Меню Рубрики

Как делать фундаментальный анализ акции

Журнал IQR продолжает публиковать цикл статей об инвестициях в акции “Финансовый ликбез”. Читатели уже в достаточной мере знакомы со всеми основными инвестиционными терминами, и самое время перейти к вопросу, который так всех волнует — как зарабатывать на акциях, торгуя из дома посредством компьютера. Сегодня речь пойдет о самом важном — выборе акций в свой долгосрочный портфель. Из этой статьи вы научитесь инвестиционному анализу — во всяком случае, его самым важным и ценным азам.

Для начала кратко расскажем о сути фундаментального анализа. Вот вы решили вложить деньги в акции российских компаний, допустим, в “Газпром”. Акция “Газпрома” на сегодня стоит 149 рублей. Это много или мало? А акция банка “ВТБ” стоит 7,8 копейки. На 149 рублей можно купить 1910 акций “ВТБ”. Делает ли это бумаги “Газпрома” глупой покупкой?

Внимание : Если вы не понимаете используемые в статье термины, вам поможет прочтение предыдущих частей цикла. Прочтите статьи “Основные термины фондового рынка” и «Формирование стратегии инвестиций».

Не понимая, как оценивать акции, вы не сможете на них зарабатывать. Решить эту проблему нам поможет фундаментальный анализ.

Основное положение ФА : одна акция должна оцениваться по тому же принципу, что и вся компания целиком. Это значит, что справедливая стоимость одной акции рассчитывается по формуле: (ожидаемая цена всей компании/количество акций).

Теперь нам остается прояснить только два вопроса:

  1. Сколько у компании акций?
  2. Какова ожидаемая цена всей компании целиком?

Зная ответы на эти вопросы, мы сможем рассчитать справедливую стоимость одной акции. А дальше все просто:

  • Если текущая цена одной акции значительно ниже справедливой стоимости — то ее можно покупать.
  • Если сегодняшняя котировка акции на бирже уже подошла к справедливой цене или превышает ее, то покупать такие акции не стоит.

Итак, наша первая задача — оценить бизнес целиком. Это не просто… а очень просто! Базовая оценка справедливой стоимости бизнеса любой компании оценивается по коэффициенту P/E.

Price–earnings ratio, или Коэффициент цена/прибыль — соотношение, отражающее количество годовых чистых прибылей, за которые бизнес может быть куплен, продан, или соотношение прогнозной чистой прибыли к текущей капитализации (совокупной стоимости всех акций компании) на бирже.

Наглядный пример. Компания “Рога и Копыта” имеет 1000 акций, каждая из них стоит на бирже 10 рублей. Компания выпустила отчетность, в которой сказано, что чистая прибыль за 2014 год составила 300 рублей. Нужно посчитать соотношение цена/прибыль.

Проводим калькуляцию: P/E = 1000*10/300 = 33,3.

Трактовка значения: “Рога и Копыта” на бирже частями продаются за свою чистую прибыль за 33,3 года. Это значит, что если вы купите компанию целиком по такой цене за акцию, то выплачивая 100% чистой прибыли в качестве дивидендов, при неизменной ЧП вы вернете свои деньги только к старости.

Какой коэффициент П/Е считать нормальным?

Фундаментальный анализ — почти алхимия. Превращает расчеты в золото!

Обычно принимают за эталон цифру 10 . То есть, если инвестиции не могут окупить себя за 10 лет — это плохие инвестиции.

Также применяется аналогия с банковским вкладом. Если капитал может с низким риском получать проценты и удвоиться за несколько лет в банке, то нет смысла инвестировать в компанию, которая имеет меньшую доходность, чем вклад.

Пример. Вы нашли вклад с доходностью 15% годовых. За сколько времени он может удвоить ваш капитал (без реинвестирования процентов)? Считаем: 100/15 = 6,7 лет. Таким образом, пока есть такие вклады, стоит воздержаться от инвестиций в акции компаний, P/E которых в численном значении выше 7.

Запомните , чем меньше цифра П/Е, тем более перспективна инвестиция с точки зрения фундаментального анализа акций!

А если у компании убыток?

Внимательный читатель заметил, что в случае, когда компания фиксирует нулевую или отрицательную прибыль, оценка по П/Е становится невозможной (бессмысленной). На этот счет фундаментальный анализ имеет ответ, но мы поговорим о таких сложных случаях в будущих частях цикла “Финликбез”. Такой сложный анализ – не для новичков, мы пока излагаем азы.

Котировки акций на каждый день удобнее всего смотреть на сайте «Финама».

Как пользоваться сайтом финама

Выберите в левой колонке меню “Акции и облигации РФ” – “МосБиржа акции” и настройте список акций, котировки которых хотите отслеживать.

Теперь что касается финансовых показателей

Самое правильное и точное решение — смотреть на официальных сайтах компаний. К примеру, мы хотим посчитать Р/Е “Газпрома” или другой компании.

Заходим на официальный сайт компании, ищем раздел “Инвесторам и акционерам” (он обязан быть по закону об обязательном раскрытии информации). В нем есть подразделы “Информация об акциях” и “Раскрытие информации”. Из первого берем количество акций в обращении (обыкновенных и привилегированных). Из второго “качаем” последний доступный ежеквартальный отчет.

Примечание: компания может выкладывать предварительный ежеквартальный отчет по управленческому учету, отчеты по РСБУ и МСФО. При наличии нескольких, наиболее ценный — отчет по МСФО, как правило, их выкладывают с задержкой. Отчет по РСБУ компания обязана выложить по закону в течение максимум 45 дней с момента окончания квартала. Чем отличаются виды отчетности, пока не забивайте себе голову.

Цифру чистой прибыли в отчете вы найдете в 4 разделе стандартного ежеквартального отчета в пункте “Отчет о прибылях и убытках”. Посмотрите, за какой квартал отчет. Для первого квартала умножаем чистую прибыль на 4, для второго — на 2, для третьего — на 1,33. В четвертом квартале чистая прибыль не публикуется, надо брать годовую отчетность.

Чем большую экстраполяцию прибыли вы применяете, тем больше погрешность. Бизнес некоторых компаний (“Мосэнерго”, например) имеет значительную сезонность, поэтому поквартальная прибыль вам ничего не даст, и оценка П/Е будет очень приблизительной.

Теперь проведем фундаментальный анализ на наглядном примере акций “Сбербанка” :

  • Количество акций “Сбербанка”: обыкновенных — 21586948000, привилегированных – 1000000000.
  • Цена одной обыкновенной акции на 24 мая 2015 года — 74,35 рубля, привилегированной — 49,3 рубля.
  • Перемножаем, складываем суммы, получаем текущую капитализацию — 1654289583800 (1,65 трлн) рублей.
  • Сайт банка сообщает нам о снижении чистой прибыли в 1 квартале 2015 года в 4 раза до уровня 26,3 млрд рублей.
  • Таким образом, можно ожидать по итогам года около 100 млрд рублей прибыли.
  • Получаем приблизительную оценку P/E банка — 16,5 годовых прибылей.
  • Делаем вывод, что акции “Сбербанка” сейчас дороговаты.

Надо сказать, что это условная оценка. Когда перспективы быстро меняются (а сейчас экономика – в кризисе и цифры в будущих отчетах непредсказуемы), результаты других кварталов могут резко отличаться и влиять на показатель П/Е. Поэтому для долгосрочных инвестиций используют расчет по годовой отчетности с поправкой на оценку перспектив компании.

Самый правильный вариант не является самым оперативным. Можно пользоваться различными сервисами инвестиционных порталов. Например, упомянутый в статье про выбор брокера сайт stocks.investfunds.ru сам рассчитывает капитализацию ежедневно, там же можно найти финансовые отчеты (они загружаются туда с небольшим временным лагом).

