Меню Рубрики

Как делать анализ параграфа по истории

Анализ учебника по истории

Выполнил студент группы __302________

Специальность / направление подготовки Педагогическое образование

(шифр и наименование специальности)

Специализация / профиль История

Схема анализа учебника истории

1)Выходные данные учебника

А) Автор(ы) учебника: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт

Б) Название учебника: История России 20 – начало 21 века

В) Адресат учебника (класс, уровень образовательной программы, структура исторического образования): 9 класс, образовательные программы основного общего образования, история для учащихся 6-9 класс)

Г) место и год издания: Москва «»Просвещение» 2011 год

Д) Гриф органов управления образованием (кем рекомендован, допущен к использованию в качестве учебника): Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, учебник имеет положительные заключения Российской академии наук (№2-10106-5215/12 48 от 13.10.2006) и Российской академии образования (№ 01-280/5/7д от 23.10.2006)

2) Анализ структуры и содержания учебника

А) Хронологические рамки курса, их соответствие программам школьных курсов истории: 20-начало 21 века

Б) Характер курса (систематический)

В) Цели изучения данного исторического курса и истории в целом в понимании авторов учебника: формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории; воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся, формирование личностного отношения к истории своей страны, стимулировало желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины; создание у учащихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа;

развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных в ходе изучения курса истории, при анализе и оценке современного состояния общества;

Г) Методологическая основа учебника: комплексный

Д) Структура учебника: хронологический, проблемно – тематический

Вид материала Ссылки на страницы учебника, примеры, суждения
Основной текст
Какие виды текста использованы: a) вводный; b) информационный; c) обобщающий; d) заключительный? Стр.5 Стр. 11-13, 43, 86, 164, 285 Стр.165 — итоги первых пятилеток, стр.129 – итоги НЭПа Стр.151 – победа Сталина за власть, стр.122 – Кронштадтское восстание, стр.323
Какие примеры изложения использованы: a) описание; -картинное описание -аналитическое описание b) повествование; -сюжетный рассказ -простое информативное сообщение -персонификация -драматизация -интервью -воображаемое путешествие -изложение материала в форме письма c) характеристика -описательная -сравнительная -обобщающая d) объяснение; e) рассуждение Стр.7-9, стр.168-раскулачивание Стр.35-36,стр.335-многопартийность Стр.32-33 первая революция, стр.207-Сталинградская битва Стр.224, 98-Конституция 1918 Стр.107, 148 Стр.176, стр.149-Сталин против Троцкого Стр.201, 227, Стр.252, 266-267, 294,308 Стр.302, 355 Стр.127, 112-интервенция Стр.147
Отличается ли текст информационной избыточностью? Как обозначен основной и дополнительный материал? научность, доступность и популярность изложения в объёмах, учитывающих возраст учащихся; основной текст обозначен черным шрифтом, дополнительный текст выделен синим цветом
Каково соотношение фактического и теоретического материла? Насколько оно соответствует возрастным и познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса ? Соотношение теоретического и фактического материала соответствуют возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике исторического курса.
Каково соотношение материала по различным аспектам исторического развития (экономика. Политика, социальные отношения, культура, ментальность) Наряду с политической историей авторы большое внимание уделили проблемам развития русской культуры и быта народа, а также развитию экономики (28 параграфов посвящен политике, 15 – экономике, 7 – социальным отношениям, 6- культуре)
Какие ценности (мировоззренческие и нравственные) декларируют авторы учебника, отбирая учебный материал, комментируя и оценивая исторические события, деятельность исторических личностей? основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально — исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях, а также воспитание патриотизма и гражданственности
Насколько полно и системно основной текст учебника реализует провозглашенные авторами цели изучения истории в целом и данного исторического курса в частности? Основной текст соответствует целям изучения истории и данного курса в частности
Дополнительный текст
Какие виды текста представлены: a) познавательные, научно-популярные; b) исторические источники c) фрагменты из художественных произведений? Стр.184, 222, 243 Стр. 197, 201, 25, 33 Стр.207
Какие виды таблиц предложены: -хронологические -синхронистические -сравнительно-обобщающие -конкретизирующие -иллюстрированные
Каково соотношение основного и дополнительного текстов? Основной текст достаточно и рационально дополнен дополнительным текстом, содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками
В каком виде предлагаются документы (краткие, адаптированные тексты, выдержки, цитаты, развернутые, аутентичные тексты и т.д.)? приводятся интересные исторические справки, документы, биографии различных деятелей истории, содержит выдержки из исторических документов. В пособии используется постраничный словарь.
Какую роль играет в учебнике дополнительный текст? развивает навыки работы с историческими письменными источниками
Пояснительный текст
Какие виды текста использованы: a) постраничный словарь; b) пояснение в скобках внутри текста; c) подписи к иллюстрациям? Стр. 42, 47,69,99, 133, 140 и т.д. Стр. 62, 72, 74, 243 Стр. 54, 63, 68, 75, 231, 235
Какая информация предлагается в пояснительном тексте к иллюстрациям: a) название изображения; b) время, место, автор изображения и его находки; c) вид изображения; d) сюжет или основная идея изображения; e) местонахождение и состояние в настоящее время (для документальных изображений)? Стр. 207 Стр.231, советские танки на улице освобожденного Минска. Июль 1944г. Фотография Генерал Г.К.Жуков
Насколько эффективно используется авторами потенциал пояснительного текста? Пояснительный текст: словарь терминов, подписи к иллюстрациям и схемам позволяют более детально, подробно разобраться учащимся в изложенном учебном материале. Таким образом, текстовый компонент достаточно подробно изложен, что делает возможным самоизучение материала и его анализ, интерпретацию
Иллюстрированные материалы
Какие виды наглядности представлены? А) изобразительная наглядность — репродукции произведений искусства -документальные изображения -учебные рисунки Б) условно – графическая наглядность -карты, картосхемы, картопланы -схемы, чертежи -графики, диаграммы -линии времени Стр. 353-355, 17 октября 1905 года. Художник И.Е. Репин Стр. 353 – 355 плакаты красных и белых времен Гражданской войны Стр.353-355, карта Россия в годы Первой Мировой войны Стр.241, 131, 92
Каково соотношение различных видов наглядности в учебнике? Насколько оно соответствует познавательным возможностям учащихся и специфике данного исторического курса Красочные иллюстрации, обилие карт, чертежей дают полное геополитическое и пространственное представление об изучаемом. А множество учебных репродукций, картин формируют общекультурное представление о истории. Внетекстовый компонент расширяет межпредметные связи с другими науками.
Каковы принципы отбора иллюстративного материала? Существует ли связь между основным текстом и иллюстративными материалами учебника? Каким образом и с какой целью она осуществляется? Достаточно ли иллюстративного материала учебника для освоения содержания курса? Иллюстрированный материал отобран в соответствии с важнейшими темами курса истории, учебник достаточно оснащен иллюстрациями, что соответствует возрасту учащихся
Каково полиграфическое качество иллюстрированного материала? Качество хорошее
Методический аппарат
К чему относятся вопросы и задания, как они расположены: a) в начале темы, параграфа; b) внутри основного текста; c) после параграфа; d) после темы, раздела, курса; e) к иллюстрациям; f) к документам? Стр.5, 17, 160, Стр.14,16, 39, 63,79, 95 Стр. 27, 42, 61, 70,90, 105,126 Стр.325 Стр. 123, 128, 157, 174, 184
Какие вопросы и задания использованы: a) на воспроизведения информации; b) на преобразование информации; c) на творческую реконструкцию фактов; d) на создание проблемных ситуаций? Стр. 43, 53, 91, 134, 146 Стр.105, Стр. 99, 126 Стр. 166, 181
Какие инструктивно-методические материалы предложены, с какой целью: a) опорные схемы главы, параграфа; b) планы-схемы для организации самостоятельной работы с учебником; c) памятки-алгоритмы выполнения познавательных заданий; d) тесты самоконтроля?
Какова роль вопросов и заданий в реализации образовательного, развивающего и воспитательного потенциала курса? комплекс вопросов и заданий способствует закреплению полученных знаний и развитию у учеников самостоятельного и аналитического мышления; Вопросы, вынесенные для опроса учащихся после параграфов, позволяют высказывать свою точку зрения, на уроках создаются проблемные ситуации. Ко всем темам предложены разноуровневые варианты опроса учащихся.
Аппарат ориентировки
Где расположено оглавление? Насколько эффективно такое решение? Оглавление расположено в начале учебника, что вполне удобно
Что в оглавлении помогает учащимся ориентироваться в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначения их уровня сложности? В оглавлении номер раздела выделен жирным шрифтом
Какие сигналы-символы используются для ориентировки в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначении их уровня сложности? Знак ? – вопросы после параграфа Знак ! – задания повышенной сложности
Как выделяются в учебнике отдельные фрагменты текста? Каковы принципы использования курсива, жирного шрифта, петита? Исторические понятия выделены цветом и взяты в рамки. Стр. 42, 60, 77 Курсивом в параграфе выделяются новые понятия, жирным шрифтом выделяются название параграфа, название пункта.
Какие виды указателей и словарей применяются в учебнике: a) указатель дат; b) словарь понятий; c) словарь имен; d) глоссарий? Стр. 90, 99, 105, 126 Стр. 90, 99, 105, 126
Есть ли в учебнике колонтитулы и шмуцтитулы? Какую роль они играют? В колонтитулах обозначено номр раздела или номера страниц
Как задействованы форзац и нахзац книги? В форзаце и нахзаце учебника даны основные даты данного периода истории
Есть ли в учебнике библиография? Где она расположена? Нет

