Меню Рубрики

Как делать анализ источников и литературы

Литературный обзор — часть исследования, в которой автор знакомит читателей с контекстом своего исследования и/или его теоретической основой. Важно, чтобы в литературном обзоре была рассмотрена соответствующая теме исследования литература и обоснован выбор именно этой литературы.

Литобзор может включаться во введение или выделяться как самостоятельная глава. Кстати, главу совсем не обязательно называть «Обзор литературы». Это может быть «Теоретическая часть», или название можно связать с основными понятиями работы, например, «Классификации мотивов колыбельных» или «Употребление антонимов в современном английском языке».

Как правило, если литературный обзор становится частью введения, то он не превышает трёх тысяч знаков и описывает лишь ключевые работы, являющиеся теоретической рамкой исследования. Посмотрите на этот пример. Это литературный обзор из бакалаврской дипломной работы по культурологии. В нём автор описывает две статьи, в которых содержатся противоположные точки зрения на проблему, рассматриваемую в исследовании. Автор не пытается подробно пересказать эти статьи, потому что включает литобзор во введение.

“В целом, позиции исследователей можно разделить на две условные группы. В первую группу входят исследования, в которых внимание авторов сфокусировано на прагматике отказа от политики «коренизации». Во вторую группу — исследования, в которых анализируются последствия отказа от политики «коренизации» для школ национальных меньшинств. Авторы данных работ склонны отрицательно оценивать действия советской власти относительно советской образовательной политики периода отказа от «коренизации». Ниже опишем два наиболее показательных примера из каждой группы.

1. Тимофей Дмитриев (2013) «Это не армия: национальное военное строительство в СССР в контексте советской культурно-национальной политики (1920–1930-е годы)». В статье анализируется прагматика отказа от политики «коренизации», которая была связана с тем, что советская армия не могла эффективно функционировать без единого языка: призывники из разных регионов СССР, оказавшись в одной армии, не только не понимали друг друга из-за того, что в их школах преподавали только языки титульных наций, но и не могли выполнять приказы военного начальства.

2. М. М. Гибатдинов (2003) «Преподавание истории татарского народа и Татарстана в общеобразовательной школе: история и современность». Автор подробно описывает, как изменялся статус истории в татарской школе, а также разбирает последствия отказа от политики «коренизации» и то, какое влияние это оказало на положение татарского языка и истории Татарстана в образовательной программе”.

Если в рамках вашего исследования имеет смысл выделить литобзор в отдельную главу, то необходимо более подробно описать наиболее важные для вашего исследования работы. В любом случае мы рекомендуем соблюдать несколько правил, чтобы написать качественный литобзор.

  1. Найдите важную фундаментальную работу. Именно она может стать теоретической рамкой вашего исследования. Например, если вы пишете про венецианский карнавал, то литературный обзор стоит начать с описания книги исследователя культуры Михаила Бахтина “Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья”. Если вы пишете про мобильности в современном городе, то в вашем литобзоре должен появиться социолог Джон Урри с его работой “Мобильности”. Если в своём исследовании вы хотите проанализировать какой-то диалект, то литературный обзор может начаться со статей лингвиста Андрея Анатольевича Зализняка, у которого вы возьмете какие-то методологические аспекты.
  2. Используйте только релевантную литературу. В вашем литобзоре не должны появляться сомнительные источники с сайтов типа реферат.ру. Вспомните пару НИПСа на эту тему. Всегда проверяйте, есть ли в источнике, который вы хотите включить в своё исследование: 1) аффилиация автора; 2) ссылки; 3) библиография. Используйте для поиска источников ресурсы ВШЭ, сервисы Google Академия, JStor и другие. Не забывайте советоваться со своим научным консультантом.
  3. Убедитесь, что работы, которые вы хотите рассмотреть в литобзоре, подходят к теме вашего исследования. Не стоит включать то, что очень слабо связано с вашим исследованием, только ради того, чтобы набрать больший объём, или потому что вы хорошо знакомы с этими работами. Когда вы описываете какую-то работу, обязательно объясните, почему именно она необходима для вашего исследования.
  4. Литобзор — это не реферат. Не надо полность переписывать своими словами фрагменты текстов, которые вы включаете в литобзор. Выделите основные тезисы и опишите (но подробно) только их.
  5. Следите за логикой текста. Идеально — если каждая работа, использованная в литобзоре, как-то связана с той, которую вы описали до неё. Можно также объединить описываемые источники и литературу в группы по содержанию, времени написания, позиции авторов и пр.
  6. Всегда ссылайтесь на источники, из которых Вы берёте информацию. Если Вы приводите конкретную цитату, не забывайте указать номер страницы. Разобраться со смыслом ссылок и их оформлением поможет это видео. О том, что считается плагиатом в исследовательской работе, можно почитать тут.

Как вы могли заметить, литературный обзор может быть составлен несколькими способами. Это может быть в том числе:

— сравнение точек зрения нескольких авторов на проблему, которой посвящено исследование;

— детальный разбор основополагающего для вашего исследования труда с перечислением еще нескольких менее важных публикаций по теме;

— рассмотрение наиболее современных публикаций по теме.

В приложении к этой инструкции есть несколько примеров литературных обзоров из разных областей. Посмотрите их, чтобы понять, как можно реализовать описанные правила 🙂

источник

Как писать обзор литературы для диссертации, научной статьи или в ином отчете об исследовательской деятельности разъясняются еще при работе над дипломом в ходе получения высшего образования. Однако из-за строгости требований к послевузовским научным работам у ученых возникает немало вопросов, касающихся принципов написания и оформления достигнутых по ходу исследования результатов.

Найти на них ответы помогают методические указания ВУЗов и рекомендации ВАК. Такие документы носят обобщенный характер, а потому не всегда могут решить конкретной задачи ученого. Изучите несколько уже готовых обзора литературы, чтобы не только вникнуть в схему работы с литературой или научиться корректно оформлять ссылки и цитаты, но и выбрать наиболее удобный для себя принцип изложения теоретических данных. В кандидатской диссертации глава 1 содержит обзор по теме диссертации. Скачивайте защищенные диссертации по вашей специальности и изучайте литературные обзоры.

Существует две основные концепции написания литературного обзора. В хронологическом подходе материалы излагаются в разрезе исторического развития: описываются переломные моменты в том порядке, каком они происходили, указываются наиболее важные гипотезы и их авторы, характеризуются конфликтующие течения и обязательно раскрывается вклад автора в общую картину. Логический принцип подразумевает написание подразделов, посвященных описанию объекта исследования, характеристике его связи со смежными областями науки и практики, значимости для народного хозяйства или социума.

