Меню Рубрики

Как делать анализ программы учебной

В конце XX века в образовании официально произошла смена приоритетов.

До этого школа должна была давать знания, так как учитель был единственным носителем знаний.

Со временем учитель перестал быть единственным носителем знаний, источником знаний. (К примеру: в 50–60 годах XX века появился Интернет.)

Можно выделить три причины, по которым школа знаневая должна была стать развивающей:

  1. Информационная революция.
  2. Более частое обновление и увеличение роста знаний.
  3. Педагогическая причина: изменились дети, так как изменился мир. У детей появляется выбор.

Итак, главной целью образования стало развитие личности ученика.

А что же такое развитие?

  • Развитие – это не количество знания, а умение его применять.
  • Развитие – это не количество знания, а умение его добывать.
  • Развитие – это не наличие знания, а умение определить своё незнание. (Проблемное обучение.)

Знания, умения, навыки становятся средством и результатом учебного процесса, а не целью.

Всвязи с вышесказанным появилось много разнообразных программ и модулей обучения в начальной школе, которые призваны, прежде всего, сформировать у ребёнка желание и умение с удовольствием учиться. Учителя, работающие по разным программам, ведут детей к этой цели разными путями. Какой маршрут обучения выбрать – решать родителям. Важно, чтобы программа максимально отвечала потребностям и возможностям ребёнка.

В нашей гимназии учителями начальных классов ведётся обучение по трём образовательным программам:

  • “Школа России” – традиционная программа.
  • “Школа 2100” – образовательная система с развивающим содержанием.
  • Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

По системе развивающего обучения занимаются 18 учащихся, по традиционной программе “Школа России” – 47 учащихся, по образовательнай системе с развивающим содержанием “Школа 2100” – 55 учащихся.

Все эти программы – это целостные модели, в состав которых входят как средства обучения для учащихся: учебники, рабочие тетради и т. д., так и пособия для учителей: книги, методические рекомендации, поурочное планирование и др.

Попробуем разобраться, в чём сходство и отличительные черты используемых нашими учителями программ начального образования.

По образовательной системе с развивающим содержанием “Школа 2100” в нашей гимназии работают три учителя: Буткевич О.В., Свиридова Н.Н., Малыхина Е.С.

Что такое “Школа 2100” сегодня?

  • Это личностно – ориентированное, развивающее, вариативное, непрерывное образование для массовой школы (дошкольная подготовка, начальная школа, основная старшая школа).
  • Это система, рассчитанная на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности.
  • Все учебники, пособия опираются на единую систему психолого – педагогических принципов.
  • В системе реализован принцип преемственности и непрерывности от детского сада до старшей школы.
  • Все учебники прошли всестороннюю апробацию в течение десяти лет.
  • В этой системе были впервые предложены предметы „Информатика“, „Риторика“.
  • Учебники реализуют принцип минимакса, который позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика (содержание предлагается по максимуму, а учащийся обязан усвоить материал по минимуму стандарта).
  • “Школа 2100” эффективна для детей, у которых уровень обученности зависит от сформированности всех психических процессов, включающих уровень интеллекта N и выше N, большой объём памяти, высокую степень сформированности произвольного внимания, его контентрацию, развитый фонематический слух и богатый активный словарный запас, сформированность техники чтения, особенно на уровне понимания прочитанного.

    Учебники по курсу обучения чтению и начальному литературному образования рассчитаны на хорошо читающих учеников, эрудированных, литературно подкованных учителей.

    Учебно-методический комплект по математике (автор Петерсон Л.Г.) рассчитан на сильного ученика с развитым теоретическим логическим и вариативным мышлением, включающим моделирование с помощью специальных знаков – символических средств; умеющим абстрагироваться, с высокой степенью концентрацией внимания, быстротой выполнения математических операций и работы в целом. Не смотря на то, что учебный материал дифференцирован по степени сложности.

    Основная цель программы – формирование различных способов деятельности. Поставленную учебную задачу решают вместе учитель и ученик.

    Программа трудновата, так считают многие учителя, которые порой сами не в состоянии решить некоторые математические задачи.

    По традиционной программе “Школа России” в нашей гимназии работают три учителя: Нечаева В.Е., Шипилова Г.В., Максименкова В.Н.

    В основе данной программы лежат личностно – ориентированный и проблемно – поисковый подходы. Модуль “Школа России” предполагает в первую очередь воспитание граждан – гражданское образование.

    Основное положение программы – развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах. Программа “Школа России” призвана развить у ребёнка природосберегающее “чувство дома”, воспитать любовь и уважение к природе во всех её проявлениях. Важнейшими составляющими программы являются экологическая этика и эколого-этическая деятельность ученика, направленные на духовное и нравственное саморазвитие личности ребёнка.

    Программа “Школа России” считается традиционной, большинство детей осваивают её без каких-либо проблем.

    По программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова работает Дорошенко П.М..

    Большинство учителей, выбравших данную систему, отмечает, что программа Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова достаточна сложна. Система предполагает использование разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов.

    Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок ученикам в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создаёт атмосферу психологического комфорта. Основное положение программы: „Знания должны усваиваться ребёнком в процессе анализа условий их происхождения.“ В программе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова существует особенный метод освоения учебного предмета – решение детьми системы учебных задач. Школьники должны уметь обнаруживать в учебном материале исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру изучаемого, которое они воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях. Позиция учителя – деловой партнёр активно сотрудничающий с учащимися в процессе решения учебных задач.