Был еще хороший ресурс 2stocks, но он перестал обновляться, там до сих пор висят цифры за 2013 год и П/Е “Сбербанка” 5. Пользоваться агрегаторами финансовой информации удобно, но это может привести к ошибочной оценке инвестиций. Доверяя сторонним сервисам, можно получить ошибочную или устаревшую информацию, смотрите на даты!

Вы можете попрактиковаться и оценить несколько “голубых фишек” самостоятельно на досуге для закрепления материала. Фундаментальный анализ применим к любым акциям. Для оценки иностранных компаний типа “Apple” можно воспользоваться популярным порталом «Яху Финанс». Он сделан очень удобно, сразу выдает капитализацию и оценку P/E.

Как видите, P/E “Apple” и “Сбербанка” одинаковы, а цена одной акции «Эппл» сегодня 132 доллара. Теперь вы понимаете, что цена одной бумаги сама по себе — это пустой звук без инвестиционной оценки.

Это была первая часть введения в фундаментальный анализ. Во второй части мы поговорим, как искать и оценивать акции компаний, которые платят большие дивиденды своим акционерам. Вы узнаете об интересном математическом парадоксе, на который фундаментальный анализ не дает ответа. Следите за свежими выпусками нашего журнала, и вы будете знать все секреты, как заработать на акциях и ценных бумагах.

источник

Основной инструмент инвестора, предпочитающего делать долгосрочные вложения, является фундаментальный анализ, который прогнозирует будущую стоимость акций. Изучаем понятие фундаментального анализа акций. Проводим демонстрационный анализ акций Газпрома исходя из новостей и политической ситуации вокруг Российской Федерации. Рассказываем о Excel, как об одном из инструментов инвестора в 21 веке.

В 2017 году понятия акции уже не кажется чем-то чуждым в глазах рядового человека. Каждое утро, выпивая кофе, просматривая выпуск новостей, мы сталкиваемся с информацией о том, что те или иные котировки упали, стоимости акций Газпрома возросли, индекс превысил показатель и тому подобное. Финансовый рынок стал частью жизни городского человека и отрицать это крайне сложно. Мы уже привыкли к мысли, что цена на продукты в магазине зависит от курса рубля. Даже независимо от того, где эта продукция была произведена и в какой валюте были проведены расчеты при ее производстве, транспортировке и реализации. Возмущение покупателей по поводу возросшей цены на проезд в городском транспорте, к примеру, в автобусе легко подавляется утверждением о том, что цена на топливо выросла. А цена на него зависит от рыночного положения компании, занимающейся его поставками.

Подобные переплетения подтверждают тезис о том, что стоимость нашего быта, как такового, может вполне оцениваться в ценных бумагах крупных участников рынка. Особенно если они имеют статусы градообразующих, как многие шахтные предприятия, или заводы тяжелой промышленности.

Оценка же рыночного положения вполне подходит под критерии многих наук. Но для того, чтобы постичь основные сплетения и позиции определенных компаний на фондовой бирже не обязательно владеть высшим образованием в данной сфере и иметь за плечами опыт работы в связанных с этой темой предприятиях. Толкование и составление рыночных прогнозов достаточно легко осваивается путем изучения базовой основы анализа рынка, имеющего несколько ответвление. В рамках данного материала мы поговорим о такой вещи, как фундаментальный анализе рынка акций.

Основой для изучения аналитического фундамента можно считать базовое утверждение, что фундаментальный анализ акций компании представляет собой изучение информации о ней, находящейся в зоне доступа исследователя. Этот тезис говорит нам о том, что для получения сведений о рыночном положении определенного элемента рынка, будь то фирма, корпорация или фонд, необходимо получить и внимательно изучить некоторые из документаций, связанных непосредственно с ней.

Список интересных исследователю документов в основе своей должен быть следующим, и говорить о тех или иных параметрах объекта изучения.

Ежегодные или квартальные отчеты компании о ее выручке и чистой прибыли. Здесь главной необходимой информацией являются численные показатели не только денежной массы, полученной в результате проведенных предприятием сделок. Но и процент, который будет выдан акционерам в качестве дивидендов. Крайне необходимо провести подсчет соотношения прибыли к общей выручке, дабы выяснить, насколько рентабельной будет данная инвестиция. Также указанные отчет укажут на темпы роста и развития потенциального объекта инвестирования. Данное утверждение заключается в соотношении указанных показателей с данными, полученными в предыдущие периоды, будь то год или квартал.

Рейтинги исследовательских агентств относительно положения компании на рынке в своей сфере точечно и в общем экономическом положении в рамках экономики государства, представляемого компанией.

Также изучению могут подлежать информация более углубленного положения в сегменте и процент, выдаваемый объектом как вклад в валовый внутренний продукт государства. Подобные тактики исследования применяются преимущественно для крупных корпораций имеющих государственное значение, но также могут быть спроецированы и на гораздо меньше объекты. К примеру, на субъекты малого и среднего бизнеса.

Соотношение получаемой прибыли компанией к суммам, выплачиваемым ею в качестве налогов.

Данный показатель не характеризует компании сознательно избегающих уплаты налогов умышленно. А применим только к тем объектам, которые находят так называемый “налоговый рычаг”. Это законные методы воздействия на налоговые органы направленные на снижение налоговой нагрузки на предприятие, компанию или любой другой юридический объект, с целью снижения численных выплат в бюджет государства. Часто “рычагом” выступает участие компании в государственных программах, проведение мероприятий связанных с повышением уровня жизни населения, применяемые схемы амортизации материально-технической базы предприятия. А также выплаты разложенные на другой срок, изменение статуса юридического лица и работы на государственных подрядах в качестве победителя тендера. Использование подобных рычагов говорит о имеющейся в распоряжении предприятия опытной команды бухгалтеров, юристов и налоговых экспертов, а значит положительно сказывается на перспективах ее прибыли, и как следствие, стоимости ценных бумаг.

Учитывая подобные показатели мы уже можем провести демонстративный фундаментальный анализ стоимости, на примере российских компаний, например акций Газпрома или Сбербанка. Инструментарно мы можем провести анализ акций в Excel. В Excel мы можем провести фундаментальный анализ стоимости при помощи специально имеющихся там шаблонов для сравнения графиков, изображающих движение ценовой стоимости за единицу акции.

Проведем фундаментальный анализ акций Сбербанка. Для этого в Excel при начале операций выберем шаблон “Анализ акций” и добавим акции интересующей нас компании в поле для сравнения. Excel может загрузить данные с финансовых порталов, к примеру, Yahoo Finance. Русскоязычная официальная версия способна загрузить данные с портала РБК. Далее в Excel можно выставить дату для проведения сравнительных графиков, в случае если были подключены другие источники или информация по другому объекту. Появившийся график используем для наглядной демонстрации. С его помощью нам стало лучше видно перепады стоимости ценной бумаги на протяжении выбранного нами отрезка времени. Используя один лишь этот график в Excel опытный инвестор способен определить следующее его движение, которое и будет символизировать возрастание или снижение стоимости.

Для того, чтобы провести фундаментальный анализ российских акций, то есть ценных бумаг тех компаний, что представлены на Московской Фондовой Бирже, нам придется обратиться за информацией во много источников. К примеру, для исследования Газпрома мы можем не только найти все данные по ключевой фразе “Газпром” на информационных портала, к примеру того же РБК, но и обратиться на информацией к официальным источникам – сайту, пресс – службе и информационному сервису “Газпрома”.