Хороший обзор научной литературы имеет не реферативный, а аналитический характер. Это означает, что автор при его подготовке должен увязывать найденную в публикациях информацию с задачами собственного исследования. Причем повествование должно выявлять проблемные места в массиве имеющейся научной информации по теме работы. Это могут быть противоречивые суждения или недостаточно разработанные аспекты. Результаты такой аналитической оценки хорошо использовать для обоснования необходимости рассмотрения выбранной тематики.

Логически обзор литературных источников в научной работе создает предпосылки для точного выявления в исследовании цели и постановки задач для ее достижения. При классическом подходе к оформлению диссертации эти пункты размещаются в блоке введения, куда также входит обоснование актуальности, краткая обрисовка текущей ситуации, перечисляются положения для защиты. В хорошей работе все компоненты вводной части согласованы между собой, а формулировка целей и задач подтверждается результатами аналитической литературной сводки. Такая взаимосвязь хорошо прослеживается в приведенном ниже образце литературного обзора по медицине (скачать файл Введение и литобзор диссертации по хирургии), который для большей наглядности приведен вместе с разделом введения.

Обзор может считаться правильным, если в результате его прочтения специалист сможет предположить какие будут использованы методы, понять причины выбора объекта. Если же научный труд попадает в руки неспециалиста, то результаты теоретических изысканий автора должны способствовать пониманию читателем сути проведенного исследования. Достаточно просты для восприятия работы по общественным дисциплинам, убедиться в этом можно если ознакомиться с примером литературного обзора по педагогике (скачать файл образец по Педагогике). Сложнее вникнуть в диссертации по естественнонаучным или техническим дисциплинам, где текст насыщен специальной терминологией и аббревиатурами.

В послевузовском образовании к оформлению отчетов о научной деятельности в России относятся очень строго. Поэтому мало просто подготовить емкую и качественный литературный обзор, крайне важно его грамотно оформить согласно стандартам библиографических записей. В соответствии с логикой повествования набранный 14 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом текст делится на подглавы. Каждая из них должна иметь подзаголовок и быть пронумерована в соответствии с принципами многоуровневого списка.

Разделяют подразделы исходя из хронологических или логических позиций. Более предпочтительный второй подход, который хорошо показан на примере обзора литературы по медицине (скачать файл РОЛЬ ТРОМБОФИЛИИ В РАЗВИТИИ СИНДРОМА ЗАДЕРЖКИ РОСТА ПЛОДА). В некоторых диссертациях, обзорных научных статьях или иных исследованиях целесообразнее подача теоретических данных во временном контексте. Примерами таких работ выступают труды по истории или политологии.

Серьезное внимание при оформлении литобзора любой научной работы нужно уделять ссылкам и цитатам. Цитирование и оформление ссылок регламентируется по ГОСТ Р 7.0.5 — 2008. Допускается два варианта ссылок на упомянутых авторов: первый – это полное указание года работы, фамилии и инициалов автора, второй – это внутритекстовые или затекстовые ссылки числового обозначения источника, приводимые в круглых или квадратных скобках. Второй вариант помогает существенно сократить объем научной работы, поэтому если в диссертациях еще можно встретить ссылки обеих разновидностей, то в обзорной части научной статьи буквенный вид — большая редкость.

Проработанность литературного обзора любой научной работы показывает уровень компетентности автора в затронутой в исследовании проблематике. Качественное написание этого раздела позволяет неспециалистам разобраться в практических изысканиях и выкладках автора работы. При сходной структуре литобзоры в научных статьях, кандидатских или докторских диссертациях сильно различаются по глубине рассмотрения темы и, следовательно, объему.

Диссертационные исследования на соискание кандидатской и докторской ученой степени обычно посвящены изучению узкого вопроса. Поэтому при подготовке главы теоретической подоплеки исследования используются данные из максимально специфичных изучаемому направлению источников. А из них уже выбираются только те тезисы, которые имеют прямое отношение к целям и задачам конкретной диссертации.

Отобрать наиболее ценные источники данных помогут информационные издания, в которых представлена актуальная информация о факте появления и содержании новых публикаций в той или иной отрасли науки и техники. Сборкой и обработкой таких документов занимаются учреждения ВИНИТИ, ИНИОН, ВНТИЦ и некоторые другие.

Объем теоретической главы для кандидатской работы составляет 20-40 страниц из общих 120-150. В докторской диссертации литобзору рекомендуют посвящать 70-80 страниц из общих 350-400. Жестких требований ВАК не ставит, однако отклонения от таких норм могут быть восприняты критично: слишком маленький объем говорит о пренебрежительном отношении, слишком большой – о склонности автора заимствовать чужие идеи. В этом объеме диссертант должен показать свое умение работать со специализированной литературой, компетентность в профильной области, доказать способности к критической оценке достижений предшествующих коллег.

При подготовке диссертации рекомендуется использовать не менее 200 источников, причем лучше, если каждая позиция библиографического списка будет упомянута в тексте. Большая часть таких ссылок обычно приходится именно на литобзор, в котором приведенные сведения оформляются цитатами с указанием страницы, названия и автора цитируемой публикации. Объем заимствований в виде цитат не должен превышать 10% от общего текста, а оформление ссылок соответствовать требованиям ГОСТ Р 7.0.5-2008.

Статьи для отражения промежуточных результатов диссертационных исследований также должны содержать теоретический обзор с правильно оформленными цитатами и ссылками на использованную литературу. С одной стороны это является обязательным требованием рецензируемых изданий ВАК, а с другой – доказывает достаточный уровень академической подготовки автора.

Число листов научной статьи зависит от требований журнала, но в среднем составляет текст объемом 10 страниц. Какой процент отводится под оценку литературных данных? Ответ здесь зависит от типа публикации. Позитивно воспринимаемые журналами Web of Science и Scopus обзорные статьи на 80-90% состоят только из оценки существующих в определенной отрасли наработок. Для публикаций, описывающих конкретные достижения объем теоретического обоснования актуальности занимает не более 10 % от всего текста. В таких статьях литобзор локализуется во введении, а составляется он на основе анализа не менее чем пяти источников. Обзор пишется по общим с диссертацией принципам, однако имеет еще более узкую привязку к определенной стороне изучаемой тематики.