Выводы: Для учащихся 9-х классов учебник составлен удачно, в основном направлен на знакомство детей с главными датами и историческими лицами данного периода; понятийный аппарат разнообразен и отражает основные исторические реалии рассматриваемого периода. Глубина освещения материала соответствует уровню обучения на базе неполного среднего образования. В изложенном материале четко отслеживается объективная авторская позиция на исторические явления и факты. доступен восприятию учащихся, учитывает их возрастные особенности.
Книга способствует формированию учебной мотивации, воспитанию учащихся, способствует выполнению образовательной программы. Материал в учебнике предполагает использование разных методических приемов на уроке.
Вопросы и задания, содержащиеся в учебнике достаточны для каждого урока, разнообразны, они учат самостоятельно добывать знания и побуждают к поиску дополнительной информации, помогает отслеживать результаты обучения и развития учащихся.

Учебник имеют четкую структуру, логично произведена разбивка на главы и разделы, удачно выбраны заголовки и подзаголовки. Учебник соответствуют принципам дидактики: научность, доступность, системность. Язык и стиль изложения соответствует возрастному уровню учащихся. В учебнике представлены документы, фрагменты из художественных произведений; вопросы и задания расположены внутри основного текста, после параграфа, к документам. Представлены карты, документальные изображения, схемы, диаграммы, репродуктивные произведения искусства. В учебнике применяются указатель дат, словарь новых слов, понятий.

Однако в учебнике отсутствуют итоговые вопросы и задания к разделам и ко всему курсу. Мало вопросов на создание проблемных ситуаций, на творческую реконструкцию фактов. Отсутствуют тесты для самоконтроля.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 264 | Нарушение авторских прав

источник

Анализ учебника истории Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времён до конца XVI века 6 класс
статья по теме

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времён до конца XVI века

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №132»

МО учителей истории и обществознания

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времён до конца XVI века

преподаватель МП истории ОмГПУ

Тип образовательного учреждения:

Год прохождения экспертизы: 2006

Завершенность предметной линии: завершена

  1. Программы. История. Обществознание. 5-11 кл.
  2. Данилов А.А. Программы. История 6-11 кл.\
  3. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Рабочие тетради. 6,7,8,9 (ч.1,2 ) кл.
  4. Данилов А. А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России» 6,7,8 кл.
  5. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России Методические рекомендации. 9 кл.
  6. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Хрестоматия по истории России XX в.
  1. Выстраивается цельная картина своеобразного развития России с древнейших времен до конца XVI века. ( §1, §25)
  2. Наряду с политической историей авторы большое внимание уделили проблемам развития русской культуры и быта народа рассматривая развитее страны (25% от всего объёма информации). §7-8, §16, §26-28.

Преобладает повествовательный стиль изложения, с элементами объяснительного

При изложении материала используются различные приемы: описание, повествование, объяснение. Пособие написано живым языком, доступным для восприятия учащихся.

«…Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Она представляла собой широкую крепкую доску с заострёнными раздвоенными снизу концами, на которые надевали железные наконечники-сошники. А затем почву выравнивали бороной – боронили…!

3. Информационная избыточность

(открытое и многоуровневое пространство различных текстов, составляющих содержание учебной книги и предрасположенных к вариативному использованию в процессе обучения истории)

1. научность, доступновсть и популярность изложения в объёмах, учитывающих возраст учащихся;
2. содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками;
3. продумана работа с основными историческими понятиями и терминами, а также датами изученного периода истории Отечества;
4. большое количество ярких иллюстраций, репродукций исторических картин, архитектурных памятников эпохи, дающих образное представление о культуре и быте.

стр.123 Характер Литовско-Русского государства

Стр.125 Значение присоединения русских земель к Литве

4. Оценка вопросов к тексту

  1. комплекс вопросов и заданий способствует закреплению полученных знаний и развитию у учеников самостоятельного и аналитического мышления;
  2. Вопросы, вынесенные для опроса учащихся после параграфов, позволяют высказывать свою точку зрения, на уроках создаются проблемные ситуации. Ко всем темам предложены разноуровневые варианты опроса учащихся. В учебнике имеются задания преобразующего типа. Они рассчитаны на среднего ученика, призваны сформировать у него различные умения: сравнивать материал, оценивать события, объяснять факты, устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Но нет заданий на хронологию. Большим упущением является отсутствие творческих заданий.

1)Найдите на карте города-центры полян, северян, кривичей…Покажите торговый путь «из варяг в греки».

2)Какую роль в появлении двух государственных центров восточных славян сыграли варяги?

3)Как управлялось Древнерусское государство?

приводятся интересные исторические справки, документы, биографии различных деятелей истории, содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками. В пособии используется постраничный словарь.

