Меню Рубрики

Как делать исторический анализ события

Алгоритмы анализа документов разных видов.

Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий.

АЛГОРИТМЫ АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ РАЗНЫХ ВИДОВ

Документы государственного характера:

грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий

  1. Когда, где и почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания).
  2. Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?
  3. Объясните основные (новые) понятия, употребляющиеся в тексте документа.
  4. Интересы каких слоёв, групп, классов общества отражают статьи этого документа или он весь в целом?
  5. Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?
  6. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?
  7. Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т. д.

2. Документы международного характера:

договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т. д.

  1. Покажите на карте государства, составившие этот документ.
  2. Охарактеризуйте исторические условия его создания.
  3. Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из стран, международной ситуации в целом.
  4. Объясните, в чём и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).
  5. Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?
  6. Какой характер носил этот документ: открытый или секретный – и почему?
  7. Дайте обобщающую характеристику этому документу.
  8. Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил?

3. Документы, связанные с политической борьбой:

программы, воззвания, речи политиков, прокламация, декларации и др.

  1. Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?
  2. Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился?
  3. К чему призывает и что осуждает автор документа?
  4. Интересы какого слоя населения он выражает?
  5. Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?
  6. Каковы последствия: реальные или прогнозируемые – осуществление идей этого документа?
  7. Дайте историческую оценку документа.

4. Документы, исторического характера:

хроники, анналы, летописи, исторические сочинения.

  1. Какие исторические факты излагаются в документе?
  2. Покажите на карте место, где происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной форме (нехристианской) системе летоисчисления.
  3. Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий?
  4. По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?
  5. В чём позиция автора совпадает (не совпадает) с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение (не совпадение) можно объяснить?
  6. Оцените значимость этого документа в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвящёнными этим же историческим событиям.

5. Документы личностного характера:

мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев.

  1. Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям?
  2. Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.
  3. Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам?
  4. В чём совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту?
  5. Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему?
  6. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?

6. Документы литературного жанра как исторические памятники эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и пр.

  1. Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника.
  2. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т. п. определите примерное время действия или написания произведения. (Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в эпоху…)
  3. Какие образы исторических героев, событий создаёт автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искажённым, предвзятым это сделал?
  4. Как автор литературного произведения объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с такими оценками и аргументами?
  5. К какому общественному слою, группе населения принадлежит автор? На сколько он оказался объективным и бесстрастным в передаче событий или автор к этому совершенно не стремился?
  6. В каких других литературных произведениях вы встречали похожий сюжет? Чем можно объяснить его распространённость?

Памятка для комментирования газетных сообщений

  1. Какова тема сообщения?
  2. Что тебе известно об упоминаемых в сообщении политических партиях, организациях, деятеля. Охарактеризуй их.
  3. В какой обстановке (экономической, политической) происходит данное событие? Какова связь события (явления) с конкретной обстановкой? Каковы общие и непосредственные причины события? Как развивалось событие (явление) до настоящего времени?
  4. Какие закономерности или существенные черты современного развития появились в событии? Охарактеризовать его сущность.
  5. Известны ли тебе другие подобные события, происходившие в данной стране за послевоенное время? Является ли событие, О котором сообщает газета, обычным для данной страны или его следует рассматривать как исключительное? Попытайся определить общие черты такого рода событий (явлений).
  6. Каковы тенденции развития события или явления? Если это событие ещё только развивается, то каковы могут быть его результаты (исход), каковы его последствия (или возможные последствия) и влияние на обстановку?

Сделай выводы о значении события. Каковы его уроки?

источник

Событие:Октябрьские события 1993 г. в Москве.

Года
Причины
Основные участники
Основные этапы, их содержание
Результаты, последствия и значение в истории России

Укажите изменения в политической системе РФ в период президенства В.В. Путина

Вариант № 10

Задание № 1 Анализ деятельности исторической личности

Личность:Медведев Д.А.

Период правления
Мероприятия внутренней политики
Мероприятия внешней политики
Значение в истории России

Задание № 2 Анализ исторического события

Событие:Распад СССР.

Года
Причины
Основные участники
Основные этапы, их содержание
Результаты, последствия и значение в истории России

Определите основные направления политики президента РФ Путина В.В. в период с 2000-2008г.

Вопросы для проведения дифференцированного зачета

В устной форме

1. Экономическое развитие СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х гг.

2. Противоречивость социально-экономического и политического развития СССР в 70-е — первой половине 80-х гг.

3. Внешняя политика российского руководства в 70-е — середине 80-х гг.: успехи и просчеты.

4. Перестройка. Поиск путей модернизации СССР.

5. Почему не сработала концепция ускорения социально-экономического развития страны.

6. Внешняя политика СССР в 1985 — 1991 гг. «Новое мышление».

7. Распад СССР. Россия на путях суверенного развития.

8. Были ли распад СССР и крах «перестройки» неизбежны.

9. Какие изменения происходили в структуре российской экономики в период (1992-2004г.г.)

10. Какие предпосылки крушения социалистических режимов были в странах Восточной Европы? В каких государствах преобразования проходили мирно, а в каких с помощью насилия.

11. Конституционный кризис 1993г.

12. Как повлияли события 11 сентября 2001г. на внешнюю политику РФ и ее взаимоотношения со странами запада.

13. Глобальные проблемы современности и мировое сообщество. Мировые проблемы в конце XX в.

14. Внешняя политика Российского государства в конце XX- начале XXI века.

15. Взаимоотношения России и Европы в конце XX- начале XXI века.

16. Укажите основные направления деятельности Организации Объединенных Наций (ООН) на современном этапе.

17. Развитие науки и культуры в России в конце XX- начале XXI века.

18. Проблемы и перспективы развития современной России.

19. Развитие культуры на современном этапе.

20. Политические и социально-экономические процессы в России в 1991-2007 гг. Формирование и особенности современной политической системы в России.

21. «Национальные проекты» — как попытка решения важнейших государственных задач.

22. Политическая реформа в РФ как цель укрепления вертикали власти.

23. Внешняя политика России на современном этапе (2000-2012гг).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9435 — | 7324 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Классификация исторических источников и их характеристика.

Проблема классификации. В реальной исторической действительности источники, которые являются документами определенного исторического времени, теснейшим образом взаимосвязаны. Они образуют единое информационно-коммуникативное поле.
В реальной действительности возникает и функционирует не хаотическая масса источников, а их система, целостная совокупность. Каждый отдельный документ, источник – часть этой совокупности, ее элемент, что и определяет некоторые моменты его содержания, новизны или повторяемости информации. Каждая историческая эпоха порождала и продолжает порождать разные типы источников. Отдельные типы существуют на протяжении ряда исторических периодов, другие встречаются лишь в определенные из них. Для каждого периода истории можно выделить свои типы источников, наиболее характерные для той или иной эпохи.