Сориентироваться как передать максимум нужной информации в лаконичной форме можно после изучения примера литобзора статьи по неврологии (скачать файл Лит обзор статьи о невралгии). Объем обзора литературы зависит от научного направления. Сравнительно новые технические дисциплины еще просто не имеют большого массива наработок. Исследования в таких отраслях актуальны, но сопоставить результаты с предшествующими удается не всегда. Аналогично происходит и с работами, находящимися на стыке наук. Образец литобзора статьи (скачать файл Статья применение методов анализа и обработки данных к информационным потокам объектов водного транспорта) о возможностях применения информационных систем на объектах водного транспорта составляет всего пару абзацев текста, суммарно занимающего 6 печатных листов.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Если работа описывает какое-либо изобретение, то в ее теоретическую подоплеку входят не только данные из научной и статистической литературы, но и приводится обзор существующих патентов. Целью таких исследований становится определение научной картины в отрасли и выявление тенденций ее развития на основе сбора и анализа патентной информации.

Особенно актуален поиск патентов и изучение описаний для научных работ технической направленности. При разработке конструкции нового оборудования такая работа помогает сконструировать действительно полезные агрегаты или разработать более выгодные способы применения уже существующих.

Источниками информации для патентных исследований выступают регулярно выпускаемые издания «Изобретения и полезные модели», «Промышленные образцы», «Изобретения стран мира», реферативные журналы ВИНИТИ. Поиск данных рекомендуется производить за последние 20 лет и рассматривать не только российские, но и источники развитых стран: Японии, США, Германии, Франции, Великобритании, Швеции.

Литературно-патентный обзор на выходе должен отражать характеристику объекта и перечень рассмотренных технических решений сходного назначения, сравнение их между собой, заключение по результатам сопоставления.

Этот тип обзора оперирует актуальными данными, взятыми из публикаций в научной и профессиональной периодике России и других стран мира. Выпуская из рассмотрения фундаментальную академическую информацию, обзор научных статей формулируется в виде обоснования необходимости дальнейшей проработки тематики, подведения итогов или подготовки прогноза развития выбранной отрасли. При написании обзора научных статей информацию подают сжато, выделяя из реферируемых источников только суть. Допускается включение в текст информативных таблиц и иллюстраций, использование которых позволит сократить объем.

Соискателям ученых степеней такие типы литобзоров полезны для уточнения темы, целей и задач диссертации. Подготовленные сотрудниками НИИ аналитические сводки применяются при реализации масштабных проектов. Менеджменту производственных предприятий ознакомление с аналитическим обзором статей по своему специфике помогает в составлении стратегии развития бизнеса.

Раздел с теоретическими изысканиями – обязательный компонент отчета о научно-исследовательской деятельности. В квалификационных или научных работах он играет вспомогательную роль, служа опорной платформой для нового исследования. Обзоры по заданной теме востребованы среди представителей бизнес-среды. В этом случае результаты изысканий ложатся в основу разработки новых технологических или конструкционных решений, реализация которых способствует развитию предприятия, повышает его рентабельность.

Эта разновидность обзора литературы по теме исследования не ограничивает автора в типе использованных источников. Информация здесь может браться не только из диссертаций, фундаментальных изданий и академических журналов, но и из протоколов тематических конференций, газет, достаточно информативных рекламных публикаций, профессиональной отраслевой периодики, отчетов компаний. Главное требование здесь состоит в сжатости информации, причем крайне желательно, чтобы данные были представлены в доступной для понимания форме.

источник

Название источника вступление 1 вопрос 2 вопрос
Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. – М., 1993. Инновационное обучение: стратегия и практика. – М., 1994. с. 6-7 с. 29-50 Выписка, папка 2, блок 7. с. 51-60 Выписка, папка 2, блок 7.

После анализа и углубленного чтения подобранной литературы студент разра­батывает структурно-логическую схему или подробный план курсовой, контроль­ной работы. Они не должны быть громоздкими и отражать лишь порядок рассмот­рения узловых вопросов, формы представления исследовательского материала, особенности обоснования и аргументации высказываемых предложений. От того, насколько глубоко продуман и правильно составлен план, во многом зависит каче­ство работы.

Вo введении необходимо обосновать актуальность избранной темы, кратко по­казать ее место и роль в изучаемой учебной дисциплине, уровень разработанно­сти в литературе, сформулировать конкретные задачи, которые студент собирает­ся решить.

При изложении основной части курсовой работы автор подробно раскрывает сущность и содержание рассматриваемого вопроса, современные подходы к его пониманию, указанные в литературных источниках; проводит анализ реального состояния данного вопроса или проблемы в практике профессиональной деятель­ности, использует при этом как собственный исследовательский материал, так и данные, полученные другими исследователями; вскрывает узкие места, нерешен­ные проблемы, противоречия раскрываемого в работе вопроса, обосновывает возможные пути и рекомендации по его разрешению. Каждый вопрос основной части работы должен заканчиваться краткими, в 2-3 абзаца, обобщающими выво­дами.

Изложение основных вопросов следует вести своими словами, но грамотным, литературным языком. Допускается умеренное цитирование различных источни­ков, с обязательными ссылками на них. Привлекаемый статистический и цифро­вой материал не должен перегружать работу и превращать ее из теоретической в описательную. Большое значение имеет правильное выделение абзацев, каждый из которых должен говорить о новой мысли автора, иметь логическую завершен­ность и целостность.

Связь между абзацами обеспечивается как общей логикой рассмотрения во­проса, так и специальными выражениями-связками типа:

Анализ литературных источников свидетельствует, что.

Исследование практической деятельности специалистов данного профиля показало.

Важное значение в рамках современных подходов к.

Важнейшим элементом рассматриваемой системы.

Подобные исследования, проведенные в рамках.

Теоретический анализ литературы, изучение практики реализации данной концепции.

Специалисты, исследовавшие эту проблему, сделали вывод о том, что.

Проведенное изучение данного вопроса в . дает возможность утверждать .

Данные выражения-связки позволяют избежать повторов слов в началах пред­ложений и абзацев, развивают культуру текстуального оформления различных документов.

В заключении в сжатом виде излагаются основные теоретические выводы, сде­ланные в результате проведенного исследования, практические рекомендации, предложения по разрешению данной проблемы на практике и дальнейшему изу­чению.

После того, как подготовка курсовой, (контрольной) работы или реферата в ос­новном завершена, студент должен уделить основное внимание ее редакционно-техническому оформлению.

Работа начинается с титульного листа и плана. Их образцы представлены в приложении №№ 1, 2. Текст печатается на одной стороне листа белой нелинован­ной бумаги форматом А4 (210 х 297). Каждая страница основного текста и приложений должна иметь поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. На странице печатается 28-32 строки по 60-65 знаков с учетом пробелов меж­ду словами и знаков препинания. Нумерация страниц проводится последователь­но, начиная с 3 страницы. Образец оформления страницы показан в приложении № 3.