Читайте также:  Как выполнить анализ финансового состояния предприятия

Стр.13 Византийский писатель Прокопий Кесарийский о Восточных славянах

Стр.83 «Повесть временных лет. О Любечском съезде князей»

— учебные рисунки
— репродукции произведений искусства
— документальные изображения (фотографии, карикатуры, плакаты и т.д.)

— карты, картосхемы, планы — схемы, чертежи — линии времени

Приведены иллюстрации различного типа от фото (стр.211 Псковский кремль), до рисунков (стр.20 Торговый ладьи), репродукций картин (стр.151 Дмитрий получает благословение у Сергия Радонежского) и карт (стр.159 Русь в XIV – первой половине XVвв), схем сражений (стр.110 Невская битва).

Аппарат ориентировки представлен введением, информацией параграфов и заключением. Заголовки и подзаголовки соответствуют основным этапам истории и содержанию. Оглавление расположено на стр3, что вполне удобно. Данный исторический период «Россия с древнейших времен до конца XVI века» разбит на 3 главы и 28 параграфов.

Исторические понятия выделены цветом и взяты в рамки.

2. Рубрикации и тематические символы

3. Выделения в тексту курсивом и жирным шрифтом

4. Словари, указатели, справочники:

Выводы: проведя анализ учебника Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. С древнейших времён до конца XVI века» 6 класс мы видим, что в учебнике представлены новые подходы к историческому образованию. А значит мы можем отнести его к учебникам нового поколения. В учебниках по истории для 6-го класса развиваются основные принципы, заложенные в курс 5-го класса: ориентировка текста, методического аппарата и иллюстративного ряда на развивающее проблемное обучение, создание возможностей для разноуровневой работы и т.д. Кроме того, учебники по отечественной истории созданы в едином методическом, методологическом и психологическом ключе.

  1. Отличительные особенности учебников для 6-го класса:
    В учебнике по российской истории предпринята попытка переосмыслить предмет изучения. Авторский коллектив склонен считать, что российская история — история особого культурного пространства, в рамках которого существовали разные народы и разные государства. В связи с этим, кроме обычных традиционных тем, посвященных истории восточного славянства, здесь представлены события, происходящие на всем евразийском пространстве в период Средних веков (расселение тюркоязычных племен, образование, расцвет и распад Золотой Орды, судьба западно-русских земель в XIII-XV века).

Учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI века» доступен восприятию учащихся, учитывает их возрастные особенности.
Книга способствует формированию учебной мотивации, воспитанию учащихся, способствует выполнению образовательной программы. Материал в учебнике предполагает использование разных методических приемов на уроке.
Вопросы и задания, содержащиеся в учебнике достаточны для каждого урока, разнообразны, они учат самостоятельно добывать знания и побуждают к поиску дополнительной информации, помогает отслеживать результаты обучения и развития учащихся. Наряду с политической историей авторы большое внимание уделили проблемам развития русской культуры и быта народа. Учебник насыщен красочными иллюстрациями, картами. К каждому параграфу даются разнообразные вопросы и задания, отрывки из исторических документов и словарь новых терминов. В учебнике легко ориентироваться как учителю, так и учащемуся. Положительным моментом является то, что помимо учебника в комплект входят рабочие тетради, с помощью которых у учащихся формируется самостоятельный поиск информации в учебнике и расширение знаний по истории своей Родины. Качество издания на хорошем уровне полиграфического исполнения и художественного оформлении.Для проведения комплексного анализа данного учебника, необходимо рассмотреть текстовый и внетекстовый компонент учебника. Учебник – это книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры; это важнейшее средство обучения, источник знания для детей. В связи с этим необходимо подробно рассмотреть структуру учебника.

Основной текст представлен введением, информацией параграфов и заключением. Во введении раскрываются задачи, цели и источники исторического образования, своеобразие развития России с древнейших времен до конца XVI века. Информация параграфов строго логически, последовательно выстроена в соответствии с концентрической системой обучения истории. «От истории народов и государства в древности до формирования и укрепления централизованного Российского государства». Выделяется 3 главы и 28 параграфов. В заключении представлен общий вывод по изученным эпохам. А при помощи национально-регионального материала складывается возможность представить историю России как полиэтническую, а не чисто политическую. Разнообразен и дополнительный текст: выдержки из художественной литературы, документов и первоисточников – позволяющие разнообразить деятельность на уроке, внедрить более самостоятельные задания для учащихся (анализ, коллоквиум, рецензия). Пояснительный текст: словарь терминов, подписи к иллюстрациям и схемам позволяют более детально, подробно разобраться учащимся в изложенном учебном материале. Таким образом, текстовый компонент достаточно подробно изложен, что делает возможным самоизучение материала и его анализ, интерпретацию.

Внетекстовый компонент данного учебника нового поколения, конечно, отличен на порядок, скажем от его аналога 90х годов. Красочные иллюстрации, обилие карт, чертежей дают полное геополитическое и пространственное представление об изучаемом. А множество учебных репродукций, картин формируют общекультурное представление о истории. Внетекстовый компонент расширяет межпредметные связи с другими науками.

Методический аппарат: это прежде всего вопросы и задания после параграфа и разделов. Но, как ни печально введения или вводного слова к параграфам нет. Но общий вывод по изученной теме представлен в конце каждого параграфа и главы. Оглавление, форзац и эрзац (оформленные датами и событиями) – всё это облегчает деятельность учащихся, способствует более продуктивному обучению. Желательно наличие в учебниках схем по системам государственной власти и управления на разных этапах становления государства, лестниц иерархии, социальной структуры общества.

источник

Каждый ученик задает вопрос: как делать анализ текста, когда приходит время выполнять такое задание. Первое, с чего стоит начать — составить план. А далее, следуя по шагам, проанализировать предложенный текст. На самом деле, ничего сложного.

Итак, подробнее. Анализ — это метод краткого описания (краткий пересказ), чтобы лучше понять смысл. Анализировать можно все что угодно: стихотворение, текст, поступок, сказанные слова и так далее. Главное, соблюдать некоторые правила. Что же касается анализа текста по школьным предметам (литературе или русскому языку), то данное занятие помогает не просто читать книги, а читать осмысленно. Так, чтобы после прочтения можно было легко пересказать произведение и уловить мысль автора. Конечно на первых этапах ученик будет задавать себе вопрос, как делать анализ текста. Но в последствие ему станет легче понимать произведения, когда они станут более сложными. Данный метод работы также помогает настраиваться на творческую работу и раскрывает личностное восприятие.

Данное задание включает в себя множество параметров, по которым легче понять отрывок из произведения. Но четкой инструкции или схемы не существует, хотя придерживаться какого-то плана необходимо, чтобы составить текст анализа, где вывод будет вытекать из определенных фактов, подтверждающихся приведенными аргументами.

Стоит начать с того, что после прочтения, необходимо озаглавить текст. Так для себя можно определить тему и тематику и уже вначале ответить на вопрос: «что этим отрывком автор хотел сказать?».

Стоит помнить, что тема — это предмет рассуждения. А тематика — это совокупность тем, которые могут быть в предложенном отрывке.