Практически для всех периодов характерны пять типов источников:

Для периода новейшей истории можно выделить и 6-й тип
Кино-фото-фонодокументы.

Природно-географические – данные о ландшафте, климате, почвах, растительности и др. компонентах окружающей среды. Эти сведения тесно связаны с проблемой влияния окружающей среды на историческое развитие той или иной территории и, с другой стороны, с вопросом о влиянии человека на природу. Окружающая среда накладывает определенный отпечаток на процесс исторического развития – ускоряя или замедляя его, формируя его специфические местные особенности. Например, климат влиял на быт людей — выбор людьми открытого, полуоткрытого или закрытого типа жилища, на хозяйственные занятия и пр. В свою очередь природно-географическая среда зависит от уровня развития общества. Одни и те же реки могут служить в одном случае только средством передвижения, в другом – источником энергии. Одна и та же территория в разное время может использоваться как охотничьи угодья, как объект земледелия или как место разработки полезных ископаемых. Под воздействием человека меняется флора и фауна, речная система сообщений дополняется искусственными каналами, отвоевывается земля у моря, вообще ландшафт континента приобретает иной вид. Люди распахивают поля, вырубают леса, сжигают растительный покров, осушают болота, добывают камень, строят дома, спускают воду из озер, возводят плотины, мельницы, мосты, роют каналы и шахты. Чем интенсивнее внедряются прогрессивные системы хозяйствования, тем сильнее нарушается гармония различных компонентов окружающей среды. Однако определение степени этого взаимного воздействия в каждом отдельном случае требует конкретного анализа, исследования всей совокупности причин, влиявших на особенности развития данного региона.

Этнографические – старинные технологии, обычаи, стереотипы мышления, виды жилищ, костюмы, кухня, фольклор, древние пласты современных языков. В современную эпоху научно-техническая революция и социальный прогресс сопровождаются быстрым исчезновением архаичных традиций. Изучение архаики у отставших в своем развитии народов дает дополнительный материал для изучения истории развитых обществ на ранней стадии их развития. В то же время, нужно учитывать возникновение новых традиций, в том числе в сфере повседневной культуры. Изучение их позволяет представить современные народы (в том числе индустриально развитых стран) как живые, развивающиеся общности.

Вещественные – памятники археологии, постройки, орудия труда, средства транспорта, домашняя утварь, оружие и т.д. Вещественные памятники раскрывают перед историком уровень развития техники той или иной эпохи, дают представление об особенностях материальной культуры и научно-технических достижениях и пр.

Художественно-изобразительные – памятники архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства, отразившие свою эпоху в художественных образах. Памятники изобразительного искусства являются важными источниками по истории быта и нравов. Портреты и скульптура сохранили облик исторических деятелей. Особенно ценны портреты, созданные до изобретения фотографии. Пейзажи и жанровая живопись, изображения на предметах прикладного искусства помогают восстановить историческую географию, виды жилищ (особенно построенных из недолговечных материалов), одежду, домашний быт и т.д. Очень интересный пример вышесказанного дает фаянсовый «Сервиз с зеленой лягушкой», заказанный Екатериной II на английской мануфактуре в 1774 году. В этом столовом и десертном сервизе 952 предмета, на которых изображены 1244 подлинных вида Англии того периода: пейзажи, архитектурные памятники, замки, аббатства, руины монастырей, иногда даже каменноугольные шахты, глинобитные хижины, плотины, сельские дороги. Многие из этих видов нигде больше не изображались, а начавшийся промышленный переворот резко изменил общий облик страны. Некоторые произведения искусства являются источниками по истории общественной мысли. Например, карикатуры О. Домье, насчитывающие 5 тыс. экземпляров, отразили историю Франции за 50 лет, от Июльской монархии до III республики, для установления которой много сделал великий карикатурист.

Письменные – любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и др. знаками письма. Письменные источники, в свою очередь, можно разделить на 3 класса:

Документальные (грамоты, формулы, завещания, долговые расписки и пр.)

Законодательные (правительственные постановления, парламентские акты, эдикты королей, постановления органов самоуправления и пр.)

Нарративные (повествовательные) – хроники, анналы, письма, биографии, генеалогии, мемуары и пр.

Фото-фоно- и кинодокументы – дагерротипы, фотографии, звуковые записи, документальные киноленты и пр.