Большинство из необходимых нам материалов мы вполне может получить законно на основании их публичности. И провести детальное исследование по их мотивам с целью определить, повысятся ли котировки в ближайшее и каких ценовых изменений мы можем ожидать исходя из этой информации. Конечно, если вы являетесь обладателем доступа к корпоративным, а не публичным данным, то вы одновременно с этим становитесь и обладателем большого конкурентного преимущества. Которое можно использовать перед другими трейдерами и инвесторами, заинтересованных в действиях по покупке или продаже ценных бумаг российского нефтегазового гиганта.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Полученная информация вполне способна помочь на провести фундаментальный анализ акций на примере Газпрома, обозначая те или иные события как положительные или отрицательные для цены за акцию:

  • Корпорация находится в поиске альтернативной доставки газовых продуктов на Запад от России. Это связано в первую очередь с острой политической ситуацией вокруг Украины и изменении путей доставки в обход соседнего государства. Варианты с транспортировкой через Черное море и Турцию также отразились на цене на бумагу. Учитывая обострение российско-турецких отношений после серии нелицеприятных инцидентов связанных непосредственно с политикой двух государств. Теоретическое появление новой договоренности благоприятно скажется на общем капитале Gazprom и ее положении на фондовых биржах.
  • Котировки ценных бумаг возросли после известия о прекращении разработки месторождения Штокмана. Это вызвало кратковременное снижение цены за акцию. Но изменившееся мнение западных партнеров благодаря этому решению не только вернуло все на круги своя, но и позволило цене за бумажную единицу пробить ранее недосягаемые 159 рублей за акцию.
  • Котировки просели после известий о остановке проекта Владивосток LNG. Случился отток инвестиционных средств, но благодаря корреляции с национальной валютой, испытывающей крайне непростые времена, он был не так заметен и не нанес возможного экономического ущерба корпорации.
  • Учитывая, что газовые разработки увеличиваются в результате очередного нефтяного кризиса, можно говорить о том, что катастрофических перепадов не будет, пусть котировки уже и опускали свою нижнюю планку. Это утверждение может быть только подкреплено, если поиски по альтернативному пути на Запад завершатся успешно. В таком развитии событий, российского гиганта ожидает повышение котировок до конца 2017 года.

Изучив данные по отчетности предприятия и включив в него изменение стоимости на рынке ценных бумаг с учетом вышесказанных политических обстоятельств, мы можем сделать фундаментальный анализ акций на примере Газпрома более уточненным и взвешенным. Подобная техника действий хорошо знакома многим инвесторам. И, в первую очередь тем, кто разделяет мнение “классиков” о долгосрочном инвестировании. Подобное позиционирование себя как долгосрочного инвестора позволяет любому заинтересованному лицу после проведения “фундамента” выбирать свое мнение относительно ближайшего будущего объекта исследования.

Для заинтересовавшихся в таком подходе к инвестициям мы порекомендуем некоторые книги. Они расширенно расскажут вам об аналитических методах и расширят указанные в данной статье тезисы.

В первую очередь стоит обратить внимание на труды главной звезды мирового инвестирования – Уоррена Баффетта. Баффетт известен как сторонник фундаменталистики в исследованиях и предпочитает долгосрочные инвестиции. К ознакомлению рекомендуются его “Эссе об инвестициях”, а также книги серии “Баффеттология”. В рамках работы за авторством близких Уоррену людей раскрыты основные принципы работы знаменитого инвестора, его предпочтения и методы деятельности.

Еще одним высококлассным инвестором, которому удалось овладеть пером и написать ряд работ, стал соратник Баффетта по “Berkshire Hathaway” – Чарльза Мангера.

Не забывайте о и трудах Бенджамина Грэма. Человека, во многом предрекшего современные рыночные тенденции и работу трейдеров. Работы этих авторов помогут вам усвоить навыки анализа и применять из при выборе объектов для собственных инвестиций.

источник

До того как вложить деньги в акцию я люблю ее хорошенько копнуть. Но прежде чем углубиться в раскопки, я решаю, стоит ли начинать копать. Для этого захожу на сайт Finviz.com, ввожу в поиск тикер или название компании, например, Guess’ Inc NYSE:GES и на открывшейся странице прохожусь по ее профилю и показателям.

На что я смотрю прежде всего? На то, к какой отрасли и к какой стране принадлежит компания. Узнать это можно сразу под графиком (п.1 на рис.1).

Как видно, Guess’ Inc. работает в сфере услуг розничной торговли и зарегистрирована в США (Services | Apparel Stores | USA, п.2 на рис.1). Данная информация помогает мне:

  1. Взвесить возможные риски: страна регистрации компании влияет на прозрачность отчетов и стандарты ведения бизнеса (в США они строже, чем, например, в Китае или Израиле).
  2. Отсеять компании из отраслей, в которых я не разбираюсь (я инвестирую в понятный мне бизнес и избегаю туманных сфер вроде биотехнологий).

Затем я смотрю на график цены (п.1 на рис.1), чтобы понять, что происходило с ценой акции в последнее время (используя ссылки Timeframe: intraday | daily | weekly | monthly справа над графиком можно менять временной диапазон).

Если я вижу, что акция сильно росла, она мне не интересна. Во-первых, высока вероятность того, что основной рост уже пройден, а потенциал заложен в цене. Во-вторых, в ней нет любимого мной и У. Баффеттом запаса прочности по цене – Margin of Safety.

Рис.1. Показатели акции компании Guess’ Inc. (GES) на сайте Finviz.com

Другое дело, если акция снижалась в цене: в упавших бумагах бывает скрыт потенциал, но чтобы его распознать, нужно разобраться в причинах падения. О них можно узнать из новостей, размещенных на странице чуть ниже, и по результатам продаж (Sales Q/Q) и прибыли (EPS Q/Q) в квартальном отчете. Если отчет вышел недавно (его дата видна в поле Earnings, п.3 на рис.1), то дело, скорей всего, именно в нем и нужно смотреть его цифры.

С Finviza до данных отчета – всего один клик. Справа вверху над таблицей есть две неприметные ссылки: Financial Highlights и Statements (п.4 на рис.1). Statements дает сводку данных отчетов, а Financial Highlights сравнивает результаты отчета с ожиданиями рынка.

  • Как видно, у Guess’ Inc. упали продажи и прибыль, что и сказалось на курсе бумаг и на ее ценовых коэффициентах (о каждом из них я подробно пишу в GO Invest).

Так как я инвестирую в недооцененные акции, то меня всегда интересует цена. Понять, насколько она высока или низка относительно рынка, мне позволяет анализ стоимостных (ценовых) коэффициентов (п.5 на рис.1). В основном я использую следующие из них:

TTM (сокр. от англ. Trailing Twelve Months) означает данные за последние 12 месяцев.

Но прежде чем я расскажу, как их трактовать, отмечу полезную фишку Finviz – цветовые подсказки. Благодаря ей “читать” показатели значительно легче. Черный цвет означает, что коэффициент в норме; зеленый – что он лучше нормы, красный – что хуже. Наглядно и просто, как я люблю.

P/E (Цена/Прибыль)

P/E показывает, прибыльна ли компания, и если прибыльна, то сколько инвесторы платят за $1 ее чистой прибыли. P/E = 15 говорит о справедливой оценке акции; P/E > 20 о ее дороговизне. Однако низкий Р/Е не всегда хорошо. Например, у цикличных компаний он – предвестник грядущего спада.

Анализируя значение P/E, я соотношу его с темпом роста прибыли: у справедливо оцененной компании P/E и прирост прибыли имеют схожие значения. При этом я всегда помню о том, что показателем прибыли легко управлять. Манипулировать же объемом продаж и величиной денежного потока гораздо сложней, поэтому я больше доверяю коэффициентам P/S и P/FCF.

P/S (Цена/Объем продаж)

P/S дает представление о том, сколько платят инвесторы за $1 продаж. Значение P/S 5 дорогой. По Б. Грэхему, если Р/Е х Р/В ≤ 22,5, то бумага оценена справедливо.

На коэффициент P/B я смотрю в последнюю очередь, так как он не отражает способность компании генерировать прибыль. Кроме этого, P/B применим для тех компаний, у которых есть материальные активы (производства, здания, земля), и не подходит для технологичных и сервисных компаний, где основные активы – нематериальные (ПО, патенты, торговые марки).