В помощь при анализе могут быть использованы средства связи, разделяющиеся на лексические и морфологические. Т.е. необходимо определить, используются ли синонимы, повторы, союзы, глаголы и деепричастия.

Упомянуть нужно и о стиле текста, который может быть художественным, официально-деловым, научным или разговорным. А также следует уточнить, какой используется тип речи: повествование, рассуждение или описание.

Знание всех моментов несомненно поможет при разборе, и ученик уже не будет задавать вопрос: а как делать анализ текста. Он сразу по определенному плану начнет исследовать предложенное произведение, и в конце легко сможет сделать вывод с приведенными аргументами.

И напоследок. Анализы текстов по русскому языку и литературе могут несколько отличаться друг от друга. Если он взят из какого-либо произведения, необходимо использовать несколько одинаковых шагов. По-порядку:

  1. Жанр текста — легенда, стихотворение, притча, воспоминание, очерк
  2. Тема текста — в любом произведении есть своя тема
  3. Какие использованы приема построения текста — повторы, противопоставления, усиление, динамичность, созерцание
  4. Использование изобразительных средств
  5. Общее впечатление от прочитанного — если вдумчиво читать текст, то определенное впечатление обязательно останется, о нем и следует рассказать в самом конце анализа

Как делать анализ текста представленного отрывка? Ниже приведен пример:

Следует разобрать его по шагам, чтобы увидеть заложенный смысл.

  1. Мысль автора — показать и рассказать об участниках охоты, а с другой стороны продемонстрировать величие природы.
  2. Тип и стиль — это художественное произведение, а точнее повествование с элементами описания.
  3. Средства связи и художественные средства — союзы (и, но), наречия (долго, крепко, вдали). Основной прием — антитеза, т.е. когда идет противопоставление — глаголы (выскочишь, помчишься и осадишь, замирает), прилагательные (отчаянный, бешенный и мертвый). Также встречаются эпитеты, метафоры, градации.
  4. Синтаксические особенности — используются простые предложения, которые также входят в состав сложных, распространены определения и обстоятельства.
  5. Орфографические особенности — безударные гласные в корне (копыта, долина), чередующиеся гласные в корне (замирают, выскочишь).

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времён до конца XVI века

Выполнил :учитель истории Сайфутдинов Надир Бареевич

Тип образовательного учреждения:

Завершенность предметной линии: завершена

Программы. История. Обществознание. 5-11 кл.

Данилов А.А. Программы. История 6-11 кл.\

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Рабочие тетради. 6,7,8,9 (ч.1,2 ) кл.

Данилов А. А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России» 6,7,8 кл.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России Методические рекомендации. 9 кл.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. Хрестоматия по истории России XX в.

Выстраивается цельная картина своеобразного развития России с древнейших времен до конца XVI века. ( §1, §25)

Наряду с политической историей авторы большое внимание уделили проблемам развития русской культуры и быта народа рассматривая развитее страны (25% от всего объёма информации). §7-8, §16, §26-28.

Преобладает повествовательный стиль изложения, с элементами объяснительного

При изложении материала используются различные приемы: описание, повествование, объяснение. Пособие написано живым языком, доступным для восприятия учащихся.

«…Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Она представляла собой широкую крепкую доску с заострёнными раздвоенными снизу концами, на которые надевали железные наконечники-сошники. А затем почву выравнивали бороной – боронили…!

3. Информационная избыточность

(открытое и многоуровневое пространство различных текстов, составляющих содержание учебной книги и предрасположенных к вариативному использованию в процессе обучения истории)

1. научность, доступновсть и популярность изложения в объёмах, учитывающих возраст учащихся;
2. содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками;
3. продумана работа с основными историческими понятиями и терминами, а также датами изученного периода истории Отечества;
4. большое количество ярких иллюстраций, репродукций исторических картин, архитектурных памятников эпохи, дающих образное представление о культуре и быте.

стр.123 Характер Литовско-Русского государства

Стр.125 Значение присоединения русских земель к Литве

4. Оценка вопросов к тексту

комплекс вопросов и заданий способствует закреплению полученных знаний и развитию у учеников самостоятельного и аналитического мышления;

Вопросы, вынесенные для опроса учащихся после параграфов, позволяют высказывать свою точку зрения, на уроках создаются проблемные ситуации. Ко всем темам предложены разноуровневые варианты опроса учащихся. В учебнике имеются задания преобразующего типа. Они рассчитаны на среднего ученика, призваны сформировать у него различные умения: сравнивать материал, оценивать события, объяснять факты, устанавливать причинно-следственные связи.

Но нет заданий на хронологию. Большим упущением является отсутствие творческих заданий.

1)Найдите на карте города-центры полян, северян, кривичей…Покажите торговый путь «из варяг в греки».

2)Какую роль в появлении двух государственных центров восточных славян сыграли варяги?

3)Как управлялось Древнерусское государство?

приводятся интересные исторические справки, документы, биографии различных деятелей истории, содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками. В пособии используется постраничный словарь.

Стр.13 Византийский писатель Прокопий Кесарийский о Восточных славянах

Стр.83 «Повесть временных лет. О Любечском съезде князей»

— учебные рисунки
— репродукции произведений искусства
— документальные изображения (фотографии, карикатуры, плакаты и т.д.)

— карты, картосхемы, планы — схемы, чертежи — линии времени

Приведены иллюстрации различного типа от фото (стр.211 Псковский кремль), до рисунков (стр.20 Торговый ладьи), репродукций картин (стр.151 Дмитрий получает благословение у Сергия Радонежского) и карт (стр.159 Русь в XIV – первой половине XV вв), схем сражений (стр.110 Невская битва).

Аппарат ориентировки представлен введением, информацией параграфов и заключением. Заголовки и подзаголовки соответствуют основным этапам истории и содержанию. Оглавление расположено на стр3, что вполне удобно. Данный исторический период «Россия с древнейших времен до конца XVI века» разбит на 3 главы и 28 параграфов.

Исторические понятия выделены цветом и взяты в рамки.

2. Рубрикации и тематические символы

3. Выделения в тексту курсивом и жирным шрифтом

4. Словари, указатели, справочники:

Выводы: проведя анализ учебника Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. С древнейших времён до конца XVI века» 6 класс мы видим, что в учебнике представлены новые подходы к историческому образованию. А значит мы можем отнести его к учебникам нового поколения. В учебниках по истории для 6-го класса развиваются основные принципы, заложенные в курс 5-го класса: ориентировка текста, методического аппарата и иллюстративного ряда на развивающее проблемное обучение, создание возможностей для разноуровневой работы и т.д. Кроме того, учебники по отечественной истории созданы в едином методическом, методологическом и психологическом ключе.

Отличительные особенности учебников для 6-го класса:
В учебнике по российской истории предпринята попытка переосмыслить предмет изучения. Авторский коллектив склонен считать, что российская история — история особого культурного пространства, в рамках которого существовали разные народы и разные государства. В связи с этим, кроме обычных традиционных тем, посвященных истории восточного славянства, здесь представлены события, происходящие на всем евразийском пространстве в период Средних веков (расселение тюркоязычных племен, образование, расцвет и распад Золотой Орды, судьба западно-русских земель в XIII-XV века).