Исследователь, обычно, пользуется всеми доступными видами исторических источников. Хотя, чем ближе к нам изучаемое время, тем большее значение приобретают письменные источники. Для периода новой и новейшей истории они наиболее информативны. Разумеется, любая классификация условна, поскольку многие исторические источники могут одновременно рассматриваться как вещественные, художественно-изобразительные и письменные (пергаментные свитки, средневековые рукописи, памятники архитектуры и пр.). Отнесение источника к тому или иному типу определяется той информацией, которая нужна в процессе конкретного исследования.
Для какого периода истории легче найти источники? Не нужно думать, что чем ближе к нам изучаемое время, тем легче добыть источники. И в наше время много источников остаются недоступными исследователям. Например, трудно ожидать, что даже в наше время орден иезуитов откроет непосвященным доступ к своим документам, без которых столько проблем новой истории остаются абсолютно темными, или что французский банк пригласит специалистов по истории Первой империи исследовать свои реестры, даже самые старые, настолько дух секретности присущ всякой корпорации. И мирное время вовсе не облегчает доступ к источникам. Тогда как революции иногда открывают сейфы, где хранились секретные документы. Благодаря революциям в государственные архивы попадали документы частных лиц, церковных и прочих учреждений, которые в обычное время не допустили бы к своим архивам исследователей.
Так что историк нового времени или современности иногда оказывается в худшем положении, чем исследователь античности или средневековья. И сейчас документы теряются по небрежности, скрываются по дипломатическим, деловым, семейным соображениям. Например, нотариусы не имеют права разглашать деловые операции своего клиента. Причем, они окружают такой же таинственностью и контракты, заключавшиеся клиентами его прадедушки, хотя не несут никакой ответственности, если документы у них истлеют. Крупные предприятия отказываются от публикации статистических данных, которые необходимы для изучения национальной экономики. То есть при изучении современной истории исследователи испытывают тоже немало трудностей. Историк должен учитывать, что много свидетельств, имеющих для науки огромное значение, вообще не сохранилось. В то же время, до нас дошли и такие материалы, которые отражают лишь случайные явления. Но даже источники, зафиксировавшие исторически значимые факты, дают сведения в большинстве случаев о каком-то отдельном фрагменте исторического процесса, а часто и об одном конкретном явлении. Поэтому так важно использовать все доступные типы источников.
Следует учитывать и то обстоятельство, что авторы и создатели источников в большинстве случаев мало задумывались над тем, какие сведения могут понадобиться потомкам. Возникновение тех или иных документов вызывалось требованиями жизни, и их содержание отражало жизнь с той стороны, с которой это было важно его создателю.
Но даже в тех случаях, когда источники дают, на первый взгляд, ценные сведения об исторических событиях, историки не могут пользоваться ими без проведения предварительной проверки. Перед исследователями возникает ряд вопросов.
Нужно прежде всего доказать подлинность источника и восстановить его в том виде, какой он имел в прошлом. Следует выяснить, играл ли документ или вещественный памятник в прошлой жизни ту роль, которую должен был играть по нашим представлениям. Так, если это орудие труда, то насколько широко оно использовалось; если это текст международного договора – был ли он заключен или остался в проекте.
Если источник рассказывает о событиях, необходимо установить, в какой мере автор был о них осведомлен, т.е. являлся ли он участником, свидетелем или только современником событий. Наконец, нельзя забывать, что исторические деятели всегда выражали интересы определенных политических и социальных групп, и это отражалось на создаваемых ими документах. Только учитывая все это можно выявить реальную основу в сообщениях источников.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Из этого вытекает, что каждый в отдельности источник нуждается в глубоком, индивидуальном изучении, на основе которого и можно решить вопрос о степени его достоверности, о точности сообщаемых им сведений и о возможности использования его в историческом исследовании. Поэтому овладеть навыками научной критики источников можно только на основе самостоятельной работы над различными документами прошлого, сохранившимися от разных эпох, то есть в процессе практической работы с ними.

В источниковедении различают три ступени анализа источников.

Внешняя критика источника — эвристика и герменевтика, т.е. сбор источников для изучения той или иной проблемы, точное прочтение текста, очищение его от вставок и фальсификаций, выявление лакун, первоначального и вторичного текста и редакторских дополнений (эвристика), определение происхождения источника (время составления, авторство, место написания), цели и обстоятельства составления источника (герменевтика). Во внешней критике вещественного памятника существуют свои приемы анализа: формальное описание, выявление связей в рамках комплекса, функциональное назначение и др.

Вторая ступень источниковедческого анализа — внутренняя критика источника. Для письменного источника это воссоздание эпохи, когда жил автор, выявление своеобразия его мировоззрения, политической направленности деятельности, социальной принадлежности, профессиональной подготовки; определение полноты сообщаемых сведений, их достоверности и точности, подлинности текста или его подделки.

Третьей ступенью в источниковедческом анализе является объединение результатов внешней и внутренней критики источника. Определение связи источников разных типов, сопоставление их по степени достоверности и точности, полнота освещения событий в разных источниках, установление всей суммы фактов, необходимых для исследования конкретной проблемы, выявление недостающих звеньев в цепи установленных фактов.

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 11305 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Внешняя критика (анализ происхождения текста). Выясните:

б) время и место его создания;

г) исторические условия, цели создания.

2. Внутренняя критика (анализ достоверности и полноты текста). Выясните:

а) особенности языка (в частности, значения слов) эпохи созда­ния документа;

б) социальное положение, образование, профессию, возможности получить ту или иную письменную и устную информацию;

в) факты исторической действительности, выявленные на основе сведений из данного источника.

Доклад является формой самостоятельной работы. Он система­тизирует и расширяет знания по теме, учит сопоставлять точки зрения разных исследователей, понимать обоснованность сформулирован­ных автором (авторами) труда умозаключений и общих выводов. Доклад может быть историографическим, в котором сравниваются суждения нескольких исследователей по какой-либо проблеме; ис­точниковедческим, если предполагает анализ источника (источников) по заданной теме.

Тему доклада предлагает преподаватель или выбирает сам сту­дент. Работа выполняется в ходе семестра, на выступление доклад­чика отводится 10–15 минут. Доклады обсуждаются в группе по гра­фику, составленному в начале семестра.

Текст доклада должен быть напечатан или написан от руки на бумаге формата А4 и составлять не менее 15 страниц. Поля: левое 30 мм, правое 10–15 мм, верхнее и нижнее 20–25 мм; кегль 12 или 14, интервал одинарный или полуторный.

На нем должно быть указано: полное название учебного заведе­ния, где выполнена работа (ГОУ ВПО Владимирский государствен­ный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых); кафедра (истории и археологии), тема доклада; сведения об авторе и проверяющем (Выполнил(а): студент(ка) (указать группу, курс, факультет, фамилию, имя, отчество); Проверил(а): фамилия, имя, отчество); город и год выполнения доклада (Владимир –– 2010).

В Плане (Содержании) должны быть указаны все основные раз­делы работы с номерами страниц, в том числе Введение, Заключение, Приложения (если таковые имеются).

В нем обосновывается актуальность темы; может быть проана­лизирована литература и на ее основе определены цель и задачи ис­следования, затем дана характеристика источников и сделан вывод о возможности достижения цели на их основе.

–– Основное содержание работы

Включает в себя несколько разделов или минимум две главы, разбитые на параграфы и не совпадающие по заголовкам с названием доклада. Эта часть работы представляет собой анализ основных проблем, заявленных во Введении.

Содержит основные выводы по результатам исследования. Оно должно соответствовать поставленной во Введении цели и сформули­рованным задачам.

–– Список использованных источников и литературы

Должен быть правильно оформлен и содержать не менее трех наименований.

Владимирская жизнь, 9 сент. 1917. С. 2.

Местное самоуправление в России: Отечественный историче­ский опыт: Сборник документов: (1861–1917 гг.). М., 1998.

Гайда Ф.А. Механизм власти Временного правительства // Оте­чественная история. 2001. № 2. С. 141–143.

Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 1990.

Шутов А.Ю. Земские выборы в истории России (1864–1917 гг.): Исследование избирательных систем. М., 1997.

Могут включать в себя схемы, таблицы, иллюстрации и любые другие материалы по докладу, вынесенные за рамки основного текста.

В тексте доклада должны быть постраничные или концевые сноски на цитированные источники и литературу. В них указываются все выходные данные, а также номера страниц, откуда взята цитата или сделан пересказ.