источник

В 1934 году из-за несравнимости финансовых отчетов и по ряду других причин Конгресс США создал Комиссию по биржам и ценным бумагам (Securities and Exchange Commission – SEC). Комиссия была наделена полномочиями по регулированию деятельности всех компаний, выпускающих на рынок ценные бумаги.

Одна из главных целей SEC – обеспечить точность финансовой информации в публикуемых фирмой отчетах. Для реализации этой цели были разработаны Общепринятые принципы бухгалтерского учета (Generally Accepted Accounting Principles – GAAP).

Одна из главных целей GAAP – предусмотреть такую структуру финансовой отчетности, которая позволяет сравнивать документацию различных фирм.

Другие требования GAAP включают правила, определяющие:

  • Accounting Periods (Периодичность отчетности)
  • Matching (Полноту охвата)
  • Conservatism (Консерватизм)
  • Understandability (Ясность)
  • Relevance (Существенность)
  • Reliability (Надежность)
  • Consistency (Преемственность)

P.S. Приведенный список принципов включает не все требования GAAP, а только те, которые, прежде всего, относятся к внешней отчетности.

Объектом фундаментального анализа компании служат три основных документа: Баланс (Balance Sheet), Отчет о прибыли (Income Statement), Отчет о движении капиталов (Cash Flow Statement). Эти документы являются составной частью ежеквартальных (Form 10Q) и годовых (Form 10K) отчетов, которые компания регулярно предоставляет Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC).

Основным финансовым документом предприятия является Баланс (Balance Sheet), или Отчет о финансовом положении (Statement of Financial Position). Баланс (Balance Sheet) – финансовый отчет, показывающий средства, обязательства и капитал компании на определенный момент времени.

Статьи баланса обычно расположены в порядке убывающей ликвидности (Liquidity). (ликвидность – это мера того, насколько просто активы, представленные в статьях баланса, могут быть обращены в наличные, денежные средства).

Если финансовое положение фирмы представляется в отчете более чем за один год, отчет называется Сравнительным балансом (Comparative Balance Sheet).

Термин «Текущие» активы означают активы, имеющие сроки погашения менее одного года или отчетного периода, а «долгосрочные» активы – имеют сроки погашения более одного года или отчетного периода.

Баланс состоит из трех частей: Средства (Assets), Обязательства (Liabilities) и Капитал (Stockholders’ Equity).

Средства (Assets) – ресурсы, необходимые для функционирования компании, такие как деньги, ценные бумаги других компаний, помещения и производственные мощности, патенты и т.д. Текущие оборотные средства (Current Assets) – это активы, которые будут обращены в наличные деньги, проданы и использованы в течение одного года. Основные средства (Fixed assets) – это активы, которые предполагается использовать дольше, чем в течение одного года, например здания, транспортные средства, оборудование, долгосрочные инвестиции и т.д.

Обязательства (Liabilities) – это внешние источники ресурсов компании – кредиты, банковские ссуды и т.п. Обязательства включают краткосрочные долги (Short-term Debt), счета кредиторов (Accounts Payable), то есть долги предприятия своим поставщикам, задолженность по поставкам дистрибьюторам (Deferred income on shipments to distributors), задолженности по выплате компенсаций и пособий (Accrued compensation and benefits), задолженности по рекламе (Accrued advertising) и прочие накопившиеся задолженности (Other accrued liabilities).

Капитал (Stockholders’ Equity) – средства, полученные от инвесторов за счет продажи ценных бумаг и средства, оставшиеся как часть прибыли.

В качестве примера рассмотрим баланс компании Кока-Кола (Coca-Cola) за 2007 год.

В отчете все числа приведены в тысячах (All numbers in thousands).

Средства (Assets)
Текущие оборотные средства (Current Assets)
Денежные средства и их эквиваленты (Cash And Cash Equivalents) 4,093,000
Краткосрочные инвестиции (Short Term Investments) 215,000
Счета дебиторов (Net Receivables) 3,317,000
Товарно-материальные средства (Inventory) 2,220,000
Прочие текущие оборотные средства (Other Current Assets) 2,260,000
Всего текущих оборотных средств (Total Current Assets) 12,105,000
Долгосрочные инвестиции (Long Term Investments) 7,777,000
Имущество, производственные мощности и оборудование (Property Plant and Equipment) 8,493,000
Деловая репутация (Goodwill) 4,256,000
Нематериальные активы (Intangible Assets) 7,963,000
Накопленная амортизация (Accumulated Amortization)
Прочие активы (Other Assets) 2,675,000
Total Assets 43,269,000
Liabilities
Краткосрочные обязательства (Current Liabilities)
Счета кредиторов (Accounts Payable) 7,173,000
Кредиты и ссуды, которые подлежат погашению в текущий год (Short/Current Long Term Debt) 6,052,000
Прочие краткосрочные обязательства (Other Current Liabilities)
Всего краткосрочных обязательств (Total Current Liabilities) 13,225,000
Долгосрочные обязательства (Long Term Debt) 3,277,000
Прочие обязательства (Other Liabilities) 3,133,000
Расходы по отсроченным долгосрочным обязательствам (Deferred Long Term Liability Charges) 1,890,000
Всего обязательств (Total Liabilities) 21,525,000
Капитал (Stockholders’ Equity)
Привелигированные акции (Preferred Stock)
Обыкновенные акции (Common Stock) 880,000
Нераспределенная прибыль (Retained Earnings) 36,235,000
Прибыль, полученная с оборота основных капиталов (Capital Surplus) 7,378,000
Прочий капитал (Other Stockholder Equity) 626,000
Всего капитала (Total Stockholder Equity) 21,744,000
Чистые материальные активы (Net Tangible Assets) $9,525,000


Income Statement

Отчет о прибыли (Income Statement) или отчет о прибыли (Statement of Earnings), или отчет о прибылях и убытках (Profit and Loss (P&L) Statement) – Отчет о доходах и расходах компании, а также изменения капитала в результате хозяйственной деятельности за определенный период.

Разность между доходами фирмы и всеми расходами, включая налоги, составляет чистую прибыль (Net Income), которую в некоторых случаях также называют Net Earning или чистой прибылью после уплаты налогов (Profit after Tax) за отчетный период

Рассмотрим отчет о прибыли компании Кока-Кола за 2007 год. В отчете все числа приведены в тысячах (All numbers in thousands).

Всего доходов (Total Revenue) 28,857,000
Себестоимость (Cost of Revenue) 10,406,000
Валовая прибыль (Gross Profit) 18,451,000
Операционные затраты (Operating Expenses)
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (Research Development)
Общие, административные и торговые расходы (Selling General and Administrative) 11,199,000
Всего операционных затрат (Total Operating Expenses) 11,199,000
Операционная прибыль или убыток (Operating Income or Loss) 7,252,000
Прибыль от непрерывных операций (Income from Continuing Operations)
Всего прочих доходов/расходов (Total Other Income/Expenses Net) 1,077,000
Прибыль до налогообложения (Earnings Before Interest And Taxes) 8,329,000
Расходы на выплату процентов (Interest Expense) 456,000
Доход до налогообложения (Income Before Tax) 7,873,000
Затраты на уплату налогов (Income Tax Expense) 1,892,000
Доля участия дочерних компаний (Minority Interest)
Чистый доход от непрерывных операций (Net Income From Continuing Op) 5,981,000
Чистая прибыль (Net Income) 5,981,000
Привилегированные акции и другие (Preferred Stock And Other Adjustments)
Чистая прибыль, отнесенная к обыкновенным акциям (Net Income Applicable To Common Shares) $5,981,000
Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Операционная прибыль = Валовая прибыль — Операционные затраты = 18,451,000 – 11,199,000 = 7,252,000

Чистая прибыль = Прибыль до налогообложения — Затраты на уплату налогов = 7,873,000 — 1,892,000 = 5,981,000

Последний документ — декларация о движении денежных средств фирмы (потоках наличности) за весь отчетный период. Отчет о движении капиталов (Cash Flow Statement) констатирует изменения финансового положения компании за отчетный период.