Заголовки и подзаголовки вопросов плана отделяются от основного текста про­белом в 2 интервала. Начала абзацев удаляются от левого края текста на 1,25 см по всей работе. Таблицы, схемы, графики, рисунки, как в основном тексте, так и в приложениях должны быть выполнены на стандартных листах. Таблицы и схемы, занимающие большую часть формата страницы, печатаются на отдельных листах. По тексту они нумеруются арабскими цифрами, например: Схема 2, Таб­лица 4, Рис. 1 и т.д.

Приведенные в курсовой (контрольной) работе цитаты оформляются в соответ­ствии с правилами библиографического описания. В них сохраняются все особен­ности документа, из которого она взята: орфография, пунктуация, расстановка аб­зацев, шрифтовые выделения. Цитата внутри текста, как правило, заключается в кавычки. Все цитаты, другой использованный материал (статистические данные, результаты других исследований и т.п.) подтверждаются ссылкой на источник. Ссылка может быть внутритекстовая, подстрочная или затекстовая. При внутри­текстовой ссылке сразу после приведенной цитаты указывается источник. Напри­мер:

«Резкое изменение среды обитания, характера обучения, ритма жизни современного общества, снижение двигательной активности зачастую приво­дят к . снижению до 20-25% удельного веса абсолютно здоровых детей» /Развитие и диагностика способностей. – М.: Наука, 1991. – С. 77/

Затекстовые ссылки выносятся в конец работы и помещаются на отдельной странице, а после цитаты ставится соответствующая цифра. Нумерация таких цифр ведется последовательно от начала и до конца работы. Некоторые студенты используют такой прием: после цитирования в квадратных скобках ставится две цифры, например [21, 360], что означает, что цитата взята с 360 страницы источ­ника, находящегося под 21 номером в приведенном в конце курсовой работы спи­ске литературы.

Чаще используются подстрочные ссылки. Они помещается внизу той страницы, на которой производится цитирование или заимствование. Сразу после цитаты или приведенного материала чуть выше основного текста ставится цифра 1, если на данной странице это первая ссылка, либо 2, если – вторая, 3 – третья и т.д. За­тем внизу страницы после черты в 15 знаков под соответствующим номером при­водится источник. При первом библиографическом описании документа в ссылке указывают­ся все необходимые и некоторые факультативные элементы. Например:

1. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1992. – С. 4546.

В повторных библиографических ссылках на данный источник можно указывать только автора, название и соответствующие страницы:

1. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. С. 34.

Если на данной странице подряд приводится несколько ссылок на один и тот же документ, то в повторной и последующих ссылках просто указывается:

Если цитата приводится не дословно, а студент просто передает своими сло­вами высказанную кем-то идею, предложение, то в ссылке отмечается:

См.: Философия образования для ХХ1 века. – М., 1992. – С. 134-135.

См., подр. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – C. 58-76.

Все ссылки печатаются через 1,5 интервала. Если текст напечатан через 1,5 интервала, то в ссылках должен быть 1 интервал.

После того как работа должным образом оформлена, она сдается на проверку преподавателю. Он пишет отзыв и принимает решение о допуске работы к защи­те. Курсовая работа защищается студентом в установленное расписанием заня­тий время.

Процедура защиты состоит из:

краткого сообщения студента (10-15 минут) об основном содержании работы, выводов и рекомендаций по исследуемой проблеме; ответов студента на вопросы преподавателя и других присутствующих на защите лиц;

объявления оценки и выставлении ее в ведомость и зачетную книжку студен­та.

Курсовые работы оцениваются по 4-балльной системе: отлично, хорошо, удов­летворительно, неудовлетворительно; контрольные работы: зачтено, незачтено. При получении неудовлетворительной оценки студент повторно выполняет работу по новой теме или перерабатывает прежнюю. Студенты, не предста­вившие в установленные сроки курсовые и контрольные работы или не защитив­шие их по неуважительной причине, считаются имеющими задолженность, кото­рую они должны ликвидировать до начала следующего семестра.

Выполненные курсовые работы после их защиты хранятся в архиве учебного отделения в течение одного календарного года, а затем уничтожаются по акту.

Рассмотренные приемы, способы, правила учебной познавательной деятель­ности позволяют студентам существенно повышать качество самостоятельной работы, успешно осваивать программу обучения в колледже. Эффективность ис­пользуемой техники и методики самостоятельной работы в решающей степени зависит от определенных личностных качеств человека.

Приложение 1

Образец оформления титульного листа курсовой работы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«КРАЕВОЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Дата добавления: 2014-11-06 ; Просмотров: 10088 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Выдержка из занятия в «Школе исследователей» Феклисовой О.В.,

учителя химии МБОУ Лицей № 41

ПДО МБОУ ДОТ ЦДТ г.Ижевска

Анализ литературных источников

— формирование умений и навыков ведения научно-исследовательской работы;

— овладение современными методами поиска, обработки и использования информации

Культура владения приемами творческой переработки информации

Анализируя исследовательские работы учащихся, можно отметить, что у школьников слабо сформирован навык анализа литературных источников. Для того, чтобы грамотно проводить анализ литературных источников, необходимо:

научиться работать с учебной и научной литературой

знать ориентиры в литературных источниках и иметь о них представление

уметь вычленять нужную информацию и правильно ее обрабатывать

Монография – это научный труд одного или нескольких авторов, придерживающихся одной точки зрения. Слабые стороны монографий – они быстро устаревают, содержат всестороннее теоретическое исследование одной проблемы.

Брошюра – непериодическое печатное издание небольшого объема научно-популярного характера.

Сборник научных статей – издание одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают с разных точек зрения.

Журнальная статья – научное произведение, в котором одна проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, с описанием методики и результатов исследования. Слабые стороны – информация рассеяна по разным статьям, поэтому для более полного представления о проблеме необходимо переработать много статей.

Учебно-методическое пособие – рассмотрение проблемы происходит на научной основе, с рекомендацией по выполнению практических заданий.

Тезисы доклада – краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения без фактов и примеров, тезисы позволяют обобщить материал, выразить его суть.

Аннотация – краткая характеристика книги, статьи, где излагается основное содержание данной книги и даются сведения о том, для кого оно предназначено.

Рецензия – критический разбор научного произведения, где дается анализ важности, актуальности исследования, оценивается качество изложения, дается отзыв специалистов.