«Я уже не первый десяток лет, сколько мог, писал, объяснял, призывал именно к свободному действию в России местного само­управления. В нашей истории веками существовал и деревенский мир, и городские веча… а с конца XIX века –– плодотворное земство, разогнанное большевиками в 1918 году…», –– в очередной раз напоминал А.И. Солженицын 1 .

Г.А. Герасименко дал оценку земству как жизнеспособной сис­теме. Первые месяцы после Февральской революции он охарактери­зовал как период демократизации земств 2 . Автор выделил двух основ­ных инициаторов демократизации –– Советы крестьянских депутатов и Общественные исполнительные комитеты 3 .

источник

Схема анализа источника (происхождение текста, содержание текста, достоверность, субъективность и т.д.)

Какого типа этот текст? (письмо, дневник, официальный документ и т.д.)

Это полный текст или отрывок? Если это отрывок, кто его приготовил? Чем руководствовался человек, выбиравший отрывок?

Это оригинальный текст или перевод?

Каково содержание текста? Посмотри, на какие части делится текст? Предложи свои названия для основных частей текста. Выдели самые важные слова, самые важные имена, самые важные события, упоминаемые в тексте. Если ты встретишь слова, имена и события, которые тебе неизвестны, спроси учителя. Помни, что во многих книгах есть оглавление, именные указатели, таблицы, которые могут помочь тебе разобраться в смысле текста.

Насколько достоверна информация, содержащаяся в тексте?

Был ли автор текста непосредственным свидетелем описываемых им событий или же «опосредованным», т.е. пересказывающим то, что он сам не видел?

Является ли текст первичным или вторичным источником? (первичным источником считается первый известный нам тест, вторичный источник почерпнул свою информацию из первичного или другого вторичного текста. Первичный источник может быть «опосредованным» свидетельством и часто бывает создан намного позже описываемых событий).

Все тексты в той или мере субъективны. Автор видит со своей собственной точки зрения. К тому же разные люди часто по-разному объясняют факты. Субъективность может быть неосознанной, но часто источники пишутся с определенной целью. Автор хочет добиться чего-то от кого-то или защитить себя, свою семью, своих близких и т.д..от обвинений, он может пропагандировать какие-то идеи и.т.д. Субъективность часто может быть выявлена через анализ используемых прилагательных, или же отобранных для описания событий.

Для этого важно найти ответ на следующие вопросы:

Были ли у автора особые намерения? Если были, то какие?

Является ли автор хорошим наблюдателем? Понимает ли он то, что видит?

Есть ли у автора особые симпатии или антипатии?

Каким языком автор ведет рассказ?

Является ли автор выразителем определенных взглядов или же он исключение – единственный человек, разделяющий подобное мнение?

Является ли данный источник единственным, описывающим это событие? Если существуют другие, то описывают ли они его также или по-другому? Если по-другому, то в чем заключается разница и как ее можно объяснить?

Использование источников, для изучения мышления людей

Важно понять, что, если источник субъективен и даже лжив, он может быть использован для решения другой задачи: тот факт, что этот текст был написан, уже важен сам по себе. Если, например, автор субъективно описывает других людей, это может свидетельствовать об отношении к этим людям его самого и ему подобных. Если автор дает осознанно искаженное описание событий, это является доказательством его желания сформировать определенное впечатление у читателя.

Вопросы к позднейшим интерпретациям

Историки по-своему интерпретируют источники. Они не могут делать это объективно – на них оказывает влияние время, в которое они живут и их надежды на будущее. Они могут также писать исторические книги с определенными намерениями.

Поэтому, при чтении книг, надо задавать следующие вопросы:

Кто написал эту книгу? Когда и где?

Это оригинальный текст или перевод?

На каком материале строит автор свои рассуждения?

Каково квалификация автора?

Какой это тип книги? Школьный учебник? Книга, написанная для широкой публики? Книга, рассчитанная прежде всего на ее чтение другими историками?

С какой целью была написана книга? Насколько она субъективна?

Каковы взгляды автора на историческое развитие?

Упоминает ли автор в своей книге взгляды и интерпретации фактов, отличающиеся от его собственных?

СХЕМА РАБОТЫ С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ

Люди. Кто они? Их количество, возраст, одежда и т.д. Их взаимоотношения.

Пейзажи, вещи, растения, животные. Как показаны отношения между человеком и природой? Гармоничны они или нет?

Пространство изображения. Где мы? На открытом воздухе / в помещении. Можно ли выделить в изображении первый, средний и задний планы?

Формы и линии. Какие линии преобладают? Вертикальные / горизонтальные / диагональные? Геометрические фигуры: треугольники, четырехугольники, круги.

Цветовые и световые эффекты. Какие части изображения выделены при помощи резкого освещения или контрастности?

Движение. Обратите особое внимание на контрасты: застывшее положение / движение, вверх / вниз.

Положение зрителя. Взгляд червя / нормальная точка зрения / обзор с птичьего полета.

Композиция. Сбалансировано ли изображение? Если да, то, каким образом это было сделано? На чем, прежде всего, сосредотачивается наше внимание? Как этот эффект достигается?

Кто люди, изображенные на иллюстрации? Иногда это легко определить, в других случаях надо внимательно их рассмотреть и идентифицировать их при помощи различных символов.

Изображенный сюжет. Что происходит?

Символы и знаки. Точное описание того, что происходит, часто предполагает объяснение различных символов и знаков. Речь идет не только непосредственно о символах, но так же и о том, что можно узнать по выражению лиц персонажей, движениям, жестам, их положению на изображении, их размерам, соотношению света и тени, и использованию цветов.

Кто выполнил это изображение, и на кого оно рассчитано? Было ли это изображение заказано художнику? Если да, то кем? Или же идея полностью принадлежит автору? Каковы были его намерения – спровоцировать зрителей, вызвать жалость, убедить в чем-либо, произвести впечатление?

СХЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ УЧЕНИКАМ АНАЛИЗИРОВАТЬ ИЛИ ОЦЕНИВАТЬ ИСТОЧНИКИ, ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫ КАК ДЛЯ КЛАССНОЙ РАБОТЫ, ТАК И ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО

Попытайтесь ответить на следующие вопросы:

Для всех типов исторических источников

Является ли источник: Письменным?

Является ли источник первичным или вторичным?

Определите цель, с которой он был создан?

В каком историческом контексте он был создан?

Какую информацию он содержит?

На какие исторические вопросы он может помочь ответить?