Читайте также:  Как выпить глюкозу для сдачи анализов

Учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI века» доступен восприятию учащихся, учитывает их возрастные особенности.
Книга способствует формированию учебной мотивации, воспитанию учащихся, способствует выполнению образовательной программы. Материал в учебнике предполагает использование разных методических приемов на уроке.
Вопросы и задания, содержащиеся в учебнике достаточны для каждого урока, разнообразны, они учат самостоятельно добывать знания и побуждают к поиску дополнительной информации, помогает отслеживать результаты обучения и развития учащихся. Наряду с политической историей авторы большое внимание уделили проблемам развития русской культуры и быта народа. Учебник насыщен красочными иллюстрациями, картами. К каждому параграфу даются разнообразные вопросы и задания, отрывки из исторических документов и словарь новых терминов. В учебнике легко ориентироваться как учителю, так и учащемуся. Положительным моментом является то, что помимо учебника в комплект входят рабочие тетради, с помощью которых у учащихся формируется самостоятельный поиск информации в учебнике и расширение знаний по истории своей Родины. Качество издания на хорошем уровне полиграфического исполнения и художественного оформлении.Для проведения комплексного анализа данного учебника, необходимо рассмотреть текстовый и внетекстовый компонент учебника. Учебник – это книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры; это важнейшее средство обучения, источник знания для детей. В связи с этим необходимо подробно рассмотреть структуру учебника.

Основной текст представлен введением, информацией параграфов и заключением. Во введении раскрываются задачи, цели и источники исторического образования, своеобразие развития России с древнейших времен до конца XVI века. Информация параграфов строго логически, последовательно выстроена в соответствии с концентрической системой обучения истории. «От истории народов и государства в древности до формирования и укрепления централизованного Российского государства». Выделяется 3 главы и 28 параграфов.В заключении представлен общий вывод по изученным эпохам. А при помощи национально-регионального материала складывается возможность представить историю России как полиэтническую, а не чисто политическую. Разнообразен и дополнительный текст: выдержки из художественной литературы, документов и первоисточников – позволяющие разнообразить деятельность на уроке, внедрить более самостоятельные задания для учащихся (анализ, коллоквиум, рецензия). Пояснительный текст: словарь терминов, подписи к иллюстрациям и схемам позволяют более детально, подробно разобраться учащимся в изложенном учебном материале. Таким образом, текстовый компонент достаточно подробно изложен, что делает возможным самоизучение материала и его анализ, интерпретацию.

Внетекстовый компонент данного учебника нового поколения, конечно, отличен на порядок, скажем от его аналога 90х годов. Красочные иллюстрации, обилие карт, чертежей дают полное геополитическое и пространственное представление об изучаемом. А множество учебных репродукций, картин формируют общекультурное представление о истории. Внетекстовый компонент расширяет межпредметные связи с другими науками.

Методический аппарат: это прежде всего вопросы и задания после параграфа и разделов. Но, как ни печально введения или вводного слова к параграфам нет. Но общий вывод по изученной теме представлен в конце каждого параграфа и главы. Оглавление, форзац и эрзац (оформленные датами и событиями) – всё это облегчает деятельность учащихся, способствует более продуктивному обучению. Желательно наличие в учебниках схем по системам государственной власти и управления на разных этапах становления государства, лестниц иерархии, социальной структуры общества.

источник

Учитель истории и обществознания:

Анализ линии учебников по истории России ,

История России. С древнейших времён до к.16 века. 6 класс.

История России. Конец 16-18 век. 7 класс.

Учебники данной линии освещают все предусмотренные стандартом образования для учащихся 6-9 классов вопросы истории России с древнейших времен до начала 21 века.

Методический аппарат учебников позволяет организовать эффективную работу на уроках и дома. Наряду с политической историей авторы большое внимание уделяют проблемам развития культуры и духовной жизни народов. Различные виды иллюстраций соответствуют возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике исторического курса. Учебники имеют четкую структуру, логично произведена разбивка на главы и разделы, удачно выбраны заголовки и подзаголовки. Учебники соответствуют принципам дидактики: научность, доступность, системность. Язык и стиль изложения соответствует возрастному уровню учащихся. В учебниках представлены документы, фрагменты из художественных произведений; вопросы и задания расположены внутри основного текста, после параграфа, к документам. Представлены карты, документальные изображения, схемы, диаграммы, репродуктивные произведения искусства. В учебниках применяются указатель дат, словарь новых слов, понятий.

Однако в учебниках отсутствуют итоговые вопросы и задания к разделам и ко всему курсу. Также необходимо иметь в учебнике список общей литературы, книг для чтения, исторических романов и научно-познавательных книг по истории России. Мало вопросов на создание проблемных ситуаций, на творческую реконструкцию фактов. Отсутствуют тесты для самоконтроля. +

Учебник История России. С древнейших времён до к.16 века является первой частью единого комплекта учебников А. А Данилова и по отечественной истории для 6-9 классов. В учебнике есть Введение, где история нашей Родины представлена как часть истории человечества. В заключении говорится о том, что Российская история похожа на историю других стран и народов, но есть у неё и свои особенности. В конце каждого параграфа есть обобщающий текст. Использованы такие виды изложения нового материала как описание, повествование, объяснение. Иногда текст отличается информационной избыточностью, например параграф Соседи восточных славян или Русь и Литва. В учебнике хороший подбор документов и фрагментов из художественных произведений. Пояснительный текст используется в виде пояснения в скобках внутри текста или подписи к иллюстрациям. Вопросы и задания расположены после параграфа и к документам, но отсутствуют вопросы и задания после темы, раздела, курса. В основном вопросы и задания использованы на воспроизведение информации и на преобразование информации, мало заданий на создание проблемных ситуаций. Почти нет таблиц кроме хронологической. Отсутствуют тесты самоконтроля. Богат учебник иллюстративными материалами: репродуктивными произведениями искусства, учебными рисунками. Применяются в учебнике указатели дат, словарь понятий, нет династии Рюриковичей. В приложении нет списка общей литературы, книг для чтения, исторических романов, научно-познавательных книг для самостоятельного изучения. Учебник имеет чёткую структуру, которой удобно пользоваться, логично произведена разбивка книги на 3 главы: Русь древняя, Политическая раздробленность, Русь Московская.

Удачно выбраны заголовки и подзаголовки параграфов. В книге есть хорошие хронологические таблицы, эффективный справочный аппарат. Подписи к иллюстрациям отвечают на вопросы: кто? Что? Где? Когда? Объём учебного материала включает обязательный минимум содержания образования. Содержание и методический аппарат учебника способствует развитию образованной творческой личности.

Схема анализа учебника истории и обществознания

Проанализируйте один из школьных учебников истории и обществознания по традиционной схеме.

Автор(ы) учебника _________________________________________________

Название учебника _________________________________________________

Учебное пособие для ____ класса, по линейной / концентрической структуре обучения.