Для того, чтобы успешно работать с научной литературой, необходимо уметь: накапливать информацию, знать все источники информации; творчески ее перерабатывать; выдавать новую информацию.

найти нужную информацию (поиск)

понять (усвоить) ее и логику рассуждения

осмыслить текст (критически проанализировать), определить к нему свое отношение

на основе осмысления прочитанного, дополнить и развить полученную информацию

Для обработки информации ее нужно прежде всего зафиксировать, делая пометки, закладки, подчеркивая ее, составляя тезисы, конспект, аннотацию.

Составить план. План – это «скелет» текста, который отражает последовательность изложения материала, более подробно, чем оглавление книги. Минусы плана: он не дает сведений о том, что и как сказано. Плюсы плана: происходить фильтрация текста, определяется схема его расположения, определяются границы мыслей.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Сделать выписки (выборка текста) – когда требуется собрать материал из разных источников, причем подбор должен вестись по какому либо признаку. Ошибочно выписывать цитаты автоматически (без творческого освоения и анализа). Большие цитаты нужно предельно сокращать, концентрировать их содержание до одной фразы и формулировать ее своими словами. Если цитируете дословно, то цитата заключаются в кавычки, пишется без искажений.

Составить тезисы – сложный план.

Типичные ошибки: попытка сделать «с ходу» — переписать куски текста из одной, двух книг. Это компиляция – списывание, она не дает навыков самостоятельной работы, не происходит критического анализа материала. Здесь главное – анализ и обобщение собранных материалов, составление самого текста.

Работа с источниками завершена. Что дальше?

Систематизация всего материала

Разделение всего материала на главное и второстепенное

Составление плана исследовательской работы

Установление стройных логических связей

Ясное представление последовательности изложения своих мыслей

Оформление чернового варианта композиции

Прочитать несколько раз текст

В каждом выделить главную мысль

Сформулировать ее своими словами.

Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. Используйте глаголы: «автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает и т.д.» «уделяет особое внимание, убедительно доказывает, особенно детально анализирует»

Существует 4 типа конспекта:

Плановый – когда каждому вопросу соответствует определенная часть конспекта

Текстуальный – состоит из цитат, учит быстро и правильно цитировать

Свободный – сочетающий выписки, цитаты, тезисы

Тематический – содержит ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам

Каждый конспект содержит основные положения: факты, доказательства, выводы, примеры, схемы.

Паучок» — классифицирует информацию

источник

Обзор литературных источников или степень разработанности темы работы является важной частью введения к курсовой, дипломной, научной, бакалаврской работе, магистерской диссертации, автореферату диссертации кандидатской.

Как правило обзор литературы (степень разработанности) представляет собой список авторов, которые изучали проблемы ранее, и прямым или косвенным образом относятся к предмету исследования.

Рассмотрим пример обзора литературы (степень разработанности темы) дипломной работы:


При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях Республики Беларусь и Российской Федерации, нормативно-законодательные акты Республики Беларусь.

Основными источниками, раскрывающими теоретические основы мотивационного механизма, явились работы Герчиковой И.Н., Гончарова В.И., Веснина В.Р., Гапоненко А.Л., Кибанова А.Я., Хедоури М., Янчевского В. Г. В данных источниках подробно рассмотрено понятие мотивации, место мотивации в структуре управления организацией, виды мотивов и потребностей.
На основе работ «Менеджмент» Гончарова В.И., «Психология менеджмента» Карпова А.В., «Основы управления персоналом» Кибанова А.Я., «Основы менеджмента» Мескона М.Х., Альберта М. и Хедоури Ф., «Модели и методы управления персоналом» Моргунова Е.Б., «Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации» Шелдрейка Дж. подробно рассмотрены теории мотивации, их состав, генезис, область применения в управлении организации.

Международный опыт систем мотивации рассмотрен на основе работ Грачева М. В. «Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации», Журавлевой П. В. «Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран», Имаи Масааки «Кайдзен: ключ к успеху японских компаний», Кнорринга В.И. «Теория, практика и искусство управления», Е.Б. Моргунова «Модели и методы управления персоналом», Шамака Н.А. «Менеджмент человеческих ресурсов: Зарубежный опыт», а также статей А. Пожидаевой «Управление человеческими ресурсами в международном бизнесе» и А. Федченко «Стимулирование работников: зарубежный опыт».

Отечественный опыт реализации мотивационного механизма в организациях Республики Беларусь рассмотрен на основе статей в периодической печати Большакова С. Бочаровой Т. Губанова С. Комаровой Н. Скрипченко Д.Г. Чернобривца А. Также был рассмотрен ряд законодательных документов, регулирующих материальное премирование работников как один из мотивирующих факторов. Такими документами явились: Декрет Президента Республики Беларусь от 27 марта 1997 г. № 10 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики» (с изменениями от 30 октября 1997 г. № 22 и от 18 июля 2002 г. №17), Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. № 748 «О дополнительных мерах материального стимулирования высо­копроизводительного и качественного труда» (с изменениями и дополнениями), Постановление Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства труда Республики Беларусь «Типовое положение о стимулировании снижения себестоимости продукции (работ, услуг)» от 15.03.2000 г. № 46/35, Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 г. №29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношении, укреплению трудовой дисциплины» (с изменениями и дополнениями).

Для разработки рекомендаций по совершенствованию мотивационного механизма в исследуемой организации на основе статей в специализированной российской и белорусской периодической печати («Кадровик. Управление персоналом», «Менеджмент в России и за рубежом», «Проблемы теории и практики управления», «Финансы, Человек и труд», «Экономика. Финансы. Управление», «Экономист») отечественного и зарубежного опыта внедрения прогрессивных методов мотивации персонала, гибких систем оплаты труда и т.д.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

источник

Педагогическое исследование обычно проводится в четкой последовательности: анализ состояния исследуемой проблемы и формулировка темы; уточнение темы и разработка гипотезы; проведение систематических наблюдений, исследовательская работа и экспериментальная проверка гипотезы; привлечение дополнительного материала; анализ материала и построения выводов; литературное оформление проведенной работы. И хотя данная схема не раскрывает логики исследования проблемы, но она убедительно показывает, что анализ состояния исследуемой проблемы в научном исследовании имеет важное значение. Чтобы полноценно спланировать исследовательскую работу, квалифицированно и продуктивно провести исследование, необходимо хорошо ориентироваться в тех результатах, которые были получены ранее. Для этого всесторонне изучаются литературные данные, документы учебных заведений. Такая работа и называется анализу исследуемой проблемы.