Что источник НЕ может мне сказать?

Существуют ли другие источники, которые мне потребуется изучить для того, чтобы понять смысл этого источника?

Лжив ли источник или же объективен?

Какие чувства он демонстрирует?

Насколько этому источнику можно доверять?

Насколько этот источник полезен для историка?

Когда вы впервые знакомитесь с источником, сделайте это внимательно: спросите себя:

Кто? Что? Где? Чей? Как? Почему?

Анализ источника состоит из 3 частей:

Что он рассказывает вам о прошлом?

Содержит ли он сокращения, слова, имена, упоминания о событиях, о которых вы НЕ слышали?

Какого типа информация в нем содержится?

Каково происхождение источника?

Является ли источник первичным или вторичным?

Когда он был создан? Описаны ли события в нем уже задним числом?

Сомневаетесь ли вы в его точности?

Какие части источника содержат факты, а какие – их оценку автором?

Какие примеры предвзятости и искажения фактов в нем содержатся?

Какие упоминающиеся здесь факты подтверждаются другими источниками?

Какие пробелы есть в содержащейся в нем информации?

Насколько вы доверяете этому источнику?

Может ли фотоаппарат лгать?

Можно ли внести изменения в фотографию или фильм?

Кто выбирает точку обзора для фотографа?

Является ли это пропагандой?

О чем фотография нам рассказывает?

Всегда ли вы доверяете тому, что читаете в газете?

Подвергаются ли газеты цензуре?

Есть ли у автора своя точка зрения?

Что излагается в статье – факты или мнения?

Когда она была нарисована / опубликована?

Было ли это до, во время или после изображаемых событий?

Выражает ли она определенную точку зрения?

Ставит ли ее создатель своей целью повлиять на людей?

Какое отношение к происходящему она демонстрирует?

Понимаете ли вы содержащиеся в ней иллюзии на события того времени?

источник

Событие: Польское восстание 1830 — 1831 гг

29 ноября 1830г. — 21 октября 1831г.

Национально — освободительное движение в Польше. Поляки продолжали воспринимать свою родину в границах 1772 года (до разделов) и мечтали о её восстановлении. Нарушения конституции вызывали недовольства поляков, так как они не имели никаких конституционных прав и гарантий.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Польские студенты и рабочие против власти Российской империи.

Основные этапы, их содержание

  • 29 ноября 1830 г. в 6 часов вечера началось восстание;
  • 14 февраля 1831 г. произошло сражение при Сточеке, победитель — Польша;
  • 19 — 25 февраля 1831 г. началась битва при Грохове, победитель — Россия;
  • 31 марта 1831 г. сражение при Дембе-Вельке, победитель- Польша;
  • 26 мая 1831 г. последовал горячий бой под Остроленкой, победитель Россия;
  • 6 сентября 1831 г. оборона Варшавы, победитель — Россия;
  • 21 октября 1831 г. окончание войны.

Результаты, последствия и значение в истории России

Победа России. Объявление царства Польского частью России, упразднились сейм и польское войско. Старое административное деление на воеводства было заменено делением на губернии. Фактически это означало принятие курса на превращение Царства Польского в русскую провинцию — на территорию Королевства распространялись действовавшие во всей России монетная система, система мер и весов. С течением времени русский элемент в крае усиливался все более и более: русские люди назначались на польские ясности, русский язык признан обязательным в деловых отношениях, русским раздавались земли в польских областях. Само- управление принимало общерусский характер.

князь дипломатия восстание культурный

Война Кавказские воины в 1-й половине 19 века

Непринятие административно — правовой системы и нормативных актов, принесенных Россией на Северный Кавказ. Кавказские народы веками жили независимо от чужой власти и воли, создали свою систему самоуправления на основе обычного права и не могли принять чуждые и непонятные российские законы и порядки. Горец был слишком независим, горд и свободолюбив.

Кавказский народ — адыги, черкесы, шапсуги, натухайцы, абадзехи и убыхи, против царских войск Российской империи.

Основные этапы, их содержание

  • 1817-1819 гг. — партизанская война горцев;
  • 1819-1824 гг. — правители Дагестана и Чечни объединили свои силы;
  • 1824-1828 гг. — появление религиозной идеологии «мюридизм» (сформулированное муллой Курали Магома на основе ислама). Под лозунгами мюридизма стала разворачиваться не только борьба против русского наступления, но и война свободных горцев против собственных правителей;
  • 1828-1833 гг. — возникновение теократического государства у горцев «имамат» ( бог + власть), правитель — имам обладал и политической и религиозной властью;
  • 1834-1859 гг. — правление имама Шамиля, пик сопротивления горцев. В 1859 г. Шамиль сдался в плен в ауле Гуниб;
  • 1859-1864 гг. — государство Имамат перестал существовать, постепенное подавление горцев.

Условия мирного договора, соглашения

  • 10 февраля 1828 года в деревне Туркманчай был подписан Туркманчайский мирный договор между Россией и Персией. По нему к России отходили Эриванское и Нахичеванское ханства, при этом правительство Персии обязалось не препятствовать переселению армян на Кавказ. Подтверждалось исключительное право России держать военный флот на Каспийском море. Русское правительство признало Аббас-Мирзу, подписавшего договор с Россией, наследником персидского престола. Одновременно с мирным договором был подписан торговый трактат, в соответствии с которым русские купцы получили право свободной торговли на всей территории Ирана. Договор укрепил позиции России в Закавказье, способствовал усилению влияния России на Среднем Востоке и подрывал позиции Великобритании в Персии.
  • 2 сентября 1829 года в Адрианополе был подписан Адрианопольский мирный договор между Россией и Османской империей, который состоял из 16 статей и отдельного акта о преимуществах Молдавского и Валахского княжеств. Устье Дуная с островами, все кавказское побережье Черного моря от устья реки Кубани до северной границы Аджарии, а также крепости Ахалкалаки и Ахалцих прилежащими районами отходили к России. Турция признавала присоединение к России Грузии, Имеретии, Менгрелии и Гурии, а также ханств Эриванского и Нахичеванского, перешедших в российское подданство от Ирана по Туркманчайскому договору 1828 г. Подтверждалось право российских подданных вести свободную торговлю по всей территории Турции. Также Османская империя предоставляла право русским и иностранным торговым судам свободно проходить через Босфор и Дарданеллы. Русские подданные на турецкой территории объявлялись неподсудными турецким властям.