    Первый ориентир при выборе программы для будущего первоклассника – это здоровье. Интенсивное обучение требует огромных затрат времени и сил ребёнка. Следовательно, хорошее здоровье – необходимое условие при выборе программы повышенной сложности, предполагающей высокий темп обучения.

    Важным в данном случае является и уровень интеллектуальной готовности ребёнка. Ребёнку с низким уровнем готовности будет достаточно трудно учиться по системе “Школа 2100”, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

    По мнению наших учителей лучший результат дают программы “Школа – 2100” и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова при условии достаточно высокого уровня интеллектуальной готовности детей к школе.

    В начальной школе закладывается то, что называют фундаментом образования. Именно здесь ребёнок получает первое, самое яркое впечатление о школе, которое в дальнейшем может повлиять на его отношение к учёбе. Потому так важно выбрать образовательную траекторию, ту программу, по которой будет учиться ребёнок в начальной школе.

    1. Е.В. Меттус “Система работы по проблемам будущих первоклассников”, Волгоград, изд. „Учитель“, 2007 год.
    2. Образовательная система „Школа 2100“.Педагогика здравого смысла. Сборник. Москва, „Баласс“, 2003 год.
    3. Журнал „Завуч начальной школы“ №7, 2007 год.

    источник

    Юлия Балибардина
    Анализ рабочей программы

    Рабочие программы в ДОУ разработаны:

    — на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

    — образовательной программы ДОУ;

    — в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста;

    — Положения о рабочей программе педагога.

    Срок реализации программ – 1 год.

    Рабочие программы определяют содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного учреждения. Обеспечивают развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей, учитывают интересы и потребности детей и родителей, воспитанников, приоритетные направления и культурно-образовательные традиции.

    Содержание программ направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

    Программы реализуется в период непосредственного пребывания ребенка в ДОУ. Содержание программ соответствует основным принципам дошкольного образования:

    — принцип самоценности каждого возраста:

    — принцип развивающего образования;

    — принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

    Общий объем Программ рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

    — образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

    — образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; — самостоятельную деятельность детей;

    — взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    В программах определены периоды проведения мониторинга, участники, основные задачи и показатели анализа. Мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка, а мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы.

    Мониторинг основывается на анализе достижения детьми промежуточных итоговых результатов, для каждого возрастного периода.

    Содержание программы направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

    — развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

    — накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

    — формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

    Содержание программы направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

    — развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

    — развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи -диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

    — практическое овладение воспитанниками нормами речи.

    Содержание программы направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

    — развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

    — формирование элементарных математических представлений;

    — формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

    Содержание программы направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

    — развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

    — развитие детского творчества;

    — приобщение к изобразительному искусству.

    — развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (музыкального, словесного).

    Структура программы

    1. Целевой раздел образовательной программы.

    -Цели и задачи реализации Программы

    -Принципы и подходы к формированию Программы

    -Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

    3. Планируемые результаты освоения программы

    4. Содержательный раздел программы

    Следует отметить патриотическую направленность Программы, а также направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей (социокультурный компонент, на сохранение и укрепление здоровья детей.

    Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

    Планы воспитательно-образовательной работы с детьми в группах дошкольного возраста являются обязательными документами, разрабатываются и реализуются каждым педагогом ДОУ.

    1. Обеспечение выполнения программы воспитания и обучения детей с МКДОУ в каждой возрастной группе.

    2. Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно

    3. Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей.

    Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ включает в себя:

    Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)

    Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности:

    1. Составляется педагогами каждой разновозрастной группы совместно.

    2. Перспективное планирование НОД разрабатывается ежемесячно на каждый месяц учебного года (с сентября по май включительно).

    3. Перспективное планирование НОД составляется для каждой возрастной подгруппы в составе разновозрастной группы с учетем комплексно-тематического планирования.

    4. Перспективное планирование НОД отражает:

    Месяц, недели месяца, учебные дни недели;

    Интегрирующие темы недель, месяца;

    Наименование итогового мероприятия и дату его проведения;

    Реализуемые базовые и интегрируемые образовательные области в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности;

    Решаемые педагогические задачи;

    Виды детской деятельности и используемые в работе с детьми игры и упражнения;

    5. Перспективное планирование НОД является составной частью календарного планирования воспитательно-образовательного процесса.

    6. Перспективное планирование НОД оформляется в печатном виде

    Таблица: 1 день недели, 2 базовые и интегрирующие образовательные области, 3 педагогические задачи, 4 виды детской деятельности, перечень используемых игр, упражнений, 5 учебно-методическое обеспечение. (составляется на каждую неделю месяца с указанием темы недели)

    Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

    Календарное планирование воспитательно-образовательного процесса составляется: каждым педагогом; ежедневно на первую и вторую половину дня; в соответствии с режимом дня; для каждой разновозрастной группы без деления на возрастные подгруппы; на начало каждого месяца и определяется: комплекс утренней гимнастики, комплекс гимнастики после сна, план индивидуальной работы с детьми на месяц (на основе данных мониторинга детского развития); содержание непосредственно-образовательной деятельности в календарном плане не расписывается – делается ссылка на перспективное планирование НОД; в план прогулки включаются: наблюдения, трудовая деятельность, игры разной подвижности, индивидуальная работа по развитию основных движений детей, сюжетно-ролевые игры; при планировании каждой формы работы с детьми воспитатель указывает вид игры, название, цели, ссылку на учебно-методическое обеспечение

    Календарное планирование отражает:

    1 половина дня: утренний прием детей; свободная деятельность детей; непосредственно образовательная деятельность; прогулка; возвращение с прогулки, обед, подготовка ко сну, сон;

    2 половина дня: подъем, гимнастика после сна; свободная деятельность детей; прогулка.