Каждое педагогическое исследование начинается прежде всего с изучения литературных источников по проблеме исследования. К важнейших литературных источников, содержащих разнообразный фактический материал, относятся труды выдающихся представителей педагогики прошлого и современности, диссертации, монографии, научные отчеты, депонированные тексты результатов исследований, статьи, доклады педагогических проблем.

Для педагога-исследователя большую научную ценность представляют также учебные планы и программы, учебники и учебно-методические пособия.

Следует отметить, что изучение состояния исследуемой проблемы по литературным источникам — дело непростое: человечество только за предыдущее столетие накопило такой объем знаний об окружающем мире, что даже в узкой области науки исследователь может буквально утонуть в множестве публикаций. Не исключением является и педагогическая наука. Поэтому ориентирование со знанием дела в информационных источниках, умение правильно их подбирать и целенаправленно изучать — важная составляющая профессиональной квалификации педагога-исследователя.

Важное место в изучении состояния проблемы занимает изучение педагогического опыта по конкретной проблеме. Чаще всего его изучение осуществляется в ходе разнообразных контактов, устанавливаемых между исследователем и учителем, воспитателем, вузовским преподавателем, мастером производственного обучения. Другим способом непосредственного использования педагогического опыта является изучение определенных литературных источников. К ним относятся статьи, публикуемые в научно-методических журналах, доклады, прочитанные на педагогических чтениях, научно-практических конференциях.

Обычно в методическом обзоре научно-педагогической литературы каждый исследователь раскрывает свой подход к подбору литературных источников, содержащих важный настановчий и обобщающий фактический материал, о способах и средствах обучения, о рационализаторские приемы организации учебного процесса, о сознательно создаваемые внешние условия его совершенствования и т. п, свою классификацию этих источников. Важно, чтобы исследователь при рассмотрении очерченного круга литературных источников под углом зрения своей проблемы, а также психологической и педагогической их эффективности наметил пути рационального их использования в научно-исследовательской работе.

Ознакомление с опубликованными по теме исследования научными трудами начинается сразу после разработки идеи, то есть замысла научного исследования, который находит свое отражение в теме и рабочей программе исследования. Такая постановка дела дает возможность целенаправленнее искать литературные источники по выбранной теме и лучше проработать материал, опубликованный в трудах других ученых, ибо истоки основных вопросов проблемы почти всегда заложены в более ранних исследованиях.

Литературный афоризм утверждает: «Изучать явление без книг — это начать плавание в неизведанном море без карты, изучать же книги без практической работы — это значит вовсе не выйти в море». Конечно, проводя исследования приходится прочесть довольно много книг и статей, из которых только незначительная часть будут по настоящему изучены и проанализированы. Поэтому необходимо пользоваться двумя видами чтения: «быстрого» и «медленного».

«Быстрое» чтения (чтения «по диагонали») должно ответить на вопрос, стоит ли данную статью или книгу внимательно изучать.

После того, как просмотрены всю имеющуюся на данный момент литературу, можно приступить к «медленного» чтению, к более глубокому ее изучению, переходя от простого материала к более сложному. Надо начинать с книг, впоследствии — статьи, сначала изучать отечественные источники, а потом — иностранную литературу.

При чтении отобранной литературы надо делать пометки, желательно на одной стороне листа стандартного формата; это дает возможность в дальнейшем компоновать материал в любом порядке или, как говорят, пользоваться методом «клея и ножниц». Читая источники, лучше записать больше, потому что заранее не всегда известно, что из этого материала может понадобиться повторный поиск — лишняя потеря времени.

Очень большое значение имеет обработка записей по мере их накопления. Здесь нужно проявить максимальную организованность, граничащая с педантизмом. За систему хранения записей следует взять первоначальный план исследования. Полезно для каждого раздела завести отдельную папку, куда складывать все выписки относительно этого раздела в последовательности, соответствующей изложению материала.

Потом весь материал надо систематизировать, то есть разместить в соответствии с планом, исключить лишнее (дубли, материалы, пересекаются и др.).

Дальнейшая обработка материала должна дать ответ на вопрос о полноте собранной информации, ее достаточно для работы.

Как найти нужную литературу? Есть два пути получения библиографической справки: заказ в специализированном информационном учреждении (информационном подразделении учреждения) или самостоятельный поиск. Надо отметить, что несмотря на высокую квалификацию работников информационных служб, они никогда не поймут литературу так, как нужно исследователю, хоть и сохранят ему много ценного времени. Научный работник в поиске литературы должен сначала выяснить перечень периодических изданий, от которых можно надеяться необходимой информации. Хорошо составленный список даже при беглом знакомстве с заголовками источников помогает осознать объем нужной информации. Необходимо просмотреть все виды источников, содержание которых связано с темой исследования. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, печатаемые документы (отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации, депонированные рукописи, материалы зарубежных изданий), официальные материалы. Если такой перечень окажется очень большим, следует ограничить параметры библиографического поиска: язык, страна, год издания и т.др. Когда по данному вопросу существует библиографический справочник, надо его использовать, одновременно проверив его полноту. Начинать поиск стоит с новой литературы, а потом постепенно «разматывать клубок», пользуясь ссылками на другие источники.

Еще одним источником информации о литературе по теме есть прикнижкова, или пристатейна библиография или ссылки на книги и статьи, что дадутся постранично. Этим источником не следует пренебрегать, потому что они могут быть непосредственно относящимися к теме исследования. Уже на этапе предварительного ознакомления с литературой следует обратиться к библиографии книг и статей и пополнять из этого источника список литературы собственного исследования.

Состояние изученности темы целесообразно анализировать с информационных изданий, целью выпуска которых является оперативная информация как о самих публикациях, так и наиболее существенные моменты их содержания. В настоящее время выпуском информационных изданий занимаются Украинский институт научно-технической и экономической информации (УкрНТЕІ), Книжная палата Украины, центральные научные библиотеки, Институт регистрации информации НАН Украины (электронная газета «всем», реферативный журнал «Источник»), службы научно-технической информации министерств и ведомств, некоторых научных учреждений.

Поиск литературы и предварительное ознакомление с ней сопровождаются соответствующей работой. Если название книги отражает выбранную тему, то следует выписать на специальную карточку входные данные: фамилию, инициалы автора, название книги или статьи, место издания (город и издательство, для статьи указывают название журнала или сборника, год издания и количество страниц, для статьи, кроме года, указывают номер журнала и страницы, на которых размещена статья).