Выходные данные __________________________________________________

Ссылки на страницы учебника, примеры

источник

Сайт urokiistorii начинает публикацию серии аналитических материалов о российских школьных учебниках истории. Первыми в качестве предмета анализа были выбраны учебники «профильного уровня» по истории России XX – начала XXI века: В.А. Шестакова (под редакцией А.Н. Сахарова); А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова и С.В. Мироненко; А.О. Чубарьяна, А.А. Данилова и Е.И. Пивовара. Ниже даётся общее предисловие ко всей серии, объясняется логика сопоставления учебников и приводится подробная сводная сравнительная таблица (её можно скачать отдельным файлом).

Большинство авторов разделяют современный подход к учебнику. Одна из его главных задач – научить пониманию исторического процесса и причинно-следственных связей. Он также, по мнению историков, должен воспитывать самостоятельное мышление и стимулировать дискуссию; освещать самые сложные и неоднозначные эпизоды в истории страны; демонстрировать академическую нейтральность, не отягощённую идеологическими предпочтениями авторов. Все эти установки авторы декларируют во вступительных статьях к учебникам. Реализуют их все по-разному, однако есть несколько учебников, отклоняющихся от этой траектории. Эти исключения стали в свое время причинами для оживленных общественных дискуссий – тем более заметных, что политические (а следовательно, и исторические) события редко становятся темой для общественных дискуссий в России. Речь идет об учебниках А.В. Филиппова, И.И. Долуцкого и Дж. Хоскинга.

В качестве первого подхода к анализу исторических учебников, внесенных в рекомендованный министерством перечень, мы предлагаем сравнительную таблицу по трём учебникам «профильного уровня» по истории России XX – начала XXI века: В.А. Шестакова (под редакцией А.Н. Сахарова); А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова и С.В. Мироненко; А.О. Чубарьяна, А.А. Данилова и Е.И. Пивовара.

Сравнительная таблица состоит из нескольких блоков: анализ исторической концепции, структура и удобство методического аппарата (включая стиль изложения), cодержание (список ключевых, на наш взгляд, пунктов отечественной истории – революция, репрессии, Вторая мировая война, «холодная война», перестройка, 1990-е годы и современная Россия).

Все три учебника обладают некоторыми сходствами. Прежде всего, в глаза бросается отсутствие академической нейтральности в освещении современных событий, которая преподносится как исключительно позитивная стадия исторического развития. Сегодняшнее правительство, судя по текстам учебников, буквально венчает российскую историю, реализуя все проекты, по разным причинам нереализованные раньше. Речь идёт о демократии, гражданском обществе и рыночной экономике. Кроме того, почти во всех учебниках делается очевидный акцент на общем описании политической и экономической истории. А ведь во всём мире академической нормой с 1930-х годов считается не только «официальная» история, но и повседневность, и сфера культуры. Именно эти стороны жизни освещаются в учебниках бедно. Наконец, ни в одном учебнике нет полноценной историософской концепции, объясняющей логику российской истории (единственным объяснением происходящего становятся решения конкретных исторических лиц). Впрочем, отечественная история по-прежнему является материалом для дискуссий, и общественный консенсус пока не коснулся большей её части.

Шестаков (под редакцией А.Н. Сахарова). История России XX – начала XXI века. 11 класс

А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов и С.В. Мироненко. История России. XX – начало XXI века. 11 класс

А.О. Чубарьян, А.А. Данилов, Е.И. Пивовар. Отечественная история XX – начала XXI века. 11 класс

год издания

Автор рассматривает поворотные моменты российской истории как упущенные шансы на создание рыночной экономики, демократического государства и гражданского общества. По мнению автора, и реформы 1860-х гг., и Временное правительство, и Учредительное собрание – ставили именно такие задачи.

Стр. 81: «Предложенная «сверху» Временным правительством прогрессивная по сути программа обновления России на принципах демократии, частной собственности, целостности страны могла быть реализована лишь при условии сохранения и укрепления гражданского согласия, сильной государственной власти»

Стр. 106: «Работа Учредительного собрания предоставляла еще один шанс для поворота революционной России в сторону парламентаризма, многопартийности, национального согласия»

Предпринята попытка собрать воедино разные исторические концепции. Однако на деле основные исторические события подаются в основном через призму решений государственных деятелей. В результате история предстает как цепочка решений разных людей (Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина и Путина).

Тем не менее, в некоторых параграфах авторам удается предложить школьникам самостоятельно анализировать события отечественной истории.

Вступительная часть отсутствует

задачи, сформулированные автором

Проследить причинно-следственные связи и сформировать собственное мнение. «Современный учебник истории не является книгой для заучивания и запоминания «правильных мыслей». Поэтому школьникам чаще всего предлагается обсудить ключевые проблемы темы, рассмотреть вопросы в альтернативной ситуации, сформулировать собственное мнение».

«В гораздо большей степени, чем раньше, вам необходимо уяснить причинно-следственные связи между историческими событиями, выявить внутреннюю логику исторического процесса»; «изучать без гнева и пристрастия…, не домысливая и не подгоняя их под очевидные идеологические схемы»; «не избегать острых, дискуссионных вопросов»; «самостоятельная работа с текстом»;

структура учебника

Структура понятная и удобная. Много разных блоков.

— вопросы и задания (в том числе, заполнение сравнительных таблиц);

— работа с документом (в том числе – с текстом самого учебника);

Не очень удобная структура, не всегда понятно, чем отличаются разные блоки (например, не различаются вопросы для самостоятельной работы и для работы с текстом учебника).

— «объясните значения понятий и выражений»

В каждой главе термины и ключевые понятия выделяются шрифтом, облегчая восприятие и поиск информации

Небольшое количество блоков:

— фрагменты архивных документов;

— биографические справки политических деятелей

– документы и цитаты

отсылки к внешним документам и книгам (без цитат)

Есть большие цитаты из документов, мемуаров и работ историков, представляющих разные точки зрения

В каждом параграфе есть большие, выделенные графически цитаты из документов

– цифры (статистика)

Почти в каждой главе представлены статистические данные о той или иной исторической эпохе

Статистика дается только в отдельных параграфах, анализирующих экономическую ситуацию или политические события (например, выборы)

Только в параграфах об экономике

– иллюстрации и карты

Вклейка с картинами советских художников и картами

Черно-белые иллюстрации (фотографии исторических деятелей, плакаты, картины, обложки книг) есть почти в каждой главе; цветные иллюстрации (картины русских и советских художников, фотографии памятников архитектуры) и карты – в отдельной вклейке.

В кажом параграфе – фотографии исторических деятелей, а также событий, цветные карты. В некоторых параграфах – большие коллажи из иллюстраций по соответствующей теме. Они включают архивные фотографии, изображения предметов, обложки книг. Среди иллюстраций заметное место занимает военная форма разных периодов истории.

Какие сферы жизни освещаются наиболее подробно (экономика, политика, культура, повседневность)

Стиль повествования

Сухой, академичный. Длинные предложения со множеством скобок, деепричастных оборотов и других дополнений воспринимать сложно. Учебник не может служить для самостоятельного чтения, а только в качестве текста с данными и заданиями.

Литературный, местами даже пафосный (например, на стр. 193: «Началась Великая Отечественная война советского народа, сразу же ставшая важнейшей для судеб народов Земли»; Выражения: «в ту грозную пору»; «беззаветное мужество» и т.п.