    -Интеграцию образовательных областей;

    -Организацию совместной деятельности взрослого с детьми: групповую и подгрупповую работу, индивидуальную работу, образовательную деятельность в режимные моменты;

    -Организацию предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей;

    -Взаимодействие с родителями;

    Календарное планирование оформлено в виде таблицы из столбцов: 1 режимные моменты; 2 интеграция образовательных областей; 3-5 совместная деятельность взрослого и детей: групповая, подгрупповая (3 колонка, индивидуальная работа (4 колонка, образовательная деятельность в режимных моментах (5 колонка); 6 организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей; 7 взаимодействие с родителями, социальными партнерами

    Фрагмент рабочей программы ДОО «В мире спортивных соревнований» ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Выполнил воспитателей ДОО Попкова М. В. (МБДОУ «Детский.

    Фрагмент рабочей программы «Ясельки» по программе «Ладушки» Пояснительная записка Рабочая программа ориентирована на детей от 1,5-до 3лет. Содержание материала разнообразно и доступно для восприятия.

    Фрагмент рабочей программы воспитателя «Это чудо — красота» Пояснительная записка Возрастные особенности детей от 5до 6 лет. Это возраст активного развития физических и познавательных способностей.

    Фрагмент рабочей программы воспитателя ДОО «Живая природа» КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО «Живая природа».

    Фрагмент рабочей программы воспитателя по теме «Моя семья» Фрагмент рабочей программы воспитателя по теме «Моя семья» Пояснительная записка. Рабочая программа воспитателя – нормативный документ,.

    Целевой раздел (из рабочей программы) I. Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка. Цель программы — позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного.

    Методическая разработка рабочей программы вокального кружка «До-ми-соль ка» Пояснительная записка Современная образовательная среда — это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям,.

    Рекомендации к разработке рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС до Рекомендации к разработке рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС ДО Подготовила: старший воспитатель Ишмуратова С. В. МБДОУ «Крапивинский.

    Рекомендации по составлению рабочей программы для воспитателей Рекомендации по составлению рабочей программы для воспитателей. 1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ 1. Название дошкольного образовательного учреждения. 2.

    Структура написания рабочей программы воспитателя ДОУ Содержание рабочей программы 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 1.1. Пояснительная записка- стр. 1.2. Возрастные особенности детей. — стр. 1.3. Планируемые.

    источник

    Анализ рабочей программы и анализ УМК

    Вложение Размер
    analiz_rabochey_programmy.docx 37.45 КБ
    analiz_umk.docx 20.93 КБ

    Анализ рабочей программы по предметам начального общего образования.

    1. Рабочая программа по предмету «Русский язык» НОО

    • основные требования к разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС начального, общего образования и примерных основных общеобразовательных программ:

    -состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание;

    -главные члены предложения (подлежащее и сказуемое); — части речи: имя существительное, имя прилагательное,

    — проводить синтаксический разбор предложений; определять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

    — обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;

    -отличать текст от набора предложений;

    -определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст;

    -устанавливать связи между предложениями в тексте;

    -делить текст на части, устанавливать связи между ними;

    -писать предложения в 60—70 слов по коллективно и самостоятельно составленному плану;

    -распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение;

    -писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям;

    -писать сочинение-описание (после предварительной подготовки);

    -писать под диктовку тексты в 55—65 слов, включающие слова с изученными орфограммами (обозначать на письме безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твердый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода, не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении);

    -правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с мягким знаком (ь);

    -грамотно, каллиграфически правильно списывать предложения, тексты, слова, проверять написанное;

    — распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов);

    -писать слова с непроверяемыми буквами;

    -распознавать в тексте синонимы и антонимы;

    -различать в слове его лексическое значение и звуко-буквенную форму; проводить звуко-буквенный анализ слов;

    -самостоятельно ставить ударение в словах.

    Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для третьего класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

    • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ МО И Н РФ № 373 от 6.10.2009.
    • Федеральный закон от 29.12.2012г № 273 – ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
    • Закон РТ от 22.07.2013 № 68 – ЗРТ “ Об образовании ”
    • Примерные программы начального общего образования. 2010г.
    • Авторская программа «Русский язык». Авторы:Климанова Л.Ф, Бабушкина Т.В.: М.: «Просвещение»
    • Учебник «Русский язык» 3 класс. Авторы:Климанова Л.Ф, Бабушкина Т.В.: М.: «Просвещение», 2014 г

    В целях выполнения содержательной части программного материала возможно уплотнение.

    Формы текущего контроля:уроки контроля и самоконтроля; самостоятельные работы, контрольные работы.

    Плановых контрольных уроков — 8., административных контрольных работ – 2.

    Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

    Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

    Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

    Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

    Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

    Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

    Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

    • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

    • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

    Программа определяет ряд практических задач , решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

    • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

    • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

    • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

    • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

    Основные виды учебной деятельности

    • Записывают слова, предложения.
    • Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.
    • Выполняют упражнение в тетради.
    • Обосновывают выбор написания…
    • Приводят примеры.
    • Проговаривают по цепочке.
    • На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.
    • Составляют схемы слов (предложений).
    • Проводят морфемный анализ слов.
    • Отвечают на вопросы учителя.
    • Выполняют задания по карточкам.
    • Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.
    • Озвучивают понятие…
    • Выявляют закономерность…
    • Анализируют…
    • Определяют причины.
    • Формулируют выводы наблюдений.
    • Объясняют свой выбор.
    • Высказывают свои предположения в паре.
    • Сравнивают…
    • Читают текст.
    • Находят в тексте понятие, информацию.
    • Высказывают свое мнение.
    • Осуществляют:

    источник

    В соответствии с выделенными критериями, рассмотрим программы по педагогике для профильных педагогических классов общеобразовательных школ и педагогических гимназий.