Особенно следует остановиться и подчеркнуть необходимость использования для составления списка литературы (библиографии) карточек. Лучше всего использовать специальные каталожные карточки, производятся из плотной бумаги, одинакового размера. Использование карточек создает выгоду и экономит время в работе с литературой. Когда исследователь приступает к литературному оформлению научной работы, возникает необходимость ссылаться на литературные источники, поэтому список должен быть оформлен раньше, чем начнется непосредственная работа над текстом. Карты позволяют сделать такой список очень быстро, без затрат времени и усилий. Достаточно составить карточки с исходными данными литературных источников, используемых в тексте, в алфавитном порядке и скрепить. Список литературы готов. Остается пронумеровать карточки, если ссылки делаются с указанием номера литературного источника без трокових сносок. Это самая удобная форма ссылок на литературные источники. Переписывать список литературы при такой форме ведения записей необходимо всего лишь один раз — в окончательном оформлении текста научной работы.

Если какие-то из литературных источников не используется в тексте, то достаточно отложить карточку с исходными данными в сторону и не нужно делать никаких викреслювань.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

После того как исходные данные зафиксированы на все имеющиеся в каталоге литературные источники имеет смысл их систематизировать, то есть определить порядок, в котором они будут изучаться. После этого можно заказывать их.

Знакомство с литературным источником осуществляется в определенной последовательности: 1) сначала знакомятся с названием; 2) затем читают аннотацию; 3) следующий шаг — знакомство с разделами книги; 4) если книга имеет научный аппарат (предметный, именной указатель), то можно воспользоваться им для выборочного чтения; 5) наконец, знакомство с текстом разделов и параграфов — чтение как сплошное, так и выборочное в зависимости от источника.

Знакомство с аннотацией, разделам, предметным, именным указателем, бігле (ознакомительное) чтение следует сопровождать аналитическими записями. Они могут иметь вид: 1) аннотирование, критических замечаний, отдельных выписок прямо на карточке после беглого чтения; 2) сжатое конспектирование отдельных разделов книги после выборочного чтения; 3) подробного конспекта отдельных разделов или всей работы, если она имеет прямое отношение к теме исследования.

Уже на этапе предварительного знакомства с литературой книги и статьи для подробного конспекта откладываются. Во время чтения книг можно руководствоваться образной совету Ф. Бэкона, который писал, что есть книги, которые надо только попробовать (посмотреть аннотацию, разделы), есть такие, которые лучше всего проглотить (прочитать беглым чтением) и лишь немногие стоит разжевывать и переваривать (прочитать сплошным медленным чтением и подробно законспектировать). В зависимости от цели и задач конкретного научного исследования используют различные способы библиографического поиска: хронологический, обратно-хронологический, сравнительно-хронологический.

Хронологический применяется для выяснения того, как развивалось изучение какого-либо явления, когда появились первые исследования по теме, как они изменились со временем, что накоплено на сегодняшний день, что осталось неизвестным и др.

Возвратно-хронологический — это способ, при котором исходят из новейших исследований, чтобы затем под этим углом зрения обратиться к более ранних публикаций.

Сравнительно-хронологический средство дает возможность проследить развитие нескольких точек зрения, концепций, теорий, касающихся одного и того же явления.

Наиболее важные книги и статьи необходимо обязательно прочитать в оригинале. Изучив литературный источник, сразу следует сделать его полное библиографическое описание. Никогда не полагайтесь на свою память, запишите на карточках необходимое и замечания к каждому источнику.

Изучая литературу не пытайтесь только заимствовать материал. Параллельно обдумываем найденную информацию. Этот процесс должен продолжаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания. Обычно используется не вся информация, содержащаяся в определенном источнике, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме исследования и поэтому наиболее ценна и полезна. Таким образом, критерием оценивания изученного является возможность его практического использования в диссертации.

Изучая литературные источники, нужно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем ими было легко пользоваться. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом, а разрабатывая широкую проблему, уметь делить ее на части, каждую из которых продумывать в деталях. Возможно, часть полученных данных окажется бесполезной, очень редко они используются полностью. Поэтому необходимы тщательный отбор и оценивание их. Отбор научных фактов — не простое дело, это не механический, а творческий процесс, требующий целеустремленной работы.

Надо подбирать не любые, а только научные факты. Понятие «научный факт» значительно шире и многограннее, чем понятие «факт», что применяется в повседневной жизни. Когда говорят о научных фактах, то понимают их как составные элементы основы научного знания, отражение объективных свойств вещей и процессов. На основании научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы.

Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность. Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до этого времени предмет, явление или процесс. Это не обязательно научное открытие, но новое знание о том, чего мы до сих пор не знали.

Точность научного факта определяется объективными методами и характеризует совокупность наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количественных и качественных определений.

При отборе фактов надо быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. В самом деле, сущность нового в науке не всегда отчетливо видна самому исследователю. Новые научные факты, иногда довольно значительные, именно из-за того, что их значения недостаточно раскрыто, могут надолго оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Достоверность научного факта базируется на его безусловном реальном существовании, которое подтверждается при построении аналогичных ситуаций. Если такого подтверждения нет, то нет и достоверности научного факта Достоверность научных фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и характера их информации Очевидно, что официальное издание, опубликованное от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержит материалы, точность которых вызывает меньше сомнений.

Известно, что наблюдения в педагогических исследованиях предполагает фиксацию различных фактов. Фиксация фактов позволяет более точно описать исследуемые педагогические явления, учебно-воспитательный процесс.

Очень важный фактический материал исследователь может получить из документов (под документом социологи понимают средство передачи или сохранения информации). Круг документов, отражающих различные стороны деятельности учебного заведения, широкий. В педагогической литературе документы классифицируют по-разному.

По форме фиксации документы делятся на: письменные (директивные и учебно-программные документы, рабочие перспективные и текущие планы, протоколы, отчеты), статистические (таблицы, графики и тому подобное), образные или графические (кино и фотодокументы), фонетические (магнитофонные записи).

Иногда используют классификацию документов, основанием которой служит характер их использования. В связи с этим выделяются три группы документов: 1) позволяющие восстановить некоторые педагогические явления; 2) позволяют сделать некоторые выводы об их авторов (преподавателей, мастеров производственного обучения, учащихся и др); 3) позволяющие иллюстрировать педагогические явления (для приведения примеров, ссылок и др.).

Принято и более упрощенную классификацию документов:

1) документы, отражающие деятельность педагогического коллектива (расписание занятий, классный журнал, учебно-методическая документация и тому подобное);

2) документы, отражающие деятельность учащихся (дневник, рабочая тетрадь, контрольная работа, творческое изделие и др.).