Читайте также:  Как выписать направление на анализ кала

Литературное повествование, читается легко.

Ключевые моменты истории:

– причины революции

Идейная и организационная разобщенность властей и всех политических сил, кроме большевиков.

Стр. 98: «Замедленный характер реформ Временного правительства способствовал стремительному росту стихии народного протеста, активности, желания простыми способами решить назревшие жизненные проблемы. Большевики, точно отреагировав на волну революционного нетерпения, смогли вооружить массы соответствующими политическими программами»

Отдельный параграф посвящен вопросу, «почему победили красные?» (Стр. 113)

«Ключевой внутренней причиной победы большевиков стало то, что она в конечном счете получили поддержку преобладающей части населения России – мелкого и среднего крестьянства, а также трудящихся национальных окраин»; Внешняя причина – распространение большевистских идей в других странах; «Большевизм победил, сохранив государственность и суверенитет России. Однако поддержка… со стороны епролетарских слоев населения… носила ограниченный, условный характер (выбор из двух зол меньшего), что предвещало новые великие потрясения»;

Одно из последствий репрессий – большие потери во время Великой Отечественной войны

Социальная база большевиков – массы маргиналоов и люмпенов, городские низы. В сочетании с Первой мировой, которая военизировала общество, это было главной причиной прихода большевиков к власти.

Стр. 49: «Революция, с которой Россия столкнулась в 1917 году, была во многом детищем Первой мировой войны… Николай Второй, вместо того, чтобы начать решать назревшие социальные и политические проблемы, прибег к привычным репрессивным методам»

Cтр. 56: «Сегодня историки рассматривают большевизм как сложное явление, сформировавшееся… в связи с разрушением старых социальных структур, ростом социального радикализма, маргинализацией масс»

Стр. 67: «Простой гражданин подвергался нападениям со всем сторон. Ежедневно его могли арестовать представители красных, белых и других сил, захватывавших города и села в ходе Гражданской войны».

Стр. 73: «Большевизм предложил наиболее последовательную и простую стратегию диктатуры бедных людей, которая находила массовую поддержку у городских низов»

– Индустриализация

Политические решения о переходе к военному коммунизму и государственной индустриализации объясняются объективной необходимостью модернизации промышленности («неспособность частного сектора модернизировать отсталую российскую промышленность»; лишь опасения по поводу крестьянских волнений привязывали власть к нэпу)

Одна из причин индустриализавции – « сохранение национальной независимости» (Стр. 164)

Стр. 161: «Сегодня обоснованной представляется точка зрения историков, связывающих 1929 год с созданием новой, командно-административной системы с целью догнать и перегнать Запад экономически, развиваясь на антизападной общественно-политической основе»

«Кардинальные изменения в экономике» (форсированная индустриализация и коллективизация) были связаны с мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг.

Индустриализация и строительство системы внеэкономического принуждения было частью советской идеологии с самого начала, поэтому свертывание нэпа было логичным шагом.

«Задача индустриализации объктивно стояла перед Россией уже в конце XIX — начале XX вв».

– сталинизм и большой террор

«К середине 1930-х годов завершается становление советской общественной системы как особой формы тоталитаризма, опирающейся на традиционные элементы российской политической культуры. Менее, чем за 20 лет в силу внутренней логики «диктатура пролетариата» перерастает сначала в диктатуру правящей партии, а затем и в диктатуру одного человека»;

Стр. 178: «Немаловажную роль в формировании тоталитарной политической системы играло стремление самого Сталина к единоличной власти»

Cталинскому режиму в учебнице посвящено всего 3 страницы (для сравнения: Великой Отечественной войне – 30 страниц).

Стр. 177: «Сущность политической системы в СССР определял режим личной власти И.В. Сталина, заменивший коллективную диктатуру старой большивистской гвардии ленинского периода»; «Помимо полного контроля над экономикой, присутствовали и другие «родовые» признаки тоталитаризма: огосударствление политической системы, включая общественные организации, всепроникающий идеологический контроль в условиях монополии властей на средства массовой информации, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении оппозиции и инакомыслия вообще».

Стр. 169: «Посредством террора из общественно-политической и культурной жизни страны устранялась лучшая, свободомыслящая часть нации, способная критически оценивать действительность и происходящие в ней процессы, и потому уже одним фактом своего существования представлявшая препятствие на пути окончательного утверждения личной власти И.В. Сталина»

Стр. 75: Во время революции в стране «не были сформированы демократические механизмы, что в дальнейшем привело к господству тоталитарных методов управления»

Стр. 91: Происхождение культа личности и тоталитаризма – в политических представлениях, которые сложились в 1920-е годы: построение социализма в отдельно взятой стране возможно, но по мере продвижения классовая борьба будет нарастать. «Оба эти положения предполагали практические шаги: наращивание военно-экономического потенциала и создание мощной армии; укрепление централизма и единоличной власти общенационального вождя – И.В. Сталина; формирование идеологического аппарата для обработки массового сознания; создание мощной репрессивной машины для разоблачения и уничтожения «врагов народа».

Стр. 93: «Репрессии имели не только политический, но и важный экономический аспект… Лишенная экономического стимула к труду экономика нуждалась в дешевой и даже бесплатной рабочей силе заключенных»

– причины и последствия войны

Стр. 218: Цель Сталина – «встать над схваткой» (и не участвовать во Второй мировой войне); вопрос о том, какие интересы реально руководили советской и германской сторонами, вынесен автором в самостоятельные задания.

Стр. 257: «За годы войны неизмеримо вырос международный авторитет СССР и его роль на мировой арене»;

Целый параграф посвящен проблеме коллаборционизма местных жителей на оккупированных территориях;

В параграфе, посвященном взятию Берлина, освещается проблема конкуренции за победу среди войск союзников.

Устаревшая концепция войны и победы (воспроизводство советской мифологии, подменяющей факты эмоциями). В целом глава носит характер пропаганды, а не изложения исторических событий. Содержит некорректные формулировки (например: «Единство фронта и тыла многонациональной сражащейся страны опиралось главным образом на чувство патриотизма и государственного самосохранения русского и других народов»; «Конечно, одной из причин монолитности СССР в ту грозную пору была его тоталитарная природа, жесткое государственное регулирование жизни как отдельной личности, так и целых народов, беспощадный террор против реальных и мнимых противников режима. И все же не эта причина являлась тогда определяющей)

Большой параграф посвящен движению Сопротивления на оккупированных территориях, однако ни слова не сказано о коллаборционизме. «Экономическая победа над фашистской Германией и ее сателлитами в решающей степени была заслугой напряженно трудившихся рабочих, крестьян, служащих»; Один из факторов победы – «морально-политическое единство советского народа»;

СССР внес решающий вклад в избавление мира от угрозы фашистского порабощения.

Пацифистский подход (Стр. 152: «Существенный урок войны состоит в том, что мировому сообществу при всех сложностях и разногласиях следует постоянно искать мирные политические решения, чтобы избежать войн и конфликтов»); использование новейших исторических исследований; модернизированная (по сравнению с советской) концепция Второй мировой войны; попытка проследить не только политические решения, но и обратиться к истории через судьбы конкретных людей и через повседневную жизнь как солдат, так и людей, работавших в тылу.