    В советский период развития теории и общеобразовательной практики обучение старшеклассников по педагогическим дисциплинам осуществлялось в 60-70-е годы в соответствии с типовой программой средней школы с производственным обучением (под редакцией Н.Н. Соловьева). Цель программы: профессиональная подготовка старшеклассников к дальнейшей профессиональной деятельности. Программа включала следующие разделы: I. Основы производства; II. Анатомия и физиология ребенка; III. Гигиена предшкольного и дошкольного возраста; IV. Рисование, лепка. Программа переиздавалась в 1962, 1964 гг. с некоторыми дополнениями.

    В начале 80-х годов проблема профессионально-педагогической ориентации старшеклассников активно разрабатывается учеными педагогами и практическими работниками школ в русле реализации идей «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984 г.), стержневой задачей которой было коренное улучшение трудового воспитания и профессиональной ориентации молодежи, а также последующих постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе. Так, в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда» (апрель 1984 г.) указывалось, что «необходимо принять меры к коренному улучшению трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, повышения уровня практической и морально-психологической подготовки их к самостоятельной жизни. ». Работа советской общеобразовательной школы по профессионально-педагогической ориентации старшеклассников рассматривалась как необходимое условие успешного функционирования всей системы подготовки педагогических кадров. На решение этих задач были нацелены и разработанные по данной проблеме учебные планы и программы. Так, анализ «Учебного плана и программы трудового обучения учащихся IX-X классов средней общеобразовательной школы с ориентацией на педагогические профессии», разработанный коллективом авторов под руководством В.А. Крутецкого, Е.П. Шастиной, показал, что основная цель работы по профессионально-педагогической ориентации — познакомить учащихся с сущностью педагогической профессии, с требованиями к ней развитого социалистического общества, способствовать формированию педагогической направленности старшеклассников, сознательному выбору ими профессии учителя. Основными ее задачами являются: формирование интересов учащихся к профессии учителя, развитие их педагогических склонностей и способностей, элементарных педагогических знаний, умений, навыков. Анализ показал, что учебный план включает в соответствии с обозначенными целью и задачами учебные дисциплины, состав которых создает необходимые предпосылки для осуществления общепедагогической подготовки школьников. Такими специальными дисциплинами являются: «Основы теории и практики коммунистического воспитания», «Основы общей психологии», «Теория и методика пионерской работы и работы с октябрятами», «Учебно-производственная практика (непрерывная)», «Основы теории и практики обучения», «Психология самовоспитания и возрастная психология», «Учитель советской школы», «Практикумы». Учебный план строится из расчета 4-х часов в неделю теоретических занятий и практикумов и включает всего 394 ч., в том числе 99 ч. теории и 295 ч. практики.

    Учебный план включает также ряд практикумов (по выбору школы) «Культура выразительной речи», «Хореография и пластика движений», «Краеведение и туризм» и др.

    Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

    Программой предусмотрено формирование у учащихся знаний о социальной значимости профессии учителя и научно — теоретических основ педагогической деятельности. Большое место в учебном плане отводится педагогически ориентированной деятельности школьников. Для организации такой деятельности каждый ученик прикрепляется в качестве помощника к учителю группы продленного дня, классному руководителю, пионерскому вожатому. В программе обозначен перечень видов деятельности, в которые желательно включать учащихся в течение всего срока их трудового обучения.

    Значительное место в подготовке старшеклассников к будущей учительской деятельности занимает знакомство их с первоначальными сведениями в области психологии.

    Вместе с тем, анализ программ по специальным дисциплинам показал, что содержание их во многом дублирует ВУЗовские курсы педагогики и психологии. В соответствии с программой «Основы теории и практики обучения» (35 ч.) для учащихся X классов, например, планируется изучение в самом начале курса темы: «Содержание образования в советской школе», рассчитанной на 3 часа.

    Изучение темы предусматривает изучение вопросов: дидактика — теория обучения и образования. Понятие о содержании образования. Общее, политехническое и профессиональное образование. Образование начальное, среднее, высшее. Самообразование. Понятие непрерывного образования. Учебный план, учебные программы, учебники как основные документы, определяющие содержание образования. Совершенствование содержания образования в советской школе на современном этапе. Практическое обучение при изучении этой темы включает следующие задачи: познакомить учащихся с программами средней общеобразовательной школы по отдельным учебным предметам, их содержанием, структурой; сопоставить содержание программ и содержание урока. Сформировать представление о ведущих идеях учебного предмета, теории, фактах, формировании умений и навыков, меж предметных связях.

    На наш взгляд, содержание данной темы перегружено, рассматриваемый материал является сложным и недоступным для сознательного усвоения старшеклассниками. Аналогичные недостатки характерны и для последующих тем данной программы: «Сущность процесса обучения», «Принципы обучения», «Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения» и т.д.

    Положительным аспектом анализируемой программы трудового обучения является то, что она ориентирует на воспитание у старшеклассников любви и уважения к профессии учителя, желания посвятить свою жизнь учительской деятельности. Однако, программа не предусматривает формирования у учащихся «Я-концепции», не ориентирует учителя на организацию поисковой деятельности школьников.