Результаты и значение в российской и мировой истории

После завоевания Кавказа имперская мощь России поднялась на небывалую высоту и она сделала стремительный бросок в Среднюю Азию, в короткий срок, захватив этот регион сравнительно небольшими силами. Кавказ — стратегический узел, ворота в Азию, и «бесхозным» он бы не остался, слишком много ценного с точки зрения экономики в этом регионе. Если бы мы «опоздали» на Кавказ, то вероятнее всего, Астраханская область граничила бы сейчас с Турцией и Россия не имела бы выходов в Каспийское и Черное моря, а значит, это была бы уже не Россия.

Задание № 4. Анализ культурного развития России

Период Русская культура 17 века

В русской культуре трудно найти период, когда бы все ее сферы развивались равномерно. В тоже время русская культура в каждом веке и на протяжении нескольких веков — это единство: каждая из ее сфер обогащает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, сама учится у них. Проникновение идей и форм европейской культуры, идейные споры, приведшие к расколу, церковное искусство, утрачивавшее тягу к глубине, постижению сущности, весьма характерны для нового столетия. Появляется неудержимое стремление к описательности, декоративности. Художественное творчество из священного занятия превращается в ремесло. Слабеют связи, соединяющие искусство с другими сферами культуры, т.е. теряется единство средневековой духовной сферы. Вершиной кризиса средневековой идеологии стала реформа патриарха Никона и возникновение старообрядчества. Церковная реформа явилась отходом не только от средневековой культуры, но и от отечественной, традиционной: от самобытного типа культуры страна не отказывалась, но внимательнее учитывала западные тенденции.

Как и в предшествующее время, литература 17 века была тесно связана с общественно — политической мыслью, она непосредствен отражала и воплощала в своих произведениях социально — политические устремления различных общественных слоев , живо откликалась на важнейшие явления современности. И вместе с тем русская литература вступила в новый этап своего развития, что оказалось и в содержании и в развитии форм литературного творчества. Появились различные произведения, остро критиковавшие церковь и церковников. 17 век занял важное место в истории русской литературы.

17 век занимает особое место в развитии русской архитектуры. По-прежнему подавляющее большинство построек не только в деревнях, но и в городах возводилось из дерева. Каменные храмы и отдельные светские здания были в городах окружены морем деревянных строений. Веками сложившиеся искусство строительства из дерева достигло в 17 веке высокого технического и художественного уровня. Выдающимся произведением из дерева был знаменитый дворец в Коломенском, построенный в 1667-1678 гг. В деревянном строительстве с большой силой проявилась народная художественная культура. Светские элементы проникали все более и в каменную архитектуру. Каменные постройки появились теперь не только в городах, но иногда и в селах. Выдающимся светским сооружением первой половины 17 века является Теремной дворец в Московском кремле, построенный 1635-1636 гг. Значительной перестройке подвергся московский Кремль. В 1624-1625 гг. возвели Спасскую башню в ее нынешнем виде.

Церковь прекрасно понимала огромную силу воздействия искусства на народные массы и, как и в других областях культуры, всеми силами старалась обеспечить сохранение контроля над живописью, проповедовала глубоко консервативные идеи с целью полного подчинения ее строго религиозной догматике. Реалистические тенденции в живописи 17 века развивались еще очень медленно. Большое место занимала унаследованная от 16 века традиция отвлеченно-догматического и аллегорического изображения. Хорошо прорабатывались детали, но обобщенного реалистического изображения художники 17 века еще не могли дать. Росписи и иконы были перегружены мелкими сценами и предметами, вокруг главных изображений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями жития. Помимо этого делались еще пояснительные надписи. Внутренний мир человека, как правило, не умели раскрыть, главное внимание уделялось изображению внешних поступков и действий. Эмоциональность отступала перед описанием. Высшая ступень развития живописного искусства в 17 веке связана с деятельностью выдающегося художника Симена Ушакова, который создал икону на традиционный сюжет «Троицы»

Распространение печатной литературы выдвигало потребность более организованного обучения грамоте и письму. Обычно дети и подростки обучались грамоте у духовных лиц, подьячих или родителей, причем женщины, как правило, даже в семьях знати оставались неграмотными. Возможность печатного издания учебных пособий значительно улучшала условия обучения грамоте. Распространение грамотности и просвещения в России подрывало вековое господство религии и церкви, все более расходилась по рукам светская литература и иностранные сочинения. Сами условия жизни Российского государства в 17 веке требовали перехода к более конкретному и реалистическому изучению природы. При этом развивалась чисто практическая сторона научных знаний, в то время как ее теоретическая сторона оставалась в совершенно неразвитом состоянии. Так, например, в 17 веке умели решать многие практические задачи по математике, но теоретический уровень математических познаний был еще весьма невысок. Астрономические знания в 17 веке также получили свое развитие, так как потребность вычисления праздников и различные хозяйственные нужды требовали и более точного знания времени смены фаз Луны, временами года и тому подобное. Большое развитие получили географические знания. Одно только продвижение землепроходцев в Сибирь, обследование ими рек и морских побережий обогатило географию открытиями исключительного значения. Было составлено несколько карт.

К 17 веку русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Существовали местные певческие школы со своими особенностями «распевов». Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой передающий самые различные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой. Большой популярностью пользовался народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил традиционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями против богачей, попов, неправедных судей.

Широкое распространение получила обработка металлов — мастера производили в массовом количестве топоры и дверные петли, подковы и сабли, ножи и шашки и другие изделия. Высокого технического уровня достигла обработка благородных металлов — золота и серебра, особенно в специальных мастерских — золотой и серебряной палатах Оружейного приказа. В этих мастерских изготовлялись различные предметы царского обихода и другие драгоценные вещи — серебряные ковши, братины, кольца, серьги, крестики и другое. Важное значение имела чеканка монет. В середине 17 века по царскому заказу в течение одного года был отлит колокол весом 12500 пудов. Замечательные колокола были отлиты в конце 17 века для митрополитного двора в Ростове. В 30-х годах 17 века появился первый стекольный завод в России. В середине века были предприняты попытки организации производства бумаги. Наряду с рукописными книгами и грамотами все более распространялись печатные книги. Московский Печатный двор представлял собой в середине 17 века крупное предприятие, на котором работало 165 человек. Новым явлением в литературе было распространение силлабического стихосложения. Оно связано в особенности с деятельностью белорусского ученого и просветителя Симона Полоцкого, приглашенного в Москву для обучения царских детей. Широко образованный по тому времени боярин А.С. Матвеев создал первый придворный театр. Он был организован для того, чтобы по-новому отпраздновать рождение царевича Петра в 1672 году. Труппа театра была первоначально набрана из жителей Немецкой слободы, где под руководством пастора И.Г. Грегори ставились иноземцами любительские спектакли.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Планы и алгоритмы анализа исторического события, деятеля, явления и т.д.