Иногда он может носить название Отчет об источниках доходов и расходов (Sources and Uses Statement).

Рассмотрим отчет о движении капитала компании Кока-Кола за 2007 год. В отчете все числа приведены в тысячах (All numbers in thousands).

Чистая прибыль (Net Income) 1,500,000
Хозяйственная деятельность (Operating Activities, Cash Flows Provided By or Used In)
Амортизация (Depreciation) 307,000
Поправка к чистой прибыли (Adjustments To Net Income) 8,000
Изменения в счетах дебиторов (Changes In Accounts Receivables)
Изменения в пассивах (Changes In Liabilities)
Изменения в товарно-материальных средствах (Changes In Inventories)
Изменения от других видив хозяйственной деятельности (Changes In Other Operating Activities) (695,000)
Итоговый поток капитала от хозяйственной деятельности (Total Cash Flow From Operating Activities) 1,120,000
Инвестиционная деятельность (Investing Activities, Cash Flows Provided By or Used In)
Капиталовложения (Capital Expenditures) (386,000)
Инвестиции (Investments) 55,000
Прочее движение капитала в результате инвестиционной деятельности (Other Cashflows from Investing Activities) (226,000)
Итоговый поток капитала от инвестиционной деятельности (Всего Total Cash Flows From Investing Activities) (557,000)

Амортизация. Средства производства со временем изнашиваются, поэтому для них устанавливается определенный срок службы, например, 10 лет. В течение этого периода стоимость средств производства регулярно списывается. Такой процесс списания стоимости средств производства на протяжении определенного срока службы называется амортизацией.

Амортизация не вычитается из чистой прибыли, а прибавляется к ней, хоть и на первый взгляд это противоречит здравому смыслу. Давайте разберемся, почему так происходит.

Итак, компания Коко-Кола когда-то в прошлом приобрела средства производства, то есть понесла расходы, связанные с этим оборудованием. В отчете о движении капитала сказано, что расходы на амортизацию за отчетный период составили 307 миллионов долларов. Понятно, что эти деньги не были потрачены, а были списаны и учтены в себестоимости произведенных продуктов. То есть амортизационные расходы не привели к отрицательному движению капитала. Поэтому, они были прибавлены к чистой прибыли.

Подобным образом и стоимость списанного оборудования, и сумма отсроченных налогов также добавляется к чистой прибыли, а не вычитается из нее.

Мы рассмотрели три финансовых инструмента. Однако фундаментальный анализ не ограничивается изучением только абсолютных показателей, которые отражены в балансе, отчете о прибыли и движении капитала. Большое значение для оценки перспектив компании имеет анализ относительных показателей (ratio analysis). Относительные показатели не только раскрывают дополнительные характеристики, проливающие свет на истинное финансовое положение компании, но и позволяют проводить сравнительный анализ компаний между собой.

Несмотря на существенные различия в системе публикуемых показателей в разных странах и разных источниках, коэффициенты, используемые для такого анализа, можно сгруппировать следующим образом:

  • Показатели эффективности производственной деятельности (Operating Performance Ratio) измеряют прибыльность фирмы и ее способность использовать активы.
  • Показатели ликвидности (Liquidity Ratios) характеризуют возможность фирмы выполнять краткосрочные обязательства, управлять оборотным капиталом.
  • Показатели финансовой устойчивости (Financial Strength Ratios) определяют степень риска, который может быть связан со способом формирования структуры заемных и собственных средств, используемых для финансирования активов фирмы.

Прибыль на акцию (EPS) — отражает реальный уровень прибыли и это значение выше размера дивидендов. Эта величина представляет большой интерес для акционеров, так как дает приблизительную оценку потенциальной доходности акции. Так величина 14,23 говорит о том, что на одну акцию Google по итогам 2007 года пришлось $14,23 чистой прибыли. EPS не может эффективно измерить экономическую стоимость компании, однако все еще широко используется во многих ежегодных отчетах.

Коэффициент Цена/Прибыль (P/E Ratio) – аналитический показатель, используемый для сравнения разных компаний. P/E = Price/EPS – отношение рыночной цены акции к чистой прибыли (без налога на прибыль, дивидендов на привилегированные акции и других обязательных платежей из прибыли, приходящейся на одну обыкновенную акцию). Величина Р/Е показывает сколько лет необходимо работать акционерной компании для того, чтобы вернуть свою рыночную стоимость. P/E чем меньше, тем лучше. Если покупается акция с P/E=10, то это означает, что понадобится 10 лет для того, чтобы компенсировать изначальные инвестиции из доходов фирмы.

R/S (Price/Sales – отношение рыночной цены к чистой выручке, приходящейся на одну обыкновенную акцию).

где
Mcap— рыночная капитализация компании,
Net Sales — чистая выручка, продажи.

ROE (Return on Equity – доходность собственного капитала). Данный коэффициент является очень распространенным для оценки доходности инвестиций акционеров в предприятие. Собственным капиталом в целях расчета настоящего коэффициента признается разница между всеми активами компании и ее обязательствами. Доход на капитал (ROE) показывает эффективность заемных средств.

Размер дивидендов на акцию P/D. Этот коэффициент наиболее важен для зрелых предприятий, которые уже имеют возможность выплачивать дивиденды и от которых не ожидается стремительного прироста курсовой стоимости.

Price–to–Book Ratio (Цена – балансовая стоимость). Этот показатель используется для поиска явно недооцененных акций. Как правило, этот показатель выше 1, то есть рыночная цена акции превышает реальную стоимость компании, что естественно, поскольку рыночная цена призвана отражать не только реальные, но и ожидаемые доходы в будущем. В результате тех или иных причин этот показатель может оказаться меньше 1. В этом случае такая компания может стать реальным кандидатом для покупки.

Все относительные показатели продуктивно использовать для сравнения различных компаний, которые принадлежат к одному и тому же рыночному сектору. Дело в том, что различным секторам рынка присущи разные диапазоны значений относительных показателей. В таблице приведены показатели Р/Е и R/S для некоторых компаний, принадлежащих трем различным секторам.

Р/Е (Price/Earnings) R/S (Price/Sales)
Банки: 12,74 2,74
Wells Fargo & Company (WFC) 12,17 1,30
American Express Company (AXP) 10,69 1,78
Banco Bradesco S.A. (BBD)
Интернет-информация:
Google Inc. (GOOG) 32,22 7,86
Yahoo! Inc. (YHOO) 27,05 3,73
Bankrate Inc. (RATE) 32,83 4,8
Металлургия:
United States Steel Corp. (X) 12,9 0,48
Reliance Steel & Aluminum Co. (RS) 9,23 0,5
Mueller Industries Inc. (MLI) 8,99 0,4

В погоне за своевременностью получения сведений не забывайте о качестве информации. Ежедневно просматривайте сообщения. Выполните поиск по тикеру компании и проверьте, не было ли новостей. Каковы сегодняшние доходы? Больше они или меньше ожидаемых?

Возможные тревожные сигналы:

  • Акции падают на благоприятных новостях. Это может означать, что на хороших новостях уже сыграли, и когда они стали реальным фактом, котировки вернулись на привычный уровень. Такая ситуация, как правило, говорит о том, что в настоящий момент акции оцениваются в соответствии со своей реальной стоимостью.
  • Несколько “инсайдеров”, т.е. руководителей компании, владеющих пакетами ее акций, продают акции своей компании. Следует иметь в виду, что представители руководства компании могут иметь причины для продажи ее акций, которые не имеют ничего общего с изменением стоимости компании. Однако если трое или четверо из высших менеджеров и директоров продают свои акции, то это не говорит в пользу компании.
  • Компания осуществляет вторичное размещение акций. Обычно компании идут на подобный шаг, если считают, что в данный момент получат за свои акции наиболее высокую цену. Через некоторое время курс этих акций может снизиться.