    Учебный план и программы трудового обучения учащихся IX- X классов средней общеобразовательной школы с ориентацией на педагогические профессии (отв. ред. В.Н. Тарасова) были также разработаны в русле решения задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы и предназначались для учащихся педагогических классов. В работе с учащимися этих классов предусматривается решение следующих задач обучения: 1) дать старшеклассникам правильное представление об общественном назначении педагогической профессии и ее своеобразии, о трудностях работы педагога; 2) углубить интерес учащихся к педагогической профессии, сделать его устойчивым; 3) развивать склонности и способности к работе с детьми; 4) вызвать у старшеклассников стремление к формированию черт характера и личности будущего учителя.

    Учебным планом отводится на трудовое обучение с педагогической профориентацией в IX-X классах 394 часа, в том числе 111 ч. на теоретические знания и 263 ч. на практические занятия. Учебный план включает следующие специальные дисциплины: «Твоя будущая профессия» (X кл.), «Педагогика вокруг нас» (IX-X кл.), «Воспитательная работа в детском саду (практикум)» (IX-X кл.), «Работа с пионерами и октябрятами» (IX кл.), «Комсомольская работа в школе» (X кл.), «Основы культуры речи» (X кл.), «Основы культуры чтения» (X кл.), «Непрерывная учебно-производственная практика». Ведущее место занимает в учебном плане курс «Твоя будущая профессия» (IX кл.), который раскрывает содержание педагогической профессии и является основой для изучения других дисциплин психолого-педагогического цикла. Вторым основным курсом является «Педагогика вокруг нас» (IX-X кл.), который позволяет дать учащимся элементарные сведения по педагогике и сформировать ответственное отношение к работе с детьми. В предлагаемом курсе вопросы теории не рассматриваются, основное внимание сконцентрировано на изучении доступных старшеклассникам вопросов методики для осмысления опыта воспитания и обучения. Педагогическую терминологию предлагается вводить на самом первоначальном уровне, чтобы учащиеся могли понять, о чем идет речь. Курс предполагает проведение теоретических и практических занятий. Значительное место в содержании курса занимают задания, ориентированные на работу с малышами и подростками, а также задания по самообразованию и самовоспитанию.

    Изучение остальных дисциплин направлено на развитие проблематики первых двух основных курсов, развитие профессионального интереса учащихся педагогических классов и вооружение их методическими приемами для работы с детьми.

    Анализ целей и содержания обозначенного выше учебного плана показывает, что он создает необходимые предпосылки для успешного формирования у учащихся общепедагогической подготовки. Учебные программы дисциплин психолого-педагогического цикла направлены на формирование познавательной мотивации у учащихся к педагогической профессии, что отражено в задачах и содержании программы, принципах построения практических занятий, формах организации учебной деятельности (конференции, диспуты, семинары, решение педагогических задач, проведение дней и недель науки и т.д.), предполагают формирование доступных профессиональных умений и навыков, выявление склонностей к работе с детьми.

    Однако содержание учебных программ по курсам психолого — педагогических дисциплин носит преимущественно практико — ориентированный характер: концентрация основного внимания только на некоторых доступных учащимся вопросах методики обучения и воспитания без достаточной теоретической подготовки не может обеспечить, на наш взгляд, необходимых условий для успешного формирования у старшеклассников устойчивого интереса к педагогической деятельности; программы не предусматривают также формирование у старшеклассников позиции субъекта образовательного процесса, недостаточное внимание уделяется развитию концепции «Я — будущий учитель» у старшеклассников.

    Экспериментальная программа «Психолого-педагогические основы подготовки к профессии учителя для учащихся IX-X (X-XI) классов (отв. ред. Л.И. Рувинский, 1986), проходящих трудовую подготовку по педагогическому профилю», предполагает преодоление в подготовке старшеклассников к педагогической профессии таких недостатков как преобладание иллюстративно-объяснительных методов обучения и дублирования тем программ по педагогике и психологии педагогического ВУЗа, отсутствие в процессе обучения таких важных моментов профессиональной ориентации как самопознание, самопроверка и самовоспитание профессионально важных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности.

    Анализ содержания программы показал, что она в значительно большей степени создает, по сравнению с рассмотренными учебными программами, условия для успешного формирования у старшеклассников общепедагогической подготовки и использования ее как средства развития у учащихся профессионального интереса к педагогической деятельности. Это обеспечивается следующей ее общей целевой установкой: «программа для педагогических классов включает в себя основы психолого-педагогических знаний и предназначена для формирования интересов и готовности к овладению старшеклассниками педагогической профессии». Учебный курс реализуется в трех направлениях:

    — формирование у школьников направленности на педагогическую профессию как совокупности устойчивых мотивов, ориентирующих на деятельность;

    — формирование у школьников представлений о педагогическом труде, а также умений общения с детьми и ровесниками;

    — формирование у школьников готовности к педагогической профессии, установки на самовоспитание профессиональных качеств.

    Материал в предлагаемой программе структурирован в последовательности, обусловленной логикой подготовки к педагогической профессии: основная цель первых тем — формирование у учащихся направленности на педагогическую профессию и ознакомление с личностными качествами учителя; далее предполагается оказать учащимся помощь в самовоспитании профессионально важных качеств на основе имеющегося у них интереса к данной профессии; завершается курс знакомством старшеклассников с различными сторонами педагогической деятельности, проверкой учащимися обоснованности своего профессионального самоопределения.

    Примерный тематический план включает 25 тем, в каждой из которых выделен раздел «Меж предметные связи», которые устанавливаются с такими дисциплинами как история, основы советского государства и права, обществоведение, биология, литература, этика и психология семейной жизни. Большое внимание уделяется в программе продуктивным методам обучения (решение педагогических задач, анализ проблемных педагогических ситуаций, опыта творчески работающих учителей и др.), а также включение учащихся в различные виды деятельности с элементами педагогического труда (работа в качестве вожатого октябрят или пионеров, помощь учителю продленного дня и т.д.).

