после отправки заявки. На страницах есть дублирующиеся блоки с преимуществами. | Простой дизайн и удобное разделение списка услуг на разделы. Есть наглядный калькулятор для расчета стоимости. Плохо выделены преимущества компании. | Страницы перегружены текстами, но наглядно показаны преимущества и гарантии. На сайте есть калькулятор для расчета стоимости. Раздел с видео пустой. | Лаконичный дизайн, но неинформативные страницы услуг. Не хватает более подробной информации о формировании цены. Основные разделы скрыты в бургерное меню, которое не сразу заметно. | |
Текст | ||||||
Другое | Есть фото сотрудников, примеры работы до и после, видеоотзывы, схема работы и указаны партнеры компании. | Есть фото сотрудников, указана схема работы. Отзывов и рубрики до/после нет. | Фото сотрудников нет, не указана схема работы, но есть запрос на бесплатную консультацию. Есть отзывы в формате благодарственного письма. Есть галерея работ. | Есть фото сотрудников. В качестве примера клиентов указаны российские звезды шоу бизнеса. Отзывов на сайте нет. Указаны популярные СМИ, которые упоминали компанию. | ||
Работа над сайтом и каналы привлечения клиентов | Контекстная реклама | Реклама в Яндекс.Директ и Google Ads. Качественно проработаны объявления. Есть УТП. | Крутят рекламу в Яндекс.Директ и Google Ads. Хороший текст в объявлениях, делают акцент на опыте сотрудников и гарантии. | Используют только Яндекс.Директ. В объявлениях шаблонные фразы, нет УТП. | Используют Яндекс.Директ и Google Ads. Выделяют хорошие бюджеты на рекламу. Качественно проработаны объявления – есть УТП. | Поработать над сайтом: улучшить скорость загрузки, откорректировать title, добавить страницу о политике конфиденциальности, соответствующей ФЗ-152, установить чек-боксы на формы сбора персональных данных. Оптимизация сайта »Требования ФЗ-152 » |
Email-рассылки | Нет подписки на рассылку | Нет подписки на рассылку | Нет подписки на рассылку | Нет подписки на рассылку | ||
Контент-маркетинг | Нет блога, но есть раздел «Советы». В разделе публикуется преимущественно поздравления с праздниками. Статьи не публикуются на сторонних площадках. | Нет блога. Статьи не публикуются на сторонних площадках. | Нет блога. Статьи не публикуются на сторонних площадках. | Блог хорошо наполнен статьями. Также есть упоминания в СМИ. | ||
SEO |
|
|
|
| ||
Социальные сети | В каких соцсетях продвигаются | Есть страницы в ВК, FB, Instagram. В Инстаграме посты не публиковались с марта 2018 г. Основная соцсеть – ВКонтакте. На Facebook некорректно указана ссылка. | Есть страницы в ВК, FB, Instagram + YouTube | На сайте стоят некорректные ссылки на все соцсети. | Есть страницы в ВК, FB, Instagram + YouTube, ОК | |
Количество подписчиков | 163 подписчика в ВК | Facebook – 1203 человека подписаны Инстаграм – 3126 (накрученные подписчики) ВКонтакте – 675 подписчиков | Facebook – 1763 человека подписаны Инстаграм – 12,2 тыс. (накрученные подписчики) ВКонтакте – 2046 подписчиков ОК – 300 подписчиков | |||
По оформлению страницы в соцсетях | Шаблонная обложка, не читаемый текст на аватаре, отсутствует меню, в описании отсутствует ссылка на сайт, нет статуса. | Хорошие обложки у всех соцсетей, есть статус, описание в ВК плохо проработано. Нет меню. | Хорошие обложки у всех соцсетей. Есть статус, аватар оформлен. В ВК есть меню. | |||
Активность аудитории и частота постов | В среднем выходит от 5 до 7 постов в месяц. Используются информационные посты и промо-посты. Лайков мало. Охват просмотра поста в пределах 70. | Публикуют посты нерегулярно с большим перерывом во времени. Преимущественно публикуют промо-посты. В среднем охват просмотра постов около 140. | В среднем публикуют 10-13 постов в месяц. В ленте присутствуют как промо-посты, так и информационные. | |||
Акции | Частота и суть акций | Нет отдельной страницы акции. Но действует постоянное предложение – скидка 7% при первом обращении. | Есть отдельная страница для акций. В ней единственная акция, которая уже закрыта. | Есть отдельная страница акций. Основной принцип – при заказе услуги дают скидку на вторую услугу. Скидка в день рождения. Размер скидки до 30%. | Есть отдельная страница акций. Скидка для постоянных клиентов. Есть подарочный сертификат и акция «Приведи друга». | Периодически проводить и акции. Они позволят улучшить лояльность клиентов и увеличить продажи. |
Репутация | Наличие отзывов и их тональность | Отзывов много. Разные форматы: как короткие отзывы, так и длинные. В общем соотношении получается практически равное количество положительных и отрицательных отзывов. | Много отзывов. Отрицательных отзывов больше, чем положительных, но не значительно. Хорошие комментарии в основном за 2017 года и начало 2018 г. | Отзывов значительно меньше, чем у конкурента № 1. Отзывы преимущественно положительные, но размещены были от 1 до 4 лет назад. | Есть как положительные, так и отрицательные отзывы. Положительных больше. |