1. Внимательно прочитайте текст. При чтении отмечайте непонятные места, новые слова, даты, имена.
2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
3. При первом чтении составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументы автора.
4. Перечитай ранее отмеченные места, их краткую последовательную запись.
5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами.
6. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Рецензия на ответ товарища

1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.
2. Следовал ли он по намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.
3. Вспомните, выразил ли ученик свое личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.
4. Употреблял ли в рассказе необходимые исторические термины и понятия.
5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужных повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Составление плана при работе с текстом

1. Прочитай текст про себя, продумай прочитанное.
2. Разбей текст на смысловые части и озаглавь их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3. Проверь, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4. Проверь, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Оценка исторического события

1. Установите причины события.
2. Определите заинтересованность в событии определенных классов и общественных групп.
3. Определите характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т. д.).
4. Установите связь с другими подобными событиями.
5. Определите значение:

А) для участников события;
Б) для последующего исторического события.

Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля

1. Вспомните или установите (по учебнику, отрывку из документа, книге для чтения): когда и в какой стране жил и действовал; к какому классу (общественной группе) принадлежал; его цели, планы; какой класс был заинтересован в них; какими средствами он добивался цели.
2. Опишите его внешность и характер. Какие личные качества помогали ему идти к цели (а какие мешали)? Что вы цените в его характере, что не одобряете?
3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).
4. Установите (по его делам, поступкам), в интересах каких классов он действовал.
5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому она была полезна, выгодна; помогала ли укреплению государства, развитию страны, улучшению положения народных масс, развитию культуры).
6. Выскажи свое отношение или неодобрение; как вы относитесь к средствам, которым он добивался цели; каким чертам его характера вы хотели бы подражать?

Требования к характеристике и оценке исторического деятеля

1. Раскрывать исторические условия и влияние общественной среды, в которой формировались взгляды, жизненные цели человека.
2. Раскрывать черты характера человека в зависимости от его воспитания, выдвинувшей его общественной среды, идеалов его класса.
3. Определять какие качества личности человека помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач.
4. Раскрывать связи между целями и мотивами его деятельности.
5. Оценивать его значение и роль в истории: по результатам его деятельности; по ее значимости для определенного класса, страны, народа.
6. Оценивать личность выдающегося исторического деятеля и его решающие поступки; выражать свое отношение к нему.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений

1. Причины возникновения явления:

А) противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления;
Б) потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в решении противоречий;

2. Содержание явления, его развитие:

А) важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия;
Б) социальная направленность действий различных сил, сторон, борьба за разрешение противоречий.

3. Причины определенного исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
4. Последствия развития и значение явления:

А) разрешение данным явлением назревших противоречий;
Б) влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

Характеристика общественных выступлений

1. Время и место выступления.
2. Связь с другими событиями.
3. Причины.
4. Социальный состав участников.
5. Требования, лозунги, цели.
6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстание, акция протеста ил гражданского неповиновения и т. д.).
7. Масштабы выступления.
8. Уровень организованности.
9. Имена участников, руководителей.
10. Развитие событий, основные этапы.
11. Значение выступления, его результаты.

Характеристика политического строя государства

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская).
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого-либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
4. Структура органов власти:

А) глава государства, его полномочия;
Б) законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия);
В) исполнительные органы (способ формирования, функции, подчиненность);
Г) судебные органы;
Д) соотношение прав законодательной, исполнительной и судебной власти;
Е) местные органы власти.

1. Причина войны, хронологические рамки.
2. Воюющие страны или группировки стран.
3. Цели сторон.
4. Соотношение сил воюющих стран.
5. Повод к войне.
6. Ход военных действий (по этапам):

а) планы сторон в начале каждого этапа;
б) военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.
8. Условия мирного договора.
9. Военные и политические итоги войны.

Памятка для решения познавательных задач

1. Внимательно прочитайте условие задачи и запомните вопросы к ней.
2. Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос.
3. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.
4. Свое решение обязательно докажите.
5. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ?
6. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали?
7. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи?

Памятка для анализа политической карикатуры

1. Какова главная идея данной карикатуры?
2. Что высмеивает данная карикатура (внешность политического деятеля, его поведение; политическое событие или явление)?
3. Если на карикатуре изображен политик или группа людей, подумайте, унижает ли его (их) достоинство данная карикатура?
4. Определите, сторонником какой политической идеологии является автор данной карикатуры? Свой ответ аргументируйте.
5. Определите, на какую социальную группу рассчитана данная карикатура? Свой ответ аргументируйте.
6. Выразите свое собственное отношение к главной идее данной карикатуры.
7. Подумайте, с какой целью была создана карикатура (обидеть изображенного на ней политика, указать на существенные его ошибки, возбудить общественное недовольство, высмеять негативное политическое явление и т. п.). Аргументируйте свою точку зрения.

Памятка для анализа документа

Типология вопросов и заданий к нему

1. Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятийи т. д.

1. Когда, где, почему появился этот документ?
2. Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?
3. Объясните основные — новые понятия, употребляющиеся в тексте документа.
4. Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь документ в целом?
5. Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?
6. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?/td>

2. Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т. д.

1. Покажите на карте государства, составившие этот документ.
2. Охарактеризуйте исторические условия его создания.
3. Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом.
4. Объясните, в чем и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).
5. Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?
6. Какой характер носил этот документ: открытый или секретный — и почему?
7. Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу.

3. Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т. п.

1. Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?
2. Каковы исторические условия его создания документа? Где и когда он появился?
3. К чему призывает и что осуждает автор документа?
4. Интересы какого слоя населения он выражает?
5. Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?
6. Каковы последствия: реальные или прогнозируемые, осуществления идей этого документа?
7. Дайте историческую характеристику оценку документу.

4. Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения

1. Какие исторические факты излагаются в документе?
2. Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события.
3. Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе исчисления.
4. Как автор объясняет причины? Излагает ход и определяет значение исторических событий?
5. По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?
6. В чем позиция автора совпадает /не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение/ не совпадение можно объяснить?

5. Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев

1. Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям?
2. Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.
3. Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам?
4. В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других участников по данному историческому факту?
5. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?

6. Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира. Крылатые выражения и пр.

1. Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника.
2. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т. п.определите примерное время действия или написания произведения./Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение создано в эпоху…
3. Какие образы исторических героев, событий создает автор?
4. Как автор литературного произведения объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с такими оценками и аргументами?

Требования к написанию и оформлению контрольных работ

Письменная контрольная работа, предусмотренная учебным планом является одним из видов контроля за качеством изучения дисциплины. Контрольная работа дает возможность получить дополнительную информацию по интересующим их проблемам из тех источников, которые используются для ее подготовки. Выбор темы контрольной работы производится по согласованию с преподавателем, читающим курс. При написании контрольной работы должен быть освещен весь комплекс проблем.

Объем работы до 10 страниц машинописного текста (Times New Roman, кегель 14, 1,5 — интервал). В конце работы приводится список использованной литературы. Контрольная работа рецензируется преподавателем. По результатам рецензирования проводится собеседование и зачет.

Если работа не зачтена, то с учетом замечаний преподавателя она должна быть переработана. Повторную работу рецензирует тот преподаватель, который рецензировал ее в первый раз. Лица, не выполнившие контрольную работу или не получившие зачета по ней, к экзамену не допускаются.

Схема написания состоит из 5 элементов: плана, введения, основной части, заключения, списка литературы и источников:

Введение (объемом 1–2 стр.) — четко, коротко обосновывается выбор темы, актуальность проблемы, ставятся цели написания работы, дается обзор литературы и источников.

В основной части излагается содержание проблемы, эта часть обычно состоит из глав (разделов). Можно, если есть необходимость, разбить главы на параграфы. Работа в этой части должна представлять логичную систему доказательств, аргументов, раскрывающих основную тему, в соответствии с его главной целью, ее основными аспектами. (5–6 стр.)

Заключение. Здесь излагаются выводы, к которым пришел автор в результате изучения проблемы, раскрывается практическое значение проделанной работы. Заключение составляет по объему — 1–2 страницы.

Список литературы и источников. Оформляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов (названий, если это сборник) с указанием места, издательства и года издания (место и год издания по правилам оформления научных работ указывать нужно обязательно, издательство). Сколько названий должно входить в список литературы? Ответить на этот вопрос очень сложно. Здесь следует руководствоваться одним критерием — тема должна быть раскрыта.

Контрольная работа должна быть правильно оформлена: страницы пронумерованы, сокращение слов не допускается, обязательны сноски. Работу не следует перегружать цитатами, цифрами, иллюстрациями, таблицами.

В оформление титульного листа входят: название учебного заведения, факультет, курс, группа, тема контрольной работы, фамилия, имя и отчество автора работы, фамилия, имя и отчество преподавателя, осуществляющего научное руководство.

В контрольной работе обязательно должны быть ссылки на используемую литературу и источники.

Список использованных источников и литературы должен состоять из следующих разделов:

Источники (документы, нормативные акты и т. п.)

Библиография (монографии, коллективные труды, сборники и т. п.)

Учебники и учебные пособия.

Статьи периодических изданий.

При необходимости к работе оформляется приложение (приводятся тексты документов, таблицы, карты, иллюстрации и т. п.) все входящие в состав приложения материалы оформляются по списку в конце реферата в соответствии с логикой текста.

Правила оформления библиографии

1. Если источник имеет автора, то сначала пишется его фамилия, затем инициалы, название источника, например:
Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. — Харьков,2007.
2. Если авторов два или три, то указываются в той же последовательности, как и в источнике, все фамилии авторов с инициалами, например:
Кан-Калик В.А., Никандров В. Д. Педагогическое творчество. — М.,1990.
3. Если авторов более трех, указывается только фамилия первого автора с добавлением слов «и др.», например:
Маркова А.К. и др. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — Петразаводск,1992.
4. Если название источника содержит дополнительные сведения (пособие, учебник, сборник трудов, обзор, ученые записки), то после основного названия ставится двоеточие, а затем даются дополнительные сведения с прописной буквы, например:
Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. — М., 1996.
5. При описании многотомных изданий после фамилии и инициалов автора пишется: Собр. соч. или Соч., ставится двоеточие и указывается количество томов: В 3 т., В 10 т., например:
Камнский Я. А. Соч.: В 2 т. — М., 1982. — Т. 1. — С. 201–242.
6. Если цитата взята из статьи газеты, журнала или сборника, то указывать необходимо не только фамилию и инициалы автора, но и название издания, место и год издания, номер тома или выпуска, и страницы статьи (если это издание — многотомное или сборник). При цитате статьи из газеты или журнала нужно указывать название источника, год выпуска, номер и страницы (для журнала) или название, год и дату выпуска (для газеты).
Например:
Гагерн Ф. Дневник путешествия по России в 1839 году // Россия первой половины XIX века глазами иностранцев. — Л.: Лениздат, 1991. — С. 642;
Водарский Я. Е. Петр I // Вопросы истории. — 1993. — № 6. — С. 64.

Памятки для учащихся, помогающие писать эссе

Прежде чем приступить к написанию эссе:

1. Изучите заданный на дом теоретический материал;
2. уясните особенности заявленной темы эссе;
3. продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
4. выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;
5. определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;
6. составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.

1. Напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;
2. Проанализируйте содержание написанного;
3. Проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;
4. Внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Требования, предъявляемые к эссе

1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
5. Эссе должно показывать, что его автор знает и мысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
6. Эссе должен содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Памятка участнику дискуссии

1. Прежде, чем выступить, определи четко свою позицию, идеи, которые предстоит отстаивать в дискуссии.
2. Внимательно выслушивай оппонента, затем уже излагай свою точку зрения.
3. Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
4. Не забывай, что отличным способом убедить противника является стройность объяснения, четкая аргументация и безупречная логика.
5. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.
6. Опровергая и доказывая, говори ясно, просто, отчетливо, точно, старайся говорить своими словами, а не » по бумажке».
7. Если доказали ошибочность твоего времени, умей мужественно признать правоту своего оппонента.
8. Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.

Правила ведения дискуссии

1. Нельзя критиковать людей, только их идеи.
2. Цель дискуссии — не в определении победителя, а в консенсусе.
3. Все должны быть вовлечены в дискуссию.
4. Выступления должны проходить организовано, с разрешения ведущего, перепалка недопустима.
5. Каждый участник должен иметь право и возможность высказаться.
6. Все позиции должны быть рассмотрены и привлечены к обсуждению.
7. Критика должна происходить без ярлыков и обидных высказываний.
8. В процессе дискуссии участники могут изменить свою позицию.
9. Строить аргументацию необходимо на бесспорных фактах.

источник