    Вместе с тем, приведенный в данной программе примерный тематический план и содержание тем носят общий характер: они не конкретизированы применительно к изучению конкретного года обучения — в IX-X (X-XI) классах, что затрудняет выявление динамики в содержании материала и развитии интереса учащихся к педагогической профессии; отсутствие специального раздела по непрерывной учебно-производственной практике также не обеспечивает целенаправленной деятельности учителей по самовоспитанию у учащихся профессионально важных качеств, а также затрудняет моделирование и реализацию общепедагогической подготовки школьников как целостной системы.

    Анализ «Программ педагогических классов (экспериментальных)» (сост. Т.Н. Баркова, Г.Н. Братишкина, Л.И. Попова) показал, что позитивными аспектами содержания программы является ее направленность на формирование профессиональной мотивации учащихся, что отражено в ее целях и задачах: развитие интереса к профессии и личностно значимых качеств будущего учителя. В соответствии с учебным планом в IX классе изучаются специальные дисциплины как «Основы педагогических знаний» (51 ч.) и «Основы психологических знаний» (19 ч.), в X классе предусматривается изучение комплексной учебной дисциплины «Особенности педагогических и психологических знаний» (91 ч.). Достоинством рассматриваемой программы является соблюдение концентризма при ее построении, а также преемственности и систематичности в изложении основ педагогических и психологических знаний. Так, согласно программе «Основы педагогических знаний» девятиклассники усваивают элементарные педагогические знания по следующим разделам: «Вопросы выбора профессии», «Основы педагогических знаний», «Азбука труда учителя». Эти знания и умения углубляются и развиваются в X классе при изучении комплексного учебного курса «Особенности педагогических и психологических знаний», который включает обозначенные три раздела и дополнительно — раздел «Основы психологических знаний».

    Положительным аспектом программы является включение в содержание первого раздела — «Вопросы выбора профессии» рассмотрение особенностей профессий различных типов («человек — человек», «человек — художественный образ», «человек — знаковая система», «человек — природа», «человек — техника») и требований к ним, что позволяет, на наш взгляд, сформировать у учащихся представление о месте профессии учителя в системе других типов и классов профессий, познакомиться с видами педагогических профессий, характерными особенностями и спецификой педагогического труда. Положительной стороной программы является также введение в конце изучения каждой темы раздела «Практические работы», что позволяет включить школьников в различные виды творческих работ и формировать в процессе их выполнения элементарные общепедагогические умения, профессионально важные личностные качества. Например, программой X класса предусмотрен такой микропрактикум как «Примерить» к себе профессиографические качества педагога».

    Вместе с тем, содержание отдельных тем по «Основам педагогических знаний» являются трудными для сознательного усвоения старшеклассниками, носят проблемный философский характер, построены без учета, имеющегося у школьников опыта. Например, в IX классе предлагаются семинары по теме «Проблема целостной личности» (2 ч.), «Трудные дети и специфика работы с ними» (1 ч.). В содержании разделов программы дублируются темы по программам педагогики и психологии для студентов педагогических ВУЗов. Программа не предусматривает проведение учебно-производственной практики, что снижает ее образовательно — воспитательные возможности.

    Анализ учебных программ по педагогике и психологии для учащихся педагогических классов общеобразовательной школы, опубликованные в 1990-2000 гг. показал, что составители их ориентируются на основные цели и задачи общеобразовательной школы различных типов и видов, которые определены в государственном документе — Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.). Так, в программе А.А. Дворовенко, И.Д. Лаптевой, Н.Ф. Манохиной, О.И. Шелуха «Основы профессиональной подготовки в педагогических классах общеобразовательной школы (X-XI классы)» основными задачами профессиональной ориентации старшеклассников на педагогическую профессию являются: 1) вооружение школьников первоначальными знаниями о сущности и специфике требований к личности учителя и его профессиональной деятельности; 2) создание у учащихся педагогических классов установки на осознанный выбор профессии учителя; 3) формирование интереса к педагогической профессии и совершенствованию собственной личности как будущего учителя; 4) введение в технологию профессиональной деятельности; 5) создание системы индивидуальных и социальных ценностей, способствующих самоопределению в педагогике.

    При разработке курса авторы исходили из принципов: профессионально-деятельностной направленности психолого-педагогической подготовки будущего учителя, сотрудничества на основе учебного и человеческого общения. Курс предусматривает комплекс разнообразных методов, направленных на сознательное овладение педагогическими умениями, как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

    Теоретический уровень подготовки предполагает первоначальные психолого-педагогические знания, необходимые старшеклассникам для осознания собственных возможностей и способностей в педагогической деятельности, развитие общепедагогических умений.

    Практический уровень предусматривает развитие у учащихся основных педагогических умений, организации учебно-воспитательного процесса в младших классах общеобразовательной школы.

    Положительным аспектом программы является то, что для практического овладения основами педагогических умений предусмотрено включение учащихся в творческую деятельность посредством выполнения практических заданий и задач, упражнений, тренингов, деловых игр, концертов, «молний», изучения опыта работы лучших учителей школы и других активных методов работы.

    Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

    Тематический план включает 74 часа теории и 107 часов практики по курсам психологии и педагогики, рассчитанные на 2 года (X-XI) в педагогических классах общеобразовательной школы. Содержание занятий по педагогике в X классе включает темы о современной школе, ее проблемах и путях перестройки, социальной значимости труда учителя, выдающихся мастерах педагогического труда, о педагогике сотрудничества, самообразованию и самовоспитанию будущего учителя, об основах воспитания и системе воспитательной работы в школе. Курс педагогики в X классе посвящен рассмотрению проблем дидактики.