Обратный выкуп — это покупка компанией своих собственных акций на открытом рынке. Акции в этом случае называются “выкупленными акциями” (treasury stock). Обратный выкуп рассматривают как индикатор “бычьей” тенденции. Впоследствии они могут быть проданы или изъяты из обращения на основании решения, принятого акционерами. Важность обратного выкупа для инвесторов зависит от количества выкупаемых акций. Чем выше процентное соотношение выкупленных акций и акций в обращении, тем больше возможностей для получения прибыли. Нередко бывает, что дата объявления об обратном выкупе акций совпадает с выходом плохих новостей. Это может быть как публикация неутешительных квартальных или годовых отчётов, так и негативная оценка деятельности компании со стороны известных аналитиков. Проще говоря, компания старается выбрать именно тот период времени для проведения обратного выкупа собственных акций, когда её цена находится на минимальных значениях. Это может означать только одно: компания стремится извлечь выгоду из их дешевизны. Часто за объявлением об обратном выкупе акций следует объявление о сплите. Обратный выкуп свидетельствует о том, что компания уверена в прочности своего положения. Обратный выкуп акций обычно осуществляется, если компания имеет излишек наличных средств. Когда излишки наличности используются для обратного выкупа, вместо расширения компании или выплаты дивидендов, акционеры часто имеют возможность отсрочить получение доходов с капитала и снизить налоговые платежи в случае роста цены акций. Обратный выкуп может оказаться лишь попыткой манипулировать ценой акций.

Сплиты (Split) один из наиболее эффективных инструментов маркетинга. Компании обычно расщепляют свои акции для снижения их стоимости и повышения ликвидности. Обычно расщепление происходит 2:1 или 3:1. К примеру, если вы имели 100 акций какой-либо компании по $50, то после сплита вы будете иметь 200 акций этой компании по $25. Или если сплит 3:1 – имели 100 акций по $60, станет 300 акций по $20. В суммарном отношении акционер ничего не получает, но расщепление делает компанию привлекательной для инвестирования, т.к. цена акции стала значительно ниже. Имеет значение понимание того, что сплит — это следствие выдающейся «работы» акций, а не наоборот. Акции не идут вверх только потому, что они дробятся, они дробятся, потому что дошли до верхней границы своего торгового диапазона.

Обратный сплит предпринимается компаниями, желающими увеличить рыночную стоимость своих акций и привлечь инвесторов. Повышение цены акций может стать необходимым, например, в следующих обстоятельствах:

Процедуры биржевого листинга предусматривают минимальную цену акции. Например, NASDAQ устанавливает минимальную цену одной акции $1. Если цена акции падает ниже $1, биржа направляет эмитенту предупреждение с требованием за время испытательного срока повысить стоимость акции.

Кроме этого, в инвестиционных декларациях многих инвестиционных фондов содержится требование — покупать и держать акции стоимостью дороже $10.

Одним из способов повышения цены акции является обратный сплит. Например, если у компании было в обращении 2 млн. акций, и сплит проводится в отношении один к двум, то у компании отныне будет 1 млн. акций, а каждый владелец 200 акций станет владельцем 100. Цена акций при этом повысится приблизительно в 2 раза. Рыночная капитализация компании и процентные доли акционеров в компании остаются при этом неизменными.

Merger – поглощение (путем приобретения ценных бумаг или основного капитала), слияние компаний.

Acquisition – приобретение (например, акций), поглощение компании.

Крупные компании стремятся изыскивать дополнительные источники расширения своей деятельности, среди которых одним из наиболее популярных является слияние и поглощение компаний. Слияние – один из самых распространенных приемов развития, к которому прибегают в настоящее время даже очень успешные компании.

Классификация основных типов слияний и поглощений компаний

В зарубежной бизнес-практике давно сложились разнообразные схемы слияния и поглощения компаний. К основным признакам классификации M&A можно отнести:

  1. характер интеграции компаний;
  2. национальную принадлежность объединяемых компаний;
  3. отношение компаний к слияниям;
  4. способ объединения потенциала;
  5. условия слияния, поглощения;
  6. механизм слияния.

В зависимости от характера интеграции компаний выделим следующие виды:

  • горизонтальные слияния – объединение компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства;
  • вертикальные слияния – объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта, т.е. расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие – до конечного потребителя. Например, слияние горнодобывающих, металлургических и машиностроительных компаний;
  • родовые слияния – объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая фотоаппараты, объединяется с фирмой, производящей фотопленку или химреактивы для фотографирования;
  • конгломератные слияния – объединение компаний различных отраслей без наличия производственной общности, т.е. слияние такого типа – это слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом. В рамках конгломерата объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в такого вида объединениях принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе. В свою очередь можно выделить три разновидности конгломератных слияний:
  • Слияния с расширением продуктовой линии (product line extension mergers), т.е. соединение неконкурирующих продуктов, каналы реализации и процесс производства которых похожи. В качестве примера можно привести приобретение компанией Procter & Gamble, ведущим производителем моющих средств, фирмы Clorox – производителя отбеливающих вещетв для белья.
  • Слияния с расширением рынка (market extension mergers), т.е. приобретение дополнительных каналов реализации продукции, например, супермаркетов, в географических районах, которые ранее не обслуживались.
  • Чистые конгломератные слияния, не предполагающие никакой общности.

В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделить два вида слияния компаний:

  • национальные слияния – объединение компаний, находящихся в рамках одного государства;
  • транснациональные слияния – слияния компаний, находящихся в разных странах (transnational merger), приобретение компаний в других странах (cross-border acquisition).

Учитывая глобализацию хозяйственной деятельности, в современных условиях характерной чертой становится слияние и поглощение не только компаний разных стран, но и транснациональных корпораций.

В зависимости от отношения управленческого персонала компаний к сделке по слиянию или поглощению компании можно выделить:

  • дружественные слияния – слияния, при которых руководящий состав и акционеры приобретающей и приобретаемой (целевой, выбранной для покупки) компаний поддерживают данную сделку;
  • враждебные слияния – слияния и поглощения, при которых руководящий состав целевой компании (компании-мишени) не согласен с готовящейся сделкой и осуществляет ряд противозахватных мероприятий. В этом случае приобретающей компании приходится вести на рынке ценных бумаг действия против целевой компании с целью ее поглощения.

В зависимости от способа объединения потенциала можно выделить следующие типы слияния:

  • корпоративные альянсы – это объединение двух или нескольких компаний, сконцентрированное на конкретном отдельном направлении бизнеса, обеспечивающее получение синергетического эффекта только в этом направлении, в остальных же видах деятельности фирмы действуют самостоятельно. Компании для этих целей могут создавать совместные структуры, например, совместные предприятия;
  • корпорации – этот тип слияния имеет место тогда, когда объединяются все активы вовлекаемых в сделку фирм. В зависимости от того, какой потенциал в ходе слияния объединяется, можно выделить:
  • производственные слияния – это слияния, при которых объединяются производственные мощности двух или нескольких компаний с целью получения синергетического эффекта за счет увеличения масштабов деятельности;
  • чисто финансовые слияния – это слияния, при которых объединившиеся компании не действуют как единое целое, при этом не ожидается существенной производственной экономии, но имеет место централизация финансовой политики, способствующая усилению позиций на рынке ценных бумаг, в финансировании инновационных проектов.
Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Слияния могут осуществляться на паритетных условиях (“пятьдесят на пятьдесят”). Однако накопленный опыт свидетельствует о том, что “модель равенства” является самым трудным вариантом интеграции. Любое слияние в результате может завершиться поглощением.