При анализе документации применяются методы, которые объединяются в две основные группы: традиционные методы анализа; количественные методы анализа (контент-анализ).

Первая группа объединяет все мыслительные операции, направленные на интерпретацию данных определенной точки зрения. Конечно, информационные данные, которые интересуют исследователя, находятся в документе в скрытой форме. Превращение этой формы и представляет собой интерпретацию его содержания.

Традиционные методы анализа используются при внешнем и внутреннем анализе документов. Благодаря внешнему анализу устанавливаются вид, форма документа, время и место появления, его автор, контекст, надежность и достоверность. Внутренний анализ — исследование содержания документа, характеризующего изучаемое педагогическое явление. Такой анализ раскрывает глубинные, скрытые стороны содержания документа.

Хотя внешний и внутренний анализ документов является самостоятельным творческим процессом, существуют общие требования к его проведению, установленные в виде следующего формализованного перечня вопросов:

1. Что представляет собой документ? Кто его автор?

2. С какой целью создан документ? Какова его надежность?

3. Какова достоверность зафиксированных в нем данных?

4. Какой общественный резонанс документа?

5. Который фактическое содержание документа?

6. Какова ценность содержания документа?

7. Выводы о фактах, содержащихся в документе.

8. Выводы о оценочные установки, содержащиеся в документе.

9. Выводы об авторе документа.

10. Полнота данных, содержащихся в документе.

Сущность количественных методов анализа документов (контент-анализ) заключается в определении признаков, черт, свойств документа, что легко подсчитываются и которые отражают определенные существенные стороны его содержания. Только в этом случае качественное содержание документа становится удобным для измерения.

Контент-анализ — это техника выведения заключения за помощью выявленных объективных характеристик текста. Использование контент-анализа содержит в себе ряд стандартизированных процедур. Его применение необходимо тогда, когда несистематизированный материал большой по объему; категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах; для изучения проблемы важное значение имеет язык изучаемого источника информации.

источник

Литературный обзор входит в структуру любой научной работы, в частности и в состав дипломного проекта. Обычно в нём представлены те точки зрения на рассматриваемую проблему, которые существуют на данный момент времени. В этом разделе автор дипломной работы должен проанализировать все имеющиеся у него источники, а также на основе этих знаний вывести что-то новое, то, что он точно сможет назвать своим вкладом в разработку исследуемой темы.

На самом деле разбор списка литературы может быть оформлен совершенно по-разному. В одних случаях ему уделяется несколько абзацев во введении. В других, наоборот, под анализ библиографии отводится целый раздел.

Стоит заметить, что вопрос оформления в каждом вузе решается индивидуально, поэтому вам не помешает проконсультироваться со своим научным руководителем на данную тему.

В этой статье мы рассмотрим, как именно в большинстве дипломных работ прописывается этот раздел, а также узнаем, что в нём обычно пишут.

  • Перед тем как начать составлять анализ, изучите имеющиеся у вас источники. Если у вас под рукой не имеется различных электронных ресурсов, то сходите в библиотеку. Возможно, там вам помогут найти практически всю нужную информацию. В данном случае преимущество печатных книг состоит в том, что в них, в отличие от сканированных копий книг, что выложены в интернете, полностью сохранены выходные данные.
  • Занимаясь с источниками, записывайте всю опорную информацию по прочитанным книгам, статьям, монографиям. Также можно завести тетрадь, в которой вы будете фиксировать самые важные мысли из прочитанных вами источников, а также записывать наиболее важные цитаты.
  • Не откладывайте написание обзора на самый последний момент. Перед тем как начать составлять текст этого раздела, пометьте для себя, в какой последовательности будут представлены литературные источники. Стоит заметить, что в данном случае всё зависит от той логики повествования, которую вы выберете.
  • За основу работы можно взять хронологический принцип. Он сможет наглядно показать, как со временем менялся научный взгляд на рассматриваемую проблему. Здесь же вы можете отметить имена учёных, что разрабатывали до вас данную тематику. Также будет не лишним указать, чего они добились в исследованиях.
  • Если вас не устраивает хронологический порядок, то можете группировать источники по темам, либо включать в одну группу такие материалы, в которых имеется что-то общее. И уже на этой основе выводить дальнейшие выводы.
  • Работы своих предшественников нужно анализировать, как можно более критически, подмечая как все плюсы, так и минусы проводимых раннее научных исследований. Описывая прошлые неудачи своих коллег, заострите внимание на тех причинах, что не позволили учёным продвинуться дальше в изучении представленной вами проблемы. Здесь вы как раз сможете чётко обозначить, что получилось сделать для дальнейшей проработки этой идеи.
  • В заключительной части своего обзора напишите, сумели ли данные исследователи выполнить по максимуму свои задачи или нет.
  • Не стоит торопиться выкладывать своё видение исследуемой темы прямо в литературном обзоре. Лучше напишите, что именно вас подтолкнуло к исследованию данного материала, а также к желанию открыть в нём нечто новое.
  • Лучше всего обзор на библиографические источники писать всё время, как вы будете работать над дипломом. Возможно, вы что-то подправите в своём тексте либо, наоборот, выкинете из него, а, может быть, даже часть перепишете.

Работая над обзором, не позволяйте себе иронически отзываться о людях, что рассматривали эту проблему до вас, а также ставить под сомнение их компетенцию. Ведь вы отчасти черпаете информацию именно из этих открытий.

Отвечая на вопрос, заявленный в заголовке нашей статьи, стоит отметить, что хороший анализ литературы, задействованной при написании выпускной квалификационной работы или дипломного проекта включает в себя следующие компоненты:

  • систематическую работу над данным разделом;
  • внимательный отбор подходящих библиографических источников;
  • их компоновку по определённым признакам;
  • анализ прочитанного материала, поиск закономерностей и т. д.

В заключение хотелось бы сказать, что написание обзора на список литературных источников помогает разобраться в исследуемой проблеме на основе прочтения трудов своих предшественников.

Изучая труды других людей, вы, таким образом, подготавливаете почву для своих собственных. А также начинаете ещё лучше разбираться в специфике исследуемого вопроса, глубже проникая во все тончайшие нюансы разрабатываемой вами темы.

Так что получается, что все части дипломной работы на самом деле тесно связаны друг с другом, поэтому ни одну из них нельзя игнорировать в процессе работы.

В случае если у вас возникнут затруднения с написание литературного обзора к дипломной работе, эксперты образовательного центра DissHelp.ru окажут посильную помощь в подготовке литобзора на высшем профессиональном уровне, достаточно просто оформить заказ с указанием всех требований по выполнению вашего задания.

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

источник