    Вместе с тем, анализ программы показал, что в ней уделяется недостаточное внимание самостоятельной работе учащихся и развития у них рефлексивных умений, формированию «Я-концепция» — учащихся в связи с их профессиональным самоопределением. В программе не освещены вопросы взаимосвязи педагогики с другими науками, о типах профессии и современных требованиях к ним; многие темы программы по педагогике и психологии дублируют программу высших учебных заведений и не соответствуют возрасту учащихся. Например, «Общие понятия о процессе познания и обучения», «Психология личности» и др.; в программе по педагогике отсутствует региональный и национальный компоненты, не предусмотрена учебно-производственная практика. Все это затрудняет успешное развитие у старшеклассников начальной общепедагогической подготовки и использования ее как средства формирования у старшеклассников интереса к педагогической деятельности.

    Цель «Экспериментальной программы по педагогике и психологии для педагогических классов 2-х годичной подготовки», разработанный H.Л. Селивановой (М., 1993) — расширение общего кругозора учащихся и формирование интереса к педагогической профессии на основе получения разнообразных знаний по педагогике и психологии.

    Анализ показал, что позитивными аспектами программы является ориентация программы на деятельностный подход к обучению. В связи с этим актуальными задачами обозначены: привитие навыков общения с людьми различных возрастных групп, формирование навыков работы старшеклассников как организаторов объединений и коллективов, овладение серией исследовательских методик, позволяющих изучать эффективность их деятельности при работе, как с отдельными детьми, так и с их объединениями.

    Общая подготовка старшеклассников включает в себя теоретические курсы по педагогике, психологии, мировой художественной культуре, истории музыкальной культуры, технике речи, основам экономики; практическую деятельность учащихся; спец семинар «Психолого-педагогические основы межличностного общения в системе «учитель — ученик», с психологическим тренингом», факультативные курсы по дизайну, массажу, стенографии, основам бизнеса.

    Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, итогом которой в десятом классе являются различные творческие работы и рефераты, а в одиннадцатом классе — курсовая работа по индивидуальным темам. Программа предусматривает использование различных форм обучения: лекция, семинар, лабораторно-практические занятия, игры, дискуссии, реферирование книг, описание работы лучших педагогов, меж предметные и меж возрастные уроки, групповая работа. Контроль осуществляется в форме зачетов, экзаменов, общественных смотров знаний, защиты рефератов, курсовых работ.

    Однако, как показал анализ, данная программа ориентирует учителя только на общую, а не на общепедагогическую подготовку старшеклассников. Поэтому содержание ее перегружено темами, которые имеют общеразвивающее (например, «Из истории мировой художественной культуры» — 17 ч., «История музыкальной культуры» — 17 ч. (X класс)) или специальное значение в подготовке школьника (например, «Основы экономики» — 14 ч. (X класс)). В программе не раскрыта социальная значимость профессии учителя, т.к. в нее не включены вопросы о типах профессий и о месте среди них педагогической профессии. Многие темы программы дублируют темы программ по педагогике и психологии высшей школы (например, «Педагогические идеи Д. Локка», «Свободное воспитание Руссо», «Вальдорфские школы» и др. — в X классе; «Память человека», «Внимание человека», «Мышление и воображение» и др. — в XI классе); в программе не прослеживается направленность педагогического процесса на формирование мотивационной сферы учащихся, отсутствует специальный раздел «Учебно-производственная практика».

    Проведенный анализ описанных программ, а также программ по педагогике для X-XI классов общеобразовательных школ и педагогической гимназии, разработанных нижегородскими учеными — Н.Ю. Елисева, И.В. Петривняя «Практическая психопедагогика», Т.Я. Железнова «Программа спецсеминара «Современные проблемы воспитания школьников»« (XI кл.), А.Б. Линденбаум «Программа по дидактике», Е.А. Слепенкова «Программа педагогической секции научного общества учащихся» и других — в соответствии с разработанными критериями позволили сделать следующие выводы:

    — Все экспериментальные учебные программы трудового обучения учащихся IX-X классов средней общеобразовательной школы с ориентацией на педагогические профессии и программы для педагогических классов ставят в качестве основной цели — познакомить учащихся с сущностью педагогической профессии, способствовать формированию педагогической направленности старшеклассников, углублению интереса школьников к педагогической профессии, сознательному выбору ими профессии учителя. Учебные планы IX-X (X-XI) классов включают специальные учебные предметы по педагогике и психологии с целью ориентации учащихся на профессию педагога и формирования контингента педагогических ВУЗов.

    — Положительным аспектом большинства проанализированных экспериментальных учебных программ является включение в учебно-воспитательный процесс различных факультативов и практикумов, которые направлены на развитие у учащихся профессионального интереса к педагогической деятельности и формирование общепедагогических умений и навыков. Наиболее часто рекомендуются такие разделы практикума как «Культура речи», «Воспитательная работа с детьми» и др. Позитивным аспектом является также включение во многих учебных планах рассматриваемых школ в качестве специального раздела — «Учебно-производственная практика (непрерывная)», «Практикумы», а также включение в содержании программ по педагогике и психологии специального раздела «Меж предметные связи».

    — Объяснительные записки многих экспериментальных учебных программ ориентируют на необходимость целенаправленного развития и формирования у старшеклассников профессионально важных качеств, стимулирования самопознания, самопроверку и самовоспитание обозначенных качеств. Все это способствует формированию у учащихся позиции активного субъекта образовательного процесса. На это ориентированы также многие активные формы и методы обучения, рекомендуемые данными программами.