В зарубежной практике можно выделить также следующие виды слияний компаний:

  • слияние компаний, функционально связанных по линии производства или сбыта продукции (product extension merger);
  • слияние, в результате которого возникает новое юридическое лицо (statutory merger);
  • полное поглощение (full acquisition) или частичное поглощение (partial acquisition);
  • прямое слияние (outright merger);
  • слияние компаний, сопровождающееся обменом акций между участниками (stock-swap merger);
  • поглощение компании с присоединением активов по полной стоимости (purchase acquisition) и т.п.

Тип слияний зависит от ситуации на рынке, а также от стратегии деятельности компаний и ресурсов, которыми они располагают.

Кредитный рейтинг – это официальное заключение о кредитоспобности субъекта хозяйственной деятельности (им может быть государство, государственное учреждение, финансовая организация или большая компания). Рейтинг присваивается конкретному выпуску долговых обязательств организации и дает основание для составления собственного кредитного риска с риском других компаний. Компании и банки с наивысшими кредитными рейтингами могут представлять себя в своей отрасли в качестве элитарных организаций.

Рейтинги устанавливаются специализированными агентствами. Главными агентствами по кредитному рейтингу являются Standard & Poor’s и Moody’s (США), а также IBCA (Великобритания).

Агентство Moody’s пользуется разными показателями для составления рейтинга долгосрочных и краткосрочных долговых обязательств (которые являются приоритетной задолженностью с первоначальным сроком погашения в один год или менее).

Существуют три рейтинга для краткосрочных долговых обязательств (например, коммерческих бумаг), характеризующиеся относительно высокую способность эмитента долгового обязательства оплатить свои долги. Это три инвестиционные категории: категория 1, категория 2 и категория 3.

Рейтинги Moody’s для краткосрочных долговых обязательств

Рейтинг Характеристики
Категория 1 Превосходная способность погашать долги. Гарантированные альтернативные источники получения ликвидных ресурсов.
Лидирующее положение в стабильной отрасли.
Высокие доходы на использованный капитал.
Высокий коэффициент отдачи акционерного капитала. Высокий уровень процентного покрытия.
Стабильное поступление денежных средств.
Категория 2 Стабильная способность погашать долги.
Достаточные альтернативные источники получения ликвидных ресурсов.
Другие характеристики аналогичны представленным в категории 1, но выраженные в меньшей степени.
Большие колебания темпов роста прибыли и коэффициента процентного покрытия.
Категория 3 Приемлемая способность погашать долги.
Достаточные альтернативные источники получения ликвидных ресурсов.
Большая уязвимость от изменений в отрасли от рыночной конъюнктуры.
Нестабильность доходов может привести к потребности в относительно высоких кредитах и росту отношения заёмного и собственного капиталов

Эмитенты, которые не попали ни в одну из этих категорий, классифицируются как некатегорийные (непервоклассные) и обладающие повышенным кредитным (инвестиционным) риском.

Для долгосрочных долговых обязательств агентство Moody’s использует девять рейтингов – от Ааа (тройное А) до С.

Одной из особенностей рейтингов, составляемых агентством Moody’s банков является то, что при выпуске в определенной стране филиалом или дочерним предприятием банка облигаций, долговой рейтинг для этого отделения будет ниже рейтинга самого банка (материнской компании) и не выше государственного рейтинга данной страны. Например, если бы международный банк с рейтингом Ааа выпустил долговые обязательства через дочернее предприятие в Австралии и если государственный рейтинг Австралии составляет только Аа, то эти долговые облигации отделения банка котировались бы не выше рейтинга Аа.

Рейтинги Moody’s для долгосрочных долговых обязательств

Р Характеристики
Ааа Облигации самого высоко качества. «Золотообрезные» бумаги. Сумма долга обеспечена. Платежи процентов хорошо защищены большой прибылью.
Аа Облигации высокого качества.
А Облигации обладают многими привлекательными характеристиками и попадают в категории средней и высшей степени качества. Адекватное обеспечение основной суммы долга и процентов.
Ваа Облигации средней степени качества, которые не являются ни сильно защищенными, ни слабо обеспеченными. Основная сумма долга и проценты адекватно обеспечены в настоящее время, но есть некоторая ненадежность в перспективе. Имеются некоторые спекулятивные черты при оценке в качестве объекта для инвестиций.
Ва Облигации, которые как объекты инвестирования имеют спекулятивные характеристики. Умеренная защита процентов и основной суммы долга.
В Облигации, в котором в целом отсутствуют признаки привлекательных финансовых вложений. Защита процентов и суммы вложенных средств на длительный период времени в достаточной степени не гарантирована.
Саа Облигации с плохой репутацией, порождающие сомнения в обеспеченности выплаты основной суммы долга или процентов. По некоторым таким облигациям платежи уже могут быть просрочены.
Са Облигации, которые в высокой степени являются спекулятивными. Часто бывают неоплаченными.
С Самый низкий рейтинг. Облигации имеют очень слабые перспективы на то, что они когда-нибудь достигнут инвестиционного (не спекулятивного) рейтинга.

Примечание: К инструментам денежного рынка, бумагам страховых компаний и привилегированным ценным бумагам (привилегированным акциям и т.п) применяются другие категории рейтингов.

Кредитные рейтинги агентства Standard &Poor’s

Как и Moody’s, агентство Standard &Poor’s является организацией по определению кредитного рейтинга для долговых ценных бумаг. Агентством также составляются «рейтинги суверена», представляющие оценку способности государства пунктуально отвечать по своим долговым обязательствам первого порядка.

Определение агентством Standard &Poor’s рейтинга коммерческих бумаг представляет собой текущую оценку вероятности пунктуальной оплаты по долговому обязательству, которое было выпущено с первоначальным сроком оплаты 12 месяцев или менее.

Краткосрочные рейтинги агентства Standard & Poor’s

Рейтинг Характеристики
А-1 Наивысшая категория. Стабильные характеристики безопасности. Рейтинг А-1+ свидетельствует о чрезвычайно стабильных характеристиках безопасности
А-2 Не столь высокая, как у А-1, но все же удовлетворительная вероятность своевременных платежей.
А-3 Вероятность своевременных платежей более зависит от неблагоприятных обстоятельств, чем при долговых обязательств по рейтингу А-1 и А-2.
В Вероятность своевременного платежа на уровне спекулятивных бумаг.
С Сомнительная вероятность произвести платеж
D Платеж просрочен

Рейтинги долгосрочных долгов группируются по двум основным категориям:

  • Рейтинги ААА, АА, А и ВВВ, относящиеся к инвестиционной категории;
  • Рейтинги ВВ, В, ССС, СС и С, относящиеся к спекулятивной категории. Рейтинг спекулятивной категории свидетельствует, что возможности эмитента долгового обязательства обеспечить выплату процентов и возврат основной суммы долга не могут быть предсказаны с определенностью.

Помимо указанных, существует два дополнительных рейтинга – С1 и D. Рейтинги от АА до ССС можно подвергнуть модификации, добавив плюс (+) или минус (-) для демонстрации относительного положения долгового обязательства в пределах каждой рейтинговой категории. Плюс указывает на более высокий рейтинг, минус – более низкий.