Крауд-маркетинг » |
Обработка негатива | Только на некоторых площадках есть официальные ответы компании. | Нет официальных ответов компании ни на одной площадке. | Нет официальных ответов компании ни на одной площадке. | Обрабатывают как позитивные отзывы, так и отрицательные. | ||
Работа с клиентом | Консультация по телефону | Быстро связались. Менеджер уточнил фронт работы. Задали вопросы: квадратура, нужно ли мыть холодильник, чистить ковер и мягкую мебель, помыть окна, как оценивают степень загрязненности. Сразу посчитали стоимость со всеми пожеланиями и сориентировали по свободным датам. Дополнительно ответили на вопросы – что нужно будет от меня, сколько займет времени, какое оборудование используют. | На сайте указано, что перезвонят через 5 минут. Связались спустя полчаса. Консультант сориентировал по стоимости услуг. Уточняющие вопросы были: квадратура, количество комнат, какой тип уборки нужен. Сразу назвали цену. Но не предлагали дополнительные услуги. | Перезвонили спустя час. На фоне у менеджера что-то скрипело, шумело. Задали мало уточняющих вопросов и не предлагали ни какие дополнительные услуги. | Менеджер хорошо обработал запрос. Дал рекомендации. Единственная рекомендация – можно предлагать клиентам получать уборку на постоянной основе. Также, чтобы напомнить о своей компании, отправлять сообщение о стоимости услуги, которой интересовался клиент. |
Это не глубокий анализ конкурентов. Мы взяли всего несколько параметров для примера. Как понимаете, чтобы у вас была более точная информация, необходимо подходить к работе детальнее.
Теперь начинаем заполнять таблицу для SWOT-анализа. Берем сведения из таблицы выше. Итак, что мы имеем:
- Большой спектр услуг. Помимо стандартной уборки, есть еще и дополнительные услуги.
- Удобный график работы для всех клиентов. Специалисты могут приехать в любое удобное время и выполнить заказ.
- Менеджеры быстро обрабатывают заказы и с помощью уточняющих вопросов, увеличивая стоимость заказа.
- Все оборудование специалисты привозят с собой, даже пылесос.
- Есть видеоотзывы и примеры работ, которые позволяют потенциальному клиенту оценить результаты до/после.
- В качестве стимула для первого заказа дается скидка 7%.
- Компания работает с отзывами, но обрабатывает не все площадки.
- Для привлечения пользователей используется контекстная реклама в Яндекс.Директ и Google Ads.
- Нет ярко выделенного УТП.
- Заброшен инстаграм и не прокачен ВКонтакте.
- На сайте дублируется информация в блоках несколько раз.
- Цены выше, чем у конкурентов, но ничем это не обосновано.
- Низкая скорость загрузки страниц.
- Сайт не соответствует ФЗ-152.
- На сайте не реализован полноценный блог.
- Отсутствуют акции даже для масштабных событий.
- Негатив обрабатывается не на всех площадках.
- Заняться продвижением через инстаграм и ВКонтакте. Это позволит получить дополнительный трафик на сайт и клиентов.
- Реализовать блог на сайте и писать информационные статьи. Это позволит расширить семантическое ядро и получить дополнительный трафик на сайт.
- Реализовать калькулятор на сайте. Он положительно повлияет на поведенческие факторы и даст дополнительные продажи услуг.
- Доработать сайт с технической точки зрения и с точки зрения юзабилити.
- Подумать над запуском email-маркетинга.
- Поработать над репутацией: увеличить количество положительных отзывов и ответить на негативные комментарии.
- Периодически публиковать на сторонних ресурсах свои материалы и постараться попасть в СМИ.
- Сделать дополнительные опции для некоторых услуг, чтобы обосновать цену.
- На рынок выйдет новый конкурент, который будет предлагать цены ниже рыночных.
- Выйдет запрет на использование химических средств определённых марок. При условии, что аналоги будут стоить дороже, то и цена услуги вырастет.
- Чрезмерное увеличение спроса на услуги при отсутствии достаточного количества сотрудников. Компания не сможет обрабатывать все заявки вовремя и потеряет клиентов.
- Новые налоги и законы для бизнесменов. Отрицательно будут влиять на финансовое состояние компании.
- Штраф за несоблюдение ФЗ 152.
Теперь с помощью сводной таблицы SWOT-анализа наглядно видно, что можно доработать, какие перспективы для улучшения есть и чего стоит бояться в будущем. Информация получается структурированной. После начинаем составлять план действий на ближайшее будущее. Здесь важно учитывать не только все «хочу», но еще и возможности компании: человеческие и финансовые ресурсы. Но это уже совсем другая история.
Анализируйте работу своего бизнеса – это полезно. Если это не подтолкнет вас к новым идеям, то хотя бы взглянете на ситуацию с совершено с новой стороны и поймете, чего так не хватает вашим клиентам.
источник