Стр. 116: «Главной причиной войны стало стремление фашизма к мировому господству»

Отдельный параграф – про героизм советских людей (Гастелло, Талалихин, Матросов и другие) и про биографии советских полководцев (Жуков, Рокоссовский, Конев)

Стр. 145: «Люди, ежедневно рискующие жизнью, были достаточно смелы, чтобы говорить то, что думают, хотя их по-прежнему за это могли арестовать»

Целый параграф посвящен проблеме коллаборционизма местных жителей на оккупированных территориях; еще один – политике депортаций во время войны;

Стр. 152: «Существовавшая в течение многих лет формула «Мы за ценой не постоим» на практике очень часто приводила к тому, что отдельные военачальники разных рангов были готовы на неоправданные жертвы, не сопоставляя их с достигнутыми успехами»

– холодная война

«Холодной войне» посвящен лишь несколько абзацев.

«Холодная война» – это «политика баансирования на грани войны, безумной гонки вооружений, взаимного неприятия идеологических и культурных ценностей»

Стр. 256: «Истоки противостояния двух систем зародились еще в момент создания большевистского государства, провозгласившего курс на мировую революцию»

Концепция «холодной войны» — оправдательная по отношению к Сталину и внешней политике СССР . Основная мысль – объективная необходимость ответной агрессии по отношению к западным странам.

О планах по разделу мира после Второй мировой войны: Стр.225: «Сталин питал надежду, что в условиях , когда на конференциях «большой тройки» был де-факто признан новый раздел мира на сферы интересов великих держав, ему удастся добиться своей цели без ухудшения отношений с западными партнерами»

Стр. 227: «В этих условиях И.В. Сталин нашел нетрадиционный путь сдерживания чрезмерных амбиций агрессивных кругов западных государств, приступив к широкомасштабной поддержке международного общественного движения сторонников мира»

Нейтральный, объективный подход к описанию событий «холодной войны» и действий обеих сторон.

После Второй мировой войны «многе старые проблемы снова начали выходить на первый план» (Стр. 194)

  • судьбы стран Восточной Европы
  • германская проблема
  • атомная монополия США

– 1980-е и распад СССР

Стр. 350: «Ни власть, ни большая часть общества не были готовы к кардинальной смене характера социально-экономического развития страны… Не разрабатывались возможные сценарии выхода из социализма»; «Тяготы жизни настраивали… против либеральных реформ»;

В главе, посвященной Перестройке и началу 1990-х годов, авторы вместо научного анализа исторического процесса допускают реставрацию мифа о деморализации и разрушении советской культуры через импорт культурной продукции с Запада:

«Далеко не все происходившие в сфере культуры процессы были позитивными. Сближение с Западом часто выливалось в безоглядное квлечение его далеко не лучшими «достижениями». С экранов кинотеатров и телевизоров, с театральных подмостков широко демонстрировались ленты и постановки, основным содержанием которых были пропаганда культа насилия, эротика и откровенная порнография, не ограниченная моралью страсть к наживе. Тем самым наносились ощутимые удары по эстетическим и нравственным устоям советского общeства»;

«Переходный характер российской государственности обусловил противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти»;

Причины перестройки – неудовлетворенность населения, рост потребностей («не только покупать качественные продукты, но и одеваться модно»), социально-экономический и внешнеполитический кризисы.

О хозрасчете и кооперации: Стр. 208: «Первоначально рыночные реформы оживили экономическую жизнь страны… Однако в 1988 разразился кризис»

Стр. 219: «Распад Советского союза явился следствием, прежде всего, кризиса всей прежней социальной системы и в политической, и в экономической областях… Соединение объективных и субъективных факторов и интересов широких слоев населения и отдельных личностей, противоречия между лидерами республики Центром и их неготовность найти компромиссные решения привели в итоге к распаду великой державы»

Большая глава посвящена «судьбам государств и народов в составе СССР » (национальной политике СССР )

– современная Россия

Последнее десятилетие российской истории рассматривается автором как позитивное с точки зрения экономического и политического развития. Основные характеристики – стабилизация экономики, демократизация государства, повышение качества жизни. Стр. 387: «с 1999 года в стране начался так называемый восстановительный рост экономики»;

Стр. 388: «Избрание в марте 2004 года В.В. Путина Президентом РФ на новый срок обеспечило рост политической стабильности в обществе и позволило продолжить курс на укрепление российской государственности»

Стр. 392: «Выбранный Россией путь возвращения к вековым цивилизационным ценностям дает свои позитивные плоды»

Укрепление единства страны; построение «вертикали власти»; устойчивое развитие экономики; улучшение качества жизни населения страны.

Стр. 248: «В 2000 годупосле вступления в должность Президента В.Путина руководством страны был взят курс на укрепление Федеральной власти, правопорядка, становление парвового государства, на подъем отечественного производства, на более внимательное отношение к социальным проблемам».

Стр. 256: «В стране идет процесс консолидации общественных сил, прочнее становится стабильность России. Продолжается курс либеральных экономических реформ. В стране отмечается устойчивый рост отечественного производства, укрепляются связи бизнеса и государственной власти».

Общая характеристика

Плюсы: большое количество вопросов для самостоятельной работы (включая сравнительные таблицы для самостоятельного заполнения); стимуляция дискуссии с автором самого учебника;

Минусы: сухой, чрезмерно академичный стиль изложения; излишек обобщений вместо конкретных примеров и цитат; отсутствие информации о повседневной жизни россиян (только об истории государства); дефицит информации о культурных событиях (полстраницы на каждую эпоху – с общими словами вместо конкретных примеров); вынесение многих важных и спорных вопросов за рамки учебника, в качестве самостоятельных заданий (Например, на стр. 203: «Почему открытые и скрытые репрессии стали неотъемлемым элементом существования Советского государства?»)

Плюсы: иллюстрации в каждой главе, в том числе фотографии документов и обложки книг; цитаты из архивных документов и воспоминаний; относительно большой объем информации о культуре (заслуживает внимания глава, посвященная современной культуре и освещающая, например, постмодернизм, инсталляцию и перформанс в искусстве, а также проблемы «утечки мозгов» в науке); нейтральное освещение политики В.В. Путина (при высокой частоте упоминания бывшего президента России)

Минусы: устаревшая концепция Второй мировой войны и других моментов отечественной истории (мифологизация); недостаточное освещение периода сталинских репрессий; неадекватная задачам учебика истории стилистика, частично состоящая из штампов советской журналистики.

Плюсы: среди описания исторических событий авторы приводят подробные биографии исторических деятелей – военачальников, дипломатов и других; сравнительно большой объем информации о культуре; на протяжении всего учебника относительно много информации о повседневной жизни в разные периоды истории, что выгодно отличает этот учебник от остальных (пример, стр. 144: «Приметой боев стали фронтовые «сто грамм» — норма алкоголя, которая позволяла бойцам снять напряжение, связанное с постоянной угрозой смерти»).

Минусы: недостаток задания для самостоятельной работы и дискуссий. Основная часть вопросов относится к тексту учебника или к архивным материалам.

источник