Рейтинги агентства Standard & Poor’s для долгосрочных долговых обязательств

Рейтинг Характеристики
Инвестиционные категории
ААА Наивысший рейтинг. Очень высокая вероятность выплаты процентов и возврата основной суммы долга.
АА Высокая вероятность выплаты процентов и возврата основной суммы долга. Лишь маржинально (по уровню доходности) слабее категории ААА.
А Высокая вероятность выплаты процентов и возврата основной суммы долга, но с большей зависимостью от неблагоприятных изменений обстоятельств и экономической ситуации.
ВВВ Нормальная вероятность выплаты процентов и возврата основной суммы долга, однако эта вероятность может снизиться при неблагоприятных изменениях обстановки. Меньшая обеспеченность долговых обстоятельств, чем при других рейтингах инвестиционных категории.
Спекулятивные категории
ВВ Неопределенность обстановки общего и длительного характера или влияние неблагоприятных внешних сдвигов могут привести к невозможности своевременно выплачивать проценты и возвратить основную сумму долга. (Этот рейтинг также применяют к долговому обязательству, подчиненному долговому обязательству с рейтингом ВВВ).
В Наличие в настоящее время возможности выплачивать проценты и возвращать основные суммы долгов, но гораздо большая вероятность несостоятельности, чем при рейтинге ВВ. ( Данный рейтинг также применяют к долговому обязательству, которое подчинено долговому обязательству первого порядка с рейтингом ВВВ или ВВ).
ССС Имеет в настоящее время определенно выраженную склонность к неплатежу, и лишь благоприятные экономические, деловые и финансовые условия позволяют избежать этой неплатежеспособности. (Этот рейтинг также применяется к долговому обязательству с рейтингом ВВ или В).
СС Долговое обязательство, которое подчиняется долговому обязательству первого порядка с рейтингом ССС.
С Долговое обязательство, которое подчиняется долговому обязательству первого порядка с рейтингом ССС. Применяется также к долговым обязательствам компании, которая подала заявлении о банкротстве, но облигации которой еще находятся в обороте.
Прочие категории
С1 Доходные облигации, по которым не выплачиваются проценты.
D Платежи приостановлены или подано заявление о банкротстве с вероятностью прекращения платежей.

Рейтинговая система IBCA для банков разработана для того, чтобы помочь пользователям сделать заключение о том, получит ли банк поддержку в случае финансовых затруднений (правовой рейтинг), или чтобы оценить текущую деятельность банка (индивидуальный рейтинг).

Правовые рейтинги оценивают вероятность получения банком поддержки от государства или от своих акционеров в случае финансовых трудностей. Такая оценка важна в настоящее время для банков в таких странах, как США, Швеция, и Италия, а также Великобритания.

Правовые рейтинги агентства IBCA

Рейтинг Характеристики
1 Банк, который имеет соответствующие права и (или) значимость и которому в случае необходимости определенно будет оказана помощь со стороны государства. Государство, при этом, должно принадлежать к числу ведущих развитых стран.
2 Банк, который не имеет права на государственную поддержку, но который мог бы получить такую поддержку при необходимости. Государство должно обладать значительными средствами для оказания такой помощи.
3 Банк, владельцы которого имеют высокую репутацию и значительные ресурсы, которые обеспечили бы поддержку акционеров в случае необходимости.
4 Банк, для которого поддержка акционеров или властей вероятна, но не гарантирована (может быть, например, вследствие того, что у акционеров нет достаточных средств),
5 Банк не может рассчитывать на какую-либо помощь извне.

Правовой рейтинг является показателем при оценке кредитного риска, но для вынесения заключения об экономических достоинствах банка (таких, как качество управления и доля собственного капитала) применяют дополнительный набор рейтингов.

Те, кто пользуется рейтингами IBCA, должны делать свои собственные заключения о банке по правовому и индивидуальному рейтингам IBCA.

Индивидуальные рейтинги агентства IBCA

Рейтинг Характеристики
А Великолепный баланс. Благоприятная структура кредитного портфеля. Устойчивая динамика высокой прибыли.
В Эффективность работы банка в целом лучше или такая же, как и у его конкурентов. Выполнение обязательств, Нет значительных проблем. Здоровая структура кредитного портфеля.
С Нормальная структура кредитования, но с присутствием некоторых тревожных симптомов. Возможно, что эффективность работы ниже, чем у конкурентов.
D Банк с явно низкой степенью эффективности работы. Низкая рентабельность. Баланс ниже среднего. Погашение долгов банком возможно, но это потребует времени.
Е Банк с серьезными проблемами, которые требуют или, вероятно, потребуют внешней поддержки.

Агентство IBCA также разработало рейтинги для долгосрочных и краткосрочных долговых обязательств. Долгосрочные рейтинги ВВ и ниже присваиваются при наличии у обязательства спекулятивного характера. К рейтингу долгосрочных обязательств можно добавлять “+” или “-“ для обозначения относительного положения в рамках основных рейтинговых категориях.

Кредитные рейтинги агентства IBCA для эмиссий долговых обязательств

Рейтинг Для необеспеченных “cтарших”(приоритетных) долгосрочных обязательств
АAA Обязательства, у которых самая низкая вероятность инвестиционного риска. Возможность своевременной выплаты процентов и возврата основной суммы долга настолько велика, что неблагоприятные изменения деловых, экономических или финансовых условий вряд ли существенно увеличат инвестиционный риск.
AA Обязательства, у которых очень низкая вероятность инвестиционного риска. Значительная возможность своевременной выплаты основной суммы долга и процентов. Неблагоприятные изменения деловых, экономических или финансовых условий могут повысить инвестиционный риск, хотя и не очень.
A Обязательства, у которых в настоящее время низкая вероятность инвестиционного риска. Стабильная возможность своевременной выплаты процентов и возврата основной суммы долга, хотя неблагоприятные изменения деловых, экономических или финансовых условий способны привести к повышению инвестиционного риска.
BBB Обязательства, у которых в настоящее время низкая вероятность инвестиционного риска. Нормальная возможность выплаты процентов и возврата основной суммы долга, хотя отрицательные изменения деловых, экономических или финансовых условий могут привести к увеличению инвестиционного риска с большей степенью вероятности, чем в случае с облигациями, которые относятся к более высоким категориям.
BB Обязательства, для которых существует возможность возрастания инвестиционного риска. Возможность своевременной выплаты процентов и возврата основной суммы долга существует, однако с течением времени она подвержена влиянию неблагоприятных изменений деловых, экономических и финансовых условий.
B Обязательства, у которых существует инвестиционный риск. Своевременные выплаты процентов и суммы основного долга не защищены в достаточной мере от неблагоприятных изменений деловых, экономических или финансовых условий.
CCC Обязательства, у которых существует ощутимая постоянная возможность непогашения. Своевременная выплата процентов и возврат основной суммы долга зависят от благоприятных деловых, экономических и финансовых условий.
CC Обязательства с высокой степенью спекулятивности или с высоким риском непогашения.
C Облигации, которые в настоящее время не могут быть погашены.
Рейтинг Рейтинги краткосрочных (до 12 месяцев)обязательств, включая коммерческие бумаги.
A1+ Обязательства, обладающие самой высокой вероятностью своевременного погашения.
A1 Обязательства, обладающие самой высокой вероятностью своевременного погашения.
A2 Обязательства с высокой вероятностью своевременного погашения, хотя эта вероятность может быть понижена из-за влияния неблагоприятных изменений деловых, экономических или финансовых условий.
B1 Обязательства, обладающие нормальной вероятностью своевременного погашения, Эта вероятность восприимчива к отрицательным изменениям деловых, экономических или финансовых условий в большей мере, чем по обязательствам более высоких категорий.
B2 Обязательства, вероятность своевременного погашения которых сильно зависит от неблагоприятных изменений деловых, экономических или финансовых условий.
C1 Обязательства с низкой вероятностью своевременного погашения.
D1 Обязательства, которые обладают высоким риском погашения или уже не могут быть погашены в настоящее время.

Большинство брокерских фирм используют пятибалльную шкалу. Терминология может несколько отличаться в разных фирмах.

Так, Merrill Lynch (MER) устанавливает рейтинги “buy”, “accumulate”, “neutral”, “reduce” и “sell”. Lehman Brothers (LEH) использует вместо “accumulate” термин “outperform” , а “reduce” обозначается как “underperform”

strong buy активно покупать
buy покупать
Outperform or accumulate выше среднерыночного или накапливать
neutral or hold нейтральный или держать
underperform or reduce ниже среднерыночного или сокращать
sell продавать
strong sell активно продавать

Пятибалльная шкала

  1. strong buy
  2. buy
  3. neutral
  4. sell
  5. strong sell

источник