    — Основным недостатком большинства экспериментальных учебных программ по специальным психолого-педагогическим дисциплинам является дублирование многих тем программ по педагогике и психологии ВУЗа, недостаточное внимание к вопросам формирования «Я-концепции» учащихся в связи с их профессиональным самоопределением, отсутствие в содержании большинства программ вопросов, основанных на национальных и региональных компонентах современной стратегии образования.

    Таким образом, анализ показал, что рассмотренные экспериментальные учебные планы и программы не предусматривают формирование у учащихся начальной общепедагогической подготовки и использования ее как средства развития у учащихся интереса к профессии учителя. Однако содержание всех программ содержит все необходимые предпосылки для успешного решения данной проблемы.

    При разработке экспериментальной учебной программы по педагогике мы учитывали положительные аспекты рассмотренных программ.

    Экспериментальная программа курса «Введение в педагогику» составлена нами с учетом требования государственного образовательного стандарта о профессиональном самоопределении и «Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения Российской Федерации» 1996, «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», 2002.

    Курс «Введение в педагогику» является ведущим в системе начальной общепедагогической подготовки старшеклассников. Эта дисциплина обеспечивает реализацию функций профессиональной ориентации в общеобразовательной школе с педагогическим профилем. Программа направлена на формирование у учащихся элементарных общепедагогических знаний, умений, навыков, призвана побуждать у учащихся интерес к педагогической профессии, повышает значимость овладения нравственной, эстетической культурой для развития личностно значимых качеств будущего учителя.

    Ведущими принципами построения программы являются: концентрическое расположение материала, системность, преемственность, научность, доступность, профессионально-деятельностная направленность, национально-региональный.

    Учебная программа рассчитана на 136 часов (2 года обучения), в том числе 16 часов — на проведение практических занятий, 41 час — практикум, 20 часов — педагогическая практика.

    Особенностью курса является включение в программу Х-х классов раздела «Воспитательные аспекты народного педагогического опыта в области воспитания подрастающего поколения». Изучение раздела позволяет формировать общепедагогические понятия на интересном, доступном десятиклассникам уровне, а также развивать нравственные качества школьников, предъявляемым профессии будущего учителя.

    По курсу «Введение в педагогику» предусмотрены следующие формы работы: школьные лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа, практикум и педагогическая практика.

    В соответствии с программой «Введения в педагогику», практикум включает изучение следующих разделов: «Средства и методы народной педагогики» (10 часов); «Народные традиции воспитания в наследии классиков педагогики» (10 часов); Направления воспитания (7 часов); «Азбука будущего учителя» (8 часов); «Особенности педагогической деятельности учителей-предметников» (4 часа); «Педагоги-новаторы о педагогической деятельности учителя» (8 часов) — в XI классе.

    источник

    Учебная программа – документ, детально раскрывающий содержание обучения по конкретному предмету.

    Примерная учебная программа – документ, детально раскрывающий обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету примерного (типового) учебного плана.

    Рабочая учебная программа – это программа, разработанная на основе примерной (типовой) применительно к конкретному учебному заведению с учётом национально-регионального компонента стандарта.

    Рабочая учебная программа является основным документом, которым руководствуется преподаватель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению, подбирая учебно-производственные работы и т.д.

    Для того, чтобы анализировать программу, необходимо знать её содержание, представлять её в целом, учитывать дидактические связи между разделами материала. Программа должна ежегодно корректироваться преподавателем. Составление рабочей программы требует от преподавателя творческого подхода и самостоятельности.

    Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-целостную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Они утверждаются Министерством образования РФ и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются рабочие учебные программы. Они могут быть разработаны непосредственно, исходя из требований государственного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

    Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору и факультативных.

    Учебная литература. Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает учебник, который по своему содержанию и структуре должен соответствовать учебной программе по предмету.

    Принципы разработки учебно-программных документов.

    Основными – являются известные дидактические принципы:

    o связь теории с практикой;

    Принцип научности требует соблюдения следующих условий:

    · содержание материала должно соответствовать современному уровню развития техники, технологии, производства;

    · в программе должны быть отражены основы соответствующей фундаментальной науке (основы теории, факты, методы, закономерности, следствия);

    · в содержание материала необходимо включать сведения из истории науки, о частных и общих методах её познания;

    · структура материала в педагогически правильной форме должна отражать логическую схему научного материала.

    Принцип систематичности и последовательности определяет необходимость:

    o разработки такой системы построения материала, которая предусматривала бы логическую последовательность формирования знаний, умений и навыков, логику развития понятий в сознании учащихся и отражала бы важнейшие закономерности процесса познания;

    o реализации в содержании тем программы межпредметных и межтемных связей.

    Принцип доступности или посильности обучения основывается на следующих положениях:

    · объём текста должен быть согласован с числом часов, выделенных тематическим планом на её изучение;

    · в разработке последовательности материала должны быть применена доступная учащимся логика и метод построения.

    Принципы унификации и дифференциации основаны на 2-х положениях:

    o учебно-программная документация должна быть унифицирована как по форме, так и по содержанию там, где это возможно;

    o содержание материала программы меняется в зависимости от того, по какой специальности изучается данный учебный предмет.

    Знания этих принципов недостаточно для отбора и систематизации материала учебной программы.

    Необходимо ещё и знание направлений, по которым эти принципы реализуются в программах, умение использовать эти знания при изучении и анализе конкретных программ.

    Дата добавления: 2015-06-26 ; Просмотров: 2127